Случаи смерти в космосе: «Были случаи смерти космонавтов во время пребывания в космосе?» — Яндекс Кью

Содержание

Дважды избежавший смерти в космосе, или Почему астронавты так нервничают на старте

  • Ричард Холлингем
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, NASA

Запуски космических кораблей на орбиту не всегда проходят по плану, сорвать их может что угодно, как лишний раз доказал и недавний случай с «Драгоном», запуск которого пришлось отложить из-за плохой погоды всего за 16 минут до старта. Каково это — сидеть в капсуле ракеты, напряженно ждать и… вдруг понять, что что-то пошло не так?

26 июня 1984 года астронавт Майк Маллейн лежал в кресле в кабине космического шаттла «Дискавери», готовый старту. В рамках программы «Спейс шаттл» это был 12-й полет, но для Маллейна и для «Дискавери» — первый.

  • SpaceX доказала, что астронавты могут выжить даже при взрыве ракеты
  • 50 лет аварии на «Аполлоне-13»: новые снимки с борта космического корабля
  • Как астронавтов «Аполлона-12» чуть не убило молнией, но они все равно слетали на Луну
  • Женщины, которые шили космические скафандры. Вручную

Модернизированный аппарат сиял свежей краской, ни царапинки внутри, ни пятнышка, экраны новых дисплеев блестели, ручки управления еще не несли на себе следы многочисленных прикосновений рук.

Маллейна, в прошлом военного летчика, ветерана Вьетнамской войны, имеющего за плечами 134 боевых вылета, готовили к космической миссии шесть лет.

Но накануне старта «Дискавери» он почти не спал и не сумел заставить себя позавтракать. Кроме того, на всякий случай он застраховал свою жизнь у трех разных страховых агентов.

Поскольку днем ранее запуск отложили из-за того, что в последние 20 минут перед стартом начал сбоить компьютер, теперь весь экипаж на нервах ожидал, что случится на этот раз.

Только один из шести астронавтов до этого был в космосе — командир Хэнк Хартсфилд. Остальные, включая Джуди Резник, которая готовилась стать второй американкой, полетевшей на орбиту Земли, еще только мечтали о золотом значке астронавта [вручаемом после того, как он слетает в космос, в отличие от серебряного значка, на который имеют право прошедшие полную подготовку к полету.Ред.].

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

«Две эмоции обуревали меня тогда, — рассказывал мне Маллейн. — Первая — страх, ведь всем нам страшно за свою жизнь. А вторая — безграничная радость, потому что для астронавтов это мечта всей жизни — слетать в космос».

В своей предельно и порой уморительно откровенной автобиографии Маллейн пишет, что если бы даже шаттлу было суждено взорваться, то он предпочел бы, чтобы это произошло на высоте, большей, чем 50 миль от Земли, что официально означало бы, что он погиб как астронавт.

Сердце Маллейна колотилось, когда пошел финальный отсчет секунд и в камеры сгорания ракеты были закачаны тонны ракетного топлива. На счете «шесть» двигатели взревели, «Дискавери» словно подобрался, готовясь к прыжку в небо.

Теперь очередь была за двумя твердотопливными ракетными ускорителями — как только они будут запущены, обратной дороги нет.

Астронавты прекрасно знали — если что-то пойдет не так, уже ничего не сделаешь, кресла в шаттле не катапультируются, экипаж ничто не спасет от ада пылающей ракеты, к которой был пристегнут аппарат.

«В вас сидит этот страх, страх человека, находящегося в ракете без системы аварийного спасения, но в то же время в вас жива уверенность в том, что множество людей сделали для вашей безопасности всё, что в человеческих силах», — рассказывает Маллейн.

А затем зазвучал общий сигнал тревоги.

Автор фото, Getty Images

Подпись к фото,

«Дискавери» стал первым космическим челноком, отправленным на покой

Члены семей астронавтов с нарастающим беспокойством наблюдали за происходящим с крыши центра управления запусками, что находился примерно в пяти километрах. Они увидели яркую вспышку, и стартовую площадку объяли языки пламени.

Астронавты ощутили, что кабина перестала вибрировать, двигатели затихли. Что теперь? Если будут запущены твердотопливные ракетные ускорители, космический корабль просто разорвет на куски.

«Не знаю, сколько секунд прошло, прежде чем мы поняли по тому, что доносилось до нас по связи с центром управления: в основании ракеты — пламя, — рассказывает Маллейн. — Мы сидели на верхушке ракеты, в которой было почти две тысячи тонн ракетного топлива».

Из центра управления скомандовали, чтобы экипаж был наготове и ждал дальнейших инструкций. На шаттл и ракету обрушилась лавина воды.

В итоге астронавты сумели покинуть космический корабль. Опустошенные, раздраженные, они спустились на землю, стараясь не показать своего состояния перед камерами. Несмотря ни на что, они были готовы лететь в любой другой день.

  • Как не допустить заражения МКС (а также тех планет, которые мы собираемся посетить)
  • «Все мы — члены одного экипажа». Советы космонавтов для тех, кто в изоляции

Этого полета Маллейн ждал шесть лет, так что он был готов подождать еще немного. И в итоге он отправился в космос — с четвертой попытки, спустя почти три месяца.

«В момент старта, когда запускаются твердотопливные ускорители, вибрация и шум резко усиливаются, — говорит Маллейн. — По мере нарастания перегрузок, когда ракета пронзает слои атмосферы, все обостряется до предела — и вдруг, после того, как ускорители отстреливаются — тишина! Тишь да гладь…»

Но даже успешный старт дался «Дискавери» непросто. Экипаж не знал, что два твердотопливных ускорителя чуть не уничтожили шаттл: раскаленные газы из них начали проникать в стыки между частями ракеты, прожигать резиновые уплотнители.

Еще пара минут — и ускорители бы взорвались, уничтожив аппарат.

Спустя всего полтора года та же самая неполадка привела к гибели семи астронавтов (в том числе Джуди Резник) шаттла «Челленджер».

Автор фото, NASA

Подпись к фото,

В мае старт космического корабля «Драгон» компании SpaceX Илона Маска был отложен из-за плохой погоды

Еще один недостаток в конструкции космического челнока был выявлен во время второй миссии с участием Маллейна в 1988 году. Вскоре после старта часть наконечника одного из ускорителей отлетела и попала в фюзеляж шаттла.

Когда пилотируемый аппарат вышел на орбиту, центр управления полетом заверил экипаж, что ничего серьезного не произошло. Однако когда челнок вернулся на Землю, инженеры НАСА были поражены значительностью повреждения.

Если бы отлетевшая часть попала в другое место фюзеляжа, экипаж Маллейна бы погиб.

В 2003 году из-за похожего повреждения защитной обшивки семь астронавтов шаттла «Колумбия» сгорели при входе в атмосферу.

Космические шаттлы по изначальной задумке предназначались для регулярных запусков — раз в несколько месяцев, с их помощью полеты на орбиту хотели превратить в рутину.

Однако трагедии «Челленджера» и «Колумбии» продемонстрировали, что в запусках космических кораблей не может быть ничего рутинного. Каждый полет — это своего рода эксперимент, новое испытание.

Катастрофы, кроме того, помогли обнаружить проблемы систем безопасности и процедур управления НАСА, основанных на ошибочном представлении, что концепция космического челнока принципиально верна.

  • Как можно было спасти астронавтов шаттла «Колумбия»
  • Пять самых невероятных примеров космической смекалки
  • Насколько опасны для нашей психики долгие космические путешествия?

Как только шаттл выходил на орбиту, он эксплуатировался почти идеально — впечатляюще универсальный космический самолет, к тому же — очень красивый.

Благодаря ему был запущен на орбиту и в дальнейшем обслуживался телескоп «Хаббл», шаттл участвовал в сборке МКС — в общем, много чего в космосе было сделано впервые с его помощью.

Однако комбинация шаттла, гигантской ракеты, наполненной горючим, и двух твердотопливных ускорителей с невозможностью спастись, если на старте что-то пойдет не так, оказалась роковым конструктивным дефектом, превращающим каждый запуск в игру со смертью.

И вот теперь, спустя девять лет после последнего полета шаттла, американским астронавтам снова пришлось пройти через разочарование отложенного старта. Однако «Драгон» компании SpaceX Илона Маска — совершенно другой аппарат, это не шаттл.

Если отвлечься от футуристических сенсорных экранов и инновационного дизайна, то базовая конструкция отсылает нас к ранним дням космической эры: капсула с космонавтами на верхушке огромной многоступенчатой жидкотопливной ракеты.

В отличие от шаттла, испытания «Драгона» («Дракона») и ракеты-носителя «Фэлкон» («Сокола») были куда более строгими. Центральное звено конструкции — аварийно-спасательная система. При угрозе взрыва ракеты отстреливают капсулу с астронавтами.

Автор фото, NASA

Подпись к фото,

Опыт космических челноков показал, что запуски в космос нельзя рассматривать как нечто рутинное

И тем не менее запуск «Драгона» все равно был испытанием. И астронавты Боб Бенкен и Даг Херли, ветераны полетов шаттла и бывшие летчики-испытатели, прекрасно это сознавали.

Херли участвовал в последней миссии шаттла и помнил то смешанное чувство страха и освобождающей радости, которое испытываешь, отправляясь на орбиту в новом космическом аппарате.

«Я понимаю, что чувствовал бы себя более комфортно в капсуле «Драгона» на верхушке «Фэлкона», — размышляет Маллейн. — И все-таки я уверен, что они испытали нечто очень похожее на то, что испытывает [на старте] каждый астронавт — независимо от того, какая ракета выводит его на орбиту».

Маллейн последний раз летал в космос в 1990 году и вскоре после этого вышел в отставку. Но ему очень хотелось бы снова оказаться в кабине и испытать это чувство — страха и безграничной радости совершившегося старта.

«Я чертовски завидую этим парням!» — признается он.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Реальность и гравитация: самые страшные трагедии космоса

В космическом триллере «Гравитация» зрители сталкиваются с ужасающей перспективой полета астронавта в безвоздушном пространстве. Фильм начал октябрь с рекорда: 55,6 миллиона долларов сборов за выходные. Сандра Баллок и Джордж Клуни в роли астронавтов оказываются подвешены в нигде, после того как космический мусор (которого на орбите пруд пруди) разбивает их аппарат. Но это фильм.

Захватывающее изображение космической катастрофы в «Гравитации» может быть вымышленным, но потенциал смерти и разрушений в космосе далеко не раскрыт полностью, считает Аллан Дж. Макдональд, инженер NASA.

«Это крайне опасное занятие», — говорит Макдональд.

Перед вами самые масштабные реальные катастрофы в истории освоения космоса. В том числе и похожие на ту, что была в «Гравитации». Все, как вы любите: с жертвами, с крошевом металла и слезами близких и родных. Только не в голливудском исполнении.

Содержание

  • 1 «Союз-1»
  • 2 Смерти в космосе
  • 3 Катастрофа «Челленджера»
  • 4 Трагедия космического шаттла Columbia
  • 5 Возгорание «Аполлона-1»
  • 6 «Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»
  • 7 Молния и волки
  • 8 «Что если?». Речь Никсона об «Аполлоне-11»

«Союз-1»

Валентина Николаева (слева) — космонавтка по собственному желанию — присоединяется к толпе на Красной площади и приветствует аплодисментами трех новых российских космонавтов 19 октября 1964 года. Слева направо: Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров.

Первая фатальная авария в космосе пришлась на долю советского космонавта Владимира Комарова: капсула «Союз-1» упала на русскую землю в 1967 году. Источники в КГБ («Starman», 2011, Walker & Co.) говорят, что Комаров и другие знали, что капсула разобьется, но советское руководство проигнорировало их предупреждения.

Различные точки зрения сходятся в том, что причиной аварии стал неисправный парашют. Аудиозаписи последних переговоров космонавта с наземным управлением свидетельствуют о том, что космонавт «яростно орал» на инженеров, которых обвинял в неисправности космического аппарата.

Смерти в космосе

Космонавты «Союза-11» Виктор Пацаев, Георгий Добровольский и Владислав Волков проходят испытания на летном симуляторе. NASA

Советская космическая программа первой (и пока единственной) столкнулась со смертью в космосе в 1971 году, когда космонавты Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков погибли во время возвращения на Землю с космической станции «Салют-1». Их аппарат «Союз-11» совершил идеальную посадку, как по учебнику, в 1971 году. Поэтому спасательная команда была удивлена, обнаружив трех человек мертвыми, сидящими на кушетках, с темно-синими пятнами на лице, и кровь капала из носа и ушей.

Расследование показало, что лопнул вентиляционный клапан, а космонавты задохнулись. Падение давления обрекло команду на смерть от космического вакуума — и они стали единственными человеческими созданиями, когда-либо столкнувшимися с такой судьбой. Люди умерли в течение нескольких секунд после разрыва клапана, который произошел на высоте 168 километров, и стали первыми и пока последними космонавтами, погибшими в космосе. Поскольку капсула двигалась по автоматической программе посадки, корабль смог сесть и без живых пилотов.

Катастрофа «Челленджера»

Члены команды Challenger: астронавты Майкл Дж. Смит, Фрэнсис Р. Скоби и Рональд Е. Макнейр, Эллисон С. Онизука, специалисты по погрузке Шарон Кристал Маколифф и Грегори Джарвис, и Джудит А. Резник

NASA завершило эпоху «Аполлона» без фатальных происшествий во время космических миссий. Серия успеха резко оборвалась 28 января 1986 года, когда космический шаттл «Челленджер» взорвался прямо на глазах у многочисленных зрителей у экранов телевизоров, вскоре после старта. Запуск привлек много внимания, потому что впервые на орбиту вышел учитель. Пообещав вести уроки из космоса, Криста Маколифф привлекла миллионную аудиторию школьников.

Катастрофа травмировала нацию, считает Джеймс Хансен, историк космоса в Университете Обера.

«Вот что делает «Челленджер» уникальным», — сказал он. — «Мы видели это. Мы видели, что это будет случаться и дальше».

Шумное расследование показало, что О-ринг (уплотнительное кольцо круглого сечения) испортилось из-за низкой температуры в день запуска. NASA знало, что это может произойти. Авария привела к техническим и культурным изменениям в агентстве и приостановила развитие программы шаттлов до 1988 года.

Трагедия космического шаттла Columbia

Шаттл Columbia повторно вошел в атмосферу и развалился

Спустя семнадцать лет после трагедии «Челленджера» программа шаттлов столкнулась с еще одной потерей, когда космический шаттл «Колумбия» развалился при вхождении в атмосферу 1 февраля 2003 года в конце миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной разрушения шаттла стал кусок теплоизоляции кислородного бака, повредивший теплоизоляцию крыла во время старта. Семь членов экипажа, может быть, и пережили первое повреждение шаттла, но быстро потеряли сознание и умерли, пока шаттл продолжал крушиться вокруг них. Катастрофа шаттла «Колумбия», по словам Макдональда, к сожалению, повторяет ошибки эпохи «Челленджера», и какая-то мелочь остается без внимания.

В следующем году президент Джордж Буш объявил о закрытии программы шаттлов.

Возгорание «Аполлона-1»

Астронавты (слева направо) Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи позируют перед 34-м стартовым комплексом

Хотя во время миссии «Аполлонов» не было потеряно ни одного астронавта в космосе, два фатальных инцидента произошло во время подготовки к полетам. Астронавты «Аполлона-1» Гас Гриссом, Эдвард Уайт II и Роджер Чаффи погибли в результате «неопасных» наземных испытаний командного модуля 27 января 1967 года. В кабине разгорелся пожар и трое астронавтов задохнулись еще до того, как их тела охватило пламя.

Расследование показало допущение нескольких ошибок, в том числе использование чистого кислорода в кабине, легковоспламеняющихся липучек Velcro и открывающийся внутрь люк, который оставил экипаж в ловушке. Перед испытанием астронавты выказывали беспокойство по поводу кабины и позировали перед аппаратом.

В результате аварии Конгресс провел расследования, которые могли отменить программу «Аполлона», но в конечном итоге привели к конструкторским и процедурным изменениям, которые благоприятно повлияли на будущие миссии, рассказал Хансен.

«Если бы пожар не случился, многие говорят, что мы не достигли бы Луны», — говорит он.

«Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»

Астронавт Джон Л. Свигерт-младший, пилот командного модуля «Аполлона-13» держит инструмент, собранный на скорую руку, который астронавты «Аполлона-13» построили для того, чтобы с помощью канистр с гидроксидом лития в командном модуле очистить лунный модуль от углекислого газа

Программа «Аполлон» обязана своим успехом, в частности, благодаря смекалистым действиям, предотвратившим катастрофы. В 1966 году агентство успешно пристыковало космический аппарат «Джемини-8» к целевому транспорту, но «Джемини» вошел в неуправляемое вращение. Скорость вращения в один оборот в секунду могла привести к тому, что астронавты Нил Армстронг и Дэвид Скотт потеряют сознание. К счастью, Армстронг исправил положение, отключив неисправный главный двигатель и взяв под свой контроль двигатели для вхождения в плотную атмосферу.

В 1995 году вышел фильм под названием «Аполлон-13», в основу которого лег реальный случай на одноименном космическом корабле, который мог оставить космонавтов в безвоздушном пространстве. Взорвался кислородный баллон, повредил служебный модуль и сделал невозможной посадку на Луну. Чтобы добраться до дома, астронавты использовали принцип рогатки, разогнав корабль при помощи гравитации Луны и направив его к Земле. После взрыва астронавт Джек Свигерт передал по радио в управление полетов фразу «Хьюстон, у нас была проблема». В фильме крылатая фраза достается Джиму Лоуэллу, которого сыграл Том Хэнкс, и звучит в слегка измененном варианте: «Хьюстон, у нас проблема».

Молния и волки

Яркое солнце сияет над базой «Аполлона-12» на поверхности Луны. Один из астронавтов уходит вдаль от лунного модуля Intrepid

Как у NASA, так и у СССР/России космические программы столкнулись с несколькими интересными, хотя и не катастрофическими, событиями. В 1969 году молния ударила в один космический аппарат дважды, на 36 и 52 секундах после старта «Аполлона-12». Миссия прошла гладко.

В связи с 46-секундной задержкой, вызванной тесной кабиной, космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев на корабле «Восход-2» слегка промахнулись с точкой повторного входа в плотную атмосферу. Аппарат врезался в леса Верхнего Прикамья, изобилующие волками и медведями. Леонов и Беляев провели ночь, едва не замерзнув, сжимая пистолет на случай нападения (которого не произошло).

«Что если?». Речь Никсона об «Аполлоне-11»

Снимок-коллаж звонящего президента Ричарда М. Никсона и астронавтов Нила Армстронга и Эдвина «Базза» Олдрина после их легендарной посадки на Луну 20 июля 1969 года

Пожалуй, самые ошеломительные космические катастрофы никогда не случались — разве что в умах тщательно планирующих их людей. История помнит потенциальную катастрофу благодаря речи, написанной для президента Ричарда Никсона, на случай, если астронавты «Аполлона-11» Базз Олдрин и Нил Армстронг застрянут на Луне во время первой пилотируемой посадки на спутник Земли.

Текст гласит: «Судьбой предначертано, что мужчины, отправившиеся мирно исследовать Луну, будут с миром покоиться на Луне».

Если бы это случилось, будущее космических полетов и восприятие общественности могло бы сильно отличаться от нынешнего, говорит Хансен.

«Если бы мы, на Земле, думали о мертвых телах на поверхности луны… призрак этого преследовал бы нас. Кто знает, может быть, это привело к закрытию космической программы».

Что ж, трудно сказать, какой ценой NASA дались бы миссии к Венере и Марсу, если бы их удалось реализовать.

10 опасных случаев в космосе

На протяжении истории освоения космоса астронавты и космонавты не раз оказывались на волосок от гибели. Все мы слышали о катастрофах шаттлов «Челленджер» и «Колумбия», знаем о подвигах Леонова, но на самом деле было намного больше инцидентов, не обязательно связанных с ужасной смертью и не получивших внимания СМИ, по ту и эту сторону Атлантического океана.

На самом деле не все инциденты освещаются в СМИ

Содержание

  • 1 Liberty Bell 7
  • 2 «Восход-2»
  • 3 «Джемини-8»
  • 4 «Союз-5»
  • 5 «Аполлон-12»
  • 6 Тестовый проект «Аполлон — Союз»
  • 7 «Союз Т-10-1»
  • 8 «Мир»
  • 9 STS-98
  • 10 36-я экспедиция на МКС

Liberty Bell 7

Миссия не приводнилась, как планировалось

Эта космическая миссия (другое название Mercury-Redstone 4) успешно вывела второго в истории американца в космос. Запуск состоялся 21 июля 1961 года после задержек, связанных с неблагоприятными погодными условиями. Главной целью было вывести человека на космическую орбиту и изучить его реакцию. Счастливчиком, которому довелось это сделать, оказался Вирджил Гриссом (по кличке Гас).

Поездка продлилась немногим больше 15 минут, но в NASA сочли ее абсолютно успешной. Однако многие с ними не согласились из-за жесткой посадки и предсмертного состояния Гаса.

Все было гладко, пока миссия не приводнилась. Крышка люка, которая должна была отстегнуться в случае чрезвычайно ситуации, случайно сработала. Гриссом почти утонул возле мыса Канаверал во Флориде.

После приводнения ему сразу же удалось покинуть судно, что в конечном счете спасло ему жизнь. В довершение первый вертолет, отправленный к аппарату, сломался, и Гриссом провел в воде около пяти минут, ожидая помощь.

«Восход-2»

Космонавт Алексей Леонов

18 марта 1965 года с космодрома Байконур в Советском Союзе стартовал «Восход-2». Целью миссии было доказать, что люди могут выжить в космосе при наличии подходящего костюма. Двумя пилотами-космонавтами, которые отправились с миссией в космос, были Павел Беляев и Алексей Леонов.

Леонову предназначалось осуществить первую в истории внекорабельную активность (EVA), то есть космическую прогулку. Такой подвиг приковал бы внимание научного сообщества и людей со всего света. И дал бы под дых Соединенным Штатам в космической гонке.

Двое мужчин подготовились к опасной миссии. Леонов шагнул в шлюз, Беляев понизил давление воздуха. Леонов вышел в пустоту космоса и сразу же попал в телевизоры по всему миру, демонстрирующие успех СССР. Вся прогулка продолжалась 10 минут, после чего Леонов без энтузиазма вернулся в шлюз.

Однако отсутствие атмосферы в космосе привело к тому, что костюм Леонов раздулся и сковал движения. Поскольку кислорода оставалось всего на 40 минут, космонавту нужно было принимать решение, чтобы не задохнуться. Его решением стало выпустить немного кислорода в космос, чтобы сдуть костюм. Так он и сделал. Костюм начал сдуваться, и Леонову удалось втиснуться в шлюз, очень сильно попотев в процессе этого.

Леонову удалось избежать жуткой смерти, но на этом приключения миссии «Восход-2» не закончились. После пожарной тревоги, вызванной увеличением кислорода в кабине, стало очевидно, что автопилот поврежден. Мужчинам пришлось вручную сажать аппарат в сибирской тайге, где им пришлось провести двое суток вдали от цивилизации, пока их не нашли спасатели.

«Джемини-8»

По этой катастрофе даже сняли фильм

Эта миссия, которая была запущена 16 марта 1966 года, была попыткой США осуществить внекорабельную активность и встречу с Gemini Agena Target Vehicle (GATV). Двумя астронавтами, которым была отведена миссия, стали Дэвид Скотт и небезызвестный Нил Армстронг.

Как обычно, все было нормально, но вдруг два аппарата начали бесконтрольно вращаться. Миссия начала принимать смертельно опасный поворот.

В попытке восстановить контроль над аппаратом, Армстронг отсоединился от GATV. Это только усугубило ситуацию и укрепило вращательное движение. Два пилота дезактивировали систему маневрирования и контроля орбиты (OAMS), а затем были активированы все двигатели управления повторным входом в атмосферу (RCS), чтобы смягчить падение.

Последнее средство сработало, но оставило RCS лишь 25% от изначально заложенного топлива. Затем было обнаружено, что одна из OAMS случайно использовалась в непрерывном режиме, что приводило к короткому замыканию, которое и было источником вращения. Миссию пришлось прервать, и выход в космос не состоялся.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях и Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать новые материалы!

«Союз-5»

Космонавт выжил, но приземление было жестким

Главная миссия «Союза-5» заключалась в том, чтобы успешно пристыковаться к «Союзу-4» в космосе. Миссия проходила без каких-либо проблем и должна была вернуться на Землю 18 января 1969 года. Когда «Союз-5» попытался отсоединиться от «Союза-4», служебный модуль и модуль повторного входа не смогли разделиться, нарисовав опасность перед Борисом Волыновым, единственным космонавтом на борту.

Неудачное разделение заставило аппарат войти в атмосферу носом вперед, сделав его чрезвычайно аэродинамическим. Ускоренное падение расплавило уплотнительную прокладку, разогрело переднюю часть аппарата, и кабина заполнилась дымом.

Дым существенно усложнил процесс пилотирования аппаратом. Надежда снова блеснула, когда модули наконец отсоединились, зафиксировав направление, в котором смотрел аппарат. Но он продолжал двигаться с угрожающей скоростью.

Парашют развернулся правильно, но затем из строя вышли ракеты мягкой посадки. В итоге приземление прошло крайне жестко, а Волынову выбило несколько зубов. Он безопасно покинул аппарат, но затем ему пришлось пройти по снежной погоде при температуре в -40 градусов Цельсия до Кустани, Россия, где ему оказали помощь.

«Аполлон-12»

Апполон 12 мог не долететь до Луны

Миссия «Аполлон-12» должна была стартовать 14 ноября 1969 года, вскоре после знаменитой миссии «Аполлона-11», который поместил первого человека на Луну. Миссия «Аполлон-12» должна была повторить приземление на Луну, а также выполнить другие задачи миссии. Команда сложилась из трех астронавтов: Дика Гордона, Пита Конрада и Алана Бина. Впрочем, миссия завершилась вскоре после начала.

Запуск прошел, как ожидалось, пока экипаж не достиг высоты 2000 метров. Через 36 секунд после начала миссии в аппарат ударила молния. Аварийная система сразу же включилась, и астронавт Бин заявил, что «света было намного большей, чем он когда-либо видел в симуляторе».

Через 16 секунд в аппарат ударила вторая молния. В этот раз отключились все системы, и командный модуль остался без питания. Резервных батарей должно было хватить на несколько часов.

После того как паника прошла, инженер Джон Аарон предложил решение: перевести корабль из SCE в AUX, то есть включить вспомогательный режим. После этого питание восстановилось, и миссия прошла, как было запланировано.

Никому не известный переключатель спас миссию и жизни членов экипажа. Но смерть была близка.

Тестовый проект «Аполлон — Союз»

Совместный проект США и СССР в космосе

Испытательный проект «Аполлон-Союз» представлял собой важную миссию в истории освоения космоса. Он должен был стать первым сотрудничеством в космосе между двумя странами, США и СССР.

Старт миссии был назначен на 15 июля 1975 года, сразу после завершения космической гонки. Тремя американскими астронавтами стали Томас Стаффорд, Ванс Бранд и Дональд Слейтон. Миссия была очень успешной, несмотря на опасный инцидент, с которым столкнулись американцы во время возвращения в атмосферу Земли.

Механизм автоматической посадки сломался, и экипажу пришлось переключиться на ручное управление, чтобы вовремя раскрыть парашюты. Аппарат тряхнуло, но все обошлось, когда через 30 секунд была восстановлена автоматическая система.

Тем не менее клапан сброса давления автоматически открылся и впустил газы в кабину. Космонавты оказались один на один со смесью кислорода и токсичных газов. К моменту приземления на воду они были почти в бессознательном состоянии, а Бранд отключился ненадолго.

Стаффорду пришлось надеть кислородную маску на Бранда, чтобы тот пришел в себя. Команде повезло, что все остались в живых, хотя пришлось отправиться в больницу в Гонолулу на две недели.

«Союз Т-10-1»

Самая неудачная космическая миссия в истории СССР

Союз Т-10-1 был крайне неудачной советской космической миссией. Ее целью было заменить солнечные батареи «Салюта-7» (космической станции СССР). Силами вахтовой команды завершить эту операцию было невозможно из-за ужасного происшествия, которое случилось сразу после запланированного запуска.

Всего за минуту до старта пожар вспыхнул в ракете «Союза». Экипаж оказался достаточно опытным, чтобы понять, что что-то идет не так. Готовясь к отлету, космонавты пристегнулись ремнями. Вышка на стартовой площадке выбросила капсулу на безопасное расстояние от горящей ракеты. Эта система прерывания спасла жизни двух космонавтов на борту. К счастью, ни один из них не пострадал во время этого огненного испытания, которое потенциально могло привести к смерти обоих.

«Мир»

На космической станции МИР было немало инцидентов

За несколько лет на космической станции «Мир» произошло много разных происшествий, но два инцидента в 1997 году поставили точку в ее истории. Первым стал пожар на борту станции, который разыгрался 23 февраля. На станции проводились рутинные работы, включая воспламенение кислородсодержащей канистры, но огонь внезапно вышел из-под контроля.

Российскому экипажу пришлось использовать противогазы при тушении пожара, а космический аппарат «Союз» заполнился дымом. Затем дым ушел, и экипаж оказался в безопасности.

Второй инцидент стал худшим столкновением в истории освоения космоса. 25 июня, спустя несколько месяцев после пожара, член экипажа проводил испытания стыковки с применением дистанционного управления, но вдруг потерял контроль над грузовым судном. Судно столкнулось со станцией и вызвало опасную утечку воздуха.

К счастью, экипаж быстро сориентировался и локализовал звук в модуле «Спектр». Им удалось отрезать кабели, ведущие в «Спектр», и запечатать люки. Быстрое реагирование экипажа обеспечило его безопасность.

STS-98

Экипаж чуть не умер от токсичных веществ

Миссия STS-98 стартовала 7 февраля 2001 года. Экипаж из пяти человек включал Кена Кокрелла, Марка Полански, Роберта Кербима, Томаса Джонса и Маршу Айвинс. В ходе миссии было проведено три выхода в космос, первый из которых практически закончился катастрофой.

Первая вылазка продлилась чуть более 7,5 часов. Джонс и Кербим подключали электрические кабели и охлаждающие линии. Авария произошла, когда Кербим соединял охлаждающие линии и позволил утечь нескольким кристалликам аммиака.

К счастью, утечку удалось быстро остановить, но несколько токсичных кристаллов аммиака остались прикрепленными к Кербиму. Ему пришлось продержаться на Солнце еще 34 минуты, чтобы испарить кристаллы в качестве меры предосторожности.

Джонс очистил оборудование и костюм. В шлюзе несколько повысили давление, чтобы не допустить проникновение аммиака в кабину. Если бы экипаж подвергся воздействию таких токсичных химических веществ, миссию не посчитали бы успешной.

36-я экспедиция на МКС

Космонавт чуть не утонул в космосе

Катастрофическое событие в ходе 36-й экспедиции произошло на Международной космической станции 9 июля 2013 года. По состоянию на середину 2017 года это самая последняя космическая катастрофа. Во время этой миссии был осуществлен 22 выход в космос, когда американский астронавт Лука Пармитано обнаружил, что его шлем заполняется водой.

В шлеме оказалось 0,5-1 литр жидкости, которая доставала почти до самого рта. Его товарищи по команде определили, что источников утечки стал пакет для питья Пармитано, который, вероятно, протек, когда он наклонился вперед в шлюзе.

В ходе следующей внекорабельной активности через неделю, шлем Пармитано снова начал наполняться водой. Он продолжал прогулку в космосе до тех пор, пока не собралось более 1 литра воды, которая почти полностью лишила его возможности видеть и дышать. Выход в космос пришлось прервать.

Позднее было установлено, что утечка произошла не из его пакета для питья, а из-за «загрязнения и закупорки» в костюме. Пармитано почти утонул в космосе. Из-за этого неудачного события были установлены новые меры обеспечения того, чтобы события такого рода больше никогда не повторялись.

вот что произойдет с нашими телами

Поскольку космические путешествия в рекреационных целях становятся вполне реальными, может наступить время, когда мы будем путешествовать на другие планеты в отпуск или, возможно, даже жить. Коммерческая космическая компания Blue Origin уже начала отправлять платных клиентов в суборбитальные полеты. А Илон Маск надеется создать базу на Марсе со своей фирмой SpaceX.

Это означает, что нам нужно начать думать о том, каково это будет жить в космосе, а также о том, что произойдет, если кто-то там умрет.

После смерти здесь, на Земле, человеческое тело проходит ряд стадий разложения. Они были описаны еще в 1247 г.
«Смывание зла» Сон Ци, по сути, первое руководство по криминалистике.

Сначала кровь перестает течь и начинает скапливаться под действием гравитации, процесс, известный как livor mortis. Затем тело остывает до состояния трупного алгора, а мышцы окостеневают из-за неконтролируемого накопления кальция в мышечных волокнах. Это состояние трупного окоченения. Далее ферменты, белки, ускоряющие химические реакции, разрушают клеточные стенки, высвобождая их содержимое.

В то же время бактерии в нашем кишечнике ускользают и распространяются по всему телу. Они поедают мягкие ткани — гниение — и выделяемые ими газы вызывают отек тела. Трупное окоченение прекращается по мере разрушения мышц, появления сильных запахов и разрушения мягких тканей.

Эти процессы разложения являются внутренними факторами, но есть и внешние факторы, влияющие на процесс разложения, включая температуру, активность насекомых, закапывание или обертывание тела, а также присутствие огня или воды.

Мумификация, высыхание или высыхание тела, происходит в сухих условиях, которые могут быть горячими или холодными.

Во влажной среде без кислорода может происходить образование жировых отложений, когда вода может вызвать расщепление жиров на воскообразный материал в процессе гидролиза. Это восковое покрытие может выступать в качестве барьера поверх кожи, защищая и сохраняя ее.

Но в большинстве случаев мягкие ткани исчезают, открывая скелет. Эти твердые ткани гораздо более эластичны и могут сохраняться в течение тысяч лет.

А как насчет смерти на последнем рубеже?

Ну, другая гравитация, наблюдаемая на других планетах, безусловно, повлияет на стадию трупного гниения, а отсутствие гравитации во время полета в космосе означает, что кровь не будет скапливаться.

Внутри скафандра трупное окоченение все равно будет происходить, поскольку оно является результатом прекращения функций организма. А бактерии из кишечника все равно пожрут мягкие ткани. Но этим бактериям для нормального функционирования нужен кислород, поэтому ограниченные запасы воздуха могут значительно замедлить процесс.

Микробы из почвы также способствуют разложению, поэтому любая планетарная среда, подавляющая микробное действие, например, крайняя сухость, повышает шансы на сохранение мягких тканей.

Разложение в условиях, столь отличных от окружающей Земли, означает, что внешние факторы будут более сложными, например, со скелетом. Когда мы живы, кость представляет собой живой материал, состоящий как из органических материалов, таких как кровеносные сосуды и коллаген, так и из неорганических материалов в кристаллической структуре.

Обычно органический компонент разлагается, поэтому скелеты, которые мы видим в музеях, в основном представляют собой неорганические остатки. Но в очень кислых почвах, которые мы можем найти на других планетах, может произойти обратное, и неорганическая составляющая может исчезнуть, оставив только мягкие ткани.

На Земле разложение человеческих останков является частью сбалансированной экосистемы, в которой питательные вещества перерабатываются живыми организмами, такими как насекомые, микробы и даже растения. Окружающая среда на разных планетах не эволюционировала так, чтобы использовать наши тела таким же эффективным образом. Насекомых и животных-падальщиков нет на других планетах нашей системы.

Но сухие пустынные условия Марса могут означать, что мягкие ткани высыхают, и, возможно, переносимый ветром осадок разрушает и повреждает скелет так, как мы видим здесь, на Земле.

Засушливая среда Марса.
https://pixabay.com/users/wikiimages-1897, CC BY-NC

Температура также является ключевым фактором разложения. На Луне, например, температура может колебаться от 120°C до -170°C. Таким образом, на телах могут быть признаки теплового изменения или повреждения от замораживания.

Но я думаю, что вполне вероятно, что останки по-прежнему будут выглядеть как человеческие, поскольку полного процесса разложения, который мы наблюдаем здесь, на Земле, не произойдет. Наши тела были бы «инопланетянами» в космосе. Возможно, нам нужно будет найти новую форму погребальной практики, которая не требует высоких энергетических затрат на кремацию или рытье могил в суровых негостеприимных условиях.




Читать далее:
Старейшему астронавту Уильяму Шатнеру 90 лет — вот как космический туризм может повлиять на пожилых людей


Что произойдет с вашим телом, если вы умрете в космосе

Это отрывок из новой книги «Съест ли мой кот мои глазные яблоки», , опубликованной W. W. Norton & Company.


Как и бескрайние просторы космоса, судьба трупа космонавта — неизведанная территория. До сих пор ни один человек не умер естественной смертью в космосе. Погибло восемнадцать астронавтов, но все они были вызваны настоящей космической катастрофой. Космический шаттл «Колумбия» (семь смертей, развалился из-за поломки конструкции), космический челнок «Челленджер» (семь смертей, распался во время запуска), «Союз-11» (три смерти, разорвано вентиляционное отверстие во время спуска и единственные смерти, которые технически произошли в космосе). ), Союз-1 (один погибший, капсула с парашютом при входе в атмосферу).

Съест ли мой кот мои глазные яблоки?: Большие вопросы от крошечных смертных о смерти

Съест ли мой кот мои глазные яблоки?: Большие вопросы от крошечных смертных о смерти

Все это были крупномасштабные бедствия, когда тела были обнаружены на Земле в разной степени неповрежденности. Но мы не знаем, что произойдет, если у астронавта случится внезапный сердечный приступ, или несчастный случай во время выхода в открытый космос, или он подавится кусочком лиофилизированного мороженого по пути на Марс. «Эмм, Хьюстон, мы должны перевезти его в кладовую или… . . ?»

Прежде чем говорить о том, что будет делаться с космическим трупом, давайте изложим, что, как мы подозреваем, могло бы произойти, если бы смерть наступила в месте без гравитации и без атмосферного давления.

Вот гипотетическая ситуация.

Астронавт, назовем ее доктор Лиза, находится за пределами космической станции, занимаясь плановым ремонтом. (А астронавты когда-нибудь клюют? Я предполагаю, что все, что они делают, имеет конкретную, высокотехническую цель. Но выходят ли они когда-нибудь в открытый космос только для того, чтобы убедиться, что все выглядит аккуратно вокруг старой станции?) Внезапно пухлый белый скафандр Лизы ударяется крошечным метеоритом, проделавшим значительную дыру.

В отличие от того, что вы, возможно, видели или читали в научной фантастике, глаза Лизы не вылезут из орбит, пока она, наконец, не рассыплется на куски кровью и сосульками. Ничего столь драматичного не произойдет. Но Лизе придется действовать быстро после того, как ее костюм будет нарушен, так как она потеряет сознание через девять-одиннадцать секунд. Это какие-то странные, жуткие временные рамки. Назовем это 10 секундами. У нее есть 10 секунд, чтобы вернуться в герметичную среду. Но такая быстрая декомпрессия, скорее всего, повергнет ее в шок. Смерть придет к нашей бедной клюшке еще до того, как она поймет, что происходит.

Теоретически, вы можете хранить Лизу в порошкообразном виде в течение многих лет, прежде чем вернуть ее на Землю.

Большинство условий, которые убьют Лизу, связаны с недостатком давления воздуха в космосе. Человеческое тело привыкло работать под тяжестью земной атмосферы, которая постоянно укутывает нас, как одеяло от беспокойства размером с планету. Как только исчезнет давление, газы в теле Лизы начнут расширяться, а жидкости превратятся в газ. Вода в ее мышцах превратится в пар, который будет собираться под кожей Лизы, растягивая участки ее тела в два раза по сравнению с нормальным размером. Это приведет к причудливой ситуации с Вайолет Борегард, но на самом деле не будет ее главной проблемой с точки зрения выживания. Недостаток давления также приводит к тому, что азот в ее крови образует пузырьки газа, причиняя ей сильную боль, подобную той, которую испытывают глубоководные ныряльщики при поворотах. Когда доктор Лиза потеряет сознание через девять-одиннадцать секунд, это принесет ей милосердное облегчение. Она будет продолжать плавать и вздуваться, не подозревая о том, что происходит.

Связанная история
  • Трупы продолжают двигаться еще долгое время после смерти

По прошествии полутора минут частота сердечных сокращений и кровяное давление Лизы резко упадут (до такой степени, что ее кровь может начать кипеть). Давление внутри и снаружи ее легких будет настолько разным, что ее легкие будут разорваны, разорваны и кровоточат. Без немедленной помощи доктор Лиза задохнется, а у нас на руках будет космический труп. Помните, это то, что мы думаем, произойдет. То немногое, что у нас есть, получено из исследований, проведенных в высотных камерах над несчастными людьми и еще более несчастными животными.

Экипаж затаскивает Лизу внутрь, но уже слишком поздно, чтобы спасти ее. RIP доктор Лиза.

Что теперь делать с ее телом?

Космические программы, такие как НАСА, обдумывают эту неизбежность, хотя и не говорят об этом публично. (Почему вы прячете свой протокол космического трупа, НАСА?) Итак, позвольте задать вам вопрос: должно ли тело Лизы вернуться на Землю или нет? Вот что произойдет в зависимости от того, что вы решите.

Да, верните тело Лизы на Землю

Разложение может быть замедлено при низких температурах, поэтому, если Лиза возвращается на Землю (и экипаж не хочет, чтобы выделения разлагающегося тела попали в жилую зону корабль), им нужно держать ее как можно прохладнее. На Международной космической станции астронавты хранят мусор и пищевые отходы в самой холодной части станции. Это тормозит бактерии, вызывающие гниение, что уменьшает гниение пищи и помогает астронавтам избежать неприятных запахов. Так что, возможно, именно здесь Лиза будет тусоваться, пока шаттл не вернет ее на Землю. Держать упавшую космическую героиню доктора Лизу вместе с мусором — не лучший ход по связям с общественностью, но на станции мало места, а в мусорной зоне уже установлена ​​система охлаждения, так что с точки зрения логистики имеет смысл поместить ее туда.

Истории по теме
  • Как астронавты выживают после неудачного запуска
  • Загадочная смерть первого человека в космосе
  • Космическая дрель, используемая астронавтами НАСА

Что, если доктор Лиза умрет от долгого сердечного приступа путешествие на Марс? В 2005 году НАСА сотрудничало с небольшой шведской компанией Promessa в разработке прототипа системы, которая будет обрабатывать и содержать космические трупы. Прототип получил название Body Back. («Я возвращаю тело, возвращаю трупы, но они не целы». )

Если бы у экипажа Лизы была на борту система Body Back, вот как бы она работала. Ее тело поместят в герметичный мешок из GoreTex и засунут в шлюз шаттла. В шлюзе температура космоса (-270°C) заморозила бы тело Лизы. Примерно через час роботизированная рука вернет сумку обратно в шаттл и будет вибрировать в течение пятнадцати минут, разбивая замерзшую Лизу на куски. Кусочки будут обезвожены, и в спине тела останется около пятидесяти фунтов высушенного порошка Лизы. Теоретически вы могли бы хранить Лизу в ее порошкообразном виде в течение многих лет, прежде чем вернуть ее на Землю и представить ее семье, как если бы вы сделали очень тяжелую урну с кремированными останками.

Нет, Лиза должна оставаться в космосе

Кто вообще сказал, что тело Лизы должно вернуться на Землю? Люди уже платят 12 000 долларов или больше за то, чтобы крошечные символические части их кремированных останков или ДНК были запущены на орбиту Земли, на поверхность Луны или в дальний космос. Как вы думаете, насколько взволнованы были бы космические задроты, если бы у них была возможность отправить свое мертвое тело в космос?

В конце концов, погребение в море всегда было уважительным способом упокоения моряков и исследователей, шлепнувшихся через борт корабля в волны внизу. Мы продолжаем эту практику и сегодня, несмотря на достижения в бортовых технологиях охлаждения и консервации. Итак, пока у нас есть технология для создания роботов-манипуляторов, чтобы разбивать и замораживать космические трупы, возможно, мы могли бы использовать более простой вариант: завернуть доктора Лизу в мешок для трупов, отправить ее в открытый космос мимо солнечной батареи и позволить ей уплыть?

Космос кажется огромным и неконтролируемым. Нам нравится представлять, что доктор Лиза будет вечно дрейфовать в пустоте (как Джордж Клуни в том космическом фильме, который я однажды смотрел в самолете), но более вероятно, что она просто будет следовать по той же орбите, что и шаттл. Это, как ни странно, превратило бы ее в форму космического мусора. У Организации Объединенных Наций есть правила, запрещающие мусорить в космосе. Но я сомневаюсь, что кто-нибудь станет применять эти правила к доктору Лизе. Опять же, никто не хочет называть нашу благородную Лизу дрянью!

Люди уже сталкивались с этой проблемой раньше, но с печальными результатами. Есть только несколько маршрутов, по которым можно подняться на вершину пика Эвереста высотой 29 029 футов. Если вы умрете на такой высоте (что и произошло почти с тремя сотнями человек), для живых опасно пытаться спустить ваше тело для погребения или кремации. Сегодня альпинистские тропы завалены мертвыми телами, и каждый год новым альпинистам приходится перешагивать через пухлые оранжевые зимние комбинезоны и скелетированные лица других альпинистов. То же самое может произойти и в космосе, где шаттлы на Марс должны каждый раз проходить мимо орбитального трупа. «О боже, это снова Лиза».

Возможно, гравитация планеты в конечном итоге притянет Лизу к себе. Если это произойдет, Лиза получит бесплатную кремацию в атмосфере. Трение от атмосферного газа перегревало ткани ее тела, испепеляя ее. Есть минимальная вероятность того, что если тело Лизы было отправлено в космос на маленьком самоходном корабле вроде спасательной капсулы, которая затем покинула нашу солнечную систему, пересекла пустое пространство на какую-то экзопланету, пережила свой спуск через любую атмосферу. могли бы существовать там, и треснув при ударе, микробы Лизы и бактериальные споры могли бы создать жизнь на новой планете. Хорошо Лизе! Откуда мы знаем, что жизнь на Земле началась не с той инопланетянки Лизы, а? Может быть, «изначальная слизь», из которой появились первые живые существа на Земле, была всего лишь разложением Лизы? Спасибо, доктор Лиза.


Кейтлин Даути — лицензированный гробовщик и автор бестселлеров New York Times Дым попадает в твои глаза и Отсюда и в вечность . Ее новая книга «Съест ли мой кот мои глазные яблоки?» Она создала веб-сериал «Спроси гробовщика» и владеет похоронным бюро в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.

Предотвращение несчастных случаев на производстве в замкнутых пространствах (86-110) | NIOSH

 

Январь 1986 г.
DHHS (NIOSH), номер публикации 86-110

Краткий обзор

В этом предупреждении требуется помощь менеджеров, контролеров и рабочих в предотвращении смертельных случаев, происходящих в замкнутых пространствах. Замкнутые пространства можно встретить практически в любой профессии; поэтому их распознавание является первым шагом в предотвращении смертельных случаев. Поскольку смертельные случаи в замкнутых пространствах часто происходят из-за дефицита кислорода или токсичности атмосферы, перед входом в закрытые помещения следует проверять их и постоянно контролировать. Более 60% смертельных случаев в замкнутом пространстве приходится на потенциальных спасателей; поэтому необходим хорошо разработанный и должным образом выполненный план спасения. В этом предупреждении описывается 16 смертей, произошедших в различных замкнутых пространствах. Если бы эти помещения были должным образом оценены перед входом в них и постоянно контролировались во время выполнения работ, а также если бы действовали соответствующие спасательные процедуры, ни один из 16 смертей не произошел бы. Не существует конкретных правил OSHA, применимых ко всем замкнутым пространствам. Представлены рекомендации по распознаванию, тестированию, оценке, мониторингу и спасению работников. Также представлены другие публикации Национального института безопасности и гигиены труда (NIOSH) по этому вопросу, а также источник дополнительной информации и помощи.

Предыстория

Смерть рабочих в замкнутых пространствах представляет собой повторяющуюся профессиональную трагедию; примерно в 60% этих случаев со смертельным исходом участвовали потенциальные спасатели. Если вам необходимо работать в A:

Septic Tank
Silo
Реакционное сосуд
Северной косочны
НДС
Котлер
Станция насоса/подъемная станция
Duct
Pipeline
Distribution
Vault
PIT
OR

2

или COUTILD VAUT
PIT
OR

2

2

или COUNTILTING VAUT
PIT
OR

9000 2

или COUNTILTING VAULT
PIT
OR. тип конструкции или ограждения, вы работаете в ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Управление по охране труда и здоровья (OSHA) определяет замкнутое пространство в 29CFR 1926.21 как «любое пространство с ограниченными средствами эвакуации, подверженное накоплению токсичных или легковоспламеняющихся загрязняющих веществ или имеющее дефицит кислорода». Критерии NIOSH для рекомендуемого стандарта…. В документе «Работа в замкнутых пространствах» от декабря 1979 года замкнутое пространство определяется как:

…пространство, которое по своей конструкции имеет ограниченные отверстия для входа и

выхода; неблагоприятная естественная вентиляция, которая может содержать или выделять опасные загрязнители воздуха и которая не предназначена для постоянного пребывания персонала. Замкнутые пространства включают, но не ограничиваются резервуарами для хранения, отсеками кораблей, технологическими емкостями, ямами, силосами, чанами, обезжиривателями, реакционными емкостями, котлами, вентиляционными и вытяжными каналами, коллекторами, туннелями, подземными инженерными хранилищами и трубопроводами.

Истории происшествий со смертельным исходом

Дело №1 – Распознавание и спасение (Смертельные случаи = 1 рабочий + 1 спасатель)

29 декабря 1983 г. попытка перезапустить пропановый нагреватель, который использовался для обогрева внешней стороны крышки варочного котла перед ее покраской. Рабочие открыли предохранительный клапан, чтобы поток пропана оставался постоянным, даже если пламя погаснет. Нагреватель располагался возле отверстия в крышке метантенка. Когда рабочий попытался перезапустить обогреватель, произошел взрыв, вырвавшийся через отверстие. Рабочий отполз от обогревателя в зону с дефицитом кислорода и умер. Сотрудник пытался спасти и тоже погиб.

Случай № 2 – Распознавание и спасение (погибшие = 1 рабочий + 1 спасатель)

8 марта 1984 г. 20-летний строитель погиб при попытке заправить топливом насос с бензиновым двигателем, использовавшийся для удаления сточных вод из строящаяся канализационная линия диаметром 66 дюймов. Насос находился примерно в 3000 футах от того места, где рабочий вошел в линию. Рабочий отравился угарным газом. Сотрудник, который также попал в канализацию, сбежал. 28-летний госинспектор проник с другой точки канализационной линии и погиб при попытке спасения. Обе смерти наступили в результате отравления угарным газом. Помимо погибших, 30 пожарных и 8 строителей получили лечение от воздействия угарного газа.

Случай № 3 – Распознавание и спасение (погибшие = 2 спасателя)

4 октября 1984 г. двое рабочих (26 и 27 лет) утонули в парах газа после спасения третьего рабочего из резервуара для гидроразрыва пласта на скважина природного газа. Резервуар содержал смесь грязи, воды и природного газа. Первый рабочий пытался переместить шланг из резервуара в другой резервуар. Шланг был закреплен цепью, и когда рабочий передвинул шланг, цепь упала в бак. Рабочий вошел в резервуар, чтобы достать цепь, и был побежден.

Случай № 4 – Распознавание и спасение (погибшие = 1 рабочий + 1 спасатель)

5 декабря 1984 г. 22-летний рабочий умер в резервуаре для хранения толуола диаметром 10 футов и высотой 20 футов, в то время как попробуй почистить бак. Рабочий вошел в резервуар через верхнее отверстие диаметром 16 дюймов, используя для спуска веревку диаметром 1/2 дюйма. Несмотря на наличие автономного дыхательного аппарата, на рабочем не было его, когда он вошел в резервуар. Рабочий был опрокинут и рухнул на пол резервуара. Пытаясь спасти рабочего, сотрудники пожарной части начали прорезать отверстие в боковой части резервуара. Танк взорвался, в результате чего погиб 32-летний пожарный и еще 15 получили ранения.

Случай № 5 – Распознавание и спасение (погибшие = 1 рабочий + 1 спасатель)

13 мая 1985 г. 21-летний рабочий умер в резервуаре для сточных вод диаметром четыре фута и глубиной восемь футов. при попытке прочистить и отремонтировать сливную линию. Серная кислота использовалась для прочистки стока в полу, ведущего в накопительный резервуар. Рабочий потерял сознание и упал лицом вниз в шесть дюймов воды на дне резервуара. Второй 21-летний рабочий попытался спастись, но тоже потерял сознание и потерял сознание. Первый рабочий был объявлен мертвым на месте происшествия, а второй рабочий скончался две недели спустя. Причиной смерти назвали удушье метаном. Пары серной кислоты также могли стать причиной смерти.

Случай № 6 – Распознавание и спасение (фатальность = 1 спасатель)

7 июня 1985 г. 43-летний отец погиб, пытаясь спасти своего 28-летнего сына из бака, использовавшегося для хранения отработавших газов. кислоты в процессе травления металлов. Резервуар был выведен из эксплуатации, чтобы можно было удалить шлам со дна. Сын потерял сознание в танке. Отец попытался спасти и тоже потерял сознание. Оба были извлечены из резервуара; сын воскрес, но отец умер. Причина смерти неизвестна.

Случай № 7 – Распознавание (смертельный случай = 1 рабочий)

2 июля 1985 года бригадир бригады заболел и был госпитализирован после нанесения эпоксидного покрытия, которое содержало 2-нитропропан и каменноугольный пек, для покрытия клапана на подземный водопровод. Клапан располагался в закрытом служебном хранилище (12 футов x 15 футов x 15 футов). Рабочий был выписан из больницы 3 июля 1985 г., но повторно госпитализирован 6 июля 1985 г.; он впал в кому и умер 12 июля 1985 года в результате острой печеночной недостаточности, вызванной вдыханием паров 2-нитропропана и каменноугольной смолы. Сотрудник также был госпитализирован, но не умер.

Случай № 8 – Распознавание и спасение (погибшие = 1 рабочий + 3 спасателя)

5 июля 1985 г. 27-летний работник канализации вошел в подземную насосную станцию ​​(8 футов x 8 футов x 7 футов) через фиксированная лестница внутри шахты диаметром три фута. Поскольку рабочая бригада не знала о процедурах, позволяющих изолировать рабочую зону и обеспечить обход насоса, перекачивающая линия все еще находилась под давлением. Поэтому, когда рабочие сняли болты с смотровой пластины, которая закрывала обратный клапан, сила сточных вод сорвала инспекционную пластину, позволив сточным водам затопить камеру и запереть одного из рабочих. Коллега, начальник и полицейский попытались спасти и погибли. Первые две смерти, по всей видимости, наступили в результате утопления, а две последние — в результате удушья в результате вдыхания «канализационного газа».

Нормативно-правовой статус

Как указано в Регуляторной программе правительства США (Замкнутые пространства [29 CFR 1910], стр. 282 от августа 1985 г.), Сотрудникам по соблюдению требований OSHA следует ссылаться на другие применимые стандарты или раздел 5(a)(1) в случаях, связанных с замкнутыми пространствами. По этой причине полевой персонал OSHA часто и настоятельно рекомендовал обнародовать специальный стандарт для замкнутых пространств». В документе Критерии рекомендуемого стандарта …. Работа в замкнутых пространствах Национальный институт охраны труда и здоровья (NIOSH) предоставил исчерпывающие рекомендации по обеспечению безопасности и благополучия людей, которым необходимо работать в замкнутых пространствах, включая предлагаемую систему классификации и контрольный список, которые могут применяться к различным виды замкнутых пространств.

Выводы

Примеры, описанные выше, обобщены в таблице 1:

На основании информации, полученной в ходе этих исследований, NIOSH пришел к выводу, что эти смертельные случаи произошли в результате столкновения с одной или несколькими из следующих потенциальных опасностей:

  • отсутствие естественной вентиляции,
  • атмосфера с дефицитом кислорода,
  • легковоспламеняющаяся/взрывоопасная атмосфера,
  • неожиданный выброс опасной энергии,
  • ограниченный въезд и выезд,
  • опасные концентрации загрязняющих веществ в воздухе,
  • физические барьеры или ограничения передвижения или
  • нестабильность хранимого продукта.

В каждом из этих случаев имело место отсутствие распознавания и тестирования , оценка и мониторинг перед входом, а также не было предпринято хорошо спланированного СПАСЕНИЯ.

Эти отчеты об инцидентах предполагают, что РАСПОЗНАНИЕ того, что является замкнутым пространством, в сочетании с надлежащим ИСПЫТАНИЕМ, ОЦЕНКОЙ и МОНИТОРИНГОМ атмосферы и разработкой соответствующих процедур СПАСЕНИЯ может предотвратить такие смерти. Эти три шага обсуждаются ниже.

Исследования NIOSH показывают, что рабочие обычно НЕ ОСОЗНАЮТ, что они работают в замкнутом пространстве и что они могут столкнуться с непредвиденными опасностями. ИСПЫТАНИЯ и ОЦЕНКА атмосферы обычно не проводятся до входа, а МОНИТОРИНГ не проводится во время рабочих процедур в замкнутом пространстве. СПАСЕНИЕ редко является запланированным и обычно представляет собой спонтанную реакцию в чрезвычайной ситуации.

Рекомендации

В свете полученных на сегодняшний день результатов в отношении профессиональных смертей в замкнутых пространствах, NIOSH рекомендует ознакомить менеджеров, руководителей и рабочих со следующими тремя этапами:

1. Признание

Обучение работников необходимо для признания о том, что представляет собой замкнутое пространство, и об опасностях, с которыми можно столкнуться в нем. Это обучение должно подчеркивать, что смерть работника является вероятным исходом, если перед входом в помещение не будут приняты надлежащие меры предосторожности.

2. Тестирование, оценка и мониторинг

Все замкнутые пространства должны быть ПРОВЕРЕНЫ квалифицированным специалистом перед входом, чтобы определить, безопасна ли атмосфера замкнутого пространства для входа. Должны быть проведены тесты на уровень кислорода, воспламеняемость и наличие известных или предполагаемых токсичных веществ. При оценке замкнутого пространства следует учитывать следующее:

  • методы изоляции пространства механическими или электрическими средствами (т. е. двойная блокировка и выпуск воздуха, блокировка и т. д.),
  • учреждение процедур блокировки и маркировки,
  • вентиляция помещения,
  • очистка и/или продувка,
  • рабочие процедуры, в том числе использование страховочных тросов, прикрепленных к человеку, работающему в замкнутом пространстве, и его использование резервным лицом в случае возникновения проблем,
  • Необходимые средства индивидуальной защиты (одежда, респиратор, обувь и т.д.),
  • Требуется специальный инструмент

  • и
  • Система связи

  • , которая будет использоваться.

Необходимо постоянно НАБЛЮДАТЬ за замкнутым пространством, чтобы определить, не изменилась ли сфера в результате выполняемой работы.

3. Спасение

Процедуры спасения должны быть установлены до входа и должны быть специфическими для каждого типа замкнутого пространства. Для каждого входа, где это оправдано, должен быть назначен дежурный. Дежурный должен быть оснащен спасательным снаряжением, включая страховочный трос, прикрепленный к рабочему в замкнутом пространстве, автономный дыхательный аппарат, защитную одежду, обувь и т. д. Резервный человек должен использовать этот прикрепленный страховочный трос для спасения рабочего. Спасательные процедуры следует отрабатывать достаточно часто, чтобы обеспечить уровень квалификации, исключающий опасные для жизни попытки спасения и обеспечивающий эффективное и спокойное реагирование на любую чрезвычайную ситуацию.

Другие полезные публикации NIOSH

NIOSH опубликовал следующие документы, содержащие дополнительную информацию:

Критерии рекомендуемого стандарта ….