Содержание
Янгель Михаил Кузьмич. Создатель ракетно-ядерного щита
Михаил Янгель родился 25 октября 1911 г. в с. Зырянов Нижне-Илимского района Иркутской области в многодетной семье. У его родителей — Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны — было 12 детей. Михаил был шестым ребенком.
Родители, сами неграмотные, пытались дать детям образование. В родном селе Михаил окончил начальную школу (три класса). Школа размещалась в обычной крестьянской избе. В одной комнате жил учитель, во второй одновременно учились ученики всех трех классов. Затем Михаил жил у бабушки в Нижнеилимску, где закончил четвертый и пятый классы. Осенью 1924 г. 13-летний Михаил вместо школы вместе с отцом отправился в двухстах километрах от родного села в тайгу охотиться на пушного зверя. Вернулись только в феврале. Следующий учебный год учился в Куйтуне, где жил у тети. Летом 1926 г. он поехал в Москву к старшему брату Константину — студенту Горной академии. Михаил учится в седьмом классе, а после занятий работает разносчиком в типографии. Чтобы сэкономить деньги, которые выдавали на трамвай, ходил пешком, зато, как с гордостью вспоминал позже, Москву изучил и вдоль, и поперек. Закончив седьмой класс, Михаил переехал в г. Красноармейск Московской области, где два года учился в фабрично-заводском училище (ФЗУ) при ткацкой фабрике. После училища два года работал на этой фабрике помощником мастера. Фабрика выпускала ткань для обшивки самолетов — перкаль, там часто бывали летчики и Михаил стал мечтать об авиации.
В 1931 году по путевке комсомола М.К.Янгеля было направлено на обучение в Московский авиационный институт (МАИ). Учась на последнем курсе, он начал работать в КБ Николая Николаевича Поликарпова — «короля истребителей» того времени. Под руководством Поликарпова выполнил дипломный проект на тему «Высотный истребитель с герметичной кабиной». Позже М.К.Янгель писал: «Технику я изучал в МАИ, но настоящую школу инженерного искусства и коллективного творчества прошел в конструкторском бюро Н.Н.Поликарпова».
В 1938 году для ознакомления с общим уровнем развития американской техники и опытом работы американских фирм М. К.Янгель семь месяцев находился в командировке в США. По окончанию командировки он был назначен помощником главного конструктора. КБ разрабатывало новый истребитель И-180, который должен превосходить новейшие истребители по всем параметрам: скорости, маневренности, вооружению.
В декабре 1938 года на М.К.Янгеля была возведена клевета. Якобы он — сын кулака, который с оружием скрывается в тайге. Н.Н.Поликарпов предоставил М.К.Янгелю отпуск, и тот уехал за пять тысяч километров в родное село за документами, которые должны были опровергнуть эту клевету. Поездка была очень непростой. Достаточно сказать, что пришлось в декабре на лодке переплывать реку Ангару шириной один километр с очень сильным течением.
Во время Великой Отечественной войны М.К.Янгель работал начальником цеха авиационного завода. Работа была очень напряженной. Бывало, он несколько суток не оставлял цеха.
В 1944 г. М.К.Янгель работал заместителем главного инженера в ОКБ А.И.Микояна, в 1945 году. — ведущим инженером в КБ В. М.Мясищева, в 1946-1948 гг. — в аппарате Министерства авиационной промышленности, где координировал работы по развитию самолетостроения.
В 1950 г. М.К.Янгель закончил с отличием Академию авиационной промышленности СССР, и его назначили начальником отдела в КБ С.П.Королева. Он участвует в разработке ракет Р-5, Р-7, Р-11. В 1952 г. М.К.Янгеля назначили директором НИИ-88, в состав которого входило КБ С.П.Королева, а позже — его главным инженером.
В 1954 г. М.К.Янгель назначается начальником и Главным конструктором Особого конструкторского бюро 586 в г. Днепропетровске. Во вновь созданном КБ начались разработки ракет с двигателями на топливе с компонентами, что имеют высокую температуру кипения, и автономную систему управления.
22 июня 1957 г. на полигоне Капустин Яр был осуществлен успешный пуск стратегической ракеты Р-12 с дальностью полета до 2000 км. В 1959 г. эту ракету приняли на вооружение. Р-12 стала эффективным средством обороны страны в годы холодной войны. На основе этой ракеты были созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН), первым главкомом которых был маршал М. И.Неделин. Именно ракета Р-12 была решающим фактором ядерного сдерживания во время Карибского кризиса. Кстати, первая ступень ракеты Р-12 (двигательная установка с камерами сгорания) экспонируется в Государственном политехническом музее при НТУУ «КПИ».
В 1960-1963 гг. были разработаны и сданы на вооружение ракетные комплексы с ракетами Р-14 и Р-16.
Усилиями М.К.Янгеля была создана мощная ракетостроительная кооперация организаций разработчиков и производителей из многих промышленных отраслей СССР.
В период с 1963 по 1968 гг. под руководством М.К. Янгеля были разработаны стратегические комплексы Р-36 (8К67, 8К69). Комплексы оснащались жидкостными ракетами, что гарантировало продолжительность боевого дежурства в заправленном состоянии в течении семи с половиной лет. Орбитальная главная часть, что выводилась на низковысотные орбиты, могла появиться над целью с любого направления, что делало невозможным ее поражение техническими средствами ПРО. Именно это заставило США пойти на переговоры о сокращении ядерных вооружений, и именно в этом заключается самая большая заслуга М. К. Янгеля.
С начала 60-х годов фирма М.К. Янгеля превращается из чисто ракетной на ракетно-космическую. В 1962 г. ракета-носитель 63С1 («Космос») вывела на орбиту искусственный спутник Земли ДC-1 (днепропетровский спутник) — «Космос-1». Позже носитель «Космос» выводил на орбиту советские, французские, индийские спутники. В Днепропетровске на заказ КБ С.П.Королева была создана кабина для посадки космонавта на Луну и возвращение на орбитальный корабль.
М.К.Янгель развернул работы по ракетным комплексам третьего поколения МР-УР100 (15А15), МР-УР100 УТТХ (15А16), Р-36М (15А14) — знаменитая «Сатана», которую США включили первой на уничтожение при подписании договора о разоружении .
В последующие годы КБ «Южное», развивая наследие первого главного конструктора М.К. Янгеля, обеспечило создание и вывод на боевое дежурство ракетных комплексов четвертого поколения: комплекс Р-36М2 с тяжелой ракетой «Воевода», стационарный 15Ж60 и железнодорожный 15Ж61. Они и сегодня являются вершиной совершенства современного мирового ракетостроения. Созданные на базе боевых ракет космические носители «Космос», «Интеркосмос», «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит» получили широкое международное значение.
Успешная деятельность М.К.Янгеля обуславливалась его высоким творческим потенциалом. Он был человеком высоких моральных и деловых качеств. Его отличала способность мыслить масштабно, четко видеть перспективу.
Деятельность М.К.Янгеля была высоко оценена государством. Он дважды Герой Социалистического Труда (1959 г., 1961 г.), Лауреат Ленинской (1960 г.) и Государственной (1967 г.) премий, академик Академии наук Украинской ССР (1961г.), Академик Академии наук СССР (1966 г. ), доктор технических наук (1960 г.). Его именем названы школы и улицы в Киеве, Днепропетровске, Москве. Его имя носят пик на Памире, кратер на Луне, созданное им КБ «Южное».
Любимая ракета Илона Маска. Что Казахстан и Россия делали с ракетой «Зенит»
В период с 1985 по 2017 год было осуществлено 84 запуска ракеты-носителя «Зенит», из них с «Байконура» – 49.
Чем знаменита эта ракета? Чтобы это выяснить, корреспонденты Informburo.kz отправились на космодром «Байконур».
В монтажно-испытательном комплексе «Зенита» / Фото Informburo.kz
Отцом-создателем «Зенита» был советский конструктор, начальник конструкторского бюро «Южное» Владимир Уткин. При его непосредственном участии у советской космонавтики появилось несколько ракет-носителей и летательных аппаратов. Особое место среди них отводится «Зениту», который обладал рядом удивительных полезных характеристик.
Транспортно-установочный агрегат для перемещения ракеты-носителя на площадку №45 / Фото Informburo.kz
Эта высокоэффективная ракета-носитель была способна выводить на околоземную орбиту до 13 тонн полезного груза. В качестве топлива использовались жидкий кислород и керосин РГ-1, поэтому её называли ещё и экологически чистой. Поначалу на «Зенитах» планировалось осуществлять даже пилотируемые пуски.
Пилотируемый корабль, так и не появившийся на свет, даже получил название – «Заря». Его создатели, опережая время, мечтали построить многоразовый корабль с ракетной посадкой. Правда, потом от этой идеи отказались.
Первая пусковая установка на площадке №45 / Фото Informburo.kz
Повторное использование ступеней, модульная сверхтяжёлая ракета, корабль с ракетной посадкой – успехи «Зенита» могли бы сравниться с многоразовыми комплексами SpaceX, если бы не развал СССР и последовавшие затем отраслевые проблемы…
Между прочим, в 2019 году в интервью CNN создатель компании SpaceX Илон Маск на вопрос диктора о любимой ракете ответил: «Зенит». Она, наверное, лучшая после наших…».
Спуск под землю для персонала перед стартом «Зенита» / Фото Informburo.kz
Под ракету на «Байконуре» был построен огромный комплекс (который специалисты сразу окрестили «космодромом в космодроме»), включающий монтажно-испытательный цех, железнодорожное полотно с установщиком, площадку с двумя пусковыми установками и общим подземным командным пунктом, хранилища компонентов топлива и другую наземную инфраструктуру.
Важнейшим реализованным достоинством этой ракеты-носителя специалисты называли полную автоматизацию все процессов и операций при запуске. Концепция сразу получила название «безлюдный старт».
Фото Informburo.kz
В октябре 1985 года «Зенит-2» успешно вывел на орбиту свой первый спутник – «Космос-1697», назначение которого было обозначено как «радиоэлектронная разведка» (спутник до сих пор находится на орбите).
Всего в пусках спутников с 45-й площадки участвовали пять модификаций ракеты-носителя. В период с 1985 по 2017 год было осуществлено 84 запуска «Зенитов», из них с «Байконура» – 49. Девять стартов от общего количества оказались неудачными. В память об одной из аварий на космодроме остался разрушенный стартовый стол.
Разрушенный стартовый стол / Фото Informburo.kz
4 октября 1990 года в момент старта РН «Зенит-2» произошло аварийное отключение маршевого двигателя РД-171. В результате носитель с полными баками провалился под стартовый стол и взорвался под ним, полностью разрушив одно из двух пусковых устройств стартового комплекса «Зенит».
Благодаря тому, что людей на пусках «Зенитов» не бывает, человеческих жертв во время аварии удалось избежать. Это был 15-й пуск носителя с казахстанского космодрома.
«Дорога жизни» до подземного командного пункта / Фото Informburo.kz
26 декабря 2017 года с площадки №45 казахстанского космодрома произошёл «крайний», как говорят космонавты, пуск в истории семейства «Зенит». Он вывел на орбиту спутник связи Анголы – «Ангосат-1».
Читайте также:
- «Перекрёстный полёт». Как проходил пуск ракеты с Байконура и что известно о космонавтах
- Россия начала безвозмездную передачу Казахстану неиспользуемого на Байконуре имущества
- Как живёт казахстанский город, въезд в который разрешён только по спецпропускам
Zenith теперь представляет Rocket Film на западном побережье
Back to International Edition
Язык
Editions
- Международное издание
- USA Edition
- UK Edition
- Australian EDITIO Издание
- Французское издание
- Сингапурское издание
- Испанское издание
- Польское издание
- Индийское издание
- Middle East edition
- South African Edition
Hires, Wins & Business
123
ДОБАВИТЬ В КОЛЛЕКЦИЮ
Креативные нонконформисты Rocket Film рады сообщить о добавлении их на Zenith Film Западное побережье.
Недавно основанная креативным директором и предпринимателем Дэроном Холлоуэллом, Zenith представляет собой компанию по управлению талантами и консалтингу, которая является частью стратегии и частью представления. Уделяя особое внимание сотрудничеству между создателями контента новой волны и брендами, Zenith является ресурсом для прогрессивных брендов и агентств.
Имея опыт работы в сфере музыки, рекламы, производства и создания брендов, Дарон сосредоточил свое внимание на разнообразных создателях с сильными, свежими и отчетливыми голосами. В Zenith работают талантливые люди, способные воплотить свое видение в различных средствах массовой информации и на различных платформах.
Говорит Сара Эолин, владелец/управляющий директор Rocket: «Наличие Дарона на вашей стороне — это абсолютное преимущество на современном рынке. Он видит возможности для партнерства и развития отношений, выходящих за рамки традиционных, используя свой стратегический взгляд и художественное чутье. Мы так счастливы, что он стал нашим новым представителем на Западном побережье».
«Rocket Film олицетворяет разнообразие и отличие, как и Zenith», — говорит Дарон. «В конечном счете, я здесь, чтобы наладить связи для максимальной выгоды как для создателей, так и для брендов. Для меня большая честь сотрудничать с Сарой, Кеном и Клаусом, чтобы представлять их замечательных режиссеров».
Ракету представляет Анна Ротхольц Менеджмент на Восточном побережье и Дон Рао на Среднем Западе и в Детройте.
посмотреть еще — Hires, Wins & Business
Rocket Film, Вт, 29 июня 2021 11:43:03 GMT
Украинский ракетный завод в центре скандала с утечкой информации неприметный комплекс на окраине этого сурового промышленного города.
Мало что входит и выходит (кроме репортерской записной книжки) одного из самых легендарных и печально известных ракетных комплексов в мире.
Доступ к редкому посетителю, не говоря уже о сотрудниках, КБ «Южное» и машиностроительного завода «Южмаш» на территорию разрешается только после тщательной проверки со стороны как минимум двух органов госбезопасности. Даже в этом случае вход остается на усмотрение вооруженных солдат, которые охраняют серые металлические ворота объекта.
Это тот тип навязчивой безопасности, который вызывает вопросы о том, как это, из всех мест, считается источником утечки технологий ракетных двигателей одному из самых печально известных режимов в мире.
Тем не менее, когда люди во всем мире с ужасом и восхищением наблюдали за тем, как Северная Корея недавно провела ракетные испытания, которые вызвали призрак ядерной войны, этот комплекс, расположенный в 450 км к юго-востоку от украинской столицы, Киева, оказался в центре крупного геополитического конфликта. скандал.
Когда каждое испытание на удивление становилось лучше предыдущего, эксперты недоумевали, как программа баллистических ракет Пхеньяна продвинулась так далеко и так быстро. Затем разразилась бомба: на первой полосе The New York Times был опубликован отчет, в котором обвиняли этот украинский комплекс.
Ссылаясь на исследование базирующегося в Лондоне Международного института стратегических исследований (IISS), а также на секретные оценки американских спецслужб, Times пишет, что Северная Корея «вероятно» приобрела высокоэффективный жидкостный ракетный двигатель РД-250. ракетные двигатели на черном рынке не кого иного, как Южмаша, где они производились десятилетиями, пока их производство не было прекращено в 2001 г.
Это достойное насмешек предложение для многих из 16 представителей и ученых «Южного» и «Южмаша», с которыми Радио Свобода разговаривало во время визита на комплекс в начале этого месяца.
«Это шутка!» — говорит Владимир Ткаченко, заместитель генерального директора Южмаша. Он говорит, что громко рассмеялся, когда увидел репортажи, «потому что на самом деле это безумие, это смешно».
Получить доступ к заводу «Южмаш» непросто.
Быстрое начало постсоветского спада
Южмаш, открытый как автомобилестроительный завод в 1944 году, был преобразован в советский сверхсекретный ракетостроительный завод в 1951 году. В 1954 году в стенах завода открылось конструкторское бюро «Южное» для сотрудничества с Южмашем. Компании переманили сотни талантливых физиков, инженеров и машиностроителей со всего Советского Союза в тогда еще закрытый город.
В последующие десятилетия они добились больших успехов, разрабатывая и производя ракеты для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Советского Союза и космических программ. Среди них были массивная ракета СС-18, возможно, более известная под своим натовским названием, ракета «Сатана», а также ракеты-носители «Циклон-2» и «Циклон-3». Питание тех и других было 19Двигатель РД-250 60-х годов и его более поздние модификации.
Эффективность завода побудила советского лидера Никиту Хрущева в 1960 году похвалиться тем, что он производит ракеты «как сосиски».
Но после двух ударов окончания холодной войны и распада Советского Союза наступил крутой спад.
«В советское время мы, конечно, пользовались большим спросом из-за нашего большого опыта… и государственных контрактов из-за холодной войны», — говорит Станислав Юс, 80-летний главный конструктор «Южного» и архитектор многих самые опасные ракеты Советского Союза, сообщает RFE/RL.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда свобода встретила «сатану»
Производство упало с 85 процентов в 1986 году до катастрофических 30 процентов к 1992 году, согласно отчету Washington Post того времени.
После провозглашения независимости Украины в 1991 году появилась надежда, что компания быстро перейдет на потребительский рынок, говорит Юс, потому что «нам удалось сделать ракеты дешевле, чем в США, и с отличными техническими характеристиками».
Например, «Южное» пыталось перепрофилировать ракеты СС-18 для космических полетов, набивая их «мирными полезными нагрузками», говорит Александр Мащенко, первый заместитель генерального конструктора, генеральный директор «Южного» по организационно-техническому обеспечению.
«К сожалению, мы так и не начали серийное производство. Просто не было спроса», — жалуется Мащенко в кабинете, стены которого украшают чертежи ракет «Южного».
По словам Александра Мащенко, Южмашу было трудно адаптироваться после распада Советского Союза.
Завод значительно сократил общую численность персонала, насчитывающую 50 000 человек. (На Южмаше, где в конце советских времен работало 40 000 человек, сегодня работает около 7 000 человек, а на «Южном», где в конце 19 века работало около 10 000 человек).
Аннексия Крыма и война
Лучший.
Он тащился, когда в марте 2014 года Россия аннексировала Крым и разожгла сепаратистский конфликт на востоке Украины. Агрессия России на Украине привела к тому, что почти все связи между двумя странами были разорваны, а то, что Мащенко описывает как некогда «крепкое» партнерство, было «отброшено на второй план».
Генеральный директор Южмаша Сергей Войт сообщил рабочим в январе, что годовая выручка упала на четверть по сравнению с 2014 годом, сообщает Reuters .
При этом одни рабочие дни были сокращены с пяти до трех и менее, а другим не платили месяцами, подтверждает главный инженер Южмаша, первый заместитель генерального директора Владимир Соколов.
Отчет Северной Кореи
Затем появился отчет IISS по Северной Корее. Американский автор Майкл Эллеман, который в августе рассказал Азаттыку, что два десятилетия назад руководил демонтажем ракет советской эпохи в России и Украине, заявил, что северокорейцы, вероятно, модифицировали двухкамерный двигатель РД-250. для создания однокамерных версий.
Его выводы были основаны главным образом на северокорейских фотографиях ракетных двигателей, которые прошли наземные испытания в сентябре и марте и летные испытания ракеты средней дальности «Хвасон-12» и межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14», предназначенной для достижения на материковой части США в мае и июле соответственно.
В рамках своего анализа Эллеман предположил, что сотрудники «Южного» и «Южмаша» могли быть заинтересованы в том, чтобы продать ракетные технологии Пхеньяну, потому что завод, расположенный всего в 150 километрах от полей сражений на востоке Украины и прозрачной границы страны с Россией, «попавших в тяжелые времена» в последние годы.
Elleman писал, что «почти наверняка сотни, если не больше» запасных двигателей РД-250 хранятся на Днепровском комплексе, а возможно, и на складах в России. В отчете New York Times об этом упоминалось, но подчеркивалось, что вероятным производителем двигателей был Южмаш.
Эллеман поддержал свой вывод, сославшись на то, что в Украине действовали два северокорейских шпиона.
Шесть лет назад эти двое пытались украсть секреты ракет украинского комплекса. Служба безопасности Украины поймала шпионов с поличным, когда они фотографировали фальшивые документы о конструкции ракетного двигателя в ходе спецоперации, организованной после того, как сотрудник «Южного», которого они пытались подкупить, уведомил власти.
Шпионы, 56-летний Ри Тхэ Гиль и его напарник, 46-летний Рю Сон Чхоль, в настоящее время содержатся в тюрьме в центральной Житомирской области и должны быть освобождены в сентябре 2018 года, согласно отдельному Новому Отчет York Times .
Украина указала на арест и осуждение шпионов как на доказательство того, что она способна охранять свои ракетные секреты.
‘Это не имеет смысла’
Официальные лица Южмаша и Южного говорят, что есть много причин, по которым Северная Корея не сможет получить физические технологии ракетных двигателей с их завода.
Соратник генерального директора Южмаша Ткаченко говорит, что на территории завода просто не хранятся «сотни» двигателей РД-250, как утверждал Эллеман. Он добавляет, что накапливать их было бы «глупо».
«С экономической точки зрения нет смысла… делать дополнительные двигатели и хранить их. Это экономически нецелесообразно», — говорит Ткаченко.
Соколов, главный инженер и первый заместитель генерального директора Южмаша, просто говорит, что «количество двигателей прямо соотносится с количеством заказанных двигателей».
3 октября в главном ангаре для сборки ракет Южмаша, известном как Цех 97, и в его огромном испытательном стенде ракет РСЕ/РС не видел двигателей РД-250, и их не было видно в нескольких других зданиях, которые видел этот репортер. . Радио Свободная Европа/Радио Свобода не смогла войти во все десятки зданий, составляющих комплекс.
Было замечено лишь несколько других двигателей. В их число входили готовый РД-170, занимающий массивный сборочный цех, а также секции ракет-носителей для ракет «Антарес», «Зенит» и ракет «Циклон-3 и -4», некоторые с целыми двигателями.
Всего до 2001 года здесь было изготовлено 233 двигателя РД-250, но только для использования в ракетах, поставляемых в Россию, сообщил журналистам исполняющий обязанности главы космического агентства Украины Юрий Радченко на пресс-конференции в августе.
Если это не сломано, зачем чинить?
Даже если бы Пхеньян каким-то образом приобрел двигатели РД-250, северокорейским инженерам было бы крайне сложно переделать двухкамерный двигатель в однокамерный, считает заместитель генерального директора Южмаша, директор по производству Олег Лебедев.
Проведя четкую вертикальную линию через двухкамерный двигатель, набросанный им в блокноте, чтобы подчеркнуть предстоящую точку, Лебедев со злостью в голосе спрашивает риторически: «Какой смысл брать уникальный двигатель, который не потерпел неудач и так резко изменил его?»
Владимир Соколов (слева) и Олег Лебедев говорят, что отчет о Корее не нанес ущерба бизнесу Южмаша.
Независимые эксперты, с которыми впоследствии разговаривал Радио Свобода, сказали, что это верная точка зрения; РД-250 и его модификации имеют блестящие результаты. Многие говорили, что гораздо более вероятно, что северокорейцы были вдохновлены конструкциями двигателей советской эпохи и сумели создать свои собственные аналогичные двигатели на основе общедоступных изображений и документации РД-250, включая российский патент на его конструкцию. широко доступен с 1980-е годы.
«Концепция и конфигурация [двигателя РД-250] настолько общедоступны, что любой мог бы уловить все важные детали (кроме чертежей производителей) просто из патентов, музеев и фотографий (возможно, сделав несколько измерения с помощью линейки в музее)», — написал Джордж Герберт, независимый ракетно-ядерный аналитик, в комментарии Радио Свобода.
Тем не менее, даже с фотографиями или визуальным осмотром «вы действительно хотели бы увидеть чертежи или другие документы», — сказал Джошуа Поллак, вашингтонский редактор журнала «Обзор нераспространения» и старший научный сотрудник Института международных исследований Миддлбери. . «У нас есть лишь отрывочные сведения об этом, но подумайте: когда в 2011 году [северокорейские] шпионы пришли в Южное, чего они хотели?
«Ракетные двигатели — штука капризная. Их нельзя просто собрать по кусочкам», — объяснил Джон Изелла, бывший инженер НАСА, который сейчас работает представителем США в компании «Южное» в Днепре. Он сказал, что у его коллег по отрасли есть поговорка, объясняющая трудный характер ракетостроения: «Неудивительно, когда ракета не работает; удивительно, когда она работает».
Интересно, что в инженерно-конструкторских школах двух днепровских вузов выставлены также два натурных однокамерных макетных двигателя, в чем-то похожих на РД-250. Их фотографии можно было легко получить, но неизвестно, сделала ли это Северная Корея. Во всяком случае, подчеркивали Лебедев и его коллеги, Южмаш никогда их не производил, а экспонаты были всего лишь «макетами».
«Чучело»
Хотя Лебедев признает, что отчет МИСИ стал «пугалом для всех, включая наших сотрудников», он по-прежнему уверен, что деловые партнеры компании в споре на его стороне. «Наши международные коллеги понимают, что наша работа и безопасность надежны».