Содержание
андроиды, гиноиды, киборги», Г. Т. Черненко – ЛитРес
Серия «Узнай мир»
Составитель серии «Узнай мир» В. А. Карачёв
Иллюстрации С. В. Смирновой
© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2015–2016
© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2016
* * *
Это было давно. Тогда я в первый раз подошел к двери с табличкой «Лаборатория роботов». Открыл дверь и увидел странные руки, свисающие откуда-то сверху. Нет, то были руки не человека, а робота. Беспомощно висели они, отделенные от «туловища» – металлического шкафа, стоявшего в углу. К рукам от шкафа тянулись провода.
И вдруг эти суставчатые руки зашевелись, задвигались. Робот получил задание собрать разбросанные по полу пластмассовые кубики и сложить их в коробку.
Одна из рук заходила над столом, начала поиск. Она слегка дрожала, как будто нервничала. Наконец находит. Берет кубик и относит в коробку. Идет за вторым. Задача, однако, усложняется. На пути руки ставят вертикально шахматную доску. Но робот не теряется. Рука подошла к клетчатой стенке совсем близко и «перешагнула» через нее.
Далее, по новому заданию, робот собрал детскую пирамидку из разноцветных кружочков. Разыскал их на столе и нанизал на деревянный колышек. Причем не в беспорядке нанизал, а сначала надел самый большой кружок, а потом все меньшие и меньшие.
Я понимал, что и кубики, и пирамидка – так, для показа. В действительности робот был предназначен для работ куда более серьезных. Но об этом наш рассказ впереди, и начнется он со времен давным-давно минувших.
«Храм очарований»
В начале позапрошлого века на улицах Петербурга можно было встретить бодрого веселого старичка, совершенно седого. Он не признавал извозчиков, всегда ходил пешком и до конца своей жизни (а прожил он почти сто лет) не нуждался в очках. Это был Антон Маркович Гамулецкий, человек в столице весьма известный.
Перепробовав множество профессий, Гамулецкий в 1827 году открыл на Невском проспекте для всеобщего обозрения «Храм очарований, или Механический, физический и оптический кабинет». А еще его называли «кабинетом замысловатых механических вещей и разного рода редкостей».
Человекоподобные автоматы середины ХIХ века поражали и поражают до сих пор своей сложностью. Автомат «Оркестр»
Автомат, также изготовленный в позапрошлом веке, умел играть в шахматы
Чудеса начинались уже на устланной бархатным ковром парадной лестнице. Над верхней площадкой ее висела большая позолоченная фигура женщины. Самое удивительное, что она была никак не прикреплена, а висела свободно. «Сто лет я трудился, – говорил Гамулецкий, – чтобы найти точку расположения, вес магнита и железа, дабы удержать фигуру в воздухе».
Посетители подходили к дверям, ведущим в «кабинет». У дверей стояли механические слуги. Встречая гостей, они кланялись и казались совсем живыми.
Стоило присесть на диван, как раздавалась приятная музыка. В тот же момент открывались двери соседней комнаты, и оттуда выходил слуга-автомат, курчавый негр, «чистой крови африканец». Он ставил на стол поднос с напитками и удалялся.
Чудеса продолжались. Механический петух вскакивал на перекладину и хлопал крыльями. В углу лаяла автоматическая собака. Черная кошка-автомат мяукала и выгибала спину.
Но больше всего поражала бронзовая голова «чародея». Она лежала на столе, и с нею можно было разговаривать, задавать вопросы и получать ответы на четырех языках: русском, английском, французском и немецком.
Удивительно, что голова не была привинчена к столу. Ее разрешалось брать в руки и переносить с места на место, что нисколько на ней не отражалось. Как это было сделано, неизвестно…
«Кабинет» Антона Гамулецкого пользовался у жителей Петербурга большим успехом. Впрочем, не только у них. «Сей кабинет, – писал современник, – удостоен был посещения разных иностранных принцев и знаменитых особ. И все они были, можно сказать, совершенно очарованы».
Автомат «Фокусник» показывал загадочные фокусы
Да, Антон Гамулецкий действительно был поразительным мастером по части изобретения и изготовления различных автоматов, в том числе и человекоподобных. И это в те далекие времена, когда не существовало не только электроники, но даже электротехника находилась в начале своего пути. Говоря современным языком, он явился пионером (да еще каким!) робототехники (и, добавим, иллюзионного искусства) в России.
Механические «люди»
Следует сказать, что Гамулецкий не был первым изобретателем и строителем человекоподобных автоматов. Их пытались создать задолго до него. Но не станем погружаться в глубь веков, а лучше вспомним предшественника русского изобретателя, замечательного французского механика Жака Вокансона.
Французский механик, создатель первых сложных автоматов Жак Вокансон
Он родился в 1709 году в бедной многодетной семье перчаточных дел мастера. Жак рано увлекся механикой, открыл свою мастерскую и занялся изготовлением различных сложных механизмов вроде необыкновенных часов, хитроумных игрушек и автоматических музыкальных инструментов. Но больше всего известности ему принесли автоматическая утка и автомат-флейтист.
Внешне механическая утка Вокансона была похожа на настоящую. Она могла передвигаться по земле и плавать, крякать, бить крыльями, пить воду, клевать зерна и даже их «переваривать», как все живые утки.
Устройство знаменитой автоматической утки Вокансона
Еще сложнее был устроен автоматический флейтист ростом со взрослого человека, созданный Жаком Вокансоном в 1738 году. Он мог исполнять 12 разных мелодий. Как и живой флейтист, перебирал пальцами по кнопкам флейты. При вдувании воздуха движения его губ были тоже вполне естественными.
Продолжателями дела Жака Вокансона стали необычайно талантливые мастера Пьер и Анри Дро – отец и сын. Они жили в Швейцарии, стране часов и часовщиков.
Пьер Дро, построивший удивительных механических «людей»
Дро тоже были часовщиками из деревни Шо-де-Фон, где все от мала до велика были заняты производством часов.
Много лет Дро-старший изготавливал обыкновенные часы: карманные и настольные. Затем начал делать особенные, с «сюрпризом», с механическим театром, в котором разыгрывались какие-нибудь сценки.
Однако на этом Пьер Дро не остановился. Он задумал сделать автомат в виде механического «человека». Работа над автоматом заняла около двух лет.
Наконец весной 1772 года автомат был готов. Он представлял собой фигуру темноволосого курчавого мальчика, сидящего на мягком табурете перед маленьким столиком. Автомат назывался «Писец». И правда, мальчик макал гусиное перо (металлических перьев тогда еще не существовало) в чернильницу и, наклонив голову, красивым почерком писал слова и предложения.
Механизм писца состоял из шести тысяч деталей: шестеренок, валиков, рычажков. В движение он приводился пружиной, как и часы.
Роботы андроиды в категории «Товары для детей»
Робот на радиоуправлении Play Smart Робовоин ходит, танцует, стреляет дисками, с подсветкой
На складе
Доставка по Украине
по 970 грн
от 3 продавцов
970 грн
Купить
ArtСollection
Игровой набор интерактивный робот для мальчика. Развивающая игрушка
Доставка по Украине
по 970 грн
от 4 продавцов
970 грн
Купить
Toy Joy
Видеообзор! Интерактивный робот для ребенка на батарейках. Игрушка для мальчиков.
Доставка по Украине
по 490 грн
от 5 продавцов
490 грн
Купить
Toy Joy
Игрушка робот на радиоуправлении для мальчика.Робот.Для мальчиков.
Доставка по Украине
по 790 грн
от 3 продавцов
790 грн
Купить
Кинза Маркет
Робот музыкальный со светом 3 вида ZR156-3
Доставка из г. Львов
372 грн
Купить
Деодатус
Робот музыкальный со светом ходит 2 вида ZR142-3 интерактивная игрушка инопланетянин
Доставка из г. Львов
384 грн
Купить
Деодатус
Робот на батарейках 22125 интерактивная игрушка
Доставка из г. Львов
363 грн
Купить
Деодатус
Робот-андроид Silverlit O.P. One (88550)
Доставка из г. Киев
6 121.68 — 6 188.22 грн
от 2 продавцов
6 654 грн
6 121. 68 грн
Купить
Интернет-магазин «ByShop»
Интерактивная игрушка Танцующий робот cool robot, Музыкальный танцующий светящийся робот
На складе
Доставка по Украине
350 грн
Купить
FriendStore
Музыкальный робот IRON MAN M99666-3
Доставка по Украине
272 — 4 638 грн
от 4 продавцов
385 грн
Купить
sportkids
Интерактивная игрушка робот IRON MAN DJ 6619B
Доставка по Украине
395 грн
Купить
sportkids
Набор трансформеров Robot Trains BL1898
Доставка по Украине
395 грн
Купить
sportkids
Набор трансформеров Robot Trains BL1899
Доставка по Украине
585 грн
Купить
sportkids
Конструктор робот Solar Robot 11 в 1 интерактивная игрушка на солнечных батареях
Доставка по Украине
477 — 541 грн
от 5 продавцов
499 грн
Купить
Интернет-магазин «GreenRay»
Робот Андроид KD-8803 (25 см, 4 вида, свет, звук)
Доставка по Украине
520 грн
470 грн
Купить
hoz_mag
Смотрите также
Детский игрушечный интерактивный смарт робот Lizi-10 от LZCZ реагирует на команды и звуки
На складе
Доставка по Украине
850 грн
760 грн
Купить
Levenya Toys Store
ИНТЕРАКТИВНЫЙ РОБОТ SPACE FIGHTER (FY-28083B)
Доставка по Украине
по 909 грн
от 2 продавцов
909 грн
Купить
Интернет-магазин «pro100shop»
Игрушка Робот
Доставка по Украине
1 382. 70 грн
Купить
Китай из Рук в Руки
Трансформер робот-андроид, пожарная машина, красный (10808-1)
Заканчивается
Доставка по Украине
418 грн
376.20 грн
Купить
DEVILON
Трансформер робот-андроид, машина (10801-2)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
195 грн
175.50 грн
Купить
DEVILON
Трансформер робот-андроид, трейлер (10801-3)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
195 грн
175.50 грн
Купить
DEVILON
Трансформер робот-андроид, корабль (10801-1)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
195 грн
175.50 грн
Купить
DEVILON
Трансформер робот-андроид, кран (10801-4)
На складе в г. Киев
Доставка по Украине
195 грн
175.50 грн
Купить
DEVILON
Трансформер робот-андроид, пожарная машина, красный
Заканчивается
Доставка по Украине
405 грн
Купить
PLAYhome
Трансформер робот-андроид, машина
Доставка из г. Киев
189 грн
Купить
PLAYhome
Трансформер робот-андроид, трейлер
Доставка из г. Киев
189 грн
Купить
PLAYhome
Трансформер робот-андроид, корабль
Доставка из г. Киев
189 грн
Купить
PLAYhome
Трансформер робот-андроид, кран
Доставка из г. Киев
189 грн
Купить
PLAYhome
Посещение фабрики людей
Уилл Джексон, генеральный директор робототехнической компании Engineered Arts, говорит, что не знает, что хуже: гневные электронные письма, в которых его обвиняют в создании машин, которые однажды свергнут человечество, или спекулятивные вопросы, отправитель может трахнуть роботов.
«Все хотят увидеть робота-гуманоида», — говорит Джексон. «Они любят представлять все эти вещи, которые произойдут. Часть того, что мы делаем, — это исполнение этого желания». (Хотя это и не так, он старается подчеркнуть, секс-роботы.)
Кадры последнего творения Engineered Arts, серокожего бота по имени Амека, стали вирусными в декабре прошлого года благодаря роликам, на которых андроид с обнаженным металлическим торсом и устрашающе реалистичным выражением лица взаимодействует с исследователями. («Андроид» — правильное название робота в форме человека, от древнегреческого andro — «человек» и eides — «форма».)
чтобы коснуться его носа, прежде чем плавно потянуться, чтобы остановить его руку в вихре электродвигателей. Это сверхъестественный момент, который вызывает тревогу у зрителя: шок заключается в том, что робот захочет установить эту границу между это , а нам — желание, по иронии судьбы, очень человеческое.
«Немного испугался, когда поднес руку к его руке. Думал, что просто сломает». Другой говорит: «Я знаю, что это страшно, но мне это нравится, и я хочу большего».
Именно эти эмоции — любопытство, страх, волнение — являются товарным знаком Engineered Arts. Компания зарабатывает деньги, продавая своих роботов для развлечения и обучения. Они используются учеными для исследований; маркетинговыми группами для рекламных трюков; и размещены в музеях, аэропортах и торговых центрах, чтобы приветствовать посетителей. «Везде, где есть большая толпа людей, с которыми можно взаимодействовать», — говорит Джексон.
«Я знаю, что это страшно, но мне это нравится, и я хочу большего».
Машины могут работать на автопилоте, реагируя на прохожих заданным стебом. Или ими можно управлять удаленно, когда невидимые обработчики отвечают на запросы толпы, как в этом видео, снятом на выставке CES. Однако в ближайшем будущем Engineered Arts хочет оснастить своих роботов более совершенным программным обеспечением для чат-ботов, которое позволит им плавно отвечать на запросы без участия человека.
Однако эти роботы не только развлекатели, но и предвестники будущего. По мере совершенствования технологий и превращения андроидов в более реалистичных, вопрос о , как мы относимся к таким машинам, станет более актуальным. Трахаться и драться — единственные два ответа, которые мы можем себе представить?
Прототип робота, используемый для проверки выражения лица.
Интерес человечества к андроидам кажется современной одержимостью, но это далеко не так. Мы мечтали об искусственных людях тысячи лет — от поющих, выкованных из золота селедонов из древнегреческого мифа до голема из еврейского фольклора, слепленного из глины и одушевленного священными словами. Для сравнения, термин «робот» — более поздняя чеканка, впервые появившаяся в 1920 в игре RUR, или Универсальные роботы Россум . Здесь машины выступают заменой недавно огрубевшему рабочему классу (термин робот происходит от славянского robota, что означает «принудительный труд»), вынужденным принять механические позы и обреченным на бунт.
Схема переваривания утки Жака де Вокансона (которая ошибочно предполагала, что пища обрабатывается). Изображение: Public Domain
Однако до того, как они стали суррогатами классового страха, автоматы в Европе были очками. Автоматы, изобретенные в эпоху Средневековья, знакомы и сегодня, как и жакемары, или «часовые домкраты» — человеческие фигуры, которые бьют в колокола больших астрономических часов Европы. Другие были искусно изготовленными экземплярами, например, механический лев, подаренный Франциску I Французскому в 1515 году. Созданный Леонардо да Винчи, лев, как сообщается, был способен подойти к королю без посторонней помощи, прежде чем открыть свою грудь, чтобы показать букет цветов внутри.
По мере совершенствования часового механизма конструкции становились все более сложными. Инженер 18-го века Жак де Вокансон устраивал театрализованные представления с участием автоматов, которые могли играть на флейте и тамбурине. Однако его самая известная машина имитировала основы биологии: это была утка, которая, казалось, ела, пьет и испражняется — достижение, которое побудило философа Вольтера восхвалять Вокансона как «нового Прометея».
Как и роботы, созданные Engineered Arts, эти автоматы вызвали ряд реакций. Некоторые люди превозносили их искусственность, рассматривая машины как доказательство технологических достижений человечества, в то время как другие приписывали этим машинам духовные свойства, утверждая, что они стирают границы между искусственной и биологической жизнью. Такое теоретизирование также не было тривиальным, вдохновляя таких мыслителей, как Рене Декарт, на предположение, что люди и животные были всего лишь еще одним видом продвинутых машин (хотя последней категории не хватало души или сознания).
«Есть такое ощущение, что то, что вокруг нас может быть интеллектом, и разные культуры реагируют на это по-разному».
Желание спроецировать свободу действий и разум на неодушевленную материю, однако, глубоко человеческое, говорит Бет Сингер, цифровой антрополог из Кембриджского университета. «Вам не нужно заходить так далеко, как Амека, с чертами лица, прежде чем люди начнут привносить анимированные сущности в то, что я называю своей космологией потенциальных существ», — говорит она Грань . «Есть такое ощущение, что то, что вокруг нас , может быть интеллектом, и разные культуры реагируют на это по-разному».
Такие традиции, как синтоизм и буддизм, более открыто говорят об этом импульсе приписывать душу объектам, говорит Синглер, но те же самые инстинкты глубоко укоренились на Западе. «Нам нравится думать, что мы невосприимчивы к этому, потому что мы достигли Просвещения и стали очень серьезными и рациональными», — говорит она. «Но я этого не вижу. Когда я вижу, как люди взаимодействуют с анимированными технологическими объектами — а это может быть что угодно, от робота до робота-пылесоса, — я вижу ту же анимистическую тенденцию». Другими словами: мы все еще хотим верить.
Творения Engineered Arts сочетают в себе робототехнику и спецэффекты.
Engineered Arts умеет играть на таких инстинктах. Как объясняет Джексон: «Удивительно, какие простые вещи можно сделать, чтобы машина выглядела разумной». Например, в первые дни существования компании они придумали полезный трюк с распознаванием речи. Вместо того, чтобы программировать чат-бота, анализирующего то, что говорят люди, его инженеры написали программу, которая повторяла последнее, что робот слышал, и меняла местами слова «ты» и «я» в любом предложении. «Итак, вы говорите роботу: «Я люблю тебя», а он отвечает: «Ты любишь меня», — говорит он. «И вы думаете: «Боже мой, он меня понимает», но нет, я всего лишь переставил два слова».
Компания исследует эти вопросы из своей штаб-квартиры в Фалмуте, Великобритания. Скромное место для такой научной фантастики: рыбацкий городок с населением чуть более 20 000 человек на юго-западной оконечности страны в графстве Корнуолл. Это регион с ярко выраженным чувством местной идентичности, жители которого гордятся тем, что имеют больше общего с кельтскими соседями в Ирландии и Франции, чем с остальной частью Англии. Сам Джексон — местный житель, родился и вырос в Фалмуте и говорит, что не мог представить себе, что поселится где-то еще.
Ощущение отдаленности соответствует работе. В штаб-квартире компании, расположенной в большом промышленном здании на окраине города, царит тихая и просторная атмосфера мастерской ремесленника. В тот день, когда я наношу визит, в город дует буря, разнося свистки по различным отделам. Есть кодирование с его стоячими столами с несколькими мониторами и кружками, восхваляющими достоинства скалолазания; костюмирование с его рельсами нарядов и париков; и машиностроение — самая большая область — населенная огромными станками, с шумом разрезающими алюминиевые блоки.
Тем не менее, декоративный мотив, объединяющий пространство, — это части тела. Куда бы вы ни пошли по зданию, повсюду на столах и полках разбросаны механические конечности, силиконовые лица и бестелесные головы. Исследуя это место, вы чувствуете себя как за кулисами Westworld : жутко видеть человеческую форму, разбитую на составные части, но вы быстро привыкаете к этому зрелищу. Прежде чем вы это осознаете, вы дергаете механические руки и резиновые лица с любопытной невинностью ребенка.
Генеральный директор Engineered Arts Уилл Джексон демонстрирует детали резинового лица.
Для некоторых это одна из опасностей создания реалистичных роботов. Когда вы привыкнете относиться к человекоподобным автоматам как к автоматам , вы постепенно поймете, что относитесь к людям одинаково. Это похоже на дилемму родителей с маленькими детьми и Алексой. Должны ли они быть вежливы с помощником ИИ, потому что он побуждает их быть вежливыми с людьми? Или это неправильный подход к программному обеспечению, написанному и контролируемому огромной транснациональной корпорацией?
Пока я размышляю об этом, мы с Джексоном проходим мимо стола, заваленного механическими приспособлениями, проходящими стресс-тесты. Поршни были прибиты к деревянной доске, а на подставке крошечные шкивы поднимают и опускают чашку, полную винтов. И, верный предположению Синглера о том, что люди приписывают частицу души почти всему, что движется, я испытываю мимолетную симпатию даже к этим измученным компонентам.
«Мы проверяем эти приводы на пальцы», — говорит Джексон. «Все дело в долговечности: сколько раз вы можете запустить это туда и обратно». Цель — миллион циклов, хотя двигатели, найденные на китайском оптовом сайте, пока прошли всего несколько сотен тысяч. Скорее всего, они были предназначены для открывания и закрывания дисководов компакт-дисков, говорит он, но если они окажутся надежными, у них появится новое применение для открывания и закрывания искусственных рук.
Engineered Arts не строит своих роботов полностью с нуля, но участие компании в каждой части их конструкции — от формовки резиновых лиц до программирования мозгов роботов — делает ее продукцию практически уникальной на рынке. По словам Джексона, вероятно, только команда Disney Imagineering, которая занимается созданием аниматроники для своих тематических парков, объединяет столько разрозненных знаний под одной крышей. И Disney не продает то, что производит.
Первый робот Engineered Arts — RoboThespian — был гораздо менее реалистичным, чем его нынешние модели.
С момента своего основания в 2005 году компания Engineered Arts изготовила полдюжины или около того роботов. Но его последняя модель, Ameca, несомненно, является самой сложной. После нашей первоначальной экскурсии Джексон ведет нас к одному из трех оперативных подразделений. Когда он загружает операционную систему машины на ноутбуке, автомат оживает. Он морщит щеки, поднимает брови, а затем гримасничает и моргает. Это как наблюдать за выражением лица новорожденного ребенка. Есть ощущение, что аппаратное обеспечение еще не полностью подключено к программному обеспечению.
«Человеческое лицо — это широкополосный коммуникационный инструмент».
Именно эти выражения лица воплощают в себе амбиции Engineered Arts. «Человеческое лицо — это инструмент связи с огромной пропускной способностью, — говорит Джексон. «У вас есть физический интерфейс, который люди узнают». Как вид, мы запрограммированы распознавать лица, но Амека настолько реалистична, что практически не требуется никаких усилий, чтобы проецировать интеллект там, где его нет. Пока Джексон побуждает робота произнести несколько заранее запрограммированных фраз, я протягиваю руку, чтобы посмотреть, на что похоже лицо, — и колеблюсь. Джексон заверяет меня, что это не опасно, но я беспокоюсь, что это неуважение.
Инженерное искусство использует всевозможные методы, чтобы создать впечатление разумности. Джексон особенно гордится ключицей, которая может двигаться вперед и назад, а также наклоняться, вращаться и рыскать. Все это помогает передать тонкие эмоции, такие как ожидание и опасение. Микрофоны в ушах робота позволяют ему триангулировать звук и обращать внимание на окружающий шум, в то время как камеры в его глазных яблоках запускают простую программу машинного зрения для отслеживания рук и лиц. В результате, если вы войдете в присутствие Амеки или заговорите с ней, она отреагирует, как человек. Он поворачивается, чтобы посмотреть на вас, и, естественно, вы оглядываетесь назад. Это начало отношений.
Вот почему компания специально создает андроидов, говорит Джексон: потому что мы естественным образом реагируем на них, как люди. Форма просто не имеет смысла для любой другой задачи. «Единственная веская причина для создания гуманоида — это общение и дружба с людьми», — говорит он. Роботы должны быть созданы для максимально эффективного выполнения определенных задач, поэтому «лучший робот-посудомойщик — это квадратная коробка, а не гуманоид, который бродит по вашему дому и возится с вашими тарелками».
Слишком много инженерных задач, чтобы воспроизвести эффективность и ловкость человеческого тела. Электродвигатели гораздо более громоздкие и энергоемкие, чем органические мышцы, а цифровые системы управления до сих пор не способны подражать нашей подвижности, ловкости и восприятию. В области робототехники это известно как парадокс Моравека: гораздо проще создать ИИ, способный победить гроссмейстера, чем робота с физическими способностями малыша.
Один из сотрудников Engineered Arts завершает работу над глазным яблоком.
Несмотря на это, достижения в некоторых областях искусственного интеллекта, таких как машинное зрение и понимание естественного языка, возродили старые амбиции по созданию идеального робота-человека. Когда я спрашиваю Джексона, что он думает о плане Илона Маска создать рабочего-андроида для своих заводов, он недоверчив. «Когда [Маск] запрыгнул на подножку с Tesla Bot, мы просто катались от смеха», — говорит он. Он предполагает, что технический директор обязательно предложит что-то («у него есть бюджет, и он может найти талант»). Но он никак не сможет создать машину, которая сможет заменить людей — Маск пообещал это с абсолютной уверенностью.
На данный момент люди гораздо лучше умеют быть людьми
Если вы хотите понять, почему планы Маска потерпят неудачу, говорит Джексон, просто посмотрите на Boston Dynamics. Это компания, которая десятилетиями занимается разработкой роботов, но ее самый продвинутый андроид — Atlas — по-прежнему ограничивается демонстрациями и исследованиями. На данный момент люди просто намного лучше умеют быть людьми. «Они самовосстанавливаются, они самовоспроизводятся, и у них уходит пачка кукурузных хлопьев», — говорит он, полагая, что желание Маска создать идеально податливого рабочего, возможно, больше говорит о его хорошо задокументированных проблемах с человеческим трудом, чем о его понимании возможности робототехники.
Что Маск может, так это будоражить воображение людей — точно так же, как Engineered Arts. Это одна из причин, почему, когда в прошлом году он представил танцующего мужчину в костюме из спандекса вместо своего Tesla Bot, так много фанатов были готовы дать ему презумпцию невиновности: люди хотят, чтобы поверили в роботов.
Engineered Arts намного откровеннее относится к такого рода «хитростям» (термин, который Джексон считает несколько неблагородным). В отличие от одного из конкурентов компании, Hanson Robotics, производителя робота Sophia, компания не делает вид, что ее машины обладают сознанием. Когда София выходит на ночные ток-шоу и заявляет, что она друг человечества или хочет ребенка, эксперты плюются перьями. «Это явно чушь собачья», — сказала мне несколько лет назад исследователь этики ИИ Джоанна Брайсон после того, как Софию сделали «гражданкой» Саудовской Аравии в качестве пиар-хода. Однако в интервью сотрудники Engineered Arts подчеркивают реальность этих машин: это продвинутая аниматроника, а не первый набросок апокалипсиса роботов.
Можно возразить, что компания по-прежнему вносит свой вклад в эти заблуждения, публикуя ролики об Амеке без полного контекста, но Джексон отвечает, что некоторые люди всегда намеренно неправильно понимают то, что видят. «Если актер играет в фильме злодея, люди шипят на него, когда видят на улице, — говорит он. «Это неспособность отличить фантазию от реальности».
Ameca — самое последнее и самое реалистичное творение Engineered Arts.
После того, как я провел время с Амекой, моя собственная способность различать фантазию и реальность, я думаю, не пострадала. Но, безусловно, бывают моменты, когда иллюзия полна и убедительна. Часто это всего лишь один жест — взмах руки или прищур глаза — но всего на секунду вы можете поверить, что этот набор моторов и цепей, стоящих перед вами, представляет собой нечто большее, чем сумма его части.
Просматривая историю автоматов, я могу выделить один тип роботов, который мне напоминает Амека: робот-святой. Существует множество примеров таких религиозных автоматов, начиная с эпохи позднего средневековья, в том числе скульптуры Христа и Девы Марии в натуральную величину, которые были оснащены шарнирными конечностями и приводились в движение кукольным или часовым механизмом. Эти артефакты часто использовались в религиозных церемониях, привлекая публику своими чудесными качествами, и, хотя может показаться странным думать о роботах как о чудотворных агентах, они, безусловно, сверхчеловеческие: они не умирают и не могут стареть. И в нашу нынешнюю эпоху ажиотажа и мистицизма в области машинного обучения — когда технари создают религии, посвященные богам ИИ, а исследователи размышляют в Твиттере о том, обладают ли нейронные сети сознанием — я думаю, что эта тенденция превратить технологическое в нечто духовное сильнее, чем когда-либо.
Роботы и ИИ занимают полумистическое место в популярной культуре
Синглер специализируется на культурных реакциях на ИИ и говорит, что это постоянная тема в ее исследованиях. Она отмечает, как часто стоковые изображения ИИ напоминают религиозные образы, такие как Сотворение Адама , или как люди говорят о том, что они «благословлены алгоритмом» в социальных сетях, создавая народные традиции о том, как извлечь благоприятные результаты из этих загадочных сущностей. «Когда дело доходит до ИИ, легко увидеть в нем сверхразум и очень быстро вписаться в это пространство Бога», — говорит она.
В этом свете роботы Engineered Arts — это не только устройства для развлечения, но и осязаемый способ взаимодействия с этой мощной новой силой в мире — способ, с помощью которого зрители могут волноваться о будущем и технологиях. Джексон говорит, что после того, как люди преодолели первоначальное удивление, увидев такого робота, как Амека, их следующей реакцией будет критика. «Когда люди видят наших роботов, [они] замечают все, что не так. «О, это моргание было неправильным», — говорят они. Или: «Настоящий человек никогда бы так не поступил», — говорит он. «Они отличают себя от машины. Я думаю, это обнадеживает: «Мне не о чем беспокоиться, эта машина не так хороша, как я».
Следующий шаг для Ameca — ходячая версия, — говорит Джексон и показывает мне прототип пары металлических ног, сгибающих и сгибающих колени. Он говорит, что его работа в конечном итоге напоминает ему о великолепии природы. Чем больше он пытается воссоздать человеческое тело, тем сильнее его чувство «трепета и удивления» — и его осознание того, как далеко должна зайти человеческая изобретательность, чтобы конкурировать. «Вы смотрите на биологические системы, а затем пытаетесь подражать им, и в конечном итоге вы думаете — и я не религиозен — но в конечном итоге вы думаете: «Как, черт возьми, это произошло?»
Фотография Джеймса Винсента / The Verge
Шесть реалистичных роботов, которые доказывают, что будущее эволюции человека является синтетическим
Роботы-гуманоиды подошли очень близко к тому, чтобы преодолеть зловещую долину. С правильными характеристиками они почти неотличимы от своих органических аналогов. Почти. Последние итерации могут говорить, как мы, ходить, как мы, и выражать широкий спектр эмоций. Некоторые из них могут поддерживать беседу, другие способны помнить последнее ваше взаимодействие с ними.
Благодаря своему высокому уровню развития эти похожие на живых роботов могут оказаться полезными в помощи пожилым людям, детям или любому человеку, нуждающемуся в помощи в повседневных задачах или общении. Например, был проведен ряд исследований, изучающих эффективность человекоподобных роботов, поддерживающих детей с аутизмом посредством игры.
Но, когда такие люди, как Илон Маск, выражают озабоченность по поводу риска искусственного интеллекта, возникают некоторые споры о том, насколько мы человечны.0007 действительно хотят, чтобы наши роботизированные аналоги были. И, подобно Маску, некоторые из нас могут беспокоиться о том, как будет выглядеть наше будущее, когда интеллект сочетается с совершенно человеческим внешним видом. Но Софию, ультрареалистичного гуманоида, созданного Hanson Robotics, это не волнует. ИИ «полезен для мира», говорит она.
Тем не менее, несмотря на то, что технология, лежащая в основе передовой робототехники-андроида, прошла долгий путь, предстоит еще много работы, прежде чем мы сможем поговорить с сущностью лицом к лицу, не имея возможности сказать, что мы говорим с репликой.
Но это не значит, что ученые и инженеры не подошли близко. Имея это в виду, вот шесть человекоподобных роботов, которые подошли ближе всего к преодолению зловещей долины.
1. Первый Android-диктор новостей
Источник изображения: Yoshikazu Tsuno/Getty Images
В 2014 году японские ученые с гордостью представили то, что они называют самым первым андроидом, читающим новости. Реалистичный диктор новостей под названием «Кодомороид» прочитал в прямом эфире сюжет о землетрясении и рейде ФБР.
Хотя она — или она — сейчас ушла на пенсию в Токийский национальный музей новой науки и инноваций, она все еще активна. Она помогает посетителям и собирает данные для будущих исследований о взаимодействии между человеческими андроидами и их реальными аналогами.
2. BINA48
Источник изображения: Hanson Robotics
BINA48 — разумный робот, выпущенный в 2010 году движением Terasem под руководством предпринимателя и писателя Мартины Ротблатт. С помощью дизайнера и исследователя робототехники Дэвида Хэнсона BINA48 была создана по образу жены Ротблата, Бины Аспен Ротблатт.
BINA48 дала интервью New York Times, появилась в National Geographic и путешествовала по миру, появляясь в ряде телешоу. Посмотрите, как она оценивается в интервью Times ниже.
3. Geminoid DK
Источник изображения: GeminoidDK/YouTube
GeminoidDK — ультрареалистичный человекоподобный робот, созданный в результате сотрудничества между частной японской фирмой и Университетом Осаки под руководством Хироши Исигуро, директора Лаборатория интеллектуальной робототехники университета.
GeminoidDK создан по образцу датского профессора Хенрика Шарфе из Ольборгского университета в Дании. Неудивительно, что его работа связана с философским изучением знания — того, что отличает истинное знание от ложного.
Профессор Шарфе вдохновил не только внешний вид. Его поведение, черты характера и то, как он пожимает плечами, также были воплощены в жизнь роботизированных движений.
4. Джунко Чихира
Источник изображения: calenjapon/YouTube
Этот сверхреалистичный андроид, созданный Toshiba, постоянно работает в туристическом информационном центре в Токио. Она может приветствовать клиентов и информировать посетителей о текущих событиях. Она может говорить на японском, китайском, английском, немецком и даже на языке жестов.
Дзюнко Чихира является частью гораздо более масштабных усилий Японии по подготовке к Олимпийским играм в Токио в 2020 году. С наплывом посетителей со всего мира в 2020 году стране будут помогать не только роботы-помощники для туристов; дроны, автономные строительные машины и другие умные помощники также будут помогать.
5. Надин
Источник изображения: NTUsg/YouTube
Этот гуманоид был создан Наньянским технологическим университетом в Сингапуре. Ее зовут Надин, и она рада поговорить с вами практически обо всем, что вы можете придумать. Она может запомнить то, о чем вы с ней говорили, в следующий раз, когда вы с ней поговорите.
Надин — прекрасный пример «социального робота» — гуманоида, способного стать личным компаньоном, будь то пожилые люди, дети или те, кому требуется особая помощь в виде человеческого контакта.
6. София
Источник изображения: Hanson Robotics
Возможно, София является одним из самых последних и наиболее выдающихся гуманоидов, выставленных на всеобщее обозрение. Вы можете узнать ее по одному из многих тысяч публичных выступлений, от The Tonight Show Starring Jimmy Fallon до SXSW. Она была создана Hanson Robotics и представляет собой последнюю и величайшую попытку преодолеть зловещую долину.
Она способна выражать огромное количество различных эмоций через черты лица и может жестикулировать полноразмерными руками.