Атомные подводные лодки России: количество. Многоцелевые атомные подводные лодки России. Подводная ядерная лодка


Самая большая в мире атомная подводная лодка «Тайфун» («Акула»)

К началу 70-х годов главные участники ядерной гонки СССР и США вполне обоснованно сделали ставку на развитие атомного подводного флота, оснащённого межконтинентальными баллистическими ракетами. В результате этого противостояния на свет появилась самая большая в мире подводная лодка.

Противоборствующие стороны приступили к созданию атомных тяжёлых ракетных крейсеров. Американский проект – АПЛ типа «Огайо» предполагал размещение 24 межконтинентальных баллистических ракет. Нашим ответом стала подводная лодка проекта 941, условно названная «Акула», известная больше как «Тайфун».

История создания

Выдающийся советский конструктор С. Н. Ковалёв

Разработка Проекта 941 была поручена коллективу ленинградского ЦКБМТ «Рубин», которым бессменно несколько десятилетий подряд руководил выдающийся советский конструктор Сергей Никитович Ковалёв. Строительство лодок осуществлялось на северодвинском предприятии «Севмаш». Во всех отношениях это был один самых грандиозных советских военных проектов, до сих потрясающих своими масштабами.

Тайфун на стапелях завода Севмаш

Своим вторым названием — «Тайфун» «Акула» обязана генсеку ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Именно так он представил её делегатам очередного съезда партии и всему остальному миру в 1981 году, что в полной мере отвечало её всесокрушающему потенциалу.

Компоновка и размеры

Особого внимания заслуживают размеры и компоновка ядерного подводного исполина. Под оболочкой лёгкого корпуса находился не совсем обычный «катамаран» из 2-х прочных корпусов, расположенных параллельно. Для торпедного отсека и центрального поста с примыкающим к нему отсеком радиотехнического вооружения были созданы герметичные отсеки капсульного типа.

Все 19 отсеков лодки сообщались между собой. Горизонтальные складывающиеся рули «Акулы» располагались в носовой части лодки. На случай всплытия её из-подо льда было предусмотрено значительное усиление боевой рубки округлой крышкой и специальными подкреплениями.

«Акула» поражает своими исполинскими размерами. Не зря она считается самой большой подводной лодкой в мире: её длина — почти 173 метра соответствует двум футбольным полям. Что касается подводного водоизмещения, то здесь также не обошлось без рекорда – около 50 тыс. тонн, что почти втрое превышает соответствующую характеристику американской «Огайо».

Характеристики

Подводная скорость у главных конкурентов была одинаковой – 25 узлов (чуть более 43 км/ч). Советская ядерная субмарина могла нести дежурство в автономном режиме в течение полугода, погружаясь на 400-м глубину и, имея в резерве дополнительно 100 метров. Сравнительные данные по современным РПЛ СН
Проект 941OhioПроект 667БДРМVanguardTriomphantПроект 955
СтранаРоссияСШАРоссияВеликобританияФранцияРоссия
Годы постройки1976-19891976-19971981-19921986-20011989-20091996-н.в.
Построено6187442
Водоизмещение, тнадводноеподводное232004800016746187501174018200

15900

12640143351472024000
Число ракет20 Р-3924 Trident16 Р-29РМУ216 Trident16 M4516 Булава
Забрасываемый вес, кг2550280028002800н.д.1150
Дальность, км82507400-110008300-115477400-1100060008000

Чтобы привести в движение этого монстра, его оснастили двумя 190-мегаваттными ядерными реакторами, которые приводили в действие две турбины мощностью около 50 тыс. л.с. Двигалась лодка, благодаря двум 7-лопастным гребным винтам диаметром более 5,5 метров.

«Экипаж машины боевой» состоял из 160 человек, более трети которого – офицеры. Создатели «Акулы» проявили поистине отеческую заботу о бытовых условиях экипажа. Для офицеров были предусмотрены 2-х и 4-х местные каюты. Матросы и старшины располагались в маломестных кубриках с умывальниками и телевизорами. Во все жилые помещения подавался кондиционированный воздух. В свободное от вахты время члены экипажа могли посетить бассейн, сауну, спортзал или отдохнуть в «живом» уголке.

Боевой потенциал

Пусковые шахты АПЛ «Тайфун»

В случае ядерного конфликта «Тайфун» могла обрушить на врага одновременно 20 ядерных ракет Р-39, с десятью 200-кт разделяющимися боеголовками каждая. Такой ядерный «тайфун» мог бы за считанные минуты превратить в пустыню всё восточное побережье США.

Кроме баллистических ракет в арсенале лодки находились более двух десятков обычных и реактивных торпед, а также ПЗРК «Игла». Специально для оснащения «Тайфунов» ракетами и торпедами был разработан транспортный корабль «Александр Брыкин» водоизмещением 16 тыс. тонн и рассчитанный на перевозку 16 БРПЛ.

В строю

Всего за 13 лет с 1976 по 1989 со стапелей «Севмаша» сошло 6 АПЛ «Тайфун». Сегодня службу продолжают 3 единицы — две в резерве и одна — «Дмитрий Донской» используется в качестве основного объекта для испытаний нового ракетного комплекса «Булава».

www.techcult.ru

количество. Многоцелевые атомные подводные лодки России :: SYL.ru

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

О третьем поколении советских подлодок

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.

www.syl.ru

Подводная лодка Акула - проект 941, русская АПЛ типа Тайфун, какие размеры, ТТХ, длина, высота и экипаж

Советский Союз и США до начала 70-х годов сохраняли по отношению друг к другу ядерный паритет. Ни та, ни другая сторона не обладали подавляющим превосходством друг над другом в количестве ядерных боеголовок и средств доставки. В СССР ставку делали на шахтные установки ядерных межконтинентальных ракет и атомный подводный флот. Стратегическая авиация была малочисленна и не обладала теми качествами, которые бы обеспечили ей превосходство в воздухе над противником. В Соединенных Штатах, наоборот, на тот момент уже существовала ядерная триада, в которой основной акцент делался на стратегическую авиацию и шахтные пусковые установки МБР.

Акула

Однако даже такое большое количество ядерных боезарядов и средств доставки, способное многократно уничтожить все живое на планете, не могло удовлетворить ни советскую, ни американскую сторону. В обеих странах шел поиск пути для создания преимущества первого удара. Стремительно развивавшаяся гонка вооружений в этом направлении привела к появлению самых крупных в истории человечества подводных кораблей, советских атомных подводных лодок проекта 941 типа «Акула».

Причины, объясняющие появление стального монстра

Огромный стальной монстр с размером в 9-ти этажный дом стал ответом на появление в США в составе ВМС АПЛ типа «Огайо». Эта подводная лодка могла нести на борту 24 межконтинентальные ракеты. Ни один подводный корабль в СССР не обладал подобной огневой мощью. Наличие у противника подобных субмарин сводило на нет существующее равновесие в средствах доставки, с таким трудом достигнутое к этому времени. Разработанный в Советском Союзе проект 941 мог не только лишить американцев превосходства в морской компоненте ядерной триады, но и дать определенное преимущество.

Этим и вызван очередной виток морской гонки вооружения. В советских конструкторских бюро и за океаном закипела работа. Каждая из стран старалась первой создать стратегический подводный ракетоносец.

Спуск на воду Огайо

Причины же появления корабля таких размеров объясняются технической стороной вопроса. Все дело в том, что советская атомная субмарина создавалась с расчетом опередить американцев по мощности ракетного залпа. АПЛ проекта 941 должна была нести на борту новые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39, которые превосходили американские межконтинентальные ракеты «Трайдент-1», размещенные на подводных ракетоносцах типа «Огайо». Советская ядерная дубинка могла нести 10 ядерных боеголовок, вместо 8 на американской ракете, и летела ракета Р-39 гораздо дальше, чем ее американская коллега. Новая советская ракета имела три ступени и по проекту должна была весить до 70 тонн. Имея такие технические характеристики основного средства вооружения, советским конструкторам предстояло решить сложную задачу — создать соответствующую пусковую платформу.

К тому же на новом атомном подводном ракетоносце планировалось сразу установить 20 таких ракет. Ввод в строй новых советских атомоходов должен был охладить воинствующий пыл заокеанских стратегов. Как отмечали иностранные источники, советская подводная лодка «Акула класса «Тайфун» по классификации НАТО одним своим залпом могла стереть с лица земли все Западное побережье США. Наличие у Советов 3-4 ракетоносцев этого типа поставило бы под угрозу всю территорию США, не говоря уже об уязвимости территорий стран-союзников по блоку НАТО.

Загрузка ракетной шахты

Огромная разрушительная мощь сродни удару тайфуна, которой обладала советская субмарина, стала поводом для того, чтобы ей на Западе присвоили соответствующее название «Тайфун». По классификации лодки проекта 941 имели шифр «Typhoon».

Для справки: По классификации НАТО подводными лодками «Акула» назывались советские многоцелевые подводные корабли типа «Щука-Б» проекта 971, построенные уже в середине 80-х годов. Шифр НАТО «Akula»присвоен этим кораблям по названию головного корабля проекта АПЛ К-284 «Акула», вошедшей в строй Тихоокеанского флота в 1984 году.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Сравнение размеров

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента-  подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Первая Акула

Для справки: В отечественном флоте первая подводная лодка, носившая название «Акула», была создана еще в 1909 году. Конструктором субмарины стал Иван Бубнов. Лодка погибла в Первую Мировую войну во время боевого похода.

История строительства советского подводного атомохода проекта 941

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Акула на стапеле

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

За 8 лет, начиная с 1981 по 1989 гг., в Советском Союзе было построено 6 однотипных судов. Запланированный к постройке седьмой корабль так и остался на стапелях, даже с учетом того, что для субмарины были готовы основные корпусные конструкции. Постройку советских атомных ракетоносцев проекта 941 обеспечивало более 1000 предприятий-смежников. На одной только верфи «Севмаш» над строительством корабля трудилось 1200 человек.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы. Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Снаружи лодка имеет специальное противорадиолокационное и звукоизолирующее покрытие, общий вес которого составляет 800 тонн. Другой особенностью конструкции корабля является наличие систем жизнеобеспечения в каждом отдельном отсеке. Внутренняя планировка лодки спланирована и оборудована таким образом, чтобы обеспечить выживаемость экипажа корабля в самых непредвиденных ситуациях.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Гребные винты

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Экипаж

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать  кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Основные сравнительные характеристики корабля проекта 941

Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:

  • американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
  • английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
  • французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.

Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.

Вэнгард

Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.

Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».

Ракета Булава

Оснащение корабля новыми баллистическими ракетами не планируется. Субмарина используется в качестве самоходного плавучего испытательного комплекса новых образцов ракетной техники. Решением высокой правительственной комиссии стало продление срока эксплуатации судна до 2020 года. Атомный ракетоносец базируется на военно-морскую базу Западная Лица и входит в состав Северного флота РФ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Атомные подводные лодки Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «ПЛА», которая имеет и другие значения: см. ПЛА (значения). Для этого термина существует аббревиатура «АПЛ», которая имеет и другие значения: см. АПЛ (значения). Первая в мире атомная подводная лодка USS «Nautilus» (SSN-571) на ходовых испытаниях

Атомная подводная лодка (АПЛ, ПЛА) — подводная лодка с ядерной силовой установкой.

История[ | код]

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус» (англ. USS Nautilus), и она была спущена на воду 21 января 1954 года[1][2][3].

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность[4]. Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс[5].

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой[1].

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР.

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО — SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер — 401.

Особняком стоит Франция, которая начала строить АПЛ примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между проведением обслуживания — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.

Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились соответственно в США в 1954 году — USS Nautilus, и в СССР в 1958 году — К-3 «Ленинский комсомол».

В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101).

В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная подводная лодка Le Redoutabl

ru-wiki.ru

Атомные установки подлодок | Военное оружие и армии Мира

На заре подводного судостроения, когда шел поиск оптимальных двигателей для субмарин, конструкторы экспериментировали, в том числе, с паросиловыми установками.

После того как в 1930-х годах дизель-электрические подлодки уже перешагнули 20-узловой рубеж, казалось, эра «паровых» субмарин завершилась навсегда. Но прошло всего полтора десятилетия, и о них вновь вспомнили. Разница состояла лишь в том, что пар для турбины должен вырабатывать не привычный котел, сжигающий органическое топливо, а котел атомный.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

В основе работы ядерной энергетической установки лежит управляемая цепная ядерная реакция. Эта реакция представляет собой самоподдерживающийся процесс деления ядер изотопов урана (или делящихся изотопов других элементов) под действием элементарных частиц — нейтронов, которые благодаря отсутствию электрического заряда легко проникают в атомные ядра. При делении ядер образуются новые, более легкие ядра — осколки деления, испускаются нейтроны и освобождается большое количество энергии. Так, деление каждого ядра урана-235 сопровождается освобождением приблизительно 200 мегаэлектроновольт энергии. Из них примерно 83 % приходится на долю кинетической энергии осколков деления, которая в результате торможения осколков преобразуется в основном в тепловую энергию. Остальные 17 % ядерной энергии освобождаются в виде энергии свободных нейтронов и различных видов радиоактивного излучения. Вновь образованные нейтроны в свою очередь участвуют в делении других ядер.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Проработка вопросов создания ядерных силовых установок для подводных лодок началась в США в 1944 году, а уже через четыре года первая из них была спроектирована. Там же в июне 1952 года состоялась закладка первой атомной подводной лодки, получившей имя «Наутилус». На первый взгляд она была само воплощение человеческой мечты об истинной подводной лодке. Действительно, где, как только не в мечтах, можно было себе представить подводный корабль длиной почти 100 м способный более месяца, не всплывая, ходить скоростью более 20 узлов. Но, как это часто бывает, ощутимый качественный скачок в одной области технического прогресса повлек за собой целый букет сопутствующих проблем в смежных. Применительно к атомным силовым установкам — это прежде всего вопросы, связанные с ядерной безопасностью их эксплуатации и последующей утилизацией. Но в начале 1950-х годов об этом просто никто не задумывался.

ОБЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ

Основной элемент ядерных энергетических установок — ядерный реактор — специальное устройство, в котором происходит управляемая цепная ядерная реакция. В его состав входят активная зона, отражатель нейтронов, стержни управления и защиты, биологическая защита реактора. Активная зона реактора содержит в себе ядерное горючее и замедлитель нейтронов. В ней протекает управляемая реакция цепного деления ядерного горючего. Ядерное топливо размещается внутри так называемых тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ), которые имеют форму цилиндров, стержней, пластин или трубчатых конструкций. Эти элементы образуют решетку, свободное пространство которой заполняется замедлителем. Основными материалами для оболочек тепловыделяющих элементов служат алюминий и цирконий. Нержавеющая сталь применяется в ограниченных количествах и только в реакторах на обогащенном уране, так как сильно поглощает тепловые нейтроны. Для отвода тепла через активную зону прокачивается жидкий теплоноситель.

В энергетических реакторах водо-водяного типа как замедлителем, так и теплоносителем систем является бидистиллят (дважды дистиллированная вода).

Чтобы сделать цепную реакцию возможной, размеры активной зоны реактора должны быть не меньше так называемых критических размеров, при которых эффективный коэффициент размножения равен единице. Критические размеры активной зоны зависят от изотопного состава делящегося вещества (уменьшаются с увеличением обогащения ядерного топлива ураном-235), от количества материалов, поглощающих нейтроны, вида и количества замедлителя, формы активной зоны и т. д. На практике размеры активной зоны назначаются больше критических, чтобы реактор располагал необходимым для нормальной работы запасом реактивности, который постоянно уменьшается и к концу кампании реактора становится равным нулю. Отражатель нейтронов, окружающий активную зону, должен сокращать утечку нейтронов. Он уменьшает критические размеры активной зоны, повышает равномерность нейтронного потока, увеличивает удельную мощность реактора, следовательно, уменьшает размеры реактора и обеспечивает экономию делящихся материалов. Обычно отражатель выполняется из графита, тяжелой воды или бериллия. Стержни управления и защиты содержат в себе материалы, интенсивно поглощающие нейтроны (например, бор, кадмий, гафний). К стержням управления и защиты относятся компенсирующие, регулирующие и аварийные стержни.

ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

«Наутилус» имел силовую установку с водо-водяным реактором под давлением. Такие реакторы применены и на подавляющем большинстве других атомных субмарин.

В современных атомных установках ядерная энергия превращается в механическую только посредством тепловых циклов. Во всех механических установках атомных подводных лодок рабочим телом цикла является пар. Паровой цикл с промежуточным теплоносителем, передающим теплоту из активной зоны рабочему телу в парогенераторах, приводит к двухконтурной тепловой схеме энергетической установки. Такая тепловая схема с водо-водяным реактором получила самое широкое распространение на атомных подводных лодках. Первому контуру необходима защита, так как при прокачке теплоносителя через активную зону реактора содержащийся в воде кислород становится радиоактивным. Весь второй контур нерадиоактивен.

Для того чтобы получить во втором контуре пар заданных параметров, вода первого контура должна иметь достаточно высокую температуру, превышающую таковую производимого пара. Для исключения вскипания воды в первом контуре в нем необходимо поддерживать соответствующее избыточное давление, обеспечивающее так называемый «недогрев до кипения». Так, в первом контуре зарубежных корабельных ядерных силовых установок поддерживается давление 140-180 атмосфер, которое позволяет нагревать воду контура до 250-280° С. При этом во втором контуре генерируется насыщенный пар давлением 15-20 атмосфер при температуре 200-250° С. На советских подводных лодках первого поколения температура воды в первом контуре составляла 200° С, а параметры пара — 36 атмосфер и 335° С.

С ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ

В 1957 году в состав ВМС США вошла вторая атомная подводная лодка «Сивулф». Ее принципиальное отличие от «Наутилуса» заключалось в ядерной силовой установке, где применялся реактор с натрием в качестве теплоносителя. Теоретически это должно было снизить удельную массу установки за счет снижения веса биологической защиты, а главное — повышения параметров пара. Температура плавления натрия, составляющая всего 98° С, и высокая температура кипения — более 800° С, а также отличная теплопроводность, в которой натрий уступает только серебру, меди, золоту и алюминию, делает его очень привлекательным для использования в качестве теплоносителя. Нагревая жидкий натрий в реакторе до высокой температуры, при относительно небольшом давлении в первом контуре — порядка 6 атмосфер, во втором контуре получали пар давлением 40-48 атмосфер с температурой перегрева 410-420°С.

Практика показала, что, несмотря на все преимущества, ядерный реактор с жидкометаллическим теплоносителем обладает рядом существенных недостатков. Чтобы сохранить натрий в расплавленном состоянии, в том числе и в период бездействия установки, на корабле необходимо иметь специальную постоянно действующую систему подогрева жидкометаллического теплоносителя и обеспечения его циркуляции. В противном случае натрий и сплав промежуточного контура «замерзнут» и энергетическая установка будет выведена из строя. В ходе эксплуатации «Сивулфа» обнаружилось, что жидкий натрий химически чрезмерно агрессивен, в результате чего трубопроводы первого контура и парогенератор быстро коррозировали, вплоть до появления свищей. А это очень опасно, так как натрий или его сплав с калием бурно реагируют с водой вплоть до теплового взрыва. Утечка радиоактивного натрия из контура вынудила сначала отключить пароперегревательные секции парогенератора, что привело к снижению мощности установки до 80 %, а потом, через год с небольшим после вступления в строй, и вообще вывести корабль из состава флота. Опыт «Сивулфа» заставил американских военных моряков окончательно сделать выбор в пользу водо-водяных реакторов. А вот в СССР эксперименты с жидкометаллическим теплоносителем продолжались гораздо дольше. Вместо натрия применялся сплав свинца с висмутом — гораздо менее пожаро- и взрывоопасный. В 1963 году вступает в строй подлодка проекта 645 с таким реактором (по сути — модификация первых советских атомных субмарин проекта 627, на которых применялись водо-водяные реакторы).

А в 1970-е годы состав флота пополнили семь подлодок проекта 705 с ядерной силовой установкой на жидкометаллическим носителе и титановым корпусом. Эти субмарины обладали уникальными характеристиками — они могли развивать скорость до 41 узла и погружаться на глубину 700 м. Но эксплуатация их была чрезвычайно дорогой, из-за чего лодки этого проекта прозвали «золотыми рыбками». В дальнейшем ни в СССР, ни в других странах реакторы с жидкометаллическим теплоносителем не применялись, а повсеместно принятыми стали водо-водяные реакторы.

    1901      

warfor.me

Ядерная подводная лодка - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Для этого термина существует аббревиатура «ПЛА», но под ней могут пониматься и другие значения — см. ПЛА (значения). Для этого термина существует аббревиатура «АПЛ», но под ней могут пониматься и другие значения — см. АПЛ (значения). Первая в мире атомная подводная лодка USS «Nautilus» (SSN-571) на ходовых испытаниях

Атомная подводная лодка (АПЛ, ПЛА) — подводная лодка с ядерной силовой установкой.

История[ | ]

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик субмарин. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

Первая АПЛ USS Nautilus была построена в США в 1954 году.

Следом за США атомные подводные лодки начали строиться в СССР. В СССР первой АПЛ стала К-3, принятая на вооружение в 1958 году.

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР.

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО — SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер — 401.

Особняком стоит Франция, которая начала строить АПЛ примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между проведением обслуживания — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.

Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились соответственно в США в 1954 году — USS Nautilus, и в СССР в 1958 году — К-3 «Ленинский комсомол».В 1963 году в строй вошла первая британская АПЛ HMS Dreadnought (S101).В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная субмарина , причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу

encyclopaedia.bid

описание и технические характеристики. Атомные подводные лодки "Борей"

На вооружение Российского Флота в 2013 году была принята первая стратегическая АПЛ проекта «Борей». Подводная лодка, фото которой опубликовали отечественные и зарубежные средства массовой информации, называется «Юрий Долгорукий». Она на тот момент была единственной спущенной на воду за предыдущие 12 лет. К тому же это был первый аналогичный корабль крейсерского типа, построенный в новой России.

Кто такой Борей

В переводе с греческого «борей» значит «северный». Но этим географическим понятием, отвечающим отчасти оперативному региону «Юрия Долгорукого», смысл названия проекта не исчерпывается. Каждая подводная лодка проекта «Борей» олицетворяет могущество древнегреческого мифологического божества, брата Нота и Зефира, сына Астрея и Эос, грозного повелителя северного ветра. О нем писал в «Илиаде» Гомер, он был излюбленным героем мастеров древней Эллады, изображавших его во многих произведениях искусства, дошедших и до наших времен. Могуч, крылат, бородат, длинноволос, жил он в «седьмидомном гроте» (то есть довольно скрытно) и делал, что хотел. Когда решил жениться – похитил Орифию, царскую дочку, между прочим. Этот момент позже отразили на своих полотнах многие художники. Воображаемый образ божества Борея (он же Зефир) есть и на картине «Весна» самого Боттичелли. Такое имя атомную подводную лодку ко многому обязывает.

История проекта

Подводная лодка «Борей» изначально задумывалась под конкретный тип стратегического ядерного носителя - твердотопливную ракету «Барк» (Р-39УТТХ), разрабатываемую в середине восьмидесятых как противовес американским «Першингам-2». Как позже выяснилось, судостроители справились с задачей лучше, чем ракетчики, у которых все не ладилось. В конце концов от проекта «Барк» решили отказаться, новую субмарину следовало вооружать чем-то другим. Один из вариантов заключался в оснащении ее крылатыми ракетами, но Министерство обороны настояло на продолжении изысканий в области твердотопливных ракет, имевших, по сравнению с ранее производившимися в СССР жидкостными образцами, ряд преимуществ. Подводный корабль тем временем продолжали строить. В стране наступали сложные времена.

Долгострой ельцинских времен

Проект был готов уже после распада СССР. Первая подводная лодка класса «Борей» была заложена в 1996 году и... стала настоящим долгостроем. Через два года, когда неудача с «Барками» стала очевидной, уже готовые чертежи пришлось пересматривать. Сооружение прочного и легкого корпусов в условиях финансового кризиса и дефицита финансирования продолжалось двенадцать лет. Только в 2008 году состоялся торжественный спуск на воду «Юрия Долгорукого», но потребовалась еще полноценная календарная пятилетка для окончания доводочных работ и передачи корабля Северному флоту РФ. Но все эти усилия по преодолению трудностей можно считать оправданными. АПЛ «Борей» обладает уникальными мореходными качествами.

Что это за корабль?

Глубина погружения – четыреста метров (480 максимальная). Подводный ход – 29 узлов, надводный -15 узлов. Водоизмещение (полное) - 24 тыс. т. Каждый квадратный метр корпуса, выполненного из легированной сверхпрочной аустенитной стали АК-100, выдерживает 40-тонную нагрузку. Длина корабля – 170 метров. Питьевая вода добывается из-за борта опреснительными установками, оттуда же берется и кислород, необходимый для обогащения им воздуха внутри корабля. На поверхность можно не подниматься месяцами. Для экипажа созданы прекрасные бытовые условия обитаемости. Атомная подводная лодка «Борей» видит и слышит все, что движется на расстоянии многих десятков миль вокруг, обладает устойчивой связью по закодированным акустическим каналам и всегда готова выполнить боевую задачу. Назначение корабля, в отличие от многих универсальных собратьев, стратегическое. По приказу президента он должен нанести массированный ракетно-ядерный удар, мощности которого вполне довольно, чтобы целый континент превратить в безжизненную пустыню. Для этого крейсеру необходимо скрытно присутствовать в любом районе Мирового океана, на неизвестной для вероятного противника глубине с непредсказуемыми для него координатами. Немногие оборонные объекты покрыты такой пеленой таинственности, как подводная лодка «Борей». Технические характеристики засекречены, о них известно совсем немного, да и то только благодаря главному назначению любой оборонной системы подобного уровня - устрашению возможного агрессора.

В задачи стратегического подводного ракетоносца не входит охота за транспортами или боевыми соединениями враждебных флотов. Он обеспечивает исключительно ядерное сдерживание угрозой неминуемого ответного удара в случае нападения.

О судостроительном «донорстве»

Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» - у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса - вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.

Реактор и силовая установка

Сердце подлодки – 190-мегаваттный парогенератор ОК-650В. Главными источниками шумов, демаскирующих любую атомную субмарину, являются насосы, качающие теплоноситель, и ТГЗА (турбо-газово-зубчатый агрегат). В конструкции АПЛ «Борей» эти узлы остались теми же, что применялись на лодках предыдущих серий (в том числе и проекта «Ясень»). Но это вовсе не значит, что уровень шумов остался прежним - его снизили за счет разных технических хитростей. Движитель стал водометным, что существенно уменьшило децибелы, все оборудование получило особые амортизаторы. Есть предположение, что в условиях, требующих особой скрытности, происходит отсоединение ГТЗА от гребного вала, и лодку движет специальный малошумный двигатель. По крайней мере, именно так решен вопрос скрытности «Ясеня».

Четвертое поколение

Подводная лодка «Борей» - корабль четвертого поколения. Целью ее создания стала замена субмарин, произведенных в советское время, самые современные из которых стоят на боевом дежурстве вот уже четверть века и вооружены жидкостными ракетами типа «Синева». Преемственность конструкций в данном случае вполне оправдана: подводные крейсеры обходятся очень дорого и имеют длительный срок эксплуатации, а вытеснение их новыми образцами происходит постепенно. Стратегические океанские носители ядерных ракет американского флота имеют примерно тот же возраст, что и российские, тем более что в последнее время в США уделялось преимущественное внимание созданию многоцелевых субмарин в ущерб решению задач глобального сдерживания. Темпы строительства российских подлодок за последние годы существенно выросли, хотя до советских норм еще не дотягивают. Так, второй корабль (как и третий) проекта 955 удалось поставить на вооружение всего через шесть лет после закладки.

Акустическая станция

Вся носовая часть АПЛ «Борей» занята высокочувствительной сферической антенной гидроакустического комплекса МГК-600Б «Иртыш-Амфора». Каким бы мощным ни было вооружение подводного исполина, оно оказалось бы бесполезным без возможности объективно оценивать окружающую надводную и подводную обстановку. Помимо обычных задач, состоящих в шумопеленговании, распознавании целей и связи, бортовой ГАК может измерять толщину льда, обнаруживать торпеды и мины, находить полыньи в северных широтах и предоставлять командованию корабля много другой полезной информации, бесценной в боевой обстановке.

Ракетные установки

Подводная лодка «Борей» имеет характерный силуэт с выступающим за рубкой наплывом. Там находятся пусковые установки ракет, являющихся главным оружием подводного крейсера специального назначения. До того момента, когда были обнародованы данные о стратегических возможностях нового корабля, военные эксперты считали, что их двадцать. На самом деле это не так: пусковых установок шестнадцать, в каждой из них – ракета «Булава». Система сверхточной стабилизации глубины обеспечивает надежный старт из любой точки боевого курса.

Так что же с «Булавой»?

Подводная лодка «Борей» создавалась для того, чтобы стать носителем новых ракет «Булава». С января 2013 года корабль входит в состав Северного Флота, но до сих пор неизвестно, насколько эффективным может быть нанесенный им удар. Переход на новый тип боеприпасов оказался сложнее, чем ранее предполагалось. Собственно, достоинства твердотопливных ракет следующие:

- безопасное хранение и практически полное исключение возможности случайного запуска;

- относительно низкая стоимость;

- простота запуска;

- меньшая уязвимость для систем противоракетной обороны.

Вместе с тем твердотопливные ракеты имеют меньший радиус боевого применения, чем - при той же массе - аналогичные жидкостные. Кроме этого, технология их производства характеризуется множеством тонкостей.

В 2013 году с борта «Александра Невского» был произведен пуск «Булавы Р-30», окончившийся неудачей. Снаряд упал через две минуты после старта. До этого инцидента испытания проходили успешно. После устранения неполадок следующие пуски также обошлись без сбоев. Условия секретности не позволяют делать однозначных выводов о боеспособности АПЛ «Борей». ТТХ ракеты «Булава» известны только в общих чертах, они составляют государственную тайну. Работы по их совершенствованию и повышению надежности продолжаются.

Другие лодки проекта 955

Каждая следующая спускаемая на воду подводная лодка типа «Борей» отличается от предыдущей все большим совершенством. Головной корабль «Юрий Долгорукий» с начала 2013 года приписан к базе ВМФ Гаджиево (СФ). «Александр Невский» - следующий подводный крейсер - с конца того же года служит на Тихоокеанском Флоте в Вилючинске, в составе 25-й дивизии. Еще через год, в декабре 2014-го, на эту же базу прибыла третья единица серии, АПЛ «Владимир Мономах». Все три лодки пока не ведут боевых дежурств в оперативных районах. Трудно судить о том, насколько причиной этого является неполная техническая готовность. Нормальная практика всех флотов мира состоит в тщательной отработке навыков экипажей и достижения идеального владения материальной частью кораблей перед выходом на оперативный простор. Команда состоит из 55 высокопрофессиональных офицеров и 52 матросов, требования к выучке которых также очень высоки. От того, насколько слаженными будут их действия, зависит не только успех дальнего похода, но и сама жизнь моряков.

Следующие «Бореи»

В 2009 году на «Севмаше» заложен четвертый корабль проекта 955, получивший имя Святителя Николая. В настоящее время внутри готового корпуса ведется монтаж оборудования и электрических машин. Эта версия подводного ракетоносца имеет индекс 955-У.

В 2014 году началось строительство еще двух единиц - «Суворова» и «Князя Олега» (версия 955-А). Работы находятся на этапе сборки прочных корпусов.

На 2015 год планируется закладка еще двух АПЛ класса «Борей».

Ограничится ли Российский ВМФ восьмью субмаринами четвертого поколения, пока точно неизвестно. Возможно, к 2020 году их количество достигнет десяти. Со временем они сменят на боевом дежурстве «Кальмары» и «Дельфины» проекта 667, которые уже отслужат свой век.

fb.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики