От великого заблуждения к великому открытию. Леонардо да винчи вечный двигатель


Почему не работает вечный двигатель Леонардо Да Винчи???

Закон сохранения энергии...

Потому что Винчи уже умер, у него бы работал...

я как то не думала об этом

Ресурс выработал! )))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

скорее всего да, сила трения, потеря энергии, идущая на угасание... наверное надо просто подправить.. ведь все гениальные идеи его работаеют..

в теории это конечно возможно, но где взять столько енергии, неизнашиваемый материал, хотя, я думаю в будущем это возможно

может он никому не нужен))))))

Конструкций вечного двигателя много. На чертежах. Но любой из них остановится как раз из-за тех самых потерь на трении, затухании колебаний, за счёт действия гравитационных сил и т. д. Вечный двигатель невозможен, потому что закон сохранения энергии обойти нельзя. Нельзя получить от системы работу, превышающую сумму затраченных на приведение системы в движение работ. Если конструкция всё же РАБОТАЕТ, то значит, не учли какой-то внешний источник подвода энергии. А оптимизировать работу системы, подняв её КПД, например, до 98% - можно стараться, польза от этого будет, и результат достигнуть можно. Хотя бы теоретически.

Наверное просто никто не пробовал. Попробуй :)

Может у вас получится завести вечный двигатель?

Даже если изобретут неизнашиваемый материал (что, по-моему, невозможно) , вечный двигатель невозможен. Часть инергии будет попросту рассеиваться в окружающую среду. Лучше не забивай себе этим голову. Нравится изобретать - изобретай, что-нибудь интересное и (!) полезное. Но о жизни тоже не забывай. Есть люди, для которых ты дорог. Думаю, не стоит их менять на химер.

Дело в том, что Лео на своих чертежах делал умышленные изменения (шоб никто не слямзил!) . А вечный двигатель не возможен!

потому что не нашлеся еще оди такой же ум который объяснил как бы его собрать

Есть такой психологический термин "Ручная умелость" более развитый у мужчин, а он в том числе зависит от НЕполого гормона, а интеллектуального - тестостерон! Ручонки надо иметь! И острый агрессивный, аналитичный ум!

Ну насчет затрачивается меньше чем выдается - не совсем правы. Тогда и обычное ружье можно признать прототипом вечного двигателя. Ведь затраты энергии на нажатие курка значительно меньше, чем энергия вылетающей пули.<br><br>Другое дело, если вы говорите о КПД. Так вот КПД в атомной энергетике не 100%. Очень много энергии уходит.<br><br>Добавлю: закон сохранения здесь при чем! При постоянной силе воздействия на шарики (потенциальной энергии) мы должны получить движение конструкции (кинетическую энергию). Для того чтобы конструкция пришла в движение необходимо чтобы потенциальная энергия перешла в кинетическую.<br><br>Для того, чтобы было все понятно - найдите центр тяжести этой конструкции, если центр тяжести не над (или под) креплением оси - конструкция вращается (потенциальная переходит в кинетическую). Однако во время вращения что происходит с центром тяжести? По задумке в какой-то момент дожен быть скачёк его в первоначальное полжение после некоторого движения его вниз(т.е. кинетическая перейдет в потенциальную). Однако вот для этого скачка и потребуется дополнительная энергия, поскольку часть необходимой энергии было затрачено на трение.<br><br>Проекты вечных двигателей в основе своей опирались на механику. Как например данный. Но постулат (то есть некоторое недоказуемое, но принимающеся за истину утверждение) термодинамики о том, что "энергия ниоткуда не берется и никуда не изчезает, она просто переходит из одного вида в другой" пока не один строго зафиксированный факт не опровергнул. Когда опровергнет - наука измениться.

мин, по аське у автора спрошу...<br>а кто сказал, что это чертеж вечного двигателя? (действующего)<br>Это заявка в патентное бюро! (прототип). :))

Потому что если он заработает Российская нефть никому нах не нужна будет. А этого мы не допустим =)))))))))))))))))))))))))

Копни в холодный ядерный синтез. там интереснее!

А разьве СОЛНЦЕ не вечный двигатель? Нет??7 Ну тогда ВСЕЛЕННАЯ- двигатель!

touch.otvet.mail.ru

Вечный двигатель Леонардо да Винчи покажут в музее Коваленко

Выставка «Механика Леонардо да Винчи», где представят 30 механизмов по чертежам великого итальянца, откроется в краснодарском художественном музее Коваленко 31 марта в 11.00.

Для экспозиции отобрали самые интересные механизмы да Винчи, наглядно демонстрирующие принципы своего действия и используемые в наше время.

«Все изобретения Леонардо да Винчи, если разобрать их, состоят из простых механизмов, которые изучаются в школе и хорошо знакомы физикам. Механизмы, созданные по чертежам да Винчи, используются в автомобилестроении, авиаконструировании, в часовом деле и других сферах», — отмечает соавтор выставки Алексей Якушечкин.

В XV веке Леонардо да Винчи изобрел и усовершенствовал механизмы, которые и до наших дней не претерпели существенных изменений.

Другие города. Краснодар. Новости

Фото: Парашют — одно из изобретений Леонардо да Винчи.

 

«Его работы легли в основу многих деталей, который используются нами каждый день — это домкраты, подшипники, редукторы, прожекторы и прочие механизмы. Экспозиция будет дополнена репродукциями его живописных работ, анатомических и других рисунков. Все механизмы можно трогать, крутить, с ними можно фотографироваться и внимательно изучать принципы их работы», — отмечают организаторы.

Выставки продлится до 29 мая во втором здании музея по адресу: Краснодар, ул. Красная, 15.

Другие города. Краснодар. Новости

Фото: Примитивный акваланг, изобретенный да Винчи.

 

drugie-goroda.ru

От великого заблуждения к великому открытию

Л.Э.ГЕНДЕНШТЕЙН, ИСМО РАО, г. Москва

[email protected]

(Рекомендуем посмотреть сайт http://pm.far-for.net, где дан материал о более чем сотне вечных двигателей. Почти все рисунки мы взяли именно с этого сайта. – Ред.)

Почему попытки построить вечный двигатель были такими упорными?

Стоит ли всякого, кто в прежние века пытался построить вечный двигатель, считать неграмотным или сумасшедшим? Вряд ли, ведь вечное движение люди видели вокруг себя! По небу вечно движется Солнце, Луна и планеты, вечно вращается вокруг своей оси Земля… Вечно текут реки, и вечно бегут гонимые ветром облака… Люди даже научились использовать вечное движение воды и ветра, построив водяные и ветряные мельницы.

Поэтому неудивительно, что умами учёных и инженеров завладела дерзкая мысль: если вечное движение существует в природе, значит, и человек может создать вечный двигатель и заставить его служить себе! Размышления о создании вечного двигателя не давали покоя многим, даже знаменитому итальянскому художнику и изобретателю Леонардо да Винчи.

С развитием производства потребность в двигателях становилась всё сильнее, а тепловых двигателей ещё не было. А после того, как их изобрели, они долгое время оставались слишком дорогими. Знаменитая картина художника Ильи Репина «Бурлаки на Волге» показывает, как трудно было обходиться без двигателей.

Изобретателя вечного двигателя ожидала вечная слава, к тому же казалось, что великое открытие само идёт в руки. Например, раскрутив тяжёлое колесо, посаженное на хорошо смазанную ось, можно было наблюдать, что колесо крутится очень долго. Казалось, стоит приложить немного смекалки и технического мастерства, изменив конструкцию колеса так, чтобы одна его половина всегда перевешивала другую, и «очень долго» превратится в «вечно». Более того: такое «вечное колесо» будет не только крутиться само по себе, но сможет приводить в движение мельницу или станок, то есть станет вечным двигателем!

Однако все попытки создать вечный двигатель неизбежно заканчивались неудачей. Учёные и инженеры того времени не замечали принципиального различия между вечным движением и вечным двигателем.

В чём же состоит это различие? Вечное движение возможно, если полностью устранить трение. Таким, например, является движение по инерции, когда на тело не действуют другие тела: при этом тело движется вечно с постоянной скоростью. И колесо вращалось бы вечно, если бы можно было устранить трение полностью.

Однако даже при полном отсутствии трения вечный двигатель, т.е. устройство, которое совершало бы работу без потребления энергии, был бы невозможен. Сегодня мы знаем, что это следствие закона сохранения энергии. Но, как мы скоро увидим, этот великий закон обязан своим открытием… именно несостоявшимся вечным двигателям!

Загадки и разгадки «вечных двигателей»

Знакомство с остроумными проектами «вечных двигателей» и нахождение ошибок, неизбежно присутствующих в каждом из них, – вовсе не пустая трата времени! Во-первых, это интересно, а во-вторых, предоставляет прекрасную возможность повторить и применить изученные вами закономерности механических явлений.

Самый древний из известных сегодня проектов вечного двигателя принадлежит индийскому поэту, математику и астроному Бхаскаре, жившему в XII в.

На колесе укреплены длинные закрытые сосуды, наполовину наполненные ртутью. Сосуды расположены под углом к радиусу колеса, поэтому при любом положении колеса в его левой части находится больше ртути, чем в правой. Следовательно, по замыслу изобретателя, колесо должно вращаться против часовой стрелки. В чём состоит ошибка проекта?

В правой части колеса ртути действительно меньше, чем в левой, но зато эта ртуть находится дальше от оси. Расчёт показывает, что моменты сил, с которыми действует на колесо ртуть в левой и в правой частях колеса, в точности уравновешивают друг друга. Поэтому вследствие правила моментов колесо будет находиться в равновесии.

Заманчивая идея построить колесо, которое не может находиться в равновесии и поэтому будет вращаться вечно, идёт сквозь века, покоряя одну страну за другой. Один из первых европейских изобретателей «вечных колёс» – французский архитектор Вийяр д’Оннекур жил в XIII в. Автор был настолько уверен в своем изобретении, что писал: «Многие искусные мастера пытались изобрести колесо, которое вращалось бы само по себе. Вот способ, как создать такое колесо с помощью нечётного числа деревянных молоточков». Рассмотрим этот проект, который привлекал внимание в течение нескольких столетий.

На колесе расположены 7 перекидывающихся молоточков. При любом положении колеса с одной его стороны будут 3 молоточка, а с другой – 4. По замыслу автора, из этого следует, что колесо не сможет находиться в равновесии, т.к. 3 молоточка не могут уравновесить 4 таких же. В чём ошибка проекта?

3 молоточка могут уравновесить 4, если равны моменты сил, вращающих колесо в противоположные стороны.

Любопытно, что более поздние изобретатели «вечных колёс» приводили доводы, противоположные доводам первых изобретателей, – теперь они отдавали предпочтение именно моменту сил! Таков, например, проект, предложенный итальянским инженером Жакопо, жившим в эпоху Возрождения (XV в.).

На колесе укреплены откидывающиеся рычаги. При откидывании рычага момент силы, действующей на колесо со стороны этого рычага, увеличивается, вследствие чего, по замыслу автора (Мариано ди Жакопо из Сиены, 1438 г.) правая часть колеса должна всегда перевешивать левую. В результате колесо должно вращаться вечно. В чём ошибка проекта?

Если подсчитать, сколько рычагов находится с каждой стороны колеса, то мы увидим, что слева рычагов больше! Расчёт показывает, что моменты сил, вращающих колесо в противоположные стороны, в точности равны.

В последующие века изобретатели «вечных колёс» иногда заменяли переливающуюся ртуть и откидывающиеся рычаги перекатывающимися шарами.

Таким, например, был один из проектов Леонардо да Винчи. Как и все другие, он не работал, но выглядел красивее других, – как-никак его создателем был не только великий изобретатель, но и великий художник!

Замечательной простотой подкупает проект «вечного двигателя» с ремнём (или тяжёлой цепью), левая и правая части которой имеют разную длину.

По замыслу авторов, более длинная часть ремня (цепи) должна постоянно перевешивать более короткую часть, вследствие чего цепь не может находиться в равновесии. Опускаясь вниз, правая часть цепи будет вечно вращать колёса, приводя в движение какой-нибудь механизм. В чём ошибка этого проекта?

Колёса 1 и 2 «поддерживают» правую, более длинную часть ремня, вследствие чего обе части ремня в точности уравновешивают одна другую.

«Изобретатели» вечных двигателей не забыли, конечно, и о законе Архимеда! Вот один из проектов.

Вращающийся на оси деревянный барабан частично погружён в воду. По замыслу авторов, на погружённую в воду часть барабана действует, согласно закону Архимеда, выталкивающая сила, направленная вверх. Поэтому барабан должен вечно вращаться. В чём ошибка проекта?

Силы давления воды направлены перпендикулярно поверхности барабана, т.е. к его оси. На рисунке жирными стрелками изображены силы, действующие на разные участки погружённой в воду части барабана. Видно, что эти силы не вращают барабан, а только стремятся искривить ось, на которую он посажен.

Тут может возникнуть вопрос: а разве выталкивающая сила – равнодействующая сил давления воды – не должна быть обязательно направлена вверх? Дело в том, что равнодействующая сил давления воды на все участки поверхности тела направлена вверх, если тело погружено в воду полностью. В данном же случае барабан погружен в воду только частично.

А вот проект «вечного двигателя» Дени Папена. Автор был уверен, что вода в широкой части сосуда будет постоянно перевешивать воду в более узкой его части. В результате жидкость будет выдавливать саму себя в узкую часть сосуда, из которой она выливается в тот же сосуд, и должна возникнуть непрерывная циркуляция воды.

Изобретатели «вечных двигателей» не ограничились, конечно, только механическими явлениями (включая гидростатику). Ещё в 1570 г., до появления знаменитой книги Уильяма Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле», в которой впервые были обобщены первые результаты исследования магнитных явлений, иезуит Иоганн Тэснериус предложил проект вечного двигателя, основанный на притяжении стальных или чугунных шаров магнитом. На приведённом рисунке изображён этот проект – гениальный по своей простоте, но всё равно не работающий.

Вот что написал о нём другой церковник, епископ Уилкинс, также уделивший много внимания проблеме вечных двигателей в книге с характерным для того времени названием «Математическая магия»: «Среди всех изобретений этого рода наиболее достоверным представляется устройство, в котором природный магнит притягивает стальное ядро, движущееся вверх по наклонной плоскости. Приблизившись к магниту, ядро падает вниз через отверстие на плоскости и затем возвращается к тому месту, откуда началось его движение. Далее магнит снова начинает притягивать ядро, заставляя его двигаться вверх до тех пор, пока оно снова не достигнет отверстия и не упадёт вниз. Движение ядра будет вечным, что легко понять, глядя на рисунок». Последняя фраза типична для догалилеевского периода развития науки, опирающегося, следуя древним, на умозрительные доводы, а не на эксперимент. И рисунок, согласитесь, завораживает своей убедительностью! Впрочем, сегодня ошибка этого проекта очевидна: если магнит притянет шар, и он вкатится до верха наклонной плоскости, то тот же самый магнит уже не «отпустит» шар и не даст ему скатиться по вогнутой поверхности. Убедиться в этом проще простого: достаточно поставить опыт.

Было предложено также немало проектов, комбинирующих вечные колеса и силу магнитов, – например, по спицам «вечного колеса» скользили намагниченные бруски, на которые действовали магниты. Конструирование подобных вечных двигателей стало своего рода народным хобби. Так, шотландский башмачник Спенс изготовил «вечный двигатель», в котором использовались магниты, причём его «действующая модель» была настолько убедительной, что известный физик Дэвид Брюстер, тот самый, который открыл закон Брюстера, относящийся к поляризации света, написал об изобретении Спенса в научном журнале «Анналес де хими» в 1818 г.: «Мистер Плэйфер и капитан Катер осмотрели обе машины и с удовлетворением пришли к выводу, что проблема вечного движения решена».

Брюстер был далеко не единственным серьёзным учёным, поддавшимся очарованию идеи вечных двигателей. Он всего лишь «одобрил» проект, предложенный башмачником, а вот такие выдающиеся учёные, как Иоганн Бернулли и Роберт Бойль, сами предлагали проекты вечных двигателей!

Предложенный Бернулли проект был также гениально прост, о чём свидетельствует приведённый рисунок. В сосуд, в котором находится смесь тяжёлой и лёгкой жидкостей, опущена трубка. Верхний конец трубки открыт, а нижний закрыт мембраной, пропускающей внутрь трубки только более лёгкую жидкость из смеси. Тогда под действием давления более тяжёлой смеси оказавшаяся в трубке лёгкая жидкость будет подниматься. И если правильно подобрать высоту трубки, а также соотношение плотностей жидкостей, то, по рассуждению Бернулли, сформулированному со строгостью математической теоремы, лёгкая жидкость поднимется настолько, что будет выливаться из трубки, что и приведёт к вечному круговороту, и «таким образом, движение жидкости будет вечным». А как же опыт? Опыт, считал Бернулли, не только уже поставлен – он продолжает проводиться самой природой «ныне, присно и во веки веков»! Это, по мнению учёного, не что иное, как круговорот воды в природе: Бернулли утверждал, что непрерывный подъём воды в горы и стекание рек в моря обусловлено разностью плотностей солёной и пресной воды.

А Роберт Бойль тот же самый круговорот воды в природе объяснял действием капиллярных сил. И был уверен, что их использование и в самом деле может быть использовано для создания вечного двигателя, гравюра с изображением которого приведена слева. Поднимающаяся по капилляру жидкость должна, по мнению изобретателя, выливаться обратно в сосуд, если длина капилляра не слишком велика.

Польза от «вечных двигателей» всё-таки была!

Можно ли утверждать, что предпринимавшиеся на протяжении нескольких веков попытки построить вечный двигатель были безрезультатными? Вовсе нет! История науки свидетельствует, что отрицательный результат оказывался порой не менее полезным, чем положительный: неудачи заставляли учёных по-новому взглянуть на проблему, что приводило к важным открытиям. Именно такой счастливый конец, как мы сейчас увидим, имела и многовековая история изобретения «вечного двигателя».

Проследим основные вехи этой истории.

Многие годы посвятил изобретению вечного двигателя Леонардо да Винчи, и с каждым новым проектом он всё глубже постигал стоявшую перед ним проблему. Начал он со схем «вечного колеса» (об одном из его проектов мы рассказали выше). Его, конечно, постигает неудача, но он не сдаётся: «Препятствия не могут согнуть меня. Любое препятствие вызывает усилие».

Леонардо пробует использовать выталкивающую силу воды, водяное колесо, Архимедов винт, с помощью которого древние греки поднимали воду для орошения полей. Леонар до всё ещё уверен в успехе, возле одного из своих чертежей он пишет: «Вода возвращается… и этот процесс повторяется неограниченно долго».

Но неудача сменяется неудачей. И тогда Леонардо производит точный расчёт моментов сил для проекта «вечного колеса». Он приходит к выводу: «Суммарный момент сил, вращающих колесо в одну сторону, в точности равен суммарному моменту сил, вращающих колесо в другую сторону». Для того времени это было серьёзное научное открытие, и своим рождением оно обязано проблеме вечного двигателя. Но Леонардо делает и следующий шаг. Он пишет: «Я пришёл к выводу о невозможности существования “вечного колеса”. Поиск источника вечного движения – одно из самых глубоких заблуждений человека».

Итак, в результате своих поисков вечного двигателя Леонардо подходит фактически к открытию закона сохранения энергии: ведь от невозможности вечного двигателя до сохранения энергии всего один шаг! Но чтобы совершить его, понадобилось более трёх веков…

В конце XVI в. нидерландский математик и инженер Симон Стевин предлагает рассмотреть чертёж, ставший знаменитым под названием «Чудо и не чудо». Его можно рассматривать как один из проектов вечного двигателя: кажется, что 2 шара справа не могут уравновесить 4 шара слева, вследствие чего цепочка шаров должна вечно вращаться против часовой стрелки.

Но Стевин был учёным, а не изобретателем вечных двигателей! Поэтому исходя из невозможности вечного двигателя Стевин делает открытие: он находит условия равновесия тел на наклонной плоскости!

На примерах Леонардо да Винчи и Стевина мы видим, как менялось отношение к проблеме вечного двигателя: если ранее учёные и инженеры пытались построить вечный двигатель, считая условия равновесия известными, то теперь они стали находить условия равновесия, исходя из невозможности вечного двигателя.

Однако главный вывод из невозможности создания вечного двигателя сделал Роберт Майер, открыв закон сохранения энергии. Оказывается, Майер пытался построить вечный двигатель*, будучи ещё десятилетним мальчиком! Его постигла неудача – так же, как и всех других изобретателей. Но в отличие от них Майер сделал только одну попытку и более десяти лет размышлял над причинами неудачи. В письме к другу он писал, что эти раздумья и новые наблюдения и привели его к открытию закона сохранения энергии.

Герман Гельмгольц – второй учёный, независимо открывший закон сохранения энергии, – также говорил, что на мысль о сохранении энергии его навели многовековые неудавшиеся попытки создать вечный двигатель.

Интересно, что невозможность вечного двигателя признавалась многими учёными задолго до открытия закона сохранения энергии. Например, Парижская академия наук ещё в 1775 г. (примерно за 70 лет до открытия закона сохранения энергии!) приняла решение не рассматривать проекты «вечных двигателей». В решении Академии записано: «Построение вечного двигателя абсолютно невозможно… При отсутствии трения тело, приведённое в движение, постоянно бы в нём оставалось, но не передавало бы силу другому телу. Поэтому такое вечное движение оказалось бы совершенно бесполезным с точки зрения практической». Как следует из этих слов, французские академики хорошо понимали различие между вечным движением и вечным двигателем!

С появлением сравнительно недорогих паровых машин активность изобретателей «вечных двигателей» заметно снизилась: казалось, что эти машины осуществили вековую мечту человечества о дешёвом и мощном двигателе. Ведь залежи угля казались тогда неисчерпаемыми, нефть и газ ещё даже не начинали добывать, а о загрязнении окружающей среды никто и не помышлял!

«Изобретатели»-обманщики

Большинство изобретателей «вечного двигателя» искренне верили в то, что их ждёт успех. Но были среди них и такие, кто в погоне за деньгами и славой пускался на обман. Их излюбленный приём – скрыть внутри своей таинственной машины настоящий источник энергии, например, сжатую пружину или даже человека.

В чём ошибка проекта «вечного двигателя», схема которого изображена на рисунке?

Литература

Орд-Хьюм А. Вечное движение. История одной навязчивой идеи. – М.: Мир, 1980.

Михал С. Вечный двигатель вчера и сегодня. – М.: Мир, 1984.

Могилевский М.А. Леонардо да Винчи и принцип невозможности вечного двигателя. – Квант, 1999, № 5.

_________________

* Этот проект Майера представлял собой комбинацию водяного колеса с Архимедовым винтом. Не так уж это просто для десятилетнего мальчугана, даже очень смышлёного!

fiz.1september.ru

Леонардо да Винчи

ГЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Наш современник Леонардо

В Политехническом музее Москвы проходит выставка "Мир Леонардо", посвященная 550-летию со дня рождения Леонардо да Винчи (15.04.1452 - 02.05.1519), одного из величайших гениев человечества. Выставка подготовлена к 130-летию со дня основания музея. Художник, скульптор, инженер, ученый и философ, Леонардо оставил потомкам десятки живописных шедевров - картин и фресок, сотни набросков и эскизов, свыше семи тысяч страниц рукописей, чертежей и технических рисунков - плоды своих творческих поисков.

Леонардо жил и творил в период Возрождения - эпоху возвращения к идеалам гуманизма, основанным на воззрениях античных мыслителей. Их портретами и макетами технических устройств, сделанных по эскизам Леонардо, и открывается экспозиция. Основу выставки составляют экспонаты, привезенные из Национального музея науки и технологии им. Леонардо да Винчи (г. Милан, Италия), - инженерные конструкции и механизмы, построенные в наше время также по эскизам Леонардо. На стенах залов помещены суждения Леонардо о науке и жизни, о технике и природе, о Вселенной и человеке. Часть этих высказываний приведена ниже.

После открытия выставки в помещении музея прошла международная научная конференция "Творческое наследие Леонардо да Винчи". На ней отмечалось, что многие изобретения и технические идеи мастера были осуществлены лишь в последнее столетие. Научное наследие Леонардо стало доступно для изучения только в конце XVIII века, но записи разрознены, а многие и утеряны. Некоторые заметки до сих пор не удалось расшифровать: Леонардо использовал неразборчивое "зеркальное" письмо, сокращая слова. А кое-что пока остается неразгаданной тайной, ждущей своих исследователей.

"...Живопись - наука и законная дочь природы..."

Родился Леонардо в местечке Винчи близ Флоренции, в семье богатого нотариуса по имени Пьеро. Заметив выдающиеся способности сына к живописи, отец отдал его в обучение к известному итальянскому художнику и скульптору Андреа дель Верроккьо (копию памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони, выполненного Верроккьо для Венеции, можно видеть в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Под его руководством мастерство Леонардо быстро растет. Бесчисленные эскизы и наброски, говорящие об острой наблюдательности молодого художника, фиксируют мимику, жесты, позы и движения людей в различных эмоциональных состояниях, соответствующих композиционному замыслу. В эти годы им были написаны всемирно известные полотна - "Благовещение" (ок. 1472) и так называемая "Мадонна Бенуа" (1478). Тогда же (1475) он делает карандашный рисунок долины Арно - первую полностью пейзажную работу эпохи Возрождения. А подружившись с астрономом Паоло Тосканелли, хранителем флорентийской библиотеки, Леонардо начинает интересоваться наукой и техникой.

"Я хочу создавать чудеса"

В 1481 или 1482 году Леонардо приглашают на службу в Милан, к правителю города Лодовико Сфорца, с поручением основать академию художеств. В качестве учебного пособия для слушателей академии Леонардо пишет "Трактат о перспективе" - вступление к циклу работ о живописи, о пропорциях человеческого тела и его движениях, о передаче светотени. На то же время приходится его творческий расцвет как художника - достаточно упомянуть хотя бы фреску "Тайная вечеря" (1495), и занятий живописью Леонардо не оставляет до конца своей жизни. Последние его рисунки пером и карандашом, изображающие катастрофические природные катаклизмы, датируются 1514-1516 годами. В 1500 году Леонардо покидает Милан, и остаток своих дней проводит в непрестанных переездах. Но именно в Милане он начинает работать в качестве военного инженера, архитектора, гидротехника, создателя множества механизмов, инженерных сооружений и технических устройств. К этому периоду жизни да Винчи относятся заметки по строительной механике, теории построения сводов и арок. Проницательными наблюдениями и остроумными техническими находками Леонардо обогатил практически все области современной ему науки. Очень немногое из изобретенного им удалось претворить в жизнь. Часть выдающихся конструкторских догадок намного опередили свое время, оказавшись невостребо ванными. Это детально проработанные эскизы и подводной лодки, и мягкого водолазного скафандра с ластами, и бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка, и парашюта, непосредственно связанного с воплощением давней мечты человечества о полете.

Одна из наиболее интересных страниц многогранного технического творчества Леонардо - изучение возможности полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Он стал первым исследователем, вплотную занявшимся этим вопросом. В его записях есть формулировки баланса сил, возникающих при горизонтальном полете аппарата, способа управления им путем изменения геометрии крыла, принципа возрастания его устойчивости при понижении центра тяжести.

Конструкции летательных машин Леонардо да Винчи создавал, опираясь на исследования механизма полета птиц. Он считал, что "птица - действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти, со всеми движениями его, но не со столькими же возможностями..." Поэтому и конструировать он стал орнитоптер - самолет с машущими крыльями, приводимыми в движение человеком. В рукописях Леонардо есть десятки изображений разнообразных его конструкций, имеющих целый ряд интересных инженерных решений. Это и поворотное хвостовое оперение, управляемое движением головы пилота (именно так на ряде современных боевых вертолетов наводят на цель ствольное оружие), и убирающиеся лестницы, по которым поднимается на борт летчик (шасси на легких, медленно летящих самолетах не складывают и сейчас - неужели Леонардо учитывал сопротивление воздуха при полете?), и обтекаемый корпус аппарата в форме лодки (возможно, единственного в то время предмета с наименьшим сопротивлением движению в сплошной среде). Понимая, что мускульных усилий человека для полета не хватит, конструктор повышает мощность взмахов крыла, применяя двигатель.

В XV веке знали только два механических двигателя - ветряной и водяной, до изобретения портативной паровой машины и двигателя внутреннего сгорания оставалось более трех веков. Поэтому Леонардо заложил в устройство своего летательного аппарата механизм с наибольшей удельной мощностью (отношением полной мощности механизма к его массе) - натянутый лук, то есть пружину. Этот же двигатель присутствует и во многих других его конструкциях - крепостных арбалетах, катапульте, самодвижущейся тележке. По мысли изобретателя, объединенные усилия мускулов пилота и натянутого лука поднимут аппарат в воздух, а уж в горизонтальном полете пилот обойдется своими силами.

Однако орнитоптер, который Леонардо долго (до 1505 года) пытался создать, подняться в воздух не может в принципе: даже объединенной мощности пружинного двигателя и мышц человека для этого недостаточно (что поняли только сравнительно недавно). Но и Леонардо в конце концов осознал бесперспективность идеи машущего полета и начал разрабатывать аппарат с неподвижными крыльями, управлять которым предполагалось перемещением небольших элементов крыла. Аналогичную схему имеют и современные планеры, первые полеты на которых начались только в конце XIX века.

Еще один проект летательного аппарата с вертикальным взлетом - прообраз вертолета - тоже остался на бумаге. Однако он интересен тем, что конструктор использовал подъемную силу винта, который, правда, должны были раскручивать вручную несколько человек. Сегодня неработоспособность всех этих конструкций очевидна, но тогда Леонардо в мыслях поднимался на них в воздух, и поднимался высоко: для полетов в тумане и в облаках, без ориентиров, он создал прибор, измеряющий крен аппарата, - прообраз современного авиагоризонта. А для измерения силы ветра сконструировал устройство, которое практически без изменений применяется на современных метеостанциях.

Поразительно количество устройств и механизмов, спроектированных Леонардо. Здесь и шагомер, и одометр (устройство для измерения расстояния, пройденного экипажем), и механическая пила с вертикальным полотном. Токарный станок с педальным приводом он снабдил - возможно, впервые - массивным маховым колесом, которое обеспечивало равномерное вращение. К вертелу для жарения мяса в очаге он приделал передачу от крыльчатки, установленной в дымовой трубе. Чем сильнее горит огонь, тем быстрее вращается вертел, не давая мясу подгорать, - прекрасный пример устройства с обратной связью. Печатный станок Леонардо дополнил устройством для автоматической подачи листов бумаги. Он сконструировал калориметр для измерения объема пара, полученного при кипячении определенного количества воды. Основной его частью был поршень, движущийся в цилиндре, - тоже, вероятно, первое механическое устройство такого рода.

"Пусть не читает меня... Тот, кто не математик"

Особое внимание уделял Леонардо да Винчи механике - "рае математических наук", как он ее называл, видя в ней ключ к тайнам мироздания. Он проводил чисто научные исследования, экспериментально определяя коэффициенты трения скольжения и качения, и пришел к идее шарикового подшипника. В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, начиная от простейшей, так называемой цевочной, где зубьями колес служат цилиндрические шпеньки (она до сих пор применяется в недорогих устройствах, например в механических будильниках), до весьма сложной глобоидной червячной, в которой поверхность ведущего элемента (винта или червяка) имеет вогнутую форму и охватывает ведомую шестерню под большим углом. Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот; сконструировал коническую и спиральную передачи; придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов - пространственных и плоских зубчатых зацеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. Оно послужило фундаментом, на котором спустя века выросла классическая инженерная механика.

Занимаясь вопросами гидравлики, Леонардо впервые исследовал внутреннее течение жидкости, наблюдая за поведением зернышек проса в ней сквозь стеклянную стенку, и, видимо, был первым, кто обнаружил и зарисовал турбулентные вихри, возникающие "от препятствия, помещенного внутри потока" (1508-1514). Сегодня аналогичный способ - с крупинками пластика вместо проса - широко применяется для изучения различных гидродинамических эффектов. Почти за 200 лет до Торричелли Леонардо пытался получить вакуум в опрокинутых колбах, вставленных в чаши с водой. При помощи диаграмм он показывает, как "...потоки воды двух каналов, сталкиваясь один с другим, объединялись и поворачивали под прямым углом...", и дает конкретные рекомендации по строительству дамб и укреплению берегов рек. Леонардо заметил и качественно описал многие явления гидродинамики значительно раньше Ньютона и Бернулли.

С давних времен наиболее гармоничным и приятным для глаза считалось соотношение пропорций предмета (скажем, длины фасада здания и его высоты), равное 1,6180..... Эта величина появляется при решении многих геометрических задач, она была известна уже Евклиду. Но Леонардо да Винчи дал ей название, знакомое даже тем, кто не знает математики, - "золотое сечение".

"Создания людей будут причиной их смерти..."

История человечества, к сожалению, во многом сводится к истории войн, которые оно вело.

Не остался в стороне от создания оружия и Леонардо. Он конструирует катапульты и крепостные арбалеты, действующие за счет упругости деревянных или стальных пружин (все того же лука). Но уже изобретен порох, и в германии действует первый пороховой завод (1340). Меняется военная тактика: высокие крепостные стены, которые нелегко было взять штурмом, не могут устоять против артиллерии. Леонардо проектирует укрепление нового типа - с прочными стенами и орудийными площадками на них. Одновременно он конструирует орудия, которые заряжаются не с дула, а с казенной части, многоствольную артиллерию залпового огня, разрывные бомбы, снаряженные картечью, удлиненные снаряды, снабженные стабилизатором и пороховым ускорителем. Среди его эскизов - боевая бронированная машина, круглая в плане, вооруженная артиллерией. Для уничтожения неприятельских кораблей он предлагает создать подводную мину, которую ввинчивает в днище судна экипаж подводной лодки или водолаз. Впервые подобная мина была применена во время войны между Севером и Югом в США (1860-е годы), а водолазы-диверсанты появились только во время Второй мировой войны.

"Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь..."

Леонардо да Винчи был человеком Возрождения в самом полном смысле этого слова. Диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой. Он изучал строение человеческого тела и сам занимался анатомированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудочка сердца. В области ботаники ему принадлежит открытие гео- и гелиотропизма растений, а его зарисовки могут служить иллюстрациями к учебникам.

Леонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал построить обсерваторию, записав: "Сделай стекла, чтобы смотреть на полную Луну". Он ясно понимал, что наша планета - не центр мироздания, ее размеры в масштабах Вселенной ничтожны, а звезды на самом деле значительно больше Земли и число их огромно: "Подумай теперь, на что похожа наша звезда с такого большого расстояния, и представь, сколько звезд может находиться между нами со всех сторон во всем темном пространстве". Он знал, что глаз проецирует на сетчатку перевернутое изображение, и сконструировал камеру-обскуру, чтобы наглядно показать это. Леонардо открыл закон отражения света, описав его словами, знакомыми со школы. А игру цвета в пятнах масла на воде и на крыльях птиц и бабочек он объяснял преломлением света (до открытия явления интерференции Ньютоном оставалась не одна сотня лет).

Значительный вклад внес Леонардо в геологию. Исследуя морские отложения и окаменелости в различных слоях осадочных пород гор Италии, он пришел к выводу, что там когда-то было морское дно, причем море неоднократно наступало и уходило. Эти выводы противоречили учению церкви о "втором дне творения", когда земля раз и навсегда была отделена от суши. Леонардо да Винчи вряд ли был атеистом, но к служителям церкви относился с большой долей иронии и скептицизма: "Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни, и владения, и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это и есть способ подружиться с Богом".

Очень близко подошел Леонардо к понятию инерции, известному ныне в виде Первого закона Ньютона (который когда-то назывался принципом Леонардо). Он писал: "Движение стремится к сохранению, или движущиеся тела продолжают двигаться до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движителя - начального импульса. Ничто не может двигаться само собой, движение вызвано действием чего-то другого. Этим другим служит сила". Отсюда исследователь делает вывод: построить "вечный двигатель", устройство, работающее само по себе, без воздействия внешней силы, без притока энергии извне, невозможно. "О искатели вечного движения, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках! Прочь идите вместе с делателями золота!" Французская Академия наук пришла к этому выводу и прекратила рассматривать проекты "вечных двигателей" только в XIX веке, но "искатели вечного движения" не угомонились и сегодня...

Леонардо да Винчи умер во Франции. Лишенный покровительства высоких особ, в бедности и одиночестве, разочарованный и угнетенный. Его проекты, чертежи и записи оказались никому не нужны. Да и сам он не стремился их обнародовать. Картины разошлись по свету, не оцененные в должной мере: гениальная "Джоконда", например, украшала ванную комнату какого-то из аристократа Европы. В одной из последних записей он вопрошает себя: "Скажи мне, сделано ли тобою что-нибудь хоть когда-нибудь?.. Сделано ли что-нибудь? Сделано ли?.."

Время ответило на этот вопрос. Сделано было много. Настолько много, что сегодня, спустя пять с половиной веков, творческое наследие Леонардо да Винчи изучают, его научно-технические и художественные традиции, этические и эстетические принципы служат примером в деле воспитания и образования. В этом смысле Леонардо да Винчи - наш современник, и он останется современником для грядущих поколений.

С. ТРАНКОВСКИЙ.

