Аполлон 1: 50 лет со дня пожара, унесшего жизни экипажа «Аполлон-1»

50 лет со дня пожара, унесшего жизни экипажа «Аполлон-1»

50 лет назад аварией, унесшей жизни трех астронавтов, закончились тестовые испытания по программе «Аполлон». Катастрофа заставила пересмотреть подходы в конструировании техники и отложить высадку на Луну на полтора года.

Ровно полвека назад американскую пилотируемую космонавтику постигла первая масштабная неудача с человеческими жертвами. 27 января 1967 года во время наземных испытаний на стартовом комплексе возник пожар, в результате которого погиб состоявший из трех астронавтов экипаж корабля «Аполлон-1».

Миссия «Аполлон-1» должна была стать первым пилотируемым полетом перед объявленной еще президентом Джоном Кеннеди высадкой на Луну. Однако кораблю так и не суждено было стартовать с Земли —

Камни состарили Луну

Ученые уточнили возраст Луны, изучив редкие минералы, доставленные астронавтами экспедиции…

12 января 15:38

он сгорел на стартовой площадке за месяц до старта, который был назначен на 21 февраля.

Старт AS-204 («Аполлон-1») планировался как первый пилотируемый испытательный полет командно-служебного модуля на околоземную орбиту, запущенный ракетой Saturn-1B. С его помощью планировалось испытать операции запуска, работу стартовых систем всего комплекса «Сатурн-Аполлон» и отслеживание корабля наземными станциями контроля. Полет должен был продлиться до двух недель, в зависимости от поведения космического корабля.

27 января в командно-служебный модуль зашли три члена экипажа — Вирджил Гриссом, совершивший второй американский суборбитальный полет, Эдвард Уайт, первый американец, совершивший выход в открытый космос, и Роджер Чаффи. В этот день в NASA запланировали провести особые испытания, которые назвали plugs-out test — «испытания с выдернутыми штекерами», когда корабль обеспечивается за счет внутренних источников питания.

Считается, что если они проходят гладко, корабль готов к отправке в космос.

Весь день экипаж провел в космической капсуле, решая различные технические проблемы, в том числе — вонь, исходящую из кислородного бака, и проблемы со связью. «Как вы собираетесь лететь на Луну, если мы не слышим друг друга, находясь в соседних зданиях?» — прокричал Гриссом, высунувшись из капсулы наружу.

По словам техников, Гриссом был очень недоволен недоделками аппарата, и команда часто жаловалась начальству на неготовность корабля, вспоминает бывший астронавт NASA Том Джонс. Более того, когда Гриссом видел, что его крики не имеют никакого действия, он демонстративно срывал лимон со своего лимонного дерева у дома, приносил на космодром и вешал его на космический корабль (в США «лимоном» называют крайне ненадежную технику).

В NASA ищут, куда оправиться

Как астронавтам справлять нужду, не покидая скафандра, — об этом задумались инженеры NASA, планируя…

04 декабря 22:12

Когда астронавты закончили работу с чек-листом, внутри модуля неожиданно вспыхнуло пламя. Возгорание моментально привело к росту давления внутри корабля, из-за чего стало невозможным открытие люка, который открывался вовнутрь.

Пламя мгновенно распространилось по кабине, из-за чего за 25,5 секунды температура поднялась до 1000 градусов, пока не выгорел весь находившийся в корабле кислород.

Позднее следствие восстановило картину аварии. В 18.30.54 в бортовой сети бы зарегистрирован скачок напряжения. Спустя восемь секунд кто-то из астронавтов, возможно Гриссом, крикнул «Огонь, эй!».

Спустя две секунды кто-то, видимо Чаффи, сказал: «У нас огонь в кабине!» В последующие семь секунд связи с кораблем не было, последней фразой стало: «У нас сильный огонь — давайте выбираться, мы горим! Ааа…» После этого голосов не было. Все это продлилось лишь 17 секунд после начала первого сообщения о возгорании.

Находившиеся поблизости техники пытались вытащить астронавтов, однако все они погибли от удушения. Расследование пришло к выводу, что искрение началось в связке проводов, однако проблема была не только в этом. Большие вопросы вызвало обилие легковоспламеняющихся элементов внутри корабля.

И главной ошибкой, как выяснилось позднее, было заполнять объем корабля чистым кислородом, а не смесью кислорода с азотом, поскольку чистый кислород содействует активному горению веществ, которые не воспламеняются на открытом воздухе.

По словам историка космонавтики Роджера Лауниуса, руководство NASA знало о недоделках в корабле еще за два года до происшествия. «Так почему они не устранили их заранее, пока никто не погиб? Это то, что никогда не укладывалось в моем сознании», — рассказал он.

Многие эксперты сходятся во мнении, что в середине 60-х годов, стараясь обогнать СССР в лунной гонке, в NASA упускали из виду вопросы безопасности. «В 1960-е годы NASA было новым брендом, и ставить целью высадку на Луну менее чем за девять лет было амбициозно», — говорит Лерой Чиао, бывший астронавт NASA.

Программистка, спасшая «Аполлон»

Барак Обама наградил программистку Маргарет Гамильтон, предотвратившую срыв высадки американцев на Луну…

27 ноября 12:39

С одной стороны, уверен он, аварии не случилось бы, если бы NASA не ввязалось в лунную гонку. С другой стороны, надо понимать, что полет на Луну и подготовка к нему были той задачей, которую раньше решать не приходилось, и при этом сохранялся высокий риск неудачи.

«Аполлон» не был модифицированной версией корабля «Джемини», он разрабатывался пять лет, и не был готов к запуску в январе», — считает Том Джонс.

«Мы всегда боялись, что на пути к Луне потеряем одну миссию, исходя из того как далеко мы зашли. Но мы не думали, что это произойдет на земле», — сказал Уолтер Канингем из дублирующего состава «Аполлон-1».

В результате аварии пилотируемые полеты по программе «Аполлон» были задержаны на полтора года, первый пилотируемый старт состоялся в октябре 1968 года, а знаменитая высадка на Луну — в 1969 году.

50 лет назад погиб экипаж космического корабля «Аполлон-1» — РТ на русском

27 января 1967 года — трагическая дата в истории освоения космоса. Ровно 50 лет назад на борту корабля «Аполлон-1», готовившегося на мысе Канаверал к первому в истории пилотируемому полёту на Луну, погибли три астронавта: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. О жизненном пути троих мужчин, мечтавших ступить на поверхность Луны, — в материале RT.

27 января 1967 года, 13:00

К началу 1967 года Советский Союз лидировал в космической гонке: русские конструкторы отправили на орбиту первый искусственный спутник, первого космонавта, первую женщину-космонавта, были совершены первый полёт многоместного космического корабля и первый выход в открытый космос, успешно прошёл запуск автоматических станций к Луне и первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету — Венеру.

По данным американской разведки, пилотируемый полёт на Луну тоже был не за горами, что заставляло правительство США торопиться. Но говорить о том, что трагедия произошла именно из-за спешки, неверно. Были и чисто технические причины.

В те годы астронавты на космических кораблях дышали чистым кислородом при пониженном давлении. Это позволяло отказаться от дополнительного оборудования. Оставался вопрос: разве использовать кислород — пожаробезопасно? Ряд успешных экспедиций кораблей «Меркурий» и «Джемини» продемонстрировал, что чистый кислород опасности не представлял, но только при пониженном давлении. В случае с «Аполлоном» всё пошло не по плану.

  • nasa.gov

В процессе тренировок давление на борту превысило атмосферное, но разработчики не увидели в этом серьёзной проблемы. Они считали, что испытание, имитировавшее запуск корабля, не представляет опасности. Тренировка началась в час дня. Астронавты жаловались на запах скисшего молока, но основной проблемой считали трудности со связью. Командир корабля Вирджил Гриссом раздражённо спросил у Центра управления полётами:

«Если мы не можем установить нормальную связь на расстоянии 5 миль, как говорить с вами с Луны?»

Ему и его товарищам оставалось жить всего несколько часов.

Полёт «Аполлона» мог сделать его легендой

Гриссом — первый в мире человек, дважды побывавший в космосе — был национальным героем.

В юности Вирджил, несмотря на свои выдающиеся способности, был самым обыкновенным мальчишкой: 145 баллов, набранных им в тесте на коэффициент интеллекта, не сделали его более серьёзным, предусмотрительным или осторожным. Он творил разные глупости (однажды, например, чуть не погиб, оказавшись на виселице, которую в шутку соорудил с друзьями) и абсолютно не знал, что делать со своим будущим. Женившись в 19 лет на Бетти Мур, Гриссом с головой погрузился в изучение инженерных основ и содержать свою крохотную семью из двух человек никак не мог. Его супруга работала, чтобы помочь Гриссому оплатить обучение. После окончания университета будущий астронавт признал, что без жены никогда бы не стал легендой американской космонавтики.

Полёт Гриссома в рамках программы «Меркурий» летом 1961 года прошёл нормально, но возвращение на Землю чуть не обернулось трагедией. Небольшой космический аппарат, как и было запланировано, приводнился в Атлантическом океане. Вертолёт начал поднимать его из воды с помощью троса. Но поскольку по какой-то причине люк «Меркурия» открылся ещё до того, как произошло приводнение, в кабину залилась вода. Аппарат потяжелел, вертолёт не смог справиться с дополнительной нагрузкой, поэтому трос пришлось обрубить. К счастью, Гриссома на тот момент внутри уже не было.

Руководство миссии обвинило в преждевременном открытии люка астронавта, а не некорректно сработавшую автоматику, хотя Гриссом точно знал, что всё делал правильно. Несмотря на его старания, руководство не стало разбираться в причине неисправности. Почти сразу после возвращения Гриссом начал подготовку к полёту «Джемини-3», который прошёл безо всяких проблем. Этот успех и открыл ему путь к Луне.

Вирджил Гриссом сомневался в том, что намеченная для «Аполлона-1» программа будет выполнена в полном объёме. Но вряд ли он подозревал, что старт, запланированный на февраль, вообще не состоится. В намеченный для теста день в 18:30 датчики зафиксировали скачки напряжения. Через минуту один из членов экипажа доложил, что в кабине начался пожар. Это был Эдвард Уайт — и прожил он после этого не больше 14 секунд.

  • Роджер Чаффи, Эдвард Уайт и Вирджил Гриссом во время тренировки на тренажёре корабля «Аполлон-1»
  • nasa. gov

Право летать, данное от рождения

Имя Эдварда Уайта было небезызвестно: он стал первым американцем, вышедшим в открытый космос, то есть вторым человеком в безвоздушном пространстве после Алексея Леонова. Уайт, можно сказать, был рождён для полётов. Отец мальчика, Эдвард Уайт-старший, был генерал-майором ВВС США, а кроме того, получил известность как первый человек, посадивший дирижабль на воду. Он привил сыну любовь к полётам, самодисциплину и сознательность. Окончательно судьба будущего астронавта оказалась предрешена, когда ему было 12 лет: первый раз сев за штурвал, он чувствовал невероятное спокойствие, как будто пилотировать самолёт — естественное для него состояние.

В военной академии Вест-Пойнт, одной из лучших в стране, целеустремлённый Уайт выбился в первые ряды: он был блестящим учеником и одним из лучших легкоатлетов. Упорство и одарённость неизменно помогали Уайту добиваться успехов, благодаря чему он, совсем ещё молодой человек, считался опытным пилотом.

О космической программе Эдвард Уайт прочитал в газетах и решил во что бы то ни стало полететь в космос. Его место во второй группе подготовки — результат хорошо спланированной работы. Уайт смог выделиться даже среди других незаурядных лётчиков, попавших в группу: о нём отзывались как о самом вдумчивом и обстоятельном.

Итак, 22 марта 1965 года Алексей Леонов стал первым человеком в открытом космосе. Как же улучшить его результат? Научиться маневрировать в безвоздушном пространстве. Именно эту задачу ставил перед собой Эдвард Уайт, выходя за пределы космического корабля «Джемини». Около 20 минут манёвров в открытом космосе принесли ему мировую славу, и меньше чем через два года он оказался на борту «Аполлона».

Несостоявшееся боевое крещение

Причиной пожара на космическом корабле стало возгорание проводки — вероятно, в результате короткого замыкания — и пожароопасная ситуация из-за повышенного давления и полностью кислородной атмосферы. Огонь сразу же перекинулся на скафандры астронавтов. Они не смогли открыть люк и погибли от отравления угарным газом.

Последнее, что специалисты NASA услышали по радиосвязи, был возглас: «Я горю!» Это кричал Роджер Чаффи.

Самый молодой астронавт на борту (Чаффи был 31 год, Уайту — 36, Гриссому — 40) был единственным членом экипажа, ещё не совершившим полёт в космос. Миссия «Аполлона» должна была стать его боевым крещением.

Чаффи большую часть своей жизни посвятил Военно-морскому флоту, хотя с детства был знаком с полётами и любил небо. Он был не только испытателем, но и исследователем: ещё в подростковом возрасте увлёкся электроникой и машиностроением. Недюжинные способности в этой области сделали его одним из самых перспективных кандидатов в третью группу астронавтов NASA. Их подготовка велась особенно кропотливо: обучение было изнуряющим, а практические упражнения — порой опасными для жизни. Чаффи спасали семья и хобби. Он старался уделять как можно больше времени жене и двум детям, а лекарством от стресса считал охоту и музыку.

Гриссом и Уайт с глубокой симпатией относились к своему напарнику. Чаффи был неутомимым и работящим, прекрасно справлялся со своими обязанностями и к тому же брал на себя роль секретаря команды, отвечавшего на вопросы прессы. Он, в отличие от Гриссома, ничего не опасался. Чаффи до последнего момента был уверен, что команда «Аполлона» находится в полной безопасности.

Эти три человека были связаны одной мечтой и одной участью. В каком-то смысле прикоснуться к Луне они всё-таки смогли: 1 августа 1971 года астронавт корабля «Аполлон-15» Дэвид Скотт установил на поверхности спутника инсталляцию художника Пола ван Хейдонка. 

  • nasa.gov

Она представляет собой лежащую ничком алюминиевую фигурку астронавта и табличку, на которой написаны имена погибших покорителей космоса, в том числе Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи.

Аполлон-1

Аполлон-1


27 января 1967 г.



Эдвард Уайт, командир
Вирджил «Гас» Гриссом, командир
Роджер Чаффи, пилот


27 января произошла одна из самых страшных трагедий в истории космонавтики.
1967 год, когда экипаж Гаса Гриссома, Эда Уайта и Роджера Чаффи был убит в
пожар в командном модуле Аполлона во время предполетных испытаний на мысе Канаверал.
Они готовились к первому пилотируемому полету «Аполлон» на околоземную орбиту.
планируется запустить 21 февраля. Они принимали участие в «выходе из розетки».
испытание, в котором Командный модуль был установлен на Сатурн 1Б на стартовой площадке
точно так же, как это было бы для фактического запуска, но Сатурн 1B не был заправлен топливом.
План состоял в том, чтобы пройти через всю последовательность обратного отсчета.

В 13:00 в пятницу, 27 января 1967 года, астронавты вошли в капсулу на площадке 34.
чтобы начать тест. Возник ряд мелких проблем, которые задержали тест.
значительно и, наконец, сбой в связи заставил приостановить подсчет
в 17:40 В 18:30 Гриссом сказал: «Как мы доберемся до Луны, если
мы не можем говорить между тремя зданиями?». В 18:31 был зафиксирован всплеск в
Показания напряжения на шине переменного тока 2, возможно, указывающие на короткое замыкание. Кабина
запись трудно интерпретировать местами, но через несколько секунд один из
слышно, как астронавты (вероятно, Чаффи) говорят что-то вроде «Пламя!».
Через две секунды после этого Уайт сказал: «У нас пожар в кабине».
Огонь распространился по салону за считанные секунды. Чаффи сказал,
«У нас плохой огонь!» с последующим криком. Последняя связь экипажа закончилась 17
секунд после первой индикации начала возгорания с последующей потерей
всей телеметрии. Люк Аполлона мог открываться только внутрь и удерживался закрытым
ряд защелок, которые должны были приводиться в действие храповиками. Он также был проведен закрытым
внутренним давлением, которое было выше, чем внешнее атмосферное давление и
требуется вентиляция командного модуля, прежде чем люк можно будет открыть. Потребовалось
минимум 90 секунд, чтобы открыть люк в идеальных условиях. Поскольку
Кабина была заполнена атмосферой чистого кислорода при нормальном давлении для
испытания, и кислороду потребовалось много часов, чтобы проникнуть во все материалы.
в кабине огонь быстро распространялся и у космонавтов не было шансов попасть
люк открыт. Ближайшие техники пытались добраться до люка, но неоднократно
отброшенный жарой и дымом. К тому времени, когда им удалось получить
люк открыт примерно через 5 минут после начала пожара, космонавты уже
погиб, вероятно, в течение первых 30 секунд, из-за отравления дымом и ожогов.

Программа «Аполлон» была приостановлена, пока не было проведено исчерпывающее расследование.
несчастный случай. Был сделан вывод, что наиболее вероятной причиной была искра от
короткое замыкание в пучке проводов, который шел слева и прямо перед
Место Гриссома. Большое количество горючих материалов в салоне в кислородной
Окружающая среда позволила пожару начаться и быстро распространиться. Ряд изменений
были включены в программу в течение следующих полутора лет, в том числе
разработка нового люка, который открывался наружу и мог быстро открываться,
удаление большей части легковоспламеняющихся материалов и замена их самозатухающими
компоненты, используя азотно-кислородную смесь при запуске и записывая все изменения
и более строго контролировать все модификации конструкции космического корабля.

Миссия, первоначально обозначенная как «Аполлон-204», но обычно именуемая «Аполлон-1».
официально получил название «Аполлон-1» в честь Гриссома, Уайта и Чаффи.
Первый запуск Saturn V (без экипажа) в ноябре 1967 года получил обозначение Apollo 4.
(ни одна миссия никогда не обозначалась как Аполлон 2 или 3). Командный модуль Аполлона-1
капсула 012 была конфискована и изучена после аварии, а затем заперта
в хранилище в Исследовательском центре НАСА в Лэнгли. Изменения, внесенные в
Командный модуль Аполлона в результате трагедии привел к высоконадежному
корабля, который, за исключением «Аполлона-13», помог создать сложный и
опасное путешествие на Луну почти обычное дело. Окончательный успех
Программа «Аполлон» посвящена Гасу Гриссому, Эду Уайту и Роджеру Чаффи, трем
прекрасных космонавтов, чья трагическая потеря не была напрасной.

Для получения более подробной информации об Аполлоне-1 см. ссылки ниже.

Подробнее об Аполлоне-1

НАСА перемещает капсулу «Аполлон-1» в
новое хранилище
— Пресс-релиз НАСА, февраль 2007 г.

Планируйте хранить капсулу Аполлона-1 с
Обломки Челленджера отменены
— Пресс-релизы НАСА, май 1990 г.

Аполлон-1
— Космический центр Кеннеди
Аполлон-1
— Офис истории НАСА
Аполлон 1 — Огонь
— Аполлон в цифрах

Огонь, охвативший космопорт
— Мунпорт: история стартовых комплексов и операций Аполлона
Трагедия и восстановление
— Колесницы для Аполлона

Трагический пожар уносит три жизни
— Экспедиции Аполлона на Луну

Неудача и восстановление: 1967 г.
— Куда еще не ступала нога человека: история исследования Луны Аполлоном
Миссии


Вернуться на страницу Аполлона
Вернуться в лунный дом
стр.


Автор/куратор:
д-р Дэвид Р. Уильямс, [email protected]
NSSDCA, почтовый индекс 690.1
Центр космических полетов имени Годдарда НАСА
Greenbelt, MD 20771
+1-301-286-1258



Официальный представитель НАСА: Дэйв Уильямс, david.r.williams@nasa.

gov
Последнее обновление: 16 января 2018 г., DRW

Аполлон 1: Фатальный пожар

Экипаж Аполлона-1, слева направо, Роджер Чаффи, Эд Уайт и Гас Гриссом. (Изображение предоставлено NASA/JPL-Caltech)

Программа «Аполлон» изменилась навсегда 27 января 1967 года, когда в командном модуле «Аполлона-1» во время репетиции запуска пронеслась вспышка огня. Несмотря на все усилия наземной службы, трое мужчин внутри погибли. Потребовалось более 18 месяцев задержек и масштабных переделок, прежде чем НАСА отправило хоть одного человека в космос.

У НАСА была высокая цель, поставленная президентом Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году: высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю к концу десятилетия. Более ранние полеты Меркурия и Близнецов были первыми шагами к этой цели, проверяя, как люди ведут себя в космосе и как выполнять технические процедуры космического корабля, такие как рандеву. Теперь миссии «Аполлон» будут доставлять астронавтов на Луну для орбитальных миссий и посадочных миссий. Первая пилотируемая миссия — на околоземной орбите — первоначально называлась «Аполлон-Сатурн-204» или AS-204, но позже была переименована в «Аполлон-1».0009

Подробнее: Посадочные модули «Аполлон», отпечаток ботинка Нила Армстронга и другие артефакты человека на Луне официально защищены новым законом США улучшения в области безопасности астронавтов позволили агентству завершить оставшуюся часть программы без дальнейших жертв. Агентство также выполнило цель Кеннеди по высадке человека на Луну в 1969 году во время Аполлона-11.

НАСА провело специальную церемонию в честь астронавтов Аполлона-1 в 50-ю годовщину их смерти в 2017 году, которая включала открытие новой выставки в Космический центр Кеннеди показывает люки поврежденного командного модуля.

Эта нашивка, известная как «нашивка, которая никогда не летала», была разработана первыми астронавтами Аполлона. Хотя миссия официально не называлась «Аполлон-1» до пожара, это была заплатка, которую они намеревались взять с собой в космос. (Изображение предоставлено НАСА)

Астронавты

Командир экипажа Аполлона-1 Вирджил «Гас» Гриссом был ветераном ВВС Корейской войны. Он был выбран в числе первой группы из семи астронавтов НАСА, Mercury Seven. Гриссом был вторым американцем, побывавшим в космосе в 1961. В той миссии, Колокол Свободы 7 Меркурия, дверь люка взорвалась по неизвестным причинам при приводнении. Гриссом оказался в воде и был спасен вертолетом (который сначала тщетно пытался поднять космический корабль; позже космический корабль был поднят со дна океана в 1999 году).

Некоторые в Управлении астронавтов скептически относились к тому, что репутация Гриссома восстановится (многие считали, что Гриссом взорвал люк; он клялся, что это не так). Однако Гриссом успешно руководил первым полетом Близнецов, Близнецами 3, и был выбран, чтобы сделать то же самое для Аполлона.

Ветеран космического полета Эд Уайт, подполковник ВВС, был первым американцем, совершившим выход в открытый космос на космическом корабле «Джемини-4» в 1965 году. Его кадры, на которых он парит в космосе в течение 23 минут, часто можно увидеть и сегодня; это считается одним из самых запоминающихся выходов в открытый космос в истории.

Роджер Чаффи был опытным лейтенант-коммандером ВМС, который присоединился к программе в 1963 году. Хотя он был новичком в космосе, он провел годы, поддерживая программу Gemini, наиболее публично как CapCom на Gemini 4. Теперь он получил возможность летать после пяти лет в программу, он сказал: «Я думаю, это будет очень весело».

(Изображение предоставлено НАСА)

Уйти в одно мгновение

Каждый астронавт программы «Аполлон» имел опыт полетов, и многие из них были летчиками-испытателями. Они привыкли видеть машины в разработке, разбираться с задержками и оценивать готовность самолетов к полету. По мнению многих из этих астронавтов, командный модуль «Аполлон» еще не был готов. Инженерные изменения все еще продолжались, пока НАСА готовилось к тесту обратного отсчета.

Во время своего последнего визита домой в Техас, 22 января, 1967 лет, Гриссом сорвал лимон с цитрусового дерева на заднем дворе. Его жена Бетти спросила, что он собирается с этим делать. «Я собираюсь повесить его на этот космический корабль», — ответил он, целуя ее на прощание. Он повесил его на авиасимулятор после того, как прибыл на мыс.

Утром перед испытанием команда оделась и обнаружила неприятный запах кислорода для дыхания, на устранение которого ушло около часа. Затем сработала система связи. Крича сквозь шум, Гриссом выпалил: «Как мы собираемся добраться до Луны, если мы не можем разговаривать между двумя или тремя зданиями?»

Поскольку проблемы со связью затянулись, начался обратный отсчет тренировки. Затем в 18:31. с борта корабля раздалось пугающее слово: «Пожар».

Дик Слейтон, руководивший отбором экипажа в НАСА и присутствовавший на испытаниях, мог видеть белое пламя на мониторе замкнутого телевидения, направленное в сторону космического корабля. Экипаж пытался выбраться. На место происшествия примчались техники, пытаясь потушить огонь огнетушителями на фоне неисправных дыхательных масок.

Видео: Воспоминание об Аполлоне-1 – отчет из архива

Наконец дверь была открыта, но было уже слишком поздно.

Последствия и изменения

Наблюдательный совет НАСА обнаружил случайную искру (вероятно, от поврежденных проводов возле кушетки Гриссома), которая вызвала пожар в среде чистого кислорода. Пламя, подпитываемое легковоспламеняющимися деталями, такими как нейлоновая сетка и поролоновые прокладки, быстро распространялось. [Инфографика: Как произошел пожар на «Аполлоне-1»]

Кроме того, дверца люка, предназначенная для надежного удержания астронавтов и атмосферы внутри космического корабля, оказалась слишком жесткой, чтобы открыть ее при неблагоприятных обстоятельствах. Астронавты тщетно пытались открыть дверь во время пожара, но давление внутри космического корабля запечатало дверь и сделало невозможным ее открытие.

Администраторы НАСА сидят за столом свидетелей перед сенатским комитетом по авиационным и космическим службам под председательством сенатора Клинтона П. Андерсона в связи с аварией Аполлона-1 (Аполлона-204). Это (слева направо) доктор Роберт С. Симанс, заместитель администратора НАСА; Джеймс Э. Уэбб, администратор НАСА; Доктор Джордж Э. Мюллер, помощник администратора пилотируемых космических полетов, и генерал-майор Сэмюэл С. Филлипс, директор программы «Аполлон». (Изображение предоставлено НАСА)

Правление перечислило ужасающий набор обстоятельств, неудач и рекомендаций, которые следует учитывать будущим конструкторам космических кораблей.

Сенат США провел собственное расследование и слушания и опубликовал собственные рекомендации , заявив при этом, что неспособность НАСА сообщить о своих проблемах с Аполлоном «была, несомненно, серьезным упущением».

В конструкцию космического корабля «Аполлон» внесено несколько изменений для повышения безопасности экипажа. Горючая кислородная среда для наземных испытаний была заменена азотно-кислородной смесью. Убраны легковоспламеняющиеся предметы. Между космонавтами и подрядчиками возникло новое уважение по поводу конструктивных изменений, которые были реализованы более эффективно. В частности, дверь была полностью переработана, чтобы она открывалась за считанные секунды, когда экипажу нужно было срочно выйти. [Фото: Огонь Аполлона-1]

Десятилетия спустя НАСА вспоминает об инциденте с Аполлоном-1 каждый январь в рамках ежегодного Дня памяти. Он также чествует экипажи Challenger и Columbia, которые погибли в 1986 и 2003 годах соответственно. Кроме того, в 2017 году в Космическом центре Кеннеди была открыта выставка в честь экипажа Аполлона-1, на которой были показаны люки, которые были на космическом корабле. Выставка была сделана в консультации с семьями космонавтов.

Дополнительные ресурсы:

  • Вне космоса НАСА сносит платформу запуска Аполлона и шаттла (открывается в новой вкладке)
  • НАСА: фотографии Аполлона-1 (открывается в новой вкладке)

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором для Space.com (открывается в новой вкладке) в течение 10 лет до этого, с 2012 года. Репортажи Элизабет включают эксклюзив для Office вице-президента Соединенных Штатов, несколько раз выступая с Международной космической станцией, наблюдая за пятью запусками человека в космос на двух континентах, работая в скафандре и участвуя в имитации полета на Марс. Ее последняя книга «Почему я выше?» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты, степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде и (скоро) степень бакалавра истории в Университете Атабаски. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и естественным наукам с 2015 года. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет.