Стоимость запуска falcon 9: Стали известны цены SpaceX. Рынка запуска ракет больше нет? (12.10.2020) — «Фридом Финанс»

«Роскосмос» снизит цены на пуск ракет на 30% из-за демпинга SpaceX Маска — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 27 октября
EUR ЦБ: 61,57

(+1,1)

Инвестиции, 26 окт, 16:38

Курс доллара на 27 октября
USD ЦБ: 61,43

(+0,1)

Инвестиции, 26 окт, 16:38

Маск пообещал не увольнять 75% сотрудников «Твиттера»

Бизнес, 06:32

Особый контроль: как оградить начинающих водителей от нарушений

Партнерский проект, 06:25

Киев выразил беспокойство из-за угроз республиканцев США сократить помощь

Политика, 06:21

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

«Мир» снизил для экосистем комиссии за прием карт

Финансы, 06:00

В США открыли дело против сенатора, предлагавшего санкции против России

Политика, 05:41

Как бизнесу уменьшить затраты на электроэнергию: пять способов

РБК и РН-Энерго, 05:26

Россияне рассказали, как проведут День народного единства

Общество, 05:00

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

Mercedes-Benz уйдет из России: что будет с машинами и обслуживанием

Авто, 05:00

Немецкое правительство согласовало план по легализации марихуаны

Общество, 04:53

«Коммерсантъ» узнал о переходе следователя по делу Абызова в прокуратуру

Политика, 04:35

Администрацию Херсонской области перенесли на левый берег

Политика, 03:49

США поставили рекорд по экспорту нефти и нефтепродуктов

Бизнес, 03:39

Власти Киевской области сообщили о работе ПВО

Политика, 03:28

В США заявили, что не стремятся к переговорам по ядерной сделке с Ираном

Политика, 03:02

www. adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

«Выгодное начало» от

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Эти действия Рогозин назвал ответом на действия американских компаний, которые финансируются из бюджета. Рыночная цена запуска ракеты SpaceX составляет около $60 млн, в то время как NASA эти услуги обходятся в 1,5–4 раза дороже

Фото: КЦ «Южный» / Роскосмос / РИА Новости

«Роскосмос» снизит цены на пусковые услуги более чем на 30%, заявил глава госкорпорации Дмитрий Рогозин на совещании под председательством президента Владимира Путина.

По его словам, российская сторона намерена увеличить присутствие на международных рынках и для этого снизить непроизводственные издержки и повысить операционную эффективность предприятия.

«Предложенный нами порядок ценообразования — это, по сути, наш ответ на демпинг со стороны американских компаний, которые финансируются за счет бюджета США», — заявил Рогозин. Он привел в пример рыночную цену пуска SpaceX Илона Маска, которая составляет около $60 млн. NASA за те же услуги платит «от полутора до четырех раз больше» отметил глава «Роскосмоса».

www.adv.rbc.ru

Рогозин не впервые обвиняет SpaceX в депминге. В 2018 году он заявил, что Маск продает Пентагону ракеты-носители по заниженным ценам $40–60 млн, при этом получает от американского Минобороны по $150 млн за старт. Эти действия глава «Роскосмоса» счел желанием Маска выдавить Россию с рынка пусковых услуг.

www.adv.rbc.ru

В то же время Рогозин отметил, что появление SpaceX «расшевелило» российскую госкорпорацию, поскольку ранее «Роскосмос» «почивал на лаврах», контролируя 40% рынка пусковых услуг.

В 2019 году Рогозин заявил о планах «Роскосмоса» снизить стоимость запуска ракеты «Протон-М» до уровня Falcon 9 (ракета-носитель компании Space X), уменьшив расходы на наземную подготовку. Точную сумму он не назвал. Согласно технико-экономическому обоснованию к Федеральной космической программе на 2016–2025 годы, ориентировочная стоимость пуска ракеты «Протон-М» составляет примерно $65 млн. В 2018 году «Роскосмос» решил прекратить производство «Протона» после выполнения всех контрактов и использовать ракету-носитель «Ангара».

Кроме того, «Главкосмос пусковые услуги» (входит в «Роскосмос») почти в два раза снизила цены на пуски ряда космических аппаратов и микроспутников на ракетах «Союз-2» в 2020 году. В 2018-м запуск 1 кг груза стоил $20–30 тыс., а теперь эта сумма составляет $15–17 тыс. Ранее о снижении цен объявила SpaceX.

Авторы

Теги

«Выгодное начало» от

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Зачем Россия создала убийцу Falcon 9

В ближайшее время в цехах ракетно-космического центра «Прогресс» (Самара) должно начаться производство новой полутяжёлой ракеты «Союз-5» (она же «Иртыш»). Её проектирование началось взамен производимой на Украине ракеты «Зенит», которую Россия и Незалежная планировали использовать в рамках совместного проекта «Морской старт». Новая ракета может проложить России путь по возврату рынка пусковых услуг в свою орбиту. Тем более что объём мирового космического рынка к 2027 году достигнет астрономической цифры — 32,5 миллиарда долларов. Эти деньги удастся заработать при нескольких условиях, одно из которых — современные технологии. Инженер-конструктор систем вывода полезной нагрузки, бывший научный консультант американской компании Thiokol Антон Пилипенко в беседе с Лайфом пояснил, что крупные заказчики всё пристальнее присматриваются к нише средних (полутяжёлых) ракет.

Это происходит потому, что каждая компания или ведомство подбирает оптимальную конфигурацию запуска. Исходя из этого выстраивается и стоимость. Зачем платить 100 миллионов долларов за пуск, если можно заплатить вдвое меньше? Россия с появлением «Союза-5» получит уникальную ракету, которая закрывает большинство потребностей всех государственных и частных компаний, строящих спутники массой до десяти тонн. Судя по сведениям, которые поступают сейчас, ракета будет значительно надёжнее и экологичнее, поэтому никаких этических проблем с использованием таких технологий не будет, а спрос на них уже есть

Антон Пилипенко

Инженер-конструктор систем вывода полезной нагрузки, бывший научный консультант компании Thiokol

Ракета «Союз-5» — это прорыв или нет?

Рынок пусковых услуг делится на несколько сегментов. Для каждого из них в зависимости от типа выводимой нагрузки строятся определённые ракеты. Сверхтяжёлыми ракетами пока никто в промышленных масштабах не пользуется, а такие ракеты, как российские средние «Союз-2» и тяжёлые Falcon 9, пользуются большим спросом у стран, для которых собственная космическая программа — непозволительная роскошь. В отличие от своего трёхступенчатого собрата новая ракета «Союз-5» будет гораздо технологичнее. Место в разгонном блоке первой ступени займут кислородно-керосиновые двигатели РД-171МВ. Их в среде ракетчиков называют «роллс-ройсами». Они неприхотливы, надёжны и работают гораздо эффективнее ракетных двигателей предыдущего поколения.

Одним из ключевых отличий от «Союза» у ракет текущего поколения может стать сниженная масса топлива. Чем меньше его потребуется при регулярных запусках, тем больше будет эффективность. И, как следствие, тем больше получится заработать денег. Кстати, о деньгах. «Союз-5» появляется в переломный для российской космонавтики момент. Помимо Федеральной космической программы (включая военную её часть) есть и «внешний» (или коммерческий) космос, на котором Россия может зарабатывать приличные деньги. С появлением на арене Илона Маска и SpaceX значительная часть российских заказов на космические услуги ушла в США. «Союз-5» может предложить потенциальным клиентам нечто большее, то, чего нет у SpaceX, — доступность запуска.

Ракета «Союз-5» («Иртыш»). © LIFE

Сколько стоит запуск Falcon 9

Falcon 9. Фото © Getty Images / Paul Hennessy / Anadolu Agency

В 2019 году американские аналитики прогнозировали, что стоимость запуска Falcon 9 должна пробить психологическую отметку в 50 миллионов долларов, но этого так и не произошло. Реальная (не демпинговая) цифра всё это время оставалась прежней — около 85 миллионов долларов за один запуск. У российских средних ракет «Союз-2» всё это время присутствовала одна важная и неприятная проблема — низкая эффективность. За 50 миллионов стоимости пуска ракета выводила на низкую опорную орбиту максимум девять тонн груза. Новый «Союз-5» будет выводить на ту же орбиту вдвое больше груза — 17,5 тонны. При этом существенно изменится и масса. В отличие от «двоек», «пятёрка» потяжелеет почти в два раза. С 313 тонн стартовой массы ракета «поправится» до 530.

При этом стоимость пуска значительно не изменится, она по-прежнему будет составлять около 50–55 миллионов долларов, что (если убрать оборонные контракты SpaceX и сравнивать стоимость запусков напрямую) значительно меньше, чем у любых прямых конкурентов, включая компанию из Хоторна. При этом «Союз-5» будет гораздо надёжнее ракет, которые используются в России сейчас. Источники, близкие к производителю ракет, отмечают, что корпус ракеты, система управления и другие критические узлы выполнены «с учётом возможного увеличения полезной нагрузки без снижения надёжности». Это значит, что «Иртыш» может стать настоящим «космическим мулом» российской космонавтики на ближайшие несколько лет, заменив сразу несколько типов ракет: и «Протоны», и «Союзы» текущих поколений. Грузы поменьше в целях экономии на себя примет «Союз-2ЛК» — лёгкая (и, возможно, сверхлёгкая) ракета, запускать которую планируют с железнодорожных путей.

Догнать нельзя украсть: Почему Россия не может создать ракету как у Илона Маска

«Морской старт» начинает оживать

Спутник «Аист-2Д». Фото © «Роскосмос»

Облетать ракету планируют уже в 2023 году. Во время первого пуска на орбиту собираются вывести спутник «Аист-2Д». Зарабатывать на пусках ракеты «Союз-5» планируют двумя годами позже — в 2025 году могут состояться первые запуски с платформы «Морской старт». Командное судно и пусковая платформа, которые буксируются поближе к экватору для наиболее эффективного вывода спутника на орбиту, всё это время были прикованы к причальной стенке порта Славянка на Дальнем Востоке. Изначально комплекс был рассчитан на совместное использование украинских ракет «Зенит». Они долгое время считались эталонными с точки зрения эффективности вывода полезной нагрузки, однако «Союз-5» решит и эту проблему.

Собеседники Лайфа, близкие к ракетно-космической отрасли, прогнозируют, что после начала эксплуатации «Морского старта» разработчики космической техники могут проработать вариант создания многоразовой ракеты. Её разработку много лет откладывали, однако если технологию удастся доработать для промышленного использования, то стоимость запуска ракеты с текущих 50–55 миллионов долларов может быть обрушена до 25–30 миллионов. Такие условия могут распахнуть двери на российский рынок для компаний, которые вчера и не подозревали, что возможность запускать ракеты недорого и с гарантией появится в обозримом будущем.

Верхом на «скальпеле»: Зачем Россия строит космодром на поезде Судного дня

Сергей Андреев

  • Статьи
  • союз5
  • Илон Маск
  • falcon9
  • Космонавтика
  • Наука и Технологии

Комментариев: 11

Для комментирования авторизуйтесь!

SpaceX повышает цены на запуски и Starlink из-за инфляции

  • SpaceX поднимает цены на свои продукты и услуги, в том числе на запуски ракет и спутниковый интернет Starlink, ссылаясь на «чрезмерный уровень инфляции».
  • Повышение цен варьируется от 20% для нового оборудования Starlink до 8% для запусков с помощью ракет Falcon 9 и Falcon Heavy.
  • «Это сложная задача — идти вперед, просто чтобы не начать истекать кровью», — сказал CNBC вице-президент SpaceX по коммерческим продажам Том Очинеро.

Логотип Starlink созвездия спутникового интернета, создаваемого SpaceX, виден на смартфоне и экране компьютера.

Павел Гончар | Световая ракета | Getty Images

ВАШИНГТОН — SpaceX поднимает цены на свои продукты и услуги, в том числе на запуски ракет и спутниковый интернет Starlink, ссылаясь на «чрезмерный уровень инфляции».

Двузначное повышение цен произошло вскоре после того, как генеральный директор SpaceX Илон Маск написал в Твиттере, что и космическая компания, и автопроизводитель Tesla «наблюдают значительное недавнее инфляционное давление в отношении сырья и логистики».

Во вторник SpaceX разослала уведомления пользователям Starlink и держателям депозитов, отметив более высокие цены, согласно копии электронного письма, полученного CNBC.

«Единственная цель этих корректировок — идти в ногу с растущей инфляцией», — говорится в электронном письме Starlink.

Базовая ежемесячная стоимость услуг Starlink увеличится на 11 % до 110 долларов США с 99 долларов США в месяц с 21 мая. в списке ожидания SpaceX для обслуживания.

Для новых заказов компания увеличила базовую цену оборудования на 20% с 499 долларов до 599 долларов.

Пользователи, которым требуется возврат средств в связи с изменением цен, могут отменить услугу без комиссии, но получат полный возврат средств только в том случае, если они получили оборудование Starlink в течение последних 30 дней. В противном случае SpaceX предлагает частичное возмещение в размере 200 долларов для пользователей, которые отменят подписку в течение первого года обслуживания.

смотреть сейчас

SpaceX не изменила цены на свои премиальные услуги, запущенные в феврале, но недавно провела ребрендинг предложения в Starlink Business, как сообщается на ее веб-сайте. Для Starlink Business требуется возвращаемый депозит в размере 500 долларов США и плата в размере 2500 долларов США за оборудование, а также стоимость обслуживания в размере 500 долларов США в месяц.

Ракета Falcon 9 запускает миссию компании Transporter-2 30 июня 2021 года. .

Вице-президент SpaceX по коммерческим продажам Том Очинеро заявил CNBC, что повышение цен было «решением исключительно из-за инфляции».

«Это давно назрело, и это просто стоимость всего. Я даже не думаю, что это покрывает стоимость всего, что мы испытываем, всего, от гелия до газа и моих людей — вы должны платить людям так много сейчас, это такой конкурентный рынок», — сказал Очинеро на конференции Satellite 2022 в Вашингтоне, округ Колумбия. 0011

Стартовые цены на ракеты Falcon 9 или Falcon Heavy увеличатся примерно на 8%. Запуск Falcon 9 будет стоить 67 миллионов долларов по сравнению с 62 миллионами долларов, а запуск Falcon Heavy теперь будет стоить 97 миллионов долларов по сравнению с 90 миллионами долларов.

В сноске на странице цен SpaceX отмечается, что «миссии, приобретенные в 2022 году, но выполненные после 2023 года, могут подлежать дополнительным корректировкам из-за инфляции».

«Это сложная задача — идти вперед, просто чтобы не начать истекать кровью», — добавил Очинеро.

Компания также скорректировала цены на свою маленькую спутниковую программу райдшеринга. Эти полеты теперь будут начинаться с 1,1 миллиона долларов за доставку полезной нагрузки весом 200 кг на солнечно-синхронную орбиту по сравнению с базовой ценой в 1 миллион долларов. SpaceX также увеличила стоимость дополнительной массы полезной нагрузки на 10% и теперь будет взимать 5500 долларов за дополнительный килограмм по сравнению с предыдущими 5000 долларов за килограмм.

СМОТРЕТЬ ПРЯМУЮ ТРАНСЛЯЦИЮ В ПРИЛОЖЕНИИ

СМОТРЕТЬ ПРЯМУЮ ТРАНСЛЯЦИЮ В ПРИЛОЖЕНИИ

Как снижение стоимости запуска подпитывает процветающую космическую отрасль

Космос

Компании, которым когда-то приходилось платить сотни тысяч долларов за вывод спутника на орбиту, теперь могут сделать то же самое за небольшую часть этой цены.

Зрители наблюдают за запуском ракеты SpaceX Falcon 9 со спутниками Starlink из Космического центра Кеннеди во Флориде в 2020 году. В космосе бизнес процветает.

От увеселительных поездок для космических туристов до научных экспериментов в условиях микрогравитации и гигантских «мегасозвездий» спутников, передающих высокоскоростной интернет на землю — на орбите вокруг Земли и за ее пределами возникла процветающая экосистема товаров и услуг.

Всплеск активности в последние десятилетия был обусловлен значительно более низкими затратами на запуск в космос, наличием более мелких и дешевых компонентов для создания спутников и других космических аппаратов, а также ростом частных космических компаний. Он изменил орбитальный ландшафт, резко расширив доступ к космосу и подпитав то, что, по прогнозам, перерастет в коммерческую космическую индустрию с оборотом в триллион долларов.

Компании, которым когда-то приходилось платить сотни тысяч долларов за вывод спутника на орбиту, теперь могут сделать то же самое за небольшую часть этой цены. Спутники меньшего размера и более низкие затраты на запуск означают, что стартапы и студенты иногда могут запускать проекты всего за несколько тысяч долларов.

«Это огромное изменение по сравнению с прежней парадигмой», — сказал Ариэль Экблоу, основатель и директор Инициативы по исследованию космоса Массачусетского технологического института.

Когда-то в космосе доминировали всего несколько космических держав, теперь космос открывается для зарождающихся космических программ по всему миру, для предпринимателей и новаторов, для коммерческих компаний и даже для студентов. Тем не менее, наряду с многочисленными преимуществами для общества, расширение доступа к космосу и поддержка экономики на орбите сопряжены с рядом проблем, в том числе с тем, как сбалансировать растущую промышленность с безопасным и устойчивым использованием космического пространства.

«Как мы можем убедиться, что мы используем возможности, но при этом хорошо осознавать ответственность, которая с этим связана?» — сказал Экбло.

Падение расходов, рост интереса

В последние годы, когда стала доступнее отправлять спутники и другие объекты на орбиту, доступ к космосу стал демократичным, сказал Йозеф Коллер, системный директор Центра космической политики и стратегии в The Aerospace Corp.

«Двадцать лет назад запуски космических кораблей были в значительной степени под контролем правительства, — сказал Коллер. «Теперь есть гораздо больше возможностей для инноваций».

Появление новых поставщиков коммерческих услуг по запуску, таких как SpaceX и Rocket Lab, создало конкурентный рынок, который снизил стоимость полетов в космос.

Rocket Lab, аэрокосмическая компания, основанная в Новой Зеландии и имеющая штаб-квартиру в Лонг-Бич, штат Калифорния, дебютировала со своей ракетой Electron в 2018 году. Компания обеспечивает запуск на околоземную орбиту небольших спутников, размер которых варьируется от кубсатов размером примерно с буханку хлеба. до космических кораблей размером с мини-холодильник, которые весят менее 1100 фунтов. Rocket Lab берет около 5 миллионов долларов за полет, что составляет примерно 10 000 долларов за фунт полезной нагрузки.

SpaceX предлагает еще более конкурентоспособные цены на полеты на борту своей ракеты средней грузоподъемности Falcon 9. Компания обычно берет около 62 миллионов долларов за запуск или около 1200 долларов за фунт полезной нагрузки для достижения низкой околоземной орбиты. Однако в прошлом месяце SpaceX объявила, что поднимет цены на свои продукты и услуги из-за инфляции: запуск Falcon 9 теперь стоит 67 миллионов долларов, что примерно на 8 процентов больше.

Тем не менее, цена представляет собой резкое снижение по сравнению с более традиционными вариантами. Согласно анализу Центра стратегических и международных исследований, космические челноки НАСА, которые были выведены из эксплуатации в 2011 году, стоят в среднем 1,6 миллиарда долларов за полет или почти 30 000 долларов за фунт полезной нагрузки (в долларах 2021 года) для достижения низкой околоземной орбиты. . С другой стороны, российские «рабочие лошадки» ракет «Союз» могут стоить от 53 до 225 миллионов долларов за запуск, а для достижения околоземной орбиты они обходятся в более чем 8000 долларов за фунт полезной нагрузки.

Группа спутников SpaceX StarLink пролетает над старым каменным домом недалеко от Флоренции, штат Канзас, 6 мая 2021 года. Reed Hoffmann / AP file

Больше ракет, меньше спутников

как Planet, которая поддерживает парк из более чем 200 небольших спутников дистанционного зондирования, которые круглосуточно фиксируют изображение Земли. В частности, возможность платить за полеты на ракетах, специально предназначенных для перевозки CubeSats и других небольших полезных нагрузок, представила Planet и другим космическим стартапам новые способы выхода на орбиту.

«Когда мы начинали компанию около 10 лет назад, нам было трудно даже привлечь внимание некоторых провайдеров запусков, потому что небольшие спутники все еще рассматривались как своего рода академическое хобби», — сказал Майк Сафьян, директор Planet. вице-президент по запуску.

Сафьян сказал, что Planet смогла создать свою «стаю» спутников, поскольку на первый план вышли более доступные ракеты, что в конечном итоге породило цикл спроса и предложения.

«Это слово — табу в мире запуска, но сейчас мы наблюдаем просто взрыв вариантов», — сказал он. «Это как традиционные игроки, которые обычно игнорировали малые спутники, но теперь предлагают услуги и ресурсы, так и новые игроки, которые появились за последние пять-семь лет специально для этих быстро развивающихся рынков».

Миниатюризация микропроцессоров и других компонентов для создания спутников также помогла ранним частным космическим компаниям начать работу, сказала Чарити Уиден, вице-президент по глобальной космической политике и связям с правительством в Astroscale U.S., частной компании, которая специализируется на обслуживании спутников и орбитальной удаление мусора.

Но, пожалуй, самым большим изменением правил игры стало то, что компании и научно-исследовательские институты теперь имели возможность выбирать, как и когда они могут отправляться в космос. Вместо того, чтобы ограничиваться полетами на государственных ракетах, поставщики коммерческих запусков предлагали широкий выбор вариантов. Клиенты могли выбирать между ракетами разных размеров в соответствии со своими потребностями, учитывать расположение космодромов и даже решать, какой метод доставки полезной нагрузки на орбиту может работать лучше всего — будь то традиционная ракета, запускаемая вертикально, или модифицированный самолет или воздушный шар.

«Раньше это было похоже на ожидание места в автобусе, где вы должны пойти на определенную автобусную остановку, и, возможно, вы получите место, а может быть, и нет, а затем вас высадят в общей зоне, но не ваш конкретный пункт назначения, — сказал Уиден. «Когда дело доходит до этих новых провайдеров запуска, это разница между автобусом и Uber. Теперь вы можете сказать: «Я хочу, чтобы меня забрали в это время, и вот куда я хочу пойти». Например, вместо того, чтобы ждать и подавать заявки на гранты через НАСА, студенты могли лучше контролировать свои эксперименты.

«Если бы вы были доктором философии. студент в предыдущей области, это могло занять годы, и у вас, возможно, никогда не было возможности фактически развернуть свои исследования на Международной космической станции», — сказала она. «Но теперь, в течение четырех-шести лет, мы можем совершить три или четыре миссии на Международную космическую станцию ​​за это время».

New Shepard NS-14 стартует с стартовой площадки номер один в Западном Техасе. Blue Origin

Переполненность на низкой околоземной орбите

Однако одним из последствий открытия доступа в космос является увеличение загруженности. Низкая околоземная орбита, главная недвижимость, окружающая планету, которая все еще находится относительно близко к поверхности, уже становится многолюдным местом.

Среди действующих спутников на низкой околоземной орбите разбросаны тысячи тонн космического мусора, начиная от крошечных пятен краски и отработавших частей ракет и заканчивая огромными неработающими космическими кораблями, десятилетиями томившимися на орбитальных кладбищах. Добавление большего количества спутников не только увеличивает вероятность катастрофического столкновения на орбите, но и приближает человечество к опасному переломному моменту, после которого некоторые участки низкой околоземной орбиты могут стать слишком загроможденными и рискованными для безопасной работы.

— У нас действительно мало времени, прежде чем произойдет еще одно крупное столкновение, — сказал Виден. «Каждый день на орбите происходят тысячи близких вызовов».

В 2021 году на околоземную орбиту было запущено 1702 новых спутника, в результате чего общее количество спутников, работающих в этой части космоса, достигло 4852, по данным Союза обеспокоенных ученых. Эта цифра почти вдвое превышает количество спутников, которые работали вокруг Земли в 2018 году, всего за три года до этого.

Большая часть недавней переполненности орбит усугубляется такими компаниями, как SpaceX и OneWeb, которые собирают вокруг Земли огромные мегасозвездия, состоящие из десятков тысяч интернет-спутников. На этой неделе Amazon также объявила о планах запустить тысячи спутников связи на низкую околоземную орбиту, чтобы обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет по всему миру.

Но возлагать всю вину на эти мегасозвездия — значит чрезмерно упрощать проблему, считает Даррен Макнайт, старший технический сотрудник LeoLabs, калифорнийской аэрокосмической компании, которая управляет сетями наземных радаров и систем слежения за объектами на низкой Земле. орбиту и составить карту их движения.

Во-первых, действующие спутники составляют лишь небольшую часть от общего числа объектов на низкой околоземной орбите, которые представляют опасность столкновения, сказал он. И в отличие от вышедших из строя космических аппаратов, которые десятилетиями томятся на орбите, большинство новых спутников при необходимости можно маневрировать в безопасном месте.

Для операторов спутников также стало стандартной практикой иметь план по окончании срока службы, чтобы сократить накопление космического мусора. Эти стратегии включают в себя целенаправленное приказание космическому кораблю «сойти с орбиты» или безвредно сгореть в атмосфере Земли, или вывести его на более высокую «кладбищную» орбиту вдали от наиболее загруженных участков планеты.

Тем не менее, риски серьезны. Ожидается, что количество мусора в космосе будет расти по мере продолжения запусков. Макнайт сказал, что уже появились «плохие районы» — районы на низкой околоземной орбите, где большие облака мусора представляют реальную угрозу.

«Есть определенные места на околоземной орбите, где нам суждено совершить крупное событие в течение следующих пяти-десяти лет», — сказал он. «Мы рассматриваем вероятность столкновения от 10 до 15 процентов, что звучит маловероятно, но, оставляя эти объекты на орбите с середины 80-х, мы сильно бросаем кости».

Эти риски были усилены серией недавних испытаний противоспутниковых ракет — одно было проведено Китаем в 2007 году, одно — Индией в 2019 году и одно — Россией в прошлом году, а также случайным столкновением двух спутников в 2009 году. . По оценкам Фонда безопасного мира, неправительственной организации, занимающейся космической политикой, каждое событие приводило к образованию тысяч обломков размером больше мяча для гольфа и даже более мелких объектов, которые труднее отследить.

LeoLabs — лишь одна из множества коммерческих компаний, пытающихся улучшить ситуационную осведомленность в космосе и помочь сохранить низкую околоземную орбиту. В дополнение к исчерпывающему картографированию и отслеживанию LeoLabs такие компании, как Astroscale, работают над способами продления жизни спутников в космосе и разрабатывают технологии для активного удаления объектов с орбиты.

Частично проблема заключается в том, что, хотя запуски регулируются внутренним законодательством отдельных стран, нет международного органа, который бы наблюдал за тем, что происходит на орбите. Политикам еще предстоит догнать рост отрасли, и неясно, можно ли в ближайшее время заключить какие-либо обязательные глобальные соглашения.

«Как будто мы строим самолет, пока летим на нем», — сказал Коллер из Aerospace Corp.