Содержание
Истребители в небе: пять поколений
25 марта ВКС России отмечают День истребительной авиации. В этот день в 1916 году были сформированы первые авиаотряды в нашей стране. За годы эволюции истребитель превратился в совершенную машину: вооружение стало намного мощнее, средства обнаружения противника – умнее, реактивные двигатели обеспечили высокую скорость и сверхманевренность.
С момента появления первых реактивных истребителей в нашей стране сменилось уже пять поколений этих боевых машин. О лучших представителях каждого поколения, которые навсегда «влетели» в историю отечественной авиации – в нашем материале.
МиГ-15: революция в военном авиастроении
Несмотря на то, что разделение авиатехники на поколения достаточно условно, система, выделяющая пять существующих поколений, считается широко принятой. К единому поколению относят все типы боевой техники, произведенной в разных странах, обладающие одинаковыми боевыми возможностям. Эта техника разрабатывается примерно в одно и то же время, а при ее создании используются похожие технические решения.
Первое поколение истребителей родилось в 1950-х годах. К нему относятся машины, летавшие с дозвуковыми скоростями, без каких-либо электронных средств обнаружения противника на борту, то есть радаров, и вооруженные преимущественно пушками малых калибров. Характерным примером такой машины может служить МиГ-15. Первый полет этого самолета состоялся 30 декабря 1947 года, а в 1949-м он был принят на вооружение.
МиГ-15 не только первым сформировал основу истребительной авиации ВВС СССР, но также стал самым массовым боевым реактивным самолетом в истории авиации. Всего за годы эксплуатации – с 1949 по 2006 годы – было выпущено более 15 тыс. экземпляров всех модификаций. МиГ-15 стоял на вооружении более 40 стран.
МиГ-19: первый быстрее звука
Второе поколение истребителей сложилось в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Эти машины могли превосходить скорость звука практически вдвое, имели стреловидное крыло, радары для обнаружения целей, управляемые ракеты в качестве основного оружия. Кроме того истребители второго поколения устанавливались первые турбореактивные двигатели с форсажем.
Первый серийный сверхзвуковой истребитель в истории отечественной авиации и представитель второго поколения – это МиГ-19. Максимальная скорость этой машины составляла 1452 км/ч. Среди других выдающихся характеристик – тонкое крыло с большой стреловидностью, совершенная аэродинамика, а также продвинутая автоматика.
Серийное производство МиГ-19 началось в октябре 1954 года, а уже 3 июля 1955 года 48 новых «МиГов» участвовали в воздушном параде в Тушино. Работа над МиГ-19 и созданием его модификаций стала хорошей школой для отечественных авиаконструкторов, летчиков-испытателей. Этот опыт в будущем позволил перейти к МиГ-21, а позже и к легендарному МиГ-25, который развивал скорость, почти втрое превосходящую скорость звука.
МиГ-25: лидер третьего поколения в воздушном бою
В третьем поколении истребителей, которое выпускалось между 1955 и 1980 годами, началась битва электронных технологий. Скорость и высотные показатели самолетов не особенно изменились, зато появились радары повышенной мощности – возросла способность обнаруживать и уничтожать врага на больших расстояниях.
МиГ-25, является, пожалуй, лучшим отечественным самолетом третьего поколения. После принятия на вооружение в 1970 году, МиГ-25 со скоростью почти 3 Маха, был самым быстрым боевым самолетом. Именно огромная скорость и большой запас по высоте (до 20 тысяч метров) позволили стать этой машине лидером третьего поколения в воздушном бою. Возможность подниматься на высоту выводит самолет из зоны поражения также большинства истребителей четвертого поколения.
На основе МиГ-25 был создан более тяжелый МиГ-31, который стал одним из самых эффективных боевых самолетов четвертого поколения.
Су-35: между четвертым и пятым
Многоцелевые истребители четвертого поколения обладают отличными скоростными и маневренными данными. Они развивают скорость около 2,5 тыс. км/ч, летают на высотах до 20 километров, причем набирают такую высоту всего за одну минуту. Эти самолеты могут поразить сразу до десятка целей. Первыми отечественными представителями этого поколения стали легендарные Су-27, МиГ-29 и МиГ-31.
Некоторые из отечественных самолетов четвертого поколения удовлетворяют большинству требований к истребителям пятого поколения. Это дало все основания для разделения четвертого поколения и поколений 4+ и 4++. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.
Именно к таким машинам относится Су-35, который признан самым мощным в мире истребителем четвертого поколения. За исключением технологии малой заметности и активной фазированной антенной решетки (АФАР), «тридцать пятый» удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам пятого поколения.
В частности, новые двигатели АЛ-41Ф1С позволяют Су-35 развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Также «тридцать пятый» оснащен радиолокационной станцией «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Несмотря на отсутствие АФАР, «Ирбис» производства КРЭТ может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.
Су-57: будущее боевой авиации
Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.
Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.
Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».
Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.
В США считают, что истребитель пятого поколения Китая превзошел их F-35 — Газета.
Ru
В США считают, что истребитель пятого поколения Китая превзошел их F-35 — Газета.Ru | Новости
close
100%
ВВС Народно-освободительной армии Китая впервые продемонстрировали маневренность истребителя пятого поколения J-20, который превзошел американский F-35 Lightning II по тяговооруженности, сообщает Military Watch.
Возможности самолета показали на дне открытых дверей ВВС НОАК в Чанчуне в провинции Цзилинь. Два J-20 показали резкий набор высоты и виражи, на которые способны «немногие классы истребителей в мире», сообщает издание.
По данным Military Watch, планеры истребителей пятого поколения, которые обуславливают низкую заметность самолетов, тяжелее планеров самолетов четвертого поколения. Это затрудняет достижение высокой маневренности. В американском истребителе F-22 Raptor маневренность обеспечивают два двигателя F119, а F-35 с одним двигателем стал наименее маневренным истребителем пятого поколения.
Ранее компания Lockheed Martin заявила, наблюдает рост интереса разных стран к истребителям пятого поколения F-35 из-за военной операции на Украине.
До этого стало известно, что ВВС США будут использовать в ближайшие десятилетия модернизированную версию самолета F-16 Fighting Falcon, разработанного в 1974 году. Обновленный F-16 получит радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Также в ходе модернизации F-16 получит специальное покрытие Have Glass, которое снижает радиолокационную заметность истребителя.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Дмитрий Самойлов
Вбойко шагает трансгуманизм
О последнем романе Виктора Пелевина
Юрий Мурадян
Долой самозванца!
О том, как не обесценивать свои успехи
Андрей Колесников
Ностальгия по жертвоприношению
О прецеденте спасения мира
Георгий Бовт
Не сможем повторить
К 60-летию Карибского кризиса
Алена Солнцева
Плакать нельзя, бить можно
О семейном насилии и стереотипах отечественного воспитания
Найдена ошибка?
Закрыть
Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.
Продолжить чтение
Ниже приведены критерии, определяющие поколения реактивных истребителей (вместе с несколькими примерами каждого поколения).
Поколения реактивных истребителей — это категории, созданные для разделения основных технологических скачков в истории развития реактивных истребителей. Термин «поколение» впервые появился в 1990s, согласно бюллетеню Центра развития авиации Королевских ВВС Австралии: «чтобы понять резкое улучшение характеристик реактивных истребителей, вызванное значительными достижениями в конструкции самолетов, авионики и систем вооружения», и предлагает, чтобы «смена поколений реактивных истребителей происходит, когда технологические инновации не могут быть внедрены в существующий самолет путем модернизации» и модернизации.
Но по каким критериям определяется поколение истребителей и один (или несколько) экземпляр каждого поколения?
‘Первое поколение:
F-80
‘Первые реактивные истребители, разработанные в конце Второй мировой войны. Помимо типа двигателя, они мало чем отличаются от винтовых самолетов», — говорит Мэтью Бекарт, авиационный эксперт, на Quora. ‘Основные факторы:
- Реактивные двигатели
- Прямые крылья
- Дозвуковые скорости
- без бортового радиоэлектронного оборудования / радара
поколение:
Hawker Hunter
‘Истребители, доминировавшие в войне в Корее
‘Основные факторы:
- Стреловидное крыло
- Околозвуковые скорости
- Ранние радиолокационные / артиллерийские системы наведения
- Первые ракеты с тепловым наведением.
Примеры: F-86, МиГ-15, МиГ-17, F9F8, Hawker Hunter. ракеты с улучшенным тепловым наведением стали основным оружием, пушки стали второстепенными. Ограниченный БВР
‘Примеры: МиГ-19 и 21, F-4 Phantom, F-8 Crusader, Mirage 3, Electric Lightning
‘Четвертое поколение:
F-14
‘Основные факторы:
- Улучшенные радиолокационные системы, в том числе обзор вниз сбить
- Улучшенные ракеты, как с радиолокационным наведением, так и с тепловым наведением. BVR
- Компьютеризированный полет, полет по проводам и т. д. для большей маневренности.
‘Примеры: Мираж 2000, Ф-14, Ф-15, Ф-16, Ф-18, МиГ-29, SU-27
‘Примеры поколения 4.5, которые еще больше продвигают поколение 4 с радарами EASA, технологией уменьшения радиолокационного отражения, сетью и т. д.: Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, МиГ-35, СУ-30, F/A-18E/ Ф Супер Хорнет.
Этот принт доступен в нескольких размерах на сайте AircraftProfilePrints. com. НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ВАШ. Eurofighter Typhoon FGR4 No. 29(R) Squadron, ZK308 / TP-V – 2014
‘Пятое поколение:
F-22 и F-35
’ Основные факторы:
- Stealth
- Объединение в сеть различных самолетов
«Примеры: F-35, F-22, SU-57, J-20, J-31».
Бекарт заключает;
«Поколения, конечно, немного размыты, модернизированный самолет 3-го поколения можно легко считать 4-м. Раннее 4-е поколение, такое как F-16, не может сравниться с последним Rafale». – НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ.
Фото: ВВС США, ВМС США, Dassault, ВВС Индии
Поделиться этой статьей
Поколений Джета | Статистика авиационных происшествий Airbus
Эволюция коммерческих реактивных самолетов
1
Ранние коммерческие самолеты
Начиная с 1952 г. , B707, B720, DC-8, Convair 880/990
2
Более интегрированный Autoflight
Начиная с 1964 г.
Более сложные системы автопилота и автомата тяги
Concorde, A300, Mercure, F28, BAe146, VFW 614, B727, B737-100/-200, B747-100/-200/-300/SP, L-1011, DC-9, DC-10
3
Стеклянная кабина, FMS и TAWS
Начиная с 1980 г.
Электронные дисплеи, система управления полетом (FMS) и система оповещения и предупреждения о местности (TAWS) снижают число аварий CFIT
A300-600, A310, Avro RJ, F70, F100, B717, B737 Classic, B737 NG, B737 MAX, B757, B767, B747- 400/-8, Bombardier CRJ, Embraer ERJ, MD-11, MD-80, MD -90
4
Fly-By-Wire
С 1988 года
Защита зоны полета с помощью технологии fly-by-wire снижает количество происшествий LOC-I
A220, A318/A330,1130A/A3 , A350, A380, B777, B787, Embraer E-Jets, Sukhoi Superjet
Доступна для скачивания инфографика «Четыре поколения коммерческих реактивных самолетов».
Загрузить
Постоянное снижение числа авиационных происшествий было достигнуто за счет постоянной приверженности отрасли коммерческой авиации обеспечению безопасной эксплуатации воздушных судов в безопасной системе воздушного транспорта. Заметная часть этого успеха связана с эффективным регулированием, сильной культурой безопасности и улучшением обучения. Технический прогресс также является важным фактором повышения уровня безопасности. В частности, технологии внедренные в авиационные системы преднамеренно развивались с целью повышения безопасности.
Первое поколение коммерческих реактивных самолетов было разработано в 1950-х и 60-х годах с применением системных технологий, возможности которых были ограничены аналоговой электроникой той эпохи. Быстро появилось второе поколение самолетов с улучшенными системами автопилота.
Третье поколение самолетов было представлено в начале 1980-х годов. Это поколение использовало преимущества цифровых технологий для внедрения стеклянных кабин с системами управления полетом и навигационными дисплеями, что значительно улучшило возможности навигации и определения местоположения. В сочетании с системой оповещения и оповещения о местности (TAWS) эти усовершенствования сыграли ключевую роль в снижении числа происшествий, связанных с контролируемым полетом на местности (CFIT).
Четвертое и последнее поколение коммерческих реактивных самолетов впервые поступило на вооружение в 1988 году вместе с Airbus A320. В самолетах четвертого поколения используется электродистанционная технология с функциями защиты зоны полета. Эти функции защищают от аварий с потерей управления в полете (LOC-I). Технология Fly-by-wire в настоящее время является отраслевым стандартом и используется во всех производимых в настоящее время моделях Airbus, Boeing B777 и B787, Embraer E-Jets и Sukhoi Superjet.
Как технологии помогли снизить количество несчастных случаев
Статистические данные о сроке службы каждого поколения самолетов показывают значительное улучшение уровня безопасности, особенно после появления третьего поколения и последнего четвертого поколения. Внедрение технологии TAWS на самолетах третьего поколения привело к значительному сокращению числа авиационных происшествий CFIT со смертельным исходом по сравнению с предыдущими самолетами первого и второго поколения.
Сравнение количества авиационных происшествий по поколениям самолетов дает четкую иллюстрацию ценности инвестиций коммерческой авиации в технологии для повышения безопасности.
Внедрение системы управления полетом (FMS), улучшенных навигационных дисплеев и системы оповещения и предупреждения о местности (TAWS) на самолетах третьего поколения значительно сократило число несчастных случаев со смертельным исходом CFIT по сравнению с предыдущими первым и вторым- самолет поколения.
Преимущества технологий электродистанционного управления и систем управления энергопотреблением, которые впервые были представлены на самолетах четвертого поколения, показывают более низкий уровень аварий LOC-I и RE по сравнению с предыдущими самолетами третьего поколения.
Здесь представлен более подробный анализ влияния этих технологий на снижение аварийности.
- Несчастные случаи со смертельным исходом
- Потери корпуса
Годовое количество рейсов по поколениям самолетов
Самолеты Airbus совершили 75% рейсов коммерческих реактивных самолетов четвертого поколения в 2021 году
В 2021 году было совершено около 22 миллионов рейсов, но это остается На 40% меньше, чем почти 36 миллионов рейсов в 2019 году.