Беспилотный камаз автобус: Беспилотная маршрутка: КамАЗ будущего — Российская газета

КАМАЗ на BusWorld Russia: «Главная опасность – человек»

На автобусном салоне в Москве «обживали» новые электробусы и гадали о том, когда водителей сменят беспилотники

Ведущие производители пассажирского транспорта второй раз собрались в Москве на автобусный салон BusWorld Russia 2018. Гостям мероприятия, среди которых был и корреспондент «БИЗНЕС Online», не только посчастливилось посидеть в салонах автобусов и маршруток повышенной комфортности, но и узнать, как продвигаются дела у разработчиков беспилотников и что мешает появлению этих автономных участников движения на улицах российских городов. Но главный тренд развития отрасли — экологичные электробусы.



Ведущие производители пассажирского транспорта во второй раз собрались в Москве на автобусный салон BusWorld Russia 2018

НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ, НО РАЗУМНЫЙ

Гостей выставки достижений автобусной промышленности первым встречал успевший стать знаменитым опытный беспилотный ШАТЛ KAMAЗа — совместный проект КАМАЗа и НАМИ. Он был самым популярным экспонатом салона — посидеть в лаконичном салоне мини-автобуса и сделать фото хотелось почти всем.

За минималистичным дизайном спрятана система автономного управления, включающая в себя лидары, радары, камеры кругового обзора, датчики ультразвукового управления и др. Все это в совокупности как раз и обеспечивает некую избыточность системы, чтобы с максимальной вероятностью распознавать препятствия, объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» инженер НАМИ Дмитрий Шишков. ШАТЛ зафиксирует каждого участника движения — будь то другой автомобиль, пешеход или животное, перебегающее дорогу. «В зависимости от правил дорожного движения автобус может объехать препятствие или остановиться, — пояснил Шишков. — Также камеры фиксируют разметку, пешеходные переходы, светофоры и знаки дорожного движения». Беспилотник — самый добросовестный участник дорожного движения, заверяют разработчики: он не превышает скорость и не отвлекается от дороги. Беспилотная система позволит сократить количество случаев летальных исходов, уверены создатели проекта.



Гостей выставки достижений автобусной промышленности первым встречал успевший стать знаменитым опытный беспилотный ШАТЛ KAMAЗа — совместный проект КАМАЗа и НАМИ

За таким транспортом будущее, не сомневается Шишков, и перечисляет очевидные преимущества. «В настоящий момент человек не столько получает удовольствие от вождения, сколько тратит силы, нервы и время на то, чтобы добраться до пункта назначения, — рассуждает он. — В больших городах затруднено движение как на личных авто, так и на общественном транспорте. Ближе к вечеру автобусы ходят полупустые, тратится топливо, напрасно оплачиваются услуги водителя. Мы предлагаем новый концептуальный подход — внедрение на улицы города чего-то среднего между такси и общественным транспортом». Так называемое общественное такси будет выезжать на улицы города только в случае наличия пассажиров, а заказать услугу перевозчика можно будет с помощью приложения в мобильном телефоне, указав маршрут и количество пассажиров. «Система автоматически подберет любой подходящий автобус и такси подъедет к вам максимально близко, — расписывает все прелести сервиса Шишков. — На вашем маршруте не будет пересадок, а малые габариты ШАТЛа позволят разгрузить трассу. Такие автобусы смогут «общаться» между собой, передавать информацию о пробках, а сам маршрут будет строиться динамически, что существенно сократит временные затраты на дорогу». Стоит отметить, что у пассажира, находящегося внутри двигающегося самостоятельно ШАТЛа, не так много рычагов управления ситуацией. По словам Шишкова, в салоне предусмотрена панель управления, но ее возможности в целом ограничены. Итак, пассажир может: заказать остановку, отрегулировать температуру в салоне и связаться с диспетчером. Маловато будет на данном этапе…

КАМАЗ уже тестировал свой автобус в условиях, максимально приближенных к реальным. По словам Шишкова, беспилотник работал такси в рамках чемпионата мира по футболу этим летом, а также возил главу российского правительства Дмитрия Медведева. «Дмитрию Анатольевичу понравилось», — улыбается инженер. По его словам, внедрение технологии в массы будет поэтапным. «Сначала, конечно, это будут закрытые территории, бизнес-центры, выставочные комплексы, научные городки, аэропорты, парки», — рассказывает Шишков. И лишь затем дойдет черед до улиц густонаселенных городов.

