Трансгуманизм это: Что такое трансгуманизм? История, течения, критика

Содержание

Что такое трансгуманизм? История, течения, критика

Трансгуманизм — философская концепция и международное движение, основная идея которого: улучшить физические и умственные способности человека с помощью технологий.

Содержание статьи

  • Что такое трансгуманизм?
  • Существуют ли сейчас трансгуманисты?
  • Трансугманизм и христианство
  • Критика трансгуманизма

Что такое трансгуманизм?

Трансгуманизм — философская концепция и международное движение, основная идея которого: улучшить физические и умственные способности человека с помощью технологий.

Эта концепция, имеющая благие цели, все же нередко сталкивается с критикой и считается неоднозначной. Сегодня мы попробуем выяснить, почему не все выступают за трансгуманизм.

Слово «трансгуманизм» кажется новым, но, на самом деле, его использовал еще Данте в «Божественной комедии». «Трансгуманизм» происходит от trans — сквозь, через, за и homo — человек. Официальным «днем рождения» понятия трансгуманизм считается 1957 год. Британский писатель Олдос Хаксли, автор известного романа-антиутопии «О дивный новый мир» противопоставлял научно-технический прогресс религии, ожидая, что трансгуманизм заменит собой веру. Целью этой концепции была победа над болезнями, старостью и смертью, осуществленная за счет достижений науки. Этими идеями увлеклись многие  писатели и философы. На волне технического прогресса казалось, что победа уже близка, но скорое понимание того, что не так просто изменить биологические механизмы, повлекло за собой разочарование в трансгуманизме у огромного числа его последователей.

Существуют ли сейчас трансгуманисты?

Ищут ли сейчас «таблетку от старости»? В своей книге «Против часовой стрелки» (издательство Альпина нон-фикшн) биолог и научный журналист Полина Лосева пишет о том, что изыскания в этой области действительно ведутся, но единого способа победить процесс старения пока не существует. Если обобщить все сведения очень упрощенно, старение — это наша плата за высшую нервную деятельность, потому что все организмы-долгожители не могут похвастаться тем, чем обладает человек.

Основные цели трансгуманистов укладываются в совершенствование человека с помощью достижений науки и технике:

  • Ликвидирование процесса старения и соответственно смерти, как закономерного итога жизни человека;
  • Поддержка развития науки и техники;
  • Противостоять запрету на определенные исследования: клонирование человека, использование эмбриональных стволовых клеток и т.д.
  • Повысить уровень счастья человека и других живых организмов.

Трансугманизм и христианство

Многие идеи трансгуманизма противоречат христианскому мировоззрению.

  • Для христиан смерть — не конец существование, а лишь завершение земной жизни. Единственным, кто победил смерть был Иисус Христос. Этот переход, несмотря на то, что смерть — это зло и для христиан, не становится фатальным, потому что душа человека бессмертна. Ее посмертная участь зависит от земной жизни, от выбора, который делал на протяжении этой жизни человек.
  • Вмешиваться в божественный замысел о человеке, как это планируют трансгуманисты, тоже недопустимо для христиан. Так клонирование человека не раз обсуждалось не только Церковью, но и научным сообществом и было признано неприемлемым с этической точки зрения.
  • Христиане не выступают против медицины и лечат болезни. Более того, среди Святых были лекари и люди, которые исцеляли страдающих людей. Но мир, в котором мы живем, несовершенен, поэтому полная победа над старостью и болезнями просто невозможна в земной жизни. Пока достижения науки в этой области также не на стороне трансгуманистов.

При этом многие достижения науки, о которых мечтали трансугманисты, спасают жизни и не противоречат христианству:

  • Пересадка органов;
  • Использование обезболивающих препаратов;
  • Прием антидепрессантов;
  • Использование технических средств, которые позволяют ходить самостоятельно людям с ДЦП или увидеть людям, страдающим от потери зрения.

Критика трансгуманизма

Претензии к трансгуманизму есть и у научного сообщества. Так использование ноотропов для улучшения когнитивных навыков может оказаться не только бесполезным, но и опасным для людей, у которых присутствует судорожная готовность. Бесконтрольный прием препаратов у «биохакеров» также может нанести вред организму.

Плюрализм взглядов и концепции не позволяет сказать, что все трансгуманисты заблуждаются или любое воззрение трансгуманизма противоречит христианству. Но определенные аспекты вызывают беспокойство и критику со стороны противников трансгуманизма.

Пока создание «сверхсущества» из современного человека при помощи технологий не увенчалось успехом и трансгуманизм остается большой мечтой, которая при видимом желании улучшить жизнь человека, может нанести человечеству непоправимый вред.

Читайте также:

  • До чего дошел прогресс: что могут делать роботы, а не человек
  • Новая эволюционная утопия: трансгуманизм

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Трансгуманизм | это… Что такое Трансгуманизм?

Логотип трансгуманизма (один из вариантов)

Трансгуманизм (от лат. trans — сквозь, через, за; лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — изменение и развитие человечества. Мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека[1].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Основные цели и задачи трансгуманизма
  • 3 Технологии
    • 3.1 Существующие технологии
    • 3.2 Ожидаемые технологии
    • 3.3 Умозрительные технологии
  • 4 Критика трансгуманизма
    • 4.1 Гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм
  • 5 Течения в трансгуманизме
    • 5.1 Либертарианский трансгуманизм
    • 5.2 Коммунистический трансгуманизм (технокоммунизм)
    • 5.3 Техногайянизм
  • 6 Исследования философии трансгуманизма
    • 6.1 Трансгуманизм в России
    • 6.2 Известные философы
  • 7 Трансгуманизм в массовой культуре
    • 7.1 Трансгуманизм в фантастике
    • 7.2 Трансгуманизм в музыке
  • 8 Политическая борьба за трансгуманизм
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Основополагающие документы
    • 11.2 Организации и движения
    • 11.3 Сайты, сборники статей и блоги по проблемам трансгуманизма
    • 11. 4 Рассылки

История

Обложка первого выпуска H+ Magazine, ежеквартального издания о трансгуманизме

Идеи, в той или иной степени близкие к трансгуманизму, высказывались задолго до широкого распространения термина «трансгуманизм». Так, о перспективе усиления возможностей разума посредством разработки научных методов и специальных устройств писал ещё С. Н. Корсаков. Позже, в конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества мечтали такие философы как Фрэнсис Виллард[2], Николай Фёдоров, Фридрих Ницше.

Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии»[3]. Нынешний смысл это слово приобрело только с середины XX века (в 1957 году), когда знаменитый биолог Джулиан Хаксли в своей книге «Новые бутылки для нового вина» назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями.

В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями[4].

Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ Макс Мор.

В 1998 году философы Ник Бостром и Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов[5].

Основные цели и задачи трансгуманизма

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 июля 2012.

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека, основанное на новейших открытиях научно-технического прогресса. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает[источник не указан 166 дней]:

  • всячески поддерживать технический прогресс;
  • изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;
  • расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;
  • как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;
  • противостоять учениям и организациям, имеющим цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), религиозный фундаментализм, традиционализм, и прочие формы идеологий антимодернизма и антипрогрессизма.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий[источник не указан 166 дней]; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии[6], разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты считают [кто?][источник не указан 166 дней], что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».

Также многие трансгуманисты считают[кто?][источник не указан 166 дней], что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности).

Технологии

Технологии улучшения человека ( (англ.)[1]) — технологии, которые могут быть использованы не просто как компенсирующие или восполняющие недостатки функций инвалидов и больных людей, но также могут повысить способности и возможности человека на новый, недосягаемый ранее уровень.

Существующие технологии

  • Репродуктивные технологии
    • Преимплантационная генетическая диагностика и отбор эмбрионов.
  • Физические:
    • Допинг
      • Средства, улучшающие производительность ( (англ.) Performance-enhancing drugs)
    • Пластическая хирургия
    • Экзоскелет
  • Ментальные:
    • Ноотропы

Ожидаемые технологии

  • Генная инженерия человека
  • Нейрокомпьютерный интерфейс

Умозрительные технологии

  • Загрузка сознания
  • Экзокортекс (англ.)русск.
  • Изолированный мозг

Критика трансгуманизма

Само понятие и перспективы улучшения человека вызвали множество критики, споров и дискуссий. Так, Френсис Фукуяма назвал трансгуманизм «самой опасной в мире идеей»[7][8]. Критика трансгуманизма и его предложений имеет две основных формы (часто дополняющие друг друга):

  • «практическую» — возражения против достижимости целей трансгуманизма;
  • «этическую» — возражения против целей и идей трансгуманизма, нравственных принципов и мировоззрения тех, кто поддерживает трансгуманизм либо является трансгуманистом как таковым.

Критики часто видят в целях трансгуманистов угрозу общечеловеческим ценностям, государственным социальным программам и распространению гражданских прав и свобод. Одним из крайних аргументов является сопоставление целей (а иногда и декларируемых методов) трансгуманизма с евгеническими исследованиями.

Также проблема трансгуманизма может рассматриваться как проблема выбора направления пути совершенствования человека. В отличие от религиозного решения этого вопроса через самосовершенствование с использованием инструмента свободной воли, то есть улучшая память, навыки и способности последовательно и постепенно на своём пути, трансгуманизм предполагает в том числе и экзогенное вмешательство, имплантационный апгрейд также и на физическом уровне.

Часто критика программы трансгуманизма в некоторой степени содержится[источник?] в художественных произведениях и фантастических фильмах, которые, однако, часто больше рисуют воображаемые миры, нежели анализируют проблему.

По мнению критиков[источник?], идеи трансгуманизма входят в противоречие с их желаемыми целями: например, бессмертие породит множество проблем, рассматриваемых в антиутопиях, таких как перенаселение планеты, низкий социальный уровень, ограничение свобод. Однако, согласно мнениям сторонников трансгуманизма, все эти проблемы могут быть урегулированы адекватным социальным управлением, в частности, строгим ограничением рождаемости, а также экспансией человечества в космос.

Однако, несмотря на это, «Российское Трансгуманистическое Движение» считает, что большинство трансгуманистов[9] выступает за:

  1. защиту личных свобод человека, укрепление традиций демократии
  2. поддержку социальных программ по улучшению системы образования и развития информационных технологий
  3. поддержку разработок по созданию более совершенных технологий и производств, и за счёт этого — решение проблемы бедности, разрешение экологического кризиса и улучшение качества жизни людей.

Гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм

Предметом дискуссий остаётся вопрос, является ли трансгуманизм ветвью «постгуманизма», а также то, как стоит определить постгуманизм, принимая во внимание трансгуманизм. Последний часто характеризуется как разновидность или активная форма постгуманизма, причём как его консервативными, христианскими и прогрессивными критиками, так и про-трансгуманистически настроенными учёными, которые, например, называют его «философским постгуманизмом». Общей чертой трансгуманизма и постгуманизма является предсказание некоего нового разумного вида, в который эволюционирует человек. Этот новый вид пополнит или даже заменит человечество. Трансгуманисты подчёркивают эволюционную перспективу, поддерживают направленную эволюцию, ведущую в «постчеловеческое будущее».

Также на трансгуманизм повлияла идея создания Искусственного Интеллекта, предложенная, в частности, Гансом Моравцем (англ.)русск.. Идеи Моравца и трансгуманизм характеризовались как «апокалипсическая» форма постгуманизма, противопоставленная «культурному постгуманизму» в гуманитарных науках и искусстве. В то время как такой «культурный постгуманизм» направляет усилия на переосмысление отношений человека и всё более усложняющихся машин, трансгуманизм не только не желает отказываться от устаревших концепций «автономного свободного субъекта», но и распространяет их в постгуманистическую область. Самоопределение трансгуманизма как закономерного продолжения идей Эпохи Просвещения согласуется с этой точкой зрения.

Некоторые[кто?]светские гуманисты представляют трансгуманизм результатом движения свободомыслия и указывают, что трансгуманисты отличаются от основного течения гуманизма концентрацией на технологических подходах к решению проблем человека, в том числе проблемы его смертности. Однако другие прогрессивисты указывают, что постгуманизм, будь то его философские или активистские формы, стремится уйти от вопросов социальной справедливости, реформирования социальных институтов и других центральных проблем Просвещения, к нарциссическому стремлению к бесконечному улучшению человеческого тела в поисках лучших форм существования. С этой точки зрения, трансгуманизм отходит от целей гуманизма и Просвещения.

Течения в трансгуманизме

Либертарианский трансгуманизм

Либертарианский трансгуманизм — политическая идеология, объединяющая либертарианство и трансгуманизм[10].

Исследователи, называющие себя либертарианскими трансгуманистами (Ronald Bailey из Reason magazine и Glenn Reynolds из Instapundit) выступают в защиту права на расширение человеческих возможностей. По их мнению, свободный рынок — лучший гарант этого права, так как дает большую личную свободу и процветание, по сравнению с другими экономическими системами[11][12].

Либертарианские трансгуманисты полагают, что принцип самособственности (self-ownership) — фундаментальная идея, объединяющая либертарианство и трансгуманизм. Другие принципы, такие как разумный эгоизм и рациональное отношение к новым технологиям, позволят, по их мнению, достигнуть существенного расширения свобод человека. Благодаря этому станет возможным построить государство, характеризующееся полным физическим, интеллектуальным и социальным благосостоянием, а не просто отсутствием болезней и нищеты[10].

Как непримиримые защитники гражданских прав, либертарианские трансгуманисты считают, что любая попытка ограничить право на расширение возможностей собственного тела является нарушением гражданских прав и свобод. Одновременно с этим, либертарианские трансгуманисты выступают против вмешательства государства в эту область, так как, по их мнению, любое вмешательство государства такого рода ограничивает возможность их выбора.[11][13][14]

Коммунистический трансгуманизм (технокоммунизм)

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Коммунистический трансгуманизм объединяет гуманизм, сциентизм и рационализм. Эта разновидность трансгуманизма считает, что человечество либо достигнет коммунизма, либо погибнет.

В романе Александра Владимировича Лазаревича Сеть Нанотех описывается цель и путь к её достижению развития человечества в этом направлении. Основной идеей является то, что при помощи наномашин можно создавать любые вещи и предметы из содержащегося в атмосфере диоксида углерода абсолютно бесплатно, что соответствует принципам коммунизма. Далее человек перемещает своё сознание в искусственные каналы связи, достигая бессмертия.[15]

Техногайянизм

Основная статья: Техногайянизм

Техногайянизм (от «techno-» — технология и «gaian» — Гея) — одно из течений защитников природы и трансгуманизма. Представители техногайянизма выступают за активное развитие новых технологий, которые в будущем помогут восстановить окружающую среду. Техногайянисты также утверждают, что создание чистых и безопасных технологий — важная цель всех защитников окружающей среды[16].

Техногайянисты считают, что технологии со временем становятся чище и эффективнее. Более того, такие отрасли как нанотехнология и биотехнология могут дать средства полного восстановления окружающей среды. Например, молекулярная нанотехнология позволит преобразовать скопившийся на свалках мусор в полезные материалы и продукты, биотехнология позволит создать специальные микробы, питающиеся отходами производств.

По мнению техногайянистов, человечество в настоящее время в тупике, и единственный путь для развития человеческой цивилизации — принять принципы техногайянизма и ограничить эксплуатацию природных ресурсов[17]. Только наука и техника позволят человечеству выйти из этого тупика в стабильно прогрессивное развитие и избежать катастрофических последствий глобальных рисков[18].

Исследования философии трансгуманизма

Ряд научных организаций и специалистов занимаются исследованиями в русле философии трансгуманизма. Европейским центром исследований в этом направлении является Оксфордский университет[19], в США таковым является Университет штата Аризона[20].

Трансгуманизм в России

Трансгуманизм в России продвигается и изучается, прежде всего, членами Российского Трансгуманистического Движения (РТД) — крупнейшей в своей отрасли национальной общественной неправительственной организации, принесшей идеи трансгуманизма в Россию. Среди видных деятелей РТД следует назвать выдающегося организатора трансгуманизма Валерию Прайд, футуролога Данилу Андреевича Медведева, писателя и переводчика, эксперта по глобальным рискам Алексея Валерьевича Турчина, основателя фонда «Наука за продление жизни» Михаила Батина.

С точки зрения философии, трансгуманизм обсуждается также на всероссийских и международных научных конференциях, организуемых Институтом философии РАН и Российским философским обществом[21][22]. Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму, созданный и проводимый РТД, был зарегистрирован как первичная организация Российского философского общества[23]. В рецензируемых философских журналах публикуются работы по трансгуманистической проблематике[24][25][26][27]. На философском факультете МГУ читается спецкурс «Биотехнологии и трансгуманизм»[28].

Ряд известных учёных, в частности, директор Российского НИИ геронтологии профессор В. Шабалин, занимаются популяризацией трансгуманизма[29].

В 2011 году в России появилась новая организация, занимающаяся исследованиями в области трансгуманизма: Стратегическое общественное движение «Россия 2045», которую поддерживает ряд учёных и других известных людей[кто?].

Известные философы

  • Болонкин, Александр Александрович — Институт технологии Нью-Джерси
  • Бостром, Ник — профессор Оксфордского университета
  • Вишев, Игорь — доктор философских наук
  • Ганс Моравец (англ.)русск. — американский футуролог.
  • Мур, Макс — американский философ и футуролог.
  • Рейнольдс, Гленн — профессор Теннессийского университета, публицист.
  • Курцвейл, Рэймонд — американский изобретатель и футуролог.
  • Ульянов, Анатолий — кибер-философ, критик, писатель.
  • Фукуяма, Фрэнсис — доктор политических наук, критик трансгуманизма.
  • Хаксли, Джулиан — английский биолог, эволюционист и гуманист, политик.
  • Юдин, Борис — доктор философских наук, член-корреспондент РАН[30]
  • Эттингер, Роберт — американский академик, «отец крионики».

С момента зарождения трансгуманизма создано большое количество художественных произведений различных форм, в которых тем или иным образом отражены трансгуманистические идеи.

Трансгуманизм в фантастике

В современной научной фантастике довольно популярна тема расширения возможностей человека средствами науки, создано множество утопий и антиутопий. Ряд проблем трансгуманизма рассматривался за десятилетия до формирования движения — в произведениях Роберта Хайнлайна («Жизни Лазаруса Лонга»), Артура Кларка («Конец детства»), Станислава Лема («Кибериада») и других. Трансгуманизм упоминается в британском сериале Доктор Кто, не только в отношении людей (Повелителей времени и Далеков), и в американском сериале Грань.

В произведениях жанра киберпанк (и особенно пост-киберпанк) часто затрагиваются вопросы, поднимаемые философией трансгуманизма, популярны «трансгуманистические» технологии и концепции. В качестве примеров таких произведений можно назвать «Нейроманта» Гибсона и «Схизматрицу» Стерлинга. В ряде произведений жанра пост-киберпанка (например, «Трансметрополитен») концепции транс- и постчеловечества описываются в явном виде.

В русскоязычной фантастике можно отметить представленную в некоторых произведениях братьев Стругацких концепцию люденов — людей, у которых открылись способности к переходу на более высокий эволюционный уровень.

Ниже представлены некоторые популярные книги, связанные с трансгуманизмом:

  • Трилогия «Золотой век» Джона Райта
  • «Трансчеловек», «Сингомэйкеры», «Я — сингуляр» Юрия Никитина
  • «Акселерандо», «Небо сингулярности», «Оранжерея» Чарльза Стросса
  • «Пламя над бездной», «Глубина в небе», «Конец радуг» Вернора Винджа
  • Серия «Космический апокалипсис» Аластера Рейнольдса
  • «Вентус», «Lady of Mazes» Карла Шрёдера
  • Серия «The Culture» Иэна (М.) Бэнкса
  • «Волны гасят ветер» А. и Б. Стругацких
  • «Схизматрица» Брюса Стерлинга
  • «Are You a Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World» и другие книги Ф.  М. Эсфендиари (FM-2030)
  • «Сеть Нанотех» и «Технокосм», автор Лазаревич, Александр Владимирович[31]

Начинают выделяются такие поджанры научной фантастики как «singularity fiction» и «transhumanist space opera»[32]. Появляются коллективные научно-фантастические проекты на трансгуманистическую тематику («Рука Ориона»).

Трансгуманизм в музыке

Идеями трансгуманизма вдохновлялись также многие музыканты (особенно это относится к представителям различных направлений индастриала). Возможно, первопроходцами в этом плане были Kraftwerk с их альбомами «The Man Machine» и «Computer World». Из более современных релизов можно отметить альбомы Cyanotic «Transhuman», Cyberya «Mindcontrol» и Vortech «Posthumanism» (все эти группы играют индастриал-метал), а также практически всё творчество отечественного проекта Complex Numbers, а также Unreal.

Политическая борьба за трансгуманизм

В июле 2012 сначала в России[33][неавторитетный источник? 136 дней], а затем в США, Израиле и Нидерландах было объявлено[34] о начале создания трансгуманистических политических партий — партий, направленных на улучшение человека через победу над старением. Актив партий представлен в основном трансгуманистами. Эти партии нацелены на оказание политической поддержки в сфере продления жизни и обеспечение максимально быстрого и одновременно безболезненного перехода общества на следующий этап своего развития с радикальным увеличением продолжительности человеческой жизни, омоложением и остановкой старения для того, чтобы большинство живущих в настоящее время людей успели воспользоваться достижениями науки и увеличить свою жизнь на сколько это будет возможно долгий срок.

См. также

  • Открытый индивидуализм
  • Космизм
  • Иммортализм
  • Российское трансгуманистическое движение
  • Технологическая сингулярность
  • Технократия
  • Сверхчеловек
  • Футурология
  • Нанотехнология
  • Крионика
  • Шкала Кардашева
  • Искусственный интеллект
  • Нейрокомпьютер
  • Когнитивная свобода
  • Морфологическая свобода
  • Список важнейших понятий трансгуманизма
  • Постчеловек
  • Человек разумный
  • Трансчеловек
  • Список новых перспективных технологий
  • Хокинг, Стивен Уильям#Мировоззрение
  • Нанообщество

Примечания

  1. Российское Трансгуманистическое Движение
  2. Futurisms: «The means to make the man of the future»
  3. The transhumanist Culture
  4. Ник Бостром. История трансгуманистической мысли (англ.)
  5. http://transhumanism.org/resources/survey2005.pdf
  6. Известия. Ру: Академик Вячеслав Степин: станет ли человек промежуточным звеном на пути к другой мыслящей субстанции?
  7. Bostrom Responds to Fukuyama’s Assertion that Transhumanism is World’s Most Dangerous Idea // World Transhumanist Association, 10.09.2004
  8. Bostrom N. A History of Transhumanist Thought // Journal of Evolution and Technology. Vol. 14 (1), April 2005. doi=10.1.1.98.7951
  9. Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму — Российское Трансгуманистическое Движение
  10. 1 2 The Politics of Transhumanism
  11. 1 2 Bailey, Ronald (2005). Liberation Biology: The Scientific and Moral Case For the Biotech Revolution. Prometheus Books. ISBN 1-59102-227-4.
  12. Reynolds, Glenn (2006). An Army of Davids: How Markets and Technology Empower Ordinary People to Beat Big Media, Big Government, and Other Goliaths. Thomas Nelson. ISBN 1-59555-054-2.
  13. amor mundi: Bailey on the CybDemite Menace
  14. Transhumanism and the Limits of Democracy — Reason Magazine
  15. Александр ЛАЗАРЕВИЧ СЕТЬ «НАНОТЕХ»
  16. Hughes, James Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. — Westview Press, 2004. — ISBN 0-8133-4198-1
  17. Rosenzweig, Michael (2005). Win-Win Ecology: How The Earth’s Species Can Survive In The Midst of Human Enterprise. Clarendon Press. ISBN 0-19-515604-8
  18. Hughes, James (2004). Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Westview Press. ISBN 0-8133-4198-1
  19. Future of Humanity Institute — Research
  20. ASU Transhumanism
  21. http://www. informika.ru/text/exhibit/papers/2006/c11-1.html
  22. Российская Ассоциация Политической Науки
  23. Семинар — Российское Трансгуманистическое Движение
  24. В. В. Удалова (Прайд), Д. А. Медведев. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания//Философские науки, 2008г, № 1, с. 97—117
  25. В. Ю. Аргонов. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?//Вопросы философии, 2008г, № 12. с.22—38
  26. Б. Г. Юдин. Сотворение Трансчеловека//Вестник Российской академии наук, 2007, том 77, № 6, с. 520—527
  27. С. С. Хоружий. Проблема постчеловека, или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки, 2008г, № 2
  28. Спецкурсы — Кафедра философской антропологии — Философский Факультет МГУ им. М. В. Ломоносова
  29. В Турции перевернулся автобус с российскими туристами — Происшествия и инциденты в России и мире — МК
  30. Сотворение Трансчеловека — Российское Трансгуманистическое Движение
  31. Сайт А. Лазаревича
  32. http://www.orionsarm.com/intro/space_opera.html
  33. Anmelden | Facebook
  34. A Single-Issue Political Party for Longevity Science

Ссылки

В Википедии есть портал
«Трансгуманизм»

Основополагающие документы

  • Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму.
  • Принципы экстропианства.
  • Сайт о FM-2030 на русском языке.
  • Манифест альтернативного трансгуманизма.

Организации и движения

  • Российское Трансгуманистическое Движение.
  • Всемирная трансгуманистическая ассоциация.
  • Всемирный культурный центр трансгуманизма.
  • Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма.
  • Стратегическое общественное движение «Россия 2045».

Сайты, сборники статей и блоги по проблемам трансгуманизма

  • h+ Magazine — ежеквартальное издание о трансгуманизме.
  • Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего — первая научная книга по трансгуманизму в России, 2008 г.
  • База данных публикаций и ресурсов, посвященных крионике.
  • Будущее человека и цивилизации.
  • Бессмертие людей и электронная цивилизация. Сборник статей А. Болонкина(недоступная ссылка).
  • Сообщество в «Живом Журнале», посвящённое трансгуманизму.
  • Вечный разум — новостной сайт по технологиям трансгуманизма.
  • Футурологический интернет-проект «2084».
  • Все о продлении жизни вплоть до бессмертия — сайт-памятник Дмитрию Рязанову, основателю Российского Трансгуманистического Движения.
  • Сообщество в «Живом Журнале», посвящённое крионике

Рассылки

  • Рассылка Российского трансгуманистического движения.
  • Дискуссионный лист сайта «Bessmertie.ru».

Трансгуманизм | Определение, история, этика, философия и факты

трансгуманизм , философское и научное движение, выступающее за использование современных и новых технологий, таких как генная инженерия, крионика, искусственный интеллект (ИИ) и нанотехнологии, для расширения человеческих возможностей. и улучшить состояние человека. Трансгуманисты предвидят будущее, в котором ответственное применение таких технологий позволит людям замедлить, обратить вспять или устранить процесс старения, добиться соответствующего увеличения продолжительности жизни человека и улучшить его когнитивные и сенсорные способности. Движение предполагает, что люди с расширенными возможностями эволюционируют в улучшенный вид, превосходящий человечество, — «постчеловека».

История

Термин трансгуманизм популяризировал английский биолог и философ Джулиан Хаксли в одноименном эссе 1957 года. Хаксли считал, что теперь социальные институты могут заменить человеческую эволюцию в совершенствовании и улучшении человеческого вида. Хотя Хаксли был в основном озабочен улучшением условий жизни человека посредством социальных и культурных изменений, общее представление о выходе человечества за пределы самого себя было принято зарождающимся трансгуманистическим движением, которое объединилось вокруг значительных научных достижений, таких как развитие компьютерных технологий, появление космических полетов и успешное использование криоконсервации (например, человеческих яйцеклеток и эмбрионов).

В 1980-х недавно созданные трансгуманистические организации и школы мысли выступали за продление человеческой жизни, крионику, космическую колонизацию и футуризм (изучение текущих тенденций с целью прогнозирования, планирования и влияния на их возможные результаты). В 1986 году американский инженер К. Эрик Дрекслер опубликовал книгу « Engines of Creation » — исследование будущих применений нанотехнологий и молекулярного производства. Кроме того, он и американский исследователь Кристин Л. Петерсон основали Институт Форсайта для содействия безопасному внедрению нанотехнологий и биоинженерии. Также в 19В 80-х годах американская художница-концептуалист Наташа Вита-Море опубликовала развивающийся манифест трансгуманизма и «Заявление о трансгуманистическом искусстве», в котором провозглашалось «проектирование» будущего, в котором эстетика сливается с наукой и технологиями для улучшения чувственного опыта, а также для улучшения и расширения человеческого разума. жизнь. Другими выдающимися представителями трансгуманистического движения были американский философ Джеймс Хьюз и канадский робототехник австрийского происхождения Ханс Моравец.

В 1990-х годах «экстропианство», либертарианская доктрина, выступающая за преодоление человеческих ограничений с помощью технологий, вышла на передний план трансгуманистического движения. Британский философ Макс Мор основал Институт экстропии в начале десятилетия вместе с американским философом и юристом Томом У. Беллом, который использовал термин «9».0009 extropy для обозначения концепции, противостоящей энтропии, подчеркивающей индивидуалистический активный подход движения к расширению человеческого потенциала. В 1998 году шведский философ Ник Бостром и британский философ Дэвид Пирс основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию (WTA), международную организацию, продвигающую трансгуманизм как серьезную академическую дисциплину. WTA переименовала себя в Humanity+ в 2008 году, чтобы спроектировать более разнообразное и целостное видение трансгуманизма, которое включало в себя направления мысли Института Extropy (который закрылся в 2006 году) и WTA и выступало за безопасное и этичное использование технологий для расширения возможности человека.

Трансгуманизм получил дальнейшую поддержку со стороны предпринимателей Силиконовой долины, в том числе соучредителя Google Ларри Пейджа, Джеффа Безоса из Amazon и Илона Маска из Tesla. В 2013 году Пейдж основал компанию Calico Life Sciences LLC (Calico Labs), занимающуюся исследованиями и разработками, целью которой является увеличение продолжительности жизни человека с помощью передовых технологий. В начале 2022 года Безос и другие сторонники инвестировали 3 миллиарда долларов в Altos Labs, биотехнологическую компанию, стремящуюся обратить вспять старение и болезни. Маск основал SpaceX в 2002 году в надежде создать человеческие колонии на Луне и Марсе, а в 2016 году запустил Neuralink для разработки имплантируемых мозговых чипов. В июле 2022 года компания Synchron, занимающаяся производством мозговых чипов, объявила об успешной имплантации чипа в мозг пациента с БАС (боковой амиотрофический склероз) в Соединенных Штатах. Чип был разработан, чтобы позволить тяжело парализованным пациентам использовать цифровые формы общения со своими мыслями.

Этика и философия

По мере того, как трансгуманистические идеи развивались от теории к реальности в конце 20-го и начале 21-го веков, этические проблемы все больше занимали центральное место в трансгуманистической философии. Научные прорывы, включая терапию стволовыми клетками, экстракорпоральное оплодотворение, чипы мозга, клонирование животных, экзоскелеты (например, роботизированные руки), искусственный интеллект и геномику, перенаправили диалог между сторонниками трансгуманизма и его критиками из будущего в настоящее.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Сторонники трансгуманизма утверждают, что новые технологии могут быть использованы для устранения болезней и улучшения жизни людей, а также для решения насущных глобальных проблем. Например, мозговые чипы и «загрузка разума» — изначально причудливые сны тех, кто ищет форму бесконечного разума или бессмертия посредством компьютеризированного расширения сознания — могут использоваться для лечения или преодоления неврологических расстройств, таких как слабоумие, болезнь Альцгеймера и паралич. . Точно так же вероятные катастрофические последствия изменения климата побудили некоторых трансгуманистов продвигать космическую колонизацию. Критики возражают, что реализация трансгуманистической цели замедления или обращения вспять старения и увеличения продолжительности жизни людей только усугубит перенаселение, на что трансгуманист может подтвердить необходимость создания человеческих колоний на Марсе.

Опасения по поводу того, что трансгуманистические технологии приведут к еще большему социальному неравенству, являются одними из самых громких критических замечаний в адрес движения. В статье, опубликованной в журнале Foreign Policy в 2004 году, американский политический теоретик Фрэнсис Фукуяма назвал трансгуманизм «самой опасной идеей в мире», предупредив, что предложения биотехнологии могут привести к «ужасной моральной цене» прав человека. Фукуяма указал, что большие экономические различия между странами могут еще больше побудить «продвинутых» людей претендовать на более высокие права по сравнению с «теми, кто остался позади».

Трансгуманизм по-прежнему сравнивают с евгеническим движением, отражая опасения, что технология будет использоваться теми, кто хочет стать или разводить «сверхлюдей». Например, синтетическое производство гормонов, таких как эритропоэтин, который естественным образом вырабатывается в почках и увеличивает выработку эритроцитов, а также адаптивные технологии, такие как бионические имплантаты и протезы из углеродного волокна, востребованы не только людьми с заболеваниями крови. или с инвалидностью, но и спортсменами без инвалидности, стремящимися улучшить свои результаты. И наоборот, трансгуманисты могут утверждать, что генная инженерия уже давно практикуется в сельском хозяйстве и животноводстве, что привело к появлению общепринятых черт современной жизни, от сладкой кукурузы до домашних собак и кошек.

Хотя трансгуманизм характеризуется как материалистическая и атеистическая или агностическая философия, некоторые трансгуманисты придерживаются теорий, которые напоминают или даже адаптируют нью-эйдж, буддийские или христианские верования. Например, в книге «Физика бессмертия » (1994) американский физик Фрэнк Типлер позаимствовал у французского теолога-иезуита и палеонтолога Пьера Тейяра де Шардена теорию точки Омега, которая предполагает, что эволюция сходится к окончательному единству, чтобы представить концепцию Бога как космического компьютеризированного разума, эквивалентного Омеге. Когда точка Омега будет достигнута, все испытают вычислительное воскрешение в бессмертии.

В книге The Age of Spiritual Machines (1999) американский футуролог и компьютерный ученый Рэй Курцвейл предсказал, что машины не только превзойдут человеческий интеллект, но и разовьют свободную волю и будут иметь эмоциональные и духовные переживания. В The Singularity Is Near (2005) Курцвейл расширил эту теорию, чтобы предсказать надвигающуюся сингулярность, в которой человеческий интеллект сольется с искусственным интеллектом, а все болезни, старение, социальные недуги и смерть будут обращены вспять, решены или устранены. . Курцвейл предсказал, что сингулярность будет достигнута к 2045 г.

Рене Остберг

Нет смерти и улучшенная жизнь: будущее трансчеловеческое? | Искусственный интеллект (ИИ)

Цели трансгуманистического движения изложены Марком О’Коннеллом в его книге «Быть ​​машиной, », которая на прошлой неделе получила приз журнала Wellcome Book. «Они верят, что мы можем и должны искоренить старение как причину смерти; что мы можем и должны использовать технологии для улучшения нашего тела и нашего разума; что мы можем и должны слиться с машинами, переделав себя, наконец, по образу наших собственных высших идеалов».

Идея технологического усовершенствования нашего тела не нова. Но степень, в которой трансгуманисты принимают эту концепцию, такова. В прошлом мы производили такие устройства, как деревянные ножки, слуховые аппараты, очки и вставные зубы. В будущем мы могли бы использовать имплантаты для расширения наших чувств, чтобы мы могли напрямую обнаруживать инфракрасное или ультрафиолетовое излучение или улучшать наши когнитивные процессы, подключаясь к чипам памяти. В конечном итоге, объединив человека и машину, наука создаст людей, которые значительно увеличат интеллект, силу и продолжительность жизни; близкое воплощение богов.

Это желаемая цель? Сторонники трансгуманизма верят, что выход за пределы естественных барьеров и ограничений, которые составляют обычный человек, приносит впечатляющие плоды. Но это повлечет за собой множество этических проблем и дилемм. Как показывает книга О’Коннелла, амбиции трансгуманизма сейчас поднимаются в нашей интеллектуальной повестке дня. Но это дискуссия, которая только начинается.

Нет никаких сомнений в том, что усовершенствование человека становится все более и более изощренным – это будет продемонстрировано на выставке «Будущее начинается здесь», которая откроется на этой неделе в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На выставке будет представлена ​​«механизированная одежда» американской компании Seismic. Эти костюмы, которые носят под обычной одеждой, имитируют биомеханику человеческого тела и дают пользователям — как правило, пожилым людям — дискретную силу, когда они встают со стула, поднимаются по лестнице или стоят в течение длительного времени.

Во многих случаях эти технологические или медицинские достижения делаются, чтобы помочь раненым, больным или пожилым, но затем перенимаются здоровыми или молодыми, чтобы улучшить их образ жизни или производительность. Препарат эритропоэтин (ЭПО) увеличивает выработку эритроцитов у пациентов с тяжелой анемией, но некоторые спортсмены также используют его в качестве запрещенного средства повышения работоспособности, чтобы улучшить способность кровотока переносить кислород к мышцам.

И это только начало, говорят эксперты. «Сейчас мы приближаемся к тому времени, когда в некоторых видах легкоатлетических видов спорта, таких как спринт на 100 метров, спортсмены, бегающие на лезвиях из углеродного волокна, смогут превзойти тех, кто бегает на естественных ногах», — говорит Блей Уитби, специалист по искусственному интеллекту. эксперт Сассекского университета.

Вопрос в следующем: когда технология достигнет такого уровня, будет ли этично позволять хирургам заменять чьи-то конечности лезвиями из углеродного волокна только для того, чтобы они могли выиграть золотые медали? Уитби уверен, что многие спортсмены обратятся за такой операцией. «Однако, если бы такая операция предстала перед каким-либо комитетом по этике, с которым я был связан, я бы не согласился. Отвратительная идея — отрезать здоровую конечность ради временной выгоды».

Ученые считают, что наступит момент, когда спортсмены с углеродными лезвиями смогут обогнать здоровых соперников. Фотография: Александр Лурейро/Getty Images

Однако не все в поле согласны с этим мнением. Эксперт по кибернетике Кевин Уорвик из Университета Ковентри не видит проблем в одобрении удаления естественных конечностей и замены их искусственными лезвиями. «Что плохого в том, чтобы заменить несовершенные части вашего тела искусственными частями, которые позволят вам работать лучше или могут позволить вам жить дольше?» он говорит.

Уорвик — энтузиаст кибернетики, которому на протяжении многих лет имплантировали в тело несколько различных электронных устройств. «Один позволил мне испытать ультразвуковые входы. Это дало мне чувство летучей мыши, так сказать. Я также связал свою нервную систему с компьютером, чтобы управлять рукой робота и ощущать, к чему она прикасается. Я сделал это, когда был в Нью-Йорке, но рука была в лаборатории в Англии».

Такие вмешательства улучшают условия жизни людей, настаивает Уорвик, и указывают на то, какое будущее может быть у людей, когда технологии улучшат производительность и чувства. Кто-то может счесть это неэтичным. Но даже сомневающиеся, такие как Уитби, признают, что проблемы сложны. «Этично ли взять двух девочек в возрасте до пяти лет и учить их играть в теннис каждый день их жизни, пока они не приобретут мускулатуру и скелет чемпионов мира?» он спросил. С этой точки зрения использование имплантатов или лекарств для достижения той же цели не выглядит столь плачевным.

Последний пункт особенно важен для тех, кто связан с трансгуманистическим движением. Они верят, что современные технологии в конечном итоге дают людям шанс жить целую вечность, не скованные — как они могли бы быть — слабостями человеческого тела. Вышедшие из строя органы будут заменены более долговечными высокотехнологичными версиями, так же как лезвия из углеродного волокна могут заменить плоть, кровь и кости естественных конечностей. Таким образом, мы покончим с зависимостью человечества от «наших хрупких человеческих тел версии 1.0 и заменим их гораздо более прочным и способным аналогом версии 2.0», как выразилась одна группа.

Однако технология, необходимая для достижения этих целей, опирается на еще нереализованные разработки в области генной инженерии, нанотехнологий и многих других наук, и на ее реализацию могут уйти многие десятилетия. В результате многие сторонники, такие как американский изобретатель и предприниматель Рэй Курцвейл, пионер нанотехнологий Эрик Дрекслер и основатель PayPal и венчурный капиталист Питер Тиль, поддержали идею хранения своих тел в жидком азоте и криогенной консервации до тех пор, пока медицинская наука не достигнет нужного уровня. этап, когда они могут быть возрождены, а их воскресшие тела увеличены и улучшены.

В настоящее время построено четыре таких криогенных установки: три в США и одна в России. Крупнейшим является фонд Alcor Life Extension Foundation в Аризоне, холодильники которого хранят более 100 тел (тем не менее именуемых персоналом «пациентами») в надежде на их последующее оттаивание и физиологическое воскрешение. Это «место, построенное для размещения трупов оптимистов», как говорит О’Коннелл в «Быть ​​машиной ».

Фонд продления жизни Alcor, где криогенно хранятся «пациенты» в надежде на будущее возрождение. Фотография: Алами

Не все убеждены в осуществимости такой технологии или в ее желательности. «Однажды у меня брала интервью группа энтузиастов крионики, базирующаяся в Калифорнии, под названием «Общество за отмену недобровольной смерти», — вспоминает королевский астроном Мартин Рис. «Я сказал им, что лучше закончу свои дни на английском кладбище, чем в калифорнийском холодильнике. Они высмеивали меня как смертника — очень старомодно».

Со своей стороны, Рис считает, что те, кто решит заморозить себя в надежде, что в конечном итоге оттает, будут обременять будущие поколения, которые должны будут заботиться об этих только что размороженных людях. «Неясно, какого внимания они заслуживают», — добавляет Риз.

В конце концов, приверженцы трансгуманизма предвидят день, когда люди освободятся от всех телесных ограничений. Курцвейл и его последователи считают, что этот поворотный момент наступит примерно в 2030 году, когда биотехнология позволит объединить людей, по-настоящему интеллектуальные компьютеры и системы искусственного интеллекта. Получившийся в результате человеко-машинный разум сможет свободно перемещаться по созданной им вселенной, загружая себя по желанию на «подходящий мощный вычислительный субстрат». Мы станем богами или, скорее, «звездными детьми», подобными тому, что было в конце 9 века.0009 2001: Космическая одиссея .

Это отдаленные и для многих очень причудливые цели. И тот факт, что большая часть стимула для создания таких экстремальных форм трансгуманистических технологий исходит из Калифорнии и Силиконовой долины, не ускользает от внимания критиков. Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск, предприниматель, который хочет отправить человеческую расу на Марс, также считает, что, чтобы не стать ненужным перед лицом развития искусственного интеллекта, люди должны слиться с машинами, чтобы улучшить свой собственный интеллект.

Это часть мира, где за культурой молодости следуют фанатично и где старости опасаются больше, чем где-либо еще на планете. Отсюда непреодолимое желание попытаться использовать технологии для преодоления их последствий.

Это также один из самых богатых регионов мира, и многие из тех, кто сомневается в ценности трансгуманистического движения, предупреждают, что оно рискует создать технологии, которые только усугубят пропасть в уже разделенном обществе, где только некоторые люди смогут позволить себе становятся улучшенными, в то время как многие другие теряют.

Позиция подведена Уитби. «История усеяна злыми последствиями того, что одна группа людей считала себя выше другой группы людей», — сказал он. «К сожалению, в случае улучшенных людей они будут действительно лучше. Нам нужно подумать о последствиях, пока не стало слишком поздно».

Со своей стороны, трансгуманисты утверждают, что затраты на усовершенствование неизбежно резко упадут, и приводят в пример мобильный телефон, который когда-то был настолько дорогим, что его могли позволить себе только самые богатые люди, а сегодня является универсальным гаджетом, которым владеет практически каждый. член общества. Сторонники настаивают на том, что такое повсеместное распространение станет характерной чертой технологий увеличения мужских и женских аугментаций.

Многие из этих вопросов кажутся отдаленными, но эксперты предупреждают, что их последствия необходимо обсудить в срочном порядке. Примером может служить искусственная рука, разрабатываемая Ньюкаслским университетом. Текущие протезы конечностей ограничены их скоростью реакции. Но руководитель проекта Киануш Назарпур считает, что вскоре можно будет создать бионические руки, которые смогут оценивать объект и мгновенно решать, какой захват ему следует использовать.

«Это принесет огромную пользу, но его использование вызывает всевозможные проблемы. Кто будет владеть им: владелец или NHS? И если он используется для совершения преступления, кто в конечном итоге будет нести ответственность за его контроль? Мы не думаем об этих проблемах, и это беспокоит».

Позицию резюмирует профессор биоэтики Энди Миа из Солфордского университета.

«Трансгуманизм ценен и интересен с философской точки зрения, потому что он заставляет нас по-новому взглянуть на ряд вещей, которые люди могут делать, а также потому, что он заставляет нас критически осмыслить некоторые из тех ограничений, которые, как мы думаем, существуют, но могут на самом деле быть преодолены», — говорит он. «В конце концов, мы говорим о будущем нашего вида».

Конечности
Протезы Люка Скайуокера и Человека на шесть миллионов долларов являются произведениями художественной литературы. На самом деле бионические конечности страдали от множества проблем: например, они становились жесткими в середине действия. Но датчики нового поколения теперь позволяют искусственным ногам и рукам вести себя гораздо более сложным образом, как человек.

Чувства
Свет, видимый человеку, исключает как инфракрасное, так и ультрафиолетовое излучение. Тем не менее, исследователи работают над способами увеличения длины волны излучения, которое мы можем обнаружить, что позволит нам увидеть больше мира — и в другом свете.