Содержание
Альтернативная история проекта «Энергия-Буран» / / Независимая газета
Тэги: космос, космонавтика, технологии, экономика, политика, космическая система, буран, энергия, история науки
Советское ядерно-космическое направление было свернуто в России в числе первых вместе с проектом «Энергия-Буран». Фото с сайта www.roscosmos.org
33 года назад,15 ноября 1988-го, состоялся первый и успешный пуск сверхтяжелой космической системы «Энергия-Буран». Но никто тогда не мог представить себе, что первый полет станет и последним.
С интеллектуальной досадой в эти дни читал комментарии экспертов и популяризаторов космоса про «Энергию-Буран». Их общий вывод был однозначен и суров: да, это большое космическое достижение СССР, но система излишне дорога и экономически неэффективна. (Кстати, Роскосмос, твердящий о популяризации нашего космоса, дату просто не заметил, видимо, приоритеты теперь иные: готовятся к «Оскару». )
Досада моя от того, что именно под тезисом «экономической неэффективности» проект приостановили (а по факту закрыли) еще в СССР, в 1989-м. Решение в корне неверное, но историческим моментом хотя бы объяснимое. Растерянное, безвольное, утратившее стратегический стержень руководство СССР лихорадочно резало госрасходы в обреченной на поражение политике залатать бюджетные дыры. А их уже тогда нескрываемо прозападные советники вместе с «демократической интеллигенцией» обеспечивали обоснование и прикрытие такой антинациональной политики под лозунгом: «Все беды СССР от раздутых ОПК, армии и космоса».
Но как понять нынешних экспертов, которые слепо повторяют ультралиберальный тезис 30-летней давности, хотя история мира и развитие технологий давно все расставили по местам и было достаточно времени подумать своим умом?!
Большой космический проект – это не только про новое качество национальной безопасности, не только про демонстрацию вовне национальной мощи, не только про весомые и наглядные поводы гордиться своей страной и верить в ее будущее. Но это еще и мощный рычаг для прорыва страны на новую высоту – в промышленности, технологиях, науке, образовании. Большой космический проект и есть все перечисленное. По определению. Если с умом. Если в сердцевину проекта вложить именно то, что в конкретный исторический период на острие технологического прогресса и национальных приоритетов.
В истории СССР есть хрестоматийный пример большого космического проекта. Сначала ракетный, позднее ставший космическим, проект имени академика Королева. Вместе с атомным проектом имени академика Курчатова они обеспечили СССР и обладание «абсолютным оружием», и на три десятилетия статус сверхдержавы, и гордость народов СССР за свою великую страну, и веру, что «в космосе и балете мы впереди планеты всей». Но это не все.
Эти проекты стали еще и двумя моторами второй индустриализации страны. Которая, что важно, прошла без таких жертв, как первая, да еще и принесла политическую оттепель. Ибо именно космический и атомный проекты в режиме 24/365 формировали новые научные и технологические вызовы, самые высокие для страны требования к квалификации и дисциплине инженеров и рабочих, технологическому уровню промышленности. Далее все это естественным образом растекалось по всей экономике, поднимая все отрасли на «космическую» высоту.
Такой вытягивающий эффект стал возможным, поскольку и сами атомная и ракетно-космическая отрасли были в центре 4-го (тогдашнего) технологического уклада. А кроме того, именно они выступали интеграторами, а значит, «квалифицированными заказчиками» для других приоритетных в рамках 4-го уклада отраслей: нефтехимии, металлургии сплавов, электроники, приборостроения, вычислительной техники.
Вывод прост. Да, руководство СССР вкладывало невероятно большие средства и усилия точечно – в космос и атом. Но благодаря этой стратегической концентрации за 15 лет СССР стал качественно другой страной по уровню промышленности, науки, образования и, конечно, обороны. Да, оба проекта были для бюджета «золотыми» и требующими постоянного внимания руководителей страны, но кто в здравом уме сможет назвать их экономически неэффективными для СССР?!
Через 30 лет история успеха могла повториться. Проект «Энергия-Буран» имел многое из того, чтобы стать для страны новым большим космическим проектом, обеспечив впавшему тогда в застой по всем стратегическим фронтам СССР прорыв на новый технологический уровень в промышленности, науке, управлении, обороне.
