Российские двигатели РД-181 для американской ракеты-носителя Antares. Двигатель рд 181 википедия


РД-181 Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-193 — однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа, созданный «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» на основе технологий и опыта разработки двигателя РД-191. Предназначен для ракет-носителей лёгкого класса (в частности, Союз-2.1в), которые будут выводить на орбиту грузы массой до 5 тонн[2].

История

В 1-м квартале 2013 года «НПО Энергомаш» закончило испытания двигателя РД-193 и приступило к подготовке документации по адаптации его к ракете-носителю[3].

Конструкция

Двигатель представляет собой упрощенную версию РД-191. Отличается отсутствием узла качания камеры и связанных с ним других конструктивных элементов, что позволило уменьшить габариты и массу (на 300 кг), а также снизило его стоимость[4].

Модификации

РД-181

РД-181 — экспортный вариант двигателя[5]. Устанавливается на первой ступени РН «Антарес» компании Orbital Sciences Corporation[6]. Он принадлежит семейству жидкостных ракетных двигателей РД-170 и представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. Двигатель дросселируется по тяге в диапазоне 47—100 %, управление вектором тяги — 5°.

В 2012 году были начаты работы между Orbital Sciences Corporation и НПО «Энергомаш» по замене двигателя AJ-26 первой ступени РН «Антарес». В 2013 году были начаты конкурсные процедуры среди АО «НПО Энергомаш» и ПАО «Кузнецов».[7]

В декабре 2014 года был заключен контракт между Orbital Sciences Corporation и НПО «Энергомаш» стоимостью 224,5 млн USD на поставку 20 РД-181 с опционом на закупку дополнительных двигателей до 31 декабря 2021 года[8].

В 2014 году была выпущена конструкторская документация, в начале 2015 года проведено первое огневое испытание двигателя РД-181, а в мае успешно завершена сертификация этого двигателя[9].

Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США[9], всего в 2015 году было поставлено четыре двигателя[10].

В марте 2016 года Orbital ATK приняла решение о реализации опциона на поставку восьми двигателей в 2017—2018 годах[11][10]. Согласно контракту, в 2017—2018 годах НПО «Энергомаш» должен поставить 14 двигателей[12].

Первый запуск РН «Антарес» с использованием двигателей РД-181 состоялся 17 октября 2016 года[9].

06 июня 2018 года пресс служба НПО Энергомаш заявила, что стартовавшая 21 мая РК Антарес использовал двигатели РД-181 которые ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РН. По словам главного конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкина, это доказывает возможность многократного использования этих двигателей. Так же было отмечено, что хотя у предприятия уже имеется опыт создания многоразовых двигателей, запуск впервые продемонстрировал это в составе ракеты-носителя.[13]

Примечания

wikiredia.ru

РД-181 - двигатель ракеты носителя «Антарес». История создания и характеристики рд-181

РД-181

Описание

Мощь, которая расширяет возможности

Лучшей в своем сегменте. Первый двигатель был разработан и прошел сертификацию всего за 5 месяцев.

Двигатели для первой ступени усовершенствованной РН «Антарес».

РД-181

технические характеристики

Основные параметры двигателя РД-181

  • Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа
  • Топливо: кислород + керосин
Модификации двигателя РД-107
Тяга, земная/пустотная, тс 196 / 212,6
Удельный импульс, земной/пустотный, с 311,9 / 339,2
Давление в камере сгорания, кгс/см2 262,6
Масса, сухая/залитая, кг 2200 / 2330
Габариты, высота/диаметр, мм 3680 / 2100
Период разработки 2014-2015
Назначение РН «Антарес»

Основные этапы программы РД-181

Заключение контракта по ЖРД РД-181 с компанией Орбитал (США) – 7 декабря 2014 г. Первое огневое испытание ЖРД РД-181 – март 2015 г. Сертификация ЖРД РД-181 завершена – 7 мая 2015 г. (7 огневых испытаний одного двигателя с наработкой 1650 сек.) Первые товарные ЖРД РД-181 поставлены в США – июнь 2015 г.

Наработка ЖРД РД-181 на 15 стендовых испытаниях составляет 3386,1 сек. (на 30.06.2016 г.)

engine.space

НПО "Энергомаш": США купят у РФ еще восемь ракетных двигателей РД-181

11:5209.03.2016

(обновлено: 11:57 09.03.2016)

81314637

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

В рамках сотрудничества по программе РД-181 специалисты компании "Орбитал" в конце февраля посетили НПО "Энергомаш". Представители компании "Орбитал" высоко оценили итоги проведенного аудита качества.

МОСКВА, 9 мар — РИА Новости. Американская корпорация Orbital Sciences Corporation ("Орбитал") решила реализовать опцион на закупку восьми российских ракетных двигателей РД-181, сообщает НПО "Энергомаш" в среду.

"Корпорация Orbital Sciences Corporation приняла решение о реализации опциона на закупку восьми жидкостных ракетных двигателей РД-181 у НПО "Энергомаш", — говорится в сообщении.

Опцион реализован в рамках заключенного в 2014 году контракта на поставку РД-181 для использования в первых ступенях ракет-носителей Antares ("Антарес"). Другие детали сделки в релизе не приводятся.

НПО "Энергомаш", являющееся ведущим мировым разработчиком и производителем мощных кислородно-керосиновых ракетный двигателей, уже поставило зарубежным партнерам четыре двигателя РД-181 в 2015 году, отмечается в сообщении.

Торговый представитель России в США Александр Стадник. Архивное фотоТоргпред: США покупают ракетные двигатели в РФ, убрав с них санкцииВ рамках сотрудничества по программе РД-181 специалисты компании "Орбитал" в конце февраля посетили НПО "Энергомаш" для обзора системы менеджмента качества при производстве РД-181.

"Представители компании "Орбитал" высоко оценили итоги проведенного аудита качества, отметив, что НПО "Энергомаш" продолжает совершенствовать качество своей продукции", — подчеркнул генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

АО "НПО Энергомаш" успешно сотрудничает с компаниями США с начала 90-х годов ХХ века. Помимо РД-181, с начала 2000-х в США поставляется и другой двигатель НПО "Энергомаш" — ЖРД РД-180. РД-180 имеет высочайшую репутацию, так как все 67 пусков РН семейства "Атлас", укомплектованные этим двигателем, были успешными, указывает НПО.

РД-181 — однокамерный жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа. Разработан и производится НПО "Энергомаш". Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород.

ria.ru

Российские двигатели РД-181 для американской ракеты-носителя Antares

Химкинское НПО «Энергомаш» заключило контракт на поставку ракетных двигателей РД-181 американской корпорации Orbital Sciences. Двигатели будут использоваться на первой ступени ракеты Antares начиная с 2015 года
«Мы обязались всего поставить 60 двигателей, — рассказал высокопоставленный источник в Роскосмосе. — То есть сейчас есть твердый контракт на 20 двигателей, к реализации которого мы уже приступили, поскольку первые две машины должны поставить уже в июне следующего года. Плюс есть два опциона, каждый на 20 штук». Контракт заключен напрямую между Orbital Sciences Corp. и НПО «Энергомаш».

Сумма контракта близка к $1 млрд. В эту сумму входит не только стоимость двигателя, но и целый набор услуг: летная подготовка, инсталляция двигателя на ракету, проведение испытаний. Разработка двигателя РД-181 велась специально для Antares силами самого предприятия. «За основу был взят двигатель от «Ангары» РД-191, хотя новая ракета — это всегда новый двигатель, — говорит представитель Роскосмоса. — Давление в камере сгорания РД-181 — 262 атмосферы. Температура в критической точке — 3500 °C. Мало какой металл может выдерживать такие температуры, поэтому было найдено и применено оригинальное решение по охлаждению стенок камеры сгорания, обеспечивающее сохранность агрегатов. Если двигатель РД-191 для управления вектором тяги качается целиком, то у РД-181 качаются только камеры сгорания, что улучшает характеристики как самого двигателя, так и носителя в целом».

Вице-президент Orbital Баррон Бенески от комментариев воздержался. В НПО «Энергомаш» поступили так же. Отметим, что на прошлой неделе Orbital Sciences официально объявила о подписании контракта с новым поставщиком двигателей для Antares. В пресс-релизе сообщается, что первые два двигателя прибудут в США в середине 2015 года. Но имя поставщика двигателей при этом не называется.

«Американцы в большом затруднении — их настораживает политическая ситуация, — пояснил источник в Роскосмосе. — В те дни, когда подписывался контракт, в палате представителей конгресса США рассматривался отказ от закупки ракетных двигателей РД-180, сделанных тем же НПО «Энергомаш». Запрет на использование РД-180 в военных программах был в итоге конгрессом поддержан, что очень широко освещалось американскими СМИ как «отказ от российских двигателей». В Orbital, вероятно, не захотели на следующий день сообщать о подписании с НПО «Энергомаш» контракта на $1 млрд. Они объявили, что двигатели есть, контракт заключен, а с кем — не сказали, поскольку специалисты и так всё знают, а широкой общественности это не так и важно».

Собеседник в Роскосмосе отметил, что контракт с Orbital предусматривает ограничения по использованию двигателей РД-181 только в программах, связанных с оборонной тематикой. Antares главным образом используется для доставки грузов на МКС.

До сих пор ракеты Antares комплектовались двигателями AJ-26, сделанными на основе советских НК-33, законсервированных еще со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Конструктор двигателей Николай Кузнецов в начале 1970-х годов принял решение не уничтожать, а законсервировать несколько десятков экземпляров. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, они достались компании Aerojet по $1 млн за штуку. Американцы довольно долго адаптировали их под свои нужды, осовременивали, в результате появился модифицированный двигатель AJ-26. Авария со взрывом ракеты Antares на старте, случившаяся в конце октября этого года, возможно, произошла именно из-за двигателя AJ-26 — эта версия озвучивалась как основная. После взрыва Antares с AJ-26 больше не полетит, однако переговоры об использовании в составе ракеты РД-181 начались задолго до аварии. Более того, до аварии уже были подведены итоги тендера среди поставщиков двигателей, по результатам которого безоговорочную победу одержало НПО «Энергомаш».

«Конструкторское бюро НПО «Энергомаш» — лучшее в мире по жидкостным ракетным двигателям, — констатирует Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — А американцы демонстрируют прагматичность. Санкции санкциями, а там, где им это выгодно, они сотрудничество с нами только расширяют. И контракт с Orbital тут не единственный пример: предложения о новых проектах звучат от Boeing, Lockheed Martin, кроме того, NASA желает продлить сотрудничество по МКС… Понятно, что заявления в духе «не будем покупать у русских, а взамен создадим свой двигатель» — это чистой воды популизм. Никто не даст несколько миллиардов долларов на то, чтобы попытаться повторить русский двигатель».

Заключенное с Orbital Sciences соглашение — уже второй крупный контракт НПО «Энергомаш» с американской компанией. В конце 1990-х годов химкинское НПО выиграло контракт, дающий право поставлять американской United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing) двигатели РД-180 для ракет Atlas. Этот контракт, сумма которого также близка к $1 млрд, действует и сегодня. Наложенные конгрессом ограничения на его использование в составе ракеты Atlas V касаются только военных нагрузок. ULA продолжит закупать РД-180 для невоенных программ.

shopify-dev.asamuilik.info

РД-193 — WiKi

Двигатель представляет собой упрощенную версию РД-191. Отличается отсутствием узла качания камеры и связанных с ним других конструктивных элементов, что позволило уменьшить габариты и массу (на 300 кг), а также снизило его стоимость[4].

РД-181

РД-181 — экспортный вариант двигателя[5]. Устанавливается на первой ступени РН «Антарес» компании Orbital Sciences Corporation[6]. Он принадлежит семейству жидкостных ракетных двигателей РД-170 и представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. Двигатель дросселируется по тяге в диапазоне 47—100 %, управление вектором тяги — 5°.

В 2012 году были начаты работы между Orbital Sciences Corporation и НПО «Энергомаш» по замене двигателя AJ-26 первой ступени РН «Антарес». В 2013 году были начаты конкурсные процедуры среди АО «НПО Энергомаш» и ПАО «Кузнецов».[7]

В декабре 2014 года был заключен контракт между Orbital Sciences Corporation и НПО «Энергомаш» стоимостью 224,5 млн USD на поставку 20 РД-181 с опционом на закупку дополнительных двигателей до 31 декабря 2021 года[8].

В 2014 году была выпущена конструкторская документация, в начале 2015 года проведено первое огневое испытание двигателя РД-181, а в мае успешно завершена сертификация этого двигателя[9].

Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США[9], всего в 2015 году было поставлено четыре двигателя[10].

В марте 2016 года Orbital ATK приняла решение о реализации опциона на поставку восьми двигателей в 2017—2018 годах[11][10]. Согласно контракту, в 2017—2018 годах НПО «Энергомаш» должен поставить 14 двигателей[12].

Первый запуск РН «Антарес» с использованием двигателей РД-181 состоялся 17 октября 2016 года[9].

06 июня 2018 года пресс служба НПО Энергомаш заявила, что стартовавшая 21 мая РК Антарес использовал двигатели РД-181 которые ранее уже использовались в огневом испытании в составе первой ступени РН. По словам главного конструктор НПО Энергомаш П.С. Левочкина, это доказывает возможность многократного использования этих двигателей. Так же было отмечено, что хотя у предприятия уже имеется опыт создания многоразовых двигателей, запуск впервые продемонстрировал это в составе ракеты-носителя.[13]

ru-wiki.org

Первые РД-181 по контракту на один миллиард долларов поставлены в США

Ранее ТАСС сообщило, что США потребуется до десяти лет и около 3 млрд долл., чтобы создать собственный ракетный двигатель, аналогичный российским РД-181. Об этом заявил президент РКК "Энергия" Владимир Солнцев.

"Если говорить о создании двигателя в Америке, то любая держава в состоянии создать, только вопрос: зачем? По моих оценкам, на это потребуется около 3 млрд долл., а может, и больше, и семь-десять лет", - сказал В. Солнцев. Он подчеркнул, что при этом на выходе результат может быть неоднозначным, и не факт, что все получится. При этом, отметил глава корпорации, международную кооперацию никто "не отменял и не убивал".

 Владимир Солнцев / Фото: www.rg.ru

Ранее В. Солнцев сообщил, что НПО "Энергомаш" планирует поставить американской компании Orbital Sciences 60 новых РД-181, на 20 из них уже подписан контракт. Сумма контракта - около 1 млрд долл., причем в эту сумму входит целый набор услуг. В. Солнцев участвовал в сделке от лица НПО "Энергомаш", поскольку остается исполнительным директором объединения.

Глава "Энергии" также пояснил, что "Энергомаш" и Объединенная ракетно-космическая корпорация получили все необходимые разрешения на сделку.

РД-181 будут использоваться на первой ступени ракеты Antares, производимой Orbital Sciences. Ранее эти ракеты комплектовались двигателями AJ-26, сделанными на основе советских НК-33.

Россия адаптировала двигатели РД-180 под американские нужды

Солнцев отметил, что российские специалисты адаптировали под пилотируемые пуски двигатели РД-180, поставляемые в США для ракет Atlas. "За последние два года мы выполнили контракт с United Launch Alliance на адаптацию двигателя РД-180 под пилотируемые программы Соединенных Штатов. И (ракета-носитель) Atlas, и компания Space X выиграли тендер, и мы выполнили этот контракт и адаптировали этот двигатель под пилотируемые пуски", - сказал он.

"Atlas-5 может сейчас обрести новую историю, новое лицо", - отметил В. Солнцев.

В закон о военных ассигнованиях США на 2015 финансовый год входит поправка сенатора-республиканца Джона Маккейна, устанавливающая запрет на дальнейшие закупки РД-180 для ракет. Atlas выводит на орбиту не только гражданские, но и военные спутники, и многие законодатели утверждают, что интересы национальной безопасности США оказались в зависимости от российских технологий.

При этом закон предусматривает выделение 220 млн долл. на разработку американского двигателя для замены РД-180. ВВС США, в ведении которых находятся космические запуски, предложено решить задачу в течение пяти лет. В Пентагоне, однако, открыто признают, что не знают, как использовать выделенные средства - создавать новый двигатель целесообразно только под определенную ракету-носитель.

Этим занимается сейчас корпорация United Launch Alliance, осуществляющая пуски Atlas. Американские военные полагают, что ей и следует продолжать эту работу.

      

Техническая справка   

РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащен двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород. Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет 9 млн долл.  

Фото: / ru.wikipedia.org

РД-180 был создан в середине 90-х годов на основе двигателя РД-170. В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 года в качестве первой ступени ракеты-носителя «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». Буква «R» в названии ракеты указывает на использование двигателя российского производства. В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III».      

После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле основной ступени ракеты «Атлас-5». РД-180, который использовался на испытательном стенде, был показан на 23-й встрече Большой восьмерки (июнь 1997 года, Денвер, США). Двигатель состоит из двух камер, турбонасосного агрегата, бустерного насосного агрегата горючего, бустерного насосного агрегата окислителя, газогенератора, блока управления автоматикой, блока баллонов, системы приводов автоматики, системы рулевых приводов, регулятора расхода горючего в газогенераторе, дросселя окислителя, дросселя горючего, пуско-отсечных клапанов окислителя и горючего, двух ампул с пусковым горючим, пускового бачка, рамы двигателя, донного экрана, датчиков системы аварийной защиты, теплообменника для подогрева гелия на наддув бака окислителя.     

На сегодня все производство двигателя сосредоточено в России. Продажа осуществлялись совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (англ. RD AMROSS). Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. C мая 2014 года заключение новых контрактов временно прекращено по постановлению суда в связи иском конкурента — компании SpaceX, поставки двигателей по старым контрактам продолжаются.     

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом Центре Маршалла (США) / Фото: / ru.wikipedia.org

Тактико-технические показатели

Типжидкостный ракетный двигатель
Топливокеросин
Окислитель       жидкий кислород
Камер сгорания2
Применение       «Атлас III и Атлас V» (первая ступень)
РазвитиеРД-181
Массогабаритные характеристики
Полная масса,кг 5 950
Сухая масса, кг 5 480
Высота, мм       3 600
Диаметр, мм       3 200
Рабочие характеристики
Тяга, тс:

вакуум: 423.4

уровень моря: 390.2

Удельный импульс, с:

вакуум: 337.8

уровень моря: 311.3

Время работы, с       270
 Давление в камере сгорания, кгс/см² (атм)       261,7 (263)
Степень расширения36.87:1
Тяговооруженность       73.40
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян       www.arms-expo.ru  12

www.arms-expo.ru

РД-181 Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «РД», которая имеет и другие значения: см. РД.

РД-193 — однокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием окислительного газа, созданный «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко» на основе технологий и опыта разработки двигателя РД-191. Предназначен для ракет-носителей лёгкого класса (в частности, Союз-2.1в), которые будут выводить на орбиту грузы массой до 5 тонн[2].

История[ | код]

В 1-м квартале 2013 года «НПО Энергомаш» закончило испытания двигателя РД-193 и приступило к подготовке документации по адаптации его к ракете-носителю[3].

Конструкция[ | код]

Двигатель представляет собой упрощенную версию РД-191. Отличается отсутствием узла качания камеры и связанных с ним других конструктивных элементов, что позволило уменьшить габариты и массу (на 300 кг), а также снизило его стоимость[4].

Модификации[ | код]

РД-181[ | код]

РД-181 — экспортный вариант двигателя[5]. Устанавливается на первой ступени РН «Антарес» компании Orbital Sciences Corporation[6]. Он принадлежит семейству жидкостных ракетных двигателей РД-170 и представляет собой однокамерный ЖРД с вертикально расположенным турбонасосным агрегатом. Двигатель дросселируется по тяге в диапазоне 47—100 %, управление вектором тяги — 5°.

В 2012 году были начаты работы между Orbital Sciences Corporation и НПО «Энергомаш» по замене двигателя AJ-26 первой ступени РН «Антарес». В 2013 году были начаты конкурсные процедуры среди АО «НПО Энергомаш» и ПАО «Кузнецов».[7]

В декабре 2014 года был заключен контракт между Orbital Sciences Corporation и НПО «Энергомаш» стоимостью 224,5 млн USD на поставку 20 РД-181 с опционом на закупку дополнительных двигателей до 31 декабря 2021 года[8].

В 2014 году была выпущена конструкторская документация, в начале 2015 года проведено первое огневое испытание двигателя РД-181, а в мае успешно завершена сертификация этого двигателя[9].

Летом 2015 года первые товарные двигатели РД-181 были поставлены в США[9], всего в 2015 году было поставлено четыре двигателя[10].

В марте 2016 года Orbital ATK приняла решение о реализации опциона на поставку восьми двигателей в 2017—2018 годах[11][10]. Согласно контракту, в 2017—2018 годах НПО «Энергомаш» должен поставить 14 двигателей[12].

Первый запуск РН «Антарес» с использованием двигателей РД-181 состоялся 17 октября 2016 года[9].

06 июня 2018 года пресс служба НПО Энергомаш заявила, что стартовавшая 21 мая РК

ru-wiki.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики