Ту 160 новый: Новый стратегический ракетоносец Ту-160 построят в 2022 году | Новости экономики | Известия

новый «лебедь» поднимается в небо

Фото: Павел Аджигильдаев  / wikimedia.org


В начале февраля впервые в небо поднялся первый опытный ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Машина создана на базе строевого Ту-160 «Белый лебедь» – самого крупного и мощного в истории военной авиации сверхзвукового самолета с изменяемой геометрией крыла.




Внешне Ту-160М почти не отличается от прежних «лебедей», но по боевым возможностям это совершенно новая машина. На что способен модернизированный самолет – в нашем материале.


Ту-160: абсолютное оружие холодной войны


Ту-160М – глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того – самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий летчики назвали Ту-160 «Белым лебедем».


Разработка самолета началась на пике ядерного противостояния СССР и США в конце 1960-х годов. Главными особенностями ракетоносца должны были стать многорежимность и возможность межконтинентальных полетов. Вооружать Ту-160 планировалось крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.


Фото: Александр Бельтюков / wikimedia.org


Изначально самолет создавался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, а затем проект был передан ОКБ Туполева. Всего в разработке самолета приняло участие около 800 организаций. Первый опытный образец поднялся в небо в 1981 году. Ту-160 − самолет-рекордсмен, поставивший подтвержденных 44 мировых рекорда. 


Новый самолет стал ответом на разработанный американцами сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer аналогичной конструкции, впервые взлетевший в 1974 году. Ту-160 обогнал своего конкурента по всем основным параметрам – он быстрее, мощнее и дальше американского «стратега».


Основная особенность Ту-160 – крылья с изменяемой геометрией. Использование такой конструкции сделало самолет более универсальным. С одной стороны, при максимально отведенных от фюзеляжа крыльях «лебедь» способен взлетать с очень короткой для такой массы взлетно-посадочной полосы. С другой стороны, в полете крылья прижимаются к фюзеляжу, и это позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей.


Фото: пресс-служба Президента РФ


К 1992 году было выпущено всего 35 ракетоносцев. Чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, самолетам были даны имена, например, «Валерий Чкалов» или «Илья Муромец». После распада Советского Союза 19 самолетов Ту-160 остались на территории Украины. Девять из них были утилизированы по совместной украинско-американской программе, один отправился в музей, а восемь удалось вернуть в Россию. К 2001 году в российских войсках было 15 действующих Ту-160. 


Только в 2005 году указом Президента самолет был официально принят на вооружение. В 2000-е годы проводилась их модернизация и усиление современным вооружением. В 2015 году Минобороны объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проделана огромная работа по восстановлению наработок и модернизации производства. В том же году Ту-160 был впервые задействован в реальных боевых действиях в Сирии.


В ноябре 2017 года на Казанском авиазаводе был построен новый ракетоносец. Самолет достраивали в рамках программы воспроизводства Ту-160 с целью опережающего восстановления технологий агрегатной и окончательной сборки. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полёт, за ходом которого лично наблюдал президент России Владимир Путин. В октябре 2019 года два Ту-160 впервые прибыли в Южно-Африканскую Республику в рамках соглашения о военном сотрудничестве. Сегодня Ту-160 является основным самолетом дальней авиации – воздушного компонента ядерной триады России.


Ту-160М: «длинные руки» ядерной триады


Разработанный 40 лет назад советскими конструкторами Ту-160 обладает большим потенциалом для обновления. Его глубокомодернизированная версия Ту-160М практически не отличается от родителя по аэродинамической схеме. Все основные отличия – в новейших системах.


Демонстрационный полет Ту-160М «Петр Дейнекин»


«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех разработал для самолета новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля и навигации, комплекс РЭБ и систему управления вооружением. На Ту-160М устанавливаются передовые системы противовоздушной обороны и защиты от помех. Результатом проведенных работ стало значительное увеличение общей эффективности авиационного комплекса при применении по назначению.


Ту-160М способен развивать впечатляющую для такого гиганта скорость – до 2000 км/ч. Самолет может с легкостью отрываться от перехватчиков и преодолевать зону ПВО противника. Детали вооружения держатся в секрете.



Программа глубокой модернизации Ту-160 – один из важнейших государственных проектов. Сегодня можно говорить о значительном увеличении эффективности данного авиационного комплекса


Анатолий Сердюков, индустриальный директор авиационного кластера Ростеха



В конце ноября 2019 года первый опытный Ту-160М был передан на наземные испытания. А уже 2 февраля текущего года состоялся первый полет первого опытного самолета на аэродроме Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. Полет проходил на высоте 1,5 тысяч метров и длился 34 минуты. Системы самолета отработали штатно, у экипажа замечаний к машине не было.


Есть мнение, что большие ракетоносцы, не оснащенные стелс-технологиями, уходят в прошлое. Однако, американцы не спешат отказываться от созданных еще в 1950-е Boeing B-52, а китайцы продолжают эксплуатировать и модернизировать Xian H-6K, в основе которого − лицензионная копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16. В отличие от сверхмощных баллистических ракет, стратегические бомбардировщики − более гибкий инструмент международного влияния. Если запущенную по противнику ядерную ракету практически невозможно остановить, то самолет всегда можно развернуть и отправить на базу.

В воздух поднялся еще один модернизированный «стратег» Ту-160М

https://ria.ru/20221219/samolet-1839649234.html

В воздух поднялся еще один модернизированный «стратег» Ту-160М

В воздух поднялся еще один модернизированный «стратег» Ту-160М — РИА Новости, 19.12.2022

В воздух поднялся еще один модернизированный «стратег» Ту-160М

Еще один стратегический ракетоносец Ту-160 поднялся в воздух после модернизации, сообщила Объединенная авиастроительная корпорация. РИА Новости, 19.12.2022

2022-12-19T09:54

2022-12-19T09:54

2022-12-19T09:54

безопасность

технологии

юрий борисов (роскосмос)

владимир путин

россия

пао «туполев»

объединенная авиастроительная корпорация (оак)

ростех

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/04/09/1727584763_103:331:1855:1316_1920x0_80_0_0_c74bf09d0039f8146796041089ea4a57.jpg

МОСКВА, 19 дек – РИА Новости. Еще один стратегический ракетоносец Ту-160 поднялся в воздух после модернизации, сообщила Объединенная авиастроительная корпорация. «В декабре 2022 года совершил первый полёт очередной усовершенствованный стратегический ракетоносец Ту-160М, разработанный ПАО «Туполев». Летчики выполнили маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе, работоспособность самолётных систем и двигателей, а также бортового радиоэлектронного оборудования», — сообщили в ОАК. Самолеты Ту-160М выпускаются Казанским авиационным заводом (филиал ПАО «Туполев»). В марте вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал, что в 2022 году будут выпущены один новый и один модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160. Программа воспроизводства самолетов Ту-160 в модернизированном облике Ту-160М была развернута по решению президента РФ Владимира Путина. Как сообщал «Ростех», в рамках госконтракта с «Туполевым» в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на Ту-160М, восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера, сформирована новая кооперация.

https://ria.ru/20220317/ukraina-1778479657.html

https://ria.ru/20220204/raketa-1770987824.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Дарья Буймова

Дарья Буймова

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/09/1727584763_319:234:1761:1316_1920x0_80_0_0_ba0b4deff801cce865d57e514ff09cf1.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Дарья Буймова

безопасность, технологии, юрий борисов (роскосмос), владимир путин, россия, пао «туполев», объединенная авиастроительная корпорация (оак), ростех, ту-160м

Безопасность, Технологии, Юрий Борисов (Роскосмос), Владимир Путин, Россия, ПАО «Туполев», Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Ростех, Ту-160М

МОСКВА, 19 дек – РИА Новости. Еще один стратегический ракетоносец Ту-160 поднялся в воздух после модернизации, сообщила Объединенная авиастроительная корпорация.

«В декабре 2022 года совершил первый полёт очередной усовершенствованный стратегический ракетоносец Ту-160М, разработанный ПАО «Туполев». Летчики выполнили маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе, работоспособность самолётных систем и двигателей, а также бортового радиоэлектронного оборудования», — сообщили в ОАК.

17 марта, 08:00

«Нас обезглавили». Куда летят российские ракеты и бомбы

Самолеты Ту-160М выпускаются Казанским авиационным заводом (филиал ПАО «Туполев»).

В марте вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщал, что в 2022 году будут выпущены один новый и один модернизированный стратегический ракетоносец Ту-160.

Программа воспроизводства самолетов Ту-160 в модернизированном облике Ту-160М была развернута по решению президента РФ Владимира Путина. Как сообщал «Ростех», в рамках госконтракта с «Туполевым» в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на Ту-160М, восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера, сформирована новая кооперация.

4 февраля, 03:39

Источник: Ту-160М станет первым самолетом с ракетами обратного старта

Ростех поставил два модернизированных стратегических бомбардировщика Ту-160М

Ростех поставил модернизированный Ту-160М и новый Ту-160М для начала летных испытаний, что является обязательным условием их принятия на вооружение.

Ростех, государственный конгломерат, объединяющий ведущие оборонные компании России, сообщил о поставке двух стратегических ракетоносцев Ту-160М (прозванных «Белый лебедь» из-за изящных линий и белой окраски). Один из них — обычный Ту-160, прошедший глубокую модернизацию до нового стандарта М, а другой — совершенно новый самолет, построенный на базе модернизированной версии.

«Ту-160 — важнейшая часть российской ядерной триады, поэтому модернизация боевых машин и возобновление производства этих стратегических бомбардировщиков — наша приоритетная задача. Модернизированные ракетоносцы превосходят своих предшественников по своим характеристикам, получили новое бортовое радиоэлектронное оборудование, двигатели НК-32-02 и другие системы. В ближайшие годы производство этих машин будет увеличиваться», — отметил генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.

Летно-испытательная станция проведет необходимые испытания систем и двигателей самолета, а также бортового радиоэлектронного оборудования, после чего самолет будет передан ВВС России. Предполагается построить около 40 новых единиц из расчета 2-3 Ту-160М в год.

Новый «Белый лебедь»

Первый прототип Ту-160М на взлетно-посадочных испытаниях в январе 2022 года. Фото: Ростех.

— Реклама —

Информации об особенностях и новых возможностях Ту-160М практически нет, поскольку все, что касается этого средства, имеющего фундаментальное значение для стратегии сдерживания России, окружено ореолом секретности.

Российские правительственные чиновники рассказали очень мало. Кабина была отремонтирована в соответствии с современными стандартами, и все бортовое электронное оборудование, как сообщается, было заменено новым, более функциональным.

Одной из новых особенностей Ту-160М является установка хвостового радара, который сканирует заднюю полусферу самолета для обнаружения приближающихся вражеских самолетов или ракет.

Еще одна из приобретенных инновационных возможностей, связанных с вышеупомянутым, заключается в том, что он сможет нести ракету «воздух-воздух» обратного пуска. Хвостовой радар бомбардировщика Ту-160М будет обнаруживать приближающиеся угрозы из задней полусферы, будь то зенитные ракеты или приближающиеся истребители, и сбивать их собственными ракетами класса «воздух-воздух». Это вполне можно было бы считать первым средством активной самообороны, установленным на боевом самолете, на которое раньше могли полагаться только боевые корабли, а в последнее время и некоторые боевые танки и бронемашины.

И последнее, но не менее важное: Ту-160М, как новые, так и модернизированные, оснащаются новыми двигателями НК-32-02, которые вносят улучшения в значительное количество узлов и деталей, что приводит к заметному снижению расхода топлива, что на практике означает что у «Белого лебедя» будет еще больший радиус действия.

Второй полет первого Ту-160М новой постройки

Второй полет первого опытного образца вновь изготовленного Ту-160М. Фото: ОАК

Ростех также сообщил, что в декабре был проведен второй испытательный полет первого прототипа вновь построенного Ту-160М, спустя почти год после его первого полета.

См. также: Спустя десятилетия после распада СССР новый «Белый лебедь» впервые покидает гнездо

В рамках испытательного полета были выполнены маневры для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе, работоспособность новых систем и двигателей, а также бортового радиоэлектронного оборудования.

Ту-160 — самый большой и мощный сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла в истории боевой авиации и останется таковым еще несколько десятилетий.

Последние новости

— Реклама —

Полное производство российского бомбардировщика Ту-160 возобновлено спустя 30 лет Тяжелый бомбардировщик совершил свой первый полет 12 января, достигнув высоты 600 м (2000 футов) во время 30-минутных испытаний.

Все еще ожидая окраски в светло-зеленой грунтовке, модернизированный Ту-160М поднялся в небо под командованием летчиков-испытателей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) с аэродрома Казанского авиационного завода, где производилась сборка бомбардировщика. Короткий тест был предназначен для проверки устойчивости и управления самолетом, прежде чем переходить к более масштабным этапам испытаний.

Испытательный полет знаменует собой начало возобновления серийного производства Ту-160М после завершения испытаний совершенно нового прототипа бомбардировщика, первый полет которого состоялся 2 февраля 2020 года. контракт между Минпромторгом России и ПАО «Туполев», дочерним предприятием мажоритарной российской государственной ОАК, с запланированным полным тиражом в 50 единиц.

Ту-160М имеет улучшенные системы и большую дальность полета

ОАК

Возрождение производства Ту-160М знаменует собой существенное изменение в военной политике России. В 2016 году сообщалось, что только 16 находились в эксплуатации. Теперь, после решения президента России Владимира Путина, самолет возвращается к полному производству совершенно новых самолетов впервые с тех пор, как линия была закрыта после распада Советского Союза. .

Это важно, потому что Ту-160 общеизвестно дорог в производстве, а несколько предыдущих попыток возродить производство не увенчались успехом, простите за каламбур, сдвинуться с мертвой точки и обычно заканчивались только работами по достройке или модернизации старых планеров из России или закуплены на Украине, которая унаследовала часть бомбардировщиков после падения коммунизма.

В итоге возрождение Ту-160 означает восстановление целых производственных линий и переобучение старым навыкам, таким как вакуумная сварка титана, а также внедрение цифровых технологий.

Ту-160М на взлете

ОАК

Ту-160М, также известный как «Белый лебедь», известен не только как реликт многолетнего конфликта Варшавского договора с НАТО и его союзными державами, он также занесен в книгу рекордов как самый большой и тяжелый сверхзвуковой боевой самолет, самый быстрый из когда-либо летавших бомбардировщиков, а также самый большой и самый мощный из когда-либо построенных сверхзвуковых самолетов с изменяемой геометрией крыла.

Впервые поднявшийся в воздух в 1982 году, Ту-160 изначально был разработан как ответ на сверхзвуковой бомбардировщик B-1 Lancer ВВС США, предназначенный для доставки ядерных бомб через советскую систему ПВО. Хотя американцы свернули производство B-1 и варианта B-1B, разработка и производство Ту-160 продолжались.

В результате получился самолет с экипажем из четырех человек, который был больше, чем B-1B, а также быстрее и с чуть большей дальностью боя. При длине 54 м (177 футов) и размахе крыла 55 м (183 фута) при полностью выпущенных стреловидных крыльях Ту-160 имеет максимальную взлетную массу 275 000 кг (606 271 фунт). Первоначально он был оснащен четырьмя ТРДД «Самара» НК-321 с форсажной камерой, развивающими 55 000 фунтов каждый и разгоняющими бомбардировщик до максимальной скорости 2,05 Маха и крейсерской скорости 0,9 Маха.на дальность 12 300 км (7600 миль), хотя эти двигатели теперь заменены новой серией двигателей НК-32, которые увеличивают дальность полета на 1000 км (620 миль).

Ту-160М на земле

ОАК

Несмотря на то, что Ту-160 способен нести 45 000 кг (99 208 фунтов) гравитационных ядерных бомб в двух внутренних отсеках, его более правильно рассматривать как ракетоносец, поскольку его стандартной нагрузкой является револьверная пусковая установка для Радуга Х-55СМ / 101/102. /555 крылатых ракет или 12 ядерных ракет малой дальности AS-16 Kickback. Ту-160М также сможет нести гиперзвуковую ракету Х-47М2 «Кинжал».

Помимо новых бомбардировщиков Ту-160М, существующий парк Ту-160 модернизируется до стандартов Ту-160М, что включает в себя новые пилотажно-навигационные системы, системы связи и управления, а также новые радиолокационные и радиоэлектронные средства противодействия.

Первый из новых Ту-160М планируется поставить в ВВС России в 2023 году.

«Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в модификации М, с использованием модернизированных двигателей, модернизировали системы управления летательными аппаратами, навигационные системы и системы управления вооружением», — заявил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.