История серий су 34 форум: быстрый и беспощадный / Вооружения / Независимая газета

34 — Многофункциональный фронтовой бомбардировщик 

Многофункциональный фронтовой бомбардировщик 

Су-34 создан на базе истребителя Су-27 в ОКБ им. П. О. Сухого. Генеральный конструктор самолета – М. П. Симонов, главный конструктор – Р. Г. Мартиросов. Разработка ударной модификации Т-10В начата по Постановлению Совмина СССР от 19 июня 1986 г. Эскизный проект самолета защищен в мае 1988 г. Техническое проектирование самолета велось в 1987-1988 годах.

Первый прототип самолета – Т-10В-1 – был собран опытным производством ОКБ Сухого в 1989-1990 годах и совершил первый полет 13 апреля 1990 г. (пилот А. А. Иванов) на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Публично прототип Т-10В-1 под названием Су-27ИБ впервые показан на выставке военной техники для первых лиц стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия) 13 февраля 1992 года.

Серийное производство Су-34 было начато на Новосибирском  Авиационном Производственном Объединении им. В.Чкалова в 1993 г.

Первый полет предсерийного прототипа, собранного на НАПО в Новосибирске, Т-10В-2 – 18 декабря 1993 г. (летчики И. В. Вотинцев и Е. Г. Ревунов). Первый самолет опытной серии Су-34 (Т-10В-5) полетел 28 декабря 1994 г. В 1994-2003 г.г. выпущено 4 самолета установочной серии и предсерийный прототип Т-10В-4 с полным комплектом оборудования. В июне 1995 г. на международном авиасалоне в Ле Бурже самолет был представлен впервые под названием «Су-32ФН» (Su-32FN — Fighter Navy).

Су-34 (фото RussianPlanes, 2013 г.)

 

В 2006 г. был завершен первый этап Государственных испытаний самолета и 15 декабря 2006 г. на аэродроме НАПО в Новосибирске состоялась передача ВВС России первых двух серийных самолетов Су-34 (борты №№01 и 02). После по контракту №319/3/1-ЕОЗ от 10.11.2008 г. начата поставка 32 самолетов первой крупной войсковой серии.

19 сентября 2011 г. главком ВВС А. Зелин подписал акт о завершении государственных совместных испытаний Су-34 с рекомендацией к принятию самолета на вооружение ВВС. И 20 марта 2014 г. Су-34 официально принят на вооружение ВВС России. Первый контракт на поставку 32 серийных машин ВВС выполнен в 2013 г. и в том же году начато выполнение второго контракта на поставку еще 92 самолетов. Всего ВВС России планируют иметь на вооружении 150-200 самолетов Су-34.

 

Су-34 в ВВС России

По состоянию на начало 2018 г. произведено 109 самолетов Су-34 (включая предсерийные самолеты), по итогам 2020 г. — 122 самолета. Самолетами Су-34 вооружены несколько бомбардировочных авиационных полков ВВС России.  С осени 2015 г. несколько самолетов (4 самолета разных авиационных полков) входят в состав российской авиационной группировки в Сирии с базированием на авиабазе Хмеймим в Латакии.

Конструкция самолета

Самолет классической аэродинамической схемы с интегральной конструкцией фюзеляжа с двумя килями, дифференциальным цельноповоротным хвостовым оперением и передним горизонтальным оперением. Ударное вооружение самолета размещается на внешних узлах подвески под крылом и под фюзеляжем. Самолет оборудован приемным устройством системы дозаправки в воздухе типа «шланг-конус».

 

Фоторепортаж с места крушения военного самолета Су-34 в Ейске Краснодарского края 17 октября 2022 г.

Около 23:00 дом еще дымился. Пожар только локализовали

Поделиться

Вечером 17 октября истребитель-бомбардировщик Су-34 врезался в жилой дом в Ейске — начался пожар, охвативший все девять этажей. Хотя большую часть жильцов эвакуировали, многие не смогли выбраться из здания невредимыми. К 23:00 четверо официально признаны погибшими, двадцать пять человек пострадали, еще шесть числятся пропавшими без вести. Фотокорреспондент 161.RU Евгений Вдовин побывал на месте трагедии.

Поделиться

Поделиться

Официально: пострадали 130 квартир

Поделиться

Поделиться

Прибывший на место губернатор Вениамин Кондратьев пообещал пострадавшим новое жилье

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Пока сотни человек размещены в ПВР

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Число пострадавших идет на десятки. Часть готовы принять в Ростовской области

Поделиться

По теме

  • «Почему боевой самолет летает над городом?». Как учебный полет закончился катастрофой — видеорепортаж из Ейска
  • 15 человек погибли, 43 пострадали: в Ейске военный самолет врезался в жилой дом

Валентин Булавко

Главный редактор 161.RU

Су-34Военный самолетЕйскКрушение Су-34

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ2

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

регистрация

Что я смогу, если авторизуюсь?

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ

0 / 1400

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.

Новости СМИ2

Новости СМИ2

МИЛАВИА Самолет — Сухой Су-32/Су-34 Утконос

Роль: многоцелевой тактический бомбардировщик
Изготовитель: Сухого, НАПО
Варианты: Су-32/Су-34 (Т-10Б, Су-27ИБ), Су-32ФН, Су-34МФ , Су-27Р, Су-34П (Су-27ИБП)
Операторы: Россия

Бомбардировщик Су-27ИБ Фланкер

В 1983 году был разработан первый эскизный проект нового тактического бомбардировщика. Новый самолет
планировалось заменить истребители-бомбардировщики третьего поколения и тактические бомбардировщики; Су-17,
МиГ-27, Су-24 и их производные, в 1990-е. Су-27 послужил базой для
новый самолет, получивший обозначение Су-27ИБ (заводское обозначение Т-10В). IB означает
Истребитель-Бомбардировщик
или истребитель-бомбардировщик. Су-27ИБ имеет в своем составе
большая грузоподъемность и боевой радиус тактического бомбардировщика и высокая маневренность
и скорость истребителя, чтобы его можно было использовать против наземных, морских, а также воздушных
цели. С этой точки зрения Су-34 можно сравнить с американским F-15E Strike Eagle, который также был
превратился из успешного и маневренного истребителя в многоцелевой тактический ударный самолет.

Новый дизайн кабины

Конструкция существенно отличалась от базового Су-27/Су-27УБ. Для улучшения взаимодействия
между летчиком и штурманом полностью изменена компоновка кабины.
рядом размещены катапультные кресла К-36ДМ (как на тактическом бомбардировщике Су-24).
Кроме того, кабина была герметизирована. Экипаж может лечь или подготовиться
немного еды в районе за кабиной. Для улучшения санитарных
условия, самолет также был оборудован туалетом. Доступ в кабину есть
через люк и лестницу в передней нише передней опоры, которая вынесена вперед и убирается назад в
хорошо.

Изменения планера

Для размещения новой конфигурации кабины, дополнительного оборудования и увеличенного топлива.
внутренняя топливная загрузка, фюзеляж изменился кардинально. Носовая часть имеет форму
эллиптический, из-за чего самолет получил прозвище «Утконос». Средняя часть фюзеляжа
был изменен для размещения топливного бака № 1 увеличенного размера. Воздухозаборники двигателя
были заменены воздухозаборники с изменяемой на фиксированную геометрию. Также задняя часть
самолет претерпел изменения в облике, наиболее узнаваемым является новый
увеличенная центральная хвостовая балка. Консоли крыла и утки Су-27М были адаптированы для
улучшенные летные характеристики и топливные элементы большего размера. Все эти изменения коснулись 1,5
увеличение взлетной массы. Максимальная взлетная масса увеличилась с 28 т.
базовый Су-27 до 45 тонн. Чтобы справиться с возросшим весом, средняя часть была усилена.
установлена ​​новая ходовая часть, заменены односкатные основные опоры шасси
двумя колесами, расположенными тандемно.

Авионика истребителя-бомбардировщика

Самолет несет многофункциональную РЛС с фазированной антенной решеткой и встроенный ИКСТ/прицел.
система со встроенным ТВ и лазерным обнаружением и возможностью наведения. термальный
однако система визуализации для работы в ночное время будет вынесена наружу. А еще самолет
оснащен мощной радиоэлектронной аппаратурой и РЛС заднего обзора, как и Су-35.
Новые системы обеспечивали дневную и ночную, всепогодную работу как надводных, так и
воздушные цели.

Оружие истребителя-бомбардировщика

Су-27ИБ может нести большое количество вооружения. Инвентарь оружия класса «воздух-воздух»
состоит из современных российских ракет класса «воздух-воздух», таких как РВВ-АЕ, Р-73 и
производные от ракеты Р-27. По наземным целям самолет способен
как управляемое, так и неуправляемое оружие. Управляемое вооружение включает Х-29, Х-25, Х-59М.
ракет, а также КАБ-500 ТВ/лазерных и КАБ-1500ТК ТВ/командных управляемых бомб.
Неуправляемое вооружение включает 1500, 500, 250 или 100 кг бомбы, ракеты и ракетные блоки.
По морским целям самолет может нести до шести противокорабельных Х-31А или Х-35.
ракеты. Против средств ПВО противника шесть Х-31П с пассивным радиолокационным самонаведением противорадиолокационного действия.
можно нести ракеты.

Обозначения Су-34, Су-32ФН и Су-32МФ

Как и в случае с модификациями Су-27, Су-27ИБ также
была предоставлена ​​альтернатива
обозначение Сухого и авиационной прессы. Известны и Су-27ИБ.
как Су-34 с момента его первого полета.
Когда однако Су-34 отправили в свой первый
международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1995 году самолету было присвоено обозначение
Су-32ФН. Это коммерческое обозначение было принято компанией «Сухой», чтобы подчеркнуть достоинства самолета.
потенциал в качестве берегового морского патрульно-ударного самолета для потенциального экспорта
заказчики в поисках быстрого самолета для борьбы с кораблями и подводными лодками.
Проект предусматривал специальное оборудование и оружие для обнаружения и уничтожения плавающих кораблей.
цели. Заказчик пока не найден, а конкретный вариант остался на чертеже
доска.
г. В 1999 г. Су-34 теперь представлен как Су-32МФ на МАКС 1999 г. Москва Интернационал
Воздушный салон. На этот раз, чтобы подчеркнуть его многоцелевые возможности. MF расшифровывается как русский
эквивалент многофункционального. Однако экспортных заказчиков пока не найдено.
В 2003 году западная авиационная пресса сообщила, что российские военные адаптировали
обозначение Су-32 для варианта Су-27ИБ. Однако вскоре это было опровергнуто
другие источники, и официальные лица ВВС России с тех пор используют обозначение Су-34. 900:05 Сообщается, что отчетное название Су-34 НАТО/ASCC — Fullback.

Состояние программы Су-34

Хотя после распада Советского Союза финансирование новой
тактический бомбардировщик, разработка продолжалась медленными темпами. После двух
опытные образцы (Т-10В-1, переделанный из Су-27УБ, бортовой номер «42», и Т-10В-2, бортовой номер «43»),
еще два прототипа Су-34 были
серийно выпускался в 1994/1995 гг. (Су-34 «343» б/н «44» и Су-32ФН «349»бортовой номер «45»).
Позже НАПО выпустило как минимум еще один летный прототип под номером «47».
[Редактор: Номер «46» мог быть статическим прототипом для наземных испытаний.]
Они базировались на испытательной базе ОКБ Сухого для проведения летных испытаний до государственных испытаний.
началось. По данным российских властей, Су-34 успешно прошел испытания в Чечне.
а также участвовал в боевых учениях в Ашулуке в 1999 году.

В декабре 2003 года ВВС России пересмотрели технические требования к серийным самолетам.
Мелкосерийное начальное производство двух серийных Су-34 НАПО для ВВС России было начато в 2005 году.
Первый серийный самолет был спущен НАПО 6 июля 2006 г., совершив первый полет.
12 октября 2006 г.
Предположительно, этот самолет был восьмым произведенным Су-34 (бортовой номер 48) и вторым
серийный самолет (бортовой номер 49) были переданы ВВС России
15 декабря 2006 г., после того как были окрашены и перекодированы «Красный 01» и «Красный 02». Два
самолеты предназначались для передачи в 4-й ЦБП I ПЛС
в Липецке для государственных приемочных испытаний.
3 августа 2007 года первый серийный самолет был доставлен в
в Липецк официально начинаются эксплуатационные испытания с последующей переподготовкой.

В период с 2007 по 2015 год ВВС России приобретут большое количество модернизированных бомбардировщиков Су-34.
заменить парк Су-24 «Фехтовальщик» в первую очередь в ударно-штурмовой роли. Первые самолеты
ожидается ввод в эксплуатацию до конца 2009 г.. Изначально планировалось
приобрести шесть самолетов в 2007 г., а затем десять самолетов в 2008 г. В 2010 г. должно было быть поставлено 24 Су-34.
чтобы первый авиаполк базировался в Воронеже, а всего на вооружении было бы 58 Су-34
к 2015 году оснастив два-три бомбардировочных полка, заявил вице-премьер и министр обороны,
Сергей Иванов 23 марта 2006 г. в гостях на заводе НАПО.
Однако, когда в январе 2008 года было запущено полномасштабное производство этого типа, график был немного другим.
объявил. Было объявлено, что в 2008 г. будет произведено не менее пяти самолетов, максимально
20 самолетов в год, до 2015 года планируется приобрести около 70 самолетов Су-349.00:05 Принимая во внимание эти новые планы, маловероятно, что первый полк будет полностью укомплектован как
еще в 2010 году.

Было разработано несколько планов
варианты тактической разведки и радиоэлектронной борьбы. На самолете установлен ряд
мировые рекорды по высоте полета и грузоподъемности. ВВС России
видит в самолете Су-32/34 свой будущий основной тактический бомбардировщик, который в сочетании
с модернизацией четвертого поколения Су-27, МиГ-29
и истребители МиГ-31 присутствуют
основная часть инвентаря ВВС России в 21 веке.

    Источники:

  • Air Forces Monthly 2006: август
  • Air Forces Monthly 2007: октябрь, с. 21
  • Air Forces Monthly 2008: март, с. 21
  • Фомин Андрей (2000). Су-27 Flanker Story , РА Интервестник, Москва, Россия.
  • Фомин, Андрей (2006), ВВС России готовятся к приему первых Су-34 , Ежемесячник ВВС № 225, декабрь 2006 г., с. 20, Key Publishing Ltd, Великобритания.
  • Веб-сайты (см. соответствующие ссылки)

Самый опасный российский военный самолет

Ту-160 «Блэкджек»

Самый большой в мире боевой самолет Туполев Ту-160 «Блэкджек» способен преодолевать расстояние в 3700 миль, взлетая на высоту 2500 миль. дальность полета крылатых ракет Х-101/Х-102 и возвращение на базу. С дозаправкой в ​​воздухе он может лететь еще дальше. В ходе предстоящей модернизации Blackjacks получит новую крылатую ракету Х-БД, расширенную версию Х-101/Х-102, которая должна увеличить дальность полета на 50%. Кредит: Петр Бутовски

Ту-160 Блэкджек

Туполев Ту-160 Блэкджек может нести 12 ракет на двух поворотных пусковых установках внутри фюзеляжа. В ВКС России имеется 17 Ту-160. В январе 2018 года Минобороны России подписало заказ на поставку 10 бомбардировщиков Ту-160М нового производства в 2021-2027 годах. Россия намерена оставить Блэкджек на вооружении до 2060-х годов. Фото: Петр Бутовски

Ту-95МС Медведь-Н

С 2014 года турбовинтовые ракетоносцы Туполев Ту-95МС Медведь-Н были адаптированы для использования новых обычных Х-101 (АС-23А) с дальностью 2500 миль. и ядерные крылатые ракеты Х-102 (АС-23Б) Кадьяк. Большие Х-101/102 можно перевозить только снаружи. Самолет несет восемь ракет на четырех подкрыльевых пилонах. Более 50 Ту-9Бомбардировщики 5МС находятся на действительной службе в России; они являются предметом глубокой модернизации Ту-95МСМ. Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь недавно объявил о первом полете Ту-95МСМ, который состоялся 22 августа. они часто приближаются к Аляске. Среди недавних примечательных международных визитов были пара медведей в Индонезии в декабре 2017 года, а также блэкджеки в Венесуэлу в декабре 2018 года и в Южную Африку в октябре 2019 года.. Бомбардировщики Ту-95МС совместно с Ту-160 запустили крылатые ракеты Х-101 и Х-555 (АС-22 Клюге) по целям в Сирии. Авторы и права: Петр Бутовски

Ту-22М3 Backfire-C

124-тонный Туполев Ту-22М3 Backfire-C с изменяемой геометрией представляет собой платформу с большой дальностью полета, которая доставляет тяжелые сверхзвуковые ракеты Х-22 и Х-32 против важных такие цели, как командные пункты, мосты, железнодорожные узлы, аэродромы, ракетные установки и крупные военные корабли. Кредит: Петр Бутовски

Ту-22М3 Backfire-C

Около 60 бомбардировщиков Ту-22М3 Backfire-C находятся на действительной службе в России. Со следующего года они получат модернизацию Ту-22М3М с новыми системами и вооружением, включая гиперзвуковые ракеты дальностью 900 миль. Фото: Петр Бутовски

Су-57 Felon

Многоцелевой истребитель Су-57 Felon нового поколения сочетает в себе функции истребителя завоевания господства в воздухе и ударного самолета. Он несет вооружение в двух очень вместительных внутренних отсеках, расположенных тандемно и занимающих всю длину подфюзеляжной поверхности. Кредит: Петр Бутовски

Су-57 Felon

В каждом отсеке многоцелевого истребителя Су-57 Felon могут разместиться два 14-футовых истребителя массой 1500 фунтов. оружие рядом, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» (ЗВР) с дальностью 190 миль. и боеприпасы класса «воздух-земля», которые могут пролететь 310 миль. Фото: Петр Бутовски

Су-57 Фелон

После 10 лет испытаний первый истребитель Су-57 Фелон будет передан в этом году ВКС России, которые заказали 76 истребителей к 2027 году. : Петр Бутовски

Су-35С Flanker-M

Сухой Су-35С Flanker-M — самый современный истребитель, стоящий на вооружении в России, то есть до тех пор, пока Су-57 не поступит на вооружение. Су-35С сохраняет аэродинамику устаревшего Су-27 Flanker, но имеет цифровую электродистанционную систему управления полетом, аналогичную системе Су-57. Двигатели АЛ-41Ф-1С на Су-35 представляют собой несколько более простые варианты АЛ-41Ф-1 на Су-57. Датчики прицеливания у Су-35 проще и дешевле, чем у Су-57, но конфигурация системы управления огнем такая же. Набор оружия также аналогичен, за исключением того, что у него нет внутреннего отсека. На фото Су-35С вооружен зенитными ракетами Х-38М, противокорабельными ракетами Х-35У, зенитными ракетными комплексами Р-77 и Р-73 и блоками радиоэлектронного противодействия (РЭП) «Хибины-М». ВКС России получили 98 Су-35С в 2014-20 гг. В Китай поставлено 24 истребителя, идут поставки 31 самолета Су-35 в Египет. Предоставлено: Петр Бутовски

Су-34 защитник

Основная задача истребителя-бомбардировщика Су-34 защитника — тактический перехват, который заключается в отсечении передовых войск противника от снабжения из тыла. С этой целью Су-34 наносит удары по важным объектам, таким как узлы связи, воинские конвои и склады, в глубоком тылу и в тяжелых условиях ПВО. Кредит: Петр Бутовски

Су-34 Fullback

Истребитель-бомбардировщик Su-34 Fullback, летящий у земли с четырьмя тоннами вооружения, может достигать целей в радиусе действия 370 миль или 680 миль. при полете на большой высоте. С 2015 года российский авиационный контингент в Сирии опирается на Су-34. Фото: Петр Бутовски

Су-34 защитник

Истребитель-бомбардировщик Су-34 защитник и его модернизированная версия Су-34М являются приоритетом для российских военных в ближайшие годы. Кредит: Петр Бутовски

Су-34 Крайний защитник

ВКС России получили 120 Су-34 за последнее десятилетие, но у них все еще есть более 100 старых Су-24 Фехтовальщиков, которые необходимо будет заменить в этом десятилетии. Авторы и права: Петр Бутовски

МиГ-31К «Фоксхаунд-Д»

Самолет Микояна-Гуревича МиГ-31К «Фоксхаунд-Д» со скоростью 2,8 Маха несет баллистическую ракету «Изделие 292» со скоростью 10 Маха — бортовую версию ракеты класса «земля-земля» «Искандер». система (SS-26 Stone) — на центральном пилоне. Вместе они образуют 9Воздушно-десантный ударный комплекс А-7760 «Кинжал» был представлен президентом России Владимиром Путиным в его ежегодном обращении к нации 1 марта 2018 года. Он сказал, что система может доставлять «ядерные и обычные боеголовки на дальность более 2000 км. . [1240 миль]». Фото: Петр Бутовски

МиГ-31К Foxhound-D

Первая испытательная эскадрилья из 12 самолетов МиГ-31К имени Микояна-Гуревича развернута в Ахтубинске на юге России. В феврале 2020 года командующий Центральным военным округом России генерал-полковник Александр Лапин сообщил прессе, что к 2024 году комплексами «Кинжал» будет перевооружено еще одно подразделение — полк в Канске в центральной части России. Помимо МиГ-31К эскадрильи, Россия имеет на вооружении около 120 перехватчиков МиГ-31БМ. Кредит: Петр Бутовски

МиГ-35С Fulcrum-F

На фоне МиГ-35С имени Микояна-Гуревича на авиасалоне МАКС-2019 слева направо планирующий комплекс «Гром» дальности 75 миль, модульный авиационный комплекс Х-38М. ракеты-носителя и противокорабельной ракеты Х-35У. Фото: Петр Бутовски

МиГ-35С Fulcrum-F

Микоян-Гуревич МиГ-35 Fulcrum-F — боеспособный самолет. Однако в распоряжении ВКС России есть три истребителя Сухого, от бюджетного Су-30СМ до более совершенного Су-35 и дорогого Су-57, поэтому истребитель еще одного типа их не интересует. Приобретено всего шесть новых МиГ-35, которые после оценки, скорее всего, поступят в пилотажную группу ВВС «Стрижи» на авиабазе Кубинка. Основной целью заказа было продвижение экспорта. Пока 46 МиГ-29Истребители M экспортированы в Египет; ожидается больше контрактов. Фото: Петр Бутовски

Ми-28НМ «Опустошение»

Ми-28НМ «Опустошение» представляет собой модернизированную версию довольно обычного боевого вертолета Ми-28Н с улучшенными системами наведения и новым вооружением. Важнейшим элементом нового вертолета является интеграция легкой многоцелевой управляемой ракеты (ЛМУР) с дальностью полета 9 миль. по сравнению с 4 миль. для противотанковых управляемых ракет (ПТРК) «Атака» и «Хризантема». LMUR (который не был представлен публике) имеет тепловизионную ГСН; изображение с ГСН передается на вертолет, с которого оператор указывает цель. Кредит: Петр Бутовски

Ми-28НМ Havoc

В марте 2019 года опытный образец Ми-28НМ прошел испытания в Сирии. 27 июня 2019 г. Минобороны России заказало 98 вертолетов Ми-28НМ с поставкой в ​​2020-2027 гг.; к августу этого года поставки еще не начались. На фото Ми-28НМ «70», первый вертолет предсерийной партии 2019 года. Фото: Петр Бутовски

Ка-52 Хокум-Б

В отличие от любого другого боевого вертолета в мире, камовский Ка-52 Hokum-B размещает своих пилотов рядом, а не тандемом. Широкая кабина создает столько свободного места в носовой части вертолета, что позволяет разместить мощный радар и электрооптический датчик наведения под радаром. Русские уделяют большое внимание самообороне своих боевых вертолетов. В Ка-52 для кабины и других жизненно важных зон предусмотрена броня из титановых и керамических пластин. По бокам нижней части фюзеляжа установлены двунаправленные инфракрасные помехи; На законцовках крыла установлены дозаторы сигнальных ракет или радиолокационных ловушек. Кредит: Петр Бутовски

Ка-52 Хокум-Б

В ВКС России имеется около 125 Камов Ка-52. Поставки продолжаются со скоростью 15-20 вертолетов в год. Египет получил 46 экспортных версий Ка-52Э. 10 августа начались испытания первого вертолета Ка-52М с модернизированными датчиками наведения и новым вооружением, в том числе ракетой ЛМУР. Минобороны России заявило о намерении закупить 114 новых Ка-52М в 2022-2027 годах. Фото: Петр Бутовски

Ми-8МТПР1

Это не обычный транспортный вертолет Ми-8. Ми-8МТПР1 предназначен для постановки помех РЛС наведения зенитно-ракетных комплексов противника. Комплекс радиоэлектронной борьбы L187A «Рычаг-АВ» установлен в грузовом отсеке с двумя коробчатыми многолучевыми активными антеннами электронного сканирования с каждой стороны фюзеляжа. В составе ВКС России имеется около 50 вертолетов-постановщиков помех. Кредит: Петр Бутовски

Ил-80 Maxdome

Этот невинно выглядящий широкофюзеляжный авиалайнер на самом деле является подведомственным Генеральному штабу Вооруженных Сил России стратегическим воздушно-десантным командным пунктом Ил-80 Maxdome, аналогом E-4B ВВС США.