Истребитель миг 41: «МиГ-41 будет способен выполнять задачи в космосе»

Содержание

что известно о проекте МиГ-41

В государственной корпорации «Ростех» анонсировали запуск процесса разработки МиГ-41. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок оценил, насколько реально воплотить в жизнь эти замыслы.

В пресс-службе государственной корпорации уточнили, что проект перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) под условным обозначением МиГ-41 сейчас находится на этапе опытно-конструкторских работ. После того как все необходимые в рамках этапа работы завершат, будет создан прототип. В декабре 2017 года сообщалось, что Россия получит новый перехватчик до истечения срока службы МиГ-31 в 2028 году.


К теме МиГ-41 неоднократно обращались и зарубежные издания. В частности, в ноябре прошлого года американский журнал The National Interest опубликовал колонку о новом российском истребителе ПАК ДП — «загадочном» проекте МиГ-41, который американцы описывают как «совершенную технику», способную изменить правила игры. По мнению авторов издания, российские разработчики закладывают основу для нового усовершенствованного поколения истребителей.


Речь, скорее всего, отмечает издание, идет о 6-м поколении стелс-перехватчика под кодовым названием ПАК ДП, которому также приписывают индекс МиГ-41.


Журналист Марк Эпископос писал, что эта боевая машина уже давно запланирована как преемник находящегося в настоящее время на вооружении Воздушно-космических сил ВС РФ вполне успешного МиГ-31. Предположительно, на его базе и будет построен новый самолет. При этом подчеркивается, что МиГ-41 превзойдет своего предшественника по всем показателям.


Сейчас проект ПАК ДП, как писал ранее The National Interest, находится на финальном этапе создания. Остается неизвестным, сколько пробных моделей компания собирается произвести до начала серийного выпуска.


МиГ-41, как утверждал в многочисленных интервью генеральный директор корпорации «Микоян» Илья Тарасенко, будет способен выполнять боевые задачи в суровых условиях Арктики, а также в ближнем космосе.


Наряду с пилотируемым вариантом этого самолета разработчики сообщали о планах создать и его беспилотную версию. Скорость истребителя-перехватчика будет достигать 4-4,3 Махов. Предполагается, что самолет будет создан с применением новых технологий малозаметности и иметь очень большой радиус перехвата.


Для начала напомним, что на базе компаний «Сухой» и АО «РСК «МиГ» в России будет сформирован дивизион военной авиации. И это, по большому счету, объективный процесс. В Соединенных Штатах тоже поначалу было много фирм, которые занимались проектированием и серийным производством истребителей, но с годами их становится все меньше. Разве что Китай пока еще может позволить до некоторой степени параллельные разработки — ресурсов у КНР много, недостатка в кадрах нет.


России же сегодня достаточно проблематично вести параллельные проекты в сфере тактической авиации. Тем более, что чистых перехватчиков, подобных МиГ-31, на вооружении военно-воздушных сил передовых в военном отношении стран мира нет.


Объединение МиГа с «Сухим» означает, что двух полноценных параллельных КБ в сфере истребительной авиации Россия сегодня себе позволить уже не может.


К примеру, у ОКБ «Сухого» сегодня есть поистине общенациональный проект — Су-57. Поставки этих истребителей в войска только-только начались — и этому есть как объективные, так и субъективные причины. Ресурсы сейчас концентрируются на доводке машины, а также на двигателе, вооружении для этого самолета. В то же время, соизмеримая по сложности разработка — стратегический беспилотный летательный аппарат — тоже у «Сухого».


«Помимо этого масштабного проекта, не столь значительные ресурсы, имеющиеся в оборонно-промышленном комплексе, надо сегодня концентрировать на создании и срочном развертывании серийного производства целой линейки беспилотных летательных аппаратов (и в том числе двигателей для них). И это в настоящее время одна из приоритетных задач», — пояснил «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.


Таким образом, в ближайшее время в России останется только одно конструкторское бюро, занимающееся разработкой современных истребителей. В 1990-е годы ОКБ «Сухого» выжило, поднялось, а АО «РСК «МиГ», по большому счету, «потерялось».


«МиГ» попытался сделать рывок. В этой связи достаточно вспомнить БЛА «Скат», но, по большому счету, это так и закончилось ничем. К тому же, влиятельность АО «РСК «МиГ» в российском авиапроме была существенно меньше, чем ОКБ «Сухого». Соответственно, и возможности тоже меньше.

Зачем нужен новый истребитель


Что касается же самого будущего истребителя МиГ-41, то на современном этапе это — обсуждения, исследования, проработки, но не более того.


Полноценного проекта ПАК ДП в настоящий момент нет. Сейчас работы по МиГ-41 находятся на стадии научно-исследовательских разработок. После этого должна последовать опытно-конструкторская работы, строительство прототипа, испытания, доводка.


По современным меркам на весь этот процесс может уйти не менее 15 лет.


Да и непонятно, какие преимущества будет иметь ПАК ДП перед Су-57, как выглядят те задачи, которые не может решить сегодня Су-57.


Кроме того, на реализацию проекта МиГ-41 потребуется достаточно внушительный бюджет. С другой стороны, развитие двух машин может создать элемент конкуренции на рынке авиастроения. А отсутствие внутренней конкуренции в конечном итоге может сказаться на качестве боевой авиации страны весьма отрицательно. Если в государстве вырастет истребительная монополия с огромным весом и влиянием, то, обладая входом к военно-политическому руководству, она сможет продавить любые решения, к тому же и не всегда оптимальные.


Уравновесить эти процессы мог бы квалифицированный заказчик, то есть военное ведомство с его однозначным видением будущего. Но влияние военной науки на эти процессы в настоящее время существенно ослабло.


Наука военного ведомства так и не оправилась после мощных организационно-штатных изменений периода 2008-2012 годов.


Соответственно, упала по сравнению с временами СССР и квалификация заказчика. И это огромная проблема, особенно на перспективу. Сочетание этой проблемы с монополизацией — угроза, чреватая разного рода весьма негативными последствиями для российской боевой авиации в целом. То есть МиГ-41 — это далеко не главная проблема, которая сейчас налицо в сфере боевой авиации России.


Михаил Ходаренок

Ультрасовременный истребитель-перехватчик МиГ-41

Ультрасовременный истребитель-перехватчик МиГ-41

История появления
Первые упоминания о создании нового истребителя-перехватчика начала появились начале 2014 года. Тогда эксперты рассуждали о возможном появлении сверхнового перехватчика, аналогов которому нет.

Только в конце 2021 года, в информационных агентствах России появилась официальная информация о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведет работы над созданием высотного перехватчика нового поколения.

Работы по созданию скоростного истребителя-перехватчика ведутся ОКБ МиГ совместно с конструкторским бюро авиа в Нижнем Новгороде с начала 2010-х годов.

МиГ-41 позиционируется как первый в мире космический истребитель.

Истребитель нового поколения — одна из немногих разработок отечественных специалистов, на которую действительно ложится большой груз ответственности. Главная задача — это противостоять американским аналогам. США неоднократно упоминали о проекте гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, способной развивать скорость до 6200 км/ч.

Кроме того, некоторые эксперты считают, что будущий МиГ-41 должен стать беспилотным. Для заданных скоростей лётчикам пришлось бы переносить слишком сильные нагрузки. Скептически настроенные инженеры выражают опасения по поводу возможности достичь такого результата, ведь беспилотные технологии ещё несколько далеки от западных аналогов.

Проект «МиГ-41» является одной из тех программ, которые проводятся под грифом «Секретно», поэтому сведения о технических характеристиках самолета открыто не афишируются.

Предполагаемые сроки

Согласно последним заявлениям руководства РСК «МиГ», до конца года завершится НИР по формированию облика ПАК ДП. После этого должна стартовать опытно-конструкторская работа. Следует напомнить, что ранее в качестве сроков начала ОКР назывались именно 2019-2020 гг. Получается, что график работ пока соблюдается. Сроки выполнения ОКР все еще не назывались, но ранее упоминалась возможность появления опытного МиГ-41 к 2025 г. Удастся ли соблюсти такие сроки либо они сдвинутся в ту или иную сторону – неизвестно. Затем несколько лет потребуется на отработку и испытания техники. Ввиду большой сложности и ответственности спрогнозировать сроки выполнения испытаний и доводки крайне сложно. МиГ-41 / ПАК ДП создается в качестве замены для МиГ-31. Последние, согласно известным планам, будут оставаться в эксплуатации до 2028 г., после чего стартует процесс их списания. Все это позволяет представить требуемые сроки завершения проектирования и испытаний ПАК ДП, а также развертывания, как минимум, малосерийного производства.

Технические характеристики МиГ-41

Новый истребитель МиГ-41 относится к самолетам пятого поколения, заменит самолет МиГ-31, который был разработан в 1970-х годах и принят на вооружение в 1981 году.

Предположительно самолет имеет совершенно фантастическую скорость — свыше 5000 км/ч. Существенно возрастет и его практический потолок по сравнению с ныне существующим перехватчиком МиГ-31. Новый самолет способен подниматься выше 30 км над уровнем земли. При этом перехватывать цели сможет не только в атмосфере, но и в ближнем космосе.

Знаменитый американский «Черный дрозд» SR-71 мог разгоняться лишь до 3550 км/ч.

Председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев в интервью «Интерфакс» заявил, что новейший российский дальний перехватчик МиГ-41 станет самым быстрым истребителем в мире, сможет бороться с гиперзвуковыми ракетами и будет максимально незаметен для радаров. Радиус действия будет в диапазоне от 700 до 1500 километров.

Главным оружием перспективного перехватчика станет ракета «воздух-воздух» Р-37М, обладающая рекордной дальностью в 300 км. Ожидается, что к моменту готовности самолета появится и еще более дальнобойная ракета КС-172, способная поражать цели на расстоянии в 400 км.

Перехватчик будет в первую очередь предназначен для борьбы с маломаневренными летательными аппаратами, такими как бомбардировщики, топливозаправщики, самолеты АВАКС и транспортники, крылатые ракеты и беспилотники. Также он должен перехватывать гиперзвуковые ракеты.

Необходимость истребителя-перехватчика МиГ-41 для армии

Вполне понятно, что наибольшую активность в продвижении амбициозного проекта демонстрируют РСК «МиГ» и ОСК, поскольку к созданию перспективного перехватчика должны быть привлечены и другие самолетостроительные фирмы. Прежде всего, конечно, ОКБ Сухого. Однако критики проекта высказываются, что нашим вооруженным силам истребитель-перехватчик не нужен. Что это своего рода атавизм.

Последний натовский многоцелевой палубный самолет с функциями перехватчика — американский F-14 Tomcat — был снят с вооружения в 2006 году. Он существенно проигрывал по возможностям МиГ-31. Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи для этих двух самолетов такие: 1250 и 800 км.

На смену F-14 пришел F/A-18E/F Super Hornet. Это еще более универсальный самолет, использующийся даже в качестве штурмовика. Возможности перехвата в нем еще более усечены. Одна из важнейших характеристик перехватчика — высокая скорость. Если у МиГ-31 она достигает 3 М, то у F-14 она равнялась 2,2 М. Что же касается F/A-18E/F, то у него скорость еще ниже — 1,8 М.

Американцы переложили задачу противовоздушной обороны авианосцев на зенитное ракетное оружие, которое размещено на кораблях сопровождения.

Критики использования авиации для решения задач ПВО утверждают, что при наличии у России прекрасных зенитно-ракетных комплексов, логичнее использовать именно их. И от перехватчиков можно было бы отказаться. Потому что, во-первых, ЗРС более универсальны, в них используется набор ракет, каждая из которых способна наиболее оптимально перехватывать свой класс целей — дозвуковые низколетящие крылатые ракеты, скоростные истребители, малозаметные самолеты, высотные цели, баллистические ракеты…

При этом, например, ЗРС С-400 имеет очень серьезную дальность — 400 км. В С-500 предполагается увеличить ее до 600 км.

Необходимо также учитывать то, что способность обнаруживать цели у РЛС перехватчика ниже, чем у РЛС зенитно-ракетных систем. Поэтому для большей эффективности перехватчики должны совершать патрулирование в связке с самолетами ДРЛОиУ и при поддержке наземных станций.

Особенности конструкции

МиГ-41 был разработан по стандартной аэродинамической схеме со средним размещением крыла. Угол стреловидности которого составлял 37 градусов. Крыло имело развитую механизацию, которая состояла из щелевых закрылок, элеронов и отклоняемых носков.

Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также в конструкции самолёта широко применялся титан и композитные материалы.

Хвостовое оперение состояло из двух стреловидных цельнокорпусных килей, установленных с изгибом в 25 градусов, для уменьшения радиолокационной заметности.

В основании килей были размещены отсеки для размещения системы выброса ложных тепловых целей.

Что касается силовой установки то самолёт оснащался одним турбореактивным двигателем со сложной системой маслопроводов и изменяемым вектором тяги. Для управления входящим воздушным потоком на двигателе используются три регулируемые заслонки.

Шасси МиГ-41, классическое, трёхопорное. Оно имеет повышенную прочность и улучшенную амортизацию, что давало возможность компенсировать повышенные нагрузки при приземлении на палубу авианосцев.

Передняя опора шасси имеет два колеса, два светодиодных посадочных фонаря и устройство для крепления буксировочной тележки.

Низкой радиолокационной заметности на МиГ-41 удалось добиться благодаря оригинальной конструкции планера самолёта и использованию материалам, рассеивающим радиоволны. Кроме этого для этой цели всё вооружение машины было помещено в специальные отсеки, створки люков которых сделаны сложной пилообразной формы что так же эффективно рассеивало радиоволны.

В обычном камуфляже ВВС СССР

Над волнами

Форсаж! Догнать нарушителя!

США об истребителе МиГ-41

Серийного выпуска планируемого российского истребителя МиГ-41 в перспективе ожидать не стоит, ни сейчас, ни в ближайшем будущем надобность в перехватчике пятого поколения отсутствует. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные журналистами американского издания Business Insider.

Специалист по боевой авиации Джастин Бронк из британского Королевского Объединенного института оборонных исследований заявил «Я не очень надеюсь на еще менее проверенную концепцию дизайна (МиГ-41), чтобы запустить ее серийное производство в ближайшее время».

С его точки зрения, скептицизм в отношении перспектив МиГ-41 добавляет недавно отмененный Минобороны РФ серийный выпуск танков Т-14 «Армата» и многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57.

Вице-президент по аналитике американской консалтинговой компании Teal Group Ричард Абулафиа пояснил, что идея создания перехватчика нового поколения является «жизнью в прошлом», так как ракеты класса «земля-воздух» — лучший способ перехвата воздушных объектов. По его мнению дискуссии о МиГ-41 ведутся в рекламных целях, в частности, пиара МиГ-29СМ.

Подготовлено изданием «Оружие.инфо» на основании открытых иточников

Похожее

МиГ-35 и МиГ-35Д Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолеты МиГ — весь модельный ряд

МиГ-25 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-15 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-31 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-23 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-21 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-17 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-19 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-3 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Ультрасовременный истребитель-перехватчик МиГ-41

МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-9 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-АТ Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

МиГ-29К — палубный истребитель

Предпосылки к созданию

Проектируемый новый массовый истребитель не мог нести достаточной мощной радиолокационной станции ​​и имел всего 4 точки размещения ракет класса воздух-воздух, но советское руководство решило, что это допустимая плата за массовость для нового самолёта.

Производство предполагалось наладить в кратчайшие сроки, сразу на нескольких авиазаводах СССР.

Кроме этого, из-за небольших размеров и массы, новый истребитель оказался востребованным и флотом Советского Союза. Так на стареньком ТАВКР «Адмирал Кузнецов» разместили 15 таких самолётов. Для чего была разработана специальная палубная версия машины.

Рулежка

Не имеющий аналогов, но бесполезный… Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?

Не имеющий аналогов, но бесполезный… Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?

29 января 2021, 13:09Технологии

Тяжелый истребитель-перехватчик шестого поколения, разработка которого уже идет, вряд ли усилит боевую мощь российской авиации

Виктор Кузовков

Давно известно, что в России полным ходом идет разработка самолетов следующего, уже шестого, поколения. Правда, раньше об этом можно было судить только по отрывочной информации да по очень обтекаемым заявлениям военных и представителей ВПК. Но вот свершилось – на сайте Ростеха появилась официальная информация об опытно-конструкторских работах по теме истребителя дальнего перехвата под обозначением МиГ-41. Как сообщают разработчики, это будет совершенно новая машина, а не глубокая модификация перехватчика МиГ-31. И при её создании будут использованы самые передовые технологические решения.

На первый взгляд, новость радостная. Еще бы – на смену не имеющему аналогов в мире МиГ-31 придет новая, более совершенная машина шестого поколения. Мы сможем еще сильнее гордиться достижениями отечественной оборонки, а проклятые супостаты будут тихонько плакать в уголке от осознания своего бессилия. И все бы ничего, если бы не один нюанс – концептуально уже МиГ-31 был не очень нужным самолетом. Его наследник, концепция которого в принципе никак не изменилась, рискует стать таким же – передовым, современным, но совершенно ненужным России самолетом. Который, несмотря на свою ненужность, потребует огромных вложений как на этапе проектирования, так и на этапе закупок…

Понятно, что мысль автора совсем неочевидна даже для тех, кто имеет прямое отношение к армии. Действительно, МиГ-31 является пусть и специфичным, но весьма передовым для своего времени истребителем. Рекордная скорость, высота полета, мощный радарный комплекс, ракеты большой и сверхбольшой дальности – все это делает его весьма грозным стражем наших северных границ. И все-таки рискну утверждать – эта машина российским ВКС не очень нужна, а её наследник, если в программу не ввести серьезные концептуальные изменения, станет и вовсе пустой тратой огромных денег. Даже если все характеристики, которых собираются достигнуть конструкторы, станут реальностью. Как это возможно? Что ж, давайте вместе подумаем…

МиГ-31 действительно, без всякого преувеличения, не имеет аналогов в мире. Но вряд ли это следствие технологической отсталости американцев или, например, французов. Нет, наши закадычные «партнеры», взвесив все «за» и «против», пришли к выводу, что подобный самолет им просто не нужен.

Перед США, как и перед СССР, стояла очень серьезная задача – прикрытие северного направления, через которое возможна атака стратегических бомбардировщиков противника, в том числе, оснащенных крылатыми ракетами. Но для её решения они пошли другим путем – создание трех поясов РЛС на северном направлении (в основном, в Канаде и на Аляске), а позднее к этому добавились самолеты АВАКС в связке с истребителями. Возможно, это достаточно дорогой вариант прикрытия, и СССР не мог себе его позволить чисто финансово, но так или иначе, американцы с задачей справились. Причем, специально для её решения создавались только РЛС и некоторые средства ПВО «земля-воздух». Все остальное, вроде самолетов «АВАКС» и истребителей различных типов, является универсальными средствами и, в случае необходимости, может быть с успехом использовано на любом оперативном направлении.

СССР же пошел по пути создания специализированных самолетов-перехватчиков, которые должны были сочетать в себе и функции самолета дальнего радиолокационного обнаружения, и функции истребителя. Началось это еще в конце пятидесятых годов прошлого века, когда на основе бомбардировщика (!) Ту-98, разрабатываемого в КБ Туполева, был создан перехватчик Ту-128. В машине удалось объединить упомянутые характеристики – мощный по тем временам радар, сверхзвуковую скорость, комплекс ракетного вооружения. Помимо этого, была обеспечена практическая дальность свыше двух тысяч километров, что очень важно в условиях бескрайнего российского Севера.

Но политическое и военное руководство СССР было вынуждено считаться с вероятностью появления у противника сверхзвукового стратегического бомбардировщика XB-70 «Валькирия», который должен был развивать скорость порядка 3М. Кроме того, в этот период активно разрабатывался сверхскоростной высотный разведчик SR-71 «Blackbird», скорость которого также достигала трех чисел Маха. Поэтому было решено сделать акцент на таких же быстрых перехватчиках, и ОКБ МиГ разработало перехватчик МиГ-25, до сих пор являющийся обладателем многих рекордов по скорости, высоте полета и другим параметрам. А позднее на смену ему пришел МиГ-31 – внешне и концептуально очень похожий, но более совершенный перехватчик.

Чтобы лучше понимать суть моих претензий, обозначу некоторые ключевые моменты. Боевой радиус МиГ-31 – 700 километров. Этого мало в любых условиях, не говоря уже об огромных просторах севера. Фактически, разговор об активном патрулировании этим самолетом бескрайних северных просторов можно вести лишь условно, потому что по факту он больше «заточен» под атаку заранее обнаруженных целей, находящихся в относительной близости от аэродромов базирования.

Еще одной проблемой является то, что МиГ-31 может эффективно применять свое ракетное оружие только против достаточно крупных целей, типа бомбардировщиков В-52 или В-1В. И это даже не его вина – дело в том, что возможности радиолокационных головок самонаведения ракет большой и сверхбольшой дальности, которые и делают его полноценным перехватчиком, весьма ограничены. Ракета, даже достаточно крупная, слишком мала, что разместить в ней большой радар. Кроме того, её внутренняя энергетика слишком слаба, чтобы обеспечить высокую мощность радарного сигнала. В итоге ракеты большой дальности могут захватить цель типа «истребитель», в лучшем случае, на дистанции не больше 30 километров. Если же речь идет о самолете, созданном по технологии «стелс», или о низколетящей крылатой ракете, цифры будут значительно меньше, возможно, на порядок. Добавим к этому, что собственная РЛС МиГ-31 вряд ли увидит такую цель дальше, чем в нескольких десятках километров, и примем, как данность – эти самолеты хороши исключительно против двух упомянутых типов американских стратегических бомбардировщиков.

Конечно, на это можно возразить – а зачем что-то еще, если с этого направления России угрожают только эти самолеты, да еще В-2? Хорошо, для севера у нас только одно критическое замечание – отвратительно низкий радиус действия. Но теперь представим, что с этим направлением у нас все относительно спокойно, а вот где-нибудь на европейском театре военных действий возник серьезный, высокой интенсивности, конфликт.

Увы, в этом случае МиГ-31 вряд ли смогут серьезно помочь нашим ВКС. Да, можно допустить точечное применение этого перехватчика для обуздания воздушной агрессии. Как воздушная платформа для пуска ракет, наводить которые будут другие самолеты, он еще как-то сможет пригодиться. Но бросить его в прифронтовую мясорубку и надеяться на успех вряд ли получится – при столкновении с современными истребителями противника, особенно, стелс-истребителями вроде F-22 и F-35, наш перехватчик будет гарантированно сбит.

Фактически, это означает, что целый класс самолетов, которые созданы для обеспечения противовоздушной обороны страны, может быть относительно эффективно применен только в одной ситуации. Хотя сейчас появилось и другое применение – МиГ-31 используется в качестве носителя для аэробаллистической гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Это, кстати, полезно. И раз уж у нас эти самолеты есть, то почему бы и нет, как говорится… И все-таки согласитесь – более 250 не самых дешевых самолетов, специфика боевого применения которых не позволяет использовать их в львиной доле конфликтов, это как-то расточительно.

Кстати. По иронии судьбы, стратегический бомбардировщик XB-70 «Валькирия» так и не пошел в серию, а разведчик SR-71 «Blackbird» снят с вооружения в конце девяностых. То есть, на данный момент с функцией перехвата воздушных целей справится фактически любой серийный истребитель российских ВКС. Да, не на все типы наших истребителей можно навесить ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности, но это легко компенсируется ощутимо большим радиусом действия.

Разумеется, в случае с МиГ-31 все недостатки компенсируются тем, что эти самолеты уже есть у нас в наличии, на их разработку и закупку современная Россия не тратила ни копейки. Но что делать с его прямым наследником, перехватчиком МиГ-41, разрабатываемым, на минуточку, в рамках программы Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, или ПАК ДП? Если мы концептуально скопируем МиГ-31, это можно будет заранее назвать стратегической ошибкой, которая обойдется нам в миллиарды (а если в рублях, то в триллионы).

Дело в том, что задачу прикрытия северного направления от атак стратегической авиации и крылатых ракет можно решить и гораздо эффективнее, и значительно дешевле. Но для этого деньги, которые планируется потратить на ненужный ПАК ДП, лучше потратить на создание современных беспилотных систем ДРЛО. И дополнить их серийными истребителями, которые либо есть у ВКС в данный момент, либо должны появиться в скором будущем.

При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что нам не нужны разработки по условному «шестому поколению». Очень нужны! Но это должен быть не перехватчик с весьма специфическим кругом задач, а полноценный истребитель, способный драться за господство в воздухе с любым существующим или перспективным самолетом вероятного противника! Более того, при его создании нам бы избавиться, наконец, от комплекса нищего сиротинушки, которому если и потратить копеечку, то на что-нибудь универсальное, чтобы и нашим, и вашим, и на дуде игрец, и за подводными лодками охотник. Да, я немного утрирую, но это исключительно для доходчивости…

Нет, нам стоит сосредоточиться исключительно на создании воздушного бойца, который будет зачищать небеса от самолетов агрессора. А с остальным справится либо существующая пилотируемая авиация, либо беспилотники разных типов, в которые сейчас вкладывается так много сил и средств.

А ПАК ДП, во всех его ипостасях, давайте оставим любителям погордиться рекордами и тем, что у нас опять есть что-то ненужное (зачеркнуто) не имеющее аналогов в мире…

Материалы по теме:

Истребитель шестого поколения будет беспилотным

Совершенно секретно: в США уже испытали истребитель шестого поколения

ВПК приступил к созданию истребителя шестого поколения с гиперзвуковым двигателем

АвиацияТехнологииРоссиясамолетистребительавиастроение

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter

Что мы знаем о российском истребителе шестого поколения ПАК ДП Миг-41

Рекомендуем прочитать

сообщите об этом объявлении

сообщите об этом объявлении Информационное агентство ТАСС сообщило, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) России передала в Минобороны документы по проекту ПАК ДП — футуристического дальнего перехватчика. Новый перехватчик должен заменить советские МиГ-31, вступившие в строй 6 мая 1919 г.81.

Пожалуйста, включите JavaScript

6 лучших истребителей (2020) | Stealth Fighter Aircraft

Проект называется ПАК ДП, в котором ПАК означает «Перспективный авиационный комплекс» или Перспективный авиационный комплекс, а ДП — «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» или Перспективный авиационный комплекс для дальнего перехвата. ПАК ДА называют проектом истребителя шестого поколения.

Основные характеристики ПАК ДП

С 2013 года ОКБ «МиГ» и ОКБ «Авиа» реализуют проект под эгидой ОАК. В августе 2018 года генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что ПАК ДА будет совершенно новым самолетом, созданным с использованием современных технологий. Он будет способен выполнять боевые задачи в Арктике и ближнем космосе, развивая скорость не менее четырех-пяти Маха. Кроме пилотируемой версии может быть изготовлен и беспилотный вариант. Самолет будет обладать новыми технологиями малозаметности, работать в большом радиусе перехвата и новыми видами авиационного вооружения. Он также сообщил, что дальность полета самолета составит более 6000 км/ч.

Один из бывших главкомов ВКС России Виктор Бондарев сообщил Интерфаксу, что МиГ-41 будет иметь дальность полета от 700 до 1500 км по сравнению с МиГ-31 700-720 км, а он будет вооружен ракетами класса «воздух-воздух» Р-37 и принципиально новыми ракетами. Бондарев заявил, что МиГ-41 будет самым быстрым самолетом в мире и максимально незаметным для радаров. Он отметил, что истребитель сможет перехватывать не только крылатые ракеты, бомбардировщики и беспилотники, но и будет готов сбивать гиперзвуковые ракеты. По данным «Известий», истребитель шестого поколения будет нести многофункциональный ракетный комплекс дальнего действия, способный поражать гиперзвуковые ракеты.

Истребитель МиГ-31

Самолет ПАК ДА должен заменить достойный самолет. Тяжелый истребитель-перехватчик четвертого поколения МиГ-31 считается самым мощным воздушным истребителем в мире, несмотря на появление боевых машин пятого поколения. Истребитель может нести арсенал массой более 9 тонн на скорости 3000 км/ч и применять вооружение на высоте до 25 тысяч метров. МиГ-31БМ, а теперь и МиГ-31И оснащены гиперзвуковыми ракетами. Эти истребители взлетают с аэродрома за несколько минут и без дозаправки могут лететь на расстояние до 3000 км. В число целей входят командные пункты, авианосцы и другие важные военные объекты противника. Крейсерская скорость МиГ-31 – это рекордные 2,3 Маха и максимальная 2,8 Маха.

Перехватчик МиГ-31 выдерживает длительные динамические и тепловые нагрузки за счет конструкции прочного корпуса, состоящего на 50 % из стали, на 33 % из алюминиевых сплавов и на 16 % из титана. Вероятно, в МиГ-41 применены космические технологии и композиционные материалы, невидимые для радаров, устойчивые к перегрузкам, высоким и низким температурам. На скоростях, близких к гиперзвуковым, самолет окутывает плазменное облако.

Конструкторам «Михён» предстоит решать сложнейшие технологические задачи, такие как построение искусственного интеллекта, роботизированных систем управления, которые быстрее реагируют на угрозы и цели, без проблем преодолевают запредельные перегрузки, совершают маневры на скоростях, близких к гиперзвуковым.

Конструктивные особенности

По данным российских СМИ, МиГ-41 спроектирован по стандартной аэродинамической схеме со средним расположением крыла. Угол стреловидности 37 градусов, механизированный, состоит из щелевых закрылков, элеронов и отклоняемых носков. Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов и стали; титан и композитные материалы также широко используются в конструкции. Хвостовое оперение состоит из двух стреловидных назад цельнокорпусных килей, установленных с изгибом 25 градусов для уменьшения радиолокационной заметности. В отсеках в основании килей размещается система выброса ложных тепловых целей.

Что касается силовой установки, то самолет построен на базе ТРД со сложной системой маслопроводов и изменяемым вектором тяги. Три регулируемые заслонки используются для управления поступающим в двигатель потоком воздуха.

Художественное впечатление от дальнего перехватчика ПАК ДП Миг-41

Шасси — классический трехколесный велосипед. Имеет повышенную прочность и улучшенную амортизацию, что позволяет компенсировать возросшие нагрузки при посадке на палубу авианосцев.

Переднее шасси имеет два колеса, два светодиодных посадочных фонаря и крепление для буксировочной тележки.

Низкая радиолокационная заметность на МиГ-41 достигается за счет конструкции планера самолета и использования материалов, рассеивающих радиоволны. Кроме того, все вооружение машины размещалось в специальных отсеках, створки люков которых были выполнены сложной пилообразной формы, также эффективно рассеивающей радиоволны.

Наличие

9Ожидается, что 0002 ПАК ДА поступит в продажу еще через несколько лет. По словам генерал-полковника Виктора Бондарева, ПАК ДА не сможет поступить на вооружение до 2025 года. Российское издание «Авиа» сообщает, что первый полет должен состояться к 2025 году, а ввод в эксплуатацию — к 2028 году. завершится к 2023 году, после чего начнутся наземные испытания, за которыми последуют испытательные полеты. Неизвестно, будут ли соблюдены сроки. Предполагается, что МиГ-31 останутся в эксплуатации до 2028 года, после чего начнется процесс вывода из эксплуатации.

Создание проекта многофункционального истребителя МиГ-41 не является простой заменой МиГ-31 и представляет собой технологическую революцию. И здесь Россия, похоже, опередила Соединенные Штаты, которым еще предстоит назначить подрядчика для своей программы истребителя шестого поколения NGAD. Как и программа NGAD, ПАК ДП является строго засекреченным проектом, но русские уже определили его ключевые параметры.

Последние

Еще подобные статьи

МиГ-41: программа, самолет, легенда

Новые напряжения, новые проекты

 

У России было мало потребности, а тем более ресурсов в новых перехватчиках в 90-е и 2000-е годы. Но на пороге 2010-х ситуация начала меняться, и страна вновь повернулась к вложению крупных денег в свою оборонку.

В апреле 2013 года состоялись важные слушания в Государственной Думе, нижней палате российского парламента. Он был посвящен исключительно вопросу о МиГ-31.

Согласно представленной информации более 30% воздушного пространства России вышло из-под контроля ВВС страны. Районы, нуждавшиеся в прикрытии, в основном находились на Дальнем Востоке, а с ростом напряженности в Арктике — на севере. Перехватчики дальнего действия идеально подходят для этих пробелов, но из примерно 500 выпущенных МиГ-31 менее 120 находились в рабочем состоянии.

При небольших вложениях это число можно было бы увеличить до 300, а титановые планеры существующих МиГов не имели признаков старения. Кроме того, все возможности для возобновления производства «Фоксхаундов» оставались на месте.

Итак, вариантов решения проблемы «30-процентной дыры в воздушном пространстве» было три: начать делать новые МиГи по старой схеме, модернизировать существующие или придумать что-то совершенно новое. Главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев решительно отстаивал третий вариант. Но от него отказались в пользу первых двух.

С тех пор парк МиГ-31 обновлялся, расширялся и доводился до подготовленного еще в 80-х годах: с Р-37 и противоспутниковыми ракетами. Тем не менее, несмотря на неприятие идеи Бондарева, есть все предположения считать это слушание началом истории МиГ-41. Это был не только первый раз, когда вопрос о новом российском тяжелом перехватчике был поднят публично, но и положил начало поиску ранее забытых идей в российской инфосфере.

В августе 2014 года Бондарев выступил с заявлением о том, что ВВС проводят исследования по замене МиГ-31: программа ПАК ДП. Согласно представленному графику, разработка должна начаться в 2017 г., а первые самолеты должны быть поставлены в 2025 г. К 2028 г. должен быть заменен весь парк МиГ-31.

В то же время в СМИ начало циркулировать название МиГ-41. Его первые упоминания можно отнести к 2010 году, когда были опубликованы изображения футуристического самолета, вдохновленного МиГ-21 и созданного украинским художником Александром Ярцевым. Этими изображениями позже поделились все, от блоггеров до профессиональных СМИ, несмотря на то, что они не имели никакого отношения к реальному МиГ-41.

Этот номер, как имя собственное ПАК ДП, впервые упомянул в середине 2014 года российский депутат Александр Тарнаев. Он также пояснил, что новый самолет будет глубоко модернизированной версией МиГ-31, и ничего не сказал о характеристиках.

За разъяснением высказываний Тарнаева российские СМИ обратились к Анатолию Ковчуру – известному публичному деятелю и известному летчику-испытателю. Его комментарии о МиГ-41 использовались и повторно использовались почти всеми СМИ того времени и закрепили имидж нового самолета. 900:05 90:076 Ковчур сказал, что анонсированный Тарнаевым преемник МиГ-31 давно назрел. Это также не может быть просто апгрейд «Фоксхаунда»: самолет должен быть новым, лучше и быстрее. Он должен иметь скорость не менее 4 Маха. По мнению некоторых журналистов, это было связано с тем, что американский SR-71 мог развивать скорость 3,2 Маха, а российский ответ ему не мог уступать.

Тот факт, что SR-71 был снят с вооружения почти два десятилетия и что не было официального заявления о возможностях ПАК ДП на скорости 4 Маха, никого не смущал. Благодаря Тарнаеву ПАК ДП превратился в МиГ-41. Благодаря Ковчуру он стал самолетом со скоростью 4 Маха.

Одно из многих изображений вымышленного самолета МиГ-41, сделанных как минимум за три года до официального старта программы ПАК ДП (Изображение: Александр Ярцев)

 

Полет в фантастику Приближался 2017 год и начало разработки нового самолета, официальных анонсов становилось все меньше, поэтому, естественно, слухи приходилось усиливать.

Для российских СМИ «должно быть» Ковчура превратилось в «будет»: МиГ-41 будет гиперзвуковым истребителем-невидимкой, потому что все современные истребители — малозаметные, и потому что один эксперт сказал, что он должен быть очень быстро.

Бондарев был еще одним неверно истолкованным источником информации, сделавшим несколько новых заявлений. В конце 2017 года он заявил, что ПАК ДП будет иметь дальность действия до 1500 километров и использовать в качестве основного вооружения Р-37, а также какую-то другую, еще не разработанную ракету. Он также заявил, что самолет станет «самым быстрым истребителем в мире», что в очередной раз СМИ быстро перевели на «гиперзвуковой».

Пожалуй, самый цитируемый фрагмент из уст главного инженера Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергея Короткова, который сообщил, что начало разработки перенесено на 2018 год, и пошутил о готовности компании следовать указаниям политиков: « Если говорят «в космос», будем делать «в космос». Для журналистов эта шутка означала, что МиГ-41 обязательно будет космопланом.

Единственная не преувеличенная информация поступила в 2017 году от главного конструктора МиГа Ильи Тарасенко, который сообщил, что начало разработки перенесено на 2018 год, и что в будущем самолет может быть доработан для выполнения беспилотных полетов.

Так, путем сочетания реальной информации, преувеличений и домыслов сформировался образ МиГ-41. Это должен был быть гиперзвуковой, возможно, беспилотный, самолет-невидимка, способный достигать хотя бы орбитальных высот, если не орбитальных скоростей. Из всей этой информации единственными реальными фактами были беспилотный вариант, дальность полета 1500 километров, вооружение покойного МиГ-31 и начало разработки в 2018 году. Замечание «в космос» можно интерпретировать как возможность противоспутниковое вооружение, которое уже есть у МиГ-31. Примечательно, что название «МиГ-41» никогда не упоминалось ни одним военным чиновником или лицом, связанным с МиГом. Его использовали только журналисты, политики вроде Тарнаева и эксперты вроде Ковчура.

Некачественная окраска Тип 301/321, часто представляемая как концепт-арт МиГ-41

 

Взгляд назад

 

Еще две особенности публичного имиджа МиГ-41. быть адресовано. Одним из них является его реальный образ. Официальных чертежей, визуализаций или макетов не было, но какая-то иллюстрация все равно должна была появиться в новостях.

Научно-фантастический МиГ-41, разработанный Ярцевым в 2010 году, использовался везде, где это было возможно, и, как признался художник AeroTime, его почтовый ящик завалили просьбами сделать больше рендеров и чертежей. Но самолет, вдохновленный МиГ-21, явно не был тяжелым истребителем, а изображения были слишком драматичными, чтобы быть официальной визуализацией реального военного проекта.

Рендеры Type 301 и Type 7.01 советской эпохи были вездесущи, однако, благодаря российскому сообществу авиационных энтузиастов, которые создавали постоянный поток искусства из альтернативной реальности, где Советский Союз никогда не распадался. Эти рендеры в настоящее время иллюстрируют почти всю информацию о МиГ-41 в неофициальных источниках.

Связь с советскими проектами сохраняли и российские СМИ, так как любили упоминать, что планы по замене МиГ-31 уже были в 80-х годах. Во многих статьях, написанных в период с 2013 по 2020 год, нереализованный проект также описывался как гиперзвуковой, несомненно, смешивая Type 301/321 и Type 7.01 в один. Хотя эти проекты в значительной степени заимствовали друг у друга, они были довольно разными, с основным отличием в отсутствии амбициозных гиперзвуковых двигателей на 7.01, программе, которая фактически должна была заменить Foxhound.

Очередная, вдохновленная МиГ-31 попытка угадать облик ПАК ДП. Это изображение впервые появилось в 2017 году и быстро стало настолько повсеместным, что отследить его источник в настоящее время практически невозможно.

Ни в одном официальном заявлении никогда не упоминалось, что ПАК ДП будет возрожденным проектом советской эпохи или что он будет иметь какую-либо связь с любым предыдущим самолетом, кроме МиГ-31. Тем не менее предположения о гиперзвуковых возможностях МиГ-41 глубоко уходят корнями в непонимание заброшенных советских проектов, впервые популяризированных заявлениями Ковчура в 2014 году9. 0005

В официальных заявлениях также не было ни гиперзвука, ни скорости 4 Маха. Нет абсолютно никакой информации о разработке амбициозного турбореактивного/прямоточного воздушно-реактивного двигателя, предусмотренного для Тип 301/321, и есть все основания полагать, что такой двигатель был бы совершенно ненужным – сейчас М-37 полностью разработан и, по крайней мере, ограниченное использование, ПАК ДП будет иметь возможность перехватывать цели на более высоких скоростях и на больших расстояниях, чем когда-либо прежде. Также от мысли, что скорость является важнейшей характеристикой истребителя, отказались еще в 70-е годы, что доказывалось каждой последующей новой разработкой. Перехватчикам просто больше не нужно быть такими быстрыми.

 

Итак, что же это будет?

 

Очень сомнительно, что МиГ-41 будет называться МиГ-41, если только военные не решат подчиниться воле публики и принять популярное имя.

Есть некоторые признаки того, что этого не произойдет. Ростех, материнская компания ОАК, уже дистанцируется от этого названия. В их первоначальном неправильно понятом пресс-релизе от 22 января 2020 года говорилось, что ПАК ДП предположительно называется «МиГ-41». Позже релиз был отредактирован, чтобы убрать название и оставить только обозначение проекта.

Его гиперзвуковые и космические обтекатели также весьма маловероятны, что оставляет нам возможность беспилотного полета, дальность полета 1500 километров и гиперзвуковое вооружение. Существует также вопрос о том, что это российский истребитель 6-го поколения, тема, которая требует отдельного глубокого изучения.

Если быть точным, поколение реактивного истребителя — это не более чем произвольное число, используемое производителями, журналистами и экспертами, чтобы похвастаться мощью своей страны. МиГ-41 не является исключением: русские обозначают его либо как поколение 5++, либо как поколение 6, и никогда не объясняют, что это значит.

В последнее время, с появлением NGAD, Tempest, FCAS и FX, контуры следующего шага в конструировании истребителей начинают проясняться. А МиГ-41, как его рекламируют, вообще в эту канву не вписывается.

Основным принципом американских, европейских и японских программ является интеграция искусственного интеллекта (ИИ), интенсивное использование вспомогательных дронов (верных ведомых) и функционирование в системе систем. Тяжеловесный МиГ-41, сверхзвуковой волк-одиночка, призванный стать прославленной платформой для доставки ракет класса «воздух-воздух», торчит, как больной палец.

Однако в середине 2010-х акцент был сделан на беспилотных операциях, что выразилось в обещании создать специальный вариант с дистанционным управлением. Он был сделан как раз в то время, когда это казалось отличной идеей для 6-го поколения — программа F/A-XX, которая достигла своего пика в то же время, была построена на той же предпосылке. Беспилотный вариант был практически единственным отличием предлагаемого американского самолета нового поколения от 5-го поколения вплоть до изменения требований в 2014 году9. 0005

Так что заявление о 6-м поколении липовое, но, честно говоря, ПАК ДП и не особо нужны такие вещи, как верные ведомые. С момента создания в 2013 году и даже с корнем в 80-е годы он должен был затыкать бреши в ПВО с помощью своих мощных радаров и быстрых ракет, и именно это этот самолет, скорее всего, и сделает.

Поэтому вряд ли он будет сильно отличаться от МиГ-31 во всех видимых аспектах, будь то технические характеристики, вооружение или даже внешний вид.

 

Итак, когда это будет?

 

Январская новость 2021 года о начале разработки была недоразумением. Об этом же сообщалось уже несколько раз — в частности, в 2018 и 2017 годах. Вполне вероятно, что примерно в это время исследования закончились, и началась настоящая разработка.

Можно даже сказать, что разработка началась в 2013 году, когда было начато исследование проекта. Конечно, это был другой этап, но работа над самолетом началась тогда же.

Первоначальный график обещал прототип до 2020 года, а серийное производство самолета — в 2025 году. Такие программы редко бывают вовремя, и, поскольку начало собственно разработки было отложено на год, это нормально что первый полет откладывается на год или больше. Что делает 2021 или 2022 год очень хорошими кандидатами на то, чтобы увидеть новый самолет, «не-МиГ-41», воплощенный во плоти.

С другой стороны, если и можно чему-то научиться из истории с Су-57, так это тому, что российским срокам нельзя доверять. Самолет провел 2 года в стадии эскизного проектирования, 3 года в стадии разработки и еще 3 года должно было пройти до появления прототипа. Каждый из этих этапов занял на год или два больше, чем первоначально рекламировалось, а окончательный серийный истребитель поступил в армию на 4 года позже, чем ожидалось, — в 2020 году вместо 2016 года. 

Эскизный проект МиГ-41 длился 5 лет, и спустя еще 3 года он все еще находится в разработке. Кроме того, это куда более секретный проект, чем Су-57, черновые изображения которого были обнародованы в самом начале разработки. К этому моменту, если работа над ПАК ДП еще идет, нет смысла пытаться угадать, что на самом деле происходит с проектом, и когда Россия собирается его выпустить.

 

41 | Он существует? Сможет ли когда-нибудь полететь российский «загадочный» истребитель-невидимка? • 100 УЗЛОВ

Еще в середине 90-х Россия практически не нуждалась в новых перехватчиках. Если мы вернемся в историю, Микоян Гуревич — российское конструкторское бюро военной авиации, проектировало МиГ-25 и МиГ-31, оба из которых способны развивать скорость более 3,2 и 2,83 Маха соответственно.

В 2010 году бывший Советский Союз снова начал вкладывать значительные средства в свою оборонную промышленность в связи с меняющимся глобальным сценарием. Вскоре поползли слухи о том, что МиГ строит «сверхбыстрый перехватчик».

Представитель | Источник

Чтобы получить лучшую перспективу, давайте немного вернемся в историю.

МиГ-25 Foxbat – Легенда

МиГ-25R Foxbat ВВС Индии | The Better India

Обладая практическим потолком в 20 700 метров, Foxbat был разработан для перехвата ракет и высокоскоростных американских самолетов, таких как SR-71, BlackBird. По сравнению с SR-71, Foxbat был не только самолетом-разведчиком, но также нес четыре ракеты класса «воздух-воздух», что делало его смертоносным оружием. Всего было построено более 1100 единиц этой птицы, что закрепило ее успех для будущих модификаций.

The Foxbat could be equipped with:

GUNS NONE
MISSILES 2x R-40R (AA-6 „Acrid“)2x R-40T missiles

migflux.com

МиГ-31 — преемник МиГ-25

МиГ-31 | Wikipedia. Foxhound отличался модернизированной системой вооружения по сравнению с предшественником и мог быть оснащен:

ПУШКИ 1 пушка ГШ-6-23 37 ракет дальнего действия4× Р-33 дальняя ракета4× Р-60 (AA-8 «Тля»)4× Р-73 (AA-11 «Лучник»)
РАКЕТЫ 4× Р-77 (AA-12 ‚Adder
(только некоторые самолеты) Х-31П (AS-17 ‚Криптон)

migflug. com

МиГ-41- поднимется ли когда-нибудь в небо?

В техническом мире Термин «vaporware» относится к любому продукту, который находится в зачаточном состоянии и еще недоступен.По сообщениям, показатели успеха «vaporware(s)» низки, и большинство из них даже не выходят на рынок.

Если верить сообщениям, то российский перехватчик-невидимка пятого или даже шестого поколения Микоян МиГ-41, разрабатываемый в рамках программы ПАК ДП, похоже, попадает в категорию «военных пустышек».

Микоян ПАК ДП — это российская программа по разработке самолета-невидимки / тяжелого истребителя, разрабатываемого Микояном для замены МиГ-31 в ВВС России к середине 2030-х годов.

Первые упоминания о создании нового истребителя-перехватчика появились в начале 2014 года. Тогда же появились сообщения о возможности сверхнового перехватчика. Лишь в конце 2017 года в российских СМИ появились достоверные новости о создании высотного перехватчика нового поколения.

Хотя об этом истребителе известно не так много, как и о любом крупном военном проекте(ах), мы знаем, что он будет оснащен прямоточным или турбореактивным двигателем, будет использовать стелс-технологию и сможет достигать цели.