Взрыв на старте ракеты: Секретная катастрофа: маршал Неделин погиб на Байконуре 60 лет назад

Секретная катастрофа: маршал Неделин погиб на Байконуре 60 лет назад

На боевое дежурство в США к началу 60-х годов было поставлено порядка 40 МБР, которые могли достигнуть территории СССР. В Европе и Турции находились боевые ракеты средней дальности. В этой ситуации Кремлю нужно было наращивать свои силы. К концу 50-х годов в СССР были развернуты три типа стратегических ракет — это Р-5, Р-7 и Р-12. Но две из них имели слишком малую дальность полета, когда речь шла о США. А первая советская МБР Р-7 с дальностью 8000 километров имела внушительный список недостатков. Поэтому было развернуто считанное число пусковых установок с ней.

Главными минусами Р-7 была долгая подготовка к пуску из-за особенностей топлива. В заправленном состоянии ракета могла находиться лишь 8 часов. Поэтому украинское ОКБ-586 во главе с конструктором Михаилом Янгелем (впоследствии — конструкторское бюро «Южное») предложило создать МБР с жидкостным ракетным двигателем на высококипящих компонентах топлива, что ускоряло подготовку к запуску и позволяло увеличить время хранения в заправленном виде. При этом топливо было токсичным и взрывоопасным.

Идею советское руководство поддержало, и уже к концу 1957 года был готов эскиз новой ракеты. Начало летно-конструкторских испытаний было назначено на лето 1961 года, пристрелочных — на конец 1962. Однако из-за обострения международной обстановки сроки было решено значительно ускорить.

В начале 60-х годов на Байконуре была развернута инфраструктура для ракетных испытаний: уже прошли испытания Р-7, на орбиту были выведены нескольких спутников. Для Р-16 выделили три площадки. На первой находился стартовый комплекс с пусковыми установками и подземный пункт командования. На второй — служебные и вспомогательные помещения, на третьей — жилые корпуса.

К концу лета были закончены заводские испытания ракеты, в сентябре был утвержден состав Госкомиссии по проведению летных испытаний: в нее вошли главнокомандующий РВСН герой Советского Союза Митрофан Неделин и Михаил Янгель, назначенный техническим руководителем испытаний.

Успешный запуск Р-16 советское руководство хотело приурочить к очередной годовщине Великой Октябрьской революции, на полигон постоянно звонила верхушка власти, включая самого Хрущева.

Пуск был назначен на 23 октября: в течение дня ракета была заправлена. Однако перед стартом было принято фатальное решение. Из-за несовершенства системы пиромембран возникали ложные сигналы об их срабатывании, кроме того, при подрыве возникали течи, в результате которых топливо могло загореться само по себе. За процессом нужно было наблюдать как можно ближе, прорыв пиромембран было решено осуществлять не с бортовой системы управления, а с пульта в бункере. Вечером 23 октября при подготовке Р-16 к пуску произошла нештатная ситуация, старт перенесли до выяснения причин.

Если следовать техническим условиям, испытания пришлось бы отложить на месяц. Госкомиссия постановила продолжать процесс без серьезных доработок, пиромембраны было решено прорвать вручную. Часть выявленных дефектов оперативно устранили — те, что смогли. Несколько специалистов высказались против того, чтобы продолжить испытания в таком виде, но их возражения не приняли.

На стартовой площадке в день пуска находились свыше ста человек. Маршал Неделин был менее чем в 20 метрах от ракеты, с ним вместе — главные конструкторы и их заместители. Почему он не укрылся в бункере перед запуском? Одна из версий звучит так, что главнокомандующий хотел подать пример храбрости и воодушевить участников испытаний.

Пиромембраны топливных баков прорвали за час до старта. После последовало объявление 30-минутной готовности к пуску, выставили в ноль программный токораспределитель, как выяснилось впоследствии — от этого замкнуло часть контактов. Двигатель второй ступени запустился раньше времени, произошел оглушительный взрыв, во все стороны пошли огромные волны пламени, сжигающие заживо людей. Только через два часа после трагедии появилась возможность начать аварийно-спасательные работы.

Почти все, кто находился вблизи ракеты, погибли на месте, в том числе — маршал Неделин. Главный конструктор Янгель чудом остался жив: он отошел в курилку вместе с несколькими коллегами. Именно ему предстояло доложить Никите Хрущеву о случившемся.

В катастрофе погибло 74 человека, было ранено 49. Четверо пострадавших позже скончались в больнице, общее число жертв достигло 78. Все случившееся на Байконуре было тут же засекречено. Гибель маршала Неделина прошла в сводках как авиакатастрофа. Оставшихся в живых было решено не наказывать, поскольку непосредственно виновные в случившемся технические специалисты — как показало расследование — погибли при взрыве. Официальной причиной катастрофы было названо грубейшее нарушение требований безопасности. Главный конструктор Янгель вскоре после случившегося пережил инфаркт, но остался жив и продолжил работу.

Относительно удачный пуск Р-16 прошел 2 февраля 1961 года. Следующий — месяц спустя. Были выявлены проблемы со стабилизацией ракеты в полете, к августу 1962 года недочеты устранили. МБР Р-16 была принята на вооружение 20 октября 1962 года, три года спустя в СССР было развернуто уже 186 пусковых установок для нее.

Главнокомандующий РВСН, маршал Митрофан Иванович Неделин. Фото: Wikimedia

КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ | Наука и жизнь

Катастрофа, о которой идет
речь, произошла на космодроме Байконур 24 октября
1960 года при подготовке к пуску первой боевой
межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
Один из непосредственных участников тех
трагических событий Ким Ефремович Хачатурян
повествует о последствиях взрыва, не оставляя за
скобками технических подробностей и авторской
версии случившегося.

