Содержание
Какими будут истребители восьмого поколения
Сразу надо оговориться, что новое поколение авиационной техники — понятие субъективное. Ведь среди специалистов до сих пор нет единого мнения — чем истребитель пятого поколения, кроме цены, принципиально превосходит машины поколения 4++. А что должно быть воплощено в боевых самолетах 6-7-го поколений, главные их заказчики — генералы ВВС, что у нас, что за океаном, — представляют очень смутно.
Тем не менее в Объединенной авиастроительной корпорации наметили сформировать рабочую группу высокопрофессиональных конструкторов и технологов. Она займется концептуальным исследованием создания комплексной истребительной системы, которая ответит на все вызовы ХХI века. Включая бои в ближнем космосе. Вполне возможно, удастся разработать алгоритм оперативного создания истребителей 9-го, 10-го и последующих поколений, если такая необходимость возникнет.
«Российской газете» удалось выяснить, что именно планируется реализовать в боевой авиасистеме будущего. Никаких государственных секретов мы не раскрываем. Речь идет о концепции. И она очень интересна.
Главная изюминка в том, что одновременно начнут проектироваться две версии истребителя — пилотируемую и беспилотную. По классу они будут относиться к легким и средним, возможно, станут одномоторными.
Изменится сама концепция выполнения боевых задач. Пилотируемый истребитель будет идти в бой только в окружении точно таких же по конфигурации беспилотников. Именно истребители-дроны станут прокладывать курс, вести разведку, защищать пилотируемый самолет от вражеских истребителей и средств ПВО.
Естественно, беспилотник сможет решать самостоятельные задачи — вести тактическую воздушную разведку, если потребуется, наносить удары в опасных средах с высокой интенсивностью угроз всем комплексом оружия, имеющегося на борту. В программу полета беспилотника, в ходе выполнения им боевой задачи, могут оперативно вноситься изменения, перенацеливание его на новые объекты.
Дополнительную защиту обеспечит радиоэлектронная борьба нового уровня. Пилотируемые и беспилотные летательные аппараты окружат роем полноразмерных виртуальных имитаторов, что сделает уничтожение реальной воздушной эскадры весьма проблематичным делом.
Предполагается реализовать еще ряд ноу-хау, которые дадут возможность обеспечить фактически глобальное превосходство над любым противником.
К примеру, сверхдальнее обнаружение в режиме радиолокации, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, обеспечение непрерывного сферического обзора. С непрерывным обменом информации между самолетами.
Вооружение истребителей планируется классическим ракетно-пушечным. При этом ракеты смогут размещаться как во внутренних отсеках, так и на внешних подвесках.
Крейсерская сверхзвуковая скорость позволит быстро наращивать количество боевых самолетов на опасном направлении. В ходе сближения с противником применение оружия будет упреждающим и непрерывным. Такая тактика минимизирует возможность ответного удара. Если же противник его нанесет, то защитную роль сыграют беспилотники, приняв огонь на себя.
Боевые авиационные системы нового уровня, естественно, войдут в единое сетецентрическое информационное пространство: борт-борт, борт-земля, земля-борт и даже борт-космос-земля-борт. Это позволит быстро реагировать на характер изменяющихся угроз и осуществлять перенацеливание воздушной группировки.
Самолеты — пилотируемые и беспилотники — будут иметь искусственный интеллект. Кстати, российского происхождения — здесь мы своих зарубежных конкурентов опередим.
Поскольку истребители предполагается вооружать в том числе гиперзвуковыми ракетами, они будут способны поражать цели, находящиеся в ближнем космосе.
А с оснащением самолетов гиперзвуковыми двигателями они сами смогут взлетать на околоземные орбиты, выполнять там боевые задачи и возвращаться на Землю.
Внешний облик самолетов окончательно еще не сформирован. Но, как говорят весьма компетентные специалисты, они вполне могут быть похожими на космические истребители, которые сражались в фильмах Джорджа Лукаса «Звездные войны». С той конструктивной поправкой, что в основном самолеты все-таки станут летать в условиях атмосферы, а не в безвоздушном пространстве.
Пусть пока это кажется фантастикой. И с кем нам биться в ближнем космосе? Хочется верить, что ни с кем из землян не придется. Между тем необходимость в создании космических истребителей есть. Астероидную и метеоритную опасность для планеты никто не отменял.
Так что истребительная система будущего, над которой начинают работу в ОАК, вполне возможно, будет защищать не отдельные государства, а всю нашу человеческую цивилизацию. И в связи с этим реально то, что окончательно проект станет реализовываться в международной кооперации. Такой вариант рассматривается.
И еще интересная деталь. Поскольку в России создание истребителя будет идти не в рамках одного КБ, то и название он получит не МиГ или Су. Скорее всего, ему изначально присвоят имя собственное. Ведь первый в мире тяжелый бомбардировщик, спроектированный Игорем Сикорским, не носил имя создателя. Это был «Илья Муромец». Так пусть и истребитель космического поколения назовут богатырским именем.
ОАК поставила Минобороны партию Су-57
https://ria.ru/20221228/su-57-1841932364.html
ОАК поставила Минобороны партию Су-57
ОАК поставила Минобороны партию Су-57 — РИА Новости, 28.12.2022
ОАК поставила Минобороны партию Су-57
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод передал Минобороны истребители Су-57, сообщила в Telegram Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). РИА Новости, 28.12.2022
2022-12-28T15:17
2022-12-28T15:17
2022-12-28T16:44
безопасность
юрий слюсарь
россия
комсомольск-на-амуре
воздушно-космические силы россии
объединенная авиастроительная корпорация (оак)
технологии
су-35с
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/1c/1841930927_0:133:1280:853_1920x0_80_0_0_8895de3b1cb97c9e10ff0183b9dd30fd. jpg
МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод передал Минобороны истребители Су-57, сообщила в Telegram Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).Кроме того, предприятие предоставило военному ведомству многоцелевые истребители Су-35С для Воздушно-космических сил.Как отметил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, в этом года авиазавод в Комсомольске-на-Амуре выполнил программу по производству самолетов.»Мы продолжим выполнять наши обязательства. Самолеты, запланированные к поставкам в следующем году, уже находятся в производстве», — сказал он.Су-57 — многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный компанией «Сухой». Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.Серийные поставки Су-57 начались в этом году. К концу 2024 года ВКС должны получить 22 истребителя, к 2028 году их число доведут до 76.
https://ria.ru/20221228/zavod-1841936077.html
https://ria.ru/20220815/su-57-1809748940.html
россия
комсомольск-на-амуре
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img. ria.ru/images/07e6/0c/1c/1841930927_0:27:1101:853_1920x0_80_0_0_0e573c66360b744c4bf6beaba404357e.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
безопасность, юрий слюсарь , россия, комсомольск-на-амуре, воздушно-космические силы россии, объединенная авиастроительная корпорация (оак), технологии, су-35с, су-57
Безопасность, Юрий Слюсарь , Россия, Комсомольск-на-Амуре, Воздушно-космические силы России, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Технологии, Су-35С, Су-57
МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод передал Минобороны истребители Су-57, сообщила в Telegram Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
«КнААЗ изготовил и передал Минобороны России очередную партию серийных самолетов пятого поколения Су-57 в рамках программы поставок текущего года», — говорится в публикации.
Кроме того, предприятие предоставило военному ведомству многоцелевые истребители Су-35С для Воздушно-космических сил.
Как отметил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, в этом года авиазавод в Комсомольске-на-Амуре выполнил программу по производству самолетов.
28 декабря 2022, 15:29
Комсомольский-на-Амуре авиазавод нарастит выпуск истребителей Су-57
«Мы продолжим выполнять наши обязательства. Самолеты, запланированные к поставкам в следующем году, уже находятся в производстве», — сказал он.
Су-57 — многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный компанией «Сухой». Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.
Серийные поставки Су-57 начались в этом году. К концу 2024 года ВКС должны получить 22 истребителя, к 2028 году их число доведут до 76.
15 августа 2022, 15:38Специальная военная операция на Украине
Глава ОАК оценил работу Су-57 в ходе спецоперации
Все, что вам нужно знать о поколениях истребителей
Алекс Холлингс |
В 2005 году Соединенные Штаты стали первой страной в мире, выставившей на вооружение боевой истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Когда вы смотрите на F-22 по сравнению с его предшественниками 4-го поколения, этот самолет явно выделяется… но что именно сделало его первым из нового поколения , а не более продвинутый подход к существующему поколению истребителей?
Обозначения поколений часто (или, по крайней мере, используется для ) исходят от самого авиационного сообщества. Каждое поколение имеет несколько субъективный список возможностей, которые, возможно, существовали в каком-то конкретном самолете раньше, но становятся общими требованиями для истребителей следующего поколения.
Поколения истребителей довольно субъективны, поэтому вот как ВВС рассказали, какие новые возможности побудили новое обозначение поколения:
- 1-е поколение: реактивный двигатель
- 2-е поколение: стреловидное крыло, радар-дальномер и ракеты с инфракрасным наведением
- 3-е поколение: сверхзвуковой полет, импульсный радар и ракеты, которые могут поражать противников за пределами видимости
- 4-е поколение и за пределами: высокий уровень маневренности, некоторая степень слияния датчиков, импульсно-доплеровский радар, уменьшенная радиолокационная заметность, управление по проводам, обзор / сбивание ракет и многое другое.
(Фото ВВС США TSgt Ben Blocker)
Поскольку новые истребители 4-го поколения все еще производятся, это, пожалуй, самое мутное из всех поколений истребителей. В результате истребители 4-го поколения часто делятся на подпоколения, такие как 4, 4+ и 4++. Эти более продвинутые платформы 4-го поколения часто могут похвастаться некоторыми возможностями 5-го поколения, но не всеми.
В случае с первым истребителем 5-го поколения, F-22 Raptor, самым важным отличием его от аналогов 4-го поколения было то, что малозаметность была неотъемлемой частью конструкции самолета. Вместо того, чтобы сначала проектировать истребитель с точки зрения аэродинамики и характеристик, а затем искать способы уменьшить радиолокационную заметность, при разработке F-22 приоритет отдавался малозаметности с самого первого дня. 900:05 Два F-22 Raptor пролетают над Тихим океаном во время миссии по обеспечению безопасности театра военных действий 9 марта в рамках развертывания на базе ВВС Андерсен, Гуам. (Фото ВВС США/мастер-сержант Кевин Дж. Грюнвальд)
Конечно, не только это делало F-22 особенным, и хотя на самом деле это был первый настоящий истребитель-невидимка на планете, он также обладал несколькими другими важными атрибутами 5-го поколения. F-22 поставлялся с высокоинтегрированными компьютерными системами, способными взаимодействовать с другими сетевыми активами. Это высокопроизводительный планер, способный выполнять многоцелевые функции. В результате он поддерживает более высокую степень ситуационной осведомленности, чем на старых платформах.
F-22 также обладал сверхкрейсерскими способностями, то есть способностью поддерживать сверхзвуковую скорость без использования форсажной камеры. Для истребителя-перехватчика, такого как F-22, способность к крейсерскому полету означает возможность сближаться с вражескими самолетами на чрезвычайно высоких скоростях, сохраняя при этом достаточно топлива для боя после их прибытия. И наоборот, рабочая лошадка ВВС 4-го поколения, многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon, сожжет все имеющееся на борту топливо за минут с включенной форсажной камерой.
F-22 Raptor ВВС США с Объединенной базы Элмендорф-Ричардсон и F-16 Fighting Falcon с базы ВВС Эйлсон пролетают строем над Объединенным тихоокеанским полигонным комплексом на Аляске. (фото ВВС США)
В результате какое-то время сверхкрейсерские возможности считались частью того, что делает истребитель 5-го поколения частью 5-го поколения… До тех пор, пока ни один другой истребитель 5-го поколения не поднялся в небо. с этой способностью. Сегодня только F-22 предлагает сверхкрейсерские возможности в своем поколении, и поэтому это стало ценной чертой, но не частью отличия поколений.
Сегодня в мире существует четыре действующих истребителя 5-го поколения: американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Су-57, которые летают вместе с более чем 25 различными платформами 4-го поколения. Вот краткое изложение того, что именно отличает эти четыре высокопроизводительных истребителя даже от самых современных и передовых платформ 4-го поколения, таких как F-15EX.
- Малозаметность
- Высокая степень маневренности
- Передовые системы авионики
- Многоцелевые возможности
- Возможности сети или объединения данных
Не совсем ясно, что российский Су-57 действительно соответствует всем этим требованиям. (WikiMedia Commons)
Хотя некоторые до сих пор спорят о тонкостях того, что требуется от истребителя 5-го поколения, эти качества общеприняты. Некоторые из этих возможностей присутствовали на самолетах 4-го поколения, но каждая из них должна присутствовать на платформе 5-го поколения. Тогда возникает вопрос… каковы будут критерии для истребителя 6-го поколения, когда платформы 5-го поколения все еще так редки?
Эта статья является частью большой статьи, посвященной истребителям 6-го поколения, которую вы можете прочитать здесь.
Алекс Холлингс
Алекс Холлингс — писатель, отец и ветеран морской пехоты, специализирующийся на анализе внешней политики и оборонных технологий. Он имеет степень магистра коммуникаций Университета Южного Нью-Гэмпшира, а также степень бакалавра корпоративных и организационных коммуникаций Фрамингемского государственного университета.
Подписаться на Алекса Холлингса:
Фейсбук
Твиттер
поколений реактивных самолетов | Статистика аварий Airbus
Эволюция коммерческих реактивных самолетов
1
Первые коммерческие самолеты
С 1952 года
Циферблаты и датчики в кабине, ранние системы автоматического полета
Comet, Caravelle, BAC-111, Trident, VC-10, B707, B720, DC-8, Convair 880/990
2
Более интегрированный Autoflight
2
1964
Более сложные системы автопилота и автомата тяги
Concorde, A300, Mercure, F28, BAe146, VFW 614, B727, B737-100/-200, B747-100/-200/-300/SP, L-1011, DC-9, DC-10
3
Стеклянная кабина, FMS и TAWS
Начиная с 1980 г.
Электронные дисплеи, система управления полетом (FMS) и система оповещения и предупреждения о местности (TAWS) снизили количество аварий CFIT
A300-600, A310, Avro RJ, F70, F100, B717, B737 Classic, B737 NG, B737 MAX, B757, B767, B747- 400/-8, Bombardier CRJ, Embraer ERJ, MD-11, MD-80, MD -90
4
Fly-By-Wire
С 1988 года
Защита зоны полета, обеспечиваемая технологией fly-by-wire, снижает число аварий LOC-I
A220, A318/A319/A320/A321, A330, A340, A350, A380, B777, B787, Embraer E-Jets, Sukhoi Superjet
Инфографика «Четыре поколения коммерческих реактивных самолетов» доступна для скачивания.
Загрузить
Постоянное снижение количества авиационных происшествий было достигнуто за счет постоянной приверженности отрасли коммерческой авиации обеспечению безопасной эксплуатации воздушных судов в безопасной системе воздушного транспорта. Заметная часть этого успеха связана с эффективным регулированием, сильной культурой безопасности и улучшением обучения. Технический прогресс также является важным фактором повышения уровня безопасности. В частности, технологии внедренные в авиационные системы преднамеренно развивались с целью повышения безопасности.
Первое поколение коммерческих реактивных самолетов было разработано в 1950-х и 60-х годах с применением системных технологий, возможности которых были ограничены аналоговой электроникой той эпохи. Быстро появилось второе поколение самолетов с улучшенными системами автопилота.
Третье поколение самолетов было представлено в начале 1980-х годов. Это поколение использовало преимущества цифровых технологий для внедрения стеклянных кабин с системами управления полетом и навигационными дисплеями, что значительно улучшило возможности навигации и определения местоположения. В сочетании с системой оповещения и оповещения о местности (TAWS) эти усовершенствования сыграли ключевую роль в снижении числа происшествий, связанных с контролируемым полетом на местности (CFIT).
Четвертое и последнее поколение коммерческих реактивных самолетов впервые поступило на вооружение в 1988 году вместе с Airbus A320. В самолетах четвертого поколения используется электродистанционная технология с функциями защиты зоны полета. Эти функции защищают от аварий с потерей управления в полете (LOC-I). Технология Fly-by-wire в настоящее время является отраслевым стандартом и используется во всех производимых в настоящее время моделях Airbus, Boeing B777 и B787, Embraer E-Jets и Sukhoi Superjet.
Как технологии помогли снизить количество несчастных случаев
Статистические данные за срок службы каждого поколения самолетов показывают значительное улучшение уровня безопасности, особенно после появления третьего поколения и последнего четвертого поколения. Внедрение технологии TAWS на самолетах третьего поколения привело к значительному сокращению числа авиационных происшествий CFIT со смертельным исходом по сравнению с предыдущими самолетами первого и второго поколения.
Сравнение количества авиационных происшествий по поколениям самолетов дает четкую иллюстрацию ценности инвестиций коммерческой авиации в технологии для повышения безопасности.
Внедрение системы управления полетом (FMS), улучшенных навигационных дисплеев и системы оповещения и предупреждения о местности (TAWS) на самолетах третьего поколения значительно сократило число несчастных случаев со смертельным исходом CFIT по сравнению с предыдущими первым и вторым- самолет поколения.
Преимущества технологий электродистанционного управления и систем управления энергопотреблением, впервые представленных на самолетах четвертого поколения, показывают более низкий уровень аварий LOC-I и RE по сравнению с предыдущими самолетами третьего поколения.
Здесь представлен более подробный анализ влияния этих технологий на снижение аварийности.
- Несчастные случаи со смертельным исходом
- Потери корпуса
Годовое количество рейсов по поколениям самолетов
Самолеты Airbus совершили 75% рейсов коммерческих реактивных самолетов четвертого поколения в 2021 году
В 2021 году было совершено около 22 миллионов рейсов, но это остается На 40% меньше, чем почти 36 миллионов рейсов в 2019 году.