Содержание
VRT500: каким будет первый российский «несоветский» вертолет
В наступающем 2022 году первый полет должен совершить легкий соосный вертолет VRT500. В отличие от большинства отечественных программ в вертолетной сфере, он не имеет советских «генеалогических предшественников» и выпускается под новым брендом. Каким будет VRT500 – в авторской колонке военного обозревателя, эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Александра Ермакова специально для «Газеты.Ru».
Платформа, которую создавали «с нуля»
Рыночная ниша легкого многоцелевого вертолета массой до двух тонн, вместимостью пять-шесть человек, очень широка. Такие машины, как Eurocopter AS350 (сейчас, после ребрендинга, Airbus Helicopters h225) и Robinson R66, эксплуатируются в мире многими сотнями. Даже в России до недавнего времени за неимением аналогов закупали зарубежные машины – москвичам давно знакомы похожие на белую вытянутую пилюлю «Мессершмитты» Bo 105 (самые настоящие «Мессеры» – единственное, пожалуй, удачное детище этой фирмы после войны и до растворения в Airbus), а AS350 служат в спецназе «Росгвардии».
«Асимметричная война». Кому угрожают беспилотники Ирана
Глава Минобороны Израиля Бени Ганц назвал военный потенциал Ирана «угрозой миру». Особый акцент он сделал…
26 ноября 12:28
Не для всех задач оптимальны машины семейства Ми-8/17. В СССР нишу легкого вертолета занимал Ми-2, который производился в Польше и по понятным причинам дальнейшее его развитие с 1990-х годов пошло без нашего участия. Сейчас ситуация несколько выправилась с серией «Ансата», но казанский вертолет несколько больше, как и Ка-226, к тому же оба они двухдвигательные. Если для ряда государственных задач это не всегда во вред — в санитарной авиации или пожаротушении это можно полноценно использовать, то для административных задач или обучения летчиков, да и в качестве пассажирского вертолета лишние габариты и лишняя стоимость эксплуатации порой совершенно не окупаются.
Было ясно, что для успешного развития «Вертолетам России» нужно, как и другим ведущим вертолетостроительным концернам мира, иметь свое присутствие в этой нише. При этом понятно было, что платформу нужно создавать с нуля, для чего пошли на рискованный шаг – внутри образованного слиянием «Камова» и «Миля» холдинга образовали молодое конструкторское бюро «ВР-Технологии» с собственным, новым, брендовым индексом VRT.
Кроме VRT500 они занимаются и беспилотниками вертолетного типа, в частности грузовой VRT300, также построенный по соосной схеме, выходит на сертификационные испытания.
VRT-500 был впервые публично представлен публике в виде полноразмерного макета в 2018 году на профильной московской выставке HeliRussia. В 2019 году он был впервые показан на международном авиасалоне МАКС в Жуковском. Там же был подписан первый дилерский контракт — малазийская Ludev Aviation запланировала заняться продвижением вертолета в регионе и заявила о желании приобрести в первой партии пять вертолетов.
Осенью того же года к ней присоединилась шведская Rotorcraft Nordic AB, которая запланировала заняться его продвижением в Скандинавии и в качестве первого заказа планирует приобрести десять машин. Первый внутренний заказ последовал в мае 2021 года – на HeliRussia компания «Русские Вертолетные Системы» (крупный оператор, предоставляющий государственным и частным заказчикам ряд услуг, в том числе услуги санавиации или обучение персонала, главный эксплуатант «Ансатов») подписала контракт на пять вертолетов.
Отверточная сборка в Италии
Видна экспортная ориентированность программы. А для успешного продвижения отечественного вертолета на мировые рынки, особенно в наше сложное санкционно-политическое время, требовалось по документам иметь максимально «правильную» прописку. Тут пригодились зарубежные партнеры, заинтересовавшиеся перспективным проектом, – эмиратский «экономический совет» Tawazun (занимается госзакупками ОАЭ, в том числе для полиции и армии) масштабно инвестировал в проект, совместное предприятие было названо Aeroter и получило формальную сингапурскую прописку.
«Российская армия захватит Балтию за 96 часов. Дальше не пройдет»
Российская армия не в состоянии вести продолжительную войну на территории Европы из-за ограниченных. ..
29 ноября 09:39
Впрочем, на должности CEO Aeroter на недавнем Dubai Airshow новые контракты подписывал человек с «традиционным сингапурским» именем Александр Охонько, недавно возглавлявший, по совпадению, «ВР-Технологии». Так что проект все еще российский, но со способствующим продвижению иностранным участием.
Для упрощения международной сертификации «Вертолеты России» приобрели итальянскую фирму Vertex Aero, небольшое дизайн-бюро, имеющее главную ценность, — европейский сертификат авиапроизводителя, что позволит сразу же получать для VRT500 всемирно признаваемый сертификат EASA — это сократит на год, а то и больше время поставок.
Полезна для продаваемых на экспорт вертолетов будет и формальная итальянская прописка производства, при том, что очевидно речь идет об отверточной сборке без локализации, достаточно привычной вещи в авиационной сфере. Нестыдный прогресс будет – от поставки еще не так давно автомобилей из Европы с открученными креслами и дверям для «производства в России» до поставки в ту сторону вертолетов со снятыми лопастями для этих же целей.
VRT500 делает ставку на фирменную для российского вертолетостроения схему с соосными несущими винтами. Она достаточно сложна и требует опыта в реализации – благо он есть и, мягко говоря, немаленький: Ка-8, «дедушке» всех машин Камова, построенных по соосной схеме, в следующем году исполняется 75 лет.
За труды при реализации соосная схема платит целым рядом плюсов – раз подъемную силу создают два вращающихся в противоположном направлении винта, то их диаметр можно сделать меньше и отказаться от хвостового винта. А это уменьшение габаритов, возможность организации заднего входа в кабину (это важно, например, для медицинских задач) и повышение безопасности для людей на земле.
Вертолет планируется многоцелевым, с различными вариантами модульной комплектации, от различных пассажирских версий до медицинских, полицейских, военных, учебных. За счет отказа от хвостового винта получилось убрать двигатель под потолок и получить салон самого высокого в классе объема с развитым «багажником». В комплектации планируется перевозка пяти пассажиров и одного пилота, в грузовой – до 730 кг грузов, дальность до 860 км, крейсерская скорость 240 км/ч. При этом масса пустого вертолета заявлена всего 920 кг.
В Дубае в ноябре этого года был впервые показан комплексный натурный стенд вертолета – настоящий фюзеляж с бортовыми системами, уже участвующий в наземной фазе испытаний. В начале 2022 года планируется закончить сборку первого летного борта, в том же году совершить первый полет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Газеты.Ru».
Каким будет новый российский транспортно-боевой вертолёт на основе Ми-24П
29 марта 2022
RT на русском
Национальный центр вертолётостроения запатентовал облик транспортно-боевого вертолёта, который станет глубокой модернизацией Ми-24П. Он будет обладать повышенными боевой эффективностью, живучестью и эксплуатационной надёжностью. Машину оснастят двухдвигательной силовой установкой и цифровым пилотажно-навигационным комплексом, а также бортовым комплексом обороны и датчиками обнаружения внешних угроз. Эксперты отмечают, что новый вертолёт будет многофункциональным и сможет выполнять как десантирование личного состава, так и ударные задачи в условиях современного общевойскового боя.
Специалисты Национального центра вертолётостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова запатентовали облик ударно-транспортного вертолёта, который будет глубокой модернизацией многоцелевого Ми-24П.
Видео дня
«Заявляемая группа изобретений относится к авиационной технике, а именно к конструкции вертолёта, оснащённого различными видами вооружения, комплексом навигации, прицельно-вычислительным комплексом и средствами ночного видения, и предназначенного для решения боевых задач в любое время суток, перевозки различных грузов, транспортировки десанта, раненых и их огневого прикрытия», — цитирует ТАСС текст патента.
В документе отмечается, что предложенные технические решения позволят создать машину с повышенной боевой эффективностью, эксплуатационной надёжностью и живучестью благодаря возможности применения вооружения в любое время суток.
Вертолёт будет оснащён двухдвигательной силовой установкой и цифровым пилотажно-навигационным комплексом. Обзорно-прицельный комплекс для вооружения сможет работать в любое время суток и производить наведение управляемых ракет.
Кроме того, новая транспортно-боевая машина будет оснащена бортовым комплексом обороны и датчиками обнаружения внешних угроз, которые разместят на внешних пилонах консолей крыла. Вертолёт также получит систему выброса ложных тепловых целей для противодействия переносным зенитным ракетным комплексам.
В патенте также говорится о наличии варианта, в котором шлем пилота будет снабжён очками ночного видения, а сам вертолёт получит внутреннее и внешнее светотехническое оборудование, которое будет адаптировано для использования вместе с этими очками.
Летающий танк
Советский ударный вертолёт Ми-24 (в классификации НАТО — Hind) был разработан в ОКБ Миля в конце 1960-х годов. Его серийное производство началось в 1971-м.
Ми-24 предназначен для уничтожения живой силы и техники противника, однако может применяться и для перевозки десанта. В зависимости от модификации машина оснащается управляемыми и неуправляемыми ракетами, пулемётами калибра 12,7 мм или пушками калибра 23 и 30 мм, баками с зажигательной смесью, бомбами и пушечными контейнерами.
Кабина вертолёта, а также отдельные элементы фюзеляжа и оборудования бронированы стальными плитами. Военные лётчики и эксперты прозвали машину «летающим танком».
Вертолёты этой модели широко экспортировались за рубеж, благодаря чему Ми-24 стал одним из самых массовых боевых вертолётов мира. Существует более 30 модификаций, которые состоят на вооружении более 45 стран.
Вариант Ми-24П представляет собой глубокую модернизацию Ми-24 и по сути является летающей боевой машиной пехоты, отмечают эксперты. Его основное вооружение — двуствольная автоматическая пушка калибра 23 мм — размещена в гондоле под крылом. Кроме того, вертолёт способен нести до 2,5 т бомбового вооружения на внешней подвеске.
Ми-24П предназначен для нанесения ударов по скоплениям живой силы противника, уничтожения бронированной техники и низколетящих малоскоростных воздушных целей. Наиболее важные особенности Ми-24П: возможность перевозки личного состава с вооружением, транспортировки до трёх раненых с поля боя, а также грузов внутри кабины или на внешней подвеске.
На авиасалоне МАКС-2019 был представлен модернизированный вертолёт Ми-24П-1М. Он оснащён унифицированным пилотажным прицельно-навигационным комплексом, локатором с активной фазированной антенной решёткой, полноценным автопилотом, бортовым комплексом обороны и новой системой электроснабжения.
Разработка новых модификаций Ми-24 продолжается — в 2020 году были завершены лётные испытания модернизированного транспортно-боевого вертолёта Ми-35П с подвижной пушкой ГШ-23Л и новым оборудованием.
Вертолёт будущего
Высокие боевые качества вертолётов Ми-24 и их модификаций признаются и западным экспертным сообществом. Так, американский военно-политический журнал The National Interest в 2018 году отметил, что «вертолёт Ми-24 обладает ошеломительной огневой мощью» и может перевозить восемь пехотинцев.
«Таким образом, Hind — это ударный вертолёт, обеспечивающий собственную пехотную поддержку (или транспортный вертолёт, обеспечивающий собственную огневую поддержку)», — подчёркивает автор издания.
Он также обращает внимание на то, что тяжёлое вооружение и бронированность Ми-24 «символизирует разницу российского и американского подходов к военному применению вертолётов».
Эксперты отмечают, что в США и других странах НАТО традиционно используются небронированные транспортные вертолёты, которые не обладают ударными возможностями Ми-24.
Новая глубоко модернизированная версия Ми-24П, о которой говорится в патенте Национального центра вертолётостроения, очевидно, будет создаваться с учётом боевого опыта, полученного в Сирии и на Украине, рассказал военный эксперт Алексей Леонков.
«Стоит ожидать, что будет совершенствоваться система управления огнём, бронирование и защита. Патентование этих изменений проводится для того, чтобы эта модернизация считалась российской и получила экспортный паспорт для её реализации за рубежом», — пояснил собеседник RT.
Очевидно, что интерес к новым вертолётам также будут проявлять иностранные заказчики, которые эксплуатируют Ми-24 в различных модификациях, добавил Леонков.
«Вертолёты Ми-24 поставлялись по всему миру в очень большом количестве. С помощью глубокой модернизации можно поднять их боевой уровень и повысить эффективность в современном общевойсковом бою», — рассказал эксперт.
Стоит ожидать, что в новом вертолёте будут присутствовать не только элементы Ми-24П, но и другие элементы успешных российских машин, считает военный эксперт Юрий Кнутов.
