Россия и США создадут на орбите Луны новую станцию Deep Space Gateway. Лунная станция deep space gateway


подготовка к полёту на Марс / Хабр

Лунная станция Deep Space Gateway (слева). Рендер: НАСА

Представители НАСА огласили подробности космической программы Deep Space Gateway, которая станет подготовительным этапом к марсианской миссии. В рамках этой программы будет освоено окололунное пространство, где астронавты должны построить и протестировать системы перед путешествием в глубокий космос, в том числе к Марсу. Здесь же проверят роботизированные миссии со спуском на лунную поверхность. Астронавты из окололунного пространства смогут в случае появления проблемы вернуться домой в течение несколько дней. С марсианской орбиты им добираться гораздо дольше, поэтому НАСА предпочитает сначала провести испытания на более близком расстоянии — около Луны. Исследование окололунного пространства начнётся с первым запуском ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Трёхнедельная исследовательская миссия называется Exploration Mission-1 (EM-1). Она будет беспилотной. Тем не менее, эта миссия должна стать замечательным событием для космонавтики, ведь предназначенный для людей космический корабль впервые в истории отлетит так далеко от Земли.

Космический корабль Orion. Рендер: НАСА

Запуск SLS с кораблём Orion состоится со стартового комплекса 39B на космодроме Космического центра им. Кеннеди, предположительно, в конце 2018 года. На орбите Orion расправит солнечные батареи и направится в сторону Луны. Импульс кораблю придаст промежуточная криогенная двигательная установка Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS), которая располагается на ракете-носителе SLS непосредственно под кораблём Orion, как верхняя ступень ракеты.

Промежуточная криогенная двигательная установка. Рендер: НАСА

Дорога до Луны займёт несколько суток. По её окончании Orion отстыкуется от ICPS, а последний, в свою очередь, выпустит в космос несколько мини-спутников CubeSat. Вместе с космическим кораблём ракета SLS способна поднять на орбиту 11 мини-спутников размером по 6 юнитов каждый.

Предполагается, что одним из спутников в окололунном пространстве станет BioSentinel, который впервые за последние 40 лет вынесет в глубокий космос земную форму жизни. Цель научной программы BioSentinel — изучить влияние космической радиации на живые клетки в течение 18 месяцев работы спутника.

НАСА планирует войти в ритм и в 2020-е годы делать по одному запуску в год. Первый пилотируемый полёт намечен на август 2021 года.

План этого полёта построен на профиле translunar injection (TLI) — своеобразном разгонном манёвре с траекторией, которая выводит корабль на лунную орбиту. Траектория изображена на схеме внизу, где красной точкой обозначено место выполнения маневра TLI. Перед стартом к Луне корабль дважды обернётся вокруг Земли, постепенно увеличивая скорость и готовясь к TLI.

В обратную дорогу к Земле корабль Orion отправится с помощью гравитационного манёвра, обернувшись вокруг Луны. Во время этого пролёта экипаж залетит за тысячи километров за Луну. Для первой пилотируемой миссии НАСА установило гибкие сроки. Миссия может продолжаться от 8 до 21 дня.

Для лунных миссий НАСА определило цели и задачи. Вместе с экспериментами на МКС эти научные проекты позволят осуществить подготовку к будущим миссиям в глубоком космосе.

Полётное оборудование для первой и второй миссий SLS и Orion сейчас находится в производстве, системы жизнеобеспечения и связанные технологии проверяют на МКС. Продолжаются опытно-конструкторские работы для создания жилья и силовой установки корабля, на котором люди отправятся на Марс, здесь НАСА тесно сотрудничает с частными компаниями и зарубежными партнёрами, которые предлагают свои варианты решения существующих проблем.

Во время первых лунных миссий НАСА собирается не только проверить системы и доказать безопасность полётов, но и построить на лунной орбите космопорт Deep Space Gateway, который станет шлюзом для изучения лунной поверхности и промежуточным этапом перед отправкой астронавтов на Марс.

