Вселенная возраст: Как определяется возраст Вселенной – Статьи на сайте Четыре глаза

Вселенная

5 ступеней веры

  • Все­лен­ная Биб­лей­ский сло­варь
  • Про­ис­хож­де­ние Все­лен­ной Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики
  • Учение о сотво­ре­нии мира свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский
  • Мир-все­лен­ная свт. Тихон Задон­ский
  • Дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния Бога на при­мере порядка во все­лен­ной
  • Все­лен­ная митр. Ила­рион (Алфеев)
  • Самое начало (Про­ис­хож­де­ние Все­лен­ной и суще­ство­ва­ние Бога) Уильям Леин Крейг
  • Эта хруп­кая все­лен­ная А.Г. Хун­джуа
  • Раз­мыш­ле­ния физика о тайне тво­ре­ния все­лен­ной к.ф‑м.н. О.В. Пет­ренко
  • Теория рас­пада все­лен­ной и вера отцов еп. Васи­лий (Родзянко)
  • Конечна ли все­лен­ная? Павел Зна­мен­ский
  • Логос и космос: бого­сло­вие, наука и пра­во­слав­ное пре­да­ние Алек­сей Несте­рук

Вселе́нная – (греч. οἰκουμένη (от οἰκέω — оби­тать, жить) — оби­та­е­мая (насе­лен­ная) земля) –

1) в ран­не­хри­сти­ан­ском упо­треб­ле­нии: а) оби­та­е­мая часть земли; б) вся земля;
2) область про­стран­ства, охва­ты­ва­ю­щая весь види­мый мир;
3) область про­стран­ства, охва­ты­ва­ю­щая весь мир.

В хри­сти­ан­ском упо­треб­ле­нии этого тер­мина усмат­ри­ва­ется и тот смысл, что создан­ный Богом чело­век, венец тво­ре­ния, был вселен в обу­стро­ен­ный (при­го­тов­лен­ный для него) мир.

Слово «все­лен­ная» пришло в рус­ский язык как цер­ков­но­сла­вян­ский пере­вод опре­де­лен­ных мест биб­лей­ских,  свя­то­оте­че­ских и  литур­ги­че­ских тек­стов, опи­сы­ва­ю­щих земную среду оби­та­ния чело­века, все миро­зда­ние  или его мате­ри­аль­ную сто­рону. Это слово имеет фун­да­мен­таль­ный бого­слов­ский смысл. Следуя этому смыслу, чело­век явля­ется обра­зом Божьим и венцом миро­зда­ния, а потому все­ля­ется Богом в мир как завер­ше­ние и укра­ше­ние мира.

Неся в себе дина­мич­ный глагол «все­лять», слово «все­лен­ная» выде­ляет чело­века из миро­зда­ния, ука­зы­вает на его пре­вос­ход­ство над миром, пола­гает высшую цель чело­ве­че­ского бытия, кото­рая вне­по­ло­жена самой все­лен­ной, над­мирна. Вместе с тем, слово «все­лен­ная» гово­рит и о пре­бы­ва­нии чело­века в мире, о его сопри­част­но­сти всему миро­зда­нию. Поэтому осу­ществ­ле­ние высшей цели чело­века зна­чимо и для самой все­лен­ной, непре­менно отра­зится на ее судь­бах – чело­век имеет свою все­лен­скую миссию.

Цель суще­ство­ва­ния чело­века заклю­ча­ется в бла­го­дат­ном обо­же­нии  – в при­об­ще­нии к нетвар­ной жизни Бога, в тес­ней­шем соеди­не­нии со своим Созда­те­лем как Источ­ни­ком всем мыс­ли­мых и немыс­ли­мых совер­шенств. Через это соеди­не­ние чело­век при­зван пре­об­ра­зить и обо­жить весь мир, рас­про­стра­нить бла­го­дат­ную жизнь на всю все­лен­ную, сде­лать ее про­ни­ца­е­мой для дей­ствия бла­го­дати, испол­нив тем самым свою все­лен­скую миссию и пред­на­зна­че­ние. Подобно тому, как он сам вселен в мир, чело­век при­зван все­лить в мир и особое бла­го­дат­ное дей­ствие, сде­лать Боже­ствен­ное при­сут­ствие в мире более ощу­ти­мым.

«Уже не чело­век спа­са­ется все­лен­ной, а все­лен­ная чело­ве­ком, потому что чело­век есть ипо­стась всего кос­моса, кото­рый при­ча­стен его при­роде. И земля обре­тает свой лич­ност­ный, ипо­стас­ный смысл в чело­веке. Чело­век для все­лен­ной есть ее упо­ва­ние бла­го­дати и соеди­не­ния с Богом». (В.Н. Лос­ский. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. Образ и подо­бие).

В пра­во­слав­ном бого­сло­вии слово «все­лен­ная» имеет два основ­ных зна­че­ния:

  1. Среда оби­та­ния людей (куль­тур­ная ойку­мена, осво­ен­ная чело­ве­че­ством часть миро­зда­ния).
  2. Весь сотво­рен­ный Богом мир (все миро­зда­ние).

Все­лен­ная как земная среда оби­та­ния людей есть осво­ен­ная чело­ве­че­ством часть мира, то есть то куль­тур­ное про­стран­ство, где при­сут­ствует чело­век.  В этом смысле пра­во­слав­ное бого­сло­вие гово­рит о Все­лен­ских Собо­рах, все­лен­ских учи­те­лях, про­по­веди апо­сто­лов во все­лен­ной. «Все­лен­ский Собор – это собра­ние пас­ты­рей и учи­те­лей хри­сти­ан­ской Кафо­ли­че­ской Церкви, по воз­мож­но­сти со всей все­лен­ной, для утвер­жде­ния истин­ного учения и бла­го­чи­ния между хри­сти­а­нами» (Про­стран­ный Пра­во­слав­ный Катe­хи­зис. Свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов))

Все­лен­ная как весь сотво­рен­ный Богом мир не исчер­пы­ва­ется одним лишь види­мым, чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мым миром, а вклю­чает в себя и неви­ди­мый духов­ный, ангель­ский мир.

В Ветхом Завете все­лен­ная как вся сово­куп­ность тво­ре­ния, рас­кры­ва­ется через биб­лей­ское поня­тие «небо и земля»: «В начале сотво­рил Бог небо и землю» (Быт.1:1). В данном случае име­ется в виду все тво­ре­ние, все, что создано Богом. Как отме­чает архи­епи­скоп Фила­рет (Гуми­лев­ский), в тех местах Писа­ния, где пред­мет тво­ре­ния Божьего име­ну­ется небом и землей надо пони­мать весь состав вещей, суще­ству­ю­щих отдельно от Бога. В Новом Завете все­лен­ная как сово­куп­ность тво­ре­ния обо­зна­ча­ется гре­че­ским словом космос (напр., Ин.17:5; Еф.1:24; Деян.17:24). Следуя архи­епи­скопу Фила­рету, в Новом Завете слово космос озна­чат не просто гар­мо­нич­ный поря­док или устрой­ство мира, а именно весь создан­ный Богом мир, всю сово­куп­ность миро­вых явле­ний.

Под все­лен­ной также при­нято пони­мать и весь мате­ри­аль­ный, веще­ствен­ный мир. Такое пони­ма­ние все­лен­ной закре­пи­лось в совре­мен­ном науч­ном есте­ство­зна­нии, пре­иму­ще­ственно в аст­ро­но­мии.  Послед­няя иссле­дует аст­ро­но­ми­че­скую все­лен­ную (мета­га­лак­тику) – часть мате­ри­аль­ного мира, доступ­ную иссле­до­ва­нию аст­ро­но­ми­че­скими сред­ствами.

Поня­тие все­лен­ной как всего мате­ри­аль­ного мира  также при­ем­лемо для пра­во­слав­ного бого­сло­вия. Это поня­тие отра­жает факт все­ле­ния чело­века в мир мате­рии, сопри­част­ность чело­века всем физи­че­ским про­цес­сам миро­зда­ния чрез телес­ную кон­сти­ту­цию. Вместе с тем, пра­во­слав­ное бого­сло­вие наста­и­вает, что мате­ри­аль­ный мир всего лишь часть сотво­рен­ной Богом  все­лен­ной. Все­лен­ная  вклю­чает и неви­ди­мый духов­ный мир, кото­рому чело­век сопри­ча­стен своей душой.

Что ждёт все­лен­ную в буду­щем с точки зрения совре­мен­ной науки?

Согласно совре­мен­ной кос­мо­ло­гии, воз­раст Все­лен­ной — 13,7 мил­ли­ар­дов лет. Все­лен­ная очень быстро рас­ши­ря­ется. С физи­че­ской точки зрения, она рас­па­дётся. Через 4‑ре мил­ли­арда лет взо­рвётся Солнце, так что Земля, как, впро­чем, и вся Сол­неч­ная система, пере­ста­нет суще­ство­вать. Через 100 мил­ли­ар­дов лет рас­па­дётся всё веще­ство. В итоге все­лен­ная пре­вра­тится в вакуум, почти что в ничто… С кос­мо­ло­ги­че­ской точки зрения, как физи­че­ское суще­ство чело­век обре­чен. И хри­сти­ан­ское чело­ве­че­ство ставит задачу спа­стись до того, как про­изой­дет окон­ча­тель­ный распад все­лен­ной (А.В. Несте­рук, доктор фило­соф­ских наук).

Для чего Бог создал такую огром­ную все­лен­ную, если люди только на одной пла­нете?

Можно пред­по­ло­жить, что это одна из форм Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Богу оди­на­ково просто создать пес­чинку и все­лен­ную. Воз­можно, что вели­чие и кра­сота все­лен­ной служат тому, чтобы чело­век через них мог осо­знать могу­ще­ство их Автора — Бога.

Есть и науч­ная гипо­теза, не исклю­ча­ю­щая бого­слов­скую, кото­рую Сергей Худиев выра­зил так: “То, что мы знаем о все­лен­ной, ука­зы­вает на то, что именно такие раз­меры необ­хо­димы для того, чтобы в ней обра­зо­ва­лись галак­тики, звезды, и, в итоге, жизнь. Только на первый взгляд все­лен­ная кажется бес­смыс­ленно огром­ной и пустой. Напри­мер, очень важно точное коли­че­ство мате­рии во все­лен­ной. Если бы оно было чуть меньше, рас­ши­ре­ние все­лен­ной было бы слиш­ком быст­рым, и галак­тики, звезды и пла­неты не могли бы обра­зо­ваться. Если бы чуть больше – рас­ши­ре­ние все­лен­ной бы пре­кра­ти­лось, и она стя­ну­лась бы в точку под соб­ствен­ной тяже­стью. При бли­жай­шем рас­смот­ре­нии все­лен­ная ока­зы­ва­ется ровно того раз­мера, кото­рый нужен для под­дер­жа­ния жизни”.

***

«В начале сотво­рил Бог небо и землю». Небо и земля пер­вого дня, о кото­рых идет здесь речь, это не то небо и не та земля, кото­рые мы видим, ибо наше види­мое небо появ­ля­ется лишь с «твер­дью» вто­рого дня, или даже со «све­ти­лами» чет­вер­того, а наша види­мая земля – с отде­ле­нием в третий день суши. «Небо и земля» пер­вого дня озна­чают всю все­лен­ную, мир види­мый и неви­ди­мый, умо­зри­тель­ный и веще­ствен­ный. Небо – это вся бес­пре­дель­ность духов­ных миров, объ­ем­лю­щих наше земное бытие, это бес­чис­лен­ные ангель­ские сферы. Книга Бытия упо­ми­нает о них, но затем как бы пере­стает ими инте­ре­со­ваться и гово­рит только о земле. Несколько крат­ких ука­за­ний на эти духов­ные миры встре­ча­ются, как вехи, в обоих Заве­тах, но эти упо­ми­на­ния нико­гда не полу­чают раз­ви­тия. Так, святой Гри­го­рий Нис­ский видит в 99 овцах, остав­лен­ных на высо­тах, символ ангель­ской пол­ноты, сотая же, заблуд­шая овца – это наш земной мир. В нашем падшем состо­я­нии мы фак­ти­че­ски не можем опре­де­лить места нашей все­лен­ной среди бес­пре­дель­ных миров.
Это отно­си­тель­ное умол­ча­ние Свя­щен­ного Писа­ния зна­ме­на­тельно. Оно под­чер­ки­вает цен­траль­ное зна­че­ние земли, оно опре­де­ляет некий гео­цен­тризм. Это не оста­ток какой-то при­ми­тив­ной кос­мо­ло­гии (впро­чем, разве кос­мо­ло­гии такого рода не сим­во­личны в извест­ной мере?), кос­мо­ло­гии, несо­от­вет­ству­ю­щей нашей после­ко­пер­ни­ков­ской все­лен­ной. Гео­цен­тризм здесь не физи­че­ский, а духов­ный: земля духовно цен­тральна, потому что она – плоть чело­века, потому что чело­век, про­ры­ва­ясь сквозь бес­чис­лен­ное види­мое, чтобы свя­зать его с неви­ди­мым, есть суще­ство цен­траль­ное, то суще­ство, кото­рое объ­еди­няет в себе чув­ствен­ное и сверх­чув­ствен­ное и потому с боль­шей пол­но­той, чем ангелы, участ­вует во всем строе «земли» и «неба». В центре все­лен­ной бьется сердце чело­века, и только святой, чье очи­щен­ное сердце объ­ем­лет самые отда­лен­ные туман­но­сти, может постиг­нуть, не явля­ются ли эти «звезд­ные сферы» своего рода отра­же­нием ангель­ских эонов и потому не нуж­да­ются в спа­се­нии.

В.Н. Лос­ский. «Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие»

  • 2.3 тыс. 1

Method Value [Gyr] +Errorbar -Errorbar
Elements 14.5 +2.8 -2.5
Old Stars 14.4 +2.2 — 2,2
ГК МСТО 12,2 +1,3 -1,3
Дисковые WD 11,5 +бесконечность -1
GC WDS 12,8 +1,1 -1,1
среднего значения 12,94 +0,75

12,9466,75

12,94666,759

12,94 +0,75

.

Руководство:
Часть 1 |
Часть 2 |
Часть 3 |
Часть 4
Часто задаваемые вопросы |
Возраст |
Расстояния |
Библиография |
относительность

© 1997-2012 Эдвард Л.
Райт. Последнее изменение 27 декабря 2012 г.

Гравитация оставалась постоянной на протяжении всей эпохи Вселенной, показало исследование: ScienceAlert

Впечатление художника от римского космического телескопа Нэнси Грейс, названного в честь первого начальника отдела астрономии НАСА. (NASA)

Уже более века астрономы знают, что Вселенная расширяется после Большого взрыва. В течение первых 8 миллиардов лет скорость расширения была относительно постоянной, поскольку она сдерживалась силой гравитации.

Однако благодаря таким миссиям, как космический телескоп Хаббла, астрономы с тех пор узнали, что примерно 5 миллиардов лет назад скорость расширения увеличивалась.

Это привело к широко распространенной теории о том, что за расширением стоит таинственная сила (известная как темная энергия), в то время как некоторые настаивают на том, что сила гравитации могла меняться с течением времени.

Это спорная гипотеза, поскольку она означает, что общая теория относительности Эйнштейна (которая была подтверждена девятью способами с воскресенья) неверна.

Но, согласно новому исследованию международной коллаборации Dark Energy Survey (DES), природа гравитации оставалась неизменной на протяжении всей истории Вселенной.

Эти открытия были сделаны незадолго до того, как два космических телескопа нового поколения (Нэнси Грейс Роман и Евклид) были отправлены в космос для проведения еще более точных измерений гравитации и ее роли в космической эволюции.

В DES Collaboration входят исследователи из университетов и институтов США, Великобритании, Канады, Чили, Испании, Бразилии, Германии, Японии, Италии, Австралии, Норвегии и Швейцарии.

Их результаты третьего года работы были представлены на Международной конференции по физике элементарных частиц и космологии (COSMO’22), которая проходила в Рио-де-Жанейро с 22 по 26 августа.

Они также были опубликованы в статье под названием «Результаты третьего года исследования темной энергии: ограничения на расширения лямбда-CDM со слабым линзированием и кластеризацией галактик», опубликованной в журнале Американского физического общества Physical Review D .

Общая теория относительности Эйнштейна, которую он завершил в 1915 году, описывает, как искривление пространства-времени изменяется в присутствии гравитации.

Более века эта теория точно предсказывала почти все в нашей Вселенной, от орбиты Меркурия и гравитационного линзирования до существования черных дыр.

Но между 1960-ми и 1990-ми годами были обнаружены два несоответствия, которые заставили астрономов задаться вопросом, верна ли теория Эйнштейна. Во-первых, астрономы отметили, что гравитационные эффекты массивных структур (таких как галактики и скопления галактик) не согласуются с их наблюдаемой массой.

Это породило теорию о том, что пространство заполнено невидимой массой, которая взаимодействует с «нормальной» (также известной как «светящаяся» или видимая) материей посредством гравитации. Между тем наблюдаемое расширение космоса (и то, как оно подвержено ускорению) породило теорию темной энергии и космологическую модель лямбда-холодной темной материи (лямбда-CDM).

Холодная темная материя — интерпретация, в которой эта масса состоит из больших медленно движущихся частиц, а лямбда представляет собой темную энергию. Теоретически эти две силы составляют 95 процентов всей массо-энергетической составляющей Вселенной, однако все попытки найти прямые доказательства их существования потерпели неудачу.

Единственная возможная альтернатива состоит в том, что Relativity необходимо изменить, чтобы учесть эти несоответствия. Чтобы выяснить, так ли это, члены DES использовали 4-метровый телескоп Виктора М. Бланко в Межамериканской обсерватории Серро-Телоло в Чили для наблюдения за галактиками на расстоянии до 5 миллиардов световых лет.

Они надеялись определить, менялась ли гравитация за последние 5 миллиардов лет (с момента начала ускорения) или на космических расстояниях. Они также сверялись с данными других телескопов, включая спутник ESA Planck, который с 2009 года составляет карту космического микроволнового фона (CMB). ). Как показало первое изображение, полученное космическим телескопом Джеймса Уэбба (JWST), ученые могут сделать вывод о силе гравитации, анализируя степень, в которой гравитационная линза искажает пространство-время.

К настоящему времени сотрудники DES Collaboration измерили форму более 100 миллионов галактик, и все наблюдения соответствуют предсказаниям общей теории относительности. Хорошая новость заключается в том, что теория Эйнштейна по-прежнему верна, но это также означает, что тайна темной энергии пока сохраняется.

К счастью, астрономам не придется долго ждать появления новых и более подробных данных. Во-первых, это миссия ЕКА «Евклид», которую планируется запустить не позднее 2023 года. Эта миссия нанесет на карту геометрию Вселенной, заглянув в прошлое на 8 миллиардов лет, чтобы измерить влияние темной материи и темной энергии.

К маю 2027 года к нему присоединится космический телескоп NASA Nancy Grace Roman, который будет оглядываться назад более чем на 11 миллиардов лет. Это будут самые подробные космологические исследования из когда-либо проводившихся, и ожидается, что они предоставят наиболее убедительные доказательства в пользу (или против) модели Lambda-CDM.

Как сообщила в недавнем пресс-релизе НАСА соавтор исследования Аньес Ферте, проводившая исследование в качестве докторанта в JPL:

«Все еще есть возможность бросить вызов теории гравитации Эйнштейна, поскольку измерения становятся все более и более точными. Но нам еще многое предстоит сделать, прежде чем мы будем готовы к Евклиду и Роману. Поэтому важно, чтобы мы продолжали сотрудничать с учеными по всему миру. миру по этой проблеме, как мы сделали с Исследованием темной энергии».

Кроме того, наблюдения Уэбба за самыми ранними звездами и галактиками во Вселенной позволят астрономам наметить эволюцию космоса с самых ранних периодов. Эти усилия могут дать ответ на некоторые из самых насущных загадок во Вселенной.

Они включают в себя то, как Относительность и наблюдаемая масса и расширение Вселенной совпадают, но также могут дать представление о том, как взаимодействуют гравитация и другие фундаментальные силы Вселенной (описываемые квантовой механикой) — Теория всего (ToE).

Если и есть что-то, что характеризует нынешнюю эру астрономии, так это то, как долгосрочные исследования и инструменты нового поколения объединяются для проверки того, что до сих пор было теоретическим материалом.

Потенциальные прорывы, к которым они могут привести, наверняка нас порадуют и озадачат.

© 2021 Scientific World — научно-информационный журнал