Содержание
F-22 Raptor против Су-57 — эксперт о вероятном бое истребителей пятого поколения — Оборона
Донецк, 19 сен — корр. ДАН. Министр обороны РФ Сергей Шойгу официально подтвердил боевое применение Су-57 в рамках специальной военной операции на Украине, а ВВС США в свою очередь перебросили самолеты F-22 Raptor на авиабазу в Польше. Российский военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков поделился с Донецким агентством новостей мнением о том, сойдутся ли в воздушном бою истребители пятого поколения ВВС США F-22 Raptor и Су-57 Воздушно-космических Сил (ВКС) России.
Ранее в ряде СМИ сообщили, что еще 28 июля шесть истребителей пятого поколения F-22 Raptor перелетели с авиабазы на Аляске на аэродром передового базирования Ласк в Польше с промежуточной посадкой на авиабазе Лейкенхит в Англии. Также ранее сообщалось, что в апреле на эту же авиабазу прибыла эскадрилья американских истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet Корпуса морской пехоты. А в феврале ВВС США направили в Польшу группу тяжелых многоцелевых истребителей F-15 Eagle.
Возможно ли такое вообще?
«Если произойдет воздушный бой между русским истребителем пятого поколения Су-57 и американским F-22 Raptor, то это будет прямым боестолкновением между США и Россией. Наши средства объективного контроля это зафиксируют, и американцы в таком случае ничем не смогут, скажем так, оправдаться. Поэтому ВВС США на такой авантюрный шаг не пойдут», — уверен Леонков.
По его словам, само размещение американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor на авиабазе в Польше говорит только лишь о том, что американское командование обучает своих пилотов в условиях нового для них театра военных действий в Европе.
«За последние три месяца наши средства объективного контроля воздушной обстановки зафиксировали возросшую активность самолетов-разведчиков НАТО и их истребителей в пространстве Восточной Европы. Они практически постоянно находятся в небе под видом боевого дежурства — осваивают новую для себя тактическую обстановку. А также тренируются в использовании системы передачи тактической информации в реальном масштабе времени образца НАТО Link 16, — говорит Леонков. — F-22 Raptor не первый раз принимают участие в учениях НАТО в Восточной Европе».
Эксперт добавил, что командная линия связи Link 16 позволяет наводить истребители, не используя бортовые РЛС (Радиолокационные станции — прим. ДАН). Это коммуникационная система навигации и идентификации, которая поддерживает обмен данными между тактическим командованием, самолетами, кораблями и наземными подразделениями. Скачкообразная перестройка частоты обеспечивает безопасность.
Также Леонков категорически отмел любую возможность применения американских истребителей пятого поколения для ведения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) против российских зенитных комплексов и самолетов.
«Американские истребители пятого поколения не предназначены для задач радиоэлектронной борьбы, F-22 Raptor являются сугубо самолетами, которые могут участвовать в воздушных боях и наносить точечные удары по наземным целям с использованием управляемого высокоточного оружия класса „воздух-поверхность“. Для радиоэлектронной борьбы (РЭБ) у США есть другой самолет — EA-18G Growler. К тому же наши зенитно-ракетные комплексы устойчивы к такого рода помехам», — говорит эксперт.
Кто лучше?
Споры о том, какой истребитель пятого поколения лучше — американский или русский, являются камнем преткновения в среде как профессионалов, так и любителей боевой авиации. Сама концепция пятого поколения основывается на ряде жестких требований: сверхманевренность истребителя, его малозаметность для обнаружения локаторами противника, способность вести дальний ракетный воздушный бой, сверхзвуковая крейсерская скорость полета, возможность интеграции в единую сетецентрическую систему управления полем боя.
На сегодняшний день к пятому поколению можно отнести американские самолеты F-22 Raptor, F-35 Lightning II и русский тяжелый многоцелевой истребитель Су-57. Также к «пятерке» относится китайская машина Chengdu J-20 Black Eagle. Существует и, так называемое, поколение «4++» — к ним относятся такие самолеты, как Су-35С и Су-30СМ ВКС России. Они отличаются меньшей стоимостью, но при этом обладают большинством характеристик пятого поколения.
Представим наших гипотетических «воздушных бойцов»:
Тяжелый истребитель F-22 Raptor стал первым серийным самолетом пятого поколения. Его разработка началась еще с 1986 года в рамках программы Advanced Tactical Fighter — «Тактический истребитель будущего». Стоит отметить, что требования к самолету были снижены, чтобы избежать увеличения стоимости программы разработки, а затем и производства серийных истребителей. При этом отказались от локаторов бокового обзора и оптико-локационной станции ближнего боя.
Первый серийный F-22 поступил на авиабазу «Неллис» в Неваде 14 января 1999 года. А в 2004 году на новые истребители впервые полностью перешла боевая часть — 27-я эскадрилья на авиабазе Лэнгли. Истребитель построен по технологии малозаметности «стелс» с размещением всего вооружения — как ракет, так и бомб во внутренних отсеках. Остекление кабины пилота полностью покрыто золотым напылением для снижения заметности.
В 2006 году планировалось закупить 382 самолета для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 экземпляров, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость «Раптора» заставили правительство США отказаться от закупок данного самолета и сделать упор на программу F-35.
На вес золота
Стоит отметить, что на этапе разработки каждый экземпляр истребителя должен был стоить не более 35 — 40 млн долларов. Однако, согласно открытым данным, каждый серийный экземпляр истребителя F-22 обошелся американской казне в 183 млн, вместе с затратами на исследование цена за один экземпляр поднялась до 350 млн. А стоимость всей программы разработки составила 65 млрд.
Об истребителе F-22 иногда говорят, что самолет, в буквальном смысле, на вес золота. На февраль 2006 года стоимость 19,7 тонны чистого золота, что соответствовало весу пустого истребителя пятого поколения, составила те же 350 млн долларов.
При этом «Раптор» отнюдь не самый дорогой самолет в мире вообще. Это почетное звание — у малозаметного «стелс»-бомбардировщика B-2 Spirit. Каждый из построенных самолетов обошелся ВВС США в 1,157 млрд долларов, а с учетом опытно-конструкторских работ — в 2,1 млрд долларов.
Наш ответ
Русский истребитель пятого поколения Су-57 является вторым серийным, и, если и уступает американскому «Раптору» по какому-либо параметру — так это по стоимости. Один экземпляр стоит приблизительно 30 млн долларов. Наш истребитель впервые взлетел с аэродрома Комсомольска-на-Амуре 29 января 2010 года. А в 2019-м началось серийное производство самолета. На сегодняшний день построено 10 прототипов и три серийных боевых самолета.
В отличие от «Раптора», русский истребитель пятого поколения оснащен не только носовой фазированной антенной РЛС, но и боковыми — в кромках крыльев. Также установлена оптико-локационная станция, которая позволяет атаковать цели скрытно, вообще без включения бортового локатора. К тому же летчик Су-57 может наводить ракеты поворотом головы с помощью нашлемного прицела.
Кстати, первый в мире нашлемный прицел «Щель-УМ» для советских истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 был разработан и производился на заводе «Арсенал» в Киеве.
Как и у «Раптора», управляемые ракеты «воздух — воздух», «воздух — поверхность» и управляемые бомбы» скрыты внутри фюзеляжа Су-57 для реализации концепции «стелс». Но при этом русский истребитель обладает сверхманевренностью за счет отклонения сопел двигателей в разных направлениях. У F-22 сопла отклоняются только в вертикальной плоскости.
«Можно сказать, что русский истребитель пятого поколения Су-57, хоть и появился вторым, но обладает большей универсальностью в боевом применении, поскольку изначально проектировался, как универсальный перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, что и было отражено в названии прототипа ПАК-ФА. А вот F-22 уже после „научили „ атаковать наземные цели. Изначально он был только истребителем завоевания превосходства в воздухе“, — отмечает военный эксперт.
В общем, пока эти два истребителя, отражающие военную философию Востока и Запада, сражаются только в виртуальных боях на различных авиасимуляторах. Вероятно, это и к лучшему.
Су-57.
Технические характеристики. Фото.
Су-57 (Сухой Су-57) – российский истребитель пятого поколения, разработанный в рамках программы ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Является первым российским истребителем пятого поколения, и платформой для создания боевых самолётов следующего поколения.
История создания Су-57
Разработка российского истребителя пятого поколения Су-57 началась в середине 2001 года. В качестве базы использовались советские наработки по истребителю четвёртого поколения Су-27, а также по закрытым проектам истребителей МиГ-1.44 и Су-47 «Беркут». В 2024 году был создан первый макет российского истребителя пятого поколения Су-57, который впоследствии претерпел ряд изменений.
Первые лётные испытания истребителя пятого поколения Су-57 предполагался провести в 2006-2007 годах, однако из-за проблем с разработкой боевого самолёта, первый полёт состоялся лишь в январе 2010 года. В серийное производство истребитель пятого поколения Су-57 поступил в 2019 году, однако, на конец 2021 года было построено всего 4 истребителя, один из которых потерпел крушение в рамках заводских испытаний.
Первый истребитель пятого поколения Су-57 поступил на вооружение ВКС России в конце 2020 года.
До 2027 года планируется передача на вооружение ВКС России 76 истребителей пятого поколения Су-57.
Стоимость одного российского истребителя Су-57 для нужд Минобороны РФ составила 30 млн. долларов, однако. оценочная стоимость для иностранных покупателей составляет порядка 100-120 млн. долларов.
Конструктивные особенности Су-57
По причине того, что истребитель Су-57 является первым российским истребителем пятого поколения, большая часть информации о его системах является засекреченной. Тем не менее, при создании самолёта учитывалась возможность взаимодействия систем истребителя с другими системами и самолётами, в том числе речь идёт о взаимодействии с истребителями Су-35С, ударными беспилотниками С-70 «Охотник», самолётами ДРЛОиУ и пр.
Кабина истребителя Су-57 является одноместной, однако, один из вариантов для модификации предусматривает наличие двух мест.
Истребитель Су-57 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3—1,4 м.
Благодаря особенностям конструкции фюзеляжа, истребитель может нести большое количество вооружения, при этом часть ракет может быть скрыта внутри фюзеляжных отсеков, что должно обеспечить меньшую радиолокационную заметность боевого самолёта при совершении специальных миссий.
Форма планера Су-57 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, однако конструкция имеет ряд слабых мест, а на некоторых элементах наличие винтов может сказываться на повышении радиолокационной заметности истребителя.
Базовая версия истребителя Су-57 оснащена двигателями АЛ-41Ф1, которые являются двигателями первого этапа. Начиная с 2025 года предполагается устанвока двигателей второго этапа, проходящих под наименованием «Изделие 30». Новые двигатели должны будут снизить заметность истребителя, повысить его манёвренность и скорость.
Вооружение истребителя Су-57
Истребитель пятого поколения Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К, которая является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1.
Истребитель имеет 10 внутренних точек подвески управляемого и неуправляемого вооружения, и 8 внешних точек подвески управляемого и неуправляемого вооружения.
Среди ракетного вооружения российского истребителя пятого поколения Су-57 имеются ракеты:
- РВВ-МД – управляемая ракета класса «воздух-воздух» малой дальности;
- РВВ-СД — управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности;
- РВВ-БД (Р-37М) — управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности;
- Х-38 – управляемая ракета класса «воздух-поверхность» малой дальности;
- Х-58УШК — управляемая ракета класса «воздух-поверхность» большой дальности, предназначенная для поражения радиолокационных станций, средств ПВО и пр.
- Х-59МК – управляемая ракета класса «воздух-поверхность» большой дальности.
Среди ракетного вооружения российского истребителя пятого поколения Су-57 имеются бомбы:
- КАБ-250 – авиационная корректируемая бомба малой мощности;
- КАБ-500 – авиационная корректируемая бомба средней мощности;
- КАБ-1500 – авиационная корректируемая бомба большой мощности.
В перспективах рассматривается возможность оснащения истребителя Су-57 гиперзвуковыми авиационными ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Первоначально Индия планировала стать крупнейшим покупателем российских истребителей пятого поколения Су-57, однако после завершения разработок этого самолёта, отказалась, заявив о том, что истребитель не относится к боевым самолётам пятого поколения и не соответствует заявленным характеристикам. такого же мнения придерживаются и в КНР.
Боевое применение истребителя Су-57
Согласно официальным данным, истребитель Су-57 применялся в боях на территории Сирии, использовавшись для поражения наземных целей и объектов боевиков.
Об этом свидетельствуют в том числе и спутниковые снимки. Помимо прочего. имеются утверждения о том, что истребитель пятого поколения Су-57 также использовался и на территории Украины для участия в т.н. СВО, однако документальных подтверждений этому нет.
Технические характеристики истребителя Су-57
Модификация | Су-57 |
Размах крыла, м | 14.0 |
Длина самолета, м | 19.40 |
Высота самолета | 4.8 |
Взлетная масса, кг |
|
нормальная | 30610 |
максимальная | 35500 |
Тип двигателя | 2 ТРДФ (АЛ-41Ф1) |
Тяга нефорсированная, кгс | 2 х 9500 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 11000 м, км\ч | 3000 (М=2. 45) |
на уровне моря, км\ч | 2500 |
Практическая дальность, км | 4300 |
Боевой радиус действия, км | |
Практический потолок, м | 20000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 11 |
Экипаж, чел | 1 |
Сухой заявляет, что к 2027 году будет поставлено более 70 Су-57
Москва уже почти десятилетие рекламирует возможности своего многоцелевого истребителя пятого поколения Су-57. Хотя разработка самолета фактически началась в 2002 году, прогресс замедлился из-за финансовых ограничений в России, и только в январе 2010 года боевой самолет совершил свой первый полет.
Российский государственный технологический концерн Ростех объявил на этой неделе, что к 2027 году он планирует поставить ВВС России более семидесяти Су-57. Некоторые из них будут поставлены даже в этом году. Комментарий Ростеха был ответом на статью от National Interest , в котором говорится, что истребитель-невидимка пятого поколения «вряд ли поступит на вооружение раньше 2027 года».
Заявление Ростеха распространило информационное агентство ТАСС, принадлежащее правительству России.
«Российские самолеты пятого поколения не успокаивают Запад», — говорится в сообщении «Ростеха», которое передает ТАСС. «Истребители Су-57 и «Шахмат» регулярно попадают в фокус фейковых новостей. Публикуются недостоверные факты, не имеющие ничего общего с действительностью. Самолет уже серийно выпускается и поставляется! К 2027 году будет поставлено более 70 самолетов, в том числе несколько истребителей в этом году».
Большинство сообщений СМИ указывают, что только дюжина самолетов была доставлена в прошлом году. В том числе 10 опытных образцов и два серийных. Неясно, сколько из них было поставлено в 2021 году, если вообще было. ТАСС сообщил, что ВКС России получат 22 истребителя Су-57 к концу 2024 года и 76 к 2028 году. , но его послужной список в этом вопросе остается шатким.
Высокая производительность
Когда прибудет самолет, остается под вопросом. Задержки с новой военной техникой — обычное дело. Тем не менее, Су-57 следует рассматривать как очень боеспособный самолет.
Многоцелевой истребитель Су-57 предназначен для поражения всех типов воздушных, наземных и морских целей. Истребитель выполнен по технологии «стелс» с широким применением композитных материалов. Он также способен развивать сверхзвуковую крейсерскую скорость и оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием, в том числе мощным бортовым компьютером (так называемый электронный второй пилот), а радиолокационная система самолета рассредоточена по его корпусу. Вооружение Су-57 также размещено внутри его фюзеляжа, как и у американского F-35 Lightning II.
Стоимость Су-57 остается проблемой для Москвы. При ориентировочной стоимости модели около 40 миллионов долларов Су-57 сочетает в себе сложную авионику, лучшую в своем классе аэродинамику и внушительный комплекс вооружения в относительно доступном корпусе. Даже в этом случае Су-57 по-прежнему может занимать значительную долю оборонных расходов России. Кремль стремился по возможности компенсировать это серией громких экспортных контрактов, но мало кто из иностранных покупателей активизировался. Это может быть одной из причин, по которой прибытие самолета остается в ожидании.
Питер Сучиу — писатель из Мичигана, сотрудничавший с более чем четырьмя десятками журналов, газет и веб-сайтов. Он регулярно пишет о военном стрелковом оружии и является автором нескольких книг о военных головных уборах, в том числе Галерея военных головных уборов , которая доступна на Amazon.com .
Изображение: Reuters
Добавление второго места к российскому самолету-невидимке Су-57 имеет смертельный смысл для управления боевыми дронами
РОССИЯ — 27 СЕНТЯБРЯ 2019 г. : Первый совместный полет тяжелого беспилотного боевого … [+] Сухого С-70 «Охотник» и реактивного истребителя Су-57. В рамках программы испытаний «Охотник» выполнил полностью беспилотный полет в зону боевого дежурства. Снимок экрана / Минобороны России / ТАСС (Фото ТАСС\ТАСС через Getty Images)
ТАСС
В понедельник государственное информационное агентство ТАСС сообщило, что Объединенная авиастроительная компания разрабатывает двухместную версию двухмоторного самолета. Истребитель-невидимка Су-57 (кодовое название «Фелон» в НАТО), который может служить центром управления до четырех высококлассных боевых беспилотников-невидимок «Охотник-Б» («Охотник») одновременно.
Вооруженные силы России отказались подтвердить или опровергнуть заявление, сделанное анонимным источником в оборонной промышленности. Сообщения о работе над двухместным самолетом Су-57 далеко не новы, но причина в том, что они управляются дроном. В июне вице-премьер Юрий Борисов заявил, что «у Минобороны и ОКБ Сухого есть планы по разработке двухпилотного самолета, который повысит экспортный спрос на эту модель… и может создать дополнительный спрос».
Возвращаясь назад, Сухой должен был разработать индивидуальный двухместный вариант Су-57 под названием FGFA для лицензионного производства в Индии, но Нью-Дели отказался от проекта в 2018 году из-за отсутствия прогресса. Какая бы работа ни была проделана над FGFA, она может помочь ускорить новую концепцию двухместного автомобиля.
Авиабаза НЭЛЛИС, Невада – 25 АПРЕЛЯ: Пилот ВВС США (слева) и офицер системы вооружения смотрят… [+] кабина своего F-15E Strike Eagle, когда самолет готовится к взлету в Nellis Air Force Base во время участия в эксперименте Joint Expeditionary Force Experiment 2006 (JEFX 06) 25 апреля 2006 г. в Лас-Вегасе, штат Невада. JEFX — это испытание новых систем и технологий, проводимое раз в два года всеми видами вооруженных сил в попытке ускорить их внедрение на современном поле боя. В испытаниях этого года участвуют около 1400 военнослужащих из США, Великобритании, Канады и Австралии, которые изучают новые технологии во время учебных боев над пустыней Невада и сосредоточены на поиске лучших способов передачи важной информации между вооруженными силами. (Фото Итана Миллера/Getty Images)
Getty Images
Двухместные истребители, такие как F-15E и Rafale-B, неизбежно немного тяжелее и менее маневренны, но они предпочтительнее для учебных целей, потому что инструктор может сидеть на заднем сиденье и при необходимости взять на себя управление. Как сообщил «Интерфаксу» в декабре 2020 года представитель Минобороны России, «этот [двухместный Су-57] может быть востребован при подготовке летного состава для снижения психологического напряжения неопытных пилотов, а также для выполнения длительных полетов над невыразительной местностью».
БОЛЬШЕ ОТ FORFORBES ADVISOR
Кроме того, в бою офицер по системам вооружения (WSO) на заднем сиденье может более эффективно управлять датчиками, управляемым оружием и более экзотическими полезными нагрузками, такими как системы радиоэлектронной борьбы и каналы управления дроном, в то время как пилот сосредотачивается на полете.
Однако двухместных истребителей-невидимок пока нет, потому что растянуть стелс-джет с сохранением малозаметной для радаров геометрии сложнее и дороже, чем для обычного истребителя. Таким образом, Finesse потребуется для переделки Су-57 без ущерба для его малозаметности.
Двухместный Су-57Б потенциально может стать первым двухместным истребителем-невидимкой, находящимся на вооружении, хотя ходят слухи, что Китай также разрабатывает двухместную версию своего истребителя-невидимки Chengdu J-20.
Роль Су-57, работающего в тандеме с беспилотником-невидимкой «Охотник-Б», также прогнозировалась на несколько лет вперед. Всего через месяц после первого боя в августе 2019 года беспилотник прошел испытания в автономном режиме в строю с одноместным истребителем Су-57.
Акцент на управлении вооруженными беспилотниками также отражает то, насколько быстро Россия пытается интегрировать боевые беспилотники в эксплуатацию после многолетнего отставания в этой области, и ее первые боевые беспилотники будут доставлены в оперативные части в 2021 году9.0003
Управление дронами становится стандартной функцией в концептах истребителей следующего поколения, таких как британский Tempest, франко-немецкий FCAS и американские программы two NGAD.
Но как пилот одноместного истребителя может адекватно управлять дронами, одновременно управляя своим самолетом? Скорее всего, необходим надежный искусственный интеллект, который мог бы широко, но верно интерпретировать простые инструкции указанного пилота, автономно реагируя на быстро развивающиеся боевые ситуации. Другими словами, робот, помогающий управлять другие роботов.
Вместо этого наличие WSO на заднем сиденье может значительно повысить жизнеспособность Су-57 в качестве контроллера дрона без необходимости использования человеко-машинного интерфейса следующего поколения.
Преступник и Охотник: тайная парочка власти?
Су-57 прошел долгий и тернистый путь до ввода в эксплуатацию в 2020 году. В середине 2020-х Москва сократила заказ до двенадцати самолетов, а первый серийный Су-57 разбился из-за неисправности в системе управления полетом непосредственно перед поставкой военным. Felon также все еще довольствуется временными двигателями, поскольку желаемая окончательная модель еще не запущена в производство.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ, 30 августа 2019 г.: Реактивный истребитель пятого поколения Су-57 выполняет полет на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в городе Жуковский. Сергей Бобылев/ТАСС (Фото Сергея Бобылева\ТАСС через Getty Images)
Сергей Бобылев/ТАСС
Тем не менее, серийное производство двухмоторного истребителя наконец-то, пусть и медленно, идет полным ходом, и в 2021 году ожидается поставка четырех Су-57. к выполнению текущего заказа на 76 серийных самолетов к 2028 году. По сравнению с американским самолетом-невидимкой F-35 Lightning, Felon значительно более маневренный, но, по-видимому, имеет гораздо большее радиолокационное сечение, особенно сбоку и сзади. Как правило, он лучше подходит для неглубокого, а не глубокого проникновения в воздушное пространство противника, а также для ближнего боя воздух-воздух.
Сухой С-70 Охотник-Б, тем временем, представляет собой большой беспилотник-невидимку с летающим крылом с боевым радиусом около 2500 миль, несущий до двух тонн наземного оружия и оружия класса «воздух-воздух». Сухой начал летные испытания двух прототипов С-70, начиная с 2019 года, ввод в эксплуатацию которых предположительно запланирован на 2024 год. Однако остается неопределенность относительно того, в какой степени серийный образец С-70 исправит немалую заметность характеристик прототипов. двигатели.
РОССИЯ — 27 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА: Тяжелый боевой беспилотный летательный аппарат Су-70 «Охотник» после первого совместного полета с истребителем Су-57. В рамках программы испытаний «Охотник» выполнил полностью беспилотный полет в зону боевого дежурства. Скриншот видео / Минобороны России / ТАСС (Фото ТАСС\ТАСС через Getty Images)
ТАСС
Су-57 может служить центром управления несколькими С-70, расширяя ситуационную осведомленность пилота и варианты сканирования или атаки с нескольких углов одновременно. Диспетчер может назначать дронам более рискованные боевые задачи, такие как запуск оружия или использование активных радаров для поиска вражеских истребителей, гарантируя, что вражеские датчики и оружие будут обнаруживать и атаковать дроны, а не пилотируемый Су-57, управляющий их действиями.
Но в отличие от ультрадешевых дронов «Верный ведомый», таких как XQ-58 Valkyrie, «Охотник» определенно велик, дорог и многоразового использования, поэтому его можно использовать менее самоотверженным образом.
Учтите, что, хотя «Охотник» может быть запрограммирован на автономное выполнение миссий, все же желательно иметь платформу, которая может скрытно проникать в воздушное пространство противника вместе с С-70 и поддерживать связь ближнего действия, позволяющую более гибко использовать беспилотник и передача данных его наблюдения в случае, если его канал спутниковой связи скомпрометирован.
Производитель дронов в Кронштадте также предлагает более традиционный недорогой дрон в стиле Loyal Wingman под названием Grom , хотя у него есть недостаток, заключающийся в значительно более ограниченном боевом радиусе около 400 миль.
Экспорт Фокус
Двухместный Су-57, несомненно, по-прежнему ориентирован на экспортных клиентов, поскольку небольшие военно-воздушные силы часто предпочитают истребители, которые могут выполнять двойную функцию в качестве учебно-тренировочных. По данным Defense World, Су-57Э, вероятно, будет стоить около 100 миллионов долларов.
Крупнейший российский торговец оружием утверждает, что пять стран Юго-Восточной Азии запросили закупку Су-57. К ним, вероятно, относятся Индонезия, Малайзия, Мьянма и Вьетнам, все они являются эксплуатантами российских реактивных истребителей. Заинтересованность в самолете-невидимке проявили Алжир и даже Турция.
Президент России Владимир Путин (слева) и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган осматривают … [+] Истребитель пятого поколения Су-57 во время церемонии открытия Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 в подмосковном Жуковском, август 27, 2019. (Фото Максима ШИПЕНКОВА / POOL / AFP) (Фото предоставлено: MAXIM SHIPENKOV/AFP через Getty Images)
AFP через Getty Images
Вторая попытка продаж в Индию, однако, может стать главным призом, поскольку Нью-Дели может возникнуть соблазн приобрести полностью разработанный двухместный Су-57 при условии, что он будет совместим с местным индийским вооружением.
Однако такие перспективы остаются туманными из-за неуверенности в том, как Индия будет сбалансировать свои отношения с Вашингтоном и Москвой, и за много лет до того, как станут доступными какие-либо экспортные модели Су-57, не говоря уже о двухместных. К тому времени Анкара и Нью-Дели вполне могут предпочесть вместо этого тратить деньги на отечественные программы создания истребителей-невидимок.
Кроме того, Су-57Э, возможно, придется конкурировать с более дешевым, ориентированным на экспорт одномоторным легким малозаметным истребителем Сухого Checkmate, построенным с использованием многих систем Су-57, хотя полное развитие Checkmate также далеко не гарантировано.
Учитывая согласованные публичные заявления и убедительные доводы, двухместный Су-57 представляется вполне возможным. Однако его развитие после стадии прототипа не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся из-за того, что финансовые и промышленные ограничения привели к огромным задержкам и резкому сокращению закупок для стольких крупных российских оборонных программ, которые начнутся в 2020-х годах.