НАСА успешно испытало модернизированный двигатель RS-25 для ракеты SLS. Двигатель rs 25
RS-25 успешно прошел третий огневой тест
Ракетный двигатель RS-25 для будущей тяжелой ракеты-носителя Nasa под названием Space Launch System успешно отработал на испытательном стенде 8,5 минут.
Третий по счету тест был проведен 25 июля в космическом центре им. Стенниса, недалеко от залива Сент-Луис, штат Миссисипи. Огневые испытания проводились на испытательном стенде A-1 и продолжались около 500 секунд.
Данные испытания, по словам представителей Nasa приближают ракету-носитель SLS к выполнению ее первой миссии. В скором времени на вершине ракеты-носителя будет установлен пилотируемый космический аппарат Orion, которые впервые вместе с ракетой отправиться в космос в рамках миссии Exploration Mission-1.
На первой ступени будущей сверхтяжелой ракете будет установлено 4 двигателя RS-25.С их помощью будет создана тяга в 900 тонн. В дополнение к этому, будут работать два боковых твердотопливных ускорителя, которые создадут дополнительные 3 600 тонн тяги.
Четыре двигателя Aerojet Rocketdyne RS-25, которые будут использоваться в рамках миссии Exploration Mission-1 (EM-1), по сути дела являются бывшими двигателями для программы Space Shuttle, однако система управления будет абсолютно новой.
Новый контроллер, по словам инженеров Nasa является ключевой фигурой новой модификации двигателей. С их помощью будет обеспечено точное управление работой двигателя и диагностикой состояния работы его систем.
Первый новый контроллер для RS-25 был протестирован в марте месяце этого года, а второй в мае.
Nasa планирует осуществить старт миссии EM-1 в 2019 году. Цель миссии заключается в старте ракеты-носителя SLS с космическим кораблем Orion на борту для трехнедельного путешествия вокруг Луны.
25 - это... Что такое RS-25?
РС-25 (Ракетная система 25, англ. Rocket System 25, RS-25) — жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) компании Рокетдайн, США.
Применялся на планере космической транспортной системы «Спейс шаттл», на каждом из которых было установлено три таких двигателя. Возможно более распространённое название двигателя SSME (англ. Space Shuttle main engine — главный двигатель космического челнока) используется именно из-за его текущего применения. Основными компонентами топлива двигателя являются жидкие кислород и водород. RS-25 использует схему закрытого цикла с дожиганием топливного генераторного газа.Введение
RS-25 в своём применении на космическом челноке сжигал жидкие кислород и водород, которые поступали из центрального бака транспортной системы. МТКК «Спейс шаттл» использовал три таких двигателя при старте в космос в дополнение к тяге, обеспечиваемой твердотопливными ускорителями. Иногда при старте также использовалась система орбитального маневрирования (OMS). Каждый двигатель обеспечивал до 181,4 тс (1,8 МН) тяги при старте. Удельный импульс RS-25 составляет 453 с в вакууме и 363 с на уровне моря (4440 и 3560 м/с, соответственно). Масса двигателя составляет 3,2 т. Двигатели снимались после каждого полёта и перемещались в центр проверки SSME (англ. SSME Processing Facility, SSMEPF) для осмотра и замены всех необходимых компонентов.
ЖРД RS-25 работают при экстремальных температурах. Используемый в качестве топлива жидкий водород хранится при −253 °C, в то время как температура в камере сгорания достигает 3300 °C, что выше температуры кипения железа. Во время работы RS-24 потребляют 3917 литров топлива в секунду.
Помимо трёх главных двигателей, челнок имел 44 меньших ЖРД вокруг своей поверхности, которые входили в состав системы орбитального маневрирования и реактивной системы управления (RCS), обеспечивая возможность маневрирования на орбите.
Завершение работы двигателя происходит следующим образом: топливо и окислитель, нагнетаемое по трубопроводам из центрального бака, перестаёт поступать из-за перекрытия доступа остатков топлива в систему; топливная система, включая разветвление к трём SSME, остаётся открытой для выработки остатков топлива из трубопроводов.
Окислительно-кислородный контур
Основные компоненты двигателя.Центробежный насос низкого давления для окислителя (англ. Low Pressure Oxidizer Turbopump, LPOTP) представляет собой шестиступенчатый осевой насос, который приводится в действие кислородом и повышает давление жидкого кислорода от 0,7 до 2,9 MPa (от 7,1 до 29,6 ат). Скорость вращения турбины LPOTP составляет примерно 85,8 об/сек. Поток из LPOTP поставляется в насос высокого давления для окислителя (англ. High-Pressure Oxidizer Turbopump, HPOTP). Во время работы двигателя, повышение давления позволяет турбине насоса HPOTP работать на высоких скоростях без кавитации. HPOTP состоит из двух одноступенчатых центробежных насосов — основного насоса и насоса камеры предварительного сгорания — которые установлены на одном валу и приводятся в действие двухступенчатой турбиной, которая, в свою очередь, приводится в действие генераторным газом.
HPOTP поднимает давление окислителя от 2,9 до 30 MPa (от 29,6 до 306 ат) и вращается со скоростью 468,7 об/с. Основная часть окислителя направляется через главный окислительный клапан в главную камеру сгорания.
Поток из насоса высокого давления частично используется для приведения в действие LPOTP, также небольшая часть используется в окислительном теплообменнике. Жидкий кислород в последнем случае проходит через клапан, который закрывает или регулирует доступ окислителя в зависимости от текущей температуры двигателя, которая используется для превращения окислителя из жидкости в газообразный кислород. Этот газ затем частично отсылается в коллектор, который отводит его обратно в топливный бак для поддержания давления в баке окислителя, а частично отводится во вторую ступень турбины HPOTP камеры предварительного сгорания, которая поднимает давление кислорода от 30 до 51 MPa (от 306 до 520 ат). В камеру предварительного сгорания кислород попадает через соответствующий клапан. Так как турбина и насос HPOTP установлены на общий вал, в данной области создаётся опасное соседство горячего топливного генераторного газа в турбине и жидкого кислорода в главном насосе. По этой причине эти две секции отделены друг от друга полостью за уплотнителями, в которую при работе двигателя подаётся гелий под давлением. Снижение давления гелия приводит к автоматическому отключению двигателя.
Топливно-водородный контур
Основная силовая установка челнокаТопливо поступает в челнок по топливной линии жидкого водорода, начиная от рассоединительного клапана, затем впадает в коллектор, где распределяется по трём топливным трубопроводам двигателей. В каждом ответвлении для жидкого водорода расположен предварительный клапан, который регулирует поступление топлива в турбонасос низкого давления.
Топливный насос низкого давления (англ. Low Pressure Fuel Turbopump, LPFTP) является осевым насосом, приводимым в действие газообразным водородом, который поднимает давление топлива от 0,2 до 1,9 MPa (от 2,0 до 19,4 ат) и направляет его к насосу высокого давления (англ. High-Pressure Fuel Turbopump, HPFTP). Турбина LPFTP вращается со скоростью 269.8 об/сек, HPFTP вращается со скоростью 589,3 об/сек. Топливный трубопровод для жидкого водорода от LPFTP до HPFTP изолирован для того, чтобы избежать сжижения воздуха на его поверхности. HPFTP является трёхступенчатым центробежным насосом, приводимым в действие двухступенчатой основной турбиной и поднимает давление жидкого водорода от 1,9 до 45 MPa (от 19,4 до 458,9 ат). Полученный поток водорода направляется через главный клапан по трём направлениям. Одна часть направляется в рубашку главной камеры сгорания, где водород используется для охлаждения стен камеры и затем направляется к LPFTP для приведения в действие его турбины. Малая часть потока от LPFTP затем направляется к общему коллектору от всех трёх двигателей к топливному баку для поддержания его давления. Оставшаяся часть проходит между внутренней и внешней стенками коллектора генераторного газа для его охлаждения и направляется в главную камеру сгорания. Вторая часть потока водорода из HPFTP направляется в рубашку охлаждения сопла и затем соединяется с потоком от охлаждения камеры сгорания. Объединённый поток затем направляется в камеру газогенератора.
Газогенератор и система управления тягой
RS-25 в процессе установки на космический челнок в Центре подготовки челнока (англ. Orbiter Processing Facilities, OPF)Камера предварительного сгорания или газогенератор (ГГ) приварен к коллектору генераторного газа. ГГ использует электрический воспламенитель в виде камеры, расположенной в центре инжектора газогенератора. ГГ производит обогащённый топливом горячий газ, который проходит через турбину и обеспечивает работу насосов высокого давления. Управление центробежными насосами HPOTP и HPFTP на общем валу осуществляется контроллером двигателя посредством клапанов с целью поддержания массового соотношения компонентов топлива равном 6:1.
Управление системой охлаждения
Клапан управления охлаждением установлен на внешнем контуре охлаждения камеры сгорания (КС). Контроллер двигателя управляет количеством газообразного водорода, который направляется в рубашку охлаждения сопла, таким образом управляя его температурой. Клапан охлаждения КС открыт на 100 % перед запуском двигателя. Далее его положение изменяется в зависимости от степени требуемого охлаждения.
Камера сгорания и сопло
Основная камера сгорания (ОКС) получает обогащённый топливом горячий газ из коллектора рубашки охлаждения. Газообразный водород и жидкий кислород поступают в ОКС через инжектор, смешивающий компоненты топлива. Небольшая форсажная камера электровоспламенителя расположена в центре инжектора. Воспламенитель с двойным резервированием используется в ходе операций запуска двигателя для инициирования процесса горения. Главный инжектор и конус ОКС приварены к коллектору горячего газа. Кроме этого ОКС соединена с коллектором горячего газа при помощи болтовых соединений.
Внутренняя поверхность ОКС и сопла охлаждается жидким водородом, который течёт по сварным внутристенным каналам из нержавеющей стали. Сопло представляет собой колоколообразное расширение тела ОКС, которое соединено с ним болтами. Длина составляет 2,9 м, внешний диаметр у основания равняется 2,4 м. Поддерживающее кольцо, которое приварено к верхнему концу сопла, является точкой крепления внешнего теплового щита орбитера. Тепловая защита необходима для частей двигателя, подвергаемых внешнему разогреву в ходе старта, подъёма на орбиту, во время орбитального полёта и при возвращении с орбиты. Изоляция состоит из четырёх слоев металлической ватины, покрытой металлической фольгой.
Коэффициент расширения сопла в ЖРД RS-25 равный 77, является слишком большим для работы двигателя на уровне моря при давлении в ОКС равном 192,7 ат. В сопле таких размеров должен иметь место срыв потока реактивной струи, который может вызвать проблемы с управлением и даже механические повреждения корабля. Для предотвращения подобного развития событий инженеры Рокетдайна изменили угол расширения сопла, уменьшив его около выхода, что увеличило давление около внешнего кольца до 0,3-0,4 ат и в целом решило проблему.[1]
Главные клапаны
Пять топливных клапанов на RS-25 приводятся в действие гидравлически и управляются электрическими сигналами контроллера. Они могут быть полностью закрыты, используя систему подачи гелия в качестве запасной системы приведения в действие.
Главный клапан окислителя и клапан контроля давления топлива используются после отключения. Они остаются открытыми для того, чтобы сбросить остатки топлива и окислителя в топливной системе за борт челнока. После завершения сброса клапаны закрываются и остаются закрытыми до конца полёта.
Карданная подвеска
Несущий шарнирный подшипник присоединён болтами к сборке главного инжектора и обеспечивает связь между двигателем и челноком. Насосы низкого давления установлены под углом 180° от задней части фюзеляжа челнока, которая предназначена для приёма нагрузки от двигателей при старте. Линии трубопроводов от низконапорных насосов к высоконапорным предоставляют возможность и пространство для изменения положения двигателя в целях управления вектором тяги.
Параметры тяги
Дросселирование тяги SSME может производиться в диапазоне от 67 до 109 % проектной мощности. В ходе осуществляемых запусков используется уровень 104,5 %, а уровни 106—109 % — допустимо использовать в аварийных ситуациях. Тяга может быть специфицирована для уровня моря и вакуума, в котором, как правило, ЖРД имеют лу́чшие показатели по причине отсутствия эффектов от атмосферы:
- Тяга 100,0 % (уровень моря / вакуум): 1670 кН / 2090 кН (170,3 тс / 213,1 тс)
- Тяга 104,5 % (уровень моря / вакуум): 1750 кН / 2170 кН (178,5 тс / 221,3 тс)
- Тяга 109,0 % (уровень моря / вакуум): 1860 кН / 2280 кН (189,7 тс / 232,5 тс)
Спецификация уровней тяги свыше 100 % означает работу двигателя выше нормального уровня, установленного разработчиками. Исследования показывают, что вероятность выхода из строя SSME возрастает при использовании тяги выше 104,5 %, что объясняет, почему дросселирование выше указанного уровня оставлено на случай аварийных ситуаций в полёте МТКК «Спейс шаттл».[2]
RS-25 после космического челнока
Первоначально двигатель предполагалось использовать в качестве основных двигателей на грузовой ракете-носителе Арес-5 и в качестве двигателя второй ступени пилотируемой РН Арес-1. Несмотря на то, что использование RS-25 в данном случае выглядело как развитие технологий МТКК после его предполагаемого ухода в 2010 году, имелись некоторые недостатки такого решения:
- Двигатель не будет повторно используемым, так как будет использоваться на одноразовых ракетах-носителях.
- Двигатель должен будет проходить огневые испытания, которые НАСА проводила для каждого нового челнока до полёта STS-26.
- Преобразование запускающегося на поверхности двигателя в стартующий в воздухе двигатель РН Арес-1 было бы дорогостоящим изменением, которое должно было занять много времени.
После того, как были сделаны некоторые изменения в конструкции Арес-1 и Арес-5, было принято решение использовать модификацию ЖРД J-2X на второй ступени Арес-1 и шесть модифицированных ЖРД RS-68B на первой ступени Арес-5. Таким образом, по состоянию на 2009 год, ЖРД RS-25 или SSME станет историей вместе с флотом космических челноков МТКК «Спейс шаттл».
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
НАСА успешно испытало модернизированный двигатель RS-25 для ракеты SLS
00:4014.08.2015
(обновлено: 00:46 14.08.2015)
126883717
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки
Прошедший тест стал шестым и продолжался около 8,5 минут. США разрабатывает сверхтяжелую ракету-носитель SLS для пилотируемых полетов в далекий космос за пределы Солнечной системы.
ВАШИНГТОН, 14 авг — РИА Новости. НАСА провело в четверг шестое огневое испытание обновленного жидкостного ракетного двигателя RS-25 (РС-25) для использования на будущей сверхтяжелой американской ракете SLS (Space Launch System, SLS).
Испытание прошло на платформе А-1 в космическом центре Джона Стенниса (штат Миссисипи) и транслировалось на сайте национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА).
НАСА испытало ускоритель для новой сверхтяжелой ракеты SLSНынешний тест стал шестым огневым испытанием обновленного двигателя, который был разработан компанией Rocketdyne (Рокетдайн) и использовался на американских космических челноках "Спейс Шаттл". Для использования его на создаваемой США новой сверхтяжелой ракете двигатель был значительно модернизирован.Прошедший тест продолжался около 8,5 минут — время, равное продолжительности работы двигателей первой ступени во время реального пуска ракеты. Завершение теста было встречено аплодисментами наблюдавшим за испытанием участниками проекта. "Уже сейчас мы знаем, что испытание прошло успешно", — заявил по окончании теста сотрудник НАСА Стив Уоффорд, по его словам все полученные данные будут изучены и использованы для дальнейшего совершенствования двигателя. "Это великий день для НАСА и великий день для будущего космических полетов", — отметил Уоффорд.
В НАСА предупредили, что анализ данных, полученных в результате испытания, может занять несколько дней.
США разрабатывает сверхтяжелую ракету-носитель SLS для пилотируемых полетов в далекий космос за пределы Солнечной системы. Первый тестовый полет новой ракеты намечен на 2018 год. Первая ступень SLS, которой предстоит вывести в далекий космос пилотируемый корабль Orion, будет оснащена четырьмя двигателями RS-25.
ria.ru
Успешно испытан двигатель для пилотируемого полета на Марс
На пути к Марсу.
NASA успешно испытало двигатель RS-25 для полетов ракеты SLS на Марс и астероиды.
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сообщило об успешном тестировании модернизированного двигателя RS-25 №2059, который будет использоваться в Space Launch System (SLS) — сверхтяжелой ракете-носителе для пилотируемых экспедиций за пределы околоземной орбиты, включая полеты на астероиды и Марс.
Тестирование проводилось в Космическом центре имени Джона Стенниса в округе Хэнкок (штат Миссисипи), крупнейшем испытательном центре ракетных двигателей NASA на стенде A-1. За мероприятием наблюдали около 1,2 тысячи человек, среди них — специалисты НАСА, члены их семей, а также представители СМИ.
Двигатель проработал 500 секунд (именно такой период времени будут работать силовые агрегаты первой ступени при реальном пуске ракеты), благодаря чему инженеры NASA получили важные данные о функционировании блока управления и показателях давления на входе. Детальный анализ испытаний займет несколько дней, однако тестирование, ставшее шестым подобным мероприятием, уже признано НАСА успешным.
NASA сообщило, что для первых миссий SLS будут использоваться модернизированные двигатели из оставшихся после завершения программы полетов космических челноков «Space Shuttle», известные под названием SSME (space shuttle main engines). Двигатель RS-25 доказал свою надежность, обеспечив выполнение 135 миссий космических кораблей многоразового использования «Space Shuttle» с 1981 по 2011 год. У Aerojet имеется 16 двигателей RS-25, оставшихся от проекта Space Shuttle, он теперь обеспечивает 109 % тягового усилия по сравнению с проектной мощностью.
«Сделан еще один важный шаг вперед на пути к осуществлению полета SLS», — заявил Ронни Ригни (Ronnie Rigney).
Три жидкостных ракетных двигателя на кислороде и водороде RS-25 ранее использовались в Space Shuttle. Их созданием занимается американская компания Aerojet Rocketdyne. Четыре таких агрегата НАСА, а также основной разработчик и изготовитель ракеты компания Boeing собираются установить на первую ступень строящейся сверхтяжелой ракеты-носителя SLS.
По словам разработчиков, на сегодняшний день в мире никто, кроме Boeing, не занимается разработкой носителей аналогич
quibbll.com
Nasa провело тесты двигателя RS-25 для Space Launch System (SLS).
Новый год для проекта Space Launch System (SLS) ознаменовался огневыми испытаниями основного двигателя RS-25.
Двигатель RS-25 9 января 2015 провел огневые испытания на специальном стенде в космическом центре Stennis.Двигатель, который будет выводить будущую тяжелую ракету Nasa в дальний космос успешно провел огневые испытания 9 января в космическом центре Stennis, возле залива St. Louis, Миссисипи.
Двигатель, который ранее был главным двигателем космических челноков, провел 500 секундные испытания на испытательном стенде №1 в Stennis, в результате которого инженеры Nasa смогли снять важные характеристики. Были получены данные о работе блока управления двигателем и значения давлений в различных системах.
Видео огневых испытаний двигателя RS-25.
Это первые огневые испытания двигателя RS-25 со времен их использования по программе Шаттл. Последние подобные испытания были проведены еще 2009 году. Четыре двигателя RS-25 позволят ракете SLS осуществлять запланированные миссии, в том числе и полеты к астероидам в глубокий космос.
«Мы сделали некоторые изменения в конструкции RS-25 в соответствии со спецификой SLS и будем продолжать тестирование систем во время серии огневых испытаний», сказал Steve Wofford менеджер управления SLS Liquid Engines.
Вид на двигатель из закрытой зоны испытаний.Блок управления двигателем RS-25 претерпел некоторые изменения. Он переназначен для обеспечения связи между ракетой-носителем и самим двигателем, в передаче команд управления от ракеты и обратно, передаче данных. Кроме того, контроллер реализует обратную связь по двигателю путем регулирования количества подаваемого топлива и мониторинге основных показателей двигателя. Новый блок управления будет использовать обновленное аппаратное и программное обеспечение, способное работать с новой системой управления SLS.
Тестирование продолжиться в апреле месяце. На текущую версию двигателя запланировано 8 огневых испытаний на общую продолжительность 3 500 секунд. На следующую версию двигателя запланировано 10 огневых испытаний продолжительностью 4 500 секунд. Основное отличие первой версии от второй, это использование новой системы управления двигателем известной как «green running».
Первый испытательный полет SLS будет представлен в конфигурации грузоподъемностью 77 тонн для транспортировки космического корабля Orion за пределы низкой околоземной орбиты. Дальнейшие версии SLS позволят поднимать грузы весом до 143 тонн для реализации миссии в глубоком космосе.
24space.ru
Реактивный двигатель RS-25, предназначенный для системы запуска следующего поколения SLS, успешно проходит первый тест
Несмотря на первый успешный испытательный запуск, новый космический корабль Orion еще находится в ожидании своего звездного часа. Этот час наступит лишь тогда, когда он отправится в космос при помощи ракеты-носителя следующего поколения Space Launch System (SLS), которая сможет доставить его до Луны и еще дальше в глубины космоса. И наступление этого момента стало значительно ближе в пятницу прошлой недели, когда специалисты Центра космических исследований НАСА имени Стенниса (NASA Stennis Space Center) провели первый "горячий" испытательный запуск реактивного двигателя RS-25, которых в конструкции ракеты SLS будет установлено четыре штуки.
Двигатель RS-25 известен, прежде всего, тем, что он являлся основным двигателем программы космических Шаттлов. Он является прямым потомком криогенного реактивного двигателя RS-225, созданного для ракет Saturn V эпохи программы Apollo. Создание и дальнейшая модернизация линейки этих надежных двигателей, проверенных временем, укладывается в рамки стратегии НАСА, которая предусматривает максимально возможное использование уже имеющихся надежных технологий.
Конструкция нового варианта двигателя RS-25 существенно отличается от конструкции двигателя, использованного в программе Шаттлов. Если в последнем случае упор делался на возможность эффективного многоразового использования, то новый двигатель является простым и дешевым двигателем одноразового использования.
В ходе первого испытания двигатель RS-25 работал в специальном тестовом режиме. Двигатель работал в течение 500 секунд на неполной мощности. И это было сделано для того, чтобы специалисты получили возможность измерить уровни давления топлива на входе в двигатель, в его камере сгорания и на его выходе. Кроме этого, были проведены испытания нового варианта контроллера двигателя, компьютера, который обеспечивает выполнение полетных команд, регулируя и поддерживая режимы работы двигателя при помощи сложной системы клапанов. Новый контроллер двигателя изготовлен на базе современных аппаратных средств, а его программное обеспечение создано с прицелом на полную его интеграцию в новую систему авионики ракеты SLS.
"Мы произвели ряд кардинальных модификаций конструкции двигателя RS-25, которые должны обеспечить удовлетворение технических требований программы SLS. А теперь, в ходе программы из восьми запусков, мы проверим наши модификации в деле" - рассказывает Стив Уоффорд (Steve Wofford), сотрудник Центра космических полетов НАСА имени Маршалла, - "Двигатели SLS будут работать в условиях более низкой температуры жидкого кислорода, нежели двигатели Шаттлов. А сами ракеты с двигателями будут подвергаться более сильным перегрузкам при движении с большим ускорением. Кроме этого, расположенные рядом четыре двигателя могут нагревать друг друга, что может привести к расплавлению их сопел".
Возобновление тестовых запусков двигателя RS-25 ожидается после проведения модернизации системы подачи воды под высоким давлением на испытательном стенде, а это, согласно планам НАСА, должно произойти в апреле этого года. В результате проведения восьми испытательных запусков текущий двигатель наработает в общей сложности 3500 секунд. После этого начнутся испытания второго экземпляра двигателя, который за 10 запусков наработает 4500 секунд, практически полностью исчерпав свой ресурс.
Первоисточник
tehnowar.ru
Aerojet Rocketdyne возобновит производство ракетного двигателя РС-25
16:00 / 24.11.15
Тяжелая ракета-носитель SLS / Фото: EPA/NASA
Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заключило соглашение с компанией Aerojet Rocketdine на создание двигателей для новой тяжелой ракеты-носителя SLS, которая будет использована для отправки пилотируемого корабля Orion на Марс. Как сообщило в понедельник NASA, сумма контракта, рассчитанного до сентября 2024 года, составляет 1,16 млрд долл.«SLS будет использовать четыре двигателя RS-25 для отправки корабля Orion c экипажем в дальний космос, в том числе на астероид, который будет переведен на орбиту вокруг Луны, и в конечном итоге на Марс»
По заказу NASA разработку новой тяжелой ракеты в течение уже нескольких лет ведет компания Boeing. Она будет сконструирована в разных модификациях и сможет выводить на орбиту грузы массой от 70 до 130 тонн. По расчетам специалистов, один ее запуск будет стоить около 500 млн долл. - в полтора раза меньше, чем в свое время стоила каждая миссия шаттлов."SLS будет использовать четыре двигателя RS-25 для отправки корабля Orion c экипажем в дальний космос, в том числе на астероид, который будет переведен на орбиту вокруг Луны, и в конечном итоге на Марс", - отметило NASA. По его словам, в целях экономии средств первые четыре старта SLS совершит с уже готовыми двигателями, которые использовались на шаттлах, однако для следующих пусков компания Aerojet Rocketdine их модернизирует и повысит их мощность.
Новая ракета-носитель и корабль Orion вместе составят интегрированную многофункциональную систему для пилотируемых полетов в дальний космос, в том числе на Марс. Два месяца назад космическое ведомство США объявило, что свой первый испытательный полет с астронавтами на борту Orion совершит не позже апреля 2023 года. До этого - предположительно в 2018 году - впервые должен быть осуществлен запуск корабля с помощью носителя SLS. Свой первый испытательный полет Orion совершил в декабре 2014 года с помощью ракеты Delta IV, сообщает ТАСС.
Техническая справка
NASA успешно испытало двигатель RS-25 для пилотируемого полёта на Марс
Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) провело шестые по счёту огневые испытания модернизированного двигателя RS-25.
Испытания на стенде / Фото: ru.wikipedia.org
Установка RS-25 представляет собой жидкостный ракетный двигатель американской компании Rocketdyne. Изначально он использовался на космических челноках Space Shuttle. Основными компонентами топлива двигателя являются жидкие кислород и водород. RS-25 использует схему закрытого цикла с дожиганием топливного генераторного газа.Как сообщается, испытания модернизированной установки RS-25 осуществлялись на площадке A-1 в Космическом центре имени Джона Стенниса (Миссисипи, США). Двигатель проработал 535 секунд (см. видео ниже). В целом испытания признаны успешными, но на детальный анализ собранной информации и окончательные выводы потребуется несколько дней.
Сверхтяжёлую ракету-носитель Space Launch System (SLS) / Фото: www.3dnews.ru
Нужно отметить, что модернизированные двигатели RS-25 планируется устанавливать на сверхтяжёлую ракету-носитель Space Launch System (SLS), которая, как ожидается, позволит осуществлять пилотируемые миссии далеко за пределы земной орбиты. На SLS будет возложена задача по выводу корабля многоразового использования Orion. Этот аппарат сможет применяться для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС), а в дальнейшем — для полётов на Луну и Марс.МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян www.arms-expo.ru 12
www.arms-expo.ru