Двигатель для су 57: MW: Обновленный Су-57 станет самым мощным истребителем в мире

Обновленный Су-57 получит мощнейший двигатель в мире

https://inosmi.ru/20221101/su-57m-257375834.html

Обновленный Су-57 получит мощнейший двигатель в мире

Обновленный Су-57 получит мощнейший двигатель в мире

Обновленный Су-57 получит мощнейший двигатель в мире

Недавно свой первый полет совершил модернизированный Су-57, пишет MWM. Предполагается, что есть возможность установки на истребителе двигателя второй ступени. А | 01.11.2022, ИноСМИ

2022-11-01T01:15

2022-11-01T01:15

2022-11-01T01:15

military watch magazine

су-57

f-22 raptor

f-35

военное дело

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/img/25122/56/251225657_0:104:1989:1222_1920x0_80_0_0_cc69d543face493576cf95e91d4f5442.jpg

Поступили подтверждения, что усовершенствованный вариант российского истребителя нового поколения Су-57 совершил первый полет 21 октября. Несколько дней спустя об этом сообщила государственная Объединенная авиастроительная корпорация. Подробностей о новом варианте известно мало, за исключением того, что он поднялся в воздух с аэродрома ЛИИ имени Громова в Жуковском, пилотировал его летчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан и что у самолета есть возможность установки двигателя второй ступени. Хотя ранее российские источники сообщали, что Су-57 получит двигатели «Сатурн-30» с возможностями следующего поколения уже в 2022 году (само по себе уже со значительной задержкой, поскольку изначально запуск в серию был запланирован на 2010-е), теперь этот момент ожидается не раньше 2025. В том же 2025 году поступит на вооружение усовершенствованная модификация Су-57М, и «Сатурн-30» станет ключевым отличием варианта «М» от базового, находящегося на вооружении уже сегодня. Это говорит о том, что подняться в воздух вполне мог первый Су-57М.Хотя изначально запуск его производства ожидался в 2015 году, за десятилетие до предполагаемой теперь даты, «Сатурн-30» впервые поднялся в воздух лишь в декабре 2017 года. Официальные заявления подают его как мощнейший двигатель истребителя в мире. Хотя ожидается, что он с лихвой превзойдет американские двигатели F119 для F-22, к которым имеющиеся российские двигатели вроде АЛ-41Ф1 уже подобрались вплотную, но пока неясно, сможет ли «Сатурн-30» предложить характеристики, аналогичные новейшему F135, установленному на американских F-35, или WS-15, которые в настоящее время проходят летные испытания на китайском истребителе-невидимке J-20. Заявленные характеристики нового российского двигателя аналогичны советскому АЛ-41Ф, который в 1990-х дошел до стадии усовершенствованного прототипа, но был снят с производства. После этого ряд аналитиков заключил, что в разработке собственных двигателей Россия добилась весьма скромных успехов, поскольку нынешние силовые установки во многом наследуют технологиям советской эпохи, когда СССР имел значительное преимущество.Тем не менее ожидается, что «Сатурн-30» обеспечит Су-57 непревзойденные летно-технические характеристики (в том числе возможность крейсерского полета на скоростях свыше 2 Маха без использования форсажных камер) а также снизит требования к техническому обслуживанию и эксплуатационные расходы и повысит живучесть самолета и его радиус действия. На сегодняшний момент российские ВВС насчитывают лишь шесть Су-57, хотя российско-украинский конфликт обеспечил ряд возможностей для испытания самолета в боевых условиях против крупного государственного противника — которых не было у более масштабных программ истребителей-невидимок США и Китая. В частности, Су-57 испытал датчики и возможности подавления ПВО и успешно выполнил ряд боевых задач. Кроме того, имеется как минимум один неподтвержденный случай воздушного боя на предельных дистанциях против устаревшего Су-27 украинских ВВС еще советского производства. А благодаря неоднократно подтвержденным официальными источниками ударным операциям Су-57 стал единственным в поколении, выполнявшим такого рода задачи.При этом подчеркивается, что его американский аналог F-22 в принципе лишен возможностей загоризонтного боя. Ожидается, что парк Су-57 превысит отметку в 50 единиц в 2026 году и достигнет 76 к концу 2027 года, одновременно широко обсуждаются инвестиции в расширение производства и перспектива иностранных заказов — в частности, из Алжира. При всей своей грозной мощи Су-57 лишен целого ряда ключевых технологий J-20 и F-35, а ввод в эксплуатацию в значительных количествах лишь в середине 2020-х поставит Россию в положение догоняющей по сравнению с лидерами отрасли Китаем и США. Однако Россия уверенно опережает остальной мир, а ближайший соперник в разработке местного истребителя пятого поколения — Южная Корея с ее программой KF-21.Поскольку ожидается, что Китай и США представят свои первые истребители шестого поколения примерно в 2030 году, есть основания полагать, что Россия вложит значительные средства, чтобы превратить Су-57 в истребитель «поколения 5++» с технологиями шестого — подобно тому, как она использует Су-35 поколения 4++ для противодействия F-22 и F-35. Разработка Су-57М станет ключевым шагом на пути к этой цели, а к началу 2030-х ожидается появление Су-57М2 и других преемников — вплоть до сильно переработанного Су-60.

/20220924/vooruzhenie-256270598.html

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2022

ИноСМИ

info@inosmi. ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/img/25122/56/251225657_110:0:1877:1325_1920x0_80_0_0_80eb329561d9fccecc30c568fa6dc60c.jpg

1920

1920

true

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

military watch magazine, су-57, f-22 raptor, f-35, военное дело

Плазменный мотор

Российские воздушно-космические силы в 2018 году приняли в опытно-боевую эксплуатацию перспективные истребители Су-57 пятого поколения, а до конца 2019 года планируется принять эти самолеты на вооружение. На первом этапе эти машины будут поступать в войска с «упрощенными» силовыми установками АЛ-41Ф1, похожими на те, что устанавливаются на истребители Су-35С четвертого поколения. С середины 2020-х годов Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, больше известные сегодня под обозначением «Изделие 30». Чтобы разобраться в поколениях реактивных двигателей боевых самолетов, особенностях разработки новых силовых установок и перспективах двигателестроения, мы обратились за помощью к генеральному конструктору ОКБ имени А. Люльки и разработчику двигателя пятого поколения для Су-57 Евгению Марчукову.

Предварительная проработка проекта истребителя пятого поколения Су-57 велась с начала 2000-х годов. В 2005 году начался этап проектирования нового российского боевого самолета. Летные испытания проводятся с 2010 года. В целом, информация по проекту перспективного истребителя засекречена. Известно только, что новые самолеты смогут нести во внутренних отсеках вооружения ракеты и бомбы общей массой до 4,2 тонны. Кроме того, истребители будут оснащены восемью внешними точками подвески для авиационного вооружения.

Су-57 будет принят на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать боевые самолеты с двигателями АЛ-41Ф1 («изделие 117») — похожие двигатели устанавливаются сегодня на истребители Су-35С. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, сегодня обозначаемые как «изделие 30».

Поколения и контуры

В реактивной авиации условно выделяют пять поколений турбореактивных двигателей. «Родовые» ветки этих силовых установок разделены на боевые и гражданские, и к ним предъявляются совершенно разные требования.

Например, гражданские двигатели должны иметь высокий ресурс и относительно небольшой расход топлива, а их техническое обслуживание не должно быть дорогостоящим, иначе они будут экономически невыгодными в эксплуатации. Значительная часть этих требований для военных авиационных двигателей может быть в той или иной степени принесена в жертву высоким характеристикам — большой скорости полета или наименьшему времени выхода на режим максимальной тяги.

Современные авиационные двигатели состоят из двух частей. Одна из них — внутренний контур, состоящий из газогенератора и сопловой части. В состав газогенератора входят компрессор высокого давления, камера сгорания и турбина высокого давления.

В полете воздух затягивается и немного сжимается вентилятором — самым большим и самым первым винтом по ходу полета. Затем часть этого воздуха поступает в компрессор и сжимается еще сильнее, после чего попадает в камеру сгорания, где смешивается с топливом. После сгорания топливной смеси газы из камеры сгорания попадают на турбину высокого давления и вращают ее, а та, в свою очередь, приводит в движение компрессор.

После турбины высокого давления газы попадают на турбину низкого давления, приводящую вентилятор. После турбин газовый поток попадает в сопло и истекает из него, формируя часть тяги двигателя.

Вторая часть военного авиационного двигателя — внешний контур — представляет собой компрессор низкого давления, направляющий аппарат и воздуховод (во многих гражданских двигателях компрессор низкого давления в состав внешнего контура не входит). Во время полета часть немного сжатого вентилятором и компрессором воздуха, не попавшая во внутренний контур, попадает в направляющий аппарат, где тормозится. Из-за торможения давление в воздушном потоке повышается. После этого сжатый воздух поступает в воздуховод, а затем — в сопло и формирует остаток тяги.

В современных турбовентиляторных двигателях гражданских самолетов основная часть тяги — до 80 процентов — формируется вентилятором. В двигателях истребителей бóльшая часть проходящего через двигатель воздушного потока проходит через внутренний контур. Это позволяет несколько повысить «отзывчивость» двигателя на управление и уменьшить его поперечные размеры, благодаря чему силовая установка способна обеспечивать сверхзвуковую скорость полета.

Совокупность удельных параметров

«Разница между двигателями разных поколений проявляется, прежде всего, в их удельных параметрах. Основных параметров несколько: это удельный вес, удельная тяга и удельный расход топлива на килограмм тяги в час. Смена поколений происходит при одновременном улучшении всех этих характеристик. „Изделие 30“ в этом плане можно даже отнести к поколению „5+“, так как этот двигатель создан с учетом отечественного и зарубежного опыта в разработке и эксплуатации двигателей пятого поколения. В СССР, а затем в России таким двигателем было „Изделие 20“. Его планировали установить на разрабатывавшийся корпорацией „МиГ“ истребитель Миг-1.44 МФИ. Затем появилось „Изделие 30“», — рассказал N + 1 Марчуков.

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам. Удельной же тягой называется отношение полной тяги к расходу воздуха двигателем.

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. АЛ-31Ф и его варианты являются одними из самых экономичных двигателей для боевых самолетов в мире; такие двигатели ставятся на истребители Су-27, Су-30 и Су-34, а также на китайский истребитель пятого поколения J-20.

Удельный расход топлива в значительной степени влияет на боевые возможности самолета. При равной боевой нагрузке низкий расход дает больший боевой радиус (расстояние, которое самолет может пролететь от точки старта до цели и обратно, включая время, необходимое на выполнение боевой задачи) или бóльшую боевую нагрузку при сохранении боевого радиуса. При сохранении же неизменными радиуса и боевой нагрузки самолету потребуется взять на борт меньше топлива, что сделает массу летательного аппарата меньше и заметно повысит его летные характеристики.

Например, во время Корейской войны 1950-1953 годов в затяжных воздушных боях американские истребители F-86 Sabre и советские МиГ-15 становились более верткими и быстрыми по мере расходования топлива, и с каждой минутой бой становился все более динамичным.

«Удельный расход топлива оппонирует с удельной тягой. Самый лучший расход топлива получается на гражданских двухконтурных двигателях, но у них меньше всего удельная тяга за счет высокой степени двухконтурности. У одноконтурных двигателей — наоборот, удельная тяга высока, но и расход высокий. За счет применения новых конструкций и технологий в «Изделии 30» удельный расход остался на прежнем уровне, но удельная тяга увеличилась», — рассказал Марчуков.

«Изделие 30»

Двигатель поколения «4+» АЛ-41Ф1, пока что устанавливаемый на истребители Су-57, конструктивно похож на АЛ-31Ф и АЛ-41Ф1С, но имеет несколько серьезных отличий. В частности, силовая установка оснащена плазменной системой зажигания и управлением вектором тяги в вертикальной плоскости. По словам Марчукова, система плазменного зажигания встроена в сами топливные форсунки двигателя, благодаря чему зажигание плазменной дуги происходит одновременно с подачей керосина. Помимо прочего, такое техническое решение позволяет избегать факеления, выброса огненного столба из двигателя из-за переизбытка топлива в камере сгорания при запуске.

АЛ-41Ф («Изделие 20»), АЛ-41Ф1 («Изделие 117») и АЛ-41Ф1С («Изделие 117С») — три существенно различающихся между собой двигателя. Первый должен был устанавливаться на советский прототип истребителя пятого поколения Миг-1.44 МФИ, но в связи с развалом СССР в серию не пошел. АЛ-41Ф1 — двигатель, в котором использовались наработки по АЛ-41Ф и АЛ-31ФП. Сегодня он стоит на опытных образцах Су-57. АЛ-41Ф1С — фактически несколько увеличенный в размерах АЛ-31Ф. Этот двигатель производится серийно и устанавливается на Су-35С. В АЛ-41Ф1С, несмотря на схожую конструкцию с АЛ-31Ф, использовано более 70 процентов новых деталей, и значительно улучшены удельные характеристики, а в АЛ-41Ф1 этот показатель достигает 80 процентов.

Российский двигатель пятого поколения получил и электронно-цифровую систему управления с полной ответственностью. Такая система дает возможность устанавливать произвольные законы регулирования двигателя и гибко адаптировать их под различные условия. Это значительно ускоряет время настройки и повышает надежность системы, позволяет быстро вводить изменения. В старых системах управления любое изменение было очень нетривиальной задачей.

Если говорить в общем, то электронно-цифровая система позволяет еще больше упростить управление самолетом благодаря тому, что она полностью отвечает за регулирование впрыска топлива, подачу воздуха, зажигание и управление некоторыми другими параметрами работы силовой установки. Благодаря этому от летчика требуется только отдавать управляющие указания.

Двигатель пятого поколения «Изделие 30» будет отличаться от АЛ-41Ф1 повышенной топливной эффективностью и меньшей стоимостью жизненного цикла.

«По сравнению с двигателями четвертого поколения в пятом добавилась возможность крейсерского сверхзвукового движения — для этого двигатель должен обладать изменяемой степенью двухконтурности. Это требование добавило еще один удельный параметр — удельный расход топлива на крейсерском сверхзвуке. Также у двигателя должна быть значительно меньшая заметность в инфракрасном и радиоволновом диапазоне. Это достигается специальной конструкцией сопла и воздухозаборника. Серьезным аспектом нового двигателя является также снижение стоимости жизненного цикла машины — меньше расхода на обслуживание, больше межремонтный ресурс», — рассказал о новых силовых установках Марчуков.

Сопла и лопатки

Для нового двигателя, который будет устанавливаться на истребители Су-57 с середины 2020-х годов, сегодня разрабатывается плоское сопло. Обычно такой аппарат представляет собой две подвижные пластины, установленные на S-образном канале на выходе реактивного двигателя. В частности, так сделано на американском истребителе F-22 Raptor пятого поколения.

Такое сопло, вместе с S-образным каналом скрывающее раскаленные лопатки турбины двигателя, позволяет снизить инфракрасную заметность боевого самолета для систем наблюдения, в том числе и инфракрасных поисково-следящих систем. Однако это же техническое решение вводит дополнительное сопротивление для истекающих газов, из-за чего характеристики двигателя ухудшаются в среднем на 2-3 процента.

Будет ли плоское сопло входить в состав двигательной установки с «Изделием 30» в основе, пока неизвестно. Сегодня этот двигатель испытывают с обычным соплом.

В 2013 году разработчики показали лопатки компрессора высокого давления для двигателя второго этапа, предназначенного к установке на Су-57. Они были изготовлены из алюминида титана — сплава титана и алюминия. В СМИ появлялась информация и о том, что этот же сплав может быть использован для изготовления лопаток турбины низкого давления «Изделия 30». Но позднее все эти работы были приостановлены. По словам Марчукова, алюминид титана не подходит для военного двигателя.

«Лопатки из алюминида титана используются в самых последних ступенях турбины низкого давления на гражданских самолетах, где температура газов относительно низка. Это дает значительную экономию по массе, так как в гражданских двигателях турбины многоступенчатые. В военном двигателе температура газов даже перед турбиной низкого давления значительно выше, и алюминид титана в этих условиях просто неприменим», — пояснил генеральный конструктор ОКБ имени А. Люльки.

«Интерметаллиды вроде алюминида титана не подходят и для лопаток компрессора. Этот материал хрупок, и любая забоина на лопатке чревата ее разрушением. Да и экономия по весу для компрессора получается незначительной», — добавил Марчуков.

В целом же разработка «Изделия 30» ведется с применением технологий компьютерного моделирования и симуляций. Благодаря этому полную программу испытаний двигателя планируется завершить с помощью всего десяти опытных образцов.

«У конструктора двигателей Архипа Люльки на столе была огромная логарифмическая линейка, с помощью которой он проводил и проверял расчеты. Но руками все рассчитать невозможно, нужно множество испытаний. И при создании двигателя АЛ-31 было сделано 68 опытных изделий перед тем, как он окончательно обрел свою форму», — рассказывает Марчуков.

Плюс контур, плюс поколение

Параллельно с разработкой двигателя второго этапа для Су-57 конструкторы уже создают и научно-технический задел для двигателей шестого поколения. В первую очередь исследования направлены на улучшение удельных характеристик силовой установки по сравнению с двигателями пятого поколения.

По словам Марчукова, такой проект предусматривает добавление в конструкцию силовой установки третьего внешнего воздушного контура. Благодаря этому можно добиться низкого удельного расхода топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме.

Над созданием трехконтурного двигателя работают и в США, в частности, на заводах компании GE Aviation. Американские военные называют свой двигатель адаптивным, поскольку он способен адаптировать некоторые удельные характеристики под текущие параметры полета.

При полете на дозвуковой скорости третий воздушный контур будет открыт. Благодаря этому воздушный поток от вентилятора будет проходить через второй и третий контуры и двигатель будет работать практически как турбовентиляторная силовая установка с большой степенью двухконтурности. В таком режиме силовая установка будет иметь несколько бóльшую тягу и существенно меньшее потребление топлива.

При сверхзвуковом же полете третий контур будет перекрываться полностью, а второй частично, благодаря чему двигатель будет работать уже как силовая установка с низкой степенью двухконтурности.

«Во всем двигателе и во всех его узлах сконцентрированы высокие технологии, множество расчетов и сложностей. Они проявляются по-разному. Например, компрессор двигателя является очень сложной конструкцией с точки зрения аэродинамики, но он относительно прост в используемых материалах и технологиях, так как там нет высоких температур. Турбина, напротив, с аэродинамической точки зрения проста, но лопатки турбины испытывают огромные температурные и механические нагрузки, что требует использования сложных материалов, систем охлаждения и длительных испытаний. Современные двигатели для боевых самолетов могут разрабатывать лишь несколько стран, и конструкторская мысль в них развивается схожим образом», — отметил Марчуков.

Сергей Иванов

Российский самолет пятого поколения Су-57 совершил первый полет

Россия успешно завершила дебютный испытательный полет модернизированной версии Су-57, своего истребителя пятого поколения, сообщает РИА Новости, ТАСС .

Су-57 — многоцелевой истребитель, предназначенный для борьбы с наземными, морскими и воздушными целями. Он оснащен технологией малозаметности, позволяющей уклоняться от радаров. Сверхзвуковой летный самолет также может нести широкий спектр вооружений и оснащен передовыми системами авионики, такими как мощный радар, инфракрасный поиск и система предупреждения о приближении ракет в ультрафиолетовом диапазоне.0003 1945 отчет сказал.

Конструкторское бюро Сухого Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), входящей в госкорпорацию Ростех, участвовало в разработке и модернизации Су-57. Дебютный полет был проведен на аэродроме ЛИИ им. Громова и продолжался 56 минут. В ходе полета также было протестировано другое бортовое оборудование, которое будет обеспечивать пилоту поддержку искусственного интеллекта (ИИ), говорится в сообщении агентства.

Встреча России с Су-57

Попытки России производить Су-57 относятся к концу 2000-х годов, когда его двигатели столкнулись с остановкой компрессора. Конструкторы вернулись к более старым двигателям «Сатурн» АЛ-41Ф1, которые использовались на Су-35.

Однако во время испытательного полета в 2010 г. на планере были обнаружены трещины, что означает, что самолет вернулся к чертежной доске, и были введены новые композиты и улучшенная конструкция самолета. Один самолет разбился во время испытаний в 2019 г. и программа, которая должна была поступит в серийное производство в 2017 году, первый самолет поставлен в 2021 году. Следующий год был немного лучше: ВВС России получили еще два самолета в сентябре 2022 года, а поставка еще двух самолетов ожидается до конца года.

Модернизированная версия, дебютировавшая в этом месяце, получила название Су-57М и предлагает возможность установки двигателя второй ступени. Кодовое название этого проекта — «Мегаполис», говорится в отчете Business Insider . СМИ также предполагают, что ОАК установила на Су-57 двигатели «Изделие 30», обеспечивающие большую тягу по сравнению с двигателями АЛ-41Ф-1.

Самые популярные

Сколько самолетов Россия может производить?

Российские ВВС предпочитают большой парк Су-57, самолетов, которые обеспечат им выгодное положение перед американскими F-15, F-16 и F/A-18. С этой целью к 2024 году компания планирует приобрести 22 таких самолета, а четыре года спустя увеличить их число до 76.

Однако недавняя российская агрессия в Украине может серьезно повлиять на эти амбициозные цели. Санкции, введенные западными странами против России, призваны нанести ущерб ее аэрокосмической отрасли. Усовершенствованный самолет, такой как Су-57, который использует ИИ для поддержки функций, потребует большого количества усовершенствованных микропроцессоров.

После вторжения в Украину Россия изо всех сил пыталась поставлять чипы для своих наземных транспортных средств. Вместе с ограничениями на аэрокосмическое сотрудничество это может означать, что российскому 57-му будет сложно взлететь со стадии сборки своего производства. Возможности искусственного интеллекта самолета могут остаться несбыточной мечтой.

Для тебя

наука

Познакомьтесь с женщиной, опровергшей Римана, Гельмгольца и Шредингера.

Элис Кук | 06.10.2022

инновацияИнженер, построивший самолет у себя во дворе, летит с семьей по Европе

Дина Тереза| 02.09.2022

наукаОкаменелости: 6 самых крутых методов, использованных в 2022 году для раскрытия тайн прошлого

Сад Агард| 05.09.2022

More Stories

наука
Неандертальцы вымерли из-за секса, а не войны

Дина Тереза| 01.11.2022

инновации
Инженеры разработали революционный метод получения газообразного водорода в одностадийном процессе

Дина Тереза| 03.11.2022

наука
Схема: проходят ли животные через разрывы отношений? Что открывает наука

Элис Кук| 30.08.2022

Россия заявляет, что модернизированный самолет-невидимка Су-57 наконец-то совершил свой дебютный полет

  • Российский истребитель пятого поколения Су-57 впервые дебютировал десять лет назад.
  • Но Россия изо всех сил пыталась разработать самолет и запустить его в производство.
  • Российские официальные лица теперь заявляют, что модернизированный Су-57 совершил в этом месяце дебютный полет.

LoadingЧто-то загружается.

Спасибо за регистрацию!

Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.

С тех пор как он был официально представлен более десяти лет назад, Москва рекламировала возможности своего истребителя-невидимки Су-57 пятого поколения, превосходящие возможности даже Lockheed Martin F-22 Raptor и Lockheed Martin F-35 ВВС США. Молния 2.

Однако в последние годы Россия столкнулась с трудностями при разработке Су-57 (по классификации НАТО «Felon»), и было произведено всего 10 опытных образцов и шесть серийных самолетов, два из которых были потеряны в авариях во время испытательные полеты.

Несмотря на эти неудачи, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), дочерняя компания государственного технологического конгломерата Ростех, продолжила разработку истребителя — и на этой неделе объявила, что модернизированный Су-57 совершил свой дебютный полет в начале этого месяца.

Российский Су-57.

Ассошиэйтед Пресс

«Конструкторское бюро Сухого в составе ОАК ведет работы по доводке Су-57», — говорится в сообщении пресс-службы ОАК, распространенном ТАСС. «21 октября модернизированный самолет пятого поколения Су-57 совершил свой дебютный полет на аэродроме ЛИИ имени Громова. Пилотировал самолет летчик-испытатель ОКБ Сухого, Герой России Сергей Богдан. пробежал без заеданий».

По имеющимся данным, на улучшенном истребителе Су-57М проводились испытания бортового оборудования с расширенным функционалом, а также ИИ-поддержки экипажа, а также широкого спектра новых видов вооружения.

«В самолете также предусмотрена возможность установки двигателя второй ступени», — говорится в сообщении. Кодовым названием этой инициативы считается «Мегаполис», а текущие исследования и разработки Су-57 получили название «Столица» («столица»).

Поступали сообщения о том, что наиболее важным аспектом этой модернизации является установка новых двигателей «Изделие 30», которые могут обеспечить тягу около 16 тонн вместо нынешних двигателей АЛ-41Ф-1 (изделие 117), которые может обеспечить тягу 14,5 тонн.

Президент России Владимир Путин совершает поездку на Су-57.

Ассошиэйтед Пресс

Одной из примечательных особенностей Су-57 является технология искусственного интеллекта (ИИ), которая может действовать как виртуальный второй пилот, собирать данные с многочисленных датчиков самолета и предоставлять важную информацию человеку-оператору.

ИИ рассматривался как важнейший компонент будущих истребителей «шестого поколения», где бортовые компьютерные кластеры, состоящие из высокопроизводительных защищенных процессоров, могли бы превратить эти самолеты в центры обработки данных в небе.

Это может помочь пилотам быстрее принимать решения.

«ИИ уже является неотъемлемой частью современных истребителей, — сказал аналитик индустрии высоких технологий Роджер Энтнер из Recon Analytics.

Российские Су-57 на МАКС-2019авиашоу под Москвой в августе 2019 года.

Ассошиэйтед Пресс

«Чтобы быть более маневренными, современные самолеты по своей природе нестабильны в полете», — сказал Энтнер 19FortyFive.