Я выбираю:: компьютер для школьника. Компьютер и школьник


Компьютер и здоровье школьника

Компьютер и здоровье школьника

Вихрова Т.В., учитель информатики МОУ «Некрасовская СОШ»

Введение.

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых компьютер и Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события свои сторонники и противники. Компьютер хоть и облегчает жизнь, но в то же время может вызвать множество заболеваний, в том числе зависимость. Бесспорно, компьютер в 21 веке порой заменяет подросткам друзей, родителей, школу...

Актуальность выбранной темы

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему я поднимаю в своей работе.

Цели и задачи работы:

  • Изучить влияние компьютера на здоровье ребенка, с помощью имеющихся источников информации.

  • -Провести анкетирование учеников 5-11 классов).

Я постаралась доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать заболевания пользователей компьютеров, способы профилактики

История появления компьютера

В конце XIX века Герман Холлерит в Америке изобрел счетно-перфорационные машины. В них использовались перфокарты для хранения числовой информации.

Первая ЭВМ — универсальная машина на электронных лампах была построена в США в 1945 году. Называлась она ENIAC.

Компьютеры, в таком виде, какими мы видим их сейчас, появились в 70х годах 20 века

Плюсы работы за компьютером

Переложение повседневных задач с человека на машину.

2. Средство для получения новых сведений, общения.

4. Не существует лучшего средства для работы в офисах.

5. Компьютер - недорогой и многофункциональный мультимедийный центр .

6. Компьютер предоставляет профессиональные средства для создания и редактирования мультимедиа любому пользователю.

7. Компьютер - основа для сети массовой информации, служащей отдельным рынком с биржами и вакансиями.

9. Компьютер - посредник между человеком и миром машин и автономной техники.

Минусы:

  • Детский фактор. Многие дети вступают в нежелательные контакты с негативным контентом и людьми, общение без учёта возраста.

  • Малая понятность. Обучение компьютерной грамотности часто более сложное, нежели представляется.

  • Дополнительные расходы за электричество и подключение к интернету.

  • Содержание. Компьютер требуется ремонтировать и содержать в правильном состоянии, что повлечёт дополнительные расходы времени и нервов.

И самое главное – частое сидение за компьютером влечет за собой много различных заболеваний!

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • Сидячее положение в течение долгого времени;

  • Утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • Перегрузка суставов кистей;

  • Стресс при потере информации.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в удобной позе, однако: напряжены шея, руки и плечи, отсюда остерохондроз, а у детей - сколиоз.

Воздействие на зрение

Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию, а тем более мерцание экрана. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения.

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от ударов по клавишам, возникают онемение, слабость. Это может привести к повреждению суставов и связок кисти, а в дальнейшем заболевания могут стать хроническими.

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своих файлов. А ведь и вирусы не дремлют, и самый дорогой компьютер может сломаться, и даже опытный пользователь ПК может нажать не на ту кнопку… В результате такого стресса – различные нервные и сердечные заболевания.

Влияние компьютера на ребенка

Зачем ребенку компьютер? Компьютер покупается для игр, учебы. Родители в это время спокойно работают, зная, что ребенок занят делом дома и ему ничего не грозит. Но они не задумываются, что компьютер – это тоже в своем роде угроза. Угроза здоровью их ребенка.

Можно выделить три основных направления использования компьютера детьми: познавательное, игровое и коммуникативное. Крайность любого из них может привести к опасности:

• увлеченность компьютерными играми: крайний вариант – игромания;

• увлеченность познанием в сфере технологий и программирования: крайность – хакерство;

• увлеченность средствами сетевой коммуникации: опасность – интернет-зависимость.

Даже непродолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как учебные занятия вызывают усталость у 54% подростков.

Увлекшись компьютером, испытывая эмоциональный подъем, школьники не замечают утомления. Если же на экране не обучающая программа, а компьютерная игра, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.

Сегодня за компьютером сидят и малыши! В детском саду много сидеть за компьютером им не дадут. Но дома они почти бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит плохо. Велико же удивление родителей, когда они узнают, что виновник - любимый компьютер! 

Основные последствия часов, проводимых у монитора:

  • Понижение успеваемости

  • Недосып (ребенок по ночам сидит в компьютере)

  • Постоянный стресс

  • Развитие различного рода заболеваний

  • Отрицательное влияние на психику ребенка контента, не предназначенного для детей и подростков,

Человеку, чтобы выспаться, необходимо 7-8 часов. А ребенку или подростку – 8-10. Те, кто спят меньше, в 5 раз больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, стрессам.

Ученые выяснили, что люди, которые хронически недосыпают, едят больше. Следовательно, они больше рискуют растолстеть.

Недосыпание также часто связано с развитием такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония.

Правила работы за компьютером

Правил немного, поэтому соблюдать их не составит труда, зато это позволит сохранить отличное зрение, осанку, получать от работы за компьютером удовольствие и не чувствовать дискомфорта.

  • Необходимо ограничить время пребывания ребенка за компьютером.

  • Рабочее место должно быть хорошо освещено и удобно. Правильное освещение снижает нагрузку на глаза до 30%.

  • Стул должен быть со спинкой. Сидеть следует на расстоянии не менее 50–70 см от монитора, взгляд должен находиться на уровне центра экрана.

  • В комнате, где стоит компьютер, систематически должна проводиться влажная уборка, помещение должно проветриваться.

  • Не смотрите долго в одну точку. Должны попеременно работать все мышцы глаз, нагрузка будет распределяться равномерно, что позволит избежать переутомления.

  • Обязательно делайте перерыв в работе через каждые 1-2 часа работы, ни в коем случае не проводите перерыв за компьютером, читая почту или смотря фильм.

  • Начинайте работать, только приняв правильную позу.

  • Выбирайте для работы удобное кресло. Желательно, эргономическое (ортопедическое) кресло с подлокотником и подголовником.

  • Периодически закрывайте глаза на 5-10 секунд, можно приобрести специальные очки для работы за компьютером.

  • Работайте с удобной мышкой, приятного веса, от которого не ломит в запястьях, используйте коврики достаточного размера, желательно с поддерживающей подушкой, которая помогает руке расслабиться.

  • Есть специальные перчатки, для тех, кто много работает за компьютером. Они фиксируют запястья, препятствуя истончению суставов.

Упражнения для поддержания здоровья при работе за компьютером

1) Сидя на кресле прижмите ладони к бедрам, локти к телу, затем попробуйте 5-10 раз свести лопатки вместе. Упражнение можно делать по 10 повторов 2-3 раза в день.

2) Медленно наклоните голову, подбородком достаньте до груди, поверните голову направо/налево. По 5-8 повторов до 3-х раз в день.

3) Встаньте, поднимите руки, медленно наклонитесь вправо-влево с поднятыми руками. 1-3 повтора до 5 раз в день, это позволят позвоночнику снять напряжение.

4) Потрите ладони, пока не почувствуете прилив теплоты.

5) Закройте глаза, посидите спокойно 5-10 секунд, поводите глазными яблоками по часовой стрелке, затем в обратном направлении - 2-3 раза в день по 5-7 вращательных движений за раз.

6) Найдите за окном удаленный объект. Посмотрите на кончик носа, затем обратитесь к объекту за окном - сделать 1-3 раза. Первое время может возникать ощущение потери ориентации, это происходит из-за долгой фокусировке на мониторе во время работы.

Мои исследования.

Исследование проводилось среди учащихся МОУ «Некрасовская СОШ». Для определения степени значимости компьютера в жизни школьников им была предложена анкета. Всего было опрошено 35 учащихся с 7 по 11 класс.

Из 35 опрошенных компьютер есть у 31, нет у 4 человек

В возрасте 5-10 лет начали работать за компьютером 15 человек, 10-15 лет – 20 человек

менее 1 часа за компьютером проводят 4 человека, от 1 до 3 часов в день – 13 человек, более 3 часов в день – 18 человек.

Не представляют жизни без компьютера 9 человек, 26 используют его по мере необходимости.

22 человека используют компьютер для общения в социальных сетях, 9– для игр, 7– для подготовки к занятиям с целью поиска информации в Интернете и оформления сообщений или докладов.

У 45% учеников бывают ссоры с родителями из-за компьютера, долгой игры перед монитором.

16 учеников предпочитают компьютер, нежели прогулку с друзьями (14) или посещение спортзала (5)

Вывод:

Компьютер много значит для современного поколения; некоторые с его помощью общаются, некоторые используют его в качестве поисковика информации для докладов, рефератов и т. Но значительное количество школьников проводят время у монитора без пользы, играя в игры, многие даже не представляют жизни без него, провоцируя тем самым ссоры с родителями.

Заключение

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала следующие выводы:

  • Дети быстро приспосабливаются ко всему новому. Для них компьютер может быть другом, помощником, и злейшим врагом. Он может быть необходим при обучении, а может вызвать массу заболеваний и привести к одиночеству.

  • Развитие новых технологий требует знания компьютера. Но при этом не стоит забывать и о своем здоровье.

  • Компьютер должен стать партнёром - соблюдение несложных правил работы позволит сохранить здоровье и одновременно открыть мир его огромных возможностей.

Библиографический список:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.

2.Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.

3.  Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22

4. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631

5. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816

infourok.ru

Я выбираю:: компьютер для школьника — ikirov.ru

Попробуем разобраться в представленном многообразии компьютерной техники и сформулировать основные рекомендации о том, как выбрать компьютер для школьника.

Считаные дни остались до 1 сентября, родители озабочены приобретением учебников, одежды, канцтоваров для детей. Но если еще несколько лет назад этот список ограничивался только этим, то сегодня перечень обязательных покупок для школьника пополнился еще одним важным, неотъемлемым приобретением — компьютером. Даже в современных школьных программах прописано, что школьник должен владеть компьютером на базовом уровне, уметь пользоваться поисковиками, работать со стандартными программами, набирать текст и так далее.

В школах открываются специальные компьютерные классы для углубленного изучения информатики. Для успешного ее изучения и овладения компьютерными программами необходима хорошая, надежная, высококачественная техника. Однако с выбором ее, особенно из множества представленных сегодня на рынке моделей, определиться весьма непросто, особенно тем, кто далек от компьютеных технологий. Попробуем вместе разобраться в представленном многообразии компьютерной техники и сформулировать основные рекомендации о том, как выбрать компьютер для школьника.

Компьютер или ноутбук?

Время не стоит на месте, на рынке современной техники появляются все новые технические новинки. Помимо стационарных компьютеров, расширяется и выбор ноутбуков, нетбуков, карманных компьютеров. Оптимальный вариант для школьника — настольный компьютер, имеющий большой объем памяти, возможность устанавливать множество приложений и программ, более удобный в плане технического обслуживания и обновлений. Одно из главных преимуществ такого компьютера — возможность усовершенствования и персонализации. Если главным условием при покупке компьютера является его портативность, в данном случае будет правильней рассмотреть ноутбук, выбор которых сегодня огромен. На рынке представлено сегодня немало известных брендов, предлагающих самую различную конфигурацию ноутбуков - от самых простых до супермощных моделей, ничем не уступающих ПК по характеристикам.

Одно из главных преимуществ ноутбуков — возможность работать как дома, так и в школе. Впрочем, это качество объединяет их с нетбуками, которые, в отличие от ноутбуков, несколько меньших размеров и веса, а также отличаются спецификой аппаратной части. В отличие от ноутбуков, нетбуки оснащаются жесткими дисками меньшей емкости, работают обычно медленнее обычных винчестеров. Вместе с тем они совершенно бесшумны и расходуют меньше энергии.

Главным критерием при выборе компьютера или ноутбука является возраст ребенка. Для учащихся младших и средних классов можно обойтись домашним компьютером, а для старшеклассника лучше приобрести ноутбук или нетбук.

Что касается карманных компьютеров, эти устройства, конечно, удобны и функциональны, особенно для путешествий.

Определяем цели

Первое, на что следует обратить внимание при покупке компьютера для школьника - его функциональное назначение. Для начала определимся, для чего ребенку нужен компьютер: для написания и печати рефератов, получения информации в сети Интернет, обучения с помощью специальных программ, программирования (для учащихся старших классов), черчения и так далее. В соответствии с поставленными целями выбираем и функционал компьютера. Для напечатания текстов, прослушивания музыки, работы с информацией в Интернете подойдет компьютер со средними характеристиками. Если ваш ребенок интересуется компьютерной графикой (обработка фото, видео и так далее), просмотром фильмов в высоком качестве, а также современными трехмерными играми, можно рассмотреть более дорогие модели, с более современным оснащением и мощной видеокартой.

Выбор монитора

Не следует выбирать компьютеры с очень большим монитором, тем более, если у вас нет возможности разместить его на расстоянии примерно полутора метров до глаз пользователя. Громоздкие "бандуры" с электронно-лучевой трубкой уже отошли в прошлое. Вчерашним днем считаются и ЖК-экраны с диагональю 15 дюймов, хотя для работы школьников они вполне подходят. Однако оптимальным вариантом считается жидкокристаллический монитор с диагональю от 17 до 22 дюймов. При выборе монитора важно обратить внимание и на такие характеристики, как угол обзора, отклик матрицы (чем этот показатель меньше, тем меньше устают глаза) и контрастность.

Клавиатура и мышь 

При выборе компьютерной мыши можно на первое время обойтись простой недорогой мышкой и классической клавиатурой. А если ваш ребенок собирается много времени проводить за компьютером, лучше обзавестись эргономическим набором. Идеальный вариант - беспроводные клавиатура и мышь. Некоторые современные наборы имеют специальное антибактериальное покрытие, которое не позволяет размножаться на кнопках микроорганизмам. Но цены на них пока «кусаются».

Без них не обойтись

Современному школьнику, помимо компьютера, не обойтись без принтера — для распечатывания докладов и рефератов. Достаточно будет струйного с чернилами черного цвета. Во избежание частой дозаправки чернилами лучше выбирать лазерные принтеры. Если собираетесь использовать принтер для распечатки цветных изображений, лучше приобрести фотопринтер. Не менее полезным приобретением станет и сканер, а лучше — универсальное устройство, выполняющее двойную или тройную роль, обладающее функциями принтера, сканера и копира.

Компьютер школьника можно оснастить дополнительными устройствами, например, web-камерой и микрофоном - для общения по видеосвязи с одноклассниками или родственниками из-за рубежа. Не менее полезным приобретением могут стать наушники с микрофоном для компьютера, с помощью которых ребенок сможет прослушивать обучающие уроки, слушать музыку, смотреть фильмы.

И напоследок: если Ваш компьютер должен стать не просто помощником ребенку в учебе, а единственным компьютером в семье, не стоит экономить на покупке, лучше рассмотреть более универсальные, многофункциональные современные модели компьютеров. Вполне возможно, что работа с компьютером может стать для Вашего ребенка в будущем его основной высокооплачиваемой специализацией. Так что подходите к выбору компьютера для школьника внимательно.

www.ikirov.ru

Школьник и компьютер. Ребенок за компьютером — Статьи

Близорукость считается болезнью отличников, так ли это на самом деле?

— Это довольно распространённое заблуждение, и хорошие отметки вовсе не обязательно приведут к ношению очков. В данном случае всё зависит от степени интенсивности нагрузок на глаза. Отличники, как правило, работают с неподвижными объектами — книгами, а это не вызывает таких зрительных перегрузок, как динамичные светящиеся объекты: компьютерные программы и электронные игрушки.

Кто входит в группу риска по зрению?

— Прежде всего, дети близоруких родителей; живущие в маленьких квартирах, где нет достаточного освещения; те, кто предпочитает сидеть дома и мало гулять на свежем воздухе; и конечно, любители «зависать» возле компьютера часами.

Как сохранить зрение школьника?

5 золотых правил: Самое главное —

  • Делать частые перерывы при зрительных нагрузках и давать отдых глазам. Если это перемена, не сидеть на месте, а пройтись, разглядывая и останавливая взгляд на различных предметах вдали. И ни в коем случае не пытаться быстро повторить заданный материал (это нужно делать накануне).
  • Соблюдать гигиену зрения. Учитель должен пересаживать детей с дальних парт на ближние и наоборот, хотя бы 1 раз в 3 месяца.
  • Организовать нормальное освещение как в школе, так и дома. Если ребёнок делает уроки вечером, то на рабочем столе должна стоять лампа (60 Вт), свет падать с левой стороны, к тому же обязательно гореть ещё и общий свет (лампочка не менее 100 Вт).
  • После школы — час прогулки, чтобы дать восстановиться нормальному тонусу зрительных мышц.
  • Не реже 2-х раз в год осмотр у окулиста, чтобы вовремя выявить случаи перегрузки зрения и назначить адекватное лечение ребенка.

А насколько эффективны различные упражнения для глаз?

— Гимнастика для глаз полезна, но, к сожалению, её мало кто делает. Вообще в условиях сегодняшних интенсивных зрительных нагрузок, смотреть вдаль просто необходимо, это приводит к расслаблению глазных мышц. Вот почему школьников, периодически глядящих в окно, не следует одёргивать и приструнивать.

И если учитель 2-3 минуты на переменке (а не на уроке) уделит тому, чтобы учащиеся остановили взгляд на удалённом предмете, уже будет неплохо.

Какие продукты и витамины помогут сохранить зрение школьников?

— Витамины как таковые (например, черника в таблетках и т.п.) сохранить зрение не помогут. Но так как питание школьников не может похвастаться сбалансированностью и обилием полезных веществ, поэтому мы советуем принимать поливитамины с октября по май — в период возможного гиповитаминоза. Уделять особое внимание чернике, моркови, петрушке особенно не следует. Эти продукты нужно включать в рацион, чтобы содержащиеся в них витамины не были в дефиците в организме, но их профилактический эффект при перегрузке зрения сильно преувеличены.

Сколько времени ребёнок с нормальным зрением может проводить за компьютером и смотреть телевизор?

— До 3-го класса мы вообще не рекомендуем использовать компьютер, потому что зрительные мышцы лишь начинают адаптироваться к усиленным нагрузкам. Если это и допускается в виде развития, а не игрушек, то только в субботу-воскресенье и то 1-1,5 часа за все выходные. Ни в коем случае нельзя использовать компьютер в дни школьных занятий, что у нас, к сожалению, происходит повсеместно.

В старших классах компьютер уже стал необходимой вещью для подготовки домашнего задания, поэтому деваться некуда. Но если речь идёт о развлечениях и играх, то не более 2-х часов за два дня отдыха от школы.

С телевизором примерно тоже самое, правда, он не так сильно напрягает зрение, как компьютер, потому что расположен достаточно далеко (зависит от величины экрана).

На каком расстоянии от глаз должны находиться тетрадка и учебник, чтобы не портилось зрение?

— По нормам 40 см, чтобы минимизировать нагрузку на зрительные мышцы. Но вся проблема в том, что сейчас в школах не используются наклонные парты для младших классов, благодаря которым ребёнок учился держать спину прямо, прижимаясь к спинке скамьи, и таким образом удалялся от учебников, лежащих перед ним. Если такой тип парт удалось вернуть в школу, то многих проблем со зрением и осанкой можно было бы избежать.

Канадские учёные утверждают, что младшим школьникам лучше носить контактные линзы, чем очки. Насколько это оправданно?

— Замена контактными линзами очков возможна в тех случаях, когда ребёнок стесняется очков и отказывается их носить или ведёт достаточно активный образ жизни — например, занимается теннисом или другими подвижными видами спорта. Делать это в очках достаточно сложно и неудобно. Но тут надо учитывать несколько моментов: непереносимость линз у детей достаточно высока, к тому же они нерегулярно и не всегда хорошо соблюдают правила личной гигиены, а значит, угроза инфекционного воспаления роговицы глаза есть всегда. В этом плане очки — самый лучший выход.

Большинство детей стесняются носить очки, как решить эту проблему?

— Сначала надо выяснить, почему, а потом попытаться объяснить, что делать этого не стоит.

Вот 3 аргумента, которые работают в 95% случаев: 1. Главное в жизни, чтобы тебе было комфортно, а для этого необходимо хорошо видеть, что происходит вокруг. Если ты не узнаёшь знакомых людей с трёх метров или не видишь номера автобуса, то это не только неприятно, но может быть опасным для жизни, например, при переходе дороги на другую сторону. 2. Уже давно во всём мире очки признаны одним из аксессуаров, который призван украшать человека, а не уродовать его лицо. Хорошей оправой даже можно поправить какие-то черты лица, придать образу некий шарм. 3. Те, кто дразнят тебя «очкариком», не совсем умны и дурно воспитаны. И в данном случае здоровье важнее, чем реакция на «обзывалки» недалёких людей.

Энергосберегающие лампочки прекрасно снижают расход электроэнергии, но так ли они безопасны для глаз?

— Я считаю их совершенно адекватной заменой света, никакого вреда глазам они не наносят. Раньше были распространены мелькающие лампы — вот они как раз совсем не безопасны для зрения.

Сейчас в школах появились белые доски, насколько они хороши? И влияет ли цвет доски на зрение учащихся?

— Зелёная доска или коричневая — не имеет значения, важно, чтоб был контраст между цветом фона и тем, чем пишут (мелом или маркером). Написанное должно быть хорошо видно со всех парт, ведь шестёрку с девяткой всегда можно перепутать, если она нечётко написана. Школьная доска не должна бликовать и блестеть, вот почему современные светящиеся доски — однозначно плохо. А все остальные, в том числе электронные доски и проекторные системы, вполне приемлемы.

Автор статьи: врач-педиатр, офтальмолог, кандидат медицинских наук,заведующий отделением офтальмологии НИИП и ДХ МЗ РФСкрипец Петр Петрович

childclinic.ru

Младший школьник и компьютер

Младший школьник и компьютер

         Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому не подпускать к нему ребенка практически невозможно. Еще совсем недавно компьютер воспринимался как диковинка. Сегодня  же компьютер для домашнего пользования приобретается весьма и весьма активно.Компьютер так прочно вошел в нашу жизнь, что изолировать ребенка от этого достижения цивилизации – значит сделать, как считают многие родители, его «белой вороной».

         Сегодня компьютеры настолько глубоко вросли в нашу повседневность, что современному ребенку можно только позавидовать: ему не нужно перестраиваться. Он уже растет в среде, в которой компьютер - такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые телефоны.

         Действительно, компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий.В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.

         С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.

         Совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.

         Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

         Компьютер – это машина, которая может отвечать разным интересам школьника: к рисованию, сочинительству, музыке, конструированию, наукам. Используя компьютер можно организовать обучение детей с учётом их индивидуальных особенностей, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на ошибку. Важно только помочь детям в осознании того, что компьютер – это, прежде всего, инструмент познания, а не престижная игрушка.

          От использования компьютерных технологий в обучении млад­ших школьников есть безусловный положительный эффект. Так, при организованной деятельности учащихся и при осознанном влиянии взрослых компьютерные технологии оказывают преиму­щественно положительное влияние на умственное развитие де­тей; компьютерные технологии расширяют возможности для об­учения (в том числе и в процессе различных игр, например, стра­тегических), создано и создается масса специальных обучающих программ - для дошкольников, школьников и студентов. Кроме того, многими навыками - например, счетом, чтением и чтением географических карт - с помощью компьютера дети овладевают быстрее, а нередко и качественнее, чем при обычном обучении. С помощью компьютерных технологий и, в первую очередь, Интер­нета стираются различия между центром и провинцией в доступ­ности информации, возможностями использования современных обучающих технологий.

          Использование компьютеров в обучении содействует поддер­жанию мотивации обучения, детям нравится работать за ком­пьютером, за ним они чувствуют себя более самостоятельными, взрослыми. Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлять недостающие буквы, решать иллюстри­рованные задачи. Отмечено, что в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусма­тривающая повышенный статус ученика, владеющего элемента­ми информационных технологий или просто умеющего делать что-то полезное с помощью компьютера. Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях.

          В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо развито, а к его концу, т.е. к началу подросткового возраста, становится главным и по своим качествам уже мало отличается от аналогичного вида мышления взрослых людей.           Уроки с применением компьютера заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности младшего школьника. Применение ЭВМ очень эффективно помогает в развитии интеллектуальных способностей младших школьников. Дети работают очень увлеченно, дисциплина на уроке отличная, дети очень внимательны. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи и  компьютер помогает развивать фантазию, воображение у детей.           В результате применения методов и приёмов развивающего обучения с использованием компьютера происходит развитие умственных, интеллектуальных способностей детей, повышается интерес к обучению, улучшается качество знаний.           Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями в планировании своей деятельности и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, а также строить информационную модель исследуемого объекта или процесса и эффективно использовать новые технологии.           Учителю очень важно иметь ясное представление о дидакти­ческой цели используемых в учебном процессе программ. Важно предполагать, что дома ребенок может делать полезного для сво­его развития, коль все равно влезет в компьютер. Часто же дети используют другие типы поведения, менее продуктивные, ког­да двигающим моментом является любопытство как реакция на новый предмет. Ребёнок играет с компьютером, ориентируясь на простейшие способы взаимодействия с ним (нажал кнопку и увидел что-то). Любопытство здесь не переходит в любознатель­ность, действия становятся алгоритмизированными, ребенок просто играет в одни и те же игры, одним и тем же способом. По­требность в новизне быстро удовлетворяется. Или при другом ва­рианте, когда в работе с компьютером он действует наугад, бес­системно, в этих случаях работа за компьютером не способствует образованию обобщенного способа действия и не формирует по­знавательную потребность. Компьютеризация обучения — дело очень важное и должно проводиться с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов.

ext.spb.ru

Младший школьник и компьютер

Еще совсем недавно компьютер воспринимался как диковинка. Сегодня  же компьютер для домашнего пользования приобретается весьма и весьма активно.

Сегодня компьютеры настолько глубоко вросли в нашу повседневность, что современному ребенку можно только позавидовать: ему не нужно перестраиваться. Он уже растет в среде, в которой компьютер - такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые телефоны. Для родителей же компьютер может стать головной болью, ведь он не так уж безопасен, как может показаться на первый взгляд. Главная опасность компьютера (как, впрочем, и достоинство) в его бесконечной увлекательности. При этом не то что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью: не испортить глаза, не искривить позвоночник и т.д. Поэтому, покупая компьютер полезный, незаменимый, замечательный, поистине необходимый ребенку инструмент, надо понимать, что на наши плечи ложится ответственность за правильное взаимодействие ребенка и машины.

Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером?

В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.

Как правильно обустроить компьютерное место?

Важно, чтобы на монитор (обязательно жидкокристаллический!) не попадал прямой солнечный свет и не падали блики от лампы. Лучше расположить его в углу или так, чтобы задняя поверхность упиралась в стену. Но при этом не забывайте о том, что компьютерное место должно быть хорошо освещено. И почаще проветривайте комнату маленького компьютерщика.

Как правильно сидеть за компьютером?

Не забудьте о том, что за компьютером будет сидеть ребенок, а не взрослый, поэтому размеры компьютерных стола и стула должны соответствовать его росту. Проследите, чтобы он ровно держал спину, не клал ногу на ногу, не слишком перегибал запястье, не задирал голову. Добиться удобной посадки можно, подставив под ноги подставку. Экран должен быть расположен так, чтобы по отношению к центру дисплея взгляд падал немного сверху вниз под углом 10-20 градусов. Проверьте, ровно ли стоит монитор, не приходится ли ребенку поворачиваться к нему. Лучше всего расположить монитор на таком расстоянии, чтобы ребенок мог коснуться его кончиками пальцев вытянутой руки.

Как обезопасить драгоценные глаза ребенка?

Самая большая нагрузка приходится на глаза сидящего за компьютером. Поэтому очень важно обезопасить глаза ребенка от переутомления. Кроме выполнения специальной гимнастики позаботьтесь и о том, чтобы, глядя в монитор, детские глаза не страдали от слишком ярких цветов экранной картинки. Не поленитесь «поиграть» с настройками монитора: отрегулируйте яркость и контрастность так, чтобы лично вам было максимально комфортно. Если у вас не жидкокристаллический монитор, то ОБЯЗАТЕЛЬНО проследите за тем, чтобы частота обновления экрана была максимальной (не менее 85, а в идеале - 100 и более герц). Но все-таки, еще раз советуем установить ребенку именно жидкокристаллический монитор, т.к. он считается более безопасным.

Проявляйте искреннюю заинтересованность в том, чем занимается на компьютере ваш ребенок. Не сомневайтесь, он с удовольствием расскажет и покажет свою новую игру и будет благодарен вам за участие. Дети по природе своей любопытны, и это дает им возможность осваивать компьютер гораздо быстрее взрослых. Не стесняйтесь обращаться за помощью к своему компьютерному гению. Даже если вы и сами прекрасно во всем разбираетесь, будет неплохо немного “схитрить”, прикинувшись “чайником”, и попросить ребенка объяснить вам, как работает та или иная программа. Пусть чадо почувствует, что хоть в чем-то умнее вас. Это поднимет его в собственных глазах, а вам даст возможность не потерять контакт со своим маленьким “компьютерщиком”…

Другие статьи раздела:

 

Оставьте свой комментарий или задайте вопрос:

www.cheldeti.ru

Презентация - Компьютер и здоровье школьника

Слайд №2
СодержаниеВступлениеТеоретическая частьКак появился компьютерКомпьютер и здоровьеПсихологические проблемыВыводы исследованияРекомендацииПрактическая частьИсследованиеВыводыРекомендацииПриложенияЛитература 
Слайд №3
Вступление Действительно ли компьютер оказывает влияние на здоровье и развитие ребенка, и какое?

Сколько времени ребёнку можно проводить за компьютером и играть в компьютерные игры?

Как влияют агрессивные компьютерные игры на детей, и какой должна быть реакция родителей?

Полезны ли компьютерные обучающие и развивающие игры и программы для детей?

Слайд №4
Гипотеза: возможно, компьютер оказывает влияние на здоровье, психологическое развитие ребенка.

Цель: Выяснить какое влияние оказывает компьютер на здоровье, развитие ребенка.

Слайд №5
Задачи:Изучить информацию о происхождении и влиянии компьютера на здоровье и психологическое развитие ребенка.Обобщить полученные данные, сделать выводы.Провести анкетирование учащихся 3-х классов, с целью узнать какое время младшие школьники проводят за компьютером, и как его используют.Составить рекомендации учащимся для профилактики негативного влияния компьютера.
Слайд №6
Теоретическая частьКомпьютер — это результат многолетней истории. Он появился благодаря таким разнообразным наукам, как математика, философия и алгебра, а также благодаря таланту людей создавать инструменты для счета.
Слайд №7
Предтечи компьютера Счетная машина Паскаля

В наши дни клавиатура кажется самой обыденной вещью. Однако своим существованием она во многом обязана пишущей машинке.

Слайд №8
В 1971 году американская компания Intel создала первый в мире процессор. Микропроцессор стал основной частью компьютера и открыл путь для микрокомпьютеров.Начиная с конца 1970-х годов компьютеры становятся доступны не только крупным предприятиям, но и обычным покупателям.Сегодня персональный компьютер есть практически в каждом доме, и не является чем-то необычным.
Слайд №9
Компьютер и здоровьеИзучив различную информацию, мнение специалистов, мы узнали, что компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, медики отмечают несколько факторов риска.
Слайд №10
Проблемы, связанные с электромагнитным излучениемКаждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью.
Слайд №11
Проблемы зренияКогда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются.У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.
Слайд №12
Перегрузка суставов кистей рук. Заболевания позвоночникаОт долгого сидения за компьютером в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы.
Слайд №13
Вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:воздействие электромагнитного излучения монитора;утомление глаз, нагрузка на зрение;перегрузка суставов кистей;сидячее положение в течение длительного времени;
Слайд №14
Психологические проблемыСпециалисты говорят, что когда речь идет о ребенке, то необходим серьезный контроль со стороны родителей за содержанием игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете. Необходимо полностью оградить ребенка от злых и жестоких игр. Но даже если игра или программа ориентирована на возраст малыша, нельзя просто запустить ее на компьютере и оставить ребенка с ней наедине.
Слайд №15
Чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к возникновению:Компьютеромании.Изменениям в эмоциональном плане.Повышенной агрессивности.Частым вспышкам насилия.Прекращения у ребенка полета фантазии.Ухудшению работы некоторых видов памяти.Эмоциональной незрелости и общей безответственности.
Слайд №16
Так что же?Полезны или вредны игры для психического здоровья человека?Каким играм стоит уделять внимание, а какие лучше обойти стороной?На эти вопросы отвечают ученые, исследователи, психологи.
Слайд №17
В какие игры играют люди?Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это всевозможные «бродилки», «мочилки», «леталки», «гонки» и т.п.) и Logic («аркады», «квесты», «стратегии» и т.п.).
Слайд №18
Положительные моментыКомпьютер является средством коммуникации.Видеоигры способствуют активизации работы головного мозга человека, развивают концентрацию и внимание.Логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления.
Слайд №19
Выводы исследованияИтак, обобщая найденную информацию, мы выяснили, что, выполняя эту основную функцию информационного общества, компьютер влияет на здоровье детей.При долговременной работе за компьютером развиваются заболевания, связанные с нарушением осанки и позвоночника, зрения, органов дыхания.Компьютеры оказывают как негативное, так и положительное влияние на психологическое развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить нежелательные последствия необходимо выполнять профилактические мероприятия, а в частности рекомендации врачей для детей, имеющих отклонения в физическом и психическом здоровье, а так же и рекомендации для здоровых детей.
Слайд №20
Рекомендации:Не оставляйте компьютер или монитор надолго включенными. Если компьютер не используется, выключите его.Правильное расстояние до монитора — около 45-60 см (на расстоянии вытянутой руки), желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз.Ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва.Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут — и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение общения с компьютером составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 15-20 минут занятий.
Слайд №21
Выполнять специальные упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера.Чередовать работу за компьютером с другими видами деятельности. Неплохо также разнообразить характер занятий за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты.Во время занятий за компьютером не горбиться. Если выработать у себя привычку сидеть ровно и смотреть прямо на компьютер, то вероятнее всего вам удастся в будущем избежать проблем с мышцами и суставами.Выбирать игры, способствующие развитию, обучению. Рекомендации:
Слайд №22
Гимнастика для глаз1. Крепко зажмурить глаза, открыть. Повторить 10 раз.2. Быстро поморгать 20 раз.3. Глазами вверх-вниз-влево-вправо 5 раз.4. Тоже самое повторить закрытыми глазами 5 раз.5. Надавить на веки пальцами, отпустить-10 раз.6. Круговой массаж глаз: По верхнему веку от виска к носу, по нижнему -от носа к виску. 10 раз.7. Круговые движения глаз влево- 5 раз вправо- 5раз.8. Двумя глазами смотреть на кончик носа, затем — на любую точку вдали. 10 раз.9. Смотреть то на палец вытянутой руки, то на точку. Когда смотришь на палец — двоится точка, когда на точку — двоится палец.10. «Пальминг». Закрыть глаза ладонями, стараясь увидеть «бархатную черноту».
Слайд №23
Практическая частьИсследованиеКогда мы изучили информацию о влиянии компьютера на здоровье и психологическое развитие ребенка, мы задумались, а сколько времени проводят за компьютером младшие школьники, в какие игры они играют?
Слайд №24
АнкетаШкольникам предлагается ответить на несколько вопросов о времяпровождении за компьютером.

1. Есть ли у тебя компьютер дома? 2. Сколько времени ты проводишь за компьютером? 3. Контролируют ли твои родители, сколько времени ты проводишь за компьютером? 4.Чем ты предпочитаешься заниматься за компьютером? 5.В какие компьютерные игры ты играешь? 

Слайд №25
Результаты: Компьютер есть у 65 из 68 опрошенных – 95,5%, играют в развивающие, обучающие игры – 22 человека 32,4%.На диаграмме отражен график предпочтения разных видов деятельности младшими школьниками.     
Слайд №26
Что касается времени, проводимого за компьютером, то 21 человек (31,8%) сидит за компьютером полчаса в день, 25,7% — по часу, 42,5% — более двух часов ежедневно. При этом 86,3% младших школьников родители контролируют количество часов проводимых за компьютером ежедневно, 14,7% — нет.
Слайд №27
Выводы:Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что третьеклассники проводят больше времени за компьютером, чем рекомендуют специалисты, повышая тем самым риск возникновения различных заболеваний, о которых говорилось выше.Дети данного возраста в большей степени предпочитают игры, которые могут повлечь за собой повышение агрессии, утомляемости, и других нервных расстройств.

Для профилактики негативного влияния компьютера мы разработали рекомендации, которые не особенно отличаются от рекомендаций специалистов, но применимы именно к моим сверстникам.

Слайд №28
Рекомендации:Соблюдать временной режим. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 15-20 минут занятий.Использовать компьютер не только для игр, но и для образовательных, развивающих программ, создания проектов и т. д.Соблюдать рекомендации предлагаемые специалистами, приводимые выше. 

http://www.hotcd.ru/scr/img/33130_0-550-700-1.jpghttp://www.bookarchive.ru/uploads/posts/1283687164_4041_400.jpg

Слайд №29
Литература:По материалам сайта: http://www.leovit.ruПо материалам http://www.medlux.ruАбрамов Н. « Что может компьютер» М. 1999гКиселёв Г.А. « Что же с нами происходит» журнал « Лиза» №4,5 2002 г.Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.Занимательный атлас – Компьютеры и Интернет. Атлас 2008г.Гимнастика для глаз. Глазная клиника Леге Артис.

volna.org

Компьютер для младшего школьника и подростка: помощник или враг? Польза и вред современных технических средств.

Компьютер для младшего школьника и подростка: помощник или враг? Польза и вред современных технических средств?

В наше время мы уже не представляем жизни без персональных компьютеров, планшетов, ноутбуков, телефонов и телевидения. Для одних-это рабочий инструмент, для других смысл жизни, но для большинства – является средством для приятного времяпровождения, т.е. развлечения и отдыха. Все процессы постепенно автоматизируются и компьютеризируются. Это удобно и, в общем-то, неплохо. Но все ли так хорошо и безоблачно, как кажется на первый взгляд?

Стоит ли ребенка подпускать к технике? Какова роль компьютера в развитии несовершеннолетнего? Компьютер-помощник или враг? Что получает от виртуального мира чадо: пользу или вред? Эти вопросы волнуют не только родителей, но и педагогов, и психологов в том числе.

Что мы знаем о современном подростке, о его интересах, возможностях, желаниях?  Это кибер - дети, они другие - это поколение компьютеров, телевидения. Вся жизнь в сети интернет. Кто задавался простым вопросом: Что мы можем дать современному подростку? А запрос часто один: хороший компьютер, планшет, телефон. И любящий взрослый все это дает, без ограничений, теряя свое чадо во всемирной паутине. До определенной поры всё и всех устраивает, ребенок не мешает, не отвлекает от повседневных дел, сидит себе тихонько прилипнув к монитору, и даже не слышит обращенных к нему просьб взрослого. И это только начало длинного пути, когда мы его теряем нашего несовершеннолетнего, и спустя некоторое время, когда это уже становиться нормой для ребенка, наш подросток не замечает времени и готов сутками сидеть в компьютере: жить, общаться, любить, делать уроки, по законам сети интернет пользователей. Все должно быть в меру!

Что будет если лишить ребенка его любимого дела, просиживания за компьютером, конечно ребенком будут проявлены негативные эмоции сиюминутно, это может быть как вербальная агрессия, так и физическая. Известны случаи, когда подростки убивали своих родителей из-за отобранного компьютера.

Какая же польза от компьютера?

Польза от компьютера для развития ребенка конечно есть.

  • быстрое получение нужной информации (электронные энциклопедии, возможность изучить мнения ученых, современные научные издания и статьи), интересные факты, теории невероятности, поэтому обучение происходит быстрее и интереснее (визуальный ряд очень важен для ребенка).
  • у ребенка формируется умение работать с техническими средствами, появляется техническая грамотность, что в дальнейшем пригодится, так как сейчас компьютеризация во всех сферах жизнедеятельности.
  • происходит развитие познавательной сферы: развитие логического мышления, умения концентрироваться, а также улучшение памяти.                                                                        
  • ускоряется развитие зрительной и зрительно-моторной функций. Этому способствует отслеживание движения курсора, нажатие клавиш на клавиатуре и мышке.
  • формируется правильное представление о всевозможных понятиях, географических объектах и всего прочего, с чем не сталкивается ребенок в повседневной жизни. Благодаря этому дети раньше начинают осознавать, где реальность, а где вымысел.

Враг компьютер или нет?

Вред от компьютера, тоже не малый.                                                                                          Чтобы избежать таких проблем - как проблемы со здоровьем, со зрением, психикой, эмоциональные проблемы, компьютерная зависимость нужно правильно и дозированно приучать ребенка к современным техническим средствам, соблюдая временной режим, ограничивая нахождение ребенка возле компьютера - согласно возрасту. Оптимальное время нахождения подростка возле компьютера один час в день, также необходимо правильно организовать рабочее место ребенка, после продолжительной работы с техническими средствами обязательно делать гимнастику для глаз, и общие упражнения для всего тела, так как работая за компьютером человек долго находится без движения- выполните простые движения, и вы снимите напряжение с позвоночника - регулярно потягивайтесь; делайте повороты и наклоны головы; гимнастику для рук; наклоны туловища в разные стороны.       Взрослому необходимо контролировать и следить за тем, чтобы это были не игры «стрелялки», а целенаправленно занимательная информация, взрослые несут ответственность, за то какую информацию и какого характера ребенок получает из сети.                                                                                             Чрезмерное пристрастие к компьютерным играм отображается на характере школьника. Появляется раздражительность, а иногда агрессия (когда родители «отрывают» от любимой игрушки).

Только задумайтесь: жизненные процессы ребенка протекают за компьютером - школьник кушает с планшетом, играет без конца и края в телефон, общается по ноутбуку и.т.д. Советую посмотреть в телефон своего чада и проверить сколько игр загружено за последние дни и недели!

Главная задача компьютера – облегчить всем нам жизнь, а не усложнить её. И поскольку от электронного помощника мир уже не откажется, есть только один выход – нужно правильно себя вести при работе за компьютером, чтобы не испортить здоровье, не потерять хорошее зрение. Все должно быть в меру!            Конечно, компьютер является нашим другом, но нужно уметь ограничивать время нахождения за ним, иначе это может привести к нехорошим последствиям.

Подготовила педагог-психолог : Котоманова Леся Дмитриевна

nsportal.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики