Содержание
Будьте на высоте – Авто – Коммерсантъ
Недавно мировые СМИ облетела новость — в Калифорнии стали принимать заказы на летающий автомобиль. Сенсации тут, с одной стороны, никакой — это далеко не первый случай объявления старта продаж транспортных средств подобного типа. С другой стороны, и сам аппарат, и его разработчики заслуживают того, чтобы узнать о них чуть подробнее, чем пара строк в новостной ленте.
Фото: Alef
Фото: Alef
Полтора десятка лет назад мой коллега ездил в калифорнийский город Дейвис, чтобы встретиться там с Полом Моллером. Его тогда называли не иначе как «отец летающего автомобиля». Этой темой господин Моллер к тому моменту занимался уже без малого сорок лет. Успел, по его собственным словам, освоить порядка $200 млн инвестиций. Но результатом многолетней работы были лишь несколько прототипов. О том, что они способны отрываться от земли, свидетельствовало определенное количество видео, снятых компанией Moller International в ходе испытаний.
Самый первый летательный аппарат Моллера был похож на летающую тарелку, какими их изображали в комиксах: человек сидел посередине, а вокруг его опоясывали роторные моторы. Более современные модели хоть и назывались «Скай-карами», но больше напоминали не автомобили, а что-то из бизнес-авиации, только с вертикальным взлетом.
Предыдущая фотография
Фото:
Moller
Фото:
Moller
Фото:
Moller
Фото:
Moller
Следующая фотография
1
/
5
Фото:
Moller
Фото:
Moller
Фото:
Moller
Фото:
Moller
Тем не менее Пол Моллер тогда, в 2008 году, был, если так можно сказать, в зените своей славы. Пресса писала, что вот-вот начнется серийный выпуск и продажа Skycars. Причем, первым из них должна была стать та самая «летающая тарелка» — модель M200X. По словам г-н Моллера, одна из главных проблем, с которыми сталкивается производитель летательных аппаратов в США, это то, что «воздух» относится к юрисдикции FAA — Федерального управления гражданской авиации США. Но полет на высоте трех метров не требует никаких регистраций, никаких разрешений и никаких лицензий. Любой человек, даже ребенок, уверял «отец летающего автомобиля», может сесть в него и полететь к себе в школу. Стоить игрушка должна была $95 тыс. Следом в продажу должна была поступить модель M400 — аппарат посерьезнее и с ценой под $1 млн. Взлетев вертикально, он на скорости 600 км/ч в облет пробок, мог бы за считанные минуты доставить хозяина из Сан-Франциско на ранчо в районе озеро Тахо. Ну, или из Москвы в Барвиху. Как уверял, г-н Моллер моего коллегу, первым заказчиком Skycar M400 стал россиянин. А поскольку роторные двигатели «Скайкара» работают на смеси спирта с водой, то баки заправлять можно даже водкой, что делает эксплуатацию летательного аппарата в РФ еще более удобной, — уверял калифорнийский профессор.
С вентиляторным заводом заключать договора…
Как пишут в книжках, «прошли годы». И вот, 19 октября 2022-го все крупнейшие СМИ не только США, но и всего мира, обошла новость: калифорнийский стартап Alef начал прием заказов на летающий автомобиль. Просто записаться можно за $150. За $1500 — попасть в «приоритетную очередь». Серийное производство летающего автомобиля должно начаться через два с половиной года, и первые заказчики получат свои летающие «Алефы» в четвертом квартале 2025-го. Цена одного изделия — $300 тыс.
В пресс-ките компания со столь серьезными амбициями выложила лишь несколько фотографий с компьютерными изображениями своего продукта. И несколько видеороликов, где средствами мультипликации показано, как, собственно, эта машина летает.
Выглядит двухместный автомобиль, мягко говоря, странно, хотя по заверениям его создателей, к дизайну приложил руку Хираш Разаги, бывший стилист марки Bugatti. Но дело не в красоте, а в принципе, по которому Alef переходит от режима «поездка» к режиму «полет». Он, справедливости ради, надо сказать, более, чем оригинален. По земле автомобиль — разумеется, электрический — ездит как обычная машина, и паркуется на обычном парковочном месте. Но при необходимости взлететь, вентиляторы под днищем поднимают его в воздух, там кузов становится вертикально одним бортом к земле и стороной, где еще недавно была крыша, по направлению полета. Шарообразная пассажирская капсула при этом поворачивается, так что пилот и его пассажир летят не «на боку». Если приглядеться, кузов Alef состоит как бы из воздухопроницаемой сетки, поэтому в полете его ячейки выполняют роль несущего крыла.
Предлагаемое видео, повторюсь — это компьютерная графика. Хотя, как уверяет релиз, испытания прототипа в натуральную величину ведутся уже с 2019 года. Есть и еще несколько сюжетов. Один из них показывает, как Alef перелетает упавшую на бок и перегородившую весь хайвей грузовую платформу — все обычные машины, разумеется, ждут, когда дорожная полиция решит проблему. Еще один мультфильм — пробка на одном из мостов в районе залива Сан-Франциско, над которой летят, не сталкиваясь, эскадрильи «Алефов». Впрочем, есть в пресс-ките и подлинные видео — один из участников проекта паяет настоящим паяльником какую-то микросхему. Что ж, любой стартап, вероятно, начинается с ручной работы. Даже в Кремниевой долине.
Американская мечта
Но проект, чтобы в него поверили, должен иметь красивую легенду. Есть она и у Alef. История компании началась в 2015 году, что уже неспроста. Вы, надеюсь не забыли, что именно в октябрь 2015-го отправился в своем путешествии во времени Марти Макфлай, герой знаменитого фильма «Назад в будущее». Так вот, в кафе Coupa местечка Пало-Альто собрались четыре единомышленника. Именно здесь, на салфетке и был нарисован Alef. Вообще, заведения общепита дали зеленый свет многим проектам. Так, то ли Фердинанд Порше нарисовал тогдашнему рейхсканцлеру, то ли наоборот — тот ему, но принято считать, что первое изображение «Жука» появилось именно на ресторанной салфетке. Чуть позже, опять же на салфетке в кафе Алекс Иссигонис впервые изобразил свой Mini… Словом, салфетка снова дала старт новому проекту, участниками которого стали Джим Духовны, Константин Кислый, Павел Маркин и Олег Петров.
Предыдущая фотография
Фото:
Alef
Фото:
Alef
Фото:
Alef
Следующая фотография
1
/
3
Фото:
Alef
Фото:
Alef
Фото:
Alef
Мы сейчас не будем затевать дискуссии наподобие тех, в процессе которых выясняют, чей авиаконструктор Игорь Сикорский. Украинский, потому что родился в Киеве? Российский, потому что построил самолет «Илья Муромец»? К слову, именно этому персонажу сейчас доверено вытеснить Бэтмена с детских футболок. Или все же американский, потому что с 1923 года и до своей пенсии работал в основанной им самим в США авиационной фирме Sikorsky Aero Engineering Corporation? Поэтому, скажем так, с участниками Alef нас объединяет общее советское прошлое.
«Будем честными, летающие машины — штуки прикольные, но сами по себе не более чем игрушки», — пишет у себя в соцсетях уроженец Симферополя Константин Кислый. Он полагает, что Alef может стать еще одним шагом в реализации «американской мечты». Теперь можно иметь «доступный среднему классу дом среди холмов», но при этом быть «в часе досягаемости до центра города, работы, развлечений».
Джим Духовны — казалось бы, судя по имени, единственный «иностранец» в проекте — фигурирует в соцсетях как Евгений Духовный. Из интеллигентной киевской семьи. Его отец — известный в СССР бард, в частности, сочинивший песню со словами «а без Подола наш Киев невозможен, как Святой Владимир без Креста», больше всего прославившуюся в исполнении Аркадия Северного. В 1992 году он эмигрировал в США, благодаря чему нынешний соучредитель Alef имел возможность получить образование в Беркли и Стэнфорде, одних из самых уважаемых вузов Америки.
От A до Z
Впрочем, все эти подробности интересны скорее российскому читателю, нежели американскому потенциальному заказчику летающей машины — что-то подсказывает, что нам с вами вставать в очередь на покупку пока едва ли есть смысл. Какие легенды припасены для них?
Фото: Alef
Фото: Alef
Ну, например, про безопасность. Релиз уверяет, что все системы у Alef дублируются троекратно, а некоторые восьмикратно. Летающий автомобиль может уклоняться от препятствий. Но на всякий случай имеет парашют. Кто из нас, когда в полете начинался турбулентный «расколбас», не задавал себе вопрос: «почему авиастроители не научились делать для самолетов парашюты, чтобы в случае аварии, фюзеляж целиком, вместе с пассажирами, мог бы безопасно возвращаться на землю». Но, повторимся, всему этому пока приходится верить на слово. Хотя по словам Джима Духовны, два прототипа, построенных в 2019 году, регулярно совершают демонстративные полеты, которые устраиваются для инвесторов.
Ну, или про этих самых инвесторов. Руководство Alef утверждает, что проект поддержал Тим Дрейпер, инвестор, знаменитый в том числе тем, что стал одним из первых, кто вложился в Tesla. Первый летающий автомобиль Alef даже называется по тому же принципу, как у Илона Маска — Model A. Немного «масло масляное», конечно, потому что «алеф» — это первая буква еврейского алфавита. Но живем же мы в России с недавно придуманной лексемой «сельское поселение» или с «АвтоВАЗом», который расшифровывается как «Автомобильный Волжский Автомобильный завод». Но что касается «поддержки», то тут, кстати, можно поверить. Судя по соцсетям г-на Духовны, с Дрейпером они знакомы уже не первый год, и, естественно, тому не составило труда поддержать проект если не деньгами, то хотя бы добрым словом.
Основатели компании Alef и инвестор Тим Дрейпер (второй слева), 2018 год
Фото: Alef
Основатели компании Alef и инвестор Тим Дрейпер (второй слева), 2018 год
Фото: Alef
И еще, конечно, про перспективы. Чтобы мы с вами не подумали, что Alef — это не какая-то бабочка-однодневка, компания обещает построить летающий четырехместный седан с настораживающим названием Model Z. Полететь он должен в 2035 году, о чем думать сегодня, когда непонятно даже то, что будет через месяц, довольно сложно.
Продавец воздуха
«Скайкары» Пола Моллера в свое время так и не пошли в производство. Уже в 2009 году пресса его разлюбила, начала писать, что профессор просто собирал деньги с инвесторов, заведомо зная, что ничто и никуда у него не полетит. Долги компании Moller International на тот момент составляли $43,1 млн.
Видимо мой коллега что-то такое почувствовал еще при встрече с Полом Моллером. И свою публикацию он назвал «Продавец воздуха».
Дмитрий Гронский
летающие авто и искусственный интеллект – DW – 10.01.2020
Японский концерн Toyota представил свою модель «города будущего». Кто будет в нем жить? И какие ноу-хау будут в нем использованы — в галерее DW. Листайте фото, чтобы узнать больше.
Фото: picture-alliance/AP/Koji Ueda
Как может выглядеть город будущего
Летающие автомобили, наподобие того, что изображен на этой фотографии, для многих по-прежнему — из области фантастики. Как и «город будущего», в котором автомобили будут ездить без водителей, роботы будут отвечать за всю инфраструктуру, а для ведения домашнего хозяйства будет применяться искусственный интеллект. А ведь все это уже становится реальностью.
Фото: picture-alliance/AP/Cartivator
Woven City — «живая лаборатория»
Woven City — так называется «город будущего», который намерена построить компания Toyota. В нем будут жить около 2000 человек — сотрудники фирмы и их семьи. Город построят на территории старой фабрики по производству автомобилей площадью 70 га, недалеко от горы Фудзияма. В нем будут тестировать последние технические новинки в режиме реального времени и проводить научные исследования.
Фото: picture-alliance/AP Photo/R. D. Franklin
Мечта Акио Тоёды
Woven City — место, где технологические ноу-хау станут частью обычной жизни. Такую «живую лабораторию» мечтает создать 63-летний глава крупнейшей японской автомобильной корпорации Toyota Акио Тоёда. Свой план глава корпорации представил на международной выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе-2020.
Фото: AFP/R. Beck
Автомобили без водителей в «городе будущего»
Важную роль в «городе будущего» будут играть автомобили без водителей, разработкой которых занимается Toyota. Их будут использовать и для перевозки людей, и в качестве мобильных бюро, магазинов и даже отелей на колесах. Один из таких авто (на фото) представляет архитектор города будущего Бьярке Ингельс.
Фото: picture-alliance/dpa/A. Sokolow
E-pallete. Вы еще не знаете, что это?
E-pallete — электронный автомобиль, который может использоваться для различных целей. В нем можно и перевозить пассажиров (такая модель представлена на этом фото), и использовать как мобильный офис, магазин или отель на колесах, оборудовав салон соответствующим образом. Первые модели концерн Toyota представил два года назад на автосалоне в Лас-Вегасе.
Фото: Imago Images/ZUMA Press/R. Reyes Marin
Архитектор «города будущего» — датчанин
Проектированием Woven City занимается известный датский архитектор Бьярке Ингельс. Он стал известен после того, как создал проект штаб-квартиры Google. Официальное строительство начнется в 2021 году. Большая часть инфраструктуры будет находиться под землей. Здания построят из дерева, а на крышах установят солнечные батареи.
Фото: AFP/R. Beck
Не первая попытка создать «умный город»
Toyota — не первая компания, которая вознамерилась построить «умный город». Совсем недавно южнокорейский концерн Hyundai представил похожую концепцию smart city. Google в 2017 году заявил о реализации подобного проекта в канадском Торонто на территории площадью в 5 га.
Фото: picture-alliance/AP Photo/J. Locher
Летающие авто — уже реальность
Летающие автомобили когда-то казались чем-то невероятным. Сегодня разработано уже несколько десятков проектов летающих автомобилей. Часть из них уже даже проходят полевые испытания. Одними из первых, кто представил такие авто миру, были японцы. На этом фото летающие автомобили Cartivator, в разработке которых участвовала Toyota.
Фото: picture-alliance/AP/Koji Ueda
8 фото
8 фото
Политика
Наталья Позднякова
10 января 2020 г.
https://p.dw.com/p/3Vxnw
Реклама
Написать в редакцию
Пропустить раздел Близкие темы
Близкие темы
Беспилотный автомобильПропустить раздел Топ-тема
1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DW
На главную страницу
Вот летающие автомобили, которые сейчас пытаются оторваться от земли
| Характеристики
Эти персональные воздушные транспортные средства пытаются изменить то, как мы добираемся из точки А в точку Б.
Показанный ниже Terrafugia Transition – двухместный дорожный самолет из Воберна, штат Массачусетс. Оснащен четырехцилиндровым двигателем Rotax 912iS мощностью 100 л.с.; гибридно-электрические двигатели в режиме привода. Требуется лицензия спортивного пилота. Полноразмерный парашют. Работает на автомобильном газе. Максимальная скорость полета: 100 миль в час. Теперь часть китайского конгломерата, которому также принадлежат Volvo и Lotus.
AeroMobil 4.0
AeroMobil (вверху) — автомобильный самолет из Братиславы, Словакия. Оппозитный двигатель внутреннего сгорания с цифровым блоком управления FADEC. Гибридно-электрическая система переднего привода. Полноразмерный парашют. Складывается из самолета в машину за 3 минуты. Ожидаемая доступность: 2020-2021 гг.
Aston Martin Volante Vision
Трехместный, гибридно-электрический, полностью автономный eVTOL. Разработан в сотрудничестве с Cranfield Aerospace Solutions и Rolls-Royce Aviation. Ожидаемая производительность: из Бостона в Нью-Йорк через час.
Airbus (A3 Vahana) Alpha One
Одноместный самоуправляемый eVTOL. Восемь двигателей мощностью 60 л.с. и мощностью 45 кВт на наклоняемых вперед и назад крыльях. Треть массы автомобиля составляют аккумуляторы. Баллистический парашют рассчитан на работу даже на малой высоте. Демонстрационная машина ожидается к 2020 году.
Boeing (Aurora) PAV eVTOL
Двухместная, полностью автономная eVTOL. Предназначен для городских полетов на расстояние до 50 миль. Первый испытательный полет состоялся 22 января 2019 года в Манассасе, штат Вирджиния. Возможный предшественник будущего автомобиля Uber Air.
Volocopter 2X
Двухместной, полностью автономный или пилотируемый eVTOL из Германии. Прошел сертификацию и выполнял пилотируемые полеты с 2016 года. Питание от девяти аккумуляторов большой емкости, питающих 18 электроприводов. Дальность полета 17 миль при крейсерской скорости 43 мили в час. Максимальная скорость 62 мили в час.
Samson Switchblade
Двухместной дорожный самолет, разработанный в Редмонде, штат Орегон. Оснащен 1,6-литровым двигателем V-4 жидкостного охлаждения мощностью 190 л.с. Требуется лицензия частного пилота. Максимальная скорость полета: 200 миль в час. Максимальная скорость по дороге: 120 миль в час. Дальность: 450 миль. Ожидаемая стоимость: 120 000 долларов за базовый комплект для самостоятельной сборки.
EHang 184
Одноместный СВВП из Китая. Говорят, что это первый в мире пассажирский дрон. За последние три года проведено более 1000 испытательных полетов на высотах до 1000 футов. Номинальная полезная нагрузка: 220 фунтов. Время зарядки: 1 час.
Opener BlackFly
Пало-Альто, Калифорния Стартап, финансируемый соучредителем Google Ларри Пейджем. Одноместный эВВП. Неподвижные тандемные крылья, джойстик с дистанционным управлением, способный к полностью автономному полету. Крейсерская скорость: 62 мили в час. Дальность: 25 миль. Прогнозируемая стоимость при полном производстве: цена внедорожника.
Lilium Jet
Первый в мире «электрический реактивный самолет» вертикального взлета и посадки из Гильхинга, Германия. Разрабатывается под эгидой Европейского космического агентства. Пятиместный с перезаряжаемыми воздуходувными двигателями (435 л.с.), дистанционное управление джойстиком (требуется лицензия спортивного пилота). Ожидаемая крейсерская скорость: 250 миль в час. С 2018 года Фрэнк Стефенсон (бывший директор по дизайну McLaren) возглавляет дизайн продуктов.
Moller SkyCar
Сорок лет разработки, примерно 150 миллионов долларов потраченных денег инвесторов, и до сих пор ни один из прототипов канадского инженера Пола Моллера никогда не летал в свободном, отвязанном полете.
Страницы трендов
Лучшие электромобили — самые популярные модели электромобилей
Сколько стоит Tesla? Вот разбивка цен
Лучшие гибридные автомобили — модели гибридных автомобилей с самым высоким рейтингом
Каждый электрический внедорожник, который можно купить в США в 2022 году
Это самые экономичные пикапы 906, которые вы можете купить 906 8
Это внедорожники с лучшим расходом топлива
Страницы трендов
Лучшие электромобили — самые популярные модели электромобилей
Сколько стоит Tesla? Вот разбивка цен
Лучшие гибридные автомобили — модели гибридных автомобилей с самым высоким рейтингом
Каждый электрический внедорожник, который можно купить в США в 2022 году
Это самые экономичные пикапы 906, которые вы можете купить 906 8
Это внедорожники с лучшим расходом топлива
11 фотографий, показывающих прошлое, настоящее и будущее летающих автомобилей
Задолго до того, как Джетсоны показали, как обычный человек летит на работу на летающей машине, люди мечтали о летающей машине для масс. Но даже сегодня эта мечта все еще находится в зачаточном состоянии. Предстоит проделать большую работу, пока современный мир не будет готов к массовому производству доступных по цене летающих автомобилей… и нетрудно понять, почему.
Технологические ограничения сделали летающий автомобиль практически невозможным, но не полностью невозможно. Будь то тщательный баланс веса и потребления энергии (см.: дроны) или очевидные проблемы безопасности неподготовленных пилотов, поднимающихся в небо, летающие автомобили еще не стали жизнеспособным видом транспорта.
Чтобы в полной мере оценить, насколько сложно оторвать летающую машину от земли, и понять, где мы находимся по отношению к развитию, вот взгляд на то, куда мы движемся, и взгляд на некоторые из краеугольных камней изобретений, которые привели нас к где мы находимся сегодня.
1904 — «Террор» Жюля Верна
Источник: verniana.org
Один из первых примеров летающей машины можно найти в одном из последних романов французского писателя и дедушки научной фантастики Жюля Верна, Мастер Мира. Главный герой романа, гениальный изобретатель, создает «Террор» — 30-метровое транспортное средство, которое является не только автомобилем и самолетом, но и амфибией.
1917 — Автосамолет Curtiss
Предоставлено: Wikimedia Commons
Одна из первых реальных попыток заставить машину летать была предпринята лишь тринадцатью годами позже. Пионер авиации Гленн Кертисс построил прототип летающего автомобиля: триплан Curtiss Autoplane, который предлагал место для трех пассажиров: пилота спереди и двух пассажиров сзади. Его 100-сильный двигатель смог оторвать его от земли, но во время испытательных полетов он так и не смог взлететь. Проект был прерван, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну.
1946 — The Fulton Airphibian
Предоставлено: Bernard Hoffman/The LIFE Picture Collection/Getty Image
Этот шестицилиндровый самолет, разработанный Робертом Эдисоном Фултоном-младшим, имел автомобильную подвеску и легкосъемные крылья. Идея легко трансформируемого летающего автомобиля «аэрфибия» стала чрезвычайно популярной среди публики, проложив дорогу для бесчисленных будущих (пока бесплодных) попыток стать первым настоящим летающим автомобилем для масс. Финансовые проблемы привели к тому, что он так и не вышел из стадии прототипа.
1947 — Генри Дрейфус Convaircar
Предоставлено: FPG/Hulton Archive/Getty Images
Что, если бы летающий автомобиль был обычным автомобилем со специальным съемным приспособлением для самолета, которое давало ему крылья? Крепление авиационного двигателя шириной 35 футов (10,6 метра) можно было снять с крыши четырехместного кузова автомобиля и буксировать на земле. Эта почти до смешного простая идея закончилась катастрофой, когда первый летчик-испытатель разбился со смертельным исходом.
1957 — Пясецкий VZ-8 Airgeep
Предоставлено: avionslegendaires.net
Военные также проявили интерес к растущему явлению летающих автомобилей, хотя их полезность еще не была доказана. Армия США поручила трем автопионерам разработать «летающий джип», который будет летать близко к земле, но сможет преодолевать труднопроходимую местность, пролетая над ней. Победил проект американского инженера Пясецкого с канальным вентилятором, но позже он был признан непригодным для современного боя.
1980-е — Boeing Sky Commuter
Предоставлено: Barrett-Jackson Auction Company
Этот футуристический дизайн аэрокосмического гиганта Boeing 1980-х годов имеет все признаки того, что мы представляем себе, когда думаем о летающем автомобиле: обтекаемое аэродинамическое шасси, вертикальный взлет и посадка, вместительный салон и компактный корпус. Это был значительный шаг в сторону от ограничений летающего автомобиля-кабриолета; автомобиль «все в одном», не требующий крепления или снятия крыльев или даже взлетно-посадочной полосы. Проект Sky Commuter умер до того, как его удалось полностью реализовать, поскольку стоимость проекта взлетела до 6 миллионов долларов — слишком высокая цена для Boeing в то время.
В работе — Moller Skycar
Предоставлено: Moller International
Компания Moller International специализируется на персональных самолетах с вертикальной посадкой и взлетом уже более пятидесяти лет и все еще работает над тем, чтобы сделать летающий автомобиль реальностью. Даже с самыми современными компьютерными технологиями (и при немалой поддержке инвесторов) Moller Skycar до сих пор не летает без посторонней помощи. Moller International продолжает исследовать и разрабатывать новые технологии летающих автомобилей.
Настоящее время — PAL-V One
Авторы и права: PAL-V
PAL-V One («Персональное воздушное и наземное транспортное средство») значительно упростил шасси, сосредоточившись на конструкции трехколесного автомобиля. Он оснащен пропеллером и ротором на крыше, что позволяет ему взлетать, как вертолет, а относительно большие колеса и тот факт, что он наклоняется на поворотах, позволяют ему управляться как мотоциклом. Компания планирует открыть самую первую школу летающих автомобилей и поставить первые единицы в следующем году.
Future — Project Vahana
Авторы и права: Project Vahana
Компания Airbus обнародовала свои планы на будущее городской мобильности в начале этого года. Компания Airbus, получившая название «Проект Vahana», работает над концепцией летающего автомобиля, в основе которой лежат последние разработки в области технологии беспилотных летательных аппаратов. Текущая итерация еще не реализованной концепции имеет конструкцию «с наклонным крылом с восемью вентиляторами», надеясь «улучшить крейсерскую аэродинамику» и снизить энергопотребление.
2018 — АэроМобил
Предоставлено: AeroMobil
Модернизируя концепцию складных крыльев, словацкий разработчик летающих автомобилей AeroMobil пытается подняться в небо на обычном бензине. Для взлета и посадки требуется всего пара сотен футов асфальтированной или грунтовой поверхности. Проект доказал, что у него есть ноги (или крылья) в 2013 и 2014 годах двумя успешными полетами, но потерпел неудачу, когда третья итерация прототипа разбилась во время испытательного полета.