Ка 62 вертолет: Ка-62: из военных в гражданские

Ка-62: многоцелевой характер

Фото: «Вертолеты России»


На МАКС-2019 впервые в летной программе авиасалона принял участие новейший многоцелевой вертолет Ка-62. Сегодня холдинг «Вертолеты России» продолжает испытания перспективной машины, а запуск серийного производства запланирован на 2020 год. В числе основных сфер применения нового вертолета – транспортировка пассажиров, спасательные операции, работы в нефтегазовой области. Кроме того, Ка-62 может получить морскую версию, а также использоваться в Арктике.
 

Из военных в гражданские


История Ка-62 начинается в 1980-е годы, когда стало понятно, что сверхуспешный Ми-8 с его грузоподъемностью в 4 тонны нерентабельно использовать при перевозке меньших грузов. До этого с подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х годов устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около 2 тонн оставалась пустой. Тогда ОКБ Камова приступает к разработке нового армейского вертолета под маркировкой В-60.   


Военные поставили задачу широко: кроме транспортировки грузов и людей новая машина должна быть адаптируема под нужды разведки, а также выполнять боевые функции. Первый макет будущего вертолета был создан в 1989 году. Для увеличения скорости полета ОКБ Камова впервые отказалось от традиционной для них соосной схемы. Рулевой винт был выполнен в закрытом виде типа «финестрон». Машина получила название Ка-60. Разведывательная модификация была одобрена военными под названием Ка-60Р, также разрабатывалась палубная версия Ка-60К.    



Ка-60 на авиасалоне МАКС-2001


Однако с приходом 1990-х финансирование проекта прекратилось, и разработки пришлось остановить. Часть разведывательно-боевых функций Ка-60 конструкторы отдают новой модели − ударному разведчику Ка-52. Чтобы охватить более широкий спектр рынка, принимается решение на основе военной модели сделать многоцелевой гражданский вертолет Ка-62. Его полноразмерный макет был показан на одном из первых авиакосмических салонов в Москве, но денег на дальнейшее развитие проекта не хватило.

 

По международным стандартам


В 2010 году холдинг «Вертолеты России» возобновляет проект Ка-62 с некоторыми изменениями. Грузоподъемность вертолета увеличивается до 2,2 тонны в кабине и 2,5 тонны на подвеске или 15 пассажиров. В качестве двигателей используются французские Ardiden 3G мощностью 1680 л. с., а на поставку редукторов и трансмиссии законтрактован австрийский производитель Zoerkler.


Тем не менее основные конструктивные особенности и характеристики, заложенные еще в военном прототипе, сохраняются и в Ка-62. Это по-прежнему многоцелевой вертолет, который может развивать скорость до 310 км/ч и отличается повышенной ударостойкостью. Дальность полета – более 650 км при крейсерской скорости 290 км/ч. Лопастей основного винта стало пять − на одну больше, чем в Ка-60. По планам производителя большая часть планера (до 60%) и лопасти винтов будут выполнены из современных композитных материалов, что значительно снизит вес машины.



Ка-62 на авиасалоне МАКС-2013


Ка-62 стал первым в мире вертолетом, на который устанавливается система управления общевертолетным оборудованием. Система разработана концерном «Радиоэлектронные технологии» специально для этой модели и является сердцем электроснабжения всей электронной бортовой аппаратуры вертолета. Холдинг «Росэлектроника» оснащает Ка-62 современным бортовым оборудованием: комплексами связи нового поколения С-404 и интегрированными антенно-фидерными системами «Аист-62». Комплекс С-404 связывает пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам и ведет постоянный прием сигналов на аварийной частоте, а система «Аист-62» отвечает за функционирование бортовой подсистемы связи.



Интегрированный пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета. С его помощью на Ка-62 реализуется принцип «стеклянной кабины», когда вся важная информация выводится на электронные экраны. Двухканальная электронно-цифровая система управления двигателем FADEC снижает нагрузку пилотов по слежению за работой двигателя до минимума и уменьшает расход топлива.


Современная кабина Ка-62 защищена стойким к ударам птиц органическим стеклом и оснащена двумя рабочими местами, при этом командир экипажа может вести управление с любого из них. Широкий фюзеляж в пассажирском исполнении позволяет разместить до 15 человек, при этом увеличенный шаг в компоновке сидений обеспечивает комфорт пассажирам. По обоим бортам вертолета размещены широкие дверные проемы.



Первый полет Ка-62 в 2017 году


Ка-62 спроектирован с учетом международных требований безопасности. В частности, вертолет может выполнять полет и посадку с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилотов и пассажиров на случай жесткой посадки повышена за счет энергопоглощающей конструкции шасси и кресел. Топливная система Ка-62 устойчива к повреждениям. Усовершенствованная аэродинамика вертолета и рулевой винт, спрятанный в кольцевой канал, сделали вертолет менее шумным.   

 


Для разных целей и разных рынков


Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.


Конструкция Ка-62 рассчитана на применение в большом диапазоне климатических и географических условий при температурах от -50 до +45 °С. Таким образом, ему уже открывается широкая дорога для экспорта по всему миру. Вертолет может эксплуатироваться на нефтяных вышках и неподготовленных грунтовых площадках. Еще одним преимуществом является возможность хранения вертолета вне ангара.



Ка-62 на МАКС-2019. Фото: Александр Уткин


Активная стадия реализации проекта началась в 2012 году с презентации макета вертолета обновленной конструкции на международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia. До 2017 года, когда летный образец Ка-62 первый раз поднялся в небо, вертолет проходил испытания и доработки.   



Серийное производство Ка-62, которое должно начаться в 2020 году, готовится на предприятии «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина в дальневосточном Арсеньеве. На данный момент здесь построено три опытных машины, которые предназначены для прохождения цикла летных испытаний. В планах – выпуск корпоративной модификации, рассчитанной на 9 пассажиров, а также полицейской, спасательной и офшорной версий.

Вертолет Ка-62 наконец сертифирован | Авиатранспортное обозрение

ATO.ru — Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех» сертификат типа ограниченной категории на Ка-62, что формально позволяет начать поставки на российский рынок этого среднего двухдвигательного многоцелевого вертолета, разработка которого началась в 1990 г. Но на вертолет наложены серьезные эксплуатационный ограничения.

Ка-62 — гражданская версия военно-транспортного вертолета Ка-60, первый полет которого состоялся в 1998 г. Полноразмерный макет гражданского вертолета впервые был показан на авиасалоне МАКС в 1995 г., но дальнейшие работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования. В течение полутора десятилетий от представителей промышленности звучали различные обещания по поводу возобновления его разработки и производства. Так, в 2008 г. было объявлено, что сертификация Ка-62 в РФ произойдет в 2011 г. Наконец, в 2012 г. на выставке HeliRussia состоялась презентация макета Ка-62 обновленной конструкции.

Прототип современной версии Ка-62 впервые поднялся в воздух в апреле 2016 г., а программа летных испытаний стартовала в 2017-м. В ней принимали участие три опытных образца, которые выполнили 434 полета общей продолжительностью порядка 700 ч.

Отличительные особенности вертолета — нехарактерная для его разработчика (ОКБ им. Камова) схема с одним несущим винтом, расположение многолопастного рулевого винта в кольцевом канале вертикального хвостового оперения (фенестрон), а также убирающееся трехопорное шасси. На нем установлены два турбовальных двигателя Ardiden 3G мощностью 1776 л. с. производства французской компании Safran Helicopter Engines.

В конструкции Ка-62 обширно используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе), что позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъемность машины. Вертолет оснащен современным комплексом авионики — система управления общевертолетным оборудованием позволила снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить ее обслуживание.

Дальность полета Ка-62 составляет 700 км, максимальная скорость — 310 км/ч. Максимальная взлетная масса вертолета — 6800 кг, вместимость — 15 пасс. Ка-62 также может перевозить 2,0 т груза внутри кабины и до 2,5 т на внешней подвеске.

«Получение сертификата типа на Ка-62 — важная веха для российского вертолетостроения. На данный момент на Дальнем Востоке заложен фюзеляж первого серийного Ка-62. Со следующего года планируем начать полномасштабное серийное производство и поставки машины российским эксплуатантам. В 2022–2024 гг. будем работать над расширением эксплуатационных возможностей вертолета за счет сертификации дополнительного оборудования: внешней подвески, бортовой лебедки, медицинского модуля, противообледенительной системы», — сообщили в авиационном кластере Ростеха.

В рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 «Вертолеты России» и «Газпромбанк Лизинг» подписали договор, предполагающий «взаимное сотрудничество сторон при организации поставки трех вертолетов Ка-62». Лизинговая компания согласовала «возможность приобретения» многоцелевой машины Ка-62 для дальнейшей передачи эксплуатантам Дальнего Востока на условиях финансовой аренды. — ATO.ru

Камов Ка-62 Грузопассажирский транспортный самолет

Камовский Ка-60 является базовой моделью для развития самолета Ка-62. Кредит: Айвол.

Камов Ка-60 — военный самолёт. Кредит: Айвол.

Ка-62 оснащен двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden 3G мощностью 1306 кВт каждый. Кредит: группа SAFRAN / turbomeca.

Ка-62 — двухдвигательный средний многоцелевой вертолет производства Конструкторского бюро Камова России. Он может выполнять пассажирские и грузовые перевозки, медицинскую эвакуацию, поисково-спасательные работы (SAR), ледовую разведку, обслуживание нефте- и газопроводов, патрулирование дорог.

Вертолет является производным от своего предшественника, боевого самолета Ка-60. Первый опытный образец Ка-62 совершил свой первый полет в апреле 2016 года.

Варианты самолета Камов Ка-62

Усовершенствованную версию самолета Ка-62М планировалось построить в Комсомольске на КнААПО для экспорта в зарубежные страны. Он будет оснащен двумя турбовальными двигателями GE T700 или CT7-2D1 мощностью 1212 кВт, приводимыми в движение пятилопастным несущим винтом, и авионикой, поставляемой «Авиаприбором».

Заказы и поставки среднего многоцелевого двухдвигательного вертолета

В апреле 2001 года Министерство здравоохранения Турции объявило о своем плане закупки шести вертолетов Ка-62 на сумму 31,5 млн долларов для выполнения задач санитарной авиации. Всего в июне 2007 г. Индия заказала 200 вертолетов Ка-62.

Atlas Táxi Aéreo разместила у холдинга «Вертолеты России» заказ на семь вертолетов Ка-62 в декабре 2012 г.

Проект пассажирского и грузового транспортного самолета

Ка-62 — двухдвигательный средний многоцелевой вертолет производства ОКБ «Камов».

Ка-62 предназначен для эксплуатации с грунтовых взлетно-посадочных полос и коротких взлетно-посадочных полос даже в неблагоприятных климатических условиях. Он был разработан с учетом международных требований безопасности полетов.

Аэродинамическая конструкция фюзеляжа обеспечивает высокую устойчивость вертолета к углам атаки. Примерно 60% корпуса самолета выполнено из полимерных композиционных материалов.

На Ка-62 установлен роторный винт, препятствующий случайному повреждению. В нем размещены усовершенствованная термоэлектрическая система защиты от обледенения, система кондиционирования воздуха, противопожарная система, хвостовая балка, киль, вертикальные стабилизаторы, редукторы и лопасти несущего винта из усиленного углеродом кевлара.

Вертолет оснащен современным комплексом авионики, подходящим для полетов по правилам визуальных полетов (VFR) или правилам полетов по приборам (IFR).

По обеим сторонам кабины экипажа установлены большие раздвижные двери. По обеим сторонам кабины расположены небольшие дверцы, прикрепленные сзади.

Кабина экипажа Ка-62

Полностью цифровая стеклянная кабина Ка-62 вмещает двух членов экипажа. Просторная кабина Ка-62 имеет длину 3,4 м, ширину 1,7 м и высоту 1,3 м. Он может перевозить 14 пассажиров в четыре ряда или 2500 кг груза. Самолет включает в себя багажный отсек для пассажиров объемом 2,16 м³.

Кабина может перевозить грузовые поддоны или сыпучие грузы на внешней подвеске при использовании в качестве грузового перевозчика. Вертолет может быть легко переконфигурирован для перевозки носилок и грузовых креплений.

Он также будет доступен в VIP-конфигурации с количеством мест от пяти до девяти и баром с закусками.

Ка-62 оснащен двумя турбовальными двигателями Turbomeca Ardiden 3G мощностью 1306 кВт каждый. Первоначально он был оснащен турбовальным двигателем НПО «Сатурн» РД-600В мощностью 9мощностью 69кВт, но двигатель был заменен из-за большого расхода топлива и проблем с коробкой передач.

«Вертолет является производным от своего предшественника, боевого самолета Ка-60».

В апреле 2011 года компания Turbomeca получила контракт на поставку турбовального двигателя 308 Ardiden 3G для установки на Ка-62.

В мае 2011 года компания Turbomeca получила свой первый твердый заказ от холдинга «Вертолеты России» на изготовление и поставку 40 двигателей Ardiden 3G в рамках существующего контракта на поставку 308 двигателей.

Ardiden 3G оснащен двухканальной цифровой системой управления двигателем с полным контролем, вспомогательной коробкой передач, двухступенчатым центробежным компрессором, камерой сгорания с обратным потоком, топливными форсунками, масляным баком, одноступенчатой ​​турбиной высокого давления и двухступенчатой ​​силовой установкой. турбина.

Шасси российского вертолета ОКБ Камова

Ка-62 имеет трехопорное убирающееся шасси с одинарным основным колесом КТ-217 и сдвоенными задними колесами. Основное колесо убирается внутрь фюзеляжа, а задние колеса убираются в хвостовую балку. В нем также размещаются амортизаторы и дополнительные надувные понтоны для развертывания в воде в чрезвычайных ситуациях.

Ка-62 может подниматься со скоростью 11,7 м/с. Его максимальная скорость составляет 300 км/ч, а крейсерская – 270 км/ч. Дальность полета составляет 770 км, а практический потолок — 5000 м. Максимальная продолжительность полета самолета составляет 4,3 часа.

Камов Ка-62 — Цена, характеристики, фото, история

Прокрутите вниз для галереи изображений

кредит: Виталий В. Кузьмин

Камов Ка-62 — новый российский средний вертолет. Он был разработан, чтобы заменить стареющий Ми-8 и обеспечить лучший вариант для перевозки людей и оборудования в сложных условиях, например, в Сибири. Ка-62 построен из композитных материалов, способных выдерживать суровые погодные условия, что делает его более надежным, чем его предшественник.

Содержание
  • Технические характеристики
  • Фотогалерея
  • Описание
Производитель:
Камов
Страна:
Россия
Изготовлено:
2014 до: Настоящее время
ИКАО:
КА62
Цена:

9 миллионов долларов США

  • Производительность
  • Веса
  • Габаритные размеры
Авионика:
Двигатель:
2x 2 × Turbomeca Ardiden 3G турбовальный
Турбовальный
Мощность:
1776 лошадиных сил
Максимальная крейсерская скорость:
160 узлов
296 км/ч
Скорость приближения (Vref):
Диапазон путешествий:
420 морских миль
778 километров
Экономия топлива:
0,99 морской мили/галлон
0,484 километра/литр
Максимальный уровень обслуживания:
18 700 футов
Скороподъемность:
2300 футов в минуту
11,68 метра в секунду
Расстояние взлета:
Посадочная дистанция:
Максимальный взлетный вес:
6 500 кг
14 330 фунтов
Максимальный посадочный вес:
Максимальная полезная нагрузка:
2500 кг
5512 фунтов
Емкость топливного бака:
383 галлона
1450 литров
Объем багажа:
2,16 м3 / 76 футов3
Места — Эконом / Общие:
16 мест
мест — бизнес-класс:
0
мест — Первый класс:
0
Высота кабины:
1,3 метра — 4,27 фута
Ширина салона:
1,75 метра — 5,74 фута
Длина салона:
4,1 метра — 13,45 футов
Внешняя длина:
15,6 метра — 51,18 фута
Высота хвоста:
4,6 метра — 15,09 футов
Диаметр фюзеляжа:
1,9 метра — 6,23 фута
Размах крыла / диаметр ротора:
13,5 метра — 44,29 фута
Законцовки крыла:
Нет винглетов

нажмите / коснитесь, чтобы открыть полноэкранную галерею

Ка-62 HeliRussia

кредит: OkladVadim

Ка-62 HeliRussia

Кредит: Okladvadim

Kamov KA-62

Кредит: Anna Zvereva

Kamov KA-62

Кредит: Anna Zvereva

KA-62

Кредит: Vitaly V.