Перепрограммирование «мозгов» бортового компьютера автомобиля. Что такое мозги в машине
Что называют "головой" в автомобиле? Под капотом?
Головку блока цилиндров. Это верхняя (чаще всего, но не без исключений) часть движка, в которой расположены клапана ГРМ и свечи зажигания.
Крышка двигла
Головка клапанов
головку блока
А сам то шо думаешь
ГБЦ-головка блока цилиндров.
А ты с ними не общайся. Это безграмотные дебилы, которые не знают названия деталей двигателя.
головка блока цилиндров-верхняя часть двигателя
Это деталь которая находится над поршнями, в этой детали находится ГРМ
touch.otvet.mail.ru
Стоит ли «прошивать» «мозги» своей машины?
В среде автомобилистов постоянно идут дискуссии «шить или не шить». О чём же собственно идёт речь? Как понять обычному «чайнику» о чём спорят корифеи асфальтных баталий? Что за «мозги»? Какой иголкой их шить?
Но кто же даёт команду этим самым форсункам-инжекторам на открытие? Не сами же они такие «умные»? Ведь впрыск необходимо произвести именно в строго определённый момент! Измеряемый долями секунды! Так как? А вот именно этим вопросом и занимается ЭБУ(электронный блок управления). Это его наши корифеи дорог называют «мозги». И есть за что. По сути ЭБУ это миникомпьютер. Получая сигналы с множества расположенных на двигателе датчиков(с каждым годом их становится всё больше) наши «мозги» благодаря записанной на них программе и рассчитывают момент и время впрыска. Подают сигнал на открытие-закрытие инжектора. И контролируют время открытого состояния. Ага! Ну вроде с этим немого разобрались! Но как же «шить» эти «мозги»? И зачем? Попробуем разобраться. «Прошить» ЭБУ или как раньше говорили «прочиповать» можно в специализированной мастерской. Ну или у хорошего специалиста частника. Этот процесс заключается если попросту, в стирании заложенной заводом-изготовителем программы и записывания в память ЭБУ, другой. Казалось бы ничего сложного! Упс! выскочило новое (старое) словечко «чиповать». Откуда оно? Что за зверь? Всё просто. Раньше, до определённого времени заменить программу внутри ЭБУ, не выпаяв из него программный чип, было невозможно. Но умельцы наловчились выполнять эту тонкую и нудную работу по замене программных чипов которую и назвали «чипованием». Автоматически термин прилип и к современному процессу уже в корне отличному. Теперь мастер напрямую подключает свой комп к ЭБУ и заменяет программу. Всё равно кажется просто? Проблема в том что если раньше ЭБУ выпускали всего несколько фирм в мире и даже чипы у разных «мозгов» были взаимозаменяемы, то теперь практически каждый крупный брендовый производитель авто, разрабатывает свою ЭБУ. А это значит что различные марки автомобилей требуют к себе индивидуального подхода, то есть адаптера, обеспечивающего связь компьютера с ЭБУ.
Итак, что такое «прошивка» вроде разобрались? Но для чего она? Ведь на заводе вроде бы работают умные люди? И знают что и как нужно? Всё верно! Но есть один нюанс! У каждого водителя свой «стиль езды». Даже на старых, карбюраторных моделях, водители крутили состав смеси и угол зажигания, чтобы добиться для себя наиболее комфортного реагирования от двигателя! А у машин управляемых ЭБУ возможностей для этого неизмеримо больше! Завод изготовитель устанавливает так называемую «заводскую прошивку», усреднённый вариант. А установка индивидуальной «прошивки», «чипование», это уже выбор водителя -профессионала, добивающегося от своего авто максимальной слаженности.
Если подвести итог, можно сказать:- «Шить или не шить» решает только сам автовладелец, но дело это безусловно полезное. Особенно если учесть что сейчас у хороших мастеров прошивки, существуют специальные так называемые «инженерные ЭБУ», позволяющие написать прошивку непосредственно под водителя в процессе вождения. Но это другая история.
16.09.2015
www.9151394.ru
Что такое ЭБУ в автомобиле
Автомобиль – это сложный механизм, в котором каждый агрегат выполняет определенную функцию. Тормозная система, трансмиссия, подсветка, климатическая установка, управление приводом сидений – перечислять системы можно довольно долго, однако самым главным устройством в каждой такой системе является электронный блок управления (нередко можно встретить следующие обозначения: ЭБУ, ECU, DME (от Digital Motor Electronics), ECM (от Engine Control Module), PCM (от Powertrain Control Мodule)). В некоторых современных автомобилях насчитывается до 80 ЭБУ.
Электронный блок управления можно с уверенностью назвать «мозгами». Неисправность ЭБУ зачастую приводит к сбою в работе всей системы, так повреждение микропроцессора может стать причиной отказа работы трансмиссии или, например, системы контроля над токсичностью выхлопа и так далее.
Выявление ошибки в работе ЭБУ – довольно сложная задача, решить которую многим не под силу. Именно поэтому нередко недобросовестные сотрудники СТО, не располагая достаточными знаниями и оборудованием или просто-напросто не желая разбираться в проблеме, ставят диагноз «Выход из строя ЭБУ». Замена блока управления – это дорогостоящая процедура, однако не всегда она может устранить ошибку в работе системы. Посему, если вашему авто поставили указанный диагноз, не торопитесь менять ЭБУ, постарайтесь найти более высококвалифицированного мастера, который проведет повторное тестирование с использованием специальных таблиц диагностики неисправностей. Если нормальное функционирование ЭБУ будет доказано, то его можно будет заменить по гарантии, однако если оно не будет подавать никаких признаков жизни, значит вам не удастся избежать его замены.
Основными причинами повреждения ЭБУ являются:• перегрузка по напряжению. Возможна при коротком замыкании в цепи какого-нибудь соленоида. Если своевременно не ликвидировать причину, то в будущем вас ожидает замена ЭБУ.• влияние окружающей среды (коррозия, перегрев или механическое повреждение от удара или вибрации). ЭБУ страшится воды, поскольку проникнув внутрь блока, она может привести к коротким замыканиям и необратимой коррозии, которая способна разрушить соединительные элементы. Запомните: большинство производителей вправе отказать вам в просьбе восстановить ЭБУ по гарантии, если будет установлено, что причиной выхода из строя устройства стало принятие ванны. Перегрев ЭБУ может стать причиной образования микротрещин.
Каждый автовладелец в силах продлить срок службы ЭБУ, поскольку, согласитесь, предложенные выше рекомендации соблюдать не так уж и сложно. Если же все-таки избежать выхода из строя «мозгов» не удалось, то обращайтесь за помощью только к профессионалам, которые знают все тонкости осуществления подобного рода работ. И, конечно же, не забывайте, что ЭБУ подбирается индивидуально под каждый автомобиль, только в этом случае можно быть уверенным в том, что авто не выдаст вам никаких ошибок и будет радовать долгой и преданной службой.
autopulse.net
что такое мозги в автомобиле Видео
- Главная
- Популярное
- О футболе
- WAP
- Авто
- Видео-блоги
- ДТП
- Еда и напитки
- Животные
- Знаменитости
- Игры
- Искусство
- Красота и мода
- Люди
- Мото
- Музыка
- Мультфильмы
- Наука
- Новости
- Образование
- Политика
- Приколы
- Природа
- Путешествия
- Развлечение
- Семья
- Сериалы
- Спорт
- Стиль жизни
- Танец
- ТВ передачи
- Технологии
- Товары
- Фильмы
- Шоу-бизнес
- Юмор
-
Секрет ЧИП ТЮНИНГ. Прошивка ...
Секреты ПЕРЕК... 3 год. назад -
ВАЗ 2110 Не заводится. Сгоре...
Иван Сайченко... 11 мес. назад -
Мерседес вито! Чудо мозги)))...
fedorovich tv 6 мес. назад -
Эбу мозги Рено Логан...
Данил Наседки... 3 год. назад -
Автомобильная цветомузыка &a...
-
astra g умирающие мозги и пр...
ЭлектроФима Э... 2 год. назад -
Михаил Горбачев. Мозги водит...
Женщины за 50... 2 мес. назад -
мозги фокус 3
Около Техники... 6 мес. назад
mp3prof.com
Как перепрошить компьютер автомобиля
В настоящее время всё больше и больше выпускается автомобилей, оборудованных бортовыми компьютерами. Пока что такие машины по карману не каждому, однако уже в ближайшем будущем на наших дорогах количество автомашин без «мозгов» уменьшится как минимум в два раза. Несмотря на растущую популярность бортовых компьютеров, очень часто их работа желает лучшего. Поэтому по мере увеличения на дорогах «мозговитых» машин становится всё более популярной связанная с их обслуживанием услуга — прошивка компьютера автомобиля.
Главная цель, которую преследуют создатели бортовых автомобильных компьютеров, — обеспечить максимальный комфорт водителю и пассажирам во время поездки. В случае когда такое устройство не справляется со своей работой, ему требуется так называемый чип-тюнинг (с англ. регулировка микросхемы).
Бортовой компьютер автомобиля
Перепрошивка мозгов автомобиля — это наиболее оптимальный и наименее затратный способ повысить мощность мотора, улучшить динамику автомашины и при этом не переделывать двигатель.Для тех, кто ещё не совсем хорошо владеет информацией, объясняем, что электронные мозги автомашины — это электронный блок управления двигателем, работа которого определяется некоторой программой. Изменив её параметры, вы изменяете поведение вашего «железного друга».
Прошивка производителя характеризуется наличием определённого резерва для возможности увеличить мощность, крутящий момент, скорость и максимальные обороты мотора с помощью изменения программного обеспечения в «мозгах» автомашины. Дело в том, что автомобили выпускаются с двигателями, «мозги» которых сильно зажаты в рамки норм по уровню токсичности. Чип-тюнинг придуман именно для того, чтобы расширить эти рамки.
Причины перепрошивки
Заводская прошивка отечественных и иностранных автомобилей далека от совершенства. В особенности это касается отечественных производителей, которые могут выпустить автомашину с откровенно бракованным бортовым компьютером. Критерии определения брака легко отследить:
- автомашина обладает вялой динамикой;
- двигатель может остановиться в самый непредвиденный момент в любом режиме;
- присутствуют провалы;
- плавание оборотов;
- неуверенный старт в холодное время года.
Подобные проблемы устранить поможет только изменение программного обеспечения двигателя. Стоит отметить, что не нужно скупиться и лучше перепрошить мозги автомобиля, чем покупать новый катализатор, датчик кислорода, сажевый фильтр и т. д., когда они выйдут из строя из-за неправильной работы мотора.
Также учтите, что системы Евро-3 и Евро-4 рассчитаны на использование дорогостоящего и высококачественного иностранного топлива. Для безопасной заливки отечественного бензина также необходима прошивка.
Перепрошивка бортового компьютера в домашних условиях
Какие программы лучше выбрать
В настоящее время по корректировке прошивок уже сформировался рынок даже на просторах нашей страны. Программа для прошивки автомобиля обязательно должна отвечать всем стандартам качества подобных информационных продуктов, иначе вместо избавления от проблем вы увеличите их количество в два раза.
Наиболее известными и надёжными зарубежными производителями программ для бортового автомобильного компьютера считаются chiptuning.com, chip-tuning.de, upsolute.com. Среди отечественных производителей ПО хорошо себя зарекомендовали SMS Software, chipsoft.ru, adact.ru, chiptuner.ru и pauluschip.ru.
Подобные готовые программы можно использовать, если вы являетесь владельцем стокового двигателя.
Прошивка стокового двигателя
Перепрошить бортовой компьютер можно в автосервисе или самостоятельно. В первом случае вам придётся заплатить немалую сумму денег, а во втором — потратить небольшое количество времени и разобраться с руководством к этой операции.
На видео — прошивка бортового компьютера Шевроле Авео:
Краткая инструкция, которая позволит установить новое программное обеспечение на автомобиль:
- Перед началом перепрошивки следует записать версию аппаратной реализации автомобильного компьютера. Её вы отыщите в верхней строке при подаче питания.
- Теперь необходимо скачать файл обновления и загрузчик, которые соответствуют версии вашего бортового компьютера. В случае несоответствия он работать не будет.
- Следующий шаг — подключение СОМ-порта адаптера к персональному компьютеру и соединение его с бортовым компьютером с помощью разъёма. К специальному разъёму необходимо также подключить питание, но не подавать его.
- Теперь запустите программу Boot24. На экране всплывёт окно с несколькими разделами: «Открыть файл прошивки», «Выбрать СОМ-порт», «Загрузить».
- Для начала выберите СОМ-порт. На экране отобразится маленький треугольник, нажатие на который откроет список доступных портов. Теперь выбирайте порт, к которому подключён адаптер К-линии, и нажимайте кнопку «ОК».
- Далее, нажимаем кнопку «Открыть файл прошивки». В появившемся на экране окне укажите файл с прошивкой (*.rom) и нажмите кнопку «ОК». Этот файл находится в папке с самой программой.
- Теперь следует включить питание бортового компьютера и нажать кнопку «Загрузить». На дисплее вы увидите надпись «Включите БК». Для отмены установки нужно нажать Cancel.
- После включения питания начнётся загружаться утилита, о чём будет свидетельствовать рост индикатора хода процесса установки. Если вы где-то напутали, то процесс загрузки не начнётся. При успешной установке всплывёт надпись «Загрузка окончена». После этого ваш бортовой компьютер готов вновь служить верой и правдой.
Чего ожидать от перепрошивки
Большинство автолюбителей волнует лишь один, касающийся чип-тюнинга, вопрос — как качественно изменится динамика автомашины? Эксперты советуют не гнаться за мощностью, так как максимальная прибавка лошадиных сил может негативно отразиться на комфорте в управлении автомашиной. Плавные движения автомобиля могут смениться на рывки и дёрганья в разных режимах движения.
На видео — прошивка БК Лады Гранты:
Выбирайте такую программу, которая добавит не скорости, а комфорта в управлении и избавит вас от заводских недочётов.
Правильная настройка мозгов автомобиля приведёт к следующим изменениям:
- работа двигателя станет более эластичной;
- тяга будет более ровная и плавная;
- повысится комфорт управления машиной;
- увеличится мощность и крутящий момент до 15%;
- улучшится динамика разгона машины;
- увеличится показатель максимальной скорости;
- исчезнут рывки при переключении передач и задумчивость коробки-автомата;
- незначительно снизится расход топлива.
Прошивка бортового компьютера Лады Калины
Кроме этого, во время перепрошивки можно отключить лямбда-зонды, катализаторы, адсорберы и т. д. Перепрошивка мозгов автомобиля способствует увеличению ресурса силового агрегата, так как оптимизируется работа мотора, устраняются заводские ошибки и чрезмерное обеднение топливно-воздушной смеси в режимах повышенной мощности на системе Евро-3 и Евро-4. Расход топлива может остаться прежним. Однако во время разгона больше не нужно будет топтать педаль газа, что значительно уменьшит нагрузку на двигатель.
Если вы потратили немалую сумму денег и приобрели умный автомобиль, то не поскупитесь и перепрошейте его «мозги». Результат не заставит себя долго ждать и полностью окупится!
365cars.ru
Что такое ЭБУ (электронный блок управления ДВС): мозги автомобиля
Совершенствование автомобиля сопровождается интенсивным развитием его электронных систем управления. Одна из важнейших – система управления работы двигателя или, как ее называют, Engine Control Unit.
В качестве мозга этой системы используются блоки управления двигателем внутреннего сгорания. В них запрограммированы все алгоритмы. На основании их осуществляется управление процессами, происходящими в силовой установке большинства современных автомобилей.
Именно в электронный блок управления (ЭБУ) поступают сигналы от многочисленных датчиков системы. Они обрабатываются и затем перенаправляются на ее исполнительные органы.
В результате алгоритмизации процессов достигается высокая степень оптимизации всех рабочих параметров силового агрегата в пределах всех режимов его работы. А регулированию подвергается буквально все: мощность мотора, его крутящий момент, топливный расход, качественный состав выхлопных газов, иные качественные параметры.
Программное обеспечение ЭБУ
В силу особенностей конструкции основная масса электронных блоков управления автомобильным двигателем содержит две взаимодополняющие части: аппаратную и программную. В состав аппаратной части ЭБУ входит несколько элементов. Главным является микропроцессор. Он осуществляет обработку всех входящих сигналов согласно заложенной программе с последующей выдачей команд в систему.
Сигналы снимаются с многочисленных датчиков, установленных на двигателе и фиксирующих текущие изменения состояния его работы. Изначально аналоговые сигналы с датчиков поступают в процессор в виде цифровых импульсов после их обработки аналогово-цифровым преобразователем. Вслед за этим, на основании собранной информации, генерируются команды из ЭБУ, исходящие на исполнительные механизмы двигателя.
Софт, обслуживающий работу Engine Control Unit, состоит из двух вычислительных модулей: функционального и контрольного. Задачей функционального модуля является обработка получаемых с датчиков сигналов, генерирование управляющих коррекцией процесса работы двигателя команд и отправкой их на исполняющие устройства.
Эти команды, прежде чем поступить адресату, проходят через контрольный модуль и при необходимости им корректируются в рамках заложенных программными средствами требований и на основании проверки входящих сигналов.
Что немаловажно, так это возможность внесения любых по сложности программных изменений, позволяющих полностью перенастроить работу электронной системы, а значит и системы в целом. Чаще всего необходимость в апгрейде возникает при внесенных в конструкцию двигателя или обслуживающих его систем изменениях.
Нередко необходимость корректировки возникает в связи с выявленными ошибками. В этом случае производится массовый отзыв транспортных средств с исправлением обнаруженных программных недочетов с использованием мощностей официальных дилеров.
Существуют и неофициальные прошивки ЭБУ, которые производятся сторонними компаниями и предлагаются как дополнение к средствам тюнинга двигателя, который у них клиент, желающий усовершенствовать свой автомобиль, заказывает.
Среди причин, которые вызывают необходимость замены программного обеспечения блока управления ДВС, может быть и монтаж на него турбонагнетателя. Оборудования, позволяющего перейти на использование альтернативных видов топлива, иных нововведений, изначально не предусмотренных производителем, но изменяющих характер работы двигателя.
Функции ЭБУ
Обычно среди функций блока управления двигателем выделяется ряд основных, которые ЭБУ призван выполнять, это:
• регулирование процесса топливного впрыска;
• регламентирование ориентации заслонки дросселя, как на рабочем, так и на холостом ходу двигателя;
• координация процесса зажигания;
• управление работой двигателя с оптимизацией состава выхлопных газов;
• контроль и управление возвратом в систему части отработавших газов, их рециркуляция;
• управление процессом рекуперации бензиновых паров;
• контроль над установкой и соблюдением благоприятных для работы двигателя в разных режимах его нагрузки фаз газораспределения;
• контроль над соблюдением температурного режима работы двигателя с его корректировкой.
В процессе работы, электронный блок управляет двигателем интенсивно обмениваясь информацией с остальными электронными системами автомобиля. Тем самым координируя при поступлении соответствующих данных работу мотора.
В наиболее продвинутых моделях автомобилей в качестве информационных доноров могут выступать модули управления комплексом систем активной и пассивной безопасности автомобиля, автоматической коробкой передач, адаптивной подвеской, системами повышения комфорта.
Для стандартизации режима обмена данными все управляющие процессы между совокупностью разнородных по назначению электронных систем осуществляются через CAN-шину (Controller Area Network).
Поделитесь информацией с друзьями:
shokavto.ru
Cпинной мозг автомобиля: Тайна автомобиля
Самые глубокие тайны вашего автомобиля спрятаны в путанице из проводов и микросхем.
Современный автомобиль похож на катающийся по улицам вычислительный центр, нашпигованный множеством компьютеров. Попробуем обсудить эти малопонятные аспекты в работе вашей машины, разобраться в ее компьютерной сети. В прошлом мы бы назвали ее «бортовой электросетью», однако функции этого организма уже давно вышли за рамки тупого перекачивания электронов из одного проводка в другой. Вся автомобильная электроника называется в своей совокупности «локальной контроллерной сетью» (CAN, Controller Area Network), но есть для этого и более точный термин. Система проводов и протоколов связи, выполняющая функции соединительной ткани между всеми компьютерами и датчиками, называется, строго говоря, шиной CAN. Благодаря шине CAN машины стали дешевле, мощнее, удобнее и научились выделывать такие фокусы, которые без нее были бы просто невозможны.
Шоссе и развязки
Обо всех тонкостях шины CAN мы решили поговорить с Эриком Патоном, специалистом из компании Ford. Патон сказал: «Садясь за баранку, вы должны понимать — все в машине, что на первый взгляд кажется вам простым, скрывает на поверку фантастически сложные взаимодействия изощренных процессов и механизмов». Принципиальная схема шины CAN напоминает переплетение шоссейных дорог. Данные, подобно автомобилям, летят вдоль многополосных хайвеев, а потом сворачивают на какие-то узкие местные дороги, используя в определенных местах специально устроенные для этого въезды и съезды. Тысячи пакетов данных несутся в любой момент по этим дорожкам. Вы можете засечь их на любом перегоне и принять на любом выезде с магистрали.
В самых разных местах вашего автомобиля понатыканы разнообразные компьютеры, которые принято называть электронными блоками управления (ECU). Продолжая развивать шоссейную аналогию, их можно было бы представить себе в виде светофоров и других регулируемых развязок. Каждый ECU выполняет свои задачи: один управляет работой двигателя или трансмиссии, другой поднимает оконные стекла, третий запирает двери и т. д. На эти компьютеры заведены жилы от различных датчиков и переключателей, подающих информацию о тех или иных переменных величинах типа температуры, давления, напряжения, ускорения под различными углами, торможения, угла поворота колес и многих других параметрах. Допустим, ECU запрашивает информацию от какого-то датчика, подключенного к другому ECU, спрятанному в противоположном конце автомобиля, — вот тут-то и вступает в действие шина CAN.
Вернемся к образу автомагистрали. Шина CAN позволяет данным от всех датчиков и процессоров свободно циркулировать по автомобилю в любой момент времени. Каждый из компьютеров непрерывно передает в сеть информацию от своих датчиков и результаты собственных вычислений. В сети одновременно носится пара тысяч сообщений, дожидаясь, когда кто-то пожелает их прочитать. С другой стороны, каждый ECU непрерывно «прослушивает» сеть, выдергивая из нее те «кусочки» информации, которые могут потребоваться ему для выполнения собственных задач. Эта система не предполагает существования какого-либо центрального «хаба» или маршрутизатора — это просто непрерывный поток информации, которая всегда доступна каждому из контроллеров.
Дверь, а не гильотина
Рассмотрим, к примеру, работу электропривода сдвижных дверей — атрибута, типичного для современных минивэнов. Движением этих дверей управляет особый ECU, который называют «модулем кузовных функций». Несколько датчиков постоянно отслеживают, закрыта дверь или нет. Вот водитель нажимает кнопку закрытия двери. Сигнал от этого переключателя передается в сеть. Соответствующий ECU принимает сигнал, но это не значит, что он сразу же берется за работу. Первым делом он просматривает поток данных, идущий по шине, чтобы убедиться, что машина не движется и пребывает в запаркованном состоянии. Если по этой части все в порядке, он дает команду на электропривод. Включаются моторчики, и дверь съезжает на положенное место. Но этого еще мало — попутно ECU отслеживает напряжение, которое подается на клеммы моторов. Если напряжение на каком-то моторе вдруг скакнет, это будет означать, что дверь уперлась в оставленную в проеме сумку или кто-то выставил в проем ногу. Тогда ECU, чтобы не вызвать каких-либо повреждений, сразу же начнет сдвигать дверь в противоположную сторону. Если же двери ничто не помешает, она встанет в проем, и тут же включится электрическая защелка.
Еще недавно такую последовательность действий можно было бы считать настоящим достижением инженерной мысли. Даже простой электропривод, заведенный на электрические двери, потребовал бы жгуты из проводов, протянутых к электромотору, переключателям направления и электрическим замкам.
Принцип «шины CAN» был разработан в середине 1980-х, а до этого, если автопроизводитель хотел добавить в машину какую-нибудь новую электрическую примочку, скажем, подогрев сидений, от них нужно было тянуть через машину провода прямо до кнопки, красующейся в панели приборов. Шли годы, электрических наворотов становилось все больше, провода становились все длиннее, и наконец вся машина оказывалась опутанной многими километрами проводов, уложенных жгутами толщиной в руку. Когда была реализована идея шины CAN, нагреватели сидений и управляющий ими выключатель уже не нуждались в связи между собой посредством какого-то отдельного провода. Теперь они могут просто «переговариваться» через единую автомобильную шину CAN, не преумножая электрических хитросплетений.
Что на самом деле потребуется — так это добавочные усилия программистов, которые организуют взаимодействие всех устройств. В том-то и состоит вся революция: сложность физико-механическая уступила место сложности идейной и программной. Внедрение шины CAN поставило перед программированием новые масштабные задачи, но вместе с ней в автопром пришло множество новых позитивных сдвигов. Потребитель заметно выиграл в деньгах, машины стали намного легче, снизилась зависимость от поставщиков меди и резины, а главное, вся система стала существенно более надежной, потому что чем меньше проводов, тем меньше вероятность обрывов. Все перечисленные преимущества — это прогресс в чисто техническом плане, но самый глубокий эффект от этого нововведения оказался сугубо идейным. Это совершенно новый подход к диагностике автомобиля и обновлению программного обеспечения.
Машина, излечись!
Однако главным основанием для разработки шины CAN была вовсе не экономия на километрах проводки. Дело в другом. К концу 1970-х годов были, наконец, окончательно сформулированы технические требования, связанные с охраной окружающей среды. Национальная администрация безопасности движения на шоссейных дорогах (NTHSA) совместно с Комитетом по воздушным ресурсам штата Калифорния разработали методики для проверки эффективности автомобильных систем снижения вредных выбросов в атмосферу. Эти директивные документы повлекли за собой стандартизацию протокола «бортовой диагностики» — OBD. Сейчас мы имеем дело с этим же протоколом, но уже второго поколения, обозначаемым OBD-II.
Согласно этим требованиям в целях самодиагностики все датчики двигателя должны быть связаны между собой посредством шины CAN. При наличии такой связи специально выделенный ECU может постоянно следить за информационным потоком, вылавливая из шины аварийные сообщения в форме кодов OBD-II. Получив сообщение о какой-либо проблеме, этот ECU переформулирует его в алфавитно-цифровом коде и включает на торпеде лампочку «Check engine». На современных машинах подобная самопроверка выполняется непрерывно в течение всего времени, пока работает двигатель. Если у вас имеется портативный считыватель кодов (см. врезку «Цифровая диагностика»), вы можете залезть под торпеду со стороны водителя, подключиться к 16-контактному разъему вывода данных и прочитать все коды неисправностей. После этого загляните в интернет, где легко найдете расшифровку этим кодам или по крайней мере подсказку, что делать дальше.
Тот же самый разъем окажется очень кстати, если вдруг производитель обнаружит какой-то глюк в софте вашего автомобиля или придумает, как еще можно оптимизировать его работу. Допустим, разработали новый алгоритм, обеспечивающий более мягкое переключение передач. Теперь задача модернизации всех уже проданных автомобилей вашей серии решается очень просто — механик из дилерского центра подключает свой компьютер к тому же самому разъему и скачивает в вашу сеть новые программы. А ведь в прежние эпохи, до внедрения шины CAN, это означало бы физическую замену соответствующих контроллеров.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2012).www.popmech.ru