Американский истребитель F-35A — «неправильный самолёт». Истребитель ф 35
7 мифов об истребителе F-35 » Военное обозрение
Скандальная репутация нового F-35 не уступает его знаменитым предкам: криволапому "Старфайтеру" и супербомбардировщику Конвэр B-58 с говорящим именем "Хастлер" (англ. шулер, кидала). Среди ужасных преступлений, инкриминируемых F-35, звучат слабые ЛТХ, неправдоподобно высокая стоимость (как кусок золота такой же массы), нескончаемые проблемы с оборудованием и электронной начинкой…
Критики и злопыхатели проекта JSF в качестве аргументов приводят типичные сбои и отказы, неизбежные при "обкатке" и эксплуатации новой машины, но отчего-то обходят вниманием реальный недостаток JSF. Крылатая машина опередила своё время! Причём сделала это в самом худшем виде: многие из заявленных технологий еще не вышли за пределы научных лабораторий — в то время как самолеты уже массово штампуют на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).
Большинство перспективных систем F-35 (радары с АФАР, оптронные комплексы, элементы технологии стелс) могли быть успешно интегрированы в конструкцию самолетов поколения 4+. Реальные примеры: F-15SE "Сайлент Игл" и F/A-18 "Сайлент Хорнет". Еще пара усилий конструкторов, и они могли бы сравняться по боевым возможностям с F-35.
Для чего было проводить дорогостоящие НИОКР по созданию новой платформы, если по своим ЛТХ F-35 едва ли превосходит своих предков? Почему не были рассмотрены асимметричные подходы — такие как шведский SAAB J-39 Gripen? Вместо пресловутой "малозаметности" шведы ставят во главу угла параметр "выживаемость" — комплекс средств обнаружения и постановки активных помех, что, по мнению шведов, позволяет Gripen'у уверенно действовать в зоне ПВО противника.
Американцы пошли по самому очевидному и дорогостоящему пути, решив построить новый юберсамолет и удивить им мир. У них были деньги и технологии. И им это удалось. На сегодняшней день малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35 является самым совершенным и "зрелым" самолетом в своем классе — как в плане технологий, так и в плане боевых возможностей.
Одиннадцать стран мира (Великобритания, Канада, Норвегия, Израиль и т. д.) уже выбрали F-35 в качестве перспективного истребителя для обновления своих ВВС. Результат агрессивной рекламы и прямого принуждения союзников к покупке американской военной техники. Но было ли из чего выбирать? Какой из современных многоцелевых истребителей смог бы составить конкуренцию F-35 — при равной стоимости и одинаковых боевых возможностях? Ответ... Немая сцена!
Скандалы, интриги, расследования...
1. Гонки по вертикали
Из трех модификаций F-35 лишь одна (F-35B) является самолетом СВВП. Специфический истребитель авиации морской пехоты, предназначенный для действий с передовых аэродромов. И конструктивно, и по назначению это совершенно другая машина, даже внешне отличающийся от "базового" F-35A. Унификация по деталям: 81% с F-35А и всего 62% с палубным F-35C.
F-35A и F-35B. Серьезные отличия заметны даже невооруженным глазом
F-35B был заказан ограниченной серией из 500 самолетов (15% от запланированного к постройке кол-ва F-35). Основную часть программы JSF составляют истребители F-35A, чьи взлетно-посадочные характеристики ни чем не отличаются от др. боевых самолетов. Оттого, оказывается несостоятельным следующий миф.
2. В основе "Лайтнинга" лежит советский Як-141
Чем могут быть похожи СВВП середины 80-х годов и современный истребитель пятого поколения? Лишь тем, что оба летательных аппарата — тяжелее воздуха. Цель программы JSF (малозаметный многоцелевой истребитель-бомбардировщик) далека от темы СВВП. "Вертикалка" F-35B является лишь побочным направлением программы и мало похожа на остальные машины семейства "Лайтнингов".
Як-141
По поводу сходства с Яком. F-35B использует иную схему с подъемным вентилятором (вместо двух подъемных реактивных двигателей на Як-141). Оба истребителя имеют лишь схожие очертания кормовой части и отклоняемое сопло маршевого двигателя — именно это вводит в смущение умы юных конспирологов. При этом вертикальное хвостовое оперение F-35 с двумя наклоненными килями продиктовано не необходимостью вертикального взлета, сколько требованиями технологии стелс.
3. Универсальный самолет — это плохо
Универсальность? Максимум — унификация узлов и деталей в рамках одного семейства боевых самолетов (базовый, палубный и "вертикалка").
Если под "универсальностью" подразумевается возможности истребителей выполнять ударные задачи, то история знает немало удачных примеров многоцелевых самолетов — F-84, "Фантом", МИГ-21, Мираж-III, F-15E, Су-30, "Рафаль"... Сумасшедшая тяга реактивных двигателей творит чудеса — боевая нагрузка современных истребителей в разы больше, чем у четырехмоторной "Летающей крепости" (при одинаковой взлетной массе ~ 30 тонн). Цепляй под крыло гроздья бомб и контейнер с прицельным оборудованием — и любой из "Рафалей" и "Сушек" превратится в убойный бомбардировщик. Не стал исключением и F-35.
Eurofighter Typhoon
4. Замена штурмовой авиацииСемейство F-35 заменит все многоцелевые истребители четвертого поколения — F-16, F-15E, F/A-18, "вертикалку" AV-8 "Харриер-II", и даже противотанковый штурмовик A-10 "Тандерболт". Но каким образом сверхзвуковой истребитель может заменить дозвуковой бронированный штурмовик, оснащенный мощной 7-ствольной пушкой?
Вместо залпа НУРС и очередей из пушки — одна 113-кг планирующая бомба SDB или ракета "Мэврик". Вместо отважных полетов под огнем ПЗРК и зенитных пулеметов басмачей — удары высокоточным оружием с недосягаемой высоты. Для искоренения "недовольных демократией" уже сейчас используются легкие противопартизанские штурмовики (типа "Цессна Комбат Караван"). Оставшуюся часть функций А-10 должны взять на себя ударные вертолеты и беспилотники. Янки проводят реструктуризацию собственных ВВС, распределяя задачи между классами боевых ЛА и снимая с вооружения устаревшую и малоэффективную технику.
5. Ф-35 продирается сквозь небо только благо звериной мощи двигателя Ф-135 (с)
Макс. взлетная масса F-35А на 30% больше, чем у его предшественника F-16 (29 против 22 тонн), а его двигатель развивает большую на 40% тягу (бесфорсажная 13000 кгс против 8000 кгс). При этом F-35А и F-16 имеют равную боевую нагрузку (заявленная — около 8 тонн).
Прямое доказательства ущербности аэродинамики и ЛТХ "Лайтнинга". Иначе на что был потрачен выделившийся резерв нагрузки?
F-16I
Объем внутренних топливных баков F-35 превышает 10 000 л керосина — вдвое больше, чем у любого истребителя четвертого поколения. "Лайтнингу" не требуются ПТБ для выполнения большинства задач, в то время как другие истребители вынуждены занимать ими узлы подвески, тем самым увеличивая свою ЭПР, лобовое сопротивление и уменьшая боевую нагрузку.
F-35 оснащен встроенным прицельно-навигационным комплексом для работы "по земле" — с тепловизорами, лазерными дальномерами, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования ракет. Все то, что обычные истребители таскают в виде подвесных контейнеров, в виде части своей боевой нагрузки.
Наконец, внутренние бомбоотсеки, S-образные каналы воздухозаборников и элементы технологии стелс. В итоге в таблицах появилась цифра 8 тонн. Только уже это не подвесные баки и ПНК, а настоящие бомбы и ракеты.
6. Ласточка летает
Все истребители четвертого-пятого поколений по своим ЛТХ близнецы. Минимальные отличия в 10-20% в значениях скороподъемности, тяговооруженности и нагрузки на крыло нивелируются положением самолета в пространстве, боевой нагрузкой и квалификацией летчика. Исключение составляют лишь экзотические истребители с двигателями с отклоняемым вектором тяги, но и их реальные боевые возможности определяются не столько ОВТ, сколько наличием подвесных вооружений. Любая бомба или ракета на внешней подвеске накладывает свои жесткие ограничения на пилотаж (перегрузки/тепловой нагрев) и ухудшает ЛТХ носителя.
В воздухе F-35 не только не уступит истребителям четвертого поколения, но должен иметь преимущество за счет внутренних отсеков вооружений, где ракетам не страшен тепловой нагрев и где они не создают дополнительного сопротивления в полете.
7. Аварийность
150 построенных F-35, 7 лет эксплуатации, ни одного потерянного в летных происшествиях истребителя. А ведь "Лайтнинги" эксплуатируются в самых жестких условиях, далеко за пределами лабораторий и испытательных стендов. Летают днем и ночью. Взлетают и садятся на палубы кораблей. Используются для массовой подготовки пилотов.
Вопреки слухам и утверждениям лжеэкспертов, программа JSF демонстрирует фантастический уровень надежности. Специалисты "Локхид Мартин" методично испытывают машину во всех возможных режимах и устраняют выявленные недостатки.
И если еще пару лет назад казалось, что F-35 "проигрывает бой", то сейчас становится очевидно: за океаном рождается мощная боевая машина. Пентагон перестал проявлять всякий интерес к проектам глубокой модернизации существующих истребителей и полностью сосредоточился на программе JSF. Тренд был подхвачен союзниками — заказы на F-35 растут, тогда как его основные конкуренты (проекты F-15SE, F/A-18E/F и F/A-18 International Roadmap) стремительно теряют очки и вылетают из тендеров.
topwar.ru
Проблемы самолета F-35 Lightning II » Военное обозрение
Экономика
Основной вал критических замечаний в адрес проекта F-35 касается экономической стороны дела. Несмотря на обещанные преимущества перед существующей и перспективной техникой, самолет получился очень дорогим. В настоящее время производство одного истребителя F-35A обходится более чем в сто миллионов долларов. В середине девяностых, когда работы по этому проекту вошли в активную стадию, планировалось удержать стоимость одного самолета с учетом всех предварительных затрат на уровне в 30-35 миллионов. Как видим, на данный момент имеется трехкратное превышение цены самолета относительно планировавшейся. Само собой, подобные «коэффициенты» не могли не привлечь внимание противников проекта. При этом авторы проекта из фирмы «Локхид-Мартин» оправдываются объективными причинами значительного удорожания, как то сложность освоения новых технологий или создания унифицированной конструкции.
Примечательно, что все затраты на проект прямо или косвенно связаны с политикой, принятой в самом его начале. Поскольку Пентагон желал получить три самолета с разным назначением, отличающимися характеристиками и для трех разных родов войск, инженеры Lockheed-Martin взяли курс на максимальное упрощение конструкции. Кроме того, активно рассматривались вопросы упрощения обслуживания самолета. Как и в случае с предыдущим суперпроектом – F-22 Raptor – все меры по удешевлению не только не привели к оному, но даже увеличили стоимость программы в целом и каждого отдельного самолета в частности. Особенно интересно проект F-35 смотрится в свете концепций создания и применения. Изначально этот истребитель делался в качестве легкого и дешевого самолета, дополняющего тяжелый и дорогой F-22. В итоге получилось соблюсти требуемое соотношение цен, но сто миллионов за борт можно назвать небольшой стоимостью только в сравнении со 140-145 миллионами F-22.
Вероятно, сохранить соотношение стоимости самолетов и программ удалось в том числе и благодаря правильному подходу к делу. Проект F-35 восходит к программе ASTOLV, начавшейся еще в первой половине восьмидесятых, но не имевшей особого успеха. На базе наработок по этому проекту позже были развернуты работы под кодовым названием CALF, которые в итоге объединились с программой JAST. Задачи всех этих программ заметно отличались, но на стадии объединения CALF и JAST уже сформировались общие требования к перспективному истребителю. Возможно, именно номенклатурные моменты, из-за которых затраты по одной программе не приплюсовывались к расходам по другой, в итоге ощутимо уменьшили стоимость итогового проекта F-35. При этом последнее преобразование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology – «Единая перспективная ударная технология»), приведшее только к изменению ее названия на JSF (Joint Strike Fighter – «Единый ударный истребитель»), вряд ли можно считать причиной какой-либо экономии.
Стоит отметить, куда большей экономии удалось добиться при помощи использования имеющихся наработок. К примеру, при проектировании нового истребителя F-35 активно использовалась автоматизированная система CATIA и испытательный комплекс COMOC. Эти системы были созданы специально для проекта F-22, который фактически «взял на себя» их стоимость. Аналогичным образом обстоит дело и с некоторыми новыми технологиями, например с несколькими новыми сортами композитных материалов.
Тем не менее, даже при подобном разделении затрат самолеты F-35 вышли достаточно дорогими. Есть все основания полагать, что основной причиной высокой стоимости этих самолетов является специфическая идея создать несколько самостоятельных машин на базе одной конструкции. Такая задача непроста сама по себе, что уж говорить о современных самолетах, которые должны объединять в себе самые новые технологии. Кроме того, сказалось изменение требований заказчика. В конце девяностых годов ВМС США несколько раз пересматривали и корректировали свои желания в отношении характеристик будущего палубного F-35C. Из-за этого конструкторам Lockheed Martin приходилось постоянно обновлять проект. В случае с отдельной разработкой самостоятельного проекта такие коррективы не повлекли бы за собой каких-либо особо сложных работ. Но в случае с программой JSF, ввиду ее требований по унификации, каждое заметное изменение палубного истребителя или любой другой модификации прямо сказывалось на двух других вариантах истребителя. По различным оценкам, на дополнительные доработки проектов ушло около 10-15% от всего времени конструкторских работ. Очевидно, похожим образом обстояло дело и с лишними денежными затратами.
Техника
Помимо проблем с выполнением тех или иных требований, приводящих к лишним расходам, стоимость программы JSF также была обусловлена рядом новых технических решений, на разработку и проверку которых тоже уходили немалые деньги.
Первыми в глаза бросаются подъемные агрегаты истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Для выполнения требований Корпуса морской пехоты относительно возможности базирования на универсальных десантных кораблях сотрудникам «Локхид-Мартин» совместно с моторостроителями из Pratt & Whitney пришлось потратить много времени на создание подъемно-маршевого двигателя, который мог бы не только давать необходимую тягу, но и вписываться в принятую в проекте идеологию максимальной унификации. Если для создания силовой установки для «сухопутного» и палубного истребителей достаточно было обойтись модернизацией уже имеющегося двигателя PW F119, то в случае с самолетом укороченного или вертикального взлета пришлось предпринять ряд специальных мер.
Еще по результатам старой программы ASTOLV было отсеяно несколько вариантов подъемно-маршевых двигателей. В ходе работ по JSF в компании «Локхид-Мартин» пришли к выводу, что самым удобным из оставшихся вариантов будет применение турбореактивного двигателя с поворотным соплом и дополнительным подъемным вентилятором, приводимым в действие от двигателя. Такая компоновка обеспечивает достаточную для вертикального взлета тягу и удобство управления, хотя и не лишена минусов. Прежде всего, отмечается тот факт, что самолет большую часть времени будет возить лишнюю нагрузку в виде подъемного вентилятора, который необходим только при вертикальном/укороченном взлете или посадке. Все агрегаты вентилятора, от разобщительной муфты до верхних и нижних створок, весят порядка 1800 килограмм, что немного больше сухой массы самого двигателя F135-600. Тем не менее, при использовании высокотемпературного турбореактивного двигателя иные варианты выглядели не слишком удобными. Дело в том, что поток холодного воздуха от вентилятора, сталкиваясь с реактивной струей двигателя, частично охлаждает ее, а также не позволяет перегретым газам попадать в воздухозаборники. Ни одна другая схема размещения подъемной силовой установки не имеет такой возможности и поэтому лишний вес признали допустимой платой за преимущества.
С другим не менее сложным агрегатом силовой установки истребителя F-35B – поворотным соплом – связана интересная история. Изыскания по этой теме начались еще во времена программы CALF, но особых успехов не имели. Потратив много времени, сил и денег, американские ученые и инженеры обратились за консультацией в российское конструкторское бюро им. А.С. Яковлева. В результате продолжительных переговоров американцы смогли купить часть документации по проекту Як-141 и тщательно ее изучить. Уже с использованием полученных знаний было спроектировано новое сопло для двигателя F135-600, имеющее ряд общих черт с соответствующим агрегатом советского самолета Як-141.
И все же, несмотря на использование зарубежного опыта, создание силовой установки для самолета вертикального взлета оказалось очень сложным делом. В частности, незадолго до начала испытаний первого прототипа F-35B с индексом BF-1 обнаружился риск возникновения трещин в лопатках турбины двигателя. Из-за этого в течение нескольких месяцев все испытания подъемных агрегатов проводились с серьезными ограничениями по мощности, а после каждой газовки требовалось обследование двигателя на предмет повреждений. В результате достаточно длительных работ по доводке силовой установки все-таки удалось ликвидировать все основные ее проблемы и обеспечить требуемую надежность. Стоит отметить, эти неполадки до сих пор время от времени ставятся в вину новому самолету, а в ряде источников упоминается появление новых трещин, в том числе и на серийных самолетах.
Не обошлось без проблем и при создании палубного варианта F-35C. Первоначально предполагалось повысить его взлетно-посадочные характеристики при помощи двигателя с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем. Однако еще в конце девяностых годов общая сложность и стоимость программы JSF/F-35 выросли настолько, что было решено оставить только управляемый вектор тяги. Согласно некоторым источникам, сотрудники Lockheed Martin и смежных предприятий уже успели начать исследовательские и проектные работы по теме системы управления пограничным слоем, но вскоре прекратили их. Таким образом, в общую стоимость программы добавились еще одни расходы, которые, однако, не имели никакой практической пользы.
Как и предыдущий истребитель F-22, F-35 изначально должен был оборудоваться мощным вычислительным комплексом, который обеспечивал бы возможность работы по воздушным и наземным целям, навигацию, управление всеми системами самолета и т.д. При создании комплекса авионики для F-35 широко использовались наработки по проекту F-22. В то же время, были учтены некоторые особенности производства компонентов для электроники. Предполагалось, что использование самых новых комплектующих позволит не только повысить характеристики оборудования, но и защитить самолет от неприятностей наподобие тех, что случились с F-22 в середине девяностых. Напомним, тогда, вскоре после начала испытаний первой версии вычислительного комплекса, производитель использовавшихся микропроцессоров объявил об окончании их выпуска. Сотрудникам сразу нескольких компаний, занятых в проекте F-22, пришлось в срочном порядке переделывать немалую часть электроники.
Основным средством получения информации об обстановке у самолета F-35 является бортовая радиолокационная станция AN/APG-81, оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также по конструкции самолета распределены шесть оптико-электронных датчиков системы AN/AAQ-37, следящих за обстановкой во всех ракурсах. Для наблюдения и использования оружия самолет оснащается тепловизионной системой AAQ-40. Также стоит внимания станция активных радиопомех AN/ASQ-239. В течение нескольких лет разработки, испытаний и доводок американским инженерам удалось решить почти все проблемы радиоэлектронного оборудования для F-35.
Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота. Дело в том, что в соответствии с требованиями военных и измышлениями авторов общего облика F-35, пилоты перспективных истребителей должны работать со специальным шлемом, стекло которого оснащено системой вывода информации. На нашлемном экране планируется выводить все данные, необходимые для навигации, поиска целей и атаки. Первоначально разработкой шлема занималась компания Vision Systems International, но в течение нескольких лет ей так и не удалось довести его до ума. Так, даже в конце 2011 года отмечались задержки в отображении информации на нашлемном экране. Кроме того, электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации. Из-за этих неполадок шлема от VSI и непонятных сроков их исправления компания Lockheed Martin была вынуждена заказать фирме BAE Systems разработку альтернативного варианта пилотского шлема. Уже существуют его прототипы, но принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего.
Перспективы
Если сравнивать состояние проектов F-35 и F-22 на момент начала серийного производства, то в первую очередь в глаза бросается степень общей доведенности истребителей. Похоже, инженеры и менеджеры Lockheed Martin учли все неприятности, случившиеся с предыдущим перспективным самолетом и постарались избежать основную массу проблем, мешавшую ранее. Конечно, доводка и дополнительные испытания всех трех модификаций F-35 отняли дополнительное время и деньги, но такую плату, по-видимому, посчитали приемлемой в свете возможных дальнейших проблем. Поэтому в настоящее время «Лайтнинг-2» имеет в основном финансовые проблемы и, как следствие, не вполне понятные перспективы, касающиеся в первую очередь поставок на экспорт.
Уже который год истребитель F-35 подвергается различной критике со стороны экспертов разных стран, в том числе и участвующих в проекте. Пожалуй, самой интересной является позиция австралийских военных и экспертов. Эта страна давно намеревается закупить некоторое количество новых истребителей с большими перспективами, причем желает приобрести самолеты F-22. США, в свою очередь, так же давно четко и ясно отказали всем зарубежным странам в возможности таких поставок и предложили «взамен» более новые F-35. Австралийцы, не желая лишаться возможности купить F-22, в течение последних лет регулярно стали поднимать вопрос целесообразности покупок F-35 в частности и перспектив этого самолета вообще. Нередко встречается мнение, что в погоне за более интересным «Рэптором» австралийцы готовы обвинять «Лайтнинг-2» в несуществующих недостатках. Тем не менее, в текущих условиях заявления из Австралии можно использовать как один из источников информации, не вызывающей серьезное недоверие.
Одними из самых известных и скандальных являются заявления аналитиков центра Air Power Australia. Проанализировав имеющуюся информацию, эксперты еще несколько лет назад признали самолет F-35 истребителем поколения 4+, хотя «Локхид-Мартин» позиционирует его как принадлежащий к пятому. В доказательство своих слов австралийские аналитики привели малую тяговооруженность самолета и, как следствие, невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа, относительно большую заметность для РЛС и ряд других факторов. Чуть позже австралийский аналитический центр сравнил соотношение возможностей истребителей F-22 и F-35 с мотоциклом и мотороллером. Кроме того, уже который год австралийские эксперты проводят сравнительные анализы F-35 и систем ПВО различных стран. Результатом таких расчетов постоянно становится вывод о почти гарантированной победе зенитчиков. Наконец, несколько лет назад австралийские военные присутствовали при виртуальной отработке воздушного боя между американскими самолетами F-35 и российскими Су-35 (поколение 4++). По информации, поступившей от австралийской стороны, американские самолеты, как минимум, не показали всего того, что должны были. Эти неудачи американской техники в «цифровом виде» официальный Пентагон объяснил некими другими целями. Так или иначе, Австралия продолжает оставаться самым ярым критиком проекта F-35.
Несколько дней назад австралийское издание Sidney Morning Herald опубликовало выдержки из попавших к нему планов министерства обороны страны. Из этих цитат прямо следует, что австралийские военные намерены разорвать договор с США на предмет поставок новых F-35. Вместо дюжины «Лайтнингов» Канберра собирается приобрести некоторое количество истребителей-бомбардировщиков F/A-18 последних модификаций. Действия австралийских военных создают устойчивое впечатление, что командование ВВС считает F-35 значительно уступающим по стоимости-эффективности более старому F-22 и поэтому не стоящим внимания и затрат. Именно по этой причине ВВС Австралии готовы покупать старые и проверенные F/A-18, но не новые и сомнительные F-35.
В апреле прошлого года в кулуарах канадского министерства обороны разразился настоящий скандал. Несколько лет назад, когда Канада вступала в программу F-35, планировалось купить 65 самолетов F-35A общей стоимостью около 10 миллиардов долларов. С учетом двадцатилетней службы самолетов все расходы должны были уложиться в 14-15 миллиардов. Немного позже канадцы пересчитали затраты по контракту и выяснилось, что в общей сложности самолеты обойдутся в 25 миллиардов. Наконец, к концу 2012 года, в результате очередного перерасчета, общая стоимость покупки и эксплуатации самолетов выросла до 40 с лишним миллиардов. Из-за такого увеличения расходов Оттава вынуждена отказаться от покупки нового истребителя пятого поколения и рассмотреть более скромные варианты. Примечательно, что из-за затягивания проекта F-35 канадские ВВС оказались в не слишком приятном положении: имеющаяся техника постепенно вырабатывает свой ресурс, а поступление новой начнется не сегодня и не завтра. Поэтому Канада сейчас рассматривает возможность покупки истребителей F/A-18 или европейских Eurofighter Typhoon с целью сэкономить деньги и время.
Все текущие экспортные проблемы самолета F-35 основываются на целом ряде причин. Сложность проекта привела к затягиванию сроков и медленному, но верному увеличению стоимости как программы в целом, так и каждого самолета в частности. Все это не могло не сказаться на экспортном будущем истребителя. ВВС, ВМС и КМП Соединенных Штатов, будучи основными заказчиками, обязательно должны продолжить закупки новой техники. Максимальным риском для программы в таком случае будет уменьшение количества закупаемой техники. Экспортные поставки имеют менее ясные перспективы, ведь дальнейшее смещение сроков и увеличение цены только отпугнут возможных покупателей.
Сегодня и завтра
Тем временем в 2012 году в общей сложности взлетело три десятка новых самолетов F-35, что в два с лишним раза превышает темпы производства 2011 года. Свои первые истребители получили ВВС Великобритании (два) и Нидерландов (один). Кроме того, первые три истребителя F-35B отправились служить в строевую эскадрилью Корпуса морской пехоты. По официальным данным компании «Локхид-Мартин», за прошлый год было выполнено 1167 испытательных полетов (на 18% больше плана), в ходе которых набрано 9319 баллов, характеризующих прогресс (план перевыполнен на 10%). Как видим, американцы даже не думают прекращать доводку и производство новейших истребителей. На текущий 2013 год запланированы испытания и доработка бортового радиоэлектронного оборудования версии Block 2B, а также первые испытания вооружения. На лето назначены первые испытания модификации укороченного взлета на универсальных десантных кораблях проекта Wasp.
В общем, сотрудники всех компаний и предприятий, занятых в проекте F-35, продолжают работать над ним и не собираются от него отказываться. Да и сам проект уже давно прошел точку невозвращения, поэтому у военных и инженеров нет обратного пути – нужно продолжать доводку и строительство новых самолетов. Все проблемы со сложностью той или иной части проекта, а также вызванные ими задержки в реализации в конечном итоге приводят к повышению стоимости всей программы. Но, как уже говорилось, обратной дороги нет, F-35 будут служить любой ценой.
Вот только не совсем понятно, как будет выглядеть следующее обновление американских ВВС, если цена очередного самолета будет еще выше, чем сейчас. В конце девяностых один из высокопоставленных руководителей фирмы «Локхид-Мартин» Н. Огастин подметил, что каждые десять лет программа разработки нового истребителя дорожает в четыре раза относительно предыдущей. Если эта тенденция сохранится, то к середине XXI века один годовой военный бюджет США образца конца девяностых будет эквивалентен затратам на разработку и строительство всего одного самолета. По меткому выражению Огастина, три с половиной дня в неделю этот истребитель будет служить в ВВС, еще столько же в ВМФ, а в особо удачные годы он изредка будет «перепадать» Корпусу морской пехоты. Сможет ли «Лайтнинг-2» прекратить эту нехорошую традицию? Судя по текущей обстановке, вероятность этого не так уж велика.
По материалам:http://lockheedmartin.com/http://pw.utc.com/http://jsf.mil/http://airwar.ru/http://ausairpower.net/http://lenta.ru/http://rnd.cnews.ru/http://smh.com.au/Кудишин И.В. F-22 «Рэптор» и JSF. Американские истребители пятого поколения. – М.: Астрель/АСТ, 2002
topwar.ru
Сравнение российского Су-35 и американского F-35 Lightning II
На днях Италия закупила у США несколько новых истребителей Ф-35. Стоило ли им это делать, и какие более выгодные альтернативы есть у данного вида авиации? Для примера рассмотрим российские многоцелевые истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Большинство оружия во всём мире имеет альтернативу в том или ином виде. Разные страны часто подражают друг другу и пытаются сделать не хуже, чем у соседей. Россия сегодня старается изменить подобный подход к вооружению и создаёт уникальные военные модели. А та техника, у которой появляются аналоги за рубежом, зачастую превосходит их по большинству параметров. Для примера можно рассмотреть российские многоцелевые сверхманёвренные истребители поколения 4++ Су-35 и американские истребители-бомбардировщики пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II.
Сразу же стоит отметить, что обозначение «Поколение 4++» в моделях Су-35 является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. Более того, при сравнении определённых моделей можно увидеть, что класс 4++ по некоторым параметрам лучше своих «старших братьев».
О плюсах говорить можно много и долго, поэтому начнём сразу с минусов моделей и их сравнения. Су-35 уступает своему аналогу в комплексе способов снижения заметности. Стелс-технология данной модели российского истребителя приблизительно имеет коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров. В то время как для Ф-35 была разработана специальная геометрия планера самолёта и целый набор поглощающих сигналы средств.
Также некоторые критики утверждают, что Су-35 имеет менее продуктивную технологию АФАР (Активная фазированная антенная решётка). Однако на этом фактические минусы, если их можно таковыми назвать, у многоцелевого истребителя Су-35 заканчиваются. Равно как и плюсы истребителя-бомбардировщика Ф-35.
Скептики могут сказать, что, наоборот, российская модель является прототипом, так как его разработка началась позже: выбор конструкции F-35 был сделан ещё в 2001 году, в то время как сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года. Хотя тут есть важный нюанс. Американское конструкторское бюро Lockheed Martin разрабатывало и проектировало будущий истребитель-бомбардировщик при поддержке ОКБ имени Яковлева.
Именно знания и опыт российских инженеров повлияли на будущее строение Ф-35. К тому же начало боевой эксплуатации Lockheed Martin F-35 Lightning II стартовало почти на год позже, чем Су-35. С 31 июля 2015 года и с 12 февраля 2014 года, соответственно.
Проект «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II» собирал отрицательные отзывы критиков с самого своего создания. Несмотря на то, что разрабатываемый истребитель был заявлен в пятом поколении, считаться таковым он смог только в Штатах. В американских самолётах делают упор на «обвесах» и количестве вооружения, задвигая скорость и манёвренность на второй или даже третий план.
Именно поэтому австралийский аналитический центр Air Power Australia неоднократно заявлял, что F-35 не соответствует требованиям к истребителю пятого поколения, ведь из-за своего веса у него нет невозможности полёта на сверхзвуковой скорости без использования форсажа. После некоторых учебных и боевых задач Ф-35 также была присвоена малая степень «живучести». Всё это при условии огромных денежных затрат на производство.
Даже будущий президент США Дональд Трамп раскритиковал вторую молнию, заявив, что если модель не улучшат и не удешевят, он найдёт истребители получше. 108,1 миллионов долларов за модель, которая не имеет возможности увернуться от ракет и падает, не разогнавшись до сверхзвуковой – сомнительное вложение бюджета страны.
Итого: два минуса ввиду отсутствия модернизации против одного большого летающего минуса, пусть и невидимого для воздушных радаров. По-моему, выбор очевиден. Два американских Ф-35 могут идти против одного Су-35 и не выйти победителями.
https://cont.ws/post/463451
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-arsenal.ru
Американский истребитель F-35A — «неправильный самолёт» » Военное обозрение
Инсайдер отметил, что южнокорейские военные в конкурсном запросе чётко указали два главных требования к истребителю: для подвешивания вооружения самолёт должен быть оснащён внешними пилонами; истребитель должен продемонстрировать максимальную скорость в 1913 км/ч. Испытания самолётов, представленных на тендер (F-35A; F-15 «Сайлент Игл» от компании Boeing; «Тайфун» от европейского консорциума EADS), должны стартовать в период с июня по сентябрь 2012 года. Победитель конкурса начнёт поставки самолётов с 2016 года.
И ещё один инсайдер указал на тот же недостаток американского самолёта. Истребитель F-35A, как он заметил, должен быть оснащён 6 подкрыльевыми пилонами для подвески управляемых ракет, но сомнительно, чтобы это требование могло быть выполнено к запланированному началу поставок. Представитель Lockheed Martin заявил, что пилоны могут быть установлены, как этого требуют южнокорейские ВВС, но добавил, что он не понимает, зачем это нужно: ведь истребитель создан по технологии «Стэлс» и предназначается для нанесения скрытых ударов по противнику. Внешняя подвеска оружия, о которой идёт речь, повысит радиолокационную заметность истребителя.
Представитель сказал: «Самолёт имеет внутренние отсеки вооружения. При подвешивании на F-35 оружия на внешних подвесках истребитель потеряет возможности «Стэлс». Это ненормально!» Представитель сказал также: «Однако, если вы настаиваете на внешних подвесках, такое требование будет с лёгкостью реализовано: для этого есть все возможности».
Впрочем, представители ВВС Южной Кореи сообщили, что причина «сомнительности», кроме «малозаметности», кроется ещё и в том, что ВВС США — по финансовым соображениям — не хотят фундаментально изменять F-35. Ведь ясно, что самолёт с добавленными внешними подвесками должен будет пройти дополнительный этап лётных испытаний с другой аэродинамикой.
И не только корейцы сомневаются в истребителе F-35. На днях этот истребитель был назван «неправильным самолётом» в Австралии.
Объединённый комитет по иностранным делам, вооружению и торговле Австралии провёл специальное заседание. Его целью была оценка необходимости приобретения истребителей F-35 Lightning II, предназначавшихся для австралийских Военно-воздушных сил.
«Канберра Таймс» сообщает, что на заседании выступили представители компании RepSim, выпускающей симуляторы, и аналитического агентства Air Power Australia. Специалисты заявили, что Штаты и Австралия занимаются сейчас разработкой «неправильного самолёта», и покупать его не следует.
Как сказали выступившие, проект создания F-35 является провальным. Разрабатываемый самолёт не соответствует заявленным техническим характеристикам. И главной ошибкой американских специалистов эксперты-австралийцы сочли намерение разработать 3 типа истребителя: обычного взлёта, укороченного взлёта и вертикальной посадки и палубный — на базе F-35. Представители RepSim и Air Power Australia заявили также о том, что до завершения программы по F-35 далеко, а истребитель столкнулся уже со многими трудностями.
В ходе своего доклада RepSim представила результаты воздушного боя между 240 истребителями F-35 и 240 Су-35С, симулированного у побережья о. Тайваня в 2018 г. По расчётам, в воздушном бою уцелели лишь тридцать F-35. Были проведены и боевые симуляции между Су-35С и 240 F-22 Raptor и затем между Су-35С и F/A-18E/F Super Hornet. В первой симуляции уцелели сто тридцать девять F-22, а во второй все Super Hornet были сбиты.
Выступавшие на заседании решительно потребовали, чтобы правительство Австралии отказалось от закупок F-35. Эксперты считают, что австралийское правительство должно оказать некоторое давление на правительство США — с тем, чтобы последнее разрешило поставку австралийским ВВС истребителей марки F-22. Сейчас экспорт F-22 законодательно запрещён в США; причина — защита от копирования технологий.
Австралийское правительство занимается пересмотром программы закупки F-35 ещё с ноября 2011 г. В рамках этого пересмотра планируется проанализировать проект разработки истребителя на базе данных о прохождении тестовых испытаний, о сложностях в проектировании. Предполагается изучить и параметры цены. На основании пересмотра, возможно, будет принято решение об отсрочке закупки. Ранее Австралия заявляла о своём намерении приобрести 100 самолётов F-35, но теперь решилась на покупку лишь четырнадцати. Контракт, вероятно, будет подписан в текущем году.
topwar.ru
Захватывающие трюки в исполнении F-35, – видео — Naked Science
Летно-технические характеристики истребителя пятого поколения F-35 часто подвергаются критике со стороны его оппонентов. Якобы самолет обладает «низкими» маневренностью, тяговооруженностью и дальностью полета. Многие такого рода мифы уже были развенчаны экспертами, другие же только предстоит опровергнуть. И теперь Королевские военно-воздушные силы Дании – будущий эксплуатант F-35 – выложили видео, демонстрирующее захватывающие трюки в исполнении нового самолета.
©Royal Danish Air Force
©Royal Danish Air Force
Представленный материал является одним из немногих, показывающих маневренные возможности F-35. Дело в том, что, согласно доминирующим в наше время представлениям о воздушном бое, требующий высокой маневренности ближний воздушный бой окончательно ушел в небытие, а на первый план вышли мощная бортовая электроника и способность самолета оставаться малозаметным. Возможно, именно поэтому создатель F-35 – компания Lockheed Martin – не часто «балует» нас трюками в исполнении своего детища.
Кроме управляемого штопора и полета на бреющем полете видео демонстрирует то, как F-35 запускает ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. Любителям авиации также будет интересно посмотреть на «ветерана» ВВС Дании – истребитель F-16. Отметим, что именно такие машины и должен заменить F-35. Всего датчане получат 27 истребителей пятого поколения.
F-35 Lightning II войдет в историю как первый (и, возможно, последний) массовый истребитель пятого поколения. Всего планируется построить свыше 3000 таких машин. Для сравнения: F-22 был произведен в количестве 195 штук, а ВВС России в обозримом будущем намерены приобрести всего лишь 12 ПАК ФА.
Отметим, что как цену всей программы, так и стоимость отдельно взятого самолета F-35 нередко считают завышенной. Именно поэтому глава Lockheed Martin недавно пообещала Дональду Трампу снизить цену самолета.
naked-science.ru
Истребитель-бомбардировщик Lockheed F-35 Lightning II (США)
15 декабря 2006 года в небо поднялся первый предсерийный образец истребителя F-35 Lightning II, который его создатели — руководители мощнейшей американской корпорации Lockheed Martin — называют "первым самолетом, обладающим всеми признаками истребителя 5-го поколения". Судя по данным локхидовского сайта, испытания второй опытного образца проходят вполне успешно: к концу марта 2007 года самолёт совершил 9 полётов, достиг высоты 8 км и скорости М=0.8, выполнил различные фигуры пилотажа и полетал на углах атаки около 20'. 25 февраля 2011 года впервые поднялся в воздух первый серийный Lockheed F-35 Lightning II. 10 мая он передан ВВС США. Самолёт с номером AF-7 приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Сообщается, что база ВВС США Эглин до конца 2011 года получит 20 серийных истребителей F-35 Lightning II для обучения пилотов.
В настоящее время Lockheed Martin занимается сборкой истребителей F-35 Lightning II в рамках первой и второй партии мелкосерийного производства (LRIP). Восемь самолётов уже покинули сборочную линию. Ранее сообщалось, что стоимость мелкосерийных самолётов оказалась на 15 процентов дороже, чем было указано в контракте. В рамках LRIP 1 были куплены истребители F-35A Lightning II по 221,2 миллиона долларов за штуку, а в рамках LRIP 2 - F-35A и F-35B за 161,7 и 160,7 миллиона долларов соответственно.
Lockheed F-35 Lightning II — сверхзвуковой истребитель, обладающий характерными признаками самолётов пятого поколения, а именно пониженной радиолокационной заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункциональностью, полным набором бортовых сенсоров, работающих на разных физических принципах. Самолёт создан в рамках программы JSF (Joint Strike Rghter) в качестве «совместного» или «единого» тактического истребителя, способного одинаково успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям и предназначенного для замены широкой гаммы самолетов четвертого поколения. Как ни старались американцы решить эту задачу путем разработки действительно единого суперуниверсального самолета, это им не удалось.
Вместо одной машины пришлось спроектировать 3, обладающих известной степенью конструктивной общности, но все же разных. Вариант F-35A Lightning II — самолёт с обычными взлётом и посадкой, предназначен для замены в ВВС США истребителей семейства F-16 и штурмовиков A-10. Второй вариант — F-35B Lightning II — машина с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, предназначена для замены самолётов AV-8 Harrier II и F/A-18 Hornet в авиации Корпуса морской пехоты США и Harrier GR7/GR9 — в ВВС и ВМС Великобритании. Самолёт предназначен для действий с небольших авианесущих кораблей и с полевых площадок непосредственно у линии фронта. F-35C Lightning II — палубный вариант «Лайтнинга» с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер, предназначен для замены на авианосцах США самолетов F/A-18 Hornet модификаций A/B/C/D.
Программа JSF реализуется уже 11 лет. В 1996 г. корпорации Boeing и Lockheed Martin получили задание на разработку на конкурсной основе прототипов тактических истребителей X-32 и X-35. Оба экспериментальных аппарата взлетели в 2000 г., а в октябре следующего года победителем тендера была названа Lockheed Martin, получившая контракт на постройку предсерийных истребителей F-35 Lightning II. Ее основными партнерами стали американская корпорация Northrop Grumman и британская ВАЕ Systems.
Начавший испытательные полеты вариант F-35A Lightning II, имеющий производственное обозначение AA-1, является самолётом обычных взлета и посадки. Он оснащен одним двигателем Pratt & Whitney F135. который представляет собой прямое развитие двигателя F119 первого серийного истребителя пятого поколения F-22 Raptor с тягой порядка 18150 кгс, это самый мощный двигатель, когда-либо устанавливаемый на самолете-истребителе. Всего же в программе летных испытаний Лайтнинга, рассчитанной на 6 лет и 12000 лётных часов, планировалось задействовать 15 экземпляров F-35 Lightning II. Еще 7 машин использованы для различных наземных проверок, в том числе 1 — для определения реальной РЛ заметности самолёта.
В состав авионики самолёта F-35 Lightning II входят:- Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.- AAQ-37- Оптическая система позволяет: Обнаруживать цели: наземные, воздушные, с выводом изображения на дисплей; Навигация при полете днем/ночью; Предупреждение о ракетной атаке самолета; Обнаружение точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии; Произвести пуск ракеты воздух-воздух по цели летящей за самолетом; Состоит из 6 ИК датчиков расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км (выгорающая вторая ступень ракеты Falcon 9),количество обнаруживаемых целей не ограничено. - AAQ-40 — всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолета.- AN/ASQ-239 (Barracuda) — станция индивидуальных помех (РЭП)- HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.- PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), так же возможно управление голосом.
Особо стоит отметить специально разработанный для F-35 Lightning II шлем пилота. Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.
Основу вооружения самолёта F-35 Lightning II должны составить системы высокоточного оружия JDAM и LOCAAS. Система JDAM превращает уже существующие бомбы Mk-83-1000, Mk-84-2000, BLU-109-2000, BLU-110-1000 в применимое при любых погодных условиях высокоточное оружие, в котором используются инерциальная и GPS системы наведения. Данные о цели автоматически загружаются в систему наведения бомбы с началом выполнения полетного задания непосредственно из компьютера самолета. При достижении рубежа применения (порядка 30 км от цели), бомба автоматически сбрасывается. Дальнейшее наведение на цель осуществляется системой наведения бомбы за счет специальных аэродинамических поверхностей. При этом достигается точность попадания с вероятностным круговым отклонением (КВО) 13 м при использовании совместно инерциальной и GPS систем наведения и 30 м КВО при работе только инерциальной системы.
Система может применяться в широком диапазоне высот и в процессе выполнения самолетом различных маневров. В дальнейшем планируется довести КВО до 3 м при использовании системы DAMASK (Direct Attack Munitions Affordable Seeker). LOCAAS представляет собой малую бомбовую систему с собственным турбореактивным двигателем и низкой стоимостью (~33000$). Предназначена для поиска, идентификации и уничтожения подвижных наземных целей. Имеет GPS и инерциальное курсовое наведение, твердотельную головку поиска целей (LADAR), автономную систему сопровождения цели и боевые части различного назначения. Полетное задание программируется. Система может быть применена на дальностях 100-150 км, при этом область поиска целей составляет 100-45 кв. км.
Самолёт F-35 Lightning II может нести широкую гамму вооружения, предназначенного для поражения наземных, надводных и воздушных целей. Для поражения воздушных целей истребитель может оснащаться YP средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также ракетами малой дальности AIM-9M "Сайдуиндер" или перспективными высокоманевренными УР AIM-9X либо AIM-132 ASRAAM (британской разработки). Вооружение размещается в двух бортовых грузоотсеках, расположенных в нижней части центральной секции фюзеляжа. Грузоотсеки оснащены катапультными ПУ с пневмоприводом.
Типичная внутренняя подвеска (варианты F-35A и F-35C) - две ракеты AMRAAM и две КАБ GBU-31 JDAM калибром 908 кг. Альтернативный вариант подвески - два AMRAAMa плюс восемь КАБ малого калибра (SDB). На внутренней подвеске могут размещаться также: КР AGM-154 JSOW (на самолетах ВВС), КАБ "Пэйвуэй" II калибром 227 кг и GBU-38 и GBU-32 JDAM (227 и 454 кг), британская перспективная КАБ PGB (227 кг), РБК CBU-103M105 "Рокай", ПТУР "Бримстоун", а также британские УР воздушного боя малой дальности ASRAAM. На шести (у варианта А) или семи (у В и С) узлах внешней подвески (шесть съемных пилонов под крылом, один - осевой под фюзеляжем), предназначенных для использования в конфликтах малой интенсивности, может быть размещено, к примеру, до 24 КАБ SDB, а также другое негабаритное вооружение из перечисленного ниже ассортимента: перспективные тактические крылатые ракеты AGM-158 JASSM или SLAM-ER (ВМС и КМП), противотанковые УР типа "Мейврик", противорадиолокационные ракеты HARM (США) или ALARM (ВМС Великобритании), корректируемые авиабомбы типа JDAM и "Пейвуэй" II и III калибром от 227 до 908 кг, свободнопадающие авиабомбы калибром 225, 454 и 908 кг, разовые бомбовые кассеты "Рокай" и УР ASRAAM и AIM-9X. Кроме того, самолет может нести до 4 1612-литровых ПТБ и транспортные контейнеры MXU-640/CNU-08.
Центральный узел на СКВВП и самолетах палубного базирования предназначен для размещения пушечного контейнера. Пилоны имеют следующую грузоподъемность: центральный - 454 кг, внутренние: два по 1135 кг (на вариантах А и С) или по 568 кг (на В) и два по 159 кг, внутренние подкрыльевые - по 2270 кг, средние - по 1135 кг и внешние - по 136,2 кг. Таким образом, максимальная масса носимого вооружения составляет: для варианта F-35A - 9670,4 кг, для F-35B - 8989,4 кг и для F-35C - 10124,4 кг.
В случае успешного развития американо-британских партнерских отношений в рамках программы, исчезнет последнее препятствие к включению в номенклатуру вооружения F-35 Lightning II европейской тактической КР "Сторм Шэдоу"/"Скальп", которая в настоящее время уже имеется в Англии на вооружении. Эта мера избавит британское МО от необходимости закупать в США альтернативный тип оружия аналогичного назначения. Возможна также интеграция с "бортом" F-35 Lightning II других типов европейского вооружения. В конструкции створок грузоотсеков применена технология "самозакрывания". Несмотря на жесткую и прочную конструкцию самих створок, они несут на себе подвесное вооружение, и при открывании на большой скорости в них возможно возникновение деформаций. Створки снабжены системой силовых элементов, а также высокоскоростными приводами и сервомоторами, которые в комплексе обеспечивают идеальное прилегание кромок створок к фюзеляжу и не требуют регулировки.
Некоторые изменения, в частности уменьшение объема и габаритов грузоотсеков, коснулись исключительно варианта СКВВП. В отличие от самолетов с нормальным взлетом и посадкой, он может нести на внутренней подвеске КАБ JDAM калибром не 900, а лишь 450 кг.
Вариант истребителя F-35B Lightning II, предназначенный для морского базирования, способен выполнять вертикальные взлет и посадку. Для этого сопло двигателя F-35B Lightning II способно поворачиваться вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установлен вентилятор, создающий подъёмную тягу и связанный с главным двигателем жесткой передачей. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется посредством разнотяга подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолетом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека. Вертикальная тяга позволяет F-35B Lightning II при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолета оказывается значительно больше посадочной. Поэтому как правило взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Поэтому F-35B называют самолетом короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП).
Конструкция F-35B Lightning II во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B Lightning II подъемного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолетов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолет несет «мертвый груз» в виде подъемных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии «35-х» имеет самую низкую дальность полета).
Отличительными особенностями F-35C Lightning II, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца - с использованием аэрофинишера. Всвязи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C Lightning II упрочнена. Хвостовая часть самолета, содержит элементы, изготовленные из титана. Первый полет самолета F-35C Lightning II состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.
Тактико-технические характеристики Lockheed F-35 Lightning IIЭкипаж: 1 человекДлина: F-35A: 15,7 мF-35B: 15,7 мF-35C: 15,6 мРазмах крыла: F-35A: 10,7 мF-35B: 10,7 мF-35C: 13,1 мВысота: F-35A: 4,33 мF-35B: 4,33 мF-35C: 4,54 мПлощадь крыла: F-35A: 42,7 мF-35B: 42,7 мF-35C: 62,1 мМасса: пустого: F-35A: 14200 кгF-35B: 15800 кгF-35C: 17200 кгнормальная взлётная масса: F-35A: 24350 кгF-35B: 22240 кгF-35C: 25896 кгмаксимальная взлетная масса: F-35A: 31800 кгF-35B: 27000 кгF-35C: 31800 кгмасса топлива: F-35A: 8382 кгF-35B: 6352 кгF-35C: 9110 кгДвигатель: тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камероймодель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)тяга: максимальная: 1 x 12460 кгсна форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)Максимальная скорость: 1700 км/ч (1,6 М)Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)Дальность полета: максимальная: F-35A: 2200 кмF-35B: 1670 кмF-35C: 2520 кмПродолжительность полёта: 2,6 чПрактический потолок: 18200 мСкороподъемность 12000 м/минМаксимальная эксплуатационная перегрузка: F-35A: +9 GF-35B: +7,5 GF-35C: +7,5 GВооружениеПушечное: F-35A: 1 x 20-мм авиационная пушка M61 VulcanF-35B: 1 x 25-мм авиационная пушка GAU-22 в подвесном контейнереБоевая нагрузка: 8100 кгТочки подвески: внутренних: 4внешних: 6Ракетное вооружение: УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-TУРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM
www.dogswar.ru
Многоцелевой истребитель-бомбардировщик 5го поколения Ф-35 «Молния» II / F-35 Lightning II
F-35 — это всепогодный, многоцелевой истребитель-бомбардировщик 5го поколения с применением специальных разработок для затруднения обнаружения самолета современными средствами ПВО.
Свою историю F35 начинает в 2001 году, когда по результатам конкурса на создание «Единого ударного истребителя» (англ. Joint Strike Fighter) победил проект американской компании «Lockheed Martin». Напомним, что основная борьба на конкурсе развернулась между F35 (тогда это была модель X-35) и моделью X-32 компании «Boeing». Третья представленная модель была отвергнута практически сразу из-за сложности конструкции, меньшей надежности и дороговизны как в производстве, так и в эксплуатации.
На финальных испытаниях обе модели выглядели достойно, однако X-35 заметно опередил своего конкурента по таким показателям как необходимая длина взлетной полосы. X-35 успешно взлетел преодолев 150 метров, совершил полет на сверхзвуковой скорости и вертикально приземлился.
По итогам конкурса было принято решение развивать концепцию X-35 в будущем. Основной целью создания самолета нового поколения было заполучить для стран НАТО универсальный малозаметный истребитель-бомбардировщик для применения его как на суше, так и на море. Именно им и стал F35 в последствии.
Изначально к проекту по разработке нового самолета присоединились такие страны как: США, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция, Австралия, Норвегия и Дания.
С 2010 года, когда производственная база была практически создана, Австралия и Дания высказывали свои намерения отказаться от участия в программе (частично или полностью) так как посчитали, что конечная стоимость F35 завышена в 2 раза.
20 ноября 2011 года первый F35B покинул сборочный цех, а в июле 2012 года был передан ВВС Великобритании. Практически одновременно с этим событием первая группа британских пилотов начала обучение в США на пилотов F35, выпуск которой состоялся весной 2013 года.
По планам Министерства Обороны Великобритании для нужд ВВС и ВМФ будет закуплено порядка 140 машин. Первая крупная партия F35 ожидается в 2015 году.
Модификации F35
Самолеты F35 выпускаются в данный момент в 3 вариантах (A, B, C):
F35A — стандартная комплектация самолета. Будет составлять основу воздушного военного флота стран-участниц программы. Стоит отметить, что эта модель имеет разные вариации и небольшие особенности под конкретные нужды некоторых стран. Например, для северных стран — Канады и Норвегии предполагается доработка F35A до CF-35, в котором будет реализован тормозной парашют для уменьшения тормозного пути в условиях возможного обледенения посадочной полосы.
Израильская версия F35 имеем аббревиатуру F35I и будет отличаться от прототипа наличием своей собственной электроники и вооружения. Степень и глубина модификаций будет зависеть от объема закупок Израилем данных самолетов.
F35B – модель, которая имеет укороченный взлет и вертикальную посадку. Большую часть таких моделей будет закупать Великобритания для нужд своих ВМФ.
F35C – модель, разработанная для нужд ВМФ США. Эта модель имеет увеличенную площадь крыльев и дополнительные элероны для большей маневренности на малых скоростях при заходе самолета на посадку на палубу авианосца. Запуск этой модели должен происходить с катапульты, а посадка с применением посадочного крюка и аэрофинишера.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человекДлина: F35A, F35C 15,7 м, F35B 15,6 мРазмах крыла: F35A, F35B 10,7 м F35C: 13,1 мВысота: F35A: 4,38 м, F35B: 4,36 м, F35C: 4,48 мПлощадь крыла: F35A, F35B: 42,7 м² , F35C: 62,1 м² Двигатель: турбореактивный двухконтурный фирмы «Pratt & Whitney F135-100/400/600»Максимальная скорость: до 1900 км/чДальность полета: от 1650 км до 2500 кмПродолжительность полёта: 2,6 чПрактический потолок: 18200 м
Вооружение и оборудование
1 х автоматическая пушка General Dynamics GAU-22/A EqualizerНа 10 точках подвески (4 внутренних и 6 внешних) могут быть установлены ракетные системы AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T, AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM
Например, на истребители нового поколения будут установлены:
Электронно-оптическая система (AN/AAQ-37) с распределенной апертурой (DAS),Всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения (AAQ-40),Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой (AN/APG-81),AN/ASQ-239 «Barracuda» — система создания индивидуальных помехНашлемная электронная система прицеливания и сопровождения целей, позволяющая получить обзор вокруг самолета.
Двигатели для самолетов разработаны фирмой «Pratt & Whitney» и имеют обозночение F135, они являются усовершенствованной моделью двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для британских F-35B был разработан с участием английской компании «Rolls-Royce Defence».
Испытания вертикального взлета и посадки F35
40cdo-rm.ru