Водородный двигатель ракетный: Кислородно-водородный двигатель повышенной мощности для ракеты «Ангара-А5» прошёл огневые испытания

«Роскосмос» создаст водородный двигатель для «Ангары»

https://ria.ru/20200723/1574757595.html

«Роскосмос» создаст водородный двигатель для «Ангары»

«Роскосмос» создаст водородный двигатель для «Ангары» — РИА Новости, 23.07.2020

«Роскосмос» создаст водородный двигатель для «Ангары»

«Роскосмос» принял решение создать водородный двигатель для ракеты «Ангара», рассказали РИА Новости в пресс-службе госкорпорации. РИА Новости, 23.07.2020

2020-07-23T03:17

2020-07-23T03:17

2020-07-23T09:15

хочу стать космонавтом

роскосмос

ангара (ракета)

космос — риа наука

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/06/1d/1573608165_0:265:3170:2048_1920x0_80_0_0_696d6c23c7d1a6110f690a5c6f0ae8a8.jpg

МОСКВА, 23 июл — РИА Новости. «Роскосмос» принял решение создать водородный двигатель для ракеты «Ангара», рассказали РИА Новости в пресс-службе госкорпорации. Это позволит разработать носитель повышенной грузоподъемности, а в перспективе — ракету с многоразовыми ступенями, уточнил собеседник.На прошлой неделе сообщалось, что компания будет форсировать проект. В то же время по данным на 2019 год решения об использовании в ракете водородного двигателя еще не было, но он был создан на уровне чертежей и получил название РД-0150, заявлял в интервью агентству гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.Двигатели РД-0150 планируется использовать в ракете «Ангара-А5В» на ее третьей ступени, что позволит сделать из нее ракету повышенной грузоподъемности. Благодаря водородным двигателям «Ангара» должна поднимать на низкую околоземную орбиту 37 тонн полезного груза, а не чуть больше 20 тонн, как может обычная тяжелая «Ангара-А5». А уже на базе «Ангары-А5В» планируется к разработке ракета с многоразовыми ступенями «Ангара-А5МВ».

https://ria.ru/20200720/1574586626.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

internet-group@rian. ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/06/1d/1573608165_46:0:2777:2048_1920x0_80_0_0_07e3d7b87e34b0413d42be86c8a45bf4.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

роскосмос, ангара (ракета), космос — риа наука, россия

Хочу стать космонавтом, Роскосмос, Ангара (ракета), Космос — РИА Наука, Россия

МОСКВА, 23 июл — РИА Новости. «Роскосмос» принял решение создать водородный двигатель для ракеты «Ангара», рассказали РИА Новости в пресс-службе госкорпорации.

Это позволит разработать носитель повышенной грузоподъемности, а в перспективе — ракету с многоразовыми ступенями, уточнил собеседник.

На прошлой неделе сообщалось, что компания будет форсировать проект. В то же время по данным на 2019 год решения об использовании в ракете водородного двигателя еще не было, но он был создан на уровне чертежей и получил название РД-0150, заявлял в интервью агентству гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов.

Двигатели РД-0150 планируется использовать в ракете «Ангара-А5В» на ее третьей ступени, что позволит сделать из нее ракету повышенной грузоподъемности. Благодаря водородным двигателям «Ангара» должна поднимать на низкую околоземную орбиту 37 тонн полезного груза, а не чуть больше 20 тонн, как может обычная тяжелая «Ангара-А5». А уже на базе «Ангары-А5В» планируется к разработке ракета с многоразовыми ступенями «Ангара-А5МВ».

20 июля 2020, 11:59

«Роскосмос» сообщил о замечаниях при установке ракеты «Союз» на Байконуре

Двигатель для полета на Луну. «Пламенные моторы» Архипа Люльки

Двигатель для полета на Луну

Ударную мощь Военно-воздушных сил США в 60-е годы составляли тяжелые бомбардировщики. В этой области мы тогда отставали – таких самолетов у нас не было в достаточном количестве. Руководство страны решило дать своеобразный ответ – перейти на изготовление ракет. Смелое и, по-видимому, слишком радикальное решение…

Тонко чувствуя политический климат, Архип Михайлович Люлька добился в правительстве задания на разработку перспективных двигателей для ракетной техники. Началась интенсивная работа в тесном контакте с выдающимися конструкторами – С.П. Королевым, В.П. Глушко, В.Н. Челомеем. Был создан оригинальный двигатель на основе новейшего топлива – жидких кислорода и водорода с высокими термодинамическими параметрами.

Последующие годы показали, что наши двигатели, предназначенные для ракет, исследующих глубокий космос и дальние планеты, были эффективнее.

Генеральные конструкторы A.M. Люлька, В.П. Глушко и начальник КБ M.A. Молчанов во время разработки двигателей для системы «Энергия» – «Буран» – 70 – 80-е годы.


60-е годы XX века – время ракетного бума. Авиацию закрывали. Несколько выдающихся авиационных ОКБ перевели на ракетную тематику. В том числе ОКБ С.А. Лавочкина.

Ракетное деяние Н.С. Хрущева коснулось и ОКБ Люльки. Заказы на турбореактивные двигатели для самолетостроения сократились, их производство пришлось останавливать. Люльковцы вынуждены были перепрофилировать КБ на жидкостный реактивный двигатель, надеясь, что наступившее при Хрущеве охлаждение к авиации временное. Так оно потом и вышло. Самолетная тематика вернулась. А в то время главный конструктор Сергей Павлович Королев строил ракету Н-1 для полета космонавтов на Луну. Н-1 называли «Наука-1» и «Лунник». На третью ступень Н-1 он решил установить кислородно-водородный двигатель. В КБ его назвали изделием 11 Д-57. Создать этот двигатель поручили генеральному конструктору Люльке. Вел эту тему в КБ главный конструктор Михаил Афанасьевич Кузьмин. Ранее по этой тематике он работал в Куйбышеве в КБ Н.Д. Кузнецова. Газодинамические расчеты были у Михаила Михайловича Гойхенберга, в связи с их необычностью его направили в НИИ-1 поучиться расчетам ЖРД. Отдел горения возглавлял Борис Леонидович Бухаров. Турбонасосными агрегатами занимался Михаил Александрович Постников. Конструкторским отделом по проектированию камеры сгорания и газогенераторов руководил Анатолий Максимович Хартов.

В 60-е годы XX века в руководстве страны произошло охлаждение к авиации. Несколько авиационных КБ перевели на ракетную технику, в том числе и ОКБ Люльки. Пришлось создавать жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) к ракете Н-1, которую строил С.П. Королев, для полета космонавтов на Луну. На третью ступень Н-1 в КБ Люльки проектировали кислородно-водородный двигатель с тягой 40 тонн, названный 11Д-57М. Он прошел госиспытания, но из-за неудач с запуском ракеты Н-1 на Луне первым побывал американец.

Тяга проектируемого ракетного двигателя составляла 40 тонн. Первые образцы камеры сгорания и реактивного сопла были сделаны в опытном производстве ОКБ «Сатурн», в дальнейшем их делали на заводе «Металлист» в Куйбышеве.

Люльковцы, приверженные самолетостроению, и ракетный двигатель проектировали на принципах авиации. До этого двигатели ЖРД были одноразовые. Употреблялись всего один раз, и поэтому многое в них было сварное. В КБ Люльки создавали двигатель многоразового использования, и потому в нем все разъемное, разборное, его можно собирать, разбирать, сколько нужно. Это было большим новшеством для ракетной техники. Так как двигатель такого типа создавался впервые, для него отрабатывалось очень много совершенно новых технологических процессов. Многие конструкторы, инженеры, технологи стали обладателями авторских свидетельств на оригинальные изобретения. На модификации двигателя 11Д57М впервые было применено «сдвижное сопло». Задняя неохлаждаемая сверхзвуковая часть сопла была убрана, а в нужный момент она выдвигалась и автоматически стыковалась с основной охлаждаемой частью.

Михаил Афанасьевич Кузьмин, лауреат Ленинской премии, главный конструктор ЖРД для полетов на Луну.

С приходом в КБ главного конструктора Михаила Афанасьевича Кузьмина Люлька разделил конструкторское бюро на два подразделения: одно занималось авиационными двигателями, другое – созданием ЖРД, его возглавил М.А.Кузьмин.

В отделе, которым руководил Борис Леонидович Бухаров, разрабатывалась камера сгорания двигателей 11Д54 и 11Д57. Там работали в основном молодые инженеры одного выпуска: Ю. Канахин, А. Волков, В. Беркович и В. Геллер. Атмосфера была творческая, ведь создавали абсолютно новый двигатель, аналогов которого в СССР не было. Из отдела Бухарова все молодые инженеры стали в КБ руководителями среднего звена, а Ю.П. Марчуков, М.М. Гойхенберг и А.И. Волков – главными конструкторами. Выходец из этого же отдела А.М. Хартов стал директором завода. Модели камеры сгорания и газогенератора испытывали на стендах Государственного института прикладной химии (ГИПХ) под Ленинградом в отделе будущего известного ученого, доктора технических наук Г.П. Потехина.

* * *

В 1960 году правительственное постановление предписывало через три года создать ракету-носитель «Наука» (Н-1) на 40–50 т полезной нагрузки для полета космонавтов на Луну. В дальнейшем проект многократно пересматривался, требуемая мощность ракеты росла, сроки переносились. И вот наконец экспертная комиссия под председательством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша в ноябре 1966 года дала положительное заключение на эскизный проект лунной экспедиции. Для ее осуществления предполагалось использовать ракетоноситель Н-1, который должен доставлять на опорную околоземную орбиту комплекс массой 95 тонн. Это давало возможность высадить на Луну одного космонавта, оставив второго члена экипажа на орбите вокруг нее. Февральским постановлением 1967 года предусматривалось начать летные испытания в третьем квартале 1967 года. К тому времени уже было известно, что американцы стартуют к Луне в 1969 году, но нашим специалистам, совершенно в духе времени, было указано – советский космонавт должен побывать там первым.

В реализации отечественной лунной программы участвовали многие авиапредприятия. Ведь в начале 60-х по распоряжению Н.С. Хрущева происходило сокращение парка военных самолетов, и многие авиационные заводы лишились заказов.

Моторное КБ и завод по изготовлению двигателей для реактивной авиации, возглавлявшиеся генеральным конструктором академиком А.М. Люлькой, активно участвовали в лунной гонке. К ее началу под руководством этого выдающегося конструктора после первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1 были созданы ТР-2, ТР-3, АЛ-5 и АЛ-7Ф. Эти двигатели устанавливались на восьми типах реактивных самолетов.

Однако в 1960 году КБ и заводу поручили разработать проект кислородно-водородного ЖРД 11Д54 для третьей ступени Н-1. Впоследствии Сергей Павлович Королев решил, что этот двигатель должен применяться в качестве маршевого для полета корабля с космонавтами на Луну. Двигатель получил индекс 11Д57.

С самого начала проектирования нового двигателя для решения широкого комплекса проблем, связанных с внедрением нового топлива, велись совместные работы с рядом ведущих НИИ (НИИТП, ГИПХ, ЦИАМ, ВИАМ, НИАТ, НИИ-Химмаш, НИИКРИОГЕНМАШ, ВВИА им. Н.Е.Жуковского и др.).


К моменту выхода постановления Правительства СССР производственная база КБ и завода Люльки не соответствовала во многом специфическим условиям изготовления узлов и сборки ЖРД. Пришлось проделать большую работу по перестройке опытного производства и созданию специальных стендов для испытаний узлов и агрегатов ракетного двигателя. В 1964–1967 годах проводились поисковые работы с целью выбора оптимальной организации рабочего процесса в этом ЖРД, системы охлаждения и конструкции его узлов. Было спроектировано, изготовлено и испытано много вариантов основных узлов в модельном и натурном исполнении.

Вследствие применения различных проектных решений оказалось возможным использование одновального однотурбинного турбонасосного агрегата в сочетании со стоящими перед ним бустерными насосами окислителя и горючего. Эти агрегаты, несколько повышая давление компонентов, позволяют применить легкие баки с низким давлением, обеспечивая бескавитационную работу основных насосов. Бустерные насосы можно устанавливать непосредственно в баках кислорода и водорода. Этот прием сокращает осевые линейные размеры двигателя и расход компонентов на захолаживание системы при запуске. Длина двигателя 3600 мм, диаметр сопла 1860 мм.

* * *

В бригаде компрессоров в январе 1961 года была создана группа по разработке элементов конструкции насосов для ЖРД 11Д54. В ней стал работать молодой специалист Олег Никутов. Он был подключен к Б.И. Николаеву, с которым они проектировали и создавали установки для отработки подшипников и уплотнений на модельных компонентах. Установки получились очень громоздкими, металлоемкими и сложными в эксплуатации. Поэтому в дальнейшем от них отказались, так как было принято решение вести доводки подшипников и уплотнений непосредственно на модельных насосах, что себя впоследствии полностью оправдало.

Приказом А.М. Люльки была создана бригада конструкторов во главе с М.А. Постниковым, которой поручили разработку насосов, работающих на жидком водороде и жидком кислороде.

Опыта и практики в создании таких насосов в ОКБ еще не было, поэтому решили двигаться новым путем. Вместо центробежных насосов, как было принято на других фирмах, стали разрабатывать для жидкостных ракетных двигателей осевые насосы.

Олегу Никутову поручили проектировать конструкцию осевого 10-ступенчатого насоса. Он разработал вначале 3-ступенчатый насос, который на модельной жидкости (воде) прошел испытания в ЦИАМе и подтвердил расчетные характеристики.

Однако первые испытания натурного 10-ступенчатого осевого насоса на модельной жидкости выявили его уязвимость. Выбранные радиальные зазоры 0,2 мм оказались недостаточными, а их увеличения на 0,1 мм дало падение напора на 10 %. Предстояла тяжелая доводка параметров этого насоса. «Главный конструктор по ЖРД Михаил Афанасьевич Кузьмин, – вспоминает Олег Николаевич Никутов, – имел большой опыт в разработке подобных изделий. Под его непосредственным руководством бригада во главе с Р.Е. Беленьким разработала альтернативную конструкцию центробежного двухступенчатого насоса горючего и центробежного насоса окислителя, доводка которых впоследствии была передана в нашу бригаду. Мне была поручена доводка центробежного насоса горючего. Пришлось столкнуться со многими проблемами, искать простые и оригинальные решения. Были разработаны и опробованы различные варианты конструкций. Как показали потом испытания, замечаний к их работе почти не было».

С согласия Архипа Михайловича в порядке оказания технической помощи документы по изделию «57» были переданы на Воронежский КБХА, которое в то время приступило к проектированию двигателя РД-180.

Двигатель 11Д57 был предназначен для применения на высотных ступенях космических ракет, имел ресурс 800 с и номинальную тягу 40 тс.

Данный двигатель предполагалось использовать на последней ступени носителя Н-1, для полета на Луну.

Кроме того, он мог быть предназначен для универсального использования на космических летательных аппаратах. Его работоспособность проверена на соплах с различными характеристиками, с радиационными и регенеративными насадками. Схема двигателя и конструктивное выполнение агрегатов управления обеспечивает плавное изменение параметров при запуске и останове двигателя. Зажигание в газогенераторе и камере сгорания – пиротехническое.

Когда А.М. Люлька получил задание разработать жидкостный ракетный двигатель на кислороде и водороде для ракеты Н-1, он отобрал для своего КБ 22 выпускника МАИ с факультета авиационных двигателей, где сам читал лекции и консультировал дипломников. Среди них было много иногородних. А.М. Люлька выделил всем в новом заводском доме общежитие и добился для них московской прописки, что было в те времена непросто.

Альберт Волков, Владимир Беркович, Олег Орлов и другие попали тогда по распределению в бригаду ведущего конструктора П.И. Шевченко. Бригада занималась разработкой, проектированием и испытаниями камеры сгорания авиационных двигателей. Параллельно в ней была образована группа по созданию газогенераторов жидкостных ракетных двигателей, в которую вошли Волков и Беркович.

Группа, которой руководил начальник бригады А.Н. Щелоков, спроектировала и испытала газогенератор для КБ генерального конструктора Н.Д. Кузнецова, работавший на кислороде и керосине. Чертежи передали в Куйбышев, ныне Самара. Газогенератор установили на двигателях для 1-й и 2-й ступеней ракеты Н-1, где он прошел успешно наземные испытания. Этой группе поручили также создание газогенератора и пороховой пусковой камеры двигателя для зенитной управляемой ракеты (изделие «53») главного конструктора П.Д. Грушина; с заданием молодые люльковцы отлично справились. Чертежи были переданы на серийный завод в Ленинград. Модификацией этой ракеты 1 мая 1960 года был сбит высотный американский разведчик У-2. Летчик Пауэрс катапультировался. В Колонном зале был суд над ним.

Наземные испытания ракеты Н-1 проходили на стенде в Химках с жидкостным ракетным двигателем, там их впервые увидели конструкторы. Основной работой для них стало проектирование газогенератора для двигателей 11Д54 и 11Д57. Было разработано несколько вариантов. Они различались по смесеобразованию и охлаждению.

Главным в создании газогенератора ЖРД было получение равномерного поля температур на выходе из газогенератора. Архип Михайлович часто приходил в бригаду, смотрел новые компоновки и результаты испытаний по полям температур, подсказывал оригинальные решения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вечный двигатель

Вечный двигатель
Мы за пять минут дошли до станции метро «Чистые пруды», за пятнадцать доехали до станции «Автозаводская», за три минуты дошли до нужного пятого подъезда (дом профессора находился метрах в десяти от выхода из метро), и за две минуты доехали в лифте до

Как запустить двигатель 

Как запустить двигатель 
Мотыгино для енисейских летчиков – дом родной. Мы постоянно работали там в командировке: развозили по окрестным деревням местный народ, почтовые мешки и посылки, выполняли санзадания, а раз в неделю даже летали в Красноярск, с посадкой в

Как запустить двигатель 

Как запустить двигатель 
Мотыгино для енисейских летчиков – дом родной. Мы постоянно работали там в командировке: развозили по окрестным деревням местный народ, почтовые мешки и посылки, выполняли санзадания, а раз в неделю даже летали в Красноярск, с посадкой в

18. «С ЗЕМЛИ НА ЛУНУ»

18. «С ЗЕМЛИ НА ЛУНУ»
Опережая на столетие «Аполло-IX», но по той же траектории, что и он, космический корабль мчится к Луне. Роман печатается в «Журналъ де Деба» в 1865 году, затем выходит отдельной книгой. «Гаттерас» выпускается в свет в 1866 году. Жюль Верн работает над «Детьми

Как мы падали на луну

Как мы падали на луну
Наши войска добивали фашистов в логове, а мы собирались на Грайфсвальд. Город у Балтийского моря. Порт. Железобетонные укрепления. Их не берут артиллерийские снаряды. Нужны бомбы. Тяжелые. Мы готовимся в ночь. Под моим самолетом висит длинная, как

«КОГДА МЫ ПОЛЕТИМ НА ЛУНУ?»

«КОГДА МЫ ПОЛЕТИМ НА ЛУНУ?»
— Так вы, видно, кое-что почитывали из моего, — говорит вскоре Циолковский, которому я поспешил рассказать о том, как еще в детстве искал в журналах и книгах все, что связано так или иначе с его работой. — Смотрите, пожалуйста, не ожидал! Большею

1.12 К Луне и на Луну

1.12 К Луне и на Луну
Ей — черепки разбитого ковша,
Тебе — мое вино, моя душа.
У. Шекспир. Сонет 74
Первый лунник сконструировали в ОКБ-1 уже в 1958 году, а запустили в январе следующего года. С тех пор Королев и его соратники держали Луну на постоянном прицеле. Автоматические

1.

18 В Англию, в Америку… на Луну

1.18 В Англию, в Америку… на Луну
В конце 1990 года я встретился с академиком Р. З. Сагдеевым. Он только что вернулся из Америки, куда переехал к своей новой американской жене. Роальд Зенурович сравнил свой переезд в Новый Свет с полетом на Марс. Мне не пришлось улетать так

Соперничество США и СССР в высадке человека на Луну

Соперничество США и СССР в высадке человека на Луну
Для понимания нужно вернуться к концу 50-х и началу 60-годов. Именно СССР первым запустил искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года, США сделали это спустя 4 месяца.Первым человеком, полетевшим в космос 12 апреля 1961 г., был

Атомный двигатель

Атомный двигатель
В конце 50-х годов появилась идея применить атомную энергию в авиации. Кому она принадлежала, сейчас точно никто не помнит, кажется, военным. Предполагалось создать атомный двигатель для длительного барражирования наших самолетов, охраняющих воздушные

«Если папа скажет мне полезть на Луну — я полезу»

«Если папа скажет мне полезть на Луну — я полезу»
Сталин как-то пожаловался М. А Сванидзе, что Василий и Светлана «преступно быстро забыли мать». Обратим внимание на эти слова — «преступно быстро». Точно речь идет о его врагах, к которым он был беспощаден вплоть до

Бензиновый двигатель

Бензиновый двигатель
Ознакомимся в общих чертах с тем, как устроен и как работает бензиновый мотор. Главную часть каждого такого двигателя составляет один или несколько цилиндров, каждый из которых представляет из себя как бы стакан от 3-х до 6-ти дюймов[ 9 ] в поперечнике и

Вечный двигатель

Вечный двигатель
К тому времени, как их ринулись изобретать умные головы, маясь дурью, двигателей этих, и первого, и второго рода, человечество обрело уже столько, что не вдруг и не всякий с определенностью мог сказать, который из них действительно вечный. Вера. Надежда.

Двигатель и сердце

Двигатель и сердце
Это уже второй мотоцикл, который я покупаю в Шанхае. Первый отобрала полиция – я и погонять на нем толком не успел. Раны от той трагедии, кажется, уже затянулись.Давным-давно я вынашиваю мечту – пересечь Китай на мотоцикле. Следует отметить, что

Двигатели | Синий Происхождение

Синие двигатели

Синие двигатели

Наш подход к двигателям

Ракеты многоразового использования требуют высокопроизводительных двигателей, способных к глубокому дросселированию для мягкой посадки. Наше семейство двигателей, созданных для многоцелевого использования, используется в ракетах следующего поколения для коммерческих и гражданских целей, обеспечения национальной безопасности и пилотируемых космических полетов.

Blue Engines проектируются, разрабатываются и производятся в нашей штаб-квартире в Кенте, штат Вашингтон. Сейчас мы готовимся к серийному производству нашего самого мощного двигателя ВЕ-4 в Хантсвилле, штат Алабама. Все наши двигатели и двигательные подсистемы проходят тщательные испытания и сертификацию в Ван Хорне, штат Техас.

ДВИГАТЕЛЬ

ВЕ-3

BE-3 — первый новый ракетный двигатель на жидком водороде, разработанный для производства в Америке более чем за десятилетие.

Исследуйте BE-3

Двигатель

БЭ-4

Первый многоступенчатый двигатель внутреннего сгорания с высоким содержанием быка, изготовленный в США, будет питать новое поколение американских орбитальных ракет.

Исследуйте BE-4

ДВИГАТЕЛЬ

БЭ-7

BE-7 представляет собой высокопроизводительный двигатель с двойным детандерным циклом, изготовленный по аддитивным технологиям, развивающий тягу 40 кН (10 000 фунтов силы).

Исследуйте BE-7

Двигатели Blue’s

История развития

Двигатель Пропеллент Тяга
БЭ — 1 Пероксид 9 кН (2000 фунтов силы) на уровне моря
БЭ — 2 Керосин + Пероксид 140 кН (31 000 фунтов силы) на уровне моря
СБ — 15:00 Жидкий водород + жидкий кислород 490 кН (110 000 фунтов силы) на уровне моря
БЭ — 3U Жидкий водород + жидкий кислород 710 кН (160 000 фунтов силы) в вакууме
БЭ-4 Сжиженный природный газ + жидкий кислород 2400 кН (550 000 фунтов силы) на уровне моря
БЭ-7 Жидкий водород + жидкий кислород 40 кН (10 000 фунтов силы) в вакууме

Жидкий водород — предпочтительное топливо для исследования космоса

Жидкий водород — предпочтительное топливо для исследования космоса

 

Несмотря на критику и первые технические сбои, укрощение жидкого водорода оказалось одним из самых значительных технических достижений НАСА. . . . Водород — легкое и чрезвычайно мощное ракетное топливо — имеет самую низкую молекулярную массу среди всех известных веществ и горит с чрезвычайной интенсивностью (5500°F). В сочетании с окислителем, таким как жидкий кислород, жидкий водород дает самый высокий удельный импульс или эффективность по отношению к количеству потребляемого топлива из всех известных ракетных топлив.

Centaur поднят в башню «J» для испытаний в Пойнт-Лома, начало 1960-х годов. Кредит: Локхид Мартин

Поскольку жидкий кислород и жидкий водород являются криогенными газами, которые можно сжижать только при чрезвычайно низких температурах, они создают огромные технические проблемы. Жидкий водород необходимо хранить при температуре минус 423°F и обращаться с ним крайне осторожно. Чтобы предотвратить его испарение или выкипание, ракеты, работающие на жидком водороде, должны быть тщательно изолированы от всех источников тепла, таких как выхлоп ракетного двигателя и трение воздуха во время полета через атмосферу. Как только транспортное средство достигнет космоса, его необходимо защитить от лучистого тепла Солнца. Когда жидкий водород поглощает тепло, он быстро расширяется; таким образом, вентиляция необходима для предотвращения взрыва резервуара. Металлы, подвергающиеся воздействию сильного холода жидкого водорода, становятся хрупкими. Более того, жидкий водород может просачиваться через мельчайшие поры в сварных швах. Решение всех этих проблем потребовало огромного количества технических знаний в области ракетного и авиационного топлива, которые более десяти лет культивировались исследователями из Лаборатории летных двигателей Льюиса Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA) в Кливленде.

Сегодня жидкий водород является фирменным топливом американской космической программы и используется другими странами для запуска спутников. В дополнение к Atlas, Boeing Delta III и Delta IV теперь имеют верхние ступени на жидком кислороде / жидком водороде. Эта комбинация топлива также сжигается в главном двигателе космического корабля «Шаттл».