Новая ракета США: «Теперь мы разобьем русский флот в пух и прах». Сша ракета
Крылатые ракеты России и США
Развитие военно-космической техники в пятидесятые годы происходило главным образом в направлении создания межконтинентальных средств, способных наносить ущерб стратегического характера. Вместе с тем у человечества уже был накоплен опыт, полученный при разработке особого типа боеприпасов, сочетавшего свойства самолетов и ракет. Они приводились в движение реактивным жидкостным или твердотопливным двигателем, но при этом использовали подъемную силу плоскости, бывшей элементом общей конструкции. Это были крылатые ракеты. России (тогда СССР) они были не так важны, как межконтинентальные, но работа над ними уже велась. Через десятилетия она увенчалась успехом. Несколько образцов этого вида вооружений уже состоят в арсенале или вскоре займут свое место в строю средств, сдерживающих потенциального агрессора. Они вызывают страх и полностью отбивают желание напасть на нашу страну.
«Томагавки» с нейтронной бомбой – кошмар восьмидесятых
В самом конце восьмидесятых советская пропаганда уделяла большое внимание двум новым видам американского оружия. Нейтронная бомба, которой грозил Пентагон «всему прогрессивному человечеству», по своим убийственным свойствам могла посоперничать только с «Томагавками». Эти акулообразные снаряды с тонкими короткими плоскостями получили возможность подкрадываться к целям на советской территории незаметно, прячась от систем обнаружения в оврагах, руслах рек и других естественных углублениях земной коры. Очень неприятно ощущать собственную незащищенность, и граждане СССР возмущались тем, что коварные империалисты снова втягивают страну развитого социализма в новый виток гонки вооружений, и виной тому были эти крылатые ракеты. России нужно было чем-то отвечать на угрозу. И только некоторые особо информированные люди знали о том, что на самом деле нечто подобное уже разрабатывается в Советском Союзе, и дела идут не так уж плохо.
Американский топор
Прообразом всех современных крылатых ракет можно назвать немецкий самолет-снаряд V-1 (Фау-1). Внешне он напоминает американский «Томагавк», созданный четыре десятилетия спустя: те же прямые плоскости и узкий фюзеляж, простой до примитивности силуэт. Но разница есть, и очень большая. Боеприпас, получивший английское название Cruise Missile, - это не просто ракета, снабженная крылом, это нечто большее. За внешней простотой скрывается очень сложная техническая схема, главным элементом которой служит сверхбыстродействующий компьютер, мгновенно принимающий решения об изменении курса и высоты, во избежание столкновения с преградами. Это необходимо для полета на предельно малой высоте со скоростью, достаточной для соблюдения другого условия внезапности, - быстроты доставки заряда к цели. А еще важно было, чтобы хорошо работали «глаза» этой «акулы». Радар, установленный в носовой части снаряда, видел все преграды и передавал информацию о них электронному мозгу, который анализировал рельеф и выдавал управляющие сигналы рулям (предкрылкам, закрылкам, элеронам и пр.). Полноценная сверхзвуковая крылатая ракета у американцев тогда не получилась: на предельные режимы «Томагавк» выходит только на завершающем участке траектории, но это не мешает ему представлять реальную угрозу и сегодня, особенно по отношению к странам, не обладающим совершенными системами ПВО и ПРО.
Советская Х-90
Неизвестно доподлинно, что побудило советское руководство дать указание о начале разработок КР. Возможно, разведка сообщила о начале американских изысканий в этой области, но не исключено, что сама идея, возникшая в недрах засекреченных НИИ, заинтересовала кого-то из Министерства обороны. Так или иначе, в 1976 году работы начались, и срок их завершения был установлен небольшой – шесть лет. С самого начала наши проектировщики пошли по иному пути, чем их коллеги из США. Дозвуковые скорости их не прельщали. Ракета должна была преодолевать все рубежи защиты вероятного противника на сверхмалых высотах. И на сверхзвуке. К концу десятилетия были представлены первые опытные образцы, которые показывали на полигонных испытаниях отличные результаты (до 3 М). Секретный объект непрерывно совершенствовался, и в следующем десятилетии мог лететь уже быстрее четырех скоростей звука. Только в 1997 году мировая общественность смогла увидеть это чудо техники на выставке МАКС в павильоне научно-производственного объединения «Радуга». Современные крылатые ракеты России являются прямыми наследниками советской Х-90. Даже название это сохранено, хотя изменений упомянутое оружие претерпело множество. Элементная база стала другой.
Запуск этой ракеты предполагалось осуществлять с Ту-160, огромного стратегического бомбардировщика, способного нести в своем бомбовом отсеке 12-метровые боеприпасы с раскладывающимися плоскостями. Носитель остался прежним.
«Коала»
Современная российская крылатая ракета Х-90 «Коала» стала легче и короче своей прародительницы: ее длина менее 9 метров. Известно о ней немного, главным образом то, что само ее существование (без оглашения подробностей) вызывает озабоченность и раздражение наших американских партнеров. Причиной опасений стал повышенный радиус полета снаряда (3500 км), что формально нарушает условия договора о РСМД (ракетах средней и малой дальности). Но не это пугает США, а то, что эти стратегические крылатые ракеты (так их называют, хотя океан они преодолеть не могут) способны «взломать» все рубежи системы ПРО, которую США ненавязчиво, но упорно придвигают к российским границам.
Этот образец уже получил свое «натовское» обозначение: Koala AS-Х-21. У нас его называют иначе, а именно гиперзвуковым экспериментальным летательным аппаратом (ГЭЛА).
Общий принцип его действия состоит в том, что, покинув бомболюки Ту-160 на высоте от 7 до 20 километров, он распрямляет дельтовидное крыло и оперение, затем запускается ускоритель, разгоняющий снаряд до сверхзвука, а уже после этого происходит запуск маршевого двигателя. Скорость на снижении доходит до 5 М, и на ней ГЭЛА мчится к цели, которую уже можно считать обреченной. Перехватить эту КР практически невозможно.
«Уран», флотский и авиационный
Противокорабельные ракеты также чаще всего бывают крылатыми. Их траектория, как правило, сходна с боевыми курсами наземных собратьев. Разработкой этого вида вооружений в СССР занималось конструкторское бюро «Звезда». В 1984 году главному конструктору Г. И. Хохлову было поручено создание комплекса средств борьбы с надводными морскими целями водоизмещением до пяти тысяч тонн (то есть относительно небольших) в условиях активного электронного противодействия и сложной метеорологической обстановки. Результатом усилий коллектива стала Х-35 «Уран», по своим характеристикам она примерно соответствует параметрам американской КР «Гарпун» и может применяться в залповом режиме. Дальность поражения равна 120 км. Комплекс, оснащенный системой обнаружения, идентификации и наведения, устанавливается не только на боевых единицах ВМФ, но и на авиационных носителях (вертолетах Ка-27, Ка-28, самолетах МиГ-29, Су-24, Су-30, Су-35, Ту-142, Як-141 и других), что значительно расширяет возможности этого оружия. Запуск производится на сверхмалых высотах (от 200 м), противокорабельные ракеты этого типа несутся на скорости более 1000 км/ч практически над волнами (от 5 до 10 м, а на конечном отрезке траектории и вовсе опускается до трех метров). Учитывая небольшие размеры снаряда (4 м 40 см в длину), можно допустить, что перехват его очень проблематичен.
«Сотки Х»
После того как средства ПВО, как советские, так и американские, достигли в своем развитии высоких возможностей, от применения свободнопадающих боеприпасов отказались практически все страны. Наличие добротных, надежных и мощных стратегических бомбардировщиков побудило военное руководство искать им применение, и оно нашлось. В США Б-52, а в СССР Ту-95 стали использовать в качестве летающих пусковых установок. В девяностые годы главным боеприпасом российских носителей тактических и стратегических зарядов, доставляемых к цели самолетами без пересечения рубежей ПВО, стали Х-101. Параллельно с ними разрабатывались почти полностью идентичные образцы, способные нести ядерные заряды. Обе КР в настоящее время засекречены, знать их тактико-технические характеристики положено только ограниченному кругу лиц. Известно лишь о том, что некий новый образец на вооружение принят, отличается он повышенным боевым радиусом (более пяти тысяч километров) и потрясающей точностью поражения (до 10 метров). Боеголовка Х-101 имеет осколочно-фугасную начинку, и для нее является наиболее важным именно этот параметр. Носитель спецзаряда может быть и не таким точным: при взрыве мощностью в десятки килотонн несколько метров вправо или влево большой роли не играют. Для Х-102 (ядерного носителя) важнее дальность.
«Крылатая» стратегия
Все предметы, в том числе и типы вооружений, можно рассматривать только в аспекте сравнения. Существуют различные оборонные доктрины, и в то время, когда одни страны стремятся к абсолютному глобальному доминированию, другие просто хотят обезопасить себя от возможных агрессивных поползновений. Если сравнивать крылатые ракеты России и США, то можно прийти к выводу о том, что технические параметры американского оружия не превышают возможностей их соперников. Обе стороны делают ставку на увеличение боевого радиуса, что постепенно выводит КР из разряда тактических средств, придавая им все большую «стратегичность». Мысль о том, чтобы получить возможность разрешить геополитические противоречия путем нанесения неожиданного и всесокрушающего удара, не впервые посещает головы пентагоновских генералов - достаточно вспомнить планы бомбардировок советских крупных промышленных и оборонных центров, разработанные еще в конце сороковых и начале пятидесятых годов, сразу же после появления у США достаточного количества атомных боеголовок.
AGM-158B увеличенной дальности, США
Появление нового образца вооружений в США является событием общенационального масштаба. Налогоплательщикам приятно осознавать, что на деньги, уплаченные ими в бюджет, государство приобрело еще одно доказательство американского глобального доминирования. Рейтинг правящей партии повышается, избиратели ликуют. Так было и в 2014 году, когда стратегические силы США получили новую КР AGM-158B воздушного базирования, созданную в рамках оборонной программы Joint Air To Surface Standoff Missile Extended Range, сокращенно JASSM-ER, что означает, что это средство предназначено для нанесения ударов по земной поверхности и имеет расширенную дальность применения. Широко разрекламированное новое оружие, если судить по опубликованным данным, ни в чем не превосходит Х-102. Дальность полета AGM-158B указана расплывчато, в широком диапазоне - от 350 до 980 км, что означает ее зависимость от массы боевой части. Скорее всего, реальный радиус с ядерным зарядом у нее такой же, как и у Х-102, то есть 3500 км. Крылатые ракеты России и США имеют примерно одинаковую скорость, массу и геометрические размеры. Говорить об американском технологическом превосходстве не приходится еще и по причине лучшей точности, правда, как уже отмечалось, такого уж большого значения при ядерном ударе она не имеет.
Другие КР в России и США
Х-101 и Х-102 – не единственные крылатые ракеты на вооружении России. Кроме них боевое дежурство несут и другие образцы, оснащенные пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, как 16 Х и 10 ХН (они пока опытные), противокорабельные КС-1, КСР-2, КСР-5, с бризантными боеголовками фугасно-проникающего или осколочно-фугасного или ядерного действия. Можно вспомнить и о более современных КР Х-20, Х-22 и X-55, ставших прообразом Х-101. А еще есть «Термиты», «Москиты», «Аметисты», «Малахиты», «Базальты», «Граниты», «Ониксы», «Яхонты» и другие представители «каменной» серии. Эти крылатые ракеты России уже много лет стоят на вооружении авиации и флота, и о них общественности известно достаточно много, хотя и не все.
У американцев также есть несколько типов КР более раннего поколения, чем AGM-158B. Это тактический «Матадор» MGM-1, «Акула» SSM-A-3, «Борзая» AGM-28, упомянутый «Гарпун», «Быстрый ястреб» универсального базирования. Не отказываются в США и от проверенного «Томагавка», но ведут работы над перспективной X-51, способной лететь на гиперзвуковых скоростях.
В других странах
Даже в дальних краях, где о российской или американской военной угрозе военные аналитики могут говорить лишь в фантастико-гипотетическом аспекте, инженеры и ученые занимаются разработкой собственных крылатых ракет. Не очень удачный опыт боевых действий на Фолклендских островах побудил руководство Аргентины выделить средства на проектирование «Табано AM-1». Пакистанская «Хатф-VII Бабур» может запускаться с наземных установок, кораблей и субмарин, имеет дозвуковую скорость (около 900 км/ч) и дальность до 700 км. Для нее даже предусмотрена, помимо обычной, ядерная боевая часть. В КНР производится три типа КР (YJ-62, YJ-82, YJ-83). Тайвань отвечает «Сюнфэном 2Е». Ведутся работы, порой очень успешные, в европейских странах (Германии, Швеции, Франции), а также в Британии, цель которых не состоит в том, чтобы превзойти крылатые ракеты России или США, а получить для собственных армий эффективное боевое средство. Создание такой сложной и высокотехнологичной техники обходится слишком дорого, а передовые достижения в этой области доступны только сверхдержавам.
fb.ru
Эксперт рассказал, чем опасна новая американская крылатая ракета
15:1824.08.2017
(обновлено: 18:45 24.08.2017)
237701480
МОСКВА, 24 авг — РИА Новости. Перспективная дальнобойная крылатая авиаракета в ядерном оснащении, создаваемая в США для радикального обновления воздушного наступательного потенциала, представляет серьезную опасность в массированном ударе и усложнит выполнение задач российским средствам противовоздушной обороны (ПВО), считает эксперт центра военно-политических исследований при МГИМО (у) МИД России Владимир Коровин.
Как заявила в данной связи министр ВВС США Хезер Уилсон, это оружие позволит модернизировать военно-воздушную часть американской ядерной триады и расширить возможности ВВС. Она выразила уверенность в том, что "стратегия сдерживания срабатывает в отношении противников США, которые могут оценивать степень риска". При этом министр отметила, что модернизация будет эффективна с точки зрения затрат.
"Эти ракеты страшны, когда их будет пущено много, то есть в массированном ударе. Одно дело, когда стратегический бомбардировщик В-1 везет 12 ракет или В-52 — под 24 такие ракеты, и другое дело, когда они будут везти по 40. Это означает, что по каждому самолету-носителю потребуется работать с гораздо большей эффективностью, что сильно усложнит задачу ПВО. Но для российской ПВО – это, в принципе, решаемая задача", — заявил РИА Новости в четверг Коровин.
По его словам, новая ракета разрабатывается для радикального обновления воздушного наступательного потенциала Соединенных Штатов.
В КНДР напомнили, что предлагали США заморозить ядерные испытания"США хотят заменить ракету ALCM, которая была создана еще в конце 1970-х годов фирмой Boeing. Тогда же создавалась ракета Tomahawk фирмой General Dynamics. Ракеты ALCM активно применялись для ударов по Югославии со стратегических бомбардировщиков B-52. Естественно, за прошедшие десятилетия они капитально устарели, поэтому американцы хотят их сделать весьма и весьма современными", — сказал эксперт.По мнению Коровина, речь идет о крылатых ракетах авиационного базирования с дальностью полета в несколько тысяч километров.
"Успешное применение российских авиационных крылатых ракет Х-101 в ударах по террористам в Сирии американцев сильно зацепило, и они решили, что должны иметь такое же оружие. Это именно авиационная компонента, которая по-настоящему у американцев не модернизировалась на стратегическом уровне уже несколько десятков лет", — уточнил Коровин.
Он считает, что "американцы будут увеличивать степень возможности полета новой ракеты на малой высоте, будут вводиться технологии малой заметности, которую они так любят применять в последнее время".
"Съехали с катушек": США ставят под угрозу глобальную безопасность"Она будет достаточно малогабаритной. Если на бомбардировщике В-52 были подвески на три ракеты, на В-1 — барабанные установки под ракеты ALCM, то, скорее всего, будет увеличено количество ракет на одном самолете-носителе. То есть, по всей видимости, будет уменьшена масса ракеты с сохранением дальности ее полета в несколько тысяч километров", — отметил собеседник агентства."Перспективную американскую ракету смогут сбивать стоящие на вооружении ВС РФ зенитные ракетные системы С-300, С-400; зенитный ракетный комплекс "Панцирь-С1" будет способен ей противостоять. Она однозначно с самого начала будет вводиться в парк целей, которые должны будут поражаться и современными, и перспективными российскими системами ПВО", — заключил Коровин.
Как сообщило информационное агентство Блумберг, компания Boeing, занимавшаяся разработкой аналогичных ракет, которые стоят на вооружении ВВС США в настоящее время, на сей раз не вошла в число "финалистов соревнования". Ее представитель заявил, что корпорация "разочарована тем, что не была выбрана" и рассчитывает "получить от ВВС США больше информации по поводу принятого решения".
ria.ru
Крылатые ракеты морского базирования США (2011) - 2000 - настоящий момент - Материалы посвящены - Top secret
Капитан-лейтенант И. Шевченко
Корабельное ракетное оружие является наиболее важной составляющей огневых средств, находящихся на вооружении боевых кораблей различных классов и типов. Оружие данного класса способно решать широкий спектр наступательных и оборонительных задач практически в любой тактической обстановке при ведении боевых действий на океанских и морских ТВД.
Особое место в линейке ракетного оружия занимают крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) класса "корабль - берег". Основная задача корабельных комплексов с КРМБ заключается в поражении целей стратегического и оперативно-тактического значения, наиболее важными из которых являются базы стратегических бомбардировщиков, готовые к взлету самолеты, шахты и мобильные пусковые установки баллистических ракет, а также ключевые объекты военного и государственного управления.
К настоящему времени США добились весьма значительных успехов в ракетостроении и в обозримой перспективе, по мнению западных специалистов, останутся безусловным мировым лидером в области разработки, производства и боевого применения крылатых ракет морского базирования. Оружие данного класса представлено в ВМС США дозвуковыми КРМБ "Томахок" Block 3 и "Тактический Томахок".
Крылатые ракеты морского базирования "Томахок" Block 3 состоят на вооружении надводных кораблей и подводных лодок американского флота с 1993 года. Максимальная дальность стрельбы данными ракетами 1850 км, точность стрельбы (КВО) 10-15 м.
В состав навигационной системы КРМБ "Томахок" Block 3 входит ИНС на кольцевых лазерных гироскопах, пятиканальный приемник КРНС "Навстар", корреляционно-экстремальная система наведения по контуру рельефа местности "Терком" и корреляционная система наведения по цифровым картам местности "Диджис-мэк-2А".
Принцип работы системы "Терком" заключается в использовании карт рельефа местности с определением нескольких зон коррекции. Местоположение ракеты в зонах коррекции уточняется путем сравнения информации о рельефе, получаемой с помощью радиовысотомера, с цифровыми картами, после чего определяется отклонение фактической траектории полета от заданного маршрута. Система "Терком", хотя и является частью бортовой аппаратуры ракеты, но в нормальном режиме не задействуется и считается вспомогательной.
В системе "Диджисмэк" используются цифровые оптические карты местности с характерными ориентирами в зонах коррекции, и она задействуется только на конечном участке траектории полета.
Силовая установка (СУ) ракеты "Томахок" Block 3 представлена стартовым ускорителем и турбореактивным двигателем F-107-WR-402. Ракета данной модификации может оснащаться двумя типами боевых частей (БЧ) - полупроникающей WDU-36B или кассетной с самонаводящимися боевыми элементами. Применительно к ракете с БЧ WDU-36B предусмотрено три варианта маневра для атаки цели: атака в горизонтальной плоскости; выполнение "горки" с последующим пикированием на цель и неконтактный подрыв БЧ над целью (для поражения слабозащищенных или площадных целей). На траектории полета ракеты, оснащенной кассетной БЧ, может быть несколько участков сброса боевых элементов.
Свою высокую боевую эффективность при нанесении удара по береговым объектам противника "Томахок" Block 3, как и предыдущие ее модификации, подтвердили в ходе вооруженных региональных конфликтов конца XX - начала XXI века. На основе приобретенного опыта боевого применения КРМБ в США постоянно велись работы по их модернизации в направлении улучшения основных тактико-технических характеристик.
В результате многолетней поэтапной работы по модернизации крылатых ракет морского базирования в 2004 году на вооружение ВМС США поступила КРМБ модификации "Тактический Томахок", которая по достигнутому уровню основных ТТХ остается эталонным образцом современных ракет класса "корабль - берег".
В состав силовой установки КРМБ "Тактический Томахок" входят: твердотопливный стартовый ускоритель Мк 135 с электрическими приводами системы управления вектором тяги и высокоэкономичный турбореактивный двигатель F415-400, который обеспечивает максимальную дальность стрельбы. Ракета комплектуется полупроникающей боевой частью WDU-36В.
Таблица Основные ТТХ КРМБ "Тактический Томахок" Дальность стрельбы максимальная, км - 2 400Стартовая масса ракеты, кг - 1 450Длина / диаметр ракеты, м - 6,2/0,53Масса боевой части, кг - 320Скорость ракеты на маршевом участке, м/с - 270Высота полета, м - 10-250Точность стрельбы (КВО), м - около 5 |
Конструктивным отличием КРМБ "Тактический Томахок" от предыдущих версий является конформный воздухозаборник и стабилизатор с тремя складывающимися рулями. При создании корпуса ракеты широко использовались отработанные коммерческие технологии, что позволило сократить количество узлов и деталей. За счет этого был увеличен запас топлива на борту ракеты.
В состав навигационной системы ракеты "Тактический Томахок" входят: новая ИНС на оптоволоконных гироскопах, новый помехозащищенный приемник КРНС "Навстар", аппаратура двусторонней линии связи с АСБУ корабля, система наведения по контуру рельефа местности "Терком" и модернизированная система наведения по цифровым картам местности "Дид-жисмэк-4".
Благодаря наличию аппаратуры двусторонней связи существенно расширились возможности боевого применения ракеты. В частности, это позволило вести постоянный обмен информацией между кораблем-носителем и ракетой, а также получать данные о ее техническом состоянии. Используя линию передачи данных, оператор ракетных стрельб может корректировать или вводить новые данные полетного задания (перенацеливать ракету, находящуюся в режиме патрулирования). Общее время перенацеливания составляет не более 4 мин, а время патрулирования заданного района достигает 2 ч.
Носителями ракет семейства "Томахок" в ВМС США являются: многоцелевые ПЛА типа "Сивулф", "Виргиния" и "Лос-Анджелес", крейсера УРО типа "Ти-кондерога" и эсминцы УРО типа "Орли Бёрк". Кроме того, к настоящему времени в США переоборудованы четыре ПЛАРБ (SSBN-726 "Огайо". SSBN-727 "Мичиган", SSBN 728 "Флорида" и SSBN-729 "Джорджия") под носители крылатых ракет - ПЛАРК.
На ПЛАРК в пусковые шахты для баллистических ракет интегрированы новые пусковые установки, в которых размешается по семь крылатых ракет "Тактический Томахок". Максимальная загрузка 154 ракеты в 22 ПУ. В зависимости от состава подразделения сил специальных операций, находящегося на борту лодки, боезапас варьируется от 98 до 140 КРМБ.
Несмотря на все свои достоинства, КРМБ "Тактический Томахок". как и все ракеты этого класса, имеет существенный недостаток дозвуковую скорость полета. По этой причине современные крылатые ракеты недостаточно эффективны при нанесении ударов по критичным по времени целям (время полета КР "Тактический Томахок" на максимальную дальность составляет около 3 ч), а также при преодолении современных систем ПВО и ПРО.
Кроме того, для нанесения ударов по наземным целям ВМС США располагают только дорогостоящими КРМБ семейства "Томахок". Поэтому необходимость применения данных ракет как для поражения стратегических целей на больших дальностях, так и против наемных объектов на малых и средних дальностях при оказании огневой поддержки сухопутным войскам и морской пехоте, действующим на приморских направлениях, не в полной мере отвечает критерию "стоимость/ эффективность".
Дальнейшее совершенствование ракетного оружия класса "корабль - берег" осуществляется в США по двум основным направлениям: НИОКР в области создания ракет с высокими скоростями полета и модернизация состоящих на вооружении КРМБ "Томахок".
Работы по модернизации существующих дозвуковых КРМБ проводятся в основном в направлении усовершенствования систем управления и наведения ракет. По контракту Минобороны США от 2010 года (стоимостью 11,9 млн долларов) новое программное обеспечение для системы управления КРМБ "Томахок" разрабатывает компания "Локхид-Мартин".
С целью повышения точности стрельбы ракетами "Томахок" по наземным целям готовится замена системы наведения "Терком" на новую - PTAN (Precision Terrain Aided Navigation). Для новой системы разрабатывается интерфероме-трический высотомер, который позволит определять не только относительные высоты точек поверхности, но и углы наклона линий рельефа местности, а также усовершенствованное радиолокационное устройство с синтезированием апертуры антенны и блок обработки поступающих от него данных.
Кроме того, в США продолжатся работы по снижению массы и стоимости существующих крылатых ракет морского базирования за счет применения технологии MEMS.
Завершены НИОКР по созданию сверхзвуковой КРМБ. Соответствующая программа (RATTLRS - Revolutionary Approach То Time-Critical Long Range Strike) осуществлялась при участии ВМС, ВВС, НАСА и управления перспективных исследований МО США (DARPA).
К ракете предъявляются требования по поражению различных береговых объектов (в том числе и мобильных целей) на дальности до 1000 км, при этом скорость полета на маршевом участке траектории должна соответствовать числу М=4,5. Время ее полета на максимальную дальность составит не более 15 мин, а точность стрельбы (КВО) - около 9 м.Планер перспективной КРМБ разрабатывается с цилиндрическим корпусом и стреловидным крылом. Полномасштабная экспериментальная модель ракеты напоминает корпус сверхзвукового стратегического самолета-разведчика SR-71 (его воздухозаборник с изменяющейся геометрией и стреловидное крыло).
В качестве одного из вариантов силовой установки сверхзвуковой ракеты рассматривается турбореактивный двигатель YJ102R (диаметр 0,33 м, ресурс работы 0,5 ч). Главной особенностью СУ является возможность повышения температуры газа перед турбиной (на 550°), что обеспечивает увеличение удельной тяги на 70 проц. по сравнению с современными ТРД и шестикратно превышает аналогичный показатель двигателя J58 самолета-разведчика SR-71. Максимальная тяга нового двигателя составит 40 кН. Это достигнуто за счет применения жаропрочных керамических композиционных материалов, что позволило отказаться от исполнения сложной и дорогостоящей системы охлаждения горячих элементов.
Навигационное оборудование ракеты будет включать инерциальную систему с коррекцией траектории по данным КРНС "Навстар". В перспективе бортовое оборудование ракеты намечается пополнить аппаратурой системы обмена данными.
Перспективная КРМБ может оснащаться как проникающей БЧ, так и кассетными боеголовками, состоящими из самонаводящихся боевых элементов комбинированного действия.
Все демонстрационные испытания ракеты намечено завершить к 2015 году. По их результатам и с учетом доработок предусматривается принять решение о полномасштабной разработке данных ракет.
В настоящее время в США прорабатываются технические аспекты реализации концепции "Глобальный удар", предусматривающей создание и развертывание систем ударного оружия, которые смогут обеспечить оперативное поражение стратегически важных и критичных по времени целей, а также уничтожение баз террористических группировок и их лидеров. Особое внимание в рамках данной концепции уделяется созданию гиперзвуковых крылатых ракет. В основу их конструкции будут положены технические решения, использованные при разработке демонстрационных образцов гиперзвуковых управляемых ракет.
Один из демонстрационных образцов гиперзвуковой крылатой ракеты разработан для ВМС США фирмой "Боинг" в рамках программы HyFly (Hypersonic Flight Demonstration). К настоящему времени уже проведен ряд испытаний модели ракеты, обеспечивающей согласно техническому заданию максимальную дальность полета не менее 1 100 км и способной развивать скорость, соответствующую числу М > 6.
Планер демонстрационного образца ракеты выполнен из титановых сплавов. В состав силовой установки входит твердотопливный стартовый ускоритель, обеспечивающий набор необходимой скорости для выхода ракеты на маршевый участок полета, и двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Непосредственной разработкой СУ занималась фирма "Аэроджет".
В 2002 году в аэродинамической трубе центра Лэнгли была успешно проведена серия продувок полномасштабной модели ракеты с экспериментальной двигательной установкой. В ходе испытаний, проходивших при свободном обтекании модели, двигатель развил требуемую тягу и продемонстрировал устойчивую работу при скорости набегающего потока, соответствующей числу М = 6. В последующем был осуществлен ряд пробных пусков демонстрационного образца ракеты с истребителя-бомбардировщика F-15E.
Испытания проводились на территории полигона ВМС США в Поинт-Мугу (штат Калифорния).В результате работ по созданию и испытанию демонстрационного образца управляемой ракеты HyFly приобретен значительный опыт и сделан технологический задел в области создания перспективных гиперзвуковых ракет. Ожидается, что в ближайшее время будет проведен отбор основных вариантов и определен концептуальный технический облик таких систем.
Таким образом, в ближайшей перспективе основу ракетного оружия класса "корабль - берег" в ВМС США будут составлять КРМБ "Томахок", подтвердившие свою высокую боевую эффективность. В связи с этим продолжится поэтапная модернизация данных ракет в направлении улучшения основных ТТХ.
Кроме того, США обладают определенным потенциалам в области создания ракетного оружия с высокими скоростями полета. Ведутся работы по созданию сверхзвуковой УР, сопровождаемые ее демонстрационными испытаниями. Начало серийных поставок ракет ожидается после 2015 года.
Создан демонстрационный образец гиперзвуковой управляемой ракеты для ВМС (программа HyFly) и проведен ряд его испытаний. Полученные результаты будут использованы при разработке перспективных ракетных систем с гиперзвуковыми скоростями.
Принятие на вооружение новых крылатых ракет морского базирования расширит возможности по уничтожению критичных по времени целей, повысит вероятность преодоления систем противовоздушной обороны противника, а также позволит ВМС США обеспечить нанесение ударов практически на всю глубину обороны противника.
Зарубежное военное обозрение. - 2011. - № 11. - С. 83-87
pentagonus.ru
ВМС США испытали новые крылатые ракеты » Военное обозрение
В ходе испытаний, проходивших у побережья Калифорнии, B-1 Lancer одновременно выпустил две крылатые ракеты LRASM, которые поразили две надводные движущиеся мишени. В компании Lockheed Martin, разработавшей новые ракеты, указывают, что испытания признаны успешными, и боеприпасы подтвердили все заявленные характеристики.
Ракета AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile — противокорабельная ракета большого радиуса действия) разработана и производится корпорацией Lockheed Martin по заказу Минобороны США. Работы по созданию крылатых ракет LRASM начались в 2009 году, в 2013 году эти ракеты прошли первые испытания, а спустя год ими вооружили некоторые корабли американских ВМС. Несмотря на то, что новые боеприпасы уже используются флотом, официально они поступят на вооружение ВМС и ВВС США лишь после 2018 года.
AGM-158C разработаны для замены ракет Harpoon, состоящих на вооружении американской армии с 1977 года. Новые ракеты имеют специальную форму и покрытие, снижающие радиолокационную заметность, и оснащены датчиками, позволяющими самостоятельно обнаруживать и идентифицировать цели в заданном квадрате, а также «общаться» с другими ракетами, распределяя цели между собой.
Согласно техническому описанию, ракета LRASM несёт боевой заряд массой 450 кг и может преодолевать расстояние до 930 км. AGM-158C оснащается турбовентиляторным двигателем Williams International F107-WR-105, который обеспечивает ей манёвренный полёт на дозвуковой скорости.
Планируется, что уже в ближайшие годы ракеты LRASM станут штатным вооружением самолётов ВВС США и кораблей ВМС США. Новые боеприпасы уже испытаны на совместимость с корабельной пусковой установкой Mk.41, могут сбрасываться с бомбардировщиков B-1B Lancer, а также запускаться с истребителей F/A-18 и F-35 Lightning II, передает "Warspot"
topwar.ru
Военное обозрение: Новая ракета США: «Теперь мы разобьем русский флот в пух и прах» - Свободная Пресса
Американский новостной портал Business Insider сообщает о разработке новой противокорабельной ракеты для ВМС США. Она, как ожидают в Пентагоне, сможет «разнести в пух и прах флоты России и Китая».
Надо сказать, что такого рода новости появляются чаще, чем американцы выбирают своего президента. Регулярно появлялись новые модификации ракеты «Гарпун», производящейся компанией «Боинг». Но в конце концов командование ВМС пришло к выводу, что это тупиковая ветвь противокорабельных ракет, и из «Гарпуна» больше ничего не вы выжмешь.
Данная ракета, принятая на вооружение в 1977 году, способна улетать на расстояние чуть больше двухсот километров. Правда, Business Insider отзывается о ней совсем уж уничижительно, ограничивая дальность 120-ю километрами. Но совершенно объективно то, что у нее высокая радиолокационная заметность. Она не может работать с пусковой установки Mk-41, на которую ориентируется американский флот в целях стандартизации боевых технологий.
К достоинствам следует отнести полет на высоте 4 метров, а также два сценария атаки — параллельно поверхности воды или пикируя на цель с высоты 1800 метров. Хотя, конечно, для современных средств ПРО перехват «Гарпуна» не является слишком сложной задачей.
В середине нулевых годов компания «Локхид Мартин» приступила к разработке ракеты под девизом «в пух и в прах» — AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile). И сейчас проходят ее испытания. Ожидается, что ракета будет принята на вооружение через год-два.
Однако «пуха и праха» не получилось. Разработчики затевали сделать две модификации, одна из которых должна была быть сверхзвуковой. Однако в процессе дебатов с Пентагоном и недостатком финансирования было решено делать одну дозвуковую ракету. Правда, весьма дальнобойную — по различным сведениям дальность LRASM лежит в пределах от 800 км до 1000 км. В связи со столь серьезной дальностью конструкторы решили, что называется, не заморачиваться целеуказанием, наведением на цель, сопровождением ракеты в процессе полета и коррекцией ее траектории. Ракета полностью автономна. В процессе полета она производит поиск при помощи РЛС ГСН, то есть ведет свободную охоту. Есть и еще одна ГСН — оптически-электронная. Ракета способна длительное время находиться в воздухе, перемещаясь по спирали, «змейкой» или по иной «охотничьей» траектории. При нахождении цели атакует ее.
LRASM в соответствии с современными требованиями к высокоточному оружию также имеет сниженную заметность и систему борьбы с помехами. Помимо корабельного базирования ракета предназначена для пуска с борта бомбардировщиков В-1, а также палубных самолетов F/A-18.
Читайте также
Киев из-за жадности подставил ЦРУ по «ракетной» темеУкраина снабжала КНДР двигателями, которые остались после провала «бразильского проекта»
Также известен вес боевой части — 450 кг. Все прочие характеристики не разглашаются. Но из того, что известно о LRASM, представляется наиболее выигрышным ее дальность и способность самостоятельно искать наиболее «интересные» для атаки цели. Однако есть определенные сомнения относительно ее малозаметности. Поскольку, как бы ни корпели конструкторы над геометрией ракеты и покрытием ее корпуса, но активная радиолокационная ГСН существенно демаскирует LRASM. Особенно если учесть ее барражирование на дозвуковой скорости в зоне действия систем противоракетной обороны кораблей противника. Дозвуковая скорость также облегчает и перехват «свободной охотницы» при помощи противоракеты, а то и вовсе артиллерийской установки.
Также необходимо сказать о том, что LRASM вряд ли станет массовым оружием, поскольку «Локхид Мартин» в каждом своем «эпохальном» продукте доводит цену до умопомрачительных размеров. Как это произошло с неудачным, но чрезвычайно дорогим истребителем F-35. Два года назад было заявлено, что одна ракета обойдется Пентагону не дороже 1 млн. долларов. Но на проект переоснащения ВМС США новыми ракетами выделено больше 5 млрд.
Однако если верить Business Insider, эти деньги будут перенаправлены на другой проект. Потому что ВМС США увлеклись идеей получения ракеты еще более «пуховой и праховой» — с дальностью в 1600 километров. В действительности это никакая не новая ракета, а всем прекрасно известный «Томагавк», который был «зарыт в землю» в новом веке. «Томагавк» именно противокорабельный, одна ракета из разнообразного семейства американских крылатых ракет различного назначения и базирования. Эта ракета, разработанная компанией «Дженерал Динамикс», имела индекс RGM/UGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile). И находилась на вооружении с середины 80-х годов до начала 2000-х. И имела рекордную дальность для американских тактических ПКР — 450 км.
Есть, точнее — были, еще стратегические ракеты корабельного базирования с ядерной БЧ, их дальность существенно выше: у США - 2500 км («Томагавк» RGM/UGM-109А), у СССР — 5500 км («Метеорит»). Но они были ликвидированы в связи с договором об ограничении стратегического наступательного вооружения.
Любопытно, что при, казалось бы, тех же самых летных и мощностных характеристиках, но при существенно меньшей дальности «Гарпун» в 80-е годы был больше распространен в ВМС США, чем ПКР «Томагавк». Поскольку у моряков сформировалось предубеждение против ракеты, разработанной в компании «Дженерал Динамикс», вполне объективное.
Противокорабельный «Томагавк» был значительно заметнее для радаров ПРО атакуемых кораблей, чем «Гарпун». В связи с втрое большей дальностью уменьшалась вероятность захвата цели, способной уходить за время подлета «Томагавка» за пределы района «свободной охоты». Противокорабельный «Томагавк» также, как и LRASM, имел такую функцию поиска цели. Но поиск осуществлялся с использованием менее эффективных средств — была лишь РЛС ГСН, но отсутствовали оптико-электронные датчики. При этом ракета по причине однородности морского ландшафта не могла иметь мощного инструмента, которым обладают «Томагавки», работающие по наземным целям, — систему ориентирования по рельефу местности. Эта система осуществляет «полет по карте».
Но главная неприятность заключалась в том, что у ПКР «Томагавк» отсутствовала система распознавания «свой-чужой». Это выглядит дикостью, но так оно и было в действительности в силу неясных причин. В конце концов, ВМС от ракеты отказались в пользу менее дальней, но более эффективной ракеты «Гарпун». И вот сейчас, в изменившейся за последнее время технологической ситуации, эффективность «Гарпуна» стала низкой, недостаточной для того, чтобы американские моряки чувствовали себя в безопасности.
При этом Business Insider информирует читателя о том, что ВМС США нечем ответить на российские противокорабельные ракеты «Калибр», у которых и выше дальность, и которые развивают сверхзвуковую скорость. (Отметим в скобках, что в перечислены далеко не все российские ПКР, превосходящие по боевым возможностям «Гарпун»).
На первых порах семейство ракет «Томагавк», к которому относятся практически все виды ракет для ВМС (палубного, подводного, берегового и воздушного базирования), производил разработчик — компания «Локхид Мартин». Впоследствии выпуском занялась компания «Рейтион», специализирующаяся на разработке и производстве ракетного вооружения и радиолокационных станций для авиации и флота. И в 2012 году она предложила Пентагону «реанимировать» противокорабельный «Томагавк». Но при этом повысить возможности ракеты, доведя ее дальность до 1600 км.
Это предложение было «принято к сведению». Было решено дать отмашку на начало конструирования «старой-новой» ракеты в том случае, если с тысячекилометровой LRASM что-то пойдет не так. И можно предположить, это «что-то не так» относится в первую очередь к существенному превышению расходов на разработку и последующее производство LRASM по отношению к запланированным тратам. У всех на слуху, как Трамп настойчиво добивался существенного снижения стоимости истребителя F-35. Но этот проект закрыть уже невозможно, поскольку вовсю начали работать заводы. Остановить же ракету, которая пока не добралась до этапа серийного производства, существенно проще. И такие прецеденты существуют.
Так вот, Business Insider сообщает о том, что ожидается подписание командованием ВМС контракта с компанией «Рейтион». При этом утверждается, что на реализацию проекта уйдет немного средств и времени. Приводятся слова заместителя министра обороны Боба Уорка: «При небольших затратах эта модификация потенциально может изменить весь расклад сил. Такая ракета сможет бить на 1600 километров. Ею сможет пользоваться практически весь наш надводный и подводный флот».
Ожидается, что ракета будет готова в начале 20-х годов. При этом заявлено, что основные усилия конструкторов будут направлены на создание ГСН для ПКР. И что сама ракета якобы уже готова. Действительно, в семействе «Томагавков» есть ракета RGM/UGM-109E Tactical Tomahawk с дальностью именно в 1600 км. Она предназначена для нанесения ударов по береговым целям для поддержки войск. Технологи за счет использования более легких материалов и несерийного для семейства двигателя, более дешевого, существенно снизили стоимость ракеты. Для Пентагона это важный фактор.
Однако совсем уж запросто переделать ракету в противокорабельную не удастся. Хотя бы потому, что в RGM/UGM-109E наведение на цель осуществляется с помощью GPS. То есть цели неподвижные, привязанные к координатам карты. Но морские цели очень даже подвижны. Ракета дозвуковая, имеющая скорость порядка 800 км/ч. Из чего следует, что пока «Томагавк» пролетит свои 1600 км, пройдет два часа. За это время даже не самый быстроходный корабль сместится на десятки километров. Ракета может и не найти необходимую цель, хоть «змейкой» она будет ее искать, хоть по спирали, хоть каким-нибудь еще замысловатым манером.
Так что большая дальность при низкой скорости — это более недостаток, чем достоинство.
И еще один момент. Если у компании «Локхид Мартин» накоплен значительный опыт в создании ГСН для ПКР, то у «Рейтиона» он совсем мизерный. Эта компания специализируется в основном на ракетах воздушного и наземного (для ЗРК) пуска. Вполне понятно, что перенять опыт у LM не получится. Более того, LM для того, чтобы сохранить заказ на противокорабельную ракету, будет всячески препятствовать реализации проекта ПКР «Томагавк». Все это может вылиться в войну, как минимум — юридическую.
Ну, и в заключение необходимо сказать, что в действительности «пух и прах» может ожидать американский флот в начале 20-х годов с появлением российской гиперзвуковой ПКР «Циркон», которая сейчас находится на стадии испытаний. «Циркон» имеет скорость в 6−7 М, дальность порядка 500 км. Ни одна из существующих систем ПРО не в состоянии перехватить эту ракету.
Читайте также
«Потешный флот» Украины переходит на стандарты НАТОВ «незалежной» появится Центр доктрин и тактики альянса
Довольно эффективна против надводных целей ПКР «Оникс», развивающая скорость 2,6 М и имеющая дальность по стелющейся траектории в 120 км, по комбинированной — 300 км, по высотной — 500 км. Ракета построена по стелс-технологии, имеет станцию радиоэлектронной борьбы, а также действует в группе. То есть при залпе ракеты распределяют между собой цели, что эффективно при борьбе с кораблями авианесущей ударной группы. «Оникс» — универсальная ракета, базирующаяся на кораблях, подводных лодках, самолетах и береговых комплексах.
Не стоит сбрасывать со счетов и последнюю модификацию ракеты Х-35 — Х-35УЭ. Она, как и «Гарпун», дозвуковая. Дальность повыше — 260 км. Но обладает уникальной способностью преодолевать системы ПРО противника. Там, где способен прорваться один «Гарпун» из восьми, прорывается одна из четырех ракет Х-35УЭ.
Не исчерпали своего потенциала и ПКР «Вулкан», развивающие скорость в 2,5 М. После модернизации ракеты ее дальность доведена до 1000 км. Залповая атака ракет «Вулкан» осуществляется с учетом обмена информации между ракетами для распределения целей и захода с разных направлений для дезориентации ПРО.
Ну и, наконец, ракета «Калибр» морского базирования, которую должен превзойти новый «Томагавк». Но, видимо, не превзойдет, поскольку Business Insider приводит не вполне те характеристики российской ракеты. Дальность в 300 км имеют ракеты экспортной модификации. Для российских же дальность не раскрывается. По различным сведениям, полученным от инсайдеров как в российском военном ведомстве, так и в ОПК, ракета может улетать от 500 км до 2000 км при стрельбе по морским целям. Так что 1600 км у «Томагавка», которым нас пугает американский новостной портал, могут оказаться далеко не рекордными. Ну, а если говорить о скоростных характеристиках, то тут американцам хвалиться нечем.
svpressa.ru
Самые лучшие и смертоносные баллистические и крылатые ракеты
Вторая половина двадцатого столетия стала эпохой ракетной техники. В космос был запущен первый спутник, потом свое знаменитое «Поехали!» прокричал Юрий Гагарин, однако начало ракетной эры следует отсчитывать не от этих судьбоносных моментов в истории человечества.
13 июня 1944 года гитлеровская Германия нанесла по Лондону удар с помощью самолетов-снарядов Фау-1, которые можно назвать первой боевой крылатой ракетой. Несколько месяцев позже на головы лондонцам обрушились новая разработка гитлеровцев — баллистическая ракета Фау-2, унесшая тысячи жизней мирных горожан. После окончания войны немецкие ракетные технологии попали в руки победителей и стали работать в первую очередь на войну, а исследование космоса были всего лишь дорогостоящим способом государственного пиара. Так было и в СССР, и в США. Создание ядерного оружия практически сразу превратило ракеты в стратегическое оружие.
Следует отметить, что ракеты были изобретены человеком еще в глубокой древности. Есть древнегреческие описание устройств, очень напоминающие ракеты. Особенно любили ракеты в Древнем Китае (II-III век до н. э.): после изобретения пороха эти летательные аппараты стали использовать для фейерверков и других развлечений. Есть свидетельства о попытках применять их и в военном деле, однако на существующем уровне технологий они вряд ли могли причинить неприятелю значительный урон.
В Средние века вместе с порохом ракеты попали в Европу. Этими летательными аппаратами интересовались многие мыслители и естествоиспытатели той эпохи. Однако ракеты были скорее диковинкой, практического толку от них было мало.
В начале XIX века на вооружение британской армии принимаются ракеты Конгрева, однако из-за малой точности они вскоре были вытеснены артиллерийскими системами.
Практические работы над созданием ракетного оружия возобновились в первой трети XX столетия. В этом направлении работали энтузиасты в США, Германии, России (затем в СССР). В Советском Союзе результатом этих изыскания стало рождения РСЗО БМ-13 — легендарной «Катюши». В Германии гениальный конструктор Вернер фон Браун занимался созданием баллистических ракет, именно он разработал Фау-2, а позже смог отправить человека на Луну.
В 50-х годах начались работы над созданием баллистических и крылатых ракет, способных доставлять ядерные заряды на межконтинентальные расстояния.
В этом материале мы расскажем о самых известных видах баллистических и крылатых ракет, в обзор войдут не только межконтинентальные исполины, но и известные оперативные и оперативно-тактические ракетные комплексы. Практически все ракеты, попавшие в наш список, разработаны в конструкторских бюро СССР (России) или США – двух государств, обладающих наиболее совершенными ракетными технологиями в мире.
Итак, рейтинг самых известных и смертоносных ракет в мире.
Scud B (Р-17)
Это советская баллистическая ракета, которая является составной частью оперативно-тактического комплекса «Эльбрус». Ракета Р-17 была принята на вооружение в 1962 году, дальность ее полета составляла 300 км, она могла забрасывать почти тонну полезной нагрузки с точностью (КВО – круговое вероятное отклонение) в 450 метров.
Данная баллистическая ракета является одной из наиболее известных образцов советской ракетной техники на Западе. Дело в том, что многие десятилетия Р-17 активно экспортировалась в различные страны мира, которые считались союзниками СССР. Особенно много единиц этого оружия было поставлено на Ближний Восток: в Египет, Ирак, Сирию.
Египет применял Р-17 против Израиля во время войны Судного дня, в период первой войны в Персидском заливе Саддам Хусейн обстреливал Scud B территорию Саудовской Аравии и Израиля. Он грозил использовать боеголовки с боевыми газами, что вызвало в Израиле волну паники. Одна из ракет попала в американскую казарму, убив 28 военнослужащих США.
Россия применяла Р-17 во время второй чеченской кампании.
В настоящее время Р-17 используют йеменские повстанцы в войне против саудитов.
Технологии, использованные в Scud B стали основой для ракетных программ Пакистана, КНДР, Ирана.
Trident II
Это твердотопливная трехступенчатая баллистическая ракета, которая в настоящий момент стоит на вооружении ВМС США и Великобритании. Ракета «Трайдент-2» («Трезубец») была принята на вооружение в 1990 году, дальность ее полета составляет более 11 тыс. км, она имеет боевую часть с блоками индивидуального наведения, мощность каждого может составлять 475 килотонн. Масса Trident II – 58 тонн.
Данная баллистическая ракета считается одной из самых точных в мире, она предназначена для поражения ракетных шахт с МБР и командных пунктов.
Pershing II «Першинг-2»
Это американская баллистическая ракета средней дальности, способная нести ядерную боевую часть. Она была одним из самых больших страхов граждан СССР на завершающем этапе Холодной войны и головной болью советских стратегов. Максимальная дальность полета ракеты составляла 1770 км, КВО – 30 метров, а мощность моноблочной боевой части могла достигать 80 Кт.
США разместили эти в Западной Германии, уменьшив время подлета к советской территории до минимума. В 1987 году США и СССР подписали договор об уничтожении ядерных ракет средней дальности, после чего «Першинги» были сняты с боевого дежурства.
«Точка-У»
Это советский тактический комплекс, принятый на вооружение в 1975 году. Данная ракета может оснащаться ядерной боевой частью, мощностью 200 Кт и доставлять ее на дальность в 120 км. В настоящее время «Точки-У» стоят на вооружении ВС России, Украины, бывших республик СССР, а также других стран мира. Россия планирует заменить данные ракетные комплексы на более совершенные «Искандеры».
Р-30 «Булава»
Это твердотопливная баллистическая ракета морского базирования, разработка которой началась в России в 1997 году. Р-30 должна стать основным оружием подводных лодок проектов 995 «Борей» и 941 «Акула». Максимальная дальность «Булавы» составляет более 8 тыс. км (по другим данным — более 9 тыс. км), ракета может нести до 10 блоков индивидуального наведения мощностью до 150 Кт каждый.
Первый запуск «Булавы» состоялся в 2005 году, а последний – в сентябре 2018 года. Эта ракета разработана Московским институтом теплотехники, который ранее занимался созданием «Тополя-М», а изготавливают «Булаву» на ФГУП «Воткинский завод», где производят «Тополя». По словам разработчиков, многие узлы этих двух ракет идентичны, что позволяет значительно удешевить их производство.
Экономия государственных средств – это, конечно же, достойное желание, но оно не должно вредить надежности изделий. Стратегическое ядерное оружие и средства его доставки – это основной компонент концепции сдерживания. Ядерные ракеты должны быть также безотказны и надежны, как автомат Калашникова, чего нельзя сказать о новой ракете «Булава». Она пока что летает через раз: из 26 произведенных пусков 8 были признаны неудачными, а 2 – частично неудачными. Это недопустимо много для стратегической ракеты. К тому же многие эксперты нарекают на слишком малый забрасываемый вес «Булавы».
«Тополь-М»
Это ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, способной доставить ядерную боевую часть мощностью 550 Кт на расстояние в 11 тыс. км. «Тополь-М» — это первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая на вооружение в России.
МБР «Тополь-М» имеет шахтное и мобильное базирование. Еще в 2008 году в МО России заявили о начале работ по оснащению «Тополя-М» разделяющимися боевыми блоками. Правда, уже в 2011 году военные заявили об отказе от дальнейших покупок этой ракеты и постепенном переходе на ракеты Р-24 «Ярс».
Minuteman III (LGM-30G)
Это американская твердотопливная баллистическая ракета, которая была принята на вооружение в 1970 году и находится на нем и сегодня. Считается, что Minuteman III – это самая быстрая ракета в мире, на терминальной стадии полета она может достичь скорости 24 тыс. км/ч.
Дальность полета ракеты составляет 13 тыс. км, она несет три боевых блока по 475 Кт мощности каждый.
За годы эксплуатации Minuteman III прошел несколько десятков модернизаций, американцы постоянно меняют на них электронику, системы управления, узлы силовых установок на более совершенные.
По состоянию на 2008 год США имели 450 МБР Minuteman III, на которых было установлено 550 боеголовок. Самая быстрая ракета в мире еще будет находиться на вооружении армии США как минимум до 2020 года.
Фау-2 (V-2)
Эта немецкая ракета имела далеко не идеальную конструкцию, ее характеристики не идут ни в какое сравнение с современными аналогами. Однако Фау-2 была первой боевой баллистической ракетой, немцы применяли ее для обстрелов английских городов. Именно Фау-2 совершила первый суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.
Фау-2 – это одноступенчатая жидкотопливная ракета, работавшая на смеси этанола и жидкого кислорода. Она могла доставлять боевую часть весом в одну тонну на расстояние в 320 км.
Первый боевой запуск Фау-2 состоялся в сентябре 1944 года, всего по Британии было выпущено более 4300 ракет, из которых почти половина взорвались на старте или разрушились в полете.
Фау-2 трудно назвать лучшей баллистической ракетой, но она была первой, за что и заслужила высокое место в нашем рейтинге.
«Искандер»
Это один из самых известных российских ракетных комплекса. Сегодня это название в России стало почти что культовым. «Искандер» принят на вооружение в 2006 году, существует несколько его модификаций. Есть «Искандер-М», вооруженный двумя баллистическими ракетами, с дальностью полета 500 км, и «Искандер-К» — вариант с двумя крылатыми ракетами, которые также могут поражать противника на дистанции в 500 км. Ракеты могут нести ядерные боевые части мощностью до 50 Кт.
Большая часть траектории бал
militaryarms.ru
Крылатая ракета с ядерным двигателем. История ракетостроения США, SLAM Pluto
Новости Украины и мира сегодня
Управление США по стратегическому развитию в ноябре 1955 г. запросило Комиссию по атомной энергетике о том, насколько целесообразна концепция авиационного двигателя, которая заключалась в применении в прямоточном воздушно-реактивном двигателе ядерной силовой установки.
Американские ВВС в 1956 году сформулировали и опубликовали требования к крылатой ракете оснащенной ядерной силовой установкой.
Американские военно-воздушные силы, компания «Дженерал Электрик», а в дальнейшем Ливерморская лаборатория Калифорнийского университета осуществили ряд исследований, подтвердивших возможность создания ядерного реактора для использования в реактивном двигателе.
Результатом данных исследований стало решение о создании сверхзвуковой низковысотной крылатой ракеты SLAM (Supersonic Low-Altitude Missile). Новая ракета должна была использовать ядерный прямоточный воздушно-реактивный двигатель.
Проект, целью которого стал реактор для этого оружия, получил кодовое имя «Плутон», которое стало обозначением и самой ракеты.
Свое имя проект получил в честь древнеримского повелителя загробного мира Плутона. По-видимому, этот мрачный персонаж послужил вдохновителем для создателей ракеты, имеющей размеры локомотива, которая должна была лететь на уровне деревьев, сбрасывая водородные бомбы на города. Создатели «Плутона» считали, что одна только ударная волна, возникающая за ракетой, способна убивать людей, находящихся на земле. Другим смертоносным атрибутом нового смертоносного оружия был радиоактивный выхлоп. Словно было мало того, что незащищенный реактор был источником нейтронного и гамма излучения, ядерный двигатель выбрасывал бы остатки ядерного топлива, загрязняя территорию на пути ракеты.
Что касается планера, то его для SLAM не спроектировали. Планер должен был обеспечить на уровне моря скорость Мах 3. При этом нагрев обшивки от трения о воздух мог составлять до 540 градусов Цельсия. В то время аэродинамику для подобных режимов полета исследовали мало, однако было проведено большое количество исследований, включая 1600 часов продувок в аэродинамических трубах. В качестве оптимальной выбрали аэродинамическую схему «утка». Предполагалось, что именно эта схема обеспечит для заданных режимов полета требуемые характеристики. По результатам этих продувок классический воздухозаборник с устройством конического течения заменили на входное устройство двумерного течения. Оно лучше работало в более широком диапазоне углов рысканья и тангажа, а также давало возможность снизить потери давления.
Также провели обширную материаловедческую исследовательскую программу. В результате была изготовлена секция фюзеляжа из стали Рене 41. Данная сталь — высокотемпературный сплав с высоким содержанием никеля. Толщина обшивки равнялась 25 миллиметрам. Секцию испытали в печи, чтобы изучить воздействия высоких температур, вызванных кинетическим нагревом, на летательный аппарат.
Передние секции фюзеляжа предполагалось обработать тонким слоем золота, которые должно было рассеивать тепло от конструкции, нагретой радиоактивным излучением.
Кроме этого, построили модель носа, воздушного канала ракеты и воздухозаборника, выполненные в масштабе 1/3. Данную модель также тщательно испытали в аэродинамической трубе.
Создали эскизный проект расположения аппаратных средств и оборудования, включая боекомплект, состоящий из водородных бомб.
Сейчас «Плутон» — анахронизм, всеми забытый персонаж из более ранней, однако не более невинной эры. Однако для того времени «Плутон» являлся самым непреодолимо привлекательным среди революционных технологических новшеств. «Плутон», так же как и водородные бомбы, нести которые он был должен, в технологическом смысле являлся крайне привлекательным для многих инженеров и ученых, которые работали над ним.
Американские ВВС и Комиссия по атомной энергии 1 января 1957 г. выбрали Ливерморскую национальную лабораторию (холмы Беркли, Калифорния) в качестве ответственного за «Плутон».
Поскольку недавно Конгресс передал совместный проект по ракете с ядерным двигателем национальной лаборатории в Лос-Аламосе (шт. Нью-Мексико) — сопернику Ливерморской лаборатории, — назначение для последней стало хорошей новостью.
Ливерморская лаборатория, которая имела в своем штате высококлассных инженеров и квалифицированных физиков, была выбрана по причине важности данной работы — нет реактора, отсутствует двигатель, а без двигателя нет ракеты. Кроме того, данная работа простой не была: проектирование и создание ядерного прямоточного воздушно-реактивного двигателя ставило большой объем сложных технологических проблем и задач.
Принцип работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя любого типа относительно прост: в воздухозаборник двигателя под давлением набегающего потока попадает воздух, после чего он нагревается, вызывая его расширение, и газы, имеющие высокую скорость, выбрасываются из сопла. Таким образом, создается реактивная тяга. Однако в «Плутоне» принципиально новым стало использование ядерного реактора для нагрева воздуха. Реактор данной ракеты, в отличие от окруженных сотнями тонн бетона коммерческих реакторов, должен был иметь достаточно компактные габариты и массу, для того чтобы поднять и себя, и ракету в воздух. При этом реактор должен был быть прочным, чтобы «пережить» полет в несколько тысяч миль, до находящихся на территории СССР целей.
Совместная работа Ливерморской лаборатории и компании «Чанс-Воут» над определением требуемых параметров реактора привела в итоге к следующим характеристикам:
Диаметр — 1450 мм.Диаметр делящегося ядра — 1200 мм.Длинна — 1630 мм.Длинна ядра — 1300 мм.Критическая масса урана — 59,90 кг.Удельная мощность — 330 мегаватт/м3.Мощность — 600 мегаватт.Средняя температура топливного элемента — 1300 градусов Цельсия.
Успех проекта «Плутон» во многом зависел от целого успехов в материаловедении и металлургии. Пришлось создать пневматические приводы, которые управляли реактором, способные работать в полете, при нагревании до сверхвысоких температур и при воздействии ионизирующего излучения. Необходимость поддержания сверхзвуковой скорости на малых высотах и при различных погодных условиях означала, что реактор должен был выдерживать условия, при которых использующиеся в обычных ракетных или реактивных двигателях материалы плавятся или разрушаются. Конструкторы рассчитали, что нагрузки, предполагаемые при полете на малых высотах, в пять раз превысят аналогичные, воздействовавшие на экспериментальный самолет Х-15, оснащенный ракетными двигателями, достигавший на значительной высоте числа М=6,75. Этан Платт, который работал над Плутоном, говорил, что он был «во всех смыслах довольно близок к пределу». Блейк Майерс, руководитель ливерморского подразделения реактивного движения, говорил: «Мы постоянно теребили за хвост дракона».
В проекте «Плутон» должна была использоваться тактика полета на низких высотах. Данная тактика обеспечивала скрытность от радаров системы ПВО СССР.
Для достижения скорости, на которой работал бы прямоточный воздушно-реактивный двигатель, «Плутон» должен был с земли запускаться при помощи пакета обычных ракетных ускорителей. Запуск ядерного реактора начинался только после того, как «Плутон» достигал высоты крейсерского полета и достаточно удалялся от населенных районов. Ядерный двигатель, дающий практически неограниченный радиус действия, позволял ракете летать над океаном кругами в ожидании приказа перехода на сверхзвуковую скорость к цели в СССР.
Эскизный проект SLAMДоставка значительно количества боеголовок к разным целям удаленным друг от друга, при полете на малых высотах, в режиме огибания рельефа, требует применения высокоточной системы наведения. В то время уже имелись инерциальные системы наведения, однако они не могли использоваться в условиях жесткой радиации, которую излучал реактор «Плутона». Но программа по созданию SLAM имела чрезвычайную важность, и решение нашли. Продолжение работ над инерциальной системой наведения «Плутона» стало возможным после разработки для гироскопов газодинамических подшипников и появлением конструктивных элементов, которые были устойчивы к воздействию сильной радиации. Однако точности инерциальной системы было все равно недостаточно для выполнения поставленных задач, поскольку с увеличением дальности маршрута увеличивалось значение ошибки наведения. Решение нашли в использовании дополнительной системы, которая на определенных участках маршрута осуществляла бы коррекцию курса. Образ участков маршрута должен был храниться в памяти системы наведения. Исследования, финансируемые компанией «Воут», привели к тому что была создана система наведения, обладающая достаточной для использования в SLAM точностью. Данную систему запатентовали под названием FINGERPRINT, а потом переименовали в TERCOM. TERCOM (Terrain Contour Matching, отслеживание рельефа местности) использует набор эталонных карт местности по маршруту. Эти карты, представленные в памяти навигационной системы, содержали данные о высоте рельефа и достаточно детализованными для того, чтобы считаться уникальными. Навигационная система при помощи направленного вниз радара производит сравнение местности и эталонной карты, после чего осуществляет корректировку курса.
В целом, после некоторых доработок, TERCOM дала бы возможность SLAM уничтожать множество удаленных целей. Также была проведена обширная программа испытаний системы TERCOM. Полеты во время испытаний проводились над различными типами земной поверхности, при отсутствии и наличии снежного покрова. Во время испытаний была подтверждена возможность получения требуемой точности. Кроме этого, всё навигационное оборудование, которое предполагали использовать в системе наведения, было проверено на устойчивость к сильному радиолокационному воздействию.
Данная система наведения получилась настолько удачной, что принципы ее работы до сих пор остаются неизменными и используются в крылатых ракетах.
Сочетание малой высоты полета и высокой скорости должно было обеспечить «Плутону» возможность достичь и поразить цели, в то время как баллистические ракеты и бомбардировщики могли бы быть перехвачены во время следования к целям.
Другим важным качеством «Плутона», которое часто упоминают инженеры, была надежность ракеты. Один из инженеров говорил о «Плутоне» как о ведре с камнями. Причиной тому являлась простая конструкция и высокая надежность ракеты, за что Тед Меркл, руководитель проекта, дал прозвище — «летающий лом».
На Меркла возложили ответственность по созданию 500-мегаваттного реактора, который должен был стать сердцем «Плутона».
Компании «Чанс-Воут» уже был передан контракт на создание планера, а за создание прямоточного двигателя, за исключением реактора, ответственна была корпорация «Маркуардт».
Очевидно, что вместе с увеличением температуры, до которой в канале двигателя можно нагреть воздух, увеличивается эффективность ядерного двигателя. Поэтому при создании реактора (кодовое имя «Тори») девизом Меркла стало «горячее — значит лучше». Однако проблема заключалась в том, что рабочая температура составляла около 1400 градусов Цельсия. При такой температуре жаропрочные сплавы нагревались до такой степени, что теряли прочностные характеристики. Это заставило Меркла обратиться в фарфоровую компанию «Coors» (Колорадо) с просьбой разработать керамические топливные элементы, способные выдержать такие высокие температуры и обеспечить в реакторе равномерное распределение температуры.
Сейчас компания «Coors» известна как производитель разных продуктов, благодаря тому, что Адольф Курс однажды осознал, что производство чанов, имеющих керамическую футеровку, предназначенных для пивоваренных заводов, окажется не тем бизнесом, которым следует заниматься. И хотя фарфоровая компания продолжала заниматься производством фарфоровых изделий, включая и 500000 топливных элементов для «Тори», имеющих форму карандаша, всё началось с околопивного бизнеса Адольфа Курса.
Для изготовления тепловыделяющих элементов реактора использовался высокотемпературный керамический оксид бериллия. Это смешивалось с диоксидом циркония (стабилизирующая добавка) и диоксидом урана. В керамической компании Курса пластичная масса прессовалась под высоким давлением, после чего спекалась. В результате получая тепловыделяющие элементы. Топливный элемент — полая трубка гексагональной формы, длинной около 100 мм, внешний диаметр — 7,6 мм, а внутренний — 5,8 мм. Данные трубки соединялись таким образом, чтобы длина воздушного канала равнялась 1300 мм.
Всего в реакторе использовали 465 тыс. тепловыделяющих элементов, из которых образовывалось 27 тыс. воздушных каналов. Подобной конструкцией реактора обеспечивалось равномерное распределение в реакторе температуры, что, вместе с использованием керамических материалов, давало возможность достичь заданных характеристик.
Однако экстремально высокая рабочая температура «Тори» оказалась всего лишь первой проблемой из целого ряда, которые необходимо было преодолеть.
Другой проблемой для реактора стал полет на скорости М=3 во время осадков или над океаном и морем (сквозь пары соленый воды). Инженеры Меркле использовали во время экспериментов разные материалы, которыми должна была обеспечиваться защита от коррозии и высоких температур. Данные материалы предполагалось применять для изготовления устанавливаемых в корме ракеты крепежных плит и в задней части реактора, где температура достигала максимальных значений.
Но только измерение температуры данных плит представляло собой сложную задачу, поскольку датчики, предназначенные для измерения температуры, от воздействия радиации и очень высокой температуры реактора «Тори» загорались и взрывались.
При проектировании крепежных плит температурные допуски были настолько близки к критическим значениям, что лишь 150 градусов разделяли рабочую температуру реактора и температуру, при достижении которой крепежные плиты самовозгорались.
В действительности в создании «Плутона» имелось так много неизвестного, что Меркле принял решение провести статическое испытание полномасштабного реактора, который предназначался для прямоточного двигателя. Это должно было решить все вопросы разом. Чтобы провести испытания, в ливерморской лаборатории решили построить в пустыне Невады специальный объект, около места, где лаборатория испытывала свое ядерное оружие. Объект, получивший название «Зона 401», возведенный на восьми квадратных милях Ослиной равнины, по заявленным стоимости и амбициям превзошел сам себя.
Поскольку после запуска реактор «Плутона» становился чрезвычайно радиоактивным, его доставка на место испытаний осуществлялась по специально построенной полностью автоматизированной железнодорожной линии. По данной линии реактор перемещаться на расстояние примерно двух миль, которые разделяли стенд статических испытаний и массивное «демонтажное» здание. В здании «горячий» реактор демонтировался для проведения обследования при помощи оборудования, управляемого дистанционно. Ученые из Ливермора наблюдали за процессом испытаний с помощью телевизионной системы, которая размещалась в жестяном ангаре далеко от испытательного стенда. На всякий случай ангар оборудовался противорадиационным укрытием с двухнедельным запасом пищи и воды.
Только чтобы обеспечить поставки бетона необходимого для строительства стен демонтажного здания (толщина составляла от шести до восьми футов), правительство Соединенных Штатов приобрело целую шахту.
Миллионы фунтов сжатого воздуха хранились в трубах, использующихся в нефтедобыче, общей протяженностью 25 миль. Данный сжатый воздух предполагалось использовать для имитации условий, в которых прямоточный двигатель оказывается во время полета на крейсерской скорости.
Чтобы обеспечить в системе высокое воздушное давление, лаборатория позаимствовала с базы подводных лодок (Гротон, шт. Коннектикут) гигантские компрессоры.
Для проведения теста, во время которого установка работала на полной мощности в течение пяти минут, требовалось прогонять тонну воздуха через стальные цистерны, которые заполнялись более чем 14 млн. стальных шариков, диаметром 4 см. Данные цистерны нагревались до 730 градусов при помощи нагревательных элементов, в которых сжигали нефть.
Постепенно коллектив Меркла, в течение первых четырех лет работы, смог преодолеть все препятствия, стоящие на пути создания «Плутона». После того, как множество экзотических материалов было опробовано, для использования в качестве покрытия сердечника электродвигателя, инженерами было выяснено, что с этой ролью хорошо справляется краска для выпускного коллектора. Ее заказали через объявление, обнаруженное в автожурнале Hot Rod. Одним из оригинальных рационализаторских предложений стало использование для фиксации пружин время сборки реактора нафталиновых шариков, которые после выполнения своей задачи благополучно испарялись. Данное предложение было сделано лабораторными кудесниками. Рихард Вернер, еще один инициативный инженер из группы Меркла, изобрел способ определения температуры крепежных плит. Его методика основывалась на сравнении цвета плит с определенным цветом шкалы. Цвет шкалы соответствовал некоторой температуре.
Установленный на железнодорожной платформе, Тори-2А готов к успешным испытаниям. Май 1964 года14 мая 1961 г. инженеры и ученые, находящиеся в ангаре, откуда управлялся эксперимент, задержали дыхание — первый в мире ядерный прямоточный реактивный двигатель, смонтированный на ярко-красной железнодорожной платформе, возвестил о своем рождении громким ревом. Тори-2А запустили всего на несколько секунд, во время которых он не развивал своей номинальной мощности. Однако считалось, что тест являлся успешным. Самым важным стало то, что реактор не воспламенился, чего крайне опасались некоторые представители комитета по атомной энергетике. Почти сразу после испытаний Меркл приступил к работам по созданию второго реактора «Тори», который должен был иметь большую мощность при меньшей массе.
Работы по Тори-2B дальше чертежной доски не продвинулись. Вместо него ливерморцы сразу построили Тори-2C, который нарушил безмолвие пустыни спустя три года после испытаний первого реактора. Спустя неделю данный реактор был вновь запущен и проработал на полной мощности (513 мегаватт) в течение пяти минут. Оказалась что радиоактивность выхлопа значительно меньше ожидаемой. На этих испытаниях также присутствовали генералы ВВС и чиновники из комитета по атомной энергетике.
Тори-2CМеркл и его сотрудники очень шумно отпраздновали успех испытаний. Чего стоит только погруженное на транспортную платформу фортепьяно, которое «позаимствовали» из женского общежития, находившегося поблизости. Вся толпа празднующих, во главе с восседающим за пианино Мерклом, распевая похабные песни, понеслась в городок Меркурий, где и оккупировала ближайший бар. На следующее утро все они выстроились в очередь к палатке медиков, где им ставили витамин B12, считавшийся в те времени эффективным средством от похмелья.
Вернувшись в лабораторию, Меркл сконцентрировал внимание на том, чтобы создать реактор более легкий и мощный, который будет достаточно компактным для выполнения испытательных полетов. Даже проводились обсуждения гипотетического Тори-3 способного разогнать ракету до скорости Мах 4.
В это время заказчиков из Пентагона, финансировавших проект «Плутон», начали одолевать сомнения. Поскольку ракета запускалась с территории США и летела над территорией американских союзников на малой высоте, чтобы избежать обнаружения системами ПВО СССР, некоторые военные стратеги задумались — а не будет ли ракета представлять для союзников угрозу? Еще до того как ракета «Плутон» сбросит бомбы на противника, она сначала оглушит, раздавит и даже облучит союзников. (Ожидалось, что от Плутона, пролетающего над головой, уровень шума на земле будет составлять около 150 децибел. Для сравнения — уровень шума ракеты, отправившей американцев на Луну (Сатурн-5), на полной тяге составила 200 децибел). Разумеется, разорванные барабанные перепонки были бы наименьшей проблемой, если бы вы оказались под пролетающим над вашей головой обнаженным реактором, который изжарил бы вас как цыпленка гамма- и нейтронным излучением.
Все это заставляло чиновников из Минобороны называть проект «слишком провокационным». По их мнению, наличие у США подобной ракеты, которую почти невозможно остановить и которая может нанести государству урон, находящийся где-то между неприемлемым и безумным, может вынудить СССР создать аналогичное оружие.
За пределами лаборатории различные вопросы относительно того, способен ли «Плутон» выполнить задачу, под которую его спроектировали, и главное, была ли эта задача все еще актуальной, также поднимались. Хотя создатели ракеты утверждали, что «Плутон» изначально по своей сути также неуловим, военные аналитики выражали недоумение — как нечто такое шумное, горячее, большое и радиоактивное может оставаться незамеченным на протяжении времени, которое необходимо для выполнения задачи. В это же время военно-воздушные силы США уже начали развертывать баллистические ракеты «Атлас» и «Титан», которые были способны достичь целей на несколько часов раньше летающего реактора, и противоракетная система СССР, конкуренция с которой стала основным толчком для создания «Плутона», так и не стала для баллистических ракет помехой, несмотря на успешно проведенные испытательные перехваты. Критики проекта придумали собственную расшифровку аббревиатуры SLAM — slow, low, and messy — медленно, низко и грязно. После успешных испытаний ракеты «Полярис» флот, изначально проявлявший интерес к использованию ракет для пусков с подводных лодок или кораблей, также начал покидать проект. И, наконец, ужасная стоимость каждой ракеты: она составляла 50 миллионов долларов. Внезапно «Плутон» стал технологией, которой нельзя найти приложения, оружием, у которого не было подходящих целей.
Однако последним гвоздем в гроб «Плутона» стал всего один вопрос. Он настолько обманчиво простой, что можно извинить ливерморцев за то, что они ему сознательно не уделили внимания. «Где проводить летные испытания реактора? Как убедить людей в том, что во время полета ракета не потеряет управление и не полетит над Лос-Анджелесом или Лас-Вегасом на малой высоте?» — спрашивал физик ливерморской лаборатории Джим Хэдли, который до самого конца работал над проектом «Плутон». В настоящее время он занимается обнаружением ядерных испытаний, которые проводятся в других странах, для подразделения Z. По признанию самого Хэдли, не было никаких гарантий, что ракета не выйдет из под контроля и не превратится в летающий Чернобыль.
Было предложено несколько вариантов решения данной проблемы. Одним из них стало проведение испытаний Плутона в штате Невада. Предлагалось привязать его к длинному тросу. Другое, более реальное решение, — запуск Плутона около острова Уэйк, где ракета летала бы, нарезая восьмерки над принадлежащей Соединенным Штатам частью океана. «Горячие» ракеты предполагалась затапливать на глубине 7 километров в океане. Однако даже тогда, когда комиссия по атомной энергетике склоняла мнение людей думать о радиации как о безграничном источнике энергии, предложения сбрасывать множество загрязненных радиацией ракет в океан было вполне достаточно, чтобы работы приостановили.
1 июля 1964 г, спустя семь лет и шесть месяцев с начала работ, проект «Плутон» закрыли комиссия по атомной энергетике и военно-воздушные силы. В загородном клубе, находившемся рядом с Ливермором, Мерклом была организована «Тайная вечеря» для работавших над проектом. Там были розданы сувениры — бутылки с минеральной водой «Плутон» и зажимы для галстука SLAM. Суммарная стоимость проекта составила 260 млн. долларов (в ценах того времени). В пик расцвета проекта «Плутон» над ним в лаборатории работало около 350 человек, и еще около 100 работало в Неваде на объекте 401.
Даже несмотря на то, что «Плутон» никогда не поднимался в воздух, разработанные для ядерного прямоточного воздушно-реактивного двигателя экзотические материалы сегодня находят применение в керамических элементах турбин, а также в используемых в космических аппаратах реакторах.
Физик Гарри Рейнольдс, который также принимал участие в проекте Тори-2С, работает сейчас в корпорации «Роквел» над стратегической оборонной инициативой.
Некоторые из ливерморцев продолжают испытывать ностальгию по «Плутону». По словам Уильяма Морана, который курировал производство топливных элементов для реактора Тори, эти шесть лет были лучшим временем в его жизни. Руководивший испытаниями Чак Барнетт, подводя итог царившей в лаборатории атмосфере, говорил: «Я был молод. Мы имели много денег. Это было очень увлекательно».
По словам Хэдли, каждые несколько лет какой-нибудь новый подполковник военно-воздушных сил открывает для себя «Плутон». После этого он звонит в лабораторию, чтобы узнать дальнейшую судьбу ядерного ПВРД. Энтузиазм у подполковников пропадает сразу же после того как Хэдли рассказывает о проблемах с радиацией и летными испытаниями. Больше одного раза никто Хэдли не звонил.
Если кого-то захочет вернуть к жизни «Плутон», то, возможно, ему удастся найти несколько новобранцев в Ливерморе. Однако их много не будет. Идею того, что могло стать адским безумным оружием, лучше оставить в прошлом.
Технические характеристики ракеты SLAM:Диаметр — 1500 мм.Длинна — 20000 мм.Масса — 20 тонн.Радиус действия — не ограниченный (теоретически).Скорость на уровне моря — 3 Маха.Вооружение — 16 термоядерных бомб (мощность каждой 1 мегатонна).Двигатель — ядерный реактор (мощность 600 мегаватт).Система наведения — инерциальная + TERCOM.Максимальная температура обшивки — 540 градусов Цельсия.Материал планера — высокотемпературная, нержавеющая сталь Рене 41.Толщина обшивки — 4 — 10 мм.
Крылатая ракета с ядерным двигателем
5 (100%) 7headnews.net