Ракета буран: «Буран»: первый и единственный

«Энергия-Буран»: tov_tob — LiveJournal

Сегодня исполнился 21 год с момента первого и последнего полета советского космического челнока «Буран».
Несмотря на такую недолгую историю полетов, это событие — высшая точка развития отечественной космонавтики (а может и вообще мировой, т.к. по ряду параметров за прошедшие два десятка лет в мире не появилось систем, равных нашей).

Вообще, эра космических челноков имеет две… нет, даже три стороны:

1. Как и многое, что было создано в ракето-космической области во времена Холодной войны, проект «Space Shuttle» предназначался не только для решения задач, представляющих научных интерес, но и для задач военного характера. Этот факт очень сильно повлиял на конструкцию челнока у американцев, его функциональность и, конечно же, стоимость проекта. Это же стало причиной создания в СССР аналогичного проекта. В качестве итога — колоссальные средства были использованы фактически в никуда. Ко всему прочему, даже для выполнения мирных задач экономическая целесообразность челноков у США до сих пор очень сомнительна.

2. За годы существования программы «Space Shuttle» погибло 14 человек (7 во время старта «Челленджера» в 1986-м году и еще 7 при вхождении «Колумбии» в атмосферу в 2003-м). Безопасность наших одноразовых «Союзов» на порядок выше.

3. Создание челноков стало первым и достаточно весомым шагом к разработке космических систем многоразового использования. Ряд новых технических решений для челноков используются теперь и в других системах, а сами челноки и сопутствующие им системы позволили установить ряд мировых рекордов и по праву могут считаться достижением человечества.

Первые две стороны — это отдельная тема, о которой я,возможно, еще напишу в тот день, когда NASA закроет программу «Space Shuttle» (это должно произойти в 2010-м году). Сегодня же мне хочется рассказать о том, что является гордостью отечественной космонавтики.
К сожалению, так сложилось, что мы привыкли помнить преимущественно о негативных «достижениях» советской эпохи, на фоне которых забываются наши рекорды и завоевания, достойные того, чтобы ими гордиться. Многие о них просто не знают и не слышали вообще (убеждался неоднократно). Или же часто на слуху достижения западных ученых и инженеров, а про наши информации крайне мало.
Что ж, надеюсь, сегодняшний пост поможет немного усилить чувство гордости за нас 😉

Небольшая предыстория
После 6-ти высадок американцев на Луну, NASA свернуло лунную программу и приняло решение развивать новое направление многоразовых космических систем. Так появилась программа «Space Shuttle». Создание и испытание первых шаттлов происходило в течение 70-х, а первый «чистовой» запуск в космос был произведен в 1981 году. Наблюдая за активностью американцев и понимая дополнительные военные возможности, которые даст челнок для США, а также после неудачных испытаний ракеты Н-1, которая должна была доставить наших космонавтов на Луну, в СССР приняли решение создать аналогичный проект.

Тем не менее, наши не просто скопировали функционал шаттла и его конструкцию. При внешней схожести проектов наш функционал был намного шире, универсальней и надежней. Вот основные отличия:

1. Для доставки отечественного челнока на орбиту используется отдельная ракета «Энергия». Это означает, что ракета может выводить на орбиту не только челнок, но и другие космические аппараты. Американский комплекс заточен для вывода на орбиту челнока и только челнока.

2. Сама по себе ракета «Энергия» может являться универсальным средством доставки грузов и людей как на орбиту Земли, так и на Луну и даже на Марс (!). Обеспечивается это наращиванием вокруг ракеты так называемых «пара-блоков». Для того, чтобы понять о чем идет речь, достаточно посмотреть на первую фотографию поста: с каждой стороны основной части ракеты прикреплены ускорители, которые в конфигурации с «Бураном» служат первой ступенью. Предполагалось, что вместо «Бурана» можно прикрепить дополнительные ускорители и тем самым получить больший запас тяги и топлива. Ни о каком наращивании у американских шаттлов не может быть и речи.

3. «Буран» мог управляться как вручную, так и полностью автоматически, включая посадку (!). Шаттлы на полностью автоматический режим не рассчитаны.

4. Безопасность для космонтов в «Буране» была построена намного лучше, чем на шаттлах. В частности, была предусмотрена система экстренного спасения экипажа.

5. Для транспортировки «Бурана» и его крупных деталей был создан специальный самолет АН-225 «Мрія». Американцы же используют грузовой вариант Боинга-747, что ограничивает некоторые возможности транспортировки.

6. Предполагалось даже, что АН-225 будет использоваться как первая ступень челнока (т.е. будет осуществляться воздушный старт космической системы). Этим планам, увы, не суждено было сбыться.

Работы по созданию новой системы начались в 1976 г. За последующие годы предстояло буквально с нуля спроектировать и создать новую ракету, космический челнок, огромный самолет, построить новый комплекс на Байконуре (включающий два стартовых стола, ЦУП, монтажно-испытательный комплекс, различные стенды для испытаний и т.д.), провести тысячи различных испытаний и много чего другого.

К работе по созданию новой системы были привлечены десятки тысяч людей по всему Союзу. В отличие от лунной ракеты Н-1, все работы выполнялись максимально тщательно. Исправлялись любые самые мелкие ошибки; все испытания отрабатывались много раз. Всё было подчинено одной цели — создать надежнейшую систему, успешный полет которой — не удача, а закономерность. Это один из немногих примеров в нашей истории, когда работа выполнялась настолько тщательно. И результат превзошел ожидания.

К 1987 г. ракета «Энергия» была готова. Т.к. «Буран» задерживался, было принято решение провести пробный запуск с экспериментальным спутником «Полюс».
Запуск был совершен 15 мая 1987 г. Ракета успешно стартовала, хотя комплекс на орбиту так и не был выведен (из-за ошибки в самом «Полюсе»). Во время старта ракета совершила «кивок» в сторону. Благодаря самокоррективке траектории ракета выровнялась, но в результате был незначительно поврежден стартовый стол. Впрочем, первый запуск — он на то и первый, чтобы выявить недоработки.

В 1988 г. был готов и «Буран». В сочетании с ракетой он представлял собой захватывающее зрелище на фоне остальных сооружений Байконура, транспортивочных теплозов и людей:

Ракета «Энергия» с «Бураном» на установщике:

Памятное фото создателей системы:

Ракету с челноком устанавливают на стартовый стол:

Свой первый полет «Буран» должен был совершить в автоматическом режиме без космонавтов. Таковы требования запуска новых космических систем. Американцы отошли от этой «традиции» и свой первый шаттл запускали сразу с людьми (а по-другому и нельзя было — ведь шаттлы не умеют летать сами).
Старт был назначен на конец октября, однако менее чем за минуту до запуска двигателей произошел отказ площадки прицеливания, и она не отвелась в сторону от ракеты. В результате, старт был перенесен на 15 ноября. Опять сотни рассчетов, проверок, испытаний…
Наступил день нового старта. В 6:00 по московскому времени ракета оторвалась от стартового стола и через несколько секунд растворилась в низкой облачности.

Через какое-то время она вышла из облаков и устремилась в космос. Все прошло гладко. Слишком гладко. Не верилось, что это происходит наяву (ведь отказы в первых полетах новой системы — обычное дело).
Ракетчики с трудом скрывая свою радость, уже пожимали под столом друг другу руки. «Корабелы» (так называли создателей «Бурана») были гораздо осторожней в эмоциях — ведь еще нужно вернуть «Буран» на «Байконур».
Через 10 минут после старта ракета завершила вывод «Бурана» на орбиту. Обернувшись два раза вокруг Земли, «Буран» совершил тормозной маневр и начал снижаться, взяв курс на «Байконур».

Через три с лишним часа после начала полета он уже приближался к космодрому. Люди в ЦУПе с замиранием сердца следили затем, как машина самостоятельно заходит на посадку (а ведь посадка, как известно, самый сложный процесс в авиации). По расчетам специалистов «Буран» должен был пройти справа от влетно-посадочной полосы и за ней развернуться влево, чтобы выйти к так называемой «ключевой точке». Однако, ЭВМ «Бурана» посчитала совершенно иначе и решила, что ей нужен дополнительный вираж для сброса скорости. В результате «Буран» резко повернул влево, пронесся над взлетно-посадочной полосой и уже затем развернулся вправо, выйдя на ключевую точку:

Наблюдавшие за происходящим пришли в ступор. Неужели на последней минуте полета произошел непредвиденный сбой в ЭВМ и весь труд пойдет коту под хвост? Но через считанные секунды специалисты доложили, что все в порядке и «Буран» счел такую траекторию более оптимальной для снижения.

Наконец из-за облаков показался и сам «Буран». Борясь с сильным боковым ветром, он уверенно приближался к взлето-посадочной полосе:

Мягкое касание задних шасси поверхности полосы — и люди, наблюдавшие за происходящим на большом мониторе в ЦУПе, уже не смогли сдерживать своих эмоций. Рукопожатия, приветствия, объятия, слезы от счастья… 12 лет кропотливой и напряженной работы завершились невероятным триумфом. При посадке «Буран» отклонился от оси полосы лишь на полметра. Эта посадка была занесена в Книгу рекордов Гинесса как первый (и пока последний) полет многоразовой космической системы с полностью автоматизированным полетом и посадкой.

Рядом с «Бураном» пролетает самолет слежения, который был послан для наблюдения за челноком во время его посадки:

Сразу после посадки к «Буран» проходит первоочередное обслуживание:

Затем наступил самый сложный перестроечный период СССР. Потом исчезла и сама страна. Второй полет «Бурана», который должен был произойти в 1993-м г., так и не состоялся. Из-за дороговизны системы она оказалась невостребованной.
Сборка новых ракет и челноков была остановлена, а ряд технических решений из системы «Энергия-Буран» постепенно были применены на других системах (в том числе американских).
Сам же «Буран» с новой ракетой на долгие годы стал на прикол в 112-м монтажно-испытательном комплексе «Байконура»:

По прошествии десятка лет стало ясно, что «Энергия-Буран» больше никогда не совершит даже второго полета: площадки и стенды «Байконура», которые предназначались для «Энергии», пришли в полный упадок. Заросли травы, проржавевшее из-за отсутствия обслуживания оборудование, разобранные рельсы для установщика..

В конце концов время и бесхозяйственность похоронили и самое главное — ракету с «Бураном». Из-за врожденных недоработок конструкции и отсутствия надлежащего обслуживания 12 мая 2002 г. рухнула крыша монтажно-испытательного комплекса, в котором находились «Буран» с «Энергией». Разрушения были настольки сильными, что прибывшие специалисты сначала не смогли понять, куда исчез «Буран»:

В результате от былого достижения отечественной космонавтики остался только самый большой самолет в мире — АН-225 «Мрія».

В свой первый полет «Мрія» отправилась в декабре 1988 г. В мае 1989 г. она прилетела на «Байконур» для проведения испытательных полетов вместе с «Бураном» и доставки его на всемирную авиакосмическую выставку в Ле-Бурже.
В 1991 г. на 30-летие полета Ю. Гагарина «Мрія» вновь поднялась в воздух вместе с «Бураном». На этом ее участие в этой программе завершилось. Сейчас самолет используется для транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов и в свою очередь успел установить несколько мировых рекордов в авации.

«Буран» закрепляют на «Мрії» с помощью специального перегрузчика:

Хотел бы я присоединиться к тем фотографам 🙂

Обратите внимание на размеры людей и самолета:

Использованы фотоматериалы сайта http://www.buran.ru
Кстати, этот же ресурс категорически рекомендуется к самостоятельному изучению сабжа как наиболее полный и интересный сборник информации по проекту.
Также можно посмотреть отличную подборку видео на тему «Бурана»:
http://art-aka-primus.livejournal.com/85519.html

Единственный полёт «Бурана» / Хабр

29 октября 1988 года, 6:23:49 мск. Космодром Байконур, стартовая площадка 110.

Только предпусковая подготовка длилась больше года, а финальные операции начались ещё в 13 часов накануне. Буран в пакете с ракетой-носителем уже некоторое время стоят на стартовом столе, обвешанный различными кабелями, шлангами, удерживаемые площадками обслуживания. За десять минут до непосредственно старта нажимается кнопка Пуск, и «Энергия»—«Буран» с пусковым комплексом становятся полностью автоматической системой, которая не запитана от земли и управляется лишь своими компьютерами. За эти десять минут должны отсоединиться все внешние системы.

За 51 секунду до старта по всем системам проходит код отмены пуска. От изделия невовремя, с задержкой на 38 секунд, отошла платформа азимутальной ориентации, регулирующая гироскопы, стартовый комплекс не получил от неё доклад о фиксации и мгновенно выдал команду на аварийное прекращение пуска. Тут же принимается решение об отмене старта, сливе компонентов топлива и переносе на 15 ноября.

«Энергия»—«Буран» на стартовом комплексе. Судя по всему, это всё же какой-то из дней пуска, так как площадка хоть и пустая, но и ракета, судя по всему, не заправлена.

Теперь необходимо было понять, что же стало причиной отказа. Претензии шли сходу системе управления, самому механизму и внутренним причинам на ракете, тем более что при сливе компонентов топлива на одном из боковых блоков возникли проблемы — слишком медленно шёл слив. Ну и вовсе системы перепроверить не помешает, мало ли что.

Как ни странно, но проблему с топливным баком бокового блока «А» решили быстрее. Многие версии были отсеяны очень быстро, и осталась лишь одна:

Все наши предположения о причине сводились к одному — засорился фильтр в бортовой заправочно-сливной магистрали. Разработчики блока А и изготовители, уважаемое НПО «Южное», в голос протестовали: «Не может быть, потому что этого не может быть никогда…» Заслуженной организации трудно не верить. Разработчики средств заправки отстаивали свое: компонент чист, магистрали проверены на чистоту — и предъявляют документы проверки. Ракетный завод не сдается: «… Был случай на стартовой позиции «Зенита», когда, проверяя заправочные шланги, были обнаружены отклонения по чистоте. ..» Рассудила опять же проверка на месте.

После слива кислорода из этого блока со скоростью струйки, вытекающей из чайника, добрались до фильтра на борту — фильтр забит со стороны ракетного бака. Немыслимо, но факт. Исследовали — частицы из бака, которые накопились в процессе его изготовления.

Главный конструктор ракеты «Энергия» Борис Губанов


Ранее похожая проблема уже привела к аварии на испытаниях блока, поэтому пренебречь такой неисправностью ни в коем случае было нельзя. К чести команды космодрома, ее исправили прямо на площадке.

И вот тут-то у всех нас, как говорят, екнуло сердце: фланцевое разъемное соединение с фильтром находилось в хвостовом отсеке блока, место доступа к нему невероятно ограничено, нужно было снимать изделие с пусковой установки, транспортировать на техническую позицию РН, отстыковывать ОК (орбитальный корабль — прим. А.С.), параблоки, разбирать хвостовой отсек двадцатого блока и только тогда можно было извлечь фильтр Даже слабо понимающий специалист по испытаниям РКТ (ракетно-космической техники — прим. А.С.) понимает, что это означало задержку с пуском УРКТС (универсальной ракетно-космической транспортной системы — прим. А.С.) на несколько месяцев и требовало повторения всего цикла испытаний в объеме технологического графика. Тревожные моменты поиска решения! Стараниями Юрия Ивановича Лыгина и Николая Степановича Шуракова был найден квалифицированный слесарь тов. Швырков Александр Сергеевич, который смог, работая в хвостовом отсеке блока, не только разобрать фланцевые соединения, извлечь фильтр, но и установить его назад, обтянуть фланцевое соединение, обеспечив его работоспособность в среде жидкого кислорода. Большое ему спасибо и низкий поклон за его мужество и трудовой героизм! (…) На сетке фильтра действительно были обнаружены волокна батиста, весом в несколько граммов, полностью закрывавшие ячейки фильтра, имеющих проходное сечение в 20 мкм.

Владимир Гудилин, тогда — начальник научно-испытательного управления Байконура и командир боевого расчёта

А вот работы над не отошедшим вовремя блоком затянулись. По воспоминаниям заместителя генерального конструктора НПО «Энергия», а тогда заместителя главного конструктора по координации работ и экспериментальной отработки Вячеслава Филина, только на поиск причины ушло не менее четырёх дней. Системы управления отработали как положено, никаких проблем в чертежах не обнаруживалось, а следовательно, искать нужно было либо какой-то системный просчёт проектирования, либо брак.

Собака была зарыта… в банальных уплотнителях. Они прекрасно работали за полгода до пуска, когда их изготовили, установили и провели испытания. Однако с тех пор произошло множество смен температуры, различные операции, и в итоге уплотнитель попросту сварился со световодом, из-за чего требуемое для отделения усилие было на порядок выше положенного. Проблему исправили, причём возились вплоть до ночи с 14 на 15 ноября.

Честно говоря, многие не поверили в такие выводы комиссии, уж очень прозаично они объяснили природу отказа, оставалось одно: выполнить рекомендации комиссии по уменьшению трения в месте контакта, произвести натурный эксперимент на летном изделии, что и было сделано сначала в ручном, а затем и в автоматическом режимах. Все работало четко, временная циклограмма выдерживалась с удивительной точностью! Наступило облегчение, но и разочарование от того, что запуск УРКТС не состоялся по такой прозаичной причине.

В.Гудилин

Если я правильно понимаю, то виновница торжества — вот эта чёрная платформа на ракете под ажурной фермой. Размером она с автомобиль.

15 ноября 1988 года, 5:00 — 6:00, там же.

Итак, Буран снова готов лететь. Однако на сей раз ситуация осложняется отвратительной погодой. На Байконур надвигается циклон, шквалистый ветер до 20м/с, который будет и на посадке. Корпус ОК и РН подвергаются обледенению, кое-где корка достигает максимально допустимых значений в 1.7 мм. Но всё же решают пускать. В 6:00:01 «Энергия»—«Буран» стартует в космос, а спустя несколько секунд исчезает в плотной облачности с нижней кромкой в 550 метров.

На различных удалениях и высотах от старта находятся несколько самолётов для различных видов наблюдений. По всему мировому океану разбросаны корабли, фиксирующие передаваемые «Бураном» данные и передающие их в Москву и на Байконур.

Собственно

Система в воздухе и следует ровно в расчётной трубке траекторий. Почему трубка? Всё просто — в атмосфере на корабль действует слишком много сил и факторов, так что возможность просчитать единственно верную траекторию отсутствует (я приведу её изображение ниже, иллюстрируя уже спуск с орбиты). На 152-й секунде полёта отстреливаются параблоки первой ступени. «Буран» продолжает держать свой путь в космос. Томительное ожидание — и вот 467-я секунда — отключение двигателей второй ступени. «Буран» с помощью своих двигателей успокаивает связку — пока ещё связку РН и ОК. 482-я секунда — и ОК отделился от РН, продолжая свой полёт самостоятельно на высоте около 150 км.

В зале, по заведенной традиции, ни шума, ни восклицаний. Только у ракетчиков горят глаза. Под столом пожимают друг другу руки. Задача носителя выполнена. Теперь все за кораблем. «Корабелы» переживают особо и напряженно. Все болеют за них, ракетчики переключились на наблюдение за экранами дисплеев с информацией о полете корабля. Стартовая команда работала, приводя системы и сооружения старта в безопасное состояние…

Борис Губанов


Ещё через три с половиной минуты, в апогее, «Буран» выдаёт первый импульс длиной в 67 секунд, а значит, первому витку быть. На втором витке корабль идёт, повернувшись ровным днищем к Солнцу для наиболее оптимального теплораспределения.

На орбите все системы работали штатно. В полете было проведено 4 сеанса связи, включая передачу на борт информации, необходимой для спуска и посадки, в том числе направление ветра в районе ВПП посадочного комплекса.

На втором витке, на 67-й минуте полета, вне зоны радиосвязи, «Буран»начал готовится к посадке — в 7:31:50 с магнитной ленты бортового магнитофона перезагрузилась оперативная память бортового вычислительного комплекса для работы на участке спуска и началась перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения требуемой посадочной центровки. БЦВК рассчитал и сообщил в ЦУП параметры тормозного маневра для схода с орбиты.

Начали готовиться к встрече корабля и службы посадочного комплекса. Когда «Буран» начал свой второй виток, на Объединенный командно-диспетчерский пункт (ОКДП) прошла информация о том, что по данным телеметрии на борту все нормально, отклонений от работы аппаратуры посадки не отмечено, за исключением несрабатывания радиоответчиков, что существенно не влияло на процесс обеспечения автоматической посадки. Дальше происходит ряд операций на орбите, корабль меняет ориентацию для выдачи тормозного импульса и правильного входа в атмосферу.

В 8:53 связь с кораблём пропадает, ведь внутри плазмы она невозможна, видят «Буран» только те, кто следит за ним через загоризонтные РЛС. А все ждут. МиГ-25 с оператором на борту второй раз за утро поднимается в воздух. В процессе снижения «Буран» совершает S-образный боковой манёвр в 570 км вправо от плоскости орбиты для рассеивания кинетической энергии. В принципе, он мог сделать и более серьёзный манёвр, однако сейчас корабль не нёс допнагрузку, так что в этом не было нужды. В этот момент с камеры, расположенной на месте командира, видно, как сначала внутри кабины что-то падает, а потом как исчезает плитка теплозащитного покрытия, защищающая кабину. Некоторые занервничали. «Трындец котёнку! Долетался!».

Здесь мы видим, как в процессе интенсивного маневрирования что-то падает в межкабинном пространстве в районе командирского места…

… а здесь отваливается плитка теплозащитного покрытия (где стрелка). Кроме того, лобовое стекло заляпало лакокрасочное покрытие с плиток. При этом оно сгорало в плазме.

А «Буран» как ни в чём не бывало продолжает снижаться, сбрасывая скорость и показывая балансировочное и аэродинамическое качества выше, чем предполагались после многочисленных продувок и испытаний. К моменту выхода из плазмы на высоте в 50 км корабль планировал со скоростью 10 Махов, до посадки оставалось ещё 550 км. Произошло это в 9:11.

Траектория снижения «Бурана» в проекции на земную поверхность, изображенная внутри расчетной трубки вероятных траекторий. Чем толще синяя полоса, тем большая вероятность выбора этой траектории. Точками показано положение корабля при прохождении отмеченной высоты полета. Соответственно, красная линия — траектория посадки.

До сих пор полет проходил строго по расчетной траектории снижения — на контрольных дисплеях ЦУПа его отметка смещалась к ВПП посадочного комплекса практически в середине допустимого коридора возврата. «Буран» приближался к аэродрому несколько правее оси посадочной полосы, и все шло к тому, что он будет «рассеивать» остаток энергии на ближнем «цилиндре». Так думали специалисты и летчики-испытатели, дежурившие на объединенном командно-диспетчерском пункте. В соответствии с циклограммой посадки включаются бортовые и наземные средства радиомаячной системы. Однако при выходе в ключевую точку с высоты 20 км Буран «заложил» маневр, повергший в шок всех находившихся в ОКДП. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево, на северный цилиндр выверки курса, и стал заходить на ВПП с северо-восточного направления с креном 45º на правое крыло.

Вадим Лукашевич


Пятью километрами ниже корабль достиг дозвуковой скорости и продолжил снижаться, на высоте 11 км на какой-то момент выйдя из поля зрения наземных антенн контроля воздушной обстановки.

«В момент резкой смены курса «Бурана» одна из женщин-операторов наших ЭВМ серии ЕС закричала „Вернись!“, — ее лицо надо было видеть — на нем был сразу и страх, и надежда, и переживания за корабль как за родное дитя».

Антон Степанов, участник описываемых событий в объединённом командно-диспетчерском пункте


На Земле началась паника. Корабль вёл себя непредсказуемо, и никто не знал, что именно он сделает дальше.

...После того, как «Буран» вышел на орбиту, я своими глазами видел, как в Центре управления полетами «группа товарищей» заранее готовила «Сообщение ТАСС» о том, что из-за таких-то и таких-то неполадок (они изобретались тут же) благополучно завершить этот эксперимент не удалось. Эти люди особенно оживились, когда, уже заходя на посадку, «Буран» вдруг начал неожиданный маневр…»

Глеб Лозино-Лозинский, главный конструктор «Бурана»

Корабль готовились подорвать из-за «отказа системы управления», но в дело вмешался заместитель Лозино-Лозинского по лётным испытаниям Степан Микоян.

Когда корабль достиг высоты в 8 км, с ним встретился МиГ-25 Магомеда Толбоева. Помимо пилота на борту также был оператор, который должен был снимать процесс снижения. Всё бы ничего, но «Буран»-то снижался не по плану, так что машины шли на встречных курсах вместо догоняющих. Толбоеву пришлось закладывать фигуру высшего пилотажа, отчего камера чуть не сломалась.


К высоте 6 км корабль уже встал на сопровождение системы «Вымпел» и готовился к посадке, постоянно получая все необходимые навигационные данные.

4 км. «Буран» выходит на крутую посадочную глиссаду, почти пикируя со скоростью в 40 м/с. А потом неожиданно для всех выныривает из облаков и у самой ВПП резко задирает нос. И вот касание основных опор, а затем и носовых, столь мягкое, что последние переданные «Вымпелом» данные гласили, что корабль снижался со скоростью в 1 м/с, а парашютная тормозная система сработала с задержкой в 9 секунд, автоматика просто не смогла зарегистрировать такое лёгкое касание.

Вот так он садился

Корабль остановился на полосе с высочайшей точностью, отклонившись от середины полосы на 5,8 м, остановившись в 1-2 м от расчётной точки. Больше того, машина при посадке выбрала маршрут, вероятность попадания на который составляла лишь 3%, но который в сложившихся погодных условиях был единственно верным.

Вот так он садился:

Порывы доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Я не мог не восхищаться его полетом. Ветер ведь не встречный, а боковик под 40 градусов слева, вот мы и летели боком.

«Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 метров опустил на ВПП правую ногу. Уклонение от оси полосы было три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку «отлично». А «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра ВПП менее 50 сантиметров.

Магомед Толбоев, лётчик-испытатель (из интервью газете «Красная звезда» от 25 ноября 1988 года)


Наконец, команда «все системы корабля обесточены». Вот и всё. «Буран»совершил первый полностью автоматический полёт, который был единственным таким полётом на протяжении следующих почти 22 лет. Восторг! Овации! Счастье и гордость наполняли всех, корабль целовали и обнимали.

Повреждение ТЗП на крыле

Триумф не омрачил даже серьёзный косяк ТЗП. На нижней поверхности было потеряно три плитки, в результате чего крыло начало разрезать. Повезло, что плазма воздействовала на этот участок недолго. Иначе кто знает, чем бы всё кончилось…

Послеполётное обслуживание

Автор: Александр Старостин

Источники

  • Материалы сайта Buran. ru Вадима Лукашевича
  • Барт Хендрикс, Берт Вис. «Энергия-Буран: советский Space Shuttle (Energiya-Buran. The Soviet Space Shuttle)»
  • Борис Черток. «Ракеты и люди»
  • Для обложки в социальных сетях показана штатная ориентация — левым крылом к Земле.

Иллюстрация созданы на основе детальной 3D-модели (автор Armin Schieb), разработанной для сайта Buran.ru, и эксклюзивных фотографий Земли из космоса, сделанных космонавтом Павлом Виноградовым летом 2013 г. с борта Международной космической станции:

M-40 «Буран» ОКБ В.М.Мясищева


    Опытно-конструкторские работы по межконтинентальной крылатой ракете (МКР) «Буран» были начаты в
ОКБ-23 в апреле 1953 года и официально заданы Постановлениями СМ СССР от 20 мая 1954 и от 11 августа 1956 г. Главным конструктором по теме
«40» (проект «40») назначен Г.Н.Назаров, ведущим конструктором — Д.Ф.Орочко, по маршевой ступени («42») ракеты — Г. Д.Дермичев, по ускорителям («41»)
А.И.Злоказов.

    Крылатая ракета «40» была спроектирована по нормальной самолетной схеме с треугольным крылом с
углом стреловидности по передней крoмке 70º и тонким сверхзвуковым профилем, корпус выполнен из титановых сплавов.
Оперение — крестообразное, с аэродинамическими рулями. Конструкция ракеты аналогична МКР
«Буря», но стартовый вес несколько больший, т.к.
предполагалось разместить более мощную и тяжелую боевую часть, оснащенную взрывными устройствами
контактного и дистанционного типа.

    В качестве силовой установки использовался ПВРД, разрабатывавшийся в ОКБ М.М.Бондарюка с лобовым воздухозаборником, на входе
которого находилось центральное многоскачковое тело. Внутри последнего размещалась боевая часть весом 3500 кг.
Горючее находилось в кольцевых фюзеляжных топливных баках.

    Для старта и разгона маршевой ступени «42» до скорости запуска сверхзвукового ПВРД использовались четыре ускорителя «41» с ЖРД тягой по 55 т,
разработанные на базе самолетных ускорителей «СУМ». Двигатели первой ступени разработаны в ОКБ-456
главного конструктора В.П.Глушко. После запуска маршевого двигателя на высоте 18200
метров ускорители отстреливались, и самолет-снаряд должен был лететь к цели, расположенной
на удалении 7500-8000 км, в автоматическом режиме со скоростью 3290 км/ч на высотах 24-25 км.

    Поддержание заданного курса осуществлялось с помощью гироинерциальной навигационной систем с
астрокоррекцией от звездных датчиков, размещавшихся в отсеке на верхней части фюзеляжа. Система астрокоррекции для
ракеты разработана под руководством Р.Г.Чачикяна.

    В 1957 г. опытное производство ОКБ-23 построило одну крылатую ракету, рассчитанную под
новую боевую часть и получившую обозначение «40А». В этом же году начались ее стендовые испытания.

    В процессе создания «сороковки» удалось получить ответы на множество принципиально новых теоретических
вопросов и решить ряд конструктивно-технологических задач. Совместно с институтами авиационных материалов и авиационной
технологии создавались новые конструкционные материалы, автоматические станки, технология роликовой и точечной сварки тонкостенных конструкции ракеты.
Точнее, последнее было возрождением технологии тонкостенных конструкций,
разработанных в довоенные годы и внедренных в самолетах серии «Сталь».
Образцы этих конструкций сохранились в ангаре 101-й кафедры МАИ, и в начале 1950-х
туда зачастили многие из создателей авиационной и ракетной техники.

    Специально для «Бурана» разработали рулевые приводы и смазку, обеспечивающие функционирование органов управления
до температуры +400 ºС. В процессе опытно-конструкторских работ для
оценки различных характеристик ракеты создавались новые методики, в
частности, для определения напряженно-деформированного
состояния треугольных крыльев впервые в СССР в ОКБ-23 разработали алгоритм
прочностного расчета, ставшего основой метода конечных элементов.

    Осенью 1957 года работы по ракете «40» были прекращены. До закрытия
работ было изготовлено две ракеты «Буран» для проведения ЛКИ.
Однако, если за «Бурю»
еще пытались бороться, то у «Бурана» защитников не нашлось. В конструкторском
бюро Мясищева параллельно шла работа над стратегическим бомбардировщиком М-50
и коллектив бюро без особых эмоций переключился на решение этой проблемы.

    Полностью работы по теме «КРМД» были закрыты решением руководства страны (Н.С.Хрущева) в ноябре 1957 года после проведения
успешных испытаний межконтинентальной ракеты Р-7 С.П.Королева,
способной доставить ядерный заряд до территории США. Ракета Р-7 была признана более перспективной и надежной, средств и ресурсов для продолжения работ над несколькими носителями межконтинентальной дальности не было.































Описание
КонструкцияОКБ В.М.Мясищева
ОбозначениеМ-40 «Буран»
Год постройки1957
ТипСтратегическая крылатая ракета
Система наведенияИНС с астронавигационной системой
Геометрические и массовые характеристики
Длина, мобщая24
I ступени19,1
II ступени23,3
Диаметр фюзеляжа, мI ступени1,2 (1,6)
II ступени2,4
Размах крыла, м11,6
Площадь крыла, м298
Стартовая масса, кгобщая125000
I ступени80000
II ступени60000
Масса БЧ, кг3400-3500
БЧтермоядерная моноблочная
Силовая установка
Маршевый двигательСПВРД РД-018А
Тяга двигателя, кгс (кН)10600
Стартовый двигатель4 х ЖРД
Тяга двигателя, кгс (кН)4 х 55000
Летные данные (расчетные)
Дальность полета, км8500-9150
Точность стрельбы (КВО), км10
Скорость полета, м/с (М=)3,1
Высота полета, м18000-20000

Источники информации:

  1. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2. 1999 /
  2. Экспериментальный машиностроительный завод / buran.ru /
  3. Крылатые ракеты «Буря» и «Буран» / История Российской Советской космонавтики /

This Week in Rocket History: советский космический корабль «Буран»

ИЗОБРАЖЕНИЕ: ракета «Союз» (слева), космический корабль «Шаттл» (в центре) и «Энергия-Буран» (справа) (нарисовано в масштабе). ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ: НАСА

В прошлый понедельник, 15 ноября, исполнилось 33 года со дня первого и единственного запуска советского космического корабля «Буран».

Программа «Буран», официально известная как ВКК или «воздушный космический корабль», была начата в 1974 году в ответ на опасения Советского Союза, что Соединенные Штаты собираются использовать свои космические челноки, чтобы уничтожить их или иным образом помешать их космическим средствам на орбите.

Как и в случае с кораблем «Союз», разработка «Бурана» в традиционной советской манере велась с обширными наземными, а затем летными испытаниями. Это привело к созданию небольших моделей, которые запускались на высокие суборбитальные траектории для проверки теплозащитного экрана, множеству тестовых образцов фюзеляжа полного орбитального корабля для различных подсистем и даже одного, который мог взлетать своим ходом для отработки посадки с двумя парами реактивных двигателей. Орбитальный аппарат должен был быть оснащен одной парой реактивных двигателей, которые теоретически могли позволить ему совершить несколько попыток приземления, в отличие от американского шаттла. Эта атмосферная испытательная машина называлась OK-GLI, и ее пилотировал экипаж из двух человек. Он пролетел 25 раз между 1985 и 1988.

Орбитальный аппарат «Буран» во многом был похож на скопированный им американский аппарат, но с некоторыми ключевыми улучшениями. В частности, поскольку его ракета «Энергия» предназначалась для запуска неорбитальных полезных нагрузок, на орбитальном корабле «Буран» отсутствовали большие и дорогие главные двигатели. Эти маршевые двигатели были упрощены и размещены на одноразовой активной ступени ракеты «Энергия». Сам орбитальный аппарат имел только двигатели орбитального маневрирования. Перемещение главных двигателей позволило увеличить грузоподъемность на пять тонн по сравнению с американским шаттлом.

ИЗОБРАЖЕНИЕ: космический корабль программы K-GLI Buran в Technik Museum Speyer, Германия, на выставке в 2013 году. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ: pasukaru76 через Wikimedia Commons.

Поскольку в Советском Союзе не было технологий для разработки больших твердотопливных двигателей, подобных тем, что используются на «Шаттле», четыре ускорителя на «Энергии» использовали жидкостные двигатели. Каждый ускоритель имел по одному двигателю РД-170, который приводил в движение четыре сопла с одним турбонасосом. По сей день это самый мощный из когда-либо созданных жидкостных ракетных двигателей, развивающий невероятные 7,9меганьютонов тяги. Для сравнения, все девять двигателей первой ступени Falcon 9 Block 5 развивают тягу 7,6 МН.

Первый полетный орбитальный аппарат ОК-1.01 был доставлен на Байконур в 1984 году в частично собранном виде. Эта частичная сборка была необходима, потому что у Советов буквально не было самолета, достаточно большого, чтобы можно было транспортировать все это целиком, поэтому вместо этого компоненты были доставлены на модифицированном бомбардировщике М-4 с завода под Москвой на Байконур.

Прежде чем «Буран» смог взлететь, нужно было испытать ракету, которая выведет его на орбиту — «Энергию». «Энергия» предназначалась для запуска различных полезных нагрузок, а не только орбитального корабля «Буран». Первый пуск Энергии состоялся 19 мая.87, запуск боевой космической лазерной станции «Полюс». К сожалению, а может быть, и к счастью для напряженности холодной войны того времени, запуск не удался из-за программной ошибки. Чтобы сохранить центр масс в удобном для запуска месте, «Полюс» запускали вверх ногами. После отделения от «Энергии» он должен был развернуться на 180 градусов и завершить вывод на орбиту. Вместо этого он развернулся на 360 градусов и направился в южную часть Тихого океана. Поскольку неудачный запуск не имел никакого отношения к ракете, «Энергия» получила разрешение на запуск «Бурана».

ИЗОБРАЖЕНИЕ: Космический корабль «Энергия-Буран». ПРЕДОСТАВЛЕНО: РКК «Энергия»

Советы обсуждали продолжительность первой миссии «Буран», в конечном итоге решив совершить только двухвитковый полет. Это ограничило бы количество систем, которые должны быть готовы к запуску, поскольку двухчасовой полет можно было бы выполнить на аккумуляторе без помощи вспомогательной силовой установки. Короткий полет также означал, что не нужно было открывать двери грузового отсека и их радиаторы. Эта миссия подтвердит запуск, некоторые орбитальные системы, а также автономный вход и посадку.

ОК-1.01 и его Энергия были вывезены на площадку в октябре 1988 года. Запуск несколько раз откладывался по разным техническим причинам, прежде чем, наконец, он был запущен в условиях сильного ветра 15 ноября 1988 года в 06:00 UTC. Как и планировалось, «Буран» без экипажа был почти полностью поднят на орбиту «Энергией» и через несколько минут успешно вышел на орбиту. Через два часа и двадцать минут «Буран» сошел с орбиты, приземлившись чуть сбоку от осевой линии взлетно-посадочной полосы — неплохо для космического корабля, который сам летит. Игорь Волк, который должен был командовать первым пилотируемым звеном, вел самолет-охотник рядом с «Бураном», когда тот приземлялся.

Следующий запланированный полет корабля «Буран» должен был состояться в 1991 году с использованием второго орбитального аппарата, но Советский Союз распался раньше, чем это произошло. Программа была отменена в 1993 году. В довершение ко всему, орбитальный аппарат ОК-1.01 и готовая к полету ракета «Энергия» были уничтожены в 2000 году, когда из-за отсутствия технического обслуживания обрушилась крыша его ангара.

Дополнительная информация

Информационная страница «Буран» (Astronautix)

Буран (buran.ru) (русский)

Информационная страница «Энергия» (Astronautix)

Информационная страница Полюса (Astronautix)

Как Советы украли космический челнок

Когда в 1995 году американские космические челноки начали связываться с российской космической станцией «Мир», обе стороны были в небольшом долгу перед старой советской тайной полицией, КГБ. Согласно документам, полученным NBC News, именно КГБ успешно украл конструкцию американского шаттла в 70-х и 80-х годах.

Эта кража позволила Советскому Союзу построить собственную точную копию американской системы под названием «Буран», тем самым непреднамеренно заложив основу для совместимости между американской и российской системами.

Хотя советский шаттл поднялся в воздух только один раз в 1990 году, он частично планировался как космический паром для связи с «Миром». Это общесоветское соединение так и не состоялось, и в 1994 году от советского шаттла окончательно отказались. Но поскольку советский корабль был очень похож на американский вариант, разработка соединения «Мир» для Атлантиса и других американских шаттлов оказалась простой и эффективной. Фактически, первая связь между «Миром» и шаттлом «Атлантис» в 1995 году использовала ту самую систему, которую русские разработали для своего собственного шаттла.

История советского шаттла — это на самом деле история соперничества между двумя великими космическими державами в микромире, с интригами и паранойей времен холодной войны, соперничеством зеркального отображения и всевозможными шпионами, как человеческими, так и электронными. Это также может быть первым зарегистрированным примером онлайн-шпионажа.

Паранойя Брежнева
История начинается в 1974 году с секретной встречи в Кремле. Владимир Смирнов, глава могущественной Военно-промышленной комиссии Советского Союза, или ВПК, излагал советскому лидеру Леониду Брежневу приоритеты на следующий год. ВПК был органом, который руководил не только военными проектами, но и разрабатывал стратегии получения технологий.

Для ВПК, как и для его частных американских коллег, было очень выгодно преувеличивать любую угрозу со стороны США. И это, согласно сообщениям, появившимся спустя годы, именно то, что сделал Смирнов.

«Смирнов, из ВПК, в своем очередном отчете Брежневу упомянул в конце своего доклада: американцы интенсивно работают над крылатым космическим аппаратом», согласно истории программы 1991 года, напечатанной в «Курантах», журнал Москва. «Такое транспортное средство похоже на самолет. Он способен боковым маневром изменить свою орбиту таким образом, чтобы в нужный момент оказаться прямо над Москвой, возможно, с опасным грузом. Это известие очень обеспокоило Леонида Ильича [Брежнева]. Он напряженно обдумывал это, а затем сказал: «Мы здесь не деревенские деревенщины. Давайте приложим усилия и найдем деньги».

План также поддержал человек в сердце советских вооруженных сил, маршал Дмитрий Устинов, воин холодной войны, не имеющий себе равных в старом Советском Союзе. Человек, руководивший советской военной промышленностью во время Второй мировой войны, теперь был членом Президиума, отвечающим за оборону страны, и человеком, который мог легко понять ценность «космического бомбардировщика» — несмотря на то, что Советский Союз и США собирались подписать договор о запрещении ядерного оружия в космосе.

По некоторым сведениям, среди советских руководителей не было единодушия. Маршал Георгий Гречко, министр обороны, был одним из тех, кто был против чудовищных денежных затрат, но ВПК и другие военачальники напугали Брежнева, которому тогда было под 70.

«Челноком стали пугать Леонида Ильича Брежнева и объяснили ему, что проклятый шаттл может в любую минуту налететь на Москву, разбомбить ее вдребезги и улететь», — писал зимой 1919 года один русский журналист. 91, незадолго до распада Советского Союза. «Брежнев понял, да, конечно, нужно альтернативное оружие».

Проект разрешен тайно
В феврале 1976 г. в ЦК КПСС и Совете Министров СССР было окончательно подписано постановление, разрешающее проект. Два других указа о военном использовании шаттла были подписаны позже, в мае 1977 и декабре 1981 года. В конечном итоге командование разработкой шаттла было поручено генералу Александру Максимову, высокопоставленному чиновнику Минобороны, руководившему военными космическими и ракетными программами.

После того, как потребность была установлена, а спонсорство твердо установлено, в конструкторские бюро масштабной советской космической программы было отправлено известие. Никто в этих офисах не сомневался в том, кто главный.

«Ни для кого в нашей отрасли не секрет… что систему «Энергия-Буран» заказали у нас военные», — сказал разработчик ракеты-носителя «Энергия» Юрий Семенов. «На совещаниях на разных уровнях говорилось, что американские шаттлы даже на первом витке могут совершить боковой маневр и развернуться над Москвой, возможно, с опасным грузом. Нужен паритет, нужна была однотипная ракетно-космическая система».

Выбор дизайна
Однако на тот момент дизайн еще не был определен. Советы разработали, как и Соединенные Штаты, пилотную программу в 1960-х годах, направленную на создание многоразового космического самолета. Названный «Спираль», он был очень похож на американский «Dyna-Soar» — небольшую, но эффективную конструкцию, которая, как надеялись ее разработчики, могла улететь в космос и вернуться на землю. Многие в советской космонавтике думали, что «Спираль» можно реанимировать как модель, на которой будет построен «Буран»… но этого не произошло.

«Когда принималось решение о разработке советской воздушно-космической системы, возглавляемое Лозино-Ложинским научно-производственное объединение «Молния», которому был поручен проект, предложило использовать свой «древний» (утрачено 13 лет ) Спиральная конструкция», — писал советский военный историк в «Красной Звезде», ведущем военном журнале страны. «Однако оно было отклонено с довольно странным объяснением: «Это совсем не то, чем занимаются американцы». а потом решение выбрать американский дизайн многое говорило о советской власти.

«Спираль была очень хорошим проектом, но это была еще одна ошибка нашего правительства. Они сказали, что у американцев не было шаттла [тогда], и у нас тоже не должно быть, и он был уничтожен. Затем, после того, как вы сделали свой космический шаттл, они немедленно потребовали космический шаттл. … Это было очень безумно для нашего правительства».

И все же советская космическая программа в 1976 году определенно нуждалась в новых испытаниях. В том же году Советы незаметно завершили свою программу пилотируемой посадки на Луну, и успешное за год до этого соединение Аполлон-Союз также было завершено. Огромные сооружения и стартовые площадки, построенные для лунных ракет Н-1, стояли заброшенными на космодроме Байконур в Казахстане. Нужно было что-то, чтобы встать на их место.

Получение товара
Нужен был еще кое-что — короткий путь, чтобы помочь Советам догнать США. Контракт на первые два американских шаттла был заключен четырьмя годами ранее, в 1972 году, и «Энтерпрайз», полномасштабная модель, которая должна была проверить характер шаттла в атмосферных испытаниях, была почти завершена. Итак, на этот раз ВПК была запущена для сбора необходимых технологий и материалов.

У Советов было два больших преимущества: их собственная космическая программа была мирового класса, с десятками тысяч ведущих ученых и инженеров, которых можно было привлечь к работе над программой; и, к большому удивлению Советов, Соединенные Штаты решили не засекречивать свою программу. Все технологии, которые войдут в шаттл, будут несекретными, то есть открытыми для всего мира. Единственной проблемой была проблема управления: Соединенные Штаты выпускали огромное количество материалов как в печатном виде, так и в форме базы данных. ВПК было поручено управлять им.

В США давно знали, что ВПК занимается передачей технологий. Секретный анализ советских разведывательных служб в 1974 году предупреждал об использовании ими агентов военной разведки КГБ и ГРУ для сбора важных частей военных и даже коммерческих проектов на Западе. В 1960-х годах ему удалось собрать данные, критически важные для другого неудачного аэрокосмического проекта — сверхзвукового транспортного самолета Ту-144, разработке которого способствовала слежка за британо-французским «Конкордом» и Boeing 2707 SST.

Но чего Соединенные Штаты не знали в то время — и не знали до 1981 года — так это размаха операций ВПК и огромных сумм денег, которые она тратила на шпионаж. В отчете ЦРУ за 1985 год отмечалось: «Программа ВПК… включает в себя шпионаж со стороны враждебных офицеров разведки, открытый сбор со стороны должностных лиц Восточного блока, приобретение участниками программы научного обмена и незаконную торговую деятельность».

Интернет-шпионаж
Ключевым моментом программы челноков был «открытый сбор» и, в частности, использование коммерческих баз данных. По сути, масштабные усилия, направленные на американскую программу космических челноков, были одним из первых случаев интернет-шпионажа, если не первым случаем. Со всеми важными документами в сети, ВПК под эгидой КГБ было предоставлено возможность собрать все это, а затем распространить среди тех, кто в космической программе нуждался.

В анализе ЦРУ 1985 года «Приобретение Советским Союзом западных технологий, имеющих военное значение», проект шаттла описан как лучший пример использования КГБ правительственных баз данных США:

«С середины 1970-х до начала 1980-х годов, Исследования, финансируемые подрядчиками, предоставили Советам самый важный источник несекретных материалов в аэрокосмической области. Советские интересы в деятельности НАСА были сосредоточены практически на всех аспектах космических челноков. Полученные документы касались конструкции планера (включая компьютерные программы для анализа конструкции), материалов, бортовых компьютерных систем и силовых установок. Эта информация позволила советской военной промышленности сэкономить годы научных исследований и время испытаний, а также миллионы рублей, поскольку они разработали свой собственный очень похожий космический шаттл».

ЦРУ отметило, что «отдельные выдержки или ссылки в правительственных и коммерческих базах данных не являются секретными, но некоторая информация, взятая в совокупности, может раскрывать конфиденциальную информацию».

Кроме того, как сообщило ЦРУ, ВПК изложила «общее руководство для коллекционеров по сбору избранной информации о… космических шаттлах США». Что касается приоритета, то в отчете отмечалось, что «документы по системам и теплозащите космического челнока США» были главной потребностью ВПК в области «космического и противоспутникового оружия». ЦРУ также подробно рассказало, какой бюджет КГБ выделил на несколько проектов, связанных с шаттлами, и какие академические институты стали мишенью советских шаттлов.

Полмиллиона рублей — тогда это примерно 140 000 долларов — было заложено в бюджете на «документы по системе управления американским шаттлом», — отметили в ЦРУ. Исследовательские проекты, связанные с шаттлами, в Калифорнийском технологическом институте, Массачусетском технологическом институте, Бруклинском Поли, Принстоне, Стэнфорде, Канзасе, штате Пенсильвания и штате Огайо также были внесены в список целей КГБ.

Онлайн-сбор был настолько тщательным, что Агентство национальной безопасности узнало, что Советы использовали два исследовательских центра Восток-Запад в Вене и Хельсинки в качестве прикрытия для переброски информации в Москву, где принтеры работали «почти постоянно». Администрация Рейгана отрезала Советы от прямых закупок отчетов через Национальную службу технической информации Министерства торговли и Службу технической информации Пентагона.

«До этого они просто ходили от советского посольства на 16-й улице в Правительственную типографию на улицах Северный Капитолий и Х, сообщали в Генпрокуратуру название и номер документа, который они взяли из базы данных, платили деньги и отвез документы обратно в посольство», — сказал один из сотрудников разведки.

Компьютерный центр, через который тогда проходила большая часть разведывательных данных, согласно другому отчету ЦРУ, располагался в Советской торгово-промышленной палате в Москве, которая, как было установлено, имела прочные «связи» с КГБ. В отчете отмечается, что «разумно предположить», что компьютерный центр палаты подключен к западным информационным онлайн-сервисам.

Информационное богатство
Программа челноков обеспечила онлайн-золото для КГБ. К моменту запуска Колумбии в 1981 году в Интернете было 3473 документа, связанных с шаттлом в целом, 364 об испытаниях в аэродинамической трубе шаттла, 103 о ракетах-носителях шаттла, 124 о термостойкой плитке, 605 о компьютерах шаттла. и даже 10 по его военному применению.

Представители разведки сообщили NBC News, что Советы сэкономили «миллиарды» на своей программе шаттлов с помощью онлайн-шпионажа. «Им не нужно было подвергать свой орбитальный аппарат всем испытаниям в аэродинамической трубе и компьютерному моделированию, которые мы проводили, потому что наши данные испытаний были им доступны», — сказал Эдвард Олдридж, министр ВВС при администрации Рейгана.

Уолтер Дили, руководивший контрразведывательными операциями АНБ, описал получение Советским Союзом документов через коммерческие базы данных как «посменную работу», что означает необходимость круглосуточного наблюдения.

Откуда Соединенные Штаты узнали обо всех этих усилиях — выборе целей, составлении бюджета, эксплуатации баз данных? От шпиона, вошедшего в историю как один из самых важных шпионов и подстрекавшего к одной из самых безжалостных контрразведывательных операций в истории США.

Буран: российский космический шаттл, о котором мир забыл

Да, Россия построила свой собственный космический шаттл, Буран: Хотя американский космический шаттл не был бюджетной платформой, как предполагалось, программа была настолько удачно, что СССР решил строить самостоятельно. Без ведома большинства, они действительно это сделали, и он даже полетел в космос.

12 апреля 1981 года космический челнок НАСА «Колумбия» впервые с ревом ожил. Когда три мощных главных двигателя шаттла загорелись, они сжигали столько топлива, сколько бассейн, каждые 25 секунд, подбрасывая шаттл весом 4,4 миллиона фунтов в небо с поразительной мощностью в 37 миллионов лошадиных сил. Всего за восемь с половиной минут шаттл израсходует все топливо в своем массивном оранжевом топливном баке и прогорит два твердотопливных ракетных двигателя.

Если бы вы начали ситком 80-х как раз в тот день, когда стартовала «Колумбия», космический шаттл разогнался бы с нуля до 17 500 миль в час до первой рекламной паузы.

Успех первой миссии «Колумбии» был захватывающим моментом для Соединенных Штатов, но на другом конце земного шара он оставил Москву в кислом настроении. Советы наблюдали за развитием американской программы космических челноков благодаря более дружественному к СМИ подходу Америки к космическим путешествиям. На самом деле, к первому запуску Колумбии Советы уже начали разработку своего собственного космического челнока, который поразительно напоминал новую жемчужину НАСА.

Использование холодной войны в качестве ракетного топлива

Американская программа космических челноков уходит своими корнями в эпоху Аполлона, но сама концепция не была представлена ​​публике до 1972 года. Два года спустя, когда усилия НАСА начали обретать форму, тайная встреча состоялась в Кремле между главой Военно-промышленной комиссии Советского Союза Владимиром Смирновым и тогдашним советским лидером Леонидом Брежневым.

В то время как американцы всегда хорошо маскировали свои космические усилия как не более чем стремление к науке и национальной гордости, военное применение такого корабля было очевидным. Американский космический шаттл позволит запускать более крупные и сложные спутники-шпионы, позволит экипажам летать на орбиту для проведения технического обслуживания или ремонта и, что наиболее важно, позволит повторно использовать сам корабль, что теоретически снизит цену на орбитальные операции. В Советском Союзе также существовали опасения, что этот новый космический корабль может быть использован в качестве своего рода орбитального бомбардировщика.

«Такое транспортное средство похоже на самолет. Он способен боковым маневром изменить свою орбиту таким образом, чтобы в нужный момент оказаться прямо над Москвой, возможно, с опасным грузом», — пояснил Смирнов на совещании.

Точно так же, как представители министерства обороны в Соединенных Штатах могли переоценить (или намеренно преувеличить) угрозу, исходящую от различных военных и технологических программ Советского Союза, Смирнов и его сторонники знали , что в их интересах действительно продать эту идею что американский шаттл представлял серьезную угрозу советским интересам.

«Шаттлом стали пугать Леонида Ильича Брежнева и объяснили ему, что проклятый шаттл может в любую минуту налететь на Москву, разбомбить ее вдребезги и улететь», — писал российский журналист в 1991 году, незадолго до Советский Союз пал.

«Брежнев понял, да, конечно, нужно альтернативное оружие».

Холодная война созрела для такого рода военного превосходства, как средства получения военного преимущества, так и публичного средства проверки соответствующих экономических моделей каждой страны. Каждый американский успех, с которым не могли сравниться Советы, рассматривался московскими лидерами как фактический аргумент в пользу капитализма.

По сути, признание того, что они не могут построить свой собственный шаттл, означало бы признание того, что советская система не соответствовала научным, инженерным и материальным возможностям американской модели правительства. Этот идеологический конфликт был краеугольным камнем холодной войны, и всего за десять лет до того, как Советский Союз рухнет под тяжестью собственного краха, все уже начинало выглядеть безрадостно. Советскому Союзу нужна была победа, и Смирнов смог убедить Брежнева, что именно такой может быть советский космический челнок.

Советская секретная программа космических челноков начинается

К началу 1976 года ЦК Коммунистической партии и Совет Министров СССР одобрили разработку нового шаттла. Руководил секретными усилиями генерал-полковник Александр Максимов, военный чиновник, которому было поручено управлять существующими советскими военно-космическими программами. Двум ученым, В. П. Глушко и Глебу Лозино-Лозинскому, также было поручено возглавить работу, но среди участников не было сомнений в том, что новая программа шаттлов, получившая название «Буран», будет явно военным предприятием.

«Ни для кого в нашем секторе не секрет… что система «Энергия-Буран» была заказана у нас военными», — сказал Юрий Семенов, разработчик ракеты-носителя «Энергия». «На совещаниях на разных уровнях говорилось, что американские шаттлы даже на первом витке могут совершить боковой маневр и развернуться над Москвой, возможно, с опасным грузом. Нужен паритет, нужна была однотипная ракетно-космическая система».

Первоначально Советы рассматривали возможность перезапуска предыдущей программы космических самолетов под названием «Спираль». Однако разработка концепции небольшого космического самолета была прекращена более десяти лет назад, и советские официальные лица отметили, что предполагаемое использование «Спирали» не даст ничего близкого к возможностям, предлагаемым будущими американскими шаттлами.

Угон космического корабля

Когда к концу 1970-х годов американцы добились устойчивого прогресса в своей собственной программе космических челноков, советское руководство осознало, насколько они отстали. Если они собирались идти в ногу с НАСА, им нужно было найти способ ускорить процесс проектирования, не возвращаясь к отмененной программе Spiral. Хотя решение об отказе от Spiral было принято из-за его ограниченных возможностей, многие в Советском Союзе были разочарованы кажущимся шизофреническим подходом к разработке орбитальных платформ.

«Спираль была очень хорошим проектом, но это была еще одна ошибка нашего правительства. Они сказали, что у американцев не было шаттла [тогда], и у нас тоже не должно быть, и он был уничтожен. Затем, после того, как вы сделали свой космический шаттл, они немедленно потребовали космический шаттл. … Это было очень безумно для нашего правительства».

-Георгий Гречко, советский космонавт

Несмотря на разочарование участников и надвигающийся распад Советского Союза, в то время советская космическая программа оставалась одной из лучших в мире. Его ученые и инженеры одерживали победу за победой в первых раундах космической гонки времен холодной войны, выводя на орбиту первый спутник, животное и человека раньше американцев. НАСА, возможно, нанесло нокаутирующий удар высадкой на Луну в 1969, но Советы были далеко не в счет. Если Америка могла спроектировать космический шаттл, вполне вероятно, что и Советы тоже могли. Единственный вопрос заключался в том, смогут ли они сделать это достаточно быстро, чтобы идти в ногу с НАСА?

Без посторонней помощи ответ казался решительным «нет», но Советы не были новичками в обратном проектировании американских технологий. Например, в конце 1950-х годов Советы получили в свои руки одну из самых мощных американских ракет класса «воздух-воздух», AIM-9 Sidewinder, благодаря сделке, заключенной при посредничестве Китая (и невероятному везению одного пилота). Советы смогли собрать большой объем информации о ракетных технологиях по единственной ракете, которую они приобрели, и быстро запустили в производство советские варианты ракеты. Однако космический шаттл украсть было бы гораздо сложнее… но, как оказалось, в этом и не было необходимости.

Американское национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, или НАСА, было гражданским агентством, которое было четко отделено от американских военных. Хотя это разделение, возможно, было связано скорее с эстетикой, чем с функциональностью (почти все космические проекты имели военное значение), НАСА вообще не относилось к своей программе шаттлов как к разработке системы вооружения. В результате документация и даже планы шаттла считались незасекреченными и легко доступными для общественности. Фактически, большая часть материалов, необходимых Советскому Союзу, хранилась в коммерческих базах данных, что сделало усилия по сбору этих документов одним из первых (если не первым) случаев цифрового шпионажа.

«Приобретенные документы касались конструкций планера (включая компьютерные программы для анализа конструкции), материалов, бортовых вычислительных систем и двигательных установок. Эта информация позволила советской военной промышленности сэкономить годы научных исследований и время испытаний, а также миллионы рублей, поскольку они разработали свой собственный очень похожий космический шаттл».

— Анализ ЦРУ 1985 г. «Приобретение Советским Союзом западных технологий, имеющих военное значение».

Выход на орбиту

Имея всю необходимую техническую информацию, строительство «Бурана» началось в 1980 году, и всего за четыре года Советы смогли представить свой поразительно знакомый космический шаттл. Однако, несмотря на явное эстетическое сходство, «Буран» действительно отличался от американского дизайна по ряду важных аспектов.

Прежде всего, вместо того, чтобы размещать главные двигатели шаттла внутри самого космического корабля, Советы решили просто прикрепить свой шаттл к своей сверхтяжелой ракете Энергия . Он также был спроектирован и построен для автономной работы, что позволяет ему выполнять орбитальные миссии без экипажа на борту. Возможно, наиболее значительным отличием от американского шаттла были четыре реактивных двигателя, установленных в задней части самолета, которые обеспечивали полет с приводом от транспортного средства. Однако, несмотря на то, что на «Буране» были изображения этих реактивных двигателей, их не было, поскольку корабль готовился к своему первому орбитальному полету.

15 ноября 1988 года, через семь с половиной лет после старта космического корабля «Колумбия» из Космического центра Кеннеди, с космодрома Байконур в Казахстане стартовал «Буран». На борту советского космического челнока не было экипажа, что могло быть расценено как соответствующая мера предосторожности. Менее чем за 20 лет до этого трое космонавтов погибли после разгерметизации космического корабля «Союз-11» в космосе. За четыре года до этого космонавт Владимир Комаров погиб при первом в истории запуске космического корабля «Союз». Хотя безопасность экипажа, вероятно, была соображением, к 19В 88 году Советский Союз уже был охвачен политическими потрясениями. Убийство другого экипажа при запуске космического корабля не помогло бы ситуации.

«Буран» впервые вышел на низкую околоземную орбиту на своей массивной ракете «Энергия». Оттуда он поднялся на немного более высокую орбиту, прежде чем дважды облететь планету и начать вход в атмосферу. Без своих реактивных двигателей советский космический шаттл должен был бы вернуться на взлетно-посадочную полосу на космодроме Байконур, как американский шаттл. Однако, в отличие от американского шаттла, на борту «Бурана» не было пилота, который управлял бы спуском.

После оглушительного успеха автономных систем корабля «Буран» приземлился вскоре после входа в атмосферу, совершив то, что некоторые назвали «безупречной» посадкой на взлетно-посадочную полосу.