Сравнение искусства и науки: Чем отличается искусство от науки

Сравнительный анализ философии, искусства и науки — Студопедия

Поделись  

В мировой философии имеются две тенденции: она сближается либо с наукой, либо с искусством. Философия, выступая ядром духовной культуры, неразрывно связана с основными общечеловеческими ценностями: истиной, красотой, добром. Своей онтологической и гносеологической стороной она тесно сближается с наукой. Многие критерии науки — объективность, рациональность, доказательность, истинность и другие — первоначально были выработаны в философии. Эти критерии применимы к части содержания философского знания, поэтому некоторые философы (Гегель) считают философию наукой. Однако философия, в отличие от науки, не останавливается на объективной картине мира. Она вписывает туда человека, выводит его из сферы обыденности, придает его жизни смысл и открывает путь к совершенным ценностям. Философия изучает объекты не сами по себе, а так, как они представлены в сознании. Она размышляет над знанием об объектах. Рефлексия — это взгляд на мир сквозь призму субъектно-объектных отношений. Философское знание есть знание интерпретационное и диалогичное.

Философия и наука стремятся к истине, однако истины философии не имеют эмпирической проверки, они проверяются в ходе истории. Критерием истинности является совокупный опыт человечества.

Наука использует теоретические познавательные средства, она подвластна логике, но в жизни есть много субъективного, чувственного. В философии теоретическое и чувственное связано. Философская деятельность — это духовная жизнь, это поле поиска и обретение логических и экзистенциальных смыслов.

Философия тесно связана с искусством. Она характеризуется личностным характером, чувственно-эмоциональным отношением к миру. Искусство — это образное освоение мира, в нем превалирует индивидуальное, единичное. Оно отражает общее, типическое в конкретных, живых образах. Философское знание тоже является личностным. Философия является попыткой личностного познания сущего. Если научные истины в своем существе безлики, то в философии влияние личности отражается на результатах познания. В философии эмоциональный заряд меньше, чем в искусстве, но больше, чем в естествознании. Философским и художественным произведениям свойственно чувство вкуса, чего нет в науке. В содержание философского знания входят специфические для искусства компоненты, например, художественная картина мира. Она предполагает наличие у философов чувства красоты. Общефилософская картина мира содержит в себе также эмоциональное отношение человека к миру, мирооценку, с точки зрения судеб индивида и общества. Родственность философии и искусства подтверждается и тем, что многие философские труды нередко имели форму художественных произведений, а многие поэты и писатели были философами-мыслителями. «Красота спасет мир» — эти слова относятся и к философии, и к искусству. И философия, и искусство характеризуются особым, эмоционально-обострённым отношением к бытию человека.

Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные науке и искусству. Они являются компонентами его внутреннего содержания. В философском знании представлены все имеющиеся в культуре знания: здесь они переплетены и дают интегральное целое. Философия — и наука, и эстетика, и этика.

В функциональном плане философия, наука и искусство имеют родственные функции: познавательную, воспитательную, оценочную и т.п. Философия, кроме того, уясняет самые общие основания культуры вообще, в том числе и науки. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки обрабатываются в сфере философии. Философия дает ценностные основания науки и выступает методологией научного познания. Однако, в отличие от науки, ее методы носят всеобщий характер. Главная функция философии — наполнение жизни человека высшим смыслом, непреходящими ценностями. Реализация этой функции предполагает использование достижений всей духовной культуры.



Философия и искусство

Искусство
и философия — важнейшие сферы культуры,
которые, являясь формами самосознания
культуры, занимают в логике культурных
форм полярные места. Искусство вырастает
на основе остенсивных форм культуры
(форм демонстрации и непосредственного
представления культурного содержания),
а философия — на ветви форм-принципов
(форм, выражающих глубинные основания
деятельности, дающих свободу человеку
в отношении деятельности). Для искусства
характерно непосредственное «слияние»
человека (художника или зрителя) с миром,
созданным произведением, а для философии
характерна рефлексивная и даже критическая
позиция человека (философа и его читателя)
к миру, который предстает в философии.

Связь
искусства и философии многостороння:
они могут быть связаны тем, что вырастают
из одной культуры, они могут быть связаны
тем, что проникают друг в друга —
искусство философствует, а философия
становится искусством, они связаны и
тем, что искусство постоянно входит в
круг размышлений философии.

Сходство
философии и искусства состоит в том,
что в их произведениях широко представлен
эмоционально-личностный компонент, они
всегда индивидуальны. Однако, если
философ выражает проблему с помощью
понятий, абстракций, обращаясь к тонкости
ума, то деятель искусства выражает
проблему через художественные образы,
пробиваясь к нашему разуму через
пробужденные им чувства. И философия,
и наука, и религия, и искусство создают
свою картину мира, дополняя друг друга.

Однако,
в отличие от искусства, философия делает
упор на разум, а не на эмоции, на логику,
а не на фантазию и интуицию.

Культурологическое
сходство искусства и философии проявляется
в ряде моментов:

а)
Искусство и философия основываются на
очевидности и интуиции: для искусства
— это интуиция чувственного восприятия
(априори аффективного, как назвал ее
Дюфренн), для философии — интеллектуальная
интуиция (intuitus
mentis
,
как назвал ее Декарт)

б)
Для
искусства и философии важна целостность
связи мира и человека, о которой искусство
говорит как о красоте, а философия —
как о бытии.

в)
Интересы искусства и философии,
выступающих различными формами
самосознания культуры, сходятся, в конце
концов, в одной точке — что собою
представляет человек, и каково его место
в мире. Для искусства эта проблема
оборачивается интересом к человеку как
индивидуальности, а для философии она
превращается в обсуждение конечных
оснований человеческой жизнедеятельности.

Говоря
о тех чертах, которые роднят философию
и искусство, отметим следующие:

  • Вместе с тем философия
    и искусство связаны с социальностью,
    с общественным, публичным существованием
    человека.

  • И философия и
    искусство сохраняют значимость и
    жизненность индивидуального, особенного,
    в отличие от абстрактной всеобщности
    науки.

  • И художественное
    и философское произведение остаются
    неразрывно связанными с духовным
    поиском их автора.

  • Философию и искусство
    роднит и сам способ творчества – особая
    роль интуиции, вдохновения и спонтанности.

  • И философия, и
    искусство опираются на естественный
    язык. Естественный язык и его символичность,
    его смысловая многозначность становятся
    в философии и искусстве «участниками»
    творчества, а не инструментом для
    выражения готовой мысли. Так что автору
    никогда до конца не ясно, что удалось
    сказать.

Говоря
же о различиях философии и искусства,
отметим следующее:

  • Искусство говорит
    на языке образов, а философия говорит
    на языке рассуждений. Образность
    доминирует в искусстве, а концептуальность
    – в философии.

  • Философия обращена
    к собственным основаниям, требует
    удерживания их в контексте рассуждения;
    художественное творчество – спонтанно.
    Художник – медиум, пророк, ему требуется
    вдохновение муз. От философа требуется
    последовательность и умение сформулировать
    в явном виде свои предпосылки.

Сходство:
один и тот же предмет – человек.

Различия:
искусство отражает и творит мир и
человека на эмоциональном уровне,
создавая художественные образы, философия
же – на уровне понятий, категорий создаёт
стройное учение, которые близки с наукой.

Открыто для обсуждения: в чем разница между искусством и наукой?

В старших классах вам нужно пройти множество обязательных курсов, но обычно у вас есть определенный выбор. Вы можете брать факультативы в таких областях, как музыка или язык, или вы можете посещать курсы более высокого уровня по академическим предметам. Ваш выбор часто делят на две большие категории. В одном у вас есть курсы по естественным наукам, технологиям, инженерии и математике, а в другом — по искусству и гуманитарным наукам. Если вы нарисовали категории на диаграмме Венна, возможно, вам захочется расположить круги рядом друг с другом, практически не перекрывая друг друга, но действительно ли искусство и наука так уж отличаются друг от друга?

Безусловно, между занятиями наукой и искусством есть существенные различия. Цель науки — создать новое понимание того, как устроен мир, и разработать практические решения для решения таких проблем, как изменение климата. Художники стремятся вызвать чувство прекрасного или эмоциональную реакцию с помощью своей работы, будь то танец, музыка, живопись или другой вид искусства. Наука призвана быть объективной и руководствоваться данными; искусство субъективно и находится под сильным влиянием чувств и мнений.

Несмотря на то, что результаты науки и искусства совершенно разные, вовлеченные в них процессы имеют неоспоримое сходство. Чтобы вводить новшества и вдохновлять, ученые и художники должны создавать что-то оригинальное, до чего никто еще не додумался и не пробовал.

Однако это не означает, что открытия в науке и искусстве начинаются с нуля. И ученые, и художники опираются на то, что известно или уже существует. Ключ в том, чтобы смотреть на вещи под другим углом, устанавливать новые связи и прокладывать новые пути. Пути часто извиваются, натыкаясь на обходные пути и тупики, но в конечном итоге они ведут к прогрессу.

Художник-ученый

Существует множество примеров из жизни, показывающих, что люди могут интересоваться как искусством, так и наукой — вам не нужно выбирать одно из другого. Легендарный рокер Брайан Мэй, соло-гитарист Queen, получил докторскую степень. в астрофизике. Актриса Лиза Кудроу из сериала «Друзья» изучала биологию. Комик Кен Чжон, снимавшийся в голливудских фильмах и телешоу, в том числе в «Сообществе», был врачом до того, как занялся актерским мастерством.

Возможно, самым известным западным историческим деятелем, который был и художником, и ученым, является Леонардо да Винчи. Да Винчи известен своими картинами, особенно Мона Лиза. Но он также был известен во многих областях науки и техники; он придумал изобретения, намного опередившие свое время, в том числе парашют и калькулятор.

Менее известной, но не менее блестящей была Мария Сибилла Мериан, новаторский натуралист и художник 17-го века. В мельчайших деталях она проиллюстрировала жизненные циклы насекомых. Ее тщательные наблюдения помогли развеять мнение о том, что насекомые самопроизвольно возникают из разлагающихся веществ, таких как гниющие фрукты.

Искусство как мост к науке

Иногда научное открытие лучше всего понять, проводя искусные сравнения. Поскольку химия и другие науки иногда имеют дело с абстрактными понятиями, ученые часто используют физические модели для объяснения своих идей. Например, ученые и инженеры обратились к оригами, японскому искусству складывания бумаги, чтобы копировать природные структуры, а также как к универсальному инструменту для разработки новых решений. В другом примере теория относительности Альберта Эйнштейна иногда поэтично объясняется таким образом, который вызывает чувства: Когда вы сидите с кем-то, кто вам нравится, час подобен минуте, но если вы прикоснетесь к горячей плите, минута подобна часу.

Все это ведет к вам, вашему выбору и восприятию искусства и науки. Какие связи вы видите между ними? Как будет выглядеть ваш путь, если вы продолжите учиться, учиться и творить? Процесс самоизобретения включает в себя сложные решения, точно так же, как создание новой теории или сочинение симфонии. Как вы примените оригинальность к принятию решений, зависит только от вас!

Разница между наукой и искусством

Наука и искусство
 

Различие между наукой и искусством связано с характером изучаемых предметов. Теперь кажется таким простым и почти естественным верить в дихотомию предметов между наукой и искусством и маркировать предмет как относящийся к науке или искусству. Мы знаем, какие предметы относятся к потоку науки, а какие к потоку искусства. Хотя времена меняются, и везде есть прогресс, были культуры, в которых считалось, что научные предметы хороши для мальчиков, а девочки считались подходящими для изучения искусства. Мы знаем это и, возможно, гораздо больше, но когда дело доходит до определения различий между наукой и искусством, большинство из нас ничего не понимает. На самом деле перед мальчиками и девочками после сдачи экзамена на 10+2 возникает своего рода дилемма выбора между наукой и искусством. Эта статья, пытаясь провести различие между наукой и искусством, надеется помочь таким студентам. Мы также попытаемся понять разницу между наукой и искусством на некоторых примерах.

Что такое наука?

Наука — это теоретический предмет, изучающий окружающую нас среду, включая живущих в ней существ. Он изучает, как все функционирует и как что-то возникает. Давайте перейдем к занятию, которое поможет вам понять, что такое наука. Дайте молекулы кислорода и водорода и предоставьте все возможности, чтобы заставить эти молекулы взаимодействовать в соответствии с установленной процедурой для получения воды. Вы увидите, что каждый, кто пытается сделать воду, должен следовать одной и той же процедуре; в противном случае он не может надеяться получить воду из молекул водорода и кислорода. Из этого эксперимента мы можем понять следующее. Если у нас одни и те же входные данные и одна и та же процедура для достижения результата, результат всегда будет одинаковым, однородным и стандартизированным. Это наука, и это процесс, посредством которого мы получаем стандартизированные продукты по всему миру.

Если рассматривать все в практической форме, то все является наукой. Это потому, что даже красивый зеленый лист, который есть на дереве, добавлен не просто для того, чтобы добавить красоты окружающей среде. Именно там обеспечивается питание дерева посредством фотосинтеза. Однако величайшие из ученых и математиков, имевшие видение и создававшие новые творения, были настоящими художниками. Остальные — просто ученые, поскольку они следуют тому, что уже было сказано и написано. Ученый пытается оправдать свои творения. Основой обоснования является представление естественных процессов для научного творчества.

Наука — это объяснение естественных вещей, которые мы можем видеть, слышать или чувствовать. Наши предки не знали, что такое молния, и испугались или связали ее со сверхъестественными силами. Но благодаря науке, особенно принципам физики, мы знаем все, что стоит за молнией как естественным процессом. Это не означает, что те явления, которые не могут быть объяснены с помощью науки, не существуют. То, что сегодня не может объяснить наука, остается в сфере искусства или, как ее называют, метафизики.

Что такое искусство?

Искусство — это очень свободная предметная область, где вы можете наблюдать за окружающей средой, существами, а также своими собственными мыслями. Мы можем выбрать, чтобы показать их так, как мы хотим. Вот несколько примеров, которые помогут вам понять, что такое искусство. Дайте лист бумаги, все цвета и кисти и попросите разных людей придумать картинку скалистой горы издалека. Вы получите столько ответов на заданный вами вопрос, сколько людей попытаются ответить. Это связано с тем, что каждый человек имеет свое индивидуальное восприятие Скалистых гор и, таким образом, использует различные цветовые сочетания, чтобы создать изображение, которое, по его мнению, лучше всего соотносится с оригиналом.

Предоставьте сталь, шины, двигатель и все внутренние детали и попросите разных людей сделать автомобиль. Вы будете удивлены, увидев столько разных автомобилей, сколько людей принимают вызов.

Эти эксперименты ясно демонстрируют тот факт, что мы можем создавать вещи, используя одни и те же входные данные и различные процессы. Вывод не является стандартным и зависит от восприятия людей. Это то, что мы называем искусством. На рынке так много продуктов, которые сделаны с использованием научных принципов, но мы предпочитаем те, которые сделаны так, чтобы выглядеть красиво и эстетично. Именно здесь наука и искусство сливаются воедино при создании продукта. Автомобиль является прекрасным примером для этого.

Если мы мыслим интеллектуально, все вещи являются искусством, потому что даже лист дерева создан так, чтобы иметь красивый цвет и форму, которые подходят к окружающей среде. Каждый художник пытается оправдать свое творение. Основа оправдания мыслится в случае с художником.

В чем разница между наукой и искусством?

• Объективность и субъективность:

• Наука объективна.

• Искусство субъективно.

• Теория и концепция:

• Наука теоретична.

• Искусство концептуально.

• Природа:

• Наука основана на теориях и гипотезах, и каждое явление или устройство можно объяснить с помощью науки.

• Искусство не нуждается в доказательствах, оно не может быть доказано.

 

Изображения предоставлены:

  1. Наука через Pixabay (общественное достояние)
  2. Анаморфотная игрушка Myrna Hoffman от Myrna Hoffman (CC BY-SA 3.