Звездное небо над головой: Звездное небо над головой — Naked Science

Пять афоризмов, приписываемых Эммануилу Канту

Кант — энциклопедист и аналитик, философ математического склада, ввел в своей жизни строжайшие правила и жесткий распорядок дня, выкроив, таким образом, время для решения сложнейших интеллектуальных задач.

С детства Кант отличался слабым здоровьем . Он едва не умер при рождении, и всю последующую жизнь боролся с недугами. Однако предпринятая им попытка настроить организм на четкий суточный ритм, коего Кант придерживался всю свою жизнь, оказалась столь успешной, что позволила ученому не только прожить почти до 80 лет, но и до последнего дня оставаться в трезвом уме и ясной памяти.

Вся жизнь отца классической немецкой философии представляет сплошной эксперимент, поставленный гением над самим собой с целью доказать возможность и способность человека влиять на собственную судьбу.

Известно, что Иммануил Кант всю свою жизнь прожил в одном городе — прусском Кенигсберге, практически не покидая его и не уезжая далее 100 километров.

Перу философа принадлежат фундаментальные исследования «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» и др. Он много размышлял над тем, что есть мысль, вселенная, этика, Бог. Ему принадлежит множество афоризмов.

Но порой за высказывания великого ученого выдаются мысли, которые принадлежат другим великим людям. Что говорил и не говорил Кант — в подборке «РГ».

1. «Как становятся философами?» — спросил юноша, обратившись к философу. «Будет хорошая жена — будешь счастливым, будет плохая жена и ты будешь философом«. Это изречение часто приписывают Канту. На самом деле так говорил Сократ. Что вполне логично, так как за всю свою жизнь Иммануил Кант так и не обзавелся семьей (его биографы утверждают, что будущий гений мысли в юности много раз влюблялся, но из-за природной скромности так и не решался признаться в чувствах объектам обожания). А вот Сократ был отцом семейства, а его жена Ксантиппа (Рыжая Лошадь) действительно была одной из причин того, что Сократ искал утешение в философии. Говорят, что у нее был несносный характер и она всегда «пилила» своего умного супруга.

2. Впрочем, несмотря на свой по сути пуританский стиль жизни (на протяжении более чем пятидесяти лет ученый придерживался строгого распорядка дня, просыпался в 5 часов утра, до семи работал, выпивая несколько чашек чая и выкуривая трубку, после завтрака, всегда состоявшего из одних и тех же блюд, следовал в университет, ставший для него родным домом, после лекций возвращался на обед, после которого гулял в одиночестве), Кант много размышлял и о взаимоотношениях полов. Его всегда интересовала загадочная женская душа. Однако он не произносил широкоизвестную сегодня фразу «Природа намеревалась сделать женщину вершиной творения, но ошиблась глиной и выбрала слишком мягкую«. Автором этого выражения является Готхольд Лессинг — современник и соотечественник Канта, драматург, критик и мыслитель. Сам же Кант говорил, что «Женщины даже мужской пол делают более утонченным«.

3. «Жить — значит чувствовать«. Известное изречение, которое встречается во многих литературных произведениях. В той или иной мере его интерпретируют герои Горького («Старуха Изергиль») и Шолохова («Тихий Дон»). На самом деле великое изречение звучит так: » Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать; всякая другая жизнь — смерть» и принадлежит оно перу нашего соотечественника писателя и литературного критика Виссариона Белинского. У Канта есть созвучное выражение, но звучит оно все-таки немного иначе: «Мыслить — значит говорить с самим собой, слышать самого себя».

4. Сотворение мира — одна из величайших загадок, которая занимает умы ученых, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Не мог остаться в стороне от решения этой задачи и великий немецкий мыслитель.

Кант представляет первоначальное состояние Вселенной, как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Эти частицы обладают способностью двигаться и двигаются друг к другу без какого-либо толчка. Одновременно действуют и силы отталкивания, которые заставляют эти частицы отклоняться от первоначального движения, и они получают круговые движения. Таким образом, частицы движутся и параллельно, и по краям. При этом, легкие частицы воспламеняются и становятся огненным шаром, то есть Солнцем. В то же время Кант высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей звездной системы. Кант считал, что своей работой он сделал огромное открытие, однако его концепция не имела воздействия на научную мысль своего времени. Канту часто прочат авторство таких строк: «Дайте мне материю и движение, и я создам мир«. На самом деле это говорил еще в XVII веке французский философ и математик Рене Декарт. Кант же утверждал: «Дайте мне материю, и я покажу, как из нее должен образоваться мир«.

5. «Цель оправдывает средства«- кому только не приписывают это крылатое изречение. Одни утверждают, что она принадлежит итальянскому мыслителю XV-XVI века Никколо Макиавелли. Другие — что французскому математику и философу Паскалю. Третьи — писателю Николаю Островскому. Четвертые — Иммануилу Канту. Кант, будучи, как пишут исследователи его наследия, человеком очень порядочным и добрым, не мог такое утверждать. Напротив, он учил: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству«.

Между тем

Самое известное изречение Иммануила Канта, характеризующее его прежде всего как высоконравственного человека, звучит так: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благословением, тем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Иммануил Кант: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас…»

21 апреля 2019

Ревизор.ru

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кёнигсберге (ныне Калининград), расположенном на берегу Балтийского моря в Восточной Пруссии. Он родился в бедной и набожной семье шорника, и воспитание его имело строгий религиозный характер в традициях распространенного тогда пиетизма. В пиетизме большинство внимания уделялось личной вере человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил. Неприязнь к сухой религиозности осталась у Канта до конца его жизни, однако он все же воспринял очень многое из пиетистских взглядов, в частности приверженность простой жизни и строгую внутреннюю мораль.

Фото: Ревизор.ruРевизор.ru

Кант был четвертым ребёнком в семье и вторым по возрасту, имея трех сестер и одного брата. Основное влияние на него в детстве, без сомнения, оказала мать, бывшая совершенно необразованной крестьянкой. Однако при этом она обладала, по словам окружающих, «врожденной мудростью». Она поощряла любознательность и фантазию юного Иммануила, стараясь дать сыну качественное образование. Кант до конца своей жизни отзывался о ней с огромной благодарностью и уважением. С не меньшей любовью он относился к отцу, изготавливающего, как и его дед, конские шоры. В воспоминаниях Кант отмечал, как однажды случился торговый спор между двумя ремесленными цехами – шорников и седельщиков. Отец будущего философа понес большие потери, однако не проронил ни одного резкого слова о тех, кто причинил ему эти убытки. От отца же к Канту перешла и любовь к труду. Мать умрет в 1737 году, когда Канту будет всего лишь 13 лет, а отец – в 1746, когда Иммануилу исполнится 22 года. Иммануил Кант в молодые годы. Фото: borromeoseminary.org

Видео дня

С 8 до 16 лет Кант посещал местную пиетистскую гимназию по совету пастора Франца Альберта Шульца, в число прихожан которого входила и семья Канта. Плохое здоровье мешало Иммануилу в занятиях, но выручали его сообразительность и хорошая память. На протяжении ряда лет он шёл одним из лучших учеников в школе, закончил же её вторым. После окончания школы он поступил в Кёнигсбергский университет. В нём было 3 «высших» факультета – богословский, юридический, медицинский – и один «низший» — факультет философии. По воле тогдашнего короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из «высших» факультетов, так как был интерес к людям государственной службы. Достоверно неизвестно, какой факультет выбрал юный Кант, множество биографов склоняются к теологии, так как на этом, скорее всего, и настаивали его родители.

В начале обучения Кант сильно бедствовал, отец тогда еле-еле сводил концы с концами, но юноше помогала сперва местная церковь и богатые однокурсники. Бывало, что в трудную минуту Канту приходилось брать у однокашников одежду и обувь, утешая себя афоризмами: «Я стремлюсь подчинить вещи себе, а не себя вещам». Некоторые исследователи пишут, что дядюшка Рихтер – родственник по матери, успешный сапожник – взял на себя все расходы по публикации первого труда Канта «Мысли об истинной оценке живых сил» в 1749 году.

Совсем скоро теология наскучила юному Иммануилу, и он начал увлекаться физикой и естествознанием, которые не преподавали в гимназии. Он прочёл Ньютона, тексты которого позволили ему увидеть науку и все её колоссальные открытия. В дальнейшем именно Ньютон вдохновит его на написание своей космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

Университет занял у Канта 7 лет жизни. В 1747 году он был вынужден покинуть Кёнигсберг, не защитив магистерскую диссертацию. Из-за смерти отца Кант и пять его младших сестёр остались без малейших средств к существованию. Младшим из них удалось попасть в семьи других пиетистов, а старшие стали работать прислугой. Кант тщетно пытался получить место преподавателя в гимназии и был вынужден уехать и зарабатывать на жизнь частным учителем в местных богатых семьях на протяжении следующих 9 лет. Он постоянно пересылал деньги своим менее удачливым сестрам и продолжал это делать на протяжении всей жизни. Однако же его отношения с ними разительным образом отличались от великодушия этого жеста. Все пять сестер Канта продолжали жить в его родном городе, но, несмотря на это, он избегал их на протяжении 25 лет. Когда же одна из сестер пришла навестить его, Кант её не узнал. Но после того, как ему объяснили, кто это, он принес свои извинения перед другими присутствующими за свою невоспитанность. Иммануил Кант. Фото: aktiffelsefebursa.org Будучи частным преподавателем в прусском захолустье, Кант приобрёл не только педагогические навыки. Он обрёл хороший житейский опыт, познакомился с бытом разных слоев общества и получил массу свободного времени для начала своих научных изысканий. За время частных уроков он издал две книги и две оригинальные статьи, которые сумели обратить на себя внимание. Однако же Кант всё ещё числился кандидатом и видел своё будущее именно в Кёнигсбергском университете в качестве преподавателя. Чтобы достигнуть этой цели, Кант защитил свою диссертацию и провёл открытый диспут по ещё одной диссертации, исследующей установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Название этого диспута было следующим: «Новое освещение первых принципов метафизического познания, каковое сочинение магистр Иммануил Кант из Кенигсберга с разрешения высокого философского факультета будет защищать в публичной дискуссии в философской аудитории 27 сентября 1755 года от 8 до 12 часов утра на предмет принятия его в число членов означенного факультета. При этом респондентом выступит кандидат богословия Христофор Авраам Борхардт из Гейлигенбейля в Пруссии, а в качестве оппонентов — студент богословия Иоганн Готфрид Меллер из Кенигсберга, кандидат прав Фридрих Генрих Самуил Лизиус из Кенигсберга и кандидат прав Иоганн Рейнгольд Грубе из Кенигсберга».

Диспут прошёл успешно, и Канту дали должность приват-доцента, то есть преподавателя, деятельность которого оплачивают сами студенты. А так как аудиторий зачастую не хватало, то многие преподавали дома. Вскоре после вступления в должность Кант провёл свою первую лекцию у знакомого профессора Кипке, который имел специальное помещение для занятий. Будучи ошеломленным неожиданном наплывом слушателей, которых не смог вместить зал, Кант растерялся и до перерыва говорил совершенно тихо и неразборчиво, и лишь после сумел совладать с собой. Таким было его дебютное выступление в качестве лектора. Преподавать Кант будет ещё 41 год.

Практически все 15 лет в должности приват-доцента Иммануил Кант будет вести в основном лекции по математике и физике, публикуя множество научных текстов в совершенно разных сферах. Однако же его все более и более интересовала философия, и Кант прочел несколько трудов шотландца Давида Юма об эмпирической философии. Его задела мысль Юма о том, что основой всякого знания может быть исключительно опыт. Однако жесткий солипсизм того философа и множественные радикальные выводы было невозможно принять. Солипсизм — философская доктрина и позиция, признание собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицание объективной реальности окружающего мира; крайняя форма субъективного идеализма. Юм утверждал, что восприятие человека основано лишь на последовательности его впечатлений, а значит, все плоды человеческого восприятия, будь то вещи, идеи или Творец являются всего лишь предположениями и лежат в плоскости веры. Андрей Нестеров. Работа «Кант». Фото: andrei.arts.in.ua Кант также чрезвычайно близко воспринимал Жана-Жака Руссо, чей романтизм, казалось бы, лежал в совершенно противоположной плоскости. Французский философ был совершенно неакадемичным, полагался на изложение с помощью ощущений и чувств, а не рациональной мысли.

Все эти мыслители — Лейбниц, Ньютон, Юм, Руссо – были частью одного целого, идеи которых Кант в дальнейшем трансформирует в своих «критиках» и перевернет поле современной ему философии.

11 лет Кант подготавливал и формировал свою философию. Его жизнь сложилась, и её упорядоченность начала превращаться в присказки у жителей его родного города. По словам Гейне, Кант «вставал, пил кофе, писал, читал лекции, обедал и ужинал, прогуливался — и все в одно и то же время. И когда Иммануил Кант в своем сером плаще, с тростью в руке, появлялся у дверей своего дома и прогуливался по узкой улочке, засаженной липами (которая и сейчас называется «Прогулка философа»), соседи знали, что сейчас ровно половина четвертого. И так он прогуливался взад и вперед во все времена года, и когда было пасмурно или начинал накрапывать дождик, его старый слуга Лампе нервно семенил за ним с огромным зонтиком в руке, являя собой образец благоразумия». Он был безупречно воспитан, полон остроумия и идей, обладал блестящей эрудицией и никогда не болел. Все, кто с ним встречался, практически всегда подмечали его веселый нрав и хорошее настроение, несмотря на отстраненность от социальной жизни. У Канта никогда не было друзей, что он прекрасно понимал и не стремился ни с кем сблизиться всю жизнь. Его лекции обладали чрезвычайной популярностью, и Кант пользовался большим успехом в качестве преподавателя. Памятник Канта в Калининграде (его родном Кенигсберге) изображает философа во время вошедшей в легенды прогулки. Фото: dreamstime.com В 1769 году, который Кант воспринимал как переломный для себя, он читает недавно вышедшую книгу математика Л. Эйлера «Письма к немецкой принцессе». В этом произведении автор ставит вопрос о соотношении души и тела, отмечая, что эту разницу можно представить, но никак нельзя увидеть. Кант воспринимает идею выдающегося ученого, но трансформирует её: существуют предметы, которые можно видеть, но никак нельзя представить.

В 1781 году Кант публикует свой первый знаменитый до сих пор трактат – «Критика чистого разума». На момент написания Кант практически полностью отказывается от идей Юма и обращает внимание на исследование познавательных возможностей разума, в отрыве от информации, полученной эмпирическим (опытным) путём. Он формулирует свой знаменитый тезис: «вещь в себе», означающий, что пространство и время – которые являются основой восприятия в опыте – на самом деле субъективны. Мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени. Кант объясняет, что существуют различные «категории», которые мы воспринимаем исключительно с помощью нашего разума, не опираясь на чувства. Этими категориями являются качество, количество и отношение. Но мы никак не можем воспринимать мир без этих качеств. А тогда, соответственно, и не можем быть уверены в том, реальную ли вещь мы воспринимаем. В мире, который сформулировал Кант, в сфере трансцендентных предметов, лежащих за пределами нашего опыта, времени и пространства нет, поэтому, как писал советский и российский философ Арсений Гулыга: «Нелепо спрашивать, где находится бог и почему он не сотворил мир несколькими веками раньше». Титульный лист «Критики чистого разума». Фото: udivimka.fun Спустя 7 лет после публикации первой «критики» Кант создает «Критику практического разума». Опубликованную работу он посвящает этике в своей собственной системе. Кант пытается обнаружить основополагающий моральный закон. Он искал именно основу морали, не её содержание или вариации, а то, на чем она строится. В конце концов появился принцип, названный Кантом «категорическим императивом». Он представлял из себя изначальный принцип всех моральных поступков, их метафизическая основа и был сформулирован следующим образом: «Поступай только в соответствии с тем принципом, который для тебя имеет силу всеобщего закона». Тут Кант проводит параллель с долгом, в противовес страстям и эмоциям. Он приводит её в виде формы, которая не имеет морального содержания. Естественно, подобная этическая система имела множество пробелов и слабых мест, порой вступающих в логические противоречия.

Труд Канта «Критика практического разума». Фото: libraryoftolstoy. tilda.ws Когда Канту было 58 лет, в 1790 году, он опубликовал последнюю часть своего триптиха – «Критику способности суждения». В ней затрагиваются, главным образом, вопросы эстетики, теологии и многие другие. Кант говорит, что искусство предшествует художнику, равно как сущее вокруг нас предшествует нам самим. Здесь он хочет снова найти изначальный принцип, который на этот раз делает возможным чувство прекрасного. И опять попадает на зыбкую почву различных человеческих вкусов и оценок. Он продолжает утверждать, что только благодаря цельности и взаимосвязанности природы возможна наука, что это особое априорное понятие.

В последние 10 лет жизни Кант был поглощен огромной философской работой, которая должна была подытожить его систему априорных структур и помочь в использовании её в научном русле, с множеством пояснений, примеров и применений. Однако же 8 октября 1803 года Кант первый раз в своей жизни заболел. На протяжении четырех месяцев ему становилось всё хуже и хуже, пока он не скончался 12 февраля 1804 года. Гробница Иммануила Канта. Фото: antonprok.livejournal.com Иммануил Кант не верил в Бога, однако он восхищался окружающим миром, и весь мир помнит его знаменитую фразу: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем».

Другое,Андрей Нестеров,

A Starry Sky Above the Roman Ghetto (2020)

  • Awards
    • 1 win & 12 nominations

Photos14

Top cast

Andrea Garofalo

  • Archivista

Giulio Base

  • Riccardo

Доменико Фортунато

  • Вольтерра

Ирен Ветере

Бьянка Панкони

Алессандра Каррильо

  • Суора Портиная

Alessandra Celi

  • Giulia

Emma Matilda Liò

  • Valentina

Fabrizio Apolloni

  • Padre Lea

Marco Todisco

Lucia Zotti

  • Suor Lucia

Paola Cerimele

Паоло Фоссо

  • Падре Илан

Даниэле Рампелло

Бруно Павончелло

  • Бруно Ристораторе

Алессия Майелло

  • Lucia giovane

Francesco Rodrigo Sirabella

Vittorio Base

  • Vittorio Zevi
    • Giulio Base
    • Giulio Base
    • Marco Beretta
    • Israel Cesare Moscati
  • All актеры и съемочная группа
  • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

Еще нравится это

Tu choisiras la vie

Il banchiere anarchico

The Invisible Boy

Bar Joseph

Storyline

Did you know

User reviews1

Review

Featured review

10/

10

Beautiful film

Enjoyed every minute of the youthful fire in the сердца актеров. Отличная история. Смотрел его накануне в Южной Африке в рамках Дня памяти жертв Холокоста, спасибо, Италия, за отличный фильм.

полезно•0

0

  • гиладины
  • 2 февраля 2022 г.

IMDb Лучшее за 2022 г.

IMDb Лучшее за 2022 г.

Узнайте о звездах, которые взлетели до небес в чарте IMDb STARmeter в этом году, и узнайте больше о лучшем за 2022 год; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.

См. Подробнее

Подробная информация

  • Дата выпуска
    • 27 января 2021 г. (Италия)
    • Итальянский
  • также известен как
    • Unialo. 0006
    • Rome, Lazio, Italy
  • Production companies
    • Altre Storie
    • Clipper Media
    • Rai Cinema
  • See more company credits at IMDbPro

Technical specs

  • 1 hour 40 минут

    • 2,35 : 1

Связанные новости

Внесите свой вклад в эту страницу

Предложите изменить или добавить отсутствующее содержание

Top Gap

Под каким названием был официально выпущен фильм «Звездное небо над римским гетто» (2020) в Индии на английском языке?

Ответить

База Джулио и его чудесное «Звездное небо над римским гетто» поражают США — Э.

Нина Роте

Подробные интервью и непринужденные беседы с личностями и авторитетами сегодняшнего, вчерашнего и завтрашнего дня.

Э. Нина Рот

Я помню тот самый день, когда наткнулся на итальянского режиссера и актера Джулио Базе — в Твиттере! Его голос разума казался таким глотком свежего воздуха на платформе, обычно захваченной самоуверенными взглядами, которые только и хотят доказать, что какая-либо мудрость ошибочна. Я стал узнавать больше об этом художнике, человеке, скрывающемся за аватаром «Il Banchiere Anarchico» («Анархический банкир»), который в то время был его псевдонимом в Твиттере. Поездка не разочаровала. Бейс такой же крутой режиссер, как и актер, но и как мужчина. И эта идеальная упаковка заключена в доброте, уме и щедрости.

Месяц назад я стал замечать много упоминаний его последнего фильма «Звездное небо над римским гетто», дань уважения стойкости и мужеству еврейской общины Рима, а также ода силе сотрудничества , особенно между молодыми поколениями. Фильм транслировался на Rai Play в Италии, а я не был в стране своего рождения, поэтому смотреть его было непросто. Так что я сделал то, что мы делаем в наши дни, я использовал социальные сети в своих интересах и напрямую попросил у Base способ посмотреть фильм. Как всегда, любезно, он ответил ссылкой, и когда я робко спросил, не согласится ли он на интервью после того, как я его посмотрел, он не только сказал «да», но и был полностью готов к долгой, неторопливой беседе в Zoom — как вещи иди в эти дни.

В результате получилась замечательная беседа, которая только утоляет мою жажду узнать больше о работе Base, которая теперь является постоянным путешествием открытий для этого сценариста. Хотя его имя может не сразу прийти в голову международной аудитории, такой как, скажем, Соррентино или Гарроне, Base — это самое лучшее, что может предложить итальянский кинематограф — подлинные, рассказывающие истории, исходящие из сердца и позволяющие заглянуть в лучшее, что есть в нашем обществе. предложение. И разве не таким должно быть кино, положительным опытом.

«Звездное небо над римским гетто» основан на рассказе Исраэля Чезаре Москати, покойного уважаемого члена римско-еврейской общины, писателя и документалиста. В нем рассказывается история молодой девушки, спасенной монахиней, когда ее родителей схватили нацисты в день штурма гетто в Риме — 16 октября 1943 года. Но что с ней случилось? Группа студентов как из католиков, так и из еврейской общины решает объединить свои усилия и создать пьесу вокруг ее истории, чтобы найти ее. Результат волшебный, а разрешение истории просто идеальное. Все рассказано в стиле Base, с добротой и уважением к своему предмету.

Далее следует наш чат, в котором уроженец Турина режиссер рассказывает о фильме, о своем актерском обучении у великого Витторио Гассмана в качестве наставника, а затем и друга, о своем персонаже и о том, чего он никогда не сделает в социальных сетях. Прохладный голос, элегантность и беззаботное поведение Базы, а также немного красоты всегда присутствуют, когда я печатаю это.

Фильм «Звездное небо над римским гетто» будет показан в США в этом месяце в рамках Фестиваля еврейского кино в Неаполе 19 марта.го, практически это заключительный ночной фильм на Фестивале еврейского кино в Нью-Джерси, также 19 марта, а затем 23 апреля на Фестивале еврейского кино в Бока-Ратон.

Смотреть обязательно.

У вас есть докторская степень в области истории кино и теологии, и вы являетесь членом MENSA International в течение последних двадцати лет — все это говорит мне о вас кое-что очень важное. Но вы никогда не смотрите на свою аудиторию сверху вниз, как будто вы умнее нас. Вы никогда не напыщенны, ваши истории всегда человечны, просты и приземлены. Итак, что вас привлекает в проекте?

Джулио База: Что меня привлекает, так это то, что проект не говорит о вещах, которые осязаемы и конкретны. Если я смогу как-то перейти в другое измерение из имманентного, то есть строго реальное и конкретное, и заставить зрителей мечтать. Но не только это, также позволяйте людям размышлять о трансцендентном. То, что вне нас, вдали от материалистического — имеет дело с духовным, если хотите это так назвать. Даже религиозный, для тех, кто хочет обратиться к этому. Это трогает меня. Человек вопрошает себя о том, что существует над ним или за его пределами.

Вы оставляете нас в раздумьях над нашими ответами. Вы не поставляете их для нас — вы просто указываете нам путь.

База: Спасибо. Если это правда, то это мой запретный сон, если хотите. В своих фильмах я никогда не хотел бы давать определенный тезис — на самом деле я хотел бы, чтобы все увидели другой фильм в моем фильме. А еще лучше собственный фильм, где найти свои ответы или даже открыть загадку — есть мнение или нет.

Лично меня весь этот «мнения» не очень радует. Не всегда нужно иметь мнение. Вы не умалены, если у вас его нет, вы также можете просто оставаться наблюдателем окружающих вас вещей и никогда не формировать мнение. У меня, например, не так много мнений. Должен признаться, у меня гораздо больше сомнений, чем мнений. Я задаю себе гораздо больше вопросов, чем говорю: «Я считаю, что все обстоит именно так». Это «мнение» стало безудержным течением, которое вступает в противоречие с солидарностью. Потому что, как только у тебя есть мнение, и приходит кто-то с отличным от тебя мнением, ты сразу чувствуешь с ним разлад. Это сразу же превращается в «тифо» [что означает: болеть за свою домашнюю команду] — как «Ювентус» против «Турина», «Манчестер Юнайтед» против «Ливерпуля». Я, ты, нет, ты плохой, я хороший. А если у вас нет мнения…

Если мой кинотеатр и я подчеркиваю «если» могут это сделать, мое намерение выполнено.

Хотя вы против этой тенденции «мнения», вы являетесь активным участником Twitter, самой самоуверенной социальной сети в мире. Вот где я нашел тебя на самом деле. С вашей мудростью вам действительно удается создать очень расслабляющий и открытый диалог. Идти за тобой — это здорово!

База: Я тоже благодарю вас за это. Очень приятно осознавать, что таким образом можно найти такую ​​связь. И если вы заметили, я на самом деле никогда не пишу свое мнение в Твиттере, я никогда не принимаю чью-либо сторону. Там я пишу о кино, много ретвитлю или о своей работе. Я никогда не пишу такие вещи, как «Ювентус выиграл, они были великолепны!» или «Ренци сделал хорошо, а Драги плохо», в то время как все там говорят все обо всем! Во-первых, я больше никому не доверяю. Я имею в виду, если вы, например, в моем случае режиссер, и вы твитите о ботанике, я не могу никому доверять вам, даже когда вы твитите о кино. Я то боюсь, что вы ничего ни о чем. Лично я в кино смотрю, делаю, изучаю и планирую, за последние 40 лет там что-то осталось. Я доверяю тем, кто это делает, кто придерживается своих знаний. Я не доверяю тем, у кого есть мнение обо всем, о футболе, политике, вирусе, религии, и не слежу за ними в Твиттере.

Интересно, когда вы были в Венеции во время прошлого выпуска, вы писали в Твиттере о многих фильмах, которые смотрели, в основном, как зритель. Что я замечаю у многих уважаемых вами кинорежиссеров, с таким опытом и с таким большим репертуаром, как у вас, режиссеров известных и любимых, так это то, что они перестали смотреть чужие фильмы. Что привело вас в кино, чтобы посмотреть чужие работы? Есть ли что-то, что вы там ищете?

База: Честно говоря, я не думаю, что у меня достаточно успехов, чтобы важничать. Но меня всегда подпитывают мои тренировки. Я учился как радикальный киноман, радикальный в том смысле, что у меня была жажда кино. Когда я рос, в 14 или 15 лет, прежде чем стать актером или режиссером, первым способом познакомиться с кино было написание рецензий для небольшого журнала в Турине, где я жил. Мое обучение там основывалось на классических стандартах Cahiers  du Cinéma . И когда я наблюдал за этими режиссерами и рецензентами, мне нравилось, что они были одним и тем же. Трюффо, Риветт, Ромер, по-своему Годар, Тавернье, нельзя было разобрать, где начинается кинематограф и кончается рецензент — все это было одно. Лично я, а может быть, и один, хотя и не чувствую себя героем, продолжил эту традицию. Я до сих пор не решил, что мне больше нравится: снимать фильмы или смотреть их. Или напишите их или изучите их.

В потрясающей книге Тьерри Фремо под названием «Каннские секреты», которую я полюбил, он говорит удивительную вещь: любовь к кино не может существовать без любви к книгам о кино. Это правда! Я не мог обойтись без книг о кино. Как я не могу обойтись без фильмов других режиссеров. Одна из философий, которую я усвоил, когда писала о кино, — писать только о том, что я люблю. Вы нигде не найдете ни одного слова, написанного мной с критикой фильма. По какой причине это делать!

Если мне понравится фильм, возможно, мне удастся вдохновить кого-то еще посмотреть его. К счастью, я не испытываю зависти. Я мог бы назвать десять итальянских режиссеров, которые, на мой взгляд, лучше меня. Я люблю их фильмы, мы коллеги, друзья, мы даже вместе играем в футбол, но они чувствуют себя наставниками, учителями на современный лад. Если я смотрю фильм Маттео [Гарроне], который является моим другом, я чему-то учусь. Соррентино, Торнаторе, Вирци, братья Инноченцо — когда выходят их фильмы, я первый в очереди на их просмотр. И это только про итальянцев.

Кадр из фильма «Звездное небо над римским гетто» Джулио База

Очень приятно слышать, как кто-то так говорит. Итак, скажите мне, когда вы творите, ваш интеллект когда-нибудь вступает в противоречие с вашим инстинктом?

База: Да, очень часто. Что в итоге выигрывает в работе, так это третья часть — моя сила воли. Если есть три области, то голова — это интеллект, сердце — это инстинкт, а третья, живот, — это сила воли, потому что я человек действия. Если завтра мне предложат что-то совершенно оторванное от того, кто я есть, я постараюсь это сделать — не потому, что хочу разбогатеть. У меня нет никаких пороков, требующих денег, я не люблю машины, украшения, я люблю путешествовать само собой, но могу сделать это без аренды частного самолета! мне легко. Но я люблю творить. Так что, даже если мне предложат то, что здесь называется «синепанеттон» [e.n. то, что создано для массового просмотра на Рождество, обычно в главной роли популярного актера в какой-нибудь абсурдной итальянской комедии]. Я стараюсь сделать это как можно лучше и, возможно, немного лучше. Если бы я слушал только себя, я бы позволил инстинкту победить, но часто в творчестве я слушаю свою голову — вопрос великий и сложный.

Давайте теперь оглянемся назад. Прежде чем стать режиссером, вы были актером. Вы учились у Витторио Гассмана во Флоренции, который также руководил вами на сцене. Можете ли вы рассказать об этом для вас периоде, который для вас непрерывен, так как вы по-прежнему играете роли в различных фильмах, как ваших, так и других, даже Ридли Скотта.

База: У меня прекрасные воспоминания о том времени. Не только Флоренции, самого красивого города в мире, самого творческого, самого яркого и самого сильного города. Самый волшебный. Но также моей первой любовью был театр, а до этого, собственно, актерское мастерство. Когда в детстве я мечтал снимать кино или быть в театре, я не представлял, что есть сценаристы и режиссеры, это означало только одно – быть актером. Я хотел быть актером. Тогда я начал понимать и понимать, в чем заключается мой талант, но я все еще люблю играть. По-английски вы говорите «играть», по-французски «jouer» — это фантастическая игра. Нет ничего более прекрасного и веселого, чем играть. Я имею в виду, что режиссура доставляет тебе огромное удовольствие, ты отец произведения, творец, но это невыносимое усилие. Я говорю это без стыда, я имею в виду, что некоторые могут возразить, что это не сработает в шахте, но это все равно очень тяжело. И я говорю это как человек, который готов много работать. С другой стороны, они приходят забрать тебя, нянчатся с тобой, тебе нужно выучить пару строк, тебя постоянно балуют, целыми днями тебя спрашивают «что бы ты хотел?» Вы сидите в своем трейлере, читаете газету, комфортно, вас везут домой, у вас нет никаких обязанностей — если фильм идет хорошо, вас хвалят, а если нет, то это не ваша вина. Автографы, это прекрасная жизнь! И это игра, в которую мы все играли в детстве. Хэллоуин, карнавал, надеваешь маску и играешь.

С Витторио Гассманом, моим учителем, у меня сложились чудесные счастливые отношения. Вместе мы обошли все фазы на 360 градусов. В 14 лет я был его фанатом, я следовал за ним и стоял возле его гримерки в театре, и однажды, раз десять, он узнал меня и даже сказал: «Это все еще ты!» Этот 16-летний мальчик заставил его подписать автобиографию в книжном магазине, тот 18-летний мальчик прошел прослушивание в этой школе и получил его, этот мальчик стал актером, дебютировавшим благодаря Витторио, а затем этот молодой человек стал, я могу скажи это, его друг. И этот человек снял Витторио в последний раз в кино. Свой последний фильм он сделал со мной, меня и моего сына зовут Витторио. Мне не следует больше ничего добавлять. Я испытываю невероятную радость, называя своего сына «Витторио» несколько раз в день. Он выше меня, может быть, даже выше Гассмана, чем-то он мне его напоминает.

Какой первый фильм вы посмотрели в детстве?

База: Не уверен, что это был первый фильм, но я помню «Пригоршню долларов» Серджио Леоне. С моим отцом фильм вышел в год моего рождения в 1964 году. Очевидно, это были повторы… Мне было года три, и я смотрел его в том, что можно назвать артхаусом. Я помню этот чудесный вестерн.

Мы уже говорили о волшебных городах. Я чувствую, что Нью-Йорк — это и для тебя. В вашем последнем фильме персонаж, которого вы играете, находится на гастролях в Нью-Йорке. И ваш фильм отправится на еврейский кинофестиваль в Нью-Джерси, почему вы решили, что ваш персонаж будет именно в Нью-Йорке?

База: Интересно, что вы это заметили, никто раньше этого не делал, и это правда. Фраза моего персонажа в фильме «Это бьющееся сердце мира» — это то, что я думаю и говорю о городе. Я очень люблю Нью-Йорк, и одной из моих мечтаний остается пожить там какое-то время. Не так, как я делал в прошлом, 20 дней в месяц, а найти год, творческий отпуск и сказать, что я хочу жить в этом году в Нью-Йорке. Потому что это Флоренция современного мира, там действительно чувствуешь, если бы у мира было сердце, там чувствуешь, как кровь течет во все уголки мира — в кино, в литературе, в искусстве, в музыке, во всем новом . Возможно, это другое побережье США для технологий, но Нью-Йорк — это город, в котором вы можете почувствовать вибрацию. Я выбрал Нью-Йорк в фильме, потому что персонаж смутно вдохновлен Риккардо Мути, великим музыкантом, который в своей биографии говорил о времени, проведенном в Метрополитен-опера, как о самых прекрасных годах своей жизни. Вот почему я выбрал Нью-Йорк.

Кадр из последнего фильма Джулио Базе

Ваш новый фильм «Звездное небо над римским гетто», который вы написали в соавторстве с Исраэлем Чезаре Москати, документалистом из еврейской общины Рима, и Марко Береттой. Когда вы решили, что вам нужно снять этот фильм и стать его режиссером?

База: В этот раз не столько я принимал решение, сколько выбор продюсеров — Rai Cinema и Altre Storie. У Исраэля, который был автором сюжета и движущей силой этой истории, были замечательные идеи, но он не был режиссером как таковым. Он так много сделал в жизни, и в последние несколько лет он начал снимать документальные фильмы, но документальная форма не требует тех же технических знаний, которые требуются для повествовательных художественных фильмов. Ему было 70 лет, и для него было бы непросто стать режиссером-новичком. Католическая точка зрения также была необходима, чтобы рассказать обе стороны истории. Еврейская точка зрения есть, но нужна была и альтернативная сторона. Поскольку они были знакомы с моей фильмографией, они думали, что я смогу рассказать эту историю с осторожностью, так как тема тернистая — конфликты, родители, школа, как вы видели в фильме, это хрупкий баланс.

Я сразу же подумал, что хочу снять этот фильм, так как считаю его престижной темой. Я имею в виду, что каждый раз, когда вы рассказываете о таких важных событиях в истории человечества, даже если это трагедии, для вас большая честь работать над ними. И все же вы также несете ответственность за то, чтобы сделать это хорошо. Будьте верны событиям. Как я уже говорил вам ранее, я очень люблю учиться и документировать себя перед фильмом, и этот проект предоставил мне такую ​​возможность.

Вам также нужно было надеть шелковые перчатки, рассказывая эту историю, потому что она никогда не бывает болезненной за пределами своих событий. Мы привносим в него наш собственный «опыт», то, что он означает в нашей ДНК, но вы рассказываете нам универсальную историю взаимопонимания людей, а не только историю гетто в Риме.

База: Мы также хотели снизить барьеры между евреями и христианами, если они есть. И подключиться к взаимному пониманию тех ужасных фактов, которые произошли и никогда не должны повториться. Рассказывая об этих фактах, я был очень осторожен, чтобы не превратить их в оружие в их жестокости, но и не приукрасить их. Я старался быть сухим в своей истории, и мне действительно повезло, что мне в этом помог главный раввин Рима, который поддерживал меня в этом проекте. Он был консультантом по фильму, и еврейская община Рима позволила нам стать первым фильмом, снятым почти полностью в римском гетто, в синагоге и по всей общине.

Я думаю, что помимо того, что проект исходил от видного члена их сообщества, они также поняли, что я хочу сделать все правильно. Праведно, это такое важное слово для сообщества. Я теперь чувствую себя настоящим другом, они мне, а я им.

Как долго вы готовились к фильму?

База: От первого телефонного звонка до первого дубля прошел год. Мне очень помог их архивариус Клаудио Прокачча и его забота о том, чтобы реальные события в фильме были рассказаны честно и точно так, как они произошли. На изучение первых пяти минут фильма ушли месяцы. Каждый чемодан выглядит как чемодан, который несут в реальной жизни. У некоторых в руках бумажка — немцы не говорили по-итальянски и несли с собой листовку, в которой говорилось: «В ближайшие 20 минут соберите все свои вещи и покиньте свой дом».