Вселенная умирает: Астрономы: Вселенная умирает, но беспокоиться не о чем

Краткая история Вселенной – курс на ПостНауке

Партнер курса

О курсе

Что мы знаем о Вселенной? Оказывается, что очень много. Благодаря реликтовому излучению и изучению спектра звезд мы знаем, как появились тяжелые химические элементы, что происходило во Вселенной в первые миллионы лет ее существования и из чего состояли первые звезды. Какое будущее ждет Млечный путь? Как умирают звезды? И чего во Вселенной больше — темной энергии или темной материи?
Вместе с Издательством Яндекса — просветительской программой, которая занимается развитием и поддержкой образовательных интернет-проектов, — мы попытались найти ответы на эти вопросы в проекте Краткая история всего. Главное, что мы знаем об устройстве Вселенной — в мультфильмах и лонгридах этого курса «Краткая история Вселенной».

астрофизика Вселенная звезды реликтовое излучение Большой взрыв расширение Вселенной нуклеосинтез

Поделиться

Автор курса

ПостНаука

команда ПостНауки

История Вселенной за 20 минут

01

Теория Большого взрыва: как зародилась Вселенная?

Мультфильм о фундаментальных открытиях в основе теории Большого взрыва, инфляционной модели Вселенной и реликтовом излучении.

02

Как устроена Вселенная?

Мультфильм о темной материи, скоплениях галактик и будущем Вселенной

03

Что осталось от Большого взрыва?

Мультфильм о реликтовом излучении, Большом взрыве и расширении Вселенной

04

Почему зажигаются звезды?

Мультфильм о рождении звезд, шаровых скоплениях и будущем Млечного Пути

05

Как умирают звезды?

Мультфильм об эволюции звезд, Главной последовательности и судьбах красных гигантов

06

Откуда взялись химические элементы?

Мультфильм о нуклеосинтезе, поиске химических элементов и составе звезд

Следите за прогрессом

Сохраните курс в личном кабинете, чтобы отслеживать прохождение

Сохранить курс

История Вселенной за 2,5 часа

07

Структура Вселенной: от сверхскоплений до темной материи

Что мы знаем о структуре Вселенной, чем темная материя отличается от темной энергии и какое будущее ждет Млечный Путь

Журнал

08

История Вселенной: Космология от Эдвина Хаббла до «Джеймса Уэбба»

Что происходило с нашим миром последние 13,8 миллиарда лет — и откуда мы это знаем

Журнал

09

Рождение звезд: от водорода до звездных ассоциаций

Как появляются звезды, почему трудно найти первую звезду и как исследуют молекулярные облака

Журнал

10

Эволюция звезд: от красных гигантов до белых карликов

Астрофизик Дмитрий Вибе о жизни и смерти больших термоядерных печек

Журнал

11

Нуклеосинтез: как появились химические элементы

Астрофизик Дмитрий Вибе о том, как образовались первые химические элементы, в каких уголках Вселенной это произошло и что нам еще неизвестно о нуклеосинтезе

Журнал

12

Просто космос: тест по истории Вселенной

Просто космос: тест по истории Вселенной

Игры

Издательство Яндекса

Издательство Яндекса — программа развития и поддержки просветительских проектов в цифровой среде.

Другие гиды и курсы ПостНауки

Философия войны

От античных войн к атомным бомбардировкам

10 материалов

История Германии XX века

13 лекций историка Ильи Женина о ключевых событиях современной истории Германии

15 материалов

Подростковый возраст: взросление, секс, любовь

О половом созревании и сопутствующих вопросах, ответы на которые должны знать как подростки, так и родители

11 материалов

Зачем нужны социальные науки?

Совместный проект ПостНауки и Московской высшей школы социальных и экономических наук о будущем социальных наук

8 материалов

Король умирает, отзывы на спектакль, постановка Особняк – Афиша-Театры

Спектакль

Выбор «Афиши»

6.2

© пресс-служба театра Особняк

1/10

О спектакле Отзывы (6)

Законы драматургии иррациональны, полагает Эжен Ионеско, в отличие от законов математики: на сцене пять равно одному, один равен бесконечности. Слова сочатся, как слезы, — не удержать внутри: так рождается высказывание — реплика, мир — стена вокруг человека — кто проломит ее, тому явится вселенная во всей своей пугающей стати. Жизнь человека пронизана незаметной болью, полагает Эжен Ионеско, незаметной, пока не наступит время.

«Все люди знают, что умрут, но забывают об этом…» — говорит королева.

«Какое мне дело до всех?» — отвечает король.

«Он полагает, что ему первому приходится умирать», — говорит одна королева.

«Все люди умирают впервые», — отвечает другая королева.

Время течет так, как ты его понимаешь, полагает Эжен Ионеско. Твое время — промежуток между рождением и смертью. Если жизнь твоя была никчемной, она навсегда останется такой. «Подумай об этом сегодня», — говорит королева.

Информация предоставлена театром «Особняк»

ЖанрыДраматический

Возраст16+

Продолжительность1 час 40 минут, без антракта

Участники

  6

Алексей Слюсарчук

Режиссёр

Дмитрий Поднозов

Актер

Анна Вартаньян

Актер

Алиса Олейник

Актер

Екатерина Ионас

Актер

Денис Кириллов

Актер

Специальные предложения

Рецензия «Афиши» на спектакль

Ольга Чепурова

3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3

7

Сюжет пьесы французского абсурдиста Эжена Ионеско сводится к следующему: окружение некоего Короля вдруг решает, что он должен умереть, да не через неделю и не завтра, а ровно через один час тридцать минут. Столько, по мнению драматурга, должен был длиться спектакль по его пьесе — немного, согласитесь, для разговора о главном человеческом страхе. Ионеско в свое время потешался над современниками, которые, утратив бога, решили реанимировать античный рок. Но после смерти самого Ионеско уже прошло полвека, и режиссер Алексей Слюсарчук решил поставить нечто вроде открытого урока: как правильно умирать.

На сцене «Особняка» — вернее, в той половине комнаты, которую не занимают стулья для зрителей, — расположились актеры, одетые будто друиды: в грубую шерсть и кожу. В проходе между зрительскими стульями разместились музыканты группы «Обертонные люди» — они извлекают потусторонние звуки из диковинных инструментов вроде диджериду. Король (Дмитрий Поднозов), его первая жена, хладнокровная, как змея (Анна Вартанян), и его вторая жена, больше похожая на дочь (Алиса Олейник), — все они словно бы не играют роли, а заполняют документ по строгой форме. Констатируют эмоции и речи человека в непосредственной близости от смерти. Доктор в кожаном плаще больше похож на следователя: сделать он, разумеется, ничего не может, но обязан проследить, чтобы процедура была соблюдена.

Нарушает строгий ритуал, конечно, сам смертник. Между циничными репликами королевы злой и сочувственными взглядами королевы доброй он мечется в меланжевой мантии-халате и домашних шерстяных носках в полнейшей истерике. В то время как режиссер и драматург настроены как раз помочь королю спокойно и с достоинством встретить свою смерть. Пути к одной цели им видятся разные, и примирить их в одном спектакле мог только замечательный Поднозов. В пьесе Ионеско нет места тибетской Книге мертвых с обширным предисловием Юнга, но она чрезвычайно мила сердцу режиссера, поэтому Слюсарчук и Поднозов затевают игровой антракт — маленький моноспектакль, где актер на пальцах, в манере Гришковца, доказывает, что душа бессмертна.

После антракта известный шутник Ионеско, который Поднозову, определенно, симпатичен, предлагает королю разглядеть трещины на руках кухарки Джульетты (Катя Ионас), съесть на обед ее дежурное блюдо и, выслушав ее тоскливый рассказ об однообразии существования, совершенно избавиться от сентиментальности по отношению к жизни.

26 мая 2008

Лучшие отзывы о спектакле «Король умирает»

   6

Michaella_

3 отзыва, 62 оценки, рейтинг 11

7

О театре «Особняк» не приходится говорить в привычном понимании слова «театр». Какая-то организация с не совсем понятным смыслом, именно особняком отстоящая от классической сцены. Кажется, это больше, чем просто экспериментальная площадка, это – особый закрытый от посторонних глаз мир со своими законами. Здесь зачастую отменяют театральные правила, создавая свои альтернативы подхода к зрителю. Здесь любят размышлять об извечных вопросах бытия и медитировать. Любят давать свои концепции решения, концепции, которые не бывают постоянны, а только – сиюминутны, и завтрашний спектакль никогда не повторит вчерашний.
Выбор абсурдистской пьесы Ионеско не кажется случайным для Алексея Слюсарчука. Порассуждать о проблеме смерти и умирания — вопросах, которыми рано или поздно задаются все, — это новая возможность для актёров проникнуть в самую глубь своего подсознания, найти ассоциации, а потом заставить зрителя проделать тот же путь, остановиться на мгновение и, задумавшись, может быть, выйти после спектакля немножко другим.
Маленькая круглая пристройка во дворе дома на Петроградской, по диаметру – большая комната, — вот, собственно, и весь театра с его службами, сценой и зрительным залом. Там всегда полумрак, ибо происходящее действо, — таинство, в которое посвящают зрителя.
Отсутствие привычного зала даёт возможность варьировать расстановку мест. И в спектакле «Король умирает» места эти расположены в виде двух дуг, как бы обнимающих пространство в центре, заставляя максимально погрузиться в происходящее. Свет тускл. Его отблески отражаются от свисающих с потолка, расположенных острой частью вниз серебристо-чёрных конусов. Их холодное свечение способствует созданию мистической атмосферы.
Игровое пространство пусто. Только в противоположной от входа стороне расположено большое зеркало в полный человеческий рост, перед ним – маленький круглый чёрный табурет да полоска ковра, заменяющая сцену. Много реквизита здесь вообще не нужно, ибо весь спектакль – в словах.
Если Эжен Ионеско доказывает нам средствами абсурда, что Король должен умереть к концу спектакля и умереть достойно, в соответствии со своим титулом, то Алексей Слюсарчук в своей работе погружается ещё глубже, уводя логику Короля за пределы пьесы, погружая её в философию Юнга и поэтику Шекспира. Король у Слюсарчука – это, прежде всего, Дмитрий Поднозов. Именно этот актёр с его способностью осуществлять на сцене вполне зримый мыслительный процесс, самоидентифицироваться в персонаже, рассуждать и вовлекать в это зрителя.
Текст вертится вокруг пьесы, во многом следует ей, однако иногда остаётся только мысль, идея, выраженная другими словами, а оттого часто меняющая смысл. Весь спектакль, как и многие другие в «Особняке», построен на импровизации в рамках темы. Актёр знает, к чему придёт в своих рассуждениях, но траекторию движения мысли волен выбирать сам.
Всё происходящее сопровождается странной музыкой, если можно так назвать горловое пение и звуки, извлекаемые из необычных инструментов членами группы «Обертонные люди», которые занимают небольшое углубление, используемое на некоторых спектаклях как сцена. Эти звуки — очевидно, сымпровизированные тут же — создают то нарастающий, то ослабевающий шумовой фон, призванный погрузить актёра и зрителя в самую глубину осознания смерти.
Особенно неожиданными оказываются костюмы. Они выполнены из кожи, меха и чёрно-белой шерсти, использованы так же многочисленные металлические заклёпки. Материалы подчёркивают возвращение к первоосновам, погружение в первозданный внутренний мир, обнажение психики. Всё это скрашено только осовремениванием одежды «из шкур».
Служанка Джульетта (Катя Ионас) появляется у микрофона и начинает говорить. О чём? Она не знает, о чём ей сказать сегодня. Она философствует о любви между близкими людьми, но эти слова – импровизация, они родились прямо сейчас, а завтра она расскажет о чём-то другом. Этот монолог не имеет прямого отношения к спектаклю или пьесе Ионеско. Он, просто, готовит зрителя, заставляет сразу совершить путешествие в себя, а затем всё время задаваться вопросами, поднимаемыми по ходу спектакля.
Костюм Джульетты не выдаёт в ней служанку: чёрное прямое платье с отверстием на груди и надетые отдельно, пристёгнутые ремешками к платью, отделанные светлым мехом рукава. Только причёска предельно проста – собранные на затылке в хвост волосы.
Почти одновременно с Джульеттой выходит и Королева Маргарита. Она становится перед зеркалом и до конца монолога служанки остаётся в тени. Её платье выдержано в тех же тонах, выполнено из тех же тканей, что и у Джульетты. Только кожаный корсет, несколько взъерошенные волосы и очки придают ей индивидуальность. Она строга и конкретна. Новость о том, что Король должен умереть через полтора часа, Маргарита сообщает без каких-либо эмоций. Об этой смерти говорит Доктор, и его слова подтверждают «объективные признаки»: умирает страна, рушится дворец, солнце не слушается своего повелителя. Анна Вартаньян проводит свою роль полностью в соответствии с пьесой. Строгая, холодная, абсолютно рациональная королева заботится не о чувствах, а о формальностях, о соблюдении приличий.
Появление на сцене третьей женщины – Королевы Марии – вызывает смешанные чувства. Алиса Олейник невелика ростом, её юбка выполнена из тех же материалов, но короче, нежели у других женщин, поверх чёрной кофты лежит белый воротничок, на ногах кожаные гетры. Лицо не просто молодо, а необыкновенно юно, его беззащитность подчёркивает бритая голова. Королева Мария не просто моложе Маргариты, как заявлено у Ионеско, но, как кажется, годится ей в дочери. Она и не выходит на сцену, а выпархивает, как маленькая девочка. И для пущей воздушности садится на пол и надевает пуанты, в которых потом будет ходить, как в обычной обуви.
Доводы Марии в защиту Короля, её любовь к нему, желание оберечь от неумолимой и прямой Маргариты, которая, как бы то ни было, является непререкаемым авторитетом, очень напоминают усилия ребёнка решить «взрослую» проблему. А текст, взятый прямо из пьесы, вдруг делается абсолютно оправданным в этих детских устах. Оправдано легкомыслие, чисто детская любовь и привязанность. Досада Королевы Маргариты на то, что Король не готовился к смерти, не задумывался о ней, слова, обращённые к Марии, «Вы заставили его обо всём позабыть в Ваших объятиях» кажутся упрёком строгой матери по отношению к нашкодившему ребёнку. Но ответы Марии оказываются на удивление разумными. И в рассуждениях о том, как надо умирать, она приводит, кажется, очень близкое ей сравнение (уже не по Ионеско): « Как надо вести себя во время смерти? Как ребёнок, прыгающий в объятия матери».
Окончательно разрушает надежды Марии появившийся Доктор в чёрном плаще. Он так же рационален, как Маргарита. «Приступ надежды» Королевы Марии вызывает у окружающих только раздражение. Доктор, который к тому же занимается астрологией, говорит в абсурдных выражениях о природных катаклизмах, подтверждающих скорую смерть Короля (вокруг него рушится государство, в то время, как окружающие страны процветают).
И, наконец, выходит сам Король, судьбу которого решили только что. Он единственный, кто не посвящён в близость собственной смерти, он даже не предполагает такого. Его чёрно-белый халат-мантия выглядит умиротворённо по-домашнему, а полосатые носки усугубляют этот эффект. Он, как и Мария, по манере поведения наивен и немного напоминает беспомощного ребёнка.
Таким образом, невольно образуются две противоборствующие пары – Король и Мария, которые не хотят смерти, и Маргарита с Доктором, настаивающие на ней. Джульетта в спектакле нейтральна и оказывается посередине. Роль стража, ярко прописанная в пьесе Ионеско, режиссёром упразднена, а реплики его отданы служанке и Доктору.
Король обеспокоен тем, что всё вокруг выходит из нормы. «Придется мне навести порядок», — говорит он, а, между тем, уже не может приказывать, ибо никто его не слушается. Маргарита и Доктор с холодной безаппеляционностью оповещают Короля о надвигающейся смерти, которую он никаким образом не может предотвратить. Мария старается успокоить его. Высокий Поднозов и маленькая Олейник выглядят не мужем и женой, а отцом и дочерью.
Здесь начинаются импровизация на тему пьесы. «Если каждый день что-то выходит из нормы, я предлагаю считать это обыденным явлением», — безуспешная попытка Короля вернуть всё на свои места. А затем – не менее безуспешные попытки доказать, что человек должен сам распоряжаться своей жизнью («Вот человек лёг в больницу и уже ничего не решает, даже если он соображает»).
Доводы о необходимости смерти короля подтверждаются событиями в стране. Один из таких доводов состоит в том, что Король не может больше управлять государством. «Нельзя умереть по государственной необходимости», — говорит он, но именно из-за неё и умрёт.
Королева Мария, всеми силами старающаяся помочь Королю перенести неприятное известие, которое она не может предотвратить, прибегает к странному ритуальному танцу в клубах дыма. Действия актёров в спектакле во многом поддаются только чувственному оправданию. Так будет и тогда, когда из конусов с потолка на Короля посыплется подсвеченный синим светом песок. Он будет сыпаться долго, во всё время экспрессивного монолога Короля, как бы хороня его заживо под этими струями.
Король, прежде считавший, что окружающие затеяли с ним глупую шутку, начинает вполне осознавать своё положение и предаваться панике. Он то ходит, то садится, то опирается на плечо Королевы Марии, то твердит «Я сам», хватаясь за жизнь и доказывая себе, что он жив. Он собирался умереть, когда ему вздумается, по своему приказу, как делал всё. Но умирать приходится совсем не по собственному желанию.
Маргарита и Доктор побуждают Короля смириться и достойно принять смерть, но возможно ли это? Пытаясь доказать всеми способами, что может жить, он выбивается из сил и объявляет антракт, но не для зрителей, а для себя. Теперь уже перед нами не умирающий Король (в знак этого мантия-халат сбрасывается на пол), а Дмитрий Поднозов, размышляющий об опыте умирания, о религиях, шаманах и ритуалах взросления, о Юнге, который не верил в Бога, но имел опыт больше, чем то, во что верил сам. Итогом этих длительных размышлений, импровизации, обращённой уже непосредственно к публике, а не к партнёрам, становится вывод: те, кто заранее готовился к смерти, продолжали жить без страха перед нею. Страшно потому, что ты думаешь, тебе первому умирать. Но сразу после рождения родители заняли тебе очередь. От этого импровизационного хода спектакль приобретает черты диалога со зрителем, апеллирует к его подсознанию. Вопросы абсурдистской пьесы становятся актуальны для каждого, кто сидит в зале.
Антракт заканчивается, Король снова надевает мантию, Маргарита и Доктор продолжают убеждать его отказаться от жизни, а Мария продолжает быть рядом со своим Королём. Всё вернулось к пьесе, как возвращается после обычного антракта. Действие движется, но это движение происходит на чувственном уровне. Медленно, но верно, настаивая на своём, Маргарита уводит Короля от паники и заставляет смириться. Точнее, так пишет нам Ионеско, так говорит текст пьесы, но Король-Поднозов сам, без посторонней помощи двигается к осознанию действительности. Герой Слюсарчука сильнее и самобытнее Короля, созданного автором.
«Зачем я родился, если родился не навсегда?» — говорит Король у Ионеско. «Зачем рождать человека, если знать, что он рождается не навсегда? С детства идёт враньё», – перефразирует герой спектакля, меняя смысл предложения, делая его не безвольным воплем, но философским размышлением.
Наибольший эмоциональный накал заставляет Короля полностью отойти от текста, углубиться в затронутого в пьесе Шекспира, а затем и вовсе перейти на непонятный потусторонний язык, превратив происходящее в ритуал, балансирующий на грани жизни и смерти. Импровизация вокруг текста пьесы обогащает её новыми смыслами, нисколько не искажая авторской идеи.
Король почти смиряется. «Ты уйдёшь туда, где родился», — говорит Мария, а Король пытается найти свои первые воспоминания. Джульетта поёт «Agnus Dei». Запоздалый интерес к окружающим, вот к этой никогда не интересовавшей его служанке, открывает перед ним все краски мира. Он умрёт, а мир останется, как же это возможно? Джульетта устала от своих бесконечных дел, но этим и вызывает зависть умирающего короля: её дела никогда не заканчиваются. Прекрасным кажется и рынок, где продают потрясающие цветы, а за дверью с надписью «Посторонним вход воспрещён» убивают свиней. Король хочет есть, но «пюре не рекомендовано для здоровья умирающих». Это желание нужно преодолеть, как и все другие, и он преодолевает. Да, преодолевает сам все желания, все стремления. Обращаясь за помощью к тем, кто уже преодолел этот рубеж, он сам переходит в то состояние смирения, которого добивали от него Маргарита и Доктор.
Король сидит на табурете посреди сценического пространства. Свет над ним меняет цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, белый, розовый, напоминая о словах Маргариты из пьесы: «Его память еще сохраняет цвета, но не звуки. Он не музыкант, скорее, — художник. Его воображение зрительно. (Королю.) Отрекись и от этой империи. Забудь о сиянии красок. Ты не можешь больше задерживаться». Последнее напутствие: «Не оглядывайся на то, что ты уже никогда не увидишь». Король готов. Он спокойно сидит на табурете и смотрит в одну точку. Королева Маргарита мажет ему лицо белым гримом из баночки. Дым. Король тихо уходит. Полтора часа прошло. Король умер, как этого от него ожидали.

19 июня 2009

Иван Алекс

1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1

1

Спектакль может и хорош, но ужасное обслуживание отбило напрочь всё желание там присутствовать! Изначально звонил по телефону и предварительно забронировал 2 места по студенческим билетам, на что мне ответили, что бронь подтверждена и можете приходить к 19 часам, чтобы занять хорошие места. Пришли 31.03 в 19:10, подхожу к кассиру, если её так можно назвать и сообщаю ей свою фамилию, что мы по предварительной брони и хотим приобрести билеты. Она мне заявляет, что по студенческим будут обслуживаться в самую последнюю очередь и билеты продадут только тогда, когда пропустят всех, кто купил за полную стоимость, а так же продадут всем новопришедшим, которые желают приобрести по полной стоимости, а если свободные места закончатся, пока вы стоите и ждёте, то увы и ах. Хотите пройти в зал и занять нормальные места? Покупайте билет за полную стоимость и будет вам счастье, т.к. на билетах нет нумерации посадочных мест, ибо действует свободная посадка.

Я не первый раз хожу в подобные заведения. Бываю во многих городах и пользуюсь студенческим, где он приветствуется, если нет, то без всяких проблем покупаю билеты за полную стоимость, ибо всякий труд должен оплачиваться. Но знаете, когда у вас обходятся со студентами как с людьми 2-го сорта, то это ни в какие рамки не лезет. Нигде не встречал такого отвратительного отношения к студентам. Зачем тогда вообще нужна предварительная бронь, если она не играет никакой роли и ты все равно стоишь и ждёшь, когда останутся какие-то свободные места, чтобы их продали тебе с 50% скидкой? Стоишь там как в стойле и ждёшь, когда останутся объедки. Я принципиально больше не пойду туда и всем своим знакомым буду рекомендовать обходить этот театр стороной, ибо такому хамскому отношению к своим же посетителям не место в нашей культурной столице. Я всё.

31 марта 2019

Анастасия Дорчи

118 отзывов, 716 оценок, рейтинг 141

5

Исходные данные: король, проживший энное количество лет в некоем госудастве, своим правлением приведший страну к полному коллапсу (земля не родит, животные не плодятся, граждане бегут подальше, а то и вовсе нелепо тонут в ближайшем к замку ручье). Король умирает, и о часе, когда это случится, ивещены, пожалуй, все кроме самого умирающего. Но мир не без добрых людей, одна из королев (непонятно почему их 2 и обе королевы. .. вероятно одна королева-мать Анн Вартаньян, но об этом ничего не говорится и никаких материнских чувств к умирающему сыну по ходу действия не проявляется) ставит короля в известность о том, что он должен умереть и до часа Х остался 1 час 30 минут. И вот, в отведенные 1,30 минут, нам показывают страх человека перед смертью. Сначала, король отметает эту мысль напрочь… Кричит, что он сам решает, сколько ему еще жить и когда умирать. Потом решает, что если уж умирать, то пусть все надолго запомнят о его существовании, выдумывая нелепо жестокие указы типа: пусть всех мальчиков, родившихся в госудастве после смерти короля, называют его именем, а если родится девочка, то убивать и тому подобные. В итоге король смиряется и встречает смерть скромненько сидя на стуле с безразличным лицом. Страх перед смертью, является для него только страхом перед неизвестностью. Он не боится страшного суда или адовых мук, его не преследуют видения о невинно убиенных, по его приказу. Нет в его страхе горечи от расставания с любимыми. Его страх не вызвал у меня как у зрителя никаких эмоций, кроме безразличия. В моем понимании, человек, умирая, если смерть не скоропостижна, должен оценивать КАК он прожил эту жизнь. Достойно ли? Какие люди были рядом? Любил ли он? Был ли любимым? Согрешил ли? И испытывает ли за это раскаянье? В этом умирающем короле нет ни одного намека на подобные чувства, только тупой страх перед неизвестностью. А поэтому к нему нет ни сочувствия, ни жалости, ни уважения, ни восхищения, ни каких-либо еще эмоций.
Зачем создавать подобные, эмоционально пустые действия? Зачем обращаться к Юнгу и вопрошать зрителя в антракте о существовании Бога? Зачем напускать мистического тумана, плясать шаманские танцы, бренькать, звякать и крякать неведомыми инструментами? Для меня здесь один ответ — чтобы скрыть пустоту происходящего на сцене. Может быть я слишком привыкла к классическому театру с жесткими рамками действия и логичностью развития сюжета. Может быть все эти пляски с бубнами, имели какой-то скрытый смысл. ..а я их не угадала. Но больше такого смотреть не хочется. Дайте мне, пожалуйста, гипотезу, диспозицию, санкцию от театра, а туман оставьте для масонских лож. И я конечно понимаю, что здесь первопричина — материал — абсурдистская пьеса Ионеско. По мне так лучше бы она так и осталась на бумаге.
Единственный плюс, это очень интересная игра Дмитрия Поднозова. Первый раз видела его на сцене. Цепь его умозаключений, не всегда подкрепляемая словами, иногда жестами, а большей частью просто выражением лица сыграна им интересно и захватывающе. Обязательно нужно еще что-нибудь с его участием посмотреть.

27 ноября 2010

Yuri Jakor

126 отзывов, 1357 оценок, рейтинг 85

7

Король умирает. Их пятеро:король, две королевы (одна более взрослая крепко и практично стоит на ногах, другая совсем ребенок, остриженная налысо и оттого особо хрупкая, не от мира сего), доктор, временами подрабатывающий палачем и служанка, которая всю свою жизнь верой и правдой служит этому дому и этому королевству. А в государстве запустении, король слишком зажился на белом свете и сама природа теперь протестует, земля не рожает, а то что уже рождено либо погибает, либо становится некачественным. Даже дети рождаются имбициллами. Чтобы исправить ситуацию, король должен умереть, причем прямо сейчас. Вот только сам король об этом ничего не знает, да и слышать не хочет. Но, жребий брошен, а значит у нас есть возможность час двадцать наблюдать за тем, как король (а вслед за ним и каждый из нас) принимает смерть.
Для просмотра этой пьесы вероятно не стоит знать Ионеско, потому что тогда тебе не придется думать где в этом раздумье с участием шаманов и Юнга, книги мертвых и стены, французский драматург, где часть сценария спектакля, а где импровизация. В принципе весь спектакль должен производить(и временами производит) ощущение импровизации…
«Король умирает» это по сути дела моно-спектакль-исповедь Дмитрия Поднозова и вопрос понравится\не понравится спектакль это вопрос совпадения\не совпадения твоего жизненного опыта и мыслей и мыслей автора. Все как у Гришковца…Хотя нет, здесь все гораздо серьезней

2 июня 2010

Оксана Васько

459 отзывов, 657 оценок, рейтинг 134

Повод дойти до буфета

Не верю

5

Как думаете, что делает человек, когда понимает, что час его смерти пробил и остались считанные минуты до последнего вздоха. А что делает король, когда он умирает?

Перед лицом необратимости равны все без исключения, будь ты -пастух, талантливый художник или король.

Когда у твоей жизни появляются заданные временные рамки, проблемы королевства становятся чем-то незначительным в сравнении с проблемами общечеловеческими, бурлящими в душе.

Жизнь короля кончится тогда, когда кончится спектакль. Король умрет. И отсрочки для него больше не будет. Он так долго собирался умирать, что его супруги, служанка и доктор уже успели от всего этого бесконечного фарса устать. Поэтому теперь они все в полном всеоружии и готовы во что бы то ни стало проводить короля в последний путь, даже если Беранже Первый и не согласен с этим их решением.

Насколько фарс и абсурд способны уживаться на одной сцене с экзистенциальными вопросами решать вам, но лично меня постановка Алексея Слюсарчука ни разу не задела за живое.

Мысль благая, реализация плохая. Тут всё не столько абсурд, сколько несостыковка режиссерских решений и текста Ионеско. Бесконечный и зачастую бессвязный набор высказываний о боге и жизни больше похож на распитие пива около ларька, чем на глубинную философию. Художественное решение спектакля было каким-то тесным, а древние первозвуки от группы «Каменное море», сопровождающие полуторачасовую жизнь в королевстве, казались просто неуместными.

8 марта 2020

Все отзывы

как и когда исчезнут звезды, галактики и материя

Современные научные представления о последних днях нашей галактики, Вселенной и самой материи выглядят куда более эффектно, чем любая эсхатология — особенно если учесть, что апокалипсис в рамках этих представлений может случиться хоть через триллиарды лет, хоть через мгновение. Книга научного журналиста Алексея Левина, которую Дмитрий Борисов изучил для совместного проекта «Горького» и «Просветителя», посвящена в первую очередь белым карликам. Однако Левин подробно описывает сценарии умирания не только Солнца и других астрономических объектов, но и вообще всего сущего. А таких сценариев множество — начиная от вселенского антиколлапса и заканчивая внезапным пришествием истинного вакуума.

Алексей Левин. Белые карлики. Будущее Вселенной. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. Содержание

Все это не может продолжаться вечно

Казалось бы, какое дело неспециалистам до белых карликов?

Они не столь завораживающе непонятны, как черные дыры, выворачивающие наизнанку пространство и время. Не такие пугающие, как очередной якобы стремительно приближающийся к Земле астероид, на который можно отвлечься, чтобы не думать о насущных проблемах.

Что они нам, эти карлики? Была звезда и нету. Горела — и перестала, теперь медленно умирает. Да, мы знаем, что Солнце тоже когда-нибудь станет белым карликом. Мы прочитали об этом в интернете. Но это будет так нескоро, что до этого не дотянут даже прапраправнуки нынешних трансгуманистов, которые к тому времени сделают все человечество практически бессмертным. Поэтому не будоражит. «Пугает, а мне не страшно».

Возможно, именно по этой причине рецензируемая книга — первая фундаментальная работа по белым карликам на русском языке, в которой дается пусть и не исчерпывающий, но более чем достаточный для пропедевтической миссии объем информации.

«Я не видел ни единой отечественной или же переводной научно-популярной книги, посвященной белым карликам. Честно говоря, я даже не знаю русскоязычных монографий по этой теме, предназначенных для специалистов», — пишет Алексей Ефимович Левин.

Как мы уже сказали, белый карлик — это звезда в процессе «умирания». Он длится миллиарды лет. Человек тоже не сразу умирает. Даже если остановилось дыхание и сердце уже не бьется, мозг еще живет какое-то время, измеряемое минутами (на эту тему — memento mori — есть обстоятельная презентация, добавьте в закладки).

Вернувшись к «миру неживой природы», а именно — к элементарным частицам, скажем, что «жизнь» свободного нейтрона составляет порядка 15 минут (частица устойчива только в составе атомных ядер, свободный нейтрон распадается). Протоны же, напротив, долгое время считались частицами абсолютно устойчивыми. Но, как выяснилось, время их «жизни» хотя и колоссально, но все же конечно — 1032-37 лет (1010— это 10 млрд).

Это все к тому, что живое/неживое, микромир/макромир, планеты, звезды, галактики, Вселенная — все это не может продолжаться вечно. И «Белые карлики…» не только дают это понимание — в книге представлено несколько конкретных сценариев светопреставления. Но о них скажем позже — какое-то время у нас еще есть.

Хроники агонизирующего Солнца

Звезды «живут» чрезвычайно долго, особенно если оценивать по шкале, хотя бы отдаленно схватываемой человеческим сознанием. Нашему Солнцу, например, отведено чуть больше 12 млрд лет (для сравнения: возраст Вселенной — примерно 13 млрд 700 млн лет, то есть всего-то без малого на 2 млрд больше).

Человечество всегда существовало и существует в условиях стабильного Солнца. Сейчас светило находится примерно в середине «жизненного» пути — умеренно яркая звезда в самом расцвете сил. Ей около 4,5 млрд лет.

Когда Солнцу исполнится 8 млрд лет (+3,5 млрд от настоящего времени), его яркость возрастет до 40%. Тогда вода с поверхности Земли полностью испарится, что приведет к полному уничтожению жизни на нашей планете.

Дальше водородное топливо в ядре Солнца будет выгорать, его внешняя оболочка расширяться, ядро — сжиматься и нагреваться. А когда водород в ядре закончится (Солнцу стукнет ~ 10,9 млрд лет; +6,4 млрд от настоящего времени), термоядерные реакции прекратятся — зажжется водород в слоях вокруг ядра, где к этому времени температура повысится до 10–15 млн К. Солнце будет раздуваться и превратится в красный гигант. Этот процесс займет около 2 млрд лет.

Когда его возраст превысит 12 млрд лет, температура ядра достигнет сотни миллионов кельвинов. Тогда в его центре загорится гелий — с образованием углерода и кислорода. В это время ставшее красным гигантом Солнце сожмется примерно в 20 раз, а температура его поверхности повысится до 4 770 K.

Примерно через 100–110 млн лет гелий закончится, Солнце опять начнет разбухать (в 300–400 раз) и вторично превратится в красного гиганта, но уже другого типа — в асимптотического гиганта.

Если на этапе первого разбухания граница поверхности Солнца (солнечная плазма) не дойдет до Земли, то при вторичном превращении в красного гиганта еще как дойдет (по одной версии, Землю поглотит Солнце; по другой — наша планета избежит этого, перейдя на более дальнюю орбиту еще задолго до этих знойных процессов; в любом случае, даже если Земля избежит поглощения солнечной плазмой, она превратится в выжженный шар).

Следующие ~ 30 млн лет будут происходить очень бурные колебательные процессы между ядром и поверхностью асимптотического гиганта. Внутри бывшей звезды начнутся мощные пульсации, которые выбросят ее атмосферу в космос со скоростью в десятки километров в секунду.

Останется планетарная туманность (разлетающаяся звездная оболочка) — и белый карлик.

Давайте же посмотрим, каков он.

Остывающие останки с «алмазной» начинкой

Он очень горячий (~ 120 000 К), очень плотный и очень маленький — в случае с Солнцем он будет размером примерно с Землю.

Долгое время считалось, что белому карлику остается лишь остывать, как куску раскаленного железа. Но нет — происходящие в недрах процессы куда более интересны:

«…при достаточном охлаждении вещество белого карлика радикально изменяет свою структуру.

<…> атомы в центре белого карлика теряют электроны, которые полностью обобществляются. Таким образом возникает чрезвычайно плотный электронный газ, „омывающий” ионы углерода и кислорода. Электроны заполняют все возможные квантовые состояния, <…> плотность электронного „моря” постоянна и практически не зависит от движения ионов.

<…> Погруженные в электронное „море“ ионы образуют правильную периодическую решетку — то есть перестраиваются в кристаллическую структуру. <…> Этот процесс в принципе ничем не отличается от замерзания воды при нулевой температуре».

Часто СМИ пишут, что ядро «стареющего» белого карлика превращается в алмаз. Это скорее метафора — хотя бы потому, что атомы углерода внутри останков бывшей звезды выстраиваются в объемно-центрическую решетку, а не в кубическую, как у алмаза.

Белые и черные, красные и коричневые

Большинство (90–95%) ныне существующих и будущих звезд со временем превратится в белых карликов. Судьба остальных ~ 5% звезд покрупнее — еще прозаичнее. Они «живут» намного меньше (некоторые сверхмассивные — десятки миллионов или даже просто миллионы лет), а потом либо превращаются в нейтронные звезды или в черные дыры, либо взрываются без остатка. То, из чего они состояли, разносится по космосу — из этого вещества теоретически когда-то могут образоваться новые звезды или планеты.

Но не мечтайте о «вечном возвращении» — скоро узнаете почему.

Также вследствие других процессов могут вспыхнуть сверхновые звезды (но оставим в данном случае эти подробности).

Кроме белых карликов, есть еще красные и коричневые (они же бурые).

Красные карлики могут «жить» сотни миллиардов лет — это самые легкие звезды (начальная масса — от 8 до 30% солнечной) с температурой поверхности 3 000–4 000 К. Они чрезвычайно медленно выжигают водород, а когда он все-таки кончается, «кормятся» легким изотопом гелия.

Коричневые (бурые) карлики — это так называемые субзвезды, или недозвезды. На этапе формирования звезды начинаются термоядерные реакции, которые в случае более тяжелого космического объема (0,070–0,075 солнечных масс) поддерживали бы относительно стабильную температуру ядра в течение миллиардов лет. В случае же бурого карлика, давления, создаваемого гравитацией, не хватает, чтобы разогреть кандидата в звезды до такого состояния. Поэтому коричневый карлик медленно тлеет, пока не кончится вещество, участвующее в термоядерной реакции.

Наконец, есть еще черные карлики — остывшие белые карлики, звездный прах.

Справив тризну по конкретным космическим объектам, поговорим о последних днях галактики, Вселенной, да и самой материи.

Пути распада

Алексей Левин пишет об американских физиках Фреде Адамсе и Грегори Лафлине, разделивших эволюцию Вселенной на четыре стадии — эры.

Звездная эра (~ через 100 млн лет после Большого взрыва). Во Вселенной происходит интенсивная генерация энергии (и энтропии) за счет термоядерного синтеза в звездных недрах. Звезды с различными начальными массами проживают разные сроки, но в конце концов или взрываются сверхновыми, или превращаются в белые карлики. Дольше всего существуют красные карлики. Процесс звездообразования завершится, когда Вселенной исполнится 1014 лет. К этому времени в космосе не останется свободного рассеянного вещества, способного стянуться под действием гравитации в газопылевые облака, дающие начало новым звездам.

Эра вырождения (~1015-1037 лет после Большого взрыва). Во Вселенной больше нет звезд с активными термоядерными топками. Только белые и коричневые карлики, нейтронные звезды, пережившие звездные взрывы планеты, планетоиды и «прочая космическая мелочь». В космосе много черных дыр, среди которых дыры-супергиганты, продолжающие «глотать» вещество и все увеличивающиеся. Начинается постепенное разрушение космических скоплений всех рангов — от планетных систем до галактик. В промежутке 1030-1033 лет дыры пожирают и галактики, и галактические скопления.

Оставив подробности, скажем, что в конце Эры вырождения обычное вещество превратится в излучение.

Эра черных дыр (~1038-10100 лет после Большого взрыва). Исчезнут практически все барионы (протоны и нейтроны), и единственными макрообъектами Вселенной останутся черные дыры. Однако и они за счет квантовых процессов постепенно превратятся в излучение и погибнут во взрывах. Сверхмассивная дыра, успевшая заглотить крупную галактику (порядка 100 млрд солнечных масс), может протянуть еще ~1098 лет…

Темная эра (более 10100 лет после Большого взрыва). От материи останутся лишь кванты электромагнитного излучения почти нулевой температуры и стабильные лептоны (нейтрино, электроны и позитроны). Некоторые электроны и позитроны смогут образовать связанные пары, поперечник которых составит триллионы световых лет. Оставшиеся в неимоверно разбухшем космосе свободные электроны и позитроны практически никогда не встретятся, потому и не исчезнут. Это и есть космологическая тепловая смерть. Поскольку энергия вакуума никуда не исчезнет, температура реликтовых фотонов не упадет ниже определенного положительного предела (10–27 K). Эта величина невообразимо мала, но все же больше нуля. Поэтому космологическая тепловая смерть не означает полного охлаждения, пишет Алексей Левин.

Пульсирующее мироздание или Большой разрыв Вселенной?

Есть и альтернативный прогноз — вселенский антиколлапс из-за возрастания темной энергии через каких-то 20 млрд лет. За 1 млрд лет до этого скорость расширения пространства увеличится настолько, что скопления галактик потеряют устойчивость и начнут разрушаться (Большой разрыв Вселенной). Распад Млечного Пути начнется за 60 млн лет до финала. Послесолнечный белый карлик потеряет способность удерживать оставшиеся планеты, и меньше чем за час расширяющееся пространство разорвет и их. А дальше придет очередь пылевых частиц, атомов, атомных ядер, а также протонов и нейтронов, которые превратятся в кварки и глюоны.

«Существует также сценарий, согласно которому конец света может наступить хоть завтра. <…> Согласно квантовой теории поля, вакуум — не абсолютная пустота, а весьма сложная динамическая система со множеством степеней свободы. В нем отсутствуют реальные частицы, однако (в силу квантовых соотношений неопределенностей) постоянно рождаются и исчезают их виртуальные аналоги. Если вакуум пребывает в состоянии с минимально возможной энергией, его называют истинным. Однако вакуум может обладать и возбужденными состояниями с более высокими значениями энергии».

Ранее считалось, что вакуум нашего мира является истинным и обладает нулевой энергией. Однако американские ученые Сидни Коулман и Фрэнк Де Лучия предположили, что вакуум находится в чрезвычайно долгоживущем (или метастабильном) возбужденном состоянии с положительной энергией. Такой вакуум называется ложным. Ученые показали, что механизм квантового туннелирования делает возможным спонтанное превращение ложного вакуума в истинный — в крошечной области пространства.

«Родившийся пузырек истинного вакуума будет расширяться, порождая внутри себя материю с абсолютно новыми физическими свойствами и полностью уничтожая наш ложно-вакуумный мир. Где бы такой пузырь ни возник, до нас он доберется со скоростью света и, следовательно, без всякого предупреждения».

Как отмечает Алексей Левин, также существует сценарий пульсирующего мироздания, многократно возрождающегося из сингулярностей, претерпевающего расширение и сжатие, и вновь гибнущего в коллапсе (каждый цикл — около 1 трлн лет). Вакуум многократно переходит на все более и более низкие энергетические уровни, что и служит причиной катаклизмов. В конце концов плотность вакуумной энергии доходит до истинного минимума — и Вселенная коллапсирует окончательно и бесповоротно.

***

Журналистский штамп «время покажет, чем все закончится» в данном контексте звучит особенно иронично. Обхохочешься.

Последнее слово ни о чем

@nattyover: Я обращаюсь за утешением к «Умирающей Вселенной: долгосрочная судьба и эволюция астрофизических объектов» https://arxiv.org/pdf/astro-ph/9701131.pdf

@nattyover — Натали Волховер, научный писатель и редактор Quanta. «Умирающая вселенная» — это газета, которую я люблю уже много лет. Аннотация к статье: «Мы рассматриваем, — говорится в ней, — как планеты, звезды, галактики и вся Вселенная будут меняться «в масштабах времени, которые значительно превышают текущий возраст Вселенной». То есть взять существующие планеты, звезды, галактики и вселенную и перемотать их вперед в далекое будущее, дальше в будущее, чем Большой взрыв был в прошлом, фактически, до самого конца. Это плохо кончается. Бумага начинается с малого, со звездами.

@shannonmstirone Отвечая на @nattyover: Сегодня один из тех дней, когда я утешаюсь мыслью, что однажды наше солнце умрет и наша галактика сольется с Андромедой и от этого никуда не деться, это все временно.

@shannonmstirone — это Шеннон Стирон, она также пишет научные статьи. Солнце — после того, как оно взорвется, как воздушный шар, и поджарит землю вместе с большей частью Солнечной системы — снова сожмется в едва сияющий пепел. Наша галактика и ее ближайший сосед, галактика Андромеды, столкнутся, сольются и станут совершенно другой галактикой. Наши космические личности временны, изменения неизбежны.

@nattyover: Нет ничего более успокаивающего, чем мысль о сублимации нейтронной звезды. Сублимация — это когда твердое вещество сразу превращается в газ, а жидкость не плавится между ними; Сухой лед – это сублимирующий твердый углекислый газ. Нейтронные звезды — это стадия смерти звезд намного больше нашей, настолько больших, что они не сжимаются до пепла, а продолжают сжиматься до тех пор, пока все их атомы не будут стиснуты в ядра, атомов больше не будет, только нейтроны, миллиард тонн в массе. чайная ложка вырожденной твердой нейтронной звезды. А затем их нейтроны распадаются, как и нейтроны, на другие частицы, которые распадаются дальше, пока звезды не испарятся. Они сублимированы.

@AnnFinkbeiner: Или галактики становятся все краснее и краснее, пока, наконец, не погаснут.

Звезды живут за счет сжигания газа, и когда газ заканчивается, звезды становятся красными; поэтому, когда в галактиках, полных звезд, также заканчивается газ, они также становятся красными. В конце концов, весь газ во Вселенной был израсходован в качестве топлива и в значительной степени рассеялся, и ни звезды, ни галактики больше никогда не образуются. Остались только черные дыры, которые были в центрах галактик, и, наконец, благодаря излучению Хокинга даже черные дыры испаряются.

@AnnFinkbeiner: Или тепловая смерть Вселенной.

Тем временем Вселенная, которая всегда расширялась, продолжает расширяться. В конце концов, теплая, движущаяся, сияющая вселенная становится холодной, неподвижной и темной.

@shannonmstirone: Время глубокой смерти делает меня счастливым.

Веб-приложение Twitter: Уважаемые пользователи Twitter, позвольте задать вам вопрос: в эти трудные времена, когда вы думаете о неизбежном растворении звезд и галактик и окончательной тепловой смерти Вселенной. . .

Веб-приложение Twitter: . . . ты утешен? 71%

Веб-приложение Twitter: . . . или в экзистенциальном терроре? 29%

Twitter Web Ap: 111 голосов · Окончательные результаты

Итак. @nattyover и @shannonmstirone не одиноки. Только 30% моего научного Твиттера считают смерть Вселенной ужасающей, а 70% почему-то находят ее утешительной.

@shannonmstirone: Большую часть времени это погружает меня в экзистенциальный комфорт. Иногда краткость всего заставляет меня чувствовать, что мои действия бесполезны, но в большинстве случаев я думаю, что это придает жизни больший смысл. Окончание делает вещи красивыми, поэтому я выбираю — комфорт.

@nattyover : Но что утешительного в концовках? Конечно, это чувство, что у нас есть ограниченное время, чтобы улучшить судьбу нашей семьи/вида/планеты/вселенной. Цепочка комфорта продолжается до тех пор, пока не закончится последняя. Так почему же тепловая смерть Вселенной все еще утешительна?

@AnnFinkbeiner: Может быть, это отчасти
эстетическая и интеллектуальная красота идеи.

@nattyover: Да, возможно. Плюс, возможно, есть мультивселенная 🙂

Мультивселенная — это идея о том, что вселенная — это только одна из целой пены вселенных; она поддерживается математикой и физикой, но не подтверждается никакими доказательствами. Звучит неразумно, но большинство из этих вещей тоже. Я не знал бы, что делать со всеми этими вселенными; Я цитирую великого теоретика космологии из Принстона Джима Пиблза: «Мне достаточно одного укола».

@shannonmstirone: Я не против, чтобы это закончилось, потому что это естественно. Я думаю, это прекрасно, что это временно. Что мы существуем и, возможно, существуют другие, и эти чудеса появляются и исчезают. У всех нас есть время, а потом все кончено.

Я никогда не голосовал в этом опросе, и на самом деле у меня мало чувств по поводу смерти вселенной. Я, вероятно, склоняюсь к «утешению»: я написал книги о ВИЧ-инфекции и родительской утрате, и возвращение к космологическим историям всегда приносит благословенное облегчение. Космология не помешает, это даже не имеет значения. Проецируя человеческую историю в самое отдаленное возможное будущее, космология никогда не будет иметь значения.

@AnnFinkbeiner: Я думаю, что утешение приходит не только из-за красоты идей, но и из-за их мягкости — распада, увядания, покраснения, сублимации. Вселенная полна насилия, но эти смерти такие мирные.

@shannonmstirone: Точно. Мне нравится мысль о том, что со временем все тихо расходится. Огонь остывает и угасает. Возможно, это самый печальный финал, но какой прекрасный способ закончить с мерцанием после всего насилия, с которого все началось. Это встроенная поэзия.

@nattyover: Я не знаю вас всех, это все очень красивые предложения, которые заставляют меня задуматься, а не является ли очарование полностью литературным.

Ох ты, суровый @nattyover, я люблю тебя.

@shannonmstirone: Подумываю о том, чтобы начать свое собственное общественное телешоу, которое будет длиться всего 2 минуты, и это будет просто список всех способов смерти в космосе.

Думаю, как профинансировать сериал @shannonmstirone «Как вещи умирают в космосе».

__________

Если вам нужна надежная и понятная космологическая информация по этому вопросу, у другого научного писателя, Кэти Мак, которая изначально участвовала в этом разговоре в Твиттере, весной 2020 года выходит книга под названием «Конец всего».

__________

Фотографии из потрясающего обзора Public Domain: драматурга Августа Стриндберга ( мисс Джули ). Стриндберг разложил на земле светочувствительные фотопластинки, чтобы посмотреть, что они зафиксируют на ночном небе. Оказывается, он записал не звезды, а пыль и различные молекулы в атмосфере, взаимодействующие с химическими веществами на пластинах. Не звезды, а пыль: где-то здесь есть урок.

Вселенная «умирает» и это из-за греха

«Вселенная медленно умирает», — сообщает новое астрономическое исследование. Вселенная — это не живое существо, которое может «умереть», но они имеют в виду то, о чем ученые говорят уже много лет — Вселенная истощается (теряет полезную энергию). Но, как сообщается, «новые результаты показывают упадок космоса с беспрецедентной точностью». Очевидно, они считают, что «смерть не означает, что вселенная исчезнет. Он все еще будет там, но его звезды и все остальное, что производит свет и звездный огонь, потухнет». А это значит, конечно, что жизнь на Земле исчезнет! Так что, в конечном счете, жизнь действительно бессмысленна.

Их вера в медленную и постепенную «смерть» Вселенной полностью основана на идее о том, что Вселенная началась с большого взрыва и что это произошло миллиарды лет назад. Очевидно, они верят, что энергия, созданная Большим взрывом, а также излучением, теплом и движением тел, производимых сегодня звездами и другими астрономическими телами, со временем медленно угасает. Теперь, в 2 Петра 3:10 , Бог говорит нам, что в будущем вселенная « с шумом прейдет, и стихии растают, разгоревшись» . Таким образом, мы могли бы сказать, что Бог применит своего рода «большой взрыв» в последнем суде, но это противоположно тому, что говорят люди, потому что он нагреется! Библия также говорит нам, что Бог создал Землю до появления солнца и звезд, и Земля была покрыта водой — вопреки тому, чему учит секуляристская идея Большого взрыва.

Эта новая статья сообщает нам, что предположительно наша Вселенная «излучает лишь половину энергии, которая была 2 миллиарда лет назад», и теперь «в почтенном возрасте почти 13,8 миллиарда лет Вселенная достигла заката лет. ” Как сообщается, «[Вселенная] просто состарится навсегда, постепенно превращая все меньше и меньше массы в энергию по мере того, как проходят миллиарды лет, пока, в конце концов, она не станет холодным, темным и безлюдным местом, где погаснет весь свет». Судя по светскому исчислению, этот процесс займет триллионы лет. Те, кто принимает теорию большого взрыва, на самом деле имеют безнадежно безнадежный взгляд на будущее.

Однако если вы начнете с другой отправной точки, где Слово Божье является истиной, вы получите совершенно иной взгляд на вселенную. Согласно Писанию, все, что сотворил Бог, изначально было «хорошо весьма» ( Бытие 1:31 ), свободно от смерти и страданий, и вселенная работала совершенным образом. Но грех все изменил, в результате чего смерть вторглась в творение. Кроме того, Бог больше не поддерживает вселенную в идеальном состоянии, давая нам вкус того, что такое жизнь без Него — она разваливается. Следовательно, Послание к Римлянам говорит нам, что все творение стенает из-за греха и с нетерпением ждет избавления (9).0075 Римлянам 8:21–22 ). Вот почему нам нужны новые небеса и новая земля.

Идея о том, что Вселенная использует энергию с момента сотворения, не имеет большого значения для христианина. Это использование энергии включает в себя законы термодинамики. С момента сотворения энергия использовалась для передачи света на Землю, пищеварения, когда Адам, Ева и животные питались растениями (пятый и шестой дни), изменения времен года, начиная с четвертого дня, тепла и прохлады дня и т. д. . Теперь полезная энергия в этой ныне падшей вселенной в конечном итоге иссякает. В конечном счете, только полезная энергия может исходить от Бога как абсолютного источника, а не от самой вселенной.

К сожалению, многие христиане открыто принимают космологию Большого взрыва (что вселенная, по сути, создала сама себя), но утверждают, что Бог был тем, кто начал этот процесс. Но это означает, что Бог на самом деле мало что сделал и был далек от Своего творения, а это не так, как Бог Библии говорит, что Он сотворил (эта идея также имеет много других проблем, как упоминалось ранее).

Но многие из этих христиан не понимают, что Большой взрыв — это не просто история о прошлом, это также история о будущее . Как напоминает нам эта новостная статья, когда ученые исходят из предположения, что природа — это все, что существует, и что время в конце концов пойдет своим чередом во Вселенной, у них остаются мрачные прогнозы. И предсказание тех, кто верит в большой взрыв, заключается в том, что энергия Вселенной будет медленно иссякать и, в конце концов, она станет «холодной, темной и безлюдной».

Это не соответствует будущему, описанному в Слове Божьем! Так что же делают христиане, принявшие Большой взрыв? Если они (как это делают многие) примут идеи светских ученых о прошлом (т. е. космологию большого взрыва), то примут ли они также и остальные светские представления о тепловой смерти в будущем? Христиане, которых я встречал, которые скомпрометировали Божье Слово с помощью большого взрыва в отношении происхождения, не принимают остальную часть идеи большого взрыва в отношении будущего. Откровенно говоря, они такие непоследовательные!

Это подчеркивает, почему христианам не следует выбирать, какие части Библии они хотят принять, а какие мы будем переинтерпретировать, чтобы они соответствовали идеям ошибочных людей. Если это так, то человек действительно имеет власть над Богом! Это задом наперед! Нам нужно верить всему Божьему Слову с самого начала.

Нам, верующим, не нужно беспокоиться о том, что произойдет со вселенной — мы знаем, чем это закончится! Согласно Слову Божию, грядет суд огнем» 9.0077 Но придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, и стихии, разгоревшись, растают; и земля, и дела на ней сгорят » ( 2 Петра 3:10 ). Вселенная не прекратится, выдыхаясь из энергии — она закончится огненным судом от Бога — конечного источника всей энергии!

Но это еще не конец:

Теперь я увидел новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали. И моря больше не было. Тогда я, Иоанн, увидел святой город Новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный как невеста, украшенная для своего мужа. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: вот, скиния Божия с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом. Сам Бог будет с ними и будет их Богом. И Бог отрет всякую слезу с их глаз; не будет больше ни смерти, ни печали, ни плача. Боли больше не будет, ибо прежнее прошло. ( Откровение 21:1–4 )

Тем не менее мы, по обетованию Его, ожидаем новых небес и новой земли, на которых обитает правда. ( 2 Петра 3:13 )

Для тех, кто доверился Христу, будет новое небо и новая земля, и мы будем вечно жить с Богом на небесах, наслаждаясь Его вечными благословениями. Но тех, кто отверг Христа, ждет вечный суд, где им не будет покоя от гнева Божия.

На самом деле, грядущая смерть, о которой нужно предупредить секуляристов, — это не тепловая смерть вселенной, а вторая смерть:

Затем Смерть и Аид были брошены в огненное озеро. Это вторая смерть, огненное озеро. (Откровение 20:14)

Откровенное знание будущего от всезнающего Бога должно дать верующим надежду и желание достучаться до заблудших вестью о том, как они могут избежать Божьего суда через дар Христа, дарованного спасением, предупредите их о второй смерти!

Спасибо, что заглянули и помолились,
Кен

Этот материал был написан при содействии исследовательской группы AiG.

Предыдущая статья

Вы улыбаетесь как лошадь?

Следующая статья

Учить аргентинцев защищать свою веру

Вселенная медленно умирает

Увеличить изображениеРождение звезды в галактике M83. НАСА, ЕКА и группа наследия Хаббла (STScI/AURA)

Все хорошее когда-нибудь заканчивается.

И однажды вселенная тоже. Этого не произойдет еще долго, но в конце концов галактики погаснут, и вселенная, какой мы ее знаем, уйдет в прошлое.

Это было подтверждено самой полной оценкой, когда-либо проводившейся по выходу энергии из близлежащей вселенной. Международная группа исследователей изучила выход энергии более чем 200 000 галактик и определила, что в настоящее время они производят только половину энергии, которую они производили 2 миллиарда лет назад.

В исследовании, являющемся частью исследования «Галактика и масса», использовались данные, собранные с семи телескопов, включая орбитальные телескопы НАСА GALEX и WISE, телескоп Herschel Европейского космического агентства, телескопы VISTA и VST Европейской южной обсерватории и телескопы Anglo- Австралийский телескоп в Австралии. Его возглавил Саймон Драйвер, профессор-исследователь Международного центра радиоастрономических исследований в Западной Австралии.

«Мы использовали как можно больше космических и наземных телескопов, чтобы измерить выходную энергию более 200 000 галактик в как можно более широком диапазоне длин волн», — пояснил Драйвер в своем заявлении.

Цель исследования состояла в том, чтобы нанести на карту всю энергию, вырабатываемую в определенном объеме пространства. Каждая из галактик была измерена на 21 длине волны, что в деталях подтвердило то, что было известно с 1990-х годов: жизнь Вселенной, какой мы ее знаем, конечна.

Это не совсем неожиданно. Вся энергия во Вселенной была произведена во время Большого Взрыва. В течение примерно 3 миллиардов лет Вселенная (в настоящее время ей около 13,8 миллиардов лет) взрывалась с образованием звезд и галактик, после чего она замедлилась. С тех пор он замедляется.

«В то время как большая часть энергии, выплескивающейся вокруг, была создана после Большого взрыва, дополнительная энергия постоянно высвобождается звездами, поскольку они объединяют такие элементы, как водород и гелий», — сказал Драйвер.

«Эта вновь высвобожденная энергия либо поглощается пылью, путешествуя по галактике-хозяину, либо уходит в межгалактическое пространство и путешествует до тех пор, пока не столкнется с чем-то, например, с другой звездой, планетой или, очень редко, с зеркалом телескопа.»

Сара Свит, научный сотрудник Исследовательской школы астрономии и астрофизики с докторской степенью, которая не участвовала в опросе, объяснила в электронном письме, что результаты определенно показывают, что Вселенная замедляется.

«Команда GAMA обнаружила, что общее количество энергии, производимой Вселенной сегодня, примерно в 1,5 раза меньше, чем 2 миллиарда лет назад», — сказала она.

«Мы знаем, что большая часть этой энергии находится в форме звездного света и светящейся пыли, поэтому их открытие указывает на то, что сегодня формируется меньше новых звезд и больше старых умирает, чем в прошлом. Эти звезды можно рассматривать как клеток в теле: «регенерация клеток» Вселенной не удалась, поэтому мы можем думать о Вселенной как о «умирающей» 9 .0003 Изображение одной и той же галактики в разных длинах волн.
ИКРАР/ГАМА и ESO

Расширение Вселенной также ускоряется, а это означает, что в течение длительных периодов времени объекты будут удаляться все дальше и дальше друг от друга. Современные теории показывают, что Вселенная станет холоднее и темнее, и, если на этом этапе останутся люди, другие галактики уйдут слишком далеко, чтобы их можно было увидеть. Обо всем этом рассказал доцент Университета Западной Австралии и научный сотрудник Аарон Роботэм, принимавший участие в исследовании, в The Conversation. Но, отмечает он, этот процесс займет очень много времени.

«Через триллионы лет мы сможем увидеть только нашу собственную галактику, так как другие унесутся слишком далеко. Через сотни триллионов лет вообще нигде не появятся новые звезды», — сказал он.

«Затем наша галактика выбросит большую часть своих оставшихся звезд в космическую пустоту, а то, что останется, рухнет в нашу центральную черную дыру. Вся материя, какой мы ее знаем, в конце концов распадется, черные дыры испарятся, а то, что останется, исчезнет. быть очень одиноким и пустым местом».

Команда планирует расширить свои исследования с помощью массива квадратных километров, крупнейшего в мире радиотелескопа, который в настоящее время находится в стадии строительства.

«Вселенная обречена на упадок с этого момента, как старость, которая длится вечно.