Поколения истребителей: Поколения истребителей — от МиГ-15 до Су-57

Содержание

Поколения истребителей — от МиГ-15 до Су-57

Уже прошло 12 лет с тех пор, как 29 января 2010 года в воздух поднялся первый российский и второй в мире истребитель пятого поколения — Т-50 ОКБ Сухого (ныне — Су-57). Первым истребителем пятого поколения стал американский F-35 (Примечание: если уж «по-честному», то первым нужно считать F-22. Однако учитывая то, что этот самолет, во-первых, проигрывает в учебных боях даже «поколению 4,5», а во-вторых, хозяева постоянно находят причины, чтобы не пускать его работать по прямому назначению, будем считать его просто чрезвычайно дорогим экспериментом США). На данный момент оба самолета (а также присоединившийся  к ним китайский J-20) пошли в серию, но все ещё проходят испытания и доработки «на ходу».

Российский истребитель пятого поколения Т-50

Какие задачи решают истребители пятого поколения и почему в настоящее время сразу три страны (Россия, США и Китай) прилагают все усилия, чтобы обзавестись своей машиной этого класса? Чтобы ответить на этот вопрос, сперва необходимо разобраться – что представляют собой поколения истребителей.

Содержание

  • 1 Поколения истребителей
    • 1.1 Первое поколение истребителей:
    • 1.2 Второе поколение истребителей:
    • 1.3 Третье поколение истребителей:
    • 1.4 Четвертое поколение истребителей:
    • 1.5 Поколение 4,5:
    • 1.6 Пятое поколение истребителей:
    • 1.7 Шестое поколение истребителей:

Первое поколение истребителей:

Дозвуковые и околозвуковые реактивные истребители – американские F-86 «Сейбр», советский МиГ-15 , МиГ-17, и даже немецкие Me 262 или английский «Глостер-Метеор». У всех этих истребителей была очень простая авионика, а их основным вооружением были скорострельные пушки с чисто ручным управлением. Все истребители первого поколения были во многом похожи на своих предшественников (более того — современников) с поршневыми двигателями, имели прямые (или очень малой стреловидности) крылья и были изготовлены из дерева и алюминиевых сплавов. Введение стреловидного крыла в начале 1950-ых г.г. позволило достичь околозвуковых скоростей, но увы, самолеты первого поколения на таких скоростях становились практически не управляемыми.

Все истребители первого поколения, по современной классификации были бы перехватчиками.

Их время: середина 1940-х, начало 1950-х г.г. 20 века.

Знаменитый МиГ-15: лучший представитель «первого поколения истребителей»

Второе поколение истребителей:

Сверхзвуковые истребители, такие как МиГ-19, МиГ-21, американскийF-104 «Starfighter» или французский «Мираж-III». У этих боевых самолетов уже появилось ракетное вооружение, они до сих пор состоят на вооружение некоторых стран.

Война в Корее наглядно показала две вещи: во-первых, то, что традиционное пушечное вооружение истребителей на высоких скоростях боя не слишком эффективно. А во-вторых, что ВВС слишком увлеклись воздушными погонями, забыв о том, что основная роль авиации — помощь наземным войскам. Итогом переосмысления роли авиации, стало массовое внедрение на истребители ракетного вооружения с радиолокационным и инфракрасным наведением, а также общий рост мощности двигателей и как следствие — скорости и массы самолетов.

Теперь к традиционной роли истребителя-перехватчика, добавилась также роль поддержки сухопутных сил — в арсенале истребителей появились ракеты воздух-поверхность и бомбы.

Время самолетов-истребителей второго поколения – 1950-е г.г. и середина 1960-х г.г.

МиГ-21, истребитель второго поколения. Самолет рекордсмен — из 12 тысяч машин этого типа некоторые до сих пор стоят на вооружении в развивающихся странах

Третье поколение истребителей:

Американские F-4 «Фантом» и F-111, советские МиГ-23 и МиГ-27, британский Hawker Harrier — представители военных самолетов третьего поколения. Оснащенные мощными радарами, крылом изменяемой стреловидности, они были почти в два раза тяжелее, и в то же время быстрее своих предшественников.

Если истребители второго поколения стали применятся как многоцелевые просто потому, что на это хватало заложенных конструкторами ресурсов, то боевые самолеты третьего поколения с самого начала проектировались как многоцелевые. Эти самолеты могут нести широкий спектр вооружений, включая ракеты класса «воздух-земля» и бомбы с лазерным наведением, и способны осуществлять перехват «воздух-воздух» за пределами прямой видимости. В состав бортовой авионики входят импульсно-доплеровские радары, системы наведения вне зоны видимости и предупреждения о столкновении с землей. За счет использования более экономичных двигателей, машины  третьего поколения как правило могут дольше находится  в воздухе и отличаются лучшей маневренностью по сравнению с предшественниками.

Конец 1960-х, середина 1970-х, однако некоторые типы этих машин продолжают оставаться на вооружении в различных странах до нынешнего времени.

МиГ-27 уже не встретить в воздушных войсках России, но в Индии это до сих пор основной боевой самолет

Четвертое поколение истребителей:

Фактически «наше время» — знаменитые МиГ-29, Су-27, F-16, Harrier II – все это боевые самолеты 4-го поколения. Каждый из них уже не может рассматриваться как единичный «самолет», наподобие истребителей Второй Мировой Войны, скорее здесь подойдет словосочетание «комплекс фронтовой авиации». Способные вести бой сразу с десятком целей, вооруженные высокоточным оружием, они состоят на вооружении большинства профессиональных армий современного мира.

Эксперимент с созданием «многоцелевого» боевого самолета в 1970-ых, был не таким успешным, как хотелось бы, поэтому к 1980-ым г.г., большинство авиаконструкторов вновь решили больше сосредоточится на роли истребителя в роли перехватчика (хотя и по прежнему способного выполнять войсковую поддержку). В конструкции этих машин активно начали применять композитные материалы, двигатели достигли мощности, что вместо термина маневренность, заговорили о сверхманевренности, самолеты стали гораздо более незаметными для радаров и получили мощную цифровую авионику, способную анализировать ситуацию в воздухе и корректировать действия пилота.

Если между первым и вторым поколения истребителей была не слишком большая разница, то между вторым и третьим она стала весьма ощутимой. Самолеты третьего поколения, в свою очередь, только в единичных случаях могут противостоять в бою самолетам 4-го поколения.

Су-27 — летающая легенда. Видя его в воздухе, невозможно поверить, что эта машина весит почти 40 тонн!

Поколение 4,5:

В настоящее время на вооружении России и других крупных стран, уделяющих много внимания своим вооруженным силам, состоят так называемые истребители «поколения 4,5» — те же машины, но прошедшие модернизации, значительно повышающие их боевой потенциал и спектр решаемых задач. К ним относятся, например, МиГ-29СМТ, Су-35 и др.

От машин 4-го поколения, боевые самолеты поколения 4,5 отличаются главным образом более продвинутой авионикой, более активным применением композитов, технологий незаметности для радаров, системами цифровой коммуникации и обмена данными.

Большая часть самолетов поколения 4 и 4,5 сейчас являются современными машинами, состоящими на вооружении ведущих государств.

Пятое поколение истребителей:

если для представителей предыдущих поколений истребителей довольно несложно отличить, где проходит грань их разделяющая, то с истребителями пятого поколения, все не так просто. Четкого определения — где же кончается «4,5» и начинается «5» все же нет, учитывая, что некоторые машины «4,5» имеют на борту фактически ту же авионику, что и в «5». Однако, если принять за основу тот факт, что российский Су-57, американские F-35 (ну и F-22), китайский j-20 — принадлежат именно к поколению «5» и выделить их основные сходства, можно вывести и список основных требований, предъявляемые к боевым самолетам пятого поколения:

  • Сверхманевренность
  • Повышенная скрытность самолёта по сравнению с предшественниками, как в радиолокационном, так и в инфракрасном диапазонах.
  • Универсальность в решении боевых задач – истребитель должен одинаково хорош при борьбе с воздушными, подводными и наземными целями.
  • Автоматическая многодатчиковая система обнаружения целей, управление огнем и анализа тактической информации.
  • Автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами установки помех.
  • Долговременный полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
  • Способность вести бой с противником приближающимся с любого направления, в том числе, многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя с несколькими целями.
  • Возможность практически мгновенного изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта, иными словами, разворота «на месте», без потери скорости.

Можно обобщить эту информацию в такую формулу: современные технологии позволили создать самолет, который в меньших габаритах, с меньшей заметностью и с большей маневренностью, позволяет решать широкой спектр универсальных боевых задач, заключающихся не только в ведении воздушного боя, но и эффективной поддержке наземных операций, координации военной операции и сборе разведывательной информации.

Все это стало возможно за счет беспрецедентной автоматизации, позволяющей значительно снизить нагрузку на экипаж, упростив работу пилота и позволив ему сосредоточится исключительно на выполнении боевых задач.

Таким образом: объединение и интеграция последних достижений техники с уже опробованными и проверенными на практике возможностями истребителей четвертого поколения, в итого и создают то, что мы называем истребителем пятого поколения.

Су-35 — истребитель поколения «4,5»

Как видно из сказанного, боевая машина (а точнее «перспективный комплекс фронтовой авиации») обладающая всеми вышеописанными качествами, способна в одиночку повлиять на успех военных кампаний. Её боевая ценность должна, при этом, компенсировать относительную немногочисленность таких истребителей, ведь по примерным подсчетам, стоимость того же Су-57 зашкаливает за 100 000 000 долларов (стоимость Су-27 примерно 30 000 000 долларов), а его «побратим» F-35 обходится дороже вдвое. При всем желании, даже богатейшие державы не смогут обеспечить себя сотнями истребителей пятого поколения.

Шестое поколение истребителей:

Поскольку истребители пятого поколения постепенно поступают на вооружение, сейчас внимание авиаконструкторов переключилось на самолеты будущего — т.н. «шестое поколение» боевых самолетов.

Требования к таким истребителям в настоящее время остаются предметом дискуссий, ведь даже истребители пятого поколения на данный момент ещё не показали весь свой потенциал. Скорее всего путь истребителей будущего — это путь дальнейшей эволюции существующих моделей, заключающийся в дальнейшей интеграции бортовой системы управления истребителя со сторонними системами — наземными радарами, беспилотными летательными аппаратами и т.п., и использования его не только как боевой единицы, но и универсального «передатчика», выполняющего функции координации различных наземных, воздушных и т.п. систем.

Пока остаются открытыми вопросы о том в какой степени самолет будущего будет управляться пилотом и насколько он будет автономен, а также его роль в выполнении функций воздушного командного центра. Полагаю, примерно к 2025 году мы сможем ознакомится с более конкретными требованиями к истребителям 6-го поколения.

Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов

Турции трудно дается истребитель пятого поколения / Вооружения / Независимая газета




Масштабная модель боевого самолета TF-X

на выставке Eurasia Air Show. 

Фото Владимира Карнозова


Ведущие в военном отношении страны НАТО уже начали получать истребители пятого поколения. В то время как Франция и Германия предпочли временно эксплуатировать платформы поколения 4+, чтобы в ближайшие десятилетия совершить скачок непосредственно к летательным аппаратам шестого поколения.


На этом фоне у Турции есть серьезные проблемы.


Исключение Турции из консорциума производства истребителя F-35 сильно подорвало военно-технические позиции Анкары. Кроме того, проблемы с двигателем проекта истребителя-невидимки (Milli Muharip Uçak или ММУ, ранее известная как TF-X) скорее всего лишат турецкие ВВС современных платформ как минимум на десять лет, а возможно, и дольше. Уже понятно, что истребители F-16 четвертого поколения будут составлять основу Военно-воздушных сил Турции в 2020-х годах.


ТЕЛЕГА ЗНАЧИТЕЛЬНО ОПЕРЕЖАЕТ ЛОШАДЬ


Планы Турции по созданию мини-авианосца, связанные с проходящим ходовые испытания десантным кораблем TCG Anadolu, также могут остаться мертворожденными – по причине отсутствия дополнительных закупок F-35B с функцией короткого взлета и вертикальной посадки (СВВП).


Изначально Военно-морские силы Турции планировали использовать авиакрыло F-35B в варианте СВВП для базирования на TCG Anadolu. Однако эти планы уже пересмотрены, и на турецком авианосце, как предполагается, будут базироваться беспилотные летательные аппараты (БПЛА), произведенные частной компанией Baykar.


В целом же развивающийся оборонный сектор Турции «творит чудеса» с беспилотными системами, однако сегмент пилотируемых истребителей отстает от ведущих стран НАТО.


Классификация боевых самолетов по поколениям остается ключевым параметром при их разработке. В настоящее время платформы пятого поколения, например, американский F-35 Joint Strike Fighter, уже привнесли новые веяния в боевые действия на Ближнем Востоке. Поскольку на F-35 установлено оборудование, позволяющее всемерно снизить его заметность.


Помимо машин пятого поколения, некоторые варианты летательных аппаратов подпадают под категории гибридного поколения 4,5 или 4++. Это такие истребители, как Eurofighter Typhoon, F/A-18 E/F Super Hornet и JAS-39 Gripen. Они отличаются от четвертого поколения (например, от F-16) новыми радарами с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), бортовыми комплексами, подходящими для сетецентрических систем управления боем.


На этом фоне в 2020-х годах Турции предстоит столкнуться с серьезной проблемой перевооружения ВВС. После исключения страны из консорциума F-35 (по причине закупки зенитных ракетных комплексов С-400 у России), а также с учетом нынешних сроков и ожидаемых проблем с местной программой истребителей TF-X, ВВС Турции в течение как минимум десятилетия не смогут эксплуатировать платформы пятого поколения.


Кроме того, на фоне последствий пандемии коронавируса и спецоперации ВС РФ на территории Украины шансы Турции получить удобную временную замену в форме летательного аппарата поколения 4,5 невелики. В целом турецкие ВВС должны будут полагаться на F-16 четвертого поколения, хотя и с некоторыми важными особенностями модернизации.


НА ВЫДУМКИ ХИТРА


Анкара предпринимает попытки свести к минимуму эксплуатационные недостатки, вытекающие из ее исключения из программы F-35. Первой мерой является снижение роли F-16 в рамках решения задач по размещению боеприпасов класса «воздух-земля». Хотя именно эти машины составляют основу сдерживающей силы турецкой авиации и будут выведены из эксплуатации только в 2030-х годах.


Также Турция может выиграть время для своих истребителей-бомбардировщиков F-4 (которых по состоянию на 2022 год насчитывается около 30 единиц) путем отсрочки их вывода из эксплуатации посредством тщательного выполнения плана технического обслуживания.


Еще одна идея, пропагандируемая турецкими военными аналитиками, заключается в том, чтобы запустить в серийное производство тяжелый беспилотник Akinci и легкий штурмовик Hürkuş-C, которые ожидают ввода в эксплуатацию. С тем чтобы они частично взяли на себя функции штурмовиков.


Трудоемкий в производстве БПЛА Akinci производства компании Baykar (которая также производит тактические БПЛА Bayraktar TB-2) будет иметь впечатляющую боевую нагрузку – около 1350 кг. Такая грузоподъемность позволит платформе нести некоторые тяжелые боеприпасы, в том числе турецкие крылатые ракеты воздушного базирования SOM и интеллектуальные боеприпасы (JDAM).


Проходящий в настоящее время испытания турбовинтовой учебно-тренировочный самолет (в других модификациях штурмовик) Hürkuş-C планируется снарядить 12,7- и 20-мм орудиями, различными боеприпасами класса «воздух-земля». В качестве дополнительной защиты на него будут установлены бронированные конструкции и средства противодействия переносным зенитным ракетным комплексам (ЗРК). Предполагается, что новые легкие штурмовики Турции могут обеспечить поддержку с воздуха в относительно безопасном воздушном пространстве.


НЕБЕСНАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА


На открытом вебинаре в мае 2020 года руководитель Управления оборонной промышленности Турции профессор Исмаил Демир дал рекомендации относительно «дорожной карты» развития турецкой авиации. Профессор выделил следующие критические соображения.


Во-первых, он исключил закупку готовых самолетов поколения 4,5 (или 4++) в качестве временной меры до того момента, как Турция начнет использовать свой собственный самолет пятого поколения, разрабатываемый в сотрудничестве с BAE Systems. Акцентирование внимания на импортозамещении стало новым аспектом. Поскольку, отвечая на вопрос о перспективах приобретения российских Су-35 еще в 2019 году, профессор Демир отметил, что данный истребитель может быть лишь временной мерой.


Во-вторых, профессор Демир отметил, что перспективный турецкий истребитель пятого поколения поступит на вооружение в нескольких модификациях для ВВС и ВМС, учитывая решение задач, специфических для конкретных видов вооруженных сил. При этом первоначальные варианты истребителя скорее всего будут немного ниже стандартов пятого поколения.


ВЕРНЕМСЯ К АВИАНОСЦУ


Первоначальный план приобретения Турцией F-35 был сосредоточен на закупке 100 единиц F-35A. При этом еще в ноябре 2018 года турецкая пресса сообщила, что ВМС готовятся использовать модификацию F-35B с вертикальным взлетом и посадкой для базирования на десантном корабле TCG Anadolu.


На выставке IDEF-2019 был продемонстрирован небольшой макет авианесущего корабля с F-35 на борту. В настоящее время компоновка TCG Anadolu уже претерпела определенные модификации в соответствии с задачами, возлагаемыми на мини-авианосец. Например, на палубу корабля установлен лыжный трамплин.


Созданный на основе испанского авианосца класса «Хуан Карлос-1», TCG Anadolu даст ВМС Турции возможности по навигации в ближних морских и океанских зонах. Наряду с этим военные специалисты ВМС Турции обращают внимание на способность корабля нести на борту авиакрыло, что является ключевым элементом авиационной поддержки морских десантов.


Например, австралийцы используют свои корабли типа «Канберра», также созданные на базе «Хуан-Карлос-1», исключительно в качестве амфибийных средств, не модернизируя их до авианосцев. А Морские силы самообороны Японии, напротив, предпочитают размещать свои F-35B на вертолетоносцах класса «Идзумо». Поэтому теоретически для турецкого корабля TCG Anadolu возможны оба пути.


Тем не менее, учитывая растущую экспедиционную мощь турецких ВС, действующий мини-авианосец по-прежнему способен значительно повысить боевые возможности турецкого флота. Турецкие военные специалисты считают, что траектория ливийской кампании, например, могла пойти в совершенно ином направлении, если бы Турция обладала способностью проецировать военную мощь в удаленных акваториях. Турецкие военные стратеги продвигают идею о переносе тенденции «дронизации» в морскую авиацию и оснащении перспективного авиационного крыла турецкого флагмана дронами. Однако никакие известные на настоящий момент БПЛА не могут полноценно заменить самолеты класса F-35B.


ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ ПРИХОДЯТ


Турция планировала начать эксплуатацию F-35, разрабатывая тем временем свой национальный истребитель. Поскольку первая часть плана провалилась, в решении второй задачи теперь предстоит преодолеть конкретную технологическую проблему, связанную с разработкой двигателя для такой сложной платформы.


Не только 2020-е, но даже и 2030-е годы могут оказаться трудными для турецкой авиации. Пока что самыми современными истребителями и многоцелевыми платформами ВВС Турции остаются модернизированные варианты истребителей F-16. В 2019 году турецкая военно-промышленная корпорация ASELSAN приступила к реализации масштабного проекта модернизации, предусматривающего оснащение этих самолетов радарами с АФАР.


Так или иначе, нынешняя авиация Турции остается авиацией четвертого поколения, и ситуация вряд ли скоро изменится. Даже в оптимистичных сценариях турецкий истребитель пятого поколения не поступит на вооружение как минимум до 2030-х годов. Кроме того, даже если турецкой администрации каким-то образом удастся обеспечить закупку самолетов поколения 4++, превосходство F-35 в киберпространстве и электромагнитном спектре не может быть заменено какой-либо известной многоцелевой платформой.


Наконец, турецкая военная промышленность будет продолжать функционировать в условиях нехватки преимуществ совместного производства вооружений. И, как следствие, в условиях отсутствия прорывов в технологических ноу-хау. При этом надо учесть, что Турция рискнула совместным производством проекта истребителя пятого поколения в пользу покупки готовой российской системы ЗРК С-400 без возможности передачи технологий или совместного производства.


Как бы то ни было, в Турции форсируется создание национального истребителя пятого поколения TF-X. Первая машина, как предполагается, сойдет с конвейера в марте 2023 года. ВВС страны планирут заменить им большую часть американских истребителей F-16C/D. И надеются, что первые фактические поставки TF-X в войска начнутся уже в 2028 году. 

на что способен истребитель пятого поколения Су-57 — РТ на русском

Российский истребитель пятого поколения Су-57 приступил к очередной фазе лётных испытаний с применением новейших авиационных средств поражения. Эксперты отмечают, что тесты такого рода являются одним из заключительных этапов разработки самолётов. Ожидается, что Су-57 может поступить в войска уже в 2018 году. Об огневой мощи и уникальных характеристиках боевой машины — в материале RT.

Новый этап

Российский истребитель пятого поколения Cу-57 (до августа 2017 года — Т-50, ПАК-ФА) приступил к очередной фазе испытаний. Об этом в интервью журналу «Военно-техническое сотрудничество» сообщил Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ). По его словам, комплекс вооружения для Су-57, разрабатываемый компанией, в настоящее время проходит лётную проверку.

«Мы перешли к практическим полётам. Думаю, что в недалёком будущем увидим и результат», — говорит гендиректор ТРВ.

Разрабатывать Су-57 начали почти 20 лет назад, ещё в 1999 году. Тогда проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК-ФА). Новый самолёт разработки ОКБ им. Сухого должен заменить стоящие на вооружении ВКС России истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31. Среди иностранных аналогов российского самолёта пятого поколения истребитель F-22 Raptor и универсальный ударный самолёт F-35, поступившие на вооружение ВВС США.

Также по теме


Удалённый доступ: зачем Вашингтон перебрасывает в Южную Корею новейшие ударные самолёты

США передислоцируют в Южную Корею шесть истребителей F-22 Raptor и четыре истребителя-бомбардировщика F-35A Lightning. Новейшие…

Свой первый полёт воздушное судно под заводским индексом Т-50, построенное на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, совершило в 2010 году. По данным на август прошлого года, было произведено 11 самолётов. А в декабре прошли испытания предназначенного для Су-57 нового двигателя с увеличенной тягой и топливной эффективностью, известного как «изделие 30». Прежде на Су-57 ставили модернизированную версию двигателя АЛ-31Ф. Её же используют на самолётах Су-35С.

Как заявил в августе 2017 года главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, Минобороны получит новую машину уже в 2018 году.

«Т-50, или Су-57, скоро, со следующего года, начнёт поступать в войска, и пилоты будут его осваивать и эксплуатировать», — сообщил тогда Бондарев.

Однако, как отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, это не значит, что самолёт в текущем году поступит в боевые части.

«Самолёт полетел с двигателем второго этапа в декабре 2017-го. Доводка двигателя, тем более с новым газогенератором и новой горячей частью, — это очень длительный процесс, — объясняет эксперт. — Поэтому, думаю, 12 самолётов будет закуплено, и все они пойдут формально в ВКС, но на деле в ГЛИЦ (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова в г. Ахтубинск Астраханской области. — RT), может быть, в Липецк (Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. — RT), там, где отрабатывают уже не самолёт, а тактику боевого применения».

  • Истребитель пятого поколения Су-57
  • © Wikimedia / Rulexip

По словам эксперта, Су-57 ещё несколько лет будет находиться на этапе испытаний в структуре ВКС. Кроме тестирования нового двигателя будет отрабатываться и использование новых авиационных средств поражения (АСП).

«Применение АСП — это тоже непростая вещь. Нужно это отработать в разных режимах, разных ситуациях, нанести удары по разным мишеням», — отмечает эксперт.

Говоря о целях создания Су-57, Макиенко заявил, что этот истребитель призван «усилить позиции РФ в воздухе».

«Этот истребитель нужен для того, чтобы держать воздух», — резюмировал эксперт. 

Ударная сила

Особенность Су-57 — сочетание функций ударного самолёта и истребителя. Это отражено и в системах вооружений. Су-57 может быть оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К, ракетами класса «воздух — воздух»: Р-73/РВВ-МД (малой дальности), К-77-1/РВВ-АЕ/СД (средней дальности), К-37М/РВВ-БД (большой дальности), а также ракетами класса «воздух — поверхность»: Х-38МЭ (малой дальности), Х-58УШКЭ (противорадиолокационной), Х-35УЭ (тактической противокорабельной) и корректируемыми авиационными бомбами КАБ-500С. Максимальная боевая нагрузка самолёта — 10 тонн.

«Если говорить о пушке, то это в принципе известная автоматическая 30-миллиметровая пушка КБ Шипунова (ГШ-30-1. — RT), — рассказал RT об особенностях вооружения Су-57 главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Но используются новые боеприпасы, например с пластиковым ведущим устройством, что повышает их начальную скорость, а ресурс ствола пушки увеличивает в несколько раз».

  • Авиационная пушка ГШ-30-1
  • © Wikipedia

Кроме того, по словам Мураховского, предполагается использовать и снаряды с дистанционным подрывом на различных участках траектории их полёта.

Испытания пушки начались в 2016 году в Подмосковье на Государственном казённом научно-испытательном полигоне авиационных систем в Фаустове. Скорострельность изделия, предназначенного для поражения всех современных бронированных целей, достигает 30 выстрелов в минуту.

Что касается управляемых авиационных средств поражения, то они, как отмечает Мураховский, составят основу боекомплекта Су-57.

«Это новое поколение ракет «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и новое поколение высокоточных авиационных средств поражения категории «воздух — поверхность». Это и противокорабельные ракеты, и противорадиолокационные», — отмечает эксперт.

  • Истребитель пятого поколения Су-57
  • © Wikimedia / Dmitry Zherdin

Виктор Мураховский подчёркивает, что корректируемые авиабомбы этого самолёта будут наводиться по лазерному лучу или использовать для самонаведения систему инерциально-спутниковой навигации. По словам эксперта, будут применяться и авиабомбы малого калибра — менее 100 кг, необходимость в появлении которых продемонстрировала операция в Сирии.

«Разрабатываются и барражирующие боеприпасы, и целый ряд других изделий», — говорит эксперт.

Умная мощь

По словам Макиенко, всё, что касается ракет или АСП, — это очень закрытая тема. В самом общем виде совершенствование АСП, отмечает эксперт, заключается в усилении помехозащищённости, увеличении дальности, может быть, уменьшении габаритов, «поскольку всё это надо помещать в закрытые отсеки».

Последнее требование, по словам экспертов, обусловлено необходимостью сделать самолёт малозаметным. Для этого почти все вооружения спрятаны внутри борта. 

На страницу галереи

«Су-57 как комплекс пятого поколения может обеспечить маршевый сверхзвуковой полёт без форсажа штатного двигателя самолёта, — отмечает Мураховский. — Конфигурация планера Су-57 такова, что он имеет меньшую эффективную площадь рассеяния (ЭПР), чем самолёты предыдущих поколений».

Показатели заметности самолёта Су-57 для радаров российские и зарубежные специалисты оценивают в диапазоне от 0,1 кв. м до 0,4 кв. м. Для сравнения: ЭПР Су-27 — более 10 кв. м.

«Также отличительной особенностью Су-57 является использование так называемого цифрового борта», — сказал Мураховский.

На самолёте есть электронный второй пилот — бортовой компьютер, который может взять на себя часть функций по управлению самолётом и ведению боя. Так, боевая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой позволяет одновременно распознать до 60 целей и навести оружие сразу на 16 мишеней. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» с функцией умной обшивки, в свою очередь, создаёт помехи головкам самонаведения ракет противника.

Также по теме


Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России

12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…

Всё радиоэлектронное оборудование, все системы вооружений, силовая установка Су-57, по словам Мураховского, имеют цифровое управление и «заведены на общую цифровую шину».

«Узлы агрегата имеют модульную конструкцию, что позволяет реализовать новые режимы управления полётом, функционирования силовой установки, применения вооружения, систем связи», — рассказал военный эксперт.

По словам Мураховского, модульная схема позволяет интегрировать истребители в единую систему управления авиацией и противовоздушной обороной и использовать их в составе так называемых разведывательно-ударных контуров (объединённые под одним руководством средства ведения разведки и поражения).

«Это снижает время цикла боевого управления в ходе боевых действий и, соответственно, время реакции на появление противника примерно в три-пять раз по сравнению с существующими вариантами», — отмечает эксперт.

По словам Мураховского, теперь предстоит тщательная отработка всех систем Су-57.

«Новый боевой комплекс от пушки до высокоточных средств поражения требует полной отработки на этом самолёте не только в том, что касается применения самого изделия, но и интеграции с системами управления и вооружения не только ВКС, но и других видов войск», — подчеркнул эксперт.

Пять поколений самолетов | мир истребителей

Понятие поколений самолетов, термин, который применяется только к реактивным, а не к винтовым истребителям, появилось в 1990-х годах и пыталось объяснить скачкообразное улучшение характеристик реактивных истребителей, вызванное значительными достижениями в конструкции самолетов. , авионики и систем вооружения. Хотя обоснование смены поколений является спорным, смена поколений в реактивных истребителях происходит, когда технологические инновации не могут быть включены в существующий самолет путем модернизации и ретроспективной доработки.

Дозвуковые реактивные истребители первого поколения (с середины 1940-х до середины 1950-х годов)

Реактивные истребители первого поколения, такие как F-86, МиГ-15 и МиГ-17, имели базовые бортовые системы без радаров или средств самозащиты, и были вооружены пулеметами или пушками, а также неуправляемыми бомбами и реактивными снарядами. Общей характеристикой истребителей этого поколения было то, что реактивные двигатели не имели форсажных камер и самолет работал в дозвуковом режиме.

Реактивные истребители второго поколения (середина 1950-х до начала 1960-х годов)

На истребителях второго поколения были установлены РЛС класса «воздух-воздух», инфракрасные и полуактивные управляемые ракеты, а также приемники радиолокационного предупреждения на таких самолетах, как F-104, F-5, МиГ -19 и МиГ-21. Истребители этого поколения также включали в себя достижения в конструкции двигателей и аэродинамики, что позволяло им достигать и поддерживать сверхзвуковые скорости в горизонтальном полете. В этот период, хотя бой воздух-воздух все еще был в пределах видимости, ракеты с радиолокационным наведением начали увеличивать дальность поражения.

Реактивные истребители третьего поколения (с начала 1960-х по 1970-е годы)

В этом поколении улучшена маневренность, а также значительно усовершенствованы бортовое радиоэлектронное оборудование и системы вооружения. Они также были первой группой многоцелевых истребителей, таких как МиГ-23, F-4 и Mirage III. Доплеровский радар поддерживал возможность «обзора/сбивания», а с наведением вне прицела и полуактивными управляемыми радиочастотными ракетами, такими как AIM-7 Sparrow и AA-7 Apex, воздушные бои выходили за пределы видимости. Основное изменение, внесенное самолетами этого поколения, заключалось в том, что больше не было необходимости визуально обнаруживать противников, чтобы нейтрализовать их и получить контроль над воздухом.

Реактивные истребители четвертого поколения (с 1970 по конец 1980-х)

В течение 1970-х и 80-х годов тенденция к совершенствованию авионики, такой как проекционные дисплеи и оптимизированный аэродинамический дизайн, продолжалась с развитием истребителей, работающих по проводам, таких как МиГ. -29, Су-27, F/A-18, F-15, F-16 и Мираж-2000. Большинство истребителей этого поколения имели возможность как переключаться, так и переключаться между ролями «воздух-воздух» и «воздух-земля», в отличие от самолетов, предназначенных для предыдущих ролей. Это, в свою очередь, стирало грань между управлением воздушным движением и ударными миссиями.

Реактивные истребители четвертого с половиной поколения (конец 1980-х и начало 90-х)

Концепция приращения на половину поколения возникла из-за вынужденного сокращения военных расходов, что привело к ограничению разработки самолетов. Стало более рентабельным добавлять «невидимки», радиопоглощающие материалы, двигатели с управляемым вектором тяги, большую грузоподъемность вооружения и расширять диапазон истребителей четвертого поколения, таких как Hornet, Eagle и Flanker, чем разрабатывать новые самолеты. F/A-18E/F Super Hornet является примером истребителя поколения 4.5, созданного на основе самолета четвертого поколения. Добавление радара с активной электронно-сканирующей решеткой (AESA) стало достаточно значительным боевым потенциалом, изменившим правила игры, чтобы эти модернизированные истребители считались собственным поколением, отсюда и рейтинг поколения 4,5. Некоторые производители разработали новые платформы, такие как Eurofighter Typhoon, Saab JAS 39.Gripen и Dassault Rafale, которые включают в себя многие передовые характеристики поколения 4. 5. Достижения в области компьютерных технологий и каналов передачи данных также позволили интегрировать истребители поколения 4.5 в сетецентрическое боевое пространство, где у истребителей гораздо больше возможностей для выполнения многоцелевых задач. Например, радар AESA позволяет истребителям выполнять ограниченную функцию бортового раннего предупреждения и управления.

Реактивные истребители пятого поколения (с 2005 г. по настоящее время)

F-22 Raptor, представленный в 2005 году, считается истребителем следующего поколения. Вскоре последуют проекты таких самолетов, как F35-Joint Strike Fighter, Сухой ПАК ФА (и планируемый совместный российско-индийский вариант), а также китайский Chengdu J-20, который, как считается, отражает особенности этого поколения истребителей. Количественное улучшение летальности и живучести истребителя было квалификационным требованием для достижения смены поколений, и истребители пятого поколения олицетворяют эти черты. Достижения по сравнению с истребителями более раннего поколения включают малозаметные или малозаметные технологии «нос к хвосту» как часть конструкции самолета, которые делают практически невозможным их обнаружение даже истребителями пятого поколения; улучшенная ситуационная осведомленность за счет наличия мультиспектральных датчиков, расположенных во всех аспектах планера, что позволяет пилоту «смотреть» сквозь планер самолета без необходимости маневрировать истребителем для получения изображения на 360 градусов, что, в свою очередь, повышает возможности самолета. использовать свой набор оружия для поражения и нейтрализации противника, даже если противник даже не подозревает об угрозе. Эти самолеты также «рождены» в сети, что позволяет им получать, обмениваться и хранить информацию для улучшения картины боевого пространства. Возможности истребителей пятого поколения в значительной степени определяются их программным обеспечением, и именно постоянное развитие их программного обеспечения обеспечит им сохранение преимущества перед возникающими угрозами. У F-35 больше программного обеспечения, чем у любого другого воздушного боевого самолета: 7 миллионов строк кода в самолете и еще 7 миллионов строк кода в вспомогательных наземных системах. Примером сложности и изощренности программного обеспечения F-35 является то, что оно использует примерно в 100 раз больше параметров, чем истребитель четвертого поколения, для определения потенциальной угрозы. В конечном счете, самолет пятого поколения позволяет пилоту сохранять превосходство в принятии решений над противником. Это дает больше шансов на выживание, что в сочетании с эффективной летальностью обеспечивает господство в боевом пространстве.

 


Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения взаимодействия с пользователем. Используя наш веб-сайт, вы соглашаетесь на все файлы cookie в соответствии с нашей Политикой использования файлов cookie.

Все, что вам нужно знать о поколениях истребителей

Алекс Холлингс |

В 2005 году Соединенные Штаты стали первой страной в мире, выставившей на вооружение боевой истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Когда вы смотрите на F-22 по сравнению с его предшественниками 4-го поколения, этот самолет явно выделяется… но что именно сделало его первым из 9?0041 нового поколения , а не более продвинутый подход к существующему поколению истребителей?

Обозначения поколений часто (или, по крайней мере, используется для ) исходят от самого авиационного сообщества. Каждое поколение имеет несколько субъективный список возможностей, которые, возможно, существовали в каком-то конкретном самолете раньше, но становятся общими требованиями для истребителей следующего поколения.

Поколения истребителей довольно субъективны, поэтому вот как ВВС рассказали, какие новые возможности побудили новое обозначение поколения:

  • 1-е поколение: реактивный двигатель
  • 2-е поколение: стреловидное крыло, радар-дальномер и ракеты с инфракрасным наведением
  • 3-е поколение: сверхзвуковой полет, импульсный радар и ракеты, которые могут поражать противников из-за пределов видимости
  • 4-е поколение Поколение и выше: высокий уровень маневренности, некоторая степень слияния датчиков, импульсно-доплеровский радар, уменьшенная радиолокационная заметность, управление по проводам, поиск/сбивание ракет и многое другое.

(Фото ВВС США TSgt Ben Blocker)

Поскольку новые истребители 4-го поколения все еще производятся, это, пожалуй, самое мутное из всех поколений истребителей. В результате истребители 4-го поколения часто делятся на подпоколения, такие как 4, 4+ и 4++. Эти более продвинутые платформы 4-го поколения часто могут похвастаться некоторыми возможностями 5-го поколения, но не всеми.

В случае с первым истребителем 5-го поколения, F-22 Raptor, самым важным отличием его от аналогов 4-го поколения было то, что малозаметность была неотъемлемой частью конструкции самолета. Вместо того, чтобы сначала проектировать истребитель с точки зрения аэродинамики и характеристик, а затем искать способы уменьшить радиолокационную заметность, при разработке F-22 приоритет отдавался малозаметности с самого первого дня. 900:03 Два F-22 Raptor пролетают над Тихим океаном во время миссии по обеспечению безопасности театра военных действий 9 марта в рамках развертывания на базе ВВС Андерсен, Гуам. (Фото ВВС США/мастер-сержант Кевин Дж. Грюнвальд)

Конечно, не только это делало F-22 особенным, и хотя на самом деле это был первый настоящий истребитель-невидимка на планете, он также обладал несколькими другими важными атрибутами 5-го поколения. F-22 поставлялся с высокоинтегрированными компьютерными системами, способными взаимодействовать с другими сетевыми активами. Это высокопроизводительный планер, способный выполнять многоцелевые функции. В результате он поддерживает более высокую степень ситуационной осведомленности, чем на старых платформах.

F-22 также обладал сверхкрейсерскими способностями, что означает способность поддерживать сверхзвуковую скорость без использования форсажной камеры. Для истребителя-перехватчика, такого как F-22, способность к крейсерскому полету означает возможность сближаться с вражескими самолетами на чрезвычайно высоких скоростях, сохраняя при этом достаточно топлива для боя после их прибытия. И наоборот, рабочая лошадка ВВС 4-го поколения, многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon, сожжет все имеющееся на борту топливо за 9 секунд.0041 минут  с включенной форсажной камерой.

F-22 Raptor ВВС США с Объединенной базы Элмендорф-Ричардсон и F-16 Fighting Falcon с базы ВВС Эйлсон пролетают строем над Объединенным тихоокеанским полигонным комплексом на Аляске. (фото ВВС США)

В результате какое-то время сверхкрейсерские возможности считались частью того, что делает истребитель 5-го поколения частью 5-го поколения… То есть до тех пор, пока ни один другой истребитель 5-го поколения не поднялся в небо. с этой способностью. Сегодня только  F-22 предлагает сверхкрейсерские возможности в своем поколении, и поэтому это стало ценной чертой, но не частью отличия поколений.

Сегодня в мире существует четыре действующих истребителя 5-го поколения: американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Су-57, которые летают вместе с более чем 25 различными платформами 4-го поколения. Вот краткое изложение того, что именно отличает эти четыре высокопроизводительных истребителя даже от самых современных и передовых платформ 4-го поколения, таких как F-15EX.

  • Малозаметность
  • Высокая степень маневренности
  • Передовые системы авионики
  • Многоцелевые возможности
  • Возможности сети или объединения данных

Не совсем очевидно, что российский Су-57 действительно соответствует всем этим требованиям. (WikiMedia Commons)

Хотя некоторые до сих пор спорят о тонкостях того, что требуется от истребителя 5-го поколения, эти характеристики общеприняты. Некоторые из этих возможностей присутствовали на самолетах 4-го поколения, но каждая из них должна присутствовать на платформе 5-го поколения. Тогда возникает вопрос… каковы будут критерии для истребителя 6-го поколения, когда платформы 5-го поколения все еще так редки?

Эта статья является частью большой статьи, посвященной истребителям 6-го поколения, которую вы можете прочитать здесь.

Алекс Холлингс

Алекс Холлингс — писатель, отец и ветеран морской пехоты, специализирующийся на анализе внешней политики и оборонных технологий. Он имеет степень магистра коммуникаций Университета Южного Нью-Гэмпшира, а также степень бакалавра корпоративных и организационных коммуникаций Фрамингемского государственного университета.

Подписаться на Алекса Холлингса:
Фейсбук