Самый первый танк в мире танк: Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1927 года. СССР

Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1927 года. СССР

Легкий танк МС-1 (Т-18) — первый отечественный танк, поставленный на серийное производ­ство.  С образованием  в Советском Союзе в 1924 году Танкового бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), началась разработка отечественной бронетанковой техники. В том же году Комиссия по танкостроительству  разработала тактико-технические требования к  танку сопровождения пехоты, который должен был иметь массу в 3 тонны,  вооружение — из 37-мм пушки или пулемета, 16-мм броню и максимальную скорость — в 12 км/ч.

В соответствии с этими требованиями конструкторская группа под руководством С.П. Шукалова, летом 1924 года, приступила к работе. В 1927 году в опытной мастерской ленинградского завода «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод) был изготовлен опытный образец легкого танка сопровождения пехоты Т-16, представлявший собой усовершенствованную модификацию французского легкого танка «Рено» FТ 17 и его итальянского варианта «Фиат 3000». Изменениям подверглись энергетическая установка, ходовая часть и вооружение: карбюраторный двигатель имел общий картер с коробкой передач и был устанавлен поперек корпуса, улучшив компоновку машины.

Были созданы новые системы электрооборудования, питания, смазки, элементы ходовой части. Новый танк, предназначавшийся для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою, был принят Реввоенсоветом на вооружение РККА в июле 1927 года под обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18.    

Серийное производство началось в 1928/1929 годах на ленинградском заводе «Большевик». С апреля 1929 года к производству танка был подключен Мотовилихинский машиностроительный завод, являвшийся дублером по выпуску Т-18, но освоение производства на нем шло медленнее, тем более, что в поставках двигателя, трансмиссии, гусениц и брони он зависел от завода «Большевик». В соответствии с  программой «Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА», разработанной штабом РККА, план выпуск Т-18 на 1929 — 1930 годы составил 325 единиц. Тем временем, танк Т-18 постоянно дорабатывался, так устаревший 6,5-мм спаренный пулемет Федорова был заменен новым 7,62-мм танковым пулеметом Дегтярева ДТ (с 1930 года ставшим стандартным советским танковым пулеметом), а затем и его вариантом спаренным авиационным пулеметом ДА-2. Этот модернизированный танк получил обозначение МС-1 (Т-18) образца 1929 года и отличался от ранней модификации также увеличением боекомплекта к пушке с 96 до 104 выстрелов и незначительными изменениями в конструкции лобовой части корпуса.

К 1929 году МС-1 уже не отвечал возросшим требованиям РККА к танкам, поэтому, в том же году на заседании РВС была принята новая система бронетанкового вооружения, которая признала Т-18 устаревшим, в то же время, было принято решение сохранять его на вооружении, вместе с принятием мер по увеличению  скорости — до 25 км/ч. МС-1 подвергся существенной модернизации. В первую очередь изменениям подверглась его силовая установка. Мощность двигателя была увеличена с 35 до 40 л. с., а в трансмиссию были введены четырехступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион, а также ряд других менее значительных изменений. Этот модернизированный танк был принят на вооружение под обозначением «МС-1 (Т-18) образца 1930 года». Всего с 1928/1929 по 1931 год, в четырех производственных сериях, было изготовлено 962 серийных танка Т-18 всех модификаций (включая и опытные образцы).

МС-1 имел классическую компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части танка, а совмещенного отделения управления и боевого — в лобовой. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира, также выполнявшего функции стрелка. Танк имел равнопрочную противопульную бронезащиту. Броневые листы корпуса и башни танка МС-1 соединялись методом клепки на каркасе. Внутри корпус разделялся перегородкой между моторным и боевым отделениями. Для высадки и посадки механика-водителя в передней (лобовой) части корпуса служил трехстворчатый люк, а   для командира — круглый люк в крыше башни. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии осуществлялся через откидной кормовой лист и крышу моторного отделения, еще один двухстворчатый люк имелся в моторной перегородке для доступа к силовой установке изнутри танка. Воздух к двигателю поступал через броневой воздухозаборник в крыше моторного отделения, а вывод нагретого воздуха осуществлялся через отверстие в корме. Для повышения проходимости через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым «хвостом», который шарнирно крепился на корме и в походном положении лежал на корпусе.

Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывался боекомплект. На крыше башни монтировалась т.н. «наблюдательная вышка», сверху закрывавшаяся сферической крышкой.

Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 года имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. В днище размещался люк запасного выхода. Танк МС-1 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. Специально для этого танка конструктор П.Н. Сячинтов на базе орудия французской фирмы «Гочкис» разработал 37-мм пушку ПС-1 («пушка Сячинтова»), а затем и модернизированный вариант ПС-2 под названием «37-мм танковая пушка образца 1930 года».  Это была первая танковая пушка, которая устанавливалась не только на танках МС-1, но впоследствии и на танках Т-26 и БТ-2. Пушка и пулеметы были установлены под углом друг к другу, из-за чего было невозможным одновременное наведение их на цель.

В боекомплект к орудию входили 104 унитарных 37-мм  артиллерийских выстрела с осколочными гранатами и картечью, и 2016 7,62-мм винтовочно-пулеметных патронов — к пулемету. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35° и по вертикали с углом возвышения +30° и снижения  — 8°. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой, предварительно упершись спиной в ее стенку. Пулеметное вооружение на Т-18 первоначально представляло собой спаренную пулеметную установку В. Федорова, Д. Иванова и Г. Шпагина калибра 6,5 мм.

При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) или его вариант — спаренный пулемет ДА-2, представлявших собой модификацию ручного пулемета ДП. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64°, а в вертикальной от — 8° до +30°.  Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни. В отличие от танков «Рено» FТ 17 советский танк МС-1 имел стальные, гребневого зацепления  мелкозвенчатые гусеницы, которые лучше обеспечивали сцепление с грунтом.  На каждом борту располагались три парных тележки на пружинном амортизаторе с роликами. Они имели резиновый бандаж. Еще пара роликов, опиравшихся на нижнюю наклонную ветвь гусеницы, устанавливалась на наклонно расположенном амортизаторе. Верхняя ветвь гусеницы скользила на поддерживающих роликах, передняя пара которых имела рессорную подвеску. Натяжение гусениц производилось направляющим колесом, названным конструкторами «ленивец». Его можно было смещать вперед или назад, чем и обеспечивалось необходимое натяжение. На танках МС-1 использовался однорядный карбюраторный мотор воздушного охлаждения с четырьмя вертикально расположенными цилиндрами. Он объединялся в одном блоке с коробкой передач. Коробка скоростей имела четыре передачи вперед и одну назад. Мощность силовой установки на танках ранних выпусков составляла 35 л.с. при 1800 об/мин, на Т-18 образца 1930 года ее увеличили до 40 л.с.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов танк МС-1 составлял основу танкового парка Красной армии, поступив на вооружение танковых батальонов (20 танков), включавшихся в состав механизированных полков. С 1930 года началось формирование механизированных бригад, в состав которых входил танковый полк с двумя батальонами МС-1 (60 танков). Эти машины активно использовались для боевой подготовки как танковых подразделений, так и других родов войск, отрабатывавших тактику противотанковой  обороны.

Первое боевое крещение танки МС-1 получили в 1929 году в военном конфликте с Китаем на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). К началу 1938 года устаревшие и достигшие крайней степени износа танки МС-1 были в основном сняты с вооружения. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934 — 1937 годах в распоряжение укрепленных районов Ленинградского военного округа для строительства ДОТов. В связи с этим, осенью 1938 года по распоряжению Наркома Вооружения 700 снятых с вооружения и не подлежащих ремонту танков МС-1 передали укрепрайонам приграничных округов, а также Наркомату ВМФ для превращения их в неподвижные огне­вые точки. Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению. На месте пушки в бронемаске монтировалась установка спаренных пулеметов ДА-2 или 45-мм танковая пушка образца 1932 года. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точек) у мостов, перекрестков дорог и в других удобных для обороны местах. Сохранившие возможность передвижения своим ходом танки были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны в Красной армии еще имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков. Превращенные в ДОТы танки МС-1 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили боевые действия с Японией. В незначительном количестве эти танки еще оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на ее начальном этапе. Последний из известных фактов участия в боях МС-1 относится к битве за Москву, когда осе­нью 1941 года в составе 150-й танковой бригады использовались 9 танков МС-1.

Корпус легкого танка МС-1 без ходовой части, двигателя, трансмиссии и вооружения был пере­дан в дар музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 года. Незадолго до этого, в декабре 1997 года сотрудниками Управления уголовного розыска ГУВД г. Санкт-Петербурга была пресечена попытка вывоза за рубеж бронекорпуса танка МС-1 под видом металлолома. С установленной в башне 45-мм танковой пушкой образца 1932 года, принад­лежащей музею, в качестве неподвижной огневой точки бронекорпус выставлен на экспозиции оборонительных сооружений. Реставрационные работы проведены в декабре 1999 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Как появились танки — Статьи



Название


Слово «tank» по-английски означает цистерну или бак. Да, своим названием боевая машина обязана британцам. Появилось оно во время Первой мировой войны, когда Великобритания отправила на фронт первую партию танков. Чтобы скрыть этот факт от немецких разведчиков, был пущен слух, что российской правительство заказало в Лондоне большую партию топливных цистерн. Под видом огромных баков танки и были отправлены на фронт. В России слово «танк» прижилось не сразу. Боевые машины первоначально называли «баками» или даже «лоханями».


Предыстория


Предсказывал появление таких машин и военный министр Российской Империи Дмитрий Милютин, который умер за два с небольшим года до появления первых танков.



Танк Да Винчи


Отцы танков


Выпуск танков начался одновременно сразу в нескольких странах и каждая из них приписывает изобретение гусеничной машины себе. В Великобритании после Первой мировой даже была созвана специальная комиссия, которая должна была доказать, что танк придумали британские инженеры. В России «отцом» танка считается изобретатель Александр Пороховщиков, — потомственный дворянин, предложивший свой проект боевой машины в 1914-м году. Машину эту Пороховщиков называл «Вездеходом», вместо колес она использовала гусеницы, что позволяло ей прекрасно двигаться по бездорожью. Например, скорость движения «Вездехода» по песку составляла около 25 верст в час. Тем не менее, правительство России долго откладывало решение о начале серийного выпуска «Вездеходов», в итоге, до конца войны оно так и не было принято. Заслуги Пороховщиков оценили уже после Революции. Впрочем, изобретателя это не уберегло. В 1940-м году он был арестован, а позже расстрелян как человек, принадлежащий к дворянскому сословию.



Александр Пороховщиков (слева) и его танк



А вот проект бывшего британского офицера Эрнеста Данлопа Суинтона до ума доведен все-таки был. Танк Суинтона мало чем отличался от «Везедхода» Пороховщикова. Он тоже предложил использовать гусеницы, взяв за образец американский трактор «Холт». Проект Суинтона получил одобрение Военного министерства. Боевую машину первоначально именовали сухопутным кораблем. Первый танк был успешно испытан в феврале 1916-го года. Машину любовно назвали «Матерью», хотя позже первые два танка «MarkI» неофициально именовались «Самкой» и «Самцом». К слову, Королевская Комиссия по изобретениям позже отказала Суинтону в праве называться «отцом» танка. Этот неофициальный титул получили промышленник Уильям Триттон, — чья компания «Foster & sons» наладила серийное производство первых танков, — а также британский военный инженер Уолтер Уилсон.



Эрнест Данлоп Суинтон



Французы тоже любят предписывать себе изобретение танка. Правда, с гигантской натяжкой. Во Франции, в самом деле, еще до войны получили широкое хождение бронированные машины. Правда, это изобретение было, скорее, прототипом БТР, чем танка. Французская бронированная машина ездила на колесах и была совершенно бесполезна на бездорожье.



Впрочем, и у французов был свой «отец» танка. Полковник Жан-Батист Этьенн, по проекту которого после долгих переговоров, споров и бумажной волокиты были созданы танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер».



«Сен-Шамон» Жана-Батиста Этьенна


Споры



Танк Суинтона вполне мог повторить судьбу танка Пороховщикова. Британское правительство колебалось. Производство боевых машин стоило дорого, а уверенности в том, что они принесут успех на войне, не было. Горячим сторонником производства танков был Уинстон Черчилль (в то время Первый Лорд Адмиралтейства). А вот прославленный фельдмаршал Горацио Китченер считал производство танков пустой тратой денег. «Эта дорогая игрушка не поможет выиграть войну», — говорил он.



Горацио Герберт Китченер на британском военном плакате


Боевое крещение



Знаменитая битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916) стала первой битвой в истории человечества, в которой были применены танки. Нельзя сказать, что эта попытка была удачной. Из 50 танков, которые британцы собирались использовать для наступления, реально были задействованы лишь 18. Наступали они разрозненно и медленно, так что применить их полноценно не удалось. Но танки оказали огромное психологическое воздействие на немецкую пехоту, тем более, что их броня была неуязвима для пуль. Битва на Сомме, унесшая жизни почти миллиона человек, закончилась победой англо-французских войск. Дебют танка был признан удачным.



Тот самый британский танк «Mark 1»


Царь-танк



В России, тем временем, была сконструирована ужасающая боевая машина, вошедшая в историю под названием, «Царь-танк». Проект разработал инженер Николай Лебеденко. Гигантская машина, строго говоря, не являлась танком, ибо передвигалась с помощью колес. Самая крупная бронированная машина в истории человечества, в итоге, была признана негодной к использованию в боевых условиях. Царь-танк не прошел испытания.



Царь-танк Лебеденко


Как Германия не оценила танки



Британская контрразведка всеми силами старалась скрыть создание танков и держала производство в строжайшем секрете. Но история про цистерны для российского правительства не сработала. В Берлине о том, что Великобритания разрабатывает «сухопутные корабли» узнали примерно за полгода до битвы на Сомме. Просто германские генералы особого значения этой информации не придали. Существует легенда, что один из генералов даже произнес такую фразу: «здоровый дух немецкого солдата не позволит ему поддаться панике, и он расправится с этой неуклюжей и слепой машиной». Однако после битвы на Сомме военное командование Германской Империи приняло решение производство танков, все-таки наладить. Так появился танк A7V. 20 машин были выпущены в 1917-м году уже под конец войны. Широко применить их в боевых действиях Германия не успела.



Танк A7V в немецком военном музее


Сборник: Католики против гугенотов

Массовая расправа католиков с протестантами-гугенотами во Франции произошла в ночь на 24 августа 1572 года. Жертвами стали около 30 тыс. человек.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI век

Варфоломеевская ночь

Варфоломеевская ночь

Варфоломеевскую ночь называют самой кровавой в 16-м столетии. Она стала кульминацией конфликта между католиками и гугенотами, развивавшегося в течение долгого времени. За день гугенотская верхушка была обезглавлена, жертвами террора стали тысячи людей. Впрочем, на этом войны между гугенотами и катол. ..

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Что, если бы Варфоломеевской ночи не было

Что, если бы Варфоломеевской ночи не было

Среди историков до сих пор идёт спор, был заговор или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает аргументов в пользу этой точки зрения.

  • Тесты
  • Европа
  • XVI век

Смог бы ты пережить Варфоломеевскую ночь?

Смог бы ты пережить Варфоломеевскую ночь?

В августе 1572 года состоялась свадьба французской принцессы Маргариты и одного из лидеров гугенотов короля Наварры Генриха. В Париж съехалось множество протестантов. 22 августа было совершено нападение на предводителя гугенотов, адмирала, прославившего Францию на полях сражений, Гаспара де Колиньи …

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Жизнь и смерть адмирала де Колиньи (18+)

Жизнь и смерть адмирала де Колиньи (18+)

В Варфоломеевскую ночь вождь гугенотов, адмирал Франции Гаспар II де Колиньи стал одним из первых погибших.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

За что истребляли гугенотов? (18+)

Кровавое событие, унёсшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI век

Варфоломеевская ночь

Варфоломеевскую ночь называют самой кровавой в 16-м столетии. Она стала кульминацией конфликта между католиками и гугенотами, развивавшегося в течение долгого времени. За день гугенотская верхушка была обезглавлена, жертвами террора стали тысячи людей. Впрочем, на этом войны между гугенотами и катол…

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Что, если бы Варфоломеевской ночи не было

Среди историков до сих пор идёт спор, был заговор или нет. У тех, кто полагает, что резня началась спонтанно, хватает аргументов в пользу этой точки зрения.

  • Тесты
  • Европа
  • XVI век

Смог бы ты пережить Варфоломеевскую ночь?

В августе 1572 года состоялась свадьба французской принцессы Маргариты и одного из лидеров гугенотов короля Наварры Генриха. В Париж съехалось множество протестантов. 22 августа было совершено нападение на предводителя гугенотов, адмирала, прославившего Францию на полях сражений, Гаспара де Колиньи …

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Жизнь и смерть адмирала де Колиньи (18+)

В Варфоломеевскую ночь вождь гугенотов, адмирал Франции Гаспар II де Колиньи стал одним из первых погибших.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

Кровавое событие, унёсшее жизни тысяч мирных граждан. Что привело к резне в Варфоломеевскую ночь?

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Мао Цзэдун и культурная революция в Китае (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVI-XXI вв.

Адская гончая

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Настоящая музыка всегда революционна»

  • Статьи
  • Европа
  • XV век

«Тайная вечеря» да Винчи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Опять двойка» Решетникова

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Нежеланный брак и несостоявшийся развод. Дело Суворова

  • Статьи
  • Америка
  • XIX-XX вв.

Освоение Дикого Запада: путь американцев к Тихому океану

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Барклай-де-Толли: шотландец на русской службе

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Скачет красная конница» Малевича

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Нанкинская резня (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XIX вв.

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Протокол допроса адмирала Колчака

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Тува — республика, поглощённая Россией

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 136321

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • 📚 Статьи
  • 👀 101870

Мао Цзэдун и культурная революция в Китае (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 88562

Адская гончая

  • 📚 Статьи
  • 👀 64180

«Настоящая музыка всегда революционна»

  • 📚 Статьи
  • 👀 57687

«Тайная вечеря» да Винчи

  • 📚 Статьи
  • 👀 52670

«Опять двойка» Решетникова

  • 📚 Статьи
  • 👀 49528

Нежеланный брак и несостоявшийся развод. Дело Суворова

  • 📚 Статьи
  • 👀 46560

Освоение Дикого Запада: путь американцев к Тихому океану

  • 📚 Статьи
  • 👀 32115

Барклай-де-Толли: шотландец на русской службе

  • 📚 Статьи
  • 👀 30813

«Скачет красная конница» Малевича

  • 📚 Статьи
  • 👀 619279

Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы

  • 📚 Статьи
  • 👀 268549

Москва в руках Монгола

  • 📚 Статьи
  • 👀 266732

Нацистская верхушка: семейные хроники

  • 📚 Статьи
  • 👀 264863

Нанкинская резня (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 258752

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 222328

«Утро стрелецкой казни» Сурикова

  • 📚 Статьи
  • 👀 217241

Берия и женщины

  • 📚 Статьи
  • 👀 214706

Протокол допроса адмирала Колчака

  • 📚 Статьи
  • 👀 177436

Тува — республика, поглощённая Россией

  • 📚 Статьи
  • 👀 159775

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

Первая битва танк против танка произошла 100 лет назад

Сто лет назад на этой неделе британские и немецкие танки вошли в историю на полях сражений Первой мировой войны. В последний год войны у французского городка Виллер- Бретонне, две стороны столкнулись в первом в истории сражении танк против танка.

Связанная история
  • Эволюция американского танка

Оглядываясь назад на битву и на танки с обеих сторон, можно увидеть, насколько далеко продвинулась бронетанковая война за последнее столетие. Танковое сражение при Виллер-Бретонне, хотя и короткое, было предвестником грядущих событий.

Немецкий танк A7.

Getty Images

Весной 1918 года военное положение Германии выглядело отчаянным. Германия была истощена как в экономическом, так и в военном отношении после четырех лет войны. Поскольку миллионы людей уже были убиты и покалечены, армии угрожала нехватка живой силы. Весеннее наступление, направленное на уязвимый стык между французской и британской армиями, получившее название Kaiserschlacht , не достигло своих целей, которые поставили бы немцев в более выгодное положение для прекращения войны.

Последующее наступление началось в конце апреля с целью захвата французского города Амьен. Город Виллер-Бретонне был ступенькой к победе. Перед наступлением немецкая армия собрала столько танков, сколько могла, чтобы возглавить атаку.

Британская армия Mk. IV «женский» танк на учениях с войсками армии США.

Getty Images

К 1918 году концепция танка уже некоторое время обсуждалась. Леонардо да Винчи задумал тяжелую вооруженную и бронированную подвижную наземную машину еще в 1482 году. Однако первые современные танки были созданы британской армией под прикрытием разработки «цистерн с водой». «Танки» Mark I впервые участвовали в боевых действиях в 1916; это прозвище используется до сих пор.

24 апреля 1918 года немецкие войска начали штурм Виллер-Бретонне. Подготовительный артиллерийский обстрел дымом, взрывчаткой и горчичным газом обрушился на позиции британской армии. Это привело к снижению видимости всего до 30 ярдов, поэтому защитники понятия не имели, что с ними вот-вот случится. После прекращения артиллерийского огня волна немецкой пехоты и танков A7M двинулась на британские позиции.

«Мужской» танк Британской армии Mark IV.

Гетти Изображений 900:28 У британской стороны было 12 танков Mark IV. Представленный в 1917 году, Mark IV весил 28,4 тонны, имел экипаж из восьми человек, стальную броню толщиной от 8 до 12 миллиметров и двигатель Daimler мощностью 105 лошадиных сил, развивавший максимальную скорость 3,6 мили в час. Mark IV выпускался в двух вариантах: «мужской» (вооруженный тремя корабельными орудиями, приспособленными для использования на суше, и тремя пулеметами) и «женский» (вооруженный пятью пулеметами для защиты мужских танков от вражеской пехоты).

Немецкая сторона ввела в бой 13 танков A7V. Также введен в 1917, A7V весил 29,9 тонны, имел экипаж не менее 18 человек и имел стальную броню толщиной от 6 до 20 миллиметров. Два 100-сильных двигателя Daimler давали ему быструю скорость по пересеченной местности почти пять миль в час. A7V имел две 57-мм пушки и шесть пулеметов.

Подбитый танк A7. Как будто водителю было не о чем беспокоиться, A7 был настолько высоким, что он рисковал опрокинуться при движении по неровной местности.

Getty Images

Сама битва была короткой по продолжительности, но большой по историческому значению. Шесть британских Mark IV были отстранены от боевых повреждений. Два A7 получили механические повреждения на поле боя, а третий, получивший прозвище Nixe, был сильно поврежден орудиями Mark IV. Экипаж Никсе, опасаясь взрыва боеприпасов, бросил танк.

Немецкие и британские танки в основном предназначались для наступательных орудий для борьбы с окопавшейся пехотой в окопах, с пулеметами для борьбы с пехотой и полевыми орудиями для разрушения дотов и других укреплений. Хотя и союзники, и центральные державы знали, что в конечном итоге танки столкнутся друг с другом, танки были настолько новыми, что ни одна из сторон не была готова к такому сражению. Танкам не хватало скорострельных орудий, специально предназначенных для поражения танковой брони.

Основной боевой танк Британской армии Challenger II, наши дни.

Мэтью Ревелл//Getty Images

Это не продлится долго. По мере роста популярности танков на поле боя они становились быстрее, лучше вооружены и бронированы. Тенденция к механизированной войне привела к тому, что все державы отказались от позиционной войны, и многие танки были специально разработаны для борьбы с другими танками. Сегодня 70-тонные танки мчатся по дорогам со скоростью 45 миль в час, покрытые стальной броней толщиной в сотни миллиметров, поражая танки противника на расстоянии более мили. Технологии гарантируют, что к 100-летию первого танкового сражения танки будут продолжать доминировать на поле боя в обозримом будущем.

Кайл Мизоками

Писатель по вопросам обороны и безопасности, живет в Сан-Франциско.

First World War.com — Оружие войны: Танки

Никто не отвечал за разработку танка. Его дизайн можно нарисовать
вернуться в восемнадцатый век.

Скорее, ряд постепенных технологических усовершенствований привел к развитию танка в том виде, в каком мы его знаем.
ближе, пока его окончательная форма не была раскрыта по необходимости британцами
Армия, а точнее, флот, так как его первоначальное развертывание в Первой мировой войне было,
как ни странно, под надзором Королевского флота.

Эволюция танка

(краткий) урок истории в
порядок. Гусеница, по которой передвигался танк, была спроектирована
в самой грубой форме в 1770 году Ричардом Эджвортом. Крымская война ознаменовалась
относительно небольшое количество паровых тракторов, разработанных с использованием
гусеница для маневрирования по грязной местности поля боя.
Таким образом, даже в 1850-х разработка танка казалась мучительно близкой —
за исключением того, что его развитие приостановилось до рубежа веков.

С развитием в 1885 г.
двигатель внутреннего сгорания (Николаус Август Отто) трактор был построен
в США по
Компания Holt, которая использовала гусеницы Эджворта,
опять же для облегчения передвижения по раскисшей местности. Это было даже предложено на
время, когда машина Холта будет приспособлена для военных целей, но
предложение так и не было реализовано.

Следующим был Фредерик Симмс.
В 1899 году он сконструировал то, что назвал «военным автомобилем». Он мог похвастаться двигателем
фирмы Daimler, в пуленепробиваемом корпусе и вооружен двумя револьверными
пулеметы
разработан Хирамом
Максим. Предложенный британской армии он был — как и пулемет
до этого — отбраковывал как малополезный.
Лорд Китченер,
впоследствии британский военный министр расценил это как «довольно механическое
игрушка».

Разработка
в смежных областях продолжалось, несмотря на очевидную нехватку британского военного министерства
интерес к потенциалу машины.

Элвин О. Ломбард из округа Пенобскот, штат Мэн,
произвел и продал первый двигатель на гусеничном ходу в мае 1901 г.

Офицер британской армии, полковник
Эрнест Суинтон,
и секретарь Комитета имперской обороны,
Морис Хэнки,
оставались в восторге от того, что они считали огромным потенциалом
танку, не в последнюю очередь в прорыве траншейной обороны противника.

Пока Хэнки производил первый
служебная записка по танку (в меморандуме о «спецустройствах») от 26
В декабре 1914 года именно Суинтон организовал демонстрацию в проливе Киллена.
автомобиль высокопоставленным политическим деятелям в июне 1915 года — почти через год после войны был
в стадии реализации.

При поддержке Уинстона Черчилля

Присутствие на
демонстрацией тягача Killen-Strait стали два будущих британских премьера
Министры:
Дэвид Ллойд
Джордж (занявший к концу года высший пост) и
нынешний первый лорд Адмиралтейства,
Уинстон Черчилль
(которому пришлось ждать еще 25 лет, прежде чем он наконец стал премьер-министром, в
следующая мировая война).

Во время демонстрации
трактор успешно продемонстрировал свою способность прорезать
колючая проволока
запутанность. И Черчилль, и Ллойд Джордж ушли под впечатлением от его
потенциал.

Это
был Черчилль, который по настоянию полковника Суинтона (и при поддержке Хэнки) спонсировал
создание Комитета по сухопутным судам для изучения возможности
создание того, что представляло собой новое боевое оружие. Имя
комиссия была выведена из того факта, что, по крайней мере вначале, танк был замечен
продолжение морских боевых кораблей — следовательно, сухопутный корабль.

Рождение сухопутного корабля или танка

Вместе сухопутные корабли
Комитет и Комитет по изобретениям, работая с полковником Суинтоном, согласились
продолжить проектирование нового оружия, которое на тот момент оставалось
безымянный.

Поэтому они ввели в эксплуатацию
Лейтенант Уолтер Уилсон из военно-морской авиации и Уильям Триттон из
William Foster & Co., базирующаяся в Линкольне, для создания первого наземного корабля в
секретность. Его кодовое название, данное потому, что форма раковины напоминала
водовозы, была «цистерна»; имя, присвоенное 19 декабря15, застрял.

Суинтон заложил определенные
ключевые критерии, которые, как он утверждал, должны быть частью готового проекта.
танк должен иметь скорость не менее четырех миль в час, уметь взбираться на
пятифутовое препятствие, успешно преодолеть пятифутовую траншею и —
критически — быть невосприимчивым к воздействию огня из стрелкового оружия. Более того,
он должен иметь два пулемета, иметь дальность действия двадцать миль и быть
обслуживается бригадой из десяти человек.

Этот
Первый танк получил прозвище «Маленький Вилли» (вскоре за ним последовал «Большой
Willie») и, как и его предшественники, оснащался двигателем Daimler.
При весе около 14 тонн и гусеничной раме длиной 12 футов танк мог
перевозить трех человек в стесненных условиях. В случае, если его максимальная скорость
была три мили в час на ровном месте, две мили в час на неровной
рельеф местности (реальные боевые условия по факту).

«Маленький Вилли» был
особенно ограничен в том, что он не мог пересекать траншеи. Этот
недостаток был, однако, вскоре устранен благодаря энергичному энтузиазму полковника
Суинтон.

Роль Королевского флота

Танк был во многом
просто продолжение принципа броневика. Бронированный
автомобили были популярны на Западном фронте в начале войны, так как в
на том этапе это была во многом война движения. Их использование только сократилось
с началом статической траншейной войны, когда их полезность была
сомнительный.

Роль Королевского флота в
разработка танков может показаться неуместной, но на самом деле она была лишь продолжением
роль, которую они до сих пор играли в использовании броневиков.
флот развернул эскадрильи броневиков для защиты взлетно-посадочных полос союзников в
Бельгия против атаки противника. Именно этот опыт Черчилль
использовал, когда предлагал поддержку своего отдела «сухопутному кораблю».

Производство танка

Первый боевой танк был
готов к 19 января16 и был продемонстрирован мощной аудитории.
Убедившись в этом, Ллойд Джордж, министр вооружений, приказал произвести
началась тяжелая модель Mark I (более легкие известные «Уиппеты» вошли
обслуживание в следующем году).

Тем временем французы, которые
были в курсе британских танковых экспериментов, приступили к своим собственным
независимые проекты, хотя они оставались несколько скептически настроенными в отношении его
потенциал; их внимание в то время было твердо сосредоточено на производстве все более
боевая артиллерия.

Тем не менее
у французов был свой полковник Суинтон, человек по имени полковник Этьен.

Ему удалось убедить французского главнокомандующего,
Джозеф Жоффр,
боевого потенциала танка как помощи пехоте.

Жоффр, всегда чемпион
«наступательный дух», согласился с тем, что первоначальный заказ на 400
Французский Schneider (их первый танк, названный в честь завода, производившего
их) и 400 танков «Сен-Шомон» было поставлено, хотя они и не использовались
до 19 апреля17.

Через пять месяцев после его
боевая демонстрация англичанам, в июне 1916 г. первая производственная линия
танки были готовы, хотя и слишком поздно для использования в начале «большой войны» того года.
толкать’ —
Битва
Сомма, который начался 1 июля 1916 года.

Раннее использование танка

Первоначально Королевский флот
поставили экипажи для танка. История была сделана 15 сентября 1916 года.
когда капитан Г. В. Мортимор вел танк D1 в бой на печально известном
Делвиль Вуд.

Вскоре после этого
тридцать шесть танков возглавили атаку на
Флерс.
Хотя сама атака прошла успешно — внезапное появление нового
оружие ошеломляло их немецких противников — эти ранние танки зарекомендовали себя
ненадежный.

Отчасти это произошло потому, что
англичане под командованием главнокомандующего
Сэр Дуглас Хейг,
развернул их до того, как они были действительно готовы к бою, в попытке сломить
траншейный тупик. Они часто ломались и становились угробленными — т.е.
застрял в раскисшей траншее — чаще, чем предполагалось.

Условия для бака
экипажи тоже были далеки от идеала. Тепло, выделяемое внутри бака, было
огромные, и пары часто почти душили людей внутри. Тем не менее
первые танкисты доказали свою храбрость, действуя под
доведены до ужасающих условий.

первая боевая награда, присужденная оператору танка, досталась рядовому А. Смиту,
награжден
Военная медаль за действия в Делвилл-Вуде 15 сентября.
1916.

19 апреля17 французов
разместили 128 танков в своих
Эн
Наступление вдоль Шмен-де-Дам; к сожалению, однако, они не
отличиться в этой битве, вновь доказав свою ненадежность
(больше, чем ранние британские модели). Точно так же в Bullecourt в
В апреле-мае 1917 года австралийцы выразили большое недовольство
производительность танка.

Танки даже были развернуты
в пресловутых, почти болотистых, условиях р.
Третья битва
Ипр (более известный как «Paschendaele»). Они быстро
погрязли в тине и остались совершенно бесполезными.

Успехи танков

В том, что многие считают
первая по-настоящему успешная демонстрация потенциала танка,
весь британский танковый корпус (в составе 474 танков) участвовал в боях на
Битва
Камбре 20 ноября 1917 г. (хотя французы могут претендовать на его
более раннее успешное использование в Мальмезоне).

В стремительном успехе
к началу боя двенадцать миль немецкого фронта были прорваны, с
захват 10 000 немецких пленных, 123 орудия и 281 пулемет.

К сожалению для
Великобритания, этот огромный первоначальный успех был фактически сведен на нет в
Немецкие контратаки, потому что англичане не обладали достаточным
пехотные войска, чтобы использовать созданную ими брешь.

Тем не менее успешный
использование танков в Камбре восстановило угасающую веру в развитие танков.
Армия США приняла это к сведению и приступила к разработке собственной серии танков.

Это
также послужило стимулом для странной нерешительности немецкой армии, которая
выразил постоянные сомнения в боевой ценности танка.

Они тоже стали форсировать выпуск своих моделей, хотя так никогда и не
изображал энтузиазм по поводу своего дела.

Танковый корпус США принят на вооружение
применение французских танков «Рено», легких шеститонных машин, предназначенных для ближнего
поддержка пехоты. Около 200 из них использовались в бою в Св.
Михель и снова в битве при Маасе-Аргонне в конце сентября / начале
Октябрь (хотя в последнем бою потери были велики).

Танк против танка

Первый успешный
Показ немецких танков состоялся 24 апреля 1918 года, когда тринадцать немецких моделей,
в основном A7V, вступили в бой с британской и австралийской пехотой у Виллерса.
Бретоннё.

Успешное возвращение
британцам и австралийцам эта встреча должна была прославиться как место
первого танка против танкового боя. Три британских Mark IV
сражались с тремя немецкими A7V к югу от Виллер-Бретонне, британцы преуспели
в отгоне немецких танков. (Нажмите

здесь для воспоминаний об этой встрече.)

В помощь пехоте

4 июля 1918 года танк был
использоваться таким образом, который помог сформировать метод, в котором он был развернут
в будущих битвах. Общий
Джон Монаш, командующий Австралийским корпусом, начал атаку на
Ле-Амель, ведя скоординированный огонь из танков, артиллерии и
боевые самолеты, предназначенные для расчистки пути для наступающей пехоты.

Монаш не видел смысла в
попытка закрепиться, используя пехоту для штурма вражеского пулемета
позиции. Скорее, он верил в использование технологий для облегчения
относительно беспрепятственное наступление пехоты с танками во главе.

Его точка зрения подтвердилась, Монаш
одержал победу в Ле-Амеле всего за 93 минуты. Другие командиры взяли
Примечание.

Танки
все чаще использовались во время наступления союзников летом 1918 года.

Во время французской атаки у Суассона с 18 по 26 июля не менее 336
Шнайдеры, Сен-Шамонды и Рено были развернуты для поддержки объединенных
Французская и американская пехота.

Однако развертывание танка на
грандиозный размах был достигнут 8 августа 1918, когда 604 танка союзников оказали помощь
20-мильное наступление союзников на Западном фронте.

Номера танков

К началу войны
Британцы, первыми применившие их, произвели около 2636 танков.
Французы произвели несколько больше, 3870 штук. Немцы, никогда не убеждали
своих достоинств, и, несмотря на свой послужной список технологических инноваций,
произведено всего 20.

С
французские танки оказались более пригодными к эксплуатации, чем их британские аналоги.
они продолжали использоваться после окончания войны.

Французский Renault F.T. танк продолжал набирать популярность как концепция
использование танка в качестве непосредственной помощи наступающей пехоте процветало.