Ракета зенит: Печальная история «Зенита»

Печальная история «Зенита»

16.08.2019

Увы, успех технической системы не всегда зависит только от ее совершенства. И печальная история ракеты-носителя «Зенит» наглядно показывает, как отличная с технической стороны ракета вместо блестящей карьеры и ярких достижений оказалась в ситуации, когда приходится просто выживать. 26 декабря стартует последний из уже изготовленных «Зенитов», и, даже несмотря на новости этого года, он может оказаться последним в истории этой ракеты-носителя.полетом, но правильнее назвать ее единственным примером космической почты.

Старт РН «Зенит», слева отстреливается система прицеливания, по которой определялось положение в пространстве.

Пробуждение силы

Ракета, которую в итоге назвали «Зенитом», появилась из сочетания нескольких идей. Во-первых, росла масса спутников в целом и, в частности, аппарата радиотехнической разведки «Целина», новая версия которого перестала помещаться на ракеты «Восток-2М» и «Циклон-3». При этом сначала конструкторы КБ «Южное» шли довольно необычным путем, проектируя ракету с двумя стоящими рядом первыми ступенями. Получающуюся конструкцию называли «двустволкой» или «камбалой». Во-вторых, в среде ракетных конструкторов витала идея замены морально устаревающего семейства ракет на базе «Р-7» — некоторые недостатки вроде больших объемов ручной работы при подготовке к пуску нельзя было устранить никакими модернизациями. КБ «Южное», привыкшее работать с высококипящими компонентами на боевых ракетах, первоначально хотело использовать их и для нового проекта, но появились вопросы экологии. И Министерство обороны, и Совет министров разумно посчитали, что ракете, которая будет стартовать часто, не стоит использовать ядовитые гептил и амил. К 1974 году был создан концепт «двустволки» с двумя стоящими рядом первыми ступенями диаметром 3 метра, использующей двигатели РД-124 и РД-125 с грузоподъемностью в районе 12 тонн на низкую орбиту. Прорабатывались даже вопросы повторного использования первой ступени, поэтому двигатели были рассчитаны на многократное включение. В 1975 году задумались о смене двигателей первой ступени на только начинающий создаваться РД-170, но для этого пришлось бы увеличивать диаметр ракеты и делать новую оснастку на производстве, поэтому работы шли вяло. И тут вмешалась третья идея — программа «Энергия-Буран». Первую ступень решили сделать универсальной — как боковой ускоритель сверхтяжелой ракеты «Энергия» и одновременно первую ступень новой средней ракеты. Под эту программу уже не возникло проблем с выделением средств на новую производственную оснастку, поэтому диаметр ракеты увеличили до максимально допустимого по железнодорожному габариту 3,9 метров. Днем рождения «Зенита» является 16 марта 1976 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР.

Главной проблемой в разработке стал двигатель. И это не удивительно — рекордные параметры и тягу нельзя было получить быстро и просто. Разработка затягивалась, и спутники «Целина-2» пришлось временно пересадить на «Протоны». В 1984 году начались стендовые испытания ступени в сборе, и на первом же испытании возник пожар в хвостовом отсеке, затем прогорели стенки баков, и испытательный стенд скрылся в огне сотен тонн топлива. Летные испытания ракеты тоже не шли гладко — первые два пуска в 1985 году оказались аварийными. Но, несмотря на все проблемы, в октябре 1985 года «Зенит» вывел на орбиту свой первый спутник.

Фото: Морской старт

Консорциум «Морской старт» был основан в 1995 году. В него входили Россия (70% ракеты и разгонный блок), Украина (остальные части ракеты), Норвегия (пусковая платформа и корабль управления) и США (головной обтекатель и сборка). В 1999 году состоялся первый пуск. Но в этот раз проблемы начались в экономической части. Консорциум не смог найти достаточное количество клиентов, чтобы предприятие было прибыльным. В 2012 году президент РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, что «Морской старт» приносит прибыль начиная от четырех пусков в год. Таких прибыльных года было всего три.


Несмотря на успех 2006 и 2008 годов, очевидно, авария 2007 года и потери времени на ее расследование, наложившись на более ранние долги, стали фатальными, — в 2009 году «Морской старт» подал на банкротство по главе 11, предусматривающей возможность реорганизации компании. В результате этой реорганизации собственником 95% компании стала РКК «Энергия». Но нового чуда не произошло — запущенные в 2011-2013 годах спутники были заказаны еще до банкротства, и ни один год не стал прибыльным. Параллельно «Морскому старту» с 2004 года пытались развивать проект «Наземный старт», где «Зенит» пускали с Байконура, но и там удалось сделать всего шесть пусков. А обострение отношений России и Украины в 2014 похоронило и «Морской старт» и «Зенит» в том виде, в котором они существовали.

Последние ракеты


В начале 2015 года появлялись новости о возможной адаптации к «Морскому старту» ракеты «Ангара». Модификация «Ангара А-5» смогла бы выводить с экватора примерно в полтора раза больше, чем «Зенит», но потребовалась бы серьезная переделка стартовой платформы. В принципе, старт «Ангары» в Плесецке был переделан из недостроенного старта под «Зенит», но подобные работы — это деньги и время, которых, очевидно, не было. Тем более, что в России инициативная разработка РКЦ «Прогресс» под названием «Союз-5», которая изначально проектировалась как ракета на природном газе и кислороде, наложилась на запланированную в Федеральной космической программе тему «Феникс», по которой собирались создать РН среднего класса грузоподъемностью 9 тонн. В 2017 году выяснилось, что результатом такого скрещивания стал полностью российский аналог «Зенита». Его точные характеристики пока не объявлены, но есть информация, что он сможет выводить на орбиту до 17 тонн, на три больше, чем двухступенчатый вариант «Зенита». «Союз-5» появится нескоро, но уже является конкурентом «Зенита», и летом 2017 появилась новость о том, что «Морской старт» переделают под него. Но не тут то было — за месяц до этого купившая в конце 2016 «Морской старт» компания S7 объявила о возобновлении производства «Зенитов» на украинском «Южмаше». Возникла коллизия — российские двигатели не поставлялись туда с 2014 года, и делать исключение для S7 Роскосмос не планировал. Но к октябрю S7 сделали финт ушами — двигатели будут поставлять в США и производить окончательную сборку уже там.

Несмотря на то, что новые запуски с «Морского старта» обещают уже в 2019 году, уверенности в этом нет. Прежде всего, неизвестно, удалось ли «Южмашу» сохранить людей и оборудование для производства ракеты-носителя в условиях экономических проблем. Руководство предприятия, про трудности которого регулярно появляются новости в украинских СМИ, может обещать произвести сколько угодно ракет, заводу терять нечего. Но смогут ли они обеспечить сроки и, главное, качество производимых компонентов? Далее, «Морской старт» стоит примерно $30 миллионов в год, хватит ли у S7 Group денег на поддержание инфраструктуры до начала пусков? Ну и самая простая и страшная проблема — удастся ли «Морскому старту» найти клиентов и конкурировать в трудных современных условиях, если редкий год у него был прибыльным даже десять лет назад, когда Илон Маск только начинал?

Старт РН «Зенит», слева отстреливается система прицеливания, по которой определялось положение в пространстве.

Возвращаясь к последнему «Зениту», тоскливая мгла на фотографии удивительно в тему. Ракета была произведена несколько лет назад, и, по слухам с форума журнала «Новости Космонавтики», ей уже продлевали ресурс. И затягивать с пуском дальше тоже нельзя — по информации оттуда же, на 2018 год нет договоренности о полях падения для «Зенита» с Казахстаном. Неприкаянная ракета, которую уже чуть ли не выпихивают в полет — грустное окончание карьеры проекта с такими многообещающими когда-то перспективами. В этих условиях остается только надеяться, что пуск пройдет нормально.

Редакция Сайта благодарит автора, Филиппа Терехова за разрешение опубликовать на сайте НК данную статью

Блог Филиппа Терехова 
https://lozga.livejournal.com/

Персональный сайт — Ракета-носитель Зенит

Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Форма входа

 Ракета-носитель Зенит-2

Ракета-носитель 11K77 («Зенит») разработана Конструкторским бюро «Южное» имени академика М. К.Янгеля (г.Днепропетровск) в 1976-1985 гг. Разработка ракеты была санкционирована Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 марта 1976 г., и являлась составной частью программы «Буран».

Блок первой ступени РН 11К77 (11С771 или блок А) с некоторыми доработками предполагалось использовать в качестве бокового блока универсальной ракетно-космической транспортной системы многоразового использования (предполагались комбинации от 2 до 8 блоков А).

Семейство РН Зенит

Индекс РН 11К77
Класс Средний
Тип Одноразовые
Разработчик ГКБ «Южное» им. М. К. Янгеля
Изготовитель ГП ПО «Южный машиностроительный завод» им. А. М. Макарова
Количество ступеней 2
Длина, мм 57000
Диаметр, мм 3900
Cтартовая масса, кг 459000

Ракета-носитель Зенит-3

РКН «Зенит-3SL» эксплуатируется в составе ракетно-космического комплекса «Морской старт» (Sea Launch), используемого международной компанией Sea Launch для предоставления пусковых услуг.

Ракета-носитель Зенит-3SL. Фото РКК «Энергия»

Технические характеристики:
Максимальная стартовая масса, т 473
Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т 6,0
Масса горючего и окислителя, т 425
Тяга двигателей при старте, тс 740
Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0
Компоненты топлива керосин/жидкий кислород
Полная длина, м 59,6
Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9
Диаметр разгонного блока, м 3,7
Диаметр головного обтекателя, м 4,15
Количество ступеней 3

«Зенит-3SLБ» (наземный старт)

Ракета космического назначения «Зенит-3SLБ» разработана в рамках программы «Наземный старт» для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.

Технические характеристики:
Максимальная стартовая масса, т 473
Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т определяется перед пуском
Масса горючего и окислителя, т 425
Тяга двигателей при старте, тс 740
Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0
Компоненты топлива керосин/жидкий кислород
Полная длина, м 58,7
Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9
Диаметр разгонного блока, м 3,7
Диаметр головного обтекателя, м 4,10

Телеканал «Звезда»

Ракета-носитель «Зенит-2»

23 января 2012, 18:35

«Зенит-2» — ракета-носитель среднего класса семейства «Зенит». Первая ступень «Зенита», оснащенная кислородно-керосиновым двигателем, стала прототипом модульной части блока первой ступени ракеты-носителя «Энергия»…. Подробнее »

 >

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Ракета-носитель «Зенит»





     

     

    Ракета-носитель «Зенит»

    Оригинальная ракета «Зенит-2» (справа) и «Зенит-3SL» для комплекса «Морской старт». Copyright © 2005 Анатолий Зак

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

    Разработка ракеты Зенит

    Развитие
    ракеты-носителя 11К77, известной сегодня как «Зенит», началась в начале
    1970-х годов в надежде построить семейство легких, средних и тяжелых пусковых установок, состоящих из стандартных модулей-ускорителей. Затем проект превратился в более широкую программу по разработке системы «Энергия-Буран», советского аналога космического корабля «Шаттл».

    История полетов

    Ракета «Зенит» достигла стартовой площадки в 1985 году, положив начало долгой карьере в советской, а затем и в российской космической программе. Первоначальный двухступенчатый вариант ракеты предназначался в первую очередь для вывода на низкую околоземную орбиту военных спутников. Однако на раннем этапе также была разработана трехступенчатая конфигурация, способная достигать геостационарной орбиты.

    • Пуски ракеты «Зенит» в 2013 году | Взрыв ракеты «Зенит» со спутником НСС-8
    КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ЗЕНИТА

    Этап I

    Первоначально разработанный как накладной ускоритель сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия», этот же ускоритель также использовался в качестве первой ступени долгоживущей ракеты-носителя «Зенит».

     

    РД-170

    Часто называемый «самым мощным ракетным двигателем в мире», РД-170 был разработан для приведения в движение первой ступени сверхтяжелой ракеты «Энергия». В составе многоразовой транспортной системы РД-170 был рассчитан на 10 выстрелов. Аналогичный двигатель, получивший обозначение РД-171, предназначался для первой ступени ракеты средней грузоподъемности «Зенит».

    Этап II

    В большинстве миссий ракеты «Зенит» ее вторая ступень должна была доставить полезный груз на низкую околоземную орбиту. 11-метровая ракетная ступень была оснащена маршевым двигателем РД-120 и рулевым двигателем РД-8, работающими на смеси жидкого кислорода и керосина.

    Первоначально разработанный для ракеты-носителя «Зенит», двигатель РД-8 оказался очень востребованным во втором десятилетии 21 века с появлением класса сверхлегких коммерческих ракет. Последний тест двигателя в мае 2019 года, возможно, знаменует переход его наследия и совершенно новую карьеру.

    Этап III (Разгонный блок блока D)

    Созданный как часть легендарной лунной ракеты Н1, почтенный разгонный блок Блок Д затем перекочевал на ракеты-носители «Протон» и ракеты-носители «Зенит», чтобы играть роль космического буксира, доставляющего полезные грузы на их конечные орбиты.

    СТАРТОВЫЕ СРЕДСТВА

    Стартовая площадка на Байконуре

    Первоначальные планы предусматривали создание единственной пусковой установки для ракеты «Зенит» на российском северном космодроме в Плесецке, находящейся в ведении советских военных. По иронии судьбы, эта площадка так и не была достроена, а «Зенит» начал свои полеты, как и большинство советских космических ракет на Байконуре.

    Морской старт

    Ракета «Зенит» с ее высокоавтоматизированной подготовкой к пуску оказалась лучшим кандидатом для пусков с плавучей океанской платформы. Самоходная стартовая площадка могла бы доставить ракету к экватору, где вращение Земли максимизировало бы ее полезную нагрузку, особенно на пути к геостационарной орбите, используемой большинством коммерческих спутников.

    В глубине: Морской старт в 2017 году; Морской старт в 2018 году

    Rocket V4 — доска для скоростного спуска

    перейти к содержанию

    Распродажа в Черную пятницу

    Скидка 15% на линейку / 25% на экспериментальную колоду / 45% на колоду B-Grade

    212,50 $

    $250. 00

    5,0 / 5,0

    4 отзыва


    Лента для захвата

    No Grip TapeGripped — с Jessup Grip TapeGripped — с Roam Coarse Grip

    Выберите вариант Лента без захвата с захватом — с захватом Джессопа Лента с захватом — с грубым захватом Roam

    Ракета V5
    Лента без захвата

    находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.


    Лонгборд для скоростного спуска

    Длина: 33,5 » / 85 см
    Ширина: 9,75″ / 24,75 см
    Колесная база: 21 — 23,3 » / 53,25 — 59 см

    Вес (плата): 5 5 LB / 2. 25.

    Жесткость: 10/10
    Мы рекомендуем водителей выше 400 фунтов / 180 кг получить Hard Flex в приложении Custom Builder, чтобы они могли испытать предполагаемые ощущения от Rocket V5 .

    Даунхилл: 10/10
    Фрирайд: 8/10

    Что в коробке?

    -> Этот «Полный» поставляется с бесплатными встроенными подшипниками Zenit и оборудованием, помимо указанных тележек и колес. Полная доска поставляется в разобранном виде, поэтому, если у вас ее еще нет, мы рекомендуем приобрести инструмент Skate Tool для настройки всей доски.

    -> «Только доска» с любовью, как показано на картинке.

    Перевозки

    Бесплатная доставка в Канаду и США

    Мы предлагаем быструю и безопасную доставку всех лонгбордов в течение 1-3 дней с гарантией.

    *Нестандартные цвета, замена графики и модификации конструкции могут продлить срок до одного месяца.

     

    Доставка по всему миру

    Мы предлагаем быструю и безопасную доставку в течение 1-3 дней. Чтобы узнать точную стоимость доставки, просто добавьте товар(ы) в корзину и посмотрите внизу страницы.

    Бесплатная доставка предлагается на определенную сумму в зависимости от страны доставки. Точную сумму, необходимую для бесплатной доставки, смотрите в верхней части веб-страницы.

    *Нестандартные цвета, замена графики и модификации конструкции могут продлить срок до одного месяца.

    Узнайте больше здесь о спецификациях по отгрузке

    360 дней гарантии

    Команда «Зенит» стоит за каждым нашим щитом.
    Хотя маловероятно, что он вам понадобится, мы с гордостью предоставляем годовую гарантию.

    Узнать больше

    Подробнее
    Верно

    Все дело в деталях.

    КАЧЕСТВО И ЭСТЕТИКА

    Наши плиты разрабатываются и производятся в Монреале. Разработано, изготовлено и детализировано с любовью.

    Прямо в стратосферу!

    Застряв в острых колесных арках доски, вы будете полностью контролировать свой курс на протяжении всего путешествия. Дополнительное пространство для вашей ноги над передней тележкой облегчает перенос веса для начала скольжения, и были добавлены дополнительные варианты колесной базы, так что у вас есть только самый точный контроль при входе в вашу любимую шпильку. Совместимы как старые, так и новые школьные грузовики.

    Благодаря новой форме и более глубоким колесным аркам, чем у V4, V5 совместим с еще большими колесами, что означает, что вы можете развивать более высокие скорости. Не нужно поднимать взгляд, чтобы увидеть взлет ракеты; этот идет у вас под ногами и одобрен для наездников, чтобы сломать гравитационное притяжение Земли.

    Центр управления полетами

    Хьюстон, проверьте максимальный зазор колес из-за колесных арок размером 1/8 дюйма.

    Чек.

    Проверить устойчивое положение стопы, вызванное коромыслом.

    Чек.

    Проверить ремешок шлема.

    Чек.

    Контрольный список очищен. Подготовьтесь к взлету.

    Качество превыше количества

    Космический корабль, специально спроектированный для высокоскоростной навигации. Семь слоев канадского клена Hard Rock ламинированы смолой Greenpoxy из биологического сырья между двумя листами сверхпрочного предварительно натянутого трехосного стекловолокна. Этот корабль, дополнительно усиленный полосой и крестом из однонаправленного стекловолокна
    , полностью устойчив к кручению.

    Однозначно 1 из лучших.

    Доска высшего качества Материал высшего качества.

    Плюс мне нравится, что вы, ребята, сажаете дерево за каждую купленную доску или что-то в этом роде. Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь. Это основная причина, по которой я покупаю доски у вас, ребята.

    Прочный как скала

    Только начал кататься на Rocket V4. После настройки моего трака/втулок я уже могу сказать, что это будет единственная доска под моими ногами в течение долгого времени. После небольшой бомбардировки и фрирайда эта доска даже не раскрыла весь свой потенциал. Когда я стою на этой доске, моя группировка улучшается и сразу же повышается уверенность в себе. Первоклассная доска, не имеющая аналогов ни на чем, на чем я когда-либо катался.

    Именно то, что я искал

    Эта доска просто огонь, так весело, множество опций для настройки вашей предпочтительной колесной базы. Супер жесткий и надежный. Одна из самых предсказуемых досок, на которых я когда-либо ездил. Спасибо за добротную и доступную доску!

    Прочная конструкция.