«Возможно, это будет комбинация вертолётов Ми-24 и Ми-8АМТШ. Такая машина позволит выполнять боевые задачи как по прикрытию войск и уничтожению противника, так и по высадке десанта. Я думаю, что основное внимание здесь будет сосредоточено на бронировании кабины, в которой перевозится личный состав десанта. На Ми-24 бронированная кабина есть только у лётчиков, а сейчас благодаря современным композитным материалам можно создать лёгкую броню, которая сможет защитить десантное отделение», — пояснил аналитик.
Кроме того, из патента следует, что новая машина будет полностью укомплектована системами, которые будут позволять сохранить вертолёт и экипаж даже после поражения огнём противника, пояснил эксперт. Необходимость таких систем показывает опыт применения российских сил в рамках специальной военной операции на Украине, добавил Кнутов.
«В операции в Гостомеле участвовало более 200 вертолётов, чего ранее не было в военной истории и что точно войдёт в учебники. В ходе этой операции нам приходилось использовать вертолёты разных классов: десантные, ударные, транспортные — нужно было использовать разного рода машины. Появление подобного рода вертолёта позволит решать одновременно все задачи, это будет фактически многоцелевой и многофункциональный вертолёт», — заключил собеседник RT.
Оружие,Война в Сирии ,Юрий Кнутов,Алексей Леонков,Авиационно-космический салон МАКС,НАТО,
«Вертолеты России» заключили контракт с Первый Ка-52М должен быть «Ка-52 — один из лучших ударных вертолетов Новый Ка-52М имеет современный комплекс БРЭО, На вертолете не только установлены и испытаны передовые Для повышения эффективности вертолета, интенсив См. последние Новости туристической индустрии, Вертолеты России, Вертолеты, Боевой вертолет,
| ||
| ||
Российский ударный вертолет Ка-52 легче, тише, но не непобедим и простой, для расширения диапазона функций. Когда дело дошло до авиационной поддержки своих солдат, танков и орудий, Россия полагалась не только на реактивные самолеты, такие как Су-259.0018
Грач («ладья»), но ударные вертолеты типа Камов Ка-52 Аллигатор.
История Камов Ка-52
Эволюция «Аллигатора» началась в 1980-х годах, когда советское конструкторское бюро Камова разработало относительно небольшой, обтекаемый одноместный ударный вертолет, поднимаемый фирменными камовскими соосными двойными несущими винтами противоположного вращения, которые обеспечивали устойчивость без хвостовой винт, а также возможность выполнения петель и бочек.
Совершил первый испытательный полет 17, 19 июня.82 и был принят в производство Советом Министров СССР 14 декабря 1987 года. Его пятый прототип, получивший обозначение Ка-50, имел угольно-черную окраску в популярном советском боевике «Черная акула». »), который был принят для прозвища типа. Напротив, Организация Североатлантического договора назвала его «Хокум-А».
Производство было передано Прогрессивной Арсеньевской авиационной компании в Арсеньеве Приморского края, но экономические потрясения, сопровождавшие распад Советского Союза, привели к тому, что Ка-50 выпускались рывками — всего дюжина по состоянию на 28 августа. 1987, например.
Кроме того, в 1982 году ОКБ Миля одновременно представило двухместный боевой вертолет Ми-28, чья огневая мощь и 300-килограммовая броня обеспечили ему контракт на производство, а также соответствующее кодовое название НАТО: «Хавок».
В 1997 году Камов при содействии Israel Aircraft Industries переделал Ка-50 в тандемный двухместный самолет под названием Ка-50 Эрдоган в надежде выиграть контракт на 4 миллиона долларов на поставку 145 ударных вертолетов из Турции. Контракт был сокращен до 50 и в итоге достался итальянскому A129.Mangusta в 2007 году, но в ходе разработки Эрдогана команда Камова была вдохновлена переделкой барахтающегося Ка-50 в двухместный бок о бок, способный вместить новейшие системы обнаружения целей. Первый Ка-52 был представлен в декабре 1996 г., совершил первый испытательный полет 25 июня 1997 г. и был принят на вооружение в качестве дополнения к Ми-28. Посчитав, что он слишком похож на своего предшественника, чтобы присваивать ему отдельное кодовое имя, НАТО обозначила новый двухместный самолет как «Хокум-Б».
Ка-52 имел дневной и ночной телевизионный и тепловизионный прицельный комплекс, размещенный в двух сферических турелях, над кабиной и под носом. У него была неподвижная бортовая пушка — в отличие от Ми-28, чье орудие было гибким, — и его крылья имели шесть точек подвески для ракет, тогда как у Ка-50 и Ми-28 их было только четыре. На случай крушения самолета члены экипажа имели в своем распоряжении редкое средство — катапультные кресла НПП «Звезда» К-37-800, для которых аварийные заряды взрывчатого вещества сносили над ними лопасти несущего винта.
Для дальнейшего сравнения: Ка-52 может летать на 1640 футов выше, чем Ми-28, и на 52 фута короче, хотя Ми-28 имеет меньший вертикальный профиль. В то время как четыре крыльевых установки Ми-28 несут противотанковые ракеты с дальностью 3,7 мили, шесть узлов подвески Ка-52 могут нести 12 противотанковых ракет «Вихрь» с лазерным наведением и дальностью 10,2 мили каждая или ИГЛА-В и Зенитные ракеты ИГЛА-С.
Чтобы компенсировать более тяжелое артиллерийское и электронное оборудование, на Ка-52 были уменьшены количество брони, а также емкость пушечного питания и магазина. Более позднее внедрение двигателя Климов РК-2500 также улучшило летно-технические характеристики вертолета. Боевая масса 19981 фунт. и дальность 689,7 миль.
Аллигатор в Украине
К моменту вторжения на Украину Ми-28Н и Ка-52Н, обе модели с новой РЛС и способные вести боевые действия днем и ночью, стали основными моделями. В обычных полевых условиях российские вертолеты объединяли Ми-28 и Ка-52, чтобы показать свои сильные стороны. Лучше бронированный Ми-28Н возглавляет дуэт в роли вооруженной разведки, в то время как Ка-52Н поддерживает его с более широким охватом поля боя и обеспечивает сопровождение сопровождающих транспортных вертолетов Ка-60. Сам по себе Ка-52 тише своих современников, потому что каждый из его винтов, вращающихся в противоположных направлениях, гасит шум другого. С другой стороны, были случаи, когда из-за чрезмерных маневров изгибающиеся роторы ударялись друг о друга, в результате чего вертолет падал на землю.
Истощение началось в первый день вторжения, когда Ка-52 был поврежден и совершил аварийную посадку. Еще один — 2 марта. 12 марта первый был сбит в Новониколаевке под Херсоном, а 16-го — еще один.
5 апреля украинская группа «Стугна-П» с радостью увидела, как одна из ее противотанковых управляемых ракет собственного производства поразила зависший Ка-52. Еще один Ка-52 разбился 5 мая, погиб экипаж, а 1 мая еще один стал жертвой «Стугны-П».
4 июня 128-я горнострелковая бригада захватила Ка-52 на северном фронте, а 27-го «Аллигатор» был вынужден приземлиться после попадания британского ПЗРК «Мартлет» (переносной зенитно-ракетный комплекс). . 25 сентября Ка-52 был захвачен группой ПЗРК, вооруженной 9 советскими зенитно-ракетными комплексами.К38 Иглас. Ка-52 был поврежден в Донецкой области 15 августа, а 13 октября украинцы заявили, что не менее четырех вертолетов были уничтожены зенитными ракетами.
Более тяжелобронированные Ми-28 показали себя лучше, чем их дублеры. Первая потеря произошла над Луганской областью от ПЗРК Starstreak. 26 апреля украинцы обнаружили подбитый Ми-28Н под Гостамелем под Киевом. Еще два упали над Харьковом 9 и 16 мая, еще один — 12 июня.
Не все потери России пришлись на дуэль «воздух-земля» между ее вертолетами и украинским разношерстным экипажем ПЗРК. В ночь с 30 на 31 октября российская пресса идентифицировала (пока) как сочувствующих украинскому делу диверсантов, установивших четыре взрывных устройства в аэропорту Вереть под Псковом, в 500 километрах за южными рубежами России. Этот хэллоуинский розыгрыш уничтожил два Ка-52 и сильно повредил два других, которые были отправлены туда для ремонта, но еще большей жертвой стало то, что он поставил под сомнение качество безопасности российской базы.