Здесь будет источник энергии, жилой модуль, модуль стыковки, шлюзовая камера, модуль логистики. Силовая установка будет использовать преимущественно электрическую тягу, чтобы удерживать позицию лунной станции или перемещаться на разные орбиты для разных миссий в окрестностях Луны, пишет НАСА.

Три основных модуля лунной станции — силовая установка, жилой модуль и модуль логистики — будут подняты на орбиту ракетой SLS и доставлены кораблём Orion.

Обслуживать и использовать Deep Space Gateway НАСА собирается со своими партнёрами — как коммерческими компаниями, так и иностранными партнёрами.

На следующем этапе НАСА планирует разработку космического корабля Deep Space Transport (DST), специально предназначенного для полётов в дальнем космосе, в том числе к Марсу. Это будет многоразовый корабль на электрической и химической тяге. Корабль будет забирать людей с лунного космопорта, отвозить их на Марс или в другую точку назначения — а затем возвращать обратно к Луне. Здесь корабль может быть отремонтирован, заправлен — и отправлен в следующий полёт.

Тестирование корабля пройдёт в следующем десятилетии, а в конце 2020-х годов НАСА планирует провести годичные испытания Deep Space Transport с экипажем. Астронавты проведут 300-400 дней в окололунном пространстве. Эта миссия станет генеральной репетицией перед отправкой астронавтов на Марс. До настоящего времени рекорд по пребыванию в глубоком космосе составляет 12,5 суток для 17 членов экипажа Apollo.

habr.com

Deep Space Gateway – лунная станция для тренировки к будущему полету к Марсу

Подробности Категория: Последние новости космоса Опубликовано 04.04.2017 17:40 Deep Space Gateway – лунная станция для тренировки к будущему полету к Марсу

Недавно в НАСА рассказали подробности о создании луной космической базы Deep Space Gateway и последующих полетах к Марсу, а также важную роль ракеты SLS в этой миссии.

Несмотря на потенциальные бюджетные проблемы, НАСА наконец обнародовало убедительный и достижимый план реализации одного из величайших начинаний человечества - миссии полет на Марс.

В течение нескольких лет NASA продвигало свое «Путешествие на Марс» и роль, которую ракета-носитель Space Launch System (SLS) будет играть в миссиях к Красной планете. Хотя цислунарная деятельность упоминалась как часть «обоснования» целей, агентство часто освещало детали того, что именно это значило.

Однако в беседе с Комитетом по изучению и эксплуатации людских ресурсов Консультативного совета НАСА при штаб-квартире агентства, Билл Герстенмайер, руководитель полета человека в космос, представил некоторые из первых конкретных деталей того, что будет представлять собой деятельность в испытательном полигоне.

Планы NASA по космическим полетам (полет к Марсу)

После первого полностью интегрированного запуска ракеты SLS в конфигурации Block 1 для миссии Exploration Mission-1 (EM-1), запуск которой ориентировочно запланирован на конец 2018-2019 гг., последует испытание РН в конфигурации Block 1B, в рамках которого к Юпитеру будет отправлен роботизированный космический аппарат Europa Clipper.

Все последующие запуски РН SLS до 2025 года будут проходить в рамках миссий EM-2 - EM-8, которые нацелены на осваивание окололунного космического пространства и размещение на лунной орбите лунную космическую станцию Deep Space Gateway.

Deep Space Gateway – программа НАСА по созданию лунной станции на орбите Луны

В конечном счете, цель Gateway заключается в том, чтобы дать возможность человечеству подготовиться к полету на Марс. В центре внимания писателей-фантастов и исследователей космоса, Красная планета представляет собой привлекательное место для проживания и обоснования второго дома человечества в космосе. Но, в реальности достижение этой цели представляет собой одну из самых больших технических задач, когда-либо предпринимавшийся человечеством.

Чтобы оборудование и инфраструктура были готовы к поездке на четвертую планету в Солнечной системе, НАСА планирует провести обширную проверку систем, которые позволят экипажу отправиться на Марс.

Подготовка НАСА к полету на Марс

«В 2029 году мы готовы отправиться в пробный полет, где мы по существу оставим экипаж в непосредственной близости от Луны, чтобы имитировать примерно один год активности на пути к Марсу», - сказал Герстенмайер

Если все пойдет по плану, люди могут отправиться в полет на Марс где-то в середине 2030-х годов.

Создание лунной базы Deep Space Gateway

В рамках миссии Deep Space Gateway планируется сначала освоить окололунное пространство, где будет собрана с отдельных модулей лунная космическая станция. На этой станции астронавты протестируют все жизненно важные системы кораблей перед путешествием к Марсу. Здесь же будут проверены роботизированные миссии со спуском на лунную поверхность. Если вдруг что-то пойдет не так, астронавты в течении нескольких дней смогут добраться до Земли.

На первых миссиях НАСА в рамках миссии Deep Space Gateway планируется не только проверить системы и доказать безопасность столь далеких пилотируемых полётов, но и разместить на лунной орбите комическую станцию, которая на время станет шлюзом для изучения лунной поверхности и промежуточным этапом перед отправкой астронавтов на Марс.

Космическая лунная станция будет состоять со следующих модулей: жилой модуль, модуль стыковки, шлюзовая камера, модуль логистики. Силовая установка будет использовать преимущественно электрическую тягу, чтобы удерживать станцию на одной и той же высоте, а также совершать различные маневры.

Три основных модуля лунной станции — силовая установка, жилой модуль и модуль логистики — будут подняты на орбиту ракетой SLS и доставлены кораблём Orion.

Обслуживать и использовать Deep Space Gateway НАСА собирается со своими партнёрами — как коммерческими компаниями, так и иностранными партнёрами.

Межпланетные пилотируемые космические корабли

На следующем этапе НАСА планирует разработку пилотируемого транспортного космического корабля Deep Space Transport (DST), который будет выполнять миссии по снабжению для полётов в дальнем космосе, в том числе к Марсу.

Тестирование корабля пройдёт в следующем десятилетии, а в конце 2020-х годов НАСА планирует провести годичные испытания Deep Space Transport с экипажем. Астронавты проведут 300-400 дней в окололунном пространстве. Эта миссия станет генеральной репетицией перед отправкой астронавтов на Марс. До настоящего времени рекорд по пребыванию в глубоком космосе составляет 12,5 суток для 17 членов экипажа Apollo.

Первый запуск ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с кораблем Orion

Исследование окололунного пространства в рамках будущей миссии Deep Space Gateway начнётся с первым запуском самой мощной на сегодняшний день ракеты-носителя SLS с космическим беспилотным кораблём Orion. Эта миссия получила название Exploration Mission-1 (EM-1) и будет длится около трех недель.

Запуск РН SLS с космическим беспилотным кораблём Orion запланирован на конец 2018 года и будет выполнен со стартового комплекса 39B на космодроме Космического центра им. Кеннеди.

На целевой орбите космический корабль Orion выполнит разворачивание солнечных батарей и направится в сторону Луны. Для достижения орбиты Луны кораблю поможет промежуточная криогенная двигательная установка Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS), которая располагается на ракете-носителе SLS в виде верхней ступени ракеты.

Пилотируемый космический аппарат Orion с двигательной установкой Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS)

Итак, задача первой и второй ступени ракеты SLS доставить корабль на низкую околоземную парковочную орбиту за 2-3 часа, на которой должно произойти отсоединение корабля вместе с ICPS от РН.

План первого полета пилотируемого космического аппарата Orion

Сразу после отсоединения криогенная двигательная установка (3-я ступень) должна разогнать корабль для перехода на демонстративную высокоэллиптическую орбиту. На такой маневр предварительно уйдет около 1 суток.

Достигнув перигея орбиты относительно Земли, двигатели ICPS сделают еще одно длительное включения для перехода на транслунную траекторию движения по направлению к Луне. На этой орбите корабль Orion отсоединится от ICPS и продолжит свой путь самостоятельно. Криогенная двигательная установка также полетит в сторону Луны и позже уйдет на орбиту захоронения.

В течении полета к Луне с ICPS будет выполнено отсоединение еще одной космического аппарата, небольшого научного спутника BioSentinel. Этот аппарат, выступающий в роли сопутствующей полезной нагрузки, должен изучить влияние космической радиации на живые клетки в течение 18 месяцев работы спутника.

Что касается корабля Orion, так он по достижению Луны сделает один неполный виток и с помощью гравитационного маневра под действием силы лунного притяжения наберет достаточное ускорение чтобы отправиться назад на Землю.

Взгляд со стороныХотя агентство представило логическую дорожную карту для исследования человека, оно не может быть достигнуто без поддержки правительства Соединенных Штатов, наряду с коммерческими и международными партнерами.

Все это планирование напрасно, если нет денег, чтобы его поддержать. Несмотря на то, что агентство в значительной степени избавлено от глубоких бюджетных сокращений, НАСА в ближайшие годы нуждается в большей поддержке, чтобы обеспечить выполнение графика.

Хотя президент Трамп указал на большую заинтересованность в подобных научных проектах НАСА по осваиванию космического пространства, но также дал понять, что он хочет сосредоточиться на проблемах инфраструктуры ближе к дому. Без адекватного финансирования путешествие НАСА на Марс может быть не чем иным, как просто желаемой целью.

mapgroup.com.ua

Лунная станция Deep Space Gateway: подготовка к полёту на марс.

Представители наса огласили подробности космической программы Deep Space Gateway, которая станет подготовительным этапом к марсианской миссии. В рамках этой программы будет освоено окололунное пространство, где астронавты должны построить и протестировать системы перед путешествием в глубокий космос, в том числе к марсу. Здесь же проверят роботизированные миссии со спуском на лунную поверхность

. Астронавты из окололунного пространства смогут в случае появления проблемы вернуться домой в течение несколько дней. С марсианской орбиты им добираться гораздо дольше, поэтому наса предпочитает сначала провести испытания на более близком расстоянии - около луны.Исследование окололунного пространства начнётся с первым запуском ракеты - носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Трёхнедельная исследовательская миссия называется Exploration Mission - 1 (EM - 1. она будет беспилотной. Тем не менее, эта миссия должна стать замечательным событием для космонавтики, ведь предназначенный для людей космический корабль впервые в истории отлетит так далеко от земли.

Запуск SLS с кораблём Orion состоится со стартового комплекса 39B на космодроме космического центра им. Кеннеди, предположительно, в конце 2018 года. На орбите Orion расправит солнечные батареи и направится в сторону луны. Импульс кораблю придаст промежуточная криогенная двигательная установка Interim Cryogenic Propulsion Stage (Icps), которая располагается на ракете - носителе SLS непосредственно под кораблём Orion, как верхняя ступень ракеты.

Дорога до луны несколько суток займёт. По её окончании Orion отстыкуется от Icps, а последний, в свою очередь, выпустит в космос несколько мини - спутников Cubesat. Вместе с космическим кораблём ракета SLS способна поднять на орбиту 11 мини - спутников размером по 6 юнитов каждый.Предполагается, что одним из спутников в окололунном пространстве станет Biosentinel, который впервые за последние 40 лет вынесет в глубокий космос земную форму жизни. Цель научной программы Biosentinel - изучить влияние космической радиации на живые клетки в течение 18 месяцев работы спутника.Наса планирует войти в ритм и в 2020-е годы делать по одному запуску в год. Первый пилотируемый полёт намечен на август 2021 года.

План этого полёта построен на профиле Translunar Injection (TLI) - своеобразном разгонном манёвре с траекторией, которая выводит корабль на лунную орбиту. Траектория изображена на схеме внизу, где красной точкой обозначено место выполнения маневра TLI. Перед стартом к луне корабль дважды обернётся вокруг земли, постепенно увеличивая скорость и готовясь к TLI.

В обратную дорогу к земле корабль Orion отправится с помощью гравитационного манёвра, обернувшись вокруг луны. Во время этого пролёта экипаж залетит за тысячи километров за луну. Для первой пилотируемой миссии наса установило гибкие сроки. Миссия может продолжаться от 8 до 21 дня.Для лунных миссий наса цели и задачи определило. Вместе с экспериментами на мкс эти научные проекты позволят осуществить подготовку к будущим миссиям в глубоком космосе.Полётное оборудование для первой и второй миссий SLS и Orion сейчас находится в производстве, системы жизнеобеспечения и связанные технологии проверяют на мкс. Продолжаются опытно-конструкторские работы для создания жилья и силовой установки корабля, на котором люди отправятся на марс, здесь наса тесно сотрудничает с частными компаниями и зарубежными партнёрами, которые предлагают свои варианты решения существующих проблем.Лунный космопорт.Во время первых лунных миссий наса собирается не только проверить системы и доказать безопасность полётов, но и построить на лунной орбите космопорт Deep Space Gateway, который станет шлюзом для изучения лунной поверхности и промежуточным этапом перед отправкой астронавтов на марс.Здесь будет источник энергии, жилой модуль, модуль стыковки, шлюзовая камера, модуль логистики. Силовая установка будет использовать преимущественно электрическую тягу, чтобы удерживать позицию лунной станции или перемещаться на разные орбиты для разных миссий в окрестностях луны, пишет наса.Три основных модуля лунной станции - силовая установка, жилой модуль и модуль логистики - будут подняты на орбиту ракетой SLS и доставлены кораблём Orion.Обслуживать и использовать Deep Space Gateway наса собирается со своими партнёрами - как коммерческими компаниями, так и иностранными партнёрами.Транспорт для глубокого космоса.На следующем этапе наса планирует разработку космического корабля Deep Space Transport (DST), специально предназначенного для полётов в дальнем космосе, в том числе к марсу. Это будет многоразовый корабль на электрической и химической тяге. Корабль будет забирать людей с лунного космопорта, отвозить их на марс или в другую точку назначения - а затем возвращать обратно к луне. Здесь корабль может быть отремонтирован, заправлен - и отправлен в следующий полёт.

Тестирование корабля пройдёт в следующем десятилетии, а в конце 2020-х годов наса планирует провести годичные испытания Deep Space Transport с экипажем. Астронавты 300-400 дней в окололунном пространстве проведут. Эта миссия генеральной репетицией перед отправкой астронавтов на Марс станет. До настоящего времени рекорд по пребыванию в глубоком космосе составляет 12, 5 суток для 17 членов экипажа Apollo. Источник: Geektimes. ru космонавтика@Science_Newworld.

science.ru-land.com

Нужна ли нам окололунная станция? – Журнал "Все о Космосе"

0:18 12/10/2017

👁 364

Луна Орион Федерация

Если вы хотите взять Вену, возьмите Вену.Наполеон Бонапарт

Если вы хотите добраться до Луны, отправляйтесь на Луну.Роберт Зубрин

На международном конгрессе по аэронавтике, проходившем на прошлой неделе, объявили о присоединении Роскосмоса к проекту новой обитаемой космической станции. О старте этого проекта под названием Deep Space Gateway — Ворота в глубокий космос — в NASA объявили в марте этого года. Станция должна стать следующим этапом в освоении космоса после того как МКС закончит свою работу. Одним из главных отличий от МКС будет место размещения станции. Планируется, что DSG будет находиться не на околоземной, а на окололунной орбите. По текущему плану начало строительства станции намечено на 2023 год (срок работы МКС продлен до 2024, рассматривается возможность продления до 2028), но мы знаем, что в космонавтике почти всегда планируемые сроки сильно смещаются вправо. Впрочем, пока что проект DSG не утвержден и финансирование на него не выделено. А потому это наилучший момент, чтобы разобраться с планами станции поподробнее.

С одной стороны, не может не радовать и продолжение международного сотрудничества, и осознание, что по завершению работы МКС люди не забросят освоение ближнего космоса, а сделают шаг вперед. Но к сожалению, перспективы могут оказаться не такими радужными, какими кажутся на первый взгляд. И в данном случае причина не в Роскосмосе, а в истории проекта с американской стороны. Положительные его черты уже рассмотрены в статье Виталия Егорова, поэтому здесь мы хотели бы рассказать об обратной стороне монеты и попытаться разобраться, что же не так с Deep Space Gateway.

Не все на западе приняли его положительно. В частности, DSG встретила критику в известной колонке одного из авторов проекта Mars Direct Роберта Зубрина и в недавней статье в Арс Техника бывшего командира МКС Терри Виртса. В обоих случаях авторы обращают внимание на одни и те же недостатки проекта. Ключевая претензия к проекту станции — это место ее размещения. Зачем нам забрасывать станцию на окололунную орбиту, ведь это очевидно и дороже, и сложнее строительства станции на орбите Земли?

Самый логичный ответ на этот вопрос — станция нужна для подготовки к высадке на Луну, к регулярным экспедициям на ее поверхность, к дальнейшему освоению спутника нашей планеты. Однако это не так. Как ни странно, но станция на окололунной орбите предлагается нам не столько как ступень к освоению Луны, сколько как промежуточный пункт для экспедиции на Марс.

Однако в качестве основных задач станции называют создание перевалочного пункта на пути к Марсу, который пригодится, когда туда отправят первую пилотируемую экспедицию и тестирование новых технологий, в том числе для создание полностью автономной станции. Кроме того, можно надеяться на продолжение научной программы МКС. Эти пункты не дает убедительного ответа, зачем помещать именно обитаемую станцию именно на орбите Луны.

Изучение самой Луны с её орбиты? Для этого не нужна обитаемая станция, достаточно послать автоматический зонд. Перевалочный пункт для экспедиции к Марсу? Опять-таки непонятно, зачем для этого строить обитаемую станцию, причём за много лет (а может, и десятков лет) до самой марсианской экспедиции. Продолжение изучения микрогравитации? Для этого подходит и околоземная орбита. Строительство полностью автономной станции? Да, это должно быть важным этапом в подготовке технологий для длительных межпланетных экспедиций, а МКС не является по-настоящему автономной. Но опять-таки, что мешает построить такую станцию на земной орбите?

Быть может, единственное существенное отличие окололунной орбиты от околоземной — это радиационный фон. Луна находится за пределами радиационных поясов Земли, и длительное пребывание там космонавтов невозможно без соответствующей защиты. Можно сказать, что это хорошая возможность для моделирования полета к Марсу, где экипаж межпланетного корабля также будет несколько месяцев находиться за пределами защиты от космических лучей, которую создает магнитное поле Земли. Однако повышенный радиационный фон не является фактором, который нельзя смоделировать на Земле и даже на околоземной орбите. В чем трудность выполнения научной программы МКС на Земле? Потому что длительную микрогравитацию на поверхности Земли получить нельзя. А радиацию — очень даже можно. Конечно, какие-то отличия от естественного межпланетного радиационного фона все равно сохранятся. Но стоит ли эта небольшая разница того, чтобы идти на дополнительные расходы, исчисляющиеся миллиардами долларов?

Тут, наверное, у читателей возникнет вопрос: хорошо, но если у проекта действительно нет объективных преимуществ, зачем же его продвигают? Ведь должны же быть для этого причины? Критики проекта считают, что предпосылки действительно есть, но лежат они не в области науки. Конкретных причин всего две: SLS и Orion — новая проектируемая сверхтяжелая ракета и новый проектируемый космический корабль. Каким же образом они связаны с проектом окололунной станции? Для того, чтобы разобраться в этом, немного углубимся в историю. И начать нужно с программы «Созвездие», куда уходят корни нынешних космических проектов и интриг.

SLS

Программа «Созвездие» была инициирована в 2004 году администрацией президента Буша. Она предусматривала повторение программы Аполлон на новом уровне — возврат к краткосрочным экспедициям на Луну. Для этого была начата разработка новой сверхтяжелой ракеты Арес, нового космического корабля Орион и лунного посадочного модуля Альтаир. В ракете Арес предполагалось использовать наработки Шаттла — в частности, двигатели RS-25 и твердотопливные ускорители. Предполагалось, что результатом программы станут наработки для марсианской экспедиции, хотя в саму программу планы по полеты к Марсу не входили. Однако этим планам не суждено было осуществиться. В 2009 году в разгар мирового финансового кризиса администрация Барака Обамы провела проверку хода выполнения программы и в особенности адекватности ее финансирования. После того как проверка показала, что текущего финансирования NASA никак не хватит на успешное выполнение программы, было принято решение её свернуть. После жарких баталий от целостной программы осталось два осколка: корабль Орион и сверхтяжелая ракета. Конструкция ракеты изменилась, хотя принцип использования наработок Шаттла был заложен и в новый проект. Сменилось и название, с тех пор ракета называлась Space Launch System (SLS). Проект лунного посадочного модуля был закрыт окончательно. В те годы остро стоял вопрос, что заменит Шаттлы в полетах к МКС. Последний полет Шаттла состоялся 21 июля 2011 года. А первый полет к МКС частного грузового корабля Dragon был назначен на 2012 год. Предполагалось, что связка SLS-Orion не только обеспечит для человечества возможность экспедиций к орбите Луны (не на саму Луну), но и в случае необходимости сможет использоваться для обслуживания МКС. Ещё одним возможным применением считалась экспедиция к одному из астероидов, сближающихся с Землей и взятие пробы с его поверхности (ARM — Asteroid Redirect Mission). Ракета и корабль должны были быть построены к 2017 году, но, как это обычно и бывает, сроки много раз смещались вперёд. В результате к настоящему моменту первый пуск SLS назначен на осень 2019 года, а Orion совершил один-единственный испытательный полёт в 2014 году.

Программа SLS-Orion имеет несколько особенностей. Во-первых, это главный проект NASA. Почти в каждой публикации о будущем космонавтики, NASA упоминает, как в это будущее впишутся SLS и Orion. Во-вторых, она очень дорогая. Сейчас общая стоимость программы разработки ракеты и космического корабля оценивается более чем в 40 миллиардов долларов. В 2016 году на программу из бюджета NASA было потрачено больше 3 миллиардов долларов. Запуски ракеты SLS тоже обойдутся, мягко говоря, недёшево. Консервативная оценка — 0.5 миллиарда долларов, а Терри Виртс оценивает стоимость одного запуска SLS в 2 миллиарда долларов. Для сравнения: запуск более лёгкой ракеты Falcon 9 по информации на сайте SpaceX стоит 62 миллиона долларов. В-третьих, у этой ракеты есть мощное лобби в политических кругах Америки. Ее даже прозвали Senate Launch System, настолько активно продолжение программы лоббировали в Сенате.

Сейчас разработка SLS и Ориона мало-помалу движется к завершению. А после этого придется ответить на страшный вопрос: а для чего же ее применять? Для экспедиций к МКС такая ракета не нужна абсолютно — снабжение станции смогут обеспечить корабли Dragon, Cygnus и Starliner, причем по цене раз в 10 меньше, чем обойдётся снабжение ракетами SLS. Для экспедиции на Луну использовать SLS также невозможно, ведь проект посадочного модуля был закрыт. План экспедиции к астероиду, сближающемуся с Землей, был отвергнут уже в этом году. Что же делать? К чему приспособить новую ракету и космический корабль?

План окололунной орбитальной станции идеально для этого подходит. В этом случае размещение выглядит не просто логичным, а единственно возможным: для строительства станции на земной орбите SLS не нужна, а более амбициозный проект SLS-Orion не потянут. Проект ARM был закрыт в апреле этого года. Первые 10 запусков (только запуски, без стоимости самого строительства станции) обойдутся в сумму до 20 миллиардов долларов. В перспективе, очевидно, пусков потребуется еще больше. И при этом только первые 10 запусков (только запуски, без стоимости самого строительства станции) обойдутся в сумму до 20 миллиардов долларов. Стоят ли преимущества, рассмотренные в начале статьи, таких денег? Не принесут ли столь огромные средства больше пользы, будучи вложенными в исследования на околоземной станции? А если говорить о движении к Луне, то зачем останавливаться на пороге? Как пишет Роберт Зубрин в своей статье, «Если вы хотите добраться до Луны, отправляйтесь на Луну». Однако предлагаемый проект касается будущего космонавтики в целом. Если он будет реализован, то многие годы, а скорее, десятки лет, пилотируемая космонавтика будут развиваться в его фарватере. И неуспех проекта может дискредитировать пилотируемую космонавтику в целом, как экономически неэффективная программа Шаттлов дискредитировала идею многоразового использования ракет-носителей.По материалам Alpha Centauri

Журнал "Все о Космосе" рекомендует:

aboutspacejornal.net

Россия и США создадут на орбите Луны новую станцию Deep Space Gateway

12:3427.09.2017

(обновлено: 19:44 27.09.2017)

18247104133

АДЕЛАИДА (Австралия), 27 сен — РИА Новости. Космические агентства России и США договорились о создании новой космической станции Deep Space Gateway на орбите Луны, заявил глава "Роскосмоса" Игорь Комаров на Международном конгрессе астронавтики — 2017, который проходит в Австралии.

Вид на Марс и Землю, открытый космос. Архивное фотоУченые нашли на Луне и Марсе идеальные места для поселения людейУчастие в проекте могут принять Китай, Индия, а также другие страны БРИКС.

"Мы договорились о том, что будем совместно участвовать в проекте создания новой международной окололунной станции Deep Space Gateway. На первом этапе будем строить орбитальную часть с дальнейшей перспективой применения отработанных технологий на поверхности Луны и впоследствии — Марса. Вывод первых модулей возможен в 2024-2026 годах", — сказал Комаров.

Вклад России

По словам главы "Роскосмоса", стороны уже обсуждали возможный вклад в создание новой станции. Так, Россия может создать от одного до трех модулей и стандартов унифицированного стыковочного механизма для всех кораблей, которые будут прибывать к Deep Space Gateway, а также предлагает использовать для вывода конструкций на окололунную орбиту создаваемую сейчас ракету-носитель сверхтяжелого класса.

Фотография марсохода Curiosity у вершины горы Шарп, полученная зондом MRO. Архивное фотоРоссия продолжит участие в совместном с европейцами исследовании МарсаДиректор "Роскосмоса" по пилотируемым программам Сергей Крикалев добавил, что Россия также может разработать и жилой модуль.

Конкретный технологический и финансовый вклад всех участников создания Deep Space Gateway будет обсуждаться на следующем этапе переговоров, отметил Комаров. По его словам, сейчас подписано совместное заявление о намерениях работать по проекту окололунной станции, но сам договор требует серьезной проработки уже на государственном уровне. В связи с этим будет пересматриваться Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы.

"Мы надеемся представить интересную и важную программу, докажем ее нужность и обеспечим финансирование. У нас есть понимание и надежда частично найти внешние источники финансирования этой программы. Но при этом основная задача — это государственное финансирование", — заявил гендиректор "Роскосмоса".

Необходимость унификации

Комаров отметил, что как минимум пять мировых космических агентств работают над созданием собственных кораблей и систем, поэтому, чтобы в будущем избежать проблем в вопросах технического взаимодействия, часть стандартов должна быть унифицирована.

Генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности Роскосмос Игорь Комаров на МАКС-2017 в ЖуковскомВ "Роскосмосе" рассказали о лунных и марсианских пилотируемых миссияхНекоторые ключевые стандарты, в частности стыковочный узел, будут сформированы на базе российских разработок, добавил он.

"С учетом того количества стыковок, которые мы проводили, и того опыта, который у нас имеется, равных России в этом направлении нет. Поэтому этот стандарт будет максимально близок к российскому. Также на основе российских наработок будет разработан стандарт систем жизнеобеспечения", — сказал глава "Роскосмоса".

Крикалев со своей стороны пояснил, что стандарты стыковки будут содержать единые требования к размерам деталей стыковочного узла.

"Наиболее проработанный вариант — это шлюзовой модуль, также могут быть унифицированы габариты элементов жилого модуля. Что касается носителей, то новые элементы могут выводиться как на американских носителях SLS, так и на российском "Протоне" или "Ангаре", — сказал он.

Создание Deep Space Gateway откроет новые возможности по использованию мощностей российской промышленности, и серьезную роль здесь могут сыграть наработки РКК "Энергия", заключил Комаров.

ria.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики