Кабель подводный: Кабель подводный купить в Москве ✅ недорого — продажа, стоимость. Заказать кабель подводный цена в интернет магазине

ПОДВОДНЫЙ КАБЕЛЬ СВЯЗИ — Словарь морских терминов на Корабел.ру

Словарь морских терминов

Кабельная линия телеграфной, телефонной, телевизионной и других видов связи, проложенная по дну океана (моря, реки, озера) между пунктами, разделенными водным пространством или расположенными вдоль побережья. Простейший подводный кабель связи состоит из медной трубки и одной жилы, изолированных друг от друга и от воды защитными оболочками. Прокладка подводного кабеля связи ведется со специально оборудованных кабельных судов. Еще в 1812 г. русский академик П.Л. Шиллинг применил изолированный подводный проводник для взрыва морской мины а впоследствии работал над созданием подводного кабеля связи, предложив для связи между Петербургом и Кронштадтом кабель с каучуковой изоляцией. Первый подводный кабель связи, длина около 45 км был проложен 28 августа 1850 г. через пролив Па-де-Кале между Дувром и Кале. В России первый подводный кабель связи протяженностью 32 км был проложен через Северную Двину в 1862 г. В 1879 г. проложены подводные кабели связи, длина 250 км, через Каспийское м. (Баку — Красноводск), а также черноморские подводные кабели связи: Одесса — Константинополь (625 км) и Севастополь- Варна (560 км). Первые подводные кабели связи состояли из медной токопроводящей жилы и гуттаперчевой изоляции. В 1851 г. на трассе Дувр — Кале был впервые проложен бронированный 4-жильный подводный кабель связи. Броня из 10 стальных проволок диаметром 7,5 мм, наложенных на покров из просмоленного джута, предназначалась для защиты кабеля от обрыва при зацеплении тралами, якорями судов и т. п. С этого времени она стала неотъемлемой частью всех подводных кабелей связи. С 1856 г. начались работы по сооружению трансокеанских телеграфных линий. Первый трансатлантический кабель, длина 3750 км, после несколько неудачных попыток соединивший Европу с Америкой, был проложен 5 августа 1858 г. между бухтой Валенсия (юго-запад Ирландии) и восточным побережьем острова Ньюфаундленд (Канада). Прокладка велась с переоборудованных под кабельные суда военных кораблей: «Ниагара» (США) и «Агамемнон» (Англия). По линии было передано около 400 телеграфных сообщений (включая поздравление английской королевы Виктории президенту США Б. Франклину), после чего кабель из-за электрического пробоя изоляции навсегда вышел из строя. Прокладка второго трансатлантического кабеля велась в 1865 г. с переоборудованного под кабельное пассажирского судна «Грейт Истерн», но не была закончена из-за обрыва кабеля на последней части пути. Третий трансатлантический подводный кабель связи был успешно проложен 27 июля 1866г. с того же судна. Через месяц удалось поднять со дна, довести до Канады и ввести- в эксплуатацию второй кабель, затонувший в 1865 г. К концу XIX в. число трансатлантических линий достигло 15, а к настоящему времени- 1750 общей протяженностью свыше 300 тыс. км. Первая трансатлантическая телефонная линия ТАТ-1 между Англией и США была проложена в 1956 г. Оснащена промежуточными подводными усилителями и уплотняемой многоканальной аппаратурой, работающей в широком спектре частот. Емкость линии 76 телефонных каналов. В 1964 г. вступила в строй тихоокеанская магистраль между Австралией и Америкой протяженностью 15 тыс. км. Завершено строительство всемирной кабельной магистрали через Атлантический и Тихий океан протяженностью 50 тыс. км. По конструкции подводные кабели связи разделяются на речные и морские. На реках используются подводные кабели связи с бумажной или кордельно-полистирольной изоляцией и кругло-проволочной броней. Морские кабели (как правило, коаксиальные) изготовляют бронированными для прокладки в прибрежной части, где они могут подвергнуться механическим воздействиям, и безбронными для глубоководных участков трассы. Бронированный кабель состоит из внутреннего провода (медной проволоки, обвитой медными лентами), изоляции из сплошного полиэтилена, внешнего провода из 6 медных токопроводящих лент и 1 скрепляющей, еще одной изоляции (обмотка полиэтиленовой лентой), джутовой подушки, стальной брони и наружного джутового покрытия. Броня в зависимости от назначения кабеля и глубины прокладки состоит из 13-24 стальных проволок диаметром от 2 до 7,6 мм. Соответственно наружный диаметр кабеля колеблется от 25 до 48 мм, а масса — от 1,7 до 3,1 т/км. В связи с расширением спектра частот применяются и более мощные конструкции кабелей. Усиленный 2-слойный броневой покров имеют кабели, прокладываемые вблизи берега. Безбронный подводный кабель связи для глубоководной прокладки отличается от бронированного тем, что внутри него расположен высокопрочный стальной несущий трос, воспринимающий растягивающие усилия. Внутренний провод — биметаллический, внешний- из алюминиевых лент. Общий диаметр 32 мм, масса в 1,5 раза меньше, чем бронированного.
По данным
«МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ» в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина

Подводный силовой кабель мог быть поврежден из-за взрывов на «Северных потоках» — Газета.Ru

Подводный силовой кабель мог быть поврежден из-за взрывов на «Северных потоках» — Газета.Ru | Новости

close

100%

Подводный высоковольтный кабель между Швецией и Польшей мог получить повреждения в результате взрывов на нитках газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2». По информации телеканала SVT, такое опасение выдвинули шведские специалисты.

Электрическая магистраль Swepol Link проложена по дну моря между полуостровом Стэрнё возле Карлсхамна в Швеции и населенным пунктом Брусково-Вельке в Польше. Ее заложили в 1990-х годах. Швеция использует магистраль, чтобы экспортировать электроэнергию, в том числе в периоды высокого сезонного потребления в европейских странах.

Кабель пролегает в 500 метрах от места одного из недавних взрывов.

Пока о целостности кабеля нет данных, эксперты проверяют эту информацию. SVT пишет, что подводная линия электропередачи какое-то время находится в отключенном состоянии.

В свою очередь органы безопасности Германии считают, что трубы газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2» были повреждены массивными взрывными устройствами.

В ночь на 26 сентября на участке нитки «Северного потока — 2» произошла утечка. Позднее появилась информация и о ЧП в исключительной экономической зоне Дании северо-восточнее острова Борнхольм, где проходит «Северный поток — 1».

Позже российские cледователи возбудили дело об акте международного терроризма по факту повреждения трубопроводов.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Анастасия Миронова

Если тебя слышно, ты плохой сосед

О том, что нам срочно нужно менять архаичные законы о тишине

Мария Дегтерева

Постмодернизм закончился

О новых трендах в российской культуре

Юлия Меламед

Обмануть генетику

О национальных особенностях генетического тестирования и исторической памяти

Георгий Бовт

Почти как в кино

О том, что методы и нравы дипломатии времен Тегеранской конференции уже не вернуть

Яков Пеер

Гамбургер по-русски

О новом российском фастфуде

Найдена ошибка?

Закрыть

Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.

Продолжить чтение

Самое уязвимое место в Интернете

Безопасность

Подводные кабели поддерживают интернет в сети. Когда они собираются в одном месте, все становится сложнее.

Фото: imaginima/Getty Images

Интернет-кабель Азия-Африка-Европа-1 проходит по морскому дну на 15 500 миль, соединяя Гонконг с Марселем, Франция. Извиваясь через Южно-Китайское море и направляясь в Европу, кабель помогает обеспечить подключение к Интернету более чем дюжине стран, от Индии до Греции. Когда 7 июня кабель был перерезан, миллионы людей оказались в автономном режиме и столкнулись с временными отключениями интернета.

Кабель, также известный как AAE-1, был разорван в том месте, где он ненадолго проходил по суше через Египет. В результате инцидента был поврежден еще один кабель, причина повреждения неизвестна. Однако эффект был немедленным. «Это затронуло около семи стран и ряд дополнительных услуг», — говорит Розалинд Томас, управляющий директор SAEx International Management, которая планирует создать новый подводный кабель, соединяющий Африку, Азию и США. «Худшим была Эфиопия, которая потеряла 90 процентов своей связи, а затем Сомали также 85 процентов». Облачные сервисы, принадлежащие Google, Amazon и Microsoft, также были нарушены, как показал последующий анализ.