К настоящему моменту собрано четыре таких автобуса, ими вовсю интересуются покупатели, но пока о потенциальной стоимости транспортного средства разработчики умалчивают.


«САМАЯ ГЛАВНАЯ ОПАСНОСТЬ — ЧЕЛОВЕК»

Тему беспилотников и их судьбы на российских дорогах автопроизводители продолжили в рамках круглого стола. «Автономные системы безопаснее среднего водителя», — предложили основополагающий тезис участники дискуссии и лишь затем перешли к обсуждению препон и помех на пути развития беспилотных транспортных средств.

«Самая главная опасность — это человек», — говорит заместитель генерального директора, директор по развитию, член правления ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Автономные автомобили более предсказуемы, могут «общаться» между собой, поясняет он. Только полностью автономный транспортный поток может быть эффективным и безопасным, уверен заместитель генерального директора КАМАЗа. «Мы рассчитываем, что в ближайшие десятилетия подобный тренд сложится и люди не будут иметь мотивации садиться за руль», — окинул перспективу взглядом Гумеров. Правда, усиление этой тенденции ставит перед производителями транспортных средств новые задачи. «Предположим, вы любите водить автомобиль. А если он беспилотный? Это другой дизайн автомобиля, другая среда, — рассуждает Гумеров. — Возможно, в салоне стоит организовать рабочий офис, что-то еще… Сейчас это бурно обсуждается. Может быть, мы вообще будем работать только в автомобиле, а в другое время заниматься активным отдыхом». При этом на КАМАЗе рассчитывают на быстрый старт. По словам Гумерова, из-за отсутствия беспилотной законодательной базы ранее 2025 года пассажирской автономии ждать не стоит, а вот в рамках технических коммерческих перевозок это уже реальность. «Мы, например, планируем в будущем году начать перевозку между заводами ряда компонентов на беспилотниках», — делится планами замгендиректора КАМАЗа. Этот сектор вполне может регулироваться локальными нормативными актами, уверен он. 



Если беспилотники — реальность неблизкого завтра, то электробусы уже курсируют по улицам городов и набирают очки в соревновании с привычными автобусами

Но не только в готовности самих машин и законов дело. Для полноценного функционирования беспилотников на трассах необходима соответствующая дорожная инфраструктура, и, как заверил Гумеров, этот вопрос «тоже широко обсуждается». Специфика российской дороги, ухабы и изменчивые погодные условия стали отдельной головной болью разработчиков программного обеспечения и интеллектуальных транспортных систем.  Как отметил региональный директор израильской Mobileye Ури Вайнштайн, здесь необходимо стремиться к наиболее глубокой детализации навигационных карт для беспилотных автомобилей и предусмотреть ежесуточное обновление данных об изменениях на трассе.

Но если беспилотники — реальность неблизкого завтра, то электробусы уже курсируют по улицам городов и набирают очки в соревновании с привычными автобусами. Судя по количеству привезенных в Москву транспортных средств на электрической тяге, этот тренд уверенно шагает российским дорогам. На стенде КАМАЗа — один из представителей экологичного автосемейства, городской электробус «KAMAЗ-6282», снабженный системой ультрабыстрой зарядки. Как заверяют разработчики, процесс пополнения энергозапаса занимает 10–20 минут, а сами станции будут располагаться на конечных пунктах маршрутов. Внутреннее «убранство» электробуса мало чем отличается от салонов современных комфортабельных городских автобусов. За электробусом спряталась еще одна разработка КАМАЗа — низкопольный троллейбус 62825 с автономным ходом более 20 километров. В транспортной системе города такая функция обязательно пригодится.



За электробусом спряталась еще одна разработка КАМАЗа — низкопольный троллейбус 62825 с автономным ходом более 20 километров

Чуть правее от камазовской выставочной площадки — стенд ГАЗа, где можно встретить «брата-близнеца» камазовского электробуса. С виду автобусы абсолютно одинаковые, что неудивительно. Оба российских производителя обещали поставить Москве по 100 электробусов каждый: автобусы на электрической тяге уже курсируют в столице по маршрут ВДНХ – Бибирево. Кстати, Горьковский автопроизводитель тоже привез беспилотник, но сделал это без излишней огласки. Не все еще доработано, поясняют разработчики, поэтому беспилотник, созданный на базе «Газели», фигурировал в рамках «автобусного салона» как скромный электромобиль. 

Тему электротранспорта продолжили в ПК «Транспортные системы», предложив весьма нестандартное решение.  Электробус «Пионер» снабжен «тележкой» с источником питания. Прицеп, напоминающий багажное отделение, представляет собой мобильную аккумуляторную систему, которую можно заряжать и подвозить к точкам маршрута по мере необходимости. Судя по всему, данная модель будет использоваться при перевозках средней дальности, ведь в большом городе с такой «тележкой» электробусу особенно не развернуться… Обещавшая удивить новым беспилотным электромобилем MatrЁshka Volgabus (компания BMG «Бакулин Моторс Груп») слова не сдержала и вообще ограничилась электробусом «СитиРитм-12Е» с запасом автономного хода в 300 километров. Ускоренной зарядкой автобус не может похвастаться, пантографа здесь не предусмотрено, и процесс восполнения энергозапасов займет около 5 часов… Фирма «Спецавтоинжиниринг» представила электромобиль «Газель» Next Electro (совместная разработка с ГАЗом).



Тему электротранспорта продолжили в ПК «Транспортные системы», предложив весьма нестандартное решение — электробус «Пионер» снабжен «тележкой» с источником питания

По-прежнему обновляются и традиционные транспортные средства. Компания «Русбизнесавто» — дистрибьютор Higer — привезла туристический автобус увеличенной пассажировместимости Higer KLQ6128LQ, белорусский МАЗ на свой стенд «втиснул» автобус-гармошку «МАЗ-2016» с двигателем Mercedes. МЗКТ показал городские маршрутные такси на базе итальянской Iveco Daily. MAN и Neoplan продемонстрировали туристические автобусы Lion’s Coach и Tourliner VIP-класса, а китайский YUTONG представил новый и весьма нестандартный дизайн автобуса T 122 HDH, рассчитанного на длительные переезды. Именно поэтому производитель из КНР предусмотрел емкое багажное отделение (до 12 куб. м) и верхние полки в салоне повышенной вместимости.



Компания «Русбизнесавто» — дистрибьютор Higer — привезла туристический автобус увеличенной пассажировместимости Higer KLQ6128LQ

Любой посетитель выставки мог зайти в салон, оценить комфортность пассажирских кресел и продуманность интерьера, открыть багажное отделение, изучить начинку транспортного средства и в целом представить, каким будет пассажирский транспорт будущего и на что надеяться нам, простым пассажирам.

Электробусы, беспилотные автобусы и солнцемобили — будущее транспорта в России

СМИ о нас

RusBase

Мировая индустрия пассажироперевозок меняется буквально на наших глазах. Технологии, ранее считавшиеся уделом футурологов, уже сегодня завоевывают рынок и становятся частью программ развития больших городов.

Новые решения для транспортной отрасли находят свое применение в самых различных сферах. Сэкономить время пассажиров помогают новые разработки в области высокоскоростного транспорта. Разработчики разных стран продолжают тестировать новые типы поездов, а компания американского предпринимателя Илона Маска уже строит первые тоннели для трубопроводного транспорта Hyperloop в окрестностях Далласа и Дубая. Снизить затраты на энергоресурсы и улучшить экологию городов позволяют электробусы, уже сегодня массово использующиеся в мегаполисах Европы и Азии. А за повышение безопасности транспортных перевозок борются мировые технологические гиганты Google и Uber, тестирующие технологии беспилотного общественного транспорта в разных регионах мира.

Свой вклад в развитие глобального рынка пассажироперевозок вносят также и компании России. Rusbase предлагает читателям познакомиться поближе с новыми технологиями в российской транспортной индустрии.

Электробусы в российских городах

Электрические автобусы сегодня чаще всего используют транспортные компании Москвы и Санкт-Петербурга. Однако такие машины начинают постепенно появляться и в других российских городах. При этом на испытания и действующие маршруты продолжают выходить как российские электробусы, так и модели, прибывшие из Беларуси, Китая и Финляндии.

Нужно отметить, что отечественному производителю есть что предложить рынку электрических автобусов. Кроме заводов ГАЗ и ЛиАЗ собственные электроавтобусы сегодня готовы выпускать также российские компании КамАЗ, Volgabus и «Тролза».

Среди российских регионов лидером по темпам внедрения электробусов в транспортные сети остается Москва. О своих планах запустить эти транспортные средства по городским маршрутам власти российской столицы заявляли еще в июле 2017 года. Сегодня на дорогах Москвы можно увидеть отечественные электробусы ЛиАЗ-6274. Для опытной эксплуатации этой модели правительство Москвы выбрало маршрут М2 «Фили — ст. м. Китай-город», который проходит через несколько районов города, в том числе и через центр. Кроме того, в столице продолжают тестировать машины из Китая и Беларуси.

Власти Москвы официально сделали ставку на развитие электрического общественного транспорта в конце 2017 года. В декабре ГУП «Мосгортранс» объявил конкурс на поставку в столицу 300 электробусов. В предприятии тогда заявили, что планируют ежегодно приобретать по 300 таких машин, а с 2021 года транспортный парк города начнет пополняться только электрическими автобусами.

Активное внедрение нового электрического транспорта продолжается и в Северной столице. В Санкт-Петербурге решили не отказываться от развития троллейбусной сети, поэтому электробусы с динамической подзарядкой здесь рассматривают как новую возможность для ее роста. Такие машины могут работать и как троллейбусы, и как автономные транспортные средства, заряжающиеся во время движения под контактной троллейбусной сетью. Только в 2017 году власти Петербурга закупили 85 электробусов с динамической зарядкой. А в мае 2018 года такие машины на несколько дней полностью сменили троллейбусы на маршруте № 22, проходящем через Невский проспект.

Электробусы можно встретить также на дорогах других российских городов. В Туле, например, уже сейчас часть троллейбусов обладает длительным автономным ходом, они в день проезжают более 100 км в режиме электробуса. Выходят электробусы также и на улицы Новосибирска.

О своих планах закупить десять электробусов с динамической зарядкой весной этого года заявили также в администрации Курска. Новые машины, скорее всего, поступят в распоряжение городского транспортного предприятия к концу лета. Отметим, ранее Курску достался опытный электробус Тролза-5265.02 «Мегаполис», прибывший в город с испытаний в Санкт-Петербурге, а до этого безуспешно участвовавший в тендерах Москвы.

Внедрять электрический общественный транспорт начинают также и в Тамбове. Здесь по маршруту № 5 «Железнодорожный вокзал — Пигмент» курсирует сочлененный электробус BKM-E433 Vitovt Max Electro. Эту модель производит белорусский завод «Белкоммунмаш». Запущенный в Тамбове электробус может проехать 20 км на полной зарядке, а для пополнения запаса энергии ему достаточно 7–8 минут.

Единственным электробусом в транспортном парке обходится также и столица ЮФО. Ростов-на-Дону стал вторым городом России, купившим электробус КамАЗ-6282, однако это транспортное средство, вероятно, из-за его экзотичности решили использовать только для проведения экскурсий по центральным улицам города.

Беспилотным автобусом из дома на работу

Российские города изучают возможности не только экологически чистого и более экономичного по сравнению с дизелем электрического транспорта. Технологические компании, основанные в России, в последние годы также начинают применять технологии беспилотного общественного транспорта.

В 2017 году на территории московского технопарка «Калибр» прошли первые испытания беспилотного автобуса «Матрешка». Этот автономный автобус может перевозить пассажиров и грузы и работать в качестве коммунальной техники. В октябре прошлого года проект был представлен в «Сколково», а за месяц до этого разработчики беспилотника рассказали о нем участникам международной выставки коммерческого транспорта IAA во Франкфурте.

Автобус «Матрешка» работает на электричестве. Одного заряда аккумулятора ему хватает на 130 км при максимальной скорости 30 км/ч. При этом полная зарядка аккумулятора занимает четыре часа. Несмотря на то, что техническая скорость автобуса может превышать 100 км/ч, беспилотную скорость транспортного средства разработчики ограничили 20 км/ч.

Автором проекта «Матрешка» является группа компаний Bakulin Motors Group (BMG), подчиняющаяся машиностроительному холдингу Volgabus, а работа над новым автобусом началась еще в декабре 2015 года. На сегодняшний день инженеры BMG собрали пять опытных образцов «Матрешки». При этом беспилотник тестируют не только на территории бывшего завода «Калибр» и центра «Сколково». Испытания автобуса прошли также в Олимпийском парке в Сочи и на территории кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский.

Кроме резидентов «Сколково» над созданием электрических беспилотных автобусов в России работают также научный центр НАМИ и ПАО «Камаз». Их новый проект получил название «Шатл». Известно, что специалисты НАМИ экспериментируют с беспилотными транспортными технологиями еще с 2012 года. Осенью 2017 года появилась информация, что разрабатываемый компаниями автобус может стать транспортным средством ЧМ-2018, но пока эти данные никак не подтверждаются.

Разработчики в России не только проектируют беспилотные транспортные средства, но также выпускают программное обеспечение для таких автомобилей. Собственные технологии в области искусственного интеллектадля беспилотников сегодня разрабатывают российские компании Cognitive Technologies и «Яндекс», работают над таким ПО также специалисты НИТУ «МИСиС». Следует отметить, что мозг беспилотных автобусов «КамАЗ» появился именно благодаря сотрудникам Cognitive Technologies и НИТУ «МИСиС».

Илон Маск в России

Сверхскоростные поезда на воздушных подушках Hyperloop открывают новые возможности для развития общественного транспорта не только регионам США, но и другим странам, заинтересовавшимся перспективной технологией, таким как ОАЭ, Канада, Финляндия и Нидерланды. Вполне возможно, что вакуумный поезд вскоре появится и в России. Авторы проекта рассматривают возможность строительства ветки Hyperloop по маршруту Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино (Приморский край) протяженностью 65 км.

В январе 2017 года Минтранс РФ анонсировал создание рабочей группы, которая будет заниматься развитием технологии Hyperloop в России. При этом замминистра транспорта РФ Алан Лушников во время своего выступления в июле прошлого года заявил, что Россия может стать второй страной после США, где будет реализован проект Hyperloop.

По словам генерального директора Hyperloop One Роба Ллойда, кроме участка на Дальнем Востоке американская компания также рассматривает как один из возможных проектов в России маршрут Москва — Санкт-Петербург.

Но надо отметить, что предположения российских властей так и не сбылись. Как известно, в качестве своих первых проектов Hyperloop One выбрала американский Даллас и маршрут Дубай — Абу-Даби в ОАЭ. Однако это совсем не значит, что российские регионы не окажутся в числе следующих пилотных проектов компании.

Новые идеи

Собственными изобретателями богата и Россия. Кроме проектов экономичных электробусов и беспилотных автобусов российские компании предлагают для развития транспортной индустрии и другие инновационные решения.

Так, в мае прошлого года Минпромторг заявил о поддержке проекта Polytech Solar, авторами которого являются сотрудники Политехнического университета Петра Великого в Санкт-Петербурге. Петербургские специалисты намерены создать первый в России «солнцемобиль». Новое транспортное средство получило название SOL. Питание этого автомобиля будет осуществляться с помощью солнечных панелей. Вес машины не будет превышать 200 кг, а ее максимальная скорость достигнет 150 км/ч.

Автором другой идеи общественного транспорта будущего является российский инженер-изобретатель, основатель конструкторской компании Dahir Insaat, Дахир Семенов. Российский предприниматель с 2006 года работает в Турции и уже несколько лет занимается разработкой гирокаров и гиропоездов.

Эти транспортные средства позволят бороться с пробками и загруженностью дорог в больших городах. Гирокары Dahir Insaat оснащены гироскопами, которые поддерживают баланс благодаря маховику и скользят по рельсу, находясь над обычными автомобилями и пешеходами на высоте нескольких метров. Такой рельс должен размещаться на разделительной полосе между рядами машин. Высота рельса от уровня дороги составляет всего два сантиметра, и он не создает помех автомобильному движению. В результате загруженные мегаполисы могут получить крупное транспортное средство, способное передвигаться над городскими дорогами, используя только разделительную полосу между рядами.

Сейчас компания Дахира Семенова ведет переговоры о внедрении Dahir Insaat с властями Катара и Дубая, и вполне возможно, что первые 20 вагонов гиропоездов будут представлены во время чемпионата мира по футболу, который в 2022 году пройдет в Катаре.

Работая над свежими идеями для транспортной индустрии, российские компании также начинают накапливать ценный опыт испытаний и эксплуатации новых видов общественного транспорта. Развитию электробусов, которые могут стать отличным решением для крупных и средних городов в России, пока что мешает слабая развитость зарядной инфраструктуры во многих российских регионах. Однако эту проблему можно решить при помощи тяговых станций, когда-то созданных для троллейбусов и трамваев, а также благодаря улучшению показателей запаса хода самих транспортных средств.

Сохраняются пока определенные ограничения и в развитии беспилотных автобусов. Сейчас их перспективы как в России, так и во всем мире заметно ограничивают проблемы, связанные с безопасностью транспортных средств. Речь идет о качестве технологий, которые, к сожалению, нередко становятся причиной ДТП. Кроме того, применение беспилотников на дорогах требует от государства создания четкой законодательной и нормативной базы, как и в случае с дронами. Но эта проблема, возможно, решится сама собой с выходом беспилотных автобусов в массовое производство.

Поделиться

  • Киясов: нужно создавать такие условия, чтобы таланты оставались в России
  • Заморозка сделала металлические стекла пластичнее
  • Электробусы, беспилотные автобусы и солнцемобили — будущее транспорта в России
  • Заморозка сделала металлические стекла пластичнее
  • В России создали сверхморозостойкий пластик

НовостиСМИ о нас

Свежие

СМИ о нас

Поступающим

5-100

Объявления приемной комиссии

Наука

Образование

Международное сотрудничество

Университетская жизнь

Достижения науки

Научное сообщество

Федеральные целевые программы

Взаимодействие с бизнесом

COVID-19

Объявления для студентов

Объявления Центра подготовки кадров высшей квалификации

НИТУ МИСИС меняет мир

Достижения студентов

Поздравления

Импортозамещение

Мероприятия и выставки

ЦИНТИ

Программа «Приоритет 2030»

23 декабря

Разработан способ миниатюризации светодиодов без потери эффективности

23 декабря

Предложен новый способ контроля оптических свойств полупроводников

21 декабря

Инженеров в сфере экономики замкнутого цикла начнут обучать в России

Читать все новости

Наш сайт использует файлы cookie.
Мы не идентифицируем вас, а улучшаем работу сайта.
Оставаясь, вы даете согласие на обработку файлов cookie.

Наш сайт использует файлы cookie.
Мы не идентифицируем вас, а улучшаем работу сайта.
Оставаясь, вы даете согласие на обработку файлов cookie.

Беспилотный автобус Смартбус «Матрешка» Российский КАМАЗ матрешка

«Матрешка» — небольшой беспилотный пассажирский автобус (смартбус), вмещает от 8 до 12 человек. Беспилотный автобус — лишь одна из его конфигураций. На базе беспилотной платформы можно создать легковой, грузовой, скорый, автомобиль для коммунальных служб. Для этого нужно только поменять надстройку, на что потребуется не более 15 минут.

 

Описание

Преимущества

Технические характеристики

Модификация

 

Описание:

«Матрешка» — небольшой беспилотный пассажирский автобус (смартбус), вмещает от 8 до 12 человек. Беспилотный автобус — лишь одна из его конфигураций. На базе беспилотной платформы можно создать легковой, грузовой автомобиль, скорую помощь, автомобиль для обслуживания населения. Для этого нужно только поменять надстройку, на что потребуется не более 15 минут.

«Матрешка» — модульная система беспилотных коммерческих автомобилей, позволяющая перевозить пассажиров и грузы, а также работать в качестве коммунального транспорта.

Особенности системы — полная автономность, широкий радиус действия, возможность быстрого развертывания в любой точке мира.

Беспилотный автобус «Матрешка» использует в качестве приводов электроэнергию. Для зарядки используйте зарядную станцию ​​IEC 62196-2 (15 кВт). Стандарт не требует особых условий для подключения к сетям и позволяет заряжать в любом месте, в помещении и ночью.

Система управления «Матрешкой» позволяет формировать открытый маршрут с учетом предпочтений пассажиров по всему спектру услуг: трансфер, информационная поддержка и медиаподдержка. Для реализации данного функционала используйте пакет приложений на платформе ios и android. Приложение позволяет забронировать как место, так и автомобиль полностью.

Беспилотный автобус «Матрешка» состоит из модульных элементов, расположенных в кузовных частях, силовой установки и приводов, обеспечивающих движение.

Шасси представляют собой полноприводные, полноуправляемые мехатронные системы, работающие под управлением операционной системы ros (роботизированные операционные системы). Все узлы и функциональные системы объединены информационной сетью под управлением центрального компьютера.

В качестве источников энергии используются электрохимические источники питания на основе солей лития (LiFePO4), обеспечивающие большое количество циклов заряда-разряда, воздействие больших токов и возможность быстрой зарядки энергосистемы автомобиля.

 

Преимущества:

– безопасное перемещение пассажиров и грузов. Контроль на протяжении всего движения беспилотных транспортных средств. Контроль над всем парком, отдельной машиной и каждым ее компонентом 24 часа 365 дней в году

полная автономность. Диспетчерская служба осуществляет связь с пассажирами беспилотного автобуса, контроль технического состояния каждого транспортного средства и администрирование движения беспилотного транспорта на определенной территории,

– модульность. Беспилотный автобус «Матрешка» состоит из модульных элементов, в которых расположены части кузова, силовая установка и электроприводы для движения, модульность

обеспечивает возможность быстрой замены функционально-технологических узлов, то есть трансформировать одного автомобиля в другой, меняя только центральную часть кузова (надстройка). Беспилотная «Матрешка» способна за 15 минут превратиться из автобуса в легкий грузовик,

– модульность позволяет более гибко проводить техническое и гарантийное обслуживание автомобиля

Модульная конструкция позволяет быстро заменить неисправный или нуждающийся модуль без демонтажа платформы или работы Smartbus. Замена модуля занимает не более 15 минут

– дает полную свободу владельцу за счет возможности обслуживания оператором системы

все обновления программного обеспечения, возникающие при зарядке автомобиля электрическим током

– непрерывная телеметрия в режиме реального времени по всем узлам ТС позволяет прогнозировать износ и компонента ТО или всего модуля, не допуская выхода из строя в процессе эксплуатации,

широкий диапазон.

 

Технические характеристики:

Время полной зарядки аккумулятора 4 часа.

Запас хода без подзарядки 130 км.

Скорость – 30 км/ч.

Двигатель электрический, мощность 45 кВт (140 Нм) до 7000 об.мин.

Источник тока Аккумуляторная батарея 32 кВтч (LIFEPO4).

Радиус поворота менее 3 м.

Грузоподъемность 1300 кг.

Общий вес с надстройкой — 2800 кг.

 

Модификации:

«Матрешка» позволяет решать различные задачи в области интеллектуальной логистики:

– платформа м2 открытая погрузочная платформа для различной логистики (внутренняя и терминальная), грузовые транспортные средства с объемом контейнера до 3 куб. метров

Базовая платформа-шасси с электродвигателем. Состоит из шасси, мотора, системы датчиков и камер, маршрутного компьютера, элементов кузова.

– м2с6 – спецтранспорт (мобильные диагностические комплексы, пожарные насосные установки, мобильные накопители энергии до 200 кВтч).

Грузовой автомобиль. Состоит из базовой платформы и контейнеров для перевозки грузов различного назначения.

— m2b8 — смартбай пассажирский на 8-12 человек.

 

Примечание: описание технологии на примере беспилотного автобуса smartbus «Матрешка».

 

Отделение TPU разрабатывает интеллектуальное рулевое управление

Пресс-релиз

Томский политех оснастил электробус КАМАЗ интеллектуальным электроприводом рулевой рейки

Деловое объявление

Томский политехнический университет

фото: Беспилотный электробус КАМАЗ.
посмотреть больше 

Кредит: Фонд содействия развитию малого предпринимательства

Беспилотный электробус КАМАЗ-1221 ШАТЛ презентовали в Казани, одном из городов проведения ЧМ-2018. Он использовался для перевозки пассажиров из фан-зоны на стадион «Казань Арена». В спин-оффе Томского политехнического университета НПФ «Мехатриника-Про» разработан интеллектуальный электропривод рулевой рейки.

Автомобиль ШАТЛ особо малого класса предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием с использованием цифровых карт, систем навигации и технического зрения. Разработчики электробуса заявили, что он может развивать скорость до 110 км/ч. Однако, поскольку в РФ нет законодательства, регулирующего движение беспилотных транспортных средств, скорость транспортного средства во время демонстрации была ограничена 10 км/ч.

Для проекта КАМАЗ томские ученые разработали электропривод на основе собственной разработки — универсальный сервоконтроллер Ac-Servo-200. Система управляет не только первой стойкой, но и при необходимости синхронизируется со вторым контроллером. Работает он следующим образом: ведущий привод получает задание от блока управления шасси, и при развороте передних колес контроллер одновременно формирует траекторию для ведомого привода — поворот рулевой рейки задних колес. Для обеспечения оптимальной траектории движения беспилотных автомобилей при повороте оба привода синхронизируются в зависимости от скорости движения.

Разработанный сервоконтроллер обеспечивает управление самыми разными электроприводами, легко адаптируется к задачам заказчика и может быть использован в системах рулевого управления отечественных и зарубежных приводов различных типов.

Комментируя сотрудничество с КАМАЗом, генеральный директор «Мехатроника-Про» Николай Гусев отметил:

‘В настоящее время мы разрабатываем универсальную аппаратную платформу — полноценный сервопривод. Он применим для интеграции в системы рулевого управления как беспилотных, так и классических автомобилей.