Мысли Леонардо Да Винчи

Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет скорее не ум свой, а память. Хорошая ученость родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, нежели следствие, больше будешь ты хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования. И хотя природа начинается с причины и заканчивается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину. Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти... Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными... Тот, кто порицает высшую точность математики, кормится за счет путаницы и никогда не отступится от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню. Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. Две слабости, опираясь одна на другую, рождают силу. Так половина мира, опираясь на другую, делается устойчивой. Счастливы будут склоняющие свой слух к словам мертвых: читать хорошие произведения и соблюдать их. Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать.

Фрагмент автопортрета Леонардо да Винчи служит эмблемой выставки "Мир Леонардо".

Выставку "Мир Леонардо" открывает директор Политехнического музея Гурген Григорьевич Григорян.

Экспонаты, присланные на выставку из Национального музея науки и технологии им. Леонардо да Винчи. Все они выполнены в середине XX века по рисункам и эскизам Леонардо.

Бронированный фургон, вооруженный артиллерией. В движение его приводит вручную сам экипаж.

Колесная тележка с пружинным двигателем. Пружину - стальной лук - заводят двумя рукоятками.

Эскиз бронированного фургона (1). Многоствольное артиллерийское орудие, которое заряжалось с казенной части (2). Эскиз морской мины, которую мог ввинчивать водолаз в деревянное днище судна (3). Лодка с водяным колесом, которая двигается против течения, наматывая на барабан канат с закрепленным концом (4). Вертолет с несущим винтом из плотной ткани (5). Конструкция машущего крыла, копирующего движения птицы (6). Эскиз первого парашюта, выполненный в 1495 году (7).

Роспись потолов зала во дворце правителя Милана Сфорца. Фреска, написанная Леонардо да Винчи в конце XV века, занимала площадь около 900 квадратных метров.

Карандашный рисунок долины реки Арно - первая работа эпохи Возрождения, полностью посвященная пейзажу. На рисунке надпись, сделанная Леонардо: "День святой Марии в снегах

nauka.relis.ru

Вечный кругооборот

Перпетуум-мобиле, «вечный двигатель», был мечтой человечества. Начиная со Средневековья изобретатели пытались спроектировать фантастический аппарат, который работал бы безостановочно. «Вечный двигатель», устройство, существовавшее пока в умах изобретателей, символически олицетворяло вечный круговорот природных сил. Механические, магнетические и гидравлические методы приведения машины в движение работали только на бумаге, поскольку физические законы не позволяли осуществить замысел. Несмотря на это, и сегодня находятся энтузиасты, которые верят в чудо — в вечно работающую машину, которая берет энергию «из ничего».

В 1840 г. один механик из Лондона сделал весьма диковинный колокол: на деревянном диске помещались два коротких костыля, к каждому крепилась круглая металлическая чаша, обращенная внутрь. Из центра чаши торчал штифт. В свою очередь, к каждому штифту был прикреплен отвесный лакированный столбик. Сверху конструкции оба столбика соединялись металлическим хомутом, из центра которого свисала нить. К нижнему концу нити на уровне металлических чаш был привязан железный шарик, звонко ударявший попеременно в обе чаши по нескольку раз в минуту. Весь аппарат накрывался высоким стеклянным колпаком в форме цилиндра. Колокол работает и по сей день. Он находится в собственности Кларендонской лаборатории Оксфордского университета. На момент своего появления аппарат был признан «вечным двигателем», то есть таким фантастическим прибором, который способен работать непрерывно без применения посторонней движущей силы.

Секрет своеобразного колокола заключается в бумажных столбиках. Каждый из них сделан из 2000 попеременно чередующихся небольших дисков из цинковой жести и бумаги, пропитанной окисью трехвалентного марганца. Столбики представляют собой сухие электрические батареи, подключенные к металлическим чашам-колоколам, между которыми образуется потенциал напряжения порядка 2000 вольт. Железный шарик, выполняющий функцию языка колокола, ударяясь в одну из чаш, заряжается и отталкивается от нее, притягиваемый второй чашей. Физики подсчитали, что аппарат проработает до начала нового столетия, прежде чем иссякнут егс батареи. Идея конструкции принадлежит физику из Вероны Джузеппе Дзамбони.

В модель Леонардо да Винчи был заложен принцип трансформации переменного движения в непрерывное. Он напряженно работал над проектом «вечно движущейся» машины, о чем можно судить по многочисленным наброскам. Именно поэтому в конце концов он пришел к выводу, что все усилия создать перпетуум-мобиле были тщетными. Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения отвергал возможность создания «вечного двигателя».

Подобных «вечных двигателей» было созданс немного. Изобретатели искали принцип «подлинного» вечно движущегося устройства, которое, впрочем, невозможно с точки зрения физики. Античные мыслители об этом подозревали и не ломали голову над созданием перпетуум-мобиле, Аристотель категорически заявлял, что непрерывное движение можно допустить только у небесных светил, а в подлунном мире оно немыслимо. Противоположную точку зрения высказали лишь индийские философы в XII в. Они преследовали религиозную цель: найти на Земле ключи к невероятным, космическим явлениям. В основе любой теологической системы индуизма лежит учение о карме, признающей личное бессмертие.

Сделай колесо из легкого дерева

Кармические законы вечны и действуют автоматически. На земном уровне символическим выражением кармы, по мнению индуистских монахов, служит вечный круговорот — безостановочное вращение «вечного двигателя».

Первое конкретное упоминание о создании подобной машины относится приблизительно к 1150 г. В наставлениях индуистского ученого Бхаскары читаем: «Сделай колесо из легкого дерева и размести по окружности полые перекладины... Перекладины поверни под углом, чтобы они немного отклонялись от перпендикуляра. Затем наполни эти полые перекладины (до половины) ртутью. Если это колесо насадить на ось, укрепленную на двух опорах, то оно будет вращаться само по себе». Полые перекладины монтируются под наклоном. Благодаря этому по трубчатым перекладинам, наклоненным вниз, ртуть устремляется от центра колеса, а по трубкам, наклоненным вверх, — наоборот, к центру. Бхаскара полагал, что масса ртути будет давить на более «длинное» в данный момент плечо рычага с одной стороны колеса, создавая здесь постоянное усилие. Только точные вычисления, которые не мог сделать древний изобретатель, показали, что обе стороны колеса должны находиться постоянно в равновесии.

Практически невозможно было сконструировать такую машину, но сама идея быстро обрела приверженцев. Первыми ее подхватили арабы. Им не удалось воплотить в жизнь описанные у Бхаскары и других индийских ученых проекты, и они сами изобрели многочисленные «вечные двигатели» больших размеров, родственные по конструкции, например, механизмы с деревянными шарнирными рычагами, смонтированными радиально на шестерне, вращавшейся на горизонтальной оси.

Благодаря арабам идея создания «вечного двигателя» скоро попала в Западную Европу. Математик Леонардо да Пиза (Фибоначчи) и архитектор Виллар де Онекур создали многочисленные варианты тяжелых агрегатов перпетууммобиле. Европеец XII в. придавал «вечно движущемуся» устройству такое же значение, как и его индийские изобретатели. Ему хотелось создать на Земле вечный круговорот, являющийся, по Аристотелю, прерогативой небесных сфер. Это означало ни больше, ни меньше как желание поставить себе на службу космические силы.

После бесчисленных и бесплодных попыток достичь поставленной цели чисто механическим путем Гильом Доверн, епископ Парижа, в 1233 г. разработал теорию на основе магнитных сил, которая нашла сторонников и в том числе одного из наиболее значительных физиков христианского Средневековья Пьера Демарикура. В магнитных силах он видел проявление силы Божьей, а источником космических магнитных сил он считал небесный полюс. Ученый намеревался подключиться к энергии небесного полюса с помощью магнетического перпетуум-мобиле. В основу одного из изобретений ученого был положен отшлифованный магнитный камень шарообразной формы, который крепился на оси и мог вращаться. Если настроить ось на небесный полюс, то дальше камень, по мнению физика, сам по себе всегда должен поворачиваться в его сторону. В 1269 г. Пьер Демарикур в письме своему другу Сигеру де Фукакуру дал подробные указания, как следует строить «вечный двигатель» на магнетическом принципе. Вскоре эта идея захватила выдающиеся умы Европы и была воплощена в многочисленных моделях. Излишне говорить о том, что и этот прибор никогда не работал.

Не добившись успехов с помощью механических и магнетических принципов, конструкторы перешли к гидравлическим устройствам. Принцип сифона был известен еще с античных времен. В устройстве «вечного двигателя» это использовал Витторио Дзонка, зодчий из Падуи, около 1600 г. Изобретателю пришла в голову замечательная мысль — сделать сточную трубу значительно толще всасывающей. В сточной трубе должна возникнуть, по идее изобретателя, большая сила всасывания, которая должна привести в действие механизм сифона — при условии, что всасывающая труба будет опущена ниже, чем сточная. Вода по сливу сточной трубы лилась на мельничное колесо, затем разливалась в стороны и вновь возвращалась в сборный резервуар, куда опускался конец всасывающей трубы. Естественно, данное изобретение функционировало лишь на бумаге.

Хитроумная конструкция мельницы Якопо де Страда, которая приводилась в движение Архимедовым винтом. С 1575 по 1580 г. он набросал несколько проектов перпетуум-мобиле, в том числе и этот причудливый элеватор.
Сколько тщетных проектов!

Универсальный гений Леонардо да Винчи посвятил несколько десятилетий интенсивным поискам работоспособной конструкции перпетуум-мобиле, разработав множество различных проектов. Судя по многочисленным эскизам мастера, можно заключить, что по крайней мере поначалу он относился к своим занятиям очень серьезно. В 1493 г. он записал: «О, вы, спекулирующие на идее вечного движения, сколько тщетных проектов вы породили в поисках ее осуществления! Не пора ли вам объединиться с искателями золота (алхимиками)!» А спустя два года он прибавил в той же связи: «Тот, кто отрицает логику вещей, выдает свое невежество».

Однако адресованное невежественным изобретателям нравоучение Леонардо не помешало интеллектуальной элите континента — представителям ордена иезуитов, основанного в 1534 г., — спустя полтора столетия приступить к напряженным поискам действующей конструкции «вечного двигателя». Почти все видные члены ученого ордена Кристоф Шайнер, Марио Беттини, Никколо Кабео, Джованни Баттиста, Риччиоли, Атанасиус Кирхер, Каспар Шотт и Франческо Лана, большинство из которых жили и творили в XVII в., — разработали самые разные механические и гидравлические «вечно движущиеся» машины, которые хотя и основывались на широко известных принципах, но зачастую оказывались столь усложненными, что их основная идея, а с ней и осознание нереальности замысла были не до конца ясны даже самим изобретателям.

В 19—20-х гг. XVIII в., казалось бы, наконец наметился прорыв. Иоган Эрнст Элиаз Бесслер из г. Циттау в Саксонии, сам себя называвший Орффиреусом, на средства ландграфа Карла Гессен-Кассельского построил в замке Вайсштайн громадную машину, в сердце которой непрерывно без дополнительных приводов вращалось колесо диаметром 3,4 м. Машина, не имевшая никакого постороннего двигателя, поднимала груз весом до 35 кг. Своим изобретением этот человек, побывавший за свою жизнь монахом, солдатом, знахарем и механиком, произвел фурор в аристократической и ученой среде. Видные естествоиспытатели и инженеры, такие, как физик из Лейдена Биллем Якобс-Гравезанде, немецкий математик Кристиан Вольф, создатель паровых машин Й.Е. Фишер из Эрлаха и знаменитый ученый-универсалист Готфрид Вильгельм Лейбниц, решительно вступились за гениального Орффиреуса и его машину, несмотря на то, что Гравезанде и Лейбниц ранее опровергали возможность создания перпетуум-мобиле: один как математик, другой — с точки зрения прикладной науки. Тем не менее абсолютной уверенности в достижении цели не было ни у кого. Разоблачить великого мастера в шарлатанстве удалось не естествоиспытателю, а въедливой служанке, которая в 1727 г. проболталась, что машина приводилась в движение человеческой рукой из соседней комнаты.

Великий мастер — шарлатан

Разумеется, и после Леонардо да Винчи не было недостатка в критиках идеи «вечного двигателя», но изобретатели «вечно движущейся» машины также не переводились. Больше всего гротескных идей и необычных устройств дала эпоха барокко — благодаря интересу ко всему новому. В 1775 г. Парижская королевская академия наук приняла решение более не рассматривать патентные заявки на перпетуум-мобиле.

Но изобретатели многих стран по-прежнему подавали заявки на оформление патента на «вечный двигатель», и время от времени такие патенты выдавались вплоть до нашего времени. Слишком ловко они маскировали свои подделки псевдонаучными расчетами и невероятно сложными описаниями принципа работы.

Hosted by uCoz

tainy2007.narod.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики