Содержание
Советское ноу-хау на новый лад. Зачем американцы реинкарнируют «Каспийского монстра»
18 мая 2021, 12:00
Мнение
Бостонская компания Regent сообщила, что получила первый контракт на сумму $465 млн на приобретение экраноплана Seaglider. Эта машина представляет собой гибрид самолета и корабля, способный «летать» над водной поверхностью со скоростью около 300 км в час и на дальность почти 600 км. Также фишкой проекта является то, что экраноплан работает на электрической тяге — модно и экологично. Американцы не скрывают, что вдохновлялись идеями русского конструктора Ростислава Алексеева, создавшего в прошлом веке экраноплан «Лунь», прозванный на Западе за мощь и скорость «Каспийским монстром».
Летящие по волнам
Экраноплан — бесспорное ноу-хау советской промышленности. От корабля он унаследовал грузоподъемность, от самолета — скорость. Ростислав Алексеев разработал и технически обосновал возможность полета корабля над морем благодаря эффекту аэродинамического экрана, что из-за отсутствия сопротивления воды позволяет развивать скорость в сотни километров в час. При этом самые современные корабли с атомными энергетическими установками вряд ли разгоняются больше 70 км в час.
В отличие от судов, экраноплан летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию. Способен выходить на необорудованный пологий берег, перемещаться надо льдом или тундрой.
Экраноплан «Лунь»
© Алексей Жигайлов/ТАСС
Представленный в начале 1990-х экраноплан «Лунь» демонстрировал скорость 500 км в час. Для этого на корабле-самолете было установлено восемь реактивных двигателей (Для сравнения, самый большой пассажирский самолет СССР того времени — Ил-86 — имел всего четыре). Он перемещался на 2 тыс. км и нес груз 140 тонн. На тот момент это был абсолютный рекорд. По грузоподъемности он сравним с шестимоторным военно-транспортным Ан-124 «Руслан». Экраноплан мог переносить шесть пусковых установок самых мощных на тот момент противокорабельных ракет 3М-80 «Москит» на борту.
«Москит»
Полностью титановая ракета размером с истребитель МиГ-21 была предназначена для уничтожения авианосцев противника. Она летает на расстояние почти 200 км. На каждой ядерная или фугасная боевая часть весом до полутонны. Скорость ракет такова, что их не видят радары. Кроме того, снаряд постоянно меняет высоту и направление полета, выписывая над водой замысловатую «змейку»; резко набирает и сбрасывает высоту в результате чего полностью сливается с окружающей обстановкой. По словам моряков, заметить «Москит» можно только у самого борта корабля, когда увернуться от него уже физически невозможно. За скорость, непредсказуемость полета и разрушительную мощь «Москит» прозвали на Западе Sunburn — «Солнечный ожог».
«Обычными» носителями ракет этого типа были эсминцы 956 проекта типа «Современный», но на них стояло всего четыре ракеты, а скорость кораблей не превышала все те же 70 км в час. На их фоне «Лунь» казался настоящим прорывом. Залп «Москитов» гарантированно топил авианосную группировку противника. При этом скольжение атакующего корабля для противника также оставалось до последнего незаметным — во время полета экраноплан создавал вокруг себя облако водяной взвеси, скрывающей его от вражеских радаров.
Американцы узнали про «Лунь» случайно с помощью космических снимков, полученных при мониторинге военной обстановки в Каспийском море. Анализ информации показал, что у СССР имеется средство морского нападения, от которого у Запада нет средств обороны.
Запретная красота
Однако самолет-корабль моряки не приняли. Как рассказал бывший замглавкома ВМФ, а до этого командующий Черноморским флотом, участник испытаний экранопланов, адмирал Игорь Касатонов, при всей красоте «бумажных» характеристик, корабль оказался крайне неэффективным. Губило основное преимущество — скорость, ну и менее значимая для военных экономичность. Адмирал отметил, что в акватории Каспийского моря еще можно было «побегать», но на стратегических коммуникациях, при интенсивном судоходстве «Лунь» был просто опасен. В итоге проект закрыли.
Читайте также
Конструктор заявил, что боевой экраноплан «Лунь» остается мощнейшим оружием XXI века
Сегодня первый и последний представитель семейства боевых экранопланов стоит на берегу Каспия рядом с будущим военно-патриотическим парком «Патриот» в Дагестане. Согласно планам, корабль-самолет станет главным его экспонатом. По фото, выложенным блогерами в интернет, внутри «Луня» сохранилось практически все оборудование.
В отличие от боевого советского экраноплана, американский Seaglider — машина исключительно гражданская, для пассажирских перевозок между прибрежными районами на небольшие расстояния, где невыгодно использовать авиацию.
Как отмечают разработчики, новый экраноплан на этапе разгона использует подводные крылья. Взлет происходит при скорости от 30 до 70 км в час, после чего он продолжает полет уже над поверхностью воды. При этом отмечается крайняя безопасность экраноплана — в случае отказа восьми электродвигателей машина просто спланирует к поверхности воды.
Как уточняют в Regent, заказчиками Seaglider уже стал ряд крупнейших паромных и авиационных компаний. Их привлекают прежде всего скорость — экраноплан в шесть раз быстрее паромов — и цена, вдвое дешевле самолетов. При этом указанный транспорт довольствуется обычной портовой инфраструктурой, которая намного дешевле той, что требуется в аэропортах.
Сегодня экранопланами озабоченны, помимо Regent, и куда более серьезные игроки. Например, американская DARPA — управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США. Совместно с Boeing она пыталась создать экранолет Pelican ULTRA (Ultra Large TRansport Aircraft), способный перевозить 1,2 тыс. тонн груза на дальность 18 тыс. км. Пентагон вроде идею поддержал, но флотские высказались категорически против — их смутили огромные размеры предлагаемой машины. В результате проект не получил развития.
Отечественная наработка
Российская промышленность также помнит наследие Ростислава Алексеева. В КБ его имени создают несколько экранопланов нового поколения, в том числе А-050 «Чайка-2». Проект, пусть пока виртуальный, но ему уже вменяют возрождение «Каспийского монстра». Во всяком случае, так считают журналисты американского издания We Are the Mighty. В материале говорится, что судно на динамической воздушной подушке должно было быть введено в эксплуатацию еще в 2020 году. Автор статьи уточняет, что А-050 станет развитием экспериментального «Каспийского монстра».
Читайте также
В России создается тяжелый аварийно-спасательный экраноплан
По информации на сайте разработчика, «Чайка-2» предназначена для перевозки пассажиров и грузов в морских прибрежных районах, а также для решения специализированных задач МЧС. Обладает амфибийностью и способен выходить на необорудованное побережье с уклоном до пяти градусов. Предусмотрено базирование на воде и на аэродроме второго класса. Может использоваться в качестве служебно-разъездного, санитарного, транспортного средства, для мониторинга экологического состояния внутренних водных акваторий.
В грузовом отсеке экраноплан способен нести спасательный катер, который можно спускать на воду при аварийно-спасательных и досмотровых работах, после чего грузить обратно на судно и «улетать». Также уточняется, что «Чайка» будет оснащена системой синтетического зрения. С ее помощью бортовой компьютер получит возможность распознавать объекты в радиусе нескольких километров, сканировать их, анализировать погоду и предлагать, как лучше всего обойти препятствие. Как отмечают разработчики, возможности аппарата делают его универсальным судном, поэтому есть вероятность, что «Чайку» придется сертифицировать сразу в двух регистрах — и в морском, и в авиационном.
Модель экраноплана А-050 «Чайка-2»
© Ладислав Карпов/ТАСС
Все это будет реализовано в 34,8 метрах длины судна, тогда как «Лунь» составлял 74 метра. Полное водоизмещение машины — 54 тонны. При полете в режиме экрана (когда экраноплан «парит» на небольшой высоте над водой за счет повышенного давления под крылом) судно способно развивать скорость 360–400 км в час, а во внеэкранном режиме — до 450 км в час. Максимальная дальность в первом случае будет равна 3 тыс. км. Для обслуживания «Чайки-2» необходим экипаж из четырех человек.
На предприятии говорят, что, помимо гражданской версии, ЦКБ выполнило опытно-конструкторскую работу по разработке спасательного экраноплана большего водоизмещения.
Читайте также
В Хабаровском крае намерены запустить производство экранопланов
Лоббистами проекта возрождения «бегущих» над волнами кораблей в РФ в разное время выступали некоторые влиятельные чиновники. По их мнению, создание экранопланов укладывается в концепцию «транспортной доступности», активно продвигаемой правительством в последние годы. Ее суть в создании возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые труднодоступные ее регионы. Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург с Калининградом, а Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком.
Впрочем, все это пока проекты. Почему же дело не доходит до их реализации на практике? По всей видимости, из-за тех же вопросов, что не смогли решить еще в советское время, — скорости экранопланов. Поэтому пока концерн «Калашников» (входит в «Ростех») и КБ Алексеева строят более простые, но не менее технологичные суда на подводных крыльях — «Кометы» и «Метеоры». Как с ними обращаться с точки зрения логистики куда понятней, чем с летающими над волнами экранопланами.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Экранопланы и экранолеты.
Первый в мире ракетоносец «Лунь»
«Лунь» не имеет аналогов и можно предположить, что их не будет и в ближайшем будущем. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль, сейчас гниет в доке на Каспийском море. |
Огромный боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь» сегодня забыт и о нем помнят лишь немногие специалисты. При массе 243 т половину, которой могла составлять полезная нагрузка, экраноплан мог осуществлять полет на высоте 5 м над подстилающей поверхностью со скоростью 500 км/ч. До настоящего времени «Лунь» не имеет аналогов и можно предположить, что их не будет и в ближайшем будущем.
Он представлял собой нечто среднее между кораблем и самолетом, походил на суда на воздушной подушке, но превосходил их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль, сейчас гниет в доке на Каспийском море.
Разработка «Луня» началась в 1969 г. в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде под руководством главного конструктора В. Кирилловых. Там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов такого типа. Для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружался уникальный производственный комплекс, сборочный цех которого был рассчитан на одновременное строительство шести экранопланов класса «Лунь». В 1987 г. экраноплан совершил первый опытный полет на Каспийском море, а в 1990 г. был передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР.
Нереализованные проекты: Экранопланы и экранолеты. Проект КМ
В советское время были разработаны летательные аппараты, которые сегодня не имеют мировых аналогов и поражают воображение. В период, когда был создан экраноплан «Каспийский монстр», зарубежные инженеры даже понятия не имели о технологии, разработанной в Советском Союзе. Следует отметить, что сегодня подобная технология за рубежом только разрабатывается.
На момент создания «Луня» существовало 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности типа латинской буква V. Схема Алексеева требовала большей стабилизации, но обеспечивала движение с большими скоростями и возможность использования экраноплана для полетов в самолетном режиме.
Прототипом «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр». В отличие от самолета, «Лунь» не имел шасси и самостоятельно выходить на берег не мог. Для постоянной дислокации ему был нужен сухой плавучий док.
По длине (73,8 м) и высоте (19,2 м) «Лунь» несколько уступал «Каспийскому монстру». При размахе крыльев в 44 м их несущая площадь достигала 550 кв. м. Экраноплан имел выдающуюся грузоподъемность: при массе пустого в 243000 т, максимальная взлетная масса достигала 380000 т. Это обеспечивали уникальные 8 двигателей типа ТРД НК-87 с тягой по 13000 кгс каждый. В совокупности такие характеристики обеспечивали полет «Луня» с максимальной скоростью 500 км/ч на дальность до 2000 км на высоте 1-5 м над поверхностью при волнении моря 5-6 баллов. Экраноплан имел 6 пусковых установок противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит». С экипажем 11 человек (7 офицеров, 4 мичмана) «Лунь» мог действовать автономно до 5 суток.
Движение экраноплана осуществлялось за счет эффекта экрана («воздушной подушки»), который существует только на высотах до 10 м. После опускания закрылков двигатели нагнетают воздух под крыло и экраноплан поднимается над водой. В связи с тем, что центр подъемной силы находится ближе к задней кромке крыла, поэтому управление экранопланом требует специфических навыков. Тем не менее, «Лунь» имел высокую мореходность и мог взлетать и садиться при волне в 3 м и 3,5 м соответственно.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31)
По мнению специалистов, уникальной была и силовая установка боевого экраноплана. Она состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87, которые представляли собой морскую модификацию двигателей для самолета Ил-86.
Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем могла пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. С начала 80-х гг. этой ракетой начали оснащать новейшие эсминцы, в т.ч. и «Лунь». Ее основным назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». В США эту ракету окрестили «Убийца авианосцев».
В оперативно-тактическом плане «Лунь» имел много преимуществ. От самолетов он отличался большей экономичностью и грузоподъемностью. По скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам экраноплан превосходил суда на воздушной подушке и подводных крыльях, был малозаметен для корабельных радаров и очень живучим. Ввиду отсутствия подобной техники и успехов в этой области в США была создана специальная комиссия по ликвидации «русского прорыва».
Исполнению американских планов помог развал Советского Союза. Руководство ЦКБ по СПК получило разрешение Госкомоборонпрома и Минобороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Для прикрытия предмета переговоров была создана фирма под названием «Российско-американская наука» (РАН), которая стала посредником в переговорах делегации заокеанских специалистов с руководством и специалистами ЦКБ по СПК. Затем российская сторона организовала посещение американскими представителями базы в Каспийске, где они без ограничений детально отсняли все интересующее.
С распадом СССР средств на содержание «Луня» не стало. Однако в 1990-1991 гг. с его участием на Каспийском море прошли учения по спасению людей в море. По результатам учений было отмечено, что экранопланы могут быть хорошими морскими спасателями. Надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а экранопланы могут выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. А современные гидросамолеты и вертолеты по сравнению с экранопланами имеют существенно меньшую грузоподъемность, дальность и мореходность.
Второй «Лунь», который находился в сборочном цехе, мог быть реконструирован в поисково-спасательный экраноплан «Спасатель». При взлетной массе 400 т и крейсерской скорости 360 км/ч дальность полета достигала 3000 км. Планировалось экраноплан оборудовать специальными спасательными средствами и иметь на борту госпиталь на 150, а в критической ситуации – на 500 человек. Но из-за недостатка финансирования работы по этому проекту были заморожены при 95% готовности «Спасателя».
В настоящее время местонахождения «Спасателя» точно не известно, а «Лунь» ржавеет в доке на Каспийском море.
Список использованных материалов:
1 busovod.uahttp://busovod.ua/showthread.php?t=7383
2 http://ss-op.ru/reviews/view/37
3 http://www.airwar.ru/enc/sea/lun.html
4 http://bastion-karpenko.ru/903_lun/
Влад Захаров
запрещенных фотографий изнутри советского экраноплана
Варианты печати:
- Картинки
- Мультимедиа
- Встроенный контент
- Комментарии
Ссылка скопирована в буфер обмена
Регионы
Предыдущий
Следующий
Последние новости
Российский фотограф пробрался в единственный в мире экраноплан, способный нести ядерную энергию, и сделал редкие снимки его интерьера.
Это экраноплан класса «Лунь», ранее сверхсекретный советский военно-морской корабль, который мог скользить прямо над волнами со скоростью реактивного самолета, уклоняясь от радаров и противокорабельных мин.
Экраноплан во время испытаний на Каспии в 1980-е гг.
Машина была оборудована шестью пусковыми установками вдоль хребта, которые могли стрелять ядерные ракеты достаточно мощные, чтобы уничтожить авианосец.
Транспортное средство использовало так называемый «граунд-эффект» — подушку высокого давления, которая образуется под крыльями чрезвычайно низколетящего самолета, увеличивая скорость и подъемную силу. Часто можно увидеть, как морские птицы, скользящие по волнам, используют то же явление.
Экраноплан в 2010 году
После распада СССР и последующего закрытия программы «Лунь» «убийца авианосцев» простаивал в этом плотно охраняемом доке на побережье Дагестанской области России.
Этим летом 31-летняя российская урбанистка Лана Сатор прочитала о том, что экраноплан буксируют морем в Дербент, город в Дагестане, где он должен быть перемещен в «патриотический парк» и выставлен на постоянную экспозицию.
С Когда экраноплан барахтается в волнах, ожидая своей последней перевозки в военный тематический парк, Сатор сказала Азаттыку, что в последнюю минуту забронировала билет на рейс стоимостью 150 долларов со своей базы в Москве в Дагестан.
Экраноплан сидит в нескольких метрах от берега Дербента.
Около часа ночи 7 августа Сатор и его друг запихнули фотоаппараты в водонепроницаемые сумки, пошли вдоль залитого лунным светом побережья, а затем пошли вброд по волнам к машине. Сатор говорит, что вокруг крыла море выкопало «глубокую дыру в песке», но паре в конце концов удалось взобраться на борт и заглянуть в открытую дверь судна.
Товарищ Сатора — его футболка все еще мокрая от брода к крылу — внутри экраноплана
Внутри входа Сатор говорит, что «горели лампочки и очень громко гудел генератор». Потом они увидели охранника.
Органы управления внутри экраноплана
Охранник каким-то образом спал сквозь грохот генератора. С шумом, заглушающим их шаги, Сатор и ее компаньон — с обеих капала морская вода — смогли прокрасться мимо него и в чрево советского зверя.
Радарная тарелка возвышается в хвосте экраноплана. Сатор говорит, что в хвостовой части корабля установлены три разные радарные системы.
Пара направилась от охраны в корму судна, достала камеры и вспышки и принялась за работу.
Сатор говорит, что она была скорее взволнована, чем напугана, когда они незамеченными прокрались через тускло освещенные отсеки. Судно мягко покачивалось на волнах, как лодка.
Кабина корабля: экраноплан требовал экипажа из 15 человек, когда он был в эксплуатации.
После почти часа изучения задней части экраноплана пара снова на цыпочках прошла мимо дремлющего охранника и направилась вперед, где Сатор смог сфотографировать похожую на самолет диспетчерскую.
Станция оператора радара: Сатор говорит, что некоторые места на Луне были загромождены «курицей и пирожными», оставленными людьми, готовившими судно для всеобщего обозрения.
Наконец, около 3 часов ночи, с десятками фотографий на своих камерах, пара еще раз прошла мимо охранника, который, как они заметили, перевернулся во сне, и сошла с крыла в теплую морскую воду, которая к тому времени была достаточно глубоко, чтобы они неожиданно рухнули над головой.
Благополучно добравшись до берега и наблюдая за тем, как ничего не подозревающий охранник выходит из корабля, чтобы потянуться и зевнуть на рассвете, Сатор сказала, что ее миссия «можно считать выполненной».
Рекомендуемый
Путинское вторжение в Украину сделало дипломатию «невозможной» для Москвы, считает бывший российский дипломат
Наверх
» Советские и российские экранопланы
Сергей Комиссаров и Ефим Гордон
«На практике экономическая эффективность экранопланов еще не зарекомендовала себя как нечто бесспорное. Одним из факторов, влияющих на это, является относительно низкая удельная грузоподъемность и полная масса построенных к настоящему времени экранопланов (из-за применения в строительстве судостроительных, а не авиационных технологий и необходимости нести в качестве собственного веса разгонные двигатели). которые требуются только при взлете)».
Экраноплан~ Экраноплан~ Экраноплан. Да ладно, это есть смешное слово! Никогда не слышали об одном? Как насчет экраноплана? Проще говоря, корабли с крыльями.
Представьте: вот вы на лодке, мечтаете, и у вас такое ощущение, что воздух вокруг просто ненормальный. Вы смотрите вверх — и на высоте 30 футов над водой на вас налетает машина с размахом крыльев более чем в два раза больше, чем у Boeing 747 (500 футов против 213), оставляя за собой гигантские водяные брызги. Pelican ULTRA от Boeing Phantom Works должен был стать самым большим крылатым кораблем в истории, а в 2002 году было объявлено о готовом к полету прототипе к 2015 году, но проект либо зашел в тупик, либо настолько мертв, что с тех пор о нем никто не слышал [9].0042 1 ].
2002 год также является годом, когда один из авторов, Комиссаров, написал, вероятно, лучшую из немногих книг по экранопланам, Российские экранопланы: Каспийское морское чудовище и другие экранопланы. (ISBN 978-1857801460) как том 8 в серии «Красная звезда» Midland Publishing. Настоящая книга представляет собой исправленную и во всех отношениях расширенную версию.
Экраноплан изучался с 1920-х годов во многих странах, но Советы владели этой областью к 1960-х и постоянно исследовал его. Почему они? У них есть обширные участки плоских поверхностей (вода, лед, даже земля), которые необходимы для создания той воздушной подушки, которая возникает, когда на нее дует двигатель или что-то вроде крыла скользит по ней. Если это звучит абстрактно, поднесите руку к чему-либо, излучающему поток воздуха (фен, пылесос и т. д.). Чем меньше зазор, тем больше сопротивление. Или следствие: чем лучше работает подушка, тем меньше энергии требуется для поддержания разрыва. Вы только что смоделировали что-то похожее на аэродинамический принцип «подъемной силы». И чем меньше подъемная сила и сопротивление борются друг с другом, тем более эффективным становится полет — следовательно, экранопланы должны работать близко к земле, чтобы не потерять преимущества воздушной подушки. Это делает характеристики вышеупомянутого «Пеликана» тем более замечательными, поскольку над сушей он мог/может достигать большой высоты в 20 000 футов, что делает его, говоря русским языком, «Экрано-9».0096 лёт .
Вместе и по отдельности братья Комиссаров и Гордон вместе написали несколько книг и накопили многолетний опыт работы. Хотя история никогда не предсказывает будущее, их послужной список настолько силен, что возникает соблазн сказать, что любая книга с их именами на ней будет поучительной. Конечно, этот, который также кажется немного менее громоздким с точки зрения стиля письма.
Начиная с более научного объяснения аэродинамических сил и обзора номенклатуры, книга ясно дает понять, что экранопланы включают в себя «большое разнообразие судов, имеющих существенные различия». От авианосцев до пусковых установок космических челноков и личных прогулочных кораблей представлено около 50 военных и гражданских машин. Название книги даже не намекает на особую «плюшку» — включение главы об исторических и современных нерусских усилиях. Есть также глава, за неимением лучшего слова, о самодеятельности частных лиц или университетских студенческих групп, которые занимались теоретической или даже практической работой.
Большая часть книги описывает по очереди значимые советские/российские конструкторские бюро или конструкторов, а именно Алексеева, Бартини, Бериева и Сухого. Алексеев, начальник Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях, как и подобает своему месту в истории авиации, получает больше всего чернил. Известный тем, что авторы вежливо называют его «независимым поведением», , тем не менее, шокирует то, как его недоброжелателям удалось понизить в должности этого гениального человека после аварии 1975 года [ 2 ], в котором неумелый пилот оторвал хвост экраноплану ЧДБ. Неважно, что Алексеев, пассажир этого рейса, спас всех и заставил судно двигаться достаточно долго, чтобы добраться до порта. Он умер пятью годами позже, слишком молодым, в возрасте 64 лет.
Отдельные проекты описаны на нескольких страницах, включая таблицу основных характеристик. Текст дополняется огромным количеством тщательно подписанных черно-белых и цветных фотографий, а также технических рисунков, трехмерных изображений, разрезов, профилей и впечатлений художника (в случае нестроенных машин). Почти все фотографии очень хорошо воспроизведены, но некоторые рисунки замазаны, а также имеют еле читаемые подписи.
Создатели комплектов будут вдохновлены многочисленными крупными планами, чтобы улучшить свои сборки, но коллекционеры заводских моделей позеленеют от зависти при виде изобилия демонстрационных моделей, которые так невероятно трудно найти (одна только фотография показывает не менее сорока различные модели CHDB на столе). И не говоря уже об ультра-редких рабочих моделях, использовавшихся для испытаний в аэродинамической трубе и буксировщике!
Приказ доктора: доставай эту замечательную книгу хотя бы раз в неделю и удивляйся тому, что все возможно. И несколько раз подряд скажите «Экраноплан».
1 В 2005/06 г. в США была подана заявка на патент под маркой Pelican, но на машину меньшего размера, которая выглядит иначе.