Содержание
Тайна гения Леонардо да Винчи
Новое время
Тайна гения Леонардо да Винчи
Художник по образованию и ученый по призванию, Леонардо да Винчи воспользовался возможностями, открывшимися перед пытливым умом в эпоху Ренессанса. В Италии и Франции, наиболее прогрессивных государствах того времени, он пестовал свой гений художника, сценографа, военного и гражданского инженера. Мы попытаемся приоткрыть завесу тайны, которая окутывает всю жизнь и творчество мэтра, нам хочется понять, что явилось побуждающим мотивом в создании механизмов и аппаратов, великолепных картин и философских трактатов, которые до сих пор вызывают восхищение и бурную полемику.
Неизвестный художник. Портрет Леонардо да Винчи. Сангвина, 333 х 213 мм, Библиотека Реале, Турин. Италия
Благодаря дневниковым записям Леонардо да Винчи, мы знаем жизненную программу, которую он себе установил. «Железо ржавеет, если им не пользуются,- писал мэтр, — вода застаивается и гниет, а в холоде замерзает и превращается в лед. Так и праздность подрывает силу ума». Одно только это может дать ответ на вопрос, в чем загадка гения Леонардо – неустанно давать пищу уму, анализировать происходящее и мир вокруг, искать причину всего и сущность всякой вещи. Леонардо да Винчи – сын своей эпохи, когда Возрождение приходит на смену Средним векам, когда догмат встречается с гуманизмом, именно тогда на первый план выходит искусство и наука, как метод познания себя и мира. И, тем не менее, жизнь художника можно резюмировать как бесконечное блуждание, поиск ответов на вопросы, которые даны будут гораздо позже, спустя поколения после его смерти. От рождения в 1452 г. близ Винчи в Тоскане до смерти близ Амбуаза в 1519 г. жизнь Леонардо была наполнена надеждами и меланхолией, идущими об руку с Ренессансом, а также нескончаемыми войнами, которые вела его родная Италия. Полутона и контрасты свойственные Новому времени находят отражение и в творчестве Леонардо.
Леонардо да Винчи появился на свет в результате социального мезальянса. Его отец – Пьеро да Винчи – нотариус Флорентийской республики, уважаемый и знатный господин; мать, о которой известно только имя – Катерина, дочь крестьянина. В браке родители мальчика не состояли. К счастью, ребенок родился до Католической Реформации, которая запрещала признание незаконнорожденных, отец «успел» отдать сына в обучение в художественную мастерскую Вероккьо, в которой Леонардо постигал азы мастерства живописца начиная с 1469 г. Мастерская Вероккьо была одной из самых активных во Флоренции. Здесь писались на заказ картины, велось обучение молодых людей искусству, морали и этикету.
В 26 лет Леонардо да Винчи окончательно поселяется во Флоренции и открывает собственную мастерскую, которая становится популярной среди знати. В 1482 г. он впервые выступает на дипломатическом поприще: Лоран Медичи отправляет Леонардо ко двору Людовика Сфорцы, но не в качестве придворного живописца, а как устроителя празднеств для герцога и его свиты. Самым грандиозным торжеством, организованным Леонардо в Милане, считается «Райский праздник». И все же Леонардо стремиться писать, и остается в памяти миланцев именно как живописец. С 1494 по 1498 гг. он пишет Тайную вечерю на стенах обители Санта-Мария-делле-Грацие. Ему сделан заказ на создание конной статуи самого Людовика Сфорца. Герцог пожелал, чтобы его изобразили подобно античным римским воинам. Мэтр успел сделать статую коня из глины (на отлитие которой должно было пойти 100 тонн бронзы), как новый поворот разрушил все планы.
Этюд к конной статуе Сфорцы ок. 1488-1489 гг. Виндзорский замок, Виндзор, Великобритания
В 1499 г. французский король Людовик XII захватил Милан и сверг Сфорца. Солдаты уничтожили глиняную статую, а то, что от нее осталось использовали в качестве мишеней для стрельбы из арбалета. В то время французы еще не интересовались итальянской живописью, эпоха Возрождения только только набирала обороты. Для Леонардо да Винчи начинается период скитаний, он ищет приложения своим талантам инженера и политика. В Венеции он работает над проектом защиты города от оттоманской агрессии; в Мантуе, при дворе одной из самых знаменитых женщин Ренессанса – Изабеллы д’Эсте, он занимается светскими беседами и делает наброски к портретам; в провинциях, переданных Александром VI Борджиа своему сыну Цезарю, в 1502 г. он дает советы по строительству фортификационных сооружений. Вместе с Леонардо да Винчи здесь работает еще один известный флорентиец Никколо Макиавелли.
В 1502-1503 гг. Леонардо да Винчи и Макиавелли находятся при дворе Цезаря Борджиа, первый в качестве архитектора и военного инженера, второй – секретаря канцелярии, направленного из Флоренции. Когда оба они оказываются в тосканской столице восхищение, которое взаимно питают политический теоретик и художник, перерастает в настоящую дружбу. Вместе они разрабатывают проект отведения русла Арно (река в Тоскане), чтобы дать Флоренции доступ к морю. Власти благосклонно отнеслись к сотрудничеству двух великих умов Возрождения: они не только поддерживали престиж Флоренции как культурного центра, но и как бы подтверждали тот факт, что, несмотря на изгнание из провинции Медичи, республиканская власть все так же сильна и покровительствует процветанию города и его жителей.
Худ. ди Санти ди Титто Портрет Никколо Макиавелли, Палаццо Веккьо, Флоренция, Италия
Во Флоренции в 1505 г. Леонардо получает заказ от Палаццо Веккьо на создание монументальной фрески битвы при Ангиари. Сразу же после завершения работы в 1506 г. он направляется в Милан на дипломатическую службу к французам, обосновавшимся в городе. После оставления города французскими войсками в 1512 г. Леонардо вызывает в Рим брат папы, Юлиан Медичи, обещая ему множество заказов и новых проектов, достойных реноме мэтра. Медичи уже однажды обманул Леонардо пообещав тому отдать на роспись Сикстинскую капеллу, а затем передал заказ Микеланджело. Несмотря на то, что Леонардо выделили личные апартаменты в Ватикане, заказов ему так и не предоставили. «Медичи создали меня и они же меня уничтожили» — напишет он впоследствии. Будучи уже в преклонном возрасте, он полагает свою карьеру оконченной. Однако, судьба заходит совершенно с другой стороны, признание приходит откуда его совсем не ждали – от французского короля Франциска I.
Франциск I, сменив на троне своего бездетного кузена Людовика XII, начинает проводить политику сближения между Францией и итальянскими герцогствами. Этому, безусловно, способствовала его блестящая победа при Мариньяне в самый год его коронации. Новый король желает возродить искусство во Франции и прославить таким образом новую ветвь Валуа, запечатлев ее на холстах, но также и в делах – строительстве на благо отечеству. Для такой почетной миссии сложно подобрать кандидатуру, лучше чем Леонардо да Винчи, с его многогранными талантами художника, инженера, дипломата. Кроме того он не обременен другими заказами и совершенно свободен.
В 1516 г. Леонардо да Винчи пересекает Альпы верхом на муле, увозя с собой в заплечном мешке три картины, которые составляют квинтэссенцию его творчества: Джоконду, Святого Иоанна Крестителя и Святую Анну с Мадонной и младенцем Христом. Франциск I поселяет мэтра в усадьбе Кло-Люсе под Амбуазом. Во Франции Леонардо вновь начинает устраивать праздники и церемонии по образцу миланских 1490-х годов. Несмотря на то, что он ничего не создает в этот период, Леонардо активно участвует в проведении культурной политики. В 1517 он предлагает проект переустройства дворца в Роморантене, который, однако, не был реализован. Велико его участие и в подготовительном проекте строительства королевской резиденции Шамбор.
Безусловно, французский период был для Леонардо наиболее спокойным и приятным. Именно во Франции его оценили по заслугами и дали посвятить свое время тому, чем он всегда интересовался. Благодаря Франциску, ему не нужно было беспокоится о хлебе насущном. Французский король оценил полидисциплинарный гений Леонардо да Винчи и позволил ему спокойно развиваться. Могучей личности, коей был мэтр, было сложно лавировать в политических интригах и заговорах, которыми кишело правление Медичи, тогда как во Франции он мог спокойно работать. Безусловно, у него был сложный харакер. Леонардо да Винчи был вечно неудовлетворен своей работой, многое бросал неоконченным, что не могло не раздражать заказчиков. Живя в Италии, мэтр стал участником скандала, связанного с нравственностью, из-за чего многие перестали обращаться к нему с заказами. Полагали, что у него порочная связь с учеником Салаи и другими юношами из его круга. Непонятно почему столь пристальное внимание уделялось гомосексуальным связям именно Леонардо да Винчи, в то время как до склонности к греческой любви Микеланджело никому не было дела. Скорее всего дело здесь в той пылкости и страстности с которой он отдавался своим порывам, как любовным, так и интеллектуальным и творческим. На исходе Средних веков подобное рвение, очевидно, не приветствовалось.
Достаточно сложно, но в то же время интересно, анализировать художественное наследие Леонардо да Винчи. Действительно, ни у какой другой знаменитой личности мы не находим такого многообразия талантов. Гений Леонардо состоит в том, что он сделал искусство, и прежде всего искусство художественное, методом и инструментом познания окружающего мира. Все его картины – это итог размышлений и авторских экспериментов. Наследие Леонардо да Винчи включает около пятнадцати картин, о которых точно известно, что они принадлежат его кисти, некоторые из них незакончены; огромное множество рисунков и эскизов; теоретические трактаты начиная с инженерного дела и заканчивая орнитологией.
Л. да Винчи. Пропорции человека по Витрувию (Витрувианский человек), 1490 г. Галерея дел’Академия, Венеция, Италия
Картины Леонардо да Винчи, безусловно, самые глубокие в смысловом отношении его произведения. Во-первых, чувство пропорций и перспективы просто не поддается оценке. Начиная от Витрувианского человека и заканчивая Святым Иеронимом (около 1480 г.), неоконченным полотном, мы видим постоянный поиск наилучшего способа изображения человеческого тела. Во-вторых сама техника письма, очень своеобразная. Характерным для полотен Леонардо является совершенно особенное чувство и изображение перспективы. Ранее картины создавались в четкой перспективе, преломление взгляда шло через линию горизонта, где сходились все другие линии на картине. Леонардо да Винчи заметил, что трехмерность изображений достигается не четкими линиями, которыми изображались предметы и люди, но прогрессирующей размытостью форм и оттенков. Именно эта «атмосфера перспективы» придает заднему фону его полотен некую незаконченность и бесконечность. Названная сфумато, техника письма Леонардо да Винчи — одно из величайших достижений эпохи Ренессанса.
Большинство полотен Леонардо выполнены в портретной технике и представляют собой фигуры, изображенные на фоне пейзажа, от них веет некой тревожностью и в то же время спокойствием. На примере Джоконды (начатой в 1503 г.) можно наблюдать это странное взаимодействие между молодой женщиной и пейзажем за ней. Мона Лиза спокойно улыбается нам с портрета и выглядит умиротворенной, а природа за окном представлена в виде унылого и дикого пейзажа.
Интересно наблюдать, как воплощаются знания из оптики Леонардо на его картинах. Особенно очевидно это на примере Мадонны в скалах и Джоконды. Художник использует сфумато на всех удаленных от зрителя элементах, создавая таким образом перспективу, которая усиливается благодаря замкнутому кругу взглядов персонажей: Мадонны, младенца Христа, св. Иоанна Крестителя и ангела. Взгляд ангела, направленный на зрителя, как бы замыкает этот круг, делая смотрящего частью картины.
Л. да Винчи Мадонна в скалах (Дева Мария с младенцем Иисусом, младенцем Николаем Крестителем и ангелом), 1483-1486 гг., Лувр, Париж, Франция
Картины Леонардо – это вселенная во вселенной, некий таинственный мир самого художника. Специфичность техники выражается и в повторяющихся позах и жестах, как, например, рука обращенная к небу, а также в одинаковом изображении мужских и женских лиц, отчего все персонажи выглядят как андрогины. Андрогин – это стремление к идеалу, некоему универсуму, очень характерно для портретных полотен да Винчи. Известно, что он был перфекционистом, отчего многие картины были не завершены, он никак не мог добиться совершенства, поэтому просто бросал работу. Эта же андрогинность персонажа позволила некоторым романистам утверждать, что на Тайной вечере вместо апостола Иоанна изображена Мария Магдалена. Однако Леонардо был хорошо знаком с культурными и религиозными кодами Ренессанса и часто помещал символы и знаки, по которым можно было определить того или иного персонажа. Например, на портрете Джиневры де Бенчи (1474-1478 гг.) на заднем плане мы видим можжевельник (фр. genévrier), который омофонически схож с именем молодой женщины, изображенной на картине.
Л. да Винчи. Портрет Джиневры ди Бенчи, ок. 1478-1480 гг., Национальная галерея, Вашингтон, США
Малое количество картин и слава, связанная с именем Леонардо да Винчи, делают из каждой новой находки или установления авторства мэтра событие мирового масштаба. Тем не менее, без ответа остаются многочисленные вопросы: не скрыта ли фреска с битвой при Ангиари под фреской Вазари в Палаццо Веккьо; существует ли «вторая Джоконда», хранящаяся в запасниках Прадо в Мадриде? Помимо живописца, написавшего небольшое количество картин, Леонардо да Винчи известен и как странный архитектор: ни одно из спроектированных им зданий так и не было построено. И, тем не менее, множество сооружений обязано своей формой именно рисункам или советам Леонардо. С ним консультировались при возведении кафедрального собора с величественным куполом в Павии, при планировке порта в Чезенатико; при устройстве замков в Роморантене и Шамборе. Турецкий султан Баязет II советовался с ним о возведении моста с аркадами, который бы связал Босфор и Константинополь.
В 1952 г. в архивах Стамбула было обнаружено письмо Леонардо да Винчи, адресованное Баязиду II, в котором говорится о проекте сооружения большого моста через Босфор, который бы соединил две части города. Известно, что султан отправлял в Италию эмиссаров, дабы прозондировать почву относительно возможности найма архитекторов и инженеров для постройки моста. Послание датировано 1503 г. и выглядит как резюме. отправленное работодателю, в нем Леонардо указывает на свои заслуги гражданского инженера. В указанный период мэтр более не состоит на службе у Цезаря Борджиа, вероятно, он рассматривал возможность переезда в Стамбул на постоянное жительство, хотя подтверждений этому не найдено. По замыслу мост длиной в 360 м, должен был иметь 24 м в ширину и 40 м в высоту в самой высокой своей точке. В записках Леонардо был найден эскиз босфорского моста, однако, он так никогда и не был затребован оттоманским правителем, скорее всего из-за скверного перевода первого письма на турецкий.
Огромное количество попыток было предпринято для расшифровки теоретических экзерсисов Леонардо да Винчи. Мэтр часто прибегал к тайнописи, так называемому зеркальному письму, когда писал заметки справа налево, и прочесть их можно было только поднеся к странице зеркало. Несмотря на то, что уже известно и расшифровано более 16 000 страниц его дневников, большая часть записей остается неузнанной. По разным оценкам архив мэтра составляет от 80 до 100 тыс. страниц. К этому прибавляются тысячи рисунков. В своих изысканиях Леонардо коснулся практически всех научных дисциплин, однако, больше всего ему нравилось заниматься военно-инженерными разработками. Он создал великое множество фортификационных проектов, бастионов крепостей, осадных машин, ставших прародительницами штурмовых танков, проектов модернизации арбалетов, артиллерийской оснастки и т.п. Цезарь Борджиа в 1502 г заказал у него план укрепления городских стен Романьи.
В зрелом возрасте Леонардо да Винчи посвящает время занятиям гидравликой и созданием с ее помощью различных механизмов. Интерес к подъемным машинам возник у него еще в юношеском возрасте: согласно эскизу Леонардо был построен кран, с помощью которого Вероккьо смог водрузить золоченый медный купол на крышу кафедрального собора во Флоренции. Мэтр также обращается к изучению человека, поиску его места в мире, описанию анатомических пропорций и законов. Все это вылилось в создание Витрувианского человека, записки о физических законах мироздания, проекты летательных аппаратов, чтобы преодолеть эти самые законы, о которых в то время знали слишком мало, теоретизирования о гравитации. Леонардо да Винчи занимался еще и изобретением музыкальных инструментов, ему удалось создать удивительный агрегат соединив в одном спинет и виолу.
Кафедральный собор Флоренции
Помещая изобретения Леонардо да Винчи в контекст эпохи и в рамки неординарной личности, коей он являлся, мы скорее сможем понять тайну его гения. Исследуя жизнь и творчество мэтра, мы снимаем покров таинственности и мистицизма, окружавший его дела и его наследие. Становится понятным, что Леонардо да Винчи продукт своей эпохи, который опередил ее, но который без нее не смог бы народиться. Великий художник и инженер, к счастью, не увидел потрясений Реформации: на стыке XV-XVI вв. было намного больше свободы для самовыражения и искусства, чем в конце века XVI. Леонардо да Винчи родился в нужное время в нужном месте. Поэтому-то его творчество и будоражит умы людей из века XX и XXI, гораздо больше чем творчество его современников – Микеланджело или Рафаэля. Происходит это потому, что Леонардо да Винчи стремился познать человека прежде чем изобразить его.
Замок Амбуаз
Военные машины Леонардо да Винчи опережали свое время. В своем дневнике он пишет: «Я не хочу открывать миру свои изобретения, ибо страшусь, что человечество употребит их во вред себе».
1. Оружие
Первые зарисовки по усовершенствованию оружия Леонардо да Винчи сделал еще при дворе Людовика Сфорца в 1483 г. Он, как это было модно в эпоху Возрождения, обратился за образцами к Античности. Так была создана катапульта. Но Леонардо стремился также и впечатлить своих заказчиков, изобретая механизмы, которые эффектно выглядели, однако, на деле попросту не работали. Это, в частности, относится к гигантскому арбалету, который должен был пускать бомбы. Согласно чертежам, в длину оружие составляло 13 м и заряжалось с помощью сложного механизма с зубчатыми колесами. Его слабым местом были плечи лука, которые не выдерживали необходимой для натяжения тетивы нагрузки.
Гигантский арбалет. Леонардо работал над проектом арбалета с 1485 по 1488 гг. Плечи лука натягивались с помощью рычага, располагавшегося в задней части. Рычаг перемещался с помощью шести зубчатых колес, установленных под наклоном для придания устойчивости всему механизму.
Катапульта. На этом рисунке представлен наиболее простой чертеж катапульты, спроектированной Леонардо. Она позволяла метать два снаряда одновременно. Один на самом конце рычага, другой – в праще, чуть пониже.
2. Артиллерия
Первые проекты огнестрельного оружия Леонардо относятся к годам ученичества во Флоренции. Это были гениальные замыслы, намного опередившие свое время и использовавшиеся последующими поколениями. Во времена мэтра невозможно было быстро перезаряжать автомат, изобретенный им. В дальнейшем Леонардо решает работать над усовершенствованием уже существующего оружия, тех же пушек. На рисунке 1504 г. с большой художественной точностью им были переданы траектории полета снарядов, выпущенных из регулируемой пушки. Сами снаряды были осколочными и содержали в себе взрыватель и картечь.
Регулируемая пушка. Она устанавливалась на массивном цоколе, чтобы избежать отката в момент выстрела. Наклон пушки регулировался с помощью рычага.
3. Осадное искусство
Наибольшего прогресса и точности при зарисовке своих изобретений Леонардо да Винчи добился в области построения и защиты крепостей. Во время службы при дворе Сфорца он постигал основы военного искусства, которые в то время состояли в осаде и защите городских стен. Леонардо предложил гениальную систему, делавшую невозможным взобраться на стену посредством приставных лестниц. В 1508 г. он делает эскиз «непреодолимой крепости», для защиты которой не требовался окружающий ее ров с водой. Массивные стены без бойниц должны были служить надежной защитой от пушечных ядер – наиболее страшного оружия того времени.
Чтобы отбить осаду. Леонардо предложил два варианта использования поперечного бруса, который отбрасывал приставные лестницы осаждающих. Первый вариант – с использованием силы нескольких человек, второй – при помощи лебедки.
Переносной пулемет. Перегородка на задней части служит в качестве подпорки корпуса орудия. Исследователи творчества Леонардо да Винчи полагают, что высота огня регулировалась с помощью рычага.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Леонардо да Винчи: биография, интересные факты
Памятник Леонардо да Винчи: Pixabay
На излете мрачного Средневековья в Европе пробуждается интерес к идеалам античности, начинается эпоха, вошедшая в историю как Возрождение. Целая плеяда творцов создавала ее высокую культуру, а Леонардо да Винчи — признанный гений той эпохи. Универсальным человеком называют Леонардо да Винчи. Биография его — это предмет пристального внимания ученых.
Биография Леонардо да Винчи: детство, образование
Мальчик родился 15 апреля 1452 года от любовной связи наследственного нотариуса из Флоренции Пьеро и девушки-красавицы Катерины. Брак по сословным обычаям между молодыми людьми был невозможен. Вскоре Пьеро женился на знатной женщине.
Ребенок три года жил с матерью в сельской местности. Любовь к природе сохранилась навсегда, повлияла на его образ жизни: известно, что он был вегетарианцем, носил только льняную одежду.
Первый брак отца оказался бесплодным, и он забрал в свою семью внебрачного сына. С того момента тот фигурировал во всех документах нотариуса. В те времена, когда родился Леонардо да Винчи, внебрачные дети уже не были изгоями. Приставка к имени — да Винчи — это не фамилия, а название местности, где родился гений эпохи Ренессанса. Отец женился еще трижды, поэтому в жизни старшего ребенка Пьеро было четыре мачехи, 12 сводных братьев и сестер.
Первые знания Леонардо освоил в начальной школе в своем городке. Интересно, что писал всю жизнь левой рукой и справа налево, причем буквы давал в зеркальном отражении.
Записи Леонардо да Винчи: Wikimedia
В университет путь Леонардо был закрыт, оставалось самообразование. Это имело даже некоторые преимущества, потому что освободило его от чужих идей и заблуждений, присущих наукам того периода, и сделало самым образованным человеком своего времени.
Отец пытался привлечь 14-летнего мальчика к своему делу, но тот интереса не проявил. Вскоре нотариус, видя художественные склонности сына, определил его в мастерскую к Андреа дель Верроккьо, который стал первым и единственным наставником Леонардо.
Студия Верроккьо находилась на территории мастерской, в которой отливали колокола, изготовляли керамику, вырезали изделия из камня, дерева и многое другое. Здесь юноша освоил работу с металлом, выделку кожи, получил навыки ювелирного мастерства. В мастерской учителя заказывали картины, иногда их писали ученики.
В такой обстановке формировался будущий гений. Благодаря разностороннему влиянию он стал не только самым известным художником эпохи, но и исследователем, инженером, изобретателем. При этом во всем добивался блестящих результатов, а его открытия дали толчок для развития человеческой цивилизации в дальнейшем.
Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек»: Pixabay
Леонардо да Винчи: творчество, изобретения
В 20-летнем возрасте Леонардо да Винчи жил во Флоренции. Здесь началась его практика художника: он стал членом братства художников.
В 1476 году талантливый юноша обзаводится собственной студией. Но живописи молодой человек уделяет мало времени: некоторые картины да Винчи остались незаконченными, часть произведений утрачена. Но те, что остались, стали культурными иконами, стали загадками для лучших умов сферы искусствоведения.
Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа»: Wikimedia
Много мистификаций существует вокруг творений Леонардо да Винчи: картины его содержат графические коды, тайну которых пытаются объяснить исследователи. Как художник Леонардо да Винчи прославился такими произведениями, как:
- Изображения Богоматери. Он отказался от принятых веками канонов изображения Марии. Его «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» — символы счастливого материнства. Картины полны деталей, которые многое рассказывают о жизни этих женщин.
- Красивый женский портрет — «Дама с горностаем» — создан при дворе герцога Милана. На нем фаворитка правителя Чечилия Галлерани. На это указывает сложная символика картины. Предполагалось, что между ней и художником была романтическая связь, но догадки ничем не доказаны.
- В одном из монастырей Милана в трапезной на стене Леонардо создал композицию «Тайная вечеря». На ней изображен евангельский сюжет: на последнем ужине с апостолами Иисус Христос сказал, что один из них его предаст. Картина писалась на сухой стене, разрушалась, пережила несколько реставраций, последнюю, самую масштабную, — уже в ХХ веке.
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»: Pixabay
- Самый знаменитый рисунок да Винчи — «Витрувианский человек» — фигура мужчины в круге и квадрате. Это одновременно и научный труд о математических пропорциях тела, и художественное произведение.
- Самая знаменитая картина художника — «Мона Лиза», или «Джоконда». Улыбка Моны Лизы стала одной из загадок эпохи Ренессанса. Ее называют неуловимой, блуждающей, бесовской, отражающей страсти в бесстрастном образе, она едва зарождается и пропадает. Множество споров вызывал вопрос, кто изображен на картине, высказывались самые разные версии. Точку поставили совсем недавно, в 2005 году, исследователи из Гейдельбергского университета: это все-таки портрет супруги флорентийского торговца Лизы Джокондо. Сейчас он хранится в Лувре за пуленепробиваемым стеклом.
Леонардо да Винчи. «Мона Лиза»: Pixabay
Несмотря на художественный талант, сам Леонардо да Винчи считал себя в первую очередь инженером, ученым, изобретателем. Перечисление его исследований поражает широтой круга интересов:
- Он создал проект металлургической печи и прокатного стана.
- Разработал устройство подводной лодки, танка, вертолета, пулемета, парашюта, велосипеда.
- По принципу полета птиц создал летательную машину.
- Изучал строение человеческого тела (анатомию), для чего вскрывал трупы.
- Объяснил, почему светится Луна, а небо голубого цвета.
Изобретения Леонардо да Винчи опередили время. На уровне развития техники периода Ренессанса они не могли быть созданы. Некоторые чертежи гениального изобретателя остаются загадкой и для современных ученых.
Леонардо да Винчи: факты, личная жизнь, последние годы
О жизни Леонардо да Винчи интересные факты биографам найти трудно. Он оставил 10 тысяч листов различных записей, в которых мало сведений о нем самом. К тому же записи сложно читать: они содержат понятные только автору сокращения, ошибки, слова и выражения местного диалекта, в них нет знаков препинания, только иногда встречаются точки.
В юности Леонардо был осторожным человеком, а после череды драматических событий эта черта переросла в скрытность и подозрительность. В 1476 году на группу молодых людей, в которую входил и Леонардо, донесли: их обвинили в гомосексуальных отношениях. За этим последовал арест и суд. Прямых доказательств не нашли, только косвенные, поэтому их оправдали. Но это событие сильно повлияло на характер Леонардо, усилило ненависть ко всякой несвободе и ограничениям.
Вот достоверный факт личной жизни Леонардо да Винчи: он не был женат, не имел детей. Все остальное тайна, которая породила ряд догадок:
- Некоторые исследователи не сомневаются в нетрадиционной ориентации художника, называют имена его возлюбленных, среди которых ученик и модель для некоторых картин Салаи, а также друг Франческо Мельци — главный распорядитель наследства мастера.
- Предполагается, что имелись связи и с женщинами. Говорили о романтических отношениях с Чечилией Галлерани («Дама с горностаем»). Исследователи увидели в самой картине признаки нерастраченных чувств к женщине.
- Существует версия, что, поглощенный творчеством и наукой, он не знал в жизни плотской любви, никто не вызывал в нем интереса и не привлекал, он вел монашескую жизнь.
Жизнь Леонардо да Винчи прошла во Флоренции, в Милане, в Риме, а в 1516-м его пригласили ко французскому двору как придворного художника и инженера. Он продолжил научные исследования, работал над архитектурными проектами. У него начала отказывать рука, но он еще делал наброски костюмов, различных устройств и декораций для дворцовых торжеств.
В последний год здоровье мастера ухудшилось: вероятно, он перенес инсульт, по несколько месяцев был прикован к постели. Смерть наступила 2 мая 1519 года. По легенде, покидал мир да Винчи в присутствии своего друга — короля Франциска I. Прожил он 67 лет. Годы жизни Леонардо да Винчи — 1452–1519.
Наследие Леонардо да Винчи вошло в культурную сокровищницу человечества. Им и сегодня восхищаются, тщательно реставрируют и сохраняют его картины, продолжают изучать тайны его изобретений.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1879085-leonardo-da-vinci-biografia-interesnye-fakty/
Рецепт творчества да Винчи
Кристина Эсгерра
—
среда, 5 декабря 2018 г.
Леонардо, безусловно, был дальновидным. Он основывал знания на экспериментах до научной революции Ньютона и Галилея, он изобрел технику препарирования глаз и придумал гидрокостюмы за столетия до того, как их можно было изготовить. Его предвидение пришло из смешения фантазии и реальности.
Изображение: Дама с горностаем (1489-1490), Леонардо да Винчи
Леонардо определенно был дальновидным. Он основывал знания на экспериментах до научной революции Ньютона и Галилея, он изобрел технику препарирования глаз и придумал гидрокостюмы за столетия до того, как их можно было изготовить. Его предвидение пришло из смешения фантазии и реальности.
В 1482 году Леонардо начал работать постановщиком театральных представлений при дворе Людовико Сфорца в Милане. Его работа заключалась в том, чтобы инсценировать фантазии. Он создал «миры», где проходили спектакли, парады и другие публичные зрелища. Его целью было развлечь толпу и погрузить зрителей в созданные им вселенные.
Анатомические рисунки, Леонардо да Винчи
Задача построения вымыслов оказала огромное влияние на мышление да Винчи.
В качестве продюсера театрализованного представления Леонардо отвечал за спецэффекты. Он должен был спроектировать подвижные декорации сцены, организовать освещение (за столетия до появления электричества) и придумать способ заставить ангелов и фей летать. Его фантастические изобретения для театра вдохновили его на работу инженером. Согласно известному писателю Уолтеру Айзексону в Леонардо да Винчи Леонардо, вероятно, пришел в голову идея построить человеческие крылья после того, как актеры летали на сцене. Его вертолет, — говорит Исааксон, — скорее всего, предназначался для сцены.
Дама с горностаем (1489-1490), Леонардо да Винчи лучше понять его мощное творчество. Для да Винчи талант к воображению у мужчин и женщин находится в желудочке, где он тесно взаимодействует с их способностью к рациональному мышлению. Их объединение было не противоречием, а усилением обоих способностей.
Стирание грани между разумом и воображением соответствовало мировоззрению Леонардо. Он понимал пространство как континуум и видел вселенную как сумму взаимосвязанных явлений.
Он позволил своему разуму свободно смешать эти две способности. Для него это было все равно, что объединить свои знания в области оптики, анатомии, человеческих эмоций, освещения, теней, цвета и перспективы, чтобы нарисовать шедевр. Видя слово и наш разум как головоломку, которую можно собрать, и действуя соответственно, он стал одним из самых творческих изобретателей в истории и, возможно, величайшим художником.
Леонардо да Винчи, вертолет
Для Леонардо живопись требует использования разума и воображения. Это делает его высшим среди искусств. Хороший художник должен научиться наблюдать за природой и познавать ее законы. Он или она должны стать сведущими в науке оптики и математике перспективы и приучить ум видеть мир на чистом холсте.
Вместо того, чтобы убрать пятна и вмятины на стене, итальянец использовал их, чтобы пробудить воображение. «Тебе не должно быть трудно смотреть на пятна на стенах, или на пепел от огня, или на облака, или на грязь, и если ты хорошенько их рассмотришь, то найдешь чудесные новые идеи, потому что ум побуждается к новым изобретениям. темными вещами», — писал Леонардо в совете молодым художникам.
Да Винчи был искусным наблюдателем природы. Он наблюдал за этим, изучал его и, если нужно, провел тысячу опытов, чтобы понять явление и точно изобразить его.
Леонардо да Винчи, Этюд крыльев
Но именно бурное творчество превратило его в человека, вышедшего за рамки подражания природе. Он думал об объектах, которые оно не создавало. Изучая птичьи крылья, он разработал крылья для людей; смешав руки одного человека с лицом другого, он воссоздал выражение, которого никогда не видел: Христос говорит своим апостолам, что один из них предаст его; и, рисуя так, как если бы он создавал музыкальную гамму, — размещая фигуры на холсте, как композитор выбирает ноты мелодии, — он замораживал движение.
Леонардо часто называют сверхчеловеком. Сочинения и шедевры, которые он оставил после себя, подтверждают это описание. Но они также показывают, что он был не только виртуозом. Он усилил свой разум, стремился удовлетворить свое ненасытное любопытство, учился и работал как колосс. Именно так он создал некоторые из величайших картин мира: Мона Лиза (1503), Тайная вечеря (1495-1498), Спаситель мира (1500), Святой Иоанн Креститель (1523-1516), Дама с горностаем (1489-1490)…
Кристина Эсгерра
Кристина Эсгерра — философ и журналист. Она имеет степень магистра философии Свободного университета и степень магистра искусств и культуры Колумбийской школы журналистики. В настоящее время она работает внештатным журналистом между Боготой и Берлином, пишет для ArtDependece, eltiempo.com, Semana, Contemporary& и других СМИ.
Telegram-канал
ArtDependence теперь также доступен на платформе обмена сообщениями Telegram.
Telegram — это облачное приложение для обмена сообщениями для мобильных и настольных компьютеров, ориентированное на безопасность и скорость.
Подписка на канал ArtDependence позволяет вам легко оставаться в курсе последних новостей ArtDependence.
Подписаться на рассылку новостей
Изображение дня
Анна Мельникова, «Дворец Труда (palats praci), архитектор И. Претро, 1916», снято аналоговой камерой Canon, 35-мм пленкой Fuji, март 2022 г.
Анна Мельникова, «Дворец Труда (palats praci), архитектор И. Претро, 1916 дюймов, снято на аналоговую камеру Canon, 35-мм пленку Fuji в марте 2022 года.
Поиск
Об ArtDependence
ArtDependence Magazine — международный журнал, охватывающий все сферы современного искусства, а также современное и классическое искусство.
ArtDependence представляет последние новости искусства, освещая интервью с самыми влиятельными современными художниками, галереями, кураторами, коллекционерами, директорами выставок и людьми, занимающимися искусством.
Журнал также освещает серию статей и обзоров критических событий в области искусства, новых публикаций и других важных событий в мире искусства.
Если вы хотите отправить информацию о событиях или редакционном материале в журнал ArtDependence Magazine, свяжитесь с журналом через контактную страницу.
Чему Леонардо да Винчи учит нас о творчестве
Почему то, что Леонардо ди сер Пьеро да Винчи учит о творчестве, так важно? Какие таланты и качества, которыми обладал этот художник-самоучка, архитектор и ученый 15-го века, могут быть воспроизведены для достижения успеха в вашем поиске творчества, инноваций и самореализации? Ну, во-первых, он жил, когда были созданы многие из величайших изобретений и гениальных шедевров, когда-либо известных человечеству. Его называют самым разносторонним человеком всех времен и признают главным человеком эпохи Возрождения.
Автор бестселлеров и стратегический консультант Питер Фиск, говорит:
«Легко сказать, что человек «опередил свое время», но редко кто был так далеко впереди. Он мог видеть будущее — его озарения предлагали новые возможности, его воображение не было загромождено сегодняшним днем, и его изобретения действительно возникли из «будущего назад».
Наряду с его картинами, заметками, рисунками и диаграммами многое было расшифровано о логике, творчестве, методологии и футуристических достижениях да Винчи.
Леонардо да Винчи считается величайшим гением всех времен. Он был человеком неутолимого любопытства с лихорадочно изобретательным воображением. Историк искусства Хелен Гарднер утверждает, что широта и глубина его интересов были беспрецедентными. Гарднер говорит, что «разум и личность да Винчи кажутся нам сверхчеловеческими». Несомненно, этот мужчина может мотивировать вас быть изобретательными и проявлять творческий подход к вашим целеустремленным занятиям.
Ниже приведены несколько простых и практичных способов творческого мышления, раскрытия творческих талантов и свободного выражения своих способностей. Это проверенные временем подходы к творчеству, которым научил нас Леонардо да Винчи.
Поддерживайте страстное любопытство, преследуйте свои интересы и постоянно учитесь
Уроки творчества из жизни Леонардо да Винчи включают в себя сохранение любознательности и ума, который стремится учиться и наблюдать. Потребность в ненасытном любопытстве, отвергаемом интеллектом, и желание получить дополнительные знания имеют решающее значение. Это подчеркивает необходимость приветствовать интуицию и проницательность с ищущим, открытым умом. Чтобы любопытство стимулировало творчество, оно должно быть ненасытным, с неограниченным воображением и разнообразными стимулами.
С неутолимой потребностью знать вы начнете исследовать себя и постоянно задавать вопросы о том, почему вещи существуют именно так, как они есть. Могут ли они быть разными? Как их можно улучшить? Комментарий Питера Фиска:
«Спрашивать, почему всегда лучше, чем спрашивать, как, понимание контекста является более полезным местом для понимания проблемы, чем сами симптомы, и разработка лучшего продукта начинается с понимания того, что люди стремятся делать. с ним, а не то, чем он является на самом деле».
Непрерывное обучение (через книги, эксперименты, диалоги и т. д.) формирует просветленный ум, а также здоровую умственную способность мыслить нестандартно и нестандартно. Леонардо да Винчи показал, как страстное любопытство проявляется при частом посещении необычных мест. Это помогает нам понять другие подходы и определить методы решения проблем. Кроме того, люди со страстным любопытством всегда держат поблизости блокноты для немедленной записи вопросов, идей и свежих идей.
Будьте в контакте со своими чувствами, внимательно слушайте и будьте наблюдательны
Неутолимое стремление к получению новых знаний предшествует ненасытному любопытству. В свою очередь, это провоцирует усиление слуха с обострением органов чувств на внимательное и настойчивое наблюдение. Люди, проекты, методы и события вокруг тщательно изучаются. Леонардо да Винчи смог создать шедевры и совершить великие научные открытия благодаря тому, как он смотрел на окружающий мир. То, что он увидел, заставило его пересмотреть свои взгляды, преобразовав в процессе инженерные и научные теории.
Фейсал Хок и Дрейк Баер рассказывают, что «основным умением и величайшей страстью да Винчи была наблюдательность… Его упор на наблюдение был настолько велик, что он переосмыслил то, как мы воспринимаем восприятие». По мнению Леонардо да Винчи, наблюдение является основой творчества, поскольку оно обеспечивает большую основу, способность рассуждать и точку зрения. Наблюдайте банальное и обыденное. Наблюдайте за реальными людьми, их разговорами, внешностью, языком тела и поведением. Наблюдайте за растениями, животными, небом и даже за собой.
Размышляйте, размышляйте и анализируйте значение или ценность того, что вы видите. Позвольте этим наблюдениям революционизировать вас. Ваши чувства станут более тонкими и обострятся, заставляя вас лучше понимать, а также смотреть на вещи шире и глубже. Вы будете внимательно слушать и более умело расшифровывать свои выводы. С ранее неизвестными фактами вы будете рассуждать лучше других и превращать идеи в разумные решения проблем. Агрессивное любопытство, умение слушать и фиксированные наблюдения ведут к большему опыту, живому суждению, удивительному творчеству и инновациям.
Представлять и рассматривать вещи по-новому, используя хорошо сбалансированную логику и воображение
Мыслительный процесс Леонардо да Винчи превзошел мыслительный процесс его сверстников. Он размышлял более прогрессивно, был более беспристрастен и делал необычные вещи, например, комбинировал противоположности (например, искусство и наука, человек и машины). Следовательно, он мог одновременно наблюдать за противоположными платформами, выявлять сходство между ними и радикально смешивать полученные данные и статистику, полагаясь при этом на свою интуицию.
Да Винчи изучал и визуализировал вещи, используя все свои умственные способности в правильно сбалансированной манере. Он применил то, что сейчас называют правополушарным мышлением (искусство, воображение, творчество, воображение, интуиция) и левополушарным мышлением (наука, логика, анализ, линейность). Таким образом, он собрал более полную информацию для превосходной проницательности, выполнения и реализации.
Сочетание логики и воображения — это сложно, увлекательно и конструктивно. Использование интеллект-карт поможет вам организовать свои мысли и генерировать больше идей за меньшее время. Использование различных точек зрения и мнений позволяет вам увидеть возможности с других точек зрения (например, увидеть в клиенте наставника, конкурента, сторонника и маркетолога). Простой взгляд на вещи по-другому, без традиционных предубеждений, позволил Леонардо да Винчи намного опередить свое время.
Мыслить и мечтать по-крупному
Думать и мечтать по-крупному означает выходить за рамки того, что обычно известно другим людям. Это предполагает отказ от того, что знакомо и предсказуемо. Речь идет о том, чтобы думать из будущего назад, а не отсюда в будущее. Это открывает безграничные возможности для творческого интеллекта и для поиска самых лучших возможностей с бесконечным потенциалом, без ограничений и без предвзятости по сравнению с лучшими. Леонардо да Винчи учит, что слияние с большим миром, мысли о большом, прежде чем начать думать о маленьком, должным образом упорядочивает детали творчества.
Во-первых, используйте свое художественное чутье, чтобы найти новые возможности, работая в обратном направлении. Далее проанализируйте их. Когда вы сформулируете новое понятие, тщательно оцените его. Обоснуйте свои предпосылки, проверьте их и выясните, как лучше всего развить вашу теорию. Реализуйте свою идею способом, который ранее не был реализован.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Определите, какой продукт(ы) или услугу(ы) вы будете создавать, как вы будете их представлять и продавать и кому. Представьте эти большие идеи нужным людям рациональным и организованным образом. Это гарантирует вам больше шансов поделиться своими творческими решениями и получить их поддержку.
Ищите закономерности и новые связи
Размышление о будущем в первую очередь дает более широкое представление о закономерностях и новых связях. Леонардо да Винчи считал, что все вещи взаимосвязаны. Он считал, что все взаимосвязано. Он учил, что вы должны искать закономерности, обоснования, параллели, пересечения и разногласия, связанные с вашими проблемами.
Отбросьте существующие предположения, создав в уме новые стратегии. По словам Майкла Михалко, широко известного эксперта по творчеству и автора, «метафоры, которые Леонардо сформировал, навязывая связи между двумя совершенно не связанными между собой предметами, с удвоенной силой тронули его воображение». Узнайте, что могут предложить другие компании, области или отрасли, которые имеют схожие проблемы. Подумайте, как можно сопоставить непохожие вещи и как их можно объединить, чтобы получился совершенно другой предмет.
Используйте обратный мозговой штурм, чтобы получить творческие ответы. Выберите идею или продукт и объедините их с чем-то совершенно произвольным. Детализируйте атрибуты обоих, а затем соедините их. Задавайте наводящие вопросы, оценивая их с разных точек зрения. Встретьтесь с людьми, у которых есть взаимодополняющие интересы на совершенно разных рынках, и узнайте, что они могут предложить. Где бы вы ни были, чем бы вы ни занимались, ищите идеи. Ищите закономерности и связи с проектом, над которым вы работаете.
Ищите точки зрения, отличные от вашей собственной
Другими словами, получайте идеи от других людей. Майкл Гелб, писатель, консультант по творчеству и инновациям, признает:
«Миф думать, что вы должны спонтанно создать что-то совершенно оригинальное, до чего никто никогда не додумался. Это очень редко, если вообще случается. Почти все идеи вдохновлены чужой идеей».
Гельб также указывает:
«Вам не нужно изобретать велосипед; вы просто даете ему новое вращение. Так что, если вы можете придать новый смысл чужой идее, вы сделали что-то творческое».
Если вы сосредоточитесь только на одной точке зрения, вы серьезно поставите под угрозу свое творчество. Работать с умом означает вести диалог с другими и учитывать мнения, отличные от ваших собственных. Проводя больше времени с людьми из выбранной вами группы населения, вы многое узнаете об их потребностях, стремлениях, стимулах и видении. Старайтесь находить невероятное во всем, что вы обнаружите.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Поговорите с любым и каждым, кто может предложить вам интеллектуальную обратную связь. Поговорите с профессорами, парикмахерами, руководителями, коучами, аналитиками, инженерами, бухгалтерами и потенциальными клиентами — список можно продолжать и продолжать. Работайте с этими людьми, чтобы собирать свежие мысли, оценивать их и создавать жизненно важные услуги или продукты. Посмотрите на свои проекты через их наклоны. Тем не менее, тщательно изучите эти точки зрения, прежде чем делать окончательный вывод. Всегда сохраняйте свою независимость и думайте сами.
Излучайте уверенность перед лицом неизвестного
Цитируя Фрэнка Гобла: «Творческий человек гибок; он способен меняться по мере изменения ситуации, ломать привычки, сталкиваться с нерешительностью и изменениями условий без излишнего стресса. Ему не угрожают неожиданности, как это бывает с жесткими и негибкими людьми». Леонардо да Винчи проявлял готовность мириться с двусмысленностью, парадоксом и неопределенностью, что придавало его работам определенную загадочность. Контекст творчества таков, что ВЫ БУДЕТЕ время от времени сбиты с толку. Прежде чем материализуются творческие идеи, будет неясность, тайна и нерешительность.
Часто вам придется использовать так называемый метод Сократа и задавать вопросы, не имея в голове четких ответов. Креативность включает в себя способность выражать уверенность, даже когда причины и следствия неизвестны. Это включает в себя разработку дизайна, его тестирование, нарушение правил, риск и совершение ошибок. Размышляйте над истинной жизнью, ее глубоким смыслом, осложнениями и вероятностями, чтобы сохранять уверенность и самообладание. Это говорит о том, что быть философом и псевдоученым фундаментально.
Проецировать уверенность перед лицом неизвестного помогает рационализация от будущего к текущему времени. Это также включает в себя сосредоточение внимания на том, чего вы хотите, и на том, как вы этого добьетесь из того места, где находитесь в настоящий момент. Это помогает разобраться с оговорками, уменьшить угрозы и преодолеть тревогу. Это освобождает вас от изнурительных ограничений, которые порождают несоответствия. Это дает вам возможность добиваться ясности и создавать решения.
Чтобы проявить уверенность перед лицом неизвестного, не спрашивайте людей, что хорошо или чего они хотят. Вместо этого выделите то, что не так хорошо, что расстраивает и почему. Критически анализируйте отзывы, пока не обнаружите доминирующие несоответствия с ранее выявленными потребностями или в доступных для них решениях. Это прольет свет на неизвестное и поможет вам найти лучшие решения.
Смелые действия
Смелые действия превращают видения в полезные предприятия.
«Несмотря на то, что большая часть его интерпретации была интуитивной, [Леонардо да Винчи] рассматривал анализ как подтверждающую гипотезу, и прежде чем доказывать ее, нужно было сделать шаг веры. Он подкреплял свои доказательства неоднократными экспериментами и только после такой строгости доверял своим выводам. Он также обнаружил, что новые идеи часто возникают в результате более глубокого анализа и проверки и часто приближают его к истокам явлений».
Смелые действия — еще один необходимый шаг, которому Да Винчи учил о творчестве. Вставай и делай что-то, даже если в твоих предположениях все еще есть дыры. Нарисуйте картинки и поместите их на доску визуализации. Эти изображения помогут вам зафиксировать основные идеи с помощью визуальной записи развивающихся проектов. Делать модели. Создавайте гипотетические ситуации для исследования. Испытайте и бросьте вызов каждой предпосылке. Применяйте каждое из них к реальным жизненным ситуациям, если это возможно, и предусмотрительно оценивайте последствия.
Независимо от того, является ли ваша тема продуктом или услугой, подумайте о ценности и преимуществах, которые она предлагает. Удовлетворительно ли он решает определенные проблемы для вас или вашего клиента? Принесет ли это удовлетворение клиентам? Будут ли достигнуты ваши личные цели? Подумайте, кто будет вашим конкурентом. Как вы измеряете против этого? Каков реальный спрос и предложение? Достаточна ли ваша цена для удовлетворения ваших требований? Ответы на вопросы такого типа поднимут вашу креативность до победного уровня.
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
⌄ Прокрутите вниз, чтобы продолжить чтение статьи ⌄
Признавайте свои ошибки и учитесь на них
Творчество — это признание того, что вы допускаете ошибки. Никто не идеален, так что перестаньте бояться ошибиться. Это произойдет; ожидать этого. Умение признавать свои ошибки и взрослеть на них — вот главные стратегии творчества. Наверняка Леонардо да Винчи при жизни совершал огромные промахи. Он не только обучал навыкам творчества, но также учил, что совершать ошибки — это нормально и допустимо. Новые вещи изучаются, и творчество достигается методом проб и ошибок… с ляпами и промахами.
Самая известная ошибка да Винчи произошла, когда он решил нарисовать Тайная вечеря с помощью новой техники рисования, которую он разработал, «используя масляные краски на основе, которую он наносил на стену. Однако проблемы начали проявляться вскоре после того, как картина была закончена. База начала отделяться от стены… За прошедшие годы было много попыток восстановить Тайная вечеря . Хотя его прекрасный дизайн сохранился, большая часть оригинальной картины, написанной самим Леонардо, теперь утеряна. Тем не менее, он остается одним из самых почитаемых произведений искусства в мире. Совсем неплохо для ошибки.
Мораль этой правдивой истории заключается в том, что вы должны проанализировать свои собственные мнения и суждения и согласиться с другими подходами. Совершив ошибку, признайтесь в ней. Узнайте, где произошла ошибка (ошибки), как ее исправить и как избежать ее повторения. Учитесь на своих неудачах, а также на ошибках других людей. Творчество — это тяжелая работа, требующая дисциплины и настойчивости. Заставьте это считаться.
Сбалансируйте свой разум и тело – живите полной жизнью
Для творческих начинаний необходимы здоровье и физическая форма. Здоровое тело способствует острому и продуктивному уму. Уделите время регулярным физическим тренировкам. Биограф да Винчи, Джорджо Вазари, отмечал, что «дары, которыми обладал Леонардо, казались безграничными, подходящими для всех областей человеческих знаний и умений». Помимо того, что он был одним из самых творческих гениев, которые когда-либо жили, он также был искусным фехтовальщиком и наездником. Да Винчи был выдающимся спортсменом, которого обычно называли сильнейшим человеком во Флоренции.
Занимайтесь общей физической подготовкой – духовной, физической и умственной. Вы будете чувствовать себя лучше, лучше спать, лучше выглядеть и лучше творить. Измените свои стандарты и привычки. Стройте спонтанные планы и занимайтесь общественной деятельностью. Добавьте в свою программу регулярное развлечение и отдых. Позвольте себе наслаждаться полной, продуктивной и волнующей жизнью.
Резюме
Жизнь Леонардо да Винчи как художественного мыслителя дает вдохновение и нестареющие уроки для личных и профессиональных инноваций. Эти учения обеспечивают мотивацию и действия для достижения мудрости, творчества и успеха.