"Дело не в престиже". Эксперт о запуске "Протона-М" с военным спутником. Запуск протон м сегодня


Ракета "Протон-М" стартовала с Байконура после годового перерыва

06:5208.06.2017

(обновлено: 15:13 08.06.2017)

3153218222

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Ракета-носитель "Протон-М" с американским спутником связи Еchostar-21 стартовала с Байконура, этот запуск стал первым после годового перерыва, сообщил РИА Новости представитель госкорпорации "Роскосмос".

"Роскосмос": политические всплески мало влияют на сотрудничество с НАСА

"Запуск состоялся в расчетное время без замечаний. Отделение разгонного блока "Бриз-М" со спутником Еchostar-21 намечено на 06:55 (мск), отделение космического аппарата от "разгонника" ожидается в 15:58 (мск)", — сказал собеседник агентства.

Позднее стало известно, что разгонный блок успешно отделился от ракеты в расчетное время.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Первый старт ракеты "Протон-М" с Байконура после годового перерыва

Пуски "Протонов" были приостановлены 9 июня 2016 года, когда при выводе на орбиту спутника Intelsat-31 неожиданно возникли отклонения в работе второй ступени: ее двигатель выключился преждевременно. Благодаря оперативному изменению программы работы третьей ступени и разгонного блока "Бриз-М", космический аппарат все-таки удалось вывести на орбиту.

Позже комиссия экспертов "Роскосмоса" пришла к выводу, что причиной проблем стали дефекты при сборке двигателей на Воронежском механическом заводе (ВМЗ): при пайке компонентов использовался припой, не соответствовавший технической документации.

Космонавт Олег Новицкий рассказал, как вылечил на орбите больной зубВ марте генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов рассказал РИА Новости, что все дефектные двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214 были возвращены обратно на ВМЗ для ремонта.

"Протон", стартовавший 8 июня, должен вывести на орбиту EchoStar-21 (EchoStar T2 или TerreStar 2, или ЭкоСтар-21) — геостационарный спутник связи компании Space Systems/Loral. Он станет шестым по счету аппаратом орбитальной группировки EchoStar, выведенным с помощью российской ракеты "Протон".

Космический аппарат предназначен для оказания услуг связи на территории Европы и оснащен транспондерами сантиметрового диапазона для обеспечения мобильной передачи данных. Контракт на запуск спутника EchoStar-21 на ракете "Протон" заключило СП International Launch Services Inc.

Ракета-носитель «Протон-М»

ria.ru

Почему ракету-носитель «Протон-М» не запускали в течение года? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

8 июня 2017 года в 06:45 мск с космодрома «Байконур» успешно стартовала ракета-носитель «Протон-М»* с разгонным блоком «Бриз-М» и американским спутником связи Echostar-21. 

Для российской ракеты-носителя этот запуск стал первым в этом году. Причиной вынужденного простоя были технические неполадки, обнаруженные при производстве двигателей второй и третьей ступеней. 

Последний успешный запуск «Протон-М» состоялся 9 июня 2016 года, с декабря того же года пуски были приостановлены, так как в ходе огневых испытаний выяснилось, что при сборке двигателей на Воронежском механическом заводе (ВМЗ) вместо материалов с содержанием драгметаллов использовались менее жаростойкие, а это представляло угрозу для дальнейшей эксплуатации ракет. 

А в декабре 2016 года неудачей закончился запуск ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-04». Двигатели для ракеты производились на том же предприятии, Воронежском механическом заводе. Расследующая ЧП комиссия госкорпорации «Роскосмос» выяснила, что авария произошла из-за возгорания насоса двигателя третьей ступени ракеты-носителя. 

Сколько двигателей пришлось заменить? 

После инцидентов были отозваны все двигатели второй (РД-0210/0211) и третьей (РД-0213/0214) ступени «Платона-М». В общей сложности — 71 двигатель. 

Как устраняли неполадки?

20 января 2017 года гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров провел на ВМЗ рабочее совещание с руководителями ракетно-космической отрасли по вопросам повышения качества выпускаемой продукции. После этого гендиректор завода Иван Коптев подал в отставку по собственному желанию «в связи с неудовлетворительной работой и качеством выпускаемой продукции».

28 января в Воронеже состоялось выездное совещание с участием вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, представителей «Роскосмоса», военно-промышленного комплекса и директоров предприятий ракетно-космической промышленности России. Рогозин отметил, что накопившиеся проблемы на ВМЗ упираются в «разгильдяйство и экономические проблемы» и «все виновные в подмене технологии и документации будут жестко наказаны. Три „Протона-М“ будут разобраны. Двигатели 2 и 3 ступеней заменены». 

Кроме того, по итогам совещания было принято решение перевести ВМЗ под управление головного предприятия НПО «Энергомаш», объединившего ведущие российские предприятия ракетного двигателестроения. Сообщается, что процесс перехода планируется завершить до конца текущего года. 

13 апреля «Роскосмос» сообщил, что НПО «Энергомаш» в течение двух лет внедрит систему дополнительного контроля для проверки двигателей на этапе огневых испытаний. Как отметили в Роскосмосе, стоимость разработки и внедрения новой системы составит 45,5 млн руб, реализация проекта в общей сложности займет 2-2,5 года.

24 мая ВМЗ объявил, что проверил и устранил брак на первой партии отозванных двигателей, в полном объеме эти работы будут завершены в 2018 году.

4 июня разработчик «Протонов» Космический центр имени Хруничева сообщил, что госкомиссия приняла решение о готовности ракеты-носителя «Протон-М» к старту, который был успешно осуществлен 8 июня 2017 года. 

Сколько запусков «Протона» запланировано?

Как сообщил ТАСС генеральный директор Космического центра им. Хруничева Андрей Калиновский, на сегодняшний день ни один из контрактов по запуску «Протона» не расторгнут. 

«Сейчас у нас восемь действующих контрактов на 15 пусков до 2023 года», — сказал Калиновский. 

Он также отметил, что с 2025 года планируется завершить эксплуатацию ракет «Протон». Ей на смену придет новая ракета-носитель «Ангара», которая еще находится на этапе опытно-конструкторских работ. 

«Ангара» — семейство российских ракет-носителей разных классов (от легкого до тяжелого), которое создавалось для замены тяжелых ракет «Протон-М» и легких «Рокотов». Новое семейство использует экологически чистые компоненты топлива. Пока было проведено только два запуска и оба с космодрома Плесецк. Легкая «Ангара-1.2ПП» стартовала в июле 2014 года, тяжелая «Ангара-А5» — в декабре 2014-го.

Ранее сообщалось, что первый запуск ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Восточный планируется на 2019 год. Коммерческие пуски «Ангары» планируется начать с 2020 года, а от «Протонов» постепенно откажутся.

*Ракета-носитель тяжёлого класса «Протон-М» предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и затем в космическое пространство. Разработана Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и используется для запуска российских федеральных и иностранных коммерческих космических аппаратов. «Протон-М» — модернизированный вариант ракеты-носителя «Протон-К», с увеличенным более чем вдвое объёмом для размещения полезного груза и рядом перспективных разгонных блоков.Первый запуск комплекса «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года.

www.aif.ru

Запуск ракеты «Протон-М» cо спутником AsiaSat-9 — Naked Science

На четверг, 21:50 мск, намечен старт с казахстанского космодрома Байконур ракеты «Протон-М», которая должна вывести на орбиту китайский спутник связи Asiasat 9. Телекоммуникационный спутник разработала и изготовила американская фирма Space Systems/Loral, заказчиком является гонконгская AsiaSat. Спутник будет предоставлять услуги в сфере телевидения и телекоммуникаций Азиатско-Тихоокеанскому региону.

 

Контракт, предполагающий запуск Asiasat 9 при помощи ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М», был заключен американской компанией International Launch Services Inc., которая обладает эксклюзивным правом на маркетинг ракеты «Протон». Данная компания является «дочкой» входящего в состав Роскосмоса предприятия ГКНПЦ (Государственный космический научно-производственный центр) им. М. В. Хруничева. Этот запуск станет уж 96-м по счету пуском ракеты «Протон» в рамках контрактов, которые заключила компания International Launch Services Inc.

 

Согласно плану, первая ступень ракеты-носителя отделится через две минуты после запуска. Через три с половиной минуты должно произойти отделение второй ступени. Затем «откроются» створки головного обтекателя, которые защищают спутник в атмосфере. В 22:01 мск третья ступень выведет космический аппарат и разгонный блок «Бриз-М» на опорную орбиту.

 

Дальнейшее выведение спутника AsiaSat-9 на геопереходную орбиту обеспечит разгонный блок. После выхода космического аппарата на целевую орбиту управление им передадут заказчику.

 

Ракета «Протон-М» является одноразовой ракетой-носителем тяжелого класса, которая предназначена для выведения космических аппаратов на земную орбиту Земли и далее в космическое пространство. На низкую опорную орбиту она способна вывести грузы массой до 23 тонн. На геостационарную орбиту «Протон-М» может вывести до 3,7 тонны.

 

В последнее время ракету-носитель «Протон-М» специалисты нередко критикуют, рассматривая всевозможные варианты замены. Связано это как со скандалами, в которых был замешан центр Хруничева, так и с конструкцией самой ракеты-носителя. Изделие использует в качестве топлива несимметричный диметилгидразин, который представляет собой высокотоксичное канцерогенное вещество, требующее особо осторожного обращения. Падение элементов ракеты на Землю ведет к загрязнению окружающей среды.

 

Трансляция пуска РН «Протон» (Asiasat 9) / ©youtube

naked-science.ru

"Протон М" готовится к запуску

На космодроме Байконур завершается подготовка к запуску ракеты-носителя «Протон-М», передает корреспондент МИА «Казинформ». Сегодня ракета космического назначения (РКН) «Протон-М» с космическим аппаратом связи «ЭкоСтар-21» (EchoStar 21) была вывезена и установлена на стартовой площадке космодрома Бйконур. Пуск РКН «Протон-М» запланирован на 8 июня 2017 года в 9 часов 45 минут по времени Астаны со стартовой площадки 81 космодрома Байконур. Сегодня специалисты предприятий Роскосмоса приступили к выполнению работ по графику первого стартового дня, информирует пресс-служба космического ведомства России.«Экостар-21» — мощный геостационарный космический аппарат, предназначенный для оказания услуг мобильной спутниковой связи на территории Европы. «Экостар-21» должен стать шестым спутником в орбитальной группировке EchoStar, запущенным с помощью ракеты-носителя «Протон».Контракт на запуск КА «Экостар-21» (EchoStar 21) с помощью ракеты-носителя «Протон-М» заключила «дочерняя» компания Центра Хруничева — российско-американское предприятие International Launch Services Inc. (ILS).ГКНПЦ им. М.В. Хруничева входит в госкорпорацию «Роскосмос» и является разработчиком и серийным изготовителем РН «Протон», РБ «Бриз-М» и семейства РН «Ангара». Начиная с 1965 года, состоялось 412 пусков различных модификаций РН «Протон». В состав ГКНПЦ входит ряд ключевых производителей компонентов и комплектующих РН «Протон», расположенных в Москве и других городах Российской Федерации. Центр имени М.В. Хруничева является владельцем контрольного пакета акций компании International Launch Services — ILS (г. Рестон, США). ILS принадлежит эксклюзивное право на маркетинг и коммерческую эксплуатацию РН «Протон», отмечает пресс-служба.Напомним, предстоящий пуск «Протон-М» будет первым после годичного перерыва запуска тяжелых российских ракет с Байконура.

(kazcosmos.gov.kz)

avianews.info

Глава Центра Хруничева: ни один контракт на запуск "Протона-М" не расторгнут

Российские тяжелые ракеты-носители «Протон-М» прикованы к земле уже почти год из-за проблем, обнаруженных при производстве двигателей второй и третьей ступеней. И первый после долгого вынужденного перерыва запуск такой ракеты со спутником Echostar-21 состоится 8 июня.

 

В то же время производство нового носителя «Ангара» до сих пор не налажено, а основной конкурент «Протон-М» - американская ракета Falcon 9 - продемонстрировал возможность повторного использования и все больше отвоевывает у России рынок пусковых услуг.

 

О перспективах ракет «Протон-М» на международном рынке и следующих запусках этих носителей, начале серийного производства «Ангары», работах над многоразовой тематикой и об отправке в космос модуля «Наука» в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Космического центра им. Хруничева Андрей КАЛИНОВСКИЙ.

 

-​ Сколько запусков «Протона», помимо ближайшего старта 8 июня, планируется провести до конца этого года?

 

- У нас в планах на этот год дополнительно стоит еще четыре пуска ракеты «Протон-М». Это два коммерческих пуска с аппаратами Amazonas 5 и AsiaSat 9, а также два федеральных пуска.

 

- Какие ближайшие запуски будут выполнены по Федеральной космической программе?

 

- В следующем году будем пускать Многофункциональный лабораторный модуль и космическую обсерваторию «Спектр-РГ».

 

- Что сейчас с Многофункциональным лабораторным модулем «Наука»?

 

- После ситуации, когда в 2013 году в топливной системе модуля была обнаружена стружка, нам приходится практически полностью перебирать модуль. Посторонние частицы в топливную систему были занесены в 1990-х годах, когда дублер первого модуля Международной космической станции начали переделывать в летный модуль. Казалось бы, незначительное нарушение технологического процесса, а мы до сих пор это расхлебываем. В момент, когда был выявлен этот дефект, все говорили о ремонтно-восстановительных работах и рассчитывали завершить их очень быстро. К сожалению, масштабы проблемы оказались большими, чем мы предполагали, и сейчас принято решение обновить часть систем. В топливной системе все чистится, все еще раз тотально проверяется. Если у нас возникают сомнения, лучше мы все старое выбросим и изготовим новые детали.

 

В конце года мы планируем завершить все необходимые работы и передать МЛМ для отправки на БАЙКОНУР и подготовки к пуску.

 

- Вариант отказаться от запуска модуля рассматривается?

 

- Нет, мы его сделаем.

 

- Модуль лежит с 1990-х годов. Не прошли ли гарантийные сроки?

 

- Сроки не прошли. Конструкторы и разработчики различных систем подтвердили в ходе испытаний возможность эксплуатации этого модуля. Он сможет эксплуатироваться до 2027 года.

 

- Сколько коммерческих пусков ракеты «Протон-М» сегодня находится в портфеле заказов Центра Хруничева?

 

- Сейчас у нас восемь действующих контрактов на 15 пусков до 2023 года.

 

-​ Учитывая длительные переносы пусков ракет «Протон», будет ли Центр Хруничева выплачивать неустойку заказчикам за срыв сроков?

 

- Мы работаем над этим вопросом, но решение будет индивидуальное для каждого конкретного случая.

 

- Из-за ситуации с временным прекращением пусков «Протонов» какие-то заказчики от вас ушли, «пересели» на другие ракеты?

 

- Нет, у нас ни один контракт на сегодняшний день не расторгнут. От нас никто не ушел.

 

- Какие меры вы принимаете по повышению качества производимой продукции? Особенно с учетом того, что к 71 двигателю для «Протона» были претензии.

 

- С точки зрения повышения надежности в Центре Хруничева уже несколько лет реализуется долгосрочная программа по повышению качества. На первом этапе основной акцент в ней сделан на аппаратные средства контроля, то есть автоматическая фиксация всех параметров производственного процесса. Таким образом, минимизируется возможность ошибок и нарушений - так называемого человеческого фактора в ходе производства.

 

Я могу привести пример. Для многих «немецкое» качество является эталоном, и все считают, что оно в основном обеспечивается за счет традиционной педантичности, аккуратности немецкого рабочего. Но на конвейере Porsche, где собираются двигатели, у рабочих моментные ключи с встроенной системой Bluetooth и все данные по усилиям затяжки с ключей автоматически поступают на центральный компьютер службы качества. Ментальность ментальностью, а со стороны службы качества есть тотальный контроль всех действий рабочего. Мы идем по тому же пути. Никто не отрицает, что рабочий должен быть квалифицированным специалистом, но человеческой натуре свойственно иногда ошибаться. Техника сейчас развивается настолько стремительно, что позволяет нам уловить практически любые ошибки, допущенные человеком на всех этапах технологического процесса сборки ракеты-носителя.

 

- Какова сейчас ситуация с кадрами на предприятии?

 

- Когда я пришел сюда три года назад, средний возраст сотрудников просто зашкаливал, просто страшно называть эти цифры. Сейчас у нас идет устойчивая тенденция к снижению среднего возраста, коллектив омолаживается. Нам удалось кардинально переломить ситуацию с текучестью специалистов возрастом до 35 лет.

 

- За счет чего удалось изменить ситуацию?

 

- За счет нескольких мер. Во-первых, на предприятии сейчас активно внедряются самые прогрессивные технологии. Молодежь проще адаптируется к современным требованиям. Они с удовольствием осваивают новое оборудование. И, как следствие, растет рыночная стоимость таких специалистов.

 

На предприятии утверждена программа системных преобразований. И мы повсеместно вовлекаем молодых специалистов в рабочие группы, которые вырабатывают пути решения поставленных задач. Фактически с их непосредственным участием формируется будущий облик предприятия. Многие из них добились стремительного карьерного роста.

 

Ну и, безусловно, немаловажное значение имеет уровень заработной платы. Как бы тяжело ни было, но за последние годы нам удалось ее значительно поднять: на 19,3% по итогам 2015 года, на 11,4% по итогам 2016 года.

 

- Раньше проводилось более 10 пусков ракет «Протон» в год, в прошлом году -​ три. В 2016 году впервые с 1999 года Россия осуществила меньше пусков, чем США, и впервые в истории меньше, чем Китай. Почему это произошло?

 

- За последние несколько лет рынок стал более конкурентным. Ракетные технологии стали доступны частным компаниям, которые разрушили сложившуюся монополию пусковых услуг. На это необходимо также наложить колебания спроса на рынке космических аппаратов. Так, в прошлом году сегмент аппаратов массой от 3 до 5 тонн, где мы присутствуем с ракетой «Протон», просел на 25%. Обычно за год заключалось 23–24 контракта на производство космических аппаратов, но в 2016 году было заключено всего 15 контрактов. Это говорит о том, что через 2–3 года во всем мире состоится на 25% меньше пусков. Не только у нас, но и у наших конкурентов.

 

Учитывая общие тенденции, мы вынуждены также перестраиваться. Пересматривать политику продаж, создавать новые модификации ракет, вопросы качества поставить основным приоритетом компании.

 

Пуски любой ценой ради того, чтобы где-то занять первое место, ну точно сегодня не являются задачей, стоящей перед компанией.

 

-​ Компания SpaceX Илона Маска «отъела» определенную долю пусков у «Протона». С чем это связано -​ это наше низкое качество продукции или его хорошие маркетинговые решения?

 

- Случайно или у него действительно настолько сильные маркетологи, но они четко уловили тенденцию развития рынка космических аппаратов, которые становятся все легче. Наш «Протон» как был, так и остался предназначен для выведения на орбиту тяжелой полезной нагрузки. SpaceX же вывел на рынок ракету, которая по энергетическим характеристикам была слабее, но при этом дешевле «Протона». Помимо этого, надо учитывать, что космодром у них находится значительно южнее БАЙКОНУРА. Территориальное расположение космодрома уже дает колоссальное преимущество по массе выводимой нагрузки.

 

Но мы продолжаем активно бороться за рынок и в ближайшей перспективе планируем предложить заказчикам новую модификацию «Протона», который будет являться прямым конкурентом Falcon 9 как по цене, так и по техническим характеристикам.

 

- Как вы считаете, перспективно ли направление ракет с многоразовой первой ступенью?

 

- Это сложный вопрос. Все в эйфории от того, что делает Илон Маск. Но, если ознакомиться с материалами, которые хранятся в ЦНИИмаш и Центре Хруничева, становится ясно, что на самом деле идея возвращаемых ступеней не нова, она активно прорабатывалась в СССР в 1970-х годах: спуск на парашюте или с помощью вертолетов, посадка ступени по самолетному принципу, реактивная посадка и т. д. Но тогда дальнейшее развитие проектов остановило отсутствие экономической целесообразности. Любая возвращаемая ступень «съедает» часть выводимой полезной нагрузки.

 

Также можно вспомнить грандиозные планы США по программе Space Shuttle, когда американцы собирались проводить до 50 пусков в год, но все вылилось в системные проблемы с качеством корабля, огромные затраты на межполетное обслуживание и, как следствие, всего несколько пусков в год.

 

Сейчас подавляющее количество контрактов заключаются в среднем за два года до пуска. SpaceX за счет многоразовости планирует кардинально изменить сроки исполнения контракта. Идея понятна. Но ее можно реализовать и в существующем варианте одноразовых ракет. В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы.

 

Мое мнение, что на данный момент не видно прорывных технологий в области многоразовости, которые бы дали этому проекту неоспоримые экономические преимущества.

 

Несмотря на неоднозначность мнений по данной тематике, двигаться в данном направлении, безусловно, надо. И Центр Хруничева также продолжает разрабатывать варианты реализации данной задачи. В структуре КБ «Салют» есть группа, которая проводит научно-исследовательские работы по многоразовой тематике.

 

- Те работы, которые указаны в стратегии РОСКОСМОСА как разработка ракеты-носителя легкого класса с многоразовой первой ступенью, и работы, которые ведет ваше КБ «Салют», - это один и тот же проект?

 

- Это взаимосвязанные работы.

 

- Известно, что принято решение о прекращении эксплуатации ракет «Протон» с 2025 года. На данный момент это решение окончательное или, например, если казахстанская сторона захочет его дальше использовать, то что-то изменится?

 

- В наших планах это решение остается в силе. Конечно, если вдруг на рынке произойдет резкий скачок в потребности пусковых услуг, то, естественно, от заказов никто не будет отказываться. Но пока мы планируем, что спрос на «Протон» будет стагнировать, а заказы на «Ангару» будут расти.

 

-​ Ракета «Ангара» создавалась почти 20 лет, не опоздала ли Россия в свое время с созданием этой ракеты?

 

- Надо отдать должное, что в те непростые годы государство вообще нашло финансирование для этого проекта и он не был закрыт. Кроме того, мы опять говорим про ракету. Ракета сама по себе не существует. Она нуждается в стартовом, техническом, производственном комплексе. Работы по ракете были закончены тогда же, когда и был готов стартовый комплекс. Тем самым у государства в ПЛЕСЕЦКЕ для решения оборонных задач появился независимый выход в космос с ракетой тяжелого класса. Я не считаю, что мы куда-то опоздали. Основная задача с точки зрения независимой государственной политики выполнена, мы можем сегодня чувствовать себя более уверенно, мы стали меньше зависеть от внешних факторов.

 

- Когда в Омске будет полностью налажено производство «Ангары»?

 

- Передача объемов производства в Омск разделена на несколько этапов. На пуске первой тяжелой «Ангары» Омск изготавливал топливные баки, а уже сами универсальные ракетные модули (УРМ) собирались в Москве. Сейчас у нас идет второй этап, когда мы должны перейти к полной сборке УРМ в Омске. В данный момент нам нужно подтвердить готовность производства, квалификацию персонала, отработку технологических процессов, для этого необходимо провести дополнительные стендовые испытания. Этот этап будет закончен в ближайшее время.

 

- В Омске будет сконцентрировано производство всех элементов «Ангары»?

 

- В Омске производство рассчитано только на изготовление первой и второй ступени, унифицированных между собой (т. е. УРМ). Москва традиционно специализировалась на производстве элементов ракет диаметром до 4,1 метра, тут для этого есть станки, стенды и вся необходимая инфраструктура. Поэтому третья ступень «Ангары» производится в столице. С точки зрения эффективности транспортной логистики Омский завод расположен наиболее оптимально - практически на одинаковом расстоянии от космодромов в ПЛЕСЕЦКЕ и ВОСТОЧНОГО.

 

- Центр Хруничева ранее заявлял о сокращении площадей, занимаемых его предприятиями в Москве и Омске. Насколько предприятие «похудеет»?

 

- Площади в Москве сократятся примерно на 80%, в Омске - на 50%.

 

- Что будет с освобожденными территориями?

 

- Будет выработана схема, которая поможет предприятию снизить кредитную нагрузку.

 

- Ранее глава РОСКОСМОСА Игорь КОМАРОВ заявил прессе, что Минобороны сократило заказ на ракеты-носители «Ангара». Насколько он снизился?

 

- Госпрограмма вооружений на 2018–2025 годы в окончательном виде еще не утверждена. В настоящий момент говорить о конкретных цифрах преждевременно. Нужно дождаться основополагающих документов - Госпрограмму вооружений и корректировку Федеральной космической программы, - и в зависимости от этого можно будет говорить о количестве ракет, которые мы будем производить.

 

- Но в рамках действующей Госпрограммы вооружений до 2020 года заказы же определены?

 

- До 2020 года у нас есть действующий контракт с Министерством обороны. В рамках этого контракта мы проводим летные испытания «Ангары».

 

- Коммерческие заказы на пуски «Ангары» уже имеются?

 

- Легкая «Ангара» востребована на рынке, ей интересуются. Южная Корея зарезервировала один пуск этой ракеты на 2020 год. Ведутся переговоры по подписанию контрактов с другими странами, мы находимся в высокой степени ожидания их заключения.

 

- Не прорабатывается ли с Южной Кореей вопрос возобновления сотрудничества по тематике KSLV, ракеты, первая ступень которой является полным аналогом универсального ракетного модуля «Ангары»?

 

- На сегодняшний день возобновление проекта KSLV в том виде, в котором он был, мы не прорабатываем.

 

- По «Ангаре-А5В» работы уже начались?

 

- Пока нет. Сейчас все усилия направлены на реализацию пуска с Восточного «Ангары-А5» - в 2021 году, а затем перейдем к фазе водородной ступени.

 

- Могли бы вы сравнить стоимость ракет «Протон-М» и «Ангара-А5»? Насколько новая ракета дороже? И какие меры будут приниматься по снижению стоимости производства?

 

- Разработана программа по снижению стоимости производства ракеты «Ангара». Это конструкторские, технологические и организационные решения. Концентрация производства в Омске, когда все объединено в одном корпусе, позволит сократить лишние площади, это тоже один из факторов снижения стоимости. Реализация программы позволит сделать «Ангару» конкурентоспособной.

 

- Т. е. сейчас она неконкурентоспособна?

 

- Мы пока находимся на этапе опытно-конструкторских работ, когда сделан только первый летный образец. Всегда первые опытные образцы любой техники крайне дорогие.

 

- Легкая «Ангара» должна прийти в том числе на замену ракетам «Рокот». Сколько пусков этих ракет будет произведено в этом году? В какие сроки будут выполнены обязательства перед Европейским космическим агентством, запуски спутников «Гонец»?

 

- Первый запуск с европейским спутником Sentinel-5p должен состояться в сентябре этого года. Ракета отгружена из Омска, в Москве пройдет ее окончательная сборка и стендовые испытания. Изготовление второй ракеты будет завершено в конце года с запуском Sentinel-3B в первом квартале 2018 года. Федеральные пуски будут проводиться по мере необходимости. Ракеты для них готовы.

 

- Что вы считаете самой трудной задачей, с которой вам пришлось столкнуться в Центре Хруничева?

 

- Внешнему наблюдателю сегодня на фоне комплекса проблем ГКНПЦ им. Хруничева - тяжелого финансового положения, вопросов качества, наверное, не видно, как с приходом новой команды в Роскосмос начался процесс реформирования предприятия. Фактически сейчас создаются основы современного высокоэффективного производства ракетно-космической отрасли. За последние три года проведена огромная работа. Практически с нуля полностью завершили оцифровку бумажной конструкторской документации на «Ангару». У нас сделаны огромные успехи в росте эффективности производства. Имеются примеры, когда нам удалось увеличить производительность труда на порядок, причем в производстве деталей для ракеты «Протон», где технология была отлажена в течение 50 лет. Безусловно, такие системные преобразования невозможны без вовлечения сотрудников, для нас сегодня это самая основная задача - убедить людей стать сторонниками и проводниками происходящих изменений. И в этом, в главном, взаимопонимание у нас есть.

 

- Вы не пожалели, что из авиации пришли в ракетно-космическую отрасль?

 

- В авиации тоже все было не просто. И когда в Новосибирске в 2007 году необходимо было в кратчайшие сроки увеличить производство Су-34 более чем в 20 раз. И с проектом «Сухой Суперджет». Хотя там изначально стартовые позиции были посильнее, поскольку самолет создавался вместе с итальянцами уже по современным технологиям. Но в организации производства требовались серьезные изменения: срывались сроки поставки, при этом, как вы помните, были серьезные проблемы с качеством.

 

А сейчас в Комсомольске-на-Амуре выпускают по самолету в неделю. «Суперджеты» продают в Мексику, Ирландию. И нигде не было быстрых побед. Потребовалось несколько лет тяжелого кропотливого труда, пока пошли стабильные результаты.

 

- То есть вы - кризис-менеджер, который спасает производство?

 

- Если бы не поддержка идей реформирования на всех уровнях, мы бы не справились. Не существует таких талантливых кризис-менеджеров, которые могли бы в одиночку исправить ситуацию, это огромный труд большого количества людей. Время одиночек прошло.

roskosmos.defence.ru

Прямая трансляция пуска «Протон-М»: сегодня в 12.30, не пропустите!

14 марта 2016 года с космодрома «Байконур» планируется старт ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и двумя космическими аппаратами российско-европейской миссии ExoMars-2016 — демонстрационным спускаемым модулем Schiaparelli и орбитальным модулем Trace Gas Orbiter.

«Роскосмос» при технической поддержке партнера юбилейной программы «Гагарин. Поехали!» и ведущей российской ИТ-компании «Яндекс» организует прямую трансляцию пуска на странице поисковой системы Yandex.ru и в разделе трансляций на сайте «Роскосмоса».

Пуск ракеты «Протон-М» запланирован на 12:31 мск. Трансляция уже началась в 11:45 мск и доступна по запросу «экзомарс». Если кто-то из зрителей не успеет к началу, то сможет посмотреть трансляцию в записи.

В cтудии за пуском будут наблюдать специалисты «Роскосмоса», ФГУП «ЦЭНКИ» и научные сотрудники Института космических исследований РАН (ИКИ РАН). Они расскажут о задачах первого этапа российско-европейской программы исследования Марса, о международном значении проекта, о ходе подготовки и пуска ракеты-носителя и о технологиях, которые будут использоваться для изучения Марса.

ExoMars — совместный проект госкорпорации «Роскосмос» и Европейского космического агентства (ЕSA). Демонстрационный спускаемый модуль Schiaparelli отработает технологию посадки на поверхность Красной Планеты. Орбитальный модуль Trace Gas Orbiter будет изучать малые газовые примеси атмосферы и распределение водяного льда в грунте Марса, в том числе, используя российское научное оборудование, разработанное в ИКИ РАН. Орбитальный модуль также будет ретранслировать данные с модуля Schiaparelli и марсохода следующего этапа миссии.

Ракета-носитель тяжелого класса «Протон» и разгонный блок «Бриз-М» разработана и серийно производится ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» и используется для выведения полезных нагрузок на околоземные орбиты и отлетные траектории. Отличается высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками. Модернизированный «Протон-М», оснащенный разгонным блоком «Бриз-М», способен доставлять на геопереходную орбиту полезную нагрузку массой свыше 6 т.

Также можно посмотреть прямую трансляцию от ESA:

www.popmech.ru

"Дело не в престиже". Эксперт о запуске "Протона-М" с военным спутником

10:1819.04.2018

(обновлено: 12:01 19.04.2018)

8288380

Ракета "Протон-М" с военным спутником стартовала с Байконура. Военный эксперт Александр Жилин в эфире радио Sputnik рассказал, почему так важен этот запуск.

Ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом, запускаемым в интересах Минобороны России, стартовала в четверг, 19 апреля, с космодрома "Байконур" в Казахстане, сообщили журналистам в пресс-службе российского военного ведомства.

"Пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Протон-М " с космическим аппаратом в интересах Минобороны России успешно осуществлен с космодрома "Байконур", — сказали в министерстве.

"Гордость за страну". Аналитик о запуске спутников с "Восточного"В среду на космодром прибыл командующий Космическими войсками — заместитель главкома ВКС России Александр Головко. Он осуществлял общее руководство пуском ракеты.

"Все предстартовые операции и старт ракеты-носителя "Протон-М" прошли в штатном режиме. Средства наземного автоматизированного комплекса управления контролировали проведение пуска и полет ракеты-носителя. Точное время старта — 1.12 мск", — сообщили в Минобороны.

Военный эксперт, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин в эфире радио Sputnik рассказал, почему так важен этот запуск.

"Россия – космическая держава, и мы просто обязаны поддерживать этот статус. Но дело даже не в престиже и не в том, что мы с кем-то соревнуемся – наша система безопасности завязана на космос, и наша космическая группировка обеспечивает стратегические ядерные силы. Кроме того, космос – это тот локомотив, который тянет за собой фундаментальную и прикладную науку и производство. Поэтому я думаю, что Россия не потеряет темпов, будет вкладываться в космос, а значит, развиваться будет не только космическая промышленность, но и вся остальная – за счет того, что появляются новые открытия, технологии. Это многофункциональная деятельность", — сказал Александр Жилин.

Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.

У радио Sputnik также есть паблики ВКонтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

ria.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики