Поколения самолетов: Что такое «поколения истребителей» и можно ли считать Су-57 пятым — Naked Science

Какими будут истребители восьмого поколения

Сразу надо оговориться, что новое поколение авиационной техники — понятие субъективное. Ведь среди специалистов до сих пор нет единого мнения — чем истребитель пятого поколения, кроме цены, принципиально превосходит машины поколения 4++. А что должно быть воплощено в боевых самолетах 6-7-го поколений, главные их заказчики — генералы ВВС, что у нас, что за океаном, — представляют очень смутно.

Тем не менее в Объединенной авиастроительной корпорации наметили сформировать рабочую группу высокопрофессиональных конструкторов и технологов. Она займется концептуальным исследованием создания комплексной истребительной системы, которая ответит на все вызовы ХХI века. Включая бои в ближнем космосе. Вполне возможно, удастся разработать алгоритм оперативного создания истребителей 9-го, 10-го и последующих поколений, если такая необходимость возникнет.

«Российской газете» удалось выяснить, что именно планируется реализовать в боевой авиасистеме будущего. Никаких государственных секретов мы не раскрываем. Речь идет о концепции. И она очень интересна.

Главная изюминка в том, что одновременно начнут проектироваться две версии истребителя — пилотируемую и беспилотную. По классу они будут относиться к легким и средним, возможно, станут одномоторными.

Изменится сама концепция выполнения боевых задач. Пилотируемый истребитель будет идти в бой только в окружении точно таких же по конфигурации беспилотников. Именно истребители-дроны станут прокладывать курс, вести разведку, защищать пилотируемый самолет от вражеских истребителей и средств ПВО.

Естественно, беспилотник сможет решать самостоятельные задачи — вести тактическую воздушную разведку, если потребуется, наносить удары в опасных средах с высокой интенсивностью угроз всем комплексом оружия, имеющегося на борту. В программу полета беспилотника, в ходе выполнения им боевой задачи, могут оперативно вноситься изменения, перенацеливание его на новые объекты.

Дополнительную защиту обеспечит радиоэлектронная борьба нового уровня. Пилотируемые и беспилотные летательные аппараты окружат роем полноразмерных виртуальных имитаторов, что сделает уничтожение реальной воздушной эскадры весьма проблематичным делом.

Предполагается реализовать еще ряд ноу-хау, которые дадут возможность обеспечить фактически глобальное превосходство над любым противником.

К примеру, сверхдальнее обнаружение в режиме радиолокации, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, обеспечение непрерывного сферического обзора. С непрерывным обменом информации между самолетами.

Вооружение истребителей планируется классическим ракетно-пушечным. При этом ракеты смогут размещаться как во внутренних отсеках, так и на внешних подвесках.

Крейсерская сверхзвуковая скорость позволит быстро наращивать количество боевых самолетов на опасном направлении. В ходе сближения с противником применение оружия будет упреждающим и непрерывным. Такая тактика минимизирует возможность ответного удара. Если же противник его нанесет, то защитную роль сыграют беспилотники, приняв огонь на себя.

Боевые авиационные системы нового уровня, естественно, войдут в единое сетецентрическое информационное пространство: борт-борт, борт-земля, земля-борт и даже борт-космос-земля-борт. Это позволит быстро реагировать на характер изменяющихся угроз и осуществлять перенацеливание воздушной группировки.

Самолеты — пилотируемые и беспилотники — будут иметь искусственный интеллект. Кстати, российского происхождения — здесь мы своих зарубежных конкурентов опередим.

Поскольку истребители предполагается вооружать в том числе гиперзвуковыми ракетами, они будут способны поражать цели, находящиеся в ближнем космосе.

А с оснащением самолетов гиперзвуковыми двигателями они сами смогут взлетать на околоземные орбиты, выполнять там боевые задачи и возвращаться на Землю.

Внешний облик самолетов окончательно еще не сформирован. Но, как говорят весьма компетентные специалисты, они вполне могут быть похожими на космические истребители, которые сражались в фильмах Джорджа Лукаса «Звездные войны». С той конструктивной поправкой, что в основном самолеты все-таки станут летать в условиях атмосферы, а не в безвоздушном пространстве.

Пусть пока это кажется фантастикой. И с кем нам биться в ближнем космосе? Хочется верить, что ни с кем из землян не придется. Между тем необходимость в создании космических истребителей есть.  Астероидную и метеоритную опасность для планеты никто не отменял.

Так что истребительная система будущего, над которой начинают работу в ОАК, вполне возможно, будет защищать не отдельные государства, а всю нашу человеческую цивилизацию. И в связи с этим реально то, что окончательно проект станет реализовываться в международной кооперации. Такой вариант рассматривается.

И еще интересная деталь. Поскольку в России создание истребителя будет идти не в рамках одного КБ, то и название он получит не МиГ или Су. Скорее всего, ему изначально присвоят имя собственное. Ведь первый в мире тяжелый бомбардировщик, спроектированный Игорем Сикорским, не носил имя создателя. Это был «Илья Муромец». Так пусть и истребитель космического поколения назовут богатырским именем.

ОАК поставила Минобороны партию Су-57

https://ria.ru/20221228/su-57-1841932364.html

ОАК поставила Минобороны партию Су-57

ОАК поставила Минобороны партию Су-57 — РИА Новости, 28.12.2022

ОАК поставила Минобороны партию Су-57

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод передал Минобороны истребители Су-57, сообщила в Telegram Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). РИА Новости, 28.12.2022

2022-12-28T15:17

2022-12-28T15:17

2022-12-28T16:44

безопасность

юрий слюсарь

россия

комсомольск-на-амуре

воздушно-космические силы россии

объединенная авиастроительная корпорация (оак)

технологии

су-35с

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/1c/1841930927_0:133:1280:853_1920x0_80_0_0_8895de3b1cb97c9e10ff0183b9dd30fd. jpg

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод передал Минобороны истребители Су-57, сообщила в Telegram Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).Кроме того, предприятие предоставило военному ведомству многоцелевые истребители Су-35С для Воздушно-космических сил.Как отметил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, в этом года авиазавод в Комсомольске-на-Амуре выполнил программу по производству самолетов.»Мы продолжим выполнять наши обязательства. Самолеты, запланированные к поставкам в следующем году, уже находятся в производстве», — сказал он.Су-57 — многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный компанией «Сухой». Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.Серийные поставки Су-57 начались в этом году. К концу 2024 года ВКС должны получить 22 истребителя, к 2028 году их число доведут до 76.

https://ria.ru/20221228/zavod-1841936077.html

https://ria.ru/20220815/su-57-1809748940.html

россия

комсомольск-на-амуре

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img. ria.ru/images/07e6/0c/1c/1841930927_0:27:1101:853_1920x0_80_0_0_0e573c66360b744c4bf6beaba404357e.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, юрий слюсарь , россия, комсомольск-на-амуре, воздушно-космические силы россии, объединенная авиастроительная корпорация (оак), технологии, су-35с, су-57

Безопасность, Юрий Слюсарь , Россия, Комсомольск-на-Амуре, Воздушно-космические силы России, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Технологии, Су-35С, Су-57

МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод передал Минобороны истребители Су-57, сообщила в Telegram Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

«КнААЗ изготовил и передал Минобороны России очередную партию серийных самолетов пятого поколения Су-57 в рамках программы поставок текущего года», — говорится в публикации.

Кроме того, предприятие предоставило военному ведомству многоцелевые истребители Су-35С для Воздушно-космических сил.

Как отметил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, в этом года авиазавод в Комсомольске-на-Амуре выполнил программу по производству самолетов.

28 декабря 2022, 15:29

Комсомольский-на-Амуре авиазавод нарастит выпуск истребителей Су-57

«Мы продолжим выполнять наши обязательства. Самолеты, запланированные к поставкам в следующем году, уже находятся в производстве», — сказал он.

Су-57 — многофункциональный истребитель пятого поколения, разработанный компанией «Сухой». Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования.

Серийные поставки Су-57 начались в этом году. К концу 2024 года ВКС должны получить 22 истребителя, к 2028 году их число доведут до 76.

15 августа 2022, 15:38Специальная военная операция на Украине

Глава ОАК оценил работу Су-57 в ходе спецоперации

Все, что вам нужно знать о поколениях истребителей

Алекс Холлингс |

В 2005 году Соединенные Штаты стали первой страной в мире, выставившей на вооружение боевой истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Когда вы смотрите на F-22 по сравнению с его предшественниками 4-го поколения, этот самолет явно выделяется… но что именно сделало его первым из нового поколения , а не более продвинутый подход к существующему поколению истребителей?

Обозначения поколений часто (или, по крайней мере, используется для ) исходят от самого авиационного сообщества. Каждое поколение имеет несколько субъективный список возможностей, которые, возможно, существовали в каком-то конкретном самолете раньше, но становятся общими требованиями для истребителей следующего поколения.

Поколения истребителей довольно субъективны, поэтому вот как ВВС рассказали, какие новые возможности побудили новое обозначение поколения:

  • 1-е поколение: реактивный двигатель
  • 2-е поколение: стреловидное крыло, радар-дальномер и ракеты с инфракрасным наведением
  • 3-е поколение: сверхзвуковой полет, импульсный радар и ракеты, которые могут поражать противников за пределами видимости
  • 4-е поколение и за пределами: высокий уровень маневренности, некоторая степень слияния датчиков, импульсно-доплеровский радар, уменьшенная радиолокационная заметность, управление по проводам, обзор / сбивание ракет и многое другое.

(Фото ВВС США TSgt Ben Blocker)

Поскольку новые истребители 4-го поколения все еще производятся, это, пожалуй, самое мутное из всех поколений истребителей. В результате истребители 4-го поколения часто делятся на подпоколения, такие как 4, 4+ и 4++. Эти более продвинутые платформы 4-го поколения часто могут похвастаться некоторыми возможностями 5-го поколения, но не всеми.

В случае с первым истребителем 5-го поколения, F-22 Raptor, самым важным отличием его от аналогов 4-го поколения было то, что малозаметность была неотъемлемой частью конструкции самолета. Вместо того, чтобы сначала проектировать истребитель с точки зрения аэродинамики и характеристик, а затем искать способы уменьшить радиолокационную заметность, при разработке F-22 приоритет отдавался малозаметности с самого первого дня. 900:05 Два F-22 Raptor пролетают над Тихим океаном во время миссии по обеспечению безопасности театра военных действий 9 марта в рамках развертывания на базе ВВС Андерсен, Гуам. (Фото ВВС США/мастер-сержант Кевин Дж. Грюнвальд)

Конечно, не только это делало F-22 особенным, и хотя на самом деле это был первый настоящий истребитель-невидимка на планете, он также обладал несколькими другими важными атрибутами 5-го поколения. F-22 поставлялся с высокоинтегрированными компьютерными системами, способными взаимодействовать с другими сетевыми активами. Это высокопроизводительный планер, способный выполнять многоцелевые функции. В результате он поддерживает более высокую степень ситуационной осведомленности, чем на старых платформах.

F-22 также обладал сверхкрейсерскими способностями, то есть способностью поддерживать сверхзвуковую скорость без использования форсажной камеры. Для истребителя-перехватчика, такого как F-22, способность к крейсерскому полету означает возможность сближаться с вражескими самолетами на чрезвычайно высоких скоростях, сохраняя при этом достаточно топлива для боя после их прибытия. И наоборот, рабочая лошадка ВВС 4-го поколения, многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon, сожжет все имеющееся на борту топливо за минут  с включенной форсажной камерой.

F-22 Raptor ВВС США с Объединенной базы Элмендорф-Ричардсон и F-16 Fighting Falcon с базы ВВС Эйлсон пролетают строем над Объединенным тихоокеанским полигонным комплексом на Аляске. (фото ВВС США)

В результате какое-то время сверхкрейсерские возможности считались частью того, что делает истребитель 5-го поколения частью 5-го поколения… До тех пор, пока ни один другой истребитель 5-го поколения не поднялся в небо. с этой способностью. Сегодня только  F-22 предлагает сверхкрейсерские возможности в своем поколении, и поэтому это стало ценной чертой, но не частью отличия поколений.

Сегодня в мире существует четыре действующих истребителя 5-го поколения: американские F-22 и F-35, китайский J-20 и российский Су-57, которые летают вместе с более чем 25 различными платформами 4-го поколения. Вот краткое изложение того, что именно отличает эти четыре высокопроизводительных истребителя даже от самых современных и передовых платформ 4-го поколения, таких как F-15EX.

  • Малозаметность
  • Высокая степень маневренности
  • Передовые системы авионики
  • Многоцелевые возможности
  • Возможности сети или объединения данных

Не совсем ясно, что российский Су-57 действительно соответствует всем этим требованиям. (WikiMedia Commons)

Хотя некоторые до сих пор спорят о тонкостях того, что требуется от истребителя 5-го поколения, эти качества общеприняты. Некоторые из этих возможностей присутствовали на самолетах 4-го поколения, но каждая из них должна присутствовать на платформе 5-го поколения. Тогда возникает вопрос… каковы будут критерии для истребителя 6-го поколения, когда платформы 5-го поколения все еще так редки?

Эта статья является частью большой статьи, посвященной истребителям 6-го поколения, которую вы можете прочитать здесь.

Алекс Холлингс

Алекс Холлингс — писатель, отец и ветеран морской пехоты, специализирующийся на анализе внешней политики и оборонных технологий. Он имеет степень магистра коммуникаций Университета Южного Нью-Гэмпшира, а также степень бакалавра корпоративных и организационных коммуникаций Фрамингемского государственного университета.

Подписаться на Алекса Холлингса:
Фейсбук