Содержание
Запуск «Артемиды» к Луне отложен на несколько недель из-за утечки топлива
- Джонатан Эймос
- Корреспондент Би-би-си по вопросам науки
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Космическому агентству США пришлось во второй раз за неделю отложить запуск своей новой ракеты «Артемида».Инженеры не смогли остановить утечку водорода. Представитель НАСА сообщил в субботу, что пуск отложен по крайней мере до конца сентября.Теперь ракету нужно будет вернуть в сборочный цех для осмотра и обслуживания.
Вторая попытка
В субботу НАСА вновь попыталось запустить в космос свою самую мощную в истории ракету SLS («Система космических пусков»). Старт должен был состояться с космодрома центра Кеннеди во Флориде. Это новая американская программа по возвращению человека на Луну «Артемида» (Artemis).
Пуск был изначально назначен на понедельник, но он был отложен по техническим и погодным причинам. И вот — вторая осечка.
Инженеры попытались устранить утечку охлаждающего агента из двигателей и довести их до нормальной рабочей температуры. Но сделать это не удалось.
- НАСА отменило запуск «Артемиды-1». Начало новой эры американских исследований Луны откладывается
- НАСА перенесло полет человека на Луну на год. Миссия «Артемида-3» состоится в 2025-м
- «Старшип» Илона Маска впервые взлетел, совершил посадку — и при этом не взорвался
100-метровая ракета должна вывести корабль, который в будущем будет пилотируемым, в космос, в направлении Луны. Последний раз такое происходило в декабре 1972 года во время последнего полета миссии «Апполон-17».
Тогда полет на Луну выполняли астронавты, но сейчас, после столь долгого перерыва и с полностью новым оборудованием, первый полет новой лунной программы будет беспилотным. Это тестовый запуск, проверка эффективности технологий.
Если нынешний запуск все же пройдет в итоге как запланировано, следующий полет «Артемис-2» в 2024 году состоится уже с людьми на борту.
Астронавт НАСА Джессика Майер сказала, что сейчас, пока SLS готовят к полету, нужно набраться терпения. По ее словам, нельзя исключать, что будет еще одна отсрочка. «Да, конечно, это расстраивает всех, но этого можно было ждать, — сказала она Би-би-си. — Это часть нашего обычного рабочего процесса в НАСА. В конечном итоге на SLS будут работать люди, мои друзья, мои коллеги. Поэтому мы должны убедиться, что этот испытательный полет пройдет хорошо».
«Конечно, это очень всех расстроит, но мы к такому готовы, — сказала она Би-би-си. — Это часть нашей работы в НАСА. В конце концов на SLS полетят люди, мои друзья, мои коллеги. Мы должны убедиться, что этот испытательный пуск пройдет как надо».
«Шаттл на стероидах»
В понедельник запуск отменили потому, что инженеры не были уверены, что все четыре больших двигателя основной ступени ракеты полностью готовы к полету.
Автор фото, NASA
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Во время обратного отсчета двигатели охлаждаются до -240 градусов по Цельсию. Это делается для того, чтобы жидкий кислород, который начнет поступать к ним во время старта, не смог резко охладить материалы и привести к повреждению.
Перед последней попыткой пуска датчики показали, что температура двигателя № 3 может быть на 15-30 градусов выше необходимой.
Билл Маддл из компании Aerojet Rocketdyne был уверен уверен, что этот датчик был просто неисправен и что в субботу, если он опять начнет передавать такие показатели, его просто проигнорируют. «Мы изучили всю информацию, другие данные, и пришли к выводу, что в понедельник третий двигатель был даже немного холоднее остальных. Теперь мы знаем, что нам нужно, и за чем мы должны следить перед пуском», — сказал он.
Когда SLS все же стартует, это будет захватывающее зрелище. Дуг Херли, который участвовал в последней миссии Space Shuttle в 2011 году, назвал эту ракету «Шаттлом на стероидах».
Бывший астронавт теперь работает в компании Northrop Grumman, которая производит большие белые твердотопливные ускорители, установленные по бокам основной ступени SLS.
«Самое крутое в запусках Шаттла было то, как во время старта было сначала видно, как он отрывается от земли, потом, когда он еще недалеко от башни, начинает появляться звук. И только затем, еще спустя какое-то время, этот старт начинает чувствоваться физически», — сказал он.
«Соотношение тяги к массе у SLS довольно близко к Шаттлу. Вот ракета «Сатурн-5» миссии «Аполлон» была совсем другой. Я, правда, никогда не видел ее лично, но она отрывалась от пусковой площадки довольно неуклюже. Шаттл, казалось, взмывает в одно мгновение, почти сразу после того, как включалось зажигание. SLS должен быть таким же», — сказал он Би-би-си.
SLS при старте развивает 39,1 меганьютона тяги. Это почти на 15% больше, чем у ракет «Сатурн-5», которые отправляли астронавтов программы «Аполлон» на Луну в 1960-х и 70-х годах.
Как будет проходить полет
Первая фаза полета SLS после старта продлится чуть более восьми минут. Верхняя ступень ракеты с кораблем «Орион» выйдет на высокоэллиптическую орбиту.
Автор фото, NASA
Затем разгонный блок должен будет совершить орбитальный виток, разогнать «Орион» — и направить его в сторону Луны.
Через два часа и пять минут после запуска запланирован сеанс связи, в ходе которого будет получено подтверждение того, что корабль находится на правильной траектории и движется в космосе со скоростью 30 000 км/ч. Затем он должен выйти на лунную орбиту.
В конце «Орион» вернется на Землю и приводнится в океане у берегов Сан-Диего в Калифорнии 11 октября.
Запланированная продолжительность миссии составляет чуть менее 38 дней. Это больше, чем длительность будущего полета пилотируемого корабля в 21 день. В НАСА объяснили, что инженеры хотят испытать корабль в предельном режиме, чтобы лучше узнать его возможности.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
- Telegram
Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.
как одна ракета может изменить ход боев
Ведущий российский производитель беспилотных аппаратов компания ZALA AERO, входящий в концерн «Калашников», разработал новое семейство барражирующих боеприпасов «Ланцет», которые могут в корне изменить боевые действия ближайшего будущего.
Александр Грек
Мы взяли интервью еще в 2019 году, когда ракета еще только проходила стадию испытаний
Барражирующие боеприпасы, или, как их еще называют на Западе, loitering munition, suicide drone и kamikaze drone — самый перспективный и эффективный вид высокоточного вооружения. Беспилотный аппарат с интегрированной боевой частью, который может сам обнаруживать цель и по необходимости уничтожать её. Отличие такого боеприпаса от традиционного высокоточного выстрела или ракеты состоит в том, что он может довольно долго находиться в зоне поражения, барражировать, выслеживая или поджидая цель.
Несмотря на то, что первыми эту концепцию предложили англичане, сейчас в этой области лидируют Россия, Израиль и США. Наиболее известны израильские системы, как правило представляющие собой беспилотники, построенные по классической самолетной схеме. У такой схемы есть один принципиальный недостаток: боеприпас хорошо маневрирует по одной оси и не очень подвижен по другой, что снижает результативность атаки движущейся цели. X-образная схема крепления аэродинамических поверхностей, характерная для ракет, лишена этого недочета. Именно по такой схеме построены российские боеприпасы, которые использует российская армия.
«Ланцет-1» и «Ланцет-3» отличаются только продолжительностью полёта и массой боевой части. Эти боеприпасы невозможно спутать ни с чем — впервые в мире на подобной технике применена аэродинамическая схема двойного X-образного оперения. «X — это управляемость и маневренность. Двойной Икс — наше абсолютное ноу-хау, — говорит генеральный директор ZALA AERO Александр Захаров. — На больших скоростях большие плоскости ведут себя не очень хорошо, присутствуют искривляющие моменты. Мы уменьшили размах, оставив ту же массу полезной нагрузки и в два раза увеличили скорость. При пикировании и маневрировании такая схема ведет себя намного лучше, к тому же сильно уменьшаются габариты изделия».
yandex
Нажми и смотри
Опять же, современные РЛС имеют образы целей, которые ведут себя как, например, птицы. И исключают их. А управляемость XX такая, что он может имитировать поведение птицы.
«Ланцеты» запускаются с той же катапульты, что и уже успевший засветиться высокоточный беспилотный снаряд «КУБ-БЛА» производства все той же ZALA AERO. На борту «Ланцета» изображение зеленого листа — все новейшие беспилотные аппараты ZALA производит с электродвигателями. «Мы — за экологию, это важно», — то ли шутит, то ли всерьез говорит Захаров. Впрочем, электромоторы не просто так вытесняют двигатели внутреннего сгорания. Главный параметр, над улучшением которого работают конструкторы, — незаметность, в том числе и акустическая, и тут электромоторы вне конкуренции. К тому же электромоторы надежнее, легче, компактнее и дешевле.
Некосмическая система
Предыдущее поколение «Ланцета» — «Куб» идет к цели по конкретным координатам, как и большинство конкурентов. Кардинальное отличие «Ланцета» — ему не нужна никакая спутниковая навигация, причем точность попадания удивительная, что можно увидеть на реальных кадрах боевой работы. Дело в том, что стандартная схема применения «Ланцета» предусматривает работу в паре с разведчиком, оснащенным гораздо более дорогим и точным навигационным и разведывательным оборудованием. «Наши разведчики при гораздо меньшем форм-факторе по качеству разведданных ничуть не уступают большим беспилотникам, — говорит Александр Захаров, — после обнаружения цели разведчик приведет ударный дрон в рамках своей навигационной системы. Каждый из бортов является источником анализа пространственного положения. Чем больше аппаратов в воздухе, тем более точное позиционирование. Но для точного позиционирования совсем необязательно находиться в воздухе. Мы используем наземные «спутники». Причем их даже не надо ставить в глубине обороны противника. Достаточно два по фронту и все великолепно работает».
«Подобное разнесение функций между разведывательным и ударным аппаратом оправдано экономически — войну ведут бухгалтеры», — смеется Захаров. Система слежения на разведчике более дорогая и продвинутая, к тому же он может находиться в режиме поиска гораздо большее время, а продолжительность полета «Ланцетов» ограничена 30 и 40 минутами соответственно. А стоимость «Ланцетов» принципиально другая. «Это новый тип войны, — говорит Захаров, — никогда не было такой оперативности и сантиметровой точности при таких размерах и цене. Выстрел «Ланцета» обходится значительно дешевле выстрелов высокоточным снарядом «Краснополь». Не нужно самоходное орудие, наводчик, экипаж. Всего два человека на внедорожнике могут таких дел наворотить».
Воевать играючи
Мы заходим в тренажёрную комнату, которая точно воспроизводит боевой пульт управления. Одновременно работают два человека — разведчик и оператор вооружения. Среда создана таким образом, чтобы можно летать в любой реальной точке планеты. С учетом координат, времени года и суток, погоды. То есть перед выходом на боевое задание можно отработать задачу почти как в реальных условиях. Причем для обучения полноценного специалиста для тренировок не надо тратить ни одного реального аппарата. Если попал на тренажере, гарантировано попадешь и в реальной жизни. «Сейчас не нужно строить домиков Бен Ладена для отработки спецопераций, мы все создаём виртуально, — говорит Захаров, — современная война совсем не похожа на то, что мы видим по телевизору». Сейчас тренажер содержит разведывательный и боевой сегмент. Если добавить в него систему боевого применения, то он превратится в полноценную систему принятия решений. Систему управления войсками. Это следующая цель Захарова.
Спрятаться невозможно
«Сейчас у военных полная паника, эта штука изменит всю войну. Перехватить, уничтожить или спрятался от таких штук практически невозможно. Американцы сейчас уделяют очень многое внимание лазерному оружию, которое выжигает матрицы и уничтожает дроны. Подобные системы они показывали на недавней выставке в Абу-Даби. Потратили на них кучу денег. Но на наших дронах они не работают. У нас есть встроенная противолазерная защита, — хитро улыбается Захаров, — подробно сказать не могу, но если просто — дроны становятся «зеркальными» и отражают излучение».
«Ну хорошо, — продолжает он, — сбили вы один. А если их 10? 100? У нас есть точные данные, сколько ракет есть на каждой установке ПВО. Вначале летят имитаторы, а потом прилетает «два икса».
video
Нажми и смотри
Ничего личного. Только бизнес
«Электрическая ракета — конкретная наша гордость, — говорит Захаров, — «Иксы» не считаются баллистическими радарами. Непонятно откуда стартовали и куда летят. Смерть приходит неизвестно откуда и неизвестно когда. Никто в мире не дотягивает до нас ни по управляемости, ни по интеллекту, ни по уровню защиты связи. Но наше Министерство Обороны никогда не получит на вооружение высокотехнологичный современный продукт». Почему?
Потому что срок жизни технологии намного меньше, чем скорость принятия на вооружение. Но и тут у Захарова есть решение. Надо продавать не оружие, а услугу. Создавать супертехнологичную частную военную компанию. В любой точке планеты и недорого, могло оказаться хорошим рекламным слоганом. Работа с гарантированным результатом, который можно показать как в кино. В HD-качестве. Причем обходиться это будет Министерству обороны в несколько раз дешевле, чем решать эти задачи штатными средствами. Экономия на кадрах — раз, на закупке техники — два, на складировании — три, на переброске — четыре. Список можно продолжать почти бесконечно.
«И это еще не все, — говорит Александр, — сейчас я расскажу тебе, какими будут войны будущего. Их вообще не будет. Самым главным будет скорость принятия решений. Счет будет идти на секунды. Компьютеры просто обменяются данными, и решат, кто проиграл. Ну и дальше опять вступают бухгалтеры — кто кому сколько должен».
Противокорабельная ракета ASURA ( ANF )
- Ракетная техника
- Каталог
- Противокорабельная ракета ASURA ( ANF )
Соглашение о совместной разработке перспективной противокорабельной ракеты было подписано Францией, Великобританией, Нидерландами, Норвегией, Соединенными Штатами и ФРГ в апреле 1977 года. Тактико-техническими требованиями было установлено, что дальность действия будущей ракеты составит 180 км при маршевой скорости М=2. Но уже через несколько месяцев по политическим и финансовым причинам участники соглашения начали отказываться от продолжения проекта, в результате чего с середины 1980 г. НИР и ОКР по ракете, получившей обозначение ANS (ANS – Anti-Navire Supersonique, «сверхзвуковая противокорабельная ракета») проводили только французские и западногерманские специалисты. Во французских ВМС для ракеты было зарезервировано обозначение MM-100. Финансировались работы в равных долях четырьмя участниками: правительствами Франции и ФРГ и фирмами «Aerospatiale » (Франция) и «Messerschmitt-Bolkow-Blohm» (MBB, ФРГ).
Несмотря на успешный запуск в 1989 году на французском полигоне демонстрационного образца ANS с прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ПВРД) правительство Франции в 1992 г. отказалось от дальнейшего финансирования проекта. В результате этого головной подрядчик по проекту ANS — «Aerospatiale» – прекратил разработку ракеты, не отказавшись, впрочем, от планов создания сверхзвуковой ПКР большой дальности.
В качестве приоритетного варианта для реализации этих планов было избрано направление глубокой модернизации ракеты ASMP, созданной «Aerospatiale» для оснащения стратегических сил ВВС Франции. Переработанный вариант первоначально был назван разработчиком ASMP-C («Conventional» — «неядерный», так как, в отличие от исходного образца, оснащение морского варианта ракеты специальной боевой частью не предусматривалось), а затем, после возобновления финансирования работ правительством Франции проекту уже официально было присвоено обозначение ANF (ANF — Anti-Navire Futur, «противокорабельная ракета будущего»).
В октябре 1994 года фирмы «Aerospatiale» и «Deutsche Aerospace» (DASA, ФРГ) создали консорциум с целью совместного создания сверхзвуковой УР на базе ANF, которая в рамках консорциума вновь была переобозначена – на этот раз как ANNG (ANNG — Anti-Navire Nouvelle Generation, «противокорабельная ракета нового поколения»). В 1995 г. название проекта было в очередной раз изменено, и в настоящее время он называется «ASURA». В рамках консорциума «Aerospatiale» отвечает за разработку планера и двигателя ракеты, а также системы самонаведения УР на конечном участке траектории. Западногерманская фирма LFK (Lenkflugkorpersysteme) — субподрядчик фирмы DASA – будет разрабатывать боевую часть и навигационную систему ракеты, а также проводить работы по необходимой модернизации существующих пусковых установок для размещения в них УР «ASURA».
Состав:
Ракета «ASURA» имеет цилиндрический корпус. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) «VESTA» (VEcteur a STAtoreacteur) обеспечивает ракете полет с маршевой скоростью около М=2,4 на малой высоте и до М=3 – на большой высоте. Подъемной силы, создаваемой на сверхзвуковой маршевой скорости двумя развитыми воздухозаборниками, достаточно для поддержания стабильности ракеты на траектории, поэтому крылья как таковые в конструкции ракеты не предусмотрены. Вместо них «ASURA» имеет четыре небольших по размеру стабилизатора, расположенных крестообразно в хвостовой части корпуса.
Конструкция ракеты должна обеспечить возможность использования для хранения и запуска новой ракеты транспортно-пусковых контейнеров ПКР «Exocet» MM-40 и пусковых установок ITL ракет семейства «Exocet». С этой целью «ASURA» имеет складывающиеся консоли стабилизаторов.
Реактивный двигатель «VESTA», которым оснащается ракета «ASURA», был создан в свое время для УР ASMP и объединяет прямоточный двигатель с твердотопливным ускорителем, размещенным непосредственно внутри камеры сгорания ПВРД (подобно тому, как это сделано в ракете 3М80 «Москит»). За время своей работы – 5 сек — ускоритель обеспечивает разгон ракеты до скорости М=2, на которой становится возможной работа ПВРД. Приблизительно через 1/20 сек после окончания работы ускорителя сбрасывается его сопло, после чего в полностью автоматическом режиме происходит переход двигательной установки ракеты в режим ПВРД. В качестве топлива в ПВРД используется стандартный авиационный керосин JP-5 – в отличие от разработанного для ракеты ANS двигателя, работавшем на специально созданном жидком ракетном топливе с высокой удельной плотностью.
Воздух к двигателю ракеты подводится по двум длинным – занимают более двух третей длины ракеты — воздухозаборникам прямоугольного сечения, расположенным не по бокам, как на ASMP, а сверху и снизу корпуса – это было сделано в интересах повышения маневренности ракеты на предельно малой высоте. (Небезынтересная деталь заключается в том, что при конструировании воздухозаборников маршевого двигателя «ASURA» в качестве образца использовались воздухозаборники двигателей сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд».) Избранная конструкция воздухозаборников позволила реализовать в ПВРД «VESTA» так называемую «вихревую» камеру сгорания — стабильное горение топлива поддерживается в ней благодаря вихрю, который формируется при соединении потоков воздуха от двух воздухозаборников и создает своего рода «стенки» для удержания факела.
Для запуска из ракеты из корабельной пусковой установки на боковой поверхности двигательного отсека ракеты размещены два твердотопливных ускорителя. Длина каждого ускорителя составляет приблизительно 2,1 м, диаметр – около 0,22 м. В хвостовой части каждого из ускорителей предполагается установка дополнительных стабилизирующих поверхностей.
Дальность действия ракеты «ASURA» составляет около 80 км при полете по профилю «малая-малая-малая» высота; в том случае, если полет проходит по профилю «малая-большая-малая» или «большая-большая-малая» высота, дальность может достигать 150 км. В перспективе дальность действия при полете по оптимальному профилю может быть увеличена до 185…370 км.
«ASURA» разрабатывается для оснащения как надводных кораблей, так и подводных лодок. Надводные корабли в соответствии с существующими планами будут оснащаться только противокорабельным вариантом «ASURA», в то время как для ПЛ, помимо противокорабельного, предусматривалось создать еще два варианта ракеты — для поражения наземных целей с заранее известными координатами и с пассивной радиолокационной головкой самонаведения для поражения РЛС (как корабельных, так и наземного базирования).
В носовой части противокорабельного варианта ракеты под головным обтекателем оживальной формы размещена активная радиолокационная головка самонаведения ADAC Mk II, аналогичная ГСН, которой в настоящее время оснащаются ПКР «Exocet» MM-40 Block II. Рабочий диапазон частот головки самонаведения, для генерирования излучения в которой используется магнетрон, составляет 6,2…10,9ГГц (длина волны излучения лежит в диапазоне 3…5 см). Для управления ГСН и обработки данных используется цифровой процессор. (Предназначенную для ударов по наземным целям ракету предполагается оснащать не радиолокационной, а широкоугольной ИК ГСН, аналогичной той, которая в настоящее время устанавливается на УР класса «воздух-воздух» MICA фирмы «Matra», и бортовым процессором, разрабатываемым на основе БЦВМ зенитной ракеты «Aster».)
Время готовности системы к стрельбе – порядка 60 секунд – определяется промежутком времени, необходимым для прогрева магнетрона ГСН перед пуском ракеты. Система управления огнем должна позволить производить залповый пуск ракет по нескольким целям одновременно или же осуществлять атаку одной цели несколькими ракетами с различных направлений. Последнее достигается благодаря использованию в составе системы управления ракеты бортовой ЦВМ и комбинации инерциальной системы наведения с приемником спутниковой навигационной системы NAVSTAR, которые в комплексе позволяют ракете производить маневрирование на маршевом участке траектории, несколько раз изменяя в полете направление. По некоторым данным, величина, на которую могло бы изменяться направление полета при каждом повороте, может достигать 90 градусов. Для эффективного применения «ASURA» корабль-носитель перед пуском ракеты должен располагать достаточно достоверной оценкой дистанции до цели.
После пуска ракета за время работы интегрального твердотопливного ускорителя набирает высоту порядка 650…700 м, после чего либо переходит в дальнейший набор высоты, либо снижается до высоты порядка 100 м и начинает полет к цели. При подлете ракеты к цели на заранее определенное расстояние – порядка 30 км в случае, если маршевый участок проходит на большой высоте, и 12…15 км, если на протяжении всей траектории ракета летит на малой высоте – БЦВМ включает ГСН, производит обнаружение и захват цели, после чего ракета снижается на высоту порядка 9…15 м для окончательного сближения с целью (при этом высота полета избирается автоматически с учетом волнения моря). Для поддержания высоты полета при этом используется радиовысотомер AHV-7 фирмы «Thompson-TRT», имеющий две разнесенные антенны. В память бортового процессора ракеты будут закладываться данные, позволяющие ракете производить идентификацию целей по их радиолокационному портрету и атаковать главную (назначенную) цель. На конечном участке траектории ракета еще раз снижается до 8 м (в штиль – до 2,5 м) и атакует цель, осуществляя энергичное (с перегрузкой до 10g) маневрирование с целью прорыва противоракетной обороны.
Противокорабельный вариант ракеты «ASURA» должен быть, как это предусматривалось, оснащен полубронебойной боевой частью массой 180 кг, которая представляет собой модификацию БЧ, созданной в свое время для ракеты ANS. По утверждению разработчиков, поражающее действие БЧ за счет кинетической энергии ракеты в момент встречи с целью удваивается.
Характеристики:
Дальность стрельбы, км | 80 — 150 |
Скорость полета ракеты, М | 2.4 — 3 |
Стартовый вес ракеты, кг | 920 |
Диаметр корпуса, мм | 380 |
Длина, мм | 5380 |
Размах стабилизаторов, мм | 960 |
Испытания и эксплуатация:
Контракт на разработку ракетной системы ANF/ANNG/ ASURA был подписан французским правительством с фирмой «Aerospatiale» в декабре 1994 года. В соответствии с подписанным контрактом предусматривалось, что полномасштабные опытно-конструкторские работы по созданию новой ПКР и подготовке ее к серийному производству будут после трехлетнего периода проведения НИР начаты в октябре 1998 года и завершатся к июлю 2005 году, когда ракета должна поступить на вооружение ВМС Франции. Первый испытательный запуск экспериментального образца ракеты «ASURA» предусматривалось осуществить в сентябре 2001 г. В 2002 г. предполагалось провести еще два полигонных испытательных пуска, а в 2003…2004 гг. в соответствии с планами должны быть проведены летные испытания (не менее пяти пусков с корабельных пусковых установок) полностью соответствующих спецификации ракет.
Стоимость одного изделия после начала серийного выпуска ракет оценивается в настоящее время приблизительно в 4 млн.долларов в ценах 2005 г. Потребность в ракетах «ASURA», как она была определена на момент подписания контракта, составляла от 280 до 380 единиц для вооруженных сил ФРГ (только варианты для оснащения надводных кораблей) и 225 единиц для ВМС Франции (для оснащения НК, ПЛ и авиации). Французские эксперты в конце 1997 г. полагали, что общий объем продаж новой ракеты в Европе, помимо оговоренных контрактом, в период с 2005 по 2015 г. может достигнуть 500 единиц; еще до 500 изделий может быть продано в период до 2020 г.
Как было сказано выше, первоначальные планы предусматривали создание нескольких вариантов УР «ASURA». Однако судьба модификаций ракеты, предназначенных для поражения наземных целей и работающих радиолокационных станций, к настоящему времени окончательно еще не определена. Связано это прежде всего с той конкуренцией, которую составляет их созданию параллельно ведущаяся фирмой «Matra» разработка крылатой ракеты большой дальности APTGD/SCALP.
Источники:
- Сутягин И.В.»Разработка перспективных крылатых ракет для ВМС Франции «
- France kills supersonic anti-ship missile project
Классификация:
Дальность:
150 км.
Год разработки:
2005
Аналоги по назначению и базированию:
Запуск ракеты НАСА проверит научный пакет для будущих миссий
Кейт Келер, НАСА
Команда SpEED Demon позирует с секцией полезной нагрузки во время испытаний в летной базе НАСА Уоллопс. Предоставлено: NASA Wallops/Berit Bland.
НАСА проведет испытания нового научного оборудования для будущих миссий с помощью зондирующего запуска ракеты 22 августа со своего летного комплекса Уоллопс в Вирджинии.
Демонстрационная миссия Sporadic-E ElectroDynamics Demonstration, или SpEED Demon, будет запускать новые инструменты вместе с традиционными инструментами, которые использовались в других миссиях зондирующих ракет, но не вместе. Инструменты SpEED Demon будут дополнительно усовершенствованы на основе результатов этого запуска, и впоследствии они отправятся в научную миссию, запланированную на лето 2024 года, с атолла Кваджалейн на Маршалловых островах и, возможно, во многих других зондирующих ракетах.
СКОРОСТЬ Демон запустится на 40-футовой ракете Terrier-Improved Malemute между 9вечера. EDT 22 августа и 1:00 23 августа. Даты резервного запуска — с 23 по 27 августа.
Центр посетителей NASA Wallops откроется для публики в 8 часов вечера в день запуска для просмотра полета. Ожидается, что запуск ракеты будет виден из Средней Атлантики/региона Чесапикского залива. Прямая трансляция миссии должна начаться в 20:40. на сайте Wallops на YouTube.
Хотя основной целью SpEED Demon является тестирование комплекта приборов, ученые надеются, что они смогут измерить спорадические слои E в ионосфере, наэлектризованной верхней части земной атмосферы, состоящей из ионизированного газа, называемого плазмой.
Космический аппарат НАСА MAVEN (Mars Atmosphere and Volatile EvolutionN) обнаружил «слои» и «трещины» в электрически заряженной части верхней атмосферы (ионосферы) Марса. Это явление похоже на обычно встречающиеся спорадические слои E на Земле, которые изучает SpEED Demon, которые могут вызывать непредсказуемые сбои в радиосвязи. Это неожиданное открытие MAVEN показывает, что Марс является уникальной лабораторией для изучения и лучшего понимания этого крайне разрушительного явления, которое может произойти предположительно на любой планете. Предоставлено: Центр космических полетов имени Годдарда НАСА 9.0002 «Спорадические слои E подобны пятнистым невидимым облакам плотной плазмы, которые иногда нарушают радиосвязь», — сказал Аро Барджатия, главный исследователь SpEED Demon и директор лаборатории космических и атмосферных приборов в Авиационном университете Эмбри-Риддла в Дейтона-Бич, Флорида. .
«Эти слои видны по всему земному шару, а те, что находятся в средних широтах Земли, летом увеличиваются в количестве и активности», — сказал Барджатия. «Иметь полное представление о них необходимо, чтобы точно смоделировать их и предсказать их возникновение».
На Земле спорадические слои E встречаются на расстоянии 62 и 87 миль, диапазоне, который практически невозможно исследовать на месте с помощью спутников. Только зондирующие ракетные миссии, такие как SpEED Demon, дают возможность пролететь сквозь слои и провести непосредственные измерения этого явления на Земле. Электрические токи, связанные со спорадическими слоями E, измерялись ранее, но не с помощью комплексного инструментария, который мог бы дать более глубокое понимание этой активности.
Карта видимости срединно-атлантического региона показывает, сколько секунд запуска, если позволяет погода, ракета-зонд Terrier-Improved Malemute может быть видна в небе. Предоставлено: Центр полётов НАСА Уоллопс.
«SpEED Demon демонстрирует комплексный набор инструментов в одной ракете научной полезной нагрузки. Основная полезная нагрузка выбрасывает четыре вспомогательные полезные нагрузки с приборами, что позволяет проводить одновременные измерения на обширной области в космосе. Ожидается, что такая возможность будет использоваться для многих других научных целей. зондирование ракетных миссий в будущем», — сказал Барджатия.
SpEED Demon предназначен для проверки технологий, и поэтому он не будет ждать, пока произойдут точные научные условия, как это делают другие миссии, ориентированные на науку. «Но нам может повезти», — сказал Барджатия. «Текущее окно запуска 22 августа находится в конце сезона спорадического слоя E в северном полушарии. Так что, скрестим пальцы».
Узнать больше
Ракета НАСА с помощью «астрономической экспертизы» изучит взорвавшуюся звезду
Предоставлено
НАСА
Цитата :
Запуск ракеты НАСА проверит научный пакет для будущих миссий (22 августа 2022 г.)
получено 6 октября 2022 г.
из https://phys.org/news/2022-08-nasa-rocket-science-package-future. html
Этот документ защищен авторским правом. Помимо любой добросовестной сделки с целью частного изучения или исследования, никакие
часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в ознакомительных целях.
НАСА планирует запустить огромную лунную ракету, но цена может помешать ее будущему: NPR
НАСА планирует запустить огромную лунную ракету, но цена может помешать ее будущему НАСА планирует испытательный запуск своей новейшей ракеты в следующем неделю — она надеется, что в конечном итоге астронавты вернутся на Луну. Но высокая цена ракеты заставляет некоторых критиков скептически относиться к ее будущему.
Пространство
Утренний выпуск
НАСА планирует запустить огромную ракету на Луну, но цена может помешать ее будущему
НАСА планирует на следующей неделе испытательный запуск своей новейшей ракеты, которая, как они надеются, в конечном итоге доставит астронавтов обратно на Луну. Но высокая цена ракеты заставляет некоторых критиков скептически относиться к ее будущему.
РЕЙЧЕЛ МАРТИН, ВЕДУЩАЯ:
Астронавты на Луне — вот что НАСА хочет увидеть всего через несколько лет. В понедельник агентство планирует запустить огромную лунную ракету в свой первый испытательный полет без экипажа на борту. Но, как сообщает Нелл Гринфилдбойс из NPR, высокая цена ракеты заставляет критиков скептически относиться к ее будущему.
(ЗВУК АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)
НЕИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО: Два, один, ноль — старт.
NELL GREENFIELDBOYCE, BYLINE: В последний раз, когда НАСА запускало космический корабль, предназначенный для доставки астронавтов на Луну, было 19 лет.72.
(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)
НЕИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО: И это освещает местность. Здесь, в Космическом центре Кеннеди, как днем. Saturn V съезжает с площадки.
ГРИНФИЛДБОЙС: Теперь на стартовой площадке находится другая ракета. Он 32-этажный и более мощный, чем Сатурн V. Но, как и во времена Аполлона, на нем находится колоколообразная капсула для экипажа.
БИЛЛ НЕЛЬСОН: Когда вы смотрите на ракету, она выглядит почти ретро.
ГРИНФИЛДБОЙС: Билл Нельсон — администратор НАСА. В этом полете не будет астронавтов, но он говорит, что капсула под названием «Орион» пролетит более миллиона миль.
НЕЛЬСОН: На Луну и обратно и на всевозможные орбиты вокруг Луны, испытывая этот космический корабль.
ГРИНФИЛДБОЙС: При максимальном приближении к Луне Орион будет примерно в 60 милях от поверхности. НАСА хочет отправить на Луну первую женщину и первого цветного человека к 2025 году. Нельсон говорит, что Луна — это ступенька на пути к Марсу.
НЕЛЬСОН: И мы возвращаемся на Луну, чтобы научиться жить, ходить, выживать.
GREENFIELDBOYCE: Эта ракета находится в разработке более десяти лет с тех пор, как НАСА списало свои устаревающие космические челноки. Конец этой программы стал ударом по аэрокосмической отрасли. Конгресс не хотел потери рабочих мест. Поэтому законодатели сказали НАСА, построить новую массивную ракету и использовать детали от шаттла. Чарли Болден тогда был главой НАСА. Он ожидал, что эта новая ракета начнет летать много лет назад.
ЧАРЛИ БОЛДЕН-МЛАДШИЙ: Это займет намного, намного, намного больше времени, чем я когда-либо предполагал для системы, которая несколько сложна, но мы не создаем что-то совершенно новое.
ГРИНФИЛДБОЙС: Строительство этой ракеты также оказалось неожиданно дорогостоящим. Генеральный инспектор НАСА Пол Мартин недавно заявил законодателям, что первые три полета будут стоить более 4 миллиардов долларов каждый.
ПОЛ МАРТИН: Ценник, который кажется нам непосильным.
ГРИНФИЛДБОЙС: Мартин говорит, что НАСА должно придумать, как сократить расходы.
МАРТИН: В противном случае, полагаться на такую дорогую одноразовую ракетную систему, по нашему мнению, будет препятствовать, если не разрушить, способность НАСА поддерживать свои долгосрочные цели исследования человека на Луне и Марсе.
GREENFIELDBOYCE: Критики ракет указывают на другую проблему. Отчасти из-за своей дороговизны эта ракета не будет летать очень часто. Лори Гарвер работала заместителем администратора НАСА. Она говорит, что даже если испытательный полет пройдет идеально…
ЛОРИ ГАРВЕР: Им все равно придется защищать стоимость ракеты. И еще сложнее, я думаю, то, что еще два года не будет.
ГРИНФИЛДБОЙС: Тем временем частный сектор быстро разрабатывает другую ракету. Компания SpaceX, которая в настоящее время доставляет астронавтов НАСА на космическую станцию, решила также построить собственную массивную ракету — зверя из нержавеющей стали под названием Starship. Starship спроектирован так, чтобы быть недорогим и полностью многоразовым. Гарвер говорит, что если он полетит, это может означать конец для ракеты НАСА и капсулы Орион.
ГАРВЕР: Если Starship заработает, они станут лишними.
ГРИНФИЛДБОЙС: Но пока они ждут на стартовой площадке, чтобы взлететь к Луне. Нелл Гринфилдбойс, NPR News.
Copyright © 2022 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.
Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Невероятная эволюция технологии запуска ракет
Revolutionized поддерживается читателями. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Узнайте больше здесь.
Ракеты формировали историю на протяжении веков, от китайских петард до многоразовых ракет, которые могли доставить людей на Марс. Технологии запуска ракет значительно изменились за эти годы, и на горизонте появилось еще больше захватывающих инноваций.
Первым большим скачком в технологии запуска ракет был переход от твердого топлива к жидкому. Вторым большим скачком стали многоступенчатые методы запуска, в которых использовались как жидкое, так и твердое топливо. Затем последовало изобретение многоразовых ракет, которые можно было запускать множество раз. В будущем технология запуска ракет может принять новые захватывающие формы, чтобы продвигать людей вглубь Солнечной системы.
Эволюция технологии запуска ракет является доказательством того, насколько далеко продвинулась аэрокосмическая техника. Понимание прошлого ракетной техники позволяет понять, куда она движется дальше.
Порох и твердое топливо
Самая ранняя технология запуска ракет была разработана в Китае примерно в 1100 году нашей эры. Солдаты снаряжали стрелы порохом, а затем запускали их из луков. Твердое топливо воспламенялось громкой искрящей вспышкой, которая встревожила и рассеяла врагов в бою. Позже в этот период китайцы изобрели более крупные ракеты, запускаемые с деревянных стоек.
Слово «ракета» произошло от этого древнего оружия, которое происходит от китайского слова «огненная стрела». Органы управления полетом этих ракет состояли из оперения пера на стреле. Интересно, что современные ракеты по-прежнему имеют стреловидную форму с оперением.
В течение сотен лет ученые всего мира пытались разработать китайские «огненные стрелы». Однако в самой технологии было мало инноваций. Твердое топливо использовалось для запуска ракет как в военных целях, так и в развлекательных целях. Все изменилось в 1926 году.
Запуски ракет на жидком топливе
На протяжении веков порох и другое твердое топливо были единственным способом запустить ракету. Твердое топливо подходило для запуска ракет на короткие расстояния, например, на поле боя или в небо для фейерверка. Однако для того, чтобы мечты об освоении космоса стали реальностью, технология запуска ракет должна развиваться.
Годдард меняет историю
16 марта 1926 года в Оберне, штат Массачусетс, молодой ученый по имени Роберт Годдард сделал то, что мало кто считал возможным. Он запустил первую в мире ракету на жидком топливе. В этой новой технологии запуска ракет использовалась комбинация кислорода и бензина. Это топливо направлялось через скелет ракеты из металлических труб. Годдард понял, что жидкое топливо даст больше энергии при меньшей массе и создаст большее ускорение, чем твердое топливо. Его теория была верна.
Ракета Годдарда разгонялась до 60 миль в час, что было намного быстрее средней твердотопливной ракеты того времени. Это доказывало, что запуски жидкостных ракет не только возможны, но и имеют будущее. Сегодня Роберт Годдард считается отцом современной ракетной техники. К моменту своей смерти в 1945 году Годдард имел более 200 патентов в области ракетной техники и побил шесть рекордов высоты.
Поворотный момент Второй мировой войны
В 1942 году, на фоне Второй мировой войны, одно изобретение изменило ход истории: ракета Фау-2. Группа немецких ученых во главе со знаменитым Вернером фон Брауном разработала V2 как оружие для нацистской армии. Немцы запустили тысячи таких ракет во время Второй мировой войны, поразив цели по всей Европе, включая Париж, Бельгию и Великобританию.
Несмотря на смертоносную цель Фау-2, она считается ракетой, которая «запустила космическую эру». У V2 была дальность полета и грузоподъемность, невиданные ранее. Он может летать на высоте до 50 миль (80 километров) над поверхностью Земли и считается первой настоящей космической ракетой.
Высота V2 составляла примерно четыре этажа, приводилась в движение смесью кислорода и этанола. Он воспользовался одним из революционных преимуществ жидкого топлива: контролем. Жидкостная двигательная установка позволяет корректировать траекторию ракеты в полете, в отличие от твердотопливных. Благодаря автоматизированному бортовому компьютеру наведения V2 эта силовая установка позволяла запускать ракету из любого места и достигать любого пункта назначения.
Многоступенчатые запуски и возврат к твердому топливу
После того, как союзники вышли победителями из Второй мировой войны, США и Советский Союз наняли многих известных немецких ученых-ракетчиков. Среди них были Вернер фон Браун и Сергей Королев, оба работавшие над ракетой Фау-2. Королев уехал в Советский Союз, а фон Браун помог основать американскую космическую программу.
Система запуска «Аполлон»
Одной из главных проблем, с которыми сталкивалась ракетная техника на протяжении всей истории, является масса. Чем тяжелее объект, тем большей массы он требует для запуска, но само топливо добавляет ракете еще большую массу. Чтобы решить эту проблему, НАСА разработало многоступенчатые жидкостные ракеты. Эта технология запуска стала причиной того, что миссии на Луну стали возможны.
Ракета «Сатурн-5» запустила миссию «Аполлон». Эта трехступенчатая ракета использовала три различных конфигурации жидкого топлива, и топливный бак каждой ступени был одноразовым. Это позволило ракете со временем терять массу, делая ее более эффективной по мере увеличения высоты. На первой ступени использовались пять двигателей F-1, которые остаются самыми мощными из когда-либо изобретенных жидкостных ракетных двигателей с одним соплом.
F-1 использовал жидкую смесь кислорода и керосина. Над двигателями F-1 находилась вторая ступень, состоящая из пяти двигателей J-2, которые использовали водород и кислород. Наконец, третья ступень с одним двигателем J-2 отделилась от второй ступени, используя жидкий водород и жидкий кислород.
Взлет и падение космического корабля «Шаттл»
После миссий «Аполлон» НАСА перешло на новую систему запуска ракет: космический челнок. Хотя он так и не достиг Луны, космический шаттл остается важной частью аэрокосмической эволюции, образуя мост между технологиями запуска 60-х годов и современными технологиями.
В отличие от большинства ракет, разработанных в 20-м веке, космический шаттл использовал твердотопливные двигатели для двух ускорителей. Три основных двигателя орбитального корабля работали на жидком топливе. НАСА решило использовать твердотопливные двигатели, потому что они безопаснее, проще и дешевле. Однако после 19После катастрофы «Челленджера» 86 НАСА инвестировало 300 миллионов долларов в модернизацию твердотопливных ракетных ускорителей (SRB) для повышения безопасности и устойчивости.
Два SRB обеспечили большую часть стартовой тяги шаттла. После этого бак с жидким топливом питал три маршевых двигателя до конца пуска ракеты. Несмотря на две ужасные аварии, космический шаттл стал важным шагом вперед в технологии запуска ракет. Он подготовил почву для ракетной техники 21 века с многоразовыми ускорителями и орбитальным аппаратом.
Современные космические полеты: многоразовые ракеты
Сегодня частные космические компании внедряют инновации в технологии запуска ракет под руководством американской компании SpaceX. Компания SpaceX, основанная Илоном Маском, навсегда изменила аэрокосмическую отрасль, изобретя первую в мире многоразовую ракету орбитального класса. После запуска ракеты-носители SpaceX самостоятельно возвращаются на посадочные площадки. Оттуда их забирают и заправляют для следующего рейса.
SpaceX вошла в историю запусков ракет 21 декабря 2015 года, когда они успешно посадили один из своих Falcon 9ракеты-носители во время орбитального запуска. Falcon 9 стала основной орбитальной ракетой, используемой НАСА. Он даже доставляет астронавтов на Международную космическую станцию на борту капсулы Dragon. На первой ступени Falcon 9 используется группа из девяти двигателей Merlin, работающих на жидком кислороде и ракетном керосине. На второй ступени, которая выводит полезную нагрузку на орбиту, используется один вакуумный двигатель Merlin.
Многоразовые ракеты имеют решающее значение для будущего космических полетов. Запуски намного дешевле и расточительнее, когда самые дорогие части ракеты можно использовать повторно. Это делает полезную нагрузку более доступной и открывает двери в космос большему количеству людей.
Стремление к Марсу
Несмотря на множество неудач на раннем этапе, SpaceX освоила свою технологию многоразового запуска. В более широком масштабе космическая компания планирует создать многоразовую ракету, способную запускать человеческие экипажи на Луну и Марс. Многоразовая система запуска нового поколения SpaceX «Звездный корабль» станет самой мощной ракетой-носителем из когда-либо созданных.
SpaceX тестирует прототипы звездолета с использованием двигателей Raptor, работающих на метане. Это ключевая особенность, которую следует отметить, поскольку метан может быть возобновляемым топливом, созданным путем естественного улавливания метана, а не накопления его в атмосфере. Метан также предлагает преимущества по стоимости и производительности по сравнению с другими жидкими видами топлива, что побуждает другие частные космические компании также использовать его. Когда Starship будет полностью готов к работе, SpaceX планирует запустить каждый из них до 1000 раз.
Будущее запусков ракет
Технологии запуска ракет прошли долгий путь с тех пор, как Роберт Годдард запустил современные космические полеты. Поскольку передовые космические компании, такие как SpaceX, прокладывают путь в космос, многие задаются вопросом, какие ракетные технологии появятся на горизонте.
В 2021 году первый полностью гражданский экипаж вылетел на орбиту на капсуле SpaceX Dragon.