Несмотря на то, что соединение было восстановлено за несколько часов, сбой подчеркивает хрупкость 550 с лишним подводных интернет-кабелей в мире, а также огромную роль Египта и близлежащего Красного моря в интернет-инфраструктуре. Глобальная сеть подводных кабелей составляет большую часть магистрали Интернета, передавая большую часть данных по всему миру и в конечном итоге соединяясь с сетями, питающими вышки сотовой связи и соединения Wi-Fi. Подводные кабели соединяют Нью-Йорк с Лондоном и Австралию с Лос-Анджелесом.

Шестнадцать из этих подводных кабелей, которые часто не толще шланга и уязвимы для повреждений от якорей судов и землетрясений, проходят 1200 миль через Красное море, прежде чем они перепрыгивают через сушу в Египте и достигают Средиземного моря, соединяя Европы в Азию. За последние два десятилетия этот маршрут стал одним из крупнейших в мире узких мест в Интернете и, возможно, самым уязвимым местом Интернета на Земле. (Регион, в который также входит Суэцкий канал, также является глобальным перевалочным пунктом для судоходства и перемещения товаров. Последовал хаос, когда контейнеровоз Ever Given застрял в канале в 2021 году.)

«Там, где есть узкие места, есть и единые точки отказа», — Николь Старосельски, адъюнкт-профессор медиа, культуры и коммуникаций в Нью-Йоркском университете и автор книги подводные кабели. «Поскольку это место интенсивной концентрации глобального движения, это делает его более уязвимым, чем многие места по всему миру».

Этот район также недавно привлек внимание Европейского парламента, который в июньском отчете подчеркнул, что здесь существует риск широкомасштабных сбоев в работе Интернета. «Наиболее важным узким местом для ЕС является проход между Индийским океаном и Средиземным морем через Красное море, потому что по этому маршруту проходит основное сообщение с Азией», — говорится в отчете, отмечая риски экстремизма и морского терроризма в этом районе.

Схема пирамиды

Посмотрите на Египет на карте мировых подводных интернет-кабелей, и сразу станет ясно, почему интернет-эксперты беспокоятся об этом районе в течение многих лет. 16 кабелей в этом районе сосредоточены через Красное море и касаются земли в Египте, где они совершают 100-мильное путешествие по стране, чтобы достичь Средиземного моря. (Карты кабелей не показывают точное расположение кабелей. )

По оценкам, около 17 процентов мирового интернет-трафика проходит по этим кабелям и проходит через Египет. Алан Молдин, директор по исследованиям компании TeleGeography, занимающейся исследованиями рынка телекоммуникаций, говорит, что в прошлом году в регионе было 178 терабит пропускной способности, или 178 000 000 Мбит/с — в США средняя скорость домашнего интернета составляет 167 Мбит/с.

Египет стал одним из самых узких мест в Интернете по нескольким причинам, говорит Дуг Мадори, директор по интернет-анализу в мониторинговой компании Kentik. В первую очередь, его география способствует концентрации кабелей в этом районе. Прохождение через Красное море и Египет является кратчайшим (в основном) подводным маршрутом между Азией и Европой. Хотя некоторые межконтинентальные интернет-кабели проходят по суше, для них, как правило, безопаснее размещать их на дне моря, где их труднее нарушить или отследить.

Самые популярные

Путешествие по Египту — один из немногих доступных маршрутов. На юге кабели, огибающие Африку, длиннее; а на севере над Россией проходит только один кабель (Полярный экспресс). «Каждый раз, когда кто-то пытается проложить альтернативный маршрут, вы в конечном итоге проходите через Сирию, Ирак, Иран или Афганистан — во всех этих местах много проблем», — говорит Мадори. По словам Мэдори, кабельная система JADI в обход Египта была отключена из-за гражданской войны в Сирии, и ее больше не восстанавливали. В марте этого года в результате полномасштабного вторжения России в Украину был перерезан еще один кабель, проходящий в обход Египта.

Разрушение происходит и вокруг самого Красного моря. «Красное море — довольно мелкий водоем, и в результате исторически там было много перерезанных кабелей», — говорит Мэдори. В 2013 году военно-морские силы Египта арестовали трех человек, которые якобы перерезали интернет-кабели в регионе. Другие близлежащие кабели также столкнулись с перебоями в том же году. Этот регион — не единственная точка кабельного перекрытия в мире. Великобритания, Сингапур и Франция являются ключевыми точками подключения к Интернету, а Малаккский пролив, недалеко от Сингапура, является еще одним узким местом. «Малаккский пролив также является проблемным районом, но я не думаю, что он такой же плохой, как Египет», — говорит Томас из SAEx.

Молдин говорит, что египетский регион можно считать единой точкой отказа из-за количества кабелей в одном месте. Однако существуют причины, помимо затрат, для прокладки нескольких кабелей через Красное море. «В концентрации есть ценность, потому что вы хотите, чтобы сети соединялись друг с другом», — говорит Молдин. «В то же время вы должны сбалансировать это с необходимостью иметь разнообразие [в маршрутах]».

Когда подводные кабели появляются над сушей, на самом севере Красного моря и Суэцкого залива, в дело вступает Telecom Egypt, главный интернет-провайдер страны. Компания взимает плату с владельцев кабелей за прокладку кабелей по всей стране. Кабели проходят по земле по множеству различных маршрутов и не проходят через Суэцкий канал, поэтому их распределение может различаться.

«Это дает Египту большие возможности в плане телекоммуникационных переговоров», — говорит Старосельски. В недавнем отчете Data Center Dynamics, в котором рассказывается о «мёртвой хватке» Египта в индустрии подводных кабелей, цитируются неназванные источники в отрасли, которые утверждают, что Telecom Egypt взимает «грабительские» сборы за свои услуги. (Ни Telecom Egypt, ни Министерство связи и информационных технологий Египта, ни Национальный орган регулирования электросвязи не ответили на запрос WIRED о комментариях.)

Кабельные стяжки

Подводные кабели относительно хрупкие и легко повреждаются. Ежегодно происходит более 100 инцидентов, связанных с обрезанием или повреждением кабелей. Большинство из них вызвано транспортировкой или экологическим ущербом. Однако в последние месяцы растет обеспокоенность по поводу саботажа. После взрывов на газопроводе «Северный поток» правительства всего мира обязались лучше защищать подводную инфраструктуру и подводные кабели. Великобритания также заявила, что российские подводные лодки отслеживают прокладку кабелей в стране.

Несмотря на опасности, Интернет основан на устойчивости. Нелегко отключить большие части Интернета. Компании, которые отправляют данные по подводным интернет-кабелям, используют не только один кабель, но и место для нескольких кабелей. Если один кабель выходит из строя, трафик в конечном итоге перенаправляется через другие. (В некоторых регионах, таких как Тонга, где есть только один кабель, обрезание может иметь разрушительные последствия.) Необходимость резервирования — вот почему Google, Facebook и Microsoft в последние годы тратят сотни миллионов долларов на собственные подводные интернет-кабели. .

Самые популярные

Когда дело доходит до Египта и Красного моря, вариантов немного, и зачастую ответом является большее количество кабелей. В то время как Starlink Илона Маска популяризировал спутниковый интернет, такая система не предлагает замену подводным кабелям. Спутники используются для обеспечения связи в сельской местности или в качестве аварийных резервных копий, но они не могут полностью заменить физическую инфраструктуру. «Они не справятся с переносом сотен терабит между континентами. Это только кабели, — говорит Молдин. (Спутниковые системы также полагаются на проводные соединения для подключения к Интернету.)

Это еще одна причина для дополнительной защиты маршрутов вокруг Египта. Молдин говорит, что вдоль побережья Египта строятся дополнительные посадочные площадки, например, в Рас-Гаребе, чтобы кабели можно было стыковать в разных местах. Египетские телекоммуникационные власти также строят новый наземный маршрут для кабелей вдоль Суэцкого канала — предполагается, что кабели будут проложены в бетонных каналах для их защиты.

Тем не менее, самая большая попытка обойти Египет исходит от Google. В июле 2021 года компания объявила о создании подводного кабеля Blue-Raman, который соединит Индию с Францией. Кабель проходит через Красное море, но вместо того, чтобы пересекать землю в Египте, он достигает Средиземного моря через Израиль. Google не ответил на запрос об интервью, но в телеграмме, вероятно, есть свои геополитические проблемы. Google разделил кабель на два отдельных проекта: Blue проходит через Израиль и в Европу, а Raman соединяется с Саудовской Аравией, прежде чем пройти в Индию. (У Израиля и Саудовской Аравии сложные отношения.)

Молдин говорит, что новый маршрут, который, как ожидается, будет готов в 2024 году, вероятно, создаст прецедент для большего количества кабелей, проложенных через Израиль с течением времени. Как только один кабель будет построен, появятся и другие. «Трудно воплотить предложение или просто хорошую идею в реальность», — добавляет Мэдори. «Если вы не Google, и у вас есть безграничные средства, чтобы делать эти вещи».

В другом месте, Томас говорит, что предложенный кабель SAEx, который она за границей, планирует обойти Европу и соединить Африку с Америкой и Сингапуром. Томас говорит, что маршрут будет «полностью мокрым» и утверждает, что ему удается избежать многих текущих рисков. «Посмотрите на все это пиратство, у вас есть все ваши якоря, и у вас есть страны с высоким уровнем риска и зоны боевых действий», — говорит Томас. «Наш кабель и Blue Ramen вряд ли заменят Египет, мы лишь предлагаем альтернативу».

В конце концов, Египет всегда будет центром интернет-соединений Европы и Азии. Географию изменить нельзя. Тем не менее, по словам Молдина, необходимо сделать больше для защиты подводных интернет-кабелей в мире, поскольку все полагаются на них. «Для национальной безопасности, для экономики очень важно, чтобы все это работало».

Мэтт Берджесс — старший писатель WIRED, специализирующийся на информационной безопасности, конфиденциальности и регулировании данных в Европе. Он окончил Шеффилдский университет по специальности журналистика и сейчас живет в Лондоне. Присылайте советы на [email protected].

Topicshackingsecuritycablesunderwater

Еще из WIRED

Invisible and Vital: Undersea Cables and Transatlantic Security

11 июня 2021 г.

В октябре 2020 г. министры обороны стран-союзников получили конфиденциальный отчет о неотложной проблеме, которой часто уделяется меньше внимания, чем следует: уязвимости трансатлантических подводных кабелей. Подводные кабели, которые иногда называют «мировыми информационными супермагистралями», передают более 95 процентов международных данных. По сравнению со спутниками подводные кабели обеспечивают высокую пропускную способность, рентабельность и надежность соединений, которые имеют решающее значение для нашей повседневной жизни. Во всем мире насчитывается более 400 активных кабелей протяженностью 1,3 миллиона километров (полмиллиона миль).

После октябрьской встречи министров обороны союзников и в последующие месяцы генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (НАТО) Йенс Столтенберг подчеркнул необходимость того, чтобы альянс следил за этой критически важной инфраструктурой и защищал ее. Однако, несмотря на множество публичных заявлений, подчеркивающих важность их защиты, коллективных действий по укреплению их безопасности до сих пор не предпринималось. Союзники могут принять ряд мер для эффективной защиты подводных кабелей, используя весь потенциал своего двустороннего сотрудничества, НАТО и Европейского союза в тесном сотрудничестве с частным сектором.

Критическая коммуникационная инфраструктура

Евроатлантический район является старейшим подводным кабельным маршрутом и обеспечивает трафик между двумя крупнейшими экономическими центрами с десятками кабелей, большинство из которых проходит между США, Великобританией и Францией. Европа в значительной степени зависит от этих кабелей, поскольку большая часть ее данных хранится в центрах обработки данных, расположенных в Соединенных Штатах. Другими крупными маршрутами являются те, которые соединяют Европу с Азией (через Средиземное море и Суэцкий канал), а также Азию с США (через Тихий океан). С более дальновидной точки зрения арктические маршруты из Европы в Азию изучаются все чаще, поскольку они предлагают значительно более короткие маршруты. Тем не менее, эти полярные кабели по-прежнему сталкиваются со значительными техническими проблемами и пока не являются надежными альтернативными маршрутами.

Планирование, производство, развертывание и техническое обслуживание подводных кабелей почти полностью находятся в руках частного сектора. В настоящее время четырьмя крупнейшими поставщиками являются Alcatel Submarine Networks (Франция), SubCom (США), NEC (Япония) и новичок Huawei Marine Networks (Китай), чья рыночная доля постепенно выросла до 10 процентов. Если сетевые операторы традиционно были основными инвесторами в подводные кабели, поставщики контента (Google, Amazon, Microsoft, Facebook) также расширяют свои инвестиции в этот сектор, чтобы обеспечить взаимосвязь своих центров обработки данных.

Эта глобальная сеть подводных кабелей обеспечивает высокоскоростные соединения, необходимые для широкого спектра действий, жизненно важных для нашего современного общества, от финансовых транзакций до глобальных коммуникаций или международного научного сотрудничества. Только в финансовом секторе по подводным кабелям ежедневно проходят финансовые переводы на сумму около 10 триллионов долларов. Зависимость от подводных кабелей будет продолжать расти, поскольку ожидается рост спроса на данные: в связи с переходом на облачные услуги и распространением сетей 5G спрос на полосу пропускания в ближайшем будущем будет почти удваиваться каждые два года.

Подводные кабели также имеют решающее значение для трансатлантической безопасности, поскольку правительства в значительной степени полагаются на эту инфраструктуру для своих собственных коммуникаций. Дипломатические телеграммы и военные приказы в основном проходят через эти частные телеграммы, так как ими управляют военные, а секретные телеграммы остаются второстепенными. Из-за обрыва подводного кабеля между Египтом и Италией в 2008 году количество полетов американских беспилотников в Ираке резко сократилось с сотен до десятков в день. Эта зависимость от подводных кабелей для проецирования и поддержания мощности будет увеличиваться в будущем, поскольку 5G имеет множество военных применений с точки зрения разведки, управления и контроля или беспилотных и автономных транспортных средств.

Характер угрозы

Подводные кабели имеют два типа уязвимостей: физические и цифровые. Тем не менее, следует отметить, что наиболее распространенная угроза сегодня, ответственная за от 150 до 200 отказов подводных кабелей каждый год, — это случайное физическое повреждение в результате коммерческого рыболовства и судоходства или даже в результате подводных землетрясений. Участники отрасли несут основную ответственность за учет и смягчение последствий таких инцидентов. Большую озабоченность вызывают более вредоносные угрозы. Что касается физических проблем, две основные проблемы заключаются в том, что кабели могут быть уничтожены или перехвачены — либо негосударственным субъектом, как в некоторых недавних отдельных случаях пиратства, либо, что более вероятно, государственным противником, таким как Россия.

Действительно, в последние годы внимание России к трансатлантическим подводным кабелям, особенно в северной части Атлантического океана, возросло пропорционально восприятию НАТО важности и уязвимости подводных кабелей. У Москвы есть два основных средства, с помощью которых она может напрямую угрожать кабелям: подводные лодки и надводные корабли, которые могут использовать автономные или обитаемые подводные аппараты. Примером первой стала подводная лодка-разведчик проекта «Лошарик» проекта , которая до трагического пожара в 2019 г.вывел его из эксплуатации — вероятно, имел глубоководные возможности, необходимые для картирования или уничтожения подводных кабелей. Пока «Лошарик» находится в ремонте, ВМФ России имеет другие подобные подводные лодки и разрабатывает беспилотные подводные беспилотники, такие как атомный «Посейдон» . Что касается надводных кораблей, наиболее известным из них является «Янтарь» , который якобы является исследовательским судном, но считается шпионским кораблем, который может использовать подводные подводные аппараты для атаки и уничтожения участков кабелей.

Существует несколько возможных целей, которые могут быть достигнуты путем перерезания кабеля: отключение военных или правительственных коммуникаций на ранних стадиях конфликта, отключение доступа в Интернет для целевого населения, саботаж экономического конкурента или подрыв экономики в геополитических целях. Актеры также могут преследовать несколько или все эти цели одновременно.

Более сложным и тонким, чем уничтожение кабелей, является прослушивание их для записи, копирования и кражи данных, которые впоследствии будут собираться и анализироваться для целей шпионажа. Считается, что это можно сделать одним из трех способов: вставить лазейки в процессе производства кабеля, нацелиться на береговые посадочные станции и объекты, соединяющие кабели с наземными сетями, или подключиться к кабелям в море. Каждый из них сложнее предыдущего, а последний — подключение кабелей в море — считается настолько сложным с технической точки зрения, что публично неизвестно, способна ли какая-либо страна вообще на это.

Последний тип угроз — кибератаки или сетевые атаки. Взломав системы управления сетью, которые частные компании используют для управления трафиком данных, проходящим по кабелям, злоумышленники могут нарушить потоки данных. «Кошмарный сценарий» предполагает, что хакер получит контроль или административные права в системе управления сетью. В этот момент они могли обнаружить физические уязвимости, прервать или перенаправить трафик данных или даже выполнить «клик-убийцу», удалив длины волн, используемые для передачи данных. Потенциал для саботажа или шпионажа вполне очевиден, и, по словам Лофара, безопасность многих систем управления сетью не соответствует современным требованиям. Недавние кибератаки SolarWinds и Colonial Pipeline также выявили киберуязвимости частного сектора США, что имело серьезные последствия для национальной безопасности.

На момент написания этой статьи в открытом доступе не было информации, указывающей на то, что кто-либо из субъектов, будь то Россия, Китай или негосударственная группа, развлекается такой кибератакой. Но можно представить возможные мотивы для всех из них: для России применимы те же причины, по которым она могла бы рассматривать физическое нападение; для Китая его появление в качестве ведущего мирового конкурента в области поставок подводных кабелей может сделать перспективы скрытого шпионажа или даже промышленного саботажа заманчивыми; а для террористической группы перспектива взять в заложники трансатлантическую финансовую торговлю или уничтожить ее может быть заманчивой. Однако в настоящее время определение этих мотивов является спекулятивным упражнением.

Повышение устойчивости подводных кабелей

Учитывая исключительную важность подводных кабелей для трансатлантической безопасности, обеспечение их полной отказоустойчивости должно быть коллективным приоритетом для Соединенных Штатов и их европейских союзников и партнеров, и хотя некоторые из них уже приняли меры на национальном уровне, многосторонние действия остаются ограниченными. Учитывая многогранный характер использования, частную собственность и уязвимость подводных кабелей, международные действия обязательно должны будут использовать различные форматы, чтобы быть эффективными. Можно предпринять следующие шаги:

Расширить обмен разведывательными данными между союзниками : Администрация США должна проводить двусторонние конфиденциальные диалоги со своими основными европейскими партнерами, в частности, Великобританией и Францией, для обмена информацией об их взглядах на угрозы и анализе, их соответствующих кабельных проектах и национальные меры, принимаемые для их защиты. В НАТО союзники должны работать над коллективной оценкой как потенциальной уязвимости подводных кабелей в Евроатлантическом регионе, так и последствий сбоев для операций союзников. Предстоящий саммит НАТО 14 июня может предоставить возможность начать этот разговор.

Продвигать национальные оценки рисков кабельных проектов : Несмотря на то, что кабели управляются, обслуживаются и охраняются в частном порядке, правительства несут ответственность за то, чтобы любой проект заранее тщательно изучался во избежание нарушений безопасности. Национальные власти также несут ответственность за то, чтобы кабельные маршруты были дублирующими и достаточно разнообразными, чтобы гарантировать их общую устойчивость. Отдельные союзники уже внедрили такие процедуры, начиная с Соединенных Штатов, где межведомственная группа, известная как «Team Telecom», изучает последствия для национальной безопасности всех потенциальных подводных кабелей, проложенных на берегах США. В Европе Европейский Союз должен использовать свои регулирующие полномочия, чтобы аналогичным образом продвигать высокие стандарты безопасности для всех государств-членов, опираясь на свою директиву о критически важных инфраструктурах 2008 года и свои растущие усилия в области кибербезопасности. Безопасность на посадочных станциях, которая часто ограничена, должна быть приоритетом в этом отношении.

Обеспечение приверженности частного сектора безопасности : В дополнение к предварительному рассмотрению проектов, национальные правительства также должны следить за тем, чтобы действующие компании соблюдали самые высокие стандарты. В качестве первого шага союзники должны поощрять операторов к соблюдению добровольных руководящих принципов, в первую очередь тех, которые разработаны Международным комитетом по защите кабелей (ICPC), отраслевым форумом для владельцев кабелей и некоторыми правительствами, разрабатывающими стандартные процедуры. Союзные правительства, которые не являются членами, также должны рассмотреть возможность присоединения, поскольку это повысит легитимность организации. Если добровольные стандарты не будут стимулировать компании адекватно инвестировать в кибербезопасность, союзникам следует рассмотреть возможность определения обязательных требований, как недавно было принято в Соединенных Штатах для нефте- и газопроводов после атаки программ-вымогателей на Colonial Pipeline.

Развитие национальных возможностей мониторинга и ремонта : Правительства союзников также должны активизировать свои усилия по защите этой критически важной инфраструктуры от злонамеренной деятельности. Как только союзники договорятся об общей оценке уязвимостей, специалисты по оборонному планированию НАТО могут рассмотреть вопрос об установлении целевых показателей потенциала, чтобы побудить союзников к созданию соответствующих средств, таких как корабли наблюдения или автономные подводные беспилотники. Великобритания уже объявила о приобретении судна, специально предназначенного для защиты подводной инфраструктуры. Он будет оснащен передовыми датчиками и подводными беспилотниками и, как ожидается, поступит на вооружение к 2024 году. Помимо возможностей мониторинга, союзники могут также рассмотреть политику поддержки глобального флота судов для ремонта кабеля, который на данный момент перегружен и неформально организованный. Например, в Законе о разрешении на национальную оборону США на 2020 финансовый год (NDAA) была выделена небольшая стипендия для программы включения двух частных судов в «флот», который правительство может активировать в случае кризиса.

Принятие планирования на случай непредвиденных обстоятельств в случае крупных перерывов : Соединенным Штатам и их европейским союзникам и партнерам следует также разработать в тесном сотрудничестве с частным сектором планирование на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы подготовиться к последствиям преднамеренных или непреднамеренных значительных сокращений. Особое внимание следует уделить сценариям, в которых за короткий промежуток времени разрывается множество кабелей, что подавляет функции резервирования, которые частный сектор создает для более распространенных, изолированных отказов. Этот процесс планирования может помочь правительствам и владельцам кабельных сетей в определении национальных точек контакта, проведении регулярных учений и определении способов повышения отказоустойчивости сетей. Эти усилия могут быть предприняты на национальном уровне или коллективно, в зависимости от обстоятельств. Это может быть областью сотрудничества между Европейским союзом и НАТО, использующей сильные стороны обеих организаций (финансовая и регулирующая компетентность Европейского союза и опыт НАТО в военном планировании).

Полная международно-правовая база : Наконец, США и их европейские партнеры должны изучить способы лучшей защиты подводных кабелей с юридической точки зрения. На данный момент правовой режим представляет собой лоскутное одеяло из международных конвенций и обычного права, в частности, Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), которая не полностью защищает кабели. Сохраняются значительные пробелы: этот режим прямо не запрещает, например, государствам рассматривать подводные кабели в качестве законных военных целей в военное время. Поэтому администрация США вместе с европейцами должна продвигать более всеобъемлющий и целостный правовой режим, который применялся бы ко всем государствам.

Хотя, безусловно, можно сделать гораздо больше, эти рекомендации призваны служить полезной отправной точкой, поскольку Соединенные Штаты и их европейские союзники и партнеры начинают рассматривать вопрос о том, как коллективно обеспечить, чтобы защита этой критически важной инфраструктуры соответствовала их огромное значение для трансатлантической безопасности, общества и экономики.

Пьер Моркос — приглашенный научный сотрудник программы «Европа, Россия и Евразия» в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Колин Уолл — научный сотрудник программы CSIS «Европа, Россия и Евразия».

Комментарий подготовлен Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики.