Сколько весит скафандр космонавта: Как устроен скафандр американского астронавта

Российским космонавтам ввели ограничения на вес для полетов на Луну — РБК

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 25 октября
EUR ЦБ: 60,16

(+0,32)

Инвестиции, 16:22

Курс доллара на 25 октября
USD ЦБ: 61,16

(-0,03)

Инвестиции, 16:22

Мишустин уволил курировавшего безопасность Крымского моста замминистра

Политика, 17:19

Герасимов обсудил с британским адмиралом вопрос «грязной бомбы» Киева

Политика, 17:16

Военная операция на Украине. Главное

Политика, 17:16

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Чем виноваты пассажиры в «пьяном» ДТП

Партнерский проект, 17:16

Как избавиться от 20 вредных привычек лидера: объясняет Маршалл Голдсмит

Pro, 17:13

Медведев призвал «не надеяться» на то, что у России закончится вооружение

Политика, 17:07

Путин дал российское гражданство бывшему вице-президенту Бурунди

Политика, 16:59

Как оставаться востребованным специалистом?

Осваивайте один полезный навык каждую неделю с Программой развития РБК Pro

Узнать подробнее

Американских поставщиков Hyundai обвинили в использовании детского труда

Авто, 16:57

Как бизнесу покупать электроэнергию у независимого поставщика

РБК и РН-Энерго, 16:53

Акции «Норникеля» подорожали на фоне роста производства никеля и палладия

Инвестиции, 16:52

Итальянский клуб погасил долг перед «Локомотивом» за трансфер Миранчука

Спорт, 16:49

В Болгарии из-за птичьего гриппа уничтожат более 19 тыс. кур

Общество, 16:48

Военная операция на Украине. Онлайн

Политика, 16:46

Определите уровень защищенности вашей ИТ-системы

Pro, 16:42

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

www.adv.rbc.ru

Российские космонавты, которые весят более 70 кг, не смогут полететь на Луну в корабле «Орел». Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на материалы ракетно-космической корпорации «Энергия», которая разрабатывает корабль.

Из документа следует, что у корабля есть ограничения на суммарную массу, которую он может доставить к Луне: 420 кг, включая четырех членов экипажа и 100 кг собственного груза. Таким образом, вес каждого космонавта вместе со скафандром не должен превышать 80 кг. Летный скафандр «Сокол-М», который разрабатывается для «Орла», весит 10 кг.

В настоящий момент в отряд российских космонавтов отбираются кандидаты весом от 50 до 90 кг.

www.adv.rbc.ru

13 декабря агентство со ссылкой на документы РКК «Энергия» сообщило, что корабль «Орел» оказался на 2,3 т тяжелее ограничения по массе. Кабельная сеть весит на 201 кг больше нормы, система жизнеобеспечения — на 109 кг, двигательная установка — на 107 кг. По расчетам корпорации, корабль будет весить 22 т 343 кг, в то время как в техническом проекте на его разработку указано, что вес не должен превышать 19 т 848 кг.

www.adv.rbc.ru

«Орел» — многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль нового поколения. По данным «Роскосмоса», он сможет доставлять людей и грузы на космические станции, находящиеся на околоземной орбите, а также за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до года.

Первый испытательный запуск «Орла» планируется на 2023 год с космодрома Восточный. В 2030 году «Роскосмос» планирует высадку космонавтов на поверхности Луны.

Прогулки по Луне: краткая история лунных скафандров

11 августа Офис генерального инспектора NASA (GAO) опубликовал доклад, посвященный ходу реализации программы Artemis. Особое внимание было уделено новым скафандрам xEMU (Exploration Extravehicular Mobility Unit), которые должны будут использоваться астронавтами во время выходов на лунную поверхность.

Участник экспедиции Apollo на Луне. Источник: NASA

Инспекторы пришли к достаточно неутешительным выводам. Скафандры будут готовы для использования не ранее 2025 года, что сводит на нет и без того весьма небольшую вероятность того, что NASA сможет добиться заявленной цели вернуть человека на Луну до конца 2024 года.

Почему же американское аэрокосмическое ведомство не может просто взять на Луну скафандры, используемые для выходов в открытый космос с борта МКС? Какие сложности возникают при конструировании и эксплуатации лунных скафандров? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно понимать, как они создавались и чем отличаются от своих «коллег», применяемых для «космических прогулок» на низких околоземных орбитах.

Костюмы для выхода на поверхность Луны имеют свои особенности, которые значительно отличают их от скафандров, используемых в настоящее время. Дело в том, что при внекорабельной деятельности (ВКД) ноги космонавта в лучшем случае используются для фиксации на стреле-манипуляторе МКС, большую часть времени оставаясь настоящим атавизмом «человека космического».

На поверхности же небесного тела ногами надо активно шевелить, и это не должно вызывать неудобств. Так что если обычные скафандры, по сути, «выросли» из модифицированного летного оборудования, то лунные являлись самостоятельной разработкой. В 1962 году NASA организовала конкурс на создание «космических костюмов» для программы Apollo. В финал вышли две заявки — компаний Hamilton Standard Division и ILS (International Latex Corporation). Забавно, что последняя, производящая, среди прочего, женское белье, обошла на конкурсе многих «мастодонтов», предложив наиболее удобное решение. Секрет заключался в инновационных шарнирах — гофрированная резина, стянутая проволокой, позволяла легко сгибать конечности даже в вакууме.

Составные элементы скафандра Нила Армстронга. Источник: NASA

В итоге аэрокосмическая администрация приняла решение отдать производство Hamilton, но при этом использовать дизайн, предложенный ILC. Однако подобное разделение труда оказалось не слишком эффективным — компании так и не смогли наладить плотное сотрудничество. Поэтому в 1965 году был организован новый конкурс, который выиграла ILC с моделью, получившей обозначение A5L.

Для первой высадки на Луну решено было использовать модификацию A7L, ставшую в итоге наиболее известным скафандром программы Apollo. Именно его увидели сотни миллионов телезрителей в ходе прямой трансляции исторического «первого шага», и он же присутствует практически на всех фотографиях, связанных с этим событием. Костюм представляет собой комбинацию «победного» варианта A5L и модификации A6L, включавшей в себя интегрированный теплозащитный и противомикрометеоритный слои. После пожара Apollo 1 на стартовой позиции в январе 1967 года он был доработан с учетом требований повышенной огнестойкости.

Схема устройства скафандра Нила Армстронга. Источник: The Universe. Space. Tech

Общая масса A7L составляла 91 кг. Его оболочка была сделана из тринадцати слоев различных материалов, состоящих из нейлона, алюминизированного майлара, волокон дакрона, алюминированной полиамидной пленки и слоя огнестойкой ткани. Ресурс системы жизнеобеспечения этого скафандра составлял 6 часов с дополнительным 30-минутным резервом.

Скафандры для экспедиций Apollo 15, 16 и 17 существенно улучшили с учетом опыта предыдущих экспедиций, а также того, что лунные миссии серии J должны были иметь бóльшую продолжительность и происходить с участием «лунного автомобиля» LRV (Lunar Roving Vehicle). Костюмы получили обозначение A7LB. Они имели по два новых сустава на шее и талии. Дополнительный поясной сустав позволял астронавту комфортно сидеть на ровере, а увеличенная подвижность шейного отдела обеспечивала лучший обзор во время вождения. Кроме того, ресурс системы жизнеобеспечения был увеличен на один час, что вместе с использованием луномобилей позволило экипажам экспедиций исследовать намного большую территорию и собрать очень ценные образцы лунных пород.

Скафандр A7L на Луне. Источник: NASA Скафандр A7L без внешнего слоя. Источник: NASA Скафандр A7LB на Луне. Источник: NASA Скафандр A7LB без внешнего слоя. Источник: NASA

Что касается СССР, то там пошли другим путем и создали полужесткую конструкцию «Кречет». Советский план высадки на поверхность Луны предусматривал необходимость обеспечить пятикилометровый «марш-бросок» до резервного корабля в случае проблем с основным. Поэтому скафандр имел большую автономность (10 часов) и тестировался на возможность совершения длительного перехода.

Главная особенность «Кречета» заключалась в том, что не он надевался на человека, а наоборот — человек «входил» в скафандр. Для этого в задней части конструкции был предусмотрен люк. В нем имелась система специальных растяжек и фиксаторов, необходимых для обеспечения неподвижности человека во время маневров. Дело в том, что из-за малой массы советского лунного корабля смещение центра тяжести из-за неловкого движения человека могло повлечь за собой большие неприятности.

Скафандр «Кречет». Источник: wikipedia.org

Но СССР так и не осуществил высадку на Луну, поэтому «Кречет» ни разу не был использован в условиях реального полета. Впрочем, потраченные на него усилия и ресурсы все же не пропали даром.  На базе «Кречета» позже разработали костюм «Орлан», предназначенный для работы в открытом космосе. Его модификации и сейчас используются российскими космонавтами.

Во второй части материала мы расскажем о xEMU и других перспективных образцах новых лунных скафандров.

Армстронг Скафандр | Национальный музей авиации и космонавтики

Посадка на Луну корабля «Аполлон-11» была одним из величайших достижений в истории человечества. 20 июля 1969 года астронавт Нил Армстронг вышел из Eagle , спустился по его трапу и стал первым человеком, ступившим на Луну. Его скафандр был ключевой частью этого достижения.

О костюме

Лунные скафандры «Аполлон» (A-7L) были разработаны для обеспечения жизнедеятельности астронавтов в периоды внекорабельной деятельности или во время работы космического корабля без давления. Костюмы изготовлены из белого негорючего материала, называемого бета-тканью, стекловолокна с тефлоновым покрытием. Они обеспечивали максимальную мобильность и были разработаны для относительно комфортного ношения до 115 часов в сочетании с одеждой с жидкостным охлаждением. При необходимости их также можно было носить в течение 14 дней в негерметичном режиме.

Посмотреть запись скафандра Армстронга

Три скафандра, которые носили астронавты Аполлона-11 во время их исторической миссии на Луну. Слева направо: костюмы Эдвина Э. Олдрина, Майкла Коллинза и Нила А. Армстронга.

Космонавты были в перчатках и шлемах, которые были надежно соединены со скафандрами там, где на скафандре находятся красные металлические кольца.

Бахилы астронавтов (носившиеся только на Луне) и переносные системы жизнеобеспечения были оставлены на поверхности Луны для уменьшения стартового веса.

Эти костюмы были индивидуально сшиты для астронавтов и изготовлены ILC Industries, Inc. Космонавт влезал в скафандр через заднюю застегивающуюся молнию, которая проходила от верхней части спины до промежности.

81 фунт

 – это вес скафандра этого типа на Земле, когда была прикреплена основная система жизнеобеспечения (PLSS).

30 фунтов

— это вес скафандра с прикрепленным PLSS на поверхности Луны в условиях пониженной гравитации.

25 слоев

защитных материалов составляют костюм.

от -250°F до +230°F

— диапазон температур, от которых защищает костюм.

О материале

Многие ткани, используемые в космических скафандрах, были изобретены до начала космической программы. Компания DuPont разработала неопреновый синтетический каучук в 1932 году, почти за тридцать лет до первого полета человека в космос. Нейлон и тефлон были изобретены в 1938 году. После Второй мировой войны DuPont представила майлар в 1959, волокно лайкры и спандекса, а в 1963 году — номекс. Все эти материалы использовались в космическом скафандре «Аполлон».

После трагического пожара на Аполлоне-1 исследователи искали материалы, более устойчивые к очень высоким температурам. В 1962 году компания Dow-Corning произвела бета-кремнеземное волокно, материал, похожий на стекловолокно, за исключением того, что оно не раздражало кожу владельца. Для внешнего покрытия скафандра Аполлона бета-кремнеземное волокно было покрыто тефлоном для создания бета-ткани.

Ремкомплект ЭМУ. 900:02 Астронавты Аполлона-11 несли этот комплект для ремонта своих скафандров. Он содержит тканевую ленту, внешние заплатки, материал для ремонта камеры герметика, прокладки для очистки оптических поверхностей и предотвращения запотевания, а также сменные прокладки.

Просмотр записи объекта комплекта

Летом 2015 года Национальный музей авиации и космонавтики запустил свою первую кампанию на Kickstarter, чтобы помочь музею сохранить, оцифровать и продемонстрировать скафандр Нила Армстронга «Аполлон-11» к 50-летию высадки корабля «Аполлон» на Луну в 2019 году. . Сообщество спонсоров со всего мира собралось вместе, и в течение нескольких дней проект был профинансирован.

Сохранение
Скафандр Армстронга создавался с очень конкретной целью — сохранить человеческую жизнь в суровых условиях космоса и на поверхности Луны. Скафандр был сконструирован из комбинации 12 синтетических материалов с 21 слоем. Эти материалы имеют период полураспада около 50 лет и начали неизбежный процесс деградации. Эти факторы делают консервацию этого скафандра сложной и интересной. Смотрите все последние новости о сохранении этого проекта. Читать больше историй о сохранении

Похожие истории

Показаны 1–6 из 7

Тайна серых пятен на перчатке АполлонаПодробнееПомогите нам написать историю скафандра АрмстронгаПодробнееСкафандры Шепарда и Армстронга: 8 интересных фактовПодробнееЧитать дальшеКакое отношение скафандр Алана Шепарда «Меркурий» имеет к скафандру Нила Армстронга «Аполлон-11»?Читать далее more#RebootTheSuit: Your Apollo 11 StoriesПодробнееReboot the Suit: Neil Armstrong’s Spacesuit and KickstarterПодробнее
Скафандр проекта

«Аполлон» | Как работает

Поскольку астронавты Аполлона должны были ходить по Луне, а также летать в космосе, был разработан единый скафандр с надстройками для выхода на Луну. Основной скафандр Аполлона, который был надет во время старта, был резервным костюмом, необходимым на случай, если давление в кабине рухнет.

Костюм «Аполлон» состоял из:

Реклама

  • с водяным охлаждением нейлоновое нижнее белье
  • Многослойный скафандр: внутренний слой – легкий нейлон с тканевыми шлицами; средний слой — нейлон с неопреновым покрытием для удержания давления; наружный слой – нейлон для ограничения слоев под давлением
  • Пять слоев алюминизированного майлара, переплетенных с четырьмя слоями лавсана для защиты от тепла
  • Два слоя каптона для дополнительной защиты от тепла
  • Слой ткани с тефлоновым покрытием (негорючий) для защиты от царапин
  • Слой белой тефлоновой ткани (негорючий)

Костюм состоял из ботинок, перчаток, шапочки связи и прозрачного пластикового шлема. Во время старта кислород и охлаждающая вода для скафандра поставлялись с корабля.

Для выхода на Луну скафандр дополнялся парой защитных бахил, перчатками с резиновыми кончиками пальцев, комплектом фильтров/визоров, надеваемых поверх шлема для защиты от солнечных лучей, и переносным рюкзаком жизнеобеспечения с кислородом, оборудование для удаления углекислого газа и охлаждающая вода. Скафандр и рюкзак весили 180 фунтов на Земле, но только 30 фунтов на Луне.

Базовый скафандр Аполлона также использовался для выхода в открытый космос во время миссий Скайлэб.

Во время первых полетов космического челнока астронавты носили коричневый летный костюм. Как и в предыдущих миссиях, этот летный костюм предназначался для защиты астронавтов в случае падения давления в кабине. Его дизайн был похож на более ранние летные костюмы Аполлона.

Поскольку полеты на шаттлах стали более рутинными, астронавты перестали носить скафандры во время старта. Вместо этого они были одеты в голубые комбинезоны с черными ботинками и белым пластиковым ударопрочным шлемом связи. Эта практика продолжалась до катастрофы «Челленджера».

«»

Последний летный костюм шаттла, использовавшийся во время взлета и входа в атмосферу

Фото предоставлено НАСА

После анализа катастрофы «Челленджера» НАСА начало требовать от всех астронавтов носить скафандры во время взлета и входа в атмосферу.