Взрыв на старте ракеты: Секретная катастрофа: маршал Неделин погиб на Байконуре 60 лет назад

Секретная катастрофа: маршал Неделин погиб на Байконуре 60 лет назад

На боевое дежурство в США к началу 60-х годов было поставлено порядка 40 МБР, которые могли достигнуть территории СССР. В Европе и Турции находились боевые ракеты средней дальности. В этой ситуации Кремлю нужно было наращивать свои силы. К концу 50-х годов в СССР были развернуты три типа стратегических ракет — это Р-5, Р-7 и Р-12. Но две из них имели слишком малую дальность полета, когда речь шла о США. А первая советская МБР Р-7 с дальностью 8000 километров имела внушительный список недостатков. Поэтому было развернуто считанное число пусковых установок с ней.

Главными минусами Р-7 была долгая подготовка к пуску из-за особенностей топлива. В заправленном состоянии ракета могла находиться лишь 8 часов. Поэтому украинское ОКБ-586 во главе с конструктором Михаилом Янгелем (впоследствии — конструкторское бюро «Южное») предложило создать МБР с жидкостным ракетным двигателем на высококипящих компонентах топлива, что ускоряло подготовку к запуску и позволяло увеличить время хранения в заправленном виде. При этом топливо было токсичным и взрывоопасным.

Идею советское руководство поддержало, и уже к концу 1957 года был готов эскиз новой ракеты. Начало летно-конструкторских испытаний было назначено на лето 1961 года, пристрелочных — на конец 1962. Однако из-за обострения международной обстановки сроки было решено значительно ускорить.

В начале 60-х годов на Байконуре была развернута инфраструктура для ракетных испытаний: уже прошли испытания Р-7, на орбиту были выведены нескольких спутников. Для Р-16 выделили три площадки. На первой находился стартовый комплекс с пусковыми установками и подземный пункт командования. На второй — служебные и вспомогательные помещения, на третьей — жилые корпуса.

К концу лета были закончены заводские испытания ракеты, в сентябре был утвержден состав Госкомиссии по проведению летных испытаний: в нее вошли главнокомандующий РВСН герой Советского Союза Митрофан Неделин и Михаил Янгель, назначенный техническим руководителем испытаний.

Успешный запуск Р-16 советское руководство хотело приурочить к очередной годовщине Великой Октябрьской революции, на полигон постоянно звонила верхушка власти, включая самого Хрущева.

Пуск был назначен на 23 октября: в течение дня ракета была заправлена. Однако перед стартом было принято фатальное решение. Из-за несовершенства системы пиромембран возникали ложные сигналы об их срабатывании, кроме того, при подрыве возникали течи, в результате которых топливо могло загореться само по себе. За процессом нужно было наблюдать как можно ближе, прорыв пиромембран было решено осуществлять не с бортовой системы управления, а с пульта в бункере. Вечером 23 октября при подготовке Р-16 к пуску произошла нештатная ситуация, старт перенесли до выяснения причин.

Если следовать техническим условиям, испытания пришлось бы отложить на месяц. Госкомиссия постановила продолжать процесс без серьезных доработок, пиромембраны было решено прорвать вручную. Часть выявленных дефектов оперативно устранили — те, что смогли. Несколько специалистов высказались против того, чтобы продолжить испытания в таком виде, но их возражения не приняли.

На стартовой площадке в день пуска находились свыше ста человек. Маршал Неделин был менее чем в 20 метрах от ракеты, с ним вместе — главные конструкторы и их заместители. Почему он не укрылся в бункере перед запуском? Одна из версий звучит так, что главнокомандующий хотел подать пример храбрости и воодушевить участников испытаний.

Пиромембраны топливных баков прорвали за час до старта. После последовало объявление 30-минутной готовности к пуску, выставили в ноль программный токораспределитель, как выяснилось впоследствии — от этого замкнуло часть контактов. Двигатель второй ступени запустился раньше времени, произошел оглушительный взрыв, во все стороны пошли огромные волны пламени, сжигающие заживо людей. Только через два часа после трагедии появилась возможность начать аварийно-спасательные работы.

Почти все, кто находился вблизи ракеты, погибли на месте, в том числе — маршал Неделин. Главный конструктор Янгель чудом остался жив: он отошел в курилку вместе с несколькими коллегами. Именно ему предстояло доложить Никите Хрущеву о случившемся.

В катастрофе погибло 74 человека, было ранено 49. Четверо пострадавших позже скончались в больнице, общее число жертв достигло 78. Все случившееся на Байконуре было тут же засекречено. Гибель маршала Неделина прошла в сводках как авиакатастрофа. Оставшихся в живых было решено не наказывать, поскольку непосредственно виновные в случившемся технические специалисты — как показало расследование — погибли при взрыве. Официальной причиной катастрофы было названо грубейшее нарушение требований безопасности. Главный конструктор Янгель вскоре после случившегося пережил инфаркт, но остался жив и продолжил работу.

Относительно удачный пуск Р-16 прошел 2 февраля 1961 года. Следующий — месяц спустя. Были выявлены проблемы со стабилизацией ракеты в полете, к августу 1962 года недочеты устранили. МБР Р-16 была принята на вооружение 20 октября 1962 года, три года спустя в СССР было развернуто уже 186 пусковых установок для нее.

Главнокомандующий РВСН, маршал Митрофан Иванович Неделин. Фото: Wikimedia

КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ | Наука и жизнь

Катастрофа, о которой идет
речь, произошла на космодроме Байконур 24 октября
1960 года при подготовке к пуску первой боевой
межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
Один из непосредственных участников тех
трагических событий Ким Ефремович Хачатурян
повествует о последствиях взрыва, не оставляя за
скобками технических подробностей и авторской
версии случившегося.

Через десять лет после катастрофы участники подготовки первого пуска ракеты Р-16 собрались у мемориала в Солдатском парке города Ленинска. Байконур, 24 октября 1970 года.

Основатель школы военных испытателей Второго управления космодрома Байконур, начальник отдела комплексных испытаний и пуска А. С. Матренин. 1961 год.

В честь первого пуска боевой межконтинентальной баллистической ракеты на полигоне Байконур воздвигнут обелиск — устремленная ввысь ракета Р-16.

Группа создателей ракетно-космической техники.

Открыть в полном размере


ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПОДГОТОВКИ
ПЕРВОГО ПУСКА

Анализируя все, что произошло на космодроме
Байконур вечером 24 октября 1960 года, невольно
начинаешь верить в фатальность рока, в то, что
каждому предначертана своя судьба. Из страшного
пожара, который охватил стартовую площадку за
несколько минут до старта первой
межконтинентальной баллистической ракеты Р-16,
некоторым посчастливилось выйти живыми.
Рассказы очевидцев легли в основу этой главы.

Перед стартом предстояло проверить точность
настройки редуктора высокого давления, который
подает сжатый газ на борт ракеты. Только инженер
К. Луарсабов закончил работу, как заметил вверху,
на второй ступени, вспышку и услышал хлопок:
«Как мне показалось, огонь вырывался из
обтекателя, где расположены камеры рулевых
двигателей. Я решил, что запустился один из них, и
мгновенно сообразил, что спасение в ногах, и мы
«чухнули» вместе с Н. Мягковым со скоростью
метеоров». Они успели преодолеть не больше
десяти метров, прежде чем огонь из двигателя
второй ступени прожег бак окислителя первой
ступени и раздался мощный взрыв. Воздушная волна
огромной силы повалила бегущих, придавила их к
земле, и оба потеряли сознание.

«С земли поднялся как ни в чем не бывало, -
продолжает свой рассказ Луарсабов, — стал
озираться вокруг: темно, во всполохах пламени
видны искореженные части горящих топливных
баков, пожарные из брандспойтов тушат огонь,
слышны какие-то команды, подъезжают и отъезжают
машины. Впереди, из рва, что окаймляет стартовую
площадку, раздаются крики о помощи. Я пошел в
направлении голосов, прыгнул в ров и неожиданно
наткнулся на Мягкова. Оказалось, что он быстрее
меня пришел в сознание и тоже попал в ров. Тут
какой-то солдат спрашивает: «Скажите, что с
моим лицом?» А на лице живого места нет, все
обожжено. Мы помогли ему вылезти из рва и повели в
гостиницу. По дороге нас подхватила какая-то
машина и подвезла. В вестибюле «люксовской»
гостиницы уже был врач, он предлагал всем выпить
концентрированное молоко. Я взглянул на свои
руки — они были в желто-красных волдырях,
схватился за голову, и с нее посыпалось то, что
еще недавно называлось шевелюрой… В медпункте,
сплошь набитом обгоревшими, стонущими людьми,
нам с Мягковым показалось, что мы пострадали
меньше других, и хотели уходить. Но нас усадили в
машину и отвезли в госпиталь». Луарсабов
пролежал в госпитале месяц, а Мягков полгода. У
него была обожжена треть тела, и ему делали
пересадку кожи.

В момент аварии рядом с ракетой находились два
специалиста по системе прицеливания. Один из них,
инженер Е. И. Павленко с завода «Арсенал»,
сидел, склонившись над прибором, лицом к ракете.
После взрыва он так и остался на месте. Другой,
инженер А. С. Хоменя из ОКБ, стоял рядом с ним
спиной к ракете. Когда загрохотало, среагировал
мгновенно и, не оглядываясь, рванул с места. Если
бы он поднял голову и посмотрел назад, то без
сомнения разделил бы участь своего товарища. Что
было дальше, как преодолел ограждение из колючей
проволоки, как оказался в гостинице — ничего не
помнит. Ясно одно: инстинкт самосохранения,
автоматические, единственно правильные действия
помогли ему вырваться из огня с минимальными
потерями. Обнаружили Хоменю в шоковом состоянии
в гостиничном номере. Оказывается, он совершенно
автоматически вбежал в свою комнату, разделся,
лег в постель и с головой накрылся одеялом.

Невероятную историю рассказал Б. Александров.
Он видел, как один офицер спрыгнул с верхней
площадки обслуживания на стоявшую внизу машину с
брезентовым тентом. В это время произошел взрыв,
воздушная волна подхватила его, отбросила в
сторону и положила на землю.

Другой случай. За несколько секунд до взрыва
дежурный по стартовой площадке подошел к
стоявшему рядом с Главкомом М. И. Неделиным
командиру войсковой части полковнику А. А.
Кабанову и доложил, что его вызывают на аппарат
дальней связи. Тот спустился вниз и едва успел
закрыть за собой дверь, как запустился двигатель
второй ступени и начался
пожар.

Чудом остался жив и сам М. К. Янгель, который в
этот день почти неотлучно находился на стартовой
площадке. «Мне захотелось покурить, — вспоминал
он впоследствии, — но, подумав о том, какой пример
я подам подчиненным, не стал это делать на
площадке, как позволяли себе некоторые
начальники, а направился в курилку. Проходя мимо
Главкома, подумал пригласить и его, но не решился
и пошел в курилку один. Когда зажег спичку, то
удивился, как от нее все вокруг озарилось. Но тут
донесся грохот, я обернулся и увидел всю эту
жуткую картину…».

Едва придя в себя, Михаил Кузьмич бросился
навстречу взрыву. Он срывал с выбегавших из огня
людей горящую одежду, тушил ее, как мог, обжег
себе руки, но не ушел до тех пор, пока генерал А. Г.
Мрыкин и еще кто-то из военных насильно не
отвезли его в гостиницу. Как только врач
перебинтовал ему руки, Янгель снова вернулся к
горящей ракете.

27 октября 1960 года в Солдатском парке города
Ленинска хоронили погибших военнослужащих, а
цинковые гробы с телами гражданских
специалистов самолетами отправили на их родину:
в Днепропетровск, Харьков, Киев, Москву, Химки и
Загорск. В конце октября разъехались по домам и
оставшиеся в живых участники трагедии.

День пуска первой боевой межконтинентальной
ракеты Р-16 стал черным днем в истории Байконура. С
тех пор 24 октября на полигоне не планируются и не
проводятся не только пуски ракет, но и любые
значительные работы на стартовых позициях. И все
же ровно через три года, в тот же день, здесь
произошла еще одна трагедия. При подготовке к
пуску из шахты учебной ракеты Р-9А по
неосторожности во время заправки пролилось
горючее, и шахта оказалась сильно загазованной.
Чуть позже, при замене перегоревшей лампочки, от
искры в электропатроне произошла вспышка, и
начался пожар, приведший к гибели восьми
ракетчиков -испытателей.

ДВЕ ВЕРСИИ ПРИЧИН КАТАСТРОФЫ

Комиссия по расследованию причин катастрофы
образовала три рабочие группы: по двигательным
установкам — во главе с их главным конструктором
В. П. Глушко, по конструкции ракеты в целом — во
главе с первым заместителем М. К. Янгеля В. С.
Будником и «легендарную» — для описания хода
испытаний Р-16 на технической и стартовой
позициях, всех выявленных замечаний и принятых
по ним решений — во главе с руководителем
испытаний А. С. Матрениным и ведущим
конструктором по электроиспытаниям К. Е.
Хачатуряном. Однако всем трем группам поработать
практически не пришлось и вот почему.

Утром 25 октября мы сидели в служебной комнате
первого отдела и анализировали комплексную
электрическую схему системы управления.
Детально прослеживая каждый ее элемент, я вдруг
обнаружил, что при подготовке системы управления
к пуску образовалась незапланированная команда
на запуск двигательной установки второй ступени.

Схема показывала, что при выполнении операции
«переустановка шаговых двигателей в исходное
состояние» в момент замыкания контактов
программного токораспределителя напряжение с
шины, появившееся при подключении к бортовой
кабельной сети автономно задействованной
ампульной батареи второй ступени,
беспрепятственно поступает на запуск
пиростартера двигателя второй ступени и на
электропневмоклапан наддува пусковых бачков.

Весть о выдаче преждевременной команды мигом
распространилась по всему МИКу. Группа
двигателистов тут же выехала на стартовую
позицию и, осмотрев уцелевшие части ракеты,
подтвердила факт запуска и выхода на режим
двигательной установки второй ступени. Основная
причина пожара была очевидна.

В этот же день состоялось техническое
совещание с участием академиков А. Ю. Ишлинского
и А. Г. Иосифьяна, некоторых членов
правительственной комиссии и представителей
Министерства обороны. Инженер В. Кукушкин дал
объяснения по заложенной в ракете схеме запуска
двигателей первой и второй ступеней, а мне
пришлось на самодельной схеме, начерченной на
листе ватмана, показать, как при проведении
предпусковых операций от системы управления
поступила преждевременная команда на запуск
маршевого двигателя второй ступени.

Как же появилась эта злосчастная операция в
технологическом графике подготовки и пуска
ракеты?

Проблемы начались еще во время автономных
испытаний штатной гироплатформы. Тогда было
обнаружено, что на шаговый
двигатель потенциометра по каналу тангажа (этим
термином называется угол наклона продольной оси
ракеты к горизонту) от блока усиления
программируемых импульсов (БУПИ) хаотически
поступали импульсы напряжения. Они
проворачивали потенциометр, и на выходе
гироплатформы появлялась ложная команда.
Причину появления этих импульсов искали долго.
Совершенно случайно обнаружили, что они
возникают на выходе БУПИ в момент включения или
выключения обычного бытового вентилятора. Так
выяснилось, что помехозащищенность прибора
недостаточна. Для того, чтобы избавиться от
электромагнитных помех, решили приостановить
работу всех сильноточных потребителей
(портальных кранов, сварочного оборудования,
других приборов) и запретить движение
автотранспорта в радиусе одного километра от
МИКа. Такие чрезвычайные меры позволили
закончить автономные испытания гироплатформы.
Прибор установили на борт
ракеты и провели заключительные операции перед
ее транспортировкой на стартовую позицию.

Чтобы исключить всякую возможность появления
ложной команды по каналу тангажа при пуске
ракеты, представитель главного конструктора
гироприборов А. И. Минаев предложил ввести в
технологический график операцию по
переустановке в исходное состояние шаговых
двигателей со штатного наземного пульта системы
управления. Здесь следует уточнить один важный
момент: схема подключения БУПИ при автономных
испытаниях гироплатформы существенно
отличалась от схемы подключения прибора на борту
ракеты. При автономных испытаниях выход БУПИ
напрямую подключался к шаговому двигателю, а в
схеме изделия выход БУПИ подключался к шаговому
двигателю только при замыкании контакта подъема
ракеты. Из этого следует, что до замыкания
контакта подъема никакой команды по каналу
тангажа быть не могло. Это подтверждали и
результаты многократных комплексных испытаний
ракеты в МИКе, при которых ложных команд
зафиксировано не было.

Техническое руководство испытаний все же
одобрило предложение А. И. Минаева, и это было
роковой ошибкой! Дело в том, что еще раньше те же
руководители приняли решение задействовать
ампульную батарею второй ступени вне ракеты (ее
нужно было держать в теплом помещении) и ставить
на борт по часовой готовности к пуску. Так
приходилось поступать из-за того, что
разработчик ампульных батарей -Всесоюзный
научно-исследовательский институт источников
тока к началу испытаний не успел освоить выпуск
корпусов батарей с обогревательны ми секциями,
как требовалось по техническому заданию. Поэтому
на стартовую позицию поставили специальную
машину с обогреваемым кунгом, в котором держали
задействованную батарею. За час до старта ее
извлекали, поднимали на верхнюю площадку
обслуживания и устанавливали на борт.

Таким образом, преждевременный запуск
маршевого двигателя второй ступени
спровоцировали три фактора: во-первых,
заблаговременно автономно были подорваны
разделительные пиромембраны второй ступени, и
пусковые бачки заполнились компонентами
топлива; во-вторых, тоже заблаговременно была
задействована бортовая ампульная батарея второй
ступени, в результате чего на бортовой шине
второй ступени появилось напряжение; в-третьих,
была проведена незапланированная операция по
переустановке шаговых двигателей системы
управления в исходное состояние.

Каждый из этих факторов в отдельности не мог
повлиять на нормальный процесс подготовки
ракеты к пуску, но их сочетание привело к
катастрофе. Пожар произошел бы и при наличии
только двух последних факторов. В этом случае
неизбежно запустился бы пиростартер маршевого
двигателя второй ступени, турбина пошла бы
вразнос, разрушила баки ракеты, и последствия
были бы не менее трагичными.

И все-таки влияние всех трех факторов на исход
первого пуска Р-16 можно было обнаружить. Для
этого нужно было глубоко проанализировать
электрическую схему (ведь нигде и никогда раньше
операция по переустановке шаговых двигателей
системы управления в исходное состояние не была
опробована) либо проверить набор схемы к пуску с
учетом всех принятых изменений на стенде системы
управления в ОКБ-692. Но, к сожалению, ни того, ни
другого сделано не было.

Заключительное заседание Правительственной
комиссии по расследованию причин катастрофы
состоялось 26 октября. Его открыл тогда еще
молодой и энергичный Л. И. Брежнев. От имени
Правительства, ЦК КПСС и лично Н. С. Хрущева он
выразил соболезнование в связи с гибелью
специалистов промышленности и испытателей
полигона и заверил, что будут приняты все меры по
оказанию помощи пострадавшим и членам семей
погибших. Брежнев сообщил, что, поскольку за
допущенные ошибки и просчеты спросить не с кого,
так как все руководители, ответственные за
техническую сторону и за безопасность работ, за
исключением М. К. Янгеля и А. М. Мрыкина, погибли,
руководство страны приняло решение специального
расследования по этому факту не проводить.

Вторым выступил М. К. Янгель. Дословно доклад
его я не помню, но суть, продуманность каждого
слова, точность и убедительность аргументов
остались в памяти на всю жизнь. Янгель заявил,
что, как Главный конструктор комплекса и
технический руководитель испытаний, он несет
полную ответственность за все случившееся. По
его мнению, количество жертв и пострадавших
оказалось таким большим потому, что с ракетой мы
все были «на ты», тогда как с такой сложной
техникой необходимо всегда обращаться только
«на Вы». Проанализировав ход событий, Янгель
утверждал, что если бы этого не случилось здесь,
на полигоне, то все равно произошло бы в другом
месте и в другой обстановке, но уже с ядерной
боевой головной частью. Масштабы разрушений и
жертвы были бы тогда немыслимыми.

В этот же день, после совещания, были составлены
два важнейших совершенно секретных документа,
которые хранятся в архиве Президента России:
доклад Правительственной комиссии Центральному
Комитету КПСС и Техническое заключение по
выяснению причин катастрофы. Оба эти документа
были рассекречены только в 1995 году.

Из доклада Центральному Комитету КПСС: «В
соответствии с поручением ЦК КПСС комиссией
рассмотрены на месте обстоятельства катастрофы
при испытаниях ракеты Р-16, имевшей место 24
октября 1960 года в НИИП Министерства обороны СССР.

Выяснением причин катастрофы с участием
ведущих специалистов установлено следующее.

Ракета Р-16 с 26 сентября с.г. находилась на
полигоне в монтажно-испытательном корпусе. В
процессе технической подготовки ракеты
выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре
системы управления и кабельной сети, которые
устранялись силами специалистов промышленности
и военнослужащих полигона…

При подготовке ракеты к пуску было допущено
отступление от утвержденной технологии… В
результате этого произошел преждевременный
запуск маршевого двигателя второй ступени…, что
и привело к мощному пожару и полному разрушению
ракеты на старте.

Руководители испытаний проявили излишнюю
уверенность в безопасности работы всего
комплекса изделия, вследствие чего отдельные
решения были приняты ими поспешно, без должного
анализа возможных последствий.

При подготовке ракеты к пуску также имели место
серьезные недостатки в организации работы и
режиме. На стартовой площадке при часовой
готовности ракеты, кроме необходимых для работы
100 специалистов, присутствовало еще до 150
человек…»

Некоторые выводы Технического заключения: «1.
В процессе подготовки пуска изделия имел место
ряд случаев, указывающих на наличие
ненормальностей и дефектов в кабельной сети,
бортовых батареях, пульте подрыва пиромембран и
распределителе системы управления.

Руководство испытаниями не придало этому
должного значения и … без достаточной
проработки и анализа последствий допустило ряд
отклонений от установленного порядка подготовки
к пуску…

2. Непосредственной причиной катастрофы явился
недостаток комплексной схемы системы
управления, допускающий несвоевременный запуск
маршевого двигателя второй ступени при
проведении предстартовой подготовки. Этот
недостаток не был выявлен при проведении всех
предшествующих испытаний…»

Совершенно очевидно, что в выводах
Технического заключения второй пункт
противоречит первому. На самом деле
непосредственной причиной катастрофы стало
включение в «Технологический график
подготовки и пуска ракеты Р-16» технически
необоснованной операции по переустановке
шаговых двигателей системы управления в
исходное состояние.

ПАРИТЕТ ДОСТИГНУТ

В первых числах ноября 1960 года в Харькове
прошло расширенное техническое совещание
специалистов по системе управления ракеты Р-16. В
нем участвовали председатель Государственного
комитета по радиоэлектронике В. Д. Калмыков,
разработчики систем управления других ракет во
главе с Н. А. Пилюгиным, заместитель председателя
Военно-промышленной комиссии Совета Министров
СССР Г. Г. Пашков, председатель Госкомитета по
оборонной технике К. Н. Руднев и главные
конструкторы М. К. Янгель, В. И. Кузнецов, А. Г.
Иосифьян, Н. С. Лидоренко. Они определили сроки
доработки бортовых приборов и наземного
испытательного комплекса системы управления,
план подготовки второго летного изделия, сроки
корректировки документации и возобновления
летно-конструкторских
испытаний.

В середине ноября на завод отправили вторую
летную ракету, через месяц пришли новые бортовые
приборы. После полного цикла заводских испытаний
с доработанным наземным комплексом системы
управления изделие погрузили в специальные
вагоны, и железнодорожный состав вновь
отправился на полигон. Этим же поездом в Тюра-Там
выехала бригада испытателей во главе с Главным
конструктором М. К. Янгелем. Это было в последних
числах декабря 1960 года.

Вечером 31 декабря Михаил Кузьмич пригласил нас
в свой вагон-салон на встречу Нового, 1961, года.
Ровно в полночь машинист на пару минут остановил
состав — то ли об этом позаботился Кузьмич, то ли
на железной дороге такая добрая традиция, — и мы
подняли бокалы с шампанским. Утром 1 января поезд
прибыл на Байконур, и началась подготовка к
испытаниям второй летной ракеты Р-16.

Председателем Государственной комиссии по
испытаниям был назначен начальник
Научно-исследовательского института ракетных
войск Министерства обороны генерал-лейтенант А.
И. Соколов. Техническое руководство по-прежнему
осуществлял М. К. Янгель. По его предложению
начальником Второго управления был назначен
инженер-полковник А. А. Курушин, бывший в то время
начальником отдела на полигоне Капустин Яр.
Заместителем главного конструктора по
испытаниям стал ведущий конструктор ракеты Р-12 В.
В. Грачев. Среди тех, кто готовил к старту вторую
ракету, были и участники первого пуска 24 октября
1960 года, но никаких признаков психологического
груза катастрофы, боязни или неуверенности в их
действиях не было. Главный конструктор бортовых
электромеханических приборов А. Г. Иосифьян
возглавил рабочую группу, которая должна была
заниматься тщательной проверкой и анализом
надежности системы управления в случае
отклонения от технической документации.

Работы на стартовой позиции на сей раз
проводились особенно тщательно, при строгом
соблюдении всех требований инструкции по
безопасности. Во время заправки и после нее около
ракеты находилось не больше двадцати человек.

Пуск состоялся 2 февраля 1961 года. На этот раз по
часовой готовности все были эвакуированы от
старта на безопасное расстояние. В бункере
наблюдательного пункта кроме боевого расчета
оставались только М. К. Янгель и главные
конструкторы некоторых систем на случай
принятия экстренных решений.

Старт второй ракеты Р-16 прошел гладко, без
каких-либо ЧП. Но и после удачного первого
запуска предстояло преодолеть еще много
трудностей. Были и аварийные пуски, причины
которых могли выявить только натурные испытания.
Но главное — ракету научили летать.

Результаты каждого пуска докладывались первым
делом лично Н. С. Хрущеву, причем, если пуск был
успешным, ему звонил председатель Госкомиссии А.
И. Соколов, а если нет, то со словами: «Это по
твоей части» — он передавал эту обязанность М.
К. Янгелю.

Успешные старты ракеты Р-16 позволили
приступить к серийному изготовлению всего
комплекса, включая наземное оборудование
пусковых установок, еще до завершения программы
летно-конструкторских испытаний.
Ответственность за такое решение безоговорочно
взял на себя Михаил Кузьмич Янгель. В этом
проявились его высочайшая мера ответственности
за судьбу Отечества и безграничная вера в
создаваемые образцы ракетной техники. Уже в
октябре 1961 года межконтинентальная
баллистическая ракета Р-16 была принята на
вооружение Советской Армии.

Пуск ракеты с наземного старта навсегда
остался в памяти как необыкновенно красивое
зрелище. В полной боевой готовности заправленная
компонентами топлива белоснежная ракета стоит
на пусковом столе, все коммуникации, кроме
кабелей, отсоединены, вспомогательные агрегаты
убраны. Через три секунды после нажатия кнопки
«Пуск» из раструбов камер вначале рулевого
двигателя, а затем и маршевой двигательной
установки первой ступени вырываются мощные
струи-факелы огня. Они поднимают над пусковым
столом и бетонной площадкой буровато-желтое
облако пыли, дыма и огня, которое охватывает
половину ракеты. На несколько мгновений
возникает опасение: пожар! Но вот еще секунда, и
ракета, словно нехотя, отделяется от вихревого
облака и, подгоняемая реактивной силой мощного
огненного факела, стремительно набирает высоту.
Через несколько секунд вертикального полета она
медленно наклоняется, ложится на курс, а грохот
постепенно слабеет и переходит в негромкий
рокот.

В ясную погоду светящийся факел ракеты хорошо
виден. Через некоторое время он разрывается, и
образуется белое облачко — это выключается
двигатель первой ступени. Через 2-3 секунды факел
возникает вновь, но он уже менее яркий — это
запустился двигатель второй ступени. Еще через
несколько секунд доносится хлопок — срабатывают
тормозные двигатели первой ступени. Иногда
бывает видно, как первая ступень, отделившись от
ракеты, еще некоторое время продолжает полет, а
затем, медленно переворачиваясь, начинает
снижаться.

Выключение двигательной установки второй
ступени и отделение от нее головной части можно
увидеть только с помощью специальных оптических
приборов, потому что к этому моменту ракета
успевает удалиться от старта по дальности и
высоте на сотни километров. В момент выключения
двигателя второй ступени заканчивается активный
участок траектории полета, дальше головная часть
ракеты летит по законам баллистики.

Вслед за наземными стартами в июле 1962 года
состоялся первый пуск Р-16 из шахты, а уже через
год шахтная пусковая установка с ракетой Р-16У
также была принята на вооружение. Так был создан
ракетно-ядерный щит Советского Союза. США и их
союзники стали «считаться» с нами, как с
равным по военной мощи государством.

Вспоминая те далекие дни, один из руководителей
испытаний ракет Р-16 и Р-16У генерал-лейтенант А. А.
Курушин, ставший впоследствии начальником
космодрома Байконур, написал: «Это был триумф
Михаила Кузьмича Янгеля, триумф талантливого
ученого, конструктора, инженера, испытателя и
руководителя».

За свою полувековую историю ракетная техника
не только стала одним из мощных сдерживающих
факторов, предотвративших развязывание третьей
мировой войны, но и создала фундамент для
развития космических носителей. Они вывели
человека в космос. Но на пути познания тайн
Вселенной были жертвы. Вероятно, это неизбежная
плата за покорение космического пространства и
стремление использовать его на пользу людям. А
посему имена всех погибших при испытаниях боевых
ракетных комплексов достойны такой же памяти, как и имена тех, кто отдал свои жизни
при освоении космоса.

Катастрофа на Байконуре | КПИ им. Игоря Сикорского

После окончания Второй мировой войны отношения между СССР и США резко обострились. Начиная с 1946 года в США разрабатывались планы ядерного нападения на Советский Союз. В 1946 году Пентагон разработал план «Клещи», согласно которому предполагалось сброс 50 авиационных ядерных бомб на 20 городов СССР. В 1948 году в плане «Испепеляющий жар» говорилось уже о применении 133 ядерных авиабомб по 70 городам СССР. Через год эти цифры увеличились до 300 авиабомб и 200 городов. В конце 1960 года, уже имея на вооружении баллистические ракеты, Пентагон планировал ядерный удар по 3423 целям на территории СССР. Дислоцированные в Великобритании, Турции, Италии американские ракеты держали под прицелом всю европейскую часть СССР.

В такой сложной обстановке руководство Советского Союза определило задачи быстрее создать и развернуть старты с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР), которые могли бы с территории СССР поражать стратегические объекты на территории США.

Межконтинентальная ракета Р-7А С.П.Королева имела сложную, дорогую и легко уязвимую стартовую систему. Подготовка ее к пуску занимала более 20 часов. Нужны были новые МБР с высокой степенью готовности. Такими должны были стать ракеты Р-16, разработанные в КБ Янгеля.

Летные испытания первой МБР Р-16 начались в октябре 1960 на полигоне Байконур под руководством председателя Государственной комиссии маршала М.И.Неделина и технического руководителя М.К.Янгеля. Первая ракета была доставлена в монтажно-испытательный корпус 26 сентября 1960 г. С утра и до позднего вечера военные и гражданские специалисты проводили испытания, а ночью под контролем военпредов заводчане выполняли необходимые доработки. Каждый день маршал М.И.Неделин лично докладывал о ходе подготовки к пуску главе государства Н.С.Хрущеву.

21 октября 1960 г. ракету вывезли на стартовую позицию площадки 41. 23 октября ракету заправили компонентами топлива, сжатыми газами и начали подготовку ее к пуску, назначенному на 19.00.

На ракете применялись самовоспламеняющиеся и токсичные компоненты топлива: окислитель (азотный тетроксид) и топливо (несимметричный диметилгидразин), которые подавались в камеру сгорания турбонасосными агрегатами (ТНА). Для надежной герметизации топливных баков и подводящих трубопроводов при входе в ТНА устанавливались специальные разделительные устройства — пиромембраны.

23 октября в 18.00, в соответствии с технологическим графиком сначала должны были быть подорванными мембраны первой и второй ступеней по линии окислителя как безопасного в пожарном отношении компонента. Убедившись в герметичности системы, можно было подрывать мембраны по линии горючего.

Выполняя полученную команду, ответственные за двигатели по пояс залезли в люки хвостового отсека первой степени и стали слушать, когда состоится подрыв мембран, чтобы подтвердить, что двигатель готов к пуску. Их срабатывание контролировалось на слух, поскольку испытатели еще не имели аппаратуры, с помощью которой можно было бы определить срабатывание пиромембран, а в хвостовом отсеке было темно. Поскольку первыми должны подрываться мембраны окислителя второй ступени, внимание было направлено вверх. Вдруг раздался звук в хвостовом отсеке первой степени, а через несколько секунд в районе двигателя первой ступени произошла яркая вспышка и хвостовой отсек наполнился запахом сгоревшего пороха. С помощью переносных ламп специалисты осмотрели хвостовой отсек первой ступени и выяснили, что вместо пиромембран магистрали окислителя второй ступени сработали пиромембраны магистрали горючего первой ступени. А по копоти определили, что произошел самопроизвольный подрыв пиропатронов отсеченного клапана газогенератора первого блока маршевого двигателя первой ступени. Было объявлено часовую задержку пуска.

В заправленном состоянии ракета Р-16 могла стоять 24 часа. Далее уплотнения, манжеты, прокладки могли разрушиться компонентами топлива. Если пуск отменить, то нужно слить топливо, отправить ракету на завод, там перебирать двигатели, менять все уплотнения и т. д. Подготовка к пуску второй ракеты продолжалась бы не менее месяца.

На экстренном заседании комиссии техническое руководство предложило заменить пиропатроны отсечных клапанов сработавших прямо на старте, без слива компонентов топлива. Военные согласились, и пуск перенесли на 19.00 24 октября.

Чтобы продолжить подготовку ракеты к пуску, необходимо было выяснить и устранить причину подрыва пиропатронов. И пока специалисты на слух и запах устанавливали факт срабатывания пиромембран, сгоревшие пиропатроны замыкали электрическую цепь, что проходила через главный распределитель (ГР) системы управления первой степени.

Поздно вечером 23 октября обнаружили, что изоляция одного из жгутов была полностью расплавленная, и произошло короткое замыкание. В этом и была причина несанкционированного срабатывания пиропатронов отсечного клапана газогенератора первого блока маршевого двигателя первой ступени ракеты. Опасную операцию по замене ГР системы управления и отсечных пироклапанив газогенератора перенесли на 24 октября.

Решение о замене ОС системы управления на заправленной ракете с подорванными мембранами было связано с большим риском. Но Государственная комиссия пошла на это.

Утром 24 октября специалисты занялись устранением дефектов, выявленных накануне. Во второй половине дня, на последнем заседании Государственной комиссии было заслушано сообщение о том, что нарушение последовательности подачи команд, которое привело к самопроизвольному срабатывания мембран, стало следствием проектных и производственных дефектов пульта подрыва, разработанного ОКБ-692 (г. Харьков).

Чтобы исключить возникновение ложных команд, комиссия приняла, как показал поставарийный анализ, роковое решение — за 30-минутной готовности к пуску сделать переустановку шаговых двигателей системы управления в выходное (нулевое) состояние со специально разработанного пульта. Члены комиссии не учли, что бортовая ампульная батарея уже будет по часовой готовности установлена на ракету и подключена штатно. В результате на бортовой шине второй степени появится напряжение. Не учли они и того, что все блокировки, препятствующие запуску двигателя второй ступени, были сняты во время предыдущих операций.

Примерно за час до аварии были прорваны разделительные пиромембраны топливных баков второй ступени. Для надежности эту операцию проводили не из дефектного пульта подрыва пиромембран, а вручную, от отдельных источников питания. Было проверено герметичность магистралей и подключены ампульные батареи.

В 18.45 при движении в исходное состояние программный токораспределитель выдал команду на срабатывание электропневмоклапану наддува пусковых бачков маршевого двигателя второй ступени. Двигатель запустился. Пламя мгновенно прожгло бак окислителя первой ступени, затем разрушился бак горючего первой ступени, произошло интенсивное возгорание более 120 т компонентов топлива. Волны пламени распространялись с большой скоростью, поглощая все на своем пути.

Взрывное догорание продолжалось не более одной минуты и распространилось на десятки метров от старта. Компоненты топлива выплеснулись из баков, облили испытателей, которые были снизу. Люди сгорали мгновенно. Те, кто оказался на площадках обслуживания, прыгали прямо в огонь, пытаясь уйти от горящей ракеты.

Специальная машина с аварийно-спасательной командой сразу же въехала на территорию, и спасатели принялись помогать охваченным пламенем людям, сбивать с них огонь, тушить одежду песком (ничего другого не было). Пожар после выгорания компонентов топлива продолжался еще 2 часа. Догорало все, что могло гореть, — агрегаты и сооружения, оборудование и кабельные коммуникации. Уцелели только двигатели первой и второй ступеней, изготовленные из специальных жаропрочных сталей.

М.К.Янгель за несколько минут до взрыва пошел в курилку. Только зажег спичку, как раздался взрыв. Рискуя жизнью, он бросился спасать людей из огненного ада. Сослуживцы силой вывели его с ожогами рук, со старта. Но, едва забинтовав руки, он снова вернулся на горящий старт.

Именно М.К. Янгель, с перебинтованными руками, глубоко травмированный отправил в Москву шифровку о трагедии.

Через несколько часов на Байконур вылетели члены правительственной комиссии во главе с Председателем Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым. В течении ночи на полигон прибыли госпитали из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону. Пострадавшим оказывали первую помощь в госпитале на площадке 10. Всех, кто нуждался в пересадке кожи, отвезли в Центральный военный шпиталь им. Бурденка в Москву.

В катастрофе, по официальным данным, погибло 57 военно-служащих и 17 гражданских специалистов (по другим данным, погибли и умерли от ран и ожогов 126 человек, а более 50 человек получили ранения и ожоги). Среди погибших: главный маршал артиллерии М.И. Неделин, главный конструктор системы управления Б. Коноплев, заместители главного конструктора ракеты В.А. Конечный и Л.А. Берлин, заместитель главного конструктора двигателя Г.Ф. Фирсов, заместитель начальника полигона полковник А.И.Носов, начальники управлений полигона Е.И.Осташев и Р.М.Григорьянц.

27 октября 1960 г. в Солдатском парке г. Ленинск (ныне Байконур) в братской могиле были похоронены 54 военнослужащих, а цинковые гробы с телами гражданских специалистов самолетами отправили на их Родину: в Москву, Днепропетровск, Харьков, Киев, Загорск. Урну с прахом Главкома РВСН главного маршала артиллерии М.И. Неделина установлено в Кремлевской стене.

Семьям погибших была предоставлена возможность выбора места проживания в любом городе СССР с предоставлением квартир. Для организации переезда семей выделили сопровождающих. Согласно Постановлению Правительства, семьям погибших назначили по тем временам хорошие пенсии. Всем пострадавшим, которые лежали в госпитале, дали возможность выбрать по желанию место работы или службы в любом городе страны.

А уже 2 февраля 1961 г. был проведен успешный пуск второй ракеты Р-16. В октябре 1961 года первую МБР Р-16 приняли на вооружение.

Ровно через три года, 24 октября 1963 г., случилась еще одна трагедия. После завершения комплексных испытаний ракеты С.П.Королева Р-9А в шахтной пусковой установке на площадке 70 из-за значительной концентрации кислорода произошел пожар. Погибли семь военнослужащих и один гражданский специалист.

После этой аварии на Байконуре работы с ракетно-космической техникой 24 октября не проводятся. В этот день жители города приходят с цветами в Солдатский парк к братским могилам, чтобы почтить память погибших ракетчиков.

30 лет катастрофы на Байконуре были засекреченными. Первые публикации о них появились в 1990 г. в газетах «Красная звезда» («Это произошло на Байконуре») и «Днепр вечерний» («Они были первыми»).

Я прибыл на Байконур для прохождения службы в начале июля 1964 года, и первое, что увидел в Солдатском парке — две братские могилы погибших ракетчиков 24.10.1960 г. и 24.10.1963 г.. Меня поразило количество погибших, ведь войны не было. Мой однокурсник Вадим Николин, который проходил срочную службу в 1960 г. на площадке 43, рассказал мне о катастрофе и предупредил, чтобы я никому об этом не говорил. За 20-летнюю службу на космодроме мы ни разу не пропустили традиционную церемонию возложения цветов к памятникам погибшим. Тем более, что начал я службу на той шахтной пусковой установке, на которой произошла трагедия 24 октября 1963 года.

Уже в Киеве я, как председатель Совета ветеранов Байконура, узнал из письма ветерана Байконура Юрия Николаевича Петровнина о том, что в Украине проживают родственники погибших ракетчиков и гражданских специалистов. Он обратился ко мне с просьбой найти телефоны, уточнить адреса родственников погибших ракетчиков. Тогда я впервые познакомился с членами семей этих героев.

Впервые в Киеве широко заговорили об этой трагедии в 2005 году, в год 45-летия со дня катастрофы. По решению Киевского бюро Совета ветеранов космодрома Байконур, 24 октября 2005 г. в Музее космонавтики мы собрали родственников погибших, ветеранов космодромов Байконур, Капустин Яр, Плесецк, и с тех пор ежегодно проводим День Памяти в Музее космонавтики.

А на Байконуре ежегодно 24 октября проходит траурная церемония — сначала у братских могил в Солдатском парке, а затем на площадке 41, где произошла катастрофа. Летит время — теперь уже дети и внуки приезжают сюда, чтобы возложить цветы и молча постоять над могилой своих родителей и дедов.

Ракета Р-16 на старте Взрыв ракеты Р-16 24 октября 1960 г. Остатки ракеты Р-16 после аварии 24 октября 1960 г. Памятник ракетчикам, погибших 24 октября 1960 г. Родствиники погибших ракетчиков на площадке 41 — месте трагедии

О. С.Болтенко, заведующий отделом истории авиации
и космонавтики им. И.И.Сикорского ГПМ при НТУУ «КПИ»,
председатель Центрального совета ветеранов космодрома Байконур Украины, заслуженный испытатель Байконура

Катастрофа Челленджера

| Резюме, дата, причина и факты

Взрыв Челленджера, 1986

Смотреть все СМИ

Дата:
28 января 1986 г.
Ключевые люди:
Криста Корриган Маколифф
Джозеф Кервин
Эллисон Онидзука
Рональд Макнейр

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем закончилась катастрофа Challenger ?

Катастрофа «Челленджера» произошла во время взрыва американского космического челнока «Челленджер » вскоре после его запуска с мыса Канаверал, Флорида, 28 января 1986 года. Все семь астронавтов на борту погибли.

Кто погиб в катастрофе Challenger ?

Самой заметной жертвой катастрофы Challenger стала Криста Маколифф, учительница, чья роль заключалась в проведении как минимум двух уроков с орбиты. Другими членами экипажа были командир Фрэнсис (Дик) Скоби, пилот Майкл Смит, специалисты миссии Эллисон Онидзука, Джудит Резник, Рональд Макнейр и инженер Hughes Aircraft Грегори Джарвис.

Что стало причиной катастрофы Challenger ?

Непосредственной причиной катастрофы Challenger стал выход из строя двух резиновых уплотнительных колец, закрывающих стык между двумя нижними сегментами правого твердотопливного ускорителя. Эта поломка произошла из-за сильного холода и открыла путь для выхода горячих выхлопных газов из ускорителя во время подъема шаттла.

Катастрофа Челленджера , взрыв американского шаттла на орбите Challenger , вскоре после запуска с мыса Канаверал, штат Флорида, 28 января 1986 года, унесший жизни семи астронавтов.

Основной целью миссии шаттла 51-L был запуск второго спутника слежения и ретрансляции данных (TDRS-B). Он также нес космический корабль «Спартан Галлея», небольшой спутник, который должен был быть запущен «Челленджер » и поднят через два дня после наблюдения за кометой Галлея во время ее наибольшего сближения с Солнцем.

Наибольшую известность среди членов экипажа получила учительница космонавтики Криста Маколифф из Конкорда, штат Нью-Гэмпшир, победительница национального отбора, начавшегося в 1984. Маколифф должен был провести как минимум два урока с орбиты, а затем провести следующие девять месяцев, читая лекции студентам в Соединенных Штатах. Цель состояла в том, чтобы подчеркнуть важность учителей и заинтересовать студентов в карьере в сфере высоких технологий. Другими членами экипажа были командир Фрэнсис (Дик) Скоби, пилот Майкл Смит, специалисты миссии Эллисон Онидзука, Джудит Резник и Рональд Макнейр, а также инженер Hughes Aircraft Грегори Джарвис.

Миссия столкнулась с проблемами в самом начале, так как запуск был отложен на несколько дней, отчасти из-за задержек с получением предыдущей миссии шаттла, 61-C ( Колумбия ), снова на земле. В ночь перед запуском центральную Флориду захлестнула сильная холодная волна, которая покрыла стартовую площадку толстым слоем льда. В день запуска, 28 января, старт был отложен до 11:38. Все казалось нормальным, пока автомобиль не вышел из «Max-Q», периода наибольшего аэродинамического давления. Управление полетами сообщило Scobee: « Challenger , давай с газом», и через несколько секунд машина исчезла в результате взрыва всего через 73 секунды после старта на высоте 14 000 метров (46 000 футов). Записи, извлеченные из-под обломков, показали, что за мгновение до разрыва Смит сказал «О-о», но больше ничего не было слышно. Обломки попали в Атлантический океан более чем через час после взрыва; обыски не выявили следов экипажа.

Инцидент немедленно остановил программу шаттлов. Интенсивное расследование, проведенное Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и комиссией, назначенной президентом США. Затем последовал Рональд Рейган под председательством бывшего госсекретаря Уильяма Роджерса. Среди других членов комиссии были астронавты Нил Армстронг и Салли Райд, летчик-испытатель Чак Йегер и физик Ричард Фейнман. Возникла ужасающая картина предположений о том, что транспортное средство может пережить незначительные аварии и продвинуться еще дальше. Злополучный запуск высветил трудности, с которыми НАСА сталкивалось в течение многих лет, пытаясь сделать слишком много за слишком мало денег.

Непосредственная причина аварии была установлена ​​в течение нескольких дней и полностью установлена ​​в течение нескольких недель. Сильный холод снизил упругость двух резиновых уплотнительных колец, которые герметизировали стык между двумя нижними сегментами правого твердотопливного ускорителя. (На слушаниях в комиссии Фейнман убедительно продемонстрировал потерю эластичности уплотнительного кольца, погрузив его в стакан с ледяной водой.) В нормальных условиях, когда зажигались три главных двигателя шаттла, они толкали весь корабль вперед, и ускорители сработали, когда машина вернулась в центральное положение. Утром в день аварии произошел эффект, называемый «вращением шарнира», который предотвратил повторное уплотнение колец и открыл путь для выхода горячих выхлопных газов из бустера. Клубы черного дыма появились на дальней стороне ракеты-носителя в месте, невидимом для большинства камер.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

По мере подъема транспортного средства утечка расширилась, и через 59 секунд из отверстия вырвался поток пламени длиной 2,4 метра (8 футов). Он вырос до 12 метров (40 футов) и постепенно разрушил одну из трех опор, которые прикрепляли основание ракеты-носителя к большому внешнему баку с жидким водородом и жидким кислородом для двигателей орбитального корабля. При этом тяга в ускорителе немного отставала, хотя и в пределах нормы, и системы рулевого управления соплами пытались это компенсировать. Когда стойка сломалась, основание ракеты-носителя повернулось наружу, пробивая носом верхнюю часть внешнего топливного бака, в результате чего весь бак рухнул и взорвался. С помощью наземных камер слежения это было видно как короткое пламя, вырвавшееся из скрытого места на правой стороне машины за несколько секунд до того, как все исчезло в огненном шаре. Даже если бы шлейф был замечен при старте, не было бы никакой надежды на спасение экипажа, потому что орбитальный корабль-шаттл не мог выдержать высокоскоростного отделения от бака до последних секунд двухминутного горения ускорителей.

Челленджер разрушился при взрыве, но носовая часть с кабиной экипажа была оторвана на части; он продолжал подниматься вверх вместе с другими обломками, включая крылья и все еще горящие двигатели, а затем рухнул в океан. Считалось, что экипаж пережил первоначальный разрыв, но из-за потери давления в кабине они потеряли сознание в течение нескольких секунд, поскольку они не носили скафандры. Смерть, вероятно, наступила из-за недостатка кислорода за несколько минут до удара.

Ускорители также пережили огненный шар и выпрямились, чтобы продолжить полет, что было совершенно неожиданно. Офицеры службы безопасности полигона наконец взорвали свои заряды через 30 секунд, чтобы не дать им пролететь над землей. После аварии НАСА сразу же приступило к работе над модернизированным твердотопливным ускорителем для будущих запусков.

Была организована интенсивная спасательная операция, чтобы извлечь как можно больше обломков и тел членов экипажа. Задача усложнялась силой взрыва и высотой, на которой он произошел, а также отдельными траекториями движения ускорителей.

В отчете Комиссии Роджерса, представленном 6 июня президенту, НАСА в целом и его Центр космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама, и подрядчик Morton Thiokol, Inc. инжиниринг и управление. Маршалл отвечал за ускорители, двигатели и бак шаттла, а Мортон Тиокол ​​изготовил ускорительные двигатели и собрал их в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида.

Комиссия Роджерса заслушала тревожные показания ряда инженеров, которые выражали озабоченность по поводу надежности пломб в течение по крайней мере двух лет и предупреждали начальство о возможном отказе в ночь перед запуском 51-L. Одна из самых настойчивых рекомендаций Комиссии Роджерса заключалась в том, чтобы сократить разрыв в общении между менеджерами шаттлов и работающими инженерами. В ответ на эту подразумеваемую критику по поводу того, что его меры по контролю качества ослабли, НАСА добавило еще несколько контрольно-пропускных пунктов в бюрократию шаттлов, в том числе новый офис безопасности НАСА и консультативную группу по безопасности шаттлов, чтобы предотвратить такое «ошибочное» решение. запуск от быть сделанным снова.

Однако, помимо этих внутренних исправлений в НАСА, Комиссия Роджерса решила более фундаментальную проблему. Комиссия заявила, что в усилиях НАСА по оптимизации операций шаттлов для достижения заявленной цели выполнять 24 миссии в год агентство просто слишком сильно настаивало. У программы шаттлов не было ни персонала, ни запасных частей, чтобы поддерживать такую ​​амбициозную скорость полета, не напрягая свои физические ресурсы и не перегружая своих техников.

Это решение затронуло суть того, как осуществлялась национальная космическая программа в эпоху шаттлов. Действительно, 9Авария 0024 Challenger просто привлекла внимание к более глубоким проблемам, которые существовали целых 15 лет. С момента его утверждения Прес. Ричарда Никсона в 1972 году, шаттл был задуман как универсальное транспортное средство для перевозки любых космических грузов, от коммерческих и научных спутников до военных космических кораблей и зондов, направляющихся к внешним планетам. В результате парк обычных «одноразовых» ракет НАСА, таких как «Дельта» и «Атлас», был выведен из эксплуатации в эпоху шаттлов и использовался в основном для достижения полярных орбит, до которых шаттлы не могли добраться с мыса Канаверал.

Хотя эта зависимость от шаттлов была официально заявленной национальной космической политикой, Министерство обороны начало отказываться от использования исключительно шаттлов еще до аварии Challenger . Обеспокоенные тем, что задержки с запуском шаттлов поставят под угрозу гарантированный доступ в космос высокоприоритетных спутников национальной безопасности, ВВС в 1985 году начали программу закупки современных ракет «Титан» в качестве «дополнительных одноразовых ракет-носителей» для собственного использования.

После аварии «Челленджер » выступили другие, менее влиятельные группы, чтобы выразить свое давнее недовольство тем, что доступ в космос зависит исключительно от шаттла. Среди тех, кто призывал к созданию «смешанного флота» из шаттлов и одноразовых пусковых установок, были ученые, чьи миссии теперь столкнулись с длительными задержками, потому что шаттлы стали единственным существующим средством доставки их космических кораблей.

К июлю, когда НАСА объявило, что шаттл не будет снова готов к полету до 1988, Конгресс или Белый дом до сих пор не приняли решения о том, будет ли построен еще один орбитальный аппарат для замены Challenger . Сторонники утверждали, что потребуется еще одно транспортное средство — возможно, еще два — для удовлетворения потребностей в запусках 1990-х годов, которые будут включать строительство международной космической станции НАСА, постоянного объекта на околоземной орбите.

В середине августа Прес. Рональд Рейган объявил, что строительство заменяющего орбитального корабля-шаттла (позже названного Endeavour ) начнется немедленно. Однако, когда шаттл возобновит работу, он больше не будет заниматься запуском спутников для платных клиентов, а будет посвящен почти исключительно оборонным и научным полезным нагрузкам. Администрация Рейгана уже давно поставила перед собой цель стимулировать индустрию частных космических запусков, и теперь, с удалением с рынка сильно субсидируемого конкурента, три разные компании в течение недели объявили о планах эксплуатации коммерческих версий Delta. , Титан и пусковые установки Атлас/Кентавр.

Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

FAA начинает расследование взрыва беспилотной ракеты Джеффа Безоса

Федеральное авиационное управление США (FAA) начинает расследование беспилотного запуска Blue Origin, который во время полета превратился в огненный шар.

Хотя сообщений о пострадавших в результате запуска в понедельник не поступало, управление авиации должно дать разрешение, прежде чем ракета New Shepard компании Джеффа Безоса сможет вернуться в полет.

И FAA, и Blue Origin указали, что это была миссия только с полезной нагрузкой и без астронавтов на борту.

«Прежде чем автомобиль New Shepard сможет вернуться в полет, FAA определит, повлияла ли какая-либо система, процесс или процедура, связанные с аварией, на общественную безопасность», — говорится в заявлении FAA в тот же день, что и запуск.

Всего через несколько мгновений после запуска ракеты Blue Origin, доставившей полезную нагрузку научных экспериментов и другой груз к краю космоса, взорвался главный ускоритель.

Затем капсула была благополучно доставлена ​​на Землю с помощью системы прерывания запуска.

«Сегодня утром мы решаем проблему на нашей стартовой площадке One в Западном Техасе», — написали в Twitter Blue Origin.

«Система эвакуации из капсулы сработала, как и было задумано. Дополнительная информация будет доступна по мере ее поступления», — заявила компания после запуска.

Ракета New Shepard — это та же ракета-носитель и космический корабль, которые доставили основателя Blue Origin и миллиардера Amazon Джеффа Безоса на край космоса в июле 2021 года, а также благополучно доставили на край космоса многих других знаменитостей и космических туристов. назад.

Примерно через минуту и ​​четыре секунды полета ракета-носитель New Shepard загорелась, и через несколько секунд ракеты прерывания полета отделили капсулу, помогая ей благополучно вернуться на Землю.

Космическая компания заявила, что все еще расследует взрыв, и его причина остается неизвестной.

«Произошедшая аномалия привела в действие систему эвакуации капсулы. Капсула благополучно приземлилась, а ракета-носитель врезалась в обозначенную опасную зону. Сообщений о травмах или повреждении общественного имущества не поступало», — отметили в FAA.

Регистрация — это бесплатный и простой способ поддержать нашу по-настоящему независимую журналистику. действительный адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Пароль

Должно быть не менее 6 символов, включая буквы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Фамилия

Пожалуйста, введите вашу фамилию

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Выберите год рождения3004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

9198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950194919481947194619451944194319421941194019391938193719361935193419331932193119301929192819271926192519241923192219211920191919181917191619151914

You must be over 18 years old to register

You must be over 18 years old to register

Year of birth

I would like to be emailed about offers, events and updates from The Independent. 9verifyErrors}} {{message}} {{/verifyErrors}}

Нажимая «Создать мой аккаунт», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой в ​​отношении файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Уже есть учетная запись? войти

Нажимая «Зарегистрироваться», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой использования файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Регистрация — это бесплатный и простой способ поддержать нашу по-настоящему независимую журналистику. действительный адрес электронной почты

Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

Пароль

Должно быть не менее 6 символов, включая символы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая буквы верхнего и нижнего регистра и цифру

Должно быть не менее 6 символов, включая буквы верхнего и нижнего регистра и цифру

Имя

Пожалуйста, введите ваше имя

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Фамилия

Пожалуйста, введите вашу фамилию

Специальные символы не допускаются

Пожалуйста, введите имя от 1 до 40 символов

Select your year of birth3004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

9198819871986198519841983198219811980197919781977197619751974197319721971197019691968196719661965196419631962196119601959195819571956195519541953195219511950194919481947194619451944194319421941194019391938193719361935193419331932193119301929192819271926192519241923192219211920191919181917191619151914

You must be over 18 years old to register

You must be over 18 years old to register 9verifyErrors}} {{message}} {{/verifyErrors}}

Нажимая «Создать мой аккаунт», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой в ​​отношении файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Уже есть учетная запись? войти

Нажимая «Зарегистрироваться», вы подтверждаете, что ваши данные были введены правильно, а также вы прочитали и согласны с нашими Условиями использования, Политикой использования файлов cookie и Уведомлением о конфиденциальности.

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности Google и Условия использования.

Популярные видео

{{/link}}

Ракета, созданная стартапом Firefly, взорвалась у побережья Калифорнии


Нью-Йорк
Си-Эн-Эн Бизнес

SpaceX вывела на орбиту более 1500 спутников, передающих интернет, подписала более 69 000 клиентов, установила наземные станции в 12 странах и планирует расширить покрытие своей единственной в своем роде сетью по всему миру — кроме Севера и Южный полюс — к следующему месяцу. Тем не менее, генеральный директор SpaceX Илон Маск заявил во вторник, что главное — не остаться без денег.

Ракета, запущенная с базы космических сил Ванденберг к северу от Лос-Анджелеса в четверг, , показала плавный старт, когда она взлетела над Тихим океаном и приблизилась к сверхзвуковой скорости. Но затем ракета начала вращаться, переворачиваясь, прежде чем представители Космических сил США на земле приказали компании уничтожить ракету в воздухе, что называется аварийным прекращением, чтобы она не упала без контроля обратно на людей или имущество. Никто не пострадал.

Firefly — не единственная космическая компания, потерявшая ракету в 2021 году. Astra

(ASTR), калифорнийский стартап с бизнес-планом, аналогичным бизнес-плану Firefly, на прошлой неделе попытался вывести на орбиту свою ракету высотой 43 фута, но аппарат отклонился от стартовой площадки и попытался выровняться, прежде чем взорваться над землей. побережье Аляски. А еще есть SpaceX, которая пережила множество взрывов на ранних этапах разработки своей ракетной технологии. Например, ранние прототипы ракеты, которые, как надеется компания, когда-нибудь доставят людей на Марс, в этом году совершили несколько взрывных погружений на Землю.

Ракета Firefly высотой 100 футов «Альфа» стартовала с базы космических сил Ванденберг в Калифорнии в четверг вечером незадолго до взрыва.

Предоставлено Тимом Доддом/Everyday Astronaut

Firefly со штаб-квартирой недалеко от Остина, штат Техас, заявила, что работает с федеральными регулирующими органами, чтобы определить, что пошло не так, прежде чем приступить к следующей попытке орбитального полета.

«Хотя мы не достигли всех целей нашей миссии, мы достигли некоторых из них: успешное зажигание первой ступени, отрыв площадки, переход к сверхзвуковой скорости, и мы получили значительный объем полетных данных», — говорится в сообщении компании. Заявление опубликовано в Twitter.

Firefly входит в длинный список коммерческих ракетных компаний, стремящихся сделать космос местом конкурентоспособного бизнеса, а не исключительной прерогативой правительств. Но то, сможет ли стартап успешно вывести ракеты на орбиту — как это смогли сделать такие компании, как SpaceX, Rocket Lab и Virgin Orbit, — часто является определяющим фактором в том, сможет ли компания остаться на плаву в финансовом отношении.

Предоставлено Astra и NASASpaceflight

Запасные баки ракетного стартапа Astra после неудачного испытательного полета на выходных

Firefly, например, однажды уже прошла процедуру банкротства. Он вышел из банкротства по главе 7 в 2017 году после того, как нашел новую финансовую поддержку и встретил новую волну поддержки со стороны частных инвесторов. По данным компании Pitchbook, Firefly привлекла миллионы и оценивается в 1 миллиард долларов.

Если бы Firefly добилась успеха в четверг вечером, она стала бы лишь третьей американской компанией , которая успешно вышла на орбиту с помощью ракеты, разработанной специально для доставки в космос групп крошечных спутников. Rocket Lab, которая до сих пор запускалась только из Новой Зеландии, и Virgin Orbit, дочерняя компания компании, занимающейся суборбитальным космическим туризмом, которая доставила своего основателя сэра Ричарда Брэнсона на край космоса, пока единственные американские компании, добившиеся такого успеха. веха.

Virgin Orbit/Twitter

Компания Ричарда Брэнсона по запуску спутников Virgin Orbit станет публичной

Но десятки, а возможно, и сотни стартапов ждут своего часа с почти идентичными бизнес-планами: построить дешевые и легкие ракеты, которые смогут совершать частые полеты на орбиту.

Напротив, наиболее известная из так называемых «новых космических» компаний, SpaceX, строит массивные ракеты высотой 200 футов, которые могут быть специально приспособлены для доставки массивных телекоммуникационных спутников или спутников национальной безопасности на далекие орбиты или массивных партий небольших спутников.