Содержание
#космосиздома
Откроет парад учителей Константин Петрович Феоктистов. Вероятно, это был первый человек, который преподавал до полета в космос. Дело в том, что он разрабатывал космический корабль и, естественно, должен был научить космонавтов первого отряда, как пользоваться этой техникой. Однако, по словам Константина Петровича, только с опытом реального полета можно быть уверенным в правильности технических идей и решений. В итоге Феоктистов стал космонавтом СССР номер 8 и первым гражданским, который побывал в космосе. После полета он продолжил работать как конструктором, так и космонавтом. Во второй полет, правда, отправиться ему не удалось. Когда Константину Петровичу было 64 года, он перешел на профессиональное преподавание в родном институте, который сам же и окончил, а именно в МВТУ им. Н.Э. Баумана.
К. Феоктистов за доской и в скафандре
В том же институте после космической карьеры преподавал и Алексей Станиславович Елисеев. Более того, со 2 января 1986 года он работал там ректором. Позже космонавт взял под свое крыло еще и одно из подразделений Московского энергетического института (МЭИ). Такой объем образовательной нагрузки не случаен, ведь космонавт трижды был в космосе, участвовал в разработке систем управления кораблей и долгое время руководил полетами всех пилотируемых кораблей СССР в качестве заместителя главного конструктора. Огромный опыт он передает новым поколениям.
А.С. Елисеев в Мемориальном музее космонавтики
Вместе с Феоктистовым первым космонавтам преподавал Виталий Иванович Севастьянов. Он читал курс лекций по механике космического полета в Центре подготовки космонавтов. Затем он и сам начал тренироваться с целью отправиться в космос, совмещая подготовку с работой в конструкторском бюро. После первого сложнейшего полета на корабле «Союз-9» он стал обучать, но только не академическим дисциплинам. Севастьянов захотел популяризировать науку и основал телевизионную передачу «Человек. Земля. Вселенная». Она входила в список 13 наиболее популярных передач на ТВ и была самой популярной телепрограммой о науке и технике. Позже Виталий Иванович слетал в космос второй раз и в ходе своей орбитальной миссии провел несколько выпусков программы.
В.И. Севастьянов ведет 118-й выпуск передачи «Человек. Земля. Вселенная»
А вот космонавт Александр Александрович Серебров не стал останавливаться на паре выпусков обучающих программ. Еще до полета в космос он в 1966 году вел на телевидении олимпиады по физике, химии, астрономии. На орбите космонавт основал целый курс под названием «Уроки из космоса». Серебров четыре раза был на орбите и записал несколько десятков роликов. После успеха Александра Александровича такие уроки стали традицией. На Земле Серебров также много сил вкладывал в образование. С ноября 1988 года, с самого основания, он возглавил Всесоюзное молодежное аэрокосмическое общество «Союз» (ВАКО «Союз»). Его многочисленные лекции в школах страны и за рубежом вдохновили многих школьников, которые связали свою судьбу с космическими исследованиями. Преподавал он и в вузах. В своем родном МФТИ он работал на кафедре физической механики.
А.А. Серебров во время проведения «Урока из космоса»
В этом вузе за несколько лет до Александра Александровича на кафедре аэрофизической механики преподавал и Олег Григорьевич Макаров. Ему тоже было что рассказать студентам. Космонавт совершил два орбитальных и один суборбитальный полет, а также лично проектировал советский лунный пилотируемый корабль.
Его коллегой и учителем был Валентин Витальевич Лебедев. Вместе с Макаровым они работали над технической частью лунных проектов. В качестве учителя в центре подготовки Лебедев проводил тренировки космонавтов, разрабатывал методики выполнения научных экспериментов и исследований. Несмотря на это, он сам полетел в космос через два года после Макарова, в 1973 году. Правда, сразу для реализации сложнейшей научной программы — работы на орбитальном телескопе «Орион» на борту корабля «Союз-13». После двух полетов и окончания космической карьеры Валентин Витальевич основал Научный геоинформационный центр РАН, где заложил фундамент научной школы в прикладной космонавтике.
В.В. Лебедев в Научном геоинформационном центре РАН
Рассказ о космонавтах, связанных с вузовским образованием, венчает собой Виктор Петрович Савиных, который был ректором, а сейчас является президентом МИИГАиК (ныне Московский государственный университет геодезии и картографии) и президентом Ассоциации российских вузов. Его активная деятельность в области инженерии и космической деятельности отмечена десятком наград, а его подвиг по спасению станции «Салют-7» — даже несколькими фильмами. Огромный опыт и знания, а также активная жизненная позиция делают космонавта великолепным учителем. Естественно, не только для студентов, но и для школьников. Виктор Петрович является членом Центрального совета Всероссийского педагогического собрания. И еще как популяризатор Савиных выполнял функции главного редактора журнала «Российский космос».
Виктор Петрович занялся перспективным направлением — образованием в интернете. Он даже стал председателем Координационного совета Федерации интернет-образования.
В.П. Савиных в центре «Космонавтика и авиация»
На радио же свою лепту в обучение детей вносил Николай Николаевич Рукавишников. Он был постоянным ведущим передачи «На космических орбитах» в рамках работы общества «Знание» и многие годы преподавал, вел открытые уроки и читал лекции для школьников.
Н.Н. Рукавишников на занятиях
Не стоит забывать о музеях как образовательной площадке.
Космонавт Александр Иванович Лавейкин совершил один полет в космос и до выхода на пенсию работал над созданием космической техники в НПО «Энергия». В 2007 году он стал заместителем директора по научной работе в Мемориальном музее космонавтики в Москве, где начал образовательную деятельность.
Его труд в 2010 году подхватил Александр Иванович Лазуткин, который позже возглавил музей.
До этого он тоже много преподавал, и сначала космонавтам. Александр Иванович проводил подготовку операторов на динамических стендах, готовил космонавтов ко внекорабельной деятельности и работе на станции «Мир». Также Лазуткин являлся проректором по космической подготовке Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева (СибГАУ).
А.И. Лазуткин в павильоне «Космос»
Учителя-космонавты были не только в СССР и России. Самыми известными среди них стали две американки. Во время создания А.А. Серебровым первых «Уроков из космоса» в США тоже появилась идея образовательных программ. В 1984 году был объявлен первый конкурс — «Учитель в космосе». Его выиграла учительница средней школы 37-летняя Шарон Криста Маколифф. Интересно, что ее день рождения буквально на следующий день после Дня знаний — 2 сентября. Маколифф должна была через два года подготовки стать первым профессиональным преподавателем в космосе. Однако судьба внесла свои коррективы. Она была в экипаже печально известного шаттла «Челленджер», который потерпел катастрофу.
А.А. Серебров с фото Ш.К. Маколифф на станции «Мир»
Дублером Маколифф была учительница начальной школы в индейской резервации Барбара Морган.
В 2007 году она в рамках основного экипажа шаттла «Индевор» уже не как учитель, а как профессиональный астронавт оказалась на орбите. Тем не менее она стала первой учительницей в космосе и провела несколько уроков в невесомости.
Вместе с ней на МКС находился и будущий президент нашего центра «Космонавтика и авиация» Федор Николаевич Юрчихин. Сразу после своего второго полета он начал вести программу новостей о космонавтике на телеканале «Вести», готовящуюся телестудией «Роскосмоса». После пятого он возглавил и научно-популяризаторскую выставку в павильоне «Космос» на ВДНХ. Здесь Федор Николаевич основал новую традицию космических уроков. Он приглашает космонавтов, инженеров и других специалистов на открытую беседу, где в интереснейшем формате в процессе диалога ими доносятся знания до всех посетителей центра.
Ф.Н. Юрчихин проводит космический урок
Мы приглашаем вас, читателей блога, в новом учебном году на уроки к Федору Николаевичу в наш центр «Космонавтика и авиация».
Космонавты наблюдают световые вспышки | Наука и жизнь
В 1952 году профессор Калифорнийского университета Корнелий Тобайэс высказал предположение, что после адаптации в темноте человек может увидеть проходящие через глаз тяжелые заряженные частицы. Однако люди, работающие на ядерных установках или ускорителях заряженных частиц, знают, что о наличии излучения можно судить только по показаниям специальных приборов. Они привыкли к тому, что нити органы чувств не дают сигнала о радиационной опасности. Поэтому высказанное Тобайэсом предположение вызывало сомнение.
Рис. 1. Световые вспышки, изображенные на основании описаний, сделанных космонавтами и экспериментаторами.
Рис. 2. Направления пучков заряженных частиц при экспериментах на ускорителе.
Рис. 3. При прохождении заряженной частицы через стекловидное тело глаза на центральную часть сетчатки попадает черенковское излучение (свет).
Рис. 4. Слепок следа заряженной частицы в пластике шлема космонавта.
‹
›
Открыть в полном размере
Внимания к этому вопросу привлекли наблюдения, выполненные экипажем космического корабля «Аполлон-11» во время полета на Луну. Обнаруженный космонавтом Эдвином Олдрином эффект возникновения световых вспышек был для него настолько неожиданным и непонятным, что он вначале не решался сказать о нем своим товарищам. Однако на обратном пути Олдрин все же просил их проверить его наблюдения. После приземления Нейл Амстронг и Майк Коллинз признались, что они так же, как и Олдрин, наблюдали «световые точки», «черточки» и несколько «двойных точек». С итого времени почти все члены экипажей космических кораблей «Аполлон» сообщали в наблюдении вспышек, который отличались по яркости и по форме.
Вспышки наблюдались после небольшой темновой адаптации и были видны только в темноте, как при открытых, так и при закрытых глазах, Частота появления вспышек колебалась и в среднем были равна одной вспышке в минуту. Американский космонавт Чарлз Конрад отмечал, что световые вспышки, которые он наблюдал на «Аполлоне-12», были настолько яркими, что он не мог бы не обратить на них внимания, если бы они возникали по время его полетов на космических кораблях «Джемини-3» и «Джемини-11». Другой космонавт, Джеймс Ловелл, сообщал, что он наблюдал вспышки во время полета космического корабля «Аполлон-13» на Луну, но при орбитальном полете на «Аполлоне-8» также не видел их.
Световые вспышки в околоземном космическом пространстве наблюдал только один космонавт, Н. Н. Рукавишников, во время полета на борту космическою корабля
«Союз-10». Во время отдыха он находился в затемненном отсеке с закрытыми глазами. Внезапно он увидел снеговые вспышки, которые сначала принял за сигналы мигающего светового табло, просвечивавшие сквозь веки. Однако табло горело ровным светом и яркость его была недостаточной, чтобы создавать наблюдаемый эффект.
Рассматривая возможные причины возникновения световых вспышек, ученые пришли к выводу, что их можно связать с воздействием заряженных частиц, входящих в состав космических лучей.
Наблюдение космонавтами «Аполлона-11» световых вспышек стимулировало широкий круг экспериментальных исследований не только при полетах космических кораблей «Аполлон» на Луну, но и на ускорителях заряженных частиц. Изучение этого явления представляет большим интерес как для понимания механизмов взаимодействия излучения с живой тканью, так и для оценки радиационной опасности длительных космических полетов.
При полете «Аполлона-16» проводилось два сеанса наблюдении: во время полета к Луне и при возвращения на Землю. Во время первого сеанса Чарльз Дьюк надевал специальное приспособление с фотоэмульсией для регистрации пролетающих частиц. Джон Янг наблюдал вспышки, надев светозащитные очки. Кен Маттингли регистрировал сообщения товарищей. Вспышки появлялись нерегулярно. Дьюк наблюдал в среднем одну вспышку на 1,3 минуты, а Янг — за 3,6 минуты. При полете к Земле все космонавты участвовали в наблюдениях, используя только светозащитные очки. Сеанс наблюдений продолжался 32 минуты. Дьюк сообщил о 15 вспышках, Янг — о 7, я Маттингли не видел ни одной вспышки. Он был первым космонавтом, не видевшим вспышек на этой трассе, начиная с космического корабля « Аполлон-11».
Возможно, что результаты обработки этих экспериментальных данных позволят оценить характеристики излучений, вызывающих световые вспышки. Однако в настоящее время более достоверные сведения о вспышках получены в результате экспериментов, проведанных но ускорителях заряженных частиц в США и Англии.
При исследованиях использовались пучки нейтронов с максимальной энергией 22 Мэв и 660 Мэв, а также пучки альфа-частиц и ускоренных ионов азота. Эксперименты были тщательно спланированы, в наблюдениях «вспышек» принимали участие такие ученые, как лауреат Нобелевской премии Е. Макмиллан, профессор К. Тобайэс, космонавт-исследователь Ф. Чапмэн и другие. Дозы облучения тщательно контролировались и были, разумеется, ниже предельно допустимых величин.
Наиболее интересными оказались эксперименты с пучками альфа-частиц и ионов азота. В них использовались пучки диаметром около 5 мм, что позволило четко ограничить облучаемые области. Вспышки наблюдались, когда заряженные частицы проходили через центральные отделы сетчатки глаза (направление А на рис. 2). При этом экспериментатор четко реагировал «на пучок» — на включение и выключение ускорителя. Эффект отсутствовал, когда частицы проходили через стекловидное тело и хрусталик глаза или через затылочную часть мозга, где находится корковый центр зрительного анализатора (направления В и С на рис. 2). Эксперименты позволили установить возможность возникновения световых вспышек при прохождении через сетчатку глаза частиц, которые производят на своем пути интенсивную ионизацию. К этим частицам относятся многозарядные ионы, альфа-частицы и некоторые вторичные частицы, возникшие в результате взаимодействия нейтронов с атомами биологической ткани.
По-видимому, во время полетов космонавтов на Луну вспышки возникали в основном тоже за счет тяжелых заряженных частиц, которые входят в состав космических лучей, приходящих к нам из глубин Галактики. При этом разница в наблюдаемых картинах и само их количество могли быть обусловлены тем, что оборудование и приборы космического корабля частично поглощали излучение, создавали неравномерное поле облучения.
Несколько иначе можно объяснить возникновение вспышек при полете по околоземным орбитам. Благодаря экранирующему действию магнитного поля, а в одном из направлений и самой Земли, число тяжелых частиц на этих траекториях значительно меньше. Однако при орбитальных полетах, кроме галактических излучении, на корабль будут воздействовать заряженные частицы, захваченные геомагнитным полем. Протоны, входящие в состав этих излучений, генерируют в оболочке корабля нейтроны, способные вызвать эффект вспышек, аналогичный наблюдавшемуся при экспериментах с нейтронами на ускорителях. Области заряженных частиц, захваченных магнитным полем Земли, в основном лежат значительно выше траекторий, по которым проходили орбитальные полеты космических кораблей. И только благодаря аномалиям геомагнитного поля области повышенной радиации наблюдаются на высотах 200 км и даже ниже.
Самая значительная область повышенной радиации связана с Бразильской магнитной аномалией — поток частиц в виде огромной воронки как бы спускается к ней из космоса к земной атмосфере. Космические корабли при орбитальном полете на отдельных витках попадают в такие области интенсивных потоков излучения. Но одного этого еще недостаточно для наблюдения вспышек — необходимо, чтобы прохождение корабля через область аномалии совпало с максимальной световой чувствительностью глаза, которая возникает во время пребывания человека в темноте. Этим, по-видимому, может быть объяснено то, что, кроме Н. Н. Рукавишникова, никто из космонавтов не наблюдал вспышек при полетах по околоземным орбитам.
Таким образом, установленное в наземных экспериментах воздействие па сетчатку тяжелых заряженных частиц удовлетворительно объясняет возникновение световых вспышек в глазах космонавтов при орбитальных к межпланетных полетах.
Однако остается еще немало открытых вопросов. Какие процессы проходят в клетках сетчатки? Возникает ли необратимое поражение клеток? Или так же, как при восприятии света, идут обратимые процессы в вербных клетках зрительного анализатора? Не решен вопрос о возможности возникновения вспышек в результате черенковского излучения.
Напомним, что черенковское излучение возникает всякий раз, когда заряженная частица проходит через прозрачную среду быстрее, чем скорость света в этой среде. При этом генерируется свет, распространяющийся в конусе вдоль движения частицы. Интенсивность черенковского излучения зависит от скорости частицы, преломляющей способности среды, и пропорциональна квадрату заряда частицы. В космических лучах имеются частицы с очень большим зарядом и высокими скоростями. Подсчеты показывают: черенковское излучение таких частиц может быть настолько сильным, что глаз его легко увидит самым обычным образом.
Однако экспериментального подтверждения такая гипотеза до настоящего времени не получила. Это объясняется отсутствием лабораторных источников быстрых многозарядных частиц и трудностью осуществления такого рода экспериментов в космосе. Имеющиеся ускорители тяжелых частиц не в состоянии пока обеспечить необходимые высокие энергии, а многозарядные частицы, наблюдаемые в верхних слоях атмосферы, никогда не достигают Земли. Достигающие уровня Земли частицы являются в основном однозарядными (электроны, пионы, мюоны, протоны). По имеющимся оценкам, эти частицы не способны создать черенковское излучение с интенсивностью, достаточной для непосредственного наблюдения. Это подтверждается экспериментами, проведенными с пучками пи-мезонов.
Попутно хочется отметить, что сам Павел Алексеевич Черенков еще в начале 30-х годов, работая с радиоактивными источниками, наблюдал своеобразное слабое свечение (при закрытых глазах), вызванное ионизирующими излучениями.
Весьма интересен эксперимент, в котором получали эффект свечения с помощью рентгеновских лучей. По сравнению с корпускулярным излучением пришлось примерно в 250 раз увеличить мощность дозы рентгеновского излучения, чтобы экспериментаторы ощутили в поле зрения равномерное серое свечение. При этом для того, чтобы обеспечить радиационную безопасность, пришлось значительно снизить время облучения. Таким образом, оказалось, что корпускулярное излучение во много раз эффективнее, чем рентгеновское, воздействует на сетчатку глаза.
Этот факт заставляет более серьезно отнестись к радиационному воздействию галактических излучений на живую ткань. Средняя интенсивность этого излучения невелика, она в среднем лишь немного превышает совершенно безопасную норму, установленную для людей, работающих с источниками ядерных излучений в наземных условиях. Однако биологический эффект, вызываемый излучением, зависит не только от средней дозы, но и от того, как была передана энергия. Различие в действии рентгеновских лучей и тяжелых заряженных частиц образно можно представить, сравнивая уколы десятка иголочек с одним уколом шпаги. Несмотря на то, что в обоих случаях площадь ран может быть одинакова, укол шпаги произведет более сильное поражение. Тяжелая заряженная частица, как шпага, врезается в ткань, нанося поражение клеткам.
В пластике шлемов космонавтов, летавших на кораблях «Аполлон», были обнаружены следы тяжелых заряженных частиц. На основании этих наблюдений проведены расчеты количества клеток, которые будут поражены при двухлетнем пребывании в межпланетном космическом пространстве, как это, например, может быть при полете к Марсу. Расчеты показали, что поражение невосполнимых клеток коры головного мозга составит 0,12%. В сетчатке глаз будет поражен 0,05% и в целом в нервной системе — около 1 % клеток.
Насколько же велика радиационная опасность при длительных межпланетных полетах?
В условиях Земли мы еще не можем смоделировать весь диапазон космических излучений, необходимый для получения точных оценок. Не позволяют пока сделать обоснованные выводы относительно биологической опасности космических лучей и результаты исследований, выполненных в космическом пространстве.
В то же время эффект световых вспышек в глазах космонавтов свидетельствует, что необходимы дальнейшие исследования на ускорителях заряженных частиц и непосредственно в космическом пространстве, прежде чем мы сможем с достаточной надежностью говорить О радиационной безопасности космонавтов при длительных межпланетных перелетах.
Все активные астронавты НАСА, имеющие право на полеты на Луну
Автор:
Passant Rabie
Комментарии (2)
Оповещения
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Последний класс астронавтов НАСА был выбран из более чем 12 000 претендентов.Фото: НАСА
Программа Artemis Moon независимо от возраста.
«На мой взгляд, любой из наших 42 активных астронавтов имеет право на участие в миссии Artemis», — заявил в пятницу Рейд Уайзман, главный астронавт НАСА, сообщает SpaceNews. «Мы хотим собрать правильную команду для этой миссии». Это неожиданное изменение планов космического агентства, которое ранее в декабре 2020 года приветствовало избранную команду астронавтов для своей программы Artemis (хотя и под руководством предыдущего администратора НАСА Джима Брайденстайна). «Я даю вам героев будущего, которые вернут нас на Луну и дальше», — сказал тогдашний вице-президент Майк Пенс во время презентации команды Artemis.
В команду Artemis входят девять женщин, что отражает желание НАСА высадить первую женщину на Луну в рамках миссии Artemis 3 (в настоящее время запуск запланирован не ранее 2025 года). Среди членов команды были Кристина Кох и Джессика Меир, принявшие участие в первых полностью женских выходах в открытый космос, а также Джессика Уоткинс, первая чернокожая женщина, отправившаяся в долгосрочную космическую миссию, и первая, кто жил и работал на МКС.
Познакомьтесь с командой Artemis
В то время, однако, НАСА подчеркивало, что это была первоначальная группа кандидатов в космонавты, которые могут отправиться на Луну в рамках миссий Artemis 2 и 3, и что позже будут добавлены другие кандидаты. . Но теперь космическое агентство, похоже, склоняется к тому, чтобы оставить места в Артемиде открытыми для всех своих нынешних астронавтов, а также для 10 дополнительных астронавтов, которые все еще проходят обучение. «У нас здесь, в Хьюстоне, 42 активных астронавта и 10 кандидатов в космонавты, которые будут выбивать дверь для «Артемиды-2» и далее», — сказал Уайзман во время брифинга. Уайзман добавил, что все астронавты НАСА будут претендовать на Артемиду независимо от возраста, заявив, что не имеет значения, находятся ли они в возрасте от двадцати до шестидесяти лет.
В декабре 2021 года НАСА отобрало последний класс кандидатов в астронавты, которые начали свое двухлетнее обучение в январе 2022 года. После завершения обучения каждому кандидату будет назначена миссия, которая теперь может включать полеты Артемиды на Луну. .
В настоящее время НАСА готовится к первому запуску Artemis 1, который может состояться уже 29 августа. Планируется, что ракета Space Launch System отправит неуправляемую капсулу Orion в путешествие на расстояние 272 000 миль (437 000 километров) к Луна и обратно. Artemis 2 будет включать в себя экипаж, но не приземлится на Луну. Это работа экипажа Artemis 3, достигшего поверхности Луны спустя более 50 лет. Программа Artemis предназначена для поддержания регулярного присутствия астронавтов на Луне и вокруг нее, поэтому вполне вероятно, что в будущем к этому списку добавится еще много астронавтов.
Подробнее: Эра Артемиды НАСА может официально начаться всего через 6 недель
миссий Артемиды откроет новый, более разнообразный экипаж астронавтов
Когда астронавт Юджин Сернан шагнул с поверхности Луны в свой космический корабль в декабре 1972 года , он знал, что это был конец эпохи. Его миссия «Аполлон-17» была последней из «Аполлонов».
«В последний раз взгляните на долину Таурус-Литтроу, только не с орбиты», — сказал Сернан о виде, прежде чем корабль взлетел. «Мы уже в пути, Хьюстон!»
И вот последний человек, ступивший на Луну, вернулся на Землю. За прошедшие с тех пор 50 лет никакие другие сапоги не касались лунного грунта.
Теперь НАСА готовится вернуться, и Китай тоже в пути. 16 ноября стартовала американская миссия Artemis I, чтобы доставить первую готовую для экипажа космическую капсулу к Луне с тех пор, как Сернан и двое его товарищей покинули Луну полвека назад.
На этом космическом корабле нет астронавтов; Миссия была разработана для проверки технологий и других систем, которые в конечном итоге доставят людей на Луну на Артемиде III не ранее 2025 года. в конце концов отправить людей на Марс.
Следующий очевидный вопрос: кто пойдет?
Благодаря социальным, политическим и научным изменениям, произошедшим за последние 50 лет, сегодняшние космонавты не похожи на космонавтов прошлого. Они более разнообразны по полу, расе и области знаний. Следующая группа людей, которая отправится на Луну, столкнется с другими проблемами и потребует других навыков, темперамента и систем поддержки, чем экипажи Аполлона.
Некоторые группы думают о том, как включить людей с ограниченными возможностями в космическое будущее. Подготовка к более постоянному присутствию человека в космосе потребует переосмысления правильных вещей. Будущие лунные экипажи могут точнее отражать нашу жизнь на Земле, освобождая место для всех.
Становление астронавтом
НАСА объявило, что предстоящие миссии на Луну будут включать в себя женщину и цветного человека, установив два первых места для лунных астронавтов.
Следующие посетители Луны еще не выбраны. Но на выбор всего около 50 человек. 43 активных космонавта и 10 кандидатов в космонавты, которые все еще проходят подготовку, имеют разный опыт. В список входят врачи, военные летчики, геологи, микробиологи, инженеры и другие. Около 37 процентов активных астронавтов НАСА составляют женщины.
«Отряд астронавтов — это, конечно, самая заметная рабочая сила НАСА, — говорит Лори Гарвер, которая была заместителем администратора НАСА с 2009 по 2013 год. отражает нацию».
Первые группы астронавтов США были белыми мужчинами. Экипаж Аполлона-17: Харрисон Шмитт (сзади слева), Юджин Сернан (спереди) и Рональд Эванс (сзади справа). NASA
Современные астронавты уже отличаются от астронавтов Аполлона. За свой первый класс космонавтов в 1959 НАСА набрало военных летчиков-истребителей ростом ниже 5 футов 11 дюймов (из-за ограниченного пространства в космической капсуле «Меркурий»). В то время все военные летчики-испытатели были белыми, так что все астронавты тоже.
НАСА набрало первый класс «ученых-астронавтов» в 1964 году. Этот шаг вызвал критику со стороны пилотов. В интервью Сернан, который делил свое место на «Аполлоне-17» с единственным геологом, ступившим на Луну, Харрисоном Шмиттом, назвал науку «паразитом» лунной программы. «Наука — не причина, по которой мы научились летать, — ворчал он. Позже Сернан называл Шмитта «доктором Уилсоном». Рок» и переживал, что не сможет самостоятельно выбраться из трудной ситуации.
Но, согласно отчету НАСА, «Аполлон-17» был «самой продуктивной и безотказной пилотируемой миссией». Это «продемонстрировало практичность подготовки ученых, чтобы они стали квалифицированными космонавтами».
Сегодня 42 процента действующих астронавтов НАСА имеют опыт работы в области научных исследований или медицины в различных областях, от океанографии до физики.
Самый последний класс кандидатов в астронавты НАСА более разнообразен. НАСА
Однако, как это ни парадоксально, определение НАСА «астронавт» не требует полетов в космос. После того, как вы прошли напряженный и избирательный процесс подачи заявок и обучения, вы становитесь членом отряда астронавтов, независимо от того, покидаете ли вы Землю или нет.
Первый шаг на пути к поступлению в космонавты «невероятно обескураживает», — говорит геобиолог Зена Кардман, присоединившаяся к отряду астронавтов в 2017 году, но еще не побывавшая в космосе. «Вы отправляете очень короткое резюме на USAJobs.gov, а потом долго ждете», — говорит она. (Полное раскрытие: я сам подал заявку на участие в программе космонавтов в 2012 году. Я хранил открытку с отказом в течение многих лет.)
Минимальные требования для подачи заявки: быть гражданином США, иметь степень магистра в области инженерии, биологических наук, физических наук или математики. , и два года профессионального опыта, включая преподавание или аспирантуру. Пилоты могут заменить два года опыта 1000 часов налета на реактивных самолетах. Кандидаты, прошедшие первый этап, отправляются в Хьюстон для двухэтапного собеседования.
«То, что мы ищем в этих первых нескольких миссиях Artemis… в первую очередь, это технические знания», — сказал на брифинге 5 августа астронавт Рейд Уайзман, глава Управления астронавтов НАСА. Многие из этих желаемых навыков вращаются вокруг приобретения ресурсов для поддержки длительного пребывания.
Artemis III планирует отправить людей на южный полюс Луны, который может стать подходящим местом для размещения долговременной базы. У него есть области, которые будут находиться под солнечным светом в течение всей 6,5-дневной миссии. Свет поможет генерировать энергию из солнечной энергии. И у него есть регионы в постоянной тени, в которых есть карманы водяного льда, которые можно использовать для воды и топлива для населенных пунктов.
Возможность находить и использовать ресурсы на Луне — одна из причин, по которой научные знания, особенно в области геологии, теперь более важны для астронавтов. Но в отряде астронавтов все делают все, говорит Кардман. Ее опыт работы в области геологии и микробиологии. Она проводила полевые исследования в Антарктиде, Арктике, подземных пещерах и на океанских исследовательских судах. «Космос казался окончательным полевым проектом», — говорит она.
Чтобы закрепить свои навыки, она обучается инженерному делу и авиации, а ее коллеги-летчики-испытатели изучают геофизику. «У нас будут роли, но мы не будем разрознены, — говорит она.
Научный опыт
Научный опыт считается необходимостью для сегодняшних 43 действующих космонавтов (вверху). Многие из них служат в армии, но также имеют ученые степени в области медицины, геолого-геофизических наук или физики. Первоначальные астронавты Аполлона (внизу) были в основном военными пилотами, некоторые из которых имели инженерное образование.
Т. ТиббитсТ. Тиббитс
Помимо технических навыков, следующей наиболее важной характеристикой, которую ищет НАСА, является: «Вы командный игрок?» — говорит Уайзман. Совместная работа была важна в миссиях «Аполлон». Но эти миссии длились не более 12 дней, максимум три дня на поверхности Луны. Астронавтам, отправляющимся в недельную миссию Артемиды на Луну или многолетнюю миссию на Марс, придется выживать в стрессовых, сложных, изолированных условиях (9).0091 Сб: 29.11.14, с. 22 ). Общение становится решающим фактором для того, чтобы остаться в живых.
Это объясняет, почему процесс собеседования включает в себя командные упражнения и групповые динамические действия для имитации ситуаций, в которых могут оказаться астронавты, говорит Кардман.
Инженеры НАСА носят рюкзаки для выхода в открытый космос с налобными фонарями, чтобы практиковаться в сборе образцов в Нью-Мексико. На южном полюсе Луны некоторые регионы будут находиться в постоянной тени. NASA
Интервью также включает медицинский осмотр. Подробности не разглашаются, но «они действительно очень глубоки», — говорит Кардман. Нет никаких официальных требований к какому-либо конкретному типу телосложения или стандартам физической подготовки, например, пробежать милю за определенное время или сделать определенное количество подтягиваний. «Он более функционален, — говорит она. Пока вы можете соответствовать умственным и физическим требованиям выхода в открытый космос, не имеет значения, как вы придете в форму. Любимое упражнение Кардмана — пауэрлифтинг.
В конечном счете претендентов на работу на тысячи больше, чем вакансий космонавтов. «Окончательный выбор несколько субъективен, — говорит Гарвер. «Поэтому я считаю абсолютно уместным, что вы смотрите на демографические данные наряду с квалификацией».
Доведите до предела
Есть еще одно медицинское требование к следующим людям, которые отправятся на Луну: они не должны уже провести слишком много времени в космосе.
Со временем воздействие вредных заряженных частиц, летающих в космосе, может увеличить риск развития рака. Для безопасности астронавтов НАСА ограничивает количество радиации, которую астронавт может поглотить за свою карьеру. ( SN: 04.07.20 и 18.07.20, с. 18 ).
С 1995 по 2021 год эти границы зависели от возраста и пола космонавта. Пределом было количество радиации, которое коррелирует с 3-процентным риском смерти от рака, вызванного радиационным облучением. Но поскольку считалось, что женщины имеют более высокий риск смерти от рака, связанного с радиацией, это ограничивает возможность приземления женщин-астронавтов раньше, чем мужчин.
На самом деле, женщинам было позволено около 150 миллизивертов радиации в их карьере, в то время как мужчинам было разрешено около 800 миллизивертов, говорит врач скорой помощи и аэрокосмический инженер Эрик Антонсен из Медицинского колледжа Бейлора в Хьюстоне.
«Из-за того, как мы рассчитывали риск, женщины были ограничены в своей карьере гораздо раньше и не могли летать так много, как мужчины», — говорит Антонсен. «Нам пришлось глубоко погрузиться в эти вещи, вернуться на воздух и сказать: «Эй, чувак, этому нет оправдания». И это вызывает дискриминацию женщин».
Антонсен отмечает, что ни один открыто трансгендерный астронавт не летал, но он не может придумать никаких медицинских проблем, которые могли бы их сдержать.
В 2021 году Национальные академии наук, инженерии и медицины выпустили отчет, призывающий НАСА изменить предел радиации до 600 миллизивертов в течение карьеры для всех, независимо от пола и возраста. Это составляет около 400 дней на орбите вокруг Луны или 680 дней на поверхности Луны, часть времени в среде обитания, для астронавта, не подвергавшегося другим космическим полетам.
В прототипе скафандра — настоящий скафандр Артемиды еще не разработан —
Астронавты НАСА Зена Кардман и Дрю Фойстел тренируются на луноподобном ландшафте в Аризоне. БИЛЛ СТАФФОРД/НАСА 900:04 НАСА, Немецкий аэрокосмический центр и Израильское космическое агентство запускают пару манекенов на Артемиде I, чтобы протестировать жилет радиационной защиты для женщин-астронавтов, который может помочь еще больше снизить радиационные риски, если их носить в будущих миссиях.
Все это может быть хорошей новостью для Кардмана. Она и ее соратники, которые начинают полеты на Международную космическую станцию, вероятные кандидаты на роль Артемиды III. Сама Кардман могла бы стать первой женщиной на Луне.
Она скромничает. «Конечно, я была бы рада полететь на Луну, — говорит она. «В зависимости от графика, кто знает. Но очень интересно знать, что я работаю с людьми, которые будут первыми, кто ступит на Луну через полвека».
Новый правильный материал
Несмотря на отсутствие официальных стандартов здоровья астронавтов, НАСА в конечном итоге выбирает «самых здоровых людей для полетов», — говорит Антонсен.
Коммерческие космические полеты расширяют круг людей, которые отправляются в космос. Такие компании, как SpaceX, которая строит посадочный модуль для Artemis III, и Blue Origin уже отправляют платных клиентов на космические прогулки. У этих компаний другие цели, стимулы и терпимость к риску, чем у НАСА.
«Самое прекрасное в этом то, что цель в конечном итоге — отправить только людей», — говорит Антонсен. «Это меняется. И это должно измениться».
SpaceX не стала комментировать, как она выбирает, кого отправить в космос. Но Антонсен предполагает, что единственным критерием некоторых компаний для своих клиентов будет «удостовериться, что они могут подняться по лестнице, чтобы добраться до автомобиля».
И даже это может ненадолго стать последней преградой. Некоторые организации изучают, как люди с ограниченными возможностями могут жить и работать в космосе.
«Инвалидность влияет на то, как мы проектируем наши космические корабли», — говорит Эй Джей Линк, директор по коммуникациям некоммерческой правозащитной группы AstroAccess. «Если мы сможем сделать пространство доступным, мы сможем сделать доступным любое пространство».
Организуя полеты для людей с ограниченными возможностями на самолетах с невесомостью, AstroAccess стремится показать, что у людей с ограниченными возможностями есть сильные стороны, которые могут пригодиться в космосе. В октябре 2021 года 12 человек с различными ограниченными возможностями совершили параболический полет, в котором самолет совершал повторяющиеся восходящие и нисходящие траектории, чтобы подарить пассажирам внутри несколько минут невесомости.
Чтобы показать, что люди с ограниченными возможностями могут быть полезными в космических полетах, AstroAccess взял экипаж наверху в полет в невесомости. Лингвист Шери Уэллс-Дженсен (второй слева в заднем ряду), слепая, была удивлена, что ее обычные инстинкты сработали по-другому в нулевой G.ASTROACCESS/ZERO G CORPORATION
«Мой личный эмоциональный вывод был таким: это было чертовски весело». — говорит Шери Уэллс-Дженсен, лингвист из Университета штата Боулинг-Грин в Огайо. Уэллс-Дженсен, слепой, был одним из людей, летевших в этом рейсе. Она планирует повторить попытку в декабре, в годовщину отбытия Аполлона-17 с Луны, несмотря на то, что называет себя «большой курицей».
«Я не любитель острых ощущений. Я даже не люблю американские горки», — говорит она. Но в невесомости она была «удивлена тем, насколько ей не страшно».
Она также была удивлена тем, насколько бесполезны ее обычные инстинкты. В моделируемой лунной гравитации крошечный прыжок отправил ее в полет и ударила головой о потолок. В самолете было так шумно, что ее обычные способы ориентироваться по звуку не работали. Ей казалось, что нет ни верха, ни низа. «Я чертовски хорошо ориентируюсь на Земле, но, боже, было несколько моментов, когда у меня ничего не было», — говорит она.
Изучение того, как люди с ограниченными возможностями ведут себя во время космических полетов, поможет всем астронавтам в будущем, независимо от инвалидности, говорит Уэллс-Дженсен.
Шери Уэллс-Дженсен (вверх ногами) и другие представители AstroAccess летают в невесомости, чтобы проверить, какой будет жизнь в космосе для людей с ограниченными возможностями. Он всегда пытается тебя убить, — говорит Уэллс-Дженсен. Что произойдет, если астронавт потеряет зрение, временно или навсегда, по пути на Марс? Или если огни космического корабля погаснут или дым затруднит обзор? По ее словам, разработка космического корабля для слепых поможет всем астронавтам ориентироваться в таких ситуациях.
Точно так же, если астронавт потеряет возможность использовать свои ноги, знание того, как люди с ампутациями или дефектами конечностей управляют космическим кораблем, даст им выбор. «Для трудоспособных людей, которые приобретают инвалидность в космосе, мы не собираемся просто отправлять их домой», — говорит Уэллс-Дженсен. «Как мы можем убедиться, что они в безопасности и могут выполнять свою работу?»
Уэллс-Дженсен надеется, что отправка людей с ограниченными возможностями в полеты в условиях невесомости также повысит осведомленность об их способностях. «Инвалид завтра может отправиться в суборбитальный полет, — говорит она. «Я думаю, что на данный момент ограничивающим фактором является культурный, а не технологический фактор».
Европейское космическое агентство также набирает астронавтов-инвалидов с такими физическими характеристиками, как недостатки конечностей или низкий рост, которые в нормальных условиях лишают их права участвовать в программе. Эти «параастронавты» помогут изучить виды адаптации, необходимые людям с ограниченными возможностями для полета в космос. В ноябре ЕКА назвало своего первого параастронавта: Джон Макфолл, британский паралимпийский спринтер и ортопед, правая нога которого была ампутирована после аварии на мотоцикле, когда ему было 19 лет.