Водородные технологии. В 1960-е годы СССР не смог создать мощный водородно-кислородный ракетный двигатель: общий уровень советской промышленности не позволил работать с температурами минус 260 градусов по Цельсию. А вот американцы тогда же сделали 100-тонный, да еще и с повторным включением водородный двигатель J-2 для носителя Saturn-V. Это и стало одним из решающих факторов победы США в «лунной гонке».
Только через 20 лет советская космическая отрасль вышла на требуемый уровень, позволивший создать 200-тонный водородный двигатель РД-0120 для ракеты «Энергия». Если бы эту высокую планку страна удержала, то неизбежно и вся бы национальная промышленность технологически обогатилась и подтянулась, как и в 1950-х. Кстати, сейчас даже небольшой водородный двигатель повторить не можем, что нагляднее всех графиков и цифр говорит о нынешнем уровне российской промышленности.
Сегодня – на этапе «зеленого перехода» – не надо и доказывать высочайшую ценность национального владения водородными технологиями. И если бы проект «Энергия-Буран» не сбили на взлете, то наша промышленность была бы не только уже готова к производству и использованию жидкого водорода, но и, возможно, в мировых лидерах. Да у нас бы уже все «Лады» на «зеленом» водороде ездили, а то бы и летали. И это «экономически неэффективно»?!
Беспилотная посадка 100-тонного корабля «Буран». Развивая эти технологические заделы и конструкторские школы, разве мы не смогли бы через 30 лет создать линейку дронов с массой от 10 кг до 10 тонн и более?! И для «Почты России», и для «Газпромнефти», и для Минобороны и МЧС?! И это «экономически неэффективно»?!
Управление национальными проектами с участием сотен компаний разных отраслей. В кооперации проекта «Энергия-Буран» было почти 1000 предприятий со всей страны. Как бы сейчас сказали, экосистема национального масштаба. Опыт, развивая и масштабируя который мы вышли бы на другой уровень стратегического и проектного управления развитием страны, да еще соединив его с растущими вычислительными мощностями, а теперь и цифровыми платформами. Кроме того, высокотехнологичная кооперация – то редкое, что неразрывно скрепляет людей, компании… и страну. Что не под силу никаким референдумам. И это «экономически неэффективно»?!
И еще. Закономерно или нет, но именно то предприятие, которое было головным по всему проекту «Энергия-Буран», одновременно было головным в развитии ядерной энергетики в космосе, включая сейчас широко известный проект многоразового космического буксира с ядерной энергодвигательной установкой. Для выведения изделия использовались бы или сверхтяжелая ракета «Энергия», или грузовой отсек «Бурана», в котором можно было разместить геометрически большие, но относительно легкие конструкции.
Даже сейчас, по прошествии 30 лет, это уровень проекта национального прорыва в технологиях и промышленности, в науке и обороне, в освоении Сибири и Арктики и, конечно, в космосе. Без мощных, безопасных, компактных источников ядерной энергии различной мощности для использования в космосе невозможно освоение ближнего, а тем более дальнего космоса – Луны, Марса etc… Ни выноса «грязной» промышленности в космос, ни эффективной транспортной космической системы, ни околоземных городов Джефа Безоса, ни марсианских поселений Илона Маска. Ключ ко всему этому – а значит, всему лидерству России в космосе – здесь! И это «экономически неэффективно»?!
Удивительно или нет, но это советское ядерно-космическое направление было свернуто в России в числе первых вместе с проектом «Энергия-Буран» как тоже «экономически неэффективное».
Уверен, что есть еще аргументы в пользу проекта «Энергия-Буран». Но по-моему, и этого достаточно, чтобы думающему понять: если не считать узко, по-бухгалтерски – в масштабе и поквартально, а мыслить национальными интересами, видеть всю страну и иметь горизонт 10–20–30, а лучше 50 лет, то проект «Энергия-Буран» – сверхэффективный для страны.
И это была бы история про совсем другую страну.
БУРАН – буксир (проект 134Д) — Морспасслужба Росморречфлота
Спецификация | ||
Название судна | «Буран» | |
Тип судна и назначение | Буксир | |
Проект | 134Д | |
Флаг | Российская Федерация | |
Место постройки | Югославия | |
Год постройки | 1983 | |
Порт приписки | Большой порт Санкт-Петербург | |
Класс | KM★UL R2 AUT2 Tug | |
Район плавания | R2-плавание на волнении до 7,0 м с удалением на 100 миль и расстоянием между убежищами 200 миль | |
Номер ИМО | 8227111 | |
Позывной | УЦМИ | |
Основные размерения | ||
Длина | 35,23 м | |
Ширина наибольшая | 9,01 м | |
Высота борта | 4,50 м | |
Водоизмещение | 406,0 т | |
Дедвейт | 87 т | |
Вместимость: валовая/чистая | 228/68 | |
Площадь грузовой палубы | 65 м² | |
Нагрузка на палубу | 5 т/м | |
Вместимость судовых цистерн | ||
Топливо | 56,7 м³ | |
Пресная вода | 9,92 м³ | |
Пресная техническая вода | 19,09 м³ | |
Смазочное масло | 2,5 м³ | |
Отработанное масла | 1,5 м³ | |
Скорость | ||
Наибольшая | 11,5 узлов | |
Машинное оборудование | ||
Количество, мощность и марка главных двигателей | 2 ГД 6 ASL 25/30; 927 кВ х2 (1854 кВ) | |
Дизель-генераторы | 3 ДГ: 200+110+50 кВ | |
Буксирное устройство | ||
Тяговое усилие на буксирном гаке | 30 т | |
Палубный кран | Cran SWL 0,9t х 3,5м | |
Буксирная лебёдка | «STEEN», Type 92 916. Тяговое усилие 50 кН. | |
Буксирный трос | Ǿ38(6х36WS), L=600м, Разрывное усилие:122т | |
Жилые помещения | ||
Каюты | 1 каюта (капитан) пр/б – 1 спальное место 1 каюта (стар. мех) трюм пр/б – 1 спальное мест 2 каюты (экипаж) трюм пр/б и л/б по 4 спальных места | |
Автономность | 25 дней | |
Всего на балансе 2 буксира проекта 134 | ||
Наименование | Порт приписки | |
«Союз», «Буран» | Большой порт Санкт-Петербург |
Заброшенные советские космические челноки ржавеют в Казахстане
Автор Якопо Приско, CNN
Это был советский ответ космическим челнокам, предназначенным для доставки в космос времен холодной войны. Но после всего одного полета он был законсервирован. Теперь руины того, что называлось программой «Буран», остались ржаветь в степях Казахстана.
Два шаттла и ракета лежат в заброшенных ангарах недалеко от стартовой площадки того первого полета на космодроме Байконур. Это действующий космодром примерно в 1500 милях к юго-востоку от Москвы, который до сих пор используется для отправки и получения астронавтов с Международной космической станции.
Это место закрыто для публики, но несколько авантюристов набрались смелости, чтобы проникнуть туда и посмотреть.
Среди них французский фотограф Давид де Руэда, который трижды посещал это место в период с 2015 по 2017 год: «Космические челноки находятся всего в нескольких сотнях метров от действующих объектов. Я бы сделал это, потому что казахская степь — враждебная среда. Но оно того стоило. Это место нереальное», — сказал он в интервью по электронной почте.
Давид де Руэда
Почему так похоже?
Конструкция «Бурана» («метель» по-русски) была удивительно похожа на конструкцию американского шаттла. Это не случайно: «Русским нужен был аппарат аналогичных размеров, потому что они хотели, чтобы грузоподъемность соответствовала грузоподъемности космического челнока», — сказал советский космический историк Барт Хендрикс в интервью по электронной почте.
Шаттл НАСА представлял собой космический грузовик, предназначенный для доставки больших грузов на орбиту по запросу Пентагона, который планировал использовать его для развертывания военных спутников. СССР хотел клона с такими же способностями: «Решение построить «Буран» было ответом на предполагаемую военную угрозу, исходящую от космического челнока. Если бы американцы не разработали шаттл, русские не разработали бы «Буран». для них это была просто еще одна часть гонки вооружений», — сказал Хендрикс.
Создание первого шаттла «Энтерпрайз» было завершено за четыре года, когда в 1980 году Советы начали строить первый «Буран». Без сомнения, это время было потрачено также на изучение проектов НАСА: «Советская оборонная промышленность стремилась слепо копировать что бы ни построили американцы. Многие русские инженеры говорят, что законы аэродинамики оставляют мало места для других конструкций, но это трудно защитить». Когда в 1988 году «Буран» был, наконец, раскрыт, сходство, до сих пор скрытое за пеленой секретности холодной войны, стало очевидным. The New York Times писала: «Даже окраска, белая с черной отделкой, почти такая же».
Шаттл «Энтерпрайз» сейчас находится в Музее моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный» в Нью-Йорке. Предоставлено: Эндрю Бертон/Getty Images North America/Getty Images
Различия в конструкции
Однако эти два автомобиля не были полностью идентичными: под обшивкой скрывались серьезные структурные различия, которые невозможно было увидеть с первого взгляда. В основном у шаттла были собственные двигатели для полета в космос, а в качестве топливного бака использовалась большая ракета. Вместо этого орбитальный аппарат «Буран» не имел двигателей и был просто прикреплен к еще более крупной полноценной ракете под названием «Энергия». Это дало русским больше гибкости при отправке полезной нагрузки в космос.
Полномасштабный прототип ракеты «Энергия-М» также заброшен на космодроме Байконур. Предоставлено: Дэвид де Руэда
На «Буране» также были места для аварийного катапультирования для всех членов экипажа (отсутствующие на американских шаттлах), и он был свободен от специфических конструктивных недостатков, которые способствовали разрушению двух шаттлов в полете: «Челленджер» в 1986 году и «Челленджер» в 1986 году. Колумбия в 2003 году. Олег Котов, ветеран российского космонавта, проведший в космосе более 500 дней, сказал в 2011 году, что эти детали могли бы сделать «Буран» более безопасным.
Хендриккс соглашается: «В конце концов, русские разработали систему, которая была более функциональной, более универсальной и более безопасной, чем космический шаттл, но к тому времени, когда она была готова к полету, холодная война подходила к концу, и проект потерял большую часть своей политической поддержки», — сказал он.
Всего один полет
Единственный полет «Бурана» был успешно завершен 15 ноября 1988 года, всего за год до падения Берлинской стены. Вскоре после этой миссии программа была приостановлена, а президент Борис Ельцин в конце концов отменил ее 30 июня 1919 года.93: «После распада Советского Союза просто не осталось денег, чтобы использовать его для гражданских миссий, которые он еще мог выполнять, в основном для поддержки космических станций. В нем не было принципиальной необходимости в ближайшем будущем советского космической программы», — сказал Хендрикс.
«Буран» на стартовой площадке Байконура в ноябре 1988 года. Фото: SVF2/Universal Images Group Editorial/UIG via Getty Images здание на космодроме Байконур, но из-за запущенности и экстремальных температурных перепадов казахской степи в 2002 году рухнула крыша и полностью разрушила его.
На комплексе хранились еще три «Бурана». Один, полномасштабный тестовый образец, оставили ржаветь под открытым небом, но в 2007 году его перевезли в близлежащий музей Байконура, где он до сих пор стоит в качестве экспоната. Остальные два по сей день заброшены в ангаре под названием «МЗК», что означает «Здание сборки и заправки». Один из них по прозвищу Птичка («Птичка») должен был выполнить вторую миссию «Бурана», и, по словам Хендриккса, он был готов более чем на 90 процентов, когда проект «Буран» был отменен. Другая модель используется для наземных испытаний и не предназначена для полетов.
Почему они здесь?
Почему эти аппараты, некогда гордость советской космонавтики, были оставлены гнить в незапертом здании почти на три десятилетия? «По какой-то причине никогда не было достаточно интереса и денег, чтобы превратить их в музейные экспонаты», — сказал Хендрикс. Возможно, дело в логистике: «В музее Байконура уже есть орбитальный аппарат, и транспортировать его в другие места в России или за границу стало практически невозможно. Они даже больше не принадлежат российскому правительству».
Фотограф Давид де Руэда рядом с одним из заброшенных Буранов. Фото: David de Rueda
В 2008 году немецкий музей проявил интерес к «Буранам» и предложил за них 12 миллионов долларов, но сделка не состоялась из-за чрезмерных затрат на их перелет на специальном самолете: «В В конце концов, музей приобрел другой орбитальный аппарат «Буран», который каким-то образом оказался в Бахрейне. Его доставили в Германию на лодке», — сказал Хендриккс.
Во время недавнего визита вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин намекнул на планы превратить бывшую стартовую площадку «Бурана» в музей. По словам фотографа Давида де Руэды, который в последний раз посещал это место в августе 2017 года, «Бураны» еще можно спасти: «Шаттлы и ракета почти 30 лет подвергались воздействию пыли, птичьего помета и экстремальных температур. Время оставило свой след. … Но в остальном они в довольно хорошем состоянии.
Космический самолет Буран
Космический самолет Буран
|