Через десять лет после катастрофы участники подготовки первого пуска ракеты Р-16 собрались у мемориала в Солдатском парке города Ленинска. Байконур, 24 октября 1970 года.

Основатель школы военных испытателей Второго управления космодрома Байконур, начальник отдела комплексных испытаний и пуска А. С. Матренин. 1961 год.

В честь первого пуска боевой межконтинентальной баллистической ракеты на полигоне Байконур воздвигнут обелиск — устремленная ввысь ракета Р-16.

Группа создателей ракетно-космической техники.

Открыть в полном размере


ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПОДГОТОВКИ
ПЕРВОГО ПУСКА

Анализируя все, что произошло на космодроме
Байконур вечером 24 октября 1960 года, невольно
начинаешь верить в фатальность рока, в то, что
каждому предначертана своя судьба. Из страшного
пожара, который охватил стартовую площадку за
несколько минут до старта первой
межконтинентальной баллистической ракеты Р-16,
некоторым посчастливилось выйти живыми.
Рассказы очевидцев легли в основу этой главы.

Перед стартом предстояло проверить точность
настройки редуктора высокого давления, который
подает сжатый газ на борт ракеты. Только инженер
К. Луарсабов закончил работу, как заметил вверху,
на второй ступени, вспышку и услышал хлопок:
«Как мне показалось, огонь вырывался из
обтекателя, где расположены камеры рулевых
двигателей. Я решил, что запустился один из них, и
мгновенно сообразил, что спасение в ногах, и мы
«чухнули» вместе с Н. Мягковым со скоростью
метеоров». Они успели преодолеть не больше
десяти метров, прежде чем огонь из двигателя
второй ступени прожег бак окислителя первой
ступени и раздался мощный взрыв. Воздушная волна
огромной силы повалила бегущих, придавила их к
земле, и оба потеряли сознание.

«С земли поднялся как ни в чем не бывало, -
продолжает свой рассказ Луарсабов, — стал
озираться вокруг: темно, во всполохах пламени
видны искореженные части горящих топливных
баков, пожарные из брандспойтов тушат огонь,
слышны какие-то команды, подъезжают и отъезжают
машины. Впереди, из рва, что окаймляет стартовую
площадку, раздаются крики о помощи. Я пошел в
направлении голосов, прыгнул в ров и неожиданно
наткнулся на Мягкова. Оказалось, что он быстрее
меня пришел в сознание и тоже попал в ров. Тут
какой-то солдат спрашивает: «Скажите, что с
моим лицом?» А на лице живого места нет, все
обожжено. Мы помогли ему вылезти из рва и повели в
гостиницу. По дороге нас подхватила какая-то
машина и подвезла. В вестибюле «люксовской»
гостиницы уже был врач, он предлагал всем выпить
концентрированное молоко. Я взглянул на свои
руки — они были в желто-красных волдырях,
схватился за голову, и с нее посыпалось то, что
еще недавно называлось шевелюрой… В медпункте,
сплошь набитом обгоревшими, стонущими людьми,
нам с Мягковым показалось, что мы пострадали
меньше других, и хотели уходить. Но нас усадили в
машину и отвезли в госпиталь». Луарсабов
пролежал в госпитале месяц, а Мягков полгода. У
него была обожжена треть тела, и ему делали
пересадку кожи.

В момент аварии рядом с ракетой находились два
специалиста по системе прицеливания. Один из них,
инженер Е. И. Павленко с завода «Арсенал»,
сидел, склонившись над прибором, лицом к ракете.
После взрыва он так и остался на месте. Другой,
инженер А. С. Хоменя из ОКБ, стоял рядом с ним
спиной к ракете. Когда загрохотало, среагировал
мгновенно и, не оглядываясь, рванул с места. Если
бы он поднял голову и посмотрел назад, то без
сомнения разделил бы участь своего товарища. Что
было дальше, как преодолел ограждение из колючей
проволоки, как оказался в гостинице — ничего не
помнит. Ясно одно: инстинкт самосохранения,
автоматические, единственно правильные действия
помогли ему вырваться из огня с минимальными
потерями. Обнаружили Хоменю в шоковом состоянии
в гостиничном номере. Оказывается, он совершенно
автоматически вбежал в свою комнату, разделся,
лег в постель и с головой накрылся одеялом.

Невероятную историю рассказал Б. Александров.
Он видел, как один офицер спрыгнул с верхней
площадки обслуживания на стоявшую внизу машину с
брезентовым тентом. В это время произошел взрыв,
воздушная волна подхватила его, отбросила в
сторону и положила на землю.

Другой случай. За несколько секунд до взрыва
дежурный по стартовой площадке подошел к
стоявшему рядом с Главкомом М. И. Неделиным
командиру войсковой части полковнику А. А.
Кабанову и доложил, что его вызывают на аппарат
дальней связи. Тот спустился вниз и едва успел
закрыть за собой дверь, как запустился двигатель
второй ступени и начался
пожар.

Чудом остался жив и сам М. К. Янгель, который в
этот день почти неотлучно находился на стартовой
площадке. «Мне захотелось покурить, — вспоминал
он впоследствии, — но, подумав о том, какой пример
я подам подчиненным, не стал это делать на
площадке, как позволяли себе некоторые
начальники, а направился в курилку. Проходя мимо
Главкома, подумал пригласить и его, но не решился
и пошел в курилку один. Когда зажег спичку, то
удивился, как от нее все вокруг озарилось. Но тут
донесся грохот, я обернулся и увидел всю эту
жуткую картину…».

Едва придя в себя, Михаил Кузьмич бросился
навстречу взрыву. Он срывал с выбегавших из огня
людей горящую одежду, тушил ее, как мог, обжег
себе руки, но не ушел до тех пор, пока генерал А. Г.
Мрыкин и еще кто-то из военных насильно не
отвезли его в гостиницу. Как только врач
перебинтовал ему руки, Янгель снова вернулся к
горящей ракете.

27 октября 1960 года в Солдатском парке города
Ленинска хоронили погибших военнослужащих, а
цинковые гробы с телами гражданских
специалистов самолетами отправили на их родину:
в Днепропетровск, Харьков, Киев, Москву, Химки и
Загорск. В конце октября разъехались по домам и
оставшиеся в живых участники трагедии.

День пуска первой боевой межконтинентальной
ракеты Р-16 стал черным днем в истории Байконура. С
тех пор 24 октября на полигоне не планируются и не
проводятся не только пуски ракет, но и любые
значительные работы на стартовых позициях. И все
же ровно через три года, в тот же день, здесь
произошла еще одна трагедия. При подготовке к
пуску из шахты учебной ракеты Р-9А по
неосторожности во время заправки пролилось
горючее, и шахта оказалась сильно загазованной.
Чуть позже, при замене перегоревшей лампочки, от
искры в электропатроне произошла вспышка, и
начался пожар, приведший к гибели восьми
ракетчиков -испытателей.

ДВЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ

Комиссия по расследованию причин катастрофы
образовала три рабочие группы: по двигательным
установкам — во главе с их главным конструктором
В. П. Глушко, по конструкции ракеты в целом — во
главе с первым заместителем М. К. Янгеля В. С.
Будником и «легендарную» — для описания хода
испытаний Р-16 на технической и стартовой
позициях, всех выявленных замечаний и принятых
по ним решений — во главе с руководителем
испытаний А. С. Матрениным и ведущим
конструктором по электроиспытаниям К. Е.
Хачатуряном. Однако всем трем группам поработать
практически не пришлось и вот почему.

Утром 25 октября мы сидели в служебной комнате
первого отдела и анализировали комплексную
электрическую схему системы управления.
Детально прослеживая каждый ее элемент, я вдруг
обнаружил, что при подготовке системы управления
к пуску образовалась незапланированная команда
на запуск двигательной установки второй ступени.

Схема показывала, что при выполнении операции
«переустановка шаговых двигателей в исходное
состояние» в момент замыкания контактов
программного токораспределителя напряжение с
шины, появившееся при подключении к бортовой
кабельной сети автономно задействованной
ампульной батареи второй ступени,
беспрепятственно поступает на запуск
пиростартера двигателя второй ступени и на
электропневмоклапан наддува пусковых бачков.

Весть о выдаче преждевременной команды мигом
распространилась по всему МИКу. Группа
двигателистов тут же выехала на стартовую
позицию и, осмотрев уцелевшие части ракеты,
подтвердила факт запуска и выхода на режим
двигательной установки второй ступени. Основная
причина пожара была очевидна.

В этот же день состоялось техническое
совещание с участием академиков А. Ю. Ишлинского
и А. Г. Иосифьяна, некоторых членов
правительственной комиссии и представителей
Министерства обороны. Инженер В. Кукушкин дал
объяснения по заложенной в ракете схеме запуска
двигателей первой и второй ступеней, а мне
пришлось на самодельной схеме, начерченной на
листе ватмана, показать, как при проведении
предпусковых операций от системы управления
поступила преждевременная команда на запуск
маршевого двигателя второй ступени.

Как же появилась эта злосчастная операция в
технологическом графике подготовки и пуска
ракеты?

Проблемы начались еще во время автономных
испытаний штатной гироплатформы. Тогда было
обнаружено, что на шаговый
двигатель потенциометра по каналу тангажа (этим
термином называется угол наклона продольной оси
ракеты к горизонту) от блока усиления
программируемых импульсов (БУПИ) хаотически
поступали импульсы напряжения. Они
проворачивали потенциометр, и на выходе
гироплатформы появлялась ложная команда.
Причину появления этих импульсов искали долго.
Совершенно случайно обнаружили, что они
возникают на выходе БУПИ в момент включения или
выключения обычного бытового вентилятора. Так
выяснилось, что помехозащищенность прибора
недостаточна. Для того, чтобы избавиться от
электромагнитных помех, решили приостановить
работу всех сильноточных потребителей
(портальных кранов, сварочного оборудования,
других приборов) и запретить движение
автотранспорта в радиусе одного километра от
МИКа. Такие чрезвычайные меры позволили
закончить автономные испытания гироплатформы.
Прибор установили на борт
ракеты и провели заключительные операции перед
ее транспортировкой на стартовую позицию.

Чтобы исключить всякую возможность появления
ложной команды по каналу тангажа при пуске
ракеты, представитель главного конструктора
гироприборов А. И. Минаев предложил ввести в
технологический график операцию по
переустановке в исходное состояние шаговых
двигателей со штатного наземного пульта системы
управления. Здесь следует уточнить один важный
момент: схема подключения БУПИ при автономных
испытаниях гироплатформы существенно
отличалась от схемы подключения прибора на борту
ракеты. При автономных испытаниях выход БУПИ
напрямую подключался к шаговому двигателю, а в
схеме изделия выход БУПИ подключался к шаговому
двигателю только при замыкании контакта подъема
ракеты. Из этого следует, что до замыкания
контакта подъема никакой команды по каналу
тангажа быть не могло. Это подтверждали и
результаты многократных комплексных испытаний
ракеты в МИКе, при которых ложных команд
зафиксировано не было.

Техническое руководство испытаний все же
одобрило предложение А. И. Минаева, и это было
роковой ошибкой! Дело в том, что еще раньше те же
руководители приняли решение задействовать
ампульную батарею второй ступени вне ракеты (ее
нужно было держать в теплом помещении) и ставить
на борт по часовой готовности к пуску. Так
приходилось поступать из-за того, что
разработчик ампульных батарей -Всесоюзный
научно-исследовательский институт источников
тока к началу испытаний не успел освоить выпуск
корпусов батарей с обогревательны ми секциями,
как требовалось по техническому заданию. Поэтому
на стартовую позицию поставили специальную
машину с обогреваемым кунгом, в котором держали
задействованную батарею. За час до старта ее
извлекали, поднимали на верхнюю площадку
обслуживания и устанавливали на борт.

Таким образом, преждевременный запуск
маршевого двигателя второй ступени
спровоцировали три фактора: во-первых,
заблаговременно автономно были подорваны
разделительные пиромембраны второй ступени, и
пусковые бачки заполнились компонентами
топлива; во-вторых, тоже заблаговременно была
задействована бортовая ампульная батарея второй
ступени, в результате чего на бортовой шине
второй ступени появилось напряжение; в-третьих,
была проведена незапланированная операция по
переустановке шаговых двигателей системы
управления в исходное состояние.

Каждый из этих факторов в отдельности не мог
повлиять на нормальный процесс подготовки
ракеты к пуску, но их сочетание привело к
катастрофе. Пожар произошел бы и при наличии
только двух последних факторов. В этом случае
неизбежно запустился бы пиростартер маршевого
двигателя второй ступени, турбина пошла бы
вразнос, разрушила баки ракеты, и последствия
были бы не менее трагичными.

И все-таки влияние всех трех факторов на исход
первого пуска Р-16 можно было обнаружить. Для
этого нужно было глубоко проанализировать
электрическую схему (ведь нигде и никогда раньше
операция по переустановке шаговых двигателей
системы управления в исходное состояние не была
опробована) либо проверить набор схемы к пуску с
учетом всех принятых изменений на стенде системы
управления в ОКБ-692. Но, к сожалению, ни того, ни
другого сделано не было.

Заключительное заседание Правительственной
комиссии по расследованию причин катастрофы
состоялось 26 октября. Его открыл тогда еще
молодой и энергичный Л. И. Брежнев. От имени
Правительства, ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущева он
выразил соболезнование в связи с гибелью
специалистов промышленности и испытателей
полигона и заверил, что будут приняты все меры по
оказанию помощи пострадавшим и членам семей
погибших. Брежнев сообщил, что, поскольку за
допущенные ошибки и просчеты спросить не с кого,
так как все руководители, ответственные за
техническую сторону и за безопасность работ, за
исключением М. К. Янгеля и А. М. Мрыкина, погибли,
руководство страны приняло решение специального
расследования по этому факту не проводить.

Вторым выступил М. К. Янгель. Дословно доклад
его я не помню, но суть, продуманность каждого
слова, точность и убедительность аргументов
остались в памяти на всю жизнь. Янгель заявил,
что, как Главный конструктор комплекса и
технический руководитель испытаний, он несет
полную ответственность за все случившееся. По
его мнению, количество жертв и пострадавших
оказалось таким большим потому, что с ракетой мы
все были «на ты», тогда как с такой сложной
техникой необходимо всегда обращаться только
«на Вы». Проанализировав ход событий, Янгель
утверждал, что если бы этого не случилось здесь,
на полигоне, то все равно произошло бы в другом
месте и в другой обстановке, но уже с ядерной
боевой головной частью. Масштабы разрушений и
жертвы были бы тогда немыслимыми.

В этот же день, после совещания, были составлены
два важнейших совершенно секретных документа,
которые хранятся в архиве Президента России:
доклад Правительственной комиссии Центральному
Комитету КПСС и Техническое заключение по
выяснению причин катастрофы. Оба эти документа
были рассекречены только в 1995 году.

Из доклада Центральному Комитету КПСС: «В
соответствии с поручением ЦК КПСС комиссией
рассмотрены на месте обстоятельства катастрофы
при испытаниях ракеты Р-16, имевшей место 24
октября 1960 года в НИИП Министерства обороны СССР.

Выяснением причин катастрофы с участием
ведущих специалистов установлено следующее.

Ракета Р-16 с 26 сентября с.г. находилась на
полигоне в монтажно-испытательном корпусе. В
процессе технической подготовки ракеты
выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре
системы управления и кабельной сети, которые
устранялись силами специалистов промышленности
и военнослужащих полигона…

При подготовке ракеты к пуску было допущено
отступление от утвержденной технологии… В
результате этого произошел преждевременный
запуск маршевого двигателя второй ступени…, что
и привело к мощному пожару и полному разрушению
ракеты на старте.

Руководители испытаний проявили излишнюю
уверенность в безопасности работы всего
комплекса изделия, вследствие чего отдельные
решения были приняты ими поспешно, без должного
анализа возможных последствий.

При подготовке ракеты к пуску также имели место
серьезные недостатки в организации работы и
режиме. На стартовой площадке при часовой
готовности ракеты, кроме необходимых для работы
100 специалистов, присутствовало еще до 150
человек…»

Некоторые выводы Технического заключения: «1.
В процессе подготовки пуска изделия имел место
ряд случаев, указывающих на наличие
ненормальностей и дефектов в кабельной сети,
бортовых батареях, пульте подрыва пиромембран и
распределителе системы управления.

Руководство испытаниями не придало этому
должного значения и … без достаточной
проработки и анализа последствий допустило ряд
отклонений от установленного порядка подготовки
к пуску…

2. Непосредственной причиной катастрофы явился
недостаток комплексной схемы системы
управления, допускающий несвоевременный запуск
маршевого двигателя второй ступени при
проведении предстартовой подготовки. Этот
недостаток не был выявлен при проведении всех
предшествующих испытаний…»

Совершенно очевидно, что в выводах
Технического заключения второй пункт
противоречит первому. На самом деле
непосредственной причиной катастрофы стало
включение в «Технологический график
подготовки и пуска ракеты Р-16» технически
необоснованной операции по переустановке
шаговых двигателей системы управления в
исходное состояние.

ПАРИТЕТ ДОСТИГНУТ

В первых числах ноября 1960 года в Харькове
прошло расширенное техническое совещание
специалистов по системе управления ракеты Р-16. В
нем участвовали председатель Государственного
комитета по радиоэлектронике В. Д. Калмыков,
разработчики систем управления других ракет во
главе с Н. А. Пилюгиным, заместитель председателя
Военно-промышленной комиссии Совета Министров
СССР Г. Г. Пашков, председатель Госкомитета по
оборонной технике К. Н. Руднев и главные
конструкторы М. К. Янгель, В. И. Кузнецов, А. Г.
Иосифьян, Н. С. Лидоренко. Они определили сроки
доработки бортовых приборов и наземного
испытательного комплекса системы управления,
план подготовки второго летного изделия, сроки
корректировки документации и возобновления
летно-конструкторских
испытаний.

В середине ноября на завод отправили вторую
летную ракету, через месяц пришли новые бортовые
приборы. После полного цикла заводских испытаний
с доработанным наземным комплексом системы
управления изделие погрузили в специальные
вагоны, и железнодорожный состав вновь
отправился на полигон. Этим же поездом в Тюра-Там
выехала бригада испытателей во главе с Главным
конструктором М. К. Янгелем. Это было в последних
числах декабря 1960 года.

Вечером 31 декабря Михаил Кузьмич пригласил нас
в свой вагон-салон на встречу Нового, 1961, года.
Ровно в полночь машинист на пару минут остановил
состав — то ли об этом позаботился Кузьмич, то ли
на железной дороге такая добрая традиция, — и мы
подняли бокалы с шампанским. Утром 1 января поезд
прибыл на Байконур, и началась подготовка к
испытаниям второй летной ракеты Р-16.

Председателем Государственной комиссии по
испытаниям был назначен начальник
Научно-исследовательского института ракетных
войск Министерства обороны генерал-лейтенант А.
И. Соколов. Техническое руководство по-прежнему
осуществлял М. К. Янгель. По его предложению
начальником Второго управления был назначен
инженер-полковник А. А. Курушин, бывший в то время
начальником отдела на полигоне Капустин Яр.
Заместителем главного конструктора по
испытаниям стал ведущий конструктор ракеты Р-12 В.
В. Грачев. Среди тех, кто готовил к старту вторую
ракету, были и участники первого пуска 24 октября
1960 года, но никаких признаков психологического
груза катастрофы, боязни или неуверенности в их
действиях не было. Главный конструктор бортовых
электромеханических приборов А. Г. Иосифьян
возглавил рабочую группу, которая должна была
заниматься тщательной проверкой и анализом
надежности системы управления в случае
отклонения от технической документации.

Работы на стартовой позиции на сей раз
проводились особенно тщательно, при строгом
соблюдении всех требований инструкции по
безопасности. Во время заправки и после нее около
ракеты находилось не больше двадцати человек.

Пуск состоялся 2 февраля 1961 года. На этот раз по
часовой готовности все были эвакуированы от
старта на безопасное расстояние. В бункере
наблюдательного пункта кроме боевого расчета
оставались только М. К. Янгель и главные
конструкторы некоторых систем на случай
принятия экстренных решений.

Старт второй ракеты Р-16 прошел гладко, без
каких-либо ЧП. Но и после удачного первого
запуска предстояло преодолеть еще много
трудностей. Были и аварийные пуски, причины
которых могли выявить только натурные испытания.
Но главное — ракету научили летать.

Результаты каждого пуска докладывались первым
делом лично Н. С. Хрущеву, причем, если пуск был
успешным, ему звонил председатель Госкомиссии А.
И. Соколов, а если нет, то со словами: «Это по
твоей части» — он передавал эту обязанность М.
К. Янгелю.

Успешные старты ракеты Р-16 позволили
приступить к серийному изготовлению всего
комплекса, включая наземное оборудование
пусковых установок, еще до завершения программы
летно-конструкторских испытаний.
Ответственность за такое решение безоговорочно
взял на себя Михаил Кузьмич Янгель. В этом
проявились его высочайшая мера ответственности
за судьбу Отечества и безграничная вера в
создаваемые образцы ракетной техники. Уже в
октябре 1961 года межконтинентальная
баллистическая ракета Р-16 была принята на
вооружение Советской Армии.

Пуск ракеты с наземного старта навсегда
остался в памяти как необыкновенно красивое
зрелище. В полной боевой готовности заправленная
компонентами топлива белоснежная ракета стоит
на пусковом столе, все коммуникации, кроме
кабелей, отсоединены, вспомогательные агрегаты
убраны. Через три секунды после нажатия кнопки
«Пуск» из раструбов камер вначале рулевого
двигателя, а затем и маршевой двигательной
установки первой ступени вырываются мощные
струи-факелы огня. Они поднимают над пусковым
столом и бетонной площадкой буровато-желтое
облако пыли, дыма и огня, которое охватывает
половину ракеты. На несколько мгновений
возникает опасение: пожар! Но вот еще секунда, и
ракета, словно нехотя, отделяется от вихревого
облака и, подгоняемая реактивной силой мощного
огненного факела, стремительно набирает высоту.
Через несколько секунд вертикального полета она
медленно наклоняется, ложится на курс, а грохот
постепенно слабеет и переходит в негромкий
рокот.

В ясную погоду светящийся факел ракеты хорошо
виден. Через некоторое время он разрывается, и
образуется белое облачко — это выключается
двигатель первой ступени. Через 2-3 секунды факел
возникает вновь, но он уже менее яркий — это
запустился двигатель второй ступени. Еще через
несколько секунд доносится хлопок — срабатывают
тормозные двигатели первой ступени. Иногда
бывает видно, как первая ступень, отделившись от
ракеты, еще некоторое время продолжает полет, а
затем, медленно переворачиваясь, начинает
снижаться.

Выключение двигательной установки второй
ступени и отделение от нее головной части можно
увидеть только с помощью специальных оптических
приборов, потому что к этому моменту ракета
успевает удалиться от старта по дальности и
высоте на сотни километров. В момент выключения
двигателя второй ступени заканчивается активный
участок траектории полета, дальше головная часть
ракеты летит по законам баллистики.

Вслед за наземными стартами в июле 1962 года
состоялся первый пуск Р-16 из шахты, а уже через
год шахтная пусковая установка с ракетой Р-16У
также была принята на вооружение. Так был создан
ракетно-ядерный щит Советского Союза. США и их
союзники стали «считаться» с нами, как с
равным по военной мощи государством.

Вспоминая те далекие дни, один из руководителей
испытаний ракет Р-16 и Р-16У генерал-лейтенант А. А.
Курушин, ставший впоследствии начальником
космодрома Байконур, написал: «Это был триумф
Михаила Кузьмича Янгеля, триумф талантливого
ученого, конструктора, инженера, испытателя и
руководителя».

За свою полувековую историю ракетная техника
не только стала одним из мощных сдерживающих
факторов, предотвративших развязывание третьей
мировой войны, но и создала фундамент для
развития космических носителей. Они вывели
человека в космос. Но на пути познания тайн
Вселенной были жертвы. Вероятно, это неизбежная
плата за покорение космического пространства и
стремление использовать его на пользу людям. А
посему имена всех погибших при испытаниях боевых
ракетных комплексов достойны такой же памяти, как и имена тех, кто отдал свои жизни
при освоении космоса.

Запуск беспилотной ракеты Firefly закончился огненным взрывом: NPR

Ассошиэйтед Пресс

Ракета, запущенная компанией Firefly Aerospace, взорвалась через несколько минут после старта с побережья центральной Калифорнии в четверг. Согласно заявлению базы, запуск ракеты «Альфа» был «остановлен» над Тихим океаном вскоре после старта с базы космических сил Ванденберг.

Лен Вуд/для The Santa Maria Times через AP


скрыть заголовок

переключить заголовок

Лен Вуд/для The Santa Maria Times через AP

Ракета, запущенная Firefly Aerospace, взорвалась через несколько минут после взлета с побережья центральной Калифорнии в четверг. Согласно заявлению базы, запуск ракеты «Альфа» был «остановлен» над Тихим океаном вскоре после старта с базы космических сил Ванденберг.

Лен Вуд/для The Santa Maria Times через AP

БАЗА КОСМИЧЕСКИХ ВОЙСК ВАНДЕНБЕРГ, Калифорния. Беспилотная ракета частной разработки, предназначенная для доставки спутников, была уничтожена взрывным огненным шаром после того, как столкнулась с «аномалией» у побережья Калифорнии во время своей первой попытки выйти на орбиту Земли.

Ракета Alpha компании Firefly Aerospace была «завершена» над Тихим океаном вскоре после 18:59. Согласно заявлению базы, старт в четверг с базы космических сил Ванденберг. Видео от San Luis Obispo Tribune показало взрыв.

Светлячок сообщил, что во время подъема первой ступени произошла «аномалия», которая «привела к потере корабля» примерно через две минуты 30 секунд полета. Ванденберг сказал, что группа следователей попытается определить, что стало причиной отказа.

Ракета, запущенная Firefly Aerospace, взрывается через несколько минут после старта.

Лен Вуд/AP


скрыть заголовок

переключить заголовок

Лен Вуд/AP

Ракета, запущенная Firefly Aerospace, взрывается через несколько минут после взлета.

Лен Вуд/AP

Ракета несла полезную нагрузку под названием DREAM, или Специальная исследовательская и образовательная ускорительная миссия. В него вошли предметы из школ и других учреждений, в том числе малые спутники и несколько демонстрационных космических аппаратов.

«Хотя мы не достигли всех целей нашей миссии, мы достигли некоторых из них: успешное зажигание первой ступени, отрыв площадки, переход к сверхзвуковой скорости, и мы получили значительное количество полетных данных», — сказал Файрфлай. в заявлении. Информация будет применена к будущим миссиям.

Остин, штат Техас Компания Firefly разрабатывает различные ракеты-носители и космические аппараты, в том числе лунный посадочный модуль. Его ракета Alpha была разработана для растущего рынка запуска небольших спутников на околоземную орбиту.

Двухступенчатый «Альфа» высотой 95 футов (26 метров) предназначен для доставки до 2200 фунтов (1000 кг) полезной нагрузки на низкую орбиту. Компания хочет иметь возможность запускать альфа-версии два раза в месяц. По данным Firefly, запуски будут иметь стартовую цену в 15 миллионов долларов.

Ракета взлетела с побережья центральной Калифорнии в четверг.

Мэтт Хартман/AP


скрыть заголовок

переключить заголовок

Мэтт Хартман/AP

Ракета взлетела с побережья центральной Калифорнии в четверг.

Мэтт Хартман/AP

Firefly придется догнать две компании из Лонг-Бич, штат Калифорния, которые лидируют в секторе запуска малых спутников.

Rocket Lab вывела на орбиту 105 спутников с помощью нескольких запусков с площадки в Новой Зеландии и разрабатывает еще один стартовый комплекс в США

Virgin Orbit вывела в космос 17 спутников двумя успешными полетами своей ракеты воздушного базирования LauncherOne, который выпускается из-под крыла модифицированного Боинга 747.

Катастрофа Челленджера | Резюме, дата, причина и факты

Взрыв Челленджера, 1986

Просмотреть все СМИ

Дата:
28 января 1986 г.
Ключевые люди:
Криста Корриган Маколифф
Джозеф Кервин
Эллисон Онидзука
Рональд Макнейр

Просмотреть весь связанный контент →

Наиболее часто задаваемые вопросы

В чем заключалась катастрофа Challenger ?

Катастрофа «Челленджера» была вызвана взрывом американского шаттла Challenger вскоре после запуска с мыса Канаверал, Флорида, 28 января 1986 года. Все семь астронавтов на борту погибли.

Кто погиб в катастрофе Challenger ?

Самой заметной жертвой катастрофы Challenger стала Криста Маколифф, учительница, роль которой заключалась в том, чтобы провести как минимум два урока с орбиты. Другими членами экипажа были командир Фрэнсис (Дик) Скоби, пилот Майкл Смит, специалисты миссии Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Рональд Макнейр и инженер Hughes Aircraft Грегори Джарвис.

Что стало причиной катастрофы Challenger ?

Непосредственной причиной катастрофы Challenger стал выход из строя двух резиновых уплотнительных колец, закрывающих стык между двумя нижними сегментами правого твердотопливного ускорителя. Эта поломка произошла из-за сильного холода и открыла путь для выхода горячих выхлопных газов из ускорителя во время подъема шаттла.

Катастрофа Челленджера , взрыв американского шаттла на орбите Challenger , вскоре после запуска с мыса Канаверал, штат Флорида, 28 января 1986 года, унесший жизни семи астронавтов.

Основной целью миссии шаттла 51-L был запуск второго спутника слежения и ретрансляции данных (TDRS-B). Он также нес космический корабль Spartan Halley, небольшой спутник, который должен был быть запущен Challenger и поднят двумя днями позже после наблюдения за кометой Галлея во время ее наибольшего сближения с Солнцем.

Наибольшую известность среди членов экипажа получила учительница космонавтики Криста Маколифф из Конкорда, штат Нью-Гэмпшир, победительница национального отбора, начавшегося в 1984. Маколифф должен был провести как минимум два урока с орбиты, а затем провести следующие девять месяцев, читая лекции студентам в Соединенных Штатах. Цель состояла в том, чтобы подчеркнуть важность учителей и заинтересовать студентов в карьере в сфере высоких технологий. Другими членами экипажа были командир Фрэнсис (Дик) Скоби, пилот Майкл Смит, специалисты миссии Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Рональд Макнейр, а также инженер Hughes Aircraft Грегори Джарвис.

Миссия столкнулась с трудностями в самом начале, так как запуск был отложен на несколько дней, отчасти из-за задержек с получением предыдущей миссии шаттла, 61-C ( Колумбия ), снова на земле. В ночь перед запуском центральную Флориду захлестнула сильная холодная волна, которая покрыла стартовую площадку толстым слоем льда. В день запуска, 28 января, старт был отложен до 11:38. Все казалось нормальным, пока автомобиль не вышел из «Max-Q», периода наибольшего аэродинамического давления. Управление полетами сообщило Scobee: « Challenger , давай с газом», и через несколько секунд машина исчезла в результате взрыва всего через 73 секунды после старта на высоте 14 000 метров (46 000 футов). Записи, извлеченные из-под обломков, показали, что за мгновение до разрыва Смит сказал «О-о», но больше ничего не было слышно. Обломки попали в Атлантический океан более чем через час после взрыва; обыски не выявили следов экипажа.

Инцидент немедленно остановил программу шаттлов. Интенсивное расследование, проведенное Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и комиссией, назначенной президентом США. Затем последовал Рональд Рейган под председательством бывшего госсекретаря Уильяма Роджерса. Среди других членов комиссии были астронавты Нил Армстронг и Салли Райд, летчик-испытатель Чак Йегер и физик Ричард Фейнман. Возникла ужасающая картина предположений о том, что транспортное средство может пережить незначительные аварии и продвинуться еще дальше. Злополучный запуск высветил трудности, с которыми НАСА сталкивалось в течение многих лет, пытаясь сделать слишком много за слишком мало денег.

Непосредственная причина аварии была установлена ​​в течение нескольких дней и полностью установлена ​​в течение нескольких недель. Сильный холод снизил упругость двух резиновых уплотнительных колец, которые герметизировали стык между двумя нижними сегментами правого твердотопливного ускорителя. (На слушаниях в комиссии Фейнман убедительно продемонстрировал потерю эластичности уплотнительного кольца, погрузив его в стакан с ледяной водой.) В нормальных условиях, когда зажигались три главных двигателя шаттла, они толкали весь корабль вперед, и ускорители сработали, когда машина вернулась в центральное положение. Утром в день аварии произошел эффект, называемый «вращением шарнира», который предотвратил повторное уплотнение колец и открыл путь для выхода горячих выхлопных газов из бустера. Клубы черного дыма появились на дальней стороне ракеты-носителя в месте, невидимом для большинства камер.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

По мере подъема транспортного средства утечка расширялась, и через 59 секунд из отверстия вырвался поток пламени длиной 2,4 метра (8 футов). Он вырос до 12 метров (40 футов) и постепенно разрушил одну из трех опор, которые прикрепляли основание ракеты-носителя к большому внешнему баку с жидким водородом и жидким кислородом для двигателей орбитального корабля. При этом тяга в ускорителе немного отставала, хотя и в пределах нормы, и системы рулевого управления соплами пытались это компенсировать. Когда стойка сломалась, основание ракеты-носителя повернулось наружу, пробивая носом верхнюю часть внешнего топливного бака, в результате чего весь бак рухнул и взорвался. С помощью наземных камер слежения это было видно как короткое пламя, вырвавшееся из скрытого места на правой стороне машины за несколько секунд до того, как все исчезло в огненном шаре. Даже если бы шлейф был замечен при старте, не было бы никакой надежды на спасение экипажа, потому что орбитальный корабль-шаттл не мог выдержать высокоскоростного отделения от бака до последних секунд двухминутного горения ускорителей.

Челленджер разрушился в результате взрыва, но носовая часть с кабиной экипажа была оторвана на части; он продолжал подниматься вверх вместе с другими обломками, включая крылья и все еще горящие двигатели, а затем рухнул в океан. Считалось, что экипаж пережил первоначальный разрыв, но из-за потери давления в кабине они потеряли сознание в течение нескольких секунд, поскольку они не носили скафандры. Смерть, вероятно, наступила из-за недостатка кислорода за несколько минут до удара.

Ускорители также пережили огненный шар и выпрямились, чтобы продолжить полет, что было совершенно неожиданно. Офицеры службы безопасности полигона наконец взорвали свои заряды через 30 секунд, чтобы не дать им пролететь над землей. После аварии НАСА сразу же приступило к работе над модернизированным твердотопливным ускорителем для будущих запусков.

Была организована интенсивная спасательная операция, чтобы извлечь как можно больше обломков и тел членов экипажа. Задача усложнялась силой взрыва и высотой, на которой он произошел, а также отдельными траекториями движения ускорителей.

Доклад Комиссии Роджерса, доставленный 6 июня президенту, обвинял НАСА в целом и его Центр космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, и подрядчика Morton Thiokol, Inc. инжиниринг и управление. Маршалл отвечал за ускорители, двигатели и бак шаттла, а Мортон Тиокол ​​изготовил ускорительные двигатели и собрал их в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида.

Комиссия Роджерса заслушала тревожные показания ряда инженеров, которые выражали озабоченность по поводу надежности пломб в течение по крайней мере двух лет и предупреждали начальство о возможном отказе в ночь перед запуском 51-L. Одна из самых настойчивых рекомендаций Комиссии Роджерса заключалась в том, чтобы сократить разрыв в общении между менеджерами шаттлов и работающими инженерами. В ответ на эту подразумеваемую критику по поводу того, что его меры по контролю качества ослабли, НАСА добавило еще несколько контрольно-пропускных пунктов в бюрократию шаттлов, в том числе новый офис безопасности НАСА и консультативную группу по безопасности шаттлов, чтобы предотвратить такое «ошибочное» решение. запуск от быть сделанным снова.

Однако, помимо этих внутренних исправлений в НАСА, Комиссия Роджерса решила более фундаментальную проблему. Комиссия заявила, что в усилиях НАСА по оптимизации операций шаттлов для достижения заявленной цели выполнять 24 миссии в год агентство просто слишком сильно настаивало. У программы шаттлов не было ни персонала, ни запасных частей, чтобы поддерживать такую ​​амбициозную скорость полета, не напрягая свои физические ресурсы и не перегружая своих техников.

Это решение затронуло суть того, как осуществлялась национальная космическая программа в эпоху шаттлов. Действительно, 9Авария 0112 Challenger просто привлекла внимание к более глубоким проблемам, которые существовали целых 15 лет. С момента его утверждения Прес. Ричарда Никсона в 1972 году, шаттл был задуман как универсальное транспортное средство для перевозки любых космических грузов, от коммерческих и научных спутников до военных космических кораблей и зондов, направляющихся к внешним планетам. В результате парк обычных «одноразовых» ракет НАСА, таких как «Дельта» и «Атлас», был выведен из эксплуатации в эпоху шаттлов и использовался в основном для достижения полярных орбит, до которых шаттлы не могли добраться с мыса Канаверал.

Хотя эта зависимость от шаттлов была официально заявленной национальной космической политикой, Министерство обороны начало отказываться от использования исключительно шаттлов еще до аварии Challenger . Обеспокоенные тем, что задержки с запуском шаттлов поставят под угрозу гарантированный доступ в космос высокоприоритетных спутников национальной безопасности, ВВС в 1985 году начали программу закупки усовершенствованных ракет «Титан» в качестве «дополнительных одноразовых ракет-носителей» для собственного использования.

После аварии Challenger выступили другие, менее влиятельные группы, чтобы выразить свое давнее недовольство тем, что доступ в космос зависит исключительно от шаттла. Среди тех, кто призывал к созданию «смешанного флота» из шаттлов и одноразовых пусковых установок, были ученые, чьи миссии теперь столкнулись с длительными задержками, потому что шаттлы стали единственным существующим средством доставки их космических кораблей.

К июлю, когда НАСА объявило, что шаттл не будет снова готов к полету до 1988, Конгресс или Белый дом до сих пор не приняли решения о том, будет ли построен еще один орбитальный аппарат для замены Challenger . Сторонники утверждали, что потребуется еще одно транспортное средство — возможно, еще два — для удовлетворения потребностей в запусках 1990-х годов, которые будут включать строительство международной космической станции НАСА, постоянного объекта на околоземной орбите.

В середине августа Прес. Рональд Рейган объявил, что строительство заменяющего орбитального корабля-шаттла (позже названного Endeavour ) начнется немедленно.