Еще не KITT, но уже близко: первый в истории автопробег на автопилоте. Машина на автопилоте
как работает автопилот — Naked Science
Дорогу беспилотнику!
Некоторые функции автопилота доступны водителю уже сейчас. Можно, например, вспомнить про продвинутый помощник водителя, используемый на электромобилях Tesla. Он отвечает за самостоятельное перемещение машины вдоль полосы движения, а также за перестроение на соседнюю полосу. Чтобы перестроиться, нужно просто дать системе команду, и она все сделает за водителя. Такой автопилот может регулировать скорость транспортного средства. Все это достигается за счет нескольких устройств, работающих как единое целое. Машина имеет специальные ультразвуковые сенсоры, которые ищут другие автомобили. Фронтальный радар отвечает за способность «видеть» сквозь дождь или туман, а специальная фронтальная камера фиксирует дорожные знаки. С помощью же точного GPS-трекера работа всей системы отслеживается в целом.
Автопилот Tesla Motors уже получил скандальную славу. Так, в 2016 году произошел инцидент, где электромобиль на автопилоте врезался в небольшой грузовик. В том же году кроссовер Tesla Model X врезался в стену дома, якобы начав самопроизвольно разгоняться на парковке. Впрочем, по словам представителей Tesla, в последнем инциденте все же виновен человек, так как машина находилась на ручном управлении.
Tesla Model S / ©Tesla
Однако это только первый шаг. Вскоре появится продвинутый автопилот, который сможет выполнять за водителя почти все действия. В наше время многие компании занимаются чем-то похожим. Пожалуй, самый известный из них – это беспилотник Google. В декабре 2016 этот проект был выделен в отдельную компанию Waymo, дочернюю компаниию Alphabet. Саму концепцию отрабатывали на базе таких авто, как Toyota Prius, а в обозримой перспективе Google планировала производить и свои собственные авто. Небольшие двухместные электромобильчики, скорость которых (во всяком случае, первых образцов) ограничена 40 км/ч. Потом, правда, от идеи делать собственные автомобили отказались.
Перед тем, как представить свой собственный автомобиль, в Google испытали «беспилотные» технологии других авто, среди которых первоначально были шесть Toyota Prius, три Lexus RX450h и одна Audi TT. По данным на лето 2015, по улицам калифорнийского Маунтин-Вью ездили двадцать самоуправляемых автомобилей Google. Они отрабатывали маневрирование в потоке автомобилей.
"Беспилотник" Google / ©Google
Над беспилотными авто кипит работа в недрах принадлежащей Илону Маску Tesla. Интересно, что примерно к 2020 году в России хотят создать беспилотный грузовик КамАЗ, который может появиться на дорогах общего пользования к 2025-му.
Вообще, именно время начала массового использования беспилотных авто сейчас больше всего интересует специалистов. Мало кто сомневается в том, что такие авто поступят на рынок, однако по поводу их повсеместного применения ведутся жаркие дискуссии. Кто-то говорит, что беспилотники вытеснят обычные авто уже к 2020 году, другие утверждают, что это произойдет несколько позже. Здесь нужно учесть, что уровень развития инфраструктуры в разных странах отличается очень сильно, и то, что будет приемлемо для Лондона или Нью-Йорка, будет совершенно недопустимо для столицы одной из стран третьего мира. Не так давно свой прогноз на этот счет сделал представитель онлайн-сервиса заказа такси Uber Тревис Каланик. По его мнению, беспилотники будут широко внедрены по всей планете через двадцать лет. Причем в «пустынной» Африке, по его словам, это будет сделать даже легче, чем в таких загруженных мегаполисах, как Москва. Множество машин, людей и препятствий – именно это видится Каланику главной преградой на пути внедрения беспилотных авто. Более оптимистичный прогноз дал Илон Маск: «Я полагаю, что автономное вождение в основном решенная проблема. Осталась лишь одна область, где сохраняется немного щекотливая ситуация, – там, где нужно ездить со скоростью 40–60 км/час». Глава Tesla отметил, что меньше чем через несколько лет удастся создать беспилотные авто, полностью пригодные к работе. То есть, главный инноватор планеты де-факто заявил о том, что жить «обычным» автомобилям осталось от силы пару лет. Так это или нет, мы уже вскоре убедимся сами. А пока посмотрим, как устроен беспилотный автомобиль.
"Беспилотник" Google / ©Google
Датчики и камеры
Лучше всего рассматривать концепцию продвинутого автопилота на примере Waymo. Система работает, используя информацию, которая собирается сервисом Google Street View. Это, напомним, специальная функция Google, которая позволяет рассматривать панорамные виды улиц городов с высоты примерно 2,5 метров. Что касается самого беспилотного автомобиля, то основные подсистемы выглядят так:
— Видеокамера — LIDAR — Измеритель положения — Радары
Датчик LIDAR для большей эффективности крепится на крыше автомобиля. Он вращается и сканирует пространство в радиусе 60 м. Авто имеет четыре радара, установленные в переднем и заднем бамперах: за счет них автомобиль может эффективно выявлять препятствия. Дальность, высота, направление движения и скорость объекта – информацию обо всем этом передают радары. Они дают возможность авто «видеть» достаточно далеко, для того чтобы реагировать на изменения на трассе. В свою очередь, специальный датчик, который подключен к одному из задних колес, определяет местоположение на карте самого гугломобиля. Фиксируются такие географические координаты, как широта, долгота и высота. Когда геостационарные спутники, которые транслируют корректировку смещения GPS, «видны» автомобилем, устройство переходит в режим дифференциального GPS (обеспечивается высокая точность GPS). В тот момент, когда сигнал коррекции недоступен, устройство использует сигнал со стандартной точностью GPS. Ну и, наконец, расположенная рядом с зеркалом заднего вида видеокамера. Она «видит» светофоры и движущиеся объекты.
Беспилотный автомобиль / ©Википедия
А теперь рассмотрим более детально, как взаимодействуют системы авто и что помогает беспилотному автомобилю действовать в самых разных ситуациях. В качестве «сердца» системы выступает датчик LIDAR производства компании Velodyne (о нем мы уже говорили выше). С помощью этого прибора можно сгенерировать подробную объемную карту окружающей местности. Бортовой компьютер соединяет информацию, которая была получена от сенсора, с находящейся в памяти картой местности. Затем в дело вступает особый алгоритм, оценивающий ситуацию с учетом того, как себя могут повести другие участники дорожного движения. Компьютер также высчитывает траекторию, по которой должен двигаться беспилотный автомобиль. Он оценивает не только тип объекта, но и такие детали, как, например, жест полицейского. Это очень важно для нормального движения.
Инженеры компании Google начали с самого простого. Они смоделировали движение автомобиля по дороге, на которой относительно мало транспортных средств. В такой ситуации выбора у автопилота было немного: поворот влево или вправо, торможение или ускорение. Со всем этим справились как компьютерная модель, так и первые появившиеся на свет гугломобили. Однако все становится намного сложней, если перенести такое авто в крупный населенный пункт. Дело не только в том, что вокруг «умного» автомобиля тысячи разных объектов. Их еще нужно уметь различать. Скажем, беспилотник должен уметь реагировать на аварию, которая случилась впереди, и на полицейских, находящихся неподалеку. Если перед машиной едет школьный автобус, то это должно заставить беспилотный автомобиль ехать осторожней.
У описанной системы есть и свои недостатки. По состоянию на 2013 год, автомобили Google не могли нормально передвигаться под сильным дождем, а также в условиях заснеженной местности. Дело в том, что идентификация окружающей автомобиль местности производится путем сравнения ранее отснятых фото с визуализацией ландшафта, который окружает автомобиль сейчас. Такой подход позволяет в нормальных погодных условиях отличить один объект от другого. Однако при плохой погоде сделать различие, скажем, между человеком и столбом, системе трудно. Но даже то, что есть сейчас, – результат долгого упорного труда.
Беспилотный автомобиль / ©Waymo
Авто с продвинутой функцией автопилота могут появиться не только на дорогах, но и… над головой. Не так давно компания Terrafugia представила концепт TF-X – беспилотный летающий автомобиль. Новинку хотят оснастить складными крыльями с двумя винтами: они должны позволить аппарату вертикально взлетать и садиться. Рабочий образец мы увидим примерно через десять лет.
Беспилотные авто «учатся» быстрее благодаря тому, что полученная ими информация отправляется в базу данных, из которой черпают сведения все автомобили. Считается, что беспилотный автомобиль может успешно решить любую «дорожную» задачу, которую увидит. Но встречаются и весьма неожиданные ситуации. Так, во время одного из тестов беспилотника на дороге женщина в инвалидной коляске гонялась за уткой. Конечно, такого сценария в базе данных не было. Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба несчастного животного, однако в тот миг, несмотря на отсутствие похожих инцидентов, автомобиль принял правильное решение – затормозить. Вообще, с птицами у беспилотного автомобиля как-то не складывается. Скажем, перед беспилотным авто пролетает пернатый, и что должен сделать автомобиль в этот момент? Самый первый вариант – остановиться. Но ведь машина не будет впадать в ступор каждый раз при виде птиц. Поэтому разработчикам из Google пришлось изрядно потрудиться, чтобы научить автомобиль правильно реагировать на препятствия.
В целом, эксперты не раз говорили о том, что автопилот Google нужно «очеловечить». Указывалось, что он ведет себя «слишком правильно». Первые версии, завидев человека возле дороги, могли остановить авто, подумав, что он собирается переходить дорогу. Пешеход между тем совсем не обязательно решился переходить, а мог просто стоять, дожидаясь друга или подругу. Эксперты Google решили, что в такой ситуации автомобилю лучше не останавливаться полностью, а притормаживать. В конце концов, внезапная остановка без видимой причины уже сама по себе может быть причиной аварии – кто-то может врезаться сзади в гугломобиль.
Беспилотный автомобиль Google / ©Википедия
В контексте «очеловечивания» своего творения разработчики наделили авто способностью сигналить. Был создан специальный алгоритм автоматического срабатывания сигнала при повышенной опасности для кого-либо. Такой ситуацией может быть неосторожный пешеход, выбежавший на дорогу, или велосипедист, совершающий опасный маневр. Кроме того, предполагается, что машина будет сигналить, если сама приблизится к тому, чтобы стать причиной ДТП. Авто будет подавать разные сигналы. Скажем, если на парковке другой водитель медленно сдает назад и не видит гугломобиль, то система отрывисто посигналит два раза. В случае более серьезной ситуации беспилотный автомобиль использует длинный непрерывный сигнал.
В мае 2016 года эксперты из Технологического института Джорджии (США) представили модель управления, позволяющую беспилотному автомобилю совершать маневры в экстремальных ситуациях. В основе концепции лежит уникальная модель предвосхищающего пути интегрального контроля (MPPI). Она призвана решить вопрос нелинейной динамики в рамках управления машиной при движении в непосредственной близости от препятствий. Такая система, кроме всего прочего, позволит автопилоту эффективно совершать обгоны.
Безопасность
Конечно, больше всего экспертов волнует безопасность. Именно ради этого и затевался весь сыр-бор. Если беспилотные автомобили не докажут, что они менее опасны, чем управляемые, то и вся концепция потерпит крах. Однако вероятность этого незначительна. Аварии с участием беспилотников редки: на момент начала июля 2015 года было зафиксировано четырнадцать аварий с участием автомобилей Google. Эта цифра может показаться внушительной, но не стоит забывать, что в случае с самоуправляемыми авто фиксировались любые, даже самые незначительные происшествия. Произойди они с обычными водителямм, они бы, возможно, вообще никак не регистрировались.
Беспилотный автомобиль Google / ©Википедия
В целом, перспективы беспилотников весьма и весьма хороши. Ни одна из описанных выше трудностей не может стать серьезным препятствием на пути к господству беспилотных автомобилей.
naked-science.ru
Автопилотируемые машины | Журнал Популярная Механика
Ездовая презентация проекта SARTRE, состоявшаяся на полигоне компании Volvo близ Гетеборга, оказалась для меня куда менее захватывающей, чем я ожидал. И я с радостью сообщил об этом принимающей стороне — ведь для инженеров Volvo не найти лучшего комплимента.
Сергей Апресов
19 ноября 2012 00:00
Мое олимпийское спокойствие в весьма щекотливой ситуации — целиком и полностью их заслуга. А ситуация и впрямь кому угодно пощекотала бы нервы. Впервые в жизни я сидел на водительском кресле авто, движущегося со скоростью 90 км/ч, полностью убрав ноги с педалей, отпустив руль и отвернувшись от лобового стекла. Я попивал кофе и пролистывал свежую прессу, пока автомобиль вел себя сам.
Благозвучная аббревиатура SARTRE (SAfe Road TRains for the Environment) означает безопасные и экологически дружелюбные дорожные поезда. Помимо Volvo в проекте участвуют такие компании, как Ricardo (Великобритания), IDIADA и Tecnalia (Испания), Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена (Германия), Технический исследовательский институт Швеции и другие автомобильные гранды. Чтобы представить публике полностью работающую систему, блестяще проявившую себя не только на полигонных тестах, но и во время более чем 100-километрового автопробега по дорогам общего пользования в Испании, партнерам пришлось потратить более трех лет на разработку концепции дорожных поездов, алгоритмов взаимодействия автономных транспортных средств, написание и тестирование программного обеспечения. Однако в том, что касается железа, SARTRE — целиком и полностью технология сегодняшнего дня. Для связи между «локомотивом» и «вагонами» используется обычный Wi-Fi, а сами автомобили контролируют дорожную обстановку с помощью датчиков системы City Safety, которой оснащаются все современные Volvo.
Из двух миров
По меткому замечанию Эрика Коэлинга, технического гуру Volvo, SARTRE объединяет в себе лучшие качества двух миров — автомобильного и общественного транспорта. Ни с чем не сравнимые комфорт, мобильность и безопасность личного авто сочетаются с возможностью довериться профессиональному водителю и передать ему управление на скоростных магистралях.
Водитель управляет грузовиком во главе колонны. Информация обо всех его действиях — о каждом повороте руля и нажатии на педаль — мгновенно передается легковым автомобилям, следующим друг за другом на дистанции 4−6 м. Время прохождения сигнала столь мало, что им можно пренебречь. Передающийся сигнал Wi-Fi более мощный, чем тот, что мы используем дома, однако его мощность не является критическим фактором: автомобили могут принимать сигнал как напрямую от грузовика, так и от соседей по потоку.
Система Volvo City Safety включает видеокамеру (она следит за дорожной разметкой, габаритными огнями соседей по потоку и пешеходами), радар дальнего действия (используется для работы адаптивного круиз-контроля с автоматическим поддержанием заданной дистанции) и прецизионный лазерный сканер ближнего действия (отвечает за автоматическое торможение до полной остановки в пробках и на низких скоростях). Зная точную дистанцию до впередиидущего транспортного средства, автомобиль может рассчитать временную задержку, с которой нужно повторять все управляющие действия водителя-лидера. «Грузовик как будто разбрасывает за собой конфетки, которые подбирают легковые машины», — шутит господин Коэлинг.
На практике процесс выглядит следующим образом. Приблизившись к каравану на расстояние прямой видимости, водитель получает возможность присоединиться к колонне, нажав соответствующую кнопку на экране навигационной системы. Получив подтверждение от лидера каравана, он пристраивается в хвост колонны. Активируется радарный круиз-контроль, и автомобиль сам подходит к колонне на заданную дистанцию (4−6м). Почувствовав, что рулевое колесо поворачивается самостоятельно, можно смело передать управление машине.
Цель создателей SARTRE — обеспечение минимальной дистанции между автомобилями в колонне. Уменьшение дистанции дает целый ряд преимуществ: автомобили легче идентифицируются как колонна — значит, будет меньше желающих вклиниться между ними; малая дистанция дает экономию топлива за счет снижения аэродинамического сопротивления; чем меньше места колонна занимает на дороге, тем ниже вероятность возникновения заторов.
Поезда против пробок
Возможность переложить бремя управления машиной на чужие плечи — не единственный плюс SARTRE. В списке преимуществ системы ее создатели упоминают безопасность, экономичность, бережное отношение к окружающей среде и даже весомый вклад в борьбу с пробками. Ведущим грузовиком управляет профессиональный водитель. Он хорошо обучен, внимателен и трезв как стеклышко. Перед каждой поездкой он вставляет в картридер электронные права и проходит проверку на алкотестере, иначе двигатель грузовика не заведется. Закон, по крайней мере в Швеции, запрещает ему управлять машиной более четырех часов подряд. Так что приходится признать, что этот человек ведет автомобиль и следит за дорожной ситуацией куда лучше, чем любой из нас.
На опасность, замеченную водителем, все автомобили в караване реагируют одновременно. На полигоне нам продемонстрировали экстренное торможение со скорости 90 км/ч до полной остановки при четырехметровой дистанции между авто. Со стороны это выглядело так, как будто машины движутся на жесткой сцепке: на протяжении всего замедления дистанция между ними оставалась неизменной.
Даже между собой создатели SARTRE пока не могут прийти к согласию, что именно можно делать за рулем дистанционно управляемого автомобиля и чего нельзя. Наиболее яркий пример — сон. Как быстро разбудить спящего водителя, если срочно понадобится его вмешательство, и как не дать ему заснуть, если сон признать недопустимым?
Каждый из ведомых автомобилей способен самостоятельно инициировать экстренное торможение и остановить все машины, следующие за ним. Это необходимо в маловероятном случае возникновения препятствия между участниками каравана, будь то выбежавшее на дорогу животное или не в меру активно перестраивающийся мотоциклист. Препятствие обнаруживается с помощью камеры или лазерного дальномера, которые входят в систему City Safety. После того как опасность миновала, дистанция между машинами автоматически увеличивается, и караван плавно расформировывается. Разумеется, водители ведомых автомобилей заранее получают предупреждение о необходимости взять управление на себя.
www.popmech.ru
Будут ли популярны беспилотные автомобили?
На самом деле, наиболее вероятный сценарий для беспилотных автомобилей в частном потребительском секторе – ровно такой же, какой был у 3D-телевизоров в последние годы. Для тех, кто справедливо не понимает, о чем речь, поясним: их эпоха закончилась, на начавшись – несколько лет 3D-телевизоры преподносились как новая веха в развитии этой техники, затем они триумфально вышли на рынок, гордо заняли полки магазинов и… остались красиво пылиться там, где их поставили. Массовый потребитель просто не понял, зачем ему нужна вся эта морока с очками при просмотре прогноза погоды, да еще и с доплатой, когда современные фильмы при желании можно посмотреть в кинотеатре в куда лучшем качестве, а количество подходящего контента еще недостаточно даже для обычных Full HD телевизоров. Слегка обогнав свое время и оставшись ненужным усложнением, 3D-телевизоры быстро ушли на второй план, уступив место новому тренду – очкам виртуальной реальности. Но это уже совсем другая история.
Зачем мы дали такой подробный экскурс по непрофильной теме, спросят некоторые? Да затем, что в предыдущем абзаце дано буквально «краткое содержание» того, что с наибольшей долей вероятности ждет главных героев текста – «дорожные беспилотники». Разумеется, речь идет о потребительском сегменте – в целом у автомобилей с автопилотом будет достаточно работы.
Разумеется, автопилот – это важно
Было бы странно ставить под сомнение значимость и уровень разработок, посвященных автономному вождению. На данный момент практически все крупные концерны имеют собственные наработки в этой сфере, а какие-то из них добились весьма значительных успехов. Так называемые гугломобили, например, уже прошли суммарно более миллиона километров в реальных дорожных условиях и сделали это довольно-таки безопасно. Ну, не считая «подрезанного» автобуса в феврале этого года.
В Google отреагировали традиционно быстро и заверили всех, что «внесли в программное обеспечение изменения, благодаря которым автомобили с автопилотом будут учитывать то, что автобусы и другие крупные транспортные средства не склонны уступать дорогу при перестроении», что поможет избежать подобных ситуаций в будущем. Для нас этот инцидент любопытен даже не подробностями ДТП и не фактом своего наличия, а пониманием уровня систем автопилотирования, который достигнут к настоящему моменту: он изрядно высок.
Тест-драйвы / Новые авто
Шоу «Самый умный»: тест-драйв Mercedes-Benz E-classПортугальская гоночная трасса Эшторил. Инструктор, который демонстрирует интеллектуальную мощь новинки, похоже, впечатлен не меньше моего. Вот он якобы отвлекся и направил машину в лоб подставному встречному транспорту....
10403 0 17 08.04.2016
Никто давно не ставит под сомнение возможность сосуществования автопилота и человека на одной дороге, и это подтверждается уже на самых высоких уровнях. Так, американское Национальное управление безопасности движения на трассах (NHTSA) постановило, что разработка нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию автопилотируемых автомобилей, должна быть завершена уже к лету этого года!
Как сообщает Engadget.com, Ассоциация мировых автопроизводителей всерьез обеспокоена этим, считая, что темпы законодательной интеграции автопилота в нашу жизнь изрядно форсированы. Ведь текущий уровень систем автономного управления, представленных в потребительском секторе, сильно разнится – какие-то автомобили могут частично брать управление на себя практически на любых скоростях, а какие-то ограничиваются «пробочным» режимом, какие-то умеют менять полосы и перестраиваться, а какие-то обучены лишь держать текущую полосу движения.
Однако европейский комитет по проведению краш-тестов Euro NCAP уже ввел в список тестируемых систем ассистенты экстренного торможения: «при оценке уровня защиты пешеходов автомобили, показывающие хорошие результаты в стандартных тестах, теперь могут заработать дополнительные баллы при наличии у них системы автономного экстренного торможения, распознающей пешеходов».
Любопытно и следующее уточнение о расчете баллов: «электронная система курсовой устойчивости теперь удалена из списка устройств обеспечения безопасности, поскольку все автомобили должны по закону иметь такую систему». Темпы впечатляют: еще через три-пять лет и автоматическое торможение перед пешеходом вполне может стать обязательным атрибутом…
Работа для робота
Статьи / Дороги
Еще не KITT, но уже близко: первый в истории автопробег на автопилотеДа, и мы тоже не шутим (хотя умеем). 22 марта от моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско стартовал первый в истории автопробег, в котором слово "авто" означает исключительно автомобиль, без помощи...
4802 3 8 23.03.2015
Не вызывает сомнений и то, что в ближайшее десятилетие автомобили с автономным управлением займут свои ниши. Перевозка пассажиров по фиксированным маршрутам – поначалу в студенческих городках, кампусах и прочих некрупных объектах, а затем, вполне возможно, – и по открытым городским маршрутам, транспортировка грузов между близлежащими производственными объектами, и даже частично автоматизированные таксопарки – все это вполне имеет право на существование и, скорее всего, подтвердит это на практике.
Это становится тем более ясно, что вполне осязаемые планы по реализации подобных проектов озвучиваются регулярно. Причем в общей массе звучат голоса не только крупных зарубежных автоконцернов – российские производители тоже не остаются в стороне. Пока Google, Audi, Kia, Hyundai, Ford и многие другие получают лицензии на проведение открытых тестов, подразумевающие свободную эксплуатацию автономных машин на дорогах общего пользования (главным образом, в США), о своих планах заявляют, например, КАМАЗ и Volgabus.
Не стоит забывать и о применении автопилота в военной технике – как ни крути, это огромный рынок, и разработки на нем ведутся уже давно. Пока уровень развития «самоходных» боевых и не очень машин не поражает воображение, но абсолютно ясно то, что при должной реализации они могут стать весьма серьезным орудием в умелых руках. Ведение боевых действий, наземная поддержка пехоты, оперативная транспортировка личного состава и грузов, эвакуация раненых с линии огня – вот только самые очевидные сферы применения автопилотируемых машин, и это понимаем не только мы с вами.
Так что же?
Все вышеперечисленное лишь подтверждает мнения о том, что автомобили, оснащенные автопилотом – наше будущее. Но так ли это? Задайте вопрос себе: а вы готовы отдать управление автомобилем на откуп автопилоту? Не спешите с ответом, представив себе идеализированную картину, где вы расслабленно движетесь по автобану, нежась в сладкой дреме по пути на работу, или читаете интересную книгу, пока автомобиль неспешно катит вас по улицам большого города: реальность будет иной. Да и не это главное.
Готовы ли вы отказаться от управления автомобилем вообще?
Отказаться от ощущения контроля над машиной, от возможности получить удовольствие от каждой поездки, от игры рулем и педалями? Идея автопилотируемого автомобиля для каждого потребителя противоречит самой сути развития автопрома: из года в год нам показывают все более быстрые, комфортные, управляемые и драйверские машины, чтобы в итоге… отказаться от драйва? К этому ли мы стремились?
Иметь возможность комфортно постоять в пробке, не заботясь о постоянном перемещении на полметра вперед раз в минуту, или обеспечить помощь начинающему водителю, неуверенно чувствующему себя в плотном городском потоке – это одно. Полностью отказаться от повседневного управления автомобилем, лишь задавая ему маршруты – совсем другое. Разумеется, некоторые возразят – мол, руль и педали у вас никто не отнимает, водите себе на здоровье, если есть желание. Но тогда возникает другой резонный вопрос – станет ли потребитель переплачивать за то, чем не будет пользоваться на постоянной основе? И вот тут мы снова возвращаемся к 3D-телевизорам…
Потребительский сегмент не станет массовым для автопилотируемых транспортных средств – по крайней мере, до тех пор, пока не переродится само понятие автомобиля. Возможно, когда-нибудь он станет пережитком прошлого, а процесс перемещения из точки А в точку В не будет связан с вождением вообще – но это, скорее, тянет на малонаучную фантастику. Реальность же такова, что, пожалуй, единственная целевая аудитория подобной техники – домохозяйки, для которых вождение является ненужным стрессом и вынужденной необходимостью и которые готовы полностью отказаться от вождения так же, как от ручной стирки белья и мытья посуды. Не нужно иметь бензин в крови и быть прожженным «петролхэдом», чтобы получать удовольствие от самого процесса вождения, равно как и для того, чтобы понимать, что это – одно из тех немногих развлечений, что доступны нам каждый день.
Кто станет покупать мощный автомобиль последней разработки....
... и переплачивать за V8, если управление всем этим останется прерогативой трек-дней или редких выездов за город? Кто будет готов отдать деньги за полный привод, если факт его использования будет ощущаться не больше, чем страхование пенсионных накоплений? Кому, в конце концов, потребуется подогрев руля, если прикасаться к нему придется лишь для переключения треков в плейлисте?
Вместо заключения
Все эти вопросы не требуют ответов, так же, как справедливость утверждения о бесперспективности автопилота в потребительском секторе не требует аргументации. Но мы ее все-таки привели.
А в качестве заключения взгляните на эту милейшую тетушку, которая пользуется современнейшими достижениями автомобильной индустрии, и узнайте в ней себя – по крайней мере, в первые два месяца реального использования автопилота.
А вы готовы полностью отдать управление автомобилем автопилоту?www.kolesa.ru
Автомобиль на автопилоте: первый автопробег
Да, и мы тоже не шутим (хотя умеем). 22 марта от моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско стартовал первый в истории автопробег, в котором слово «авто» означает исключительно автомобиль, без помощи водителя знающий, куда и как ему ехать. Хотя, отметим справедливости ради, за рулем и будет сидеть человек, назвать его «водителем» не поворачивается язык. В его обязанности входит наслаждаться поездкой, разглядывать окрестности, общаться по телефону, рассказывая, как проходят испытания, и между делом присматривать за тем, чтобы аппарат, в котором он находится, не делал ошибок (на самом деле мы шутим – он будет полностью сконцентрирован).
А пока он будет следить за движением, полностью автономный Audi SQ5, под завязку напичканный современнейшей электроникой, проделает путь в невероятные 5 630 километров, добираясь по дорогам общего пользования до главного мегаполиса США – Нью-Йорка. Организатор этого пробега – компания Delphi, чьи технологии и используются в этом амбициозном проекте. Для самой Delphi это не только возможность продемонстрировать свои новейшие разработки в сфере активной безопасности, но и собрать новую информацию, получить новый опыт и продвинуться еще на шаг вперед в этой области.
Что же у него внутри?
Техническая сторона вопроса, пожалуй, представляет наибольший интерес. Автомобиль и вправду нафарширован технологиями, как голубцы мясом. За «обзор» отвечают целых пять радаров – один «дальнобойный», смотрящий, естественно, вперед, и еще четыре по углам, которые служат для контроля за дорожной обстановкой и расстоянием до близлежащих объектов.
Но не радарами едиными управляется автомобиль. Еще в нем есть три камеры, также позволяющие отслеживать происходящее вокруг, и целых шесть лидаров – оптических устройств, определяющих расстояние до окружающих предметов. Разумеется, в список оснащения входит и высокоточная система GPS, «рассказывающая» машине, где же она находится.
Еще более разумеется, что все прочие системы активной безопасности, изначально заложенные в автомобиль, также служат для общего блага. Все вышеперечисленное должно чем-то управляться, и тут тоже все продумано: данные с оборудования централизуются и аккумулируются в блоке управления на базе современного микропроцессора, позволяющего оперативно их обрабатывать и давать команды по управлению согласно запрограммированным алгоритмам.
Машина умеет все, что должен уметь современный водитель. В этом ей помогают такие системы, как ассистент движения в пробках, автоматизированная система управления движением на шоссе с возможностью смены полос и въезда на магистраль и съезда с нее, автоматизированная система передвижения в городе и система автоматизированной парковки. Многовато «автоматизированности»? Да нет, вам показалось. Кофе ведь машина все равно еще не варит.
Шеф, куда едем?
Маршрут автопробега также вызывает уважение. Согласитесь, звучит впечатляюще: более пяти с половиной тысяч километров по оживленным шоссе и запруженным городским улицам, в разных и непредсказуемых погодных условиях, в не менее разных и непредсказуемых дорожных ситуациях, и все это без постороннего участия и помощи со стороны водителя. Учтено, в общем-то, все, начиная от преодоления сложных участков рельефа до безопасного обгона велосипедистов. Но есть вещи, которые учесть нельзя – например, ошибки со стороны некомпьютеризированных участников движения, ведь «чайников» и лихачей никто не отменял.
Задача, стоящая перед автомобилем, – пересечь Штаты слева направо и финишировать на берегу Атлантического океана. Точного времени финиша нет, но цель – прибыть на первую неделю международного автосалона в Нью-Йорке. Да и нет смысла в том, чтобы загадывать время прибытия с точностью до минуты: помимо вышеупомянутой непредсказуемости маршрута, «слабым звеном» в путешествии все равно становится водитель (хотя, казалось бы!), ограничивая время передвижения шестью-восемью часами в день.
Машина уже не первый месяц бороздит просторы. До этого она прошла суровый «курс молодого бойца» на оживленных улицах Лас-Вегаса, успешно справившись с возложенными на нее задачами. Теперь посмотрим, что у нее получится на столь разноплановом и сложном маршруте.
Братья по разуму
Рассказывая о таком проекте, нельзя не упомянуть о других аналогичных разработках, тем более что их немало. В числе основных выделим таковые от Google, Ford, Volvo и Volkswagen. Недавно о своих намерениях разрабатывать автомобили с автопилотом заявила и корпорация Apple. Хотя что там Apple, даже КамАЗ работает над созданием «беспилотника»! В компании планируют произвести первые образцы для проведения тестов уже в этом году, а в дальнейшем добиться таких же результатов, каких уже добилась на сегодняшний день Delphi.
«Самоходная повозка» от Google же является, наряду с героиней сегодняшней статьи, одной из наиболее успешных и динамично развивающихся. Если, например, Volvo работает над созданием полностью автономного автомобиля с 2014 года, то Google – как минимум на три года больше.
Тем не менее некоторые технические детали все еще остаются нерешенными. Так, гуглмобиль пока не может определять характер препятствия на дороге (например, отличать скомканную бумажку от камня) и отличать людей друг от друга (например, чтобы следовать указаниям регулировщика, но при этом игнорировать обычных пешеходов).
На первых этапах корпорация использовала для проведения тестовых испытаний автомобили Toyota Prius, которым впоследствии компанию составили Lexus RX450h и даже одна Audi TT. А в 2014 году было представлено транспортное средство собственной разработки, в котором органы управления почти полностью редуцировались.
В ходе тестов автомобили прошли уже более миллиона километров, что кажется колоссальной цифрой. Примечательно, что за все это время они не стали виновниками ни одной аварии, единственное ДТП с участием «беспилотного» автомобиля произошло в 2010 году, когда в него сзади врезался другой участник дорожного движения (было еще одно ДТП в 2011 году, но в Google заявили, что в тот момент автомобиль управлялся человеком).
Разнятся и прогнозы автопроизводителей. Одни, такие как Audi, полагают, что полноценный выпуск самоуправляющихся автомобилей будет налажен через 10 лет, другие, например упомянутый ранее Google, называют куда более короткие сроки – 5 лет, а при успешном ходе событий даже пары лет может быть достаточно для начала массового производства таких машин.
А судьи кто?
Но в любом случае определять будущее всех этих передовых разработок будут и простые люди – покупатели. Именно от них частично зависит, насколько широким будет распространение автомобилей с автопилотом. Например, опросы, проведенные в 2014 году в США, выявили, что более 3/4 водителей в будущем стали бы рассматривать возможность приобретения такого автомобиля, а при условии, что страховка для них будет стоить дешевле, число согласившихся выросло до 86%. Более того, почти 32% заявили, что вообще перестанут водить самостоятельно, если появится возможность этого не делать, используя автопилот.
Разумеется, рынок и контингент водителей США достаточно специфичны и не могут служить однозначным мерилом для всего мира. Хотя нам кажется, что экономные европейские водители также могут отдать «бразды правления» электронному помощнику при условии, что он будет не только экономно управлять их дизельным Поло, но и давать другие налоговые и финансовые преимущества.
<a href=»http://polldaddy.com/poll/8749375/»>Хотели бы вы себе машину с автопилотом?</a>
Читайте также:
www.kolesa.ru
Автопилот: шесть шагов для безделья
Принято считать, что есть пять уровней автономности автомобилей. Но на самом деле их шесть, просто начинается подсчет с так называемого Level 0. И — вот это сюрприз — «нолик» получают не только старые 20-летние рухляди, которым пора на свалку. Подавляющее большинство современных автомобилей имеют нулевую автономность. То есть в них водитель должен постоянно контролировать как «продольное» управление автомобилем (то есть разгон, торможение), так и «боковое» (то есть поворачивать руль). При этом всевозможные электронные помощники в машинах могут быть. Но они либо выдают предупреждения об опасности, либо вмешиваются в процесс управления, когда автомобиль попал в какую-то сложную ситуацию.
Level 1. Помощники
На этом уровне в машине появляются первые зачатки автопилота. Человек по-прежнему активно вовлечен в процесс управления, но он может доверить электронике контроль над динамикой или рулением. Правда, лишь в определенных условиях. На многих современных машинах элементы этого уровня уже есть. Например, вы можете на скоростной магистрали включить адаптивный автопилот, который сам тормозит или разгоняется. Автомобили первого уровня автономности продаются уже сейчас. Но, как правило, речь идет о дорогих моделях премиум-класса.
Level 2. Частичная автоматизация
На этом уровне электроника должна отвечать как за «продольные» процессы, так и за «боковые». То есть теоретически автомобиль уже способен ехать сам по себе. Но далеко не во всех условиях, а водитель обязан постоянно следить за дорожным движением и в любой момент взять управление на себя. Второй уровень автоматизации сейчас начинает появляться на новых моделях. Он уже есть в «Теслах», он будет в новой Audi A8 и других машинах.
Level 3. Условная автоматизация
Вот тут уже все гораздо серьезней. В машинах третьего уровня водитель сможет отпускать руль (но не на всех дорогах). Например, при движении по ровному автобану можно будет полностью расслабиться. При этом машина сама будет распознавать достижение своих пределов и требовать от человека вмешаться в процесс управления. Пока таких авто в продаже нет (что бы нам ни говорили фанаты «Теслы»). Мало того, даже если они и появятся, то... сейчас на них нельзя будет ездить в большинстве стран мира. Ведь венская конвенция о дорожном движении от 1968 года говорит, что водитель обязан контролировать автомобиль все время. То есть, чтобы «третьи» машины появились на дорогах, придется изменить законы!
Level 4. Высокий уровень автоматизации
Здесь человек будет призываться лишь в некоторых особо сложных случаях. Например, в условиях плохой видимости, отсутствия нормальных дорог и так далее. Но во всех стандартных ситуациях — только автопилот. При этом машина сможет ездить вообще без водителя. Например, на парковке. Кстати, Mercedes-Benz недавно показал, как будет работать подобный «автоматический» паркинг. Смотрим видео.
Level 5.
Машины будут ездить сами по себе. Руля и педалей не будет! Пока никто не может сказать, когда появятся автомобили этого уровня. Но работы уже идут! Например, на автосалоне в Женеве в марте этого года Volkswagen представил модель под названием Sedric (расшифровывается как «self-driving car»). Sedric управляется по принципу «одного нажатия» с помощью специального ключа OneButton. Нажав кнопку на устройстве, владелец в прямом смысле слова вызывает свой автомобиль. Все управление происходит исключительно с помощью голосовых команд: пассажиры просто говорят автомобилю, куда им нужно приехать и какой фильм они планируют посмотреть.
auto.mail.ru
АВТОСТАТ | Машина на автопилоте
Мировые автопроизводители вплотную подошли к установке на серийные автомобили функций автопилота. Испытания этих систем проходят успешно.
Автомобиль едет по дороге без участия водителя – эта фантастическая картина скоро станет реальностью. Ведущие автоконцерны активно разрабатывают системы, позволяющие машине самостоятельно разгоняться, тормозить и даже маневрировать без участия человека.
Развитие функций автопилота в мировом автопроме идет по трем основным направлениям. Первый и самый простой тип основан на электронных системах, которые уже давно работают в серийных автомобилях.
Система такого плана – Traffic Jam Assist («Система помощи в пробках») – недавно была представлена журналистам инженерами Ford в европейском исследовательском центре компании в немецком Аахене. Оснащенный такой системой автомобиль может двигаться в плотном дорожном потоке без участия водителя: машина сама остановится, если остановился впереди идущий автомобиль, сама начнет набирать скорость, когда двинется поток. Наконец, машина сама поворачивает вслед за изгибом дороги. Водитель при этом может сидеть на своем месте скрестив руки и не касаясь ни руля, ни педалей, ни каких-либо других рычагов управления.
При всей кажущейся революционности такой системы, по сути, в ней нет ничего принципиально нового. Traffic Jam Assist работает на основе двух уже внедренных в массовое производство электронных функций. Первая – активный круиз-контроль, когда, получая данные с радара, машина сама притормаживает или разгоняется в соответствии с режимом движения впереди идущего автомобиля. Вторая – так называемая Lane Assist – система слежения за дорожной разметкой, когда по сигналу оптического датчика машина может подруливать и возвращаться в свой ряд, если она вдруг начала пересекать дорожную линию. Обе эти функции уже давно доступны на автомобилях даже массового класса, их работу просто объединили, чтобы машина сама ориентировалась в пробке.
С функцией Traffic Jam Assist от Ford машина может самостоятельно двигаться со скоростью до 50–60 км/ч, а полная остановка будет происходить на расстоянии трех метров до впереди идущего транспорта. Впрочем, создатели новой системы говорят, что полностью расслабляться и, скажем, читать газету за рулем водителю все же не стоит. «Мы подчеркиваем, что новая система лишь помогает водителю, а не заменяет его, – говорит Вей Торстен, инженер Ford. – Используя ее, водитель не должен отвлекаться, ему нужно продолжать следить за дорогой, чтобы в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки».
Представители Ford говорят, что автопилот для пробок появится на серийных автомобилях в течение ближайших двух-трех лет. Помимо Ford над внедрением подобных систем работают многие другие автомобильные компании. В частности, об аналогичных разработках говорят в премиальной немецкой тройке – Audi, BMW и Mercedes-Benz. Так, представители Audi заявляют, что их новая система с таким же названием, Traffic Jam Assist, уже в течение ближайшего года появится на обновленном флагмане марки –Audi A8.
Последние системы автопилота не только могут работать в пробках, но и готовы брать на себя управление при движении на скоростных трассах. Например, об успешном испытании Temporary Auto Pilot («Временный автопилот») рапортует концерн Volkswagen. «Временный автопилот» работает по тому же принципу, что и Traffic Jam Assist, то есть на основе действия активного круиз-контроля и системы слежения за разметкой, и позволяет водителю быть свободным от управления на весьма приличной скорости – до 130 км/ч.
Одновременно инженеры пытаются интегрировать системы автопилота с системами спутниковой навигации – так автоматика будет более точно управлять автомобилем. Например, о подобных разработках заявляют представители Cadillac – их Super Cruise будет интегрироваться с данными спутниковой навигации. На серийных автомобилях она появится предположительно в 2015 году.
В разработку систем автоматического управления автомобилем сейчас включены не только автопроизводители, но и представители других высокотехнологичных компаний. Например, Google заявляет о том, что проводит успешное испытание машины-робота, которая самостоятельно может передвигаться по дорогам с использованием навигационных карт, а также с применением радаров и камер наблюдения. В Google говорят, что их машина без участия человека преодолела по дорогам США уже более полутора тысяч километров, правда, для подстраховки за рулем всегда сидит водитель.
На электронной сцепке
Более надежны автопилоты второго типа. Их работа основана на слежении за впереди идущим автомобилем. Недавно Volvo заявила об успешном испытании на дорогах общего пользования системы SARTRE (Safe Road Trains for the Environment – «Экологически чистые автоколонны»).
Суть метода в том, что автомобиль как бы управляется впереди идущей машиной. По замыслу разработчиков, это должно выглядеть так: водитель приближается к впереди идущему автомобилю, ждет, когда активируется система, и с помощью беспроводных устройств автомобиль оказывается на своеобразной электронной сцепке – то есть точно следует за передней машиной.
Представители Volvo заявляют, что такая версия автопилота более безопасна и удобна. По их словам, водитель в этом случае может полностью довериться системе и не следить за дорогой. В пути он запросто может листать газету, смотреть видео или печатать на ноутбуке. Точные сроков появление новой системы на серийных машинах в компании пока не называют, но говорят, что это может произойти в течение нескольких ближайших лет.
Наконец, третий и, пожалуй, самый эффективный тип систем управления машиной без водителя построен на том, что автомобиль будет сам активно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, а также с дорожной инфраструктурой.
Над такими системами, которые условно называются коммуникациями vehicle-to-vehicle («машина-к-машине») или vehicle-to-infrasructure («машина-к-инфраструктуре») работают почти все ведущие мировые автоконцерны. Например, General Motors заявляет, что элементы этой системы могут появиться к 2020 году.
Все машины на дороге, а также светофоры, пешеходные переходы и другие объекты дорожной инфраструктуры получат специальные датчики, которые будет оперативно обмениваться сведениями. В этом случае приближающаяся к перекрестку машина сможет сама притормозить, если, скажем, получит информацию, что на перекресток резко выскакивает другой автомобиль. Или же приближающаяся к светофору машина сама может «понять», успеет ли она пересечь перекресток до того, как загорится красный свет. И в зависимости от этого автомобиль притормозит или, наоборот, слегка ускорит движение.
Безусловно, такой подход к освобождению водителя от управления автомобилем – самый безопасный. Однако понятно, что он потребует больших затрат и времени на установку датчиков на сами машины и на всю дорожную инфраструктуру. Но эти усилия будут вполне оправданны – например, в Японии, в так называемом Toyota-City (производственном центре близ города Нагоя), инженеры ведущей японской автомобильной компании уже создали экспериментальную площадку, где машины вполне успешно передвигаются без участия водителя, получая данные от установленных на дороге датчиков. Человеку остается только сесть в машину в роли пассажира, а до места его доставит автомобиль-робот.
Ну а что касается Ford, то помимо системы автопилота в пробке компания в своем европейском научном центре представила еще ряд интересных новых разработок. Это, например, кресло, в которое встраиваются датчики, способные отслеживать частоту сердцебиения человека и таким образом следить за кардиологическими показателями его здоровья. Если данные не лучшие, может последовать предупреждающий сигнал или машина сама может отправить тревожное сообщение лечащему врачу.
Наконец, на презентации в Аахене Ford объявил, что первым в Европе начинает оснащать сиденья задних пассажиров надувными ремнями. На таком новом ремне безопасности крепится подушка, которая в случае аварии моментально надувается. Площадь соприкосновения тела с ремнем увеличивается, и снижается риск получения травмы. Ford уже более года устанавливает такие ремни на своих машинах в США, где они пользуются большим спросом. В Европе же первые надувные ремни будут устанавливаться на обновленную модель Ford Mondeo, премьера которой состоится на Парижском автосалоне осенью.
«Эксперт-Авто»
www.autostat.ru