Подлодка черная дыра: «Черная дыра»: как в СССР создали самую бесшумную подлодку в мире

«Черные дыры» для НАТО. ВМФ России получит новые «Варшавянки»

Минобороны России утвердило план передачи Тихоокеанскому флоту дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка», в ближайшее время на вооружение поступят шесть новых субмарин. Об особенностях этого проекта и его востребованности – в материале «Газеты.Ru».

Главком ВМФ России Николай Евменов уточнил, что корабли, предназначенные для Тихоокеанского флота, будут построены с учетом особенностей эксплуатации на Дальнем Востоке, а также напомнил, что «Варшавянки» уже «доказали свою эффективность в действиях против террористов в Сирии».

«Армения потребует у России вывести 102-ю военную базу»

Обострение конфликта между Ереваном и Баку в районе Сюникской области Армении привлекло новых…

23 ноября 16:22

Подлодки проекта 636 «Варшавянка» – модернизированный проект дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус», разработанных в СССР в конце 1970-х годов.

«Варшавянки» по сравнению с «Палтусами» имеют более высокую боевую эффективность. Как сообщается на сайте Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в этих субмаринах «сочетаются акустическая скрытность и дальность обнаружения целей, они оснащены новейшими навигационными и управляющими системами, мощным торпедно-ракетным вооружением».

Изначально подлодки проекта 636.3 «Варшавянка» предназначались для экспорта странам Варшавского договора, но проект стал серийным уже после распада СССР. Поэтому союзники СССР его получить не успели.

«Позднее предполагалось, что для ВМФ РФ будет строиться новая подлодка проекта 677 «Лада», но во второй половине 2000-х годов стало понятно, что дело с серийным строительством «Лад» пока не идет. Поэтому решили заказать для ВМФ РФ серию «Варшавянок».

Их усовершенствовали, но косметически: доработали оборудование, гидроакустику, поставили новое поколение систем управления», – рассказал «Газете.Ru» научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник.

Крамник отметил, что дизель-электрические подлодки Германии, Южной Кореи, Японии более современные, они имеют воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ).

«Дизель-электрические подлодки многих стран оснащены такими установками. Она позволяет дизелю работать под водой без доступа атмосферного воздуха. Это резко увеличивает дальность плавания, делая его продолжительность под водой сравнимым с продолжительностью плавания атомной подлодки», – рассказал Крамник.

Эксперт отметил, что пока у России нет ВНЭУ в принципе, но ведутся разработки. В частности, этим занимается КБ «Рубин».

«Адмирал Нахимов» вернется в строй. Почему его боятся в США

В 2023 году на боевую службу должен вернуться тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал…

24 ноября 16:07

«Что касается новой отечественной ВНЭУ, то это дело будущего, а не сегодняшнего дня. Это экспериментальные и опытно-конструкторские работы, которые еще предстоит осваивать российским кораблестроителям», – рассказал «Газете. Ru» бывший командующий дивизией подводных лодок Северного флота России, контр-адмирал Всеволод Хмыров.

В свою очередь, эксперт Российского совета по международным делам Алексей Куприянов отметил экспортные возможности «Варшавянок».

«Основные плюсы этих субмарин в том, что они малошумны – за это в НАТО их прозвали «черной дырой». Они хорошо подходят и для службы в теплых морях, тропических водах. Экспортный потенциал «Варшавянок» для стран Юго-Восточной Азии довольно высок», – отметил эксперт.

В тропических водах эти подлодки были опробованы Индией.

«Индия – единственная страна в мире, у которой подлодки появились позже, чем авианосцы. Индия считает полноценным только тот флот, который обладает развитыми подводными силами, поэтому она искала нормальные подводные лодки, желательно максимально малошумные. «Варшавянки» как раз отвечали этому требованию», – сказал Алексей Куприянов.

По словам эксперта, тогда же «Варшавянки» продемонстрировали и возможности по их модернизации – индийцы настаивали на увеличении боевых возможностей субмарин, отправляли их на ремонт в Россию, и здесь они необходимым образом модернизировались.

Боевой корабль проекта 877

Космонавты – конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения. Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.

Олег Макаров

Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где не так давно субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по-прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».

Только электричество

Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.

877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте

Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг».

Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».

«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».

Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.

Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.

Перископ — навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.

Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека. В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.

«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

Российская подводная лодка класса «Кило»: «черная дыра», которую ВМС США ненавидят мир. На пике своего развития в 1980 году отряд насчитывал 480 лодок. Сегодня подводные силы ВМФ России представляют собой лишь оболочку прежнего «я», но это не значит, что их следует небрежно сбрасывать со счетов, тем более что Москва приложила новые усилия для модернизации своего подводного флота.

Важнейшим компонентом подводных сил являются подводные лодки класса Kilo , советское обозначение того, что первоначально использовалось для проекта 877 Paltus . Эти подводные лодки строились до середины 1990-х годов, когда Москва перешла на более совершенный вариант проекта 636  «Варшавянка  «, который до сих пор известен на Западе как класс «Кило «. Подводные лодки были разработаны для борьбы с подводными лодками (ASW) и борьбы с надводными кораблями (ASuW), а также для общих разведывательных и патрульных задач.

Четвертая лодка прибыла

В этом месяце по данным судостроительного завода Admiralty Wharves (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) спущена на воду четвертая модифицированная подводная лодка проекта 636.3 проекта «Варшавянка» проекта проекта «Уфа», сообщает NavyRecognition.

Согласно сообщениям российских СМИ, контракт на строительство серии шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота России был подписан в сентябре 2016 года, а головная подводная лодка класса Петропавловск-Камчатский , передана ВМФ России 25 ноября 2019 года. Вторая подводная лодка проекта 636.3, Волхов , впоследствии передана флоту 24 октября 2020 года, а третья подводная лодка Магадан вошла в состав кораблестроителей. ходовые испытания 25 июня 2021 года. Он был передан ВМФ России в октябре прошлого года.

«Черные дыры России»

Модифицированные подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка» класса (название по классификации НАТО: Improved Kilo -II) относят к третьему поколению больших дизель-электрических подводных крейсеров. Лодки, получившие в ВМС США прозвище «Черные дыры», были разработаны для работы на мелководье в прибрежных водах и выполняют противолодочные и противолодочные задачи.

Улучшенный класс Кило -II отличается более высокой боевой эффективностью по сравнению с предшественниками, в том числе сочетанием акустической скрытности и дальности обнаружения цели, а также новейшим инерциальным навигатором, развитой автоматизированной информацией и управлением система, более мощная скоростная торпеда и улучшенное ракетное вооружение. Катера способны обнаружить подводную лодку противника на дальности, в три-четыре раза большей, чем она может быть обнаружена.

Подводные лодки проекта 636. 3 имеют длину 74 метра и водоизмещение более 3900 тонн, а благодаря прочному корпусу подводные лодки имеют рабочую глубину 240 метров и могут погружаться на максимальную глубину 300 метров, дальность действия до 7500 метров. миль. Российские подводные лодки считаются одними из самых тихих подводных крейсеров в мире, лодки могут двигаться со скоростью до двадцати узлов, а их автономность в море составляет сорок пять суток. Каждая подводная лодка несет по шесть торпедных аппаратов, а экипаж состоит из пятидесяти двух подводников.

Подводные лодки проекта 636.3 вооружены крылатыми ракетами наземного нападения «Калибр»/»Клаб», противокорабельными и противолодочными ракетами. 3М-54 «Калибр», также именуемый 3М54-1 «Калибр», 3М14 «Бирюза» (SS-N-27 Sizzler и SS-N-30A), 91Р1 и 91РТ2 — семейство российских крылатых ракет, разработанных ОКБ «Новатор». (ОКБ-8). «Калибр» может быть запущен из торпедных аппаратов, когда лодка находится в подводном положении.

Каждая из лодок класса Kilo также оснащена 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и несет в общей сложности 18 торпед.

В настоящее время старший редактор 1945 года, Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя дюжинами журналов, газет и веб-сайтов. Он регулярно пишет о военной технике и является автором нескольких книг о военных головных уборах, в том числе «Галерея военных головных уборов», которая доступна на Amazon.com. Питер также является автором статей для Forbes.

В этой статье:Класс Кило, Подводная лодка класса Кило, НАТО, Россия, ВМФ России, ВМС США

Биография эксперта: Старший редактор в 1945 году, Питер Сучиу — писатель из Мичигана, который за свою двадцатилетнюю журналистскую карьеру написал более четырех десятков журналов, газет и веб-сайтов, опубликовав более 3000 статей. Он регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности и международных делах. Питер также является автором статей для Forbes. Вы можете следить за ним в Твиттере: @PeterSuciu.

Эта российская подводная лодка является самой тихой в мире.

НАТО называет это «черной дырой»

НАТО называет эту российскую подводную лодку «Черной дырой» по одной пугающей причине

Основу российского неатомного флота составляют подводные лодки «проекта 877», которые на Западе называют субмаринами класса Kilo, пишет TNI . ВМС США дали им прозвище «черная дыра», потому что они очень невидимы.

Кайл Мизоками

В отличие от ВМС США, которые полностью полагались на ядерные двигатели, Россия имеет как дизельные, так и атомные подводные лодки. Россия использует атомные подводные лодки для длительного патрулирования открытого океана, а ее дизельного флота вполне достаточно для конфликтов в Европе, на Ближнем Востоке и в ближнем зарубежье.

Основу неатомного флота России составляют подводные лодки «проекта 877» («Палтус»), которые НАТО и Запад называют подводными лодками класса «Кило». ВМС США дали им прозвище «черная дыра» за то, что усовершенствованные модели «Палтусов» очень незаметны. Эти подлодки производились более-менее непрерывно в течение 30 лет, что говорит об их эффективности в море.

Изначально подводные лодки типа «Кило» создавались для обслуживания военно-морских сил стран Варшавского договора, заменяя старые лодки типа «Виски» ( «Проект 613», — прим. перев. ) и «Фокстрот» ( «пр.641», — прим. перев. ). Длина подлодки составляет всего 238 футов (около 73 метров), ширина — 32 фута (около 10 метров), подводное водоизмещение — 3076 тонн. Ее экипаж состоит всего из 12 офицеров и 41 рядового, а также может обходиться без пополнения запасов до 45 дней.

Эти катера оснащены двумя дизель-генераторами и электроприводом, что обеспечивает им достаточную мощность для движения со скоростью 10 узлов на поверхности и 17 узлов под водой. Они не быстрые. У них дальность от 6000 до 7500 морских миль, а значит, они могут патрулировать тысячу морских миль от штаба Северного флота России, а затем отправиться на Кубу.

Они тоже не умеют глубоко нырять. Согласно книге «Военные корабли мира», подводные лодки класса Kilo могут погружаться на максимальную глубину 984 фута (350 метров). Эти лодки особенно хорошо работают на мелководье, так как пара туннельных гребных винтов, приводимых в действие тихоходными двигателями, позволяет им работать ближе к морскому дну.

Эти подводные лодки используют различные технологии шумоподавления. В описаниях указано, что его корпус имеет форму, примерно напоминающую каплю, что значительно снижает сопротивление воды при движении по сравнению со старыми моделями времен Второй мировой войны. Силовая установка изолирована резиновым основанием и поэтому не соприкасается с корпусом, что препятствует превращению вибраций в шумы, слышимые за пределами лодки. Подлодка имеет безэховое покрытие, не позволяющее отражаться от нее шумам, что иногда придает подводной лодке тяжеловесный вид на фотографиях. Система регенерации воздуха может снабжать экипаж кислородом до 260 часов, а это значит, что субмарина может находиться под водой почти две недели.

В состав сенсорной аппаратуры входят гидроакустический комплекс МГК-400 «Рубикон» (по классификации НАТО: Shark Gill — «акульи жабры»), обнаруживающий шумы низкочастотного и звукового диапазона, а также радиопеленгатор с пассивная антенная решетка на корпусе. Также эти подводные лодки оснащены высокочастотным радаром MG519 «Мышиный рев» (MG519 Mouse Roar) с целью классификации целей и ухода от мин. Для нормального плавания на поверхности моря подводные лодки типа «Кило» имеют РЛС МРК-50 «Альбатрос».

Наконец, эти подлодки имеют шесть торпедных аппаратов стандартного диаметра 533 мм, которые изначально предназначались для несения самонаводящихся торпед и 18 противолодочных ракет комплекса «Вьюга» (SS-N-15A Starfish по классификации НАТО). На последних выпущенных лодках этого класса два торпедных аппарата способны выпускать дистанционно управляемые торпеды. Также уникальной особенностью этого класса было наличие места, где может разместиться матрос с переносным зенитно-ракетным комплексом «Игла», предназначенным для поражения низколетящих воздушных целей.

Советский Союз имел в эксплуатации 24 подводные лодки типа «Кило», 11 из которых до сих пор используются в России. Один был продан в Польшу, и он до сих пор в рабочем состоянии, другой, проданный в Румынию, уже вышел из строя. Десять были проданы Индии: девять из них эксплуатируются до сих пор, а одна загорелась и затонула в августе 2013 года. У Ирана три субмарины этого класса, у Алжира две. Две такие лодки купил Китай после окончания холодной войны.

Эти подводные лодки стали одними из первых боевых кораблей, которые Россия начала строить после распада СССР. Усовершенствованный вариант подводных лодок класса «Кило», известный как «Проект 636.3» или «Варшавянка» (по классификации НАТО — «Улучшенный Кило»), был разработан для модернизации флагманских подводных сил России и получения валюты от экспорта.

«Проект 636.3» по сравнению с предыдущей версией улучшен по всем параметрам. Размеры подлодки остались практически прежними, но был изменен изгиб корпуса с целью улучшения его гидродинамических свойств. Он стал еще тише благодаря лучшей изоляции механизмов, часть из которых перенесена в другие части лодки, где они производят меньше шума. Кроме того, по сравнению с предыдущими версиями дальность полета подлодки увеличилась на 25%. Однако большинство гидроакустических систем остались такими же, как и в исходной версии класса Kilo.

Одним из основных усовершенствований подводных лодок «проекта 636.3» стала возможность запуска с них крылатых ракет «Калибр», получивших экспортное наименование «Клаб».

Китайская Народная Республика стала одним из первых покупателей подводных лодок проекта 636.3, приобретя десять штук в 1990-е годы. Очевидно, они были разделены между Восточным и Южным флотами. Еще одним покупателем стал Алжир, купивший две обновленные подводные лодки класса Kilo в дополнение к паре оригинальных.

Сама Россия заказала шесть таких подводных лодок для усиления собственного подводного флота. Последняя из них, подводная лодка «Колпино», покинула Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге в 2018 году. Россия, по-видимому, приостановила дальнейшие закупки подводных лодок класса «Кило», пытаясь перейти на класс «Лада».

Класс Kilo оказался очень успешным как в техническом, так и в экспортном отношении.