Успехи программ ударных БПЛА США и Европы. Ударные беспилотники сша
Ударные БПЛА США разместят в Польше » Военное обозрение
Варшава и Вашингтон ведут переговоры о размещении базы американских беспилотных летательных аппаратов на территории 12-й базы БПЛА ВВС Польши в Мирославце. Эту информацию подтвердил пресс-секретарь генерального командования Войска Польского.
Военные эксперты утверждают, что Пентагон планирует разместить БПЛА MQ-9 «Reaper». Несмотря на то, что министерство национальной обороны Польши не комментирует эти данные, известно, что американская сторона уже провела рекогносцировку в Мирославце и уже весной этого года здесь могут появиться ударные беспилотники класса MALE (средневысотные, большой продолжительности полета). Между тем на вооружении Войска Польского нет дронов такого класса, однако до конца 2018 года, в рамках технической модернизации польских ВС, планируется подписать соглашение на их покупку.
Сегодня Войско Польское располагает различными БПЛА. Самые крупные из них это тактические машины ближнего действия «ScanEagle», которые были получены в дар от правительства США в ходе миссии ISAF в Афганистане. Кроме того, на вооружении польских подразделений состоят разведывательные беспилотные машины «Orbiter» израильского производства и беспилотные системы «FlyEye» разработки частной группы предприятий «Grupа WB», работающей для оборонного сектора.
Если рассматривать американские подразделения, размещенные в Польше в рамках «усиления передового присутствия», а именно боевую бронетанковую бригадную группу, то следует указать, что у тактических соединений, размещенных в регионе, имеются дроны класса «мини» типа «Raven» или тактические беспилотные системы «Shadow 200».
Следует отметить, что многоцелевые БПЛА MQ-9 «Reaper», которые вскоре могут появиться на территории соседней Польши, способны нести бомбы GBU-12 Paveway II, GBU-38 JDAM, ракеты «воздух-земля» Hellfire (помещается 4 ракеты) и наносить удары по наземным целям с большой эффективностью. Также «Reaper» может использоваться в качестве разведчика.
Максимальная стартовая масса БПЛА MQ-9 «Reaper» – 4,7 т, из которых полезная нагрузка составляет 1,7 т. Аппарат способен развивать скорость до 370 км в час (по некоторым источникам до 480 км в час), летать на высоте 18,5 км. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 «Reaper» равна 27 часам.
До сих пор тяжелые беспилотные системы использовались в Центральной и Восточной Европе только в нескольких случаях. Например, в 2015 году американские MQ-1 «Predator» (их сменят «Reaper») применялись в Литве. В 2016 году израильские системы Hermes 900 (класса MALE) и Hermes 450 (тактические средней дальности) обеспечивали безопасность саммита НАТО в Варшаве и Мировые Дни молодежи в Кракове. Известно, что совсем недавно над Центральной и Восточной Европой, в том числе над территорией Украины, БПЛА RQ-4 «Global Hawk» выполнял разведывательный полет.
БПЛА «Reaper» активно применяются в различных боевых операциях на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.
Фактически в настоящее время на территории Польши кроме национальных ВС размещены многонациональная боевая батальонная группа НАТО, склады вооружения и военной техники, боевая бронетанковая бригадная группа США, бригада армейской авиации США, эскадрилья истребителей F-16 и звено военно-транспортных самолетов C-130 ВВС США, в воздушном пространстве страны дежурит самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией НАТО.
Это уже мощный ударный потенциал на восточном фланге НАТО непосредственно у границ Беларуси, который значительно возрастет с прибытием сюда многоцелевых БПЛА. Только вот к чему подобное усиление американского военного присутствия в Польше, не совсем понятно. Прямой угрозы от соседей у поляков нет – у россиян в Калининградской области слишком мало войск, чтобы они представляли какой-либо интерес в стратегическом плане, а Беларусь каждый год сокращает свои вооруженные силы и, если так будет продолжаться до 2020 года, их станет в четыре раза меньше польских. А тут еще и американские войска. В таком случае официальному Минску стоит пересмотреть планы по оптимизации собственных Вооруженных сил, иначе поздно будет.
topwar.ru
Успехи программ ударных БПЛА США и Европы
Когда на испытательных полигонах Запада идет успешная демонстрация новейших ударных беспилотных технологий, в российском Министерстве обороны уровень безнаказанного воровства зашкаливает уже за миллиардные отметки. Парадоксально, но факт: чем больше уровень воровства в военном ведомстве и оборонно-промышленном комплексе России, тем больше в головах у некоторых представителей военно-промышленного руководства страны оптимизма и решимости «догнать и перегнать Америку» в прорывных областях науки и техники, кардинальным образом влияющих на развитие новейших военных технологий.
Конец текущего года сложился весьма удачно для ВМС США и компании «Нортроп Грумман». В программе создания палубного беспилотного разведывательно-ударного авиационного комплекса (РУАК) UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike) отработаны очередные этапы, приближающие разработчиков к началу в 2013 году летных испытаний демонстраторов этой системы на авианосце.
Для этого создаются два опытных образца (AV-1 и AV-2) беспилотного летательного аппарата (БЛА) X-47B, разработанных «Нортроп Грумман» и представляющих на сегодня наиболее продвинутые опытные беспилотные платформы, служащие прообразом тех перспективных РУАК, которые через 10 лет могут появиться в составах палубных авиационных групп, базирующихся на атомных авианосцах американских военно-морских сил.
Новый дрон для Пентагона
В середине 90-х годов Пентагон начал работать над концепцией БЛА, предназначенного в основном для выполнения боевых задач. ВВС и ВМС США приступили к реализации двух отдельных программ создания демонстраторов ударных дронов типа UCAV (Unmanned Aerial Combat Vehicle). Для военно-воздушных сил компания «Боинг» разрабатывала демонстратор X-45, а для военно-морского флота эта программа имела обозначение UCAV-N (Unmanned Aerial Combat Vehicle – Navy), в рамках которой «Нортроп Грумман» и «Боинг» работали по двум отдельным конкурирующим проектам – X-47 «Пегас» и X-46 соответственно.
Однако в июне 2003 года американское оборонное ведомство приняло решение об объединении двух концепций для ВВС и ВМС в одну программу J-UCAS (Joint Unmanned Combat Air System) под руководством управления перспективных исследований Минобороны DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Цель такого слияния и трансформации проводимых работ заключалась в необходимости создания универсальной наступательной системы, в которой авиационный и наземный компоненты были бы адаптированы под выполнение специальных боевых задач.
Затем в декабре 2004 года DARPA получило указание передать управление всеми ресурсами программы J-UCAS в ВВС США. Однако все перестановки и трансформации не дали положительного результата, и это направление было закрыто в 2006 году. К тому времени расходы по программе на проведение НИОКР превысили 1,45 миллиарда долларов, сделав ее одной из самых дорогостоящих в области беспилотной техники, когда-либо реализованных Пентагоном.
Однако ВМС не отказались от идеи внедрить в составы своих и без того мощных корабельных авиационных групп летательные аппараты нового типа и в мае 2010 года сделали для ведущих корпораций американского ОПК запрос на информацию по палубному БЛА UCAV, получившему затем название UCLASS. Идея, занимавшая головы военно-морских стратегов США, заключалась в следующем. Потребовался малозаметный разведывательно-ударный комплекс, способный к концу 2018 года действовать совместно с пилотируемыми палубными самолетами в составе корабельной авиационной группы авианосца.
Предполагаемый РУАК в составе четырех – шести БЛА должен автономно действовать с авианосцами типа CVN-68 «Нимитц» и CVN-78 «Джеральд Форд», находиться в воздухе без дозаправки 11–14 часов, а также иметь возможность пополнять запасы топлива от самолетов-заправщиков по системам «шланг-конус» или «заправочная штанга-топливоприемник».
Важной отличительной особенностью системы UCLASS стало ее предназначение для действий в хорошо защищаемом средствами ПВО воздушном пространстве, а значит, БЛА должен был иметь малый уровень радиолокационной заметности по аналогии с палубным вариантом истребителя пятого поколения F-35C.
Контракты на проработку данной концепции ВМС выдали компаниям «Дженерал Атомикс Аэронаутикал Системз», «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман». Но сейчас нас больше интересует концепция X-47B, предложенная «Нортроп Грумман», поскольку два ее демонстратора построены, летают и готовятся к испытательным полетам на атомном авианосце «Гарри Труман». Компания получила от ВМС контракт на изготовление модели ударной беспилотной авиационной системы UCAS-D (Unmanned Combat Aircraft System Demonstrator) еще в августе 2007 года. В рамках реализуемой программы разработки и летных испытаний двух демонстраторов X-47B с габаритами истребителя будет получен необходимый опыт, который планируется использовать в последующей конкурсной программе по созданию для ВМС США палубного беспилотного РУАК UCLASS.
Вариант X-47B является усовершенствованным вариантом аппарата X-47A UCAV-N, выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка», имеет длину 11 метров и размах крыла 18,9 метра. Увеличение размаха крыла в сочетании с турбореактивным двигателем F100-220U компании «Пратт энд Уитни» позволяет модели находиться в воздухе 9 часов и обеспечивает дальность полета 2960 км. Консоли треугольного крыла аппарата выполнены складывающимися, что уменьшает его габариты и обеспечивает базирование на авианосце.
Морской вариант
Первый успешный полет X-47B выполнил в феврале 2011 года в Летно-испытательном центре имени Драйдена на базе ВВС США «Эдвардс» (штат Калифорния) и затем в июне 2012-го был переброшен на авиационную станцию ВМС Патаксент-Ривер (штат Мэриленд) для проведения следующего этапа испытаний.
Спустя месяц, 29 июля там же был осуществлен второй полет. Как сообщило командование авиационных систем военно-морских сил, демонстратор БЛА взлетел с аэродрома и находился в воздухе 35 минут, была достигнута высота 2300 метров и скорость 330 км/ч.
Этот полет над Чесапикским заливом открыл программу летных испытаний X-47B, в которых должна быть подтверждена совместимость модели со штатными летными процедурами на палубе и его взлетно-посадочным оборудованием. Воздушное пространство здесь позволяет разработчикам БЛА проводить испытательные полеты без каких-либо ограничений до момента переноса летной программы на борт авианосца в 2013 году.
Один из испытательных комплексов на авиационной станции имитирует условия авианесущего корабля и позволяет разработчикам убедиться в готовности БЛА к испытаниям на море, в частности проверить возможность взлета с помощью катапульты и точных заходов на посадку и приземление с применением аэрофинишера до момента проведения реальных испытаний на палубе.
В конце ноября текущего года на Патаксент-Ривере был проведен первый запуск X-47B с помощью береговой наземной паровой катапульты, после чего аппарат выполнил испытательный полет над Чесапикским заливом. Полетным заданием предусматривалось выполнение нескольких маневров, имитирующих программу полета БЛА при посадке на палубу авианосца по требуемой глиссаде.
По словам Дарела Мартиса, директора летных испытаний демонстратора UCAS-D в компании «Нортроп Грумман», подобный запуск – очень важный этап в программе испытаний, поскольку была продемонстрирована возможность точного управления аппаратом с помощью беспроводного ручного пульта управления CDU (Control Display Unit), который будет играть важную роль в будущих операциях с X-47B на корабле. В числе этих операций – рулежка БЛА, его перемещение к палубной катапульте и сцепка с ней, отцепка от аэрофинишера после посадки и быстрый выход с посадочной палубы.
Объединенная группа специалистов ВМС и компании-разработчика «Нортроп Грумман» продолжит наземные полеты в течение следующих нескольких недель до начала морских испытаний второго демонстратора БЛА X-47B на борту атомного авианосца CVN-75 «Гарри Труман». Эти работы будут проводиться до конца года, а в 2013-м планируется начать полеты с палубы, продолжив их в 2014 году летными испытаниями по осуществлению автономной заправки X-47B в воздухе по программе AAR (Autonomous Air Refueling) с применением заправочной штанги и конуса.
В ходе выполнения этой программы будут последовательно отработаны технологии, необходимые для последующего создания малозаметного беспилотного РУАК палубного базирования. К 2020 году ВМС планируют начать эксплуатацию на авианосце первой эскадрильи разведывательно-ударных БЛА, имеющих габариты палубного истребителя.
На начальном этапе декабрьских палубных испытаний демонстратора X-47B намечено проверить совместимость аппарата со штатными операциями, проводимыми с базирующейся на авианосце авиационной группой. Для этого на корабле установлено соответствующее оборудование и программное обеспечение. В соответствии с программой командования авиационных систем ВМС США БЛА будет выполнять различные рулежки на палубе авианосца, а также другие операции.
Летные демонстрационные испытания X-47B, запланированные на 2013 год, предусматривают выполнение демонстратором UCAS-D взлетов и посадок на палубу авианосца, нахождение аппарата в воздушном пространстве, контролируемом службой управления воздушным движением корабля, а также проведение других штатных операций с этой моделью.
В рамках программы UCAS-D планируется проверить к 2013 году возможность автономного малозаметного демонстратора X-47B безопасно действовать с авианосца, включая взлет и посадку, после чего в 2014-м будет проведена его автономная дозаправка топливом в воздухе.
В преддверии морских испытаний разработчики проверили управление аппаратом на палубе корабля с применением беспроводного ручного дисплейного устройства CDU (Control Display Unit), которое позволит операторам осуществлять маневрирование БЛА на авианосце посредством дистанционного управления. Работы были проведены в начале ноября на авиационной станции ВМС США Патаксент-Ривер и продемонстрировали возможность безопасного маневрирования аппарата на палубе, заполненной другими летательными аппаратами, при беспроводном управлении. Программой испытаний предусматривалось управление тягой двигателя БЛА, выполнение наземных рулежок, выход аппарата к катапульте и соединение с ней, а также перемещение беспилотника в имитируемой посадочной зоне после завершения посадки.
Палубный оператор X-47B будет работать в тандеме с руководителем летной палубы авианосца при выполнении операций по изменению его местоположения на корабле с применением устройства CDU. Руководитель полетов будет применять традиционные команды, отдаваемые рукой, чтобы показывать, как аппарат может двигаться по палубе. Оператор с устройством управления планирует находиться за руководителем полетов и использовать CDU для дублирования ручных команд и их передачу на БЛА в цифровой форме по беспроводной линии связи.
Успешно ведется отработка и других задач, которые должен выполнять в воздухе X-47B. В частности, проведена серия летных испытаний по демонстрации технологии, способной помочь увеличить дальность и продолжительность полета перспективных ударных БЛА палубного базирования при выполнении разведывательных или ударных операций.
В этих испытаниях демонстрировались возможности созданных аппаратных и программных средств, способных помочь X-47B выполнить автономную дозаправку в воздухе AAR (Autonomous Aerial Refueling) в 2014 году.
Как сообщила компания «Нортроп Грумман», в ходе летных испытаний по программе AAR функции ударного БЛА X-47B выполнял его имитатор – самолет «Лирджет» компании «Калспан». В качестве заправщика применялось воздушное судно K707 компании «Омега Эйр Рифьюэлинг». Демонстрировались возможности заправки двумя методами, применяемыми ВМС и ВВС США. В первом случае это была система «шланг-конус», а во втором – прием топлива от других аппаратов с применением топливной штанги. В испытаниях передача топлива в воздухе между летательными аппаратами не осуществлялась.
На «Лирджет» были установлены функциональные эквиваленты навигационной системы, процессор системы управления полетом и система обзора в передней полусфере, которые X-47B будет использовать при проведении заправочных операций в воздухе. На воздушном судне не было заправочной горловины или штангоприемника. K707 был практически идентичным самолету ВВС США KC-135 и оснащен заправочным конусом.
При каждой тренировке дозаправки в воздухе имитатор БЛА «Лирджет» выводился на удаление примерно 1,6 километра от заправщика. Затем летчик передавал управление самолетом бортовому процессору от X-47B, обеспечивающему автономное управление полетом и контролирующему самолет-имитатор при проведении испытания.
В ходе штатной операции «заправки» оператор на борту K707 или руководитель полета на земле выдавал команды «Лирджету» при прохождении каждой основной позиции при дозаправке в воздухе: наблюдение перед заправкой за крылом танкера, положение контакта за танкером при дозаправке, положение после заправки.
На борту X-47B будет применяться гибридная спутниково-визуальная навигационная система в сочетании с автономной системой управления полетом, что позволит определить и точно выдерживать дистанцию между заправщиком и заправляемым аппаратом. «Нортроп Грумман» и ВМС планируют провести дополнительные испытания по программе AAR с применением тех же самолетов, когда будут готовы отработанные в летных испытаниях аппаратные и программные средства X-47B.
Европейский аналог
Реализация программы создания ударных БЛА в США находится под пристальным вниманием ведущих европейских аэрокосмических компаний. Никто в Европе не желает, чтобы Соединенные Штаты ушли в длительный отрыв по созданию новейших технологий, которые будут востребованы в будущих военных конфликтах. В настоящее время оборонная промышленность Франции и Германии пытается воспрепятствовать закупке американских ударных БЛА MQ-9 «Риппер» (Reaper) компании «Дженерал Атомикс» (General Atomics).
Эти две европейские страны рассматривают вопрос о совместном приобретении партии этой модели для дальнейшего совместного применения. Однако те имеющиеся средства, которые предназначены для закупки американских беспилотников, по всей вероятности, могут быть изъяты из программы финансирования разработки европейского дрона, что поставит ее в сложное положение. Чтобы продемонстрировать правительствам своих стран готовность аналогичных технологий в области боевой беспилотной техники, а также оказать определенное давление на военно-политическое руководство Франции и Германии, 1 декабря 2012 года на французском испытательном полигоне Истр был проведен давно ожидаемый первый полет демонстратора европейского ударного БЛА «Нейрон».
Головной контрактант по этой программе – французская самолетостроительная фирма «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), а также группа компаний-субподрядчиков из пяти европейских государств надеются, что первый полет «Нейрона» послужит своеобразным катализатором и заставит правительства стран – участников проекта объединить усилия и координировать свои действия в области разработки собственного беспилотного аппарата. Первым шагом в этом направлении могло бы быть решение о постройке новой модели – «Нейрон-2», которая имела бы более продвинутую конфигурацию и позволила проводить интенсивные войсковые испытания возможностей перспективного ударного БЛА.
В дополнение к программе «Нейрон» компания «Дассо Авиасьон» совместно с британской «БАЕ Системз» (BAE Systems) будет исследовать возможность создания перспективного англо-французского боевого БЛА, а также средневысотного беспилотника большой продолжительности полета типа MALE (Medium-Altitude Long-Endurance).
БЛА «Нейрон» выполнил первый полет продолжительностью 25 минут, в котором была проведена оценка следующих основных этапов:— автоматическая рулежка аппарата по взлетно-посадочной полосе,— удерживание его на середине полосы,— взлет, заход на посадку и приземление,— пробег по полосе на большой скорости,— выполнение в воздухе различных разворотов,— набор высоты и пологое пикирование.
Испытания проводились в диапазоне возможных летных режимов, причем скорость аппарата достигала 277 км/ч, а высота – 610 метров.
Теперь модель планируют передать в Центр электроники систем вооружения (Centre de l’Electronique de l’Armement) Генеральной делегации по вооружениям Франции DGA для проведения четырехмесячных исследований ее демаскирующих признаков в различных диапазонах электромагнитного спектра (радиолокационных, инфракрасных, ультрафиолетовых, оптических и др.) в специальной безэховой камере. После завершения этих работ БЛА будет возвращен в Истр, где в апреле 2013 года начнется программа его летных испытаний, которые в середине 2014-го завершатся сбросом управляемых бомб из внутреннего отсека вооружения.
Бомбометание в имитируемом боевом сценарии намечено производить по наземной цели, обнаруженной, опознанной и захваченной на сопровождение оптико-электронным и инфракрасным бортовыми датчиками беспилотника. Аппарат готовят к испытаниям не только во Франции, но и в Швеции и Италии, причем каждый раз на полигонах измерят уровень его заметности в различных диапазонах электромагнитного спектра при работе национальных средств ПВО и других систем вооружения. В общей сложности в ходе летных испытаний БЛА «Нейрон» выполнит около ста полетов, каждый из которых по продолжительности будет не менее часа.
Программа создания демонстратора технологий ударного БЛА «Нейрон» объявлена в 2003 году, а соответствующий контракт стоимостью около 400 млн. евро выдан в конце 2005-го. Примерно половина этой суммы пришлась на Францию («Дассо Авиасьон» и «Талес»), в то время как остальные средства были распределены между другими участниками программы: Грецией (компания HAI), Италией («Аления Аэрмакки»), Швецией (СААБ), Испанией (EADS-CASA), Швейцарией (RUAG).
Контроль за выполнением программы возложен на Генеральную дирекцию по вооружениям Франции DGA, головным контрактантом является «Дассо Авиасьон», заключающая субконтракты напрямую со своими промышленными партнерами. Организация работ не предусматривает дублирования, законтрактованные работы рассчитаны на применение только тех ноу-хау, которые уже имеются в научно-технических заделах участников программы, а не на перспективные разработки. Такой подход, как отмечают эксперты, принципиально новый для европейских совместных программ и обеспечивает финансовую и технологическую дисциплину при реализации проекта.
В отличие от большинства других БЛА, уже находящихся в эксплуатации, «Нейрон» не является дистанционно-управляемым аппаратом, а выполняет заранее запрограммированное задание без ввода каких-либо дополнительных команд с земли. Роль наземного оператора сводится к наблюдению за ходом полета и подтверждению каждого успешного этапа, хотя при необходимости он может осуществить вход в командный контур и взять управление на себя.
Полностью автономный полет БЛА рассматривается участниками проекта как наиболее оптимальный в боевых условиях, поскольку это позволит боевому беспилотнику выполнить поставленную задачу даже в том случае, когда командная линия передачи данных будет выведена из строя интенсивными помехами. В случае применения дистанционно-управляемых летательных аппаратов типа RPV (Remotely-Piloted Vehicle) они программируются на отвесное пикирование и разрушение при ударе о землю в случае выхода из строя канала управления полетом.
Масса «Нейрона»: сухая – 5 т, полезной нагрузки – 2 т (топливо и вооружение) и максимальная взлетная – 7 тонн. Аппарат может находиться в воздухе около 3 часов, выполняя полет при скорости, соответствующей числу М=0,8, на высотах до 3000 метров.
Что касается уровня заметности БЛА, то официальные представители «Дассо Авиасьон» сравнили ее со стрелой, отметив при этом, что величина эффективной поверхности рассеяния будет исследоваться при различных ракурсах в течение следующих 18 месяцев испытаний.
/Николай Новичков, главный редактор агентства АРМС-ТАСС, vpk-news.ru/
army-news.ru
Ударные БПЛА США разместят в Польше
Варшава и Вашингтон ведут переговоры о размещении базы американских беспилотных летательных аппаратов на территории 12-й базы БПЛА ВВС Польши в Мирославце. Эту информацию подтвердил пресс-секретарь генерального командования Войска Польского.
Военные эксперты утверждают, что Пентагон планирует разместить БПЛА MQ-9 «Reaper». Несмотря на то, что министерство национальной обороны Польши не комментирует эти данные, известно, что американская сторона уже провела рекогносцировку в Мирославце и уже весной этого года здесь могут появиться ударные беспилотники класса MALE (средневысотные, большой продолжительности полета). Между тем на вооружении Войска Польского нет дронов такого класса, однако до конца 2018 года, в рамках технической модернизации польских ВС, планируется подписать соглашение на их покупку.
Сегодня Войско Польское располагает различными БПЛА. Самые крупные из них это тактические машины ближнего действия «ScanEagle», которые были получены в дар от правительства США в ходе миссии ISAF в Афганистане. Кроме того, на вооружении польских подразделений состоят разведывательные беспилотные машины «Orbiter» израильского производства и беспилотные системы «FlyEye» разработки частной группы предприятий «Grupа WB», работающей для оборонного сектора.
Если рассматривать американские подразделения, размещенные в Польше в рамках «усиления передового присутствия», а именно боевую бронетанковую бригадную группу, то следует указать, что у тактических соединений, размещенных в регионе, имеются дроны класса «мини» типа «Raven» или тактические беспилотные системы «Shadow 200».
Следует отметить, что многоцелевые БПЛА MQ-9 «Reaper», которые вскоре могут появиться на территории соседней Польши, способны нести бомбы GBU-12 Paveway II, GBU-38 JDAM, ракеты «воздух-земля» Hellfire (помещается 4 ракеты) и наносить удары по наземным целям с большой эффективностью. Также «Reaper» может использоваться в качестве разведчика.
Максимальная стартовая масса БПЛА MQ-9 «Reaper» – 4,7 т, из которых полезная нагрузка составляет 1,7 т. Аппарат способен развивать скорость до 370 км в час (по некоторым источникам до 480 км в час), летать на высоте 18,5 км. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 «Reaper» равна 27 часам.
До сих пор тяжелые беспилотные системы использовались в Центральной и Восточной Европе только в нескольких случаях. Например, в 2015 году американские MQ-1 «Predator» (их сменят «Reaper») применялись в Литве. В 2016 году израильские системы Hermes 900 (класса MALE) и Hermes 450 (тактические средней дальности) обеспечивали безопасность саммита НАТО в Варшаве и Мировые Дни молодежи в Кракове. Известно, что совсем недавно над Центральной и Восточной Европой, в том числе над территорией Украины, БПЛА RQ-4 «Global Hawk» выполнял разведывательный полет.
БПЛА «Reaper» активно применяются в различных боевых операциях на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.
Фактически в настоящее время на территории Польши кроме национальных ВС размещены многонациональная боевая батальонная группа НАТО, склады вооружения и военной техники, боевая бронетанковая бригадная группа США, бригада армейской авиации США, эскадрилья истребителей F-16 и звено военно-транспортных самолетов C-130 ВВС США, в воздушном пространстве страны дежурит самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией НАТО.
Это уже мощный ударный потенциал на восточном фланге НАТО непосредственно у границ Беларуси, который значительно возрастет с прибытием сюда многоцелевых БПЛА. Только вот к чему подобное усиление американского военного присутствия в Польше, не совсем понятно. Прямой угрозы от соседей у поляков нет – у россиян в Калининградской области слишком мало войск, чтобы они представляли какой-либо интерес в стратегическом плане, а Беларусь каждый год сокращает свои вооруженные силы и, если так будет продолжаться до 2020 года, их станет в четыре раза меньше польских. А тут еще и американские войска. В таком случае официальному Минску стоит пересмотреть планы по оптимизации собственных Вооруженных сил, иначе поздно будет.
pravdoryb.info
ООН может запретить США применять ударные беспилотники
Комиссия ООН приступила к расследованию практики использования ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в качестве оружия в рамках войны, которую США ведут против террористической организации «Аль-Каиды». Расследование было начато после того как в ООН официально обратилось 3 страны, одной из которых является Пакистан. В Пакистане удары американских БПЛА расцениваются как посягательство на суверенитет страны.
По информации агентства Associated Press, которое ссылается на свои собственные источники в комиссии ООН, двумя другими странами являются постоянные члены Совета безопасности ООН. Принимая во внимание, что расследование в целом носит антиамериканский характер, этими странами могут быть КНР и Россия, так как Великобритания и Франция являются союзниками США.
Британский юрист, один из экспертов ООН по вопросам борьбы с терроризмом и прав человека Бен Эммерсон полагает, что экспоненциальный рост использования беспилотных технологий как в гражданской, так и в военной сфере представляет собой новый вызов, который брошен общепринятым нормам международного права. По его словам, следует создать международные правовые механизмы, которые регулировали бы проведение эффективного и независимого расследования по каждому факту гибели гражданских лиц во время проведения атак ударных БПЛА.
БПЛАMQ-9 Reaper
Свой подробный доклад на этот счет Бен Эммерсон собирается представить на суд Генеральной ассамблеи ООН до конца 2013 года. В это же время, официальный представитель США при ООН на условиях анонимности отметил, что правительство США публично признает тот факт, что проводит удары с помощью беспилотных летательных аппаратов по целям, так или иначе связанным с террористической организацией «Аль-Каида». Утверждая, что данные атаки полностью соответствуют букве закона.
По данным издания Long War Journal, которое занимается мониторингом статистики использования ударных БПЛА, американские летающие роботы атаковали различные цели, расположенные на территории Пакистана в 2008 году – 35 раз, в 2010 – 117 раз, в 2011 – 64 раза и 46 раз в течение 2012 года. Подавляющее большинство таких операций осуществляется ЦРУ в рамках программы по предотвращению потенциальных терактов, направленных в отношении американских граждан. По словам Бена Эммерсона, гибель гражданских лиц во время использования ударных БПЛА может быть приравнена к военным преступлениям.
По информации британского Бюро журналистских расследований, начиная с июня 2004 года и заканчивая сентябрем 2012 года на территории Пакистана в результате авиаударов БПЛА было убито до 3325 человек, из них до 881 человека являлись мирными гражданами, в том числе погибло 176 детей. Сообщается, что эффективность данных ударов достаточно низка – на уровне 2%, только 2% убитых – это террористы достаточно высокого уровня.
Результатом расследования, которое проведет Генеральная ассамблея ООН, может стать запрет на применение ударных БПЛА. Однако данное решение будет принято лишь в том случае, если США не наложат вето на данное решение, что весьма сомнительно. Правом на использование вето обладают все постоянные члены Совбеза ООН, в том числе и США. Ранее в докладе ООН по правам человека от 2010 года Филип Остин независимый эксперт по вопросам внесудебных убийств рассказал о достоверно известных фактах использования БПЛА для уничтожения предполагаемых террористов спецслужбами США, Израиля и России, при этом данной техникой располагают также Иран и Китай.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» и председатель Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко высказал свою позицию по данному вопросу радио «Голос России». По его словам, сомнений в том, что США достаточно неэффективно применяют свои новейшие военные технологии в Пакистане, нет. В первую очередь это может быть связано с отсутствием качественных данных разведывательных служб. Ударные БПЛА поражают цель не самостоятельно. У них есть операторы, которые находятся либо в специальном центре управления в Лэнгли, либо в каком-либо из подразделений Пентагона.
Операторы БПЛА за работой
Все современные беспилотники США связаны с командным центром по каналам спутниковой связи. При этом оператор БПЛА может находиться в любом уголке земного шара, в то время как управление боевой операцией ведется непосредственно на месте в Афганистане или Пакистане. Получив от разведки предварительную информацию, оператор, который находится перед экраном монитора в реальном времени оценивает то, что ему передает камера беспилотника и в дальнейшем самостоятельно принимает решение – нажимать на кнопку пуска ракет или не нажимать. Конечное решение всегда за человеком. А это значит, что причиной возможных ошибок является пресловутый человеческий фактор.
Качество предварительной развединформации и качество подготовки операторов ударных БПЛА решают все. Часто, беспилотники, управляемые американцами, по ошибке наносят авиаудары по похоронным или свадебным процессиям, принимая их за сходки полевых командиров. Либо удары наносятся по мирным женщинам и детям, которые в лесу занимаются сбором хвороста, а их опять же принимают за боевиков и наносят авиаудар.
Никто не подвергает сомнению тот факт, что современные американские беспилотники – это замечательные боевые машины. Но даже они будут совершать ошибки в том случае, если ими управляет человек, который имеет на руках недостоверную или неполную развединформацию. К примеру, американский агент в Пакистане дает информацию о том, что в заданном районе состоится сходка боевиков, а в итоге за сходку принимается свадьба или чьи-то похороны. В это время оператор в режиме нехватки времени и невозможности рассмотреть картинку в деталях принимает скопление гражданских лиц за необходимую цель, в результате чего погибают ни в чем не повинные гражданские лица.
БПЛА MQ-9 Reaper (Predator B)
MQ-9 Reaper (с англ. Жнец или Жатка) – ударно-разведывательный беспилотник, созданный компанией General Atomics Aeronautical Systems для нужд ВВС и ВМС США. Помимо этого БПЛА уже поставлен на вооружение ВВС Великобритании, Италии и Турции. Свой первый полет выполнил 2 февраля 2001 года. Беспилотник был создан на базе известного БПЛА MQ-1 Predator (англ. Хищник). Беспилотный самолет может развивать скорость более 400 км/ч, а его практический потолок равняется 13 тыс. метров, максимальная продолжительность полета аппарата составляет 24 часа. В общей сложности ВВС США готовы закупить до 276 ударных БПЛА MQ-9 Reaper. По данным на 2011 год на вооружении американских ВВС находилось от 63 до 74 подобных машин.
БПЛА MQ-1 Predator
БПЛА MQ-9 Reaper представляет собой улучшенный и увеличенный вариант MQ-1 Predator. Главным его отличием является использования более традиционного V-образного хвостового оперения, которое имеет положительную V-образность. Компания General Atomics Aeronautical Systems испытывала 2 прототипа Predator B с двумя различными двигателями: ТРДД Williams FJ44-2A и ТВД фирмы Honeywell TPE-331-10T. В это же время его внутреннее оборудование в основном аналогично своему предшественнику и включает в себя РЛС с синтезируемой апертурой AN/APY-8 Lynx и инфракрасную оптико-электронную прицельную систему Raytheon AN/ASS-52(V). Данный БПЛА может без проблем выполнять роль боевого комплекса, вооруженного ПТУР Hellfire или иными управляемыми системами вооружений.
В настоящее время известны 2 дополнительных модификации машины. Модификация Block-1 была представлена в апреле 2012 года. Она отличается повышенной на 10-15 часов продолжительностью полета. Модернизированный ударный беспилотник в состоянии находится в воздухе до 37 часов. Достичь таких показателей удалось за счет обновленному шасси и дополнительным топливным бакам. По информации производителя, если на MQ-9 Reaper поставить крылья увеличенной длины (26,9 метра вместо штатных 20,0 метров), то БПЛА сможет находиться в небе до 42 часов.
У модификации БПЛА Block-5 была повышена мощность силовой установки, а также смонтирована вторая радиостанция для передачи данных нескольким наземным или воздушным объектам, увеличена грузоподъемность беспилотника.
БПЛА MQ-9 Reaper
БПЛА MQ-9 Reaper имеет 6 точек подвески: 2 внутренних по 680 кг., 2 посередине крыла по 230-270 кг. и 2 консольных – по 68-91 кг. При этом беспилотник в состоянии нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire «воздух-земля», в то время как его предшественник был вооружен всего лишь двумя ракетами. В случае необходимости вместо данных ракет Reaper может взять на борт 4 ракеты «Хеллфайр» и 2 бомбы с лазерной системой наведения – GBU-12 Paveway II массой по 250 кг. каждая. Также он может использовать умные бомбы Mark 82 с GPS-наведением.
Для нужд ВМС США был создан собственный летательный аппарат на базе Reaper, который получил обозначение «Mariner». Данный летательный аппарат оснащен складными крыльями и обладает увеличенным запасом топлива, который позволяет ему находиться в воздухе до 49 часов. Перевооружение первой боевой эксадрильи американских ВВС на новую модель БПЛА завершилось в августе 2008 года.
Ударные БПЛА MQ-9 Reaper хорошо зарекомендовали себя в Афганистане и Ираке. Главным их преимуществом по сравнению с истребителем F-16 является меньшая стоимость приобретения и эксплуатации, большая продолжительность полета, безопасность операторов и возможность их работы при продолжительных полетах в посменном режиме.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
army-news.ru
Ударные БПЛА США разместят в Польше
Варшава и Вашингтон ведут переговоры о размещении базы американских беспилотных летательных аппаратов на территории 12-й базы БПЛА ВВС Польши в Мирославце. Эту информацию подтвердил пресс-секретарь генерального командования Войска Польского.
Военные эксперты утверждают, что Пентагон планирует разместить БПЛА MQ-9 «Reaper». Несмотря на то, что министерство национальной обороны Польши не комментирует эти данные, известно, что американская сторона уже провела рекогносцировку в Мирославце и уже весной этого года здесь могут появиться ударные беспилотники класса MALE (средневысотные, большой продолжительности полета). Между тем на вооружении Войска Польского нет дронов такого класса, однако до конца 2018 года, в рамках технической модернизации польских ВС, планируется подписать соглашение на их покупку.
Сегодня Войско Польское располагает различными БПЛА. Самые крупные из них это тактические машины ближнего действия «ScanEagle», которые были получены в дар от правительства США в ходе миссии ISAF в Афганистане. Кроме того, на вооружении польских подразделений состоят разведывательные беспилотные машины «Orbiter» израильского производства и беспилотные системы «FlyEye» разработки частной группы предприятий «Grupа WB», работающей для оборонного сектора.
Если рассматривать американские подразделения, размещенные в Польше в рамках «усиления передового присутствия», а именно боевую бронетанковую бригадную группу, то следует указать, что у тактических соединений, размещенных в регионе, имеются дроны класса «мини» типа «Raven» или тактические беспилотные системы «Shadow 200».
Следует отметить, что многоцелевые БПЛА MQ-9 «Reaper», которые вскоре могут появиться на территории соседней Польши, способны нести бомбы GBU-12 Paveway II, GBU-38 JDAM, ракеты «воздух-земля» Hellfire (помещается 4 ракеты) и наносить удары по наземным целям с большой эффективностью. Также «Reaper» может использоваться в качестве разведчика.
Максимальная стартовая масса БПЛА MQ-9 «Reaper» – 4,7 т, из которых полезная нагрузка составляет 1,7 т. Аппарат способен развивать скорость до 370 км в час (по некоторым источникам до 480 км в час), летать на высоте 18,5 км. Максимальная продолжительность полета БПЛА MQ-9 «Reaper» равна 27 часам.
До сих пор тяжелые беспилотные системы использовались в Центральной и Восточной Европе только в нескольких случаях. Например, в 2015 году американские MQ-1 «Predator» (их сменят «Reaper») применялись в Литве. В 2016 году израильские системы Hermes 900 (класса MALE) и Hermes 450 (тактические средней дальности) обеспечивали безопасность саммита НАТО в Варшаве и Мировые Дни молодежи в Кракове. Известно, что совсем недавно над Центральной и Восточной Европой, в том числе над территорией Украины, БПЛА RQ-4 «Global Hawk» выполнял разведывательный полет.
БПЛА «Reaper» активно применяются в различных боевых операциях на Ближнем Востоке, в Афганистане и Африке.
Фактически в настоящее время на территории Польши кроме национальных ВС размещены многонациональная боевая батальонная группа НАТО, склады вооружения и военной техники, боевая бронетанковая бригадная группа США, бригада армейской авиации США, эскадрилья истребителей F-16 и звено военно-транспортных самолетов C-130 ВВС США, в воздушном пространстве страны дежурит самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией НАТО.
Это уже мощный ударный потенциал на восточном фланге НАТО непосредственно у границ Беларуси, который значительно возрастет с прибытием сюда многоцелевых БПЛА. Только вот к чему подобное усиление американского военного присутствия в Польше, не совсем понятно. Прямой угрозы от соседей у поляков нет – у россиян в Калининградской области слишком мало войск, чтобы они представляли какой-либо интерес в стратегическом плане, а Беларусь каждый год сокращает свои Вооруженные силы и, если так будет продолжаться до 2020 года, их станет в четыре раза меньше польских. А тут еще и американские войска. В таком случае официальному Минску стоит пересмотреть планы по оптимизации собственных Вооруженных сил, иначе поздно будет.
Автор: Николай Астровский
tehnowar.ru
ВМС США требуются ударные БПЛА
По мнению руководства ВМС США, они срочно нуждаются в беспилотных боевых воздушных системах (Unmanned Combat Air System, UCAS) для размещения на своих авианосцах. Нынешний план подразумевает принятие таких систем на вооружение в течение шести лет. Несмотря на это прилагаются значительные усилия, чтобы получить их как можно раньше.
• Причина заключается в том, что сегодня для эффективного использования бомбардировочной авиации американские авианосцы должны подойти на расстояние 800 км от своей цели. Потенциальные противники все чаще располагают самолетами и ракетами с дальностью, превышающей 800 километров. По мнению руководства военно-морских сил, решением этой проблемы станет ударный беспилотный летательный аппарат X-47B UCAS, обладающий дальностью полета в 2500 километров.
• В 2011 году руководство ВМС США также приказало командованию морской авиации рассмотреть возможность снижения заказов на новые пилотируемые летательные аппараты F-35B и F-35C, а сэкономленные средства направить на закупку новых X-47B и подобных ему боевых роботов. В настоящее время ВМС планируют закупить 680 самолетов F-35B и F-35C в среднем по 100 млн. долларов за каждый. UCAS стоит в два раза меньше, при этом обеспечивая те же самые возможности, а также большую дальность действия.
• На протяжении большей части последнего десятилетия военно-морские силы спешно готовились к размещению UCAS на авианосцах и их боевому применению. В течение следующих четырех лет ВМС желают обладать возможностью регулярно применять X-47B с палубы авианосца и выполнять боевые операции (в том числе разведку и наблюдение).
• Предполагается, что UCAS будут способны выполнять как минимум те же штурмовые задачи, выполняемые БПЛА Predator в течение более десятка лет. Ударные БПЛА больших размеров Reaper был разработан с целью расширить эти боевые способности. Он должен войти в строй как можно быстрее, чтобы заменить в зоне боевых действий F-16 и другие пилотируемые самолеты.
• X-47B весит 20 тонн, это немного меньше, чем 24-тонный F-18A. Он имеет два внутренних отсека для размещения около двух тонн «умных» бомб. Как только X-47B сможет действовать с палубы авианосца, он будет использоваться для бомбардировок, выступая в своего рода роли супер-Reaper.
• Военно-морские силы были удовлетворены успешным применением Predator и Reaper, несмотря на то, что Reaper весит всего 4,7 тонны. Намного больший X-47B оснащен двигателем F100-PW-220, используемым в настоящее время на F-16 и F-15.
• Прошло два года с тех пор как ВМС США представили свой первый боевой БПЛА X-47B (ныне известный как UCAS), созданный в рамках 6-летнего контракта стоимостью 636 млн. долларов. Без дозаправки аппарат обладает радиусом действия в 2700 км. Среди прочего, он значительно расширяет разведывательные возможности авианосца.
• Семь лет назад совершил свой первый полет БПЛА меньших размеров X-47A UCAS, разработка которого началась в 2001 году. ВВС также разрабатывает БПЛА X-45 UCAS, имеющий морскую версию (X-46). Программа разработки X-45 началась в 1999 году, а в 2006 году восьмитонный (максимальная взлетная масса с двумя тоннами полезной нагрузки) аппарат был готов к летным испытаниям.
• БПЛА X-46 имеет другое расположение крыла и дальность действия в 1100 км при полезной нагрузке до двух тонн. X-47A также несет две тонны полезной нагрузки при дальности 1600 километров. В отличие от X-45, который построен для хранения в течение длительного периода, Х-47А был построен для активного использования с палубы авианосца.
• Все эти аппараты обладают низкой радиолокационной заметностью и способны действовать полностью самостоятельно (включая посадку и взлет) в соответствии с заложенной программой. Первоначально UCAS были предназначены для опасных операций, таких как и уничтожение вражеской ПВО, разведка в условиях сильной ПВО противника. Однако ВВС закрыли проект Х-45 и в настоящее время рассматривают другие варианты UCAS.
• ВВС и ВМС США всегда отличались в своих взглядах на широкое использование беспилотных летательных аппаратов в бою. Десять лет назад, когда ВВС согласились сотрудничать с ВМС в проекте UCAS, концепция ВВС в значительной степени предполагала размещение боевых БПЛА в резерве, чтобы оперативно их использовать в военное время.
• ВМС в свою очередь хотели бы использовать их для замены пилотируемых самолетов на авианосцах по одной простой причине, — военные операции, проводимые с борта авианосца, очень опасны, а подготовка квалифицированных палубных летчиков — занятие сложное и дорогое. В связи с этим руководство ВМС считает, что UCAS — это будущее палубной авиации.
• Таким образом, чем раньше UCAS смогут доказать, что они способны безопасно и эффективно действовать с палубы авианосца, тем лучше. Несмотря на то, что X-47B (или планируемый немного больший X-47C) не является специально создаваемыми UCAS для авианосцев, ВМС надеются, что они окажутся достаточно эффективными, чтобы продемонстрировать способность беспилотных систем выполнять намеченные задачи.
• Как правило, самолеты с индексом «X» используются как опытные образцы для отработки технологий. Так как программа X-47 длится уже так долго и вобрала в себя столько от уже используемых в бою БПЛА, то в конечном итоге X-47B сможет выполнять разведывательные и бомбардировочные задачи, как MQ-47B.
• По сути, проект Министерства обороны DARPA должен удовлетворять планам руководства военно-морских сил и стимулировать наверстывание отставания военно-воздушных сил. В настоящее время ВВС с трудом производят достаточное количество MQ-9, используемых в качестве самолета наземной поддержки в дополнение к разведке и наблюдению.
• Но, как демонстрируют ВМС, возможно построить UCAS, способный нести больше оружия, оставаться дольше в воздухе и оперативно появляться там, где они необходимы больше всего. DARPA постарается продемонстрировать это с помощью ВВС и ВМС.
/По материалам topwar.ru/
army-news.ru
К 2020 ГОДУ КОЛИЧЕСТВО БЛА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ США ВОЗРАСТЕТ В СЕМЬ РАЗ - БПЛА (БЛА)
УПОР – НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ
Необходимо подчеркнуть, что американское военное командование считает необходимым создание мощных и сбалансированных сил авиации – в составе тех типов и классов летательных аппаратов, которые позволят наилучшим и наиболее эффективным образом решать различные боевые задачи. Для реализации планов военного строительства Пентагон определил четыре ключевых «направления для инвестиций». Именно здесь будут преимущественно сосредоточены главные средства, что, по оценке американских военных экспертов, поможет Минобороны США реализовать планы военного строительства в области авиации.
Данные направления частично учтены в военном бюджете США на 2010 финансовый год, они же прописаны в предварительном варианте военного бюджета на 2011 финансовый год и в 30-летнем плане военного строительства в области авиации на период 2011-2040 годов. Одно из ключевых «направлений для инвестиций», которому в последнее время американское военно-политическое руководство в целом уделяет достаточно большое внимание, – разработка и принятие на вооружение беспилотных авиационных комплексов: многоцелевых, разведки и наблюдения, а также разведывательно-ударных и чисто ударных.
В рамках этого направления планируется довести количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа «Глобал Хок», MQ-9 «Рипер» и MQ-1B «Предейтор», имеющихся во всех видах и родах войск вооруженных сил США и обладающих наряду с высокими возможностями по разведке и наблюдению еще и способностью наносить авиационные удары (кроме БЛА «Глобал Хок»), с трехсот по состоянию на 2011 финансовый год до восьмисот к 2020 финансовому году. При этом предполагается со временем постепенно заменить в американских ВВС беспилотники «Предейтор» на более эффективные БЛА «Рипер», количество которых с 2011 по 2020 год должна вырасти с менее чем 100 машин до более чем 400.
По мнению американских аналитиков, наряду с качественным ростом технических характеристик средств разведки и наблюдения все вышеозначенное позволит существенно повысить возможности ВС США по ведению разведки и решению различных задач в рамках разведывательно-ударных операций, а также обеспечения действий американских сил специальных операций (ССО). Так, например, командование ВВС США намеревается к 2013 году получить возможность одновременно держать в воздухе до 65 БЛА типа «Предейтор»/«Рипер», тогда как на 2011 год этот показатель запланирован на уровне 50 БЛА. Кроме того, для беспилотника MQ-9 «Рипер», созданного на базе БЛА MQ-1 «Предейтор», в ближайшей перспективе будет разработана и новейшая система шифрования линии связи данного аппарата с наземным командным пунктом и средствами огневого поражения.
Помимо указанных выше образцов, парк беспилотных авиационных средств ВС США должны пополнить также перспективные армейская беспилотная авиационная система ERM (Extended-Range/Multipurpose, в переводе с английского – «Беспилотная авиационная система, многоцелевая, увеличенной дальности»; к 2020 году их планируется иметь в боевом составе ВВС США порядка 200 машин) и флотская беспилотная авиационная система BAMS (Broad-Area Maritime Surveillance – «Морская разведывательная беспилотная авиационная система большой дальности»). Последняя представляет собой фактически приспособленный для нужд ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) США вариант БЛА «Глобал Хок», способный существенно дополнить возможности по ведению разведки и наблюдения новейших самолетов базовой патрульной авиации Р-8 «Посейдон». Следует также упомянуть разработку разведывательно-ударного БЛА корабельного базирования, предназначенного для включения в состав авиагрупп авианосцев ВМС США, и перспективной беспилотной авиационной системы, создаваемой в интересах КМП.
Здесь нужно отметить, что руководство Пентагона прогнозирует: в период 2011-2020 финансовых годов произойдет почти семикратный рост количества имеющихся в ВС США многоцелевых беспилотных авиационных систем разведывательного и разведывательно-ударного типа, к которым причисляют уже принятые на вооружение БЛА «Предейтор» и «Рипер», а также перспективные БЛА авианосного базирования и БЛА для морской пехоты, – с 72 аппаратов в 2011 году до 476 – в 2020-м (2012-й – 88 БЛА, 2013-й – 133, 2014-й – 178, 2015-й – 223, 2016-й – 268, 2017-й – 313, 2018-й – 358, 2019-й – 415).
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ И ПАЛУБНЫЕ
В области беспилотных многоцелевых, разведывательно-ударных авиационных систем ВВС США сосредоточат свои усилия на дальнейшей закупке БЛА MQ-9 «Рипер», способных как вести разведку и наблюдение, так и наносить удары с применением управляемых высокоточных авиационных средств поражения. Причем возможности БЛА по ведению разведки и наблюдения планируется существенно повысить за счет внедрения новейшей системы WAAS (Wide-Area Aerial Sensor), позволяющей существенно увеличить зону обзора, а количество одновременно готовых к решению задач в воздухе беспилотников намечено, как отмечалось выше, довести с 50 единиц в 2011 году до 65 в 2013-м. Предпринимаются также усилия и по оснащению данных аппаратов системами РЭБ.
Командование ВМС США в течение следующего десятилетия планирует уделить первостепенное внимание созданию БЛА авианосного базирования, способного вести разведку и наносить удары с использованием различных авиационных средств поражения. Провести первые демонстрационные испытания такого БЛА, получившего пока обозначение UCAS-D (Unmanned Combat Aircraft System – Demonstration, «Беспилотная боевая авиационная система – демонстратор»), намечено уже в 2013 году – на этом этапе должна быть подтверждена сама возможность базирования перспективного БЛА на авианосцах американского флота.
Кроме того, к 2020 финансовому году запланировано существенное увеличение расходов на программу разработки многоцелевой БАС авианосного базирования, которая получила рабочее обозначение CVN UAS – «Беспилотная авиационная система авианосного базирования». Особо следует подчеркнуть, что пока командование и аналитики ВМС США еще не определились с тем, какой конкретно БЛА им нужен и какими характеристиками и возможностями он должен обладать. В настоящее время активно идут проработки облика перспективной беспилотной авиационной системы, изучаются различные схемы самого беспилотника и его полезной нагрузки. Основные требования, предъявляемыми адмиралами к этой БАС, – большая дальность полета, малая заметность в различных диапазонах, высокие возможности по ведению разведки и наблюдения, а также способность наносить удары высокоточными управляемыми авиационными средствами поражения.
Морская пехота же в 2018 году рассчитывает принять на вооружение свою многоцелевую беспилотную авиационную систему оперативно-тактического назначения, предназначенную в первую очередь для обеспечения действий экспедиционных формирований КМП США. Основное требование к данной системе – она должна обладать возможностями длительного применения по назначению в удаленных районах планеты, вдали от мест постоянного базирования и расположения баз снабжения и техобеспечения. В задачи этой перспективной БАС изначально включены как ведение разведки, так и нанесение авиационных ударов по объектам противника.
Согласно принятому Пентагоном 30-летнему плану военного строительства в области авиации в период 2011-2020 финансовых годов на закупки многоцелевых беспилотных разведывательных и разведывательно-ударных систем в бюджете Министерства обороны США выделение средств будет постоянно расти и к 2020 году достигнет просто огромной по нашим меркам суммы – почти 7 млрд долларов.
ДЛЯ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В отношении авиационных разведывательных комплексов оперативно-тактического и стратегического назначения командование ВВС США, безусловно, опять-таки делает ставку на создание сбалансированного парка пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В этой связи в период до 2018 года запланировано приобретение не менее 39 БЛА RQ-4 «Глобал Хок», оснащенных РЛС с синтезированной апертурой луча и мощным комбинированным оптико-электронным/инфракрасным комплексом разведки, а в долгосрочной перспективе – к 2040 году, когда выработают свой ресурс такие самолеты, как E-3 AWACS, RC-135 «Ривет Джойнт» и E-8 JSTARS, планируется создание новой авиационной системы – вполне возможно, что даже непилотируемой.
Командование ВМС США, оценив по достоинству высокую эффективность стратегического разведывательного БЛА «Глобал Хок», приняло закономерное решение принять на вооружение систему аналогичного назначения. Перспективная система, о чем говорилось выше, будет спроектирована на базе БЛА «Глобал Хок» и уже получила обозначение BAMS. С другой стороны, адмиралы не планируют оставлять ее в «гордом одиночестве»: новые беспилотники призваны дополнить собой многоцелевые морские патрульные самолеты P-8A «Посейдон», которые в свою очередь должны полностью заменить парк самолетов БПА Р-3С (принят на вооружение в 1969 году), а также самолеты ДРЛОиУ корабельного базирования E-2D «Хокай», заменяющие постепенно аналогичные машины модели Е-2С. В более долгосрочной перспективе, по оценке авторов 30-летнего плана военного строительства в области авиации, ВМС придется либо модернизировать парк указанных летательных аппаратов, либо создавать им замену. При этом приоритет в долгосрочной перспективе отдается все же, как можно понять, разведывательным авиационным системам беспилотного типа.
И одно из перспективных направлений развития истребительно-штурмовой авиации ВС США, по мнению аналитиков Пентагона, – это разработка беспилотных боевых авиакомплексов различного назначения, что должно снизить потенциальные потери среди личного состава и существенно повысить степень боевого напряжения сил и средств в условиях мирного и военного времени. Эти машины, как предполагают американские эксперты, должны со временем прийти на замену сегодняшним F/A-18 «Супер Хорнет» и F-35 различных модификаций.
Отдельного упоминания заслуживают планы командования ВВС США по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения. По оценке аналитиков Пентагона, находящиеся сегодня на вооружении американских военно-воздушных сил стратегические бомбардировщики будут модернизированы и останутся в строю вплоть до 2040 года, но при этом арсенал дальней авиации должен пополниться беспилотными средствами. Какими точно – пока не указывается, но можно предположить, исходя из публиковавшихся сведений о текущих НИОКР, что это могут быть некие управляемые с пилотируемых стратегических бомбардировщиков беспилотные авиационные средства «первого удара». Кроме того, к рубежу 2040 года должна уже наступить полная ясность относительно того, какой летательный аппарат придет на смену нынешним стратегическим бомбардировщикам. Причем вполне вероятно, что следующий самолет, который будет принят на вооружение американской стратегической авиации, также окажется беспилотным.
ПРОБЛЕМЫ «УПРАВЛЯЕМОСТИ»
Однако не все так гладко у наших заокеанских партнеров, как может показаться на первый взгляд. В области военного строительства в отношении беспилотных авиационных систем различного назначения существует множество проблем и нерешенных вопросов различного характера. Более того, в среде старшего и даже высшего офицерского состава ВС США есть достаточно большая группа противников возложения все большей «ответственности за войну» на беспилотные авиационные средства разведки и тем более на БЛА, предназначенные для нанесения авиаударов.
Американские эксперты, в частности, подчеркивают, что благодаря созданию беспилотных авиационных систем разведки и управления, обеспечивающих в реальном масштабе времени связь вышестоящего командного звена с командирами конкретных подразделений (вплоть до командира отделения) и даже отдельного бойца, военачальники уровня командармов, главкомы видов вооруженных сил и даже министр обороны США получили возможность не только контролировать ход отдельной операции, но и вмешиваться в действия решающих задачи на поле боя офицеров, сержантов и рядовых солдат. Это, по мнению некоторых американских военных, «развращает» командиров низшего звена, отбивает у них инициативу и ведет к снижению их «военной грамотности».
«Зачем сознательно повышать свое тактическое мастерство и думать, как добиться успеха в бою, если за тебя это сделает – через ретранслирующие команды беспилотник или спутник – твой непосредственный или даже вышестоящий начальник?» – задаются вопросом американские военные эксперты, выступающие против усиления роли беспилотных авиационных средств. А раз так – профессионализм командного состава перестанет расти и со временем ушедших в отставку генералов и старших офицеров будет просто некому заменить, подготовка командных кадров застопорится.
Еще одной отнюдь не менее серьезной угрозой возложения все большего объема задач на беспилотные средства разведки и наблюдения, управления и контроля отдельные американские офицеры старшего и высшего звена считают излишне высокий «уровень доверия» таким высокотехнологичным системам. Фактически значительная часть подразделений ВС США, по их мнению, сегодня настолько сильно «интегрировалась» в высокотехнологичное поле боя, что в случае отсутствия высоких технологий, таких как беспилотные средства разведки и БЛА-ретрансляторы, системы управления войсками могут оказаться практически небоеспособными.
«Компьютеры и тому подобные «сетецентрические» штучки хороши на учениях и в войне со слабым противником, – заявил как-то один из американских генералов. – Они дают командирам прекрасные картинки и много информации. Но когда в окопах раздается команда: «Примкнуть штыки!», наступает время выключать мониторы и браться за винтовки».
Владимир ЩЕРБАКОВ
Tags: БПЛА, США
bpla-uav.